За дело Ленина, 1990, № 76

О Р Г А Н С Е В Е Р Н О Г О РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА Н АРО ДНЫХ ДЕ ПУТА ТОВ Н ОВ О СИБ ИР СКО Й ОБЛАСТИ Выходит по вторникам, четвергам и субботам. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! д е л о ! Газета о сн о в ан а 2 0 июля 1 9 3 5 г о д а № 76 ( 6612) | Ч Е Т В Е Р Г 2 8 июня 1990 года Цена 3 коп. К СЕНОКОСУ ГОТОВЫ Так ли э т о б е з о п а с н о Мы все зн аем , что м и н е р а ­ льные удобрения приносят ощутимую прибавку у р о ж а я при условии, если с о б л ю д е ­ ны в се аг ротехнические м е ­ роп рия тия . Н е грамотное ж е вне сение сре дств х имизации приводит только к о т р и ц а т е ­ льным п оследствиям: с н и ж е ­ нию у р о ж а я , повышению с о ­ д е р ж а н и я нитратов в п р о ­ д у к т а х питания. П р е ж д е чем вносить у д о б ­ рения, нужно провести ан а л и зы п о ч а ы н а с о ­ д е р ж а н и е э лем ен тов пита ния: Длй фо сф о р а и к а л и я — не более чем 5 -л етн ей д авности, д л я а з о т а —е ж его д ны й а н а ­ лиз . Т а к ж е необходимо с д е ­ л а т ь расчет потребности м и ­ н ерального питания на п л а ­ нируемый у р о ж а й той или иной культуры. Р е з у л ь т а т ы проверки с к л а ­ д ир о в ан и я , хранения и п ри ­ м енени я минеральных у д о б ­ рений п о к аз а л и , что т а к а я р а б о т а не в ы д е р ж и в а е т ни ­ какой критики И з по сту п аю ­ щих уд обрений тольк о т р е т ь я часть хранится со гласно т р е ­ бований. Н е л ь з я не о тм е тить грубые н арушения в колхозе имени К али ни н а . У добрения в р а ­ зорв анных мешках р а з б р о с а , ны в устье речушки, в т е к а ю ­ щей в Т ар та с . Агроном А Н. П а на р ин ош тр аф о ван на 20 рублей. В СПТУ-91 не лучшее п о ­ л о ж е н и е . Там много лет п о ­ д р я д у д о б р е н и я с в а л и в а л и в санитарной з о н е реки Т а р ­ т ас ( в устье реки К ам е н к и ) . О добрения к а ж д о й весной см ывались в реку, а в нынешнем году часть их с го р е ­ ла. Б о л ьш и е россыпи м и я е р а - ральных удобрений в к о л х о ­ зах « Н о в а я жизн ь» и « З а в е ­ ты Ильича» . А в кол х о з а х «П а м я т ь Л ен и на » и «VII с ъ е з д Советов» ск ла ды д л я ядо х и м и к а т о в и м и н е р а л ь ­ ных удобрений вообще не огорожены , х о т я сп ец и ал и стов п р е д у п р е ж д а л и и д а в а ­ ли им предписания. Р я д о м с этими с к л а д а м и п асе тся с к о т и п ь е т воду, в которой рас творены у д о б р е ­ ния. В к о л х о з а х « Б о р ь б а з а мир» и «П у ть к коммунизму» минеральны е удобрения х р а ­ нятся по нескольку лет и уж е п о тер я л и свою п итательность, превратились в монолит. Во в сех х о з я й с т в а х м е с т а ­ ми х р ан ен и я удобрений я в л я ­ ются поля. П ос ле этого д о л ­ гое в р ем я на этих ме стах ие рас тет д а ж е т а к о й сорняк , к а к осот. Н а з а с е д а н и и ком ите та по о х р ан е природы, ко торое состоялось 20 июня 1990 г о ­ д а , в е л с я деловой к о н с т р у к ­ тивный р а з г о в о р по у с т р а н е ­ нию и недопущению впредь т ак их наруш ени й . Н а з а с е д а ­ ние были приглаш ены р у к о ­ в оди тели и агрономы к о л ­ хозо в, д и р е к т о р Агропромхи- мии. Комитет по о х р ан е п ри ­ роды постан овил: О б я з а т ь р у к о в о д ите л ей н гл а з н ы х агрономов всех колхозов у с тр а ни ть н а р у ш е ­ ния в использо вании Минеральных удобрений в срок до 20 июля 1990 го д а . З а п р е т и т ь з а в о з п естици ­ дов в район. З а п р е т и т ь использование неи сп рав ной и неотр егу л и р о ­ ванной техники при внесении ми нер ал ьных удобрений. В. СПИРИДОНОВ, п р е д с е д а т е л ь Сев ерного Р К О П . — К сенокосу мы в полной готовности ,— с к а з а л .Ф, Е. Д р с - бенцов, п р е д с е д а т е л ь колхоза «V II с ъ е з д Совето в». 24 июня у нас будет собрание, вот с это го дня и будем с т а р т о в а т ь . Р а б о т а т ь на сенок осе б у де т д в а зв ена . Одно—Н и к о л а я Анто новича Д а н и л о в а , вто рое Н и к о л ая В аси ль евича М и х а л е - Е ж е д н е в н о на м а с л о з а в о д поступает ц е н н а я , п и т а т е л ь н а я продукция — молоко. Но этой продукции пре дстоит е щ е прой ­ ти целый цикл п ерера ботки , п р е ­ ж д е чем она п р е в р а т и т с я в масло . И с р а з у ж е в о зни к а ет м асса проблем, одна из к о т о ­ рых — к у д а д е в а т ь отходы п роизводств а, в частности, о б ­ рат, сыворотку . Все эти отх оды са ми по с е б е я в л яю т с я незаменимыми в рационе многих жи вотны х . Сы ­ во р о тка , н ап рим ер , по с о с тав у б ли зк а к ж енс кому мо л о к у , в ней присутствуют почти з с е элементы системы М ен д е л е е в а . Но, к сож ал ен ию , м а с л о з а в о д вича. Д о обоих дове дены п ланы з а г о т о в о к — по 6 тысяч ц е н т н е ­ ров грубых кормов. К ремонту коровников е щ е не приступали. Но объем р а ­ боты у ж е намечен. Один тр ебует к а пи та л ь н о го р ем