За дело Ленина, 1991, № 12

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! 26 Я Н В А Р Я 1991 г . , С У Б Б О Т А , № 1 2 (6704) О Р Г А Н С Е В Е Р Н О Г О Р А Й О Н Н О Г О С О В Е Т А Н А Р О Д Н Ы Х Д Е П У Т А Т О В И Р А Й К О М А К П С С ♦ Основана 20 июля 1035 г. 4 “ ВЫХОДИТ ПО ВТОРНИКАМ, ЧЕТВЕРГАМ И СУББОТАМ ф Црна 5 коп. ¿ятяяшштшшашт&шяатшшшашятвшжтшшшшяшшштшжяшштвжяшашшвшвишашвшяяашяиашяяштш* Р еш а ю т проблемы своими силами 1ДЗЕ1А—ВАШ ДРУГ И СОВЕТЧИК Не первый год администрация С И Т У при поддержке всего педагогического коллектива активно занимается хозяйственной деятельностью Если сравнивать этот период с предшествующим ем у , то темпы, строи тельства можно даже на звать бурными Вот и нынче У них очень много планов. Тяжелое сейчас время для строительства: подорожание материалов, мизерные су б си ­ дии по л'лнни народного об- разования. И тем не менее, жить надо. Т а к , на нынешний сезон планируется начать срои тельство спортивного з а ­ ла. У ж е близка к готовности проектная документация, с м е ­ ты - К числу первоочередных объектов относится и л аборатория. Е ст ь н а м е р е н и я . з а н я ­ ться ее строительством вплотную. В прошлом году был построен гараж , но его площади недостаточно для размещения имеющегося парка машин П о этому необходимо позаботиться о втором гараже . Н ) это в перспективе. З а долгие годы в училище накопилось столько брешей и проблем , что даже интенсив ное строительство в течение нескольких лет не дает повода для расслабления. Предстоит еще много и долго работать, быть максимально предприимчивыми, изобретательными, прежде чем можно будет вздохнуть свободно и сказать, что теперь сделано все для того, чтобы на высоком уровне проходил весь учебно-воспитательный пр оцесс от начала до конца. Ве дь кроме лаборатории н других производственных помещений, есть еще и бытовые. Есть нужда в хорошем общежитии для ребят, столовой. Хотел ось бы, чтобы все потенциальные держатели сы рья и материалов были благо- - склонны к нуждам и просьбам администрации училища, ведь это единственная солидная кузница рабочих кадров в районе. И. ПТИЦЫНА. -------- Ж И В О Т Н О В О Д С Т В О : И Д Е Т З И М О В К А ----- РАБОТАТЬ УМЕЮТ Ещ е несколько лет назад , когда начались в рай оне сырые г од а , зимовки боялись все: и полеводы, и жнвотнрводь(. Н е с л а она с собой тревогу не только за с о хр ан н о с т ь с т а д а . Н е х в а ­ тка кормов на корню ГУ-. била планы, обязательства, з а д а ни я . Теперь по ложение изменилось. Нынче мы уж е не говорим о том , как выжить в зимних у е . и - виях, а размышляем о том. как дать больше молока и м я са . Вс та ет на ноги и колхоз « З ав еты И л ь и ч а * , где раньше не помышляли о своих трехтыс’ячн'ицвх. А сегодня поняли: если со- здать людям нормальные условия, они докажут, что умеют работать. В полной мере это относи тся к Валентине Р о м а ­ новне Сучи лн но й , первой ч пока единственной доярке- трсхты сячниц с, получившей валовой надой более т ы с я ­ чи центнеров молока. З а свои т р у д В. Р С учи ли 1.3 по условиям соревновани I за сл уж и ла премию — 1000 рублей. Как она работает. — это надо видеть. Ни за что не подумаешь, что ей до пенсии остается немногим более двух лет. О бычно в деревне про таких говорят: кр утая . С и деть некогда, пришла в корпус , переод ел ась— и за дело, надо накормить коров, почистить , подоить. Пока молоко теплое, бежит в телят ник, там малыши дожидаются . В о время растсла у доярок работы хоть отбаг- ляй — У меня их сейчас много ра сте ли ло сь ,— говорит Валентина Р о м а н о в н а ,— всех в обед дою, запускать нс хочется. В с е зависит ст доярки. Е сл и не позаботишься о своевременной с л у ч ­ ке, выбраковке старых коров. подборе и раздое первотелок, то молока ье жди, даже если корма б/- дут неплохие. Э т о же пз- ше дело: хорошо поработаешь, хорошо получишь Я . например, за прошлый гол около шести тысяч рублей заработала. И еще бы бо льше надоила молока, если бы