За дело Ленина, 1990, № 105

Сначалом нового учебного года, дорогие друзья! П ролет арии всех ст ран , соединяйтесь! л е л о Газета основана 2 0 нюля 1 9 3 5 г ода № 105 (6 6 4 1 ) С У Б Б О Т А 1 С Е Н Т Я Б Р Я 1990 года Цена 3 коп. ОРГАН СЕ ВЕ РНОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ Н О В О С И Б И Р С К О Й ОБЛАСТИ Вых о д и т по в т о р н и к а м , ч етвергам и с у б б о т а м . Здравствуй, школа! По-видимому, к аж ды й из нас мысленно произносит эти сл ова в преддверии нового учебного года. Трудно н а з в а т ь другой праздник, который по чистоте, романтичности мог бы ср а вн и т ь ­ ся с 1 с е нтябр я . Сегодня приветл иво р аспа хнули сь двери школ. И гулки е коридоры, х р а ­ нившие >д'о сей минуты зап ахи краски , огласи ли сь в о с т о р ж е н ­ ной детс кой ра зноголосицей , за ливистыми школьными звонками, возвестившими о начале нового и трудного похода з а знаниями. Д л я тех, ком у сегодня м а м ы . з а б о т л и во со брали ран ец п ер во ­ клас сник а — э то н ачало пути. Д л я дру гих , кто «умудрен» опытом 9 — 10 л е т -—• это последний год, который они п р о ­ в ед ут в с т ена х школы. П оход з а знаниями. Ч т о т а ­ к о е Зн ан и е ? К аким оно дол- : ж н о быть сегодня, . з а в т р а , в сл едующем веке. Вопросы этн д а л е к о неп раздны е. Ведъ нынешние п ервоклаш ки — вып у ск ­ ники 2000 — 2001 года. И мы у ж е р еа ль н о ощ ущ аем ды х а н и е д в а д ц а т ь первого века. Вопрос о новом знании, или к а к еще го в о р ят , о новом к а ч е ­ ств е знаний, б о ле е чем н азрел , несмотр я ,на к а ж у щ у ю с я аб-,. страктность , это очень к о н к р е т ­ ное т р е б о в ан и е се годняшней жизни. С перестройкой пришло ж е л а н и е о бъек тивно р а з о б р а т ь ­ ся в наш ей жизни, и, п р е ж д е всего, не допус тить больше р ешений, п ротиворечащ их интерес ам н а р о д а . Ибо в основ е к а ­ ж д о г о из них, мелкожитейского или масштабного , л е ж и т сумма оп ределен ных знаний. То есть у в а ж и т е л ь н о е осмысление роли нового з н ан ия — сегодня дало не тольк о полезное, но и к р а й ­ не необходимое . М ожн о без особого т р у д а привести много примеров, когда н ас сп а с а л о именно з н ан и е и к о гд а г у б и л а самонадеянность . Только общей непо д го то вл ен ­ ностью в этом отношении можно объяснить , нап ример , о т ста вани е в ст р а н е социал ьной сферы от темпов промышленного с т р о и ­ тел ь ств а . Именно непонимание того, что осн овна я ценность об гцества — человек , з а в е л о нас в тупик, породило события, к о ­ то рые полы хаю т в о многих р е ­ гионах страны . Мы много говорили, а когда много говорят , то мало д е л аю т , о гармоничном ра звитии и воспитании личности, а по сути просмотрели На д а иг а ющ ие ся . гло ба л ьны е проблемы: э к о л о г и ­ ческие, политические, э к о н о м и ­ ческие и проблем у в ы ж и в а е м о ­ сти челове ка . И теперь н ужн а не просто сумма знаний, а си ­ стемное знание о том или ином п редмете . Что так о е новое знание? Это зн ание , полученное при вы я с н е ­ нии нескольких истин: оно р о ж ­ д а е т с я тольк о п р и - с т о л кн о в ен и и нескольких точек зрения на о д ­ н у и ту ж е проблему, оно у ни ­ в ерса льно , а значит, в нем з а ­ л о ж е н а почва д ля к о н с т р у к т и в ­ ных сомнений к а к м е то да с о в е р ­ ш е нс тво в ан и я , разви тия . Б е с к о ­ нечное развитие . Новое зн ание , несомненно, д о лж н о проникнуть в созн ание, п р е ж д е всего, через школу, школьное о б р азо в ан ие . Следова тельно , к этому должны быть готовы педагогические коллективы. Но шк о ла к этому б у д е т го то в а тогда, когда в нее п риду , носители этого нового зн ания п р е ж д е всего, люди реальной жизненной практики : ученые, ра бочие, крестьяне, инж енеры пар тийны е и советские р а б о т ай ки с т а н у т ч итать лекции, вест] н екоторы е предметы, рас ска зы в ать о ре а ли я х . Так ое единение д а с т во зм о ж н о с т ь школьникам понимания главного, что все г пашей жи зн и в з аи м о с в я з ан о , чте п р и р о д а не е с т ь нечто б е с к о ­ нечное, б ездонн ое , н еи счерпаемое. Понимание этого каждых — о сн ов а д л я верного п о ним ания роли и места ч елове ка в природе, В та кой постановке вопрос; п оменяется и роль учите ля , oi с т а н е т не только проводником определенных знаний, а и носи телем ме то ди к подготовке школьников, дирижером , распре д е л и т е л ем знаний, накопленных в общес тв е, В с я к а я п ерестройка м ож е т со в ершиться, если д л я это го е с п о б ъ е к т и в н а я б а з а . М ожн о вес у ста ви ть различной ап п ар ату рой, но т а к и не научиться да в а т ь р е б я та м настоящих знаний Н у ж н о е д е л о и нформ атика, пер спек тивиое, сп ору нет. Но когда на доске висит п л а к а т време е л и к б е з а «Мы не рабы...» или «Ш ура мыла рамы», то о какой и нф о рм ати к е м о ж е т идти речьг И не т у школу над о считать пер ед овой, г д е ес ть ком пьютеры^ г д е есть спец и али зиров ан ный кл асс. Современной была и о стане тся та школа , в которот умеют сф о рм ир о в ать у ребенка интерес ко в сем у новому, учат его ан а л и зи р о в а т ь , синтези ро в а т ь зн ан ия , самостоя тельно по з н а в а т ь действительность , в ко торой у ч а т сом не ва тьс я , з а д у м ы в ать ся н а д совершенством жизни, Н о воплотимо это б у де т толь ко при реальной самостоятель ности школы, при возм ожности к о о п ер аци и с предприяти ями, другим и учебными за в еден и ями . К о г д а б у де т во зм ожн о сть с а м о ­ стоя тельно з а к а з ы в а т ь лекторов творческим коллек тивом — учеб ­ но -ме тодиче ские пособия , а то и учебники по инте ресующей от расли зн ан и я . Но самое главное по р а о со зн ать , что нет ничего в а ж н е е школы , детей — это н а ­ ше б у дущ ее . И отношение к э т о ­ му б у д у щ ем у Должно быть нс по оста точному принципу. Чтобы и школы были п ривлек ательны е , а не вы м а з ан ы в мрачный цвет под з ем н о го к а з е м а т а . У ж если л у чш е е — де тям , т а к лучшее. В едь