За дело Ленина, 1992, № 100

АВГУСТА 1992 года. Ч Е Т В Е Р Г № 100 (7 048 ) О Р Г А Н С Е В Е Р Н О Г О Р А Й О Н Н О Г О СОВ Е Т А Н А Р О Д Н ЫХ Д Е П У Т А Т О В Н О В О С И Б И Р С К О Й О Б Л А С Т И О с н о в а н а 20 и ю л я 1935 г. ф ф (Продолжение. Нач. в № 97 ). Р А З Д Е Л ПЯТЫЙ СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГЛАВА XV ФЕДЕ РАЛЬНАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ Статья 83 (1) Единственным представительным и за коиода. тельным органом Российской Федерации является Е!ед>ховный Совет РФ — (¡едеральный парламент. (2) Верховный Совет РФ является постоянно лей. п в у ю щ и м органом. Статья 84 (1) Верховный Совет РФ состоит из двух палат: I осударственной Думы и Федерального Собрания. Порядок выборов Верховного Совета РФ устанап. ; ли каете я федеральным законом (2) Государственная Дума состоит из 450 депу гатов. избираемых сроком на четыре года по тер риториальным избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства. (3) Федеральное Собрание состоит из депутатов, избираемых сроком на четыре года по норме два депутата от каждой республики, к р и . области, ав топом ной области, а та кже по одКому депутату от каждого автономного округа Статья 85 (1) Верховный Совет РФ а) вносит изменения в Конституцию РФ; прини мает федеральные законы, осуществляет контроль за их исполнением на всей территории Российской Федерации. б) утверждает основные иаправленш внутрен ней и внешней политики РФ; в) назначает референдум РФ; г) утверждает изменения границ между респуб ликами, краями, областями, Д) утверждает изменение конституционно-право вого статуса существующих либо образование новых республик, краев, областей, автономных обла. стой, автономных округов; принимает федеральные законы об автономных округах; е) принимает в состав РФ новые республики, края, области: я.) принимает федеральный бюджет и контроли у,мет его исполнение, вносит в него изменении, ус таиавлипает федеральные налоги и сборы: осуще ствллет контроль за денежной змиссмей; учреждает <! сдеральные фонды регионального развития, при ­ нимает решения о федеральных займах, экоиомн ческой и иной помощи; з) назначает выборы Президента РФ в случаях, предусмотренных Конституцией РФ; н) по представлению Президента РФ большннст ю м голосов избранных депутатов дает согласие на назначение Председателя и членов Правитель ства РФ. избирает судей Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ, Высшего хозяйственного суда РФ. назначает н отзывает Генерального прокурора РФ. председателя Центрального банка РФ. к) дает согласие Президенту РФ на назначение судей краевых, областных, окружных судов; л) назначает и отзывает парламентского упол помоченного по правам человека, председателя и членов Государственной счетной палаты РФ. м) рассматривает и решает вопрос об отставке членов Правительства РФ. других должностных лиц РФ: н) отрешает от должности Президента РФ. вице, президента РФ. председателей палат Верховного Совета РФ. судей Конституционного суда РФ. Верхов пого суда РФ. Высшего хозяйственного суда РФ по основаниям и в порядке, предусмотренным ста тьей 96 Конституции РФ; о) ратифицирует и денонсирует международные договоры РФ, указанные в статье 86 Конституции РФ; п) учреждает государственные награды РФ, устанавливает почетные, специальные и иные зва- ння РФ; р) объявл яет амнистию; с) объявляет , продлевает и отменяет ч р е з в ь г а й . иое положение; решает вопросы войны и мира; объявл яет общую или частичную мобилизацию; т) дает согласие на назначение дипломатичее- скнх представителей РФ в иностранных государст пах и при м е ж д у н а р о д н ы х о р г а н и з а ц и я х ; у) осуществляет иные полномочия, предусмот репные Конституцией РФ. В ЫХ О Д И Т Т Р И Р А З А В Н Е Д Е Л Ю. (2) Актами Верховного Совета РФ являются фе. деральные законы, постановления, заявления, декларации, обращения. Статья 86 (1) Ратификации Верховного Совета Российской Федерации подлежат международные договоры РФ: а) политические, территориальные, общеэкономи. ческие, финансовые, военные, об историческом и культурном наследии народа Российской Федера ции; б) затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина; в) об участии в межгосударственных союзах и иных объединениях, системах коллективной безопасности; г) исполнение которых требует изменения дейст вующих федеральных законов или принятия новых; д) иные международные Договоры, ратификация которых предусмотрена федеральным законом либо самим договором. (2) Если международный договор РФ содержит положения, противоречащие Конституции РФ, его ратификация возможна после внесения соответст- вующих изменений или дополнений в Конституции* РФ. (3) Заключение и прекращение международных договоров РФ, затрагивающих предметы ведения или территорию республики, края, области, а в т о ­ номной области, автономного округа, осущсстпля ются по согласованию с ними. (4) Верховный Совет РФ должен быть иеаамед лительно информирован о заключении и прекра т е н и и международных договоров РФ .