А П Р Е Л Я 1 9 9 2 ГОДА. В Т О Р Н И К № 4 5 ( 6 9 9 3 ) О Р Г А Н С Е В Е Р Н О Г О Р А Й О Н Н О Г О С О В Е Т А Н А Р О Д Н Ы Х Д Е П У Т А Т О В Н О В О С И Б И Р С К О Й О Б Л А С Т И О с н о в а н а 2 0 и ю л я 1 9 3 5 г. О $ В Ы Х О Д И Т Т Р И Р А З А В Н Е Д Е Л Ю . п т ~ ~ ~ Ь-ГЗЖ? В мастерской идет работа В мастерской колхоза «На шя Р оди н а* в эти весенние дни оживление. То и д е л о вспыхивает огонек э л е к т р о сварки, в к у зн и ц е в е с ел о перестукивают молоты. Р а с к а ленный ж елезны й с т ерж ен ь под сильными ударами с п л ю щивается, разбрызгивая о г ненные искры, приобретает ну- 'Колхозы района живут о б ы чной трудовой жизнью. П хоти в большинстве т них о п р е д е л е н пай каждогр к ол хо зника. но желающ их начать само стоятельную . ед и н о л н ч - ную как говорили раньше, жизнь немного. По-прежнему в едут общий счет прои зв ед ен ного и с д а н н о г о молока и животноводы. П хозяйствах сеГчас числится 6 7 7 1 ф у р а ж ная корова , что по сравнению с прошлым гостом несколько меньше. Валовой надой от э т о го стада е ж е д н е в н о с оставля ет 5 7 1 , 8 центнера молока, что тож е меньше, чем было в 1991 г оду . Нынче за м ет н о и то обстож н ую форму. З а в е д ую щ и й м а стерской В. А. Чикунов сам и в роли медника , и токаря, и аккумуляторщика. помогает механизаторам р ем он т и ровать технику к в е с ен н е - полевым работам. — Специалистов в м а с т е р ской не хватает, — поясняет он обстановку. — Токарь был ятельство, что растел з н а ч и тельно сдвинулся бл иж е к вес н е , и сейчас е ж е д н е в н о есть прибавка сданной продукции, которая в первую о ч ередь з а висит от суточных надоев. А они в колхозах разные. В о з главляет сводку надоев колхоз «Память Л енина» , где от коровы надаивают за сутки в ср е дн ем по 1 2 ,6 килограмма молока. Ято примерно у р о вень прошлого года . Стабильная продуктивность с т а д а в колхо з е «Паша Р од и н а » . Ж и вотноводы этого хо зя й с т в а нынче получают от коровы д а ж е чуть больше молока , чем в минувшем году . Б олее десяти килограммов уволился. Сварщик сейчас тоже временно не работает, а трактора н уж н о вовремя подготовить, ВОТ и приходится делать все. что умею . А вооб- ще-то, надо как минимум иметь четырех специалистов: токаря, с л е с а р я , сварщика н кузнеца , чтобы д е л о ие стояло. и ремонт качественно про изводился, тем б о л е е , что нынче в РТП трактора не о тправляем , - дорого. Колх о з ие имеет на это средств. Буд ем работать в своей мастерской. Вчеря вот загнали на ремонт гусеничный трактор. На днях придется начинать р е монт «Кировца* — надо дв и гатель менять. Как видим, нынче хозяйства взялись о с новательно экономить деньги. В прошлые годы ремонтом тракторов « К - 7 0 0 » они не зан им ал и сь , отпр авляли их на станцию. Но н уж да заставила научиться многому, в том ч исле и б е р е ж н о м у отношению к зап ча стям . которых и не хватает , и, к тому ж е . они очень дорогие . Всю зи м у техника была в действии , на тр ак торах шла заготовка древесины , вывозка леса из д е л я н , так что перед выездом в поле их о б я з а т е л ь но надо техничить, д а ж е если они на х о д у . Вп ер еди покя и ремонт сель хозинв ентарн . Из опыта прошлых лет м е х а н и з а торы колхоза зн ают , что на эт о уйдет дней пять-шесть. Как только основная работа с тракторам'» б у д е т выло ".пена, они возьмутся з а ин юктарь. А там н посевная недалеко. О. С АМ УШ КИ НА . На снимке: В. А. Чикунов. Ф ото С. Федорова. составляют суточные надои в колхо з ах «VII с ъ е з д Советов». «Борьба з а мир». « З а веты Ильича*. « В о с х о д » . По девять с лишним килограммов молока от коровы получают животноводы колхозов имени XXII с ъ е з д а КПСС, имени М. Горького, «Путь к коммунизму». II самый н и з кий надой в к ол х о з а х «Новая ж и зн ь » , имени К. Маркса. На количестве зачтенной продукции сказывается и ж и р ность, Бназинской жирности со. ответствует молоко в ко л х о з а х «Н аш я Р о д и н а » . «Память Л енина» . «Н овая ж и зн ь » , «Путь к комм унизму» , « Б о р ь ба за мир». А в ср е дн ем по району процент жира с остав ляет 3 . 4 процента, что ниже прошлогоднего. СУТОЧНЫЕ НАДОИ МОЛОКА ® Управление финансов разъясняет Новое в порядке, назначении и выплате пособий В ц е л я х осущ ествл ен ия ком пснсацнонных мер в свя зи с либ ерал изаци ей цен ра з м е р пособии компенсационных выплат. пенсий, стипендий и д р у гих социальных выплат н е сколько изменился по с р а в н е н и ю с действующими до с е го вре мени. О порядке назнач ен ия и выплаты пособий, об и з м е н е н и ях и допол нениях в этом в о п р о с е знакомит читателей Халима Геннадьевна Г А Н Е Е В А — э к о н о м и с т по б ю дж е т у о тд ела фи нанговой и налоговой политики С еверного района. — Халима Геннадьевна , какие на сегодняшний день с у ществуют социальные выплаты на д етей? * — С нынешнего года все выплаты устанавливаются в Процентных отношениях к минимальному уровню оплаты т р уд а ( б е з районного к о э ф фи циента) — к 3 4 2 рублям. На сегодняшний день с у щ е ствует несколько видов выплат на детей; пособие по у х о д у за ребенком до д о с т и жения нм полутора л е т ( 6 0 процентов): пособие на детей в во зр а ст е от полутора