За дело Ленина, 1992, № 110

СЕНТЯБРЯ 1 9 9 2 ГОДА. СУББОТА № 1 1 0 ( 7 0 5 8 ) ОР ГАН С Е В Е Р НОГ О Р А Й О Н Н О Г О СОВЕТА НА Р ОДНЫХ ДЕПУТАТ ОВ Н О В О С И Б И Р С К О Й ОБ ЛАС Т И Ос но в а на 20 июля 1935 г. ♦ ф ВЫХОДИТ ТРИ РАЗА В НЕ Д Е Л Ю. --------------------- А к т у а л ь н о е и н т е р в ь ю ----------------------- Б у д е т хл е б —б у д е т и сдача Итак, зе м л е д е л ь ц у пришло время окончательного подведения итогов сельскохозяйственного года. Но прежде , чем подсчитать, чем окупился нелегкий труд крестьянина, надо убрать с полей выращенный урож ай , который пока ждет рабочих рук. Но ж а т ­ ва за д е р ж а л а с ь где-то в пути, и по всему чувствуется, что полеводам при дется наверстывать упущенные дни, изыскивать дополнительные резервы , чтобы вовремя убрать х л е ба . А есть ли они, эти резервы, и как планируют нынче з е м л е д е л ь ­ цы вести жатву? Об этом ра ссказывает В. А . СТЕПАНОВ , на чальник отдела механизации , энергетики и транспорта у п р а в л е ­ ния сельского хозяйства. Вопрос: Вл адимир А л ек ­ сандрович, в чем особенность нынешней уборочной с т р а ­ ды'.' Ответ-. Особенность, п реж д е всего, в том, что она з а п о з д а ­ ла недели на две А тут еще и!дут постоянные дожди В е с ­ ной был поздний посев, летом — недобор солнечных дней. II в результате — хлеб недозрел . Значит, с ним придется б о л ь ­ ше работать, чтобы довести до нужных кондиций. А темны уборки необходимо увелими нить, если мы не хотим о с та , вить хлеб п од снег. Вопрос: В такой сложный период какой видится вам роль управления сельского хояяй ства? Ответ: В обстановке с а м о ­ стоятельности меняется и роль управления сельского х о зя й ­ ства. Мы можем советовать, можем помочь в решении некоторых вопросов, например, приобретения запчастей, у с т ­ ранения неисправностей тех ники, но не можем действовать в приказном порядке. Па нерп , од уборки со з д а н а оперативная группа, которая обеспечивает связь колхозов с перерабатывающими и обслуживающими предприятиями. К примеру, в колхозе имени М. Горького возникло ЧП с сушилкой. То ж е самое н колхо з е имени XXII с ъ е з д а КПСС. Пришлось ехать в Новосибирск, решать вопрос с «Аг р оп р ом зн ер г о» . И сушилки действуют. Помогли ф е рм е ру Илихметову ил колхоза «Новая жизнь»: у него вышел из строя рулонынк. Вопрос: Владимир А л е к ­ сандрович, а какова об стан ов ­ ка с комбайнами, горючим, транспортом во время уборки? Ответ: В общем, обстановка довольно благополучная: з е р ­ новые комбайны все на ходу . Но механизаторы пока с о м н е ­ ваются. разворачивать ли кампанию в полную силу . В пос л е д н и е годы почти все площади старались убирать прямым крмбайнированием, о б х о ­ дились б е з жаток. Такая же тенденция сохраняется и нынч е , хотя условия страды с о ­ вершенно иные. II пора полеводам действовать инициативнее . переходить на р а з д е л ь ­ ный способ уборки зерновых, особенно овса. После скашивания использовать каждый погожий час для подбора валков. П потери бу д у т несомненно меньше, чем во время уборки в поздние сроки. когда полетят «белые м у хи » . Наблюдается инертность и в от ношении снабжения горючим. Когда на совещании возник вопрос, кому помочь в вывоз- Не горючего, многие колхозы отказались, мотивируя тем, что справятся своими силами . Но сейчас, когда пришла горячая пора, среди бела дня п р е д ­ с е д а т е л ь хозяйства вдруг мож е т позвонить и сказать: «У меня нет б ензи на» . А г д е же он раньше был, или не чувствовал себя хозяином? Это просто до сих пор сохранилась старая привычка действовать и работать по указке , по инструкции. Совсем иное д е л о в колхозе «Память Ленина», где и пр е д с е да т е л ь и инженер пая служ ба подобные вопросы решают за б л а го р зем е н и о . Вопрс: Но из-за нехватки 'горючего не бывает ли простоев. или есть тажие случаи? Ответ: Пет, и э . з а нехватки горючего техника стоять не должна. Большой дефицит ди з . масла: Но по возм ожности мы завезли его в шесть самых необеспеченных колхозов, выделили по маленькому б е н ­ з о в о з у . Так что пока потерпят. Нам па район нынче дали по фондам 2 2 4 тонны дизмасла . но потом на 5 0 тони сократили поставки. А всего получили пока 1 16 тонн , так что дать всем хозяйствам -требуемое количество просто н е в о зможно . Ну, а бензина малова. то в (колхозах « В о с х о д » , имени Калинина, «VII с ъ е з д Советов*. Однако «Агронром- т р а в с » еж едн евн о отправляет бензовозы в город за горючим и может помочь колхозам, но иногда н сами хозяйства виноваты в несвоевременной д о ­ ставке бензина. Они вовремя не перечисляют з а него деньги А уборочная страда не ждет. Правда, на всякий непредвиденный случай на Северном ф и ­ лиале Барабинской нефтебазы мы с о здал и запас горючего в 15 тысяч тонн. З ав езл и и некоторое количество дизтоплива. так что в сл у ч а е особого напряжения в снабжении горючим воспользуемся этим з а ­ пасом. Вопрс: Владимир Александрович, но кроме горючего ж а ­ тва требует и много другого, в