не подлежа щих ратификации и денонсации. Статья 87 (1) Палаты Верховного Совета РФ собираются по праву в первый вторник по истечении четырех не дель после выборов. В неотложных случаях П р е ­ зидент РФ может созвать Верховный Совет РФ ранее зтого срока. Со дня созыва полномочия па. латы прежнего состава прекращаются. (2) Если срок полномочий Верховного Совета РФ истекает в период чрезвычайного положения, объявленного на всей территории РФ, то одно временно с его объявлением или продлением Верховный Совет РФ принимает решение о прод лсшш своих полномочий. (3) Выборы Верховного Совета РФ проводятся по праву во второе воскресенье марта в год истече. пня срока полномочий прежнего состава Статья 88 (1) Верховный Сове1 РФ принимает свой р е г ­ ламент. (2) Каждая палата избирает и отзывает Председателя. его заместителей, принимает регламент, образует постоянные и временные комиссии палаты. (3) Палаты могут создавать совместные комите ты палат. (4) Палаты, их комиссии, совместные комитеты га л ат разрабатывают и рассматривают проекты федеральных законов и иных актов Верховного Совета РФ. осуществляют проверку их исполнения, проводят парламентские слушания и расследования. (5) Палаты, их комиссии, совместные комитеты палат вправе вызывать на свои заседания граждан и должностных лиц, требовать предоставления не ­ обходимых документов и материалов в порядке, установленном федеральным законом. Ре коменда ­ ции палат, их комиссий, совместных комитетов па лат подлежат рассмотрению с уведомлением о принятых по ним решениям. Это право не может быть использовано для вмешательствавд е я т е л ь ­ ность органов судебной власти. (6) Палаты заседают раздельно. (7) Совместные заседания палатсозываются дли заслушивания посланий Президента РФ , Конституционного суда РФ. отчетов правительства РФ, ре шения вопроса о назначении должностных лиц в со ответствии с пунктом «и» части (1) статьи 85 , назна . чення референдума РФ. принятия федерального бюд. жста в случае разногласий между палатами Вер ховного Совета РФ. объявления, продления иди отмены чрезвычайного положения, а такж е по р е ­ шению обеих палат в иных случаях, не связанных с рассмотрением и принятием федеральных зако нов. На совместных заседаниях палат решения Верховного Совета РФ принимаются раздельным голосованием депутатов каждой палаты, за исключением голосований по бюджету в соответствии с частью (3) статьи 118 Конституции РФ. Совмест иые заседания палат ведут председатели палат. Статья 89 (1) Право законодательной инициативы в В ер ховном Совете РФ принадлежит депутатам РФ, комиссиям и совместным комитетам палат. Ф е д е ­ ральному Собранию, Президенту РФ, Конституционному суду РФ, Верховному суду РФ, Высшему хозяйственному суду РФ, парламентскому уполномоченному по правам человека, Генеральному проф Це н а 2 5 коп. курору РФ, высшим представительным органам республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, а также группам избирател ей численностью не менее 1 миллиона человек. (2) Законопроекты, вносимые Президентом Р Ф по его просьбе, рассматриваются в Верховном Совете РФ в первоочередном порядке. (3) Законопроекты вносятся в Государственную Думу Законопроект, одобренный большинством г о ­ лосов избранных в нее депутатов, направляется в Федеральное Собрание. После его одобрения Ф е ­ деральным Собранием большинством голосов и з ­ бранных в него депутатов федеральный закон ечн тается принятым Верховным Советом РФ. (4) При разногласиях между палатами по з а ­ конопроекту ими создается на паритетных началах согласительная комиссия. Согласованный за коно ­ проект вновь рассматривается в каждой из палат. Если согласие не достигнуто вторично, законопроект считается отклоненным и в течение шести м е ­ сяцев не может быть внесен вновь. (Вариант. « Е с ­ ли согласие не достигнуто вторично, законопроект может быть принят Государственной Думой двумя третями голосов избранных в нее депутатов»), (5) Принятый Верховным Советом РФ ф еде рал ь иый закон в течение семи дней направляется П р е ­ зиденту РФ. который подписывает и официально опубликовывает его в течение 14 дней со дня получения До истечения этого срока Президент РФ может возвратить федеральный закон со своими возражениями в Верховный Совет РФ для пов. торного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении федеральный закон принят большинством (вариант: «двумя третями*) голосов избранных депутатов в каждой палате, то Президент РФ обязан его подписать и опубликовать в течение семи дней. Если Президент РФ не подписывает или не опубликовывает федеральный закон в установл ен ­ ные сроки, то его незамедлительно подписывает и опубликовывает Председатель Федерального Собрания. (6) Федеральный закон вступает в силу по истечении семи дней после опубликования, если в нем не установлен иной порядок его вступления в силу. Статья 90 (1) На референдум РФ может быть вынесен вопрос, относящийся к ведению Российской Федера ции или совместному ведению Российской Ф е д е р а ­ ции н республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов, за исключением п р и ­ нятия законов, вопросов о досрочном прекращении полномочий органов государственной власти РФ. их