За дело Ленина, 1991, № 73

18 ИЮ Н Я 1991 г. В Т О Р Н И К № 73 (6765) О Р Г А Н С Е ВЕРНО ГО Р А Й О Н Н О Г О СОВЕТА Н А Р О Д Н Ы Х Д Е П У Т А Т О В И Р А Й К О М А КПСС ф О с н о в а н а 2 0 и ю л и 1 9 3 5 г. + ЧЫХОДИТ ПО В Т О Р Н И К А М , ЧЕ Т В Е Р Г А М И СУББОТАМ ш ш ш ш вш ш яяш ш ш ш ш ш ш ш ш яш яш ш ш ш пш ш ш яш тш яш вт ♦ l l e n a 5 кои. БУДУЩЕЕ НАЧИНАЕТ ОТСЧЁТ У район ной избирательной комиссии в ночь с 12 на 1 3 нюня был «час пик»: надо было принимать отчеты у ч а ­ ст ковых из бирательны х к о ­ миссий, пр оверять правильность о п р е д ел ен и я итогов выборов по каж д ом у и з у ч а с т ­ ков. Конечно, д ел а л о сь это не и з - з а не доверия к комиссиям, а и з - з а того, что в таком важном д е л е , как выбо ­ р у первого пр ези д ен т а Р о с ­ сии, не д о л ж н о быть неточностей , о бм ан а избир ателей . К а з а л о сь бы, чего проще вычеркнуть фамилию того кандидата, кот ором у оказы в а ­ ешь н е д о в ерие . А ведь нст- нет д а попадались спорные бю лле тен и , явно заполненные с н ар уш ени ем узак оненны х правил. — Ч ащ е всего такие, нев ер н о оф ор м л ен ны е б ю л л е т е ­ ни, оп у ск аю т в у р н у старики, — н ер е дк о о бъя сняю т н ар у ­ шения п р е д с е д а т е л и комиссий. В ер оя тн о , оп р е д ел ен н ая д ол я правды в этом ес ть. Но вот что слышалось во время приема отчетов по выборам. Если члены комиссии сами напомнят из бир а т елю как правильно проголосовать против кандидата, кот ором у не д о в ер я еш ь , то ошибок можно и з б еж а ть , и испорченных бю л л е т ен ей б у д е т меньше. Да н спешка порой явно мещает комиссиям . Вот, к п р и м ер у , и н а этот р а з первыми приехали в Северное чебаковцм. Но и вновь, как в прошлые выборы, не о б о ш ­ л ось б е з с е р ь е з н ы х з а м е ч а ­ ний. Вот п о д ъ е х а ли пред ставит ели гражданцевской участко ­ вой комиссия . А . И. Теплин- ский — п р е д с е д а т ел ь комисси и — подал списки и з б и р а ­ т е л е й , конверты с б ю л л е т е ­ нями — годными, испорченными. погашенными. — З а Рыжкова — 1 9 4 , за Ельцина — 2 7 , — соо бщ а ет он с р а з у всем . Мол, зн аю, что и н т е р е с у е т вас. В о о бщ е -т о . именно в эти ночные часы наиболее ясно проявляются симпатии и з б и ­ рател ей . И не обязательно , чтобы под оплекой гол о сов а ­ ния была агитация, пропаганд а . Н ер е дк о именно излишнее у в л е ч ен и е е ю приносит о б ­ ратный р е зу л ь т а т . Примеров, и довольно-таки с в е ж и х , н е ­ мало. В о всяком с л уч а е явл ен и е б у м е р а н г а ср а б о т ал о и на се й р аз . Достаточно ск а ­ зать, что самореклама привлекла далеко не в сех избп р а т ел ей к пр ет ен д ен т у на президентский пост В. В Жириновскому. Но ср е д и тысяч бюлле тен ей оказали сь де сятки таких , в которых вычеркнуты в с е до единой фамилии, и д а ж е кандидаты в вице-п резиденты. И э т о не только потому, что и з ­ биратель вообще был против президент ской власти в Р о с ­ сии, но и потому, что ни один и з кандидатов не со о т ве т ст во ­ вал тому и д е ал у руководите ля республики , который мысл ен н о был с о з д а н человеком во время долгих р аздум ий . А ид еалы у в сех оказали сь разными. — Сынок, — обр ащ а ет ся старушка к ч л ен у и з б и р а ­ тельной комиссии, — г д е т у т написан тот. который всех крыл? — выяснилось: речь идет о В. В. Жириновском. — А мне оставьте вот э т о ­ го , — показывает д р у г а я женщин а преклонных л е т з а ­ писочку с фамилией д е п у т а ­ та . Фамилию написала е е с о ­ се д к а . б о л е е молодая. И этот примитив в оцецке кандидатов, к сож ал ен ию , в стречается весьма и весьма часто. Фактически и з б и р а ­ тельная камлания с в е л а с ь к одноплановым с о б р а н и я м р а ­ бочих коллективов и партсо- бр ани яц . Довери вш ись на ♦ с а м о о п р е д е л е н и е » , упустили: одни важный момен т: если не дей ст ву е т один, е г о место з а й м е т др угой . Конечно, в св о ей о сн о ве каждый кандидат в п р е з и д е н ­ ты республики и зла г ал и о т ­ ст аив ал свою точку зрения преображ ен ия Р о с с и и . Но у каждого был свой п о д х о д к пути этого . п р е о б р а ж е н и я , каждый видел в м е р у св о ей фан тазии и ж и з н е н н о г о опыта отправные точки эт о г о пу т и и вехи на нем. Но при любом окончательном итоге о ст а ется главное: с 1 2 июня нам жить и решать по новым российским за конам , по Программе п р а в и т е л ь с т в а Р С Ф С Р по стабилизаци и эк о ­ номики и п е р е х о д у к рыночным отношениям , ибо эта программа принята В ер х о в ­ ным Советом Р С Ф С Р н о п ­ р е д е л я е т наше б у д у щ е е . Выборы первого п р е з и д е н ­ та Р С Ф С Р уш л и в прошлое. Давайте заботить ся о д н е завтр ашнем . А . Ш А Р А П И Н С К И И . Я СДЕЛАЛА СВОЙ ВЫБОР Впервые Р о с с и я выбирала пр езид ент а . Люди решили, кого избрать на этот высокий и ответственный пост. Кто см о ж е т справить ­ ся с экономической р а зр у х ой , о д ол еть беды, захл еснувши е р есп у бли ку ? Об этом р а зм ы ­ шлял, наверное, каждый избиратель, ид я на участок, ведь в конечном итоге с у д ь б а л ю ­ бого россиянина зависит от с удь бы и ж изни республики . Д ум аю , равнодушных было очень мало. Вот и у нас в СПТУ-91 нак ану ­ не выборов ра згор елись жаркие споры о т ­ носительно того, кто из претендентов имеет больше шан сов и возмож н остей быть л и д е ­ ром Сделала свой выбор и я: дв ен а дца то г о нюня пришла на участок с твердым у б е ж д е ­ нием голосовать за Б. Н Ельцина. Почему я от д ал а е м у предпочтение? Потому что б е з огов орочн о верю как си льном у д у х о м , принципиальному, мыслящему пол1ГТику. Он б е з сомнения вступил в е ди н о б ор с т в о со сложившейся системой, чтобы на д е л е , а не на сл о в а х улучшить положение чел овека в республике . Надеюсь, что в с л у ч а е избрания е г о пре зндентом измени тся и сос тояни е проф ессио - пильного обучения . Сейчас нам приходится очень тр удн о . На сель ск ие СИТУ мало о б ­ ращают внимания. А в е д ь мы поставляем с е л у кадры, т о есть строим б а з у , п о д б у д у ­ щее э е м л е д ен и я . Об этом говорит и тот факт, что 9 8 процентов выпускников нашего училища о ст а ет с я в районе. Так о ком, как ни о них, надо дум ать и заботиться? Но на д е л е получается иначе. Нынче, например , наша выпускная группа практически вышла на са м о о п р е д е л е н и е , что вызывает о б о сн о ван ную трев огу р о д и т ел ей , у ч а ­ щихся . А руководит ели к ол хозов и пр едприятий не подчиняются никаким законам . Д а ж е на п е ри о д практики не в о з м о ж н о стало т р у д о у с т р о и т ь учащихся . П ожалуй , только в кол х о за х имени Калинина и »Н аша Р о д и ­ на» отношение к нашим ребятам п о л о ж и ­ тельное . Раньше и в колхозе « В о с х о д * д у ­ мали о со стоянии механизаторских кадров, а т епер ь как-то забыли. Больше и с т р ож е д о л ж е н быта, спрос с руководителей за н е ­ исполнение св ои х обязанност ей . В этом вопросе я надеюсь на Б. И. Ельцина, д у м а ю , он может наладить дисци пли ­ ну па производстве, укрепить связи меж ду предприятиями, учебными за в ед ени ям и и вообще ст абилизировать обстановку. А он а во многом зависит от социальной сф е р ы людей . Опять ж е . вернусь к Нашему у ч и л и ­ щу. Снабжение — никуда не го дн о е . Если учащиеся школы хотя бы кое что и з д е ф и ­ цитной о д еж ды и обуви получают, то наши только фор м у и обувь, которые н уж н о н о ­ сить три года! Конечно, я понимаю, что решить с р а з у все накопившиеся проблемы нелегко, но у Б. Н. Ельцина ес ть горячее ж ел а н и е о с у ществнть перем ены , а это немало, вот п о ­ эт ом у я го лосовала з а него Н. Я Р О В А Я , преподаватель С П Т У -9 1 . На снимке: И. Ф. Яровая . Фото С. Ф е доров а . Позаботьтесь об армии Я е щ е не зн аю , кто будет избран первым президентом России: ведь в ден ь выборов трудно пр ед у га д а ть общие итоги. Но, т е м не м енее, хо- ,чу высказать св о е мат еринс к о е п о ж е л а н и е лю бом у нз нынешних канди датов на этот высокий пост. П р е ж д е всего меня, мать сы на-с олдата, беспокоит с у д ь ­ ба нашей армии. Мой Валера попал в не х орош ие части, где есть р а н е е с у д и м ы е , наркоманы. С л уж и т в Таллине, в Прибалтике. И это ещ е б о л ь ­ ше тр ев ож ит меня. Письма от сына приходят, правда, нс очень часто. В них он пишет, что сл у ж б а идет нормально. Но столько слышать и читать приходится о неблаг опол учии в армии! Конечно, не во всей, но подо бны е той части, в которой с л у ж и т мой сын, все ж е ещ е ес ть. Вот поэ том у я хочу, чтобы избранный нами п р е з и ­ ден т — руководит ель Росс и и, обратил внимание на ар ­ мию и полож ение в ней. У ж е идет второй год. как ст ал сол д а т ом мой сын. Есть от него фот ографии. В и ж у , что пл ечист ее с т ал . воаму ж а л , а вот лицом вроде бы и п о х у д е л . Он любит т е хн и к у , как отец, ветеран -тракторист . В ер оя тн о , вернет ся дом ой и о с т а н е т ся в к о л х о з е . Но. в о з ­ м ож н о , пойдет вновь учить с я в куйбышевский техникум: в ед ь д о сл у ж бы в армии он учи-Ч'я на от д е л е н и и м е х а ­ низации се л ь ск о г о х о зяй ств а Г. Г А Н И Ч , с. Останкина . З ак ончи ла сь посевная, и у м е х ан и за т ор о в п е р е д с е н о к о ­ сом появ ил ось несколько с в о ­ б одных н е д ел ь , в течение которых п р е д с т о и т подготовить всю н е о б х о д и м у ю технику. В пе р в ую о ч е р е д ь потребуются косилки и прес с-подборщики. Но ' р а з у ж е ремонт за с т о п о ­ рился и з - з а нехватки зап ча ­ ст ей! - Не хв атает ножей, шатунов, ремн ей , да и сами пресс-п одборщики — т ож е о