частности, хорошей организации труда. Как тут обстоит дело? Ответ: В этом отношении показателен опять ж е колхоз • Память Л енина» , где проду- # ман и спланирован весь х од уборки. Коллективными звеньями работают механизаторы колхоз а «Н аша Родина». Но за некоторые другие хозяйства есть опасения. Вопрос: Не уйдет ли часть хлеба под зиму, тем более , что нынче колхозы стараются не использовать наемную т е х ­ нику. например, автомашины? Ответ; Д а , машины обходят ся очень дорого. В час чужой автомобиль « с ъ е д а е т » от 2 0 0 до 3 5 0 рублей. Такой расклад ведет к тому, что только транспортировка з е р ­ на от комбайна д о тока с о с т а ­ вляет 3 0 процентов от его себестоимости . Поэтому колхозы думают обойтись б е з привлечения посторонних, но, вероятно, ничего не получится. Когда пойдет массовая уборка, придется обращаться з а помощью и в «Агропромтранс» , и в Новосибирск, ведь в прошлые годы мы привлекали и з города 5 0 — 6 0 единиц транспорта. да из райцентра до 3 0 единиц. Вопрос: Но д а ж е убрав весь урож ай , поторопится ли кре ­ стьянин продать з е р н о г о с у ­ дарству? Ответ: С заключением д о ­ говоров на сдачу хлеба в о з ­ никали недора з ум ен и я . Например, не хотел этого д е ­ лать к олхоз «З ав еты Ильича». И его можно понять: в прошлом году под сдач у хлеба е м у об ещали продать К А М А З , но не продали, вот и нынче возникли сомнения. И все-таки они разрешились. И т е п е р ь— б у д е т х л е б , б у д е т сдача его го с у д а р с тв у . Например, к о л ­ хозы имени М. Горького, им е ­ ни К. Маркса хоть се год н я готовы отправить на х л е б о ­ приемное предприятие з е р н о нового ур ож а я . Б е с е д у вела О. Ф ЕД О Р О В А . У Б О Р К А ИДЕТ В Сибири редко выпадает год. в который бы в той или иной степени не проявлялись черты зоны рискованного з е м ­ леделия . А уж нынче они да ли о с е б е знать с особенной активностью. Во-первых, з а п о здал а в е с ­ на. Она сдвинула сроки сева — и эт о з а д е р ж а л о с о з р е в а . мне « у л ь т у р . Во-вторых, когда посевам требовалась влага. яркое солнце нещадно палило зем л ю . В третьих, к началу жатвы д ож дь стал н е . званным и ежедневным го с ­ тем на полях. Весь этот комплекс слож но стей требует от рядовых крестьян и руководителей хозяйств высочайшего напряжения и четкой органы зации тр уда . Зем ледел ьцы колхоза «Память Ленина» намерены не поддаться капризам сибирской погоды и приложить все силы к успешной уборке урожая. Лишь выглянет солнце, м еха ­ низаторы спешат на поля. считается средним . При нормальной работе техники и терпимых Тюгодных у словиях полеводы хозяйства намерены справиться силами имеющихся в колхозе машин. К т о м у же привлеченный транспорт им буд е т дороговато обходиться. От наличия кормов зависит благополучие зимовки. Об этом знают н помнят в колх о з е «Память Ленина». З д е с ь не намерены допусти ть сокра щения поголевья крупного р о ­ гатого скота, а потому прилагают все силы в со здан ии прочной кормовой базы . По плану намечено заготовить 12 .9 тысячи центнеров сена и 5 6 . 7 тысячи центнеров с е н аж а . Б о ­ льших над еж д на силос . механизаторы нынче не возлагают. Весенняя з а с у х а сд е л ал а свое де л о . Сд ерживает т ем ­ ны заготовок не только погода, но и сокращение количества комбайнов и нехватка за п ­ частей к ним. Но и это п е с т а нет причиной, чтобы х о зя й с т ­ во встретило зи м у б е з надле Владимир. Теперь во Владимире есть настоящий американский коттедж (на снимке). 1 0 студ ен тов Иллинойского унив ер ­ ситета построили его всего лишь за два месяца . Строительство велось под руководством проф ессора Р он ал ь д а Поупа , который является президентом строительной фирмы «С и р и н д и п н т н » ,в зя ­ вшей на себя все расходы. В буд ущ ем , е с л и владимирцам понравится внешний вид м внутренняя планировка котт еджа , ф и р ­ ма «Снрннднпитн» начнет нх строительство на владимирской з е м ­ ле. Этот дом был подарен фирмой г ор оду . По всей видимости. ' Потребность в транспорте на уборке о п ред еля ет ся урожаем Нынче’ у верхкрасноярцев он жащей подготовки. зд ес ь откроются курсы английского языка. с С. Т О П О РИЩ Е ВА . Фото Г. Попова ( И Т А Р - Т А С С ) Цена 25 коп. К о р о т к о -------- ------- о разком Закончился первый месяц подписной кампании. Точных сведений о р езультатах чи ­ тательского спроса ещ е нет, но по всему видно, что э т о б у д у т жалкие крохи о т . той былой массовости периодики, что шла в наши дома. Отошло то время, когда мы умилялись фактом, что мы-де, советские люди, — самая читающая п у ­ блика в мире. Сегодня страсти поубавились. Похудел кошелек подписчиков, значительно по ­ дорожали издания. Вот и приходится читателю подписываться на о дн у .