За дело Ленина, 1989, № 105

ОРГАН СЕ ВЕР НОГ О РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НОВОСИБ ИР СКОЙ ОБЛАСТИ Выходит по вторникам, четвергам и субботам. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! л о л о Газета основана 20 мюля 1935 года № 105 (6 4 8 5 ) ЧЕТВЕРГ 31 АВГУСТА 1989 г о д а Цена 3 вон. Завтра—Д ен ь учителя . Д е н ь з н а н и й З Д Р А В С Т В У Й , ШКОЛА! Август особый месяц. З а ­ канчивается лето и на ступает тот день, когда у взрослых наплывает щем ящее чувство тоски по б езво звр ат ­ но ушедшему, прекрасному времени. У ребят — новые встречи, новые впечатления, а для некоторых — первые прикосновения к миру неиз ­ вестному, к миру прекрасному, к школе. З а в т р а — i сен тября . Приветливо р а с ­ пахнутся двери школы, гулко огласятся соскучившиеся за лето школьные коридоры звонками и детским многоголосьем н новый учебный год вступит в свои права. Каким он будет д л я наших школ? С чем в этом учебном году решительно р а сс танутся? Чем зам ен ят старое, отжившее, на что обопрутся, кого из педагогов-новаторов, ветеранов педагогического труда возьмут себе в на ставники молодые, только начинающие свой трудовой путь учителя? Будем надеяться , что новый учебный год стан ет не просто продолжением года прошедшего, а принесет с собой зримые приметы нового. Станет таким, каким его будут делать в каждом педагогическом коллективе, в к а ­ ждом трудовом коллективе предприятия, в каждой семье. Школа должна быть впереди такого отрадного явления, как духовное обновление н а ­ шего общества, которое идет все заметнее. Наше общество, подчеркнул Генеральный секре тарь ЦК КПСС М. С. Горбачев, осущес твл яет революционный переход к качественно новому состоянию!, Оно н уж д а е т с я в гражданине образованном, убежденном, преданном социализму и вместе с тем ак т и в ­ ном, ищущем, умеющем жить и работать в условиях демократии, хозяйственной самостоятельности коллективов, в обстановке во зрастающей экономической и социальной о т ­ ветственности з а себя "л с т р а ­ ну. И зад ач а школы, котор а я вытекает из этого, должна формулирова ться так - более энергично вести р аботу по воспитанию активных продолжателей революционного, социалистического дела. И возможности д л я решения этой задачи есть. Раньше требовали воспитывать активную личность, а самостоятельную мысль учит ел я сдерживали инструкциями и приказами. Но р а з в е можно было воспитать личность (из ученика , подавив личность самого наставника? Всесоюзный с ъ е з д работников народного образования, который т ак долго ждали, ст ал фактом жизни. Оценки с ъ е з д а разноречивы, но он дал главную установку — добро творческой инициативе, свободу творческому поиску, эксперименту. При всех положительных моментах работы школ и педагогических коллективов, в прошедшем учебном году и совершенствовании учебно- воспитательного процесса были упущения со стороны р у ­ ководителей школ и педагогических советов по контролю и руководству этим процессом. Об этом подробно говорилось на выездном р асш и ­ ренном заседании в верхкра- сноярской средней школе. В 1988 — 89 учебном году плодотворно работали р ай ­ онные методические объединения учителей различного профиля. Это своеобразная ш кол а передового опыта, учитель ­ ского мастерства , в з ы с к а т е л ь ­ ного, принципиального, но дсброжелательного обмена мнениями. И эт а форма р а ­ боты должна совершенствоваться. Особую тревогу вы зы в а е т кач ество дошкольного воспитания и образования. Именно в этом возрасте з а к л а д ы в а е ­ тся первооснова личностных качеств человека. Охват детей общественным дошкольным воспитанием составляет 50 процентов. Давно н а зр ел а необходимость строительства детского комбината в р ай ­ центре , нужно открывать детские сады в малых с е ­ лах. Необходимо сд ел ать так, чтобы дошкольное воспитание было не второстепенным делом. Подготовка подрастающего поколения к со зи да тель ­ ному труду, и прежде всего, в сфере материального производства — важнейшая зад ач а общеобразовател ьной и. профессиональной школы, трудовых коллективов, родителей, широкой общественности. З а последние три года з н а ­ чительно укрепилась учебно- м ат ери а ль н а я б аза трудовой подготовки ряда школ. Изменились учебные мастерские, где производятся м атериаль ­ ные ценности д л я самих школ. Трудно переоценить участие школьников в коп кретных трудовых д е л а х взрослых. Самостоятельная борозда, сев, уход и первое зерно в бункере комбайна, высокий урожай овощей, выр ащ е н н ы е животные, п р и з о ­ вые места на конкурсах — лучше всяких агитаторов и профориентаторов. Но в утверждении системы трудового воспитания, школе необходима помощь базовых предприятий. Есть положительный опыт сотрудничества, но и много трудностей, особенно когда идет переход на новые формы хозяйствования. А сейчас н а з р е л а крайняя необходимость более с е р ь е з ­ ного обучения школьников сельскохозяйственному труду, поиска н о в ы х ф о р м трудовой и профессиональной подготовки, более продуктивного использования возмож ­ ностей нашего профтехучилища. Вырастить достойную р а ­ бочую смену — кровное дело каждого трудового кол л ек ти ­ ва. Дел а е тс я для народного образования много, но и проблем еще много. Каждую из них решить нелегко, а все с р а з у — невозможно. Поэтому, прежде всего , — это глубокий ан ал и з положения, выработка стратегии и четкое осознание трудностей. Перестройка школы выдви ­ нула массу вопросов самого различного порядка . И чтобы шаг з а шагом преодолеть, необходимо запастись терпением, настойчивостью, в ы ­ держкой. П равдива я оценка состояния дел , преодоление инерции мышления рождает энергию дея тельности, способную к ар ­ динал ьно изменить ход школьных дел. Успешно справился с заказом по выпуску школьных учебников на предстоящий учебный год коллектив Смоленского полиграфического комбината. С начала года здесь изготовлено 3 5 , 2 мил лиона книг и брошюр для школ страны. Заказ выполнен не только в срок, но и на высоком полиграфическом уровне. Среди учебников, выпущенных в Смоленске, есть и книги на языках малочисленных народов РСФСР. Все они — яркие, многокрасочные. На снимке: школьные учебники на языках народов РСФСР, выпущенные в Смоленске. Фото Г. Калачьяна (Фотохроника ТАСС) Вам, дорогие учителя Чер ез судьбу каждого из нас обяза тельн о прошел | учитель. Ьн не только н а ­ учил читать ii писать, не просто з аж е г неуто'лимую ж аж ду знаний — ч учитель воспитал нащи сердца, н а ­ делив нас добротой и любовью к людям. Р астить и учить ч ел о в е ­ ка, воспитывать его достойным гражданином социалистического государства, готовить к труду на благо о б ­ щества — это высокое призвание и большая от ­ ветственность. С 1-го сен тября , каждое утро, мы будем отправлять своих детей в школу, с тем неповторимым чувством, в которое вкладываем все свое уважение к труду уч ителя, сознание важности всех забот и обязанностей, которые он в з я л на свои плечи. Учитель — в а я т е л ь ду . хевного мира юной личное-, ти, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое,' самсе ценное — детей, свою надежду, свое будущее. Это благороднейшая и труднейшая п р о ­ фессия , требующая от ч е ­ ловека, посвятившего ей ж изн ь , постоянного т ворч ества , неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности д е ­ лу. U У каждого чел ов ек а со школой свя зан ы самые добрые чувства. Ведь здесь происходит мужание и с т а ­ новление лиЦности. Р о л ь советского учительства в этой созидате льной работе огромна. Особенно она воз р а с т а е т сегодня, когда школа стан овится одним и з самых гл авных руб ежей перестройки, когда в ней идет поиск путей, новых подходов в дел е воспитания. Дорогие товарищи! С е р ­ дечно поздравляем к ол л ек ­ тивы школ, профтехучилища, дошкольных у ч р еж д е ­ ний с наступающим п р а з д ­ ником — Днем учител я. Ж ел а е м Вам доброго здоровья , творческих успехов в Вашем благородном труде, большого личного сч астья. Райком КПСС Райисполком Райком ВЛКСМ !еред первым звонком Перед первым школьным звонком директора средних к восьмилетних школ, заведую ­ щие начальными школами, председатели сельских Cor..- тов и председатели колхозов, секре тари партийных ‘ организаций собрались на пл ен ар ­ ное заседание августовской учительской конференции, которая на этот р а з состоя лась на базе Верхкраенояу- ской средней школы. С докладом выступила з а ­ ведующая отделом народного образования Г. Д. Федорова В нем она ос ветила г л а в н ы > в о п р о с ы , над которыми будут работать педагогические коллективы в новом учебном году, остановил ась на итогах минувшего учебного года. Первому было предоставлено слово директору Верх- красноярской средней школы В. И. Васи льеву. За т ем в обсуждении доклада выступили директору СПТУ-91 А. Г. Рейн, завуч Северной средней школы А. Д. Б ал аш ов а , директор Чувашинской восьмилеткой школы 3. Н. Голубева, преподаватель средней школы сел а Северное Г. Г. Соломатина, председатель профкома работников народного образован ия Л. В. Ковган, райвоенком С. В. Брагин , (председатель