ОР ГАН С Е В Е Р НОГ О Р АЙК ОМА КПСС И РАЙОННОГ О СОВЕТА Н А Р О Д Н ЫХ Д Е ПУТАТ ОВ НО В О С И Б И Р С К О Й ОБЛАСТИ Выходит по вторникам, четвергам и с у б б о т а м. | Газета основана 20 июля 1935 года № 131 (6 6 6 7 ) ЧЕТВЕРГ 1 НОЯБ Р Я 1990 года Цена 3 коп. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! дело ВИЗИТ ПРЕЗИДЕНТА СССР В И С П А Н ИЮ П одп и ск а на районн ую г а з е т у продлена д о 1 д е к а б р я 1 9 9 0 года. У в аж а емы е читатели, кто х о ч е т быть в курсе в с е х событий, знать новости района, выписывайте и читайте «ЗА ДЕЛО ЛЕНИНА». Подписная цена на год 1 руб. 80 коп., на полгода— 8 рубля 90 копеек. НЕ ХВАТАЕТ ВАМ СМЕЛОСТИ Мадрид. (ТАСС). 2 6 — 28 октября в Испании с официальным визитом находился П р е зидент СССР М. С. Горбатев Между ним и Председателем правительства Испании Фелипе Гонсалесом состоялись переговоры. Была подписана советско-испанская политическая д екларация . В ней подчеркивается. что первый в истории советско-испанских отношений визит в Испанию Президента СССР открывает новый и важный этап в развитии и укреплении сотрудничества между , двумя странами. Стороны подписали также Париж. (ТАСС). Центральным событием двухдневного рабочего визита Президента СССР М. С. Горбачева во Францию сталЬ пЬдписание 29 октября договора о согласии и сотрудничестве между С о ю з о м Советских Социалистических Республик и Французской Республикой. Этот документ придает Москва. (ТАСС). Образование независимой от государства Всеобщей конфедерации профессиональных союзов страны — основной итог XIX съ езд а ^ профсоюзов СССР. Главной задачей конфедерация ставит консолидацию сил и координацию действий советских профсоюзов в ре али зации и защите социально- экономических, духовных прав и интересов трудящ их ся , сказано в декларации, которую с ъ е з д принял абсолютным большинством голосоз. 27 октября , в последний день работы, форум советских профсоюзов в ходе острой дискуссии принял Устав конфедерации. При этом ра с с м а т рив ался и ал ьтернативный вариант документа. На альтернативной ж е основе состоялись выборы председ ател я Всеобщей конфедерации профессионал ьных союзов СССР и его замести теля . Председател ем союзного проф- центра подавляющим большинством голосов избран 3 П Щербаков, исполнявший до этого обязанности заместито- л я председателя упраздненного съездом ВЦСПС. Было принято положение о контрольно-ревизионной комиссии вновь образованного профцентра страны, состоя-1 лись ее выборы. объемный пакет документов, в том числе протокол о советско-испанских консультациях, меморандум об улучшении финансирования торгово эко- номическЬго сотрудничества и соглашение о содействии осуществлению и взаимной з а щите капиталовложений. Подписаны долгосрочная про грамма научно-технического сотрудничества, соглашения об урегулировании ряда правовых проблем, борьбе против наркотиков, сотрудничестве в области кинем атографии, протокол о контактах на военной линии и ряд других. принципиально новый х а р а к тер советско-французским отношениям. Торжественной церемонией подписания договора предшествовали беседы Президента ССС Р с главой французского государства Ф. Миттераном, переговоры дел егаций обеих сторон. Дел ег аты рассмотрели один из принципиальных документов форума — основные направления действий профессиональных союзов СССР из ближайший период и перспективу. Самая массовая организац и я трудящихся страны н а метила сосредоточить внимание на решительной защите социально - экономических прав советских людей, мерах по охране их интересов при переходе на рыночную модель хозяйствования. С ъ е з д принял ряд резолюций, заявлений и обращений, в числе которых — о позиции профсоюзов по вопросам укреп ления здоровья т р у д ящ их ся, по вопросам охраны труда, о молодежной политик е профсоюзов, послание XIX съ е з д а профсоюзов СССР мировому профдвижению и другие. Учитывая сложную и противоречивую обстановку в экономике п р и переходе к рынку, отсутствие зако н а о профессиональных союзах, их правах и гарантиях д е я т е л ь ности, принято решение провести в 1991 году второй эт ап XIX съ е з д а профсоюзов и поручить совету ВНП опр ед елить его сроки и повестку. У