должностных лиц, о налогах, бюджете, амнистии, чрезвычайных и срочных мерах по обеспече. нию общественного порядка, здоровья и безопасности населения. В обязательном порядке на ре ­ ферендум РФ выносятся вопросы, предусмотренные частью (1) статьи 12, частью (2) статьи 75 Конституции РФ. (2) По вопросу ведения Российской Федерации решение на референдуме РФ считается принятым, если за него проголосовало более половины уч ас т ­ вовавших в голосовании, при участии в референду ­ ме не менее половины общего числа зареги с три ­ рованных избирателей. В случае предусмотренного Конституцией РФ обязательного референдума РФ и референдума по вопросам, требующим конституционного закрепления, решение считается п р и н я ­ тым, если за него проголосовало более половины общего числа зарегистрированных избирателей . Для принятия решения об уступке части территории Российской Федерации требуется также, чтобы за него проголосовало большинство избирателей, зарегистрированных на соответствующей территории. - (3) По вопросам совместного ведения Рос сий ­ ской Федерации и республик, краев, областей, а в ­ тономных областей, автономных округов, для при ­ нятия решения на референдуме РФ необходимо, чтобы большинство голосов было получено в Российской Федерации в целом, а также в большим, стве республик, краев, областей, автономных об. ластей, автономных округов. (4) Решение, принятое на референдуме РФ, оформляется Верховным Советом РФ в качестве федерального закона , который подписывается и опубликовывается Президентом РФ. (5) Референдум РФ назначается Верховным Советом РФ по требованию не менее одной трети общего числа избранных депутатов РФ , не менее одного миллиона избирателей. Статья 91 (1) Депутатом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ, обладающий избирательным правом в соответствии с частями (2) и (3) статьи 2 9 настоящей Конституции. Депутат РФ не может быть одновременно депутатом в обеих палатах, а т а к ж е депутатом представительного органа республики, края, области, автономной об ласти, автономного округа, органа местного с а ­ моуправления.

2 стр. « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А » • № 100 ( 7 0 4 8 ) # 20 августа 1992 года. (2) Депутат РФ руководствуется интересами всего народа Российской Федерации (3) Депутат РФ получает вознаграждение п возмещение своих расходов в соответствии с ф е д е - . ральным законом и не вправе получать никакого иного регулярного вознаграждения. Он также не может занимать какие-либо должности на государ. стиеиной и иной службе, заниматься предпринима тельской деятельностью, входить в состав руково дящих органов коммерческих предприятий. (4) Депутат РФ пользуется правом депутатской неприкосновенности, которая распространяется на его переписку, средства связи, документы, служебные и жилые помещения, используемый им транс, порт. Депутат РФ не может быть без согласия па латы задержан, арестован, подвергнут обыску, личному досмотру, мерам административного взыска пня. налагаемым в судебном порядке, привлечен к уголовной ответственности. В случае необходимости Генеральный прокурор РФ вносит в соответствующую палату представление о лишении депутата неприкосновенности. (0) В случае, если депутат РФ застигнут при совершении нм тяжкого преступления, он подле жит задержанию. Генеральный прокурор РФ незамедлительно извещает об этом соответствующую палату, которая решает вопрос о непрнкосновен мости депутата. (0) Депутат РФ не несет ответственности перед государственными органами за свои высказы. вания и голосования при осуществлении депутат ской деятельности, за исключением ответственно сти, установленной регламентом Верховного Сове та РФ и регламентами его палат. (7) Государственные органы, учреждения и дол. жностные лица обязаны оказывать депутату РФ содействие в осуществлении им своих полномочий. ГЛАВА XVI ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Ф ЕДЕ РАЛЬНАЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ Статья 92 (1) Президент РФ является высшим должност. ным лицом Российской Федерации. Он возглавляет исполнительную власть и представляет России скую Федерацию во внутренних и внешних отно шеннях. (2) Президентом РФ может быть избран граж Дании РФ не моложе 35 и не старше 05 лет. не имеющий гражданства иностранного государства, обладающий избирательным правом в соответствии с частями (2) и (3) статьи 29 Конституции РФ. (3) Президент РФ не может быть депутатом, з а ­ нимать какие-либо иные должности, осуществлять предпринимательскую деятельность. (4) Президент РФ избирается гражданами РФ путем прямых выборов сроком на пять лет. Ни кто не может быть избран на должность Президен та РФ более двух раз. Порядок выборов Президента РФ определяется федеральным законом. (5) Президент РФ вступает в должность с момента принесения присяги: «Я, (имярек), вступая в должность Президента Российской Федерации обещаю верно служить России во благо ее многонационального народа, защищать ее Конституцию и сувреннтет. уважать и охранять права и свободы человека и гражданина*. Присяга прино ентся на совместном заседании палат Верховного