ст ро д еф и ци тны . Пока на район по ф он дам их в ы д ел ено только два. да и те не д о ­ ст авл ены Так что нынче мех ани зат орам придется расчи ­ тывать на 'свою см екалку и ин ди к а ти ву , в е д ь с е н о к о с . несмотря на все не увязки, д о л ж е н пройти ор г ан и зов ан ­ но. * Полеводам п р ед ст ои т з а г о ­ тавливать с е н о на е с т е с т в е н ­ ных угодьях, у би р а ть мн ого ­ летние и о дн оле тни е , так что к горячем у времени вся т е х ­ ника о б я з а н а стоять на л и ­ нейке готовности. Нынче ©ни планируют бол ьш е п р ои зв ести с е н а ж а , так как высоко оценили питательные качества этого корма. О днолетними они у ж е з а с ея ли 5 1 4 4 гектара площад ей и з т а н а 6 3 0 0 гектаров. Посев вели по срокам, чтобы мож но • было * косить летом и на подкормку животным, и на с е н а ж . А вот гранулы нынче готовить почти все кол хозы отказываются. Д о р о г о обходи тся их п р о и з ­ водство . Как говорится, ов^ чинка выделки не ст оит , к тому ж е о б о р у д о в а н и е на А В М пои зн оси лось, а з а м е ­ нять е г о нечем: запчастей нет. Пока только кол хозы «Наша Р о д и н а * и «Память Л енина* планируют готовить в итаминные гранулы. П отребуют ся техника и на за г о т о в к у си л о с а . Нынче х о ­ зяйства несколько сократили посев под солнечн ик а , заменив ег о к у к у р у з о й . ’ Но в общ ем площади не ум еньшились. А первой к у к о с у по д ойд е т рожь* дост аточно хороню пере зим овавш ая. В прошлые годы списанию п о д леж ал о до тысячи гектаров, а нынче — только 1 4 0 . Но в общем , пока травы не 'сулят богатый урожай: д о ж д и не балуют. Полеводы возлагают надежды на заливные луга. О. Ф ИЛ ИППО ВА . С Е Н О К О С НЕ З А Г О Р А М И

2 т ю з и г / Х 1 1 х х я х х а х & 7 2 7 2 т з а с с с а х а «ЗА Д Е Л О Л Е Н И Н А » № 73 (б7в;») ^ 18 июня 1991 года < 9 г ^ ^ Ш К О Л А . С Е М Ь Я . Д Е Т И ■ >% Уважаемые читатели! Мы предложили новую тематическую полосу о школьной ж и з ­ ни. о взаимоотношениях ученика и учителя, о контактах с родителями и общественностью. Ее предварительное название хотя и говорит само за с е б я , но оригинальностью н е отличается. Поэтому оставляем з а вамп право дать ваш вариант наз вания «газеты в г а з е т е » . Пишите нам, звоните (при этом не забывайте назвать св о е имя). Сам ое интер е с н о е , емкое название и ост анет ся за пол осой . Это и бу дет , на наш взгляд, самым приятным подарком для победителя этого мал енького конкурса. В о зм ож н о , публикация целевой школьной полосы в июне, когда закончились учебные занятия и выпускные экзамены, вызовет у некоторых недоумение — не время. Но* по мнению учителей, с кем д о в ел о сь об этом поговорить. — директоров се верн ой и бназинской ср едних школ Н. В. Виноградовой и В. Ю. Ушаковой, а также за в ед ую щ ей отд е л о м нар о дн о го обр азовани я Т. М, К оновал о в о й — время выхода юосакого значения не имеет. Так как работа в школах не прекращае тся круглый год. Наша задача — это не только освещ ение школьной жизни , событий. Главная цель — привлечение к школьным проблемам внимания общественности, вовлечение в полемику на самые злободневные* животреп ещущие , а также старые, как мир. «вечные» темы не только учителей , но и родителей, и самих учащихся. Итак, основной материал нашего первого выпуска — «Поговорим о нашем такте» подготовленный' завучем! с е в е р н о й ср едн ей школы Г. Ф. Кемслевой. Желающих приглашаем высказаться на за дан ную тему, продолжить е е , поделиться опытом. Поговорим о нашем такте Такт — слово латинское, озн ача ет — прикосновение, чувство меры, умение д е р ­ жать се бя подобающим о б р а ­ з ом . Педагогический такт — это проф ессион альное умение учи тел я , его общая высокая кул ьтура, уважение учащих ся , искренняя близость с ними. Бестактность типична для т е х учителей , что оказались в школе случайными людьми, и для т е х , которые нс умеют владеть своим нас тр о ­ ен ием , не выработали при вычку к торможению. Отсюда вспыльчивость, ведущая к н е ­ обдуманным действиям или чрезмерная близость , п е р е х о ­ дящ ая в панибратство. Необдуманность дей стви й учителя порождает конфликты с учащимися. Н а б л ю д е ­ ния показывают, что и опытный учитель проявляет н е ­ тактичность в порыве р а з д р а ­ ж ения . Дети чутки к н а с тр о е ­ нию учителя. Не редко на брошенное: «Садись, ничего не зн а еш ь» , начинают волно ­ ваться, не решаются поднимать руку , у них появляетс- ся неуверенность в св оих з н а ­ ниях. Педагогический такт — ка ­ честв о не врожденное , оно приобретается в пр оц есс е деят ельности . В младших классах п р ео б ­ лад ают простые формы о б ­ щения педагога с детьми. П е ­ д а г о г должен с первых дней стремиться пробуждать в д е ­ тя х чувство ответственности. Дети должны усвоить и с ­ тинное значение слов « з д р а в ­ ствуйте»!