важаема я редакция! Д а в но, и не без интереса следим за историей с Андрейчиковым «дворцом», которой в нашей га зете отводятся централ ьные полосы. И вот предлагаем вам, коли теперь честность «в моде», еще одну ж илищ ную проблему Села Северного, которая волнует многих северян , и д аж е , по слухам, совет ветеранов намерен обр а т и т ь с я ■ з а помощью по этому поводу в центральные газеты , так к а к только таким образом можно избавиться от давления сб стороны местных магнатов. Согласно, августовскому постановлению, о лишении всех привилегий административно-партийного аппарата, мы, люди, убеленные сединой, предлагаем перераспределить жилую площадь по улице Ш кол ьн ая и Гагарина согласно существующему положению. Ведь не секрет ни для кого, что большинство жильцов там занимают 2 —3-х комнатные к в ар ти ры , не им ея на них прав, т а к к а к количе- чество членов семьи у большинства 2 — 3 человека . Мы, от имени многих се в е рян, если хотите, требуем вынести этот вопрос на ст р ан и цы « З а д ело Ленина» . Ваз вы з а з а дело Ленина, т ак и поступайте по его за в е та м , ведь он был яро стным противником любых привилегий, за исключением к детям. Думаем, что не стоит говорить вам эти прописные истины. Да и к тому же , как-то неудобно получается. Члены исполкома, сами занимающие «двро- цы», судят себе подобного. Не пора ли вспомнить, на к а ких основаниях занимают «передовые» люди Северного 6оХлеб можно на звать основным мерилом работы зем л ед е льцев, В прошлом году, напри мер, госзаказ по хозяйствам нашего района составлял ч е тыре тысячи тонн зерна. Это немного, но и он не был в ы полнен: колхозы сдали 1 62 6 тонн хлеба. Нынче история повторяется, хотя урожай выше. Договора на сдачу хозяйства заключили льшие квартиры, чем очи лучше многих из нас, наших детей и внуков?! Это п р е к р а с н а я 1идея — на страницах газе ты лишать ;ло- дей незаслуженного. Так помогите же навести справедливость и равенство в вопросе перераспределения жилья . А то ведь нам стыдно говорить своим внукам, что этот дядя или тетя жив ет в коттедже потому, что он начальник. На вопрос: кто мы — ответить нечего, и поэтому обидно до слез. Мы будем вам очень благодарны. Уверены, авторитет вашей газеты будет на высоте. И в период подписки вам не придется больше хвалить самих себя. Ведь не хватае т вашей газете самого главного — смелости! Очень будем благодарны р едактору тов. Коновалову, е с ли он пропустит это письмо в печать, так как единственной причиной того, что оно не увидет свет, явл яе т с я то. что он сам проживает по у л и це Школьная со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами. С уважением, группа пенсионеров улицы Октябрьской. Писал по их поручению Сидоров Михаил Лукич. 14 октября 1990 г. От редакции: Уважаемый автор , кому не хватает с м е лости, так это Вам. Вы, прикрывшись именем убеленных сединой, сп р яталис ь з а м а шинописный текст и не ос тавили своих координатов. Имейте в виду, что ветераны с. нами разговариваю т откровенно и прибегать к помощи Михаила Л у к и ч а очи не с т а нут. на 3 6 0 0 тонн. Сдано 3 0 35 тонн. Но в связи с тем, что область освобождена от без условного выполнения плана из-за неурож ая , наши колхозы т акж е не спешили со сдачей, хотя цены на хлеб приличные. Центнер ржи стоит 29 рублей пшеницы — 2 0 рублей. Привозили зерно на хлебо- приемное предприятие колхозы «Н аша Родина», имени «ГОРЯЧИЙ» ТЕЛЕФОН По «горячему» телефон}' редакции пенсионером В. Л юрьевым было задано несколько вопросов: «Какую цель преследовала газета, давал материалы о народном депутате СССР, Герое Социалистического Труда, бывшем строителе, ныне — предсе далеле демократической партии России Николае Ильиче Травкине и о священнике Анатолии Денисове из деревни Спас-на-Водоге, расположенной в межграничье Ярославской области и Вологодчины? Почему в газете идет много ТАССовского материала? Почему мало селькоров? Отношения к Травкину с а мые различные . Его выход из рядов КПСС н е л ь з я р асценивать как криминал — это д е ло личное. А цель публикации та, чтобы информировать н а ших читателей о п рои сходя щих процессах, что многопартийность, о которой много го ворилось, реально сущ е с т ву ет. О такой категории, к ак милосердие мы забыли, поэтому, возможно, и недоумеваем: «Как это милосердие бескорыстно да еще со .: тойоны священника, а не чиновника?». ТАССовский м атериал идет по специальным каналам , а что его иногда много в г а з е те, то это о бъясн яется вын уж денным отсутствием штатных сотрудников на работе. Га зета должна д ел а т ь с я штатными сотрудниками и читателями газеты . Вот как раз второй половины и не х в а тает. И Вы, Василий Л а в р ен тьевич, предпочли позвонить по телефону, а не изложили свои мысли, соображения, конкретные предложения по острым вопросам на бумаге. Мы больше ждем писем, чем з во нков, хотя и на них р е а гиру ем. Много писем приходит анонимных, которые мы с р а зу же отправляем в архив. М. Горького, «Борьба за мир» и некоторые другие. Особо нужно сказа ть о колхозе «Н аша Родина», значитель но перевыполнившем намеченную сдачу зерна государегпу и в качестве поощрения получившем автомашину. Сейчас все поступившее на хлебоприемное предприятие зерно подработано, и в ноябре будет отправлено в г. Куйбышев. О. ФЕДОРОВА. ВИЗИТ ПРЕЗИДЕНТА СССР ВО ФРАНЦИЮ Советские профсоюзы: радикальное обновление в ноябре зерно Отправят
“^ o ca czzxzzxo cvco o cca o xzxco cco cco czxzi « ЗА Д Е Л О Л Е НИНА » № 131 ( 6 6 6 7 ) ф 1 ноября rl900 гопа «Пусть общество поможет школе, и школа спасет общество» Я хотел бы сначала п е р е дать состояние всеусиливаю- щейся тревоги, которое свойственно каждому честному учителю. Тревога. поверьте, не по поводу даже пустых прилавков и даже единственного костюма. Трев ога чисто профессиональная. Тревога за детей, за судьбу поколения. Процесс формирования чел овек а — это конструктивный процесс, созидательны i в природе своей. Но он идет сегодня на фоне сплошной «чернухи», на фоне дисгармонии, распада и деформации. И когда этот процесс вступ ает в противоречие со всем окружающим, то он теряет смысл. Работа учителя т ер я ет свое назначение — вот что нас сегодня больше всего тревожит. Великий Авиценна о сделал когда-то очень хороший опыт. Он в з я л двух овечек, посадил их в одинаковые клетки ' и со зд ал им абсолютно равные условия. Р а з н и ц а состояла только в том, что перед од- »:Ч)й овечкой расс тилался луг, где па слись такие же овечки, сияло солнце. А перед другой клеткой была к л е т к а с волком, который пожир ал таких же овечек. Только и вся разница. Первое живот ное развилос ь здоровым и веселым, второе — зачахло и погибло. Так это же скотина. А ребенок, которому сегодня говорят, что солнце — это не источник жизни, а источник радиации, что природа вся о травлена и не верь н и ч е му, не гуляй, из ручья не пей. . . Как может формироваться человек в таком окруж е нии? Не рискуем ли мы подучить самое болезненное, с а мое потерянное поколение за всю историю нашего государства? На наших глазах воспитательная функция школы упала до нулевой отметки. Всегда школа имела две главные функции — обучающую и воспитывающую. Сегодня есть обучающая функция, ее критикуют, но она все-таки разви вается, и там есть уже обнадеживающие симптомы. Но вот с воспитанием. . . Прежняя воспитательная система осуч ждена напрочь, наотмашь, без всяких снисходительных комментариев. Но в результате получается, что сегодня современный педагог вообще лишен возможности ц еленап р авленно влиять на формирование школьника. Тем более, что очень популярна идея «самотека», вообще отрицающая необходимость воспитания — пусть ребенок сам себе растет и смотрит, и р а з вивается. Все это произошло потому, что школе механически приписали все пороки тоталитарной системы прошлого. Но это ведь упрощенный взгляд. Говорят: р а з в прошлом была /тоталитарная система, то и школа была такой. Да ничего подобного! Нам сейчас пытаются внушить мысль, что мы развиваем демократизацию школы. Простите, в России всегда была демократическая школа. Пускай она была а л ь тернативна по отношению к какой-то системе — государственной или негосударственной, но всегда же Россия сл авилась педагогами-гуманистами, педагогамн-демократамп. У нас были эти островки д е мократии всегда! Сегодня же учитель вообще начинает сомневаться в праве на активную гражданскую по зицию. а