все мы находимся в ж е ­ лезной з ависимости от се г о д ­ няшних п е р в о к л аш е к , которы е се го дн я с трудом удержив аю т букет цветов. . Че р ез ч е т ­ в ерть в е к а они будут д е р ж а т ь в ру к а х у п р а в л ен и е страной, так д а в а й т е то ропиться воспитывать их умными, образов анными , з а ­ ботливыми. З д р а в с т в у й , школа! Ж е л а ем ученикам и учителям пытливости и т ворче ств а , взапмопонима пия, крепк ого зд о р о вь я . ' От забот не уйти никуда Н е см о тр я па то, что ученики и учите ля у ж е привыкли к своей школе, обжились , и, п о -возм ож пости, обустрои лись, ста рые п р о ­ блемы, о которых р ан е е г овори ­ лось на с тр ани ц ах г аз е ты , не прекра тили своего с у щ е с т в о в а ­ ния. П о с ле в изита в Г р а ж д а н к е во, с новой силой всколыхну лись п е р е ж и в а н и я д и р е к т о р а Коб. КорДоновской школы Л . Б. Корюкиной: — К акое прекрасное там обо- оудовапие! Р а з в е можно с р а в ­ нить с тем , что имеем мы. К ак все удобно устроено, есть и шкафы, и цветной телевизор . Свой оформитель с д е л а л интересные стенды. А ка ки е з а м е ч а ­ тельные классы д л я младших! Руки опускаются, к о г д а с р а вн и ­ ваешь. Все-таки ж а л ь , что у нас, к а к у работник ов г р а ж д а н ц е в - ской школы, не было в о з м о ж ­ ности в ка ком -н и бу д ь здании п е р е ж д а т ь пока у с т р а н я т все н е ­ доделки и д о й д е т о борудов ание . Мы т а к сильно у д а л ен ы д а ж е от рай ц ен т р а , что т рудно з а н и ­ маться теперь дос т а в ан и ем , вы ­ биванием. Ч а с т о не н аездишь ся . Т е к у щ а я р а б о т а не ж д е т . Еще одна п р о бл ем а — кадры. Конечно, к а ж д о м у дире ктору х о ­ чется , чтобы в его ш к о ле не было в акансий, а весь к о л л е к ­ тив с ос тоял из к в а л и ф и ц и р о в ан ­ ных сп ециалистов. Впрочем, кто успел с головой оку н у ть ся в д и р е к т о р с к и е проблемы, все, к а к правило , реа ли сты . Терпеливо о ж и д а ю т они, что после о ч е р е д ­ ного р ас п р е д е л е н и я , м ож ет , к о ­ го-н ибудь р а с п р е д е л я т , а он, в свою очередь, со гл а с и т с я поехать учи т е ль с т в о в а т ь на о краин у г л у ­ бинки. Кроме постоянных в а к а н ­ сий. возникаю т и вр ем енны е б р е ­ ши: д е к р е т ны е отп уска , учеб а. Д а мало ли в ж и зн и причин, по которым п риходи тся на время о с т а в л я т ь р аботу . С особым пристрастием го в о ­ рит Л ю д м и л а Бо р и с о в н а о школьной мастерской. В е д ь на ст а н к а х не тольк о обучают р е ­ бят, п риобщ а я их к тр у д у . К ак много можно с д е л а т ь на них д'ля н у ж д самой ж е школы: э л е ­ ментарные столы>, с т е л л а ж и , лестницы, тумбы. А у ж чинить сломанную мебель , тем более над о бы самим школьникам . При отсутствии станк ов у Коб. Кор- д онов ских м а льч иш ек есть н е ­ ограниченные возможности , ч то ­ бы м а стерить , — ведь л е с п р о м ­ хоз под боком. Н о что с д ел аеш ь практически голыми руками? И коль у ж сейчас не у д а л о с ь р а з ­ д о бы ть н еобходимого о б о р у д о ­ в ан ия , то с нас ту плением «рын ­ ка», э то стане т , видимо, совсем н е в о зм о ж н о од'елать, И ещ е одна з а б о т а соперни ­ ч ает с оста льным и по в аж н о с т и . Л ю д м и л а Б о р и с о в н а — историк. С р а з в и т и е м гл асности неимо ­ в ер н о у с л о ж н и л а с ь ее у ч и т е л ь ­ ск ая з а д а ч а . К а ки е бы изменения не вносились в учебники , ка ки е ф ак ты не о ты ски в ал и сь бы в периодике , ск олько еще неи звестного, спорного, д е ф о р ­ мированного з а л о ж е н о в любых печатных и здани ях , что г о т о ­ вясь к очередному уроку, . п рихо ­ дитс я н а д е я т ь с я в большей с т е ­ пени на свою интуицию, б л а г о ­ р азум ие , умение п росеивать и к о н ц ен тр ир о в ать обильную', но р азрозненную и противоречивую информацию. А лю бознат ельны е дети х о т я т зн а т ь п р а в д у и т о л ь ­ ко п р а в д у и т а к не хочется их обмануть . В. ВАЛЕНТЬЕВА. Н а снимке: Л . Б. Корюхина. Фото С. Ф е д о р о в а . ПЕРЕД ПЕРВЫМ ЗВОНКОМ Б у к в а л ь н о п ер ед первыми д н я ­ ми учебного г о д а я з а ш л а в школу, чтобы посмотреть на п е ­ ремены после летней трудовой четверти . И не ошиблась: они есть. В ш к о ле з а к а н ч и в а е т с я ре монт. Р аб о ты , конечно, ещ е много, но б о льш а я ее часть у ж е с д е л а н а . К о гда я п о д н я л а с ь на второй э т а ж , в г л а з а с р а з у ж е бросил а с ь т е м н а я к р а с к а панелей . Б р и г а д а , к о т о р а я вы п о л н ял а эту р аботу , с д е л а л а их просто б е з о ­ б р азн о и неак к у р атн о . Конечно, многое ещ е з а в и си т и от цвета краски . Но вот, глян ув на окна, очень была п о р а ж е н а и о б р а д о ­ в а н а тем , что на них ст оят очень к р а си вы е цветы, а т а к ж е повешены н е б о л ьш и е тю л е вы е з ан ав ес очки . Б ы л о очень п р и я т ­ но с м о т р е т ь на них. И, конечно ж е , «вы м а з ан н ы е » зеленой крас кой стены совсем не со четаю тся со всем этим. З а ш л а в о р г ан и з а т о р с к ую . С в е т л ан а А л е к с а н д р о в н а П е р м я ­ к о в а с о с т а в л я л а план п р о в е д е ­ ния Д н я знаний. З а х о д и л и учителя. В шк оле ч у в с т во в а л о с ь приближение , п р а з д н и к а . Н е м н о ­ го поговорив с учите лями , я у б е ­ д илас ь , что ещ е достаточн о п р о ­ блем, ко т о р ы е п р е д сто и т реш ать в течение учебного года. — Ну, а к а к прошел отд'ых? — спроси ла я. • Д а целыми днями го огород, то п окос — и т а к весь отп уск. В сегда т а к отдыха ем , привыкли уж е , — ответила мне С л а в а м и р а Онисифоровна П е т р о ­ ва. — А есть ли ж е л а н и е н ачать работу?. Учителя з аулы б алис ь , а Е к а ­ терина Кирилловна П е т р о в а с к а з а л а : — Конечно, есть . Р а б о т а т ь х о ­ чется. З а лето п о я в ил и сь новые з ад ум к и по ведению ур оков, б у ­ дем пробовать р а б о т а т ь по-н овому. Хорошо будет, если все з а - думки наших уч ителей сбудутся в новом учебном году. И. Е В Г Е Н Ь Е В А . с. Северное.