до шести лет ( 4 5 процентов); компенсация на д е т е й от шести лет до 16 и учащ им ся , не получающим с т ипенд ию , до 18 ( 2 5 процентов). Ещ е с у ществуют квартальные компенсации. р а зм е р которых также зависит от в о зр а ст а р е бенка; чем старш е , тем выше процент компенсации. Кроме того, согласно Указ у Президента Р о ссии , с е г о д ня введены единовременные выплаты за ф е в р а л ь— март 1 9 9 2 года. — Каков р а зм е р еди н овр е менных выплат? — В с л у ч а е перехода ребенка в феврал е т екущего го- д я в во зр а ст н ую группу стар ше шести л ет . на него производится выплата в су м м е 100 рублей, з а март — 5 0 рублей. А если ребенок в марте п е р е й дет в во зр а ст ную группу с т а р ше шести лет, то на него обязаны выплатить по 1 0 0 р у б лей н з а февраль и з я март. А каков порядок выплаты всевозможных пособий Ц е н а 5 к о п . «Мертвый сезон» в трудном положении с е й час находится кирпичный з а вод. Прошли те времена , когда его продукцию за би рали чуть ли не с р а з у от печей, ещ е горяченькую. Ведь н е больших мощностей предприятия в сегд а явно не хватало д л я нуиед района. Сейчас совсем другая картина. Завод за т ар и л ся готовым кирпичом. З а март удало сь реализовать только 41 тысячу. И д ел о не только в том. что продукция завода стала д о р ож е . Все упир ает ся в финансы. Есл|ц посмотреть по райо ну, то выяснится, что д ен ег сей ч а с нет ни у кого, все н а ходят ся на картотеке. В о зь мем. к примеру , колхозы. З а свою основную продукцию. М>1 с о и молоко, они давно не п олучаю т расчета, а эт о з н а чит — нет д е н е г для р еш е ния самы х насущных проб л ем , в том числе и для с т р о ительства. Молчит и основной з а к а з чик продукции кнрзавода — МПМК. Ведь эт о она ве дет основные строительные р а б о ты в к ол х о з а х района. «М е р т вый с е з о н * в МПМК прод о л ж а е т с я . Все зависит т е перь только от финансов . Б у ду т у предприятий и хозяйств д еньги, значит, все равно хоть что-то б у д у т строить. А пока — все в ожидании. Живя над еж дой . трудятся 1 Работннии кнрзавода . Е ж е дневно выдают они п о л ож е н ные 8 — 10 тысяч штук кирпича, удр уч е н н о наблюдая , как об р а с т а е т з а в о д кирпичными «барри кадами » такого н у ж н о го всем строительного м а т е риала. Пока у администрации предприятия есть д о г ов ор е н ность на незначительную п о ставку кирпича для куйбышевского завод а ж е л е з о б е т о н н ы х конструкций. П0 эт0 — капля в море, которая не р еш а е т в с е х проблем . А М. П. Лях- нбвнчу. дир ек тору з а в о д а , н е о бходим о не только в ы д а вать зар пла ту и об е с п е чи в а ть горячее питание рабочим , но и расплачиваться по в о з р о с шим ценам за уголь для п е чей, за горючее, э л е к т р и ч е с т во и прочее. И ещ е . прежде чем з а к о н чу зам етку , хочу а к ц е н т и р о вать внимание инд ивидуаль ных застройщиков на том , что частники могут п р и о б р е с ти кирпич для гараж ей, по гребов и других х о з я й с т в е н ных н уж д по прежней цене. Повышение цен на продукцию за в о д а касается только с т р о и тельных организаций. Конечно, время сейчас не из легких, но надо полагать, что н финансовые п роблемы , и многие другие с приходом лета должны б у д \ т каким-го образом разрешиться. Гак б есконечно продолжаться п р о с т о не м ож е т , и то гда и н ф о р мация с п рои звод ств ен н ы х участков б у д е т б о л е е с о держ а тельной и б о л е е о п т и мистичной. И Д Р О З Д О В А . ^^« ^м со о м о л ч у х у ж о сю сч х х со о со о о о со о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о о е о в о о о о о о в о о о о о п о о о о о е о о о о о о о о о о о ^ К сведению депутатов райсовета 2 9 апреля 1 9 9 2 г ода , в 11 часов , состоится о ч ередн ая , с е дьм ая с е с с и я С еверного районного Совета народных : депу та т ов . На р а ссмо трени е с есси и выносятся сл е дую щ и е вопросы; : 1. О р або т е правоохранительных органов по у к р е п л е нию дисциплины и правопорядка в Северном районе. 2. Информация о принятых м е р а х администрацией рай- ! она по з ащ и т е малоимущих с л о е в населения . 3. О готовности районных с л у ж б к пож арооп а сн о мм »е- диод у . На с е с с и ю приглашаются р уковод ит ели предприятий, организаций , п р е д с е д а т е л и колхо з ов . Сов етов, главы с ель - : ских администраций. Малый Совет С ев ерн о го район ного Совета народных депутатов . ч**^^0^ 0оооо©о©осюоооооооооооосюоососюоооооооооос<>осоосчхос<юосюососоос<>счх<*<»с\ч>хюсоо©0'Х'Оо«.