За дело Ленина, 1992, № 15

leyio 4 Ф Е В Р А Л Я 1992 ГОДА ВТОРНИК № 15 ( 6 9 6 3 ) О Р Г А Н С Е В Е Р Н О Г О Р А Й О Н Н О Г О С О В Е Т А Н А Р О Д Н Ы Х Д Е П У Т А Т О В Н О В О С И Б И Р С К О Й О Б Л А С Т И Ос но в ана 20 июля 1935 г. ♦ ♦ В Ы Х О Д И Т Т РИ Р АЗ А В Н Е Д Е ЛЮ. ♦ Цена 5 коп. ПЛАН ДОЛЖЕН БЫТЬ ВЫПОЛНЕН Начался 1992 год, и к о л х о ­ зы! района приступили к н о ­ вым планам, которые надо пы- полнить, несмотря на все с л о ­ жности и трудности нашего времени. В первом квартале каждое хозяйство обязалось реализовать определенное к о ­ личество скота, и сейчас в е ­ дет сдачу животных. В каж ­ дом колхозе е сть стадо л оша ­ дей. держат их в основном для хозяйственных нужд, но к о г ­ да появляются лишние, их с д а ­ ют в счет госпоставок. В январе отправили лошадей на мясокомбинат колхозы имени К. Маркса, «V I I съе зд Сове тов , «Б о р ь б а за мир». В о б ­ щей сложности они сдали 40 коней, хотя надо сказать, что цена одной тонны конины в нынешнем году пока не п овы ­ силась. В среднем по живому весу она обходится по 4 0 3 р у ­ бля. Это, конечно, очень мало. Большую сдачу скота п ро ­ вел в этом месяце колхоз «V I I с ъ е з д С о в е т о в » . Из х о зя й ст ­ ва было отправлено 120 голов крупнго рогатого скота. К с о ­ жалению, здесь обычно м о ­ лодняк мелковесный и надо б ы его доращивать до бол ее высоких весовых кондиций. Колхоз «П у т ь к к оммунизм у » по контрактации в январе собрался реализовать 4 0 0 центнеров мяса. В счет э т о г о на комбинат доставлено 65 голов скота. В ближайшие дни животноводы отправят ещ е 60 голов. Шла сдача и из д р у ­ гих хозяйств. Например « В о с х о д » увез на мясокомбинат 3 0 голов молодняка, колхоз «Наша Родина» — 50, имени XXII съезда КПСС — 45 голов. К сожалению, не все выполняют график сдачи с к о ­ та. В январе его сорвали животноводы колхоза имени Калинина. Зоотехник э т о г о х о ­ зяйства уехал на учеб у , а к р о ­ ме него никто не взял на с е ­ б я обязанность выполнить то, что было необходимо. Интенсивная доставка м о ­ лодняка по контрактации намечена на последнюю неделю января, и по предварительным подсчетам планы первого м е ­ сяца текущего года должны бы ть выполнены. Н. П Е ТРИЩ ЕВА . Твои люди, село А . Л. Гринина работает в колхозе имени К. Маркса. Одна в трех лицах: и нормировщик, и диспетчер, и кладовщик. Не составля ет ей труда путевку выписать, оформить наряды, с о склада что-то выдать. Здесь, в ремонтной мастерской, она трудится не первый год. А до э т о г о была д о ­ яркой, бухгалтером и... радис т ом -м е т е о р о л о г ом . Метеонаблюдатель — ее о с ­ новная профессия, к оторую получила Анна Лазаревна после школы. Романтика привлекла. На себе пришлось испытать ее трудности, когда двух девушек после окончания училища направили работать на отдаленную от населенных пунктов гидрометеостанцию в Ташкентской области. Жара, выжженная солнцем красная земля, рация да у з б е к с ­ кий кишлак в двух километрах от ГМС, куда бежали они за покупками. Но оставила она в жизни женщины радостные воспоминания. На снимке: А . Л. Гринина. Ф о то € . Федорова. Темпов не снижают На пути к р ы н к у ♦ К а к ж и т ь м а л о о б е с п е ч е н н ы м ? Неожиданная встреча к Сегодня во всех х о зя й ст ­ вах нестабильная обстановка, колхозники огорчены своим весьма шатким положением. Р а з г ов оры о разделе им ущ е с ­ тво н земли на паи, г р о з я ­ щей безработице и б е з р а д о с т ­ ном будущ ем захватили всех и вся. Работники полей и форм задаются вопросом: « Ч т о для людей пройдет безболезненнее: