8 Ф Е В Р А Л Я 1 9 9 2 ГОДА СУ Б Б О Т А № 1 7 ( 6 9 6 5 ) О Р Г АН С Е В Е Р Н О Г О Р А Й О Н Н О Г О СОВЕТА НА Р ОД НЫХ Д Е ПУТ АТ ОВ Н О В О С И Б И Р С К О Й ОБ ЛАС Т И Ос нов а на 20 июля 1935 г. ф ф ВЫХОД ИТ Т Р И РАЗ А В Н Е Д Е Л Ю. ЗАЯВЛЕНИЕ г л а в ы а д м и н и с т р а ц и и С е в е р н о г о р а й о н а ннтно. Но когда дош л« до практических дел, подн ялись неразрешимы е проблемы. Как с прав едли во разделить н а ж и то е коллективно за долгие го ды? З ем л я разная, техники всем не хватает, что дела ть с коллективным и объ ек тами , как рассчитываться с д о л г а ми? Я присутствовал вместе с прок урором и начальником Р О В Д на сх о д а х граждан о б е их деревень . З в ен ящ ая боль з а с у д ь б у колхоза , с е б я и с в о их детей в вопросах и вы сту плениях. хотя, ч ув ству ет ся , так д у м аю т не все. Особенн о боль но слушать алешинцев б р ош е н а я де ревня, нет тран спорта , сушилки . складов Как жить. где работать? Ж и зн ь в к о л х о з е пущена на самоток, не известна д а л ь н е й шая суд ь б а животноводства, во зм ож н о р езк о е с н и ж е н и е поголовья. Люди жалуются : ночами не спим. П редседат ел ь ж е того колх о з а С. А. И зюров считает, что во время реформ так и д о л ж н о быть. З а п о с л е д н е е время в п е ч а ти . по радио идет и н ф о р м а ция, что в в ерхах района ид ет борьба за власть: с т о л к ну'лис ь два разных п одхода . О т того как п о в е д ем д е л о дальше зависят с удь бы тысяч лю д е й в районе. Одна точка зр е н и я известн а: б е д у надо встречать вм есте , надо выжить в э т о т р у д н о е время. И другая — рынок — д е л о ж есток о е , выживает силь ный. остальные долж н ы уйти . з ад н е й в к ол хо з е не спешит. К сожалению , их п одд ер ж и в а ет ряд депутатов райсовета. На меня написаны жалобы во все инстанции, в том числе и главе областной администрация. Р а спу скаю т ся сл ухи , организуются анонимные п и сьма. На совете Р А НО было предложено высказать на с е с сии райсовета мне недоверие. Сейчас, когда надо вплотную заниматься финансовым п о ложением хо зя йств и предпри ятнй. готовиться к в есенне - полевым работам, проводить большую работу по социальной защите населения, об этом с болью на своей недавно п р о шедшей конференции говори, ли инвалиды т р у д а и де тства. Нам приходится всем этим заниматься. З а последние десять дней мне удал о с ь повстречаться с о многими коллективами, поучаствовать в сх о д а х граждан на многих цен т ральных у с адь бах . Люди высказывают свое возмущение проводимой политикой Правительства. у в с е х тревога за наше б у д у щ е е . Совет один — всем вместе постараться выжить. В связи с этим я обраща юсь к избирателям и д е п у т а там райсовета: немедленно на сессии при нять решение о расформиро. вании РАНО; — просить колхозы продать 1 процент продукции по н и з ким ценам, чтобы можно б ы л о е ж ем е ся ч н о продавать по 2 5 0 — 3 0 0 граммов сливочного масла на человека во всем районе по дешевым ценам; З а п о с л е д н е е время политику, проводимую Правительством Р оссии , мы стали о щ у щать в полной м ер е . Вступают в силу законы, принятые но п ер еходу к рыночной эк о н о мике. как гром на голову упала либерал изаци я цен. Но самую больш ую трево гу у с е лян вызывают принятые з а к о ны и постановления по р е о р ганизации колхо з ов и с о в х о зов. Нестабильность о б с т а новки. незнание сути п о с та новлений по р ож д а ет м у ж е с т во с л у х о в и домыслов . В с в я зи с этим я вынужд ен заявить, что: — по результатам годовых отчетов все хозяйства района сработали прибыльно, не попадают под д ействие Указа о расформировании убыточных хозяйств, хотя результаты ра- г боты б у д е т рассматривать ещ е властная комиссия во главе с А . Т. Неэавитиным; ',ч — все колхозы. разделив основные сред ства и землю иа пан, могут самостоятельно выбирать форму хозяйствования. в том числе и оставаться коллектI«ным хозяйством; всем желающим выйти „ о колх о з ов б у д е т предостав г-лена такая возм ожность с ре гистрацией ферм ер ск ого , или крестьянского хозяйства. История помнит много р е организаций в сельском х о зяйстве . На большинстве п р о шедших