За дело Ленина, 1988, № 118

ОРГАН СЕВЕРНОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Выходит по вторникам, четвергам и субботам. Пролетарий в с е х стран, соединяйтесь ! О 4 0 Л О Газета о с н о в а н а 20 ию л я 1935 го д а № 118 (6342 ) СУББОТА 1 ОКТЯБРЯ 1988 года Цена 3 кон. ----- ЗАВТРА-ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ ----- С е р д е ч н о е п о з д р а в л е н и е 2 о к т я б р я ра ботники н ародного о б р а з о в а н и я отмечают свой профессиональный п раздни к — Д ень учите ля У к а ж д о г о человека со школой св я з а н ы самые светлые, самые добры е чув ства . Ведь здесь происходит муж ан ие , с т а ­ новление личности. Р о ль советского учите ль ств а в этой с о ­ зида тельной р аб о те о громна . Особенно она в о з р а с т а е т с е г о ­ дня, когда школа с т ано в и тся одним из главных рубежей перестройки, когда в ней идет поиск путей, новых подходов ко всему дел у воспитания. Д о р о ги е тов арищи ! Районный комитет КПСС, исполком районного С овета нар о д ны х д еп у т а т о в , районный комитет В Л КСМ п о з д р а вл яю т коллек тивы школ, профтехучилища , дошкольных уч реждений с наступ ающ им п раздником — Днем учителя ! Ж е л а ю т Вам добр о го зд о р о в ь я , творческих у сп ехов в Вашем благородном т р у д е , большого личного сч астья! Райком КПСС Райисполком Райком ВЛКСМ В с е н а р о д н ы й п р а з д н и к В первое воскресенье о к ­ т я б р я отме чае тся Д ен ь уч и ­ тел я . Только в нашей стране есть так ой профессиональный праздник, когда советские люди чествуют, в ы р а ж а ю т свою любовь и б ла го да р н о с т ь тем , чье имя — Учитель. Советский учите ль — это п р е ж д е всего человек вы с о ­ кого долга , огромной о т в е т ­ ственности, исключительного тру д о лю б и я . П а р т и я требует: «Н а д о прекра тить п от р е б и т е ­ льское отношение к учителю, п ер ел ож и ть тре б о в ан и е партии о б ереж ном отношении к нему на я зы к практических д е й с т ­ вий — д а т ь в о зм ож н о сть пед а г о г а м з а н и м а т ь с я прямым д елом — учить и воспитыв ать детей! В то ж е в р ем я с уч и ­ т е л я мож но и н у ж н о сп р о ­ сить больше. И гл убок о о ш и ­ б аю т с я т е из учителей, кто п о л а г а е т п ож и на ть л а в р ы от самой п р ин а д л еж н о с т и к пед агогической профессии». Мы, учите ля , п р е ж д е всего д о лж ны в з я т ь на се бя к а к м ож но больше. И это е с ­ тес твенно. Когда В. И. Ленин с к а з а л , что учитель д о лж ен быть поставлен на самую б о ­ льшую общественную высоту, он' имел в вви д у его с у д ь б о ­ носную роль в д е л е с т р о и т е ­ льс тв а со циализма. Социалисти ческое общество конца XX века р а з в и в а е т с я в у сл о в и ях н а р о д н о х о з я й с т в ен ­ ной интенсификации, д е м о к р а ­ т и з ац ии и гуманизации о б щ е ­ ств енного с о зн ан и я . В этой си туации на первый план вы д в ин у л ас ь з а д а ч а учителя — ф орм и ров ать ум ение п р и ­ о б р е т а т ь з н ан и я на п р о т я ж е ­ нии всей жизни, сп особность с а м о с т о я т е л ьн о мыслить и п ри ­ ним ать решения в н е с т а н д а р ­ тных си ту ац и ях , соч ета ть профессионал ьную к ом пе тен т ­ ность с профессионал ьной гибкостью, духовны е и м а т е ­ ри альны е потребности с о и з ­ м е р я ть с экологической к у л ь ­ ту рой. В современной шк оле с е г о ­ дня д о л ж н а го сп о д с т в о в а т ь а тм о сф ер а творче ской д о б р о ­ ж е ла те л ь но с ти , с п р а в е д л и в о с ­ ти в отношениях у ч ащ и х с я и учителей, учителей и р о д и т е ­ лей. Эту з а д а ч у успешно вы ­ полняют ко ллек тивы в ерх -к рас- ноярской , биа зинской, кобкор- доновской сре дних, чувашинс - кой, останинской, г р аж д а н ц е в - Ской восьмилетних школ. О т д аю т все свои тв орческие силы, зн ан и я , умения к ом м у ­ нистическому воспитанию и обучению п одра стающ их по к о ­ лений, подготовке м олодежи к ак тивн ому участию в перестройке учите ля Р. М. В а си ­ лье в а , Т. Г. В р аго в а , Т. А. Вакун , Н. Г. Слепцова, Р. А. Я к о в л е в а , Г, А. Кочерешко, 3 . В. Голубцов а, Е. Ф. Е г о р о ­ ва, Н . Г. Е горов, К. В. Я к и ­ мова, Л . А. Н и к о л а е в а , С. А. Зи н овенк о , 3 . П. С а з о н о в а , И. Т. Ильиных, Т. В. Мам а- нова , Л . В. Корюкина, 3. И. Голубева , 3. П. А л е к с а н д р о ­ в а, М.. Д . К узнецов а , Т. И. Мппонова, У. И. Степина, Г. В. М окроус ова , Р. И. Ми- кулина , Ю. М. Антипова й многие другие. П р а з д н и к учителей — это п р а зд н и к всех советских лю ­ дей, потому что все они уч и ­ лись в школе . С пр а в е дл и в о с к а з а н о , что писатель живет в своих произв едениях , х о р о ­ ший х у д о ж н и к — в к а р т и н а х , в а я т е л ь — в со зд ан ных им ск у льп ту р ах . А хороший уч и ­ т е л ь жи в ет в мыслях и пост у п к а х люден. Пусть б у де т счас тлив к а ж ­ дый, имя кому — Учитель! Слово - то какое! 