О Р Г А Н С Е В Е Р Н О Г О Р А Й К О М А К П С С И Р А Й О Н Н О Г О С О В Е Т А Н А Р О Д Н Ы Х Д Е П У Т А Т О В Н О В О С И Б И Р С К О Й О Б Л А С Т И Выходит по вторникам, четвергам и субботам . Пролетарий всех стран, соединяйтесь! д е л о Газета основана 20 июля 1935 года № 105 (6329) Ч Е Т В Е Р Г 1 С Е Н Т Я Б Р Я 1988 года Цена 3 коп. С Е Г О Д Н Я - Д Е Н Ь Здравствуй, школа! Сегодня 1 сентября в д ыа . й П д р е и нь вет н л о и в в о о го р у а ч с е п б а н х о— н г у о л п и е г с р о ь двери школ, коридоры, гулкие летом, огласились ребячьим д м е н т ого н г а о ш л а ось ш ем ко . ла К ? ак С ой чем ж е в н б е у й решительно расстанутся? Чем заменят старое , отжившее , на что о бопр утс я , кого из педаго- гов-новаторов возьмут себе в ч н и а Б с н т у а а д ю в е щн м и и к е и на с м д в е о о я л й т о ь д с ып я у е , т , ь ч т т о о л у ь ч к и н о т о е в л н ы я а й ? л с н у к ч о е о т е с ь м бн н ыи е с й о н в а е г щ о п а д р н , о и ши о е б д у ш ч э е т и м о т м ел а е в й г г о , у в с о т с р о т и в а просто продолжением вчерашнего, а принесет с собой зримые приметы нового. Д у х о в н о е л ст а ва до и л д ж е н т а вс б е ы о т б з ь а н м о в е в п т л н е е р н е е е и д , е и а о э шб т щ о к г о е о отрадного явления. Ш к о л а — это действительно зеркало , в которое глядится р н у а юш т е ся гр я и д д у е щал е ы е . о З б д щес е ь ств ф а , о к у е с г и о з д со а я м т м ы ы , сл в у ы з ч и е . р н а и А юче щ с о и к т о м н й ошна е п н а и р м е т и м ы р , к с вы л в в юы е р ки я В . ет н с и я ма т н о и ч е нос Ц т е ь нт н р а а ш ль ей ног п о оли К т о и митета партии к делам школы, в в с а е е х м ее ка з к вень н е о в во м е ы п р р а о с я см вл а е т н р и и е внимания к бу д ущ ем у п о д р а с . т н а ы юй’ щ с е е г к о рет п а о р к ь ол Ц е К ния К . П С Ге С н е Мра . л С ь . шв Г о о е л р ю б о ц а б ч и ще о в е н с н т ы п в о й о дч п е о е р с р к у е нщ х у е о л с д , т—в к ля ч к е т т а о ч е н р с т е а венно новому состоянию. О но н уж д а ет с я в гр ажданине разо ванном, убежденном , данном со циализму и вмест п е о р б е с т щв е и и м я м х а ж ; к д и т е и т м ь вн ок о и р м а , т р и а и б й що , т у а щ х т о ь е з м яй , в ст у у в м ) с е е л н ю о - т щн н и о о е й й в й о в о , с э т а к в мв о е н о т с о о с т м т б о в с и я е т ч т н а е е н н с л к о о ь о с в н т й к о и е с т и з в и а о з с р о к с ц а е о с б и л т я а л а л е ю ь к и страну . З а д а ч а перед учительскими коллективами школ района, пере н д ого все о мбр и азо р в а а б н от и н я ик с а т м о и ит н ч а е р т о к д а я б—оту бо п л о ее во э с н п е и р т г а и н ч и н юо в а е к ст т и ивн р ы а х продолжателей го. социалистическ р о е г в о олю д ц ел и а о . нно И сейчас есть возможность для решения этой задачи. ну Дю о л м г ыо е сль в у р ч е им т я еля сам сд о е с р т жоя и т в е а л л ь и рамками инструкций и зов. ' Идеи и л гр а а в фли ам в а и л . ис А ь т п р р еб ов о н е в а р а ч л к и и а н м ан и в и , о я с п п п р и а и т р з к ы а а а вать активную личность. Н о разве можно воспитать н н о о с с т т ь ь с и а з мо у г ч о ени н к а а ст , ав п н од и а к в а и ? в л л и и ч ч н д р е ыен С м ц е Р г и О о н и д е , Н н О я з б , а ы м о л а е т в о ч м г а у е т б с ч ь ы т а о л п в о у с н с к с ь е т о ь й в пр н к д а е о о в б н к и о ф л л л а ь ь е ших, но позитивных перемен, которые произошли за это время в народном образовании нашего района . Многие учителя в своей работе используют опыт работы учителей-новато- ров. Э т о Г. Д . Р о г о в а , В . Н . т И о с р а ык е о в а д , ру Т г . ие А . . Н Б о аку э н то и пе н р е в к ы о е ласточки,, а дело требует лубления и совершенствовани у я г . Проблем в настоящее время у школы много, и многие из них одним махом не решить. Н о беспокоит то, что появился дефицит любви к тем, с кем мы связываем бу д ущ ее наших с н е а л . Гд е и -то дере п в л ен ох ь о , на п ш о е д г г о ото р в а и й л о и школу, а базовое предприятие з л н о ь о в н а и о н к к ыо а в за , р л а о а бо п ч в о и е м е д о е щмм е и с . т р а Н аз е д г л о о я в р о г ршан к и о о привитии любви к сельским профессиям. Лю бо в ь эту они должны впитывать с молоком матери, а не в двадцатилетием л р в а а о ж » зр . е а н с Пи т е о е. « С н в в е е е п т ж е х р о о с с п т в и ект п и а в з м а н я к ы т р е и ыва в с л ы е и шжа к л о и лы, кр а ес о т н ья и н , ин к а ак я н к а орь р , од д н е о р й земле. И потянулся шец, не на центральную зем у с л а е д п ь а бу , а дальше, к городу . Э т о п д ц б и е у ы м с и л т о ен р с и е о а я л з д г ь н о с о д в к й е о о р р г е о и в з н о и н . п а р с А е и л ч е и с н е н и й я ч , а м с иг з в р а е а возрождении малых сел. дет Е с с я т ь ре в ш о а п т р ь осыне , о к д о и т н оры г е о д. пр Н и о л д и л , я ме м с н я о ц г а и . х П д о о р с а тат с о н ч и н м о ать неде с з с п т а о ц а в т и е и и ст р к у и емпи д т н а ф н я а и к я т в . , оп С ч р т е о о г с о ыд о н н я о орга к н о н и н е организовано должным з б о о м тал в и чет ст ы о р л е о х вы ш е кол в ах . Бе Н р е г о у б ль р р с а а - кой .Ч уваш и н ской , Федоровской школах из-за нехватки кадров. В ряде школьных столовых нет электроплит. Питание р ч а е з с н тв о ен и ны н м е . всег П да отр б е ы б в и а т е е о т л д ь н с о к к о а б а я кооперация для столовых школ выделяет сливочного масл а 23 процента к норме. С е й ч а с необходимо мать и со гласовать во п п р р о о д с у ы бесперебойной работы вых и буфетов, утвердить с т о л и о х мен С ю ер . ь езн ая ответственность л ст я в ж е п т о н д а ост р а у в к к ов е од д и ет т е е й лей в х ш о к з о я л й у и р го з о д с н п я е т . р р и е ф б е у р е и т йн ры е х ш ‘ е с н ел и . я Э т у о ж т е в о с п е П ри х од я первого сентября в школу, мы р аду ем ся , что все г г о о тов го о да к , н н а о чалу пр н о о хо во д г и о т уч м е е б с н я о ц , наступают холода и идут во д в м с у е е н и и е з н у -з с ю а т т а н н о ц с х и т о и и л о п д в и а с . ь ш м Т к а о е