В ц е л я х компенсации р о с та п о т р еб и те л ь ск и х цен н о с у щ е с т в л е н и я обоснованной диф- ф е р е н ц а ц и и в оплате т р у д а р або т н и ков бюджетных у ч р е ж дении н о р ган изац ий по с та н о вляю: П овы си т ь с т а в к и и о к л а д ы рабо тни ков учр ежд ени й и о р г а н и з а ц и й , н а х о дящ и х с я на бюджетном фин ансирован ии , и 1;5 р а з а . У к азанн о е повышение с т а вок и о к л а д о в прои зводится д л я работников о б р а з о в а н и я , з д р а в о о х р а н е н и я . к у л ь т у р ы , со ц и а л ь н о й з ащ и т ы н а сел ени я, дру гих бю дж етны х с ф е р с 1 с е н т я б р я 1 992 года У вели ч ен и е ставок и о к л а дов п рои звод и т с я к их у р о в ню. у стан овл енном у р ан е е п ри н я ты м и нормативными а к т ами Ро ссийской Федерации. 2. П р а в и т ел ь с т в у Р о с с и й с кой Ф е д ер ац и и р а с с м о тр е т ь в IV к в а р т а л е 1 9 9 2 г. вопрос о повышении норм денежного с о д е р ж а н и я воен нослужащ и х и л и ц . н а ч ал ь с т в ую щ е г о со с т а в а с у ч е т о м мер . п р е д у с м о т р е н ных п о с та новл ени ем П р а в и т е л ь с т в а Росси йской Фед ерац ии от в нюня 1992 г. № 9 9 2 «О повышении денежного со д е р ж а н и я в о ен н о сл уж ащ и х и Президент Российской Фед ер ац ии Б . Е Л Ь Ц И Н . Москва. К р ем л ь 19 а в г у с та 1 9 9 2 года № 8 9 5 О б с уж д ал и свои проблемы Н а к а н у н е тр адиц ионн ой а в г у стов ск ой конференции у ч и т е л е й с о с т о я л с я «кр у г л ы й с т о л - , на ко торый были п р и гл аш е н ы д и р е к т о р а неполных с р е д н и х и средних ш к о л , д е тских садов , гл авы с ел ь ск и х а д м и н и с т р ац и й . Цель такого сбор а пр е дс та ви т ел ей и с п о л н и т е л ь н о й . в л а с т и па м е с т а х и рабо тни ков народного о б р а з о в а н и я — обсудить наиваж - нейшие соц иал ьно -бы товы е п р о б л ем ы , н а ме ти ть пути их р еш е н и я , опр е д е ли т ь сроки вып олн ени я. П р а к т и к а многих а в г у с т о в с ких к о нф ер енц ий п о к а з а л а : ч т о , .и м е н н о бытовые, х о з я й с т вен ны е . жи лищ н ы е н е у р я д и цы зани.мают немалое место при об сужд ен ии основного док л ад а п р е д с т а в и т е л я районо. а непосредственно п е д а г о ги ч е ским п робл ем ам о с т а е т с я м а ло времени и места. А к а ж д а я к о нф е р ен ц и я уч ител ей дол ж н а д а т ь напр авл ен ие и м е н но в план е учебно-воспнтателыю й работы. Т ак что в т о р а я цель «круглого с т о л а * — изб а в и т ь Конференцию от ж и тейских во п р о со в И. к аж е т с я . это удалось. П р ед ставители налоговой ин спекции, райпо, и. о. з а в е дующего р айоно Н. М. Лит- вя к о в . гл ава р ай онной а д м и нистрации Г. Г З ы р я н о в п о с т а р а л и с ь о т в е т и т ь на ‘ мно го ч исл ен ны е воп росы д и р е к т о ров школ по ф и н ан с о вы м в о про с ам . обеспечению детей горячим питанием в школах, обеспечению ш кол ьн ой и спортивной ф орм ами . Короче Говоря, о п р е д е л и л а с ь ц е л а я п р о г р а м м а б л и жайшей д е я т е л ь н о с т и рай оно и тех с л уж б , от ко т о ры х з а в и сит н о р м а л ь н а я о р г а н и з а ц и я т р у д а наших школ . Н для адм и н и с т р а ц и и р а й она п р е д с т а в и л а с ь п олн а я к а ртина п о л ож ен и я у ч р еж д ен и й народного о б р а з о в а н и я — от д етских садов до средних школ. В районной избирательной комиссии На основании статьи 51 З а к о н а Р С Ф С Р «О в ы б о р а х н а родных д епутатов местных Советов народны х д е п у т а т о в Р С Ф С Р » сч и т а т ь избр ан ным народным д еп у т а т о м : П одж у н а с Г а ли н у Але к с е е вн у — 1 9 5 0 года рожд ен ия , о б р а з о в а н и е в ы сш е е . з ам . п р е д с е д а т е л я В ер х -К р а с н о я р ско г о с е л ь с к о г о С о в е т а народных депутатов. П р ед с ед а т ел ь районной и з б и р ател ьн ой комиссии В. В А Р Т Е М О В . пв место ли гер Д О С ТА В К А Р Т О Ч К А 52979 I на г а л е т у (индекс юления» « З а д е л о Л е н и н а » —93 „ / п о д п и с к и ( ¿ Ю М / — Р У б - — « 9 9 ЧОСТЬ 1 ПеРе К о л к ч е с т м 1 / а л р е с о в к и ____ р у б . ____ к о п к о м п л е к с . на 1993 гол по месяцам: Куда 1 1 2 | 3 ! 4 | 5 | 6 | р 1 I 1 1 (почтовый индекс ) ( ддрес) Кому (фамилия, и н иц и а лы )