прошлая коллективизация или сегодняшняя реорганизация колхозов и приватизация?» Впрочем, то и другое для многих людей не совсем понятны н но сей день. Но несмотря на всеобщий упадок настроения, люди по- прежнему выполняют свои повседневные дела. Животноводы колхоза имени М. Горького начали реализацию скота государству в счет начавшегося года, Только в первой половине января на мясокомбинат* сдано 8 0 голов молодняка, подготовлено к о т ­ правке еще 40 . И, надо с к а ­ зать, сдача скота идет у сп еш ­ но; среднесдаточный вес о д ­ ной головы — 3 8 0 килограммов. На фермах начался отел. Новую группу молодняка набирают С. И. Громов и Н. С. Заломкина, люди старательные и добр о сове стны е , с немалым опытом работы в животноводстве. Неплохо трудятся доярки с ур г у т о в ск о й молочно-товарной фермы Р. П. Квашнина, В. Д. Карпович, Л. Б. Яковлева и С. П. Легачева. За 1991 год от каждой коровы ими получено по 27 центнеров м ол о ­ ка. что несколько выше с р е д ­ неколхозных результатов. В наступившем году своих темпов животноводы не снижают. С. О Г А Р К О В А . . 1юбые изменения в общ естве , тем бол е е связанные с ухуд - ше т е м благосостояния людей, не могут пройти безболезненно для каждого отдельно взятого человека. А если это неблагополучие к неуверенность в завтрашнем дне все усу губл я ется , то первейшим долгом г о судар ства должно стать его стремление каккм-тэ образом помочь своим гражданам, не имеющим порой элементарных условий для сносного существования. Тяжелое бремя ложится и на п роф сою зы , призванные защищать интересы трудящихся. Что они могут сделать в создавшихся услови ­ ях? На этот п другие вопросы отвечает А . Н. Д Е РН А 1!*, председатель райкома п роф сою за работников агропромышленного комплекса. — Анатолий Николаевич, во-первых, кого можно с ч и ­ тать малообеспеченным в у с ­ ловиях бешеной скачки цен, а во-вторых, ведется ли в районе работа по их выявлению и регистрации? — Если суди ть по с о о т н о - ' шению зарплат и цен на това ­ ры, то, пожалуй, большая часть населения попадает именно в разряд малоимущих. Во всяком случае, не менее 9 0 процентов. И даже согласно декларации, в к оторой с ка за ­ но о минимальном доходе на члена семьи 5 5 2 рубля, с п и с ­ ки малоимущих б у д у т очень длинными. Сейчас в сельских Советах началась работа по определению тех семей, к о т о ­ рые можно назвать м а л о о б е с ­ печенными. Это, конечно, в первую очередь пенсионеры, матери-одиночки, многодетные. Есть ли возможность помочь нм в бедственном п о ­ ложении? — К сожалению, пока о с ­ новательной, конкретной п о ­ мощи оказать невозможно: нет средств. А профкомы в состоянии выдать тол ьк о единовременное пособие , и т о не всем нуждающимся. Но к ол ­ хозы могут хотя бы в нек о т о ­ рой степени облегчить участь пенсионеров. Сейчас они начнут заключать коллективные договоры, в к о то р ы х неп р е ­ менно должны отразить свои взаимоотношения с пенсионерами. Чем конкретно можно помочь колхознику, ушедшему на пенсию? В рекомендациях по заключению колдоговоров сказано: «...длительно проработавшим... и уходящим на пенсию выплачивать единовременное пособие,., выплачивать 13-ю зарплату,., получающим минимальный размер пенсии, выплачивать единовременное или ежемесячное п особи е . ..» У колхозов есть и в озм ож ­ ность вывезти бесплатно пенсионеру дрова, помочь .