< и компенсаций? — Н еобходимо подать з а явление на нмя руководителя своей организации , где о г о в о рить. что иных пенсий и пособий на ребенка вы не получ а е т е . а потому ребенок нах оди т ся на полном иждивении ро д и т е л е й . К зая в л е н ию приклады вается справка с места жительства и копня с в и д е т ельства о рождении. Учащне- муся с тарш е 13 лет н е о б х о д и ма справка с места учебы. Докум енты о тдаю тся б у х г а л т ер у по расч етной группе. З а счет чьих с р е д с т в о с у щ е с т в л я е т с я ф и н ан си р ова ние? — З а сч ет сре д с тв рай он ного бю дж е т а прои зводит ся выплата е д и новр ем ен ны х п о с о бий на д е т е й в в о зр а ст е от 6 д о 1 6 лет и учащимся не получающим стипендию д о 18 лет; квартальных к о м п ен са ций на д е т е й в сех возр а ст ов и еж е м е с я ч н ы х компенсаций на д е т е й старш е шести лет. Остальные все выплаты в о з м е щаются з а счет пен си он н о го фонда. — Халима Геннадьевна , к кому д олж н а обрати ться за пособием по у х о д у з а р е б е н ком д о до с тиж е н и я им п о л у тора лет ж енщина . которая на время рож д е н и я ребенка не работал а и нигде не у ч и лась? — Если мать не р або та ет и не учится, то такое пособие выплачивается в р а й с о б е с е . А единоврем ен ная выплата на р ож д е н и е ребенка и комп енсационные выплаты — по мес ту работы мужа. — Слышала, что с нынешнего года несколько изменен порядок выдачи больничных, в частности, женщинам, н а х о дящим ся в отпуске по у х о д у за ребенком. (Окончание на 4 - й с т р . ) .
2 с т р . «ЗА ДЕЛО ЛЕНИНА» • № 4 5 ( 6 9 9 3 ) ф 14 А П Р Е Л Я 1 9 9 2 г. С Т Р А Н И Ч К А Д Л Я У Ч И Т Е Л Е ! ! Мы предлагаем вашему вниманию кое-что и з опыта всрх-красноярско» средней школы. Д ума ет ся многим особенно педагогам, это б у д е т небезынтересно . ' Из- за ограниченности газе тной площади некоторые материалы публикуются в значительном сокращении, но мы постарались сохранить главное, чтобы у читателей составилось более или м е н е е цельное представление о проделанной работе. ИТОГИ С Е М И Н А Р А ----- П Е Д А Г О Г И МЕЖШКОЛЬНОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ Чтобы учить, надо учиться постоянно. Так коротко м о ж но сформулировать н е о б х о д и мость систематического повышения квалификации учителя. И на помощь в этом случае приходит завуч, от которого зависит уровень организации, формы, содержания м е т о д и ч е ской работы в школе — вопросы, составляющие в е д ущ е е зв ено в деятельности з а м е с т и теля директора школы по учебно-воспитательной работе. Такова была установка семи- нара директоров и завучей школ района на б а з е верх- красноярской средней школы по т еме «Роль зам естителя директора по учебно-воспитательной работе в повышении методического мастерства у ч и теля» . Кто из членов администрации любой школы не зн ает , как важен положительный климат в учительском коллективе для плодотворной и слаженной работы, как н е о ценимо велика роль взаимопонимания и единства в зглядов и действий самой адми нистрации. Именно с этого вопроса и начал выступление директор школы В. И. Васильев, подчеркнув, что э ф ф е ктивное сотрудничество д и р е ктора со своим заместителем — существенный фактор х о рошей организации внутри- школьного управления, о тм е тив с особым уважением дар коммуникабельности, тонкого п одхода к людям, такта у з а вуча Т. Г. Вшговой. С системой работы по п о вышению педагогического м а стерства учителей, сложивш ей ся в верх-красноярской школе, познакомила Т. Г. Враго- ва. Ее выступление пред ста вляло собой органичное п е р е плетение теоретических выкладок и опыта своей работы по распределению рабочего врмени заместителя директора, изучению, использованию передового педагогического опыта как пути развития т в о рчества учителей, в целом по организации методической р а боты в школе. Идет первый учебный год как верх красноярская школа определена о п о рной для большекуликовской, У Дарницкой, гражданцевс кой школ. В. И. Васильев побывал на курсах руководителей опорных школ, Т. Г. Врагова поделилась мыслями, которые должны в дальнейшем оп р е делить стиль, направление ра боты школы как опорной. Т а мара Георгиевна аттестуется на звание «Старший учитель». Администрация руководит работой методических о б ъ е д и нений. О работе одного из них рассказала руководитель межшкольного методического объединения учителей русского языка Р. М. Васильева — учитель по-особому влюбленный в эту профессию, с трем я щийся поделиться всем тем, что сумела постигнуть, открыть, найти, опробировать. Не могу нс сказать и о том. что в феврале 1 9 9 2 года Р аи са Михайловна давала открытые уроки по роману «Евгений Онегин» А. Пушкина, на которых присутствовало большинство учителей русского языка и литературы района, и они не ошиблись в своих ожиданиях. Раиса Михайловна аттестуется на звание «Учитель-методист». В последние годы в педа го гической практике все на стойчивее заявляет о с е б е такая малая форма методической помощи учителю внутри о б ъ единения, как творческая г р у ппа. О пути с оздан ия и муках творчества, целях и з а дачах рассказала Т. И. П етухова — учитель начальных классов верх-красноярской школы и руководитель этой группы. Татьяна Ивановна очень обаятельная, располагающая к с е б е , действующая успокаивающе, с ослепительно-лучезарной улыбкой. Что и отметило жюри областного конкурса «Учитель-92» , уч а с тницей которого она была. Подробнее с суждениями и высказываниями директора школы В. И. Васильева, з а вуча Т. Г. Враговой, руководителей методического о б ъ е динения и творческой группы Р. М. Васильевой и Т. И. Петуховой можно познакомиться в материалах и выступлениях. Л. Ш У Р Ш Е В А , заведующая РМК. Мойшо спорить о факторах, влияющих на качество з н а ний и уровень воспитанности школьников, но безусловным представляется положение, что зависят они от комплекса условий, и главнейшее с р е ди них — профессионализм