когда начинаешь проявлять эту позицию, тебе кричат: «Ты что? Ты со своими коммунистическими з а машками заткнись! Это уже вчерашний день, атавизм и т. д.». Но разве я могу смотреть спокойно, как на моего маленького шестилетку наден у т андреевский флаг, и дед выставит его недалеко от и р е м л я и начнет орать в з а щиту царя-батюшки. Я ,что, должен спокойно на это смотреть и размышлять, в учебном ли это процессе или в неучебном? Да мне плевать, в каком процессе. Мне его спасти хочется, этого мальчика. Он же еще не понимает ничего. И разве могу я спокойно относиться к тому, что 19 мая — в день рождения пионерии — о пионерии почти ни слова не было сказано. А о рождении Николая II — пожалуйста. Если мы хотим гражданского государства, мы должны прежде всего вооружить современного педагога настоящей активной гражданской позицией. Безотносительно даже — член он партии или нет, не в этом сейчас суть. Проблема морального спасения поколения сейчас дороже всего остального. Дороже партийных расприй, дороже всяких любых разбирательств, которые^ без конца на гл азах у детей происходят. Ведь когда взрослые дерутся , страдают от этого дети, это давно известно. Когда в семье начинается бракоразводный процесс с р азд елом имущества, про ребенка забывают. . . Что совершенно очевидно? Во-первых, надо, конечно, учителям объяснить, что та кое деполптизация. Вы з н а е те, надумано или не надумано — слово есть, оно пущено, оно уже реальность, в общественном сознании оно свое место зан яло и дальше будет его раскачивать и разъедать, пока люди не объяснят., Учителю нужно точно и четко определить, что понимать под деполитизацией. Как говорили восточные мудрецы, уточните термин, и вы изб авите мир от половины заб л у ждений. Второе: недопустима политическая манипуляция детьми. Это самое безнравственное, что можно сделать. Когда я вижу, что статую Ленина сье- ргли и по ней бегают дети, и тут же ликующая толпа взрослых, мне становится не просто страшно, а жутко за этих детей. Немедленно надо прекратить подобный вандализм! Всеми допустимыми государственными, партийными, общественными и другими способами, пока мы совсем детей не потеряли. Меня потрясло, когда ь первый день партийного с ъ е з да здесь, на территории. Кремля, раздавали ан тисоветскую «Правду». Кому? Д ел ег атам партийного съезда! Меня потрясло, что никто не дал этому должной оценки. По когда после первого -дня с ъ е зда, переругавшись вдрызг, мы пошли к Ленину (причем, вы помните, как было с к а з а но: пускай делегации своих представителей пригласят; и вдруг зал сказал: почему ггое- дставителей? Мы все пойдем! Это было, видимо, непредсказуемо), так вот, когда мы стояли около Мавзолея, все з а молчали и кто-то сказал: мужики, а ведь Ленин-то нас всех помирил. Значит, что-то есть еще в этом. Так вот об этом в прессе не было пи строчки. Почему-то именно об этом умолчали. А все другое с большим обилием было высказано. И это тоже все читали наши дети. И чеще. Мне совершенно очевидно: иллюзия предполагать, что дети сами, без помощи взрослых, найдут свою дорогу, свой путь, свой союз свою ассоциацию, свою организацию и т. д. , и т. д. Во все времена и у всех народов вместе с теми же скаутами, квакерами стояли и стоят в з рослые, даже пожилые, старые люди, которые сами когда-то прошли эту организацию, а сейчас передают опыт своей молодости. Это умные люди. Так неужели мы не найдем умных людей? Если сейчас бросить пионерскую организацию, комсомол, сказать «спасение утопающих — дело рук самих утопающих» и гордиться тем, что мы им предоставили самостоятельность,— это значит вообще бросить их на произвол судьбы. В каждой школе надо организовать такую жизнь детей и взрослых, которая бы утверждала общечеловеческие ценности, идеалы добра, гуманизма, культ человека. Пусть общество поможет школе, и школа спасет общество. В. КАРАКОВСКИИ, директор московской школы № 8 25 (выступление на ■Секретариате ЦК КПСС 2 октября 1990 г. «Гласность» 11. 10. 