в за ­ готовив сена, в ремонте жилья, выдаче зерна и т. д. Думаю, что все эти рычаги стабилизации положения будут запущены в действие. ^ — Анатолий Николаевич, но ведь сейчас ставится под вопрос с ам о существование колхозов как единого производства. На их месте должны возникнуть либо крестьянские хозяйства, либо фермерские объединения. Захотят ли они беспокоиться о пенсионерах бывшего к олхоза? — Вот э т о сейчас очень тревожит. И, наверное, положение может действительно у су губи т ься . Когда каждый станет думать о своем благо ­ получии, е м у будет не до м а ­ лоимущих и стариков. — Но профсоюзные организации хотя бы каким-то о б р а ­ зом влияют на стабилизацию в экономической жизни людей? — Пятого февраля Ф едера ­ ция независимых п роф сою зов области проводит акцию протеста против безудержного ро ­ ста цен, с п о с о б ст в у ю щ е г о о б ­ нищанию парода; Естествен: но, что одной такой акцией нс добиться весомых результа тов. но какпе-то требования там б у д у т выдвинуты и п роф ­ с о ю з ы бу д у т настойчиво д оби ­ ваться их выполнения. Кроме того, ЦК проф сою за работников агропрома с о своей с т о ­ роны принял решение помочь людям хотя бы тем, что с ап роля уменьшает индивидуальную с т о и м о с т ь путевки на л е ­ чение д о пяти процентов. О с ­ тальные 9 5 процентов будут оплачиваться из фонда с о ц с т ­ раха. А тем. кто уезжает п о ­ править здоровье в январе, • может воспользоваться беси латным проездом в один к о ­ нец. Э т о тож е немало. — И много желающих поехать на к урорт или в санаторий? — Есть. В прошлом . г о д у , например, в здравницах о т д о ­ хнули 2 0 5 человек. Тольк о в январе нынешнего года на к у ­ рорты местного значения о т ­ правилось ок оло 2 0 человек. Х о р о ш о б е р у т путевки для матери и ребенка в Анапу. Там побывали в минувшем году 11 человек. Но, отдохнув н вернувшись домой, люди вновь попадают в такой же водоворот с дефицитом товаров , вы сок и ­ ми ценами и нестабильностью. — Да, и нм придется все э т о переживать. Ну, может бы т ь , малоимущим чем-то по м ож е т спецмагазин, который намерены открыть в районном центре. А в селах для таких семей бу д у т организованы о т ­ делы продажи товаров. Не надо терять оптимизма, нужно пережить трудные времена. Беседу вела О. ФЕДОРОВА . С Е. Е. Ведерниковым, з а ­ ведующим гражданцевской фермой, мы встретились с л у ­ чайно, можно сказать, н е ож и ­ данно столкнулись лицом к лицу. Егор Егорович спешил по хозяйственным 'делам: в т о т день в колхозе проводи ЛИСЬ профилактические ме|ю- прнятия против заболеваний. Внешний его вид мне не п о ­ нравился. — Ночью вызывали « с к о ­ р у ю » . «Сердечко б а р а х л и т » ,— подтвердил мои . предположения сам Егор Егорович. И . т у т же добавил: * . — Вчера чуть повздорил на работе. Этого н хватило. Чтобы не растревожить недавнюю боль, спрашйпать о конфликте я не стала. Но из незначительного разговора п о ­ няла, что сегодня все о з а д а ­ чены приватизацией, распадом коллектива. И хотя все единодушно ратуют за п р е ж ­ нюю систему работы, замеча ­ ния о хромающей дисциплине принимают в «щ ты к и » . Несмотря на все сл ож н о сти , люди по-прежнему т р у д я т с я , заботятся о завтрашнем дне. Егор Егорович с е т у е т , ч т о в хозяйстве нет саней, корма на ферму доставляются на т е л е ­ гах. которые следовало бы приберечь для лета. Ж и в о т н о ­ воды мечтают, когда наконец- то в корпусах появятся кормораздатчики. ч тобы х о т ь чуточку облегчить свой т р у д . Да и не мешало бы, считаю т они. обновить водопровод, к о т о р о ­ му более тридцати лет. А то дня не проходит, ч т о б ы не прибегнуть к помощи с в а р щ и ­ ка. Да, политика е с т ь п о л и т и ­ ка, а жизнь идет своим ч е р е ­ дом. С. С В Е Т Л А Н О В А .

