\ А С Л О л ГОДА ЧЕТВЕРГ Me 4 3 ( 6 9 9 1 ) ?■ Г А Н с е в е р н о г о' g и Н А Р О Д Н Ы Х Н О В О С И Б И Р С А Й О Н Н О Г О ----- ' Д Е П У Т А Т О В О с н о в а н а 2 0 и ю л я 1 935 г. ФИНАНСОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ Т р и д ц а т ь ч етыр е года наз а д Надежда Т ер е нть евна З а . рубина окончила учетно - к р е дитный техникум. С тех пор и работает в Северном отделении б а н к а . Свою работу она любит и хорошо з н а е т , к а к го ворится. На ней « с ъ е л а зуб». Н ад еж д у Терентьевну , к ак упр а вл яю щ ую , волнует сегодняшнее положение банка . — Из-за дефицита н а л и ч ных дене г в какой -то степени п а да ет и престиж банка, счи т а е т она. О своих делах она делится с ч и т а т ел ям и . — Н ад еж д а Т ерентьевна , что м е н я е т с я при смене н а зв а н и я вашего з а в е д е н и я ? — Когда-то мы были государственной струк турой , о т сюда и н а з в а н и я ; Госбанк. Агропромбанк . З а т е м все пер ешли на коммерческую с т р у к т у р у — нас пер еим ен овали в Л г р о ф о р м б а н к . И уже на базе итого с о з д а л и специальный Российский с е л ь с к о х о з я й с т венный банк. При этом наши функции нсегда. в принципе, о с т а в а л и с ь одними и теми же. Сегодняшнее н а звани е по- п р еж н ем у ничего не меняет : у н аш и х работннкоп тот же объем работ, те же з а г р у ж е н нос ть и о тветственность. — Ч т о вы с к а ж е т е о ф и н а н совом положении района? На сегодняшний день ф ин анс ово е положение в р а й оне, м я г к о говоря, -сложное, а е сли точнее, то критическое. Д ум аю , т ак мо ж е т п р о д е р ж а т ь с я до конца года. Если, к о нечно. ничего не изменится в об л а с т и денежного обращения. Обстановка был а бы неск о л ь к о иной, если бы !гуйбы- шеяскнй мяс окомбинат и с е верн ы й м а сл о за вод з а сдачу молока и мяса с колхозами! р а с с ч и ты в ал и с ь своевременно, а не по мерс р е ал и з ац и и . А кол ь н е т сбы та , то мет и средств. С чем с в я з ан о , что многие не могут получить з а р а ботную плату унепеременно? На сегодня не выплачено з а р п л а т ы населению два миллиона 1 00 ты с я ч рублей . И з них — один миллион к о л х о з никам, о стал ь но е — р або таю щим предп риятий и о р г а н и з а ций. В районе нет наличных денег. Очень большие суммы «уплываю т» з а п р е д е лы р а й она в виде б ар т ер ны х сделок. Многие о р г ан изац ии н а р у ш а ют пра вила ведения кассовых операций, о с т а вл яю т у с ебя в ка с с ах кр упные сум м ы , чтобы при сл у ч а е обратить их во что-то, к ак , наприм ер , сах ар , конфеты и другой дефшдит. Много денег у в о з я т в ах т о вики экспедиции. Упустила момент и наша торговля. Когда н а ч а л с я рост цен, работники райпо о сторо жни чали , не б р а л и дорогой товар , о п а с а я с ь з а ото р е а л и зацию. Слишком си лен был стереотип ст ары х цен. Ну а р е з у л ь т а то м этого с т а л а у т е ч ка наличных денег з а п р е д е л ы района. Сел ьчане е х ал и к «соседям» и д е л а л и т ам покупки. Впрочем, и сегодня наши при л авки не л о м я т с я от изобилия- — И к а к можно вый ти из этого пол ожен ия? Согласи тесь , при таком ро сте цен кр ай не сложно о с т а т ь с я без з а р а б о т ной п л а ты на ц е лы х д в а м е сяца? — Мы пр е дл а г а ем о р г а н и з а ц и я м , в с вя зи с ув е л и ч е н и ем зар або тной пл аты и деф и цитом наличных денег, п е р е ч и с л я т ь часть за р а б о т н о й п л а ты рабочих на их с б е р е г а тел ь ны е книжки. А в сл уч а е покупки крупных вещ ей , с т о имостью свыше т ы с я ч и р у б лей, п о л ь з о в а т ь с я чеком . l i o пока, увы, ч е к о в а я система у нас в стадии с тан овл ения . Люди не зн а комы с н ей . а потому от н о с я т с я к э т ом у с не доверием. Хотя вес ь ц и в и лизован ный мир с у д о в о л ь с т вием п ол ь зу е т с я б е з н а л и ч н ы ми расч етами. — А к а к о вы к р е д и т н ы е ре еур сы района? До нынешнего год а у нас с кредитными р е с у р с а ми проблем нс было. На 1992 год це ле вы м на значенн ем б анк получил п я т ь м и л лионов рублей. Вся с у м м а дол жна пойти на у сп еш но е про ведение посевной камп ании : один миллион с т о т ы с я ч рублей получат ф е р м е р ы под кр атко сроч ный кр ед и т (из р а с ч е т я восьми п р о ц ен т о в г о довых) и три ми л ли он а 9 0 0 ты с я ч р убл ей — к ол хо зы и другие с е л ь х о з п р е дп р и я т и я . К в ы д а ч е ' к а ж д о й суммы креВ Ы Х О Д И Т Т Р И Р А З А В Н Е Д Е Л Ю . РАБОЧИЕ ПЛАНЫ СОСТАВЛЕНЫ Согл асно рабочим план ам , н ы н ч е колхозы намер ены я р о выми зерн овыми з а н я т ь 1 3 9 8 0 г е к т а р о в пашни. Это б е з ф ер м е р с к и х хозяйств. Ф е р м е ры .