учителя. Уровень подготовки в специальных учебных з а в е дениях. специфика работы п о - ' буждают учителя к постоянному образованию и с амообразованию. Одной из форм повышения педагогического мастерства являются методические объединения. Основное содержание их работы составляют; овладеванне методами и приемами о б у ч е ния и воспитания, опытом ра боты лучших учителей, с и ст е матическое знакомство с д о с тижениями наук психолого-педагогического цикла и специальных. связанных с п редм е том преподавания, обуч ение выполнения учебных планов и программ, побуждение и р а з витие творческих поисков учи теля. Это с од ерж ание может быть реализовано ч е р е з о б с у ждение теории, обмен опытом, обзоры литературы, совм естное планирование уроков по наиболее трудным темам, о п е режающие открытые уроки наиболее опытных учителей, «пробные» открытые уроки молодых специалистов, совм е стную подготовку дидактического материала и изготовление наглядных пособий, р а з работку тематики творческих работ, составление вопросников и текстов контрольных и экзаменационных работ, о б с у ждение результатов проверочных работ и так далее. Межшкольные методобъеди - нения учителей русского языка и литературы при опорной Верх-Красноярской школе б е з перерыва работает уж е 15 лет. В его составе учителя Верх-Красноярской. Граждан- цевской, Болыпекуликовской, Ударницкой школ, всего 7 — 8 человек еж егод но . Педагогическая характеристика членов объединения, работающих в 1 9 9 1 — 9 2 учебном году, коротко может выглядеть так: 1. Высшее образование у пяти человек, с р е дн е е специальное у двоих, общее с редн ее — у двоих. 2 . Стаж педагогической работы — от 17 до 1 года. 3 . Работа по предметам — по всей _ программе средней школы ( 5 — 11 классы). 4. Аттестацию проходили двое. 5. Курсы за последние 5 лет проходили трое. 6 . Темы самообразования есть у всех. 7. Опытом могут поделиться четверо-пятеро. 8. Вопросы и затруднения в работе, естественно , есть у всех. Задачи. поставленные на нынешний учебный год, — это повышение эффективности обучения ру сскому языку и лит ер атуре за счет и с п о л ь з о вания наиболее ц е л е с о о б р а з ных форм работы, внедрение в практику идеи интегрирующего обучения, усиление в о с питывающей роли и практической направленности всех у р о ков. Проблема, над которой работа ет секция, — «Уроки русского и лит ер атуры— зв ено в цепи представлений детей о мире». Конкретное с од ерж ание р а боты определя ет ся в с о о тв е т ствии с педагогической харак теристикой учителей, поставленными задачами, реком ен дациями районо, райметодка- бинета и включает изучени е состояния преподавания, у р о вня знаний и умений учащ и хся (открытые уроки , контрольные работы по единым т ек стам, выявление читательской активности школьников, п р е д метные не д е л и ) , изучение, обобщ ение и распространение опыта работы с молодыми специалистами (через наставничество) , заседания на б а з е каждой школы микрорайона по определенной теме . Открытые уроки состоялись в Верх-Красноярской, Ударницкой, Граждаицевской школах. Их дали учителя: Л. В. З ахар ов а . Р. М. Васильева, В. И. Закамская. Г. ¡VI. Пушкарева, Р. II. Рычкова и Н. Г. Б езр однова . Учителя в большинстве с в о ем довольно яркие личности, выразительные индивидуальности, и это проявляется о с о бенно ярко в их основной д е ятельности, в чем мы и у б е дились еще раз на открытых уроках . Интересно работает Р. И. Рычкова, делая упор на нестандартность , на высокую эмоциональность, на на сыщенность с наглядностью. Наоборот, стремится р е а лизовать все во зм ожности т р а диционного урока Н. Г. Б е з роднова. не б е з з а и н т е р е с о ванности в д е л е начинает В. И. Закамский. Контрольные работы по единым текстам под эгидой районного методобъединения ОБЪЕДИНЕНИЕ были проведены в третьей че тверти, результаты их об е уж дены на заседании п Ударяй ке. Предметные педели по ру сскому языку и лит ер атуре почти еж егод но проходят г. одной из школ: Ведется с ам ообобщ енне опыта Р. П. Рычковой, некоторых элем ентов опыта Т. А. Сапдзюк, Р. М. Васильевой Традицнонна индивидуальная взаимопомощь, так сказать, в рабочем порядке и о ф и ц и ал ь но решением з а с е дан и я объ е динения Р. П Рычкова за к реплена как наставник В. И Закамского. Р. М. Васильева — Л. В. Захаровой . И з у ч е ние теории и опыта работы идет ч ерез доклады и высту- пления на з а с е д а н я х . В прошлом уч ебном год \ члены м етодобъединения опо рной школы активно работали в составе внутришкольной творческой группы по иробле ме «П реемственность в пре иодавании русского языка м е ж д у начальным и средним звеном обучения» . Нынче ра бота творческой группы была невозможна и з -з а очень р а з ного профессионального уров ня учителей, да и удален ность школ дру г от др у г а (это иге не две остановки на тр о л лейбусе ) не с п о соб ству ет б о л е е тесному творческому ко нтакту. Хотя, конечно, повто рюсь, большинство учителей — членов м етодобъ единени я стремится к творчеству, а непросто к «прохожд ен ию» п р о граммного материала. Интерес к нашей работе н е изменно проявляют директора и завучи Граждаицевской, Верх-Красноярской. Ударниц кой школ, а также коллеги, ведущие другие