1 Учитель! Вот они бегут Тропинкой по -н ад рек ою Воообышки, что меж собою Теб я учителем зо вут. Б егут . Р у м я н я т с я их лица . А в с ум очка х — к а р а н д а ш и , Т е т р а д и . . . И еще частица Твоей — на всех одной — души. У в а ж а е м ы е коллеги! О тдел нар одного о б р а з о в а ­ ния Сев ерного райисполкома сердечно п о з д р а в л я е т в а с с п раздником — Днем учителя! Ж е л а е м в ам личного с ч а с ­ ть я , зд о р о в ь я , творче ских у с ­ пехов в вашем б ла городн ом д ел е восп итани я п о д р а с т а ю ­ щего поколения . В ко л х о з е имени К. М а р к с а идет по д го то вк а ж и в о т н о в о д ч е с ­ ких помещений к зим н естой ло ­ вому периоду. Р а б о ты еще немало, х о т я шефы помогли о т ­ рем о нт и р о в а т ь д в а коровника. В этом н е м а л а я з а с л у г а А. И. Б о р о з д и н а , который п р и е з ж а ­ ет в х о зяй с т в о еж егодно . В ст адии рем онта н а х о д я т с я д в а т е л я т н и к а д л я с о д е р ж а н и я м олодня ка . Один из них у ж е почти готов, второй строители обещают с д а т ь в о ктябр е . О т р а ­ дно отметить т о т ф а к т , что нынче на ферме в овремя п о д го ­ товлен кр асный у голок . З д е с ь хорошо потрудились девочки- ста ршек ла ссницы Л е н а Антип- кина, Лен а С мертева , Н а т аш а Данченко , Света Е г о р о в а , к о т о ­ рые побелили и покрасили п о ­ мещение. В н ач ал е се нт я бр я в зя л и сь з а ремонт т еля тни ков и шефы из м е ж к о л х о зл е с х о з а . Сейчас на о б ъ е к т е р а б о т а е т б р и г а д а в сос т а в е А. И в а н о в а , В. Н о в и к о ­ в а и А. Анто нова. Стр оители сами го то в я т м а т е р и а л д л я р е ­ монта , у ж е сменили кормушки. Н а следующей недели, если в о ­ вр ем я п о дв езу т лес, они с д е л а ­ ют пол на цен тральном п р о х о ­ де, и т е л я т н и к б у д е т готов к зи м н ем у сезо ну. Н а снимке: б р и г а д а готовит ма териал . Фото С. Ф е д о р о в а . Встреча с коллективом АТП 26 с е н т я б р я в 9 часов у т р а в «Агропромтрансе» с о с т о я л а с ь встреча первого с е к р е т а р я р а й ­ кома партии А. В. Ф е д у л о в а и членов бюро рай к ом а КПСС В. Я. Косс, Г. И. Б о р и со в а , В. И. Д ц а г а н а , М. М. Рыльско- го, Н. И. Ц и п л я к о в а , Г. Г. З ы ­ р ян о в а с рабочим коллек тивом . Встречу открыл А. В. Ф е д у ­ лов. Он с к а з а л о том, что та к и е встречи получили одобрение XIX Всесоюзной конференции КПСС, что и у нас в районе у ж е прошла одна — на С е в е р ­ ном м а с л о з а в о д е . Ц е л ь т а к и х встреч — о бм ен я ть ся м н ен и я ­ ми по вопросам , п р е д с т а в л я ю ­ щим общий интерес, вы с лушать з ам е ч а н и я , п р е д лож ен и я т р у ­ ж ени ков , отв ети ть на вопросы рабочих и с л у ж а щ и х . З а т е м с лово п р е д о с т а в л я е т с я А. Т. М арченко — начальнику «А гроп ром тран са » . Он р а с с к а ­ з а л коллек тиву , с какими п о к а ­ з а т е л ям и пред при яти е з а к а н ч и ­ в а е т третий к в а р т а л , к а к р а б о ­ т а л ко л л ек тив в минувшие м е ­ сяцы, кто д о би л ся высоких р е ­ з у л ь т а т о в в т р у д е , ка кие з а д а ­ чи с то я т перед води телями в б ли ж а йш е е время. Первый с е к р е т а р ь р айком а КПСС А. В. Ф едулов в своем выс туплении пер ед к оллек тивом АТП ост а н о в и л с я на осн овных н а п р а в л ен и я х , в з я т ы х партией на современном э т а п е ,— р еш е ­ нии продовольственной п р о б л е ­ мы, обеспечении жильем к а ж ­ дой советской семьи, у д о в л е т ­ ворения потр ебностей н а с е л е ­ ния в т о в а р а х н а родного п о т ­ реб ления и услугах . Группа водителей АТП р а б о ­ т а л а в к о л х о з а х рай о н а , п р о ­ д о л ж а л