займ у т зерн овы ми п ри мерно 150 гек т ар о в зем ли . А все го яровой сец предстоит осущ е с т ви ть на 2 4 6 9 9 г е к т а рах. Объем работ большой, и по сравнен ию с прошлым годом он, конечно, не с т ал меньше. Но произошла не ко тор а я к о р р е к т и р о в к а по изменению п л о щадей под некоторые к у л ь т у ры. Н апример , часть хо зя й с т в р еш ил а увели чи ть пос евы пшеницы. В целом это соста вило 3 0 0 г ектаров . Почти на 3 0 0 гек таров у в ел и ч а т с я пос евы овса . А вот озимую рожь многие колхозы начинают и з ж и в а т ь со своих нолей. П о чему это происходит? П р еж д е всего потому, что она плохо пе реносит зим у , наблюдается б о л ьш а я гибель и приходится производить пересев. Колхоз «Путь к комм уни зму* уж е со к р а т и л ее площади в Два р а з а . О тк а зы в аю т с я от этой к у л ь ту ры з е м л е д е л ь ц ы к о л хоза «Н аш а Родина» . И т о л ь ко кол хо з имени XXII съ е з д а КПСС нынче будет иметь бол ьш е площадей, з а н я т ы х р о жью. Некоторые и зм ен ени я п р о изошли и в с т р у к т у р е п л о щадей, отведенных под силосные. Полеводы з ан им аю т ими земли, исходя и з потребностей животноводства, нали чи я прочих кормов, договоров и т. д. А они нынче т ак о вы , что потребовали у в е л и ч е н и я посевов. Под силосными будет з а н я т о 4 8 2 9 г е к т а р о в , из них под кук у р у з о й 1320 . Посевы подсолнечника н е к о т о р ы е хо з я й с т в а со к р ащ аю т , но зато больше внимания с т а л и у д е л я т ь однолетним тра в ам . Они используют их на с е н аж . В 1 992 году однолелмгми з а й дите мы подходим индивидуально . строго следим з а его целе вым направлен ием . — Но е с т ь л и дополнительный источник кр едитных р е сурсов? — Это могут бы*ь лишь сб е р еж е н и я гр аж д ан нашего района До неко торых пор все с б ер еж ен и я з а б и р а л а область Кстати, нынче произошло то же с а м о е , но теперь ставится вопрос об их возвращ ен ии в рай он. З н а ч и т , появи тся дополнительный источник к р е дитных ресурсов. — Н а д еж д а Терентьевна , к а к вы считаете, денежной р еф о р м ы не будет? — Многие ведущие эк ономисты с тр аны считают. что р еф орм ы не избежать . Я тоже думаю, что без нее нам не обойтись: просто н а р астает не обходимость в ее проведении. Хотя Е. Т. Гайдар во в с е у с лыш ани е обещает: «Пока не будет» . Но слово «пока» с м у щает людей, они делают свои выводы, а отсюда растет аж и о таж . Б еседу вела С. ТО П ОРШ Ц ЕВА . На снимке; Н. Т. З ар у б и н а , у пр а вл яющ ая Северным отделением банка . Фото С. Федорова. мут 5 7 9 9 гектаров. Выполнение намеченных планов на посевную во многом зависит от того, к ак бы л а подготовлена почва. С осени хо зяйства поднимали зябь, и в общем по району ее бы л о н а п ах ан о две трети к требуемому об ъ е м у пл ощ адей. Особенно по с тар ал ся колхоз «Восход», где поднята вся пашня, немного дел о с т а лось на весну и з е м л е д е л ь цам колхозов « Б о р ьб а за мир», имени К. Маркса, имени М. Горького . Но таким хозя й с т в а м . к а к «Путь к ком м унизму» , « З а в е т ы Ильича» , имени XXII с ъ е з д а КПСС, придется большие силы о т в л ек а т ь на весновспашку. Им предстоит поднять более чем по ты с я че г ек таров , хотя н а до с к а з а т ь , что под зерн овы е з е м л я н а п ах ан а полностью во всех колхозах . Г. АКАТЬЕВ. р а б о тн и к а м СеЙчаГ'ТТелегко приходится всем. Не исключение и р а й онный у з е л с в я з и . Несмотря на вы сокую стоимость его усл у г , в о р г а н и з а ц и и почти все уч а с т ки убыточны. Уверенно идет в п ер ед и тол ько участок междугородной связи. В посл ед н е е время д аж е во зник вопрос, а не о т к а з а т ь с я ли от н е ко торы х видов у сл у г , на пример , от устан овки радио- точек. т а к как З а п а д н ы е э л е ктросети п р е д ъ я в л яю т счет з а совм естное использов ание опор. Но при всем многообразии прои звод ственных конфликтов и н е р а з р еш е н н ы х проблем з д есь не з а б ы в а ю т о бытовом, соц и ал ь н о м благополучии чле- нов бол ьш о го ко л л ек т и в а , ведь тол ько в Северном у з л е связи т р у д и т с я около 1 00 ч ел о в ек , да плюс к э т ом у еще п е р и ф е рийные участий. По в о зм ож ности с т а р а ю т с я помочь всем, с м я г ч и т ь у д а р ы экон оми че ско го хаоса . Года три н а з а д предприятие об з а в е л о с ь пасокой. Р’а з в н в а - е т с я она и нынче. А неда вно в Купинском районе з а к у п и л и восемь тонн з е р н а по ц е н е 3 5 рублей з а центнер. К о н е ч но, в к ол л ек тив е ни кто не о т к а з а л с я приобрести пшеницу. Н ал адили д ел овы е с в я з и с госпро.мхозом и. до г о во р и в шись с этой о р г ан изац ией , к у пили мясо лосиное по це н е 15 .5 р у б л я з а килограмм . С Убннского ры б з а во д а п р и в е з л и свеж ем о р ож ен о г о к а р а с я . И ж ел аю щ и е могли п р и о б р е с т и его по сходной цене. Поддерживают на п р е д п р и я ти и и пе нсионеров. Н ед авно в совет в етер анов бы л о п е р е ч ислено д е с я т ь т ы с я ч рублей. А своим р аботникам в ы п л а чив а е тс я компенсац ия за п и т а ние. Т ак , в м арте они п о л у ч и ли по 5 0 0 рублей. Е с т е с тв е н но, что т ак о е внимание и п о мощь в определенной мере помогли реш ить вопросы к а д р о в и дисциплины. О. ФЕДОРОВА. Берегите лес— наше богатство СОВЕЩАНИЕ РАБОТНИКОВ ЛЕСНОЙ ОХРАНЫ .. .