Совета РФ и Конституционного суда РФ, прово димомом не позднее 30 дней после избрания П ре ­ зидента РФ. Совместное заседание ведет Председа. тель Конституционного суда РФ (6) Президент РФ пользуется правом неприкосновенности r соответствии с федеральным законом Статья 93 . П ) Президент РФ (а) руководит деятельностью Правительства РФ, может председательствовать на его заседаниях; осуществляет общее руководство иными органами федеральной исполнительной власти; б) возглавляет Совет безопасности РФ; в) подписывает и опубликовывает федеральные законы; г) назначает с согласия Верховного Совета РФ Председателя и членов правительства РФ; Д) представляет Верховному Совету РФ для из- брания кандидатуры судей Конституционного суда РФ. Верховного суда РФ, Высшего хозяйственного суда РФ, а также для назначения кандидатуры Генерального прокурора РФ, председателя Централь |юго банка РФ; с) принимает отставку или увольнне1 в отставку Председателя и членов Правительства РФ, других назначенных им должностных лиц; вносит в Верхов ныи Совет РФ предложения об отзыве Генсрально. 10 п р о |{УР°Ра Р Ф . п р е д с е д а т е л я Ц ентрального бан ка РФ: ж) представляет Верховному Совету РФ ежегод- по проект федерального бюджета и постатейный отчет о его исполнении; з) обращается с посланиями к народу и к Вер ховному Совету РФ; представляет ежегодные доклады Верховному Совету РФ об осуществлении внутренней и внешней политики Российской Феде рации, выполнении федеральных программ; и) руководит обеспечением безопасности Россий ской Федерации; к) является Верховным главнокомандующим Во оруженных Сил РФ; назначает и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил РФ: присваивает высшие воинские звания: руково дит осуществлением оборонной политики РФ' л) руководит осуществлением внешней политики Российской Федерации, ведет переговоры и подпн. сывает международные договоры РФ; назначает и отзывает дипломатических представителей РФ принимает верительные и отзывные грамоты а к ­ кредитованных при нем дипломатических ппелста внтелей; м) объявляет в неотложных случаях чрезвычай ное положение, объявляет состояние войны в сл у " чае вооруженного нападения на Российскую Феде рацию или неотложной необходимости выполнения международных договорных обязательств о совместной обороне от агрессии; н) решает в соответствии с федеральным зако ном вопросы гражданства и предоставления убе жища в Российской Федерации. о) награждает Федеральными государственными наградами, присваивает почетные звания Р о с ­ сийской Федерации и высшие специальные звания п) осуществляет право помилования; р) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ и федеральным законом. (2) Президент РФ не вправе прекращать или приостанавливать деятельность Верховного Совета РФ. представительного органа государствен!! ж вла сти республики, края, области, автономной области автономного округа. Статья 91 (1) Президент издаст указы и распоряжения , обязательные на всей территории Российской Ф е ­ дерации. (2) Указы н распоряжения Президента РФ носят подзаконный характер. Статья 95 (1) Полномочия Президента РФ прекращаются в случаях: а) истечения их срока; б) его отставки; в) его стойкой неспособности по состоянию здо ровья осуществлять связанные с должностью пол помочил; г) отрешения его от должности; д) его кончины. (2) Полномочия Президента РФ в связи с истечением их срока прекращаются в момент принесения присяги вновь избранным Президентом РФ. (3) Президент РФ вправе подать в отставку, на правив соответствующее заявлений в Верховный Со. вет РФ и Конституционный суд РФ. Полномочия Президента РФ прекращаются с указанной им даты. Президент РФ излагает мотивы отставки на совместном заседании палат Верховного Совета РФ и Конституционного суда РФ, которое ведет Председатель Конституционного суда РФ. (4) Стойкая неспособность Президента РФ осу. ществллть по состоянию здоровья свои полномочия устанавливается заключением Конституционного суда РФ по представлению государственной меди пинской комиссии, назначенной Верховным Советом РФ. (5) В случаях, предусмотренных пунктами «б» —«д* части (1) настоящей статьи в течение трех меся, цев с момента прекращения полномочий Прези дента РФ проводятся выборы нового Президента РФ. Статья 96 (1) Президент РФ может быть отрешен от дол. жности в случае умышленного тяжкого нарушения им Конституции РФ. (2) Производство по делу об отрешении Президен та РФ от должности возбуждается Государствен ной Думой по инициативе не менее одной трети избранных депутатов большинством голосов состава палаты. Если Конституционный суд РФ установит наличие оснований для отрешения, то Федеральное Собрание может отрешить Президента РФ от дол жности большинством голосов не менее двух тре. тей состава палаты. Президент РФ вправе и обя. зан присутствовать и давать объяснения на заседа ниях палат Верховного Совета РФ и Конституционного суда РФ, на которых рассматривается дело об отрешении его от должности. (3) Отрешение лица от должности *Президента РФ за умышленное тяжкое нарушение им Констн туции РФ или федерального закона не исключает возможности