2 с тр. « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А » О № 15 ( 6 9 6 3 ) • 4 Ф Е В Р А Л Я 1 9 9 2 г. К 1 1 3 -й годовщине со д н и р о ж д е н и и П . П . Б аж о в а Ежегодно на страницах нашей газеты публикуется подборка материалов так или иначе связанных с именем замечательного писателя и человека П. П. Бажова. Чаще в с е г о ребята писали нам о творчестве Павла Петровича, о том, что сами написали, нарисовали или сделали под влиянием его бессмертных с ка ! зов . Ныйешние публикации несколько отличаются от всех п реды ­ дущих . Цель всех этих р а б о т — познакомиться с литературой, написанной о самом Бажове. И значит узнать о нем больше и под роб не е , а также понять, как воспитывали его окружающие люди. Вся жизнь— работа Сборник «М астер, мудрец, с к а зочн и к » основан на вое* поминания^ близких людей и д р у з е й Павла Петровича Бажова, который, как никто д р у г о й , сум ел с удивительной д о с т о в е р н о с т ь ю и силой в о с ­ петь к р а с о т у родного Урала, е г о б о га тс тв о , труд мастеров. О е го творчестве можно г о в о ­ рить не уставая. А о нем с а ­ мом очень хорошо и по д о б р о ­ му написано в книге восп ом и ­ наний, к о тор ую мне довелось недавно прочитать. Друзей у писателя было много. И все они относились к нему с гл у ­ бочайшим уважением. Родился Бажов 27 января 1 8 7 9 года в Сысертском з а в о ­ де бывшего Екатеринбургского уе зда Пермской губернии. В д е т ст в е получил образование в духовной школе. Уже в д е т ­ ские годы он полюбил родной край. И многим интересовался. Став взрослым, он много ездил, но никогда не забывал Родину. Каждый раз. когда он ее навещал, собирал много исторических материалов, час т о встречался с о стариками, к о торы е хорошо знали прош ­ лое Урала. А люди, любившие Бажова, с великим у д о ­ вольствием выкладывали ему все. что помнили. Слушая рассказчика, писатель мог выбрать главную мысль, которую "записывал в блокнот. Тогда же он записал отдельные выражения, неожиданные словообразования, связанные со старательским делом, незнакомые в других местах термины. И эти яркие, самобытные слова в скоре ожи вляли его сказы, делали их более интересными. С в о е о б ­ разие. оригинальность изобразительных с редств писателя Бажова проявлялись на каждом шагу: и в обыденной жизни, и в творчестве. Л о словам Рябинина, э т о были слова «золотники ». Вот так долго и упорно с о ­ бирал П. П. Бажов материал для своих сказов. И мы, читая их, понимаем, что напи сать такое мог только человек трудолюбивый, знающий и любящих свою землю. свое дело. О. УСТЬЯНЧИК , 9 « в » класс. Обыкновенный человек Кроме того, что Бажов — замечательный писатель, он был еще и очень простым человеком. У него также был свой дом, своя семья, работа, друзья . По воспоминаниям его дочери, он был самым тихим человеком в доме, но почему- то все поступали так. как хотел он. Иногда то, что он говорил, было обцдно, но справедливо и заставляло з а ­ думаться гораздо больше, чем окрик или запрет. Корда Бажов возвращался дамой с работы, все в доме оживало. Пока он мыл руки и переодевался, его жена. Валентина Иваницкая, заканчивала свои обеденные приготовления. и все садились за с т о л . . II. П. Банюв постоянно р а ­ ботал, но, тем не менее, у него в доме всегда были г о с ­ ти. Они приходили за каким-нибудь советом или с п р о ­ сьбой . Бажов давал советы, не навязывая их. Например, он никогда не говорил, что необходимо сделать так, а говорил наоборот, что можно сделать как угодно, но лучше в с е г о именно так. И всегда доказывал свою мысль. Павлу Петровичу приходило множество писем, на к о то ­ рые нужно было успевать о т ­ ветить. Так проходил день, а ночью он писал сказы. и потому спал совсем немного. В любой среде он всегда становился Центром вннма ния. Писатель отличался у в а ­ жительностью к людям: никогда не повышал голоса , никогда не перебивал, никому не льстил, не подлаживался под собеседника. Он всегда оставался самим собой. П. И. Бажов прожил нелегкую жизнь. В морозный день его похоронили на высоком холме, с которого был виден Урал: леса и перелески, горы и пруды — все . что он любил, что всегда было дорого его сердцу. Бажов умер , но память о нем осталась, а вме сте с ней остались и его ока зы, которые учат нас быть честными, добрыми, смелыми, учат любить с в о ю Родину Оля П А Р Ш А К О В А , 9 « в » класс. П. П. Бажов с внуками. 