* «прости», « п о ж а ­ л уй с т а » «спасибо». Усвоив эти слова, ученик познал первую ступень нравственности. В работе с подростками тр е б у е т ся исключительная тактичность. Для них характерн о обостроенное чувство сам олю бия , немотивирован* ное упрямство. Учительница с ра здр аж ени ем говорит с е ­ микласснику: «Н е поднимай руку!» На что может у сл ы ­ шать ответ: « А что, мне п о д ­ нять ногу?» Грубый нажим учителя вызвал н е ж ел а т ел ь ­ ную реакцию. Для примера хочется ск азать о Г. 3 . С т епановой. Она всегда спокойна, уравновешенна, как на уроках, так и во внеурочное время. В работе со с т а рш ек л а с с ­ никами важна сд е рж а н н о с т ь и твердость. В ст арш их кл асс а х иной р а з п о л е зн о и не заметить нарушителя, чтобы избежать конфликта. В этом в озрасте у юношей и д е в у ­ шек обостряет ся реакция на всякого рода за м ечан ия . Бестактность с о ст ороны уч и ­ теля ведет к открытому протесту учащихся . Увлеченно вести диалог с о с т арш ек л а с ­ сниками можно поучиться у В. Н. Исаковой, С. А. П ер м я ­ ковой. Педагогический такт — это Искренность в отн ош ении с детьми. Дети прощают д а ж е придирчивость учителя , если она идет из благих н ам ер е ­ ний. Бесстрастность учителя , как и излишняя экспансивность, не с о з д аю т рабочей обстановки на ур ок е , не р а с ­ полагают детей к учителю. Таким о б р а з о м только сд ержанност ь учи теля , ритмичный темп урока, чел овече ское тепло и ув ажени е личности ребенка сп о с о б с т в у ­ ют установлению делового контакта. Тактичный учитель проявляет осторожность в оценке действий коллектива старших классов. Учащиеся высоко ценят такого учителя. Способность учителя св ести шалость к шутке, его сам о о бла д ан ие и выдержка исключают конфликты с учащимися. Приведу пример и з жизни школы. В классе стреляют пистонами. «Отчаянные* п о д ­ ложили за р я д под ножки учи ­ тельского ст ула . З аш л а учительница. В с е напряженно ждут . Она гр у зн о опускается на стул, р а з д а е т ся щелчок, д е т и застыли в ожидании . Можно было остановить урок, искать виновника, но уч и ­ тельница спокойно р езю мир у ­ ет: «Этого мне мало, у ж е с ­ ли бы с тон н у з а р я д . . .» Учащиеся были благодарны уч и ­ телю за сп окойствие и невозмутимый в и д . ' Урок прод олж ал ся . Исключительной тактичности от педагога т р е б у е т применение наказаний и поощ рений в школе. З д е с ь не нужна поспешность . Наказывая провинившегося ученика, подобает дел ать это в корректной ф орм е , б е з упреков, н а см ешек, прозвищ, оскорблений , мелочных придирок. Поощряя ж е , учитель стремится пробудить в школьнике жел ание быть лучшим и, в то ж е время, остаться скромным. В применении наказания и поощрения нель зя допускать двух крайностей: зл о упо т ре б ­ лять взысканиями и систематически отмечать одного и того же ученика не зам ечая роста общественной активности др уги х. , Особое внимание педагоги должны у д ел я ть общению с родителями. Надо добиваться союзничества с родителями. Нужно сказать , что со б л ю ­ дать этикет, такт — важно. Но человек — не робот, и каждый из нас имет свой характер, свои эмоции. Так п должно быть, б е з индивиду альных качеств человек меркнет. Но нужно помнить, что бурные эм оции (р а зд р а ж и ­ тельность. ВСПЫЛЙЧ1ГВ0СТЬ) превращаются в дурные привычки. Н еобходимо помнить, что «взвинченность» одного человека пагубно д ействует на настроение, работосп особность коллектива, в сех окруж аю ­ щих. По эмоциональной ку ­ льтуре мы с у ди м о воспитании человека. Необходимые эл ементарные правила культуры общения, хорошего тона — ср ед с тв о против х ам ­ ства, способ борьбы з а порядочность. Г. КЕМЕЛЕВА . завуч Северной ср едн ей школы. Всегда в поиске Как научить ребенка? Как построить урок так, чтобы все 4 5 минут он активно уча ­ ствовал в познавательной д е я ­ тельности? Эти вопросы стоят постоянно п е р е д каждым учи тел ем . И многим учи т елям северн ой ср едней школы у д а е т ся иайти на них о т ­ вет. Одной из них является Т. В. Никитина — учитель химии. Тамара Владимировна постоянно ищет и находит т а ­ кие формы, которые сп о со б ст ­ вуют лучш ем у усвоению м а ­ териала. Каждый урок она ст а р а е т ся разн ообразить , в н е ­ сти какие-то новые элементы. Характерны в старших класс а х уроки-лекции , с е м и н а р ­ ские занятия , обобщающие уроки. Часто применяется групповая работа учащихся на уроках. В конце учебного года Т а ­ мара Владимировна начала пробовать словесно-логический метод работы на уроках . Суть е г о в том, что учитель д о л ж е н в учебном п р оц есс е о св о б ож д а ть память, чтобы з а ­ действовать мышление школьников. Этот способ повышает произв одительность учебн ого процесса, упрощает контроль з а учащимися . Ученик сам , б е з помощи