колхоза « П а ­ м ять Ленина» В. М. Ш р ей ­ дер. На совещании выступил пр едс ед ател ь исполкома Северного районного Совета н а ­ родных; депутатов В. М. Ми- хайлец. Группа учителей школ р ай ­ она , а также предс ед атели колхозов имени К. М аркса и «Восход» М. Е. Голубцов и В. И. Драг ан , директор Северного Леспромхоза П. М. Гламаздин, пр едседатель (Верхкрасноярского сел ь сов е ­ та В. М. Пасько на граждены Почетными грамотами. Участники пленарного з а ­ седания посетили детский сад к о л х о з а «П ам ят ь Лещина», осмотрели школу, оценили ребячий труд, бл агод ар я которому в кабинетах появилось новое оборудование, мебель. Учительский рай онный педсовет продолжал свою работу з а с е д а н и ям и р а з л и ч н ы х с ек ­ ций. Учительство поставило перед собой новые задачи, которые необходимо реш ать в со друж ес тв е с семьей, общественностью, базовыми предп рия ­ тиями. У Б О Р К А Х Л Е Б О В им. Калинина 5 1 0 0 . 1 4 , 6 на 2 9 августа Восход Новая жизнь 9 2 3 4 85 17,0 8 ,5 Li амо- Уро- [лоче- жпиЗ а в е ты И льи ча 6 4 7 9 17 ,8 Колхозы им. М. Горького 1 2 855 19,7 но (л.) моста Путь к —».______ i ____;... ... — коммунизму 8 8 3 6 17,7 Наша Година 6 0 5 2 15,?, Б о р ьб а за мир 9 9 8 8 14,3 Память Ленина 2 4 0 4 5 18 .9 VII с ъ е з д Советов 2 8 1 6 7,0 игл. XXII съ езд а нм. К. Маркса 7 0 5 3 14,1 КПСС 1 0 795 21 ,6 По району 1 0 3 3 3 8 16,7

2 «ЗА Д Е Л О ЛЕНИНА» аяаж&ххпхссгхзаосахху^ № 105 ( 6 4 8 5 ) успеть вовремя О собенный день Сегодня день особенный: Над школой, Не раньше и не позже — Точно в срок, Во всю звенит Восторженно-веселый, Такой знакомый каждому Звонок . Он говорит о том, Что нынче праздник. В смущенье одинаковом Сейчас И юноша — Уже десятиклассник, И малышок, Пришедший в первый класс. Улыбками Их школа повстречала , Она ж д ал а их долго В тишине. Учебный год Б ер ет свое начало И, весь в цветах, Ш а га е т по стране. Он деловит. . . Конечно, дела много, Но нам близка Его заботы суть: В большую жизн ь От школьного порога Он д л я ребят Прокладывает путь. Склонились Над учебниками дети. Идет урок. . . Не правда ли, сейчас Реш ается Судьба десятилетий И судьбы тех, Кто в жизни сменит нас! Чтоб не порвалась Века нить жив ая, Этоб всех прекр асней Родина была, Мы, з а детей своих Переживая, Вникаем сердцем В школьные дела. И потому И тот десятиклассник, И малышок , Пришедший в первый класс Нам дороги. Как дорог этот праздник, Значительный Д л я каждого из нас! С. МАКАРОВ . ПЕРВАЯ УЧИ ТЕЛ ЬН И Ц А С большим уважением вспоминаю свою первую учительницу — Лукерью Л ук ь я новн у Лапину. Первые в своей жизни цветы я и мой друг Славка Сергеев подарили ей, придя ца Цервую ш кольнуto л и ­ нейку 1 сентября. ' Было это без малого тридцать л ет н а зад , а зап омнилось на всю жизн ь к а к что-то с в е тл о е , доброе, неуходящее и желанное. Всякое было в школьной жизни. Много учителей сменилось за школьные годы, но, вспоминая Лукерью Л укьяновн у , с уверенностью ск аж у , что она осталась для меня самой доброй, самой чистой, с а м о й . . . самой. . . из всех учителей школы. Смотрю на фотографию тех лет , где снят наш класс. В середине — молодая, с добрым взглядом Л у к е р ь я Лук ь я н овн а , а вокруг — мы: Сл а в а Литвиненко, Васек Осипов, Вовка Ж и галов, Саида Бутов а, Н арош а Пойсаховская , Зоя У спенская и все остальные, улыб ающ иеся двадцать семь девчонок и мальчишек. Годы проносятся, становится грустно, но несмотря ни на что, всегда о стается с нами наша Л у к е р ь я Л у к ь ­ яновн а Лапина, первая наша учительница. З д о р о вь я и долгих лет жизни Вам. ВАС. СМЫК. Всё Сказать, что зов малой родины так уж непреодолим, что многие, вкусившие прелести городской жизни после учебы возвращаются обратно, было бы неверно. И все-таки не так редко, кто-либо из молодых, один или уже с семьей, приезжает в район, где' явно или скрытно ждут их родные и знакомые. И не только по причине родства или других связей. Ведь они, у езжая мальчишкой илц дев ­ чонкой без определенного рода занятия , а зачастую и безо всякого понимания, что такое взрослая жизнь, что может л что должен сделать каждый из нас, коль уж повезло появиться на свет, возвращаются людьми з р е л ы ­ ми. Эдакими знакомыми незнакомцами, которые имеют за плечами какой-то совсем другой опыт общения, работы в коллективе и, конечно, же, специальность. А специалисты на селе всегда нужны, особенно если они и хотят, и могут отдать все, что приобрели з а годы своего временного отсутствия. До того момента, когда жизнь наша будет шагать от одного