П Р О В Е Р Ь Т Е П Р А В И Л Ь Н О С Т Ь О ФО Р МЛ Е Н И Я А БО Н ЕМ Е НТ А ! Па а б о н е м е н т е д о л же н б ьпь п ро с т а в л е н оттиск касс овой маши ны. При о фо р мл е н и и подписки ( п е р е а д р е с о в к и ) бе з кассовой маши ны на а б о н е м е н т е проставляется оттиск к а л е н д а рн о г о штемпеля о т деления связ и. В атом случае а б о н е м е н т выдается подписчику с кви танцней о б о п л а т е стоимости п о дписки ( п е р е а д р е с о в к и ) . Э № 106 ( 7 0 5 4 ) . ф 3 с е н т я б р я 1 9 9 2 года Реформа на селе -------- ДЕПУТАТЫ СТАЛИ ПАССИВНЕЕ Времена изменились, з а с т а в и л и многих з а д у м а т ь с я о происходящих со бытиях , пересмотреть свои в з г л я д ы иа к а з а л о с ь бы, н е зы бл ем ы е основы, со с т а в л яю щ и е нашу единую систему, к о т о р а я теперь с тр емител ь но м е н я ^ . я порождая в людях р а с т е р я н н о с т ь и н е у в ер ен н о с т ь » за1 I втрашнем дне. И, конечно, в стороне от этих событий не могли о став а ть ся местны е Советы — символ и основа власти. | Относительно нх будущности и р ео р г а н и з ац и и схщ,.сТ- вует множество проектов н предложений. Но что д у м а ют по этому поводу с ел ь ски е жители , каково их м.ч». ние, как относятся к главному органу в л а с т и на селе? Об этом и со стоя л ся р а зговор с с е к р е т а р е м Остяцкого сельского Совета М. В. Бузюргнной. До неда внего в р е мени была главой с ел ь ской администрации, а т епер ь пе редала бразды п р а в л е н и я Г. А. Панову, Но работа с депутатам« — это ее непосредственное дело , и поэтм.-и Мария Васильевна особенно заи нтересованно относится I к такой важной теме. Вопрос; — Мария В а с и л ь евна. сколько у вас в С о в е те депутатов и отличается ли их работа активностью? Ответ: — В прошлые в ы боры в состав Совета был и з бран 21 депутат. И. к с о ж а лению, не все из них р а б о т а ют активно, скорее , д аж е н а о б о р о т . Случается, что д а ж е на сессию с трудом нх с о б и ра ешь. Возможно, это п р о и с ходит потому, что во всем ч у вствуется неопределенность Вопрос: — В том числе с у ществуют и фин ансовые п р о блемы. Любая вл асть д о л ж н а быть подкреплена м а т е р и а л ь но. Только тогда она б у д е т иметь возможность п л а н и р о вать свои действия, что-то строить решать насущные во- .‘гтросьг. Как у вас обстоят де- , ла? Ответ: — Конечно, не б л е стяще . Если раньше мы п л а нировали свой бюджет на год, то сейчас такой в о з м о ж ности не имеем. А на средства с а м о о б л ож е ния. которые составляют в с е го два рубля с семьи, много не сд ел аеш ь . Но все-таки с т а р аемся: колодцы, например , [«м онтиру ем Хорошо, что в прошлые годы колхоз смог выполнить один важный н а к а з — отремонтировать д о р о гу на селе, а сейчас, по н ы нешним ценам, хозяйство э т о го. наверное, не смогло бы сд елать . Нынче мы о т р е м о н тировали школу в Ургуле, подготовили к учебному году школ у в Остяцке. Вопрос: — . Мария В а с и л ь евн а . как вы думаете, сейча с бол ьш е или меньше стал о с а мостоятельности у сел ь ски х Советов? Ответ: — Пока трудно ска з ать . Инструкций помен ьше с т а л о . В то же вр ем я , с л о жно говорить о с а м о с т о я т е л ь ности, если нет о п р е д е л е н н о сти в завтрашнем дне. Вопрос: — Но люди идут в сельский Совет? Ведь они нуждаются в поддержке , хотят решить свои проблем..,;, и б е з помощи с ел ь ско го Совета им не обойтись. К а ю вы считаете, нужен л и подобный ор ган власти на с е л е , не н а жил ли он себя? Ответ; — Времен а и з м * . лись круто, т е п е р ь людям вется особенно трудно , и. ес тественно, они вын уждены о б ратиться за помощью к вл а сти Считаю, что на селе Советы еще не и зж и л и себя. Ну, может бы т ь , он должен сущ ествова ть в несколько иной форме, но все важные решения, все-таки, нужно при нн.мать к о л л е ги а л ь н о , иначе могут сл уч и т ь с я ошибки. Возможно, это б уд у т какие-то представители от округов, ' т о лько . может бы ть, не н\жь.