предметы Они посещают открытые уро ки, участвуют в работе з а с е даний. Естественно, работа нашего м етодобъединения весьма да лека от обра зца , отчасти из- з а перегруженности учителей, отчасти от удаленн ости школ, а отчасти от собственной н е расторопности и неоргани зова нности, однако определенный эффект деятельности , по о б щему признанию членов м е тодобъединения с ущ ес тв у е т , ведь даж е само общение кол лег-единомышленников. взаи- мопосещение обогащ ает и д и сциплинирует как учителей, так и учащихся. Р. В А С И Л Ь Е В А , руководитель межш кольного методобъединения. ТРУДНЫЙ ХЛЕБ РУКОВОДИТЕЛЯ Повышение организованности, дисциплины, ответственности очень зависит от уровня подготовки руководителей школы — директора и его з а местителя. От единства их действий, умения с о тр удн и чать зависят взаимоотношения между ними, р а с п р е д е л е ние их обязанностей, выработка управленческих решений и еще многое другое. Эффективное сотрудн ич ество директора со своими з а м е стителями — сущ естве н н ы й фактор хорошей организации внутришкольного управления. Каждый из руководителей м о ж ет проявить свои возм ожности лишь при условии, если его действия получат п о д д ер жку у партнера, а не достающие качества восполнят его достоинствами. Руководители школы д о л ж ны выступать перед коллективом школы как одн о целое. При взаимной подд ержке с и льные стороны одного из них становятся достоинством д р у гого. а отрицательный эффект уменьшается или ней тр ал и з у ется положительными кач ествами партнера. Иными с л о в а ми, психологическая с овм е с ти мость — это са м о е важное условие их эффекти вной д е я тельности. Сильная сторона Т. Г. Бр а товой — огромный опыт ра боты завучем. Ее у нас н а зы вают учителем учителей. Ч е р е з е е руки, голову и с ер дц е прошли почти все наши п е д а гоги. И если они чего-то д о стигали — эт о б о л е е чем на половину благодаря ей. Это и мой учитель. В с е пять лет совместной деятельности мы вес управленческие вопросы решаем в форме совещаний просьб. Я как руководитель п о л у чаю приказ. распоряжение или. если вижу какие-то н е достатки, в силу своего т ем перамента, начинаю быстро и напористо требовать Исполнения или устранения. Но у ч и тель уж е не тот, да и в р ем е на не те. Иногда возникают конфликты, особенно с клас- ными руководителями. Тамара I еоргиевна, как человек мудрый, спокойный, у в а ж а е мый, дает человеку высказаться полностью, пока его з а пас не иссякнет, а зат ем с п о койно порекомендует идти р а ботать. И человек идет, работает. хотя ещ е двадцать минут ни за что бы нс согласи лся делать эт у работу. Завуч находится в меньшей зависимости от директора. В то ж е время он тоже его подчиненный, и это сбл и жает положение завуча с учителями. И рабоч ее место его в учительской. По опросам завучей, им приходится чаще конфликтовать с директорами из за о т сутствия поддержки их пози ций. и з -з а бестактности директора и его недостаточного участия в руководстве учебно- воспитательным процессом. По первым двум позициям у нас в школе проблем нет. А вот Ято касается последнего пункта, то я действительно мало участвую в учебно-воспитательном проц ессе , с огласен с замечаниями, что редко бываю на уроках. Но ведь учебным процессом в школах руководит за вуч , а воспитательным — организатор. И это правомерно, хотя не означает, что директор может самоустраниться. Впрочем, практика показывает, что значительная часть директоров так и поступает: занимается хозяйственной д е ятельностью (кочегарки, столовые, мебель), решает ф и нансовые вопросы, выполняет различного рода о б щ е с т венные функции, а учебный процесс интересен лишь р е зультатами (успеваемость , м е роприятия и т. д . ) . О п р е д е л е нная группа директоров лишь частично подключается к у ч е бно-воспитательному п роц ес с у . И только часть и з них (как правило, бывших з а в у чей) со всей серьезностью о существляет профессиональное руководство учебным про цессом , придавая ем у п ерво степенное значение. Успех в решении многих задач зависит от согласованности, единства требований директора и заместителей. Так ж е значима требовательность директора к учителям. Ее недостаток вынуждает з а вучей. не имея большой а д министративной власти, н е р е дко добиваться реализации своих целей с помощью Директора. Будучи учителем ,я ‘ познал все прелести административно-командного унижения. И п о этом у редко пользуюсь приказами и взысканиями Руководителю больше нравится работать с завучем , ко то рый открыто и смело кри тикует отстающих и в то ж е время помогает им. Тамара Георгиевна резк о нс критикует. и я стараюсь пр и д е рж и ваться этого принципа. Нам однажды сделали замечание что в справке о работе у ч и теля отмечались почти одни и те ж е замечания, иногда в течение д вух -трех лот. Это говорит о том. Тамара Г е о р гиевна методично и це л е н ап равленно проводит свою рабо- т \ . Ведь никакое о б р а з о в а ние не д елает молодого ч е л о века учителем. Им становятся в школе, под р ук ов од ст вом хорошего наставника. На что порой у х о д я т годы, пока учитель увидит результаты своего труда, почувствует о т дачу и удовлетворение. И в каждой школе, на мой взгляд, складывается свой м и к р о о м мат, своя творческая атмос фора, которая вырабатввает- ся годами. Директор и его за м е с т и т е ли выступают как официаль ные лица в учительском коллективе. Если эт о качество утрачивается, становится н е возможным качественное выполнение функций ру к о в о д ст ва, особенно по части т р е б о ваний. ведь они — сп ец иф и ческая форма возд ействия на личность, которая срабатыва е т на определенном эм оциональном фоне межличностных от ношений. Официальность присутствует, если д а ж е рас-