А. В. Федулов. Ш о ф е ­ ры р а б о т а л и хорошо, с мест шли то л ьк о по лож ите л ьны е о т ­ зы вы . Хлеборобы р ай о н а в ы р а с ­ тили хороший у р о ж а й . Н а м о л о ­ ченного з е р н а х в а т и т , чтобы з а с ы п а т ь добр о тны е семен а, п р о ­ д а т ь к о л х о зн и к ам , пополнить з а п а с ы кормов з е р н о ф у р а ж о м . Но самое г л а в н о е — в этом г о ­ д у район см о ж е т выполнить план хлебозаготовок». Д а л е е А. В. Ф едулов ост а н о в и л с я на ■Положении дел в ж и в о т н о в о д ­ стве, на ответственности к а ж ­ дого коммуниста з а выполнение государс твенных планов, з а все, что д е л а е т с я на предприятии, в колхозе , в районе в целом А потом з а д а в а л и с ь вопросы, шли ответы на них. П о ж а л у й , не случайно л е р в ы й вопрос был о тепле. Оно н у ж ­ но и школе, и больнице, и ж и ­ лым дом ам . Ныне с у щ е с т в у ю ­ щ а я ц ен т р а л ь н а я к о т е л ь н а я не в сос тоянии обеспечить теп лом все то, что подключено к ней. Н а д е ж д ы в о з л а г а ю т с я на новую котельную , к о т о р а я б у д е т о с ­ нащена более мощными к о т л а ­ ми. Второй вопрос, ко то рый в о л ­ новал коллектив « А гр о п р ом т р ан ­ са » ,— о вселении д и р е к т о р а Северной средней школы Н. М. Л и тви к о в а в к в а р т и р у «Агро- промхимии», минуя очер ед ь . По поводу это го А. В. Ф е д у ­ лов от ветил, что д ей с т в и т е л ьн о , ' в этом с л у ч ае была совершена ошибка, Н.М . Л и т в я к о в у и Г. Д . М а л яр е в и ч у , з ам естителю п р е д с е д а т е л я р айисполкома — о б ъ я в л ен выговор з а н а р у ш е ­ ние в р аспределении ж и лья . АТП о б с л у ж и в а е т колхозы , куда идет основной пото к г р у ­ зов , и вот именно на с в я з к е предприятие — к олхоз — п р е д ­ приятие п р о и с х о дя т зам инки : у ж е который год ж а л у ю т с я в о ­ дители ца дли те льны е простои в к о л х о з а х под р а з г р у з к о й . В ечные с к ан д а лы , вечные н е у р я ­ дицы. По этому поводу о тв етил п р ед сед ате л ь РАПО Г. Г. З ы ­ рянов. Н а до , с к а з а л он, п е р е х о ­ дить на д еловую основу: к а ж ­ дый случай простоя, з а д е р ж к и под раз гр у зк о й д о л ж е н о ф о р ­ мляться соотв етс твующ им д о к у ­ ментом, в основе к о т о р о го з а ­ лож ены э кономические о т н о ш е ­ ния . С лед ует д о б и в а т ь с я т а к о г о п олож ен ия , чтобы к о лхозу было не выгодно д е р ж а т ь машину с грузом не то что лишний час, но и минуту. При хозрас че тны х отн ош ен и ях т а к и будет. К а к в сегд а , много претензий было вы с к а з а н о в ад р е с «Агро- п ром сн аб а» по обеспечению з а ­ пасными ч астям и . Н е с о в е р ш е н ­ ная си стема с н а б ж е н и я д а е т постоянные сбои. Выходи т т а к , что з а з апасными частями в ы ­ нуждены езди ть не п р е д с т а в и т е ­ ли АПС, а сам о го « А гр о п р ом ­ т р ан са » . В ер о ятн о е решение проблемы — изменение системы «Агропромсн аб а» . Н ем ал о вопросов у водителей и по поводу д а л ьн ей ш е го р а з ­ вития АТП, в частности , о б н о в ­ ления машинного п а р к а , с т р о ­ и тел ь ств а мастерских. Решение этих проблем во м н о ­ гом з а в и си т j от экономического п о лож ен и я п р е д п р и я т и я . П р о ­ ект мастерских го т о в , на б у д у ­ щий год его в в е д у т в т и ту л , но д л я с т р о и т е л ь с т в а ма стерс ких н ужны ден ьги . Они с к л а д ы ­ в аю тся из 100 ты с яч а м о р т и з а ­ ционных отчислений и 20 т ы ­ сяч прибыли, что имеет, сейчас АТП. Это го ма ло . Н уж е н рост прибыли, н у ж н о лучше р а б о ­ т а т ь , э кономичнее и сп о л ь зо в а т ь п о движн о й сос т а в . Й э то по ч ­ ти полйос тью з а в и си т о т сами х водителей. Но есть п р о бл ем а , которую на месте не реш ить : поступление новых машин з н а ч и ­ тельно снизилось. Р а н ьш е АТП получало в го д д о 15 машин, п р е ж д е всего б о л ьш е ­ грузных. О б ъ ед и нен ие TGXT с «С ельхозтехн ик ой» , а потом р а з ъ е д и н ен и е вновь к д о бром у не прив ело : к у д а - т о исчез р а ­ нее существующий фонд. Вопросы з а д а в а л и с ь М. М. Р ы л ь с к о м у — н а ч а л ь н и к у РУС а, В. И. Д р а г а н у — п р е д ­ се да т е лю колхоза «Восход», д р у ­ гим членам бюро р ай к о м а КПСС. Н а них даны исчерпы ­ в ающ и е ответы.