> их так много, к а к сейчас!. Вопрос; — Чем конкре тно вы можете сейчас помочь лю дям? Ответ: — Совсем недавно мы ра сп р ед ел яли между м а лоимущими 2 2 ты с я чи рублей. При сельском Сов ете со здана комиссия по социальной за щите наиболее у я з в и м ы х в материальном план е слоев на селения На них больше в с е го с к а зы в аю т с я ударь , происходящих реформ . Вазглапила эту комиссию д и р ек т ор шко лы Валентина Васильевна По зднякова. В со став е комиссии Л. В. Шишкина. И. Г. Гла- маздин, Н И. Митрофанова, Н П. Б ан н и ко в а . Они з а н и маются распределением средств, вы я вл ен и ем малом мущих семей н составлением их списков. Вопрос: — М ария Василь евна, как вы с ч и т а е т е , пас сивность д еп у т а т о в влияет на общее положенно дел на с е ле? Ответ; — Конечно. Думаю, что каждый должен ч у в с т в о вать о тв етств ен но сть з а дело, которое ем у доверили односельчане, и то гд а все-таки хоть что-то изменится . Б е с ед у вела О. Ф ЕД О Р О В А . Реплика У д Куда уходит мясо? В магазинах Северного м я са не вдруг-то купишь. Его з ач астую не бывает, д аж е той ценой, которая о п р е д е л я е т с я нашим райпо. Может поЛлн о фо р мл е н и я подписки на г а з е т у или жу рна л , а т а к ж е для п е р е а д р е с о в а н и я издания бланк а б о не м е нт а с дос тавочной карточкой за по лняе т с я подписчиком чернила ми, раз борчиво , б е з с о краще ний, в соответствии с условиями, и з л ож е н ным и в каталогах Союз пе чати . З а п о лн е ни е месячных клеток ори пер е а д ре с о ва нии и з д а н и я , а т а кже клетки «!1В М Е С Ю » производится работниками пре дприятий с в я з и и Союзпечати. к а з а т ь с я , что наша з а г о т к о н тор а его вовсе не з а к у п а е т , а население райцентра и сел района только и д ел ает что ест свинину, говядину, б а р а нину 24 часа в сутки. Во всяком случае мясом наше потребительное общество нас не б ал у ет . — Мы ежедневно клеймим по несколько туш. — говорит Л. П. Краснолуцкий. — З а дв адц а ть к ален дарных дней а вгу с та нами закл еймл ен о 51 туша говядины и свинины. В июле было 46. Ни одни к у сок мяса, за исключением то го. что продается людьми по соседям и знакомым, не про ходит мимо ветлаборатории. Только после нашей проверки оно поступает в маг азины, столовые. Вот недавно з в о н и ли из рабочей столовой ки р пичного з а в о д а — просили на править к ним мяса. Но ведь это у ж е не наша з а б о та. Зн ач и т , м ясо есть Его привозят из сел района, берут от с е в ер ян . Но куда-то оно уходит? З н а ю один п ри мер: сколько-то мяса было увезено в Искитпм. Эта же машина п р и в е з л а пылесосы, холодильники. Т ор гу е т к о л б а ■ сой за пределами района наш хлеоокомбинат. Все это, может. и законно , и необходимо. Но, по-моему, надо прежде всего позаботиться о с е бе своем рай оне, своих людях А уж потом — хоть А. К А С Т Е Р И Н .
«ЗА Д Е Л О Л Е Н И Н А » 3 с т р 3 сентября 1992 года - № 1 0 6 ( 7 0 5 4 ) . ■ Ш к о л а перед первым звон ком - ЛОПНУВШИЕ Н А Д Е Ж Д Ы Б и а зи м е к а я с р е д н я я школа « п о с т а р е л а » не вдруг, не одним р а з о м . Но все как-то не восп рин ималось всерье з. Да, школа новая нужна, но можно с ней и подождать. Вот в В с | ) Х -Крас поя рк е ш кола сгорела, в Г р аж д ан ц е во — с т а р ая , в Ф едоровне от школы пепел о с т а л с я . . . Короче говоря . все районное начальство прежних лет рассчитывало на то. что со строительством школы в Б и а з е можно и подождать. И дожд ались : з а н и м а ться детям з д е с ь негде. Да. но ведь там строится новая, д в у х э т а ж н а я , со с в е т лыми кла с с а м и , отличным сп ор тза лом , ст оловой, прочими удобствами. Стронтся -то она строится , но когда в ней прозвенит первый звонок на урок — неизвестно. Впрочем, л у чш е пройтись по новому зданию, о стави ть свои с л е ды на строительной пыли. Второй э т аж более готов к отделочным р або там , нежели первый. По н там тонны пыли, м у сор а . Мечты о том, что отделочники на чнут р аб о т а т ь в ближайшее вр ем я , напрасны. Школа — с подвалом. Сопоставим ее со зданием ОПТУ в Северном. Ведь оно стало т р ех этаж ны м потому, что там именно подвал стал тем первым этажом , который д о л жен был бы быть зары ты м в землю . Изменили проект о ф и ци ал ь но или пошли на « с а м о стоятел ьно с ть» , т олько с д ел ал и это совершенно п р а вильно. А вот в БиазиРнской ш к о л е подвал принесет не ма ло хлопот не только д и р е к т о ру. З д е с ь должен бы ть тир, помещения для многочислен ного оборудования. Пол — из квадратных бетонных плиток, уложенных одна к одной. Все это будет со временем в ы р а в нено, залито