юбилея к другому и неимоверно быстро будут исчезать мгновения, мы как вехами меряем свой путь годами. Вот и для Галины Пасынковой закончился нынешней весной первый год после возвращения в Новотроицк. А что было до всего этого? Картина в общем-то знакомая: учеба в педагогическом училище, распределение в Ис- китим, где встретила ее по- родственному, знакомая и нам, директор средней школы Т. М. Сазонова. И можно было вполне там работать и жить, если думать только о семье, да о дне сегодняшнем. А если созрела уверенность в своих силах, укрепилась в е ­ ра в свои возможности? З н а ­ чит, надо что-то менять, на что-то решаться, от чего-то отказываться . Очевидно все, а женщины особенно, знают как непросто поднимать на ноги детей, есВ верхкраснолрскую с р е ­ днюю школу 1 сен тября придут заниматься 157 учащихся. В прошлом учебном году коллектив школы поставил перед собой задачи: повысить эффективность урока, изучить и внедрить передовой опыт учителей-новаторов, активно вовлека ть в процесс воспитания семью и общественность, а так же обеспечить единство урочной и внеурочной работы в образовании и воспитании школьников. Если говорить об итогах в школе на конец года, каждый третий ученик был хорошистом, из восьми выпускников L0 класса трое поступили в институты, четверо в техникумы, один — работает. Качество знаний явл яе т с я пока единственной мерой т р у ­ да учител я. Если конкретно отметить творчески работающих учителей, то необходимо на звать добросовестного учителя и воспитател я А. Ф. Соловьеву, чей опыт обобщен учителями школы: Л. А. Смык, использующую на уроках элемен ты педагога-нова- тора Ш. А. Амонашвили; Т. Г. Врагову, имеющую громадный педагогический опыт; Р. М. Васильеву, т акже использующую на уроках новаторские приемы. А еще сл едует н а зв ать Н. А. Смыка, сумевшего поднять в школе авторитет трудового обучения, к которому на уроки идут с большим удовольстви- ем. Впрочем, надо бы н а зв ать * еще и 3. П. Б агуто , С. А Юдину, Т. А. Б акун , Г. Е. ли и на работе отдавать себя полностью. Поэтому, когда Галина надумала поступить в институт,— решила уехать домой, поближе к родным. Что ни говори, а без поддержки и помощи в нашей социальной системе с ее сложностями и наслоениями трудно строить жизнь по собственному желанию и разумению. Как я уже говорила, приехала Галина сюда прошлой весной, когда у людей, как и во всей природе, просыпается тоска, и хочется куда-то лететь, бежать. Когда проще настроиться и сорваться даже с удобного места. Надо сказа ть , что вернулась она вовремя. Здесь как- р а з был домик для школы Несмотря на общеизвестную трудность с жилплощадью, семье молодого специалиста пошли навстречу. Первое время Галина работала пионервожатой. Именно тогда наиболее ярко проявились ее организаторские способности. Предприимчивая, энергичная, она всегда была в центре детей и событий. Тянулась к ней и молодежь, ведь молодежи наиболее близки непокой, желание хоть что-то менять, особенно когда есть рядом беспокойный человек. А в р е зул ь т а ­ те Галя возглавила колхозную комсомольскую организацию. После некоторого з а ­ тишья вновь здесь появился лидер. Сразу нашлись и вполне конкретные дела. Р е ­ бята сделали детям зимнюю горку, начали оборудовать п л о щ а д к у для детского сада. На субботнике, который организовали самостоятельно, очистили от отходов местную пилораму. Пустили их на дрова. А вы рученные деньги пошли на проведение своих мероприятий. Вроде и небольшие дела, но на селе заметные, нужные. Сейчас Галина работает с шестилетками и посвящает им максимум времени и внимания. Это, наверное, хорошо ,что переступая школьный порог, ребятишки с р а зу попадают в руки заинтересованного и способного учитеНА НОВЫЙ Маляревич, которые каж д а я по-своему — интересный педагог. В общем, учитель сегодня учит лучше, чем вчера. Но работать сегодня намного труднее, чем вчера, потому что сейчас все знают как учить и чему учить. А у ч и ­ тель фактически лишен возможности отстаивать свои профессиональные права. Наша школа преображается на глазах . Ее внешний вид не будет теперь таким убогим, какой нам оставили строители. И в этом большую благодарность мы все вы р а ­ жаем председателю Верхкра- сноярского сельского Совета В. М. Пасько. Одному директору школы это было бы не под силу. Я думаю, что требования к учителю нужно дополнять и заботой о нем, о школе, о детях вообще. Особенности воспитательной работы в прошедшем уч ебном году были с вя з ан ы с общим процессом демократизации и гласности, происходящим в обществе. Раб о т а пришлось вести в услови ях падения авторитета общественных организаций, падения интереса детей к традиционным формам общественной работы. С другой стороны в школе шел непрерывный и активный поиск новых р е з у ­ льтативных видов работы в содружестве педагогического и ученического коллективов. Проводилась большая р а ­ бота по развитию ученического самоуправления, изучались совместно с учителями и ля, который постоянно совершенствуется в методах воспитания, повышает уровень знаний. Разные люди отзываются о ней не однозначно. Одни говорят, что она дипломат, другие осторожно добавляют: «хоть и молодая, но умеет жить». Есть и другие х а р а к ­ теристики: заботливая , пробивная, умеет слушать. Почему-то многих отталкивает и пугает слово карьера. Большинство воспринимают только негативные стороны и оттенки стремления к росту, хотя это очень деловое к а ­ чество. Мне думается, что Галя Пасынкова — пример человека, который не только знает чего хочет, но и как этого добиться. Да разве же худо, если каждый из нас будет целенаправлено расти, используя всю энео- гию и знания сполна. Можно как угодно называть это. Несомненно одно: от такой д е я ­ тельной позиции выигрывают все: и окружающие , и сам человек. Другое дело, что любое, даже самое лучшее к а ­ чество, может измениться ч силу каких-то человеческих слабостей и слишком благоприятных обстоятельств, приобрести малоприятные для окружающих свойства. И примеров тому немало, любой из нас с сожалением смож е т припомнить, как прекрасные лидеры и всеобщие лю ­ бимцы тускнели, изменялись до неузнаваемости. Галине всего двадцать три года. И мне очень хочется надеяться, что горькая чаша большого самомнения обойдет эту молодую энергичную женщину. Думаю, к такому пожеланию присоединятся и все односельчане, все, кто зна ет или когда-нибудь у з н а ­ ет ее. Судя по всему, у нее есть возможности делать больше, надо только успешно закончить институт и быть т в е р ­ дой в своих решениях. И пусть горит и спешит — ведь все в жизни надо делать вовремя. И. ЛОСКУТОВА. ГОД учениками основы коммунар- ской методики, проводились совместные партийно-комсомольские собрания, политзанятия. Дети работали в составе педсовета. Но, как пок а з а л а практика, дети пока еще скромно ведут себя на заседаниях этих советов. Причин, видимо, для этого достаточно. Не исключена и наша, взро сл ая , ав т ори тар ­ ность. В прошлом году у нас в школе работали 11 р азлич ­ ных кружков, 4 спортивных секции, клубы «Клуб выходного дня», «Что? Где? Когда?», «Почемучка» и «Пионерский кинотеатр». Но все- таки эффективность проводимых мероприятий остается не на желаемом уровне. Много еще в школе проблем, над которыми нам надо работать. Это и содружество с родителями, и совместная деятельность совета школы и родительского комитета, и организация производственного труда, и многочисленные к а ­ дровые вопросы, и слабое материально-техническое о с ­ нащение школы. Нужен нам компьютерный класс, нужно ж ил ье для учителей, нужен школе самостоятельный бухгалтер , чтобы освободить ди ­ ректора от многих забот. В ы в о д напрашивается один: опыт работы этого года-; пока зывает : там, где есть новые формы работы с коллективом педагогов, с учениками, там р е з у л ь т а ты выше, эффективнее . ...— - В.' B A T H J I b E B , г директор средней школы. ф 31 а в г у с т а 1989 го д а . Талант воспитателя Барнаул. Привычными стали картинки, когда ранним утром родители буквально тянут к воспитателям своих плачущих ребятишек. На это явление мы смотрим с пониманием: детсад — не родной дом. Но ведь многое зависит от воспитателя. К одним д е ­ ти не хотят идти, а от других уходить, как, например, от Ольги Митрохиной, которая работает в детском саду № 186 объединения «Химволокно». У Ольги своя методика воспитания. Она горячий противник муштры, беспрекословного подчинения или, как она выражается, казарменного воспитания. В детских шалостях Ольга видит великую мудрость природы. Она старается направлять шалости в нужное русло, чтобы они не переходили в зло, жестокость, эгоизм, а вырабатывали у ^ детей инициативу, с о о б р а з и - ^ тельность, уважительное отношение к окружающим. Каждый ребенок для О. Митрохиной — личность, а детство, по ее мнению, не подготовка к настоящей взрослой ж и з и и, а ее лучшая часть. На снимке: О. Митрохина проводит спортивные занятия. Фото В. Садчикова (Фотохроника ТАСС) ВСТРЕЧАТЬ С РАДОСТЬЮ Вот и первое сентября подошло. Быстро и незаметно пролетели ясные летние дни. Можно вздохнуть и легко, и не очень, потому что, отправл я я