осенью не вышла неурядица с водой. Дня три, а то и подольше, стояли коровы без воды, вот и « с р е ­ зали» ср а з у молоко. По тридцать одному центнеру/ наверное, смогла бы нащ>- нть Валентина Романовна работает в корпусе с М . И . Семеновой , Светланой И в а ­ новой. Помещение п о хуж е , чем то, где стоит гурт з в е ­ на В . Г . Сыпко . Нет м ол а , копровода, часто ломаетел кормораздатчик , но ж е н ­ щины не роняют м арк у м а с ­ теров высокого к л а с са , по надоям она не у с т уп аю т арендаторам. И по этому ч сп рашиваю Ва лентину Р о ­ мановну, а не организовать ли нм свое зв ено, ве,щ для этого есть-1все условия . — Н е совсем в с е , — п о ­ правляет бригадир С . Д . З у б к о в ,— нам нужен новый корпус , молокопровэд, а тогда уж будет видно. Люди-то не подведут. — Д а мы могли бы вместе работать ,— соглаш ает ­ ся Валентина Р ом а н о в н а .-— Мария Ивановна не сидит без дела. И еще бы нам в коллектив Т аи сью Хилко- . ву. Она сейчас в звене С и - ’ пко, у нее в руках все г о ­ рит. Д у м а ю , коллектив у нас бы сложился . Но арендное звено нельзя считать состоявшимся . если в нем не будет х о р о ­ ших, добросовестных скот ников. А они е сть . Бригадир первым назвал П . С . Б уг - леева. Вместе с Н . Д . Н< пнтоиовым, Ф е д о р о м Гребенкиным и Т . И . Ка питоновым он пас летом стадо, а сейчас, зимой з а ­ возит в корпус корма. Н а корову ежедневно надо взвесить и привезти по пять килограммов сена , 25 — силоса , так что отдыхать некогда. Какая бы ни была механизация , а с п и н а — мокрая. Лиш ь ненадолго з а х о ­ дят они в красный уго/1 0 1 , ‘ чтобы перекурить . Так и проходит день животновода. Я видела, ка к без уст али (а может быть э т о только так к а ж е т с я ' ; доярки вместе с о ск о тн и к а ми снуют по к о р п у с у . И нервничают, что опять не работает кормораздатчик , к р а д ую т ся , что еще одка корова ра стели ла сь , и до вольны, что молока по лучают не меньше прошлогоднего. С л о в о м , идет обычный день зимовки 1991 года. О. САМУШКИНА. На снимке: т ре х т ы ся ч н т . ца В Р . Сучнлина. Ф о т о С . Федорова . Район наш — сел ьскохозяйственный Практически в каждом с е л е , небольшой дс ревушке ест ь фермы , на к о ­ торых работают большие и малые коллективы животноводов. Е сл и добавить к ним механизаторов, слесарей , токарей, бухгалтерию , то и вовсе станет очевидным, главная работа на селе прочно с в я з а ­ на с землей . П оэтому наша районная газета основной из своих тем считает сел ьскохозяйственную . Н а с интересует все: п взаимоотношение арендаторов с колхозами, и мне ­ ния крестьянина о новом з а ­ коне о землепользовании , и отношения между людьми. 11 не только интерес к жизни на селе соединяет нас с читателями газеты. Мы и с ­ кренне стр емим ся помочь в затруднительных сл у чаях , у с ­ транить недостатки, какого повлиять на морально-нсихоло гнческнй климат в разладнз- шемся коллективе. Ведь порой люди обращаются за с о ­ ветом потому, что им не с м о ­ гли или не захотели помочь на месте. Каждая просьба требует предельного внимания, поэтому критические материалы на страницах газеты — это не просто сообщенный читателям ф ак т , но и возможность у л у чшнть дело. Е ст ь у нас авто ры, для которых сотрудничество с газетой стал о система тическим. как, например, В . О. Спи ри донов , председатель комитета по охране природы В конце прошлого года п на чале нынешнего он написал несколько материалов. Одна из его заметок озаглавлена « Б е с х о з я й с т в е н н о с т ь * (№ 156 от 29 декабря 1990 года). П пей говорится об экономичен них нарушениях в Федорове ком сельском С о в е т е , в том числе и в колхозе имени М . Го рьк ого . К сожалению , ре дакцня до сих пор не полу ­ чила ответа на данную з а ­ метку. В связи с этим хочется напомнить и другим руководи телям предприятий, организа ций о необходимости инфор мнровать редакцию о мерах , намечаемых по исправлению у ка з анны х в заметках недос т а т к а х . Ведь любой кон