р а зъ ед и н ств ен - ную газету, в *лучшем сл уч а е н на один журнал. У наших почтовских работников сложилось мнение, что районная газета « З а д е л о Л е ­ нина» б удет , пожалуй, самой читаемой, поскольку е е с т о ­ имость, согласитесь, доступная каждому северянину, ♦ * * Год-два назад августовские школьные базары были т р а ­ диционными. Чего только ни продавалось на них?! К этому мероприятию товароведы рай- но готовились зар ан е е . С е ­ годня пустые пачки канцтоваров и детской о д еж ды вы зы ­ вают тоску и уныние. И что с амое обидное — купить ш к о ­ льнику необходимое н ель зя д а ж е и по свободным ц е н а м . . . * * * Похоже, безработица с т а ­ новится «привилегией» не т о ­ лько жителей крупных п ро ­ мышленных центров. Она н а ­ стойчиво «прописывается* и У нас в провинции. На первый день осеннего месяца в с л у ж ­ б у занятости обратилось 1 2 0 человек, т р у д о у ст р о е н о — 5 7 , статус бе зработного при о бр е ­ ли — 2 3 человека. Во всех случаях число ж е н ­ щин преобладает . * * * Трудностей у ф ерм еров д о ­ статочно. Плохо решается про ­ блема социального обе спечени я , не по карману т ехник а . И все-таки д е л о движ ется в п е ­ ред. Это хорошо видно на полях ферм ер ских хозя йств , где дозревает и ра д у е т у р о ­ жай пшеницы и овса. На д н я х фермеры выведут сю да комбайны и жатки, которыми п о ­ обещал помочь дирек тор С е ­ верного ремонтно - технич е ско ­ го предприятия А. М. Глухов. С иными у ж е заключены в з а ­ имовыгодные договора. * * * Каждый год самым слабым местом на уборке у р о ж а я был транспорт. Его всегда катастрофически не хв атало, из- з а эт ого бывало затягивались сроки сбора ур ож ая , д о п у с к а ­ лись огромные потери е го . Нынче из-за дороговизны тран ­ спорта многие хозяйства намерены отказаться от привлеченных машин... Кабы эт о н е привело к простоям к ом ­ байнов, заторам зерн а и п о т е ­ р е урожая.

2 стр № 1 1 0 ( 7 0 5 8 ) . ф 12 сентября 1 9 9 2 года. «ЗА Д Е Л О Л Е Н И Н А » Е ? ' Сельская школа на носом этапе Не забывая настоящего, возродить старое О том, что учебно-воспитательный процесс в школе н у ж ­ но совершенствовать. р а д и ­ кально изменять, сейчас говорят. пишут очень много. П р е д ­ лагаются различного рода ва рианты программ, появляются авторские школы. школы-лицеи. воскресные школы н т. д. Обо всем этом мы слушаем , читаем с упоением и восхище. пнем и, читая, лишь вздыхаем: как все-такн это еще далеко от нас и несбыточно! Ведь в большинстве сельских малокомплектных школ нет ни бп гатых спонсоров, ни те хн и ч е с ­ ки оснащенных кабинетов, ни наглядных пособий по с о в р е ­ менным методикам. Что появляется в сельской школе, это. зачастую , адский труд на э н т у ­ зиазме. героических сельских педагогов. Что делается в нашей школе по совершенствованию у ч е ­ бно-воспитательного процесса? Всем ясно, что главным звеном был и по -прежнему о с ­ тается урок. Поэтому ф ор м и р о ­ вание новых подходов в воспитании должно начинаться и начинается прежде всего с урока , а именно в его н е с т а н ­ дартной форме. Творчество ученика плюс творчество п е д а ­ гога — вот формула нестандартного урока. Й в этом об щем творческом д е л е личность ученика должна раскрываться в полной мере. Это прекрасно понимают учителя нашей, остяцкой, шко- лы, для которых уроки -к онференции, уроки - конкурсы, уроки-диспуты, уроки-аукционы. уроки — занятия в м у зы ­ кально - поэтическом салоне , уроки театральные пред ставл е ­ ния стали обычным явлением. Как правило, на таких уроках и при их подготовке нет скучающих. Для педагогов важно, чтобы каждый ребенок проявил себя в полной мере . раскрыл сво «я* . Не можешь проявить себя как большой знаток к а ­ кой.то науки —• сделай иллюстрацию по теме урока, спой песню, расскажи стихотворе ние. Урок становится центром внимания учащихся, предметом общей заботы. Дети получают удовольствие, а порой и р а ­ дость от того, что знания приходится добывать неизвестным До с и х пор путем — не из у ч е ­ бника. Поиском знаний зан ят каждый не поодиночке, а в группе. Самостоятельная рабо та затем обобщается. Процесс сотворчества приводит к сбл и ­ жению ребят м еж ду собой, у с ­ танавливается в этом процессе и прочный интерес и к личнос- сти учителя, закладываются з а ­ чатки того, что мы сейчас называем демократическим сти лем общения. Этого принципа придерживаемся мы во внеурочных мероприятиях и в управлении шко.- лон. У нас работает совет с т а ­ рейшин. который решает такие вопросы, как органи зация у ч е ­ бного процесса, порядка в школе, свободного времени, взаимоотношений м еж д у в зр о с ­ лыми и детьми, способы книжного, технического, м а т е р и ­ ального обеспечения школы, распределения д е н еж н ы х фон- дов и т. д. Кроме этого, многие с е р ь е з ­ ные вопросы в нашей школе выносятся на широкое о б с у ж д е ­ ние всех ребят и учителей. Вопросы планирования процесса обучения и восинта1Н1я нс Обходятся б е з анализа мнения пе.