90 .) НАШ СИЯТЕЛЬНЫЙ СОВРЕМЕННИК Художник Андрей Кириллович Голицын —- потомок древнего и сл авного к н я ж е с кого рода — недавно был избран предводителем . ^дворянства. В о згл авл я емы й им «Союз потомков российского дворянства» пытается собрать осколки уничтоженного революцией, рассеяного в прост ранстве и времени сословия, составлявшего культурный слой российской почвы. Возрождение достойнейших традиций русских дворян, поиск и обобщение обширных материалов по истории О течества, находящихся в частном хранении у дворянских потомков, создание архивной сл уж бы и музейного фонда, изд ательская . деятельность — о планах «Союза» скажем пок а скороговоркой, без претензий объять необъятное. Вступить в «Союз потомков русского дворянства» уже пожелало около трехсот человек, «верительные грамоты» которых внимательно изучает генеалогическая комиссия. Так что уже очень скоро мы, вероятно, получим подтверждение тому, что потомки дворян, прежде насильственно выключенные из общественной ж изн и ,— люди не только широко мыслящие, но и д е я тельные. Уцелевшие дворянские гнезда овеяны в нашем восприятии романтическим флером, сотканным не одним поколением русских писателей: от Тургенева до Набокова. Б ы лой роскоши, разум еется , не осталось, «гнезда» заново выстроены на пепелище, но дворянский дух неистребим. Порядочность остается основным мерилом человека в этом кругу, девиз: «Береги честь смолоду» — / главенствующим принципом воспитания детей, и превыше всего, к а к и прежде, здесь — духовные интересы. В этом смысле семья Андрея Кирилловича Го лицына (который, кстати говоря, приходится родным племянником писателю Олегу Васильевичу Волкову) истово верна дворянским традициям. Жен а Ирина — актриса, о профессии дочери — Маши — пока можно только догадываться, она еще и в школу не ходит. Но уже учится фр ан цузскому у папы. На . снимках: художник А. К. Голицын у себя дома: усадьба Х р у щ е в ы х - С е л е з невых, 1814 г. (ныне музей А. С. Пушкина). Иллюстрация А. К. Голицына к книге его дяди — О. В. Волкова «Каждый камень в ней живой» (из истории московских улиц). Фото В, Великжанина (Фотохроника ТАСС) Вопрос ребром Решением Северного исполкома был запрещен проезд гусеничного трансп рта по улице Советской, чтобы предотвратить преждевременное разрушение вновь проложенного асфальтног о покрытия, не дать его разбить. Само по себе это решение верное, но как быть теперь жителям, ведь пришла пора, к о гда необходимо привозить сено? Обещанная объездная дорога так и не появилась. Р а нее возведенная дамба перекрыла окольный путь. И все-таки надо подумать о людях и ускорить решение вопроса по поводу объездной дороги, чтобы не вынуждать сельчан звонить во все инстанции, волноваться и предельно экономить имеющиеся дома корма для животных, если, конечно, они еще остались. 3 . ДЕВЯТНИКОВ, пенсионер. Откликнитесь! Верховный Совет СССР через Комитет по делам воинов- интернационалистов готовит законодательные акты, направленные на решение вопросов, связанных с устройством жизни и быта военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях з а пр еделами Советского Союза, а такж е семей погибших воинов. В связи с этим, Северному райвоенкомату необходимо выявить количество лиц, принимавших участие в боевых действиях з а пределами Советского Союза в период с 1945 года и по настоящее время, которые проживают на территории Северного района, узнать количество военнопленных, убитых, ум ерших после возвращения из страны пребывания, а также получивших ранения и ув е чья в резул ьтате боевых действии. Уважаемые воины-иптерна- ционалисты и семьи погибших воинов/ откликнитесь! Мы ждем вас по адресу: ул. Радищева, 15, райвоенкомат; или звоните по телефону 21-088 . Ваши сведения помогут нам восстановить спра ведливость. В. ПЕРМИНОВА, старший инструктор РВК. Р о ж д а е т с я в споре Новая газета — независимый общественно-политический еженедельник «Голос Литвы» — пополнила многочисленную семью изданий республик. Эта газета, однако, отличается от своих собратьев. I Ее а д р е сат, как задумали ж у р н а л и с ты ,— читатели страны. Выходит на русском языке. — Мы не станем на вязывать своего мнения ,— говорит главный редак тор «Голоса Литвы» Д. Шнюк а с .— Будем представлять разные точки зрения. Выводы пусть делают читатели. Постараемся публиковать и чисто информационные материалы для досье — о текущих событиях в политике, экономике, культуре. Особое внимание уделим истории Литвы. Удастся ли новому еженедельнику решить нелегкую задачу — стоять в «центре», отражать всю палитру мнений, покажет будущее. С. ЮРЬЕВ.