фликт можно разрешить с по мощью здравого смысла н некоторых усилий со с т о р о н а непонимающих друг друга сторон. По ка нет ответов на критические материалы из колхозо в имени К . М а р к са , « Па м я т ь Л е н и н а » , имени Х Х И съ ез да К П С С , имени Калинн на . На фермах этих хозяйстз не раз побывали наши кор респонденты, беседовали людьми , в трудных условиях выполняющими госзаказы н контракты. Поэтому хочется знать , что их -бытовые и пр оизводственные условия изменились в лучшую стороне Н о руководители молчат, как впрочем, остается в стороне и профсоюзная организация, хотя она является защитником интересов трудящихся ч должна быть первой инстанцией в конфликтах, к а саю щ и ­ х ся бытовой и производственной неустроенности. Однако почти ни в одном колхозе проф союзн ая организация не может похвалиться тем , что лю ­ ди обращаются в профком в надежд е, что там помогут . Н о , может быть , профкомам трудно работать в создав шнхея у сл о в и я х , или нм в чем-то препятствует ру ковод ­ ство? Тогда кто, как ни сами председатели профкомов, дол жны поднять вопрос о роли профсоюза в жизни людей. Пока о его значении мы пишем очень мало . Пр игл аш аем всех жителей сел принять участие в этом разговоре, ведь сейчас, как никогда раньше, становится все труднее решать в одиночку бытовые, жилищные, производственные проблемы. А п р о ф с о ю з — это та общественная организация, куда всем открыта дверь н где каждый должен найти понимание, сочувствие н помощь. К сотрудничеству в газете мы приглашаем и сп ециалистов сельского хозяйства Ко м у , как ни нм , ра зъя снить истинное значение экономических реформ, давать дельные рекомендации в той или иной области сельскохозяйст венных знаний. Давним другом г а з е ­ ты можно назвать А П. З ай ц ева , главного землеустроите ­ ля района. Е г о статьи по з е м ­ лепользованию, возделыванию почвы, улучшению к ул ьтуры земледелия пользуются большим н за сл уженным интересо м специалистов. И не только их . Написанные ясным и доступным языком , они даже нес в е д ущ е м у человеку дают четкое представление о з ем е ­ льном фонде района, о х о з я й ­ ском или бесх озяйст венном о т ­ ношении к земл е -м атушке . Р е г у л яр н о освещает вопросы земледелия п начальник Госсемннспекцни Л . М Н е с ­ терова. В е рн ее , ее заботит с о ­ хранность и качество семен ­ ного материала в ко л хо зах района. Лидия Мефодьевна частый гость в хозяйст вах О н а идет на тока, зерн оскл ады, вместе с агрономами проверяет зерно на в с хо ж ес т ь , засоренность, дает рекомендв цпи, как улучшить семена . И своей тревогой или ра дост ью з а будущий урожай делится с читателями. Да вно сотрудничает с г а з е ­ той главный зоотехник Р А П О Е . В С м и р н о в а , инспектор по заготовкам и ка чест ву с е л ь ­ хозпродуктов Г . И . К и се л е ва , начальник Гостехнадзора В А . З ар уб и н В минувшем году ч начале нынешнего они е ж е ­ квартально. а иногда н е ж е ­ месячно информировали н а ­ ших читателей о состоянии дел на ф ер м а х , на машинных дворах хозяйств. Н о нужно, чтобы в этом разговоре у ч а ­ ствовали п с а м и механизаторы, доярки, руководители ср едне ­ го звена. От их з а ин те р е со ­ ванности во многом зависит порядок на м естах , желание людей работать лучше Тесные деловые контакты налажены у газеты с отделом статистики района. Э т о т маленький коллектив можно н а ­ з в ат ь по -настоящему д р у ж ­ ным . Всегда готовы дать н у ж ­ н у ю информацию начальник 3 И . Новикова, экономист первой категории Л . М Н е р ­ жина, статистик Т . И . Ф и р с о ­ ва. старший статистик Л . Д Петрова. С р е д » активных селькоров — секретарь райкома профсою з а работников А П К Г . И . М е - ренкова. главный агроном Р А П О Г Н Ак а т ь е в . А вот председателей хозяйств , г л а в ­ ных специалистов м ал о в а ­ то. П оэтому нынче ж е л а те л ь ­ но побольше видеть нх в р я ­ дах селькоров Га зета — ваш советчик и друг, не за бы в а й ­ те об этом .