о н т а , во вто ром — поменяем полы и потолок , а кирпичный корпус в хорошем состоянии. не имеет возм ожн о сти д о с т а в ­ л я т ь ее на дом к ж и т е л я м с е ­ л а , поэтому п р е д л а г а е т так ой в ы х о д из по лож ен ия : поставить емкости на некоторых у лиц а х и д о с т а в и т ь т у д а сы воротку . Ж и ­ тели ж е могут бесп латн о б р а т ь . В б л и ж а й ш и е дни А. Г. Щ е р ­ баков одну так ую ем ко сть у с ­ тан овил . Но х о т е л о с ь бы, ч т о ­ бы ем у помогли и д р у г и е р у ­ к о в о д ите л и , имеющие ц истерны. Ведь е ж е д н е в н о на м а с л о з а в о д е п роизводит ся до ше сти тонн сыворотки . И нужно , чтобы вся она и с п о л ь з о в а л а с ь на д о б ­ р о е д е л о . О. ФЕДОРОВА. НУЖНЫ ЁМКОСТИ Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов района второй с е с си и райсовета) З а с л у ш а в и обсудив д о к л а д п р е д с е д а т е л я исполкома р а й с о в е ­ та тов. М и х ай ле ца В. М. С е в е р ­ ный районный Совет народных д еп у тато в отме чае т , что в рай оне допускаются н ар уш е н и я п р ир о ­ д оохран ного з а к о н о д а т е л ь с т в а . С л у ж бы , призванные к р н т р о т и ­ р о в а т ь его выполнение, р а б о т а ­ ют нед остаточно. З н а ч и т е л ьн а я часть лесных массивов ун ич то ­ ж а е т с я п ож ар ам и , в е д е т с я инт ен си в на я з а г о т о в к а древесины, при этом з а х л а м л я ю т с я л е с о с е ­ ки, лесные речушки, что з а ­ т р у д н я е т ес теств ен н ое в о с с т а н о ­ влен ие леса . Восп роизводство л е с а с а ж е н ­ цами малоэффек тивно , б о льш а я ч асть их погибает. Следует отметить , что в х о ­ зя й с т в а х района с е л ь с к о х о з я й ­ ств енные угодья исп ользую' ел не в с е г д а рационально. Наличие большого к о л и ч е с т ­ в а з а л е ж н ы х земель, примен ение минеральных и органических удобрений производится в н е ­ достаточном ко личестве. ‘ 1из .: а эфф екти вн ость осушенных з е ­ мель. Па терри тори ях сельских С о ­ ветов не от ведены м е ста под с в а л ки , ск отомогильники, чго н а р у ш а е т санитарную зону с е ­ ла. О тсутствие очистных с о о р у ­ жений на м а с л о з а в о д е , о т о п и ­ тел ьных ко те льных района п ри ­ водит к загр я знению водного и в оздуш ного бассейнов. Не решен вопрос с в о д о п а д , - з о в ан п е м , у п о т р е б л я е м а я .в о д а (р еш ени е в н ас т о ящ е е время в пищевых ц е л я х не пригодна. Почти не используются природны е ископаемые — нефть, г а з , то рф, сапропель , источник с ц елебной водой. П е о р г а н и з о в а н а р еа ли з аци я внутр и р ай о н а продукцией (о с о ­ бенно мя сной и р ы бн о й ), з а г о ­ тавл и в а ем о й госп ромхозом . Северный районный Совет н ародных д е п у т а т о в реш ил: 1. Г ослесхозу (д и р е к т о р тов. О сейчук В. Л . ) : а) уж е с т о ч и т ь спрос по в ы ­ полнению тре б о в ан и й Л е с н о го к о д е к с а , Р СФ С Р , улучш ить р о ­ боты по в осп роизвод ству л е с ­ ных пород. б) соглас ова ть с исполкомом объем л есосек с целью о б е сп е ­ чения сохранности леса . 2. П р е д с е д а т е л ям исполкомов се льских. Советов при с о г л а с о ­ вании с СЭС и комите том по о х р ан е природы в с. Северном совместно с производственным предприятием ж и л ищ н о - к о м м у ­ нального х о зяй с т в а отвести м е ­ с т а н ах о ж д ен и я с в а л о к и о б о ­ р у д о в а н н ы х скотомогильников в срок , до 15 июля 1990 го д а . О беспе чить н а д л е ж ащ е е с о с т о я ­ ние п одъ ездны х к ним путей. 3. Администрации м а с л о з а в о ­ д а реш ить вопрос с очистными с о о р у ж ен и я м и при открытии нового цеха. 4. Исполкому районного Совета реш ить вопрос по переносу в о д о з а б о р а в с. С е в е р н о е и с о ­ о р уж е н и ю в о до п р о в о дн о й сети в ср о к до 1991 года. 5. З а п р е т и т ь ко л х о з а м с т р о и ­ тельство п е р е п р а в ч ер ез реки в виде п олуглухих плотин. 6. Кол х о з ам , сельским С о н е ­ там , кирзавоДу, л е сп ром хозу , П П Ж К Х провести р е к у л ь т и в а ­ цию з аброшенны х к а р ь е р о в до 20 сентябр я 1990 г о д а . Впредь отвод, р а з р а б о т к у и р е к у л ь т и ­ вацию за брошенных ка р ье р о в проводить в строгом с о о т в е т с т ­ вии проектно-сметной д о к у м е н ­ тации. 7. Считать собственностью р айона все природные ресурсы, н а х о д ящ и е с я на его территории, вк лю ча я о з е р а . 8. И с по л к ом у рай с о в е т а (тов. М и х ай лецу В. М ) совместно с з ем л е у с т р о и т е л ем р ай о н а тов. За й ц е вы м А. П. провести з а б о ­ ту по р азд ел ению и з а к р е п л е ­ нию- т ер р и то р и и р ай о н а по с е ­ льским Сонетам в ц е л я х укое ч- лення приро д о о х р ан ных работ. 