1 ноября 1990 годя ф № 131 ( 6 6 6 7 ) « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А * Село. Кадры. Наука. ♦ Высшее образование— заочно Новосибирский сельскохозяйствен ный ! институт, созданный в 1936 году, в настоящ е е время стал одним из крупнейших сельскохозяйственных вузов страны, базой , по подготовке и повышению квалификации специалистов и научных работников Сибири и Дальнего Востока. Острая потребность в специалистах с высшим сельскохозяйственным образованием обусловила открытие заочного отделения. Открылось оно в ноябре 1945 года. Тогда в институте лишь по двум специальностям можно было учиться заочно: «Агрономия» и «Зоотехния». Затем было образовано структурное подразделение института — з а о чный ф акультет. По мере его совершенствования, открывались новые специальности: «Механизация сельского хозяйства» — в 1950 году; «Экономика и управление в отраслях агропромышленного комплекса» — в 1961 году; «Бухгалтерский! учет и ан ализ хозяйственной деятельности в сельском хо зяйстве» — в 1964 году: «Профессиональное обучение и технические дисциплины» с подготовкой инженеров-пре- подавателей — в 1977 году. В настоящее время подготовка специалистов по з ао чной форме ведется на четырех ф акул ьтетах и по 6 специальностям. Агрономический факультет готовит ученых агрономов ши рокого профиля для сельско- Й ьзяйственного производства и р у ч н ы х учреждений Сибири. Зооинженерный ф акул ь т е т готовит специалистов для производственно - технологической, *'организационно'гуправ1 ^ н ч е с к о й и иссл едовател ьск о й деятельности в области технологии производства продуктов животноводства и селекционно-племенной работы. На ф акул ьтете механизации можно получить специальность инженера-механика. Та • кому специалисту нужны зна ния, позволяющие успешно заниматься производственно- технологической, организационно-управленческой и исследовательской деятельностью в области механизации с е л ь с кохозяйственного производства и организации ремонта сельскохозяйственной техники. Как известно, в послевоенный период возросла потребность в кадрах механизаторов широкого профиля, подготовка которых ст ала осуществляться ч е р е з систему ОПТУ. Дл я преподавательской работы в них необходимы квалифицированные преподавательские кадры. В связи с этим с 1975 года н а ч а л а с ь ' подготовка инженеров-про подавателей. Экономический ф акул ьтет готовит специалистов экономического профиля для системы Агропрома, Студенты-заочники изучают те же дисциплины, в том же объеме и получают такую :ке квалификацию, как и студенты соответствующих специальностей на очном отделении Дл я всех студентов, зачисл ен ных на соответствующие ф акульте ты, проводится установочная сессия. На ней читаются лекции по дисциплинам, вынесенным на лабораторноэкзаменационную сессию, да ются методические у к а зан и я по выполнению контрольных работ. В межсессионный период студенты самостоятельно в ы полняют контрольные работы по соответствующим дисциплинам и после их проверки, получают вызов на сессию. Во время сессии студенты прослушивают кур с лекций, отрабатывают лабораторно- практические занятия , сдают зачеты и экзамены.» В распоряжении заочников имеется сп ециал ьная библиотека, где можно получить уче- Оники и учебные пособия для самостоятельных занятий дома. Дл я оказан ия помощи этой категории студентов; в межсессионный период институт организует проведение различных видов учебно-методической работы. Реализуе тс я эта помощь ч ер е з учебно-консультативные пункты (У КП), которые явл яю т с я с т рук т ур ными подразделениями заоч ного отделения института. Дей ствует такой пункт и н Куйбышеве. В настоящее, время Куйбышевский УКГ1 ведет приём д о кументов на ‘ 'заочное отделение ву за . по специальностям: агрономия , зоотехния, механизация сельского хозяйства (инженер-механик), профессь опальное обучение и технические дисциплины (инженер- преподаватель), экономика и управление в отраслях агропромышленного комплекса, бухгалтерский учет и ан ализ хозяйственной деятельности. Заявл ен ие о приеме подается на имя ректора н н с т л г у та. К нему прилагаются: документ об образовании, ха рак теристика , -копия трудовой книжки, медицинская справка , 6 фотографий (3x4 см). Документы принимаются до 10 я н в ар я , а с середины д е кабря работают месячные подготовительные курсы. Предпочтение при поступлении отдается работникам колхозов, совхозов и сельскохозяйствен- йых предприятий. В. МОИСЕЕВА, заведующ ая УКП. И с п о л ь з у й т е свой В настоящее время, когда на повестку дня все настойчивее выдвигается проблема необходимости повышения жизненного уровня трудящихся, когда все чаще мы употребляем сочетание слов « З а бота о Человеке» , остро в с т а ет вопрос о повышении к а чества медицинского обслуживания населения. Р а з р е ш е ние этой проблемы н е р а з р ы в но связано с подготовкой сп ециалистов с высшим медицинским образованием. Несмотря на то, что кадровый состав сети практического з дравоохранения нашей Области еж егодно пополняется выпускниками Новосибирского медицинского института, ни для кого на сегодняшний день не я вл яется секре том тот факт, что лечебные учреждения с е льских районов области не Укомплектованы врачебными кадрами, что, безусловно, н е гативно влияет на охрану здоровья людей. Ежегодно на первый курс Новосибирского медицинского института, на все три ф а к у л ь те та (лечебный, педиатрический и стоматологический) поступают 8 0 0 юношей 1 девушек. Институт готовит кадры врач ей в первую очередь для лечебных уч р ежд ений Новосибирской области. Однако опыт государственного распределения молодых специалистов показывает, что выпускники-жители города (а их, к ак шравило, большинство) не всегда з акр еп л яю тся на Длительное вр ем я в районах области, имеет место тенденция возвращения молодых специалистов в город после трех лет работы в сельской местности. Наиболее охотно едут работать в лечебные уч реждения районов области ребята, поступившие в институт после ■окончания сельских школ. В с вя зи с этим, институт с тар ае тс я активнее проводить профориентационную работу среди выпускников средних сельских школ, ориентируя их на получение про фессии врача. К сожалению, уровень подготовки сельских школьников по предметам, выносимым на вступительные эк замены, не всегда отвечает высоким требованиям, пре дъ я вл яем ы м к знаниям абитуриентов, а отсюда и постоянный высокий отсбв из числа, приезжающих из области. Чтобы помочь выпускникам сельских средних школ 1991 года, желающим поступить в Новосибирский, ордена Трудового Красного З н а мени медицинский институт, более качественно подготовиться к экзаменам, на базе института второй год работает платная заочная школа. Ее прог рамма расширена по сравнению с прошлым годом (включены органическая химия и биология). Опытные доценты и преподаватели к а федр института сделают все возможное, чтобы уровень подготовки абитуриентов из сельских школ был достаточным для вступител ьных э к з а мене®. Начало зан ятий зао ч ной школы — 15 декабря ш анс 1990 г. Ориентировочная сто пмость обучения — 35 рублей. К нам в Северное пришло обращение молодежного центра Новосибирского медицинского института. Они просят через администрацию и педагогические коллективы средних школ района проинформировать ребят, желающих поступить в медицинский ин-, с тату т , о наборе в заочную школу. Желающим пройти обуч ение, необходимо в срок до 2 0 . 1 0 . 9 0 г. выслать письмо- з а я вку с у к азан ием фамилии, имени, отчества, точного д : - машнего адр е с а (с индексом) по адресу: 6 3 0 0 9 1 г. Н овосибирск-91, Красный прос: пект, 52 коми. 14. Молодеж: ный Центр НМИ. Заоч н а я школа. Вся дальнейшая информация о порядке обучения будет доведена до каждого ш кольника в кратчайшие е р ш и личным письмом. Справки по телефону: 20-07-71. Мне к аже тс я, что ребятам, которые обдумали свой выбор, действительно стоит воспольз оваться услугами этой ш к о лы, чтобы иметь больше шансов на поступление. Тем более, что оплата- по нынешним временам -невысокая. Если данная публикаций, по каким-то причинам, не попадется на гл а з а заи нтересованным лицам, я надеюсь, что взрослые (родители, зн а к о мые, учителя) подскажут