« З А Д Е Л О Л Е Н И Н А ; r > У У > ? У ^ t Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z Z G Я Z ¡!2 № 12 (6704) К 112-й годовщине со дня рождения П. П. Бажова ф 26 января 1991 года ★ ★ ★ О Б М Е Н О П Ы Т О М На каникулах члены актива музея Северной средней школы побывали на областной ч конференции. На нее приехали ребята из разных школ области. Они делились опытом, рассказывали о своих м у з е я х . Н аш ем у музею, как самому стар ом у , было предоставлено первое слово. Прежде чем говорить о поисковой работе, ребята сказали несколько слов о самом музее. Мы поделились впечатлениями о поездках по городам С С С Р , рассказали об итогах поисковой работы к 45-летню разгрома немецких войск, о северянах , погибших в годы Великой Отечественной войны. После нас выступила П а ­ хомова Ольга из кочеиевскон школы, она рассказала о ком нате боевой и трудовой славы. И м удалось собрать личные вещи, письма, награды погибших . А Люда Соколова сообщила, что недавно они начали собирать материал об «афганц а х » . В средней школе № 5 города Куйбышева существует краеведческий музей. Он с о з ­ дан в 1965 году. Ребята ходят в этот музей с интересом и сами собирают материалы. В Бердске тоже есть музей, НОВОСИБИРСКИЕ На зимних каникулах делегация от музея Северной ср ед ­ ней школы побывала в Н ов о ­ сибирске на конференции ак ­ тивов школьных музеев области. В свободное от работы время мы посетили музей железной дороги. Примечательна история сооружения Занадно - Сибирской железной дороги. Идея ее прокладки возникла в 30-х годах прошлого века. Было много проектов, но осуществить их долгое время не удавалось. В выборе трассы, в геологических исследованиях приняли участие многие ученые, сп е ­ циалисты транспортного дела. Одной из изыскательских партий в Западной Сибири руководил талантливый инженер- путеец, известный русский писатель Н . Г. Гарин-Михайловский. Решение о начале строительства дороги было принято в феврале 1891 года. Работы велись широким фронтом и в несколько этапов. П уть проходил через горы, крупные реки, по вечной мерзлоте, болотам, через тайгу. Поистине героический и с а ­ моотверженный труд требова лея, чтобы соорудить эту м а ­ гистраль. Сл едующий небольшой зал - музея — железная дорога в 1 й пятилетке. Эти пять лет интересны большими изменениями у железнодорожников. Так ж е в экспозиции есть две прекрасные коллекции фонарей и колоколов, при помощи которых давали «отправление» поездам. «Железнодорожники в годы Великой Отечественной войны» — так именуется третья часть выставки. Осенью 1911 года, в очень короткий срок, путейцы перевезли с Дальнего Востока и из Сибири под Моск ву дивизии, которые помогли остановить,- а потом и разгромить врага. И з западных районов страны по этой дороге который организован при Д о ­ ме пионеров. Его экспозиция рассказывает о городской пионерской организации. Это очень интересный музей! В Искитпмской районе в музее есть раздел «Умелые руки» . В него входит поделки из дерева, кружева . Край богат полезными ископаемыми. И потому есть экспонаты, рассказывающие о богатстве зем ­ ных недр. В Барабинском районе в музее боевой славы в зюзенс- кой средней школе под руководством Т . И . Коваленко собран большой материал о Зое Космодемьянской. Музей награжден грамотой газеты «Пи онерская правда». На следующий день на конференцию прибыли ребята из Довольного. Их основная работа— сбор материалов о выпускниках школы— офицерах Советской Армии, погибших в годы войны. В районе их около трех тысяч В конце конференции состоялась викторина по м у ­ зейной терминологии, где с е ­ веряне заняли 1-е место. Эта конференция несомнен. но поможет в нашей дальнейшей работе. Ю. ВАЩИЛОВА, член актива музея . ВПЕЧАТЛЕНИЯ были эвакуированы сотни з а ­ водов, фабрик, миллионы сове ­ тских людей. А для фронта за многие тысячи километров железнодорожниками магистрали доставлялось все необходимое. Незабываем подвиг путейцев Транссибирской дороги того времени. Последняя, завершающая часть экспозиции м узе я , — реконструкция и сегодняшние дни железной дороги. З а годы существования она практически полностью реконстру ­ ирована. Магистраль неузнаваемо изменилась. На большей ее части быстроходные элект ровозы водят тяжеловесные составы. Автоматическая блокировка, современные средст ва связи, Э В М позволяют эф ­ фективно управлять интенсив ным движением поездов. Р а з ­ вивается целая сеть железных д о р о г С и б и р и и Дальнего Восток а. Музей помогает понять историю Запад- но - Сибирской железной дороги. В дальнейшем мы побывали еще в театре музыкальной комедии. Посмотрели великолепную оперетту « С е р д ц е корсиканки», а в оперном театре были на балете «Лебединое озеро» П. И . Чайковского. Многолюдно было в эти новогодние дни у красавицы- елки, что возвышалась на площади им. В. И . Ленина. Окай мленная ледяной стеной ск а з а ­ нного г о р о д к а -с р а з н о о б р а з н ы м и каруселями и ледяными горками, 26-метровая елка с к р а с ­ ной звездой в вечерние часы озарялась двадцатью тысячами разноцветных лампочек. М н о ­ го было желающих сфотографироваться с Дедом Морозом на сиденьях красиво оформленных автомобилей. Н у , а рядом выстраивались очереди, чтобы прокатиться на санках или верхом на лошади. Нам очень понравилось в Новосибирске. А . Е Г О Р О В А , учащаяся 8 «в» клас са. О « Б волшебный