со сто ял о сь 27 марта 1992 г в Северном . На с о в е щ ани и присутствовали п р е д сед а т ел и сельских Советов и колхозов, руководители предприятий обоих л е схозов и а ви аб а зы , а т а кж е начальник о тд ел а охраны и защ и ты л е са Новосибирского л е с о х о з я й ственного производственного объединения « Новосибирск- л е сх о з * Е. К. Сухарин, з а м е с т и т ел ь гл авы администрации района В. И. Л у к ь я н ч у к , п р е д с е д а т е л ь районного комитета охраны природы В. С. Спи ридоцов. В обсуждении д о к л ад а «Об итогах работы по о х р а н е л е сов в 1991 году и з а д а ч а х работников лесной о хр ан ы на 1992 год* при няли у ч а с т и е В. II. А брамов — л е т н аб С е верного а в и а о т д е л е н и я . Ю. Г. С авченко — н а ч а л ь н и к мех- о т р я д а Северного а в н а о т д е л е - ния, В. Г. Петров — л есничий А р ты м с ко го л е сн и ч е с т в а , С. А. Петров — лесничий Верх- т а р т а с с к о г о л е сн и ч е с т в а . а т а к ж е В. С. Спиридонов, Е. К. Сухари н, В. И. Л у к ь я н ч у к . О П Р Е Д Е Л И Л И З А Д А Ч И в пятницу . 27 м а р т а с. г., со с т о я л о с ь ра сш и р енно е с о в е щ ани е работников о хр ан ы С е в ерного и м сж хо зяйств ен ио го л е сх о з о в . Северного о п е р а т и в ного от д ел ен и я , авиационной о х р а н ы лесов. С докладом «Об итогах работы по о х р ан е л е сов в 1991 году и з а д а ч а х работников л есной о хр ан ы на 1 992 год» вы ступ ил старш ий и н ж ен е р охр аны и защ иты ле с а В. Г. Иванов. После об сужд ен ия д о к л ад а участники со в е щ а н и я приняли постановление. Оно, в частности , ко н с т а т и р у е т то, что в 1991 году п о ж а т а я об с танов к а н а т е р ритории рай она была крайне н а п р я ж ен н о й . П ож ары в о з н и к а л и в теч ен и е всего пож а р н о г о с е з о н а . Основная причина их возни кновения — не соблю ден ие «П р а ви л п ож а р ной б е з о п а сн о с т и в л е с а х » со с т ороны н а с е л е н и я и, что ве с ьм а плохо, что р а с с л е д о в а ние причин в о зни кнов е ния п о ж а р о в и в ы я в л е н и е ви новных лиц в ед е т с я н е у д о в л е т в о р и т е л ь н о . Да и слабо о р г ан и з о в ан а р а з ъ я с н и т е л ь н а я р аб о т а ср ед и н а с е л е н и я о з на чен ии и сохр ан ени и местных богатств. Вс е эти недостатки могут бы ть испр авл ены при с и с т е м а тической р а з ъ я с н и т е л ь н о й р а боте с на сел ени ем , об еспечении строгого контроля з а в ы п о л нением Правил пожарной б е з опасности в л е с а х и д р у ги х докум ентов но з а щ и т е л е с а от пож аров. Н ам еч ено пров ести п о в с е местно о с ви д е т ел ьс тво в ан и е л е со с е к на пр е дм е т их о ч и с т ки от порубочных о с т а т к о в до пожароопасного с е з о н а . К той поре привести в полн ую готовность все техн и че ски е с р ед с т в а и п ож а р н ы й и н в е н т а р ь , з а к р е п л е н н ы й з а ПХС и в м е с т а х со ср едо точ ени я . Д ол ж н о быть у л у ч ш е н о ле- со п а т р у л и р о в а н и е н а зем ны м и и а в и аци онны ми сл уж б ам и о х р ан ы лесов. Уча стн ики с о в ещ ан и я о б р а т и ли с ь с просьбой к г л а в е местной админ истрац ии , к рай онному Совету народных депутатов; на своих з а с е д а н и ях з а сл уш и в а ть ру ко во д и т е лей предприятий, н а х о дящ и х ся н а их т ерритории р а б о т ников лесной охр аны и п р и н я тых мер ах по соблюдению у к а зан ны х Правил и под го товке н пров едению м е р о п р и я тий по пожарной б е з о п а с н о с ти.
2 с т р . « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А » # № 4 3 ( 6 9 9 1 ) # 9 АПРЕЛЯ 1 9 9 2 г Ш кол а вчера и сегодня Весна моей жизни В о о б щ е - т о э т о т м а т е р и а л г о т о в и л с я н е д л я г а з е т ы , а д л я и с т о р и и б е р г у л ь с к о й школы , но н а м п о к а з а л о с ь , что ч и т а т е л я м б у д е т н е б е з ы н т е р е с н о у з н а т ь , к а к о й б ы л а м а л е н ь к а я ш к о л а м н о г о л е т н а з а д , к а кие были п р о б л е м ы и как они р е ш а л и с ь , а п о т о м с р а в н и т ь с тем , к ч е м у п р иш л и т е п е р ь и, м о ж е т бы ть , с д е л а т ь к о е - к а к и е выводы. ® а в г * стс 196 0 года я б ы л а назначена д и р ек т ором Б ер г у л ь с к о й семиле тней школы, н а з н а ч е н и е при ня л а с большим волнением в е д ь я была совсем м о л о д а я , педагогический с т а ж к моменту н а з н ач ен и я был четыре год а , после окончания Новосибирского педагогического института. И вот — директор шко- ЛЫ. Ест ественно, мне было страшно: а вдруг не сп равлюсь. Ведь это т а к ответственно. 1ем более, что в школе тогда • работали учи- т ел я-с таж исты : Климентий Потаповнч Егоров, Полина Васильевна Самушкина Тит Пи- манович Савастеев. Школа в то время р а зм ещ ал а с ь в двух с т ар ен ь ких зданиях, В каждом — всего по классных комнат, поэтому учащиеся , 3 0 0 человек, зан имались в две смены. Отопление было печное, а дров так мало заготовлено, что я л ож ил ась и вст а в а л а с мыслью о том, где их в зять . С трудом, но зиму пер ежили, а летом мы решили заготовить дрова своими силами. Весь педагогический коллектив и дети пятых-седьмых классов зан им ались заготовкой и вывозкой. В общем, подготовились к зиме основательно. Я очень благодарна Дню Винальевнчу Б е лову , бывшему председателю колхоза, з а помощь. Он, бывало, никогда не пройдет м и мо, не загл янув в школу Всегда интересов ал с я нашими заботами. Через год, в течение л ета , мы занимались капитал ьным ремонтом школы. Она была полностью обновлена: сами оштукатурили ее побелили и новый, 1963 год, встречали уже совсем в другой обстановке. В этом же учебном году к нам приехал .