- дагог-ов и ребят. С этой целью в начале и конце года мы проводим анкетирование. В прошлом году мы провели «День веселой демократии, или День « Все наоборот*. К нему ребята зар анее подготовили «Хартию», в которой были изложены правила и условия жн- сии взрослых и детей. Глав ным условием было то. что маленькие становились большими, а взрослые — детьми. И хотя все проходило в шутливой форме, я дум аю , дети доста точно хорошо усвоили трудности и ответственность в з р о с ­ лых. как нелегок т р уд учителя и директора школы, потому что к концу учебного дня н а ­ ши маленькие педагоги от усталости буквально с ног валились. В этом году мы • планируем попробовать такие формы управления жизнедеятельностью учащихся, как школьный р е ­ ферендум . «сократовские б е с е ­ ды* . «открытый микрофон». Если говорить о формах воспитательной работы в нашей школе, то с л е д у е т сказать, что она в прошлом году велась в основном таким обра з ом , что учитывались интересы, пробле ­ мы учащихся и школы. В основе воспитательной р а б о ­ ты лежали коллективные творческие д ел а (КТД ) и нестандартные формы п р о в е д е ­ ния вечеров, утренников и т. д. Мы старались избежать однообразия форм и большое И З А Р М И И В СЕЛО МОСКВА. В школе ферм еров и арендаторов имени А В Чаянова Московской сельскохозяйственной академии имени К. А . Тимирязева состоялся выпуск первой группы офицеров за паса , решивших раоотать на селе. Будущие ферм еры _ н прошлом офицеры Советской Армии —в ходе учебы зн акомились с сельскохозяйственной техникой, опытом ведения и соз дання фермерских хозяйств России, получили знания но агрономии, зоотехнике, экономике сельского хозяйства. На снимке: директор — координатор компании «Агрот ес» К). Бондаренко вручает свидетельство фермера манору Н Мясни кову. Фото Н. Акимова (И Т А Р — ТАСС). внимание уделяли тому, чтобы каждый ребенок в КТД проявил себя в достаточной сте ­ пени. Есть задатки организатора — б у д ь ведущим на вечере именинников или брейн.ринге. Можешь владеть пером — пиши пародии к конкурсу «Леди и джентльмены». Умеешь петь — пой. Не ум е еш ь петь и танцевать — за ймись оф о р м ­ лением. С большим успехом прошли в школе конкурсы «Леди и дж ентл ьм ены » , «Мисс Совершенство*. новогодний аукцион ярмарка, брейн-ринг. КВН по химии. Но. п ожалуй , самым запоминающимся событием была «Н е д е л я К расавицы .Весны», открывшаяся «Днем в е с е ­ лой демокр атии» . Л там еще «День фантастики и мистифи нации», « Д ен ь фольклора», « Вал Красавицы. Весны >. «День шуточных состязаний». Впечатления от «недели» самые благоприятные. Можно сейчас уверенно сказать. что школа и общество наконец-то повернулись к вопросам морали, права и эстети ­ ки. Наряду с традиционными беседами, диспутами, экскурсиями. в школе работал клуб «Девичьи посиделки >. где девочки - подростки учились свободному общению, рассуж- - дали о девичьей чести и гор до ­ сти, делились кулинарными, космическими секретами, об суждали спорные газетные и ■журнальные статьи на темы морали. Какими правами влад е е т школьник и что он обязан делать, ребята узнали из ф а ­ культативного курса «П одро с ­ ток п з ак он » , который вела В. В. Позднякова. Воспитать человека, богатого душой, с определенными нравственными ценностями, н е ­ возможно б е з приобщения к красоте, прекрасному. Чтобы расширить представления р е ­ бят об эстетике как науке, был со здан факультативный курс «Прекрасное в жизни, природе, .искусстве». Работа его велась таким образом, что мы говорили о специфике науки ¡эстетики. рассматривали категории прекрасного — б е з о ­ бразного. говорили об о с об е н ­ ностях каждого вида искусства. Развитию художественных способностей ребят помогают и кружки художественного и технического творчества, д р а ­ матический, фотокружок и кружок технического творчества. б еседы и лекции на клас- - у .— ------ ■■ --- - ■■ РЯДОМ Сегодняшние перемены в стране коснулись и почтовых работников. Несколько изменился стиль и объем работы, появилось больше проблем и забот . Ввиду удорожан ия тарифов па услуги, стало сложнее обслуживать клиентов, приходится выслушивать недовольство н нарекания не только в адрес руководства, но и. в свой. И лишь благодаря природн ому такту, работникам этой сферы обслуживания у д а ­ ется избежать конфликтов! Четверть века трудится М. Д. Леонова на верх красноярском почтовом отделении. Кроме нее, з д е с ь работает еще и -почтальон, для них он д о б ­ рый наставник и отзывчивый друг. Нагрузка на работников большая, но со своими об я з а н ­ ностями женщины справляются исправно. Сложновато психологически, поскольку не всегда бывают наличные деньги для выдачи пенсий и пособий, не всегда абоненты помнят о р е ­ гулярности и сроках оплаты у с л у г связи , приходится пре дупр еж д а ть их об этом и даж е ходить по домам. Свою рабо ту Мария Деннсо. слых часах о классической и соврем енной музыке, занятия в музыкально .