его привлечения в дальнейшем ь ответственности за это нарушение в установленном федеральным законом порядке. (4) Положения частей ( 1 )—(3) настоящей статьи распространяются также на иных должностных лиц, в отношении которых это предусмотрено Копсти- туцией РФ. Статья 97 (1) Совместно с Президентом РФ избирается вице-президент РФ, кандидатура которого выдви гается кандидатом на должность Президента РФ Кандидат в вице-президенты РФ должен отвечать требованиям частей (2) и (3) статьи 92 Конституции РФ. Голосование за кандидата в Президенты РФ означает также голосование за выдвинутого им кандидата в вице-президенты РФ. (2) Вице-президент РФ осуществляет по поруче. нию Президента РФ отдельные его полномочия. (3) Вице президент РФ исполняет обязанности Президента РФ до новых выборов Президента РФ в случаях: отставки Президента РФ, его стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия, отрешения Президента Р Ф от должности, его кончины. (4) Вице-президент РФ исполняет обязанности Президента РФ в случае его временной неспособности по состоянию здоровья осуществлять свои полномочия до возвращения Президента к исполнению своих обязанностей. (5) Полномочия вице-президента РФ прекраща ­ ются в случаях и порядке, предусмотренных для прекращения полномочий Президента РФ. В с л у ­ чае досрочного прекращения полномочий вице- президента РФ новый вице-президент РФ назна чается Президентом РФ с согласия Верховного Совета РФ на оставшийся до выборов срок. (6) При одновременной невозможности Прези дента РФ и вице-президента РФ исполнять полно мочия высшего должностного лица РФ в случаях, предусмотренных пунктами «б» —«д» части (1) статьи 95 Конституции РФ, временное псполие. иие этих полномочий переходит в порядке очегец пости к Председателю Федерального Собранна и Председателю Государственной Думы. Статья 98 (1) Правительство РФ осуществляет внутреннюю i! внешнюю политику РФ и действует под рупород ством Президента РФ. Структура , состав и ком потенция правите льств а РФ определяются феде ральным законом. (2) Председатель правительства РФ координи рует деятельность членов правительства РФ (3) Председатель и другие члены правительства РФ не могут быть депутатами, занимать какпе-ли бо иные должности, осуществлять предпринима. гельскую деятельность. (4) Правительство РФ на основании и во нс полнение Конституции РФ и федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ принимает постановления и Издает распоряжения И о анн о в ления и распоряжения Правительства РФ могут быть изменены или отменены Президентом РФ. Статья 99 (1) Правительство ежегодно отчитывается не *i ред Верховным Советом РФ. По требованию пала ты Верховного Совета РФ Правительство РФ и любой член обязаны представить информацию . по вопоосам своей компетенции (2) Правительство РФ и члены правительства I обязаны отвечать на запросы и вопросы депутата- Верховного Совета РФ в порядке, установленной ■ регламентом Верховного Совета РФ (3) Правительство РФ имеет прав > подать \ отставку. Отставка принимается Президентом РФ (4) Верховный Совет РФ может большинством голосов потребовать отставки члена Правнтельстгг РФ или иного назначенного Президентом РФ дол \ жностного лица. Если Президент РФ не увольня ет это должностное лицо в отставку, он обязан обис новать свое решение перед палатой. Признание дву мя третями (вариант: «простым большинством») го лосов избранных депутатов каждой из палат обос новация Президента РФ неудовлетворительных влечет обязательное увольнение Президентом РФ указанного должностного лица в отставку. Статья 100 J (1) При Президенте РФ действует Совет безо пасности РФ. Совет безопасности РФ рассматри вает вопросы внутренней и внешней политики Рос- сийской Федерации, относящиеся к обеспечению ее безопасности, и подготавливает соответствующие решения Президента РФ. (2) Состав, организация и порядок деятельности Совета безопасности РФ устанавливаются феде ральным законом. Статья 101 (1) Органы исполнительной власти РФ создаются , и действуют на основании Конституции РФ и федерального закона. *• (2) Стуктура органов высшей исполнительной власти РФ формируется Президентом РФ с cor ласия Верховного Совета РФ. ГЛАВА XVII СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ Статья 102 (1) Судебная власть принадлежит только судам, учрежденным Конституцией РФ и федеральным за коном. Она осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, адмимист ративного, хозяйственного судопроизводства. (2) Создание чрезвычайных судов не допускает ся. Статья 103 (1) Конституционный суд РФ — высший орган судебной власти по защите конституционного строя РФ. Конституционный СУД РФ состоит из 15 сулей, назначаемых в личном качестве. Полномочия Конституционного суда РФ и порядок судопроиз водства в нем устанавливаются федеральным за коном. (2) Конституционный суд РФ разрешает дела о конституционности: а) федеральных законов и иных актов Верхов ного Совета РФ; б) актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти; в) конституций республик, уставов краев, облас тей, автономных областей, автономных округов, иных актов их