бетоном, а с е й час того и гляди без к абл уков о станешься. — Не будет от этого т о л к а , — уверяют строители. — По опыту знаем. Грунтовые и верховые воды будут з а л и в а т ь подвал. Почву весной б уд ет выпирать. Все будет л о м а т ь ся. З р я они с д ел ал и подвал. И в тире не пос треляеш ь — из-за потопа. Но это, т а к с к а з а т ь , дела много порядка. Сейчас же нас интересует другое: почему первого сентября биаэинекие школьники будут учиться в аварийном здании? У нашей МПМК «Северна я» есть опыт строительства гражданцев ской ш колы . Там практически в два года были подняты не тол ько учебный корпус, но и ко тел ьная , и теплица. В Б и а з е ж е речь идет т о л ьк о об учебном здании. Т ак что объем н е с к о л ь к о меньше' (не в денежном вы р а жении, он м ож е т быть и намного большим и з - з а в з л е т е в ших цен н а . ст р о йм а т ер и ал ы ) . Просто - на п ро с т о на этом о б ъ е к те была худшей организа ц и я труд а , дисциплина. И док азател ь ством последнего может сл уж ить понедельник 10 августа . Рабочие прибыли только в одиннадцатом часу дня, В. И, Шатохин, мастер, ведущий это строительство, при ех ал е щ е позже. — С е годн я нас много, — несколько шутливо, иронично говорили строители . — Вторую бригаду дали нам на по- мощь. А го ведь придем втроем-впятером — что мы с д ел а ем? Вот и р а з г а д к а «долгостроя»: то .нет людей, то нет материалов , то з а д е р ж к а у конторы МПМК, то ещ е что- то, а в р е з у л ь т а т е — новосе л ь я не состоится. Б е зу сл овн о , от строител ей многое зависит. Но опыт той же гражданцев ской школы говорит о том, что скорость ст рои т ел ь с т в а з а в и с а л а и от непосредственной з аи нтер есованнос ти директора школы М. Д . Кузнецовой, при ее пос тоянном вмеш ательстве в д е л а строительны е . Да, это не ее коь|петенция — смотр е т ь з а кам енщи ком или монтажни ком . Но если хочешь ускор ен и я с т р о и т ел ь с т в а — буОНИ ТАКИ Е РАЗНЫЕ Мы т олько что познакомились с биазинской средней шк лой, побывали в ст р о ящ ей ся повой. П сделали вывод: до радости новоселья ученикам и у ч и т ел ям Б иазы « к а к до з в е з д ы небесной» далеко. Но рядом находится дру гая школа — школа - интернат . О ней тоже неоднократно писали. И д е л а л и вывод: нужен новый корпус. Но пока не з ал ож ен д а ж е фундамент. Т ак что и з д е с ь новоселье не раньше. И все ж е школа готовилась к пр е д с то ящ ей зиме, к новому учебному году. Покраше- , ны полы, побелены стены, в ‘•спальных корпусах и столовой, н кл ассах — везде порядок и чистота. И пусть понимаешь, что э т о л иш ь так на зываемый текущий ремонт, а надо бы все з д а н и я давно снести до первого бревна включительно, приятно от того, что люди— и в з р о сл ы е , и дети — не строят ил лю зий на скорые п е р е мены Не знаю, ск олько лет с а мому с т а р ш е м у зданию школы- ин терната, но вот то. что о с т аш ш ск а я школа располож ен а в старом купеческом доме, которому от роду 76 лет, то есть намного больше, чем ее д ир ек тору Анатолию Павловичу Глама здину , вы зы в а е т и гордость, и печаль. Р а з в е нельзя г ордить ся тем . что наши прадеды з н а ли тол к в строительстве ж и л ь я , з н а л и и выполняли сроки з а готовки леса, выдержки с р у ба. короче говоря, все д ел али «со знаком кач ества» . Конеч но. к тому дому пристроили новые, но и они все еще к р е п ки и надежны. — Мы не з а м е р з а е м , у нас все гд а тепло, — говорит А н а толий Павлович. Ш кол а не отстает от моды на отделку стен и панелей из вагонки и фанеры . Этим как бы убивается два зай ц а : сибирские холода отступают от т акой крепости. — в клаосах- то теплее! —а, во-вторых, не нужно ежегодно белить стены — экономия денег не во вред себе. По сравнению с останнн- ской, чебаковская ш кола — ребенок: она построена в нач а л е семидесятых годов. Но с к аждым годом все настойчивее говорят о с т роител ьств е новой, современной школы. Не знаю, сч итать ли школы в Бражданцево, Витинске, Верх - К р а сн о яр к е , Федоровке и будущую Биази нскую современными — у вер ен , что есть и более лучш ие проекты, но ту, что построена к Коб. Кордоне к «доисторическим» не отнесешь. Во всяком сл у чае, такой нет во всем районе. И по архи тек турным соображениям . и по ее проблемам. Четыре года н а з а д возвели ее. И об этом