учи тел я , опр ед е ляет уровень с в о и х зн аний. Для этог о при под готовке д о ­ машнего задания учащ иеся составляют по плану вопросы- с уж д е н и я . на которые потом отвечают на ур оках . Контро лнрует ответы в каждой группе консультант. Еще трудно с к а з а т ь об эффек ти вности этог о метода . Ж но д а ж е несколько уроков, проведенных с ребятам и по д ан н ом у м е то д у , говорят о положительных р е з у л ь т а т а х . Тамара Владимировна своими результатами пос тоянно д е - лится не только с учителями школы, но и района. С это!': целью она постоянно д а е т открытые уроки , выступает на педчтениях, пе д со в ет а х . Не случайно по р езул ьт атам аттестации 1 9 8 8 года ей пр и ­ своен о звание «Старший учи ­ тель » . А. БАЛАШОВА, завуч школы. На снимке: Т. В. Никитина Фото С. Ф ед оро в а . Народная мудрость Три женщины брали воду в колодце. К ним подошли сы повья. Одни поцеловал свою мать и побежал, напевая, д а л ь ­ ше. Второй спросил: «Ты не уст ала ? » — и стал догон ять т о ­ варища. Третий молча взял ведра и понес их в дом . — Скажи, мудрец. — сп росили матери, — чей сын самый красивый? О, женщины, з д е с ь был только один сын — ответил мудрец. Плюсы и минусы обучения детей с шести лет Обучение дет ей с шестн- летн его возраста в о б р а з о в а ­ тельной практике с ущ ест ву е т не первый год. И все-таки, когда приходит время отправлять своего ребенка в первый класс , многих родителей о д о ­ левают сомнения: справится ли их ребенок со школьной программой, не погулять ли е м у ещ е годик, или же, не зная способностей и в о зм ож ­ ностей его на данный момент, ст ремятся отправить в школу в шесть лет , лишь бы «не о т ­ стал о т др уги х» . Учитывая желания р о ди ­ т елей , по предварительно оформленным заявлениям с просьбой принять на о б у ч е ­ ние ребенка с семнлетнего возраста , школа может о р г а ­ низовать обучение д ет ей с с е ­ ми лет по программе шестилеток. Но предварительно предлагаем родит елям , ещ е не принявшим решения, о з н а ­ комиться с мнением учи телей по поводу обучения д е т ей с шести лет. В, И. Виноградов: — Четырехлетняя программа для дет ей Ниестишетнего волра-/ ста гораздо легче . Если с е м и ­ летки изучают а з б у к у 3 — 5 месяцев, то шестилетки почти 8 месяцев. По математике прорабатывается программа, доводится почти д о автоматизма, счет в п р е д е л а х 2 0 . семилетки же изучают счет в пред елах 1 0 0 . Весь материал дается в занимательн ой форме, что так ж е немало ­ важно для усвоения материала Однако, не все дети могут усвоить и эту прогр амму. У некоторых шестилетиях дет ей развитие отстает от роста, та ­ кие дети должны «посидеть» ещ е дома. Ч е р е з год, как правило, все приходит в норму, и они могут идти в школу. Для части д е т е й данная программа является очень л е г ­ кой, они «схватывают на л е ­ т у » , им быстр о ®се надоедает , они устают от бесконечных повторений того, что они уж е хорошо знают. Некоторые выводы: о б у ч е ­ ние нужно вести д еф ф ерен - цированно. Ж ел а т ел ь н о с д е ­ лать классы выравнивания и набирать д е т ей в класса по их развитию на данный момент. Нужно открыть в школе класс семилет ок и обучать их по шестилетней программе. Это св я зан но с т е м , что в 1-й класс семилет ок обычно приходят так называемые «домашние» д ети . И не все они бывают готовы с р а з у оку ­ нуться в школьную жизнь. С. В. Баталова: Букварный период длится , б е з всякой спешки до 15 апр е л я . . . На из учен ие каждой новой буквы да е т ся 3 — 4 урока и дети хорошо з ап оми ­ нают буквы. В р езул ьт а т е шестилетки, д а ж е самы е сл а ­ бые, — читают. А математика? Почти весь год д ет и шестилетнего в о з ­ р аста изучают состав числа 1 0 и только в IV четверти н у ­ мерация чисел доходит д о 2 0 . Тогда как у семилеток на с о ­ став числа 10 отводится всего тольк о 3 — 4 месяца. Д е ­ тей шестнлетпего возраста не надо п о д ра з д ел ят ь на «о т ­ личников». «хорошистов», «троечников». Это важно для них. В е д ь ребен ок шести лет очень эмоционален, е м у д о ­ статочно похвалы учителя. У меня второй класс. Д е ­ тям намного 'легче учиться , так как и во втором к л а с с е программа т о ж е растянута Она д а е т в озм ож н ость с л а ­ бым учащ ем ся усвоить д а н ­ ный материал. У. П. Гридина: — Очень осн оват ельн о и з у ­ чается состав чисел: 2 — 10, — 18, — основа основ математики начальных кл ассов. Д а ж е самый слабый ре бенок за 9 месяцев з ап ом и н а ­ ет состав чисел. Печатные те тр ади по письм у и математике сп о с о б с т ­ вуют выработке каллиграфически правильного написания цифр букв, учат б е з о т р ы в н о ­ му письму. Хорошо иллюстриров анные учебники, те тр ади не у т о м л я ­ ют ребят, помогают учителю проводить ур оки в игровой ф орм е , интере сно и многое успевать з а 3 5 минут.