2 ^' xcaxzzzxzzzxzcax^occc^ « З А Д Е Л О ЛЕНИНА » № Ю5 ( 6 6 4 1 ) | БЕССМЕННЫЙ ДИРЕКТОР Д и р е к т о р гр аж д а н ц е в с к о й школы М а т р е н а Дм и трие вн а К у з н е ц о в а — ж е нщ и н а очен ь з а м е т н а я и не тольк о потому, что , к а к х о р ош а я хозяйка , с р а с ­ п а х н у т о й душ о й принимала го ­ стей. Все бы о т д а л а : и семена, и цве тов на букет, которыми та к б о г а т пришкольный участок , и опыт, хороший и печальный. Б е ­ рите все, ничего не ж а л ь , лишь бы пошло на пользу . Смотришь н а нее со стороны и у д и в л я е ш ь с я , к а к мож ет у м е ­ сти ть с я в одном ч е л о в е к е . ст о л ь ­ к о энергии, широты, ж е л а н и я помогать , в с е г д а д е л а т ь какое- то ко н кр е тно е дело, Просто , б ез рисовки и л о ж ­ ной скромности,, (рассказывала она о том что и к а к у д алось им с д е л а т ь д л я своей новой ш к о ­ лы: — Н е п ринимали раб о ту у строителей д о тех пор, пока пе были устранены в с е нед оделки и не подош ло н еобходимое о б о ­ ру д о в а н и е . Л и ш ь нез ад о л го до Ihobqto года п роизош ло н о в о ­ селье. О б у с т р о й с т в о начали с к а би н ето в , в едь п р е ж д е в сего н еобходимо было н а л а д и т ь у ч е б ­ ный процесс. Потом бросили все силы на у часток и двор , которы е п р е д с т а в л я л и из с е бя пустыню, где Из-за щ е б н я и строительного х л а м а негде было з ац еп и тьс я з ел еном у росточку . Ско лько п р и ­ ш л о сь п е р е т а с к а т ь зем ли и в о ­ д ы ( водо п р о в о д п о явил с я много п о з д н е е ) , чтобы теп ер ь , осенью, в о к р у г р а з р о с с я яркий живой к о в е р из п ре к р а сн ы х сортовых ас т р , из зн ак ом ых и не очень известных цветов. Много в р е ­ мени посвятили теплНце. Хоть Знакомьтесь, она и неб ольшая, но доход' получили с нее существенный. О б е с ­ печили все село рассадой цветов и овощей, торговали луком, огурцами , помидорами . Не з а ­ были и себя : засолили огурцы. П риготовили бочки д ля к а п у ­ сты, выращиваем ка ртофель (его х в ати т , и на п р о д а ж у еще о с т а ­ н е т с я ) . Такие будничные д ела , что пока слушаешь разговор, з а б ы в а ­ ешь, что речь идет не о доме — о простой школе , которой заново необходимо осваивать землю под сад, огород и цветники. К стати , о са ж ен ц а х здесь тож е позаботились и у ж е з а л ож и л и основу бу дущ его п ло д о в о -я го д ­ ного участк а . П ок а на нем то л ьк о тонкие прутики — чуть прочней поДевых былинок, но у ж е на следующий год р а с к у с ­ т я т с я здесь ягодные саженцы. Говорит обо всем М атрена Д м и ­ триевна торопливо, но четко, как бы боясь что-то упустить или н е Успеть поделиться своими сооб раж ен иям и и планами. Н е смотря на то, что п р о д е л а ­ на гр ом а д н а я р а б о т а з а к о р о т ­ кий срок, нет ощущения, что директо р удовле творена . Н а ли ­ це и в голосе з а б о т а . Не даю т проблем ы рас слабит ьс я и о т ­ дохнуть , — В прошлом году в школе было тепло, а как буде т нынче — неясно. В рабочем состоянии только один котел. Недоделки с отоплением нам обещали устр анить д о первого июня, по и сп устя д в а месяца после н а з н а ­ ченного срок а ничего не и з м е ­ нилось в котельной. Еще не вся мебель имее тся в аудиториях, о с т а в л я е т ж е л а т ь лучшего о в о ­ щехранилище. Только нынче пришла э ле ктроплита , а до э т о ­ го готовили на мармите. К о г д а М атрена Д м и т р и е вн а заго во р и л а о проблем ах , их было трудно совместить с тем, что увидели внутри школы: т а к а я чистбта, поряд ок, уют. П оразили кабинеты д л я младшеклассников и шестилеток, гд е яркими б ли ­ ками отсвечивал разноцветный веселый пластик и высилась гимнастическая стенка. Ушла, а в душ е т а к и о с т а ­ лось жи ть ощущение, что побы в а л а не в учебном з а в ед ен и и , г в большом ухоженном доме З д е с ь всем уютно и тепло, л е г ­ ко учиться и рад остн о работать II все увиденное неразрывнс с вязы в алось с личностью бес смертн ого директора, душой i «вечным двигателем» школы, М атрены Дмитриевной Кузне цовой, И. ПТИЦИНА. Па снимке: М. Д . Кузнецова Фото С. Федорова. СТАРЫЕ ПРОБЛЕМЫ В НОВОМ ГОДУ п ож а л у й с т а Ш е с т н а д ц а т ь выпускников-пе- д а г о г о в п р ие х ал и нынче в р а й ­ он. Трнбуналова Е. М. — учитель н ач ал ьны х к л а с с о в Витинской неполной сре дней школы. Яковлева О. Ю. — н а п р а в л е ­ на в Витинск, б у д е т п р еп о д а в а т ь м а т е м а т и к у , Никитина Е. А. — буде т вести н ач а л ьн ы е к л а с сы в Северной ср е д н ей школе, Юдина М. П. — зак ончила ф а к у л ь т е т начальных клас сов , р а б о т а е т в о сп ита тел ем детск ого с а д а № 2. Журова Л. Н. — окончила ф и зм ат , н а п р а в л е н а в Г р аж д ан - цево. Сметанина М. В. — учитель н ач ал ьны х к л а с с о в , находитс я в д е к р е т н о м от пуске . Трибуналов М. Г. — заву ч и п р е п о д а в а т е л ь детск ой сп о р т ­ школы . Сейфулаева М. Р. — у р о ж е н ­ к а Б а р а б и н с к о г о района, б у де т п р е п о д а в а т ь ф и з к у л ь т у р у в С е ­ верной средней. Шелепанова Г. А. — в о сп итатель д е т с к о г о с а д а N° 2. Прохорова И. В. — бергуль- ч