9. Д л я полного и р а ц и о н а л ь ­ ного и сп о л ь зо в ан и я зем ел ьны х ресурсов р е к о м е н д о в а т ь к о л х о ­ зам: а) ос ущ е с тв и ть освоение з а ­ лежных з ем е л ь в течение 1^90 года. б) п роводи ть к о р е н н о е улу г. шенпе сенокосов н п астб ищ ял я увеличения их п родук тивн ости . Обеспечить полное у д о з л е г - ворение потребностей и н д и ви д '/ . ального с е к т о р а в п астбищах д л я скота. Д л я эффективного и сп о л ь зо ­ в ан и я ме лиорированных з е м е л ь повсеместно провести з а л у ж е ­ ние. З а п р е т и т ь п о с т а з к у м и н е р а ­ льных удобрени й в к о л х о з ы ,н е имеющих паспортов на их х р а ­ н ен и е и применение . Я д о х и м и ­ к а ты п р им ен я т ь в и ск лю ч ите ль ­ ных с л у ч а я х , 10. К о л х о з а м , п р е д п р и я т и я м , имеющим к о т е л ь н ы е , реш ито вопрос с у с т а н о в к о й очистных сооруж ений в течение 1990— 1991 гг. И . П р о в о д и т ь р а с п р е д е л е н и е лицензий на о тстр е л д и к и х ж и ­ вотных и р е а л и з а ц и ю м я сн о й продукции внутри р а й о н а р а й ­ исполкомом по р е к о м ен д ац и и первичной ор г ан и з ац ии о б щ е с т ­ в а охотников. 12. Агрономической с л у ж б е РАНО (г. Акатьев Г. Н . ) с о в ­ местно со сл уж б о й у п р а в л е н и я охотничьим хозяйством райэ .ч а (т. Войнов А. В.) п р е д у с м о т ­ реть в х о з я й с т в а х р а й о н а (в цел ях увеличения боровой д и ­ чи) посев о в с я н о - г о р о х о з о й •смеси в п р е д е л а х 3—5 га. 13. Исполкому р а й с о в е т а с о в ­ местно с областными о р г а н и з а ­ циями р а з р а б о т а т ь к ом плек сную программу использов ания п р и ­ родных ресурсов рай о н а , при этом о с у щ е с т в л я т ь ко н т р о л ь г а экономическим состоянием о б ъ ­ ек то в . 14. Р ай и с п о л к ом у выйти с х о д а т ай с т в о м в облисп олком об изменении ста ту со в о зер К и р . чик и Тенис. 15. З а п р е т и т ь р а б о т у з а г о т о ­ вительных б р и г а д б е з р е г и с т р а ­ ции в тех сельских С о в е т а х , на территории к о т о р ы х ' б у д у т в е с ­ тись раб оты . 16. Ввести лим и т и р о в ан н о е посещение р ай о н а с целью изготовки грибов, ягод , орех, рыбы с регистрацией в С е в е р ­ ном лесхоз е. 17. З а п р е т и т ь в ы р у б к у леса и з а г о т о в к у ивового корья на р асстоянии м ене е 500 метров от бер его во й чер ты рек. 18. З а п р е т и т ь использов ание т а н к е т о к н а территории С е з е р - ного р а й о н а не по наз начению . 19. Вынести госпромхоз за п р е д е л ы жилой зоны с. С е в е р ­ ного в 1991 году. 20. Р а й о н е , дир е к то р ам школ, л ес х о з у , другим з а и н т е р е с о в а н ­ ным орган и зац иям р а з р а б о т а т ь м е р о п р и я т и я по созд анию « з е ­ лен ого» и «голубого» п а т р у л я д о 1 се нт я бр я 1990 года. 21. Комиссии по о х р ан е з д о ­ ровья н а р о д а , о к р уж аю щ ей с р е ­ ды и разви тию спорта о с у щ е с ­ т в л я т ь постоянный контроль за выполнением данного решения. И н ф о рм и р о в ать д еп у т а т о в районного С о в е т а о ходе- е ю выполнения в н оябре 1991 годя на шестой сессии.

2 'чж хпхгахязгяаэзе « З А Д Е Л О Л Е Н ИН А » a ^ c u x jo r z x jtjr ir r r r r tiiпгусссхл № 76 ( 6 6 1 2 ) ф 28 июня 1990 г о д а В о т м ы К А К И Е ...И мы уйдём со школьного двора С. ТИХОНОВ , Самый лучший ги тари ст и исполните ль лесен. В будущим р у к о в о д и т е л ь всемирно и звестной музыкальной) группы. Е. Г Р И Н Ь К О В . Лю бит т е х ­ нику и быстр ую е зд у на мото ­ цикле . Б у д у щ и й к а с к а д е р . Ж д и ­ т е встречи в филЫмах-боевиках. Ю. М А Л Я Р Е В И Ч , В п е р с ­ п ек ти в е : к р а с а в и ц а ж е н а и т р о е д е т ей ж д у т пап у с м о р я вм е с т е с погодой. С. Н И К И Т И Н . Возможно , б у ­ дущий к о н с т р у к т о р с а м о л е т о - б е р т о л е т о - а э р о д л а н а . Л е т а й т е с а м о л е т ам и Аэрофлота! ОСНОВА ВСЕМУ - ДОБ РО ТА ИНТЕ РВ ЬЮ С КЛАССНЫМ РУК О В О Д И Т Е Л ЕМ П «б» С. О. ПЕТРОВОЙ. — С лав ами ра Ониспфоровиа, о г л яд ы в а я с ь назад , что бы ила могли с к а з а т ь о своих р ебятах? Какие они у вас? Какими были п какими стали? — Вообще, они тихие и сп окойные. Потому слишком у ж Жестких конфликтов у нас с ними не было. Хотя, з а долгую жи зн ь в школе всякого повид а л а и знаю, что бывают к л а с ­ сы достаточно горячие, чего н ел ьз я с к а з а т ь о нынешних вы ­ пускниках. Что ка сае тся их а к ­ тивности в общественной р а б о ­ те, то поначалу тр е б о в а л а с ь и настойчивость с моей стороны, и повышенная тр ебовательность . Но чем ста рш е становились р е ­ б я т а , тем се рьезнее и с б о ль ­ шим интересом участвовали во всех классных и школьных д е ­ лах . То ж е самое можно с к а ­ з а т ь и о дисциплине. Ведь если я с к а з а л а — тихие, это совсем не знач ит паиньки в сегда ч во всем . И дисциплина х р ом а ла , и с уроков убегали, и п о с ещ а ­ емость была р а з н а я . Все это х ар а к т е р н ы е , ес тественные вещи, если они не становят ся системой и постоянно с г л а ж и в а ю т ­ с я . исчезают вовсе. Но