№ 73 (6765) «ЗА Д Е Л О Л Е Н И Н А * • j u í i L í U í z r a j m z a z z í z z z z ^ 18 июня 1991 года ф • 3 В « А Г Р О П Р О М Т Р А Н С Е * Присвоено первое место П ер ед посевной нап р яж ен ­ но работала бригад а б е н з о в о ­ зов и з « А гр ои р ом тр ан с а » руководит которой В Н. К о - . стецкнй. Еж е дн е в н о ходили шоферы в рейсы , о б е с п еч и - \ кая не Только б есп ер еб ой н ую .работу автопарка на пред- ; п р и я т и я х н в к ол х о з а х , но и ' ^Создавая не обходимый зап ас 1 топлива к г ор ячей ст р а д е . ПрншЬось в одит елям пр едприятия и д о ст а вл я ть горючее и на пожары, которых нынче в район е было немало. В р е з у л ь т а т е д о б р о с о в е с т ­ ной работы б р и г а д е В. Н. Костецкого было присвоено первое м е с т о с вручением премии — 1 0 0 р у б л е й . Немалый в к л а д влож или шоферы эт о г о коллектива в том, чтобы предприяти е успешно сп рав л ял ось с намеченными заданиями. С начала года валовой д о х о д выполнен на 112 процентов. с . Се м е н о в а. Испытываем тр у дн о с т и В у сл о в и я х новых э к оно ­ мических отношений нелегко приходится «Агропром тран- 3 (» . Его роль в ж изни на- ег о района т р у д н о п е р е о ц е ­ нить, но коллективу пр и х о ­ дится порой «к р у ти ть ся » , что бы г р у з с в о ев р ем е н н о поставлялся в ор гани зац ии и колхозы. Первая и о сновная причина того, что предприятие не у сп ев а е т справиться с о всеми заявками на у с л у г и авто- транспор та , — э т о острая нехватка автомобилей. На наших, д а л ек о ие л у ч ­ ших д о р о г а х , машины быстро изнашиваются, выходят из строя , и с л у ж а т только бла- годаря уси ли я м водителей, * имеющих солидный ш о ф ер ­ ский опыт и с г а ж . А поп ол ­ нение автопарка случает ся крайне р едк о . Например, нынче с начала года в «Агро п р ом тр анс» п о с туп ил а всего одна машина. Это настолько мало, что не стоит говорить. На данный момент их надо, как минимум, 1 5 . И вообще если п р о сл е д и т ь с о с т оя н и е автопарка за годы с у щ е с т в о ­ вания ор гани зац ии , т о можно увидеть: число автомашин сок ратилось р а з а в два . И только бл а го д ар я повышению ст оимости у с л у г , гр у з о п ер ев о ­ зок, предприяти е р аботает и живет, выводя на линию все го 6 4 автомашины. Большая б е д а с нехваткой колес и акк ум ул я тор ов , которые бук в ал ьн о приходится ф ы с к и в а т ь , а в е д у простой наших машин — э т о потеря для района. Автом обили н у ­ жны в к о л х о з а х , гд е их ждут во время у б ор к и , тр е б у е т ся транспорт и на д о р о г а х . С ей ­ час, например. «Агропром- транс* пом огае т ст роить чу ващнискую и куйбышевскую дороги , вывозит щ е б ен ь в ДРСУч . На этом участ ке I осн овном задействованы боль ш е гр узны е К а м А З ы . Есть на пр ед приятии др у гие тр удн ости . Одна и з них — ст рои т ел ь ств о гаража Стены этого здан ия были поставлены д ав но , а когда при шла пора крьгть кровлю, то снова вышла неувязка: ннгдв не могли д о ст а ть шифер Прншдось ид ти , как т еперь говорится, на б ар терны е сдел 1Щ. В о б м е н на л ес органнза ция пол учила кровлю. С у д о р о ж а н и е м ж и зн и не обх о дим о было подумать и с людях, их защ и т е от надвигающихся экономических тр у дн о с т е й . П оэтом у р азрабо таны условия для повышения зарплаты . Это б у д е т сд елано з а сч е т у в еличения тарифов С 1 июля они повышены к 5 0 процентов. , Э . М А Р Ч Е Н К О , гл. экономист. Этот снимок с д е л а н нынешней весной на А л тае . По п р е д ­ варительным подсчетам новый сорт пшеницы «Алтайская нива» д о л ж е н дать не м е н е е 5 0 центнеров зе рн а с гектара. Правда, выращен ур о ж а й пока на небольшом участке в теплиц е науч но -и сслед овательск ого института з е м л е д е л и я и с е ­ лекции сельск охозяйственных культур. Новый сорт тв ердой пшеницы обл адает великолепными хлебопекарными свойствами, мука м ож е т быть использована для изго товления высокосортных макарон. И хотя «Алтайская ннва» у ж е внедряет ся в производство, работа над улучшением сорта п р одолж ается . Т еп ер ь е е ведут сотрудники созданн ой не д а в н о лаборатории генетики и би о ­ технол огии растений. Своей з а д а ч ей они ставят о б огащ ени е насле дствен нос ти культурных видов пшеницы ге нами ди ких видов. З а счет этого повысится устойчивость сортов к не бла ­ гоприятным климатическим у словиям Сибири, растения с т а ­ нут устойчивыми к б о л е зн я м , Есть надежда, что их не прид е т ся обрабатывать ядохимикатами. На снимке: зав ед ую щ ая л аборат ори ей гннетики и б и о т е х ­ нологии растений В. Ф. К озловская проводит работу с новым сортом пшеницы. Фото В. Садчнкова (Фотохроник а ТА С С ) Услуги для колхозов На пастбища выведены все гурты « Arpón р о м э н ер г о » к — о р ­ ганизация. б е з у с