1 9 5 0 г, Автобиографическая повесть По программе для внеклассного чтения по литературе предполагается знакомство с повестью Павла Петровича Вожова «Зеленая к обылка» . Разговор по ней мы прнура- чиваем к бажовским дням, которые ежегодно проводятся в музее северной средней шко ­ лы. Такие уроки в 5 — 9 классах стали нашей доброй традицией. Мы работаем в тесном с о ­ дружестве с районной детской библиотекой. Зачастую она нам готовит в опр о сы для о б ­ суждения той или иной книги. Урок проводи лея с целью познакомить ребят с автобиог рафической повестью писателя, рассказывающей о .его детстве. Он помогал уяснить то, как из детей рабочих впоследствии формировались люди тв орческого труда, как воспитывались ребятишки в рабочих семьях в конце п ро ­ шлого века. Вроде несложные вопросы предлагались ребятам: « В каких условиях жили горнозаводские рабочие в то время?» «Кац герои повести понимают, что значит быть полезным членом с е м ь и ? » , «Какие приме ры друж бы ребят приводит в повести Б а ж о в ? » , «П оч ему пов есть так называется?». А вот ответить, не прочитан книги и не подумав над этими вопросами, было довольно не п росто . Повесть прочитало б о л ь ­ шинство ребят, хотя книг немного. Но те. кто с ней п о ­ знакомился, не жейеет за тра ­ ченного времени. Она читаетс я легко, как мы говорим, « в з а х л е б » . Все-таки интересно видеть известного старого по годам писателя десятилет ­ ним ребенком, почти нашим ровесником. Для нас ведь т о нее с то и т вопрос, как стать полезным членом семьи. Ведь нек о торым сейчас живется не легче. Вопрос о дружбе Т05ке в а ­ жен. Необходимы ли для нас сейчас друзья? Л может быть их можно «продавать» за что- нибудь более выгодное? Рано или поздно на эти в опросы придется отвечать, и очень хочется, чтобы, став взрослы ми, мы остались верны д р у ­ жбе детских лет. Люба ПЛАТОВА , ученица 7 « в » класса северной средней школы. Ж И В У Ч Е Е Д Е Л О М А С Т Е Р А «.. .Многословие не любил, голос негромкий, всегда незаметен он как-то оставался, а дело двигалось, и душевное тепло от него людям шло. Как огонь в д ом е— вот с чем с р а в ­ нить х оч е т с я » . — читаем мы у писательницы Анны К ара ­ ваевой. Из воспоминаний Н. Рахва- лова я полнее и глубже у з ­ нала о II. П. Бажове. Если личто кто-то не был с ним знаком, не видел его, то ф а ­ милия известна всему народу. Павел Петрович изумлял сво - их товарищей невероятной работо спо собно стью . б е с с т р а ­ шием, спокойствием и дерзо стью при расчетливом выполнении рискованных операций. И при всем том отличался необычной скромностью. В своих воспоминаниях Рах валов рассказывает о Бажове как о простом человеке, не говоря высоких слов. Павел Петрович очень любил и знал свой край. Талантливый литератор. он написал много сказов. Читая их. как бы с р а ­ зу попадаешь на место главмого героя и переживаешь за него как за с е б я . В них писатель сумел показать твор вескую силу труда, способную даже в крестьянском мастересамоучке воспитать чувство собственного достоинства и гордость. Сказы — как драгоценные камешки; сверкаю т и перели- ваются народной выдумкой, фантазией, а огранены они Бажовым с большим писатель ским мастер ством . Вот как писал о б этом Борис Полевой: « В сказах, в которые Павел Петрович вложил плоды своих раздумий и наблюдений, свои мечты, свое боль I шое сердце сове тско го человека, с в о ю чистую душу писателя . коммуниста, он будет вечно жить с нами п среди н а с» . Над каждым новым сказом Бажов трудился так. словно он был первым и последним в его жизни. Он говорил: « Ч е ­ ловек умрет, а дело его о с т а ­ н е т с я » . Павел Петрович дока, зал эти слова своим