№ 4 5 ( 6 9 9 3 ) 14 А П Р Е Л Я 1 9 9 2 г. Э «ЗА ДЕ ЛО ЛЕ НИНА » 3 с т р . УЧАТ И УЧАТСЯ ПЛАН-ЗАЛОГ УСПЕХА Для того чтобы б о л е е или менее полно выполнять свои функции, н е о б х о д и м о научиться рационально распределять свое рабочее время. Нужно выделить основные н ап р ав л е ния деятельности на год, м е сяц , неделю и д а ж е день. При этом избегать стихийнос ти. не хвататься за первое попавшееся под руки, а придерживаться плана. Важно всегда доводи ть любое начинание о конца, своевременно подводить итоги. План работы каждой школы о б у с л а в л и вается е е с в о е о б р а зи ем . Как показывает практика, причины больших потерь времени з а ключаются в ф о рмализм е , когда. несмотря на наличие планов, работа в ед ет ся все-таки беспланово . В р е з у л ь т а т е п о является текучка, н е за в е рш е н ные д е л а . Их становится все К больше. Чтобы этого и з бежать , мы стараемся проводить графи- 1вское планирование контроля и методической помощи. ’■Иг> у д о б н о д л я работы и р а с пределения* времени, т. к. рафическое план ировани е даст р а зв ер н у тую картину на год, месяц и т. д. Не нужно листать страницы текстового плана, который не всегда под рукой. В конце каждого графика я приписываю какие д о кументы должны быть готовы к концу того или иного периода. Н ЕО БХО ДИМ А Н Е П Р Е РЫ В Н О С Т Ь д. О Б Р А З О В А Н И Я В соврем енных . условиях обострились противоречия м е ж д у объективными т р е бов а ниями, предъявляемыми обществом к школе , и в о зм о ж ностями их ра зреш ени я за счет имеющегося у учителя з ап а са зн аний и опыта. Это особ енно касается той части педагогов, которые, имея не- ¿ ^ д о с т а т о ч н о основательную проф подготовку. с трудом справляются и с прежними з а дачами, а ведь речь идет о возм ожности обучения по у г лубленным программам, в е д е нии факультативов, кружков. Руководитель школы обязан помочь к аж дом у педагогу о со знать роль и задачи о б щ е о б раз овательной школы в в о с питании у школьников общ е человеческих ценностей , о с о знать свою роль в этом п р о це с с е . критически оценить степень своей готовности к этому, развить внутр еннюю потребность к самообразованию В с и с т ем е неразрывного об разования учителя о с о б о е место принадлежит школе. Р а бо та с педагогическими к а д рами д олж н а включать м о менты: повышение м е т о д и ч е с кой подготовки, ЭРУДИЦИИ и культуры, развитие п р о ф е с с и онального мастерства, р а с ширение кругозора. Оптимальный выбор варианта с о д е р ж а н и я и орган и зац и онных форм учебы педагогов обеспечивается; учетом д и р е к тивных и нормативных д о к у ментов, перспектив развития школы, анализом со стояния учебно - воспитательного п р о цесса и результатов отдельных направлений д еятельности , ди агностированием деятельности учителей, учетом условий школы, качественным составом педагогических кадров, В нашей школе вся эта работа осущ ествл яется м е т о дическим советом. Он состоит из руководителя, учителя - м е тодиста, старшего учителя и творчески работающих п е д а гогов. Возглавляет работу з а вуч. Совет ре а л и з у е т задачи своей работы, направляет д е ятельность м етодобъ единени й, возглавляет работу по пров е дению внутришколыных пед- чтений, оп р е д е л я ет и р а з р а батывает тематику докладов , открытых уроков. Информи р у е т учителей о новинках м е тодической литературы, з н а комит с опытом учителей, н а капливает дидактический м а териал , оказывает педагогам помощь в подготовке уроков, оборуды вает методический ка бинет. Ведь нередко учитель работает неэффективно из- за слабой методической с л у ж бы, ищет то, что до него у ж е нашли. Об использовании п е редового педагогического о п ы та руководителям нужно знать с л е дую щ ее : с ущ ес тв у е т два вида такого опыта — н о в а т о р ский и репродуктивный Н о ваторский мож ет быть р ож д е н как эмпирическим пу т ем , так и в резул ьт а т е научного и с следования . В стране п р о в е д е , на большая исследовательс сан работа по обучению ш ест и леток, изучению информатики, использованию компьютеров и так д а л е е . Подлинные н о в а торы — Шацкий, Макаренко, Сухомлинский, Шаталов, Ам о - напгвили, Волков. Репродуктивный ж е опыт складывается на основе практики, когда педагог творчески применяет рекомендации, вы работанные на основе эк сп ери пораж ени е д е л а е т с я в форме просьбы. П оэтому взаимоотношения м е ж д у руковод ите лем и коллективом не могут строиться на чисто друж еской основе . Я не сторонник и з лишней официальности и с т а раюсь подд ерживать о б с тан о вку с отрудн ич ества и дов ери тельности. правда, это не в с е гда у д а е т с я . А избыток о ф и циальности с о з д а е т в коллективе