учитель со средним специальным образованн ем — Василий Петрович Егоров, и начал пре подавать биологию. Можно было позавидо вать его энергии. Казалось, что он торопил ся жить. Он полностью о т д а в ал себя рабо те, не жалел ни сил, ни здоровья. Кроме то го, заочно уч ился в институте. Под руководством Василия Петровича был отгорожен и оформлен пришкольный у ч а с ток. Какой там был удивительный порядок- дорожки, грядки — все под линеечку! Столь же пристально он следил з а пришкольным с а дом, где росли березы, черемуха, ели. В целом, наш коллектив был очень д р у ж ный. работоспособный. Мы все полностью о т д ав али себя детям. И что особенно примечательно , на высоком уровне у нас была поставлена работа по самообслуживанию. Уж е с ли мы готовили дрова, так обеспечивали ими и школу, и учител ей , напиливали до шестисот кубометров. Если б р ались огоражив ать школу, то и столбы, и штакет , и все остальное тоже готовили сами учителя с р ебя тами. Ни один педагог ни р а з у не сказал что я не пойду или не могу. У нас была тесн ая и обоюдная с в я з ь с к о лхозом . На полях х о зя йств а мы копали к а р т оф ел ь , убирали турнепс, а летом весь педколлектив, исключая отпускников, принимал уч астие в сенокосе. Целыми днями мы косили и убирали сено, и в о з вр ащ ал и с ь только к полуночи. Возможно, все это и способствовало тому, что нас у в аж а л и и дети, и в з р о с лые, а еще потому, что рядом с ними всегда был учитель. То же самое можно с к а з а т ь и о школьной атмосфере , где всегда была дисциплина и в ы сок авторитет уч ителя, хорошо поставл ена ра- ^д'га с хУД°жественной самодея тел ьностью. Мы выезжали со своими номерами п в С е верное, и в Куйбышев. И всегда наша школа была в числе первых. А нашими главными конкурентами были верх-красноярцы. Они пор аж а ли всех своими танцами, а наши р е б я тишки отличались песнями. Наша школа хоть и н е была восьмнлетней, певучести ребят можно было позавидовать. Это были сестры Якимовы, Хохловы, Тихоновы. А Егоров В ас я у д и вл я л всех русской плясовой. Педагогический кол л ектив наш обновлялс я частично каждый год. И вот приехала мол од а я уч ительница З и н а и д а ’ Васильевна Т р о пика. Она просто гор ел а желанием работать поступила на исторический ф акул ь т е т з а о ч ного отдел ения пе даго гического института. С самого начала она у ч и л а с ь и работала, п о том у нее появилась с ем ь я , но, несмотря ни на что, она всегда была в работе. Ее хобе краеведение. Много времени посвящаг она сбору материалов по истории села м е е нян'ж. п а р т |, зан с ком У Движению. Позднее 3i наиДа Васильевна была на гр аж д ен а значко «Отличник народного просвещения» В свяэ с этим своим увлечением, где она только н побывала: в Москве, Свевдловске П е р ™ i везде — с детьми. ^ „ Л 0ЛГ УЮ ПОМОщь в общественной работ гам о к а зы в а л а сельский библиотекарь Анн Максимовна Б елова. Она была ннициатооо веч еров, читательских конференций А пр< водились мероприятия совместно с ' учнтел на и л ? Г й Г НОСТЬЮ'пЭто Аниа Максим^! на Дий Винальевич Беловы, инженер ко: Михаил Старков, работники клуба. п< этому клуб всегда был переполнен Учителя были частыми гостями на летне животноводческой ст оянке, где проводщ аги тационную работу и читали л е к ц и Т m i i « Kf af!TCíl школьной дисциплины, так г один школьник не состоял на учете р, дет кои комнате милиции, потому что им неко да было баловаться. Они учились и постоя, ? ю ™ Л,ИСЬ В шкпле' ДОл,а. в колхозе. Вс; кроме растениеводства, мы з ан им ались в ьармлпванием свиней, разводили кротикс для интерната, который находился при шк, л • Там жили дети из Платоновки Малок Р ^ в к \ Ичк алы - Всего около шестндесяп детей. Трудностей было много' не хвата- постельного белья, мебели. Несмотря на т еноту, дети жили и радовались , иР каких-ч особых нарушений дисциплины никогда i „ „ i 1 благодарна всем учителям , с которым мне пришлось тогда поработать з а девя Т , ^ ДЫВаИ1’ Я Т ульской школой х£ их н а з в а т ь в з н а к у в аж ения и прнзнател ности: К. П Егоров, П. В. Самушкина. T i Сава стеева , I . Н. Кулешова, В' И Махны кина а позднее; В. П. Егоров, А А За тш Пая Г; ¿ ; г ФсДОрОВ' 3 - В- Тропима и ' д р у г и • с ос°бым волнением вспоминаю это ве; там прошла вся моя молодость. Именно ю л л ек т п в этой школы помог овл ад еть мне m дагоги ческим мастерством. Нс могу я ' з а б ь п и свои технический персонал: Д. Т. Гнутов- 'Т fj ^и л о р о ву . В. Г. Молокову, К. С. Бел« Молокому. Они составляли друя НЫИ коллектив, который з а мизерную ¿api л а т у поддерживал чистоту и порядок в шк ле. интернате. И что отличительно, любе дело сопровождалось у них песнями А иш ! п а м ^ Мг ВСеГ° бЫЛа 3 о я И в а н о в н а 'С и д о р , на. Мне было легко с ними. Спасибо вам д< рогие мои женщины! ’ д У меня з а плечами 3 5 л ет педагогнческо дея тельности. Из них 18 отданы д и р ек т о р кои работе в