собраний колхозники решили работать коллектив но, а кто пожелает — пусть выходят. *т. е. с коренными преобразованиями не спешить, не то время, д а и условий нет. Эту точку зр ения р а з д е ляю и я как глава адми нистрации района. Но колхозники «Новой ж изни* на своем собрании р е шили с о зда т ь ассоциацию к р е стьянских хозяйств. Т е о р е т и чески, к аж е т с я , было все по- ( Вопрос куда?). Ее п р е д с т а в ляют п р е д с е д а т е л ь Р А П О Г. Г. Зырянов . С. А. Изк р о в - пр е д с е да т е л ь к ол хо з а « Новая ж и з н ь » . В. М. Ш р е й д е р пр е д с е да т е л ь к ол хо з а «П амять Л енина» , хотя сам с реоргани - — дать возможность главе администрации нормально ра ботать в это с л ож н о е время В. МИХАИЛЕЦ , глава администрации Се в ерн о го района. Мнение ч и т а т е л я ♦ Партийная организация— нужна В ноябре 1991 года в Ек а т еринбург» с оздан а Российская Коммунистическая Рабочая па ртия ( Р К Р П ) . Как известно, этот город — родина Прези дейта Р о с с и и Б. Н. Ельцина, политику которого эта партия считает враждебной по о т н о шению к рабоч ему классу , к людям ум ств енного и ф и з и ч е ского т р у д а . Р К Р П считает себя н а с л е д ницей ленинских революционных традиций в коммунистическом движ ени и . Она выступает против частной с о б с т в е н ности, видит выход из к ри зи са на пути возврата к ц е н т р а лизованной плановой эк ономи ке. Как я мыслю практически организовать н епростую работу по с о здан ию в районе первич ной организации Р К Р П ? С л ед у ет с о з д а т ь п арторгани зации в у ч р е ж д е н и я х , о р г а н и зац и ях , на п редп риятиях . в колхо з ах . Организационную ра боту могли бы взя ть на себя уважаемые в район е люди: Кирилл Васильевич Пудов, Григорий Иванович • Ивашк е вич. Аркадий Георгиевич Шарапннский. Ал ек сан др Авнмо- вич Иванов. На м естах могли бы этой работой занять ся бывшие сек ретари партийных организаций . Бывшие коммунисты могли бы вступить в эт у партию. В нее бы влились и рабочие, колхозники, интеллигенция. Ду маю, что прок урор района В. В. Петрищев й глава администрации района В. М. Мнхай- лец помогут в создан ии районной партийной организации. А м ож е т , и сами в нее в ступят. А то. что такая партия н ужна в район е, я уверен. Ведь п о с л е у х о д а с политической арены КПСС создал ся вакуум , п не ока з ало сь в рай оне орган и зац и и , которая бы могла отстаивать интересы ра зличных сл о е в общества. Н. КАЛМЫКОВ . ф Цена 5 коп. А к т у а л ь н о е интервью ♦ Что теперь почем Н а д еж д а Владимировна, вы зам ес т и т е л ь начальника нашего Р УС а . В ероя тно , с р е ди ваших многочисленных клиентов немало удивленных, возм ущ е н н ы х , недовольных тем , что «д е л а е т с я » сейчас с о с в я зью . И, каж е т с я , настало в р е мя разъясни ть что к чему. — То, что недовольных много, мы зн а ем . Нам звонят десятки в день . И нередко д о ходят в своем гневе до р у г а ни. до о скорблений. Но всем не объясниш ь , что мы не во всем виноваты. — П опробуем раз обрать ся на примерах? — П ожалуйста . С чего начнем? — О ценах на посылки, письма, бандерол и . — Тарифы на почтовые у с луги, в том числе и на п е р е сылку корреспонденции , у в е личены в ср е дн ем в три р аза . Причем они установлены а д министрацией нашей области: д а н о такое право свыше. Вот п оэтому мы, обсчитав клиента с о гла сн о этим тарифам, берем о п р е д е л е н н ую плату. Но, д о пустим , в с о с ед н ей К ем е р о в с кой области их адм и н и с тр а ция. такж е обсчитав расходы, оп р е д е л и л а свои расценки за такие ж е ус л у г и . Поэтому п о сылка в к а к о й -л и б о . н а с е л е н ный пункт с о с е д н е й области мож ет быть д о р о ж е (или д е шевле ), чем из того ж е н а с е ленного пункта к нам. И это — при равном расстоянии, одинаковом в есе и других о д и наковых данных. — Н о , допустим , посылка на с т о километров и на ш е ст ь с о т . Б у д е т одинакова тут цена? Опять ж е при с о в е рш ен но равном весе и оценке. — Если пояс один , т о — да. Если ж е разные пояса, т о и цена б у д е т разной. У наших работников, принимающих п о сылки. ценны е письма и д р у гую корреспонденцию , есть т а блицы. по которым они и бе рут с клиентов плату. — Итак, ваши расценки опр е д е л е ны областной администрацией. В данном сл у ч а е вы и д е й с т в у е т е так, как вам п р е дписано. И что касается о п л а ты за радио , т елефон? — Д а . все опр е д е л е н н о н а шей областной администрацн ей. И д а ж е то , что оплата варьируется от того, кто ноль з у е т с я нашими услугами. — Как это? — Например, з а минутный телефонный разговор с н а с е ления б у д е т взята одна плата, с организации х о з р а с ч е т н о й — др у г ая . Все эти тарифы д о л жны зн а ть наши работники, а также те. кто часто пользует ся нашими у слу гам и . — А что с установкой т е лефонов? — Оплата тож е поднялась в три р а з а , т е п е р ь составляет тысячу рублей . Это — для н а с е л е н и я . Для предприятий, о р ганизаций — тариф иной. — Часто слышишь обиды на н е с в о е в р ем е н н ую доставку г а зет , ж ур н ал ов . В чем причина такого « б е з о б р а з и я » ? — Ведь мы можем д о с т а вить подписчику только то, что было доставлено нам. В основном почта приходит к нам самолетом . Из Новосиби рска ли, и з Нарабинска — все равно. Только в непогоду мы посылаем в город автомашину. А т у т у зн а ем , что наша ран ' он н ая администрация до гово рилась с областным у п р а в л е нием гражданской авиации о су б б о тн ем «выходном* дне . К т о м у же, как оказывается, наш а эр оп ор т вообще отдыхает в с у б б о т у . Видимо, придется м е нять день отдыха почтальонов. Но это б у д е т только тогда , к о гда все стороны— РУС , а э р о порт в первую о ч е р е д ь — прид у т к единому решению. Б е з местной администрации тут не обойтись. Но эт о все б е д ы м е с тн о г о значения. — А что, есть и б о л е е круп ные? — Есть., и не так у ж легко ра зрешимые. — Например? — СССР , как и зв ес т н о , р а с п ал ся . Р еспублики заявили о сво ей независимости, что п р и в ело к разрушению всей с и с темы почтово-телеграфной с в я з и . Ведь теперь у ж е р е с п у б лики Прибалтики — з а г р а н и ч ные страны, а п о этом у , д о п у стим , письмо надо посылать в м е ж дун ар одн ом конверте, с оформлением обязательных д о кументов. Конверт, к п р и м е р у , стоит рубль пятьдесят д е вять. У нас есть такой с л уч ай . Одна из северянок решила п о слать тысячу рублей на свадй- б у родственнице. Мы имеем право принимать д е н е ж н ы е п е . реводы не б о л е е 5 0 0 р у б л е й . Она оформила эту с у м м у д в у мя переводами. Деньги о т п р а вила. а где они те п е р ь — не з н а ем . П о зднее поступило р а с п о р я ж е н и е о том. что п е р е воды туда не принимать. Д е н ь ги вернутся, но когда? А с телефонными р а з г о ворами? — Тут т ож е н ем а л о н е с у разностей . У с ев ер ян н емало родни живут в С р ед н е й А з и и , Украине, в Б е л ор у с с и и . II т е перь разговор с О д ессой , н а п ример. б у д е т ис м е ж д у г о р о д ный. а м еж дунар одны й , а п о этому и оплачиваться б у д е т по иным тарифам. Короче говоря, р аспад с т р а ны на республик и -государства первыми поняли мы — р а б о т ники связи . Н етрудно понять, что несу т эти с у в е р е н и з а ц и я , сам ооп р е д е л е н и е в остальны х о тра сля х экономики. — Н а д е ж д а В л адимир овна , у сл овим ся так: РУС даст о б ъ явление в газете по тв е р до у с тановленным тарифам за ваши ус л у г и . В частности, я зн аю, что всем, стоящим на очереди* на установку т е л е ф о нов. надо бы п е р е р е г и с т р и р о ваться. Так. во всяком с л у ч а е , говорил М. М. Рыльский, н а чальник РУСа. А мы з а к о н чим б е с е д у и пообещаем з н а комить наших читат елей и в а ших клиентов со всеми и з м е нениями. Б е с е д у с Н. В . К О С ТИ НОЙ, зам ести телем н ач ал ь н и ка РУСа. вел А . Ш А Р А П И Н - СКИИ.