2 Z jGC&SOQCCCC&XOCGGGGGGCGGCCCCCGCCOCZZ^ «ЗА Д Е Л О Л ЕНИНА » zzz icooxoooixzcoccaaoosc^ № П.8 (6342) ф 1 октября 1988 года. Доверенным лицом общества в воспитании подрастающей смены называем мы учителя, педагога, подчеркивая его высокую миссию: в его руках будущее, творческий потенциал общества. Каким станет молодое поколение, которому предстоит в зя ть на свои плечи* дело р а зв и т и я науки и техники, ответственность з а дальнейшее поступательное развитие социалистической Родины, в огромной степени определяется личностью, уров нем знаний, идейностью и нравственными качествами учителей, пр епод авателей, руководителей педагогических коллективов, учебных заведений. М О Л О Д О Й С П Е Ц И А Л И С Т Викто р Харитонович Х а л я в а вырос в большой др уж н о й и р а б о т ящ ей семье. Родом он из деревни И ч к а л а . И к о г д а пришла пора выб и р ать п р оф ессию, поступил в Новосибирский п единститут на и н д у с т р и а л ь н о ­ педагогический ' ф ак ульте т . П а р ен ь зн ал, что т а к о е т р у д и . умел р а б о т а т ь . А здесь он п о ­ лучил зн ан ия , необходимые д ля обучения детей общес твенно полезному т р у д у . Нынче Виктор Харитонович , после окон чан ия института , в п е ­ рвые переш агнул порог Н о в о ­ троицк ой средней школы. И с первого месяца раб о ты мы Принята единогласно Совсем н е д а в н о п а р ти йн ая о р г а н и з а ц и я к о л х о з а имени XXI I с ъ е з д а КПСС пополнилась : к а н д и д а т о м в члены КПСС п р и ­ н я т а уч ительница г р а ж д а н ц е в - ской восьмилетней школы Г. М. Д р е б е н ц о в а . Галина Моисеевна пришла в ш к олу после окон чан ия п едучи ­ л ищ а в Куйбышеве, и вот у ж е 7 л ё т р а б о т а е т учите лем м а ­ т ем а т и к и . Год н а з а д она з а ­ кончила зао ч н о е о тделение Н о ­ восибирск ого педин сти тута . Г а л и н а Моисеевна — хор ошо зн ающий свой предмет, т р е б о ­ в ател ьный п ед аго г . Она п р о в о ­ д и т большую р а б о т у к а к к л а с ­ сный ру к о во д ите л ь . В этом г о ­ д у у нее восьмой, выпускной, к ласс, а э то з н ач ит , что и на к л а с сн о го р у к о в о д и т е л я , и на р е б я т л о ж и т с я о с о б а я о т в е т с т ­ венность. П р и н и м а е т Галина М о и сее в ­ на ак т и в н о е у частие в о б щ е с т ­ венной жизни села , она член ком ите та к ом сом ола колхозной ор г ан и з ац и и . Хочется о т души п о здр а ви ть Галину Моисеевну Д р е б ен ц о в у со зн ам е н а т е л ьн ы м событием в ее жизни — приемом к а н д и д а ­ том в члены КПСС и п о ж е ­ л а т ь ей быть достойной в ы с о ­ ко го з в а н и я коммуниста. А т а к ж е н а к а н у н е п роф е с с и о н а л ь ­ ного п р а з д н и к а Д н я учителя п о з д р а в л я ю пед агогический к о л ­ л е к т и в школы и ж е л а ю т в о р ­ ческих успехов , з д о р о в ь я , б л а ­ гополучия в личной жизни. А. ТЕПЛИНСКИЙ, с е к р е т а р ь п а р т о р г ан и з ац и и к о л х о з а имени XXII съ е зд а КПСС. увидели не просто исполнителя, а настоящую творческую л и ч ­ ность. У молодого учителя мн о ­ го интересных планов и з а д у ­ мок. А н ачал он с того, что решил полностью п ереоборудо ­ в а т ь масте рскую и, самое г л а ­ вное, установи ть в ней у н ив ер ­ сальные верстаки , пригодные д л я работы и по дер ев у, и по металлу. Мне, к а к директору, Виктор Харитонович до ба ви л беспокой ­ ств а и х-лопот, поскольку т р е ­ бует необходимое о б о р у д о в а ­ ние, но т а к а я его настойчивость тольк о р а д у е т : зн ач ит, человек будет и в дальн ейшем т р у д и ­ ться инициативно. У него, наЕсть люди, кото рых н е л ь ­ з я представить работающими в другой сфере деятельности нежели в той, которую они избрали. Так ой человек, на мой в з гл яд , Р аи с а М и х ай ло в ­ на В асиль ев а, учительница В е р х -К р асно яр ск о й средней школы. Год н а з а д я была на се уроке. 9 класс. Достоевский. Первое з ан я т и е по теме. «Я воо бще-т о Д остоев ск ого не о ч е н ь . . . » — с к а з а л а Р аи са М ихайловна. А у р о к был прекрасным . Эмоционально, необыкновенно дов ерительно говорила учительница о «не очень любимом» а в то р е , вы ­ зы в а я у ребят неподдельный интерес к личности писател я . Мне приходилось бы в а т ь на многих уроках , но этот з а ­ помнился надолго. К к а ж д о м у у р оку Раиса Михайловна готовится т а к , словно он у нее первый и последний. —Сейчас у меня 5 класс. Я д а в н о не р а б о т а л а с м л а д ­ шими школьниками , а этот — очень непростой, с ними н а д о постоянно что -то пр ид у ­ мывать, иска ть новое. И т а к к а ж ды й день: д у ­ м а ть , искать, пробовать . Творческий поиск не п р е к р а ­ щ а е т с я ни на один день, ни на один час. Мы сидим с Р аи сой М и ­ хайловной в ка бинете л и т е ­ иример, есть п р ек р а сн ая з а ­ думка — н алади ть шефскую с в я з ь школы с детским с а д и ­ ком, Малышам , я думаю , по душе придется игровой городок, который школьники вполне смогут оборудов ать , р а б о т а я в своей мастерской . Б о л ь ш а я ответственность в о з ­ л ож ен а на молодого сп ец и али ста. Он до лж ен научить детей не просто мастерить какие-т о изделия , а д е л а т ь их с душой, чтобы навыки творческого т р у ­ да зак репились в р е б я т а х на всю ж и зн ь . И, думаю , это по силам Виктору Харитоновичу. Осенью он вместе с детьми в ы ­ копал ка р тоф е л ь на приш кольном участк е, а сейчас в ед ет уроки в 4 — 10 к л ас сах . В. ИВАНОВ. р а ту ры . Все зд есь о ф о р м л е ­ но ее руками, собран богатый дидактический м а тер и ал . О б ы ­ чно э н е р ги ч на я , у лы б ч ив ая в этот день Р аи с а М и х ай л о ­ вна вы гл я де ла несколько у с ­ тавшей. Р а з г о в о р шел о ш к о ­ льных д е л а х , о лит ературе , о том новом, чем ж и в ет ш к о ­ ла в последние годы. Успех всех преобразований в школе зав иси т, на ее в згляд , от тр ех условий. П е р ­ вое: школа — это о р г ан и ч ­ ная часть общества , а не к а ­ к а я -т о автономия. И пока в нашем обществе не бу