бергульской, чувашинской 6i азннской школах, затем были воселщ л ет з! ведования районо. А теперь я учитель Сев. рнои средней школы. Но до сих пор я н забы т ь свои девять л ет работы в мал. шжои берЕульской школе. Это были счаст п вые годы, годы молодости и с о в е р ш е н с т в Л. ЮРЕВИЧ. Мысли о воспитании Каждое время вносит в п р о це сс воспитания свои о со бенности, акценты, трудности. Попробуем очертить круг п р о блем , с которыми с т а л к и в а ем ся мы с вами (родители, учителя, воспитатели) постоянно. Д л я начал а попробуем д а т ь несколько обобщенную х ар ак тери стику объема наших воспитательных воздействий. Р а б о т а я долгое время с д е тьми, мы позволим себе с д е л а т ь сл едующие выводы о том, чем наши питомцы о т л и чаются: 1. Б о л ьш а я информированность во всех областях ж и з ни. Они знают много такого, чего родители в свое время не з н а ли . Основной источник познания — телевидение. 2. Независимость в с у ж д е ниях. Р еб я т а часто имеют с о бственный в згляд на вещи, д ал ек о не все гд а принимают суж д ен и я взрослых з а ис ти ну в последней инстанции. 3. Б о л ьш а я раскованность в сл ов ах и поступках. Они не т аки е з аж а т ы е , как их р о в е сники л е т двадца ть назад. Но^ все эти качества н е р е д ко оборачиваются своей о б р а тной стороной, п р е вр ащ а яс ь из положительных в о т р и ц а т ел ьны е . Если мы говорим о большей информированности , но это вовсе не о значает, что налицо бол ьш а я о б р а з о в ан ность. З н а н и я их поверхностны, не глубоки. При этом д е ти не очень-то хотят учиться. О тсутствие тяги к учебе у больш и н с т в а уч ащ их ся нашей школы — гл а вн а я проблема, с которой стал ки в а е т с я наш педагогический коллектив. Я пров ел а небольшой опрос с р е ди девятиклассн иков, в к а ч е стве ил люстрации к этому т е зису . И попросила ответить их на следующие вопросы: Ходите в школу охотно? Почему? Не очень охотно? Сов сем неохотно и почему? Во- первых , не все уч ащ и е с я о т ветили, что само по себе п о к а з а т е л ь н о . Д аж е о т в еч а т ь не хотят. Т еп ер ь о раскованности и независимости. Они нер едко пер ер а с т аю т в элемен тарную недисциплинированность и д а ж е хулиганство. Особый ра зговор — отно шение к школьному и м у щ е с т ву; ломают выключатели, с т о л ы и с т у л ь я , опускают м он е ты в зам ки , забивают м у со ром водопровод и к а н а л и з а цию, б алуются с э л е к т р о щ и тами. Часто наши во сп итател ьны е воздействия о к а з ы в а ются бесплодными. В р е з у л ь т а т е ра змышлений родились некоторые выводы: 1-й (старый к а к мир): дети, школа не изолированная от взрослых система, а часть н а шей жизни. Экономическая и политическая нестабильность в обществе, обычные д еф и ц и ты всего на свете в мире взро слы х , их нервозность, н е уверенность в завтрашнем дне, н а к ал енны е с т р а с т и— все • ---------------- ,7 « V I » ! п и уч и т ь с я? Прежде всего с е 1 сущ е с т ву е т ннформацион прессинг средств массовой формации, возникают ш зин в сезнайств а, усталост; потока информации. А г ное — невостребованн! знаний в обществе. Пере нка ценнос тей привела к му, что образованность, ния вовсе не определяют ложение человека в общ ве, его материальное бл состояние, уважение окр> ющих и самоуважение зачем учиться? И нам не’ ответить на этот вопрос самом деле, зачем? Я л привести только один, мо быть, не самый убедит ный. аргумент, что ' сам ] цесс познания приятен. Н1-й вывод; неадекват социальный статус шке уч и т ел я . Традиционно, год существовал остаточный '\ нцнп финансирования сф народного образования. У; ч ает если не н и щ е т а школы то бедность уж точно. Это же элементарно: р а з в е и н т е р е с но ученику в ш кол е , если там з ач а с т ую беднее и примитивнее, чем дома. Если б ы луч- шая техника, л у ч ш а я мебечь л учш а я пища — поступали в школу, тогда э т о бы л о бы притягательно . Но мы не питаем иллюзий. Можно понастроить с к а зоч ны хдворцов и нее там ч ер е з два м е с я ц а переломать. И т у т у нас хвата- ет самокритичности и м у ж е ства при знать к а к о д н у ' из причин — достаточно низкий профессиональный уровень педагогов. IV- й: влияние окружающ ей среды. И сследователи ут вер ждают, что у 3 0 процентов молодых людей существуют психические о т к л о н ен и я , т р е бующие лечения у псих’иатра По данным 198 9 г., около 4 процентов всех родителей учащихся Новосибирской об ласти психически нездоровы Расп ространены ср еди них наркомания и ал к о г о л и зм . Какой может быть при эт ом г е нофонд? В школ ах до трети детей с нарушениями ин тел л ек та . Уже с р а з у после р о ж дения есть т енд ен ци я к у в е личению количества детей, ко торые находятся м еж д у нор мой и патологией. С ними т р ебу ется особая р аб о т а , а у на с лишь 6 процентов и з них получают долж но е внимание. V- й вывод. Б ы в а е т , что мы не соответствуем тр ебован иям , п р е д ъ я в л я е м ы м уч и т елю в р е менем: а) не всегда в ы с о к а я подготовка в с п е ц и ал ьн ы х у ч е б ных заведениях: б) острый д еф и ц и т педагогических кадров; в) низкий с о ц и ал ь ны й с т а тус у ч ител я ( т