им, где получить необходимую информацию. Н. ИВАНЧЕНКО, Незаменимые люди есть Совершенно справедливо упрекают иногда газетчиков за т о , . ч т о на страницах « р а й онки» зачастую появляются один и те же лица. Многих несколько р аздр ажа ет, что больше всего внимания у д е л я е тся передовикам. И читатели, как всегда, правы. Р а з в е может интерес к человеческой личности ограничиваться н а личием наград или достижением максимально высоких результа тов? Буквально каждый человек интересен и неповторим. Хочу нарушить эту не всегда справедливую традицию с тем, чтобы познакомить вас с одним из таких т р у ж е ников. Кое-что об Александре Алексеевиче Салове я у слы шала еще до поездки в Чуваши, где он живет и работ а- тает в колхозе «Новая жизнь». Буквально в каждой беседе, хоть раз да упоми налось это имя: заходила ли речь о ремонтных работах или о кузнечном рем есле (которое т ак стремительно умирает в селе). И везде, всегда оказывалось, что з а м е ч а т е л ь ные руки мастера могут еде-, лать все, в чем есть в колхозе нужда на данный момент. Вот и председатель к о л х о за С. Д. Изюров, когда заго ворили о работниках х о зя йст ва, прежде всего назвал Александра Алексеевича: — Человек он, вроде, неприметный, спокойный такой. Почти ничем не выдедя- ется среди односельчан. Но т а к только возникает какая-то проблема, в любое время можно н аде ять ся на помощь. Давно уже работает он слесарем в гараже. И среди всех 1прочих от личается р а зумной исполнительностью. У него начисто отсутствует ко рысть, поэтому, соглашаясь, на производство тех или иных работ, никогда не ставит у с ловий по оплате услуг . На все руки мастер и не заменимый человек в колхозном производстве. После всех диалогов, где-то в представлении у меня не_- вольно сложился мысленный портрет. Этакий образчик литературно - производственного стереотипа, каки х много встречается в периодике и на плакатах: раз кузнец — значит, н а в ер н я к а отличаемся могучим телосложением. Раз все умеет сдел ать сам, з н а чит волевой, целеустремленный, обязательно с твердым пытливым взглядом. Но как же убог набор обычных стереотипов, как далек он от жизни! В этом мне пришлось еще р а з уб.едиться, когда я - пришла в мастерскую. Ли один из находившихся там мужчин не был даже слегка похожим на мысл енный портрет. И меньше всего на этот образ-стереотип был похож сам А. А. Салов. Невысокий, худощавый, с удивительно узким удлиненным лицом и печал ьным взглядом. Кроме того, в его осанке, движениях и голосе проглядывала т ак а я усталость и отрешенность, что трудно было н ачать р а з говор, все слова к а з а л и с ь лишними и не нужными. Я не уд ержалас ь и спросила. — Отчего у вас тут сегодня т ак невесело? — А чему, собственно, р а до в а т ь с я ?— медленно, сл е г ка р а с т я ги в а я ф р а з ы , ответил он вопросом на вопрос и так ж е мерно продолжал: — Условия работы не улучшают на строения, всего не хватает: зап час тей , оборудования . . . Р е б я т а л еж ат под машинами на сквозняках . В колхозе ведь больше всего уд е л я е т с я внимания живот новодству. Машинный парк увеличивается , поступают мощные, сложные, но ломкие машины, а штат з д есь п р а к тически не увеличивается . Н а г р у з к а на каждЬго р аботающего растет. Из-за множества причин, мы все вр ем я з а н я ты , но это не настоящ.тн работа, все не т а к с к л а д ы в а ется, как хочется, к ак долж но быть. . . Нет, не первый раз приходится мне слыш ать о том, что условия, ср ед а и сложивш а я с я в стране система не дают человеку возможности полноценно работать. И чем мастерови тее человек, чем лучше у него работают руки и голова, тем сильнее с т р а д а ет он от бесполезной работы или организационных н е у в я зок и от того, что все в нашей жизни о ставл яет ж е л а т ь лучшего'. Все проходит. Пройдет и этот наплыв грусти по неисполнимому. Просто работа и ж и з н ь не дадут лишнего времени для переживаний. Своим чередом будет идти работа в мастерской. Ведь если ч е л о в ек а назвали незаменимым, это означает, что дело для н е го прежде всего. И с этим уж е ничего не поделаешь. Н атура . И. ДРОЗДОВА. На снимке: А. А. Садов. Фото С. Федорова.
RkJQdWJsaXNoZXIy