п оэтическом с а л о , не , лит ературны е вечера, в еч е ­ ра п о э зи и . Эмоциональный з а . р я д от таких мероприятий очень высок. Как я у ж е сказала, в своей р аботе мы сочетаем новое и традиционное старое, полож и ­ тельное. Когда-то хорошей традицией в каждой школе б ы ­ ло м у з ей н о е де л о , поисковая работа ребят и взрослых. В 6 0 - е годы был м у з ей и в нашей школе. Работала группа экскурсоводов. Но эн ту зи асты уш ­ ли, экспонаты исчезли, а комнату . где располагался м у з ей , отдали под хозяйственные ну ­ жды. Мы с ребятами решили в о з ­ родить поисковую работу. И начали е е с самого сложного периода нашей истории — с периода сталинских репрессий. Два года ребята из поисковой группы встречались с родными и близкими наших земляков узников Архипелага ГУЛАГ, искали докум енты и т. д. Итогом этой работы стали три альбома, стенд , посвященные жертвйм сталинизма. Мы стали отмечать День памяти р е п р е с ­ сированных односельчан. На следующ ий учебный год план ируем закончить работу по р а з д е л у «Сталинизм в н а ­ шем с е л е » , созда т ь группу э к ­ скурсоводов н первую эк ск у р ­ сию провести 2 6 сентября. Ила ннруем начать работу по сб о р у материала на тему «История нашей школы». Вообще, работа б у д е т планироваться по трем направлениям: — в о зр ож д ение музейных традиций школы. Создание школьных праздников, прежде всего дня нашей школы 2 3 марта; — в озр ождение на б а з е школы традиций русских пра здников: «Рождественская м о ­ з аи к а» . «Русская маслении ц а * . «Н а весенней луж айк е» (Троица) — праздник д е т ­ ского фольклора: — возрождение традиций семьи. Вечер «Семейный пор трёт р а с с к аж е т . . .» . «Бал трех поколений*. Конечно, все то, что уж е о т ­ работано. что получило одобре ние ребят н населения Остяц. ка, б у д е т продолжено, Р. КУЗЬМИНА , преподаватель неполной средней школы, с. Остяцк. С НАМИ вна любит, недаром младшей дочери Татьяне посоветовала идти в новосибирский институт связи . Но, увы, закончив его* и получив высшее образование, девушка оказалась б е з р а б о т ­ ной. — Я состарилась. Ничего, кром е работы, не видела и наших детей то же ведет, — горестно посетовала она на сегодняшнюю жизнь. И тут ж е , махнув рукой, добавила. Ничего, переживем! Уж какое время осилили! В ез отца р о с ­ ли. не допивали, не д о е д а л и . . . По с во ем у характеру Мария Денисовна — оптимист.. Рядом с М. Д. Леоновой не один год трудится Елизавета Петровна Артемьева. Она контролер филиала отделения Сберегательного банка. У нее улыбчиво^ и доброе лицо, т е п ­ лые и ясные глаза, мягкая и ласковая улыбка. Это тот тип внешности, по которому с л о ж ­ но определить возраст. зато легко разглядеть отзывчивость и сердечность , порядочность н веселость. С. СВЕТЛАНОВА. Из Германии в российскую глубинку В поселке Иваньковский Таврило - Посад ского района обо сновался гражданин Германн. . Р е н е Пискер. Два года назад приехал он в Р о с с и ю по приг лишению после окончанш Берлинского к олл едж а . Р е ш и . > пожить в стране и, у зн ав , чт> в Иваньковской с редн ей школ нет учителя немецкого языка предложил свои у слуги. Его охотно взяли. Хот ел ось Рено иметь свою з ем л ю и работать на ней. Для осуществления этой идеи пришлось побегать по инстанциям. Хлопоты у в е н ­ чались у спехом . По р е к ом е н ­ дации областного управления сельского хозя йства , ему выделили в а р е н д у 2 0 гектаров земли. 25-летннй Р е н е эн ер ги ­ чно взялся з а дело . Посеял ячмень и посадил картофель . Мечтает построить небольшой хутор. На снимке: Р е н е Пискер со своим первым приобретением козой Кнопкой. Фото Г. Попова. (И Т А Р — ТАСС). «П А С Е К А » » Р А С Т Е Т О малом предприятии «На сека» читатели нашей газеть узнали в прошлом г оду , ковдч оно только-только д е л а л о иер иые шаги. Ожидать с р а з у бо. льшнх положительных р е ­ зультатов, конечно, нельзя , и поэтому нынче мы с у д о в л е т ­ ворением у зн али , что жители райцентра нынче смогли прноб рестн на предприятии первые 2 0 0 килограммов меда. Что ж, как говорится, лиха б е д а — начало, а дальше д е л о пойдет. Сейчас на « П а се к е » , руководит которой Ф. М. Смирнов, тру. дятся 12 человек. •3а нынешнее лето «Пасекл» значительно выросла и п е р е к ­ рыла те 3 5 п ч ело сем ей , которые погибли прошлой зимой. Сейчас коллектив предприятия имеет д а ж е возможность продать населению о п ред елен н о е количество с ем ей . Имеете с ульем одна семья обойдется покупателю в д есять тысяч р у ­ блей, б е з улья — семь тысяч. «Пасека» з а время своего становления о б зав е л а с ь н еобходимым инвентарем. т е х н и ­ кой. З д е с ь имеются два трактора, комбайн, жатка. Ностро, ен зимовник для пчел. З анимается предприятие и посевом медоносов. Нынче донник посеян на 2 0 гектарах, эспарцет ~на 2 0 , ф а ц е л и я — на 3 0 гектарах. Сеяли также пшеницу — на 3 0 гектарах , о в е с — на 2 5 . ’ гречиху — на 2 0 гектарах С е ­ мена медоносов предприятие оставит для своих н уж д , а часть з е р н о в ы х— продадут . II. Р Е Н Н ,