л у г которой к ол х о з а м оч ен ь т р у д н о с у щ е ­ ствовать. Они у б е д и л и сь в этом на со бственном опыте, когда с п ере ход ом на с а м о ­ фи нан си ровани е, некот оры е и з ннх решили обойтись св ои ­ ми си лами. Но потом поня ­ ли, что дв е осн овные причины, — нехватка сп ец иалис- тов -эл ек тр ом он тер ов и о т с у т ­ стви е источника сн а бж ени я эл ек тр о о б ору д о в ан и ем , — п о ­ ставят к ол хозн ое п р ои зв о д ст ­ во на грань остановки , так как се й ч а с все оно п о л ь з у е т ­ ся электр оэнер ги ей . Значит , з а обор удован ием нужен св оевременный у х о д , т р е б у е т ­ ся ремон т. Хороший сп ец иалист -эл ек ­ трик из б а вл я ет хозяйство от массы проблем. Например , в к о л х о з е имени Калинина с 1 9 7 9 года тр удится Ф. И. Ж ел д ак ов , ответственный д о ­ бросовестный человек . Он прекрасно зн а е т свое х о з я й с т ­ во, сл е д и т з а тем , чтобы все о б ор у д ов ан и е д ей ствов ало б ез о т к а з н о . З а годы работы Ф е д о р Иванович нс р а з п о ощ ­ р ялся руководст вом « А гр о - пр ом эн ер г о » . С основания организации работает з д е с ь Н. С. Крюковский. В д в о е м с В. К. Пуш ­ киным вы езжае т он на о б ъ ­ екты. Неисправности монтеры устраняют быстро, о б о р у д о ­ вание монтируют кач ествен ­ но. Специалисты выполнили о б ъ е м работ на шесть тысяч р у блей . В токарном ц е х е кол ­ х о з а «П уть к к ом м ун изм у» они смонтировали э л е к т р о ­ о б о р у д о в а н и е , в ж и в о тн о во д ­ ческом помещ ении о тр ем о н т и ­ ровали си стем у . А се й ч а с п ере брали сь в л е с п р о м х о з , где не о б х о дим о установить о б ор у д ов ан и е на пилораме. Благодаря таким людям, предприятие см огло с начала года выполнить о б ъ е м работ на 1 4 9 процентов. И это н е ­ см отря на то, что о с т р о не хватает многого о б о р у д о в а ­ ния, в частности, п ускат ел ей . В се это п р ои зв одил ось в р е с ­ публиках, св я зи с которыми сейча с оборвались. Однако надо искать выход и з поло ­ жения . У с е б я на произвол* ст ве мы пытаемся нал аж и ­ вать перемотку дв игат ел ей , но случаются простои по той ж е причине. В прошлом го д у , с п е р е х о ­ д о м д а х о з р а сч е т н ы е о т н о ­ шения мы получили н е б ол ь ­ шую прибыль :— д в е тысячи р у б л е й , а нынче только з а первый квартал она со ставила 19 тысяч рублей . Хорошим с т им улом для такого скачка послуж и ло то, что мы начали интенсивнее заним аться у с ­ т а н о в к о й плит для обогр ев а. Доставляем и х нз В ен гер ов ского . Куйбышевского райо нов. Колхозы о х отн о п о л ь з у ­ ются этим видом у с л у г . Таким о б р а з о м , по п р е д в а ­ рительным под счет ам при быль за нынешний г о д д о л ­ ж на составить 3 3 3 ты сячи рублей . Особенно большой о б ъ ем работ п р ед ст ои т выполнить осенью, в с е н т я б р е - д е ­ к а б р е , к о г д а б у ­ д у т под готовлены к с д а ч е пр оизводственны е по ­ мещения. Не сидят наши спе циалнеты б е з дола и л ет ом . А вот ‘во втором квартале у нас затишье. Гурты в это время выводят на пастбища, помещения е щ е н е готовы для монтажа и ремонта э л е к ­ тр о о б ор у д о ван и я . Но обычно весь запланированный о бъ ем работ пред приятие выполняет. Е. СИМОНОВА , гл. б у х гал т ер . Опустели формы колхоза «VII с ъ е з д С оветов* . Дойные гурты и молодняк п е р е в е д е ­ ны на пастбища. — Нынче мы несколько за д е рж ал и с ь с выводом ск о ­ та, — говорит главный з о о ­ техник хозяйства В. Е. Капо- рнков, — Трава была плохая, так что л учш е было кормить скот в пом ещ ениях , хо ­ тя ф у р а ж а у нас маловато. Сейчас д а ем по п р еж н ем у , зимн ем у , рациону , но скоро б у д ем ег о сокращать. А вообще, весь дойный гурт разбили на три ст а д а . О дно и з них б у ­ д ем пасти в урочищ е Макаровна, второе — в угодьях бывшей д ер ев н и Украинка, третье — к и л ом етрах в шести от Останннкн. Надои в х о зяй ств е д е р ж а ­ лись стабильными всю зи мов ­ ку несмотря на то, что кормами х о з я й с т в о не особенно богат о, по ср авнен ию с д р у ­ гими кол х о зам и сена и си ло ­ са заготавливают меньше. Однако з д е с ь есть хорошее правило, кот орое для животноводов д а в н о стало законом: доить коров по три р аза весь стойловый п е ри о д . Не от с т у ­ пают от него никогда, по э т о ­ му и зимой е с т ь молоко, не бедс твуют с обр а т ом для т е ­ лят. Но ко гда выгоняют гурт на выпаса, с р а з у зам етно сн и ж ен и е пр одуктивности коров. Не у д а л о с ь и збеж ать этого и нынче. — Первые дн и были т р у д ­ ными, — говорит Владимир Ефимович, — хотя на стоянках был порядок с о б о р у д о ­ ванием. Но се й ч а с мы у ж е восстановили пр ежнюю про дуктивность, и в ден ь имеем но 4 0 центнеров молока. Прибавка к ур о вн ю стойлового периода с о с т а в