самое гл а в н о е в р еб ята х — это д о б ­ ро т а . Они очень добры друг к другу. Что и у д ивляло , и р а д о ­ в ало. Мальчики были н а с т о я ­ щими дж ен тльм ен ами в отн ош ениях с окруж ающими и м е ж д у собой, а по отношению к д е в о ч ­ к ам — особенно, — С к аж и т е , к а к о тразилось на классе, на в заимоотношениях его р азделение, уход некоторых ребят в СПТУ? — Р е б я т а , которы е ушли, т а к н оста лись родными, 'м о и ­ ми. Д о бр о т а , свойственная моим учащимся, в полной мере р а с ­ пространилась и на их, и на учащихся параллельного к ласса. Более того, смена обстан овки очень повлияла на вче р аш н гх школьников. В стенах СП ГУ они сильно изменились в лучшую сторону. Этого не могли не з ам етит и не оценить их о д но ­ классники. Значит, в з а и м о у в а ­ жение только усилилось. И лсе теперешние учащиеся училища регулярно приходили в школу к своим д р у зьям . З т о и Витя Орлов, н Саша Мам аков , и Коля Баннов, н Федя Урбах, н Вова Попов и Н астя Р огожина , и Тан я Л е т о в а , и многие д р у ­ гие. .Ув ерена, что многие из них И сегодня на в ечере будут здесь. — Интересно, а по своим интеллек туальным возможностчм выпускники к а к -то отличаются от своих предшес твенников? — И д а , и нет. Д а — пото ­ му, что выпуск д ействительно отли чае тся : О л ь н ы й , сильный, интересный. Н ет — потому, что ежегодно есть сильные у ч ащ и ­ еся Такого, чтобы их не было — это аб сурд. В сп оми на ется особо самый первый мой выпуск когда из 24 ч ел о ве к — | ? поступили в вузы с первого з а ­ хода . Вот н судите сами, как п ротивопоставлять их. Что вы м ож ете с к а з а т ь по поводу своего пре дмета и о тон, к а к ученики воспринимают его? — Ну, что тут ск аж еш ь ? Н ы ­ нче, к ром е двух человек, все мальчики сд ав ал и физи ку . Они вообще лучше воспринимают этот предмет . Л ю б я т л а б о р а т о ­ рные, с удовольствием з а н и м а ­ ются с приборами. Д ев о че к приборы, скажем, не особо привлекают, д а ж е наоборот. Со скрипом и ворчанием начинали они ка ж д ую лабо р ато р н ую . О с ­ нащенность школы необходимыми приборами зн ачительно с к а ­ зывается на процессе обучения. К примеру, когда приезд-: ног бывшие в ып у ск ни ки , . они говорят, что нм лечге учиться, поскольку в лабораторном о б о р у ­ довании они чувствуют се бя , к а к рыба в воде . А в с т р е ч аю т ­ ся студенты, ко то рые многих приборов в г л а з а не видели. О с в а и в а т ь и вузовскую про ­ грамму, и то что упущен о р а ­ нее, конечно, сл ожнов ато . — Они увлекающ иеся, или увлеченные? — Н а ве р но е , есть и то п д р у ­ гое. А вообще — все очень любят спорт, особенно мальчи ­ ки. Хоккеистов у нас почти цел'ая ком ан да . Физически сильный п ар ен ь — Л е ш а Т а р а б а : р о з . О тсю да и увлечение. Т а ­ кие соревнов ания , к а к «Л ну-ЙД1, парии!» и «А ч у -к а , девушки!» , «Зарница» , «О рле- нок» их п ривлекали. Походы т о ­ ж е воспринимались , прекрасно. Девочки, конечно, хо зяйки. П рактически все прилично шьют, в я ж у т , хорошо го то вят . Валя Н а ф т а е в а — это б а я н и с т - с ам о ­ учка, Н а д я М ал о в а увлечена вождением . Оксана Шишлова и Юра М ал яр е вич — прекрасные в ед ущие. — К а к переживается переход от одного клас са к другому, ведь разн и ца не т о л ьк о в в о з ­ расте , букв ально во всем? Долго ли мучает потом ностал ьгия по привычным взаимоотношениям II людям? — В принципе, долго привыкать не приходится. Учебный процесс этого просто не п о з ­ в о л яет дел ать . С первого не дня очередного учебного года он д ик тует свои законы, свой ритм п н екогда особо раечччи- к л ь с я . Просто З'прягае инея, й о г о м в т я ги ва еш ь ся н н е з а м е т ­ но привыкаешь. А помнится, конечно, все. . — 'Много, ли у вас было выпусков н что будет дальше: следующий клас с или пока п л а ­ нируете быть только п р е д м е т ­ ником? — Скорее всего, придется в зять класс Светланы А лек сан ­ дровны Пермяковой, поскольку она, во зможно, буде т о р г а н и з а ­ тором по внеклассной работе, значит, его ком у -то надо п е р е ­ да в а т ь . Что ка сае тся выпусков, то специально я не подсчитывала, во зможно, семь или восемь. Собственно, сейчас я учу уже детей своих ж е учеников. — М ож е т быть, с ум еете припомнить что -то интересное о каком -нибудь родите ле ученика? — П ож а л у й . Вот, к примеру, НургаяЦ Ган ее в. О б л а д а л оп ­ ределенным набором сп особно ­ стей и пристрастий. Но на протяж ении всего обучения никогда не проявлял вокальных д а н ­ ных. А в десятом классе в друг запел! Д а еще как. Голос такой сильный, муж ественный И, насколько мне известно, поет до сих пор. В свое в р е ­ мя, очевидно, меня это сильно впечатлило. И поэтому, н а в е р ­ ное, запомнилось. Заметный с л е д Самые первые и любимые К а к вы дум а е т е , можно ли заочно проникнуть ся симпатией к целому коллек тиву? П о в е р ь ­ т е на слово — можно ! Б у