р у д почти к а торжный , а ц е н и т с я низко, идут в у ч и т е л я не с а м ы е л у чшие). Испы тыва ем эти т р у д ности и мы, хо тя н а ш а ш кола ещ е одна и з б л а г о п о л у ч ных в районе по к ад р ам . Причин н а з в а т ь м ожно б ы ло бы еще много, но хочу о становитьс я на одной и з г л а в ных. То, что основа во сп итания с ем ь я , — это ак сиома. Ш кола , детский с а д — это уж е перевоспитание. Однако посмотрим р еал ьно . После то- го, к ак я вы я с н и л а , где и скол ько работают родители наших школьников, о к а з ал о с ь , что мужчины — в среднем 8 часов в су тки , ж е н щ и н ы — 11, па детей у работающих женщин о с т а е т с я 4 5 минут в сутки. Должно бы ть разумное единство; основы во сп итанн о сти в с е м ь е , -основы обучения — в школе. Принципы во сп итани я в с е мье. 1. Начинать воспитание с младенчества. 2. Главное у сл ови е н о р м а льного ф орм и ров а н и я лич но сти в семье — поддержание эмоционального к о н т ак т а , б л а гополучия, чувства з а щ и щ е н - ностн Семья — уб ежище . 3. Соблюдение м еры в т р е бованиях: ис ключить к ак и з лишнюю опеку, т ак и повы шенную требов а т ел ь н о с т ь (особенно тел есны е н а к а з а н и я ) . 4. Знание во зр а с тн ы х пситх ео йф. изических особенностей д е 5. Участие в воспитании обоих родителей, единство их требований. 6. Главное в воспитании не с л з в а ' а пример родителей. 7. Наличие строгого р е ж и ма дня. 8. Постоянный контакт со школой (собрания, пос ещения роков, помощь и у ч а с т и е во внеклассной работе)! Чаще всего причиной н е у дач в воспитании б ы в а е т именно н ежел ани е сл едовать этим принципам, ко торых , в р о де, немного, но они требуют °Т родителей с ам о ди сци пли ны, вы д ерж ки , т ерпе ния . Р ВАСИЛЬЕВА, учитель В ерх -К р а с н оя р с - кой средней школы.
№ 4 3 ( 6 9 9 1 ) Ф 9 АПРЕЛЯ 1 992 г. « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А » 3 с т р . Земледельцы готовятся к посевной ЭТО ТРЕБУЕТ О С Т О Р О Ж Н О С Т И ! ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ХОРОШИЙ УРОЖАЙ Сегодня людей, выращ и вающи х н а зем ле хлеб, волну, ют р а з н ы е вопросы, в том числе и проблемы, ко торые выдви гаются н а первый план весной, когда приходит п о ра с еять . И нынче полеводы вновь обдумывали свои п л а ны. Вы н уж д аю т к этому сложивши еся обстоятельства: трудно сти с техникой, горюче-смазочными материалами Е стеств енно , что в числе важнейших вопрос о семенах, о их наличии и качестве. Н аиболее полную картину пр е дс та ви л а Л . М. Н ЕС ТЕ РО ВА , начальник Госсеминс- иекции. — Ли дия М ефодьевна , п р е жде всего х о т ел о с ь бы зна ть , какова обеспеченность с ем е н а ми в к о л х о з ах нашего района? — Позаботились о семенах полеводы к о л х о з а « З а в е т ы Ильича», где с осени п о л н о стью и д аж е с избытком они заложены. То же самое в колхозе « Б о р ь б а з а мир» , где все семена первого и второго классов. В этом з а с л у г а г л а в ного агронома Н. М. Б у н ь к о ва. Кондиционными с е м е н а ми засеют свои пол я з е м л е дельцы ко л х о за имени К. "Маркса. У них ф о н д второго класса, кроме ячм ен я. Во всеоружии готовы встретить посевную полеводы колхоза <-Наша Роди н а » , де полностью з а сы п аны с э м Ъ п . Оз с и пшеница з д е с ь второго к л а с са. А вот я чм ен ь некондиц и онный по сорн.ншм и по всхожести. — Вероятно , м ожно с к а зать. что во всех хо зя йс тв ах есть необходимый фонд, но качество его не всегда соответствует необходимым пара- го-трам? Трудн ейш ее положение создалось в к о л хо зе « Н о ь а я жизнь». З д е с ь п р ак ти че ски нет кондиционных семян . и все надо в е зт и на обмен. Пшеницу уж е за м е н и л и , т еп е р ь надо срочно б р а т ь с я з а овес и ячмень. Всегда были хор о шие сем е на в к о л хо зе «Путь и коммунизму» , а нынче из ■А'ми тысяч центнеров четы- тыся чи некондиционны н почти все — по всхожести, хотя До этого много лет подПРИНОСИТ Н А М РАДОСТЬ Много ли новостей и р адостей цриходит в дом к ст ари кал? Родная весточка от б л и зких да корреспонденция . Вот. пожалуй, и все. Потому почтальон — у в аж а е м ы й и очень желанный ч ел ов ек на селе. А ожидание , да еще долгое, — далеко не .самое приятное из занятий . Досуг в почтенном во зр асте р азм ер ен ный , неторопливый. И к ак т ол ько н а ч и н а е т ся день, мы ждем почтальона. Есть в нашей д еревне з а м е чательная женщина Наталья Антоновна Борискина. Вот уже н е сколько лет исправно приносит она в наши дома свежие г а з е ты и ж у р н а лы, письма и поздравления . Ни буря, ни дождь не о с т а новят о тветственную жен щину. не п о м е т а и,т д ел ать свое дело. Именно такие люди, как она, с ровным х арактером , с постоянной улыбкой па ли. Це и долж ны р або та ть с н а селением. Все-таки очень приятно, что Н а т а л ь я Антоновна заходит в к аж д ы й дом гак, будто нет в ге ж и ж и неприятностей, хотя .»