мир старых уральских сказов Бажов погружал живых русских людей, и они своей реальной, земной силой побеждали условность сказки, как земная любовь простой р у сской девушки победила волшебную силу Хозяйки Медной горы». А. СУРКОВ. С-< О П . П . Б ажо в за работой. Н а дворе п у р г а в окно стучи тся, В комнате уютно и темно. Мне сегодня что-то вдруг не спится, Ночь у ж на дворе стоит давно. Начинает мама тихо сказы О Хо зяй ке , что живет в горе. Ви ж у я Да ни л уш к у — и сразу Ящерки мелькнули на заре .. . В и ж у я, как девочка Татьяна На шкатулку новую глядят, Как горы Хозяй ка Северьяна Заковала в древний малахи т .. . И от этих ск азов стало снова Н а душе так чисто и светло. В дальний домик дедушки Бажова На У р а л меня перенесло! Ч А С Б А Ж О В А Недавно у восьмикласснн ков Северной средней школы прошел урок по сборнику сказов П . П . Б ажо ва «Малахитовая шкатулка». Значение и поэтическая прелесть «М а л а ­ хитовой шкатулки» в том, что в ней воссоздан благородный образ русского рабочего класса , показан его ясный ум, сила д ух а , умение противостоять любым жизненным испытаниям. С к а зы Б ажо ва воспевают смелую выдумку , умелые рабочие руки, способные осуще ствить любой замысел мастера, воспевают труд, превращающийся в творчество. Главные темы «Малахитовой шкатулки» — это темы мастерства , счастья и человеческого достоинства. Мы поставили на уроке перед собой цель показать, что только в творческом труде счастье человека, и выполнили ее На уроке было разобрано несколько сказов, ребята высказали свои мысли, некоторые из них я хочу здесь привести. Лена Кондрашкина: «Живая душа любого дела, его «ж и ­ винка» — это не что иное, как творческая мысль, выдум ка мастера. О б этом говорится в сказе «Иванко Крылатко» . Володя Хлопотов : « В трудную минуту природа приходит на помощь мастеру и подсказывает ему новый узор и новые краски. Но чудесная ск а ­ зочная сила заключена не только в этом, а в упорном, одухотворенном мыслью человеческом тру де » . К уроку мы должны были познакомиться со статьей критика Л . Скорино о творчестве Бажова и использовать ее в своих ответах . С интересом мы слушали Яну А б л я е в у , Наташу Радь- ко, Оксану Ус тьянчнк. На у р о ­ ке звучали стихи , а закончился он просмотром диафильма «Малахитовая шкатулка». II так х ор ош о , что бажовские уроки проводятся именно е музее. ТАНЯ ЧЕРНОБАЕВА, секретарь музея. В с п о м и н а я с к а зы У шестиклассников нашей школы в музее прошел урок по ск азам Г1. П . Бажова «К л ю ч земли» и «Золотой В о ­ л о с » . Вначале Днма Гончаров выступил со словами о писателе, затем Люба Платова прочла стихи о нем. Из шестидесяти сказов мы вспомнили на уроке около двадцати. Ребята не просто прочитали сказы , но и написали по ним отзывы. Вот что сказала Н ат а ­ ша Санникова: «Больше всего в сказе «Ключ земли» мне з а ­ помнилась девочка Васенко . Она настойчивая и трудолюбивая. С к а з назван так потом у , что недра земли откроют тайны только тем, кто поведет народ к свободе и с ч а с ­ т ь ю * . Неплохо ответил Олег Гр и ­ горьев. Любе Платовой запомнилась сказка «Золотой В о ­ л о с » . Ей очень понравился башкирский юноша Аплын своим терпением, мужеством и верностью в любви. Затем мы познакомились с , рисунками ребят, выпускников прошлых лет. Всем очень понравились работы Нади К р у г ­ ликовой, Володи А б л я е в а , В а ­ ли Овчинникова, Володи Б е ­ лоногова, Вали Сазоновой. В конце урока мы просмотрели диафильмы по ск а з у «Золотой В о л о с * . На этом уроке ребята получили только хорошие и отличные оценки. В. ЗАЙЦЕВА, учащаяся 6 «в» класса. М А Л А Х И Т О В А Я Ш К А Т У Л К А П. П . Бажов — создатель удивительной и неповторимой книги «Малахитовая шкатул- л а » . Герой бажовскнх сказов рабочий человек. Он не пр еклоняется перед хозяевами «земельных богатств». Право на это приобретает своим чудесным творческим трудом. Человек обязан сам опрс делить свою судь бу, каким путем идти в жизнь — учат нас сказы П . П . Бажова . Мне больше всего понравился ск аз «Малахитовая шкатулка». Главные герои — Татьяна и Медной горы Хо з я й к а . В этом сказе са ма природа в образе «тайной силы» восстает про тнв мертвящего отношения к ее дарам, жестоко показыпаег тех, кто пытается превратить в деньги ее прелестные с а ­ моцветы. Мне сказы П . П. Бажова дороги. Он в них высмеивает с к уп ы х , трусливых людей, а нас призывает быть справедливыми, смелыми, добрыми. ЛЕНА СМЕТАНИНА, 8 «в* «Иванко Крылатко» Э т о одий из наиболее попу ­ лярных сказов Павла Петровича Б аж о ва , где главный герой — простой русский паренек Иванко из семьи старых Златоустовских умельцев . В Зл атоустье был завод, на котором стал работать Иванко. Э т о «мастер с полетом » . Он не боялся отступить от правил, не боялся прибегнуть к своей выдумке, а учил ­ ся у самой природы. У него был соперник — немец Ш тоф Фуйко. Они состязались « а лучшую чеканку сабель. Немец знал свое дело. Он «руке с инструментом полный хозяин и на работу не ленив». У него получалась четкая’ чистая чеканка с рисунком, "По не живая, застывшая. Иванко же нарисовал па своей боевой сабле не простое украшение, не простых коньков, а таких коней, которых видел в жизни: стремительных, на полном бегу, крылатых. Именно этот рисунок обнаружил подлинного мастера. С к а з этим и запоминается. ЛЕНА КОНДРАШКИНА, ученица 8 «в» класса.