х о л о д н ую бюрократическую а т м о с ф е р у . Ж елательно сочетать доброж ела т ел ьн о ст ь с деловитостью , не допускать панибратства. Выбор стиля общения зависит от внутреннего чутья руководителя. Важный момент взаимоотношений руководителей — умение з а в уч а организовать методическую работу, его п е дагогическая компетентность. Примечательно , что завучи, хоти удовлетвор ительно о тм е чают вклад директора в эт у д еятельность , но но считают упущ е н и ем , если он в с о в е р шенствовании методической работы не уч а с тв у е т или м а ло уча ству ет . Но сегодня д и ректор не м о ж е т пренебрегать организацией методической работы, и активность в этом направлении надо повышать. Директор а подчеркивают, что в з а в у ч а х им импонируют д обро сов естн о сть , о т в ет ств ен ность, аккуратность, исполн и тельность, умение конт роли ровать работу учителей , р а с поряжаться, не превышая с в о их полномочий, помогать в адми нистративно-хозяйственной деятельности . Эти к а чества в полной м ере им ею т ся у моих зам естителей. Иногда взаимоотношения в коллективе осложняют ся из- за семейственности в работе. Р уковод ителю бывает трудно ладить , если завуч — бывший директор или когда в к о л л ек тиве вообще имеются бывшие директора или два, как у нас в школе. Иногда встречаешь п ренебрежит ельн ое о т н о ш е ние. Бывает ж е л ан и е с ы г рать на свой авторитет, к р и тикуя директора и выступить в рол и защитников и нт ер есов коллектива. В п о с л е д н е е в р е мя эт о было особ енно модно. Если бы не было еди н ства в нашем трио — дирек тор, з а вуч, органи затор — меня д а вно бы « с ъ е л и » , как это с л у чилось с другими д и р е к т о р а ми района. Из тех , с кем я начинал, почти все оставили эту должн ость, и за пять лет во многих школах с м е н и л о с ь по два-три директора. Я д у маю, что районо д о л ж н о ц е нить сегодня директорский корпус, создавать условия для работы, подд ерживать его мента. В таком с л у ч а е возможны элементы новизны, творческая интерпретация чужого опыта, в н есен и е с о б ственных корректив. В с е эт о и д е л а е т опыт передовым . В педагогике пока н е най дены единые подхоы. по которым можно было бы о б ъ ективно оценить зн ачимость профессионального опыта. Ня сегодня можно выделить лишь критерии в общем виде: 1. Высокие устойчивые р е зул ьтаты работы. 2. Новизна опыта. 3 . Оптимальность путей д о стиж ени я р е зул ь т а тов , т. е. при наименьших з а т р а тах сил и времени учителей, м а т е ри ал ьн ы х (-редеть. 4 . Учет зак он ом е р н о с т е й обучения и воспитания школьника. 5 . Во&можность повторения идей передового опыта д р у гими педагогами. Управление фор м и р ов ан и ем передового опыта о с у щ е ствляется поэтапно, начиная с выявления отдельны х его э л е ментов. З атем выбирает ся о б ъ ект и предмет изучения, п о д готовка к нему . Проводится и з учени е опыта, обобщ ение материалов, пропаганда , подготовка рекомендаций по его использованию в массовой практике. Нельзя допускать, чтобы передовой опыт сф ор мировался стихийно. З адач а руководителя школы — о р г а низовать опыт, опираясь на условия работы и кадровый состав. После того, как б у д е т выявлен передовой опыт (выслушаны сообщения, п р о в е д е ны наблюдения уроков, и з у чено качество знаний и навыков учащихся в х о д е э к з а м е нов, изучены отзывы детей и их роди телей, проведены открытые уроки и аттестация педагогов), задача состоит в том, чтобы лучший опыт стал достоянием всех. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ Р А БО ТЫ Опорная школа, как, н а пример, наша, должна стать базовой для проведения методической работы и внедрения передового педагогического опыта. Практика показала ц е л е с ообр а зн о ст ь с о зд а н и я в сельской местности опорных школ для организации м е т о дической помощи учителям ма- локомллектных школ — это практический показ методов и приемов педагогического т р у д а . объяснения, закрепления, проведени е упражнений, практических и лабораторных работ, экскурсий, семинаров, зач етов , применение дидактических игр. Т. В Р А Г О В А , за вуч школы. авторитет и строго спрашивать с тех . кто пытается вносить смуту и раскалывать коллектив. Практика показывает, что примерно каждый пятый д и ректор у м е е т сбалансировать и равномерно распредели ть свои усилия на в се главные участки работы. С) с е б е я не могу сказать, что отнош усь к эт о м у типу, но я пытаюсь э т о делать . Примерно 9 0 п р о центов завуч ей откровенно признаются, что в оспитат ель ным процессом не зан им аю т ся и решают только учебные задачи . Организатор у нас н епо сред ств енно подчинен дир ек тору , выполняет свои функции автономно. З а в у ч не считает своей обязанностью им руководить , т. е. о р г а н и з а т о р фактически отказы ваетс я от двойного подчинения. И в лучшем сл у ч а е на б лю д а е т с я взаимосвязанная работа д в у х равных по правам р у к о водителей . Многолетние н а б людения доказ али ц е л е с о о б разность таких отношений. При распределени и о б я з а н ностей в р уководящ ем зв е н е н е обходим о учитывать все. д а ж е увлечения и интересы эт ого трио. У нас адм и н и ст рацию объ ед иняю т п р е ж д е в сего чувство ответственности з а всю школу . Если завуч , например, зам етил нарушения !