т в о р ч е с т ­ вом. Яна А Б Л Я Е В А , 9 « в » класс. Г Л А З А М И Д О Ч Е Р И Закрыта последняя страну ца прекрасной книги А Бажовой Гайдар «Глазами m ч ерн ». Чаще всего о Павле Петровиче пишут как о создателе всемирно известной книги «Малахитовая ш ка ту л к а » . Ре же встречаются биограф ич ес ­ кие рассказы. При чтении этой книги получаешь сча стл и в ую возможность увидеть то . что не дано увидеть ч еловеку с т о ­ роннему, пусть даже бл и зк о ­ му дому Бажова. Эта книга р ассказыва ет о Бажове-отце. Павел Петрович стара тся не вмешиваться в жизнь д е ­ тей, но помогать им в труд ных ситуациях он считал с в о ­ им долгом. Бажов был внимательным. добрым чутка»» помощником детей. 'Паи л Петрович никогда не давал распоряжений, указаний, р. 'ко шумел. Если ему ч то -то было нужно, он не требовт ,, а просил выполнить. Все э . о я смогла узнать из к ни г ! Мне кажется, что кажд кто прочтет эти воспоминай ч окунется в прекрасный мор жизни писателя и е г о сем,* и. Бее, взявшие ее в руки, —g останутся безразличными t величию писательской душ \ Алена Е Г О Р О В А , 9 « в » класс. * Трудный, но светлый путь После прочтения книги 3 Пермякова «Д олговекий мг.г т е р » я очень многое у з н а . ; о жизни и т в орче ств е П. Ь Бажова. Когда в рабочей сем ь е Пе, Ра Васильевича и А в г у с < . Степановны Бажовых роди, ся мальчик, его назвали п * шей. Тогда, е сте ств енн о , н кто и не подозревал, что э* родился великий мастер ело ва. Но чтобы достичь эт<п, мастерства, Павлу Б аж ову пр шлось пройти трудный, светлый жизненный путь. ' самого раннего детства Бч жова тянет к литератур Окончив школу, а затем Пермскую д у х овную семиия рию, он становится учителе* р у с с к о г о язьша и л и т е р а т у р а После нескольких лет учи тельствования юноша Паве. Бажов б е с п ов ор о тн о вступаем на революционный путь. В свя зи с трудной подпольной рв оотой ему приходится поме пять фамилию. Кем только не пришлось быть товарищи Ьахсеву „ Бажову! Суровая жизнь научила Павла Петровича многому, а п о эт ом у пос ле 20 лет учительской р а б а ты « с т а н о в и т с я журналистом. Журналистская деятель к о ст ь поглащает все его си лы. У газетчика Бажова, за пятого повседневной трудно? работой, не бы л о ни времени ни возможности для о т в л е ч е ­ ния от главного. И все же писатель Бажов в един о б о p e t ве с журналистом Бажовым одерживает нек оторые первые победы. в год с в о е г о ш е ­ стидесятилетия он выпускает е свет первую книгу «М а л а х и ­ товая шкатулка». Затем, б у ­ дучи уже членом С ою за пи сателей, он выпустил и д р у ­ гие сказы. Н есмотря на это, Павел Петрович пребывает в сомнении: писатель он или только обработчик написанн о г о / Скромность, врожденная деликатность ув одят *его в тень, а жизнь в се ставит па свои места. Оля З ВЕЗДИ Н А , 9 « в » класс.

№ 15 ( 6 9 6 3 ) ф 4 Ф Е В Р А Л Я 1992 г. « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А » 3 стр. 9 9 9 К 113-й годовщине ео дня рождения Я. Я Я уважаю его Я прочитала книгу «Наш Бажов», к о т о р у ю написала Елена Хорнн ская . Из нее я узнала, что расцвет т в о р ч е с т ­ ва писателя пришелся на г о ­ ды Великой Отечественной войны. В своих сказах Бажов обращался к историческому прошлому Урала, преемственности е го рабочих династий. Павел Петрович никогда не стремился щегольнуть знанием р у с с к о г о языка, но я вижу а ¡Бажове чрезвычайно начитанного, впитавшего в себя л у ­ чшие традиции передовой р у с ­ ской литературы человека, великолепно знавшего законы родного языка. Также я узнала, ч то т в о р ­ честву народных умельцев и с ­ тинным художникам и м аст е ­ рам п освящ ен о большинство бажовскнх с ка зов . Произведения Павла Петровича в о с н о в ­ ном основаны на фольклоре. Я уважаю П. П. Бажова как V д и к о г о труженика, к оторого г-ч сломила трудная жизнь, . »'павшая на е г о долю. До иокца дней свои х он нес в с е ­ бе негасимую веру в Белове •> и е г о тв о р ч е с к у ю красоту Наташа О В Ч А Р Ю К О В А , 9 « в » класс. Д авайте будем