событии постарались оповестить и «Советск а я Сибирь», и Новосибирское ТВ, и. конечно же . р а й онная газе та . II во всех информациях з в у ч а л о одно: да здр авству е т нов ая школа! II она з д р а в с т в у е т . Вот только ее «здоровье» несколько пошатнулось с первого года жи зни: ее с т а л о з а л и в а т ь водой, а поэтому она на ч ал а гнить— дерево же! Администрация школы грешит па монтажнн- кон системы водосн абжения и. каж е тс я , з р я : все сделано т ак , как и положено. Вся беда в том. что в бак-расширн- т ел ь слишком щ едро заливают И НАСТАЛ ПЕРВЫЙ ДЕНЬ Учитель па селе — чел о век, который всегда и везд е на виду у всех. И каждый встречный каждую минуту готов д оброж ел ател ьно ск а з а ть : — З д р а в с т в у й т е . Р о за В асильевна! Почему так ? Да потому, что Р о з а В а си л ье вна Симаева — учитель н а ч а л ь н ы х кл ассов чебаковской школы. — Это я сейчас учитель начальных классов . А до этого п р е под ав ал а русский я зы к и ли т ер а т у р у . — Почему же т а к а я п е р е мена.’ — П ожалуй , я всегда видела с ебя учителем самых м а леньких . Ведь они такие милые! Когда с тарш е с тан овят ся. уж е не то. Впрочем, это м о е . : л и ч н о е , мпение . То, что личное. — хорошо, но оно верно уж е в том, что м ал еньки е дети и впрямь п р е л есть В более старшем во з ра сте они ее теряют, преобре- тая индивидуальность, с тан о вя с ь личностью. Видимо, поэтому и любят всех малышей, каки е бы они ни были У Р о зы Васильевны именно такие дети, ко торые только-только начинают свой путь к Л и чн о сти. Этим-то они и интересны. Чеб аков ск а я неполная ср е д н я я школа хороша уже тем. что в ней мало учеников. У Р о з ы Васильевны в ее т р е тьем кл ассе их будет всего с ем ь . — Это кто же? Оля Р атни кова , Г а ля Волокитина. Наташа Осипова, С е р еж а Панов, С ер еж а Ефи мов, Алеша Ф улавкин и Ж е ня Шеруков. — Значит, ч етыре м а л ь ч и ка и т,ри девочки? Да, так . — Когда у у ч ител я т а к мал о учеников, то, скор ее всего, все учатся на отлично. Не т а к ли? — О, нет. Каждый учится в меру своих способностей. Я бы выделила Алешу Фулавки- на . Хотя и остальны е з а н и м а ются неплохо. — Конечно, когда в кл а с с е только семь учеников, каж,- дому можно уделить бол ьш е внимания. II уже поэтому от Них можно ж д а т ь большего. Но тогда н са.м учитель Должен зна ть больше обычного, ориентироваться если не во всем, т ак во многом. II , прежде всего, в той жизни, которая окруж а е т его, самого и его учеников. Ведь они люди дотошные, могут з а д а т ь т а кой «легкий* вопрос, что не ср а з у и ответ найдешь. — Наша беда в том, что педагогическая н а у к а всегда отстает от практики. II это отст авание сей час очень з а метно. Мы все учились при СССР, почитали Ленина, Коммунистическую паотию. Короче говоря, мы выросли и воспитаны в свое вр ем я . Теперь все так (юзко изменилось! Наши ученики порою разбираются в происходящем лучше нас. знают больше нас. И это надо уч и ты в а т ь . А д л я нас до сих пор пет никаких программ, ни рекомендаций. Они, конечно, не о т в е т я т на все вопросы, но могут дать направление, по ко торому следует работать. —- Мы в с т р еч а ем с я накаиуводу. Оша х л ещ е т ч е р е з кр ай и, что в п олн е естеств енно, л ь е т с я д ож д ем по стенам и потолкам . Во всяком сл у ч а е , как с к а з а л а директор школы, потолок в единственном в районе ш ахм атном кл а с с е прок алился . Есть ещ е одна особенность этой ш колы . Не знаю, к а к н а з ы в а е т с я на я з ы к е архи те к торов на дс трой к а при к р ы ше, но в народе оно окрещено « сен ов ал ом » . Так вот, дожд евые и сн еговы е воды у с т р ем л яю т с я вн и з как р а з в том м есте , где «сеновал» вы д а е т ся, к ак нос, из крыши. Е д и н ственное спасение от беды — снести «сеновал» и сд ел ать крышу единой Конечно, р аботы сл ож ны е — высота. но необходимые. Кстати, в Коб Кордоне нашлис ь бы и люди, рискнувш ие снести это « вы д а ющееся» произведение ар х и тектуры. Авось, это и будет сделано в ближайшее вр ем я . Деньги д л я оплаты т руда в ер хол азов у райсшо и дирекции школы е с т ь . Вода основной в р а г многих наших школ Вот, к примеру, в о стяцкой неполной с р е д ней ш коле она упорно л ь е т с я ч е р е з крыш у в подсобное помещение. З а л и в а е т , судя по многочисленным