ан к а , учитель н ачальных к л а с ­ сов Бер гу л ь ск о й сре дней школы. Кац Г. В. — р а с п р е д е л е н а в у д а р н и ц к у ю ш к олу учителем н а ­ чальных кл ас со в . Ивонина С. А. — п р е п о д а в а ­ т е л ь русского я з ы к а и л и т е р а т у ­ ры в Ударнике . Тукмакова И. В. — р а с п р е д е ­ л е н а в Коб. Кордон . Кузнецова М. Ф. — учитель р у с с к о го я з ы к а и лит ер ату ры в г р а ж д а н ц е в с к о й школе. Шварц В. — буде т п р е п о д а ­ в а т ь русский и л и т е р а т у р у в о стаиинской школе. Закамская С. — распр е де лена в Г р а ж д а н ц е в о . Мне в сегд а казалось , что учит ель ска я школьная конфер енция, — это почти второй день уч и ­ т е л я . Ведь проходит она н а к а н у ­ не нач ал а учебного года, когда подзабьглись в с е неприятные моменты, отступила привычная уст алось, а долгое р ас став ание с Детворой у ж е подготовило се рдц а к радости встречи. Есть о чем поговорить людям, с в я ­ занным одной профессией, ес ть чем обмен яться , в едь опыт у к а ж д о г о свой, неповторимый. Очасти э то т а к и было. Все учителя собрались в районном Д о м е культуры, оживленны е и нарядные . Т у д а ж е были п ри ­ глашены хозяйственники . П о н а ­ ч ал у это мне п о к аз а л о сь н е о б я ­ з ате л ьны м , но к а к п о к а з а л неожи дан ны й ход конференции, необходимо , чтобы на большой а у д и то р ии и из первых уст у с ­ лыш али руководители в каком положении н а х о д я т с я наши школы, особенно некоторые из них. Именно на это хочу сде л а т ь упор в своем ма териале , потому что из -з а накопившихся проблем педагогический сос тав с т р а д а е т -во вторую очередь , а в первую — наши дети , которых мы ждем на смену себе образо ванными, культурными , добрыми и ч ест ­ ными. Только д л я это го необходимы условия и ещ е р а з у с л о ­ вия. Ничто не д а е т с я с а м о , по себе. Это к а к в большом б и з ­ несе: сн а ч а л а необходимо в л о ­ ж и т ь ср е дс тва и уси лия и лишь сп устя в р е м я п о лу ч аеш ь о щ у ­ тимую прибыль. Б у к в а л ь н о с р а з у вслед за вступите льным словом п р е д с е ­ д а т е л я райисполкома , б у дто пр о р ва л о плотину: одна з а д р у ­ гой выхсДили на сц ен у учите ля и говорили обо всем, что н а б о ­ лел о. А наболело многое. Первое , что услышал и п о д ­ д е р ж а л з а л , — э т о отношение о круж ающ и х к школе и у ч и т е ­ лям . П р е к р асно ос о зн а в а я все сложности учите льск ого тр у д а , которы е многократно у си л и в а ­ ются д еформаци ям и, с л о ж и в ш и ­ ми с|я в си стеме о б р азо в ан ия , в частности^ и в социальной си с т е ­ ме вообще, единственное , что в избытке получают они, — это нарек ан ия . Но с к ажи те , у в а ж а е ­ мые чита тели, что и насколько к ачеств енно можно сд елат ь при почти нищенском существовании школы? Вот, к примеру, о чем говорила букв альн о со слез ами на г л а з а х директор витинской школы: — Н а ш а школа совсем новая. Мы были вын уж д ены п одпи ­ са ть а к т е е принятия с недо ­ д е л к а м и , потому что дети у ж е устали е зд и ть на з а н я т и я в Че- баки. Н а с , к а к водится , з а в е ­ рили в немедленном, п ервоочередном исправлении недоделок. Но в с е т а к и осталось. Д а , порочная п р ак ти к а с л о ж и ­ л а с ь у большинства о т в е т с т в е н ­ ных лиц. С обидной легкостью д аю тся обещания, чтобы через , мгновение после получения п о д ­ писи в акте , все созн ательно за быть . С л о в а у нас — р а з м ен ­ ная монета . Им н ел ьз я верить, нельзя п о лож ить ся на них. К с т а ­ ти, хочу привес ти здесь еще один «любопытный диалог», к о ­ торый в сердцах п е р е с к а з а л а мо л о д ая учите льница из той ж е витинской школы. К о г д а их, еще студен ток , п р игл аш ал и на р а ­ боту, г а р а н т и р о в а л и в устной форме все, в том числе и жилье — только прие зж ай те! Ч т о ж е на деле? П о к а д е в ч а т а е з д я т из С еверного или Ч е б а к о в , а начнется учебный год — каж дый день не н аездишь ся . Обратились к п р е д сед ате лю ко л х о з а В. И. Д р а г а н у : — Помогите с ж и л ь е м . Чтобы работать,, надо п р е ж д е _ всего иметь крышу н а д головой! — Выйдешь з а м у ж — буде т к в ар ти р а . — А если з а м у ж не со б и р а ­ юсь, и р а з ъ е д у т с я учите ля из за неустроенности, в е д ь школу прид е т с я з а к р ы в а т ь , а вслед за этим потянутся из с е ла люди. — А мне все равно! Р а з у м е е т с я , не у всех руко ­ водителей хозяйств т а к а я к а т е ­ горичная манера в ы р а ж а т ь с я , ко очень часто не внемлют они просьбам администраций и к о л ­ лективов школ. У них у всех стандартный и порядком н а д о ­ евший ар гумент: шк о ла — не ко л х о зн ая , хотя у ч атся в ней д ети колхозн иков. Тех самых, ко то рые «дел аю т» привесы, на дои и у р о ж а и , Много прозву ч ал о обид' и ча стных, и общих. Всех не осве тить. Но еще хочу в ы р а з и в свою солидарность с Г . Ф. Ке- мелевом, п р еп о да в а т е л ем рус ского я зы к а и лит ер ату ры Се верной средней школы. Вот ка ко:е п р е д л о ж ен и е с д е л а л а она с трибуны: — К некоторым профессио нальным п раздникам у нас гото вятся