добрыми Чаш 5 « б » класс на уроке *% ¿неклассного чтения ходил в школьный музей П. П. Бажова Мы рассматривали там кдиги, фотографии, картины, статуэтки и другие экспонаты. Связанные с жизнью и т в о р ­ чеством Бажова и е го с ка за ­ ли Татьяна Викторовна, наш учитель литературы, многое рассказала о б уральском ска- ек ’ еле, о е го семь е , о том , как Х & * выл учителем, как стал пи- ’ Т^лем. Мы прослушали пластинку с о ска зом «С ер ебр я - к к опы тц е » , посмотрели ди- Л»»ильм. А потом пересказы- ти сказы. Каждый сказ Бажова учит Ш нибудь. Например, читая каз«Синюшкин к олод ец » , мы /беж д а ем с я . что надо быть ■ильным. А жадность, зависть глупость о с уж д а ю т с я . И давайте в се мы будем ум- ымм и добрыми, « г о р а з д ы ­ ми Да у д а л ы м и » , как Илья. Его украсит нашу жизнь и т Делает нас счастливыми. Лариса Я М А Н А Е В А , 5 « б » класс. «Т аю т к и н о зеркальце» И у р о к у внеклассного ч те ­ ния нам надо бы л о прочитать книги П. Н. Бажова. Я прочла сказы « З о л о т о й в о л о с » , «Голубая зм ей к а » , «Кошачьи уш и » , «Синюшкин колодец» и другие. Но больше всего мне понравилось «Таюткино зер кальце», действие в этом произведении происходит на У ра ­ ле Главная героиня сказа — маленькая девочка Тая. Она с о своим отцом целые дни провбдила в шахте. Отец д о ­ бывал руду, а она перебирала цветные камушки. И однажды ей попалось в руки маленькое и красивое зеркальце. О нем и написан сказ. Мне понравилась Таютка. потому пто она была добрая, красивая и всегда веселая. Когда прочитала э то т сказ, я задумалась над тем, что надо быть добрей друг к другу. И что злым и завистливым людям нет счастья. Катя КИ РЮШ ЕН К О . 5 « а » класс. Новая встреча « В с е возвращается на к ру ­ ги с в о я » , — любит повторять Галина Дмитриевна Багрова, человек, с которым почти ч е ­ тверть века назад свела меня судьба . Это она увлекла нас, тогдашних пятиклассников, идеей узнать как можно б о л ь ­ ше о знаменитом уральском сказителе П. Бажове, который когда -то учительствовал в нашем районе. Это с ней мы е з ­ дили и в Бергуль, и в Сверд ­ ловск, встречались с людьми, знавшими писателя, и записывали их рассказы. Мы были первыми в нашей школе, кто начал эту работу. Х о тя тогда еще и не представляли с ебе , каким же он будет, будущий музей. Но он создан, создан трудом множества учеников школы, которых увлекала, з а ­ жигала и направляла Галина Дмитриевна. Именно ее неистощимая энергия, страстная убежденность в нужности э т о го дела и. конечно же, т в о р ­ ческая натура, помогли с о з ­ дать и сохранить музей, э т у к рох о тн ую частицу нашей р о с ­ сийской истории, частицу ч е ­ ловеческой памяти, но едва ли «М ал ахи т овую шкатулку» я перечитываю с огромным наслаждением. Да и сам Бажов б у д т о вышел из своей зн ам е ­ нитой книги. Таким мне рисовался д е д у ­ шка Слышко, сказы к о т о р о г о о стар ом Урале бережно п е ­ редал нам мудрый волшебник- писатель. Человек чрезвычайно начитанный. впитавший в себя л у ­ чшие традиции передовой р у с ­ ской литературы, великолепно знавший ее, он сочетает в с е ­ бе подлинно народную м у д ­ р о ст ь с тонким взыскательне главную часть жизни самой Галины Дмитриевны. Потому что в нем — смы сл ее жи зни, то , что дает ей силы и энергию. Вот уже и я с т о ю у учи ­ тельского стола и ста р аю сь з а ­ жечь сердца детей лю б овью к родной литературе. II боль шой помощник мне в этом — школьный музей П. П. Бажова. Всего четыре месяца я работаю в родной школе, но уже четырежды побывали « м о и » пятиклассники в музее. Когда я вижу их заинтересованные глаза, чув ст в ую ж е ­ лание прийти сюда еще, я убеждаюсь — музей нужен, полезен. Он поможет п ров е с ­ ти классный час и у р о к зн а ­ ний, уроки истории п внеклассное чтение. В конце концов просто даст в озм ож н ость еще раз встретиться с дорогими и близкими людьми, вспомнить прошлое и помечтать о б у д у ­ щем. Теперь уже мои дети, в т о р о ­ классники, спрашивают: « М а ­ ма, а когда мы пойдем в школьный м у