2 стр. «ЗА Д Е Л О Л Е Н И Н А » ® № 17 ( 6 9 6 5 ) ф 6 Ф Е В Р А Л Я 1 9 9 2 г. ® т Ж И В А Я Л Е Т О П И С Ь Н А Р О Д О В ш К нашим ч и та т е л я м Уважаемые читатели, с е го д н я мы открываем н о в у ю рубри ку , которая, над еем ся , за и н т е р е с у е т вас. Р айон наш небольшой, и ж и в у т в нем люди зам ечательные, ум ею щ и е работать н отдыхать, переживающ ие печаль и р а д у ю щиеся счастью. И сколько хорош их традиции, пришедших к нам из далеки х времен, с у м е л и сохранить и принести нам наши д е ды и отцы! М ожно часами з а в о р ож ен н о слушать старинные русские песни, з а р аж а ть ся искренним в есел ьем украинских танцев, п о раж а ть ся деловитости и хо зяйственности русских немцев, т р у долю бию б е л о р у с о в или взаимопомощи чувашей. Сколько их, н ародов разных национальностей, д р у ж н о живет в нашем рай о н е ? Да и что делить рабочим людям, которые бок о бок т р у д я т ся в одних коллективах, н а одном производстве. Вот и д у маем мы рассказать о них, чтобы в се увидели с в о е о б р а зи е и п рел есть лю д е й разных национальностей, узн али о их обычаях , традициях , обрядах. С егодня мы предлагаем вашему вниманию ра сска з о чувашах. С огласно переписи 1 9 8 9 года их проживало в районе 6 8 4 ч е лов ека . Компактные места проживания — села Чуваши, Ви- тннск, Алешинка, Ивановка. КАК появиолсь СЕЛО ЧУВАШИ С возникновением Мостов, окого тракта з а с е л е н и е Зап ад ной Сибири ускорилось. Вдоль него появились населенные пункты и города. Стал он до рогой для многочисленных ссыльных в Сибирь. По н ему прошди многие передовые лю ди Р оссии. Шли сюда и люди в поисках лучшей доли. Среди них была и семья землеиска- телей Егора Михайловича Ани кина, в которой росли три сы на. Долгами и трудными п у т я ми добрались они до местечка, названного позже Михайлов кой. и основали деревню , ре шив тут жить. Назвали дерев ию по имени !отца и д еда — Михаила. Было это в 1 8 5 5 Г О ДУНо время шло, поднимались сыновья, и вот уж е старший , Михаил, облюбовал для ж и тельства дру го е место , куда и перебрался с семьей в 1 8 6 0 году. И, может быть, было бы у села д р у г о е название. но коли поселились в ней чуваши. то в с е приезжающие и проезжающ и е говорили: «Там, где живут чуваши». Тан и з а крепилось название деревни — Чуваши. Дружный и трудолюбивый народ в ней жил, быстро р о с ла де ревня, жалели е е д е р жали окот. Пополнялась она и ссыльными. Среди таких noce ленцев называют К. И. Лаги на, А. Т. Пашкова, Г. В. В о ропаева , В. В. Корнеева, И. И. Лушова. Нашли в ней свою нелегкую долю и зем л еи ск а т е ли, беженцы, скрывавшиеся от царского правительства. Основными занятиями ж и т е л е й были охота , скотоводст во, лесозаготовки, а потом и землепашество. По мере усложнения п р о изводства и труда крестьян началось расслоение на к у л а ков и бедняков. А в 1 8 9 5 году неожиданно пришла беда: во время ле сного пожара огонь из-за реки Тартас перебрался на противоположный б ер ег и сж е г деревню дотла. Но терне лив крестьянин и редко о п у с кает руки. И Тогда жизнь п о бедила. Уже к 1 8 9 8 году Ч у ваши вновь возродились. Постепенно крестьянские х о . зяйспва стали развиваться бы с т рее , появились излишки хле ба . мяса , шерсти, рыбы, но сбыть продукцию было трудно, таи как за гроши все скупали перекупщики, а затем перелро- давали втридорога в Татароке, Каинске. Слаигороде. Надо было строить дорогу До ropo да, чтобы самим возить на п родажу продукцию. В 1 9 1 0 году ц арск о е пра . вительство приступило к с т р о ительству тракта от Каинока до Алешиикн. В основном ее поднимали ссыльные. Частично мобилизовали и местных жителей, среди которых ок а зались и жители Чувашей М. В. Шинков, М. К. Лагин. Т. В. Аникин и дру гие . З а кончили строительство трак та в 1 9 1 2 году, причем все работы выполнялись вручную. З емлю из ям на насыпь н о с и ли на носилках и в корзинках. А вскоре в Чуваши пришла революция, которая принесла новые, неведомые понятия и возможности. Так в де р е в н е появилась первая начальная школа. Это событие пронзош ло в 1 9 2 6 г оду . П ервую у ч и тельницу звали Елизавета Ильинична. Фамилия е е , к с о жалению, з а т ер яла сь з а д а в ностью лет. Вторым учителем стал Ф. И. Ипатьев. Вначале работалось им трудно , детей учили в доме одного из крестьян. А в 1 9 3 0 году в д е р е в не открыли семилетнюю школу. К тому времени у крестьян появились первые с е н о к о с и л ки. конные молотилки. И р е шили они организовать товарищество, которое впоследст вии преобразовалось в колхоз. Процесс коллективизации длился