представительных и исполнитель пых органов; г) договоров между Российской Федерацией н республиками, краями, областями, автономными областями, автономными округами; д) договоров между республиками, краями, об ластями, автономными областями, автономными округами; е) международных договоров РФ; ж) политических партий и иных общественных объединений; з) правоприменительной практики. (3) Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции между федеральными государствен "ыми органами; между федеральными государственными органами и органами государственной власти республик, краев, областей, автономных об. ластей, автономных округов; между органами государственной^ власти республик, краев, областей, автономных областей, автономных округов. (4) Конституционный суд РФ дает заключения: а) по представлению государственной медицин* скоп комиссии — о наличии у соответствующего федерального должностного лица стойкой неспо собности по состоянию здоровья осуществлять с в я ­ занные с его должностью полномочия; б) о наличии оснований для отрешения от д о л ­ жности должностного лица РФ или республики.

,N» 100 ( 7 0 4 8 ) ф 20 августа 1992 г о д а . ф « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А » 3 стр S 5 края, области автономной области, автономного округа; и) о конституционности подписанных междуна родных договоров РФ до их ратификации или yt верждения. (5) Конституционный суд РФ вправе о б р а т а ться: а) с ходатайствами о проверке конституционно, сти актов государственных органов и международных договоров РФ - любая палата Верховного Совета РФ. депутат РФ. Парламентский уполномо ценный по правам человека, Президент РФ, Ира внтельство РФ, Верховный суд РФ. Высший хо зяйственный суд РФ. Генеральный прокурор РФ, представительный орган государственной власти, высшее должностное лицо или высший суд респуб лики, края, области, автономной области, окруж. пой суд; б) с ходатайствами о проверке конституционное ти политических партий и иных общественных объ единений —любая палата Верховного Совета РФ. Пар аментский уполномоченный по правам чело века, Президент РФ. Правительство РФ, Генеральный прокурор РФ. Представительный орган госу дарственной власти или высшее должностное лицо республики, кра я , области, автономной области, автономного округа может заявить ходатайство о проверке конституционности общественного объеди пения, организованного лишь в пределах соответ ств\ ющей территории; В) с жалобами и протестами на неконституцион ность правоприменительной практики — любое фи. пическое или юридическое лицо по исчерпании иных юридических средств защиты права, П арла ­ ментский уполномоченный по правам человека. Верховный суд РФ. Высший хозяйственный суд РФ Генеральный прокурор РФ, высший суд республики, края, области, автономной области, окружной суд; ■у,г) с ходатайствами по спорам о компетенции между государственными органами — любая из сторон в споре; д) с запросами о даче заключений — любая па лага Верховного Совета РФ. Президент РФ. З а к ­ лючение о наличии оснований для отрешения дол. жилетного лица от должности Конституционный суд РФ может давать по собственной инициативе. ' (0) Решения Конституционного суда РФ вступают в силу немедленно после их провозглашения, являются окончательными и не подлежат обвалован иго и опротестованию. Они обязательны на всей территории Российской Федерации. (7) Акты или их положения, признанные неконституционными в соответствии г пунктами «а» — д» части (2) настоящей статьи, утрачивают силу. Признание неконституционным международного договора РФ влечет последствия, предусмотренные международным правом и федеральным законом. Политические партии и иные общественные объединения, признанные неконституционными, рас ­ пускаются; их деятельность прекращается в соответствии с федеральным законом. Правопрпмени тельная практика, признанная неконституционной, подлежит прекращению; соответствующие решения государственных органов и должностных лиц должны быть пересмотрены в установленном зако ном порядке. ( 8) Конституционный суд РФ ежегодно обращается с посланием к Верховному Совету РФ. По конкретным вопросам он может обращаться с представлениями к государственным органам и должностным лицам. Статья 104 (1) Верховный суд РФ — высший орган судеб ней власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства. (2) Верховный суд РФ осуществляет надзор за судебной деятельностью высших с удоз республик, краев, областей, автономной области, окружных судов. (3) Полномочия, организация и порядок дея тельности Верховного Суда. РФ устанавливаются федеральным законом. Статья 105 (1) Высший хозяйственный суд РФ — высший орган правосудия по хозяйственным делам, осущест вляющий надзор за судебной деятельностью по та ким делам. (2) Полномочия, организация и порядок дея тельности Высшего хозяйственного суда РФ \ танавливаются федеральным законом Статья 106 Бюджет судов должен обеспечивать возможность полного и независимого выполнения ими своих конституционных полномочий. Он не может быть уменьшен без согласия соответственно Конституционного суда РФ , Верховного суда РФ, Высшего хо- зяйствеиного суда РФ. Статья 107 (1) Судьи, кроме мировых судей, несменяемы. Они увольняются в отставку по достижении 70-лет- него возраста. (2) Судьями назначаются граждане РФ, имею Щпе высшее юридическое образование и стаж р а ­ боты по юридической профессии, не менее 15 лет для судей высших органов судебной власти РФ; не менее 10 лет для судей высших судов республик. краев, областей, не менее 5 лет для судей местных судов. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям. (3) Полномочия судьи Конституционного суда РФ. Верховного суда РФ, Высшего хозяйственного суда РФ прекращаются в случаях; а) достижения предельного возраста; б) личного заявления об отставке; в) стойкой неспособности по состоянию здоровья •существлять связанные с должностью полномочия —по представлению медицинского заключения и с согласия соответствующего суда; г) состоявшегося в отношении его обвинительного приговора, вступившего в законную силу; д) отрешения от должности по основаниям и в порядке, предусмотренным статьей 96 Конституции РФ (4) Полномочия судей других судов прекраща ются по основаниям и в порядке, предусмотрен ными Конституцией РФ и федеральным законом. (5) Судья не может быть депутатом, состоять в политической партии, занимать какие-либо иные должности, осуществлять предпринимательскую дея. тельность. Судья может заниматься научиой, пре подавательской. литературной и иной творческой деятельностью. Статья 108 (И Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Судьи Конституционного суда РФ подчиняются только Конституции РФ. (2) Судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судьи распространяется на его переписку, средства связи, документы, служебные и жилые помещения, используемый им транспорт. (3) Судья высшего органа судебной власти не может быть без согласия соответственно Консти туционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего хозяйственного суда РФ задержан, арестован, подвергнут административному взысканию, прив. лечен к уголовной ответственности. Уголовное дело в отношении судей высших органов судебной власти может быть возбуждено только Генераль ным прокурором РФ с согласия соетветствующего суда. (4) Судьи не вправе применять закон, противоречащий Конституции РФ. Если суд усмотрит, что закон, который подлежит применению, противоречит Конституции РФ, то суд откладывает рассмотрение дела и обращается с ходатайством в Конституционный суд РФ о признании этого закона неконституционным. Местный суд направляет т а ­ кое ходатайство через высший суд республики, края, области, автономной области, окружной суд. Статья 109 (1) Никто не может быть лишен права на рас смотрение дела в том суде и тем судьей, к компе тенции которых отнесено данное дело. (2) Обвиняемый в совершении преступления имеет право иа рассмотрение его дела судом с уча стием присяжных в случаях, предусмотренных фе авральным законом Статья 110 (1) Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. (2) Заочное разбирательство уголовных дел в судах первой инстанции не допускается. (3) Судопроизводство осуществляется на основе принципа состязательности, за исключением с;луч а ев, установленных федеральным законом Статья 111 (1) Предварительное следствие по делам о прес туплениях в Российской Федерации проводят фе деральный следственный комитет и его органы. (2) Прокурор от имени государства предъявляет иски и поддерживает государственное обвинение в .суде. (3) Прокуратура осуществляет надзор за закон ностыо расследования преступлений, законностью приговоров и решений судов и их исполнения. (4) Организация и порядок деятельности проку, ратуры и федерального следственного комитета определяются федеральным законом. ГЛАВА XVIII ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКАХ. КРАЯХ И ОБЛАСТЯХ Статья I 12 (1) Высшим представительным и единственным законодательным органом республики является за- конодательное собрание республики, избираемое по избирательным округам, образуемым на основе еди ной нормы представительства (2) Высшее должностное лицо республики воз гл авляет исполнительную власть республики, вхо дящую в систему исполнительной власти Россий. ской Федерации. (3) Судебная система республики включает вы с ­ шие и местные суды республики и входит в судебную систему Российской Федерации. (4) Наименование законодательного собрания, высшего должностного лица, судов республики оп- ределяется республикой самостоятельно. (5) Государственные органы республики осуществляют полномочия республики, за исключением тех, которые отнесены к полномочиям органов местного самоуправления. Статья 113 (1) Представительным органом государственной власти края, области автономной области. авто ­ номного округа является его (ее) Совет, и збира ­ емый по избирательным округам, образуемым на основе единой нормы представительства (2) Органом исполнительной власти края, области, автономной области, автономного округа яв л яется краевая, областная, окружная администра ция. Глава администрации (губернатор) избирает, ся населением. Администрация подотчетна Совету края, области, автономной области, автономного