к в а ­ льно н а днях это произошло со. мной лично на выпускном в е ­ чере в северной 1средней ш к о ­ ле. И дело не только в том, что у всех ребят зам е ч а т е л ь ны е лица , что они о баятельны и умеют прекрасно д е р ж а т ь с я . К аж ды й из них оставил в ж и з ­ ни школы очень зам етный след, и пам-ять об этих р е б я ­ т а х б у де т храниться в стенах школы очень долго. По к р а й ­ ней мере до тех пор, пока последний свидетель совместных начинаний и дел из числа их педагогов не уйдет на з а с л у ­ женный отдых. Причем, в первых строк ах я не оговорилась: эти д в а к л а с ­ са дей ствительно п р е д с т а в л я - ют цельный и д ружный к о л ­ лектив единомышленников, где добрые в з аимоотношения — основа всему. Почему именно об этом выпуске т а к го в о р я т п р еп о да в а тел и ? Совершенно т о ­ чно на э то т вопрос о тв етить сложно. Возм ожно, их с д р у ж и ­ ло то, что из трех клас сов с д е ­ лали два , поэтому разделенный класс — стал к а к б ы - « м о е г э м » д р у ж б ы м е ж д у 11 «а» и 11 «б». Впрочем, первопричина, в д а ч ­ ном случае, уж е не имеет з н а ­ чения. Д ир е к то р школы Н. М. Л н т вя к о в , о тк ры в ая т о р ж е с т ­ венную часть вечера, с к а з а л , что трудно ко го-то из у ч ащ и х ­ ся выделить, настолько в с е д е ­ л ал о сь д р уж н о , а учились они с ж е ла ни ем , конечно ж е , в к а ж д о м из выпускных классов был опред ел енный к о с тя к си ­ льных учащихся . Если в з я т ь 11 «б» — это Т ан я Васечко, Н а т а ш а Г л ам а з д и н а , СоогАа Григорьев, Н а д я М а л о в а , В тля Н а ф т а е в а , Юра Маляревич, Сергей Никитин, С аша Тихонов, Олег Тарасенко, Н а т а ш а Кулач- кова. В 11 «а» — Максим Новиков, И р а Тарасенко, Веоолн - ка П е траченк о , Л ю д а П ани к о ­ ва, Н а т а ш а К иселев а, А н ж е л и ­ ка И с а к о в а , Н а д я Коломоец , Алена Л и тви н о ва . Впрочем, м е ж д у вышен азванными р е б я т а ­ ми и всеми оста льными действительно нет четкой грани. Все они были активными, тян ули сь д р у г з а другом . И потому, к о гд а подошли э к ­ зам ены, при всех волнениях , которы е обычно с оп ровож даю т их, у чащиеся э то го выпуска с д а в а л и их д остаточно у в е р ен ­ но. И в пода вляющем большинств е получили т е оценки , к о т о ­ рые з а с л у ж и л и , к а к и е имели в процессе обучения. Это еще раз подчеркнуло, что имеющиеся зн ан ия достаточно т в ер ды е . В едь в противном случае м е ж д у о т ­ метк ами те кущими и э к з а м е н а ­ ционными была бы зн ачите льн ая разн ица . Конечно, в к а ж д о м е ж е г о д ­ ном выпуске в с е г д а имеется . свой н абор сильных оебяг, которые, в силу природных в о з ­ можностей или в силу особой тр удосп особности и настойчивости иду т впереди. Но м е д а ­ листы — явление не часто е. Нынешний выпуск и в этом смысле т о ж е исключение . Впервые з а последние несколько л е т была вручена с е р е б р ян а я м е да ль . Е е з а с л у ж и л а Алена Л п т в я к о в а . На п ротяжении всего обучения «пятерки» „были основными оценками, которые она п олучала по всем п р е д м е ­ там . И только б л и ж е к концу появились д в е ч етв ер ки . А зто значит, что м е д а л ь д е й с т в и т е л ь ­ но з а р а б о т а н а . ИНТЕРВЬЮ С КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ II «а» Л . П. ЮРЕВИЧ. — Лина Павловна, с каким чувством вы прощаетесь со своими ребятами? — П р е ж д е всего, с чувством признательности . Я им б л а г о ­ д а р н а з а п о д д е р ж к у в трудные д л я меня минуты. Тем более, что, н есм отря на мой у ж е пенсионный в о зр а с т , — это мой первый и единственный в жизн и выпуск . В едь р ан е е мне приходилось з ан им ать з основном а д м и н ис тр ати вны е посты. З а в у ч е с т в о , д иректорство, в азс- дывание в районо — д е я т е л ь ­ ность б о л е е привычн ая и з н а ­ ком ая мне. Теперь м о ж е т е пре дставить, к а к я могу относи ­ ть ся к своим самым п е р в ьы и потому самым любимым вы ­ пускникам. Вне зависимости от того, что б у де т з школьной жизни д а л ьш е — эти готы о с тану тс я самыми н ез абы ва емы ­ ми, — Взаимопонимание с уч ениками возникло быстро или для этого потребовалось много времени и сил? — По н ачалу было все: и настороженность, и период а д а п ­ тации. Возможно, этот период и з а т я н у л с я бы. но мне очень помогла своим добрым, чел овечным отношением Вероника П е т ­ раченко . И поскольку у нее е с ть з а д а т к и л идера , к ней прислушивались, з а ней т я н у ­ лись. Видимо, поэтому процесс притирания прошел почти б е з ­ болезн енно, — От обоих о диннадца тых к лас сах мне дове лось сегодня ус лы ш а ть много хорошего. Что вы могли бы д о ба ви ть относительно в аш и х р е б я т ? — Видимо , они очень ровно шли, эти д в а класса. В каждом из них много инте ресных у ч а ­ щихся. Среди своих отметила бы группу девочек с ан ал ч ти - чеекпм с к л а д о м yvia. Э т о Тара сенко , Киселева, П аиь - ков а и П е траченк о . Они успешно участвов али в районной математической олимпиаде. Максим Новико в — лучший бегун, имеет р а з р я д по ш а хм ата м . Кроме того, он о б л а д а е т о р ­ ган и з ато р ск им и .'