с 1 9 3 0 по 1 9 3 6 год. А в августе тридцать шестого на колхозное поле вышел колесный трактор. К началу войны их у ж е было два. Помнит деревня и первых трактористов. Ими стали М. И. Сан. ников и Г. П. Анисимов. Деревня отдала свою дань и военному лихолетью. Чуваши, как и русские, украинцы и все остальные народы страны, п о полняли список погибших и раненых в той великой битве. А в колхозе в ту п ору на и з нос работали старики, дети, женщины. Выл на фронте и Петр Сте. панович, имя которого было присвоено пионерской друж и не села Чуваши. Р одился он в д. Ивановка, в мно годетной с е мье, а в школу пошел в При белинку. учился хорошо, с та рательно. Восемнадцати лет ним ушел на фронт, сначала был командиром п о д р а з д е л е ния, потом танкистом. В 1 9 4 3 г оду во время боя танк взор вали фашисты и наш земляк трагически погиб, защищая Родину. И таких примеров солдатского подвига было н е мало. После войны пред седа те ле.м стал П. С. Баталов. Потом на этом посту побывал еще не один п р е д с е д . гель. Д ело не всегда ладилось, но даже в самые трудные времена чуваши оставались добро желательными, дружными и гостеприимными людьми. Об этом мы и расскажем сегодня на страницах нашей газеты. Сохранить традиции Чуваши приехали сюда дав но. П ер вопроходцы по сели лись и обосновались , а за ними прибыли и другие. Но наш народ тож е неодинаков: есть черные чуваши, есть белые. Так потом черные не прижились з д е с ь и у ехали об ратно, а б елые остались. Черными их называли потому, что они носили черные онучи, об., мотанные высоко, до колен, шнурками. А б е л ь е йосчли обыкновенные портянки, тоже с веревочками. На ногах — лапти. Наши лапти отличаются плетением от лаптей . какие плели в Сибири. И б о т в прошлом году мы с нашей фольклорной группой поехали в Чебоксары, на фестиваль. Поволжье — наша родина, поэтому очень хо тело сь побывать там. где жили предки, посмотреть на их села , увидеть быт. условия труда. И что нас там с р а з у покорило и п л р . о ! ~ ч так это. у важ ение к прежним обычаям, сохране ние их в истинном виде. Например. там есть действующие церкви. Смотрим, все заход ят туда ст епенно , женщины о д е ты в национальные костюмы, на ногах — б елы е чулки, а поверх обя з ательно — черные носки. И з церкви выходят, садятся з д е с ь ж е , на ступень ках, разламывают хлеб (ни в коем сл уч а е не пользуются ножом), отведают его с водой, и только потом уходят . Дань традиции отдают б у к вально в каждом населенном пункте: и в городе, н в д ер ев не. Плотность населения там гора зд о выше, и. казалось бы, в такой обстановке можно растерять крохи самобытности. Села расположены не более чем в д в ух - тр е х километрах друг от друга . Все доми ки в них аккуратные, ухоженные, на улице н е увидишь б р о д я чую собаку и л и к о з у . И люди очень доброж елат ельные. Мо . ж е т подойти совершенно н е знакомый человек, поговорить, пригласить в пости. А у ж если за и гр а л а гармонь, то в круг выходят и стар, и млад. М у зыканты у них все хорошие, со специальным о б р а з о в а н и ем. зн ают народные песни, пляски. Когда такое уваж ен и е к старине, то и сохранить кра с оту , самобытн ость народа г о р а з д о легче. Мы поневоле сравнивали их с собой. Ведь как появи лась наша фол ьк лорная группа? Надо было на ф естивал ь в Новосибирск от править кого-то, вот наспех собр ал и , нашли кое-какие к о стюмы, нарядили певиц и по в езли . Потом решили группу оста вить, сейчас нас четверо. Пытались привлечь ребят из школы: ведь б е з молодых тради ции не сохранить. Но и тут много проблем. Во .п ер вы х , \ нас нет постоянного музьт кального руководителя, кото ■ рый бы работал с нами , рас ширял репертуар . Во-вторых выросшие в Сибири чуваши, у ж е много растерял и из свои:! национальных обряд ов , зич чит, нужна ли т ер а тура , а е*-. тож е немного. И все-таки руководитель. фольклорной группы Т а т ь я н а ^ Акимовна Слепченко вместе г- нами старается сохран и т ь хода бы то, что помним и знае.