ü ТВОРЧЕСКИМ ПОДХОД Труд учителя нелегок. Но нелегок труд н того, кого ом учит. Педагог должен с т р е миться понять индивидуальный стиль мышления каждого ученика н построить учебный проц есс в соответствии с его познавательными возможностями. ( \дн о из достижений творчески работающего учителя и есть понимание мира школьника, ум ение видеть мир его глазами. И этот учитель всегда помнит, что главная фигура в проц ессе обуч ения— каждый ученик класса. Поэтому-то и постановку цели урока надо начинать с главного — развития ребенка. А для этого учитель должен не только хорошо знать с во их питомцев, но и помогать им «.расти» на каждом уроке, у к реплять внимание и память. А для успеш ного решения этой задачи несомненную роль должны сыграть методические объ ед и н е н и я учителей. В нашей школе я руковожу •методобъеднн еннем трет ий год. Рабо та шла, но полного удовл етвор ен и я мы не чувствовали. Одним нужны были с ообщ ен ия , уроки , другим — ничего не н адо было. В р е зул ьтате о б р а з о в а л а с ь груп па: Т. Н. Б|риднгина, Л. А . Смык, Л. II. Смык, Т. И. Петухова, которые хотели повышать свой методический у р о вень, найти что-то новое , с о вершенное. П ервое, с чего мы начали, определи ли проблему; «Едины е требования в преподавании уроков русского языкя и преемственность обучении». Чтобы видеть эту проблему, были проведены уроки р у сск о г о языка в 1— 7 к ла ссах . Е с т еств енно , вопросов в о зн и к л о очень много , равнодушных н е было. А с а мое главное , мы видели, над чем н а д о работать т е о р е т и ч е с ки н практически. _ И. А . Сухомлинский о п р е делил главную за д а ч у начальной школы: «Научить на блюдать, дум а т ь , читать, пи сать, передавать мысли с л о вом». И вес эт о — на к а ж дом у р о к е . И главное — выразить свою мысль словом. Чем больше мы работали над этой проблемой, тем яс нее становилась е е з н а ч и мость. Сл едующ ую проблему мы сфцрм провал и так: как развивать у учащихся ум ен и я грамматически правильно, с о держательно высказывать свои мысли в устной форме и орфографически верно п е р е давать их па письме. На д о стигнутом мы нс о с т а н о в и лись. составили перспекти вный план нашей дальнейшей работы до 1 9 9 4 г„ в который включены вопросы как теоретического, так и практического характера. Об о и м опытом работы м ы уж е д елились на секции у ч и телей начальных классов , на совещании директоров, при нимали участие в работе творческой группы при Н овосибирском институте у с о в е рш ен ствования учителей. Мы считаем, что работая в творческой группе, мы с д е лаем больше для развития н а ших д етей , чем работая в ме- тодобъединенни. Т. ПЕТУХОВА , руководитель творческой группы. Финал игры «О рленок». в работе роди тельск ого комитета, он не промолчит и с х о дя и з принципа — это у ч а с ток ди р ек тор а , и мне до н е го нет д е л а . Такой п о д х о д г у бителен д л я школы. Р а с п р е д е л е н и е о б я з а н н о с т е й у нас происходит по различным уровням; р а с п р е д е л е н и е у ч а с тков и мероприятий на год. з а т ем по п л ан у , на четверть, м есяц, неделю ; за т ем по м е роприяти ям (подготовка п е д с о в е т а . с ов ещ ан и я , семинара, ныставки.. .) . Я отвечаю з а работу р о д и тельского комитета, общ ешк ольные собрания .ф нн ансово-хо- зя й с т в е н н ую деятельность , п е дсоветы , совещан ия у ди р ек тора. Курирую учителей и с тории, биологии , географии, ф и зк ул ь тур ы , основ б е з о п а с ности ж и зн е д е я т е л ь н о с ти , т р у дово го обуч е н и я , информатики. З а в у ч . Тамара Георгиевна Врагова, отвечает за р а с писание уроков , работу метод- о б ъ ед и н е н и я , родительский всеобуч, д е ж у р с т в а по школе. К ури р у ет математику , ф и з и ку, астрономию, химию, ч е р чение, иностранный язык, ф а культативные, лабораторные и практические занятия. А Р а иса Михайловна Васильева, органи затор, отвечает з а р а боту «советов д е л » , кружков, семинары классных р уковод и т ел ей , с в я зь с о бщ е ст в ен ными организациями, д е я т е льностью системы с а м о у п р а вления. Она курирует у ч и т е лей литературы, русского я зы ка и пения. Организатор ОПИТ В. В. Васильева о тв е чает з а самообслуживани е и общ ествен но полезный тр\'д и школе. М ож ет , вас удивит, что з а местители нагружены не с в ой ственными им функциями. Но в н а у к е управления е с ть п о л ож е н и е о делегировании у п равленческих функций вниз. Это д ел а ет ся не в приказном порядке, а с доброго с о г л а сия, исходя из н у ж д и интересов учебно-воспитательного процесса. Сама жизнь , сам коллектив вносит эти творч е ские изм енения.. Таким о б р а з о м , хо тя перед директором и заместителями стоит общая задача , но фун к ции, интересы, нужды , д о с т о инства и недостатки у них ра зличные. У каждого имеется свой взгляд на партнеров. Н адо не только понимать п о зицию коллеги, но и стараться идти е м у навстречу, с т р е миться к взаимопониманию и сотрудн ич еству . Все эт о не приходит само собой, а являе т с я результатом со зн а т ел ь ных усилии. В. ВА С И Л Ь ЕВ . директор В е р х -К р а с н о ярской средней школы.
RkJQdWJsaXNoZXIy