12 сентября 1 9 9 2 г о д а . ^ | № 1 1 0 ( 7 0 5 8 ) «ЗА ДЕЛО ЛЕНИНА* 3 стр. МОЛОДЕЖЬ ВСТУПАЕТ В ЖИЗНЬ Мы ждем вас, молодые С еверное проф техучилищ е начинает новый учебный год. Каким он б у д е т для педагогического коллектива, для мастеров производственного о б у ­ чения. д л я учащихся, трудно сказать. Но в главных чертах он у ж е вырисовывается. Ясно, что заниматься б у ­ дем по старым программам, то есть б у д ем готовить специалистов массовых профессий, не обходимых с е л у . Прежде всего. конечно, б у д ем готовить механизаторов широкого профиля. ш оф еров . продавцов, повадки, бухгалтеров . Так что в училище вновь буду т и юноши, и девушки. Но и в старую программу уж е ипесены значительные изменения. Они для нас принесли у довлетвор ен ие . Если раньше мы могли варьировать 15-ю процентами программ но св о ем у усмотрению , то т е ­ перь 30 -ю . Что эт о такое. Предположим , на какой-то предмет преду смо трено сто часов. Мы их и должны выполнить. И выполним. Но т е ­ перь буд ем смотреть реально: а н ужно Ли именно сто часов для прохожд ен ия программы? Может, стоит уложиться в 7 0 часов, а оставшиеся 3 0 как бы отдать для зак р е п л е ­ ния навыков по другому предмету. Например, мы вполне можем з а счет о бщ е о б р а з о в а ­ тельных предметов увеличить лабораторно - практические з а ­ нятия по специальности. Это, конечно, тогда, когда группа. ч‘* ^ ш ш р и м е р , действительно с иль ­ на по эт ом у предмету и «лишние часы на практике не помешают освоить и то, и д р у ­ гое. В З ак он е Российской Ф е ­ дерации «О б образовании» ска зано (ст . 2 1 . ) : «П р о ф е с си о н а ­ льная подготовка имеет ц е ­ лью уск ор е н н о е приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения оп- •ределенной работы, группы работ. Профессиональная п о д ­ готовка не сопровождается повышением образовательного уровня учащихся*. СПТУ о т ­ несены к учреждениям н а ­ чального профессиональио го обучения и базируются как на полном, так и на неполном о с ­ новном общ еобразовани и . То есть в этом больших перемен не ож и да е т с я . Перемены и дут в другом . Т еперь мы сами опр е д е л я ем программу обучения м о л о д е ­ жи, имеющей с р е д н е е о б р а ­ зование и пришедшей к нам на десятимесячные курсы. Это, в основном, сп ец и альн о с ­ ти, необходимые району. На механизаторов ш ирок о ­ го профиля, шоферов учатся, в основном, мальчики. В нынешнем учебном году мы их будем - брать по направления_м колхозов и предприятий. Что это даст для училища. Во- первых, мы точно б у д е м зн ать , сколько людей и каких им ен ­ но профессий необходимо району, каждому к олхоз у , к аж ­ д ом у предприятию в о т д е л ь . пости. Во вторых, напр авле ­ ние б у д е т гарантировать н а ­ шему учащ ем уся рабочее м е с ­ то во время прои зводственной практики и место для постоянной работы после окончания училища. В третьих, эт о в какой-то степени о б я ­ жет руководство колхоза , п р е д ­ приятия, пославшего парня на у ч е б у , интересоваться его учебой, его поведением, с у д ь . бой. В-четвертых, н сам у ч а ­ щийся будет чувствовать свою ответственность перед п р е д ­ приятием. Но направление на у ч е б у ни коем образом не в л е ­ чет оплату обуч ения з а счет пославшего в СПТУ парня. В с е это берет на с е б я г о с у ­ дарство, тратя на п р о ф е с с и о ­ нальную подготовку каждого учащегося не менее 5 0 тысяч рубл ей в год. Но эт о только в том с л у ­ чае. если речь идет о приобретении первой профессии, то есть после общ еобра зова тель ­ ной школы. Если кто-то з а х о ­ тел приобрести вторую, тре ­ тью специальность, должен б уд е т платить. Как и п р е ж д е , учащиеся СПТУ б у д у т на го с удар с тв е н ­ ном обеспечении. Насчет общей стипендии пока изменений не ож ида ет ся . Хотя, конечно, 46 рублей теперь у ж е и не деньги. Во зм ож н о , в ближай ­ шее время что-либо изменился. Но вот то, что на питание выде л я е т с я 6 0 рубл ей в день ( 1 8 0 0 — в месяц) — э т о уж е точно. Те, кто б у д е т учиться после 11 классов 1 0 месяцев , том у стипендия оп р е д е л е н а в 7 6 0 рублей и плюс 15 рублей на питание еж едн евн о . Полные сироты и лица, при ­ равненные к ним, то есть имеющие попечителя, буду т получать ф е д е р а л ьн ую (р е с ­ публиканскую) стипендию в 7 0 0 рублей и дополнительное питание. По окончании учебы им будет выдано выходное пособие в 3 0 тысяч рублей или куплена на эт у с умм у мягкая мебель. Р я д новых льгот предусмотрен для учащихся из малообеспеченных и многодетных семей. Наши учащиеся обеспечиваются обмундированием и с пец ­ од еж д ой . В отличие от п р е ж ­ них форменок, б у д у т сшиты костюмы по зак азу на ф абр и ­ ке ЦК швейников. Костюмы — шерстяные. Каждый п олучит джинсовую куртку па меховом подкладе с каракулевым воротником. Девочки -— свою, ж енскую , о д е ж д у . Она б у д е т привлекательнее п р еж ­ ней. С п ец одежда т о ж е будет лучше прежней. Училище ж д е т выпускников школ, ждет юношей и д е в у ­ шек. которые захо т ел и приобрести наши специальности . А . РЕ Й Н . директор СПТУ -91 . Надо менять профиль Августовская учительская конференция — разговор о будущ ем школы. И поэтому выступление главы администрации района Г. Г. Зырянова по поводу нашей экономической перспективы не только, как говорится, в струю , но в струю наиболее важную, глав, пую, ибо экономическое с о с ­ тояние всего