л м ь п п н о е о р м а п т о у д в р о о а в к л а с с а х ниже всякой нормы, где у ж тут до продуктивной работы . Исполкомы сельских С оветов , коммунальная с л у ж б а должны сделать все, чтобы здесь были исключены любые неожиданности. ло Е й с . ть Он у и на н с е до д л о г л и жн п ы еред да шва к т о ь покоя ни партийным, ни ветским, ни профсоюзным, с н о и к ныомм сомра о б л о ь т с н к и и к м а , м. ни В ер хо н з о я , йс у тв н е а н с сейчас много проблем. Н о если мы числим себя истинными л г т р ь ел с а т ь ж в с д а т а в н а п а е м р п и е е , р д во т шй о ко о л т ч о в е й о р и ед—и о . б о я б з я а т з а е На первом ур о к е . Ф ото А . Ш ум а й л о ва . З Н А Н И Й = Созданы хорошие условия В новом учебном году в школах района повсеместно с т в т о в и к е л д е е т н н н о а е б г и о о р б а у в ю ч о е т з н р и а е д ст л д а я е . те Шо й б е у с с ч т е и н шл и е е я и малокомплектные школы. Хорошие условия для детей с д в о н а з н е д йы аныш к к л о в а л с е Н с . н о а в З я о д т е р с и о ь ицк с о п о б й а о л р ь у с н д р а о е я комнаты. Удобнее б уд ут чувс твовать л с е е т б к я и в Сев э е т р о н м ой год ср у едн и е ’' й ше ш с к т о и - Своими руками Ребята из К о б . Кордонов- ской средней школы весь ее рм е и м Л . о е н т т ом сде б л ы а л л а и о св р о г и а м ни и зо р в у ан к а а с с г щ н л о а е е ы д в б н . а м о и л е Д ь , и б шз е е в м а л ч я и р а а л т е т ь б ь а ч я у и ч т и е ш п н с к о к и т и мр ч а а о р е с г с ш и п а к л и т о а ь и л я х но п к в с б о з л т р мр а ь и о е ю с огородили территорию во-‘ круг школы. во Ре в б ы ят са а жи п в о ал м и лад ц ш в е еты з , а б а от л п и о лы. Укомплектовано два кл а сса . Д л я них выделено место в стенах детского да '№ 2. Т а к что свой первы с а й год^ обучения дети проведут з ч д и е т сь . п А роц эт ес о с н и а х мног о о буч о е б н л и е я г , д со ы ч П х е е а т р , а в я ы иг м р э и ыле . м у е ч н и т т ы еля т м р и у д ' а р , е б о я т т стан ут У . П . Гридина и Г. Ф. К р асн о в а . Г. Б Л О Х И Н А . т ш о к м оль и н х ом по у л ч и а в с а т л к и е . Н п а о са п ж р е и н картофель, растет к а п у с т а . Если присмотреться, то все в К о б . Кордоновской школе с д е л а н о руками н рт и и к в о н в ы . й Во г т о , ро к док п . ри З м д е е р с у ь , у с е ч п с е т о ь вса, что н уж н о для того,, чтобы заниматься спортом, развивать свои физические способности. С . А Р Х И П Е Н К О . Выездная секция т ф а е л В р а о енц в и р с и е е м к я ци п я л а о в д гу о р с т т у в о к о в о р с в н к о о о д й ит р е а к л б о е о н й школ. О н а в этом году была в ч ыи езд п н о о с й е . ти Д л и и рект Ч о у р в а аш и и н с з к а у в юу восьмилетнюю и К о б . Кордо - новскую среднюю школы, ’ ознакомились с оформлением школьных зд аний. Во зглавляют эти школы, пользующиеся за с луж ен ны м авторитетом в районе, 3 . Н . Голубева и Л . Б . Корюкина — педагоги с большим с т а ж е м . З м и и н л а а ида Бор Н и и с к о о в л н а а евн п а од и ели Л л