о мы. И в какой-то м е р с нам у д а е т с я , поскольку группа начала дела ть свои первые шаги лет д е с я ть н а з а д , и до сих пор мы поем с тары е чу вашские песни. Хотелось бы, чтобы их не забыла и наша м о л о д еж ь М. ГО Л У Б Е В А . На снимке: М. Н. Голуб ева . " Фото С. Ф е д о р о в а . Кушайте на здор ов ь е У каждого народа есть свои блюда, б е з которых не о б х о дятся в праздники и будни. Уме ет вкусно приготовить пищу и чувашские женщины. В былые годы можно было пора, довать семью или гостей вкусными кушаньями, ведь тогда многие д е р ж а л и пчел, птицу, сеяли крупяные, например, полбу, о которой сейчас з а были. А какая вкусная была каша и з этой крупы! Н азы вается она поокалу. Делают е е ещ е и з гороха или пшена. А вот кингеле это у ж е дру гая каша. Сначала з е р н о отваривают, потом толкут, м е лют и варят кашу. Любят чуваши и пироги печь. Они бывают разные. Н а пример, хуплу. Вначале для него готовят тесто , потом н а пекают. К ху п л у настольь... уважительное о тнош ение, что за столом его д а ж е р а з р е з а л не всякий человек, а самы£ почетный и уважаемый . К\ голь — это т о ж е пирог, толь ко с другой начинкой. Чувашские женщины стрг.^р ! пают пюрелесь, — ватрушки б; картошкой и в е д е п . — б о л ь шие кислые лепешки. котом!?! рые выпекают на ж а р у . Раньше вообше в пищу лились все продукты, эт о тс перь многое з а бы л о с ь . Д а ж е семена конопли жарили, толкли и катали с ржаным х л е бом шарики, — очень вкуснс получалось. Для эт о го с е я.и специально коноплю, у коте рой семя крупное. А из п е н ь ки делали веревки. Тогда все ведь было само дельное и посуда тоже. У ч\ вашей обычно в х о д у были глиняные и д е ревянны е чашки, ложки, горшки, ковши. Ес ли их де.тэл хороший маете]: то обя з ательно р а з р и с у е т , раз украсит узор ами . Работали всегда д р у ж н о много, поэтому в с т р а д у го то вить какие-то м у д р ен ы е бл! да некогда было, чаще все! варили крупяной с у п . С а х а ! почти но было, но за т о с к о л ь ко знали кушаний из меда! Многие блю да и д о сих пс готовят хозяйки. Т. КСЕНОФОНТОВА . На снимке: Т. Е. Ксенофо* теша. Фото С. Ф е дор ов а .
№ 17 ( 6 9 6 5 ) ГУ 8 Ф Е В Р А Л Я 1 9 9 2 г. «ЗА Д Е Л О Л Е Н И Н А » Как много прекрасных и до удивления сво еобра зны х обычаев, о брядов , присущих толь- кс этому н а р о д у , хранят в п а мяти люди старшего поколения! К с ож алению , молодежь очень многого из этой с окровищницы у ж е не зн а ет , а хо- чтобы посмотр ели пардевушки, к примеру, настоящую чувашскую свадьбу. Могла она быть в двух вариантах: один заключался в том, что невеста убегала к своему суж е н о м у . Потом они возвращались с повинной к роди т е лям, просили прощения и тут уж некуда было деваться — играли с вадь бу . второй вариант — это красочное торж еств енн ое п р е д ставление. Я помню, как выходила з а м у ж моя тетя. И х о тя я была маленькой, как с е й час отчетливо вижу жениха. Он в яркой оранжевой рубахе, подпоясанный длинным полом. А невеста зар анее р а с тила. украсил а покрывало из •. <ани, которое набрасывают ей ' -..голову. Песни во время о б ряда поют свадебные . Потом невесту б е р е т на руки е е стар ший бра т , а если его кет, то выбирают близкого родственника. Брат садит ее в возок, запряженный лучшей лошадью или тройкой коней. Сбруя на коне как ж ар горит, сверкает медными бляшками, кисти на ветру развеваются. И в с оп р о вождении родных невесту в е з у т ко всем родственникам, причем она нигде д аж е ноги т е ставит на землю , всо в р е мя е е носит на руках брат. З а несет в из б у , посадит в красный у гол , родственников у г о щай т как доро ги х гостей. А она поет свадебные песни и напевы. . Поо бщ е , для каждого п р а з д ник;: у чувашей есть свои п е сни. Нот провожают новобранцев в армию. И з д е с ь все б ы ло по своим правилам: к р е б я там подходили девушки, повязывали им длинные полотенца. напут ствуя их при этом примерно такими словами: «Дорога твоя б у д е т длинной, но пусть один е е конец псег Да оста ет ся з д е с ь и приведет тебя обра тн о* . Па масленицу — тоже свои песни, хороводы , обряды, игровые танцы. Были у чувашей даж е п р а з дники отдельных деревень Наша семья жила в Прибелинке. Хозяйства з д ес ь все были кре- пкне, держали овец, коров, пчел, лошадей. Конн у при- белинцев отличались статью и красотой. В погребах