тщательно. Хорошо о т о в а ­ р ивают работников сельского хозяйств а , работников торговли Но нынче п е р е д началом учеб ного го д а не дог ад ал ис ь что- нибудь с д е л а т ь хотя бы для молодых учителей. Почему оь. не одеть , не обуть их в доб ро тные вещи, не д а ть возмож ность приобрес ти косметику: П ус ть они придут в к л а с с на первое сентября красивыми! Кому-то, возможно , это пред л о ж ен и е п о к аж ется посяга тель ством «на ра вноправие» или всплеском потребленчества. Но если отб роси ть все эти не с а ­ мые л учш ие из домыслов, то очень большой смысл залож ен в этих сл овах. Н е см о тр я на то, что школьньк годы мои д авно позади, я твер До у б е ж д е н а : учите ль обязан быть не только профессионалом, но и краси вым человеком. Р е ­ бенку необходимо восхищаться своим наставником, гордить ся им, и внешность и г р а е т здесь д а л е к о не последнюю роль. И еще. Очен ь сильное возмущение вы с казы в али собравшиес я в а д ­ рес работникам районо. П р а к т и ­ чески не были готовы секционные з а н я т и я , а учить ес ть кого. Много молодых и новых п р еп о ­ д а в а т е л е й . Н е было н ад леж ащ ей подгото вки и у самой ко н ф е р е н ­ ции. Слабо , к а к никогда , — вот е д и н о д у ш н а я оц енка п р е п о д а в а ­ телей. Ничего не вынесли они с этих зан яти й . Окончание конференции прошло тр адиционно, но на этом я не стану о с т а н а в л и в а т ь с я , чтобы пе о т в л е к а т ь внимания от п ер ечисленных вь!ше проблем. И. ИЛЬИНА 1 сентября 1990 года. СПАСИБОВАМ, УЧИТЕЛЯ! «Учитель...* Слово-То какое! Учитель! Вот они бегут тропиночкой по-над рекою, воробышки, что меж собою тебя учителем зовут...» Гуманные профессии — вра ча и п едагога . Быть хорошим учителем м ож е т не к аждый , гак как для этого нужно иметь о г ­ ромный т а л а н т и большое тер пение. В нашей школе я проучилась де в я т ь лет. Но только сейчас нач ал а осознавать , как нел егок т р у д наших учителей. Если у к а ж д о г о раб отающего в другой отрасли восьмичасовой рабочий день, то у наших педагогов он начинается рано утром и з а к а н ­ чивается поздно вечером. И ц е ­ лый д ен ь они практически не выходят нз стен школы. Трудно ли им? Д у м аю , - что очень. Меня д а ж е удивляе т , как они еще что-то по дому у сп е в а ­ ют сделать. Этот г о д для меня с тане т последним школьным годом. А п о ­ том придется покинуть свою р о ­ дную школу. Но вот з абы ть св о ­ их учителей я никогда не см о ­ гу. Они очень разные, и каждый имеет отличительную черту х а ­ рактера . Своего классного р у к о в о д и ­ теля — Марию Кондрать евну Сидорову — я знаю с четверто го клас са. Мария Кондратьев па веДет у н ас Историю. Все р а с ­ сказы о с ъ е з д а х и резолюциях я буду помнить до глубокой старости. Она очень любит р а с ­ с к а зы в а т ь о своей молодости. П не раз я п р е д с т а в л я л а е е молодой девчушкой, лет восем на д ­ цати, к о т о р а я отб ивае т дробь ка блучками туфель и поет о з о р ­ ные частушки . Но вот со з д о ­ ровьем у н ее плоховато . Я вам желаю, М ари я Ко нд р аг ь евн а , чтобы вы ста ли за н им ать ся з а ­ рядкой и бегом по у тр ам . Та- гда вы ста н е т е здоровой, и ни одна б оле знь не «свалит» вас. Я вспоминаю о моей лю би ­ мой учительнице — Зи н аи де Петровне Сазоновой. В класс она букв альн о « зале тала» , как самая ма ле нь к а я , но очень шуст р а я птичка. И весь ур ок «гоняла» нас по пройденным темам, а потом о б ъ я с н я л а новую тему. * * * И до того з ах в аты в ающ е она р ас ска зыв ала , что урок мне н а ­ поминал веселую карусель. Когда я говорю о Людм иле Титовне Филипчук, то мне очень хочется быть похожей на нее. С амая отл ичительная ее черта — интеллигентность. С каким пониманием выслушивает оца своего уч еника, насто лько тонко вводит в курс событий. А к р о ­ ме того он а у ж а сн а я юмористка. Совсем Другая Лина П а вловна Юревич. Она чел овек лири ческий. Ведь именно она д а л а мне понять, что г еография п р е к р а с ­ ный предмет. И действительно, гео графия ст а л а моим любимым предметом. А вот Галина Викто ровна Вино гр ад о ва — сам а я к р а си в а я . Когда она за ходит, то я слушаю только ее, а на остальное у меня просто не оста ется времени. Алевтина Егоровна Новико ва нап оминает мне народную скази тельницу. К а к только я в с т р е ч а - 1 9 юсь с нею, у меня в г о л о в е в о з ­ никает ф р а з а : «Жили-были ста рик со старухой». А сама она, к а к будто в русском народном костюме и в белемьком п ла т о ч ­ ке. Всего лишь год изучаю воен ­ ное дело, но оно мне очень нравится. Ибрагим Тимофеевич У льж и б а е в ф е н ь т р е б о в а т е л ь ­ ный. А э то мне нравится бодь ше всего. Ж а л к о , что у н ас школа не с военным уклоном , а то бы я точно военным ста ла . О наших уч ите лях можно писа ть очень много. Они того з а ­ служивают. Д о р о ги е наши учителя! О гром ­ ное спасибо з а ваш кропотливый труд , который приносит нам огромную пользу . Ведь именно Вы воспитываете будущ их летчиков, врачей, аг рономов, продавцов Именно Вы з а к л а д ы в а е т е в них то основное, с чем идут они по жизни. Е. ИЛИХМЕТОВА, уч ен иц а 11 «б» клас са .