жалобам у ч ител ей , новую федоровскую не августовского педагогического совещан ия . И пусть оно проводится ежегодно, но дли вас, уч ителей , оно важно. Я п р а вил ьно думаю? — Совершенно верно. Я. например , жду от каждой конференции ответов на свои вопросы. Они, собственно г о воря, все сводятся к одному: чем у и к а к учить. Мы, препод ав атели , встали перед с т е ной. Т д е дверь в следующую комнату? Как ее открыть? Чем? Вот и хотелось бы у сл ыш а т ь об этом от нашего зав е дую щ е го , — Мне приходилось бывать на не скольких учительских конф е р енц ия х и всякий р а з я видел скуч ающ ие лица с и д я щих в з а л е . . . — Я вспоминаю я н в ар с кую конференцию. Она была и н т е р есн а у ж е тем, что проходила непринужденно. Мы не были т олько с л у ш а т е л ям и . Мы бы ли ее участниками. Но д а л а нам всем з а р я д на весь у ч е б ный год. Б е с е д а с Розой Васильевной С им а е вой проходила в ее к л а с се. В эти дни. вполне е с т е с т венно, в классе не было его повседневного убранс тв а , н а гл ядны е пособия л еж али на дешь ежедневно приходить па с т ройп лощадку , будешь руг а т ь с я , ссоритьс я, звонить, надоедать. Всего этого н е было в Б и а з е . К сожалению, К. В. Якимов а полностью до в ери л ась М. В. Л ук аш ов у и его команде . А они ок а з а л и с ь неспособны д ерж а т ь слово, неспособны работать э ф ф е к т и вно, надежно. Вот и вышло , что к началу нового учебного года биазинская ш кола не от кры та . А что же со старой0 Она , по сути д ел а , не готовилас ь к за н я т и я м : ведь обещ ана новая! Конечно, скверно то, что комиссия по при емке школ к новому учебному году с о з д а л а с ь и вы е х а л а на места в середине августа . В ероятно, более приемлем другой подход к проблеме: на чинать готови т ь с я к 1 сен т ябр я любого года с 1 мая или. на худой конец, с 1 июня этого же года. Тогда и подобные « к ар тинки» к а з а л и с ь бы в дикость . А, может быть, их и вовсе бы не было. ш кол у . Не избавлена от воды, тол ько не с крыши, а и з подв а л а , с ев ерная ср едн яя . Короче говоря, нужны самы е экст ренные и на деж ны е д ействия строителей , монтажников отопительной системы и водоснабж ен ия , чтобы раз и на всегд а « з а к р ы т ь этот вопрос». Еще одна беда — в бергу- л ь ск о й средней школе. Нет, т ам не льет на тетради уч ени ков. И у ч ител я озабочены дру гим: как бы потолок не р ух нул па головы их уч еников, к ак рухнул потолок на головы коров и свиней в Больш их Куликах , забредших в пои сках прохл ады в колхозный животноводческий корпус. Новый учебный год не то что не з а горами. Он, собственно го воря, уже н а с т у п и л . И э т а с т а т ь я , каж е тс я , о п о з д а л а с ам о е меньшее на ч етыр е м е с я ц а . Но что поделаешь, е с ли о готовности ш кол (к ак , впрочем , и о готовности т е л я т ников и коровников, з ерн о суш ил ок и котельных, домой к у л ь т у р ы и библиотек и т. д. и т . п.) мы вспоминаем н а к а нуне первого звонка. Такова система, которую надо ломать. И чем р е ш и т е л ь нее, там лучше для наших детей. партах . Несколько учебников поп ались на глаза . — Отстают от ж и зн и не т о л ь к о школьные п ро г р аммы , но и учебники. П о ‘ ним, с о б ственно го воря, и з а н и м а т ь с я н е л ь з я . Но что где брать? Пожалуй, на эти вопросы не ответит никто. Р а з в е ч т о министр просвещения. l i o т о т слишком д ал ек от А л е ш к и Ф у л а в к и н а , Олечки РатнйКО- вой и их д р у з е й по школе. Учителя в Ч е б ак ах м е ч т а ют о новой школе, х о т я н ы нешней всего-то лет д в а д ц а т ь . О н а —д ер е вя н н а я . А поэТому- то т ак быстро и « п о с т а р е л а * . К л а с сн ы х комнат явно не х в а т а е т . В той, где у ч а т с я Ж е н я Ш ер у к о в и остал ьны е ученики Р о з ы Васильевны, з а н я т и я проходят в две смены. Если п ервокл ассн ики будут у ч и т ь с я в детском сади ке , то второй и ч е т в е р т ы й — здесь. Первого сентября в с я с е м ь я Сим а евых пошла в ш к о д у . Р о з а Васильевна о т к р ы л а дв ер ь к л асса , подошла к своему столу и с к а з а л а : — З др авс твуйте , дети! М атериал подготовил А. Ш А Р А П И Н С К И Я .