округа и входит в систему исполнительной власти Российской Федерации. Президент РФ не может смещать с должности главу администрации (губернатора). (3) Судебная система края, области, автономной области, автономного округа включает краевые, областные, окружные, а также местные суды и входит в судебную систему Российской Федерации. (4) Государственные органы краев, областей, ав тоиомных областей, автономных округов осуществ. ляют свои полномочия, не вмешиваясь в установленные законом полномочия местного самоуправления. ГЛАВА XIX ОСНОВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 114 (1) Местное самоуправление гарантируется. Р е с ­ публики. края, области, автономные области, а в т о ­ номные округа обеспечивают условия для местного самоуправления. (2) Местное самоуправление осуществляется гражданами через образуемые ими местные п р ед ­ ставительные органы (советы , земства), а та кже местную администрацию, местные референдумы, собрания и сходы граждан, иные органы самоуправляющихся муниципальных общностей. (3) Местное самоуправление осуществляется территориальными общностями в границах терри ториальных единиц, на которые разделяются республики, края, области автономные области, авто нэмные округа. (4) Должностные лица местной администрации не могут быть депутатами местных представительных органов. (5) Органы местного самоуправления в пределам своей компетенции действуют независимо от ф е д е ­ ральных, республиканских, краевых, областных, окружных государственных органов в рамках Конституции РФ и федеральных законов, Конституции и законов республики, устава и нормативных пра ­ вовых актов края, области, автономной области, нормативных правовых актов автономного округа, а также положений о местном самоуправлении. (6) Не допускается вмешательство в законную деятельность местного самоуправления. Статья 115 (1) Ведению самоуправляющихся территорналь пых общностей подлежат: а) местный бюджет, включая местные налоги и сборы, а также иные доходы, предусмотренные за коном; внебюджетные фонды; б) муниципальная (коммунальная) собственность и распоряжение муниципальным (коммунальным) имуществом; в) хозяйственные, социальные, культурные, природоохранные и другие вопросы местного значения, отнесенные законом к их ведению. (2) Местный представительный орган принимает местный бюджет. (3) Местная администрация в своей деятельности подотчетна местному представительному органу либо сходу граждан. Полномочия местной администрации го владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью устанавливаются местным представительным органом в соответствии с законом. (4) Самоуправляющиеся территориальные общно сти по вопросам своего ведения могут заключать договор!,I между собой, а также с государствеиыми органами, органами местного самоуправления, пред, прнятиями, учреждениями, общественными о б ъ ­ единениями, должностными лицами и гражданами по нопросам своего ведения. (5) Акты органов местного самоуправления не должны противоречить Конституции РФ и ф едеральным законам, конституции и законам республики, уставам и номативным правовым актам края, области, автономной области, атоиомного округа. Статья 116 ( 1 ) В населенных пунктах могут образовываться самоуправляющиеся ассоциации жителей. Такие общности и их объединения могут обладать правами юридического лица. (2) Органы местного самоуправления могут д е ­ легировать отдельные свои полномочия самоуправляющимся ассоциациям жителей, их объединениям. ГЛАВА XX ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ Статья 117 (1) Бюджетную систему РФ составляют: феде ральный бюджет. бюджеть! республик, краев, об ластей, автономных областей, автономных округов, а также местные бюджеты. (2) Республики, края, области пользуются фи маисовой автономней. Статья 118 (1) Федеральный бюджет ежегодно принимается Верховным Советом РФ по представлению П р е зи ­ дента РФ. (2) Верховный Совет РФ приступает к постатей. ному обсуждению и принятию федерального бюджета после получения заключений бюджетных комиссий палат Вехровного Совета РФ и Государственной счетной палаты РФ. (3) Проект федерального бюджета рассматрива. ется палатами Верховного Совета РФ в порядке, предусмотренном Конституцией РФ. При недостижении согласия между палатами федеральный бюджет принимается на совместном заседании палат Верховного Совета РФ большинством голосов при сутствующнх депутатов. (4) Финансовый год в Российской Федерации начинается 1 января и заканчивается 31 декабря календарного года. Если закон о федеральном бюджете. не вступил в силу до начала очередного фи. маисового года, то впредь до его вступления в си ­ лу расходы производятся в соответствии с федеральным бюджетом на предыдущий финансовый год. В этом случае Верховный Совет РФ может установить иной временный порядок финансирования бюджетных расходов. (5) Верховный Совет РФ может учреждать фе деральным законом целевые финансовые фонды и определять источники их формирования. (6) Федеральные налоги, устанавливаемые ф ед е ­ ральным законом, общеобязательны и взимаются на всей территории Российской Федерации.

RkJQdWJsaXNoZXIy