3 1 сентября 1990 года . ф № 105 ( 6 6 4 1 ) txzzzcozzzccccccsc^ « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А » Проблемы требуют решения В исполкоме р ай с о в е т а на очередном совещ ании р у к о в о д и ­ телей предприятий, организаций и п р е д с е д а т е л е й исполкомов главным вопросом был д о к л а д з а м е с т и т е л я п р е д с е д а т е л я рай ­ исп олкома Г. Д . Федоровой о том, к а к проходил и чем з а к о н ­ чился д в у хм еся чн и к по б л а г о ­ устройству. Ито ги п одводила специальна я комиссия, которая п р ед ва р ите л ьн о п о бы в а л а но всех д е р е в н ях и селах, на всех п ре д пр и я т и я х . В результате прове рки п ервое место решено не п р и с у ж д а т ь никому, поскольку нигде не сум ели хорошо пор а б о т а т ь по всем п о к аз а тел ям . В торое место раз делили Оста- нинский и Чув ашинский с е л ь ­ ские Советы. Вот у ж е несколь ко лет п одряд в Остапинке п л а ­ номерно и методично вед утся работы по благоустройству: все объекты приведены в поряд ок, разбиты многочисленные ц в е т ­ ники. З д е с ь выстроен е д и н с т ­ венный в районе б ла го у с т р о ен ­ ный мага зи н. Так же нз года в год у к р а ­ шают и о б устраив аю т свое село' ж и те л и Чув ашей . Это у них у ж е в традиции. Т ретье место п р ис уж д ен о О стяцком у и С еверному Советам. В к а ж д о м нз них пр о де лан а г р о м а д н а я работа и сделат ь еще п р е д сто и т немало. Ч т о к а ­ саемся Северного, зд е с ь стоит о становиться подробнее, поск ольку в большом селе и о б ъ ­ ек тов множ(ество, а б л а г о у с т ­ ройство в ед ется не в е з д е о д и ­ наково. П р е ж д е всего, надо отметить, что нынче выкопано много к о ­ ло дц ев , в е д ь пока что у нас в о ­ прос в о до сна бж ен ия населения о с т а е т с я злободневным. Н а к о ­ нец-то, сдвинулас ь с мертвой точки п р о бл ем а детск их п л о щ а ­ док. Их теперь в селе н еск о ль ­ ко, и р а с п о л ож е ны они в р а з ­ ных ч астях поселка . Что-т о п р о я с н я е т с я с п арком отдыха , но об этом го в о р и т ь е щ е рано. Если говорить об у чрежд ен и ях и п ред при яти ях , то п р е д п о ч т е ­ ние ком исси я о т д а л а рай онному о т д е л у милиции. Хорошо о ф о р ­ мл енное внешне и внутр и з д а ­ ние с клум б ам и , где трудитс я преим ущ е ств ен но муж ской к о л ­ ле к т и в противоп остави ли Госб ан к у и женщинам , которы е в нем р аботаю т. К о н т р а с т н а л и ­ цо. Особо был отмечен п р иш к о л ь ­ ный участок Сев ерной средней школы. Он в сегда отл и чае тся ухоженностью, обилием цветов, умелой планировкой. В противовес перечисленным объек там бан я , гостиница, Д ом быта и п а р и к м а х е р с к а я в ы г л я ­ д я т бледненько. Хотя « Ж и л к о м ­ хоз» в первую о чередь д о лж ен зан и м а т ь с я вопросами б л а г о у с ­ тр ойств а, а ж е нщ ин ам , которы е т р у д я т с я во всех корпусах P I 1 0 бытового о б с л у ж и в а н и я , е с т ь о чем поразмы слить, г л яд я на могучий травостой в пали садн ик ах . Н а удивление краси вый и чистый двор нынче у д е т с к о го с а ­ д а № 1 ( з а в е д у ю щ а я О. Г. Майк о в а ) . Н е см о т р я на то, что на территории в с е г д а есть дети, зд есь много цветов. Н ем ногочи ­ сл енные -Детские снаряды ярко р азри сов аны , все ак к у р а т н о покрашен о. Вез особого оформления, но д о стато ч н о ак к у р а т н о в о з л е д о ­ р ожного уч а с т к а и ПМК по ж и ­ вотноводству . Явно о т с т а е т от времени н а г л я д н а я аги тац и я на территории «Агропромхпмии». А в д ж у н г л я х из крапивы и л о п у ­ хов в о з л е «Сел ьхозэнер го» и пож а р н о й части можно л е г к о з а ­ плут ать . И к а к в др у го е госу ­ д а р с т в о попадешь, к огда приходишь на территорию С е в е р н о ­ го пр ед пр и яти я э лектросетей . Ч е т в е р т о е место оп р ед ел ен о Ч е ба к о в с к ом у и В ерх -Красноя р - скому Советам. Пя тое — Сред- пеичииску. А з ам ык аю т список Г р аж д ан ц е в о , Б и а з а и Вергуль. Традиционно лучшие из л у ч ­ ших получили премии, з а вто рое место —• восем ьсот рублей, третьи премии — по пятьсо т. А сам а я круп н ая премия т а к п о ста л ась нев остреб ованной. Д л я то^о, чтобы получить ты сячу рублей, очевидно, н ужно и п о ­ р а б о т а т ь от души, чтобы не было никаких «но». Очень многие, когда речь з а ­ ходит о бла го у стр о й ств е , в п е р ­ вую о чередь начинают говорить о деф и ци те средств. Спору нет, д еньги д е л аю т многое, но ведь ч а щ е всего под б ла го у с тр о й с т ­ вом у н ас понимаются не д о р о ­ гостоящие м е ропри яти я , а самые элемен тарны е . К аки е , к п р им е ­ ру, нужны з а т р а ты , чтобы под окнами сельск их Советов, к о л ­ хозных контор и предприятий не шум ел сплошной стеной я д ­ реный бурьян? Или, может быть, нужны с в е р х з а т р а т ы д л я уборки хл ам а и с к ла ди р о в ан и я имеющихся ма тери алов? А ц в е ­ ты? Массу семян можно пр ио б ­ рес ти по государственным р а с ­ ценкам . Минимум ср е дс тв плюс усердие — и вот у ж е ваш двор , п ар к , газон радостным р а з н о ­ цветьем ув енчаю т все с т а р а ­ ния и сделаю т их неповторимы ­ ми. Д а ж е неказистое строение см отр итс я п р ия тне е , к о гд а его ск рыв аю т Деревья, декоративный к ус тарн ик и цветы. О тсутствие стрем лен ия к э л е ­ м ента рном у п о р яд к у и красоте , н е ж е л а н и е п р ил ож и ть д а ж е ми ­ нимум усилий, чтобы самим же было приятно, это, конечно, не