способностями. П р едставьте , пришел он к нам тольк о после восьмого к л ас са и сразу к нему потянулись р е ­ б я т а . И вообщ е, он очень р а з ­ носторонне развитый мальчик: у в л ек ае тся музыкой, и нф о рм атикой. Впрочем, всем учащимся клас са свойственна и к а к а я - н и ­ будь увлеченность, и энергич ­ ность, и ув ажи тельн ость . — А как школьники воспринимают ваш предмет, ведь география не относится к основным дисциплинам? — П о ж а л о в а т ь с я nd| могу. Хорошо слушают, с интересом. Нынче о б к а ты в а л а с ь новая систем а сдачи экзаменов, когда кроме об яз ате л ьны х предметом нужно было сд а в а т ь один — по выбору. И как ж е б ы ю приятно, когда один из девятых клас сов выбрал мой предмет. Хотя экономическая географ ия СССР — д ал ек о не самый легкий раздел . — Кстати, об э к з ам е н а х , как они прошли в вашем клас се? Каков был их свободный вы ­ бор? — Без казусов . Нормально . Знания подтв ердились. Что к а ­ са ется выбора сд ав аем ого п р е д ­ мета , т а к на эту т ем у мы очень много говорили. С т а р а л а с ь их уб едить , что лучше а т т е с т о ­ ваться по тем п редметам , зн ание которых будет необходимо при поступлении. Если ж е пойти по пути наименьшего с о п ­ ро тивления, сложн ее придется потом Вероятно, с этим было трудно не согласиться . П оэ то ­ му выбор -экзамена со о т в е т с т ­ вовал выбранному профилю вуза, техникума.

2 8 и ю н я 1 9 9 0 г о д а ф № 76 ( 6 6 1 2) ixxzxi?jtzxxjx£xz£eauttjc& xz*x « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А » »ш ж к ш ш ж » ш ш ю т а ю г а т а ьеа 3 И уйдём со школьного д в о р а ПРОБА ПЕРА X X X З в ен и т ночная капель . Н е спится вновь до у т р а . Мне о тебе го во р ят в е т р а . Они стучались не раз Осенней песней своей. ' Н снов а к а ж е т с я мне Вокруг все ста ло светлей. х х х Улыбнись мне в дор огу, Не- грусти, улыбнись, У родного порога г л я д я Счастливо в жизнь! Проводи меня в зглядом Голубым -г олубым , Я в с е г д а б у ду рядом, Если буду любимой. X X X Л ю бовь нс снег. Она не тает. Она не т а е т н а воде. Она в моей душе с т р а д а е т . И все с т р а д а е т о тебе . X X X Я хо тел а быть чайкой в море. Я х о т е л а парить в синеве, Я хо тел а и гр ать парусами И петь песню о к о р а б л е . . . Н е у ж е л и м е чта не сбылась , Н е у ж е л и о с т а л а с ь о д н а ? , Я влюбилась в синее море. . . И теперь проклинаю се бя . Пу, а чайка, с ч ас тли в ая ч а й к а ! — Б у д ь со мной дЬ конца моих дней, Ты, морс кая в олна , к а ч а й -к а , Т о т кора бль на синей воде . О. ШИШЛОВА, С ними работать легко В молодости люди часто подают определенные н а д е ж д ы . Но есть т а к о е ут в е рж д ен и е : «Талант — это один процент способностей и 99 процентов трудоспособности». Многое Мак симу Н овикову д а в а л о с ь легко: и уч е б а , и м у зы к а . Он сам пы та лся сочинять песни. Б посл еднее в р ем я его больше всего п р и в л е к а л а и нформ атика. М о ж е т , он вы б е р е т новый ф а ­ ку л ь т е т э лектротехнического института , м ож ет , решиться все- таки п оступать в университет. Только хочется , чтобы достало ему у п о р ств а и настойчивости предпочесть учебу всем у в л е ­ чениям. Ведь т а к л е гк о , р а с п ы ­ л я я с ь , п отерять себя . Если умеешь д е р ж а т ь в руках гитару — можно с т а т ь душой компании, если у м е еш ь л а д и т ь с людьми — мож но ст а т ь душой коллек тив а . Но все м о ­ ж е т с т а тьс я ни к чему, если д ля самого главного , д л я б у ­ дущ его д е л а в сей жизн и о с т а ­ нется ма ло времени и сил. К сожалению , нема ло во кр у г п р и ­ меров, к огда к а з а л о с ь бы очень развитый , многогранно и нте р е с ­ ный ч е л о в е к способен д а т ь о б ­ ществу меньше ч е л о в е к а с р е д ­ них способностей, но большой воли и целеуст ремленности . Н а снимке: М. Новиков. ИНТЕРВЬЮ С ОРГАНИЗАТОРОМ п о в н е к л а с с н о й РАБОТЕ Г. Г. СОЛОМАТИНОЙ — Нашу беседу мне бы х о ­ телось н ачать с в опрос а , кото • рый я рано или позно з а д а в а л а к а ж д о м у из собеседников. И та к , Галина Геннадье вна , как на в аш в з г л я д , ес ть ли разн и ­ ца м е ж д у нынешним и п р е ­ дыдущими выпусками и в чем1 — Р а з н и ц а есть, это вне сом ­ нений. И легче всего мне, конечно, с р а вн и в а т ь с прош л о го д ­ ним выпуском или с теми, что п ре д с т о я т в б л и ж а й ш и е д ва года. С ам о е первое, что х о т е ­ лось бы о тм е тить ,— легкость вз аим о д ей ствия . К а к о р г а н и з а ­ то ру по внеклас сной р а б о т е мне с >ними д ействительно очень легко раб о тал о с ь . Их в о т л и ­ чие от прошлогоднего д е с я т о г о не приходилось уп р аш и в а ть , аг