ду т изж иты негативны е я в л ен и я , не и зб а ви т с я от них и ш к о ­ л а . Второе: необходимо п о д ­ нять социальный с т а т у с учителя . Не на слов ах — на д е ­ ле поднять И, наконец , т р е ­ тье: очень многое за ви си т от самого учите ля , его м а с т е р ­ ства, чисто человеческих к а ­ честв. Процес с перестройки в ш к о ­ ле — сл ожный и длите льный. Трудностей впереди много. —Но я оп тим ис тка ,—у л ы б а ­ ется Р аи с а М и х ай ло вн а ,— в е ­ рю, что они будут п р е о д о л е ­ ны. Я т о ж е верю, что наша школа п реодолеет все то, что годами мешал о ее развитию. Верю потому, что р а б о т аю т в ней т а к и е педагоги, к а к Р а и с а М ихайловна В аси л ь ев а . Р. МАКСИМОВА. = = = = = О — — ~ Юлия Михайловна Антипина живет и работает в небольшой деревне Витинск. Ее знают как активного депутата сельского Совета, руководителя деп утатской группы, члена женсовета. По существу вся общественная жизнь Витинска, интересные мероприятия проходят при ее непосредственном участии. Юлия Михайловна — человек инициативный, творческий. Уроки педагога всегда построены конкретно, живо, с использованием наглядных пособий. Уходя из школы, ребята на всю жизнь запоминают свою первую учительницу, дающую им зна ­ ния, ясные представления об окружающем мире. На снимке: Ю. М. Антипина. Фото С. Федорова, Т РИ УСЛОВИЯ УСПЕХА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ о Самая лучшая, самая добрая На днях коллектив детского са да № 2 сердечно поздравил Софью Михайловну Черношвец с юбилеем: ей исполнилось 50 лет. Но, глядя на Софью Михайловну, никогда не скажешь, ^ ^ г о ей уже пятьдесят — столько в ней энергии, задора, жизнелюбия. V Народному образованию С. М. Черношвец отдала 23 года. Работала учительницей в Алексеевне^- а последние 9 лет — воспитателем во втором детском саду. —Работу свою люблю, детей люблю,— говорит Софья Михайловна,— Не мыслю ни дня без них. Стараюсь каждому уделить внимание, сказать что-то ласковое. Больше всего хочу, чтобы мои дети выросли добрыми, отзывчивыми людьми, чтобы не прошли мимо обиженного, помогли слабому. Много сил и времени отдае т С. М. Черношвец школе: она член родительского комитета. Но, наверное, самое главное в том, что Софья Михайловна воспитала пятерых детей, для которых она самая добрая, самая справедливая, самая лучшая. Много добрых слов, обращенных к ней, услышала Софья Михайловна в эти дни. Но хочется еще раз поздравить ее с юбилеем, с профессиональным праздником — Днем учителя,— с р о ж ­ дением внука, которое совпало с ее днем рождения. Здоровья, успехов во всем, личного счастья Вам, Софья Михайловна! На снимке: С. М, Черношвец. Фото С. Федорова. Наш дружный коллектив К а ж д ы й год первое в о с к р е ­ сенье о к т я б р я все учительство страны отме чае т свой п роф ессиональный п р азд ни к — Д е т ь учителя . Детский с а д — н а ч а л ьн а я ст а д и я , п е р в а я ступен ь восп и ­ тан и я и обучения детей. Зд ес ь з а к л а д ы в а е т с я ф у н д а м ен т бу-; дущего ч е л о в е к а , формируется х а р а к т е р , основы понятий и знания , прививаю тся чувства к о л л ек тив и зм а . Влияние в о сп ита те л я на р а з ­ витие ребенка начинается с п е р ­ вых дней пребыв ания в д е т с а ­ ду. От пед агогического м а с т е р ­ ст в а восп ита теля , его идейной убежденности и куль туры з а ­ висит, к а к о го у р о вня общего р а зв и т и я д о сти г ает ребенок , к а ­ кие нравственные ка че ств а он п риобретает. З а б о т я с ь о з д о р о ­ вье и всестороннем развитии детей, п о д д е р ж и в а я у них б о д ­ рое, ж и з н е р а д о с т н о е iHaqh'poe-' ние, работники детск о го с а д а с т р е м я т с я с д е л а т ь счас тливым детство к а ж д о г о реб ен ка . К а ж д ы й день, к а ж д ы й час ра боты с детьми с т а ви т перед в оспита телям и много проблем. К а к у стано ви ть ко н так т с д е т ь ­ ми, что нужно, чтобы тебя у в а ж а л и дети, род ите ли, т о в а ­ рищи, коллеги? Д о б р о т а , любовь к детям , чувство д о л г а и о тв етств енн о сти, гр а ж д а н с т в е н н о с т ь — без э того не обойти сь воспитателю. В воспитании все в аж н о : и игра, и т р у д , и об учающие з а н я ­ тия и с а м о с т о я т е л ь н а я д е я т е ­ льность детей. И чтобы т р у д и ­ ть с я хорошо, творчески, воспит а т е л ь д о лж е н много знать, видеть, чувствов ать . О т д а в а т ь своем у д е л у не только в р ем я и силы, но и свое сердце. И у нас в детском са ду , где коллектив в основном молодой, немало преданных своему д е ­ лу людей. Это наш нынешний юбиляр С. М. Черношвец , а т а к ж е 3. И. Авер ьян ова, Н. И. Копытина , Н. В. Я сенкова, В Н. Л о б к о в а , Т. Г. Е г оров а , Г. П. Филиппова, Н. Н. Черно- ба е в а , старший воспитатель Т. И. К сенофонто ва. От всего сердца мы б л а г о ­ дарны нашим молодым восп и ­ тате лям , к которым относим и Е. И. Щукину. А чтобы мы д ел ал и без н а ­ ших помощников — во сп и т а т е ­ лей, чей т р у д т а к незаметен и мало о п л ач ив аем ? Эти люди з а ­ с л у ж и в аю т глубокого у в а ж е ­ ния. Спасибо большое М. И. Платовой , Г. Н. Б у дьк овой , В. В. Комковой, Т. П. Г а л е е ­ вой. Хочется н ад ея ть ся , что в о т р я д хороших вольется еще много наших молодых с о т р у д ­ ников. Трудно у д е р ж а т ь с я и не поб л а г о д а р и т ь наших п ова ров: Н. М. Т ас кае ву , О. В. Г р и го ­ рьеву, Н. П. Петухову , к л а д о ­ вщика В. Т. Сметанину, чей т р у д т а к в аж е н и необходим. П о л ь зу ясь так ой в о з м о ж н о с ­ тью, я от всей души п о з д р а в ­ ляю коллективы д етса до в , всех работников н а родного о б р а з о ­ ван ия с Днем учителя . Ж е л а ю больших успехов в воспитании детей , тв о р че ств а , постоянного роста педагогического м а с т е р ­ ства, крепкого з д о р о вь я , б о л ь ­ шого счас тья в жизни, р е в о л ю ­ ционных прео б р азо в ан ий в деле воспитания и обучения па б ла го нашего общ ес тва . Г. ЧАПЛЫГИНА, з а в е д у ю щ а я детск им садом .