преступление . Это культурный уровень. И он в целом по р ай о ­ ну пока очень низок. Чтобы изменить существую щее п о ло ж ен и е вещей, недоста точно призывов и убеждений. К ним у ж е вы р а б о т а л о с ь п р о тив о ­ яди е . П оэ тому , з а в е р ш а я р азго вор о бла го у стр о й ств е , на сове щании всем напомнили, что су ше ствует м н о ж е с т в о докумеп тов, с помощью которых, п у с п и насильственными ме тодами , м ож но и скорени ть н е ак к у р ат пость. Так ие, н ап рим ер , к а к ука зы по со р н я к ам и засоренности территории. К р о м е того, необходимо, Чтобы работники сап эпидстанции усилили контроль со своей стороны. Совсем « з а ­ ти хла» д е я т е л ь н о с т ь а дм и н и ­ стративной комиссии, хотя пол иомочия у нее Достаточно широкие и расп р о с т р ан яю т с я на любые нег ати вны е проявления , i которыми м о ж н о и нужно бо роть ся. Что к а с а е т с я вопроса о пере дач и оп р ед ел ен ных земельны, участков сельским Советам, тс эго в опрос времени. Копк рет ные д ей с т в и я в районе будут пред пр и н им ать ся только тогда, к огда все реш ить ся на союзпох уровне . А пока работник ам С о ­ ветов п р е д л о ж е н о выяснить свои потребности, обмерять тер риторию и п одготови ть доку менты. В ероятно , сам процесс п е р ед ач и не обойдется бет сложностей и эксцес сов, но та ка я необходимость н а з р е л а д а вно и ее о б я з а т е л ь н о нужнч осуществ ить . Это будет толын на п о ль зу д е л у и приблизит Со веты к реальной власти, вед! до сих пор она во многом ос т а е т с я лишь на словах. И. БОРИСОВА. Б р ян с к а я область . В с е ле Святск , осн ов анном ещ е в 1712 году, когда- то пр ожи ва ло боле е 5 тысяч ж и т е л е й , и н а зы в а л о с ь оно не селом, а посадом . Зн ам ени ты е С вятские я рм ар ки п р и в л е к а л и с о т ­ ни то рговых людей. О прежнем многолюдье теп ер ь приходится только вспоминать . А причина — высокие уровни чернобыльских за гр я зне ни й , с е м ь из поколения в поколение жи вш и е на этой земле , по да ли с ь в пер селенцы. В местном к о л х о з е имени XX п а р т с ъ е з д а о ста л о сь около д е с я т к а м е х ан из а то р о в, которым просто п о к а н е к у д а е х а т ь , Х л еб а ж е нынче выращены хорошие . Эта з е м л я в сегд а о т л и ч а л а с ь у р о ­ жайностью зерновых : н ам о л ач и ва ли по 40 центнеров с г е к т а р а . Но у б ир а ть у р о ж а й б у д е т некому. Д а и потребители н ап е р е д о т к а зываются б р а т ь его. П р е дс ед ателю к о л х о з а ничего не о с т а е т с я , к а к распр о д ать техн и ку и коров. И что особенно об идно: п ереселение людей вла с т я м и до сих пор не орган и зовано . Едут, что н а з ы в а е т ­ ся, к у д а г л а з а г л яд я т . А у ж обманы ва ли с в я т с к и х колхозников не р а з . Пришлют вро ­ де бы официал ьное п р игл аш ен ие на р а б о т у и ж и л ь е г а р анти р ую т . Приед ут с в я т с ки е на место, а там р азв алю х и , к а к в ко л х о з е « Д р у ж б а » Ж и р я ти н ск о го района. «П о з а бы ты мы и п озаброшены , — говорит п р е д с е д а т е л ь Свитского се ль ск о го С о ве та Н. С. Ш в е ­ дов, — до сих пор точно не з н а ем , попа да ем мы под о б я з а т е л ь ­ ное п ервоочередное перес елен и е? И нет ник акого реш ения о л и к ­ видации х о зяй ств а . А ведь хотелось п е р е е х а т ь в сем к олхозом , чтобы на новом ме сте т р у д и быт поскорее н а л а д и т ь . Сколько у ж е времени после ав ар и и прошло, а д о нас все (никому нет дела. .. » На снимках: покидая родной дом; 85 -л етн я я Евдокия П а р ам о н о в н а Кирикова сп р аш и в а е т у п р е д ­ се да теля с е ль со в е та Н. С. Ш ведов а, к о г д а ж е реш и т с я вопрос с ее переселением. А что ответишь? Фото Л . С в е р д л о в а (Ф о т о х р о н и к а ТАСС) П о дум ай т е о п о к у п а т ел е Конечно, пока хлебный м а г а ­ зин з а к р ы т на ремонт, столь н е ­ обходимую продукцию где-т о п р о д а в а т ь нужно . Но ес ть одно сущ е с т в ен н о е но, к а с а е м о е т о р ­ говли хлебом в «Универсаме». Корзины, в которы е е г о з а г р у ­ ж а ю т , п р е д н а зн а ч е ны д ля с т е к ­ л янных и м е таллических банок с консервами , д л я д ругих п р о ­ д у кто в , у паков анных в бумагу, к а р то н « л и р а сф асо в ан ны х в п о лиэтиленовы е паке ты . Но к а к ж е м о ж н о с в а л и в а т ь в них хлеб? Вы тольк о 'присмотритесь: к о р ­ зины начинаются от самого п о ­ ла, и толпы людей (особенно в часы «пик») п р о х о д я т мимо них, по дн им ая ногами пыль, к о ­ т о р а я т у т ж е о с е д а е т на самый нижний слой б уханок . А с в е р ­ ху х л е б все в р е м я д о ба вл яю т . П р е д с т а в л я е т е , к а к з апы л итс я хлеб , который в е с ь день п р о ­ л е ж и т на д'не этой корзины. Н а корм скоту, конечно, лю ­ бой сойдет : не то л ьк о п ыл ь ­ ный, но и грязный. Но почему так ой д о лж н ы ес ть люди? И к у д а смотрит н аш а районная санэп идстанц и я? В е д ь есть ж е зд е с ь вдоль окон высоко п о д ­ н яты е лотки д л я посуДы и и гр у ­ шек. Видимо, м ож но на время разм ести ть там хлеб , пока не о т к р ш е я слец и а лиз ированный ма га зи н . Д . ИВАНОВА. Осень зн ам е н у е т с я не тольк о созре вани ем у р о ж а я и нач ал ом учебного го д а . Н а чи н а я с с е н ­ т яб р я , снова ож и в е т Д о м к у л ь ­ ту ры, з а р а б о т а ю т тр адиционные и новые к р у ж к и . Ч т о ж е нынче в сос тоянии п р е д л о ж и т ь р а б