всегда стояли бочки с медом, маслом, творогом, в закромах хватало крупы, муки. А когда п р и х о дил Петров день, праздник, с ъ е з ж а л и с ь к нам гости из всех окрестных деревень . Их встречали с почетом. Ж е н щ и ны наряжались в платья, о б я зат ел ьн о с оборками, у к р а шенные лентами и шитьем. Носили и кожаные пояса. Н е пременным элементом ч у в а шского женского костюма является фартук. А вот к о ф ты и юбки чувашские ж е н щины не носят, вернее, не н о сили. На голове должн а быть тухья (шапочка), у девушки она островерхая, у женщины — нет, обильно украшенная бисером , бусинками, с е р е б р я ными монетами. И начиналось в де р е в н е в е сел ь е . Из дома в дом ходили гости, играли в национальные игры, соревновались в силе и ловкости. Пожалуй, эт о о с н о в ная черта чувашей — они г о степриимны, открыты душой, доброжелательны и рады в и деть в своем доме знакомых и д а ж е незнакомых. Примеча тельно, что в горе они никогда не оставят человека о д н о го: каждый поможет, чем м о жет. И от этого горе п е р е н о сится легче. А у ж если приходил п р а з дник, то чувашский дом м о жно было у зн а т ь издали. С п е циально для этого дня х о з я й ка ткала полотенца с красными боковыми полосками, у к р а шала их кружевами, кистями и вешала на каждое окно, б у д то приглашала гостей: з а х о д и те, отведайте угощенья. Но дома чувашей не пустовали и в буд н и . По обычаю, с р о д и т е лями обязательно оставался младший сын, который к их старости становился кормильцем п надежной опорой. Это хороший обычай, н е п л о х о бы сохранить и укрепить н ав с е г да и в нынешнее время. В ра ионе были еще деревни, в к о торых жили чуваши, но как-то постепенно они р а з ъ е х а л и с ь , видно, этот Обычай в них не сохранили. Т. СЛЕПЧЕНКО, руководитель ф ол ьк л ор ной группы. На снимке: Т. Слецченко. Фото С. Федорова. 3 стр. Л Е Т О П И С Ь Н А Р О Д О В Н А П У Т И К В О З Р О Ж Д Е Н И Ю Галина Леонтьевна Савина зн а ет о чувашском народе, его национальных обычаях и чертах характера не понаслышке. ина живет в большом с е ле, среди этих простых и о т крытых лю дей. Работает Галина Леонтьевна в Д о м е куль туры, где и протекает о с н о в ная культурная ж и з н ь е е о д носельчан. .’Здесь они проводят праздничные вечера, сюда при. ходят в библи отеку , чтобы взять книгу. И потом у Г. Л. Савина постоянно находится среди людей, чувствует их на стр оение, видит изменения происходящие па с е л е . И по своим наблюдениям, накопленным з а многие годы, делает некоторые выводы о событиях, которые меняли жизнь на селе . — Я раньше работала в школе, — говорит она. —- И мы с ребятами интересовались историей появления нашего села. Искали и нашли людей, сопричастных к его возникновению. И перед нами, будто воочию, прошли годы, прожитые односельчанами. В этом суровом сибирском краю когда-то поселились предки нынешних чувашей, расселились по окрестности, и выросли н е сколько деревень . Причем п е реселенцам царское правитель ство давало ссуды , значит, зн ало, что столыпинская р е форма д олж н а привести к положит ельному результату . Но прошли годы, и педаль новидность наших эк ономистов, политиков привела к р а зорению этих деревень. На па мяти моих односельчан то вре- мя, когда был брошен лозунг о неж изнесп о собн о ст и малых деревень . Т ех , кто не хотел п е ребираться в крупные села, просто оставляли один на один бороться з а выживание: з а к рывали школы, магазины, лишали эл ектричества. В конце концов люди вынуждены были у е зж а т ь из родных гнезд. А. у е зж а я , чуваши теряли корни. Исчезли Прибелпнка. Степин- ка, другие деревни. В этом процессе неиз б еж н а была и потеря многих глубоко национальных традиций. Помнит Галина Леонтьевна и то время, когда русский язык почти силой делали основным. На нем велось и преподавание в школах. Сколько трудностей приходилось испытывать д е тям. впервые севшим за п а р ты и начавшим читать русскую а з б у к у , пытавшихся решить задачи, условия которых написаны на русском языке? Ведь до той поры ребенок жил в семье и разговаривал только на родном языке! В период такой недальновидной политики чуваши многое потеряли. Молодежь с т а ла утрачивать