4 стр. «ЗА Д Е Л О Л Е Н И Н А » № 1 06 ( 7 0 5 4 ) . # 3 сентября Продолжение разговора А ЧТО КР О М Е ПИОНЕРИИ? Р. В. Осипова недавно вы ступила на страницах нашей г а зе ты со статьей о будущем пионерской организации. Но есть ли иные детские организац ии . которые бы отвеч али ребячьим х арактерам , интересам. взгл ядам ? На этот вопрос Р а и с а Владимировна о т ветила так. — Н аряду с пионерской с у щ ествует целый ряд детских ор ганизаций (об ъ е ди н ен и й ) по интересам . Я начну с общественных. Их ц е ль ■— готовить ребят к жизни и труду путем со здания условий для передачи опыта поколений , усвоения и преобр а з о в а н и я этого опыта в ж и з ни детей и подростков. К объединениям этого типа относ я т с я «Союз пионеров » Ла т вии, «В атр а» — Молдовы. -У й с » '— Армении. «ЭЛО* — Эстонии. ФПДПО — Р о с сии. Пацмфические и м иротворческие. Цель этих объединений — пропаганда идей всеобщего р а з о р уж е н и я , ликвидация военного обучения в учебных з а в е д е н и я х , создание профессиональной армии . Эти о р г а низации существуют в Санкт- Петербурге, Одессе, Риге. Экологические. Они работают по экологизации со зн ания подростков. Центры экологической инициативы — «Эколюб» — Москва, «Экофорум» — Харьков и другие. Да.лг ее надо н а з в а т ь общественно - политические. Их Цель добиваться выполнения конвенции о правах ребенка, способствовать полной дено- литизации учебных заведений. Вот название некоторых о р г а низаций данного типа: «Политический лицей» (Москва). «Зам анай* (А лм а-А та) , «Ин тер-Центр* (Ковров) и т. д. Возникли и религиозные детские организации. Их цель нравственное воспитание личности через религию. Д ей ствует 6 ор ганизаций. 4 — в стадии формирования. Скаутские с т а в я т це ль вое питания детей в национальном духе, поощрения религиозного воспитания. Скаутские ор ганизации во зродились в Л и тве и Эстонии. существуют они и в России. Советы с а д о в о д у Ирга привл екает внимание плодоводов прежде всего с в о ей необычной устойчивостью к морозам : растение не повреж д а е т с я д аж е при темпера турах ниже минус 40 градусов С, ц&еткн выдерживают минус 7 гр ад у со в С. К тому ж е она за сухоу с той чи в а я и растет практически на любых почвах. И вообще это одно из немногих плодовых растений, способных без каких-либо повр еждений переносить р е з к о континентальный климат , д а в ая высокие и устойчивые у р о жаи . Одна из п ри влекательных особенностей этого р а с т е н и я— ран нее созревание плодов. Плоды некрупные , величиной с горошину, темно - фиолетовые , при созрев ании с густым п у р пуровым налетом, ебчные и нежные. , Из-за н е бо л ь шого количества кислоты вкус их ириторно-слад- кпй. со своеобра зным прнв кусом корицы, з а что иргу нередко называют -коринкой. Хороши плоды ирги и д л я в ся ко го рода заготовок впрок. Из них гбтовят соки. ж е л е , новидло, пастилу. Их можно суш ить , консервировать и з а моражи вать. Но в пер ер або т к е в сравнении с ягодами других к ул ь тур имеются неко торы е отличительные особенности. Первая с в я з а н а с м а лой кислотностью плодов ирги. Поэтому в ее сок, н а при мер, добавляют красную или белую смородину. Дли варки в а р е н ь я из ирги на 1 кг п л о дов достаточно 3 0 0 г. сах а р а . Есть одна особенность и в получении сока: у сн яты х с д е р е в а плодов сок не о тж и м а е т с я . тогда как спустя 7 — 8 дней после сбора вы ход его достигает 7 0 процентов. Сбор д л я переработки с т ар аю т с я вести кистями, чтобы не пов р ед и т ь нежные Ягоды. Перед употреблением плоды п од вя ливают. Плоды ирги обладают в я ж ущ им свойством и употребл яю т с я в качестве з а к р е п л я ющего средства , о твары из них применяются д л я полоскания рга, при стоматитах и ангине. В ирге сод ержи тся бета - ситостерин, обладающий ирот ивоскл е ро ти чес к и м д ей ствием. Б о гаты плоды и Р- аКтивными в ещ е с т в а м и , г л а в ным образом ан тоцианами. К положительным свой етвам ирги сл еду ет отнести- и способность о п ы л я т ь с я собственной пыльцой (самоплод- ность), что во многом способствует получению с т а бильных урожае в; отсутствие у нее болезней и вредителей. Несмотря на то, что ирга известна в ку л ь ту р е уже не одну сотню ле т , она все еще больше ценится как декор ати вное. нежели плодовое р а с тение. Не менее ц е н н о м я в л я ется и способность к быстрому восстановлению, например , при повреждении домашними ж и вотными. которые охотно поедают