района пропорционально экономическому полож ению народного образования. Попробуем остановиться на основных мыслях этого выступления. — С т е х пор как была у нас о б н ар уж е н а нефть, шли гласные и негласные споры о ее кол ичестве, возможности в е ­ сти промышленную добычу, ц е ­ л е с о о б р а зн о ст и разработки. И н е р е д к о этн м есторождения — а точнее — е д и н о е м е с т о р ож ­ д е н и е — сравнивали с ямал ьским. В конечном сч ет е все больше склоняющихся к тому , что неф т ер ож д е н и я на с е в ер е Новосибирской области г о р а зд о вы годнее ямальского. С р е ­ ди фак торов « з а » — з а с е л е н ­ ность местности, близость к ведущим нефт еп роводам , б о ­ лее благоприятные климатические условия. Т еперь все останавливаются на том, что у нас мож но добывать до двух миллионов тонн нефти в год. А уж о е е доступности и не Спорят. Д а и качеством она выигрывает п е р е д некоторыми другими м есторождениями. А что такое два миллиона? Это одна пятнадцатая добычи нефти в Татарин. Так что мы живем на « зол о том » месте . Но есть , собств енно говоря, два спо соба добычи нефти. Первый — тюменский. Он прост тем, что з а короткий срок м ож н о взять то, что лежит с в е р х у , пустить все в « н еф т ед ол л ары » , обезобразить природу . И, что са м о е страшное, на всем этом не у л у ч ­ шить условия жизни народа. В современных п одходах к проц ессу обучения с л е д у е т выделить теорию и практику диффе реп цирава нного обу че- ния, Этот п о д х о д опирается на учет возм ожностей и индиви * дуальных особенностей учащихся. К нам уч илище приходят ребяга со вс его района. С о с ­ т а в 1учащихся очень различен, различие их обнаруживается и р .-'ровне знаний, умений, и навыков, и в различном у р о в ­ не сп о собн о ст ей , и к р а злич ­ ном уровне их самоответст- венностн, и в стремлении у ч ит ь с я. П оэтому для каждой группы — свой подход , У нас есть группы, в которых о б у ­ чаются только девочки, и группы, в которых одни м а ­ льчики. В училище готовим специалистов нескольких п р о ф е с ­ сий с различным сроком обучения. Поэтому диффереп ццрованный подход мы начинаем с р а з у с программы. Для каждой группы разрабатываем свою программу обучения, Из ста е е процентов 3 0 — наша собственная программа, о с ­ тальные 7 0 федеральная. В основном к нам идут д е ­ ти со слабыми знаниями, так как те, кто по сильнее, поступают в техникумы, в инсти туты. Но и с р е д и слабых у ч а ­ щихся мы пытаемся выделить более сильных и средних . Наиболее массовой формой Дифференцированного о б у ч е ­ ния является самостоятельная работа учащихся в класс е с использованием различных вариантов заданий. которые Каждому ребенку—свой подход могут определяться для р а з ­ личных. сходных, групп у ч и . телем , а могут избираться и самими учениками. Это, н а ­ пример, мы используем карточки-задания, в которых даны но т.ри и б о л е е заданий р а з ­ личной сложности . При работе с такими карточками учащийся сам выбирает с е б е з а д а н и е по сложности, ориентируясь на свои способности . И при этом у ж е зн ает , какую оценку он получит, если справится с этим заданием. У нас применяется и б р и ­ гадный метод работы на у р о ­ ках. Группа делится на несколько бригад. Преподаватель подготавливает вопросы для каждой из них. Из каждой бригады выбирается консультант, который оценивает отве ты. В конце урока подсчитываются баллы, и по их р е ­ зультатам выставляются о ц е яки с р а з у всей бригаде, о д и ­ наковые. Поэтому-то все ре бята стремятся отвечать все и б о л е е подробно, чтобы п олучить больше баллов и х о р о . шую отмепку. Такие уроки у д о б н о проводить при прохождении какой-то темы п виде зачетного занятия. Этот подход к проц ессу о б у ­ чения предусматривает о б я з а ­ тельное прохожд ен ие общей программы каждым учеником, дифференцированные ж е з а д а ния (для слабых, с р е дн и х и сильных учащихся) п р е д у е м а . тривают п р едуп р еж д ен и е и устранени е .пробелов в у с п е ­ ваемости , углубление и расширение знаний, формирование индивидуальных с п о собностей , индивидуального стиля у ч е ­ ния, удовлетворения разно сторонних запросов . Подобно тому, как дети р а зличаются по своим ф и з и ч е с ­ ким качествам, так не одинаковы силы, необходимые для умственного тр уда . Память. 11 аб.