сына в школу, не все сумели подготовить. Так и не удалось купить спортивный костюм и кеды нужного размера . Значит, на ф и з к у л ь ­ туру придется надевать обычную одежду, которая совсем не подходит для этой цели: сковывает движения, создает неудобства. Альбомы и фломастеры запасла еще зимой, потому как ими и в обычное время не изобилуют полки магазина, а уж в ра зга р е предшкольных дней — и подавно. Во многом мы надеемся на наш активный родительский комитет класса , члены которого взяли на себя непростую задачу: обеспечить детей об ­ ложками, тетрадями, кр а ск а ­ ми и кисточками. А все остальное собрали сами, но не потому, что есть возможность купить, а в силу запасливости. Да и сын «помогает»: не вырастает з а один год из школьной формы. И хотя основные з а ­ боты сейчас позади, хочется надеяться , что за год все переменится и к следующему первому сентября можно будет подготовиться без особых сложностей, чтобы встречать этот день с радостью L а не "С* у й а л о с т ь ю ’ Л. ЖУРАВЛЕВА. ЗАБОТЫ

31 августа 1989 года. ♦ № 105 ( 6485) izzsxzzzcuzzzzzzzz zziszTzzsasca «ЗА Д Е Л О ЛЕНИНА» 3 БУДНИ БРИГАДЫ У учетчика Витинской бригады Кузьмы Леонтьева в его учетной книге еще недавно фиксировались два вида работ: вспашка паров и сенокос. «А теперь зап у та ть ­ ся можно», — говорит он, л истая распухшую о т записей книжку. И действительно, август вобрал в себя столько колхозных дел , что у учетчика на самом деле голова кругом пойдет. Накануне всю ночь просидел с отчетом. Леонтьев р асск азыв ает : — Сенокос не закончился, как подошла пора сеять озимую рожь. Одновременно началась уборка этой ж е кул ь ­ туры. В бригаде р ж и было немного — 170 гектаров . Общий намолот составил чуть более двух ты с я ч цент- шеров. Зерно нынче мелковатое не только у ржи, но и у других культур. Ячмень тоже убрали, а сейчас овес обмолачиваем . Идет з а к л а д ­ ка силоса, скирдовка соломы, вспашка зяби , подработка зерна, засып ка семян. Словом, сейчас делом з ан ят щаждый колхозник. И не только взрослые участвуют в общественном труде. На силосном бурту я увидел четверых мальчишек. Саша Савчук и Сергей Б л и ­ нов год проучились в с ел ь ­ ском профтехучилище, а Костя Шухайкин и Владик Гаврилов закончили по восемь классов. Работы им хватает, ведь зеленую массу подвозят шесть машин, причем нет ни одного самосвала. Вот и приходится р ебя там цеплять волокушу з а трактор и снова потом ее з а т а ск и в а т ь в ку ­ зов. Д а еще остатки резки надо скинуть с м а ш и н ы . " Трамбуют зеленую массу Николай Тимофеев на «Ки- ровце» и Николай Ермаков на Т-4 с лопатой. Косовицу подсолнечника ведут Владимир Прохоров и Леонид Пеонов. Подсолнуха скошено 2 5 0 гектаров, массы получено 2700 тонн. По нынешней з а ­ сухе урожайность неплохая. А ку к у р у з а и рапс не уродились. Косить подсолнуха осталось еще гектаров двести. Кроме этой культуры на корм дошел , и овес, специально посеянный для з а к л а д к и сен аж а . Этой массы в траншею уложено 120 0 тонн. Т ак что работникам животноводства беспокоиться нечего за исход зимовки. План по сену перевыполнен. Уже сей час на условную голову скота приходится почти по одиннадцать центнеров кормовых единиц. В это утро росы не было, и комбайнеры и з з в ен а Геннадия Блинова р ан ьш е обычного приступили к обмолоту овса. Поэтому заторопился на зерноток и мастер-сушильщик Геннадий Орлов. Помогает ему в работе Александр Зах аров. Сушильный агрегат у них не останавливае тс я почти до полуночи. Но к л а ­ довщик Валентин Сергеев уж е поговаривает о том, чтобы сушилка р аботала в две смены. У него ведь своя з а ­ бота — сохранить в скл ад ах и семенное и фуражн ое з е р ­ но. Например, рожь, чтобы не з агор ела сь, пришлось два р а з а пропустить ч ер е з сушилку. Вот он и предлагает днем сушить зцрно, поступающее от комбайнов, ' а ночью — семенное. З я б ь — зал о г будущего у рож а я . Этому агроприему здесь всегда уд ел яе тс я большое внимание. И как только с полей ушли зерновые и силосные комбайны, на них появи лись шахотиые а г р е г а ­ ты. Пока пашут Михаил Яковлев на «Кировце» и Николай Краснов на Т-4. Зя би ими поднято 150 гектаров. Дл я них освобождают пол я от соломы Николай Петров со стогометателем и Владимир Серге ев с толкающей волокушей. В книге н а р ядов у бригадира Виктора Муравьева есть и т а к а я запись: «На вывозку сена отправить... » Фамилии водителей и трактористов в основном разные: тот или ' иной транспорт посылают в зависимости от обстановки. На сонной ск л ад уж е вы в е зено 9 0 0 центнеров сена, сп