ее л и с т ь я и молодые ветки. Ирга выгодно вы д ел я е т ся среди других растений как ранним (в сл ед за черемухой) цветением, как и повышенным качеством медоносности нектара. А в защ и т ны х полосах вокруг сада она может играть и совсем неожиданную на пе р вый в згляд р ол ь — сберег ает со зревающие ягоды от птиц. При посадке ирги необходимо помнить, что она светолюбива и в затенении не плодо носит. Но в молодом в о з р а с те , примерно до пяти лет . с затенением вполне мирится. Ее корневая си с тем а хотя и р асп олагается гл убже , чем V ягодных к у л ь т у р , но все же в общем х а р а к т е р и з у е т с я поверхностным положением, а поэтому ирга в есьма о т зы вч и ва на внесение подкормок,- — Из альбом а ф о т о к о р а В О Б Ъ Е К Т И В Е —ДЕТИ Ирга, как растение .с в ы д а ющейся зимостойкостью и ранним созрев анием вполне съедобных плодов, несомненно, достойна большего вн и мания садоводов, нежели она имеет сейчас. Как плодовая культура она перспективна прежде всего в местах с с у ровым климатом. Б е з них, наших детей, мир был бы неполон. Д а и наша с вамп ж и з н ь п о тер я л а бы заметную частицу с ч а с т ь я . Ведь недаром же мы. и ж е н щины, и мужчины, в с т р е т и в шись с милым , плохо еще ш а гающим, но гордо д ерж ащ им голову, — знай наших! ребенком невольно у л ы б а е м с я ему. Да и си нам д арит свою зачастую б еззубую улыбку . Ведь все э т о так нам з н а комо! Но н е смышл еныиж растут. И мы о т вод им их в д е т с к и й с а д и к — п е р вы й « ч у ж о й » к о л л е к т и в . Помните, к а к э т о бы л о в п е р в ы е ДНИ? В е д р а с л е з и д е т с к и х , и ваш и х . Н е т а к л и / Н о щ ю х о ди т в р е м я , и в с е о б р а з у е т с я . Все с т а н о в и т с я д л я наших Миш и Н а т а ш п р и в ы ч н ы м . д о м аш н и м , и у ж е не вс е гд а он и , наши б ы в ш и е п л а к у н ы , охо т н о р а с с т а ю т с я с в о с п и т а т е л ь н и ц а м и . н я н е ч к а ми. с д р у з ь я м и по груп пе . Вот п е р е д вами д в а обыч пых фотоснимка . Оба — д е т ск о г о сада . У щ а д и ^ ^ ™ ко сы , з а т ы л к и , своих Вот н хорошо. Это значит ьы поймете , как важно них то д ел о , каким оня ты в эти минуты. Вы то любите, когда вас о т ют от вашего дела? Нет?| тик и им, нашим • Ьпис^ц Д е н и с а м , совсем не по е с л и на самом и н т д о д с т е игры вы требуете их с т о л у со щами и ж,и ,чмй ю ш к о й Всему свое в п е ш ^ в / ’К' Сим ' »1*! 11 Поэтической с т р о к о й М а н д о л и н а Мандолина грустила, шептала: С традаю .. . Люблю... Не таю... Мне цыганка о ней на гад ал а . Я молюсь на мадонну свою. Где мне встретить её? Кто ответит? Посмотреть в голубые глаза. мн е иа ДУШУ п о с в е т я т ? м о ж е т , в н и х п о я в и л а с ь г р о з а 1 Пошепчи, п о з в е н и , м ан д о л и н а Р а с с к а ж и в с е м адонн е моей « “ ¡ Я " 0^ з е л е н ы х д олинах , х о з я й к е б е с к р а й н и х ст епей. вы с т е п и , б е с к р а й н и е степ и П о р а с к и н у л и с ети свои 1 а з о р в и . м а н д о л и н а , т е сети И с т е п н я ч к у к о м н е позови . А ШУШАКОВ . Не проси Нс цросн р а с с к а з а т ь о войне. Если па мя ть на время при тихла . Если с болью не видится мне, Как из боя пол-роты лишь в ь ш п о Не проси р а с с к а з а т ь о боях, Если в сердц е притихла тр ево га . Если д а в н я я юность моя оем п ет1ла г а е т во ен н о й д орогой . Я т е б е р а с с к а ж у обо всем ° пР ° н и о м з а п л а ч е т . И п о й ч е ^ т Т В0ЙН° а р о ш а г а е ч вд» т . , „ * еи1ь т ь *. что в се э т о з н а ч и т ; - ( Гоши«* л ' ^ ь ’ что ТРУДНЕЙ не б ы в а е т п \ти , I о р ш е б р а т с к и х лаэгил у б е р е з ы Гы м е н я и пойми, и прост»! ‘ д л и в д р у г н а в е р н у т с я н е п рощ ен н о слезы. С. К АШ И РИ Н « ЗА Д Е Л О ЛЕНИНА* выходит 1 5 6 ра? в год, три р а з а в неделю. Адрес редакции: с. Северное, у д Ленина, 22 Т Е Л Е Ф О Н Ы Р Е Д А К Ц И И : редактор — 2 14-34, зам. р едактора — 2 - 1 1 - 8 7 о твет г д « по — 2 -18 75 . с ел ь х о з о т д ел - 2-19 8 4 . от д е з писем ' о м Т б у х г а л т е р и я— 2 - 1 8 -4 5 сем ~ 2 - 1 1 - 5 6 , П олнграфобъеднпенне «Простор», г. Куйбышеа. З а к а з 3 2 1 0 . Ти раж 2 0 0 0 О б ъ е м 1 неч лист . Р е д а к т о р А И. КОНО ВА ЛО В И Н Д Е К С 5 2 9 7 9 . Подписано к печати 0 2 00.92 г.
RkJQdWJsaXNoZXIy