юис д ь опытом работы, познакомили коллег со своими планами учебно-воспитательной работы , с ведением внутришкольного контроля. Д у м а е т с я , что подобная л ф б я е о мн р н м о ш а ко м р л о а . б л о о т д ыым по р л у е к з о н в а о , д и о т с е о В. Т О М А Ш Е Н К О , методист Р О Н О , Торжественная линейка л дн о е Р й а в дос В ш т е н к р о о х л е -К е р о а ж 3 с 1 и н в о л я е а р н в с и к г у е о с й т ц а а . с р р и е В этот день здёсь проводили т в о я р щ ж е е н с н т у в юенную н ач л а и л н у ейку н , ов п о о г с о учебного года. н ниы П к е и , раз с с дн б и у ч в к н о е л о т н а е м н о и д и е е т м ц ы в е е , т с о л в н уш а р у а я ч л д е и т п е р л и е в й е , тст з в а е в н у н ч ы а , е р сл о о д в и а тел о е т й. у чи Н а этой линейке ребятам вручили почетные грамоты за хорошую р або ту в каникулы. З а лето ученики сами л т т р и а е е л , м и о н в н е т в о к и б о р х л д о о х е д в о т и а с з л к е м и о ы м — р шс а т а к б а д о о м у л ч , , у и , е н г д а е р р а у п б к б о о ыи о ч т . А сегодня первым прошел у рок М и р а , следующие — по расписа нию. С . Н И К О Л А Е В А . Впереди новые встречи Х о р о ш о известен в Бергуле школьный драматический к р у ж о к , руководит который П . Г, Х а л я в а . фе В р о енц в и р и емя я а в в с г т у р ст е о т в и с л к а о с й ь ко нс П . Г . Х а л я в а и попросила ем е и — . п В оде э л т и о т м ься год св у ои я ми на п б л и а р н аю а в го д р ам в к о р з р у ж а с о т к а ,—ребят р а с м с л к а а д з а ш л е а Пми олин б а уде Г мриго г р от ь о е в в и н т а ь .— с С к аз н к и у « З о л у ш к а » . С ребятами по старше про до лж им р або ту над шолохов ской «Поднятой целиной». Во зьмем другие с д к ц е т е т е н р ы ыл . ег Р г ч е а е р б : о о е в т в е а д т ь ь у ж р н е е а б д я з т н н а а ми к м о и м х ы а б р . у а А еще мы хотим привлечь в тав к и о т л ь лек « т С и к в а з в к з у рос п л р ы о х Фи ед п о о т с а — стрельца» Л . Ф и л а т ов а . К а к видите, планов много, т чи ак с ч о то зр в и п т е е р л е я д м и и . новые вст р е Р. В Л А Д И М И Р О В А .
2 Z Z Z & 9 C & J3 C G O C G C C C C C C C a ^ ^ « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А » o o rra zъ еш ха я хгхггххгххххххс № 105 ( 6 3 2 9 ) ф 1, с е н т я б р я 1988 г о д а . S & - ^&г~ Н а В Е Д И В Г Р Я Д У Щ Е августовской конференции 24 — 25 августа в районном центре со стоялась конференция учителей. В первый лш е л й и -пр с е е д к мц е и т о н н и н к ы о е в, занят д и и д я р е е н к ь у т ч о и п р т р о е в о - и к я о л в о з о с а ь д в и у т ч п е е л л й е е н й а . ш рн к 2 о о 5 л е , а з к в а г л с у а е с с д т с а а н н ы и х с е о , с р т н о у а к в к х о е о о н в з т о н о о д в р о , и с о т е т и е п , л р и б е р ы д о л с п д и т р и а е т в д е и п п л т р р и е и и . л г я и л т а и шй е о н и б ы щ к е р о ст л у С докладом заведующей с Р т О ро Н й О ка Г с . ис Д т . ем Фы едо об р р ов аз о о й ва « н П и е я р —е вщ е и л м ени р е або в т р у еменш и к » о , л а р н а а й л о и н з а ирую за к п м и р и о т ш ь к с о л я ны ф й з е а р р у е а ч н н е ц е б и е н и , ы т й м ак о г г о л к д и а , к ' п у ч о о а н зн ст а б н к ы и о л т о е п . убликован в районной г а з е О ткры вая пленарное л н а ие, уч Г и . те Д л . ей Фе с до н р о о в в ыа м по у з ч з д е а б р с н а е в ы д и а м д д с п г о о а о е в г в д х н о о о о г а й в м о , , в п п , п з у р д о т е н о ж ь д а р . с е ч о т л и И в а а н ь в х л а я и а ю . л в а щ т Г э в и а т о м х л о р о и м ч л с н е о в а с д о г к о йы и д Д х х у е т н р у п 1 и у е с 9 человек. Впереди у них первые победы и поражения , радости и л ч о е е го тс р —я чен п в и о о я с ж п е в и л т а с а т а н ь м и о и м вс ч е е г мл р о у в д м е н к о о а л м . од Х ы д о е м у м ч а и н т и е я ля с м уч у е с н п и е к х а о мв , и . вз аимопонис ф г т о е о г С р я и е в щч н о е ц и е с и о й к б и и р х а и з к н о ыв л с м л е е й кт д и р е в а в о б и в о з т о н ым а п п к р е о д е н д а учебный год можно б н о а т з а в н а н ть ой с л о уч в и а , те в л з я я м т иы - е но и в з ат р о а р з а р м а и декларации «П едаг о гик а н р вл и у е д я ч , н ь и в ч д ы е е с з т т ы е в й в а а » я : в « у о Мб ыщн и и й х дол р т ж а р д у н о д ы ст у с н ч в о о о е т е чувство у с п е х а » . О педагогике сотрудничества и нии д , ов о ер т и о я м , , о к т а р к уд с о д в е о л м ать во у с ч п е и н т и а е не тяжелой обузой , а пусть и т р у дом , но приносящим дость познания нового, ш р л а а речь на конференции. п с р я а и р , В л т ы и в и т с о т р у о В п й . ая М с . п е е к р Мр е е и д т х а а р с й ь о л б е р ц р а а в й ш г к о и о в мм о и а об у с п е х а х и неудачах школ района, о з а д а ч а х на шпр е е н д и с я т м о и ящиф й евр г а о л д ьс в ког с о вяз ( и 19 с 88 р г е .) л с в П о и о л юз в е и , з н р н у у о м я й а п Ц а р К р а т б к о К о т Пн у ф С е С р п е е и н д ц к X и о и I л X . ле А В к н т с и е а Владимир Михайлович отметил позитивные сдвиги в учебно-воспитательной р аботе , л в ез о н р о г г а о ни т за р ц у и д и а . о О б с щ т е а с н т о в в е и н л н с о я п о о н и м ре а шл н о е а . ни в Э я о т . п о р И о х с и , ах р к , аб т с о р о т е ж а б а у л ю ш е щн ко и и л х ю ь , н р о н а г з е о самоуправления , пионерских и к с с к т о о о м я г с о н о и м е о в л о ь п с с п р к и е и п т х а о н д о и а р в я г а а н н и и и я зац мфи у и й з з , ыич с ш е о , кадровая проблема и многое др угое . Про блемы , поднятые В . М . д к М о о и в л х ж а е к й н о л и н е е ф цо е в р м е , в н ыц н и с а т и ш у . п л л и В е ыни с с в т я о у х е па у в ч п ша р с и о т е не заготавливали заранее радные тексты, а говорили п а о том, что волнует, чем давно х м о и т , ел п о о с л ь уч п и о т д ь ел о и д т о ь б ся рен с ие колле и г л а и выслушать опровержение. дал Т а он уч т и а т к е и л м ьни в ц ы а сту Ч п у л в е а н ши и я нм ск з о а й шво к р о и л л ы а 3 о . на П . о А н л а е б к о са л н ев д шро е в м а : . Г о о том, что