• душ», может, и таится г о р е т ь или печаль. Она все гд а рассм еши т нас своими ш утк ами , со зд аст н а строение. Пусть о с тан ется такой навсегда! Спасибо Вам большее за доброту и жизнерадостность. Всего Вам хорошего з жизни! М. ДЫДИКОВА и др пенсионеры с. Федоров к и. ряд в хозяйстве все было нормально. — А в чем дело? Почему качество семенного фонда в некоторых колхозах о к азал о сь сниженным? — Прежде всего, а н ал и з пок а зы в а е т , что было н е бр еж ное хранение. Всхожесть в большинстве случаев сн и з и л а с ь потому, что происходило самосогревание семян, как, например, в колхозах «Путь к коммунизму» и «Н ов ая жизнь». Но, по возможности, надо и сейчас улучшать их качество: проводить в о з д у ш но - тепловой обогрев. Но в с е р ье з з а н я л с я повышением посевных качеств семян пока т олько колхоз имени М. Г о р ь кого. А в таких хозяйствах , к а к «VII с ъ е з д Советов», имени Калинина, всхожесть с е мян хорош ая , но есть з а с о ренность. З н ачи т , тем более можно их улучшить. Калин ин - цы имеют 132 0 це нтнеров сорной пшеницы. А 100 0 цен т н еров овса у них не им е ет по за р аж е н н о с т и головней. Ее отделить , конечно, т р у д нее. И чтобы и зб еж а ть д а л ь нейшего 'р а сп р о с т р ан ен и я , т а кие сем ена р еком ен ду ется вообще не высе вать . И даже пустив их на ф у р аж , можно о ж и д а ть отрицательного в о з действия при скарм ли вани и СКЧ)ТУ- — Л и ди я Мефодьевна , гол о в н я — это очень трудновы- воднмая болезнь, но коли часть с ем я н кол хо зы вы н уж дены за в о з и ть из -за пределов района, то не возникает ли опасность появления новых заболеваний зерновых? — Мы опасались появл ения тат арской гречишки, к о т о р а я поражает пшеницу, но пока, как говорится, бог миловал. — А вообще, к а к сейчас работает Госсеминспекция? Каким образом она ведет в з а иморасче ты с колхозами? — Сейчас положение несколько -изменилось:’ Госсеминсп екция ск а зы в а е т в основном платные услуги. Н апример. полный ан али з пшеницы обойдется в 150 рублей. Недешево, но если а гро номы не будут до с т а вл я ть обр а з ц ы в лабораторию, то сделают только хуже д л я кол хо з а , Всякий уважающий себя хозяин должен зна ть , что он будет з ак л ады в а т ь в землю. Особенно это ка с а е т с я новых видов и сортов. — А к а к у нас обстоит дел о с кадр ам и агрономов? — Нет агрономов в кол хо з а х имени Калинина, «Н ов ая жизнь». Будем ездить, оказы в а т ь практическую помощь. Н остальных хозяйствах т а кие специалисты есть, причем . большинство из них с большим стажем и опытом работы, так что оч ер едная пос е в н а я не должна их пуг ать. — Ли дия Мефодьевна, и к аков ваш вывод о состоянии семенного фонда рай она? — Всего семян имеется 5 0 7 8 0 центнеров, из них некондиционны 1 8 3 8 4 центнера, причем, по всхожести — 7 500 центнеров. Высококачественных семян мало, и об этом надо было побеспокоиться с осени, не забы в а т ь и зимой, или хотя бы, по возможности, и спр авл я ть положение сейчас, весной, чтобы осенью урожай не обманул на дежды з ем л ед ел ьца . Б е с еду в ел а О. ФЕДОРОВА . ДОМ-СЕРДЦЕ ОБЩЕСТВА Далее в самые лучшие вр е м е н а сем ь я — это опоря госуд ар ств а . Она помогает сп л о тить людей, дать им истинное утешение и заботу, приют и пищу. А в наши смутные в р е мена роль семьи во зрастает неизмеримо. Может быть, именно поэтому в тот момент, когда з а к р ы в а е т с я множество изданий , появи лся на свет новый ж урн а л с теплым н а званием «Очаг» . Егэ р о д и т ел ь — Славянский фонд России. Пока еще не очень многочисленные, подписчики уже получили первый номер этого издан ия . Судя по р екл ам е , к а з а л о с ь , гго будет эн ч и с т бытового ьапоавле-огя ‘причем в на иЗа I ‘.е у т и л и т а р и с т смысл е. На счмем -ко л лле редакционная коллегия , у ч р е дители п о с т а в а . л перед собой це ль гораздо б о ; г е с е р ь е з ную и высокую; способствов а т ь повышению культурного и морал ьного облика семьи, поощ рять расширение круга интересов, приобщать к историческим и философским а с пектам семейной жизни, будить в людях лучшие чувства. ,Не остались в стороне и повседневные нАши заботы. Только в первом номере можно найти советы по шитью, кулинарии , н а ч а т ь изучение разговорного английского я з ы к а , познакомиться с кратким семейным словариком и с р е кламой. И все -таки я убеждена, что д аж е самые зан яты е _ люди з аи нтер есую тся неопубликованными записями из книги п и сател я и философа Б Б. Р о з ан о в а «Мимолетное». Око- лыко души, ума и тонкой на блюдательности зал ож ен о в эти. короткие лаконичные з а писи. Они волнуют, побуждают к добру и работе над с е бе й ради с е м ' ? . Никого не оставит р а в н о душным письмо ребенка о с е мейной драме, ведь рядом с нами т ак много подобных обездоленных детей, где родит е л и —н е поддержка и опора, а боль и от-танине малены-их граждан . Этот журнал в состоянии подарить радость и грусть, многому научить, многое подск а з а ть . Он при зывает нас к общению: участвуйте в о б ъ я в ленных конкурсах, откройтесь почте доверия, поделитесь своими тайными р а зм ы ш л ен и ями обо всем, что. по ваше- 'м у разумению, помогает крепить семью, д е л а т ь ее уютной тихой гаванью. Пишите, вам предоставят место на с т р а ницах издания. Ведь только сообща, всем миром, можем мы собрать остатки житейской мудрости и осколки глубинной народной культуры, ко