итировать. Р е б я т а са ми были зач инщиками в любых делах . Взять , к примеру, х о т я бы смотр, организо ванный д л я в е ­ т е р а н о в войны, другие вечера. Все готовилось с у д о во л ь е т зн - ем< на по дъ ем е . И вообщ е, у меня оста лось так о е в п е ч а т л е ­ ние, что они были помешаны на учебе и общественной р а ­ боте. Н е было н ужды вы зы в а т ь их на п едсов еты . — А к а к о е ка чество н аи боле е х а р а к т е р н о д л я выпускников и более всего импонирует в ам? — П орядо ч н о сть . Они все о т ­ личались порядочностью . — К а к вы г л я д я т на фоне уходящих р еб ят , у чащиеся последующих клас сов, вы м о ж е т е хотя бы приблизительно с д е ­ л а т ь прогноз? —i С равнени е б у д е т , видимо, не в пользу последних. С д е в я ­ тыми кл ас сам и было много п р о ­ блем. Они с е б я зам учили, и п р е п о д а в а т е л я м с ними очен ь нелегко. В большинстве они холерики . Этим многое с к азан о . — С к аж ите , а в чем п ричи ­ на так о й зн ач ите льной р а з н и цы 1 М о ж е т быть, она крое тся в к а ­ ких-н ибудь н е у в я з к а х с п е д а ­ гогическими к а д р а м и на замом нач ал ьном э т а п е обучения? — В р я д ли это т а к . Потому что у ж е нынешний 11 «б» п е ­ р еж и л в сев о зм ож ны е к а дровы е перепетии, но в е д ь это н и к а ­ ким о б разом не с к а з а л о с ь на их усп ев аем ости , поведении, отношении к делу . Мне к а ж е ­ тся , что отчасти это з ав и си т от соотн ошения мальчиков и д е ­ вочек в кл а с с е . Плохо, когда либо тех, л иб о дру гих з н а ш т е - льно больше . Очевидно,- о п ­ р ед ел ен н о е р авн о ве си е — о п ­ тимальный в а р и а н т . О д и н н а д ц а ­ тые, у х о д ящ и е , близки л этому оптимуму. Еще более в аж н ы й Момент — родители. К а к и е бы функции не в ы п о л ­ н я л а школа , без содействия родите лей ничего хорошего не получится! Вот и в этом случае родители были началом всему. Они п о д д е р ж и в а л и нас, п о м о ­ гали в учебно-воспитательном процессе. И в о о бщ е ,в т р е у г о ­ льнике у ч и т е л я—д е т и—родители был полнейший контакт. О г ­ ромную р а б о т у п р оде ла л р о д и ­ тельский к ом ите т . Б у к в а л ь н о с первого к л а с с а самым д о б р о ­ совестным о б р азом помогали учите лям Л . Г а н е е в а и В. Ку- л а ч к о в а , Удивительно т р е б о в а ­ тельны е ж енщ ины . З а у с п е в а е ­ мостью и п осещаемостью с л е ­ дили пристально . И постоянно, мето дично то рмош или н е р а д и ­ вых учеников и их р одителей . По неск ольку р а з к одном у и тому ж е ребен ку ходили, если усп е в а е м о с ть в др у д н а ч и н а л а ух у дш а ть с я . — Галина Г ен н а д ь е вн а , с к а ­ ж и те , вы и м ее те хоть ка кую -а о информацию о том, к а к и где у ч атся р е б я т а прошлогоднего выпуска? — Конечно. Ведь это нам всем нербходимо з н а т ь . Хотя, надо с к а з а т ь , что н е д о с т а т о к цельности и ц е л е у с т р ем л ен н о с ­ ти очень с к а з а л с я на них. Многие побросали вузы, п р о /Ш в - шись семестр или дв а . Т ож е св оеобразный п о к а з а т е л ь . — Это зак о ном ер н о сть ? М о ­ ж е т ли подобное случиться и нынче? — Не т. Д ум аю , что этого не произо йдет. Д е л о в том, что многие из выпускников Ч)М9 года до самого последнего . м о ­ мента не знали , к у д а пойти. К а к - т о м е тал ис ь . З д е с ь совсем иная ка р т и н а . В основном, к началу года они у ж е о п р е д е л и ­ лись. И потом, помня п е ч а л ь ­ ный прошлогодний опыт, мы очень много бесе дов али с ч н ч ч на эту тему. Н а с т р аи в а л и их на серье зные р а з д у м ь я о том, что они могут з а н я т ь ч ье -то место, если не стану т п р о д о л ­ ж а т ь обучение. С вечера до рассвета Вот и прощал ьный вечер. Ж а р к и й и душный. П р а з д н и ч ­ но о д еты е мамы и папы, э л е г а н ­ тные юноши, очар о в ател ьны е девушки со брались в здании школы, чтобы перев ерн уть последнюю ст раничку д еся тиле тней повести. Здесь, где у ж е понемногу начали готовиться к б у д у ­ щему уч ебному году, в е т р еп - лн их учите ля . В одном кры л е з д а н и я все д авно у ж е было готово к приему дорогих гостей: стол длл почетного президиума , места д ля род ите лей и выпускников. З д е с ь ж е находилось и шхо явное зн ам я , которое выносилось по к а ж д о м у т о р ж е с т в е н н о м у случаю в течение всех чет учебы. П о д знаком ую мелодию, еще пока школьным с т р о е м . в о ш л и виновники праздничного в е ч е р а . Это з р е л и щ е нап оминало к а л е й ­ доскоп , где прихотл иво см ен и ­ лись ц в е т а н арядов : от н ежн о - розового и н е б е с н о - г о л у б о ­ го до строго черного. Л и ц а их были несколько отрешенными и в большинстве своем, на удп - | в л ен ие спокойными Впрочем, я нс берусь судить об их пнут, радием состоянии, вполне в о з ­ можно, что наши юные с е в е р я ­ не . просто яв л я л и собой о б р а ­ зец в ы д е р ж к ц . Д р у г о