т юда тел ьность . воображенне, мышление не только по их глубине, устойчивости. быстроте протекания, д а и п качественном отношении имеют индивидуальную характ е ­ ристику у каждого ученика. Особое внимание мы у д е ­ ляем детям , у которых не развита память, ощущается бедность речи Таких ребят очень много. Они, возм ожно, понимают все , но выразить вслух свои мысли не могут. Для них предлагается соответствующее задание в виде письменного ответа на вопрос, учитель стремится выявить наиболее сильную сторону в умственных способностях уч е ­ ника и, опираясь на нее п р ед ­ лагает соответствующее з а д а ­ ние. Успех в выполнении даж е одного дела укрепл яет веру ребенка в свои силы. В р е ­ зультате к оч е р е дн ом у з а д а ­ нию он уж е приступает с предчувствием у с п е ха . Развить умственные способности неуспевающих д е ­ тей, заставляя их бесконечно сидеть за партой, органи зуя для них дополните л ьные з а ­ нятия после уроков, для н а ­ ших детей практически невозм ожно. Поэтому мы находим подходы, доступные его способностям. Если ребенку плохо д а е т с я русский язык или оп не понимает химию, но зато прекрасно разбирается в технике, показал хор о ­ шие навыки, работая на тракторе в учебном хозяйстве, то такого у ч еника мы не с т а р а ­ ем ся причислить к отстающим,, а, напротив, преподаватель , увидев одаренн ость ребенка, о п ред еля ет с ф е р у приложения его умений и творческих сил, ставит п е р е д ним задачи, р е ­ шая которые он преодолевал бы трудности , что способствовало бы дальнейшему развитию е г о способностей. В р е ­ з ул ьт а т е с такого ученика подуч а е т с я прекрасный м е х а , нкзатор. Д л я ребят, у которых им е ­ ются склонности к искусству, у нас работают различные кружки, участвуя в которых, мальчики и девочки могли бы испытывать и развивать свои способности. Для таких д е ­ тей учитель подбирает задачи , выходящие з а пределы у ч е б ­ ной программы, чтобы дать ум у учащихся работу посильную и, вместе с т е м , тр е бую щ ую н а ­ пряжения. С о временем и с р е ­ ди наших уч ащ и х с я появляются талантливые механики, моделисты - конструкторы , б у х ­ галтера , ра стениеводы . Наши преподаватели не допускаю т , чтобы талантливые, одаренны е д ети работали ниж е своих в озм ожностей , у д е ­ ляют больш ое внимание в с е ­ с т о р о н н ем у воспитанию, а такж е на проведени е уроков. П реподаватель стремится , чтобы уроки , которые он проводит , были инт ересны е, зан и ­ мающие внимание р ебят , и чтобы реб ен ок не просто о т ­ с и д е л урок, а что-то в зя л , и з ­ влек из н е г о п о л е зн о е и н у ж ­ ное. Г. ДОЛОТОВА . завуч СПТУ-91. Второй спо соб — оравийский. И Кувейт, и Арабск ие Э м и р а ­ ты т о ж е , как и Тюмень, стоят о б е им и ногами на нефти. Н о именно она вывела эти страны в число наиболее раз- вигых, где уровень жизни каждого человека выше многих «нефтяных» стран. Нам бы хотелось, чтобы добыча н е ф ­ ти, е е реализация приносили пользу и району в целом , и каждому из нас. Мы пошли на то , что заявили: пусть добытчики в честном конкурсе решат кому б у д е т п р и н а д л е ­ жать право разработки наших месторождений. Условия такие: добывай, но не навреди природе, добывай, но сначала обустрой свою жизнь н жизнь тех, кто сейчас живет в районе. Мы за то, чтобы 3 0 процентов добытой нефти принадл еж ал о району. Надо учиться д елать деньги. И мы будем эт о м у учиться. Но только д у ­ мая о будущ ем наших детей и внуков. Д о сих пор район, как всем известн о , развивался как про ­ изводитель молока и мяса. По э т о сейчас оч ень невыгодно. Мы отдалены от крупных городов , от ж е л е з н о й д о ­ роги. Наша продукция имеет высокую себестоимость , ока неконкурентноспособна по отношению к такой ж е продукции Ордынского, дру ги х подобных районов. И в се это приводит ж мысли о перепро- филовке. Нефть , разработка ее м е с т о р о ж д е н и й ' —- вот перспектива нашего развития. А в свя зи с этим возникают и соверш ен но иные требования к с редн ей школе и СПТУ. Реш ение вопроса о д о - быче нефти, как мы предполагаем, решится в недалеком б у . * д у щ е м . Значит, надо у ж е с е ­ годня ориентировать выпускников школ на специальности, связанные с нефтедобычей . Значит, у ж е сегодня есть смысл рекомендовать выпускникам соответствующие институты, посылать их туда , с е р ь е з н о готовить к обучению в них. Мы ж е , с о с в о е й стороны, готовы учредить р ай он , ную стипендию для таких с т у ­ дентов. Придется и СПТУ менять профиль обучения. Вероятно, н уж н о узн а ть о тех п р о ф т е х ­ училищах, где ведется о б у ч е ­ ние профессиям , связанным с нефт едобычей , перенять их опыт, методи ку , и готовить у с е б я специалистов. Это перспективно. ИЗ З АКОНА Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И ОБ О Б Р А З О В А Н И И Статья 2 1 . П рофесси ональ ­ ная подготовка. Профессиональная подго- тонка может быть получена н профессиональных училищах, а такж е в образовательны х подр а зд елен и я х предприятий, учреждений , организаций, име ющих соответствующую лицензию. Статья 2 2 . Начальное про фессиональное образование. 1. Начальное п р о ф е сс и о ­ нальное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного т р у д а по всем основным направлениям общественно - п олезной д е я ­ тельности на б а з е основно го общ его образования. По отдельным профессиям начальное проф ессион альное образование мож ет ба зи р ова ть ­ ся на среднем (полном) о б ­ щем образ овании. 2 . Начальное пр оф е сс и о ­ нальное образование мож ет быть получ ено в у ч р е ж д е н и ­ ях начального обра з ования (пргфессионально . т е х н и ч е с ­ ких и иных училищах данного ур о в н я ) .

RkJQdWJsaXNoZXIy