26 января 1991 года ф № 12 (6704) T c a r a jj^ jr j-œ cœ z z z z rT z n rm z z « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А * ★ ★ ★ В Б ер гул ь ском Доме-музее имени Б ажо ва я работаю ера мнительно недавно. Те труд ­ ности, с которыми' столкнулась в самом начале ев<ч:п деятельности, остаются и ,Ч]^|еЙчас в полном объеме. Б г лам о, в связи с тем. что несдачи музейных ценное гей при приеме на работу нс с о ­ стоялось, как это водится к любых других учреждениях подобного типа. В результа ге здесь не оказалось никаких документов и лекторе!,:а го мат ериала. э к с п о н а т е осталось около одной т р е п . Все пришлось заново собрать по крупицам самой. С п а а бо помогли Г Д . Багрова и 3 . В. Голубцова . Они поделились материалами по тс мам: « Гр аж д ан ск ая воина а пашем к р ае » , «Ж и зн ь и деятельность П . П. Б а ж о в а * и «Вспомним всех п о и м е н н о Что -яге сделано за этот -год? Проводила о «бажагимн > чаепитие на 8-е Марта с приглашением пожилых од I т- сельчанок, учениц П . П . Б а ­ жова и участниц фольклорной - о у п пы . Вз рослым рассылали пригласительные открытки, подготовили концерт. Несмг- "1я на то, что не все отклик- елись на приглашение, чае- чтие прошло хорошо. А да ’ ;Ч февраля организовали : >,здравления ветеранам вой V и труда . Проводили в Доме-музе е ,день именинника». Было в, село В декабре «баж ата» ( эместно с учащимися бер 1 пьской средней школы ез- * н и в С е вер н о е , в школьный «СЕРЕБРЯНОЕ КОПЫТЦЕ» Главные герои сказки — старик по прозвищу Кокогд- кя и девочка по имени Д«- рейка. Д а ре н к а была сиротой. Д е душ ка Кокованя взял ее к себе на воспитание. Л е ­ том Кокованя пески промывал, золото добывал, а зимой с х тился . Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу ечрила. Даренк а была доброй и трудолюбивой. Козлик Серебряное копытце наградил их за доброту и трудолюбие Р . ДЕМОНОВ. 5 «г» класс. «ГОРНЫЙ МАСТЕР» Очень непростая судьба у главной героини сказа — К а ­ тюши. Е е жених Даннло щипал без вести. Много парней к ней сватались , да все бес голку. К атя была не только «йЦ верной невестой, но *л хорошей рукодельницей. З а что не возьмется , всегда у нее дело спорится . Тр удно ей приходилось, но не подавала виду. Всегда перила, что ее жених жив. М о ­ жет, поэтому и нашла она Д а ни лу , живого и невредимого Э т о т ск аз учит быть пре- данным любимому человеку Ю . Я Г У С О Н . «ЗМЕИНЫЙ СЛЕД» В жизни тоже так бывает: живут вроде два родных брата Старшин Пантелей — ч е ­ стный и добрый человек, а младший, Костько — полна-1 ему противоположность Пан телей попадает в рудокопы, а Ко стька обещает выкупить его у барина, но не делает этого. Младший брат хочет стать богатым, ничего не де лая, но это его и губит. А Пантелей считает, что богатство — не главное в жизни. и остается жить. Э т от ск аз мне очень поправился. Я читала и другие ска зы Бажова В них добро всегда побеждает зло, а правда— ложь. И хочется быть похо жими только на положите /щ- ных героев. Читая сказы , гы как-будто живешь с их геро ямн. З а это она мне и нрз вятся О. ЗВЕЗДИНА, 8 «в». К 112-й годовщине со дня р о ж д е н и я П. П. Б а ж о в а музей. Организовать выезд детей помогали наши учите ли и директор школы. Ребч та-северяне тоже приезжали в наш музей. Э то были д е в ъ тпкласснпкн. Побывала у нас м группа детей из Витнпска И вообще, двери музея были открыты для всех желающих бергульчан, северян, куйбышевцев. Д а ж е в выходные и праздничные дни посетители могли у нас побывать. В с е г о за год проведено 3:> экскурсии, которые охватили 240 человек. Хорошие, дх>- рые записи оставляют э к с к у р ­ санты в музейной «Книге о т ­ зывов». Н о экскурсии и праздники — это только то, что на поверхности музейной деятельности. Основная работа не видна глазу. Мне пришлось заново завести книги по у ч е ­ ту, карточки на экспонаты, оформила экспозиции в з а ­ л ах . но еще не полностью, п о ­ тому что нет стеллажей. В с е приходится делать са мостоятельно, как сама додумакх.