1 октября 1988 года, ф № 1 1 8 (6342) «ЗА Д Е Л О ЛЕНИНА » сахоххххххххххззхиш х гхх гз х тхз х^ 3 Рассказ о замечательном человеке Трудно писать о человеке, ко то рого зн аеш ь всю свою жизн ь, знаешь с д е т с т в а и к о ­ торый д л я тебя нс только ж и ­ вой пример настоящего человека, но еще и родной д я д я . Но я п остараю сь быть объективным и без прикрас р а с с к а з а т ь об этом з ам еч ател ь ном человеке, коммунист е, учителе. Я р а с с к а ж у о Михаиле Михайловиче Смыке. В этом году ему исполнилось семьде сят лет. Д а , он р о ­ д ил с я в 1918 году. И родина его — д ер ев н я М ал и но вка , т а с а м а я , что стоит по -п режнему на правом берегу Т а р т а с а , нев д а л е к е от реки, ср еди б ер езовых перелесков. Кресть ян ский сын был н азв ан именем отца, нав ерное, затем , чтобы креп род Смыков, чтобы тв ердо стояли они на земле , чтобы р у ­ ками своими д елали людям добро . А у ж Михаил Смык- старший зн ал , что д у м а л , что говорил: стоя л он на земле крепко, д о бро людям не делал , а ковал , поскольку был к у з н е ­ цом — первым и всегда у в а ж а ­ емым на селе человеком. Мишка в семье рос л ю б о з н а ­ тельным пацаном . И на детские утехи был мастером, и на се р ь ­ езное. Отец-то грамотным был, читать любил, и д л я Миши г р а ­ мота о тк ры л ась в пору, когда можно было и голоштанным по пыльной дер евен ской улице г о ­ нять с оравой т а к и х ж е о го л ь ­ цов. Конечно, п ар а рук в д е р е ­ венском, крестьянском доме, д а еще муж ских , всегда нужны были, но ведь и ум д о лж ен 1 р а б о т а т ь . Зн ан и я челове ку н у ­ жны т а к же , к а к и сила. Это хорошо понимал отец. А п о ­ э тому и о тп р авил сына в д а ­ лекий, з а сто верст, город Ка- инск, который потом пер еименовали в Куйбышев . Д е в я т ь городских лет — д е ­ вять лет , ко то рые не тольк о дали зн ан ия юноше, но и у к ­ репили в сознании мысль: в б л а г о д а р н о с т ь своим учителям н ужно с т а т ь сельским у ч и т е - . лем, чтобы не было в его р о д ­ ной Малиновке людей б е з г р а ­ мотных, не умеющих д а ж е п о д ­ пись свою поставить, а не то, что книгу прочитать . С емнадцатилетним парнем, ст атным, кра си вым, в ер н у л ся в 1935 году Михаил Смык д о ­ мой!. Д е в я т ь клас сов средней школы были позади. Б л и з и л а с ь осень. И вот первого сентября в школе дер евни У к р аи н к а н а ­ чал свой первый у р о к новый учитель. С того дня он и стал д ля всех Михаи лом М и х ай л о ­ вичем — учителем начальных классов. Урок з а уроком, день з а днем пролетело три года. Май 1938 года д л я М и хаи ла М и х а й ­ ловича месяц особый — он н а ­ з н а ч а е т с я з ав едующим Ичин- ской нач ал ьной школы. А ведь ему всего-то д в а д ц а т ь лет о т ­ роду. И теперь он не просто учите ль и о тв еч ает т о л ьк о за свой урок , з а своих учеников. На его плечах , на его совести, на его р а зум е — и уроки , и ученики, и учителя , и вся их с у д ьба и жизнь. По-моему, это груз, который не в сяк ом у по силам . Еще одна поворотная в с у ­ дьб е Михаи ла Михай ловича Смыка д а т а : 9 ф е в р а л я 1940 года. В этот зимний день он был призван в ряды Р абоче- Кресть ян ской Красной Армии. Д ей с т в и т е л ьн а я военная с л у ж ­ ба н а ч а л а с ь д а л е к о от родных мест, в грузинском городке Гори. Зд е с ь - т о и з а с т а е т его В еликая О течеств енная война. Бывший учитель, а теп ер ь с е р ­ ж а н т Смык з ащ ищ а е т К а в к а з , з а те м бои переносят его на К убань . В т я ж е л ы х , к р о в о п р о ­ литных с р а ж ен и я х он получает д в а ранения, но после лечения снова у с тр ем л яетс я на фронт, снов а — в бой. —В 1942 г оду ,— р а с с к а з ы ­ вал мне Михаил Михай лович, — у ж е шла речь о серьезной победе над врагом . С т а л и н гр а д не сходил с уст и р ядового , и офицера. Ясно было, что на Волге происходит сраж ение , н е ­ быв ал о е д о сего дня , р еш аю ­ щее в ходе войны. К а к - т о м е ж ­ д у боями, в за тишье, подошел ко мне зам по л и т части и н а ­ чал р а з г о в о р о партии, о к о м ­ мунистах , о том, что пора и мне п о дум ать об этом. «Ые п е р ­ вый д ен ь ,— говорит он мне,— мы с тобой под пулями , с е р ­ ж а н т . Вот я и пришел к вы в о ­ ду : достоин ты быть в нашей партии». С озна тьс я , у меня и раньше была мысль с в я з а т ь свою ж и зн ь с пар ти ей . Но в 1937 году был репрессирован мой отец, и я не з н а л к а к п о ­ ступить. Я зн а л : мой отец — честный