рессованного в рулоны. Таковы трудовые будни бригады на сегодняшний день. П. СМЕЛОВ. ВО З Р О Ж Д А Е Т С Я Д Е РЕ ВН Я В Марийской А С С Р р а з в о ­ р ач ива ется борьба за «выживание» малых деревень . Среди исчезающих была и д ер евн я Большие Ш апы в Медведевском районе, но ей повезло. Водители Иошкаро- линской ав тоб азы взя ли ее под свою опеку , создали там подсобное хозяйство. З а два- три года выросло более двадцати ко ттеджей. Каждый дом — о тд ел ьн ая т р ехкомнат ­ н а я к в ар т н р а со всеми удобствами, с подпольем д л я х р а ­ нения продуктов. Н а приусадебном участке — помещения для животных и -птицы. В деревне есть школа, детский сад. клуб, магазин, столовая . Открыт автобусный маршрут Ш апы — Й о ш к а р - Ола. Удобно ездить на р аботу. Дере вня преобразилась. Сюда приехала молодежь. Средний во зр ас т жителей не превышает тридцати лет, много детей. С 1987 года подсоб ное хозяйство стало д а в а т ь прибыль. Н а снимках: активисты местной художественной с а ­ модеятельности продавец 3 . Р . Ломакова, заведующий клубом С. Ю. Кузьмин и почтальон Л. С. Поминова; свинарке Г. М. Ешеевой помогает дочь семиклассница М арин а . У Гали ны Михайловны и ее мужа пятеро д е ­ тей. Д р у ж н а я сем ь я содержит и немалое хозяйство. Фото В. Аскоченского (Фотохроника ТАСС) — — — ЭКОНОМИКА СЕМЕЙНОГО ПО ДР Я ДА — УДИВИЛ АКСАКАЛ З Е М Л Я К О В Только вы ход н а пенсию пробудил в жителе к а з а х ­ ского сел а К а р а к а с ! е к Аскар- беке Нурта еве дремавшие дотоле способности предпринимателя. Уйдя на з а с л у ж е н ­ ный отдых, з а д у м а л с я а к с а ­ кал: к ак быть дал ьше? Ж изнь подорожала , пенсия у бывшего служащ его охраны небольшая, значит, дополнительный рубль необходим. Д ум ал , думал Аскарбек , да и удивил зем л яков , первым в сел е подрядившись о т к арм ли в а т ь совхозных т е л я т н а своем подворье. Начал Н ур та ев с одного бычка — все-таки дело новое. На следующий год взял уже десять голов, потом еще десять. Минувшей осенью каждый сданный бычок принес ему 5 0 0 рублей чистого дохода. Глядя на это, потян у л и с ь з а а к с а к а л о м , односельчане. Сейчас на личных подворьях местные арен д аторы доращивают у ж е 2 50 общественных бычков и тело- чек. А сам Аскарбек вновь удивил земляков , с о з д а в це- ;лую откормочную ферму. Уговорил верн у т ьс я в село и з Алма-Аты сына Марата с семьей. Марат, механизатор одного из столичных РСУ, в душе о с т ал с я сел ьчанином и охотно решил испытать себя в новом деле. Собирается вернуться под отчий кров и его младший брат. Совхоз сдал Нурта евым в ар ен ду старую кошару и еще 46 телят . Предприимчивый пенсионер н а м е р ен в дальнейшем купить грузовик, т рактор , р а з л и ч ны й прицеп-* ной инвентарь к ним, чтобы обрести полную х о зяйствен ­ ную самостоятельность. С. КИМ, корр. ТАСС «Райская» ж и з н ь и адские муки Хабаровский край. В колхозе «Заветы Ильича» и в совхозе «Петровский» приступили к работе бригады из КНР, взявшие в аренду более ста гектаров Плодородных земель. Они будут выращивать капусту, огурцы, помидоры, баклажаны, другие культуры. Китайские огородники получили в свое распоряжение теплицы, технику, удобрения. По договору с советской стороной вся продукция, полученная с арендованных земель, поступит на рынки и в торговые организации области. Сорок процентов выручки от ее реализации будет передано арендаторам. На снимке: техник Иан Сюлян, рабочие Ян Чжумин и З у Дзуюй ведут подвязку огурцов в дной из теплиц. Фото А. Галушко _ (ТАСС) 4 О рае, в представлении верующих, все мы имеем приблизительно одинаковое понятие, чего не ск аж еш ь о р а е житейском. Для молодых — «С милым и в шалаше рай» . Д л я людей, остепенившихся и давно • семейных, Рай — это, когда дом — . полная чаша. Большинство «рай ских» у г о л к о в— это нечто несложное, вполне б е з ­ опасное и далеко не всегда интересное для юных о тпры ­ сков, которые чаще всего не р а з д ел яю т мнений своих ро ­ дителей. К тому же у них есть свое собственное предст авление о райской жизни. Но! Иногда мы, взрослые, сами того не ж ел а я , воздви ­ гаем рай для детей. И обеспечиваем себе адские муки. Хотите пример? Пожалуйста! В переулке Ленина, рядом с домом № 7 ст роители из межколхозной ПМК в т я ж ­ ких муках и в странном ритме сооружают нечто подобное д вух этаж н ому дому. Д а , с жильем у н а с— дело табак, если учесть, что шалашный р а й уст р аи в а е т только до дверей ЗА Г С а . И если прибавить, что старые дома р уш атся, а молодежь спешит регистрироваться . Это я к