ля ет 6 0 килограммов. Д у м а ю , т еперь д о л ­ жны не сн изить пр ои зв о д ство, хотя бы д о появления гнуса. В переди по надоям — з в е ­ но О. Е. Коржовой. Это уст о ­ явшийся. ср аботавшийся коллектив, о хор ош и х д е л а х коУ ж и лш ц н о к о м м у н а л ь н о й * сл уж бы круглый год х в а т а ет е работы. З д е с ь не бывает се-л зона , который бы можно б ы - £ ло назвать тихим. На к а ж -м дом участке т р е б у е т с я внима " ние и своевременный ремонт. Но о с о б а я з а б о т а н уж н а котельным, о т к у д а б е р е т начало вся си с т е м а от опления села . А в с у р о в ы е си бир ск ие зимы это м о ж н о приравнять к ж и зн ен н о важным вопросам. Поэтому с начала лета в Г1ПЖКХ был разработан план ремонта котельных у с ­ тановок. Начали ег о с ремон та ц е н ­ тральной к е гел ьн ой , р а з о б р а ­ ли две печи, опр ед елили о б ъ ­ ем восст ановительны х работ, к которым приступ или опытные сп ециалисты И. А . Иванов, Г. И. Галеев , В. Г1. Тас- каев, В. Д. Большаков. Им пред стои т выполнить ответственную часть ремонта: у с т а ­ новить о б о р у д о в ан и е , п од го ­ товить ег о к эксплуатации. Моторы у ж е проверены, отрегулированы. После окончаторого у ж е из в е с тн о в р а й ­ он е . А вот второе зв ен о 11 II. К рам ской, поьа в стадии с т а ­ новления. З д е с ь и с кадрами д о л г о е время не все л а д и ­ л о сь , и с под б ором коров. Сейчас , в род е , коллектив укомплек тован , налаживается о р г ан и зац и я т р у д а , и надои начали повышаться. Вполне в о зм о ж н о , что в ск ором в р е ­ мени ж ивотноводы этого з в е ­ на в стан у т на один уровень с о зв е н о м О. Е. Коржов ой. Что ж , тем л учш е для х о ­ зя йства кот орое видит п е р ­ сп ек ти в у св о е г о с ущ е с т в о в а ­ ния в увеличен ии пр ои зв одства продукции. Д ум а ю т з д е с ь и о б у д ущ е м Именно поэ том у еж е г о д н о готовят дл я пополнения с т ада по дв е группы н е тел ей . Стараются не передавать их дояркам по разным группам, а выхаживают отдельно . Т о ­ гда, в конечном сче т е , из б о л ь ­ шей части не тел ей получаютс я хорошие коровы, и гурты процентов на 2 7 обновляются . Нынче к пополнению стада животноводы готовят 1 2 0 не тел ей , которые сейча с н аходят ся на пастбищах в м е ­ ст е с бычками. На отгонные выпаса п е р е ­ ведены и 2 6 3 головы м ол о д ­ няка. З д е с ь пастухами р а б о ­ тают Н. Е. Калориков с с ы ­ ном Вик тором и Анатолий Кропотов с сыном В ладими ­ ром. Пер егнав молодняк, они принялись з а дело: н а л а ж и ­ вают быт, организацию т р у ­ д а . Л е т о м привесы в их труп не не сн и з я т ся . А второй, большой гурт, молодняка, н а ­ ходится в Н а д еж ди н к е , гд е собр аны животные в озрастом д о года. Их 2 8 5 голов, а выращивают телят Михаил Морозов . П. Е. Лоскутов, А . И. Д р е б ен ц о в , А . М. Данилов. — В с е животноводы опр е делены на конкретные у ч а с т ­ ки, — подытоживает В. Е. Капорнков, — заняты своим д ел о м . И пришла пора о с ­ мотреть пом ещ ения. О. Ф Е Д О Р О В А . ния эт и х работ планируется принять в эксплуатацию н о ­ вую котельную, здан ие для которой было по строено д а в ­ но, а нынче установлено о б о ­ р удован ие . В с е п р ои зв о д с т ­ венные п р оц ессы з д е с ь б у д у т почти полностью м е х а н и зи р о ­ ваны. Д о сдач и объекта ос та лось выполнить работы но бл а го у строй ств у . В бл и ж а йш е е время п р е д ­ приятие предполагает при сту ­ пить к р ем о н т у второй котельной, гд е также н е о б х о д и ­ мо уст ранить течи в си с т е м е , зам ен и ть изношенные дет али . На летний период в ППЖ К Х с о з д аны две ром группы. Дел для них н ай дется много: надо строить т р о ­ туар от начальной школы до улицы Пушкина. Асфальтный за в о д о б ещ а л для этих ц е л е й е ж е д н е в н о давать по одной — д в е м аш и н у а сф аль та . Кром е того, н уж н о р ем о н т и ­ ровать жилой ф о н д по у л и ­ цам Л о м он о с о в а . Бажова . Л е ­ нина, Красная . О. САМ УШ К И Н А . Напряжённый с е з о н По у к а з у императрицы По у к а з у императрицы Екат ерины В тор ой в с е л е Починки Н иж ег оро д ской гу бернии был п о с тр о ен племенной конный з а ­ вод дл я выращивания т я ж ел о во з о в . С т е х пор завод является одним и з в е д ущ и х в стране но производству , тя ж ел о в о з о в . Одних только чисто племенных голов з д е с ь 4 3 0 , 6 0 — спортивных. В конноспортивной с е к ­ ции нет отбоя от мальчишек и девчонок; круглый год проводятся тренировки. В р аспоряжении нае здн ик ов Крытый т е п ­ лый манеж . В »обязанности р ебя т в ходят не только тренировки, но з а б о т а о животных, у х о д за ннми. На с н и м и : учащ иеся Починков ск ой ср е д н е й школы Марина Ж уков а у х а ж и в а е т за плем енными скакунами. Ф от о И . С обор овера (ТАСС)

RkJQdWJsaXNoZXIy