ъ, потому что помочь и по дсказа ть некому. Д а ж е благополучный м у ­ зей требует много средета , а наш тем более. По ни в 1990 году, ни в наступившем 1991 году, денег на хозяйственные расходы не дают , только обе щают. Но как из ничего м ож ­ но сделать что-то? Наш музей с недавних поо имеет статус государственного. Вероятно, это должно обязывать заботиться о нем. хоть немного. Особенно остр « стоит и проблема отопления. В помещении настолько «о- лодно, что невозможно про водить мероприятия. Даже если организуешь, то понро буй удержать зд есь детей, когда работаю не снимая ш у ­ бы. валенок и все равно р у ­ ки коченеют. Еще в декабре привезли в колхоз плиты отопления с расчетом и на м у ­ зей, но дальше обещаний дело не движется. Д у м а л а да отпуска успеть все оформить до конца и установить плигы. Но вот уж е и будучи в отпуске трижды ходила в с е л ь ­ совет, и в контору , да тан и ничего не могу добиться. К 112-й годовщине со дня рождения П. П . Б аж о ва з а д у ­ мала провести выставку рисунков по сказам . Конечно, хотелось сделать это в м узее и совместить с экскурсией , но из-за холода в помещении пришлось обратиться к директору Дома культуры . Он б ъ п , вроде, и не против, но по мощи не оказал. Долго тя нул с решен нем о времени ее проведения. Из -за ч.*гс объявление было вывешено поздно, а время было выбрц но неудобное. Ведь о таких мероприятиях сообщать н у ж ­ но не позднее чем за 1 - - 2 дня. Обидно за ребятишек, которые нарисовали много прекрасных рисунков, но их мало кто посмотрел. А фра за «первый блин комом» — мало утешительна, ведь д ел . так ст арались , рисунки бы ы такие разные и красивые Многие сказы Бажова вдох ­ новили школьников на ра боту. Очень не хотелось бы, что бы то же самое случилась и в день празднования годовщины писателя: мы с бажа- тами готовим обширную про г р а м м у , в которую входчт стихи , викторина по сказам. Участники бу дут награждать ся призами-книгами за луч шне рисунки, победу в викторине н за чтение стихов. И берет меня сомнение, что без а к т и в н о и помощи директора Дома культуры и п о д д е р ж к н общественности села, не полу чится праздник. Ведь для ма- ня это дело новое, незнакомое. а масштаб мероприятия все-такн солидный. Мне каж ется , что это касается всех жителей Б ер гул я , которые до сих пор хранили память о своем первом учителе и замечательном писателе, который был зд есь п годы гр.ч жданской войны. П. ХОХЛОВА, директор Дома -м узея . ★ ★ ★ «ЖАБРЕЕВ ХОДОК» В 1942 году П. П Б аж о в написал сказы «Ж елезкова покрышка» и «Ж а б р е ев х о д о к * . Я их прочитала с удовольствием, а хочу рассказать сб одном из них — «Ж а б р е е в ходок». Главных героев в этом ск азе , я думаю , д в о е Никита Жабрей и Дени ска Си рота . Мне запомнился разговор Никиты и Дениски. Когда Дениска сказал: «Ми лостив - ку теперь не собираю. В ы ­ рос — свой хлеб е м * . Он отказался сначала от конфет, потом от горсти се ре б ­ ренных рубликов, от пачки крупных денег и даже от самородка, потому что он был не жадный. Я думаю , что главная мысль ск а з о в .— доброта, т р у ­ долюбие. Высмеивая ж а д ­ ность богатых купцов, автор относится к своему герою с добротой и пониманием. Дл я себя я взяла доброту, щедрость Никйты. И. НИЛОВА, 8 «в». «ВЕСЕЛУХИН ЛУЖОК» Действие сказа происходит во время войны. С образом Молодухи-веселухи неразделимо слиты радость, озорная см ел о ст ь , необычные придумки. Ве селуха олицетвори ет весеннее веселье. Она яркая, будоражащая. Пройдет такая мимо — на годы, небось, ее запомнишь Рем е сл о у нее особое: < С весны до осени людей ра дует сплошь, а дальше — по выбору. . . » Веселуха не терпит слезливых да тоскливых. Ей подавай «песни да пляски, см ех да веселье». Ома «в избу зайдет — скамейки заскачут, табуретки в пляс пойдут». Ве се лу ха — не только радость бытия, но и сверкание причудливой игры самой фантазии человека В трудную минуту она приходит на помощь маст еру н подсказывает ему новый узор и краски. Главный герой сказа Панкрат , мастер «украшен ного ц е х а» . О котором гозо рится, что он «по рисовке из первых и на выдумку го своему делу гораздый* . А характер у него веселый. 