о т ­ ники этой сферы? П р е ж д е всего, самый б о ль ­ шой упор буде т д е л а т ь с я на р а ­ боту с детьми . И это о п р ав дано , в едь всем понятно к а к мало в воспитании получаю т наши дети, ка ки е ограниченные у них в о з ­ можности д л я р азв и тия . В к у ­ кольном к р у ж к е под умелым руководством Е. П ашковой реб я т а п р ио бщ а тся к сценическому искусству. Они н а у ч а т своих кук ол р а д о в а т ь с я и п е р е ж и в а т ь , говорить и петь, короче го в о ­ ря, з а с т а в я т их жить , д о с т а в л я я тем самым у д оволь стви е се бе и р ад о сть зри телям . ■ Если у ко го-то ес ть с к лон ­ ность к конструированию, но м а ­ л о в а т о собственных знаний, или необходимо п о о бщ ать ся с е д и ­ номышленниками — в ам о б я з а ­ тельно н уж н о посетить к р у ж о к радиотехнического т ворче ств а , г д е опытный и интересный н а с ­ т ав н ик Ю. Кремнев п ом ож е т приобрес ти практический опыт и теоре тичес кие зн ан ия , столь необходимые д л я радиолюбн геля. Г и тар а — любимый м у з ы к а л ь ­ ный инструмент м о л о д еж и лю ­ бых поколений. Она н е з ам ен и ­ ма в' похода х и ком паниях , на школьных вечерах и наедине со своей грустью. Т а к много чувств в о зни к а ет в груДи под ее негромкие, но волнующие п е р е ­ боры. Н а у ч и т ь с я в л а д е т ь этим инструментом можно у Ю, С о т ­ н ик ова и В. К р о по т о в а в к р у ж к е г и тар и сто в . П о -п р еж нем у д ети м л адш е го и сре днего в о з р а с т а б у д у т с о ­ би р а т ь с я в к л у б е выходного дня у Н. М а р а ч . А д ля мальчиков начальной школы с хорошими голосами п о я в и т с я возможн ость п о з ан им а т ь с я пением в новом к оллек тив е , который б у д у т н а ­ бира ть в нынешнем се зо не . Н е о с тану тс я в ст ороне от к у л ь т у р ­ ной ж и зн и р ай ц ен тр а р е б я т а , которы е лю б я т и умеют т а н ц е ­ в а т ь или очень х о тят научиться кр а си во д в и г а т ь с я поД музы ку. К р у ж о к бальных та н ц е в — это п р ек р а сн о е и полезн ое в р е м я ­ п р о вож де ни е , в едь гр ац и я , п л а ­ стика и ум ени е себя п р еп о д н е ­ сти, к о т о р ы е п ри о б р е т а ю т с я в процессе обучения, ос та ю тс я на всю ж и зн ь , помогают быть привлекат ельны ми и стройными, м у ­ зыкальными и подвижными. Хорошо ли, плохо ЛИ, ,110 в Д о м е к у л ь ту ры в сегд а у д е л я л и внимание фольклору . Б ы л а д а ­ ж е попытка с оздания взр ослой фольклорной группы. Но -д л я с охранени я традиций народ ного пения этого было явно н е д о с т а ­ точно, п оэтому с нынешнего го-, да,, трэд р у к о в о д ств ом наших; зн ам е н и ты х певуний из бывшей д ер евн и П л ато н о в ки , будет со ­ з д а н детский фольклорный к о л ­ л е к т и в . Кому , к а к не д е т я м , п р ин им ать э то б о г а т о е и щедрое н а с л е д и е , п о к а е с ть у них д ля э того и в р ем я , и зам е ч а т е л ь ны е у ч ите ля . И н т е р е сн а , на мой в з г л я д , т а ­ к а я ф о р м а работы , к а к детский ки н о т е а т р . Лю бопы тн о , не п р а в ­ д а ли, к о г д а в выходной д ен ь к и н о т е а т р о б с л у ж и в а ю т только у ч ащ и е с я восьмых —- о д и н н а д ­ ц а ты х кл а с с о в , к о г д а у них ес ть все абсолю тно ш т а т н ы е еди ни ­ цы от б и л е т е р а До д и р е к т о р а ? В к р у ж о к со льного нения мог у т з а п и с а т ь с я все ж е лающ и е , вне з а в и си м о с т и о т в озраста . Его х о з я й к а Т. К у л и к о в а всех в с т р е т и т по-д обром у . А вот ду х о во й оркестр сущ е ­ с т в у е т пока только в з а д у м к а х , но если сп ец и а л и с т в б л и ж а й ­ шее в р ем я п рие де т в Северное , то э т а з а д у м к а о б я з а т е л ь н о о с у ­ щ е с т в и т с я . В се н т я б р е п р е д п о л а г а е т с я возобновить уч еб у в к р у ж к е п а р и к м а х е р о в . У ч ащ и е с я 9 и 11 классов- з а ш е сть ме сяц ев з а ­ нятий см огут п риобрес ти здесь основны е навыки, а сд авш и е э к з а м е н , п о лу ч и ть у д о с т о в е р е ­ ние о п р о х о ж д ен и и курсов. К р у ж о к кройки и шить я бу-Дет о р г ан и з о в а н на б а з е школы, п о ­ с к о л ь к у там имеются и п о м ещ е ­ ние, и нео б х о дим о е Оборудова мне. Но д е й с т в о в а т ь ой начнет н еск о ль к о п о з ж е — с о к тябр я . О б а к р у ж к а платные . Стоимость обучения — п я т ь рублей в м е ­ сяц. А теп ер ь о самом, на мой в з г л я д , интересном начинании: в п е р вы е в район е попытаютс я о р г а н и з о в а т ь курсы обучения иностранным язы кам детей п одготовительны х групп детских с а д о в . Не всех поголовно, а тольк о способных к обучению т. тех, чьи родители посчитают н е ­ обходимыми так ого р о д а з а н я ­ т и я . В школе й в районо з а и н ­ т ере сов али сь этим п р е д л о ж е ­ нием клубников, но успех д е л а б у д е т з а в и с е т ь еще и от к о л и ­ ч е с т в а ж елающих з а п и с а т ь с я на эти курсы. В се что выш е перечислено — х ороша я информ ация к р а з м ы ­ шлению. М ожно , конечно, е е прочитать и забы ть, но н а с к о л ь ­ ко ж е наша жизнь стане т и н ­ те ресней и н асыщенней , если к а ж д ы й не станет п р я т а т ь и убив ать в себе свои способности и наклонности, а п рим енит ' их по назначению . ' ............... " И. ЛОСКУТОВА . ДВЕРИ ОТКРЫТЫ ДЛЯ ВСЕХ и > -о -о -о -о -(> < -о -о -о -< «)-о -< > -о -о -о -о -о -о -оч )-< > -< > -о -о -о -о -о -о -о -о -о -о -о -о -о -о -(> -< > -о -о -> .

RkJQdWJsaXNoZXIy