торые т ак бездарно были растрачены, зад а вл ен ы системой неудачной го сударственности. Да, труден наш день, но жизнь, тем не менее, одна. Значит, мы должны сделать все, что только возможно, чтобы наши дети не просто жили лучше, но были лучше нас. И, может быть, д л я кого- то детские странички этого ж у р н а л а или рубрика о семейном художественном творч естве станут теми ниточками, которые заштопают прорехи в душевном общении вашей семьи. И. ДРОЗДОВА. Чтобы з ащ итить домашних животных от вредителей и предотвра тить потери пол уч аемой от них продукции, применяют химические п р е п а р а ты. Причем предпочтение о т дается тем из них, которые быстро, в течение нескольких часов, выводятся из ор ган из ма обработанных животных и не влияют отрицательно на получаемую от них продукцию. Как известно, почти все пестициды, попадая в о р г а низм животных (через кожу, рот, органы дыхания), легко всасываются в кровь, оп р е деленное время в ней циркулируют, р аспределяются в мышцах и внутренних о р г а нах, затем выделяются вм е сте с молоком, яйцами. • Вот почему особенно тщательно, с соблюдением всех правил н а до проводить обработку продуктивных животных, чтобы не нанести им ущ ерба , не за гря зн и ть пестицидами полу чаемые от них продукты и не повредить своему здоровью. Обработку животных обычно проводят работники ветеринарной службы, специально обученные, проинструктированные о м ер ах предосторо- рожности в обращении с я до химикатами. Иногда возникает необходимость в личном хозяйстве самим продел ать подобные процедуры, предварител ьно проконсультировавшись со специалистом. Но всегда нужно строго руководствоваться инструкциями, ре- комендациями и указан иями по применению — они даны на этик е тк ах и листовках , вл о женных в упаковки п р е п а р а тов. Напомним е щ е р а з основные правила, с л е д у я ко то рым, вы — когда будете спасать вверенны х вам ж и вотных от вредителей — и з бежите неж ел а т ел ьн о г о воздействия химических веществ на свое здоровье . Итак, работайте не п р ем ен но в з а щ и т о й одежде — ком бинезоне, х а л а т е с кислотостойкой пропиткой или к л е е н чатом (прорезиненном) ф а р туке, в рези новых сапогах и п ерчатках . Потом наденьте респиратор типа «Лепесток» или ватно - м арлевую повязку , а при контакте с сильнодействующими веществами — у н и в ер с а л ь ны й респиратор. Г л а з а защ и т и т е специальны ми очками. Приготовляйте растворы, сусп ензии и эмульсин только на открытом воздухе либо н хорошо проветриваемом помещении, о тведя д л я этого с п е циальное место. Кстати, на всякий случай ап течка д о л жна быть постоянно под рукой. Продукты, корма, воду, посуду, доильный инвентарь , ко]»! ушки, поилки следует тщательно укрыть. Во время обработки рекомендуется находиться с наветренной с т о роны. Если пестицид попал вам на откры тый уч а с ток кожи. немедленно снимите его ватным тампоном и промойте то место; при попадании з г л а з а — тоже обильно промойте их водой. Р або тая , н е л ь з я есть, пить, курить. После смены одежду и средства индивидуальной з а щиты обезвреживают, з а м а чивая в горячем 3 —5% р а с творе кальцинированной соды или растворе древесной золы ( 3 0 0 —5 0 0 г соды на ведро воды). Резиновые перчатки, сапоги обрабатывают 0 ,5 % раствором марганцевокислого к алия или 3 —5% раствором хлорамина. Закончив работу, вымойте лицо и руки с м ы лом, хорошо прополощите рот водой. Если, обрабатывая живот- ных ядохимикатами, вы почувствуете себя плохо, немедленно прекратите дела, выйдите на свежий воздух, снимите спецодежду и о б р а титесь к врачу. Учтите, что подросткам до 18 лет , б е р е менным и кормящим женщинам р аботать с пестицидами категорически запрещено. При точном, грамотном использовании, соблюдении всех мер предосторожности, п е с тициды не принесут вреда вашему здоровью, защ итят вт вредителей и болезней подопечных животных, повысят их продуктивность. 3 . ВОЛОШЕНКО, к андидат медицинских наук. Товарищи защ и т н и ки прав животных, будьте спокойны! То что вы видите на снимке , отнюдь не и з д ев ател ьс тво над к о р о вой... Сигети Энтцу — сам известный в Японии экологнет ■ друг четвероногих. Б о л е е того, именно сейчас он прим ер яе т на корове специальный алюминиевый защитны)! костюм, который должен у б ер еч ь животное от возможной радиации, у л ь т р а ф и о летовых лучей, а т акж е от...мошкары. В с е это, к а к п о л а г а е т ученый, несомненно, больше сохранит здоровье к а к поголовья в целом, т ак и отдел ьных его п р е дс та вител ей , н увеличит н а дои молока... Фотохроника ТАСС. Ж ЕН А И ЛЮБОВНИЦА В ОДНОЙ ПАЛАТЕ Пикантные ситуации во зн и кают из -за тесноты и не хв а т ки мест в К расн одарском ко- жно - венерическом дисп ансере. В одной п ала те о к а з ы в а ются ж е н а с детиш ками и любовница, под ари вш ая семье сифилис. Где-то рядом в мужской п а ла те обитает п а паша - любовник, ставший переносчиком инфекции. Если со времен ем т есн о та д и с п а н с е р а вынудит и его самого поместить в одну п а л а ту к с е мье и любовнице — колич ест во суп ружески х па р с о к р а т и т ся. с. вольное. («Комсомолец Кубани») .
RkJQdWJsaXNoZXIy