11а перебой его на свадьбы дру жком звали Недаром его Веселухиным братом пр озв али. Чуд есная сказочная силе заключена не в чем ином, как в упорном, одухотворенном мыслью человеческом труде . В. ХЛОПОТОВ, 8 «в». \ Милая большеглазая девушка на фот» графин это не только один из самых ак тивнмх членов музейного актива, пример- ная ученица, но, главное, хороший человек Можно было бы, конечно, ра ссказать о Та не Чернобаевой, используя мнение учителя или поделиться собственными впечатлениями, но все это будет поверхностным и неточным. Другое дело — одноклассники. Кол ­ лектив, в котором столько лет училась эта девочка, пожалуй, самый строгий судья. Верно говорят: «детской пытливости и на блюдательности не обман уть» — все они подметят и правильно поймут. В подтверждение собственных слов , я вы брала несколько выдержек из анонимной детской анкеты: — Таня хорошая девочка. Она всегда участвует в редколлегии, много читает. — Таня всегда всем помогает. Веселая . На нее можно положиться. Она мне очень нравится. — Д е .у ш а я , добрая, отзывчивая. С ней можно поговорить по д уш ам . Она никогда не отступит от своего мнения, если оно пра вильное. — Таня аккуратная девочка и лучше всех читает стихи , всегда участвует в классных делах . Трудно ко всему этому что-либо еще добавить. Остается только пожелать, чтобы никакие жизненные невзгоды не смогли из меннть ее. Ф ото С . Федорова. Ж и т ь или выжи ть? ' « К А М Е Н Н Ы Й Ц В Е Т О К » Главный герой в этом с к а ­ зе — Никита Недокормыш, поступивший на у ч е б у к первому мастеру по малахитным делам ПрокопЛичу. Вы уч ив ­ шись немного, Данила полу чает работу. Барин веян? сделать ему каменный ц в е ­ ток . З ад ум ал мастер воплотить в камне красоту простого лесного цветка. Н о не д а ­ ется ему малахитовая чаша , над которой он трудится , и М Е Д Н О Й Г О Р Ы Я вот уже который раз перечитала замечательный, на мой взгляд, ск аз П . Н Бажова «Медной горы Х о ­ з яй к а » . Видим, что она никому не приносит радости, удовлетворенных желаний, покоя. Недаром в конце э т о ­ го ск а з а говорится: «В о т о;-а. значит, какая, Медной горы Хозяйка! Х у д о м у с ней встретиться — горе, и доброму радости мало». Рудокоп Степан П е т р о в и ; сохранил верность своей подруге Настеньке, не позарине р а д у е т она его Данила с т р е м и т с я , чтобы глядя на его чашу, люди забывали об искусстве мастера и видели живой цье ток. В этом и заключается для молодого камнереза истинная сила мастерства. 11 только после обращения мастера к Малахитнице ис-г полнилось желание Данилы: проник он в тайную красоту природы. Показала ем.\ Хозяй ка горы, да только не цветок, а каменные дереиь- и поле с цветами. Н о по.лс ;этого 'Дашилу-камнереза никто больше не видел. Говорят. са ма Хозяйка МедпЫ горы в горные мастера забрала его. В этом ск азе П . П . Бая ся воплотил в образе Малахит ницы са му уральскую при роду, вдохновляющую чело века на творчество. Н. РАДЬКО, 8 «в» «¡ШИНКА В ДЕЛЕ» Э т о т сказ был написан и годы Великой Отечественной войны В нем Павел Петпо- вич воспевает труд, смел ую выдумку, умелые рабочие руки, способные осуществить любой замысел маст ера. Гл авный герой— простой углежог Т нм о ха Малоручко. занятый трудом «грязным»и для многих совсем неинтересным.— он постигает поэзию своей профессии и становится первоклассным углежогом , под стать своему наставнику др- ду Н еф е ду . Всякий труд пре красен , надо лишь, чтобы «живинка поймала» тебя. Э т о т ск аз славит вечное и юное в душе народа. Он на писан для того, чтобы показать любовь к т руду , гордость своим мастерством и постоянное стремление согер шенствоваться. С к а зы Н а 1 жова нравятся детям и вз|и>с- лым, потому что в них много неожиданностей, добро ш . труда и искусства И жизнь им предстоит долгая-предол- гая. Я. АБЛЯЕВА, 3 «в». Х О З Я Й К А лея на несметные богатства Малахитннцы. Хорошим рабочим он был. Но одного ему не хватало — свободы Ведь он был крепостным. И очень хотел освободиться, иметь хорошую семью . Освободиться ему удалось , но иметь семью было, к сожалению , не с у ж ­ дено. "Смог он исполнить два испытания Малахитннцы, а третье так и не смог. Не забыл он ее. Поселилась она у него в душе, тревожила его, беспокоила, и появилось какое-то новое чувство. И понял тогда Степан , что грозная Хозяйка горных е ж ровшц оставила его равнодуш ным. но плачущая девушка ее живая душа — никогда его не забудет . Неу т ом им ую ж а ж д у исканий поселила в душе его Мл ла:(цтница. Любовь Степана- рудокопа к Хозяй ке Медной горы - поэтический, философ ский образ, воплощение любви человека к могучей и прекрасной природе, ненасытного стремления к познанию тайных ее сил. О. УСТЬЯНЧИК, 8 «в». /

RkJQdWJsaXNoZXIy