зей ? » И с нетер ­ пением ждут этой экскурсии. ным вкусом больш ого х у д о ж ­ ника, отлично ощ ущавш его новые времена. Сказы «Малахитовой шка тулки» объединяются в цикл, который связан общими г е р о ­ ями. В них е с т ь люди добрые, правдолюбивые, умеющ ие п о с ­ тоять за себя, и бунтари. Некоторые из них попадали во владения Хозяйки. В его с к а ­ зах рабочим жилось нелегко. И тогда сама Хозяйка вершила с у д над притеснителями народа. В сказах е с т ь чудеса, фантастика, они служ а т объ- яснением^непонятных явлений Значит, буд у т новые встречи. Спасибо, что он есть, наш маленький музей. Т. С И Х ВА Р Д . выпускница 70-х годов, учитель северной - с р е д ­ ней школы. природы, с в о й с т в полезных ископаемых, с п о с о б о в их д о ­ бычи. Действия этих явлений для людей могут быть враждебными или доброжелательными. Хозяйка Медной горы — не т ол ьк о хранительница сокровищ, но и покровительница смелы х и мужественных, творчески одаренных людей. Писатель наделяет ее необык ­ новенной внешностью. Мастер и м а с т е р ст в о — главные ге ­ рои баж ов ск и х сказов. А м у д ­ рость, талант, трудолюбие, доброта — главные их с в о й с т ­ ва ! Н . З А К И Р О В А . 9 « в » класс. В Д О М Е Б А Ж О В А В свердл ов ском Тихом переулке Перед кружением Снегов Из «Малахитовой шкатулки» Беру я ' * Строчки для стихов . Беру и тут же ■ Возвращаю И поклониться Вновь готов Большому городу II краю, Который Так любил Бажов. Такой музей Не часто встретишь, Где, прикоснувшись К чистоте, Вмиг вдохновишься И уедешь, Не забывая О мечте... И я над временем Не властен, Но сожалений Не приму... Нашел цветок Даиило-мастер, И я завидую Ему... В свердловском Тихом переулке, Остановив Порыв щагов, Из «Малахитовой шкатулки» Беру я Строчки для стихов ... И представляю, Что вручаю Лишь еП7 чье сердце Так горит, Как верный Солнечному краю — Волшебный камень — Малахит. Василий САВКИН . Писатель и его герои— едины О писателе— с любовью Г о т овя сь к конференции, я прочла книгу о II. П. Б а ж о ­ ве Ивана Николаевича Тюфя- кова. Но прежде хочу сделать отступление. Всего полтора г о . да назад я, приехав в С е в е р ­ ное, впервые узнала, что Ба жов был в наших краях в д а ­ леком 1919 году, в самый р а ­ згар гражданской войны. Давно прочитаны е го сказы, а теперь наступил новый этап познания писателя через книги о нем. Читать о замечательных людях интересно, Нельзя, да и не надо полностью пересказывать то. что ты прочел, но от каждой книги всегда остается что-то в т в о ­ ей памяти. Вот и мне запом ­ нились пристальные, умные, чуть усталые глаза писателя. Я слышу его глуховатый, т и ­ хий голос. И теперь сказы, прочитанные ранее, во сп р и ­ нимаются так, словно авто]) сам - их мне поведал. По-иному воспринимаются знакомые образы из «Малахитовой ш к а ­ ту л к и » . Без сомнения, Бажов был глубочайшим знатоком и с т о ­ рии Урала. В сказах вложены е го долгие наблюдения за жизнью рабочего люда, а еще душа и большая любовь к р о ­ дному краю. Люди чувствовали себя о к о ­ ло него бодро , радостно. В и ­ димо, его доброта и обаяние могли исцелить душевные р а ­ ны. Мне запомнилось, как, б у ­ дучи непререкаемым а в т о р и т е ­ том в Свердловской писател ь с ­ кой организации, он никого не поучал, но все доверяли его большой жизненной м у д ­ рости. Мне посчастливилось заоч ­ но познакомиться с очень до брым, скромным и талантли вым человеком. Я рада такой встрече. Прочитав однажды стихи Людмилы Татьянпчевой « У р а л » , я поняла, что э т о н о нем тоже: Живу я В глубине России, В краю озер И рудных скал. Здесь реки — сини, Горы — сини. И в синих отсветах Металл. Г1о красоте, По скрытой спле Мне не с чем Мой Урал сравнить. Иной здесь видится Россия, Суровей, с трож е , Может быть. А может, Здесь она моложе... Светлей тут Времени рубеж. Но сердце р у с с к о е — Все то же. И доброта И песни те ж! И лица те же. Что в Рязани И так же Звучны имена. Как солнце В драгоценной грани, В Урале Русь отражена. О. ЯК УП О ВА . 9 « в » класс.

RkJQdWJsaXNoZXIy