черты национального, самобытного твор чества и культуры. Но сейчас ошибочность подобного направления понятна. Каждый н а род достоин жить так. как ел о . жился его многовековой опыт, поэтому надо говорить о в о з рождении всех больших и малых национальностей, р а с т е р я вших крупицы самобытности. А за советом, за помощью в этом благородном деле мож но обратиться к старикам, пока еще не поз дно. Они с о х р а н и ли в памяти очень многое из кладезя народной мудрости. О. Ф ЕД ОРОВА . НА СКЛОНЕ ПРОЖИТЫХ ГОДОВ Зам ела метель улиц у и переулки деревни Алешинки. Горстка домов приютилась у кромки леса, притихла , бу д т о в ожидании теплых весенних дней . Лишь неяркое зимнее солнце заглядывает в окна, пригревая теплом. От его л у чей веселее становится в пятистеннике Екатерины Ивановны Петровой и Петра Андреевича Михайлова. Они — муж и ж е на, но так вышло в жизни, что носят разные фамилии. Да в этом ли суть? Главное, что с е й час, на старости л ет , они с л у жат друг д р у г у поддержкой . А живут они в д о м е , который до стался Петру Ан дреевичу от отца. — Только мы е г о перетря х нули. заново поставили, — говорит он. — Окна. видите, еще по-старннному сделаны: маленькие, узк ие . Но со временем все изнашивается. И наш дом стал холодный, ветром его продувает с о всех с т о рон. Но мы вот печку ж е л е з ную поставили, дров в нее п о д кинешь — и с р а з у в комнате тепло. Износились за жизнь и с у п руги. всегда работавшие в кол х о з е . Екатерина Ивановна сейчас на пенсии, но б е з дела не сидит, много у нее д ел в личном х о зя й ств е , хотя им с муж ем у ж е не п од силу д е р жать много скота . Однако от большого огорода не отказываются, садят картошку на 3 6 сотках, иначе нечем скот кор мить б у д е т . На дворе у них стоит корова, есть овцы, поросята. — вот. пожалуй, и все, б е з чего крестьянину на д е р е в не не обойтись. Так и живут: привыкли к еж едневному упорному труду, который знаком с самого д е т ства. Не з р я Екатерина Ивановна никак не могла вспомнить, сколько же лет у нее ра бочего стаж а . — Я все время р або тал а ,— говорит она. — Как пошла в колхоз с четырнадцати лет, так и д о самой пенсии не зна ла отдыха. Все д елала , что н у жно: коров доила, пояркой бы. ла, дрова пилила. Д а ж е после у х ода на пенсию помогала к о л х о з у . Это сейчас у ж е не мо гу, здоровья не стало. Нет здоровья и у хозяина дома: ноги больные, позвоночник. А приходит пора сеноко с ная, и начинают они с женой свою долгую с траду . Косят траву вручную, сен о торопятся убрать д о дож д ей . С д р о вами к ол хо з помогает, техни ку выделяют, так что жить м о жно. В одиночестве не оставляют пожилых людей. Петру Ан дреевичу до пен сии ещ е года четыре осталось, работа ет он заправщиком. Д е ло, вроде, не очень трудное и с л ож н о е , но когда человек з д о ровьем не силен, то каждый день приносит свои трудности. А тут и новые тревоги пришли к старикам: колхозы д о л ж ны перейти на другие формы работы, точнее, каждый к о л х о зник имеет право взять причитающиеся ему 2 2 гектара угодий, свой пай и определи ться на зем л е вольным х о з я и ном. — А зачем нам сейчас з е м ля? — недоумевает Петр Ан- Д1>еевич. Мы не в силах ее обработать. К тому же и т е х ники нет. Разве что в аренду кому-ни будь сдать, так опять же: кто е е возьмет, если у всех свой пай будет, а т е х н и ки мало? Или другой вопрос : работаю я заправщиком, фи зически где-то в другом м е с те не могу, а нужен ли буд е т теперь заправщик? Или, к примеру , помощь из колхоза. С е й - пас нам и зерна дают, и о г о род вспашут, и сено вывезут , а потом как жить? Нам у ж т е перь не пай нуж ен, а у в е р е н ность, что не оставят одних со своими житейскими бедами. Беспокоит б у д у щ е е и Екатерину Ивановну. Трудно , к о нечно привыкать к дру гому о б разу жизни, если д о лш е - д о л - гие годы протекли в одном р у с л е . Грех старых лю дей о с тавлять б е з помощи, значит, колхозникам придется еще много вопросов решить, п р е ж де чем их жизнь станет с п о койнее, б е з тревог и н е о п р е д е ленности . О. ФЕД О РО ВА . Н а снимке; Екатерина Ивановна п Петр Андреевич. Фото С. Федорова .
RkJQdWJsaXNoZXIy