тому. что в принципе, любая новостройка — дело нужнее и полезное, если выдержи ваются н е к о т о р ы е . нюансы, кстати, Ьбязательнй'е для любого возводимого объекта . Вне зависимости от значимости и объе м а работ. Первое и, пож а л е й , основное требование, которое пр е дъ я вл яю т к любой р а б о т е — это б езопа сность. На предприятии есть специальные люди, о твечаю ­ щие з а технику безопасности, ко торые должны действовать и требовать сообразно инструкци ям , если нет желания увидеть небо в клеточку. Ведь о круж аю щ и е не особен но по забо тятся о том, какой орнамент может помешать отдел ьным л и ц ам со з ер ц а т ь далекий горизонт. Но к великому сожалению, забо тяс ь (а может и не очень) о б е з ­ опасности непосредственных работников, все — о т н а ­ чал ьн ик а предп риятия до подсобного рабочего — напрем > забываю т о безопасности окруж ающ их . А « о круж аю ­ щие» на стройке — это чаще всего малолетние , не сознательны е дети вечно зан яты х родителей . О! С каким на слаждением юные ал ьпинисты штурмуют незавершенные эт ажи и едва закреп ленны е пролеты. И нич то— ни у с т а л ы е окрики м атерей, ни жесткий ремень невыдержанных о тцов— не о с т а ­ новит их. Хоть тайком, хоть ползком проберутся они сюда, чтобы ещ е и еще р а з проверить свою ловкость, чтобы подразнить м л адшень ­ ких, ко торые еще не доросли до таких «подвигов». И конечно же, они почти не з а ­ думываются о том, что так легко оступиться и сорва ться на с валенны е грудой кирпичи и их обломки. Еще меньше они понимают чем это может закончиться, ведь с виду, с неопытного детского в згляда , так безобидны торчащие во все стороны остатки строительного х л ам а . И если воображение родител ей пер еполнено уж асными картинами возможных увечий , то для ребятишек это все что угодно — катакомбы, пирамиды, с о ­ кровищницы и еще многсс другое, чего в зрослы е не в состоянии придумать, понять и принять. В такой ситуации родителям не хватает ф а н т а ­ зии, а детям — ос торожности. Хотя з д есь вр я д ли помогут меры предосторожности, поскольку у г р о з а жизни есть не только снизу, ~ но и сверху . Кирпичи, свободно на валенны е « а всех уровнях стройки, в любой момент могут упасть, тем более, что их постоянно т ревожат м ал ол е т ­ ние ск ал ол азы . Какой р а з р у ­ шительной силой обладает летящий с высоты кирпич, объясн ять не требуется. Но все это дал еко не полный перечень опасностей , ко торые коварно подстерегают любопытных и неугомонных м а л ь ­ чишек. Если посидеть на лавочке у нашего дома, то * можно понаблюдать, к ак бесконечно выгл ядывают в форточки усталы е мамы. Только и слы ­ шно к ак с тревогой и привычным 'р аздр аж ен ием з ву ­ чат призывы: — Антон, прекрати обсыпа ться цементом! — Костя, уйди со стройки, пока цела голова! — Толька, отойди от бочки с водой! — Дениска , не з а г л я д ы в а й в бочку, утонешь, сынок! И это не блажь , в бочке (типа бака с бензо- ‘ или цодовоза) можно утопить и взрослого, а реб ен ку — много л и (надо. Вот перевешиваются они ч ер е з край , вы ­ бирая минутки, когда теряют бдительность родители: кто ч ерпает воду ведерком, кто просто дурачится и а у к а е т в открытый люк, кто ры б ак а изобража ет. А поскольку все они крайне неосторожные и в ер т л я вы е — есть причина для беспокойства. И не однажды за вечер услышишь во дворе горький и громкий плач — это, ус тав от страхов и ра с т ер я в остатки терпения , тянут родители от стройки к дому своих н е н а г л я д н ы х иск ателей приключений. Глядя на их з а р е в а н н ы е мордашки , ст ановится особенно грустно, ведь негде им притулиться, нечем з а н я т ь с я в большом, но бесхозном дворе. А поэтому никакие угрозы и уговоры не помогут отвлечь от ст ройки. Д аж е под с т р а ­ хом порки будут упрямей л а з и т ь по ней ребятишки. Что же может сдержа ть их н а ­ пористость? Только высокий, гладкий и прочный забор , через который н е л ь з я было бы перелезть. А к а л и т к у по окончании работ — н а замок. Тем более, что по всем п р а ­ вилам и ин струкци ям этот забор должен был появиться еще до на ч ал а с троител ьства . К нашей великой радости, прошлый год з а в е р ш и л с я относительно благополучно, опии м алыш р а с с е к себе плечо д а один о т д ел и л с я ушибом, а что может случиться нынче? И кто будет отвечать? Мне не хочется быть пре ре- ком, но в любой день и час здесь может произойти несчастный случай и кому-то ср а з у ст анут близкими и понят ными муки родител ей из-за мал ьчишечьего ра я . И. Д РО ЗД О В А .

RkJQdWJsaXNoZXIy