е дело родители: их лиц а были б у к в а ­ льно переполнены волнением , лю бов ан и ем своими детьми, а г л а з а мам — влажным и . И п е ­ тому они к а з а л и с ь м е чт а т е л ьн ы ­ ми. Кто з н а е т , ка ки е з амыслы роились в это время в их М Ы С ­ ЛЯХ. Э т а неп осред ств ен н ость и безы скуснос ть поведения в зрослых людей невольно с о к ­ р а щ а л а в озрастн ую дистанцию м е ж д у р о д и т е л ям и и детьми . П о ж а л у й , самым серьезным и волнующим был момент , к о гд а после в ступительного слов а , директор школы Н. М. Л и т в и ­ нов н ачал в р у ча ть т а к о й в а ж ­ ный, жизн енно необходимый документ, к а к а т т е с т а т о е р э д - нем об разов ан ии . П р а в о на его получение к а ж д ы й из в ы ­ пускников з а р а б а т ы в а л е ж е д н е ­ вным трудом десять долгих, ко быстро пролетевших лет . С л е г ­ ка глухова тый голос разноси л по школьному коридору е г э слова; — А т т е с т а т и г р ам о т а з а особые усп ехи в изучении хи ­ мии, биологии, истории и г е о ­ метрии в р у ч а е т с я Тарасенко И рине Васильевне ; —■. . . а т т е с т а т и г р ам о т а за особы е успехи в изучении л и т е ­ р а ту ры , истории, информатики н геометр ии вр у ча ется Н о в и ­ кову Максиму. . . — а т т е с т а т н г р а м о т а за о со ­ бы е усп ехи в изучении ф р а н ц у з ­ ского я зы к а в р у ча ется И с а к о ­ вой А н ж е л и к е Викторовне. . . Н е о т в р а т им о т а е т с т о п к а а т ­ тес татов . О дин з а другим п о д ­ нимаются р е б я т а , чтобы п о л у ­ чить свой пропуск в большую жизнь, который не см отря ни на к а к и е н о во вв ед ен и я пока по- прежн ем у необходим. А в м есте с н и м — н а к а з и гр ам о т у , е с ли обучение было успеш ным. Н е меньше чем ученики з а ­ с лужили свои п ам я тны е б л а г о ­ дарности члены р одите льс кого ком ите та , чьи усилия, с у д я пь о т зы в а м п р еп о д а в а т е л ей , не пропали д а р о м и были с в о е в р е ­ менным н сильным подспорьем в общем д е л е в оспитания . Эго В а л ен т и н а М и х а й л о в н а К у л а ч - к о в а , Вера И в а н о в н а Т а р а с ен к о , Петр Н и к о л ае ви ч Кис елев , Л ю д ­ мила Н и к о л а е в н а Г а н е е в а и супруги Никитины. Но к ром е тр ад и ци о н ны х д о ­ кумен то в з д е с ь ж е было и з в л е ­ чено на св е т божий со вершенно необычное и кр а й н е инте ресное веще ств енное д о к а з а т е л ь с т в о . Это ГаЛина Фоминична Кемо- лсв а целых пять л е т т е р п ел и в о хран и ла кл я твы бывшего п я т о ­ го к ласса, от кото рых д а ж е при самом большом ж е л а н и и нс о тк а ж еш ь с я , поскольку в м е ­ сто подписи под к а ж д о й из них о ста вл ен о т п е ч а т о к п а л ь ц а пи ­ са вш его . Т а к что ж е могли о б ещ а т ь дети од и н н а д ц а т и лет от роду? Пе н а зы в а я фамилии, дабы не вводи ть в смущ '-ьйе п о взр о с л евш его а в т о р а , п рив ед у х а р а к т е р н ы й пример кл ятвы: « К л я т в а . П е р е д лицом своих тов арищ ей я. . . т о р ж е с т в ен н о обещаю: не у п о т р е б л я т ь с п и р т ­ ного, не курить , быть во всем примерным. . . » И т а к д а л е е . Видите, к а к и е чудные н а м е р е ­ ния и ст р о г а я м о р а л ь в гаком, к а з а л о с ь бы, легкомысленном возрасте . А п е р е д тем , к а к з а в е р ш и т ь ­ ся т о рж е с т в ен н о й части , в ы ­ пускники да р и ли свои к о л л е к ­ ти вн ы е ф о то гр аф ии на п а м я т ь учите лям . Ч т о бы после того, к а к о си р о т е е т ш ум ное ш к о л ь ­ ное гнездо, они могли мы сл ен ­ но в о з в р а щ а т ь с я в прожитые, годы, г л я д е т ь на знакомые , почти родны е л и ц а бывших питомц ев и лечить в о сп ом и нани ями горести с е го дн яш не го и г р я д у щ е г о д н я . П р о д о л ж и л с я в ечер в ш к о ­ льной столовой, где вместо б а ­ нального перекуса с в о й с т в ен н о ­ го м/эждуурочным переменим был приготовлен праз дничный у ж и н и восхитительный чай. А из спортивного з а л а у ж е призывно и в л а с т н о з в у ч а л а м у зы к а . Она п р и г л а ш а л а всех п овеселиться, р а с с л а б и т ь с я , с б р о ­ си ть в т а н ц е н а п р я ж е н и е ст э к з ам е н о в . В едь в п е р е д и в б л и ­ ж а й ш е е в р ем я т а к много еш е п р едстоит р азл и чны х и сп ы т а ­ ний. Но э то б у д е т потом. А п о ­ к а — л егкий в а л ь с и томн ое т ан го к р у ж а т и покачивают всех, кто у ж е спустился з з ал , чтобы продлить т о рж е с т в о до сам о го р ас св ета . В О Т м ы К А К И Е О. ШИШЛОВА. Любима всеми в классе. А сама она лю ­ бит писать стихи. О. ТРОФИМОВА. Отли шая хозяйка. К тому ж е самая о б о - ятельная и привлекательная. Парни не теряйтесь! С. УСМАНОВА. Хорошая вожатая. Ее собственные дети наверняка б у д у т отличаться о с обой воспитанностью, ведь она всю жизнь мечтала быть учителем. Н. МАЛОВА- Е динственная в 11 «б» девушка-шофер. Материал подготовила и; Д Р О ЗД О В А

RkJQdWJsaXNoZXIy