человек, не в р а г ни ст ране , ни семье, ни кому д р у ­ гому. И вот так ой р а з г о в о р с замполитом. После него у меня еще сильнее укр епи л ась в ер а в партию, еще си льн ее с т а л а л ю ­ бовь к Родине, о бострилась нен авис ть к вр агу . Я п о да л з а я в ­ ление, меня приняли к а н д и д а ­ том в члены В К П ( б ) . Но вот — ранения, госпиталь. И мой канд и да тски й с т а ж з а т я н у л с я до се нт я бр я 1944 года. Вот и еще одна з н а м е н а т е л ь ­ ная д а т а в ж и зн и и судьбе М и ­ хаила М ихайловича Смыка. Годы войны не входили в с т а ж действительной военной с л у ж ­ бы, т а к что лишь в июне 1947 года, п р о сл уж и в та к им о б р а ­ зом восемь лет, вернулся он в родные м е ста . А тут пошли свои д ела : з а в е д о в а л гр а ж д а н ц е в с - кой нач ал ьной школой, с я н ­ в а р я 1949 года — з а в е д о в а л районным отделом н ародного о б р а з о в ан и я , а с о к т я б р я 1950 года — вновь в гр аж д а н ц е в с к о й школе, по у ж е не в начальной, а в семилетней, и не з а в е д у ю ­ щим, а д и ре ктором . И у ч и т е ­ лем истории. С тр ан е было трудно: война- то н едавно окончилас ь. Многого не х в а т а л о и в школе. Учебников, к а р ан д аш ей , чернил т о ж е не всегда было в д о с т а т ­ ке, К концу п яти де ся тых годов шк ола ст а л а м а ла . Она с о б и р а л а под свою крышу мальчишек и девчонок со всех б ли зл еж ащ и х дерев ень — Курчавой, Кобато - во, У да р ни к а , Малиновки, О б ­ р а зц о в о . В шестидесятом году вошли в новую школу, а п о з ­ ж е построили и н те р на т и с т о ­ ловую: ведь в инте рна те жили долгими зимами от 70 до 80 ребят! В ш естидесяты е годы, с ч и т а ­ ет М и хаи л Михайлович, был р асцв ет Г р а ж д а н ц е в о . Оно х о ­ рошело, молодело от детск ого см еха, который д оносилс я до школы со всех сторон большого села. Перед школой поставили з а д а ч у — учить детей тр у д у , д а т ь им первые навыки с л е с а р ­ ного, столя рного д е л а , с д е л а т ь их умелыми, нужными селу людьми, построили м астерские на 20 мест. —Порой приходилось с а м о ­ му в ы е зж а т ь в лесосеку, принимать и ор г ан и зо вы в а т ь п о г р у з ­ ку л е с а ,— всп оминает Михаил Михай лович. Что т а к о е быть директором школы? Бы ть педагогом у ч е ­ никам, учителем и т о в ар ищ ем ко ллегам по т р у д у , по школе, хо зяйственником, в о сп ита тел ем .. . Д а к то му ж е нести особую партийную н а г р у з к у — быть п р опа гандистом , пропагандис- , том идей партии, с которой с в я з а л жизнь, помыслы. Н е ­ мудрено, что рабочий день н а ­ чинался у М и хаи ла М и х ай л о в и ­ ча в восемь ут р а , а з а к а н ч и ­ в ался нередко в полночь. Вот я с к а з а л , что Михаил Михайлович был п р о п а г а н д и с ­ том, А ведь он' э том у совсем нел егкому д е л у о т д а л 27 лет! В о з гл а в ля л первичную о р г а н и ­ зацию общ ес тва «Знание», и з ­ б ир а лс я с е к р ета р ем первичной партийной орг ан и з ац ии , н ео д ­ н ократн о и зби р а л с я д еп у т а т о м Северного районного и Г р аж - данце вс кого се льского Советов, п р е д с т а в л я л св ою партийную о р ганизацию на районных к о н ­ ференциях, был членом р а й к о ­ ма партии. З а годы работы в Г р а ж д а н ­ цево его 27 р а з отмечали б лагодарств енными и почетными грамотами , из них 14 — з а многолетний1 и безу пречный труд. Он1 отмечен зн а к ом « О т ­ личник н а р о д н о го о б р а з о в а ­ ния». З а бои на К а в к а з е , на К у б а ­ ни, за уч астие в Великой О т е ­ чественной войне Михаил М и ­ хайлович н а г р а ж д е н ме да лями « З а боевые зас л у ги » , « З а о б о ­ рону К а в к а з а » . Он имеет о р ­ ден Оте честв енной войны I с т е ­ пени, медаль « З а победу н ад Германией в Великой О т е ч е с т ­ венной войне 1941 — 1945 г о ­ д а» . Н а г р а ж д е н он и многими юбилейными м е да лям и . М е ­ д а л ь «В етеран т р у д а » — п р и з ­ нание его з а с л у г пер ед н а р о ­ дом, з а с л у г нар о д но го учите ля пер ед обществом . —Многое в спомина ется т е ­ перь,— говорит М. М. С м ы к ,— Многих людей, с которыми пришлось р а б о т а т ь и жить вместе, вспоминаю с добротой. Но, пожалуй , п р еж д е всего — Петра Кузьмича Б л о х и н а , б ы в ­ шего п р е д с е д а т е л я ко л х о з а . О н ­ то о к а з ы в а л школе всяческую помощь. П ом о г а л учителям, е с ­ ли э то т р е б о в а л о с ь . Он был в курсе всех больших и малых дел. Он был истинным х о з я и ­ ном на з е м л е . . . Ну, вот, п о ж а л у й , и все о человеке, с которого н ад о бы б р а ть пример. В, СМЫК, се лькор . ЦИФРЫ И ФАНТЫ Учительско - п р е п о д а в а т е л ь ­ ский корпус ст р а ны н а сч и ты ­ вает более 5 млн. человек. В их числе 1 млн!. 300 тысяч — члены КПСС: среди ш к о ­ льных учителей к а ж д ы й ш е стой, среди работников т е х н и ­ кумов и ПТУ к а ж д ы й третий, из п р еп о да в а т е л ей в узов почти половина. X X X В стране — око л о 90 тыс. п и о н е р в о ж а т ы х . Повышение у р о в н я их идейной и п роф ессиональной подготовки , п о д ­ нятия их а в т о р и т е т а во всех школьных д е л а х — з а д а ч а дня . X X X В плеяде мастеров, н о в а т о ­ ров педагогического т р у д а — coTil I тр у ж е н и к о в п р о св ещ ения. Среди них и звестные всей ст р а н е имена: Ш. Амонашви- ли, Т. Б о к а р е в а , И. Волков, Т. Гончаров а , Н. Гузик, Н. Дубинин, И. И в ан о в , Е. И л ь ­ ин, В. К ар ак о в с ки й , Е. К у р ­ кин, С. Л ы сен к о в а , Н. П а лты - шев, В. Ш атал о в , М. Щ е т и ­ нин, В. Эдигей. X X X На февраль ск ом Пленуме была п одчеркнута значим ость широкого р ас п р о с т р ан ен и я опыта П о л тав ск о го п ед ин сти ­ т у та , о т р а б о т а в ш е г о э ф ф е к ­ ти вную систему поиска, о т б о ­ ра студенческ ого пополнения, воспитания у в а ж е н и я к п р о ­ фессии учителя . X X X В шк олах , ПТУ, т е х н и к у ­ мах п роводи те^ п ери оди ческ а я а т т е с т а ц и я учителей и п р еп о д а в а т е л ей , по и т о г а м которой о п р е д е л я е т с я п р о ф е с ­ си о н а л ьн а я пригодность и диф" ференц и ров ан но у с т а н а в л и в а ­ ется з а р а б о т н а я п л а т а . С 1989 г. п о до б н а я си стема вводится в вузах . X X X Д о к у м ен т а м и о реформе предусмотрено с о з д ан и е В с е ­ союзн ого п едагогического о б ­ щ е ств а . С о би р аю тс я п р е д л о ­ ж е н и я , о б с у ж д а е т с я проект Т ворче ского сою за учителей (Педагогических д е я т е л е й ) . С т р а н а высоко ценит у ч и ­ тельский т р у д . Б о л е е 250 учителей, ма стеров п р о и з в о д ­ ственного обучения, р у к о в о д и ­ телей школ и ПТУ удостоены з в а н и я Героя Соци али сти ческого Тр у д а . • • • У казом П р е з и д и у м а Вер - | ховного Совета СССР от 30 декабря 1977 г. ус т а н о в л ен о ■очетное з в ан и е «Н а р о дны й учитель СССР» . Э то зв ан и е носят свыше 60 человек. X X X Особо отличившиеся в о б у ­ чении и воспитании п о д р а с ­ тающего поколения р а б о т н и ­ ки просвещения н а г р а ж д а ю ­ тся медалью им. Н. К. К р у п ­ кой. Их в с т р а н е —- более 500. ЖИВУТ ДЛЯ ДЕТЕЙ У к а ж д о г о человека всю ж и зн ь в памя ти первый учитель. Самые светлые в о сп ом и нания с в я з а н ы с любимым учителем, со школой, а это прекрасно . Но ведь сотни тысяч детей получают свои первые з н ан ия и п р е д с та в л ен и я об окр уж ающ ей жизн и в д о ш к о л ь ­ ном у чреждении. Воспитатели учат их играть , ри сов ать , т а н ­ ц евать , лепить, р а с с к а з ы в а т ь стихи, помогают о в л а д е в а т ь элементарными тр у д о вы м и н а ­ выками, учат п р а в и л а м о б щ е ­ ния в к о л л ек тив е св ер стников. П ом н я т ли в зрослы е люди о своих первых д ошкольных н а с ­ т а в н и к а х ? Р а з г о в а р и в а я со многими взрослыми, у б е д и ­ лась , что помнят. Д а и к а к не помнить т а к и х прекрасных, д о ­ бросовестных людей\, которы е воспитыв али мам, пап , а сей ­ час" воспитывают их детей. Б олее 35 лет р а б о т а е т в н а ­ шем детском с а д у Н. А. Антоненко, 31 год — М. Т. С а в и н о ­ ва, 23 года — Н. А. Томилова, 31 — Е. А. М а м а к о в а , 26 лет — В, П. И вашкевич, 26 лет — И. И. С ав асте ев а . Эти люди з а с л у ж и в а ю т д о б ­ рых сл ов у в а ж е н и я и признания. Пос вя тили себя д етям и в о спитатели Н. Ф. Соколик, Л . А. Алексеева , Г. А. З а р у б и н а и многие, многие другие . В этот ден ь хоч ется п о здр а ви т ь не тольк о воспитателей, но и тех, кто за б о т и т с я , чтобы дети наши были зд оровыми , тех , кто с т а р а е т с я н ако рм ить их п о в ­ куснее, тех, кто следит за чистотой и порядком . Ведь все работники детского с а д а р а б о ­ т а ю т с детьми и д л я детей . Ж е л а е м всем хорошего здоро - p ) / j , семейного б ла го по л у ч ия , к а к м ож но больше ясны х и д о бры х дней! Г. КОСТИНА, методист детск ого с а д а № 1. Хорошо, к огда мы вместе. Фотб С. Ф ед о р о в а .

RkJQdWJsaXNoZXIy