в школе два года не велся такой важный предмет, как химия , что учеников школы, с прочерком вместо оценки в свидетельстве о восьмилетием образовании, , с явной неохотой принимают в среднюю школу. Подняла Зоя Павл о вн а в аж н ую тему — инспектор в школе. А су п т л с о т д в и у с ю м щен и т е ами учи о т т е в л е я тили на пр е и е смелое предложение: «П у с т ь инспектор, то есть методист с б тыол й ьш у и р м ок , опып т о о к м аж , ет дас м т не отк к р а ы к работать, чтобы я видела до нка и К к м о а а г ж т о ь д с ы я у » й р . ов и н з я сл м е н д е ую н щ у и ж х но вы п с о т д у павших говорил, в основном , о проблемах своей школы. З ав уч В ерх -Красноярской школы Т . Г. Врагова и учитель истории А . М . д л Юи и д л ч и е и с н с к ь ой п о о п д р ы н а я б т л о о и т м е в у р о ч а п и б р т о о е т с л ы ей о , м м п ет о е о д т д о е - объединенийй , Алексей М е р к у - рьевич высказал замечание о секционном занятии историков, прошедшем накануне. Не стоит напоминать, какое з д н о а в ч о е м н у ие в п о р сп и и д т а а е н т и ся ю се у й ч ч а а щ с и т х р с я у . О б профориентации и связи с производством, об организации общественно полезного водительного труда гов п о р р о и и л з и завуч Северной средней школы А . Д . Б а л аш о в а и директор Новотроицкой В . И . И в а н ов . ра Пр ст о а д л о о лжен выие ст м уп э л т е о н г и о е р а Н зг . ов Фо . Я ровой, которая представляла С П Т У - 9 1 . Н ач а л а она так: « Н а днях государс твенная комиссия принимает новый корпус л л б и н и . ощ е а , Н . о о Зд в т а о а н к т о и м е тол мп ь ры к о о с д т о о к л р о г н г о о о е, м у е ч у у ч и д ч т т и о а ь в ний нем де мн ы ь б п у о д ст ем уп ? ил Н о а се л г и о шд н ь яш30 заявлений о приеме в училище». л С р и овщ б н а о а ль в о ю р н а г й и о о в зк н о о р е м , ил о а пр т е Н о с и м т н , и а ж ч е т Ф о у е р ч д и у о ководителям хозяйств следует повернуться лицом « С П Т У , на ладить прочную взаимосвязь. Ведь именно они, выпускники училища, работают в з а х , поэтому забота о ре к б о я л т х а о х со стороны хозяйств не будет лишней. В се выступления ренции находили жив н ой а о к т о к н л ф и е к д с н и иы д х я . щпр П и и х о с э у т в т о с м т з в у а у л ю е т . щак и Н х е жи р б в ы а о в л н о о п д р с у о р шш е л го и гич в е ы с б к о и р й ы сов в ет. ра Н й е онн за ый зар п а е н д е а е составленный список вала конференция. Выдви г о ж л е о н с и о е кандидатур шло (прямо из за л а . В совет, который будет решать л т т п в е и е р с л е л и и ь я у н т в ч и о о и о с й п т т б р е ь щ л о и ю я с е ы с , к т , ш о р в л у е к с н к х о в о о н л я в з ы з о о а х р в д н а , и н й т ы п о е е р н л е и а д , с с п т в д а р о в е е ш и д я ций, школьники. организа Закончилось пленарное с шк е о и д м м ан « и Оп е е т д л в а и р г ч о у н ч г и а е к мни н ем а р р а о й н д о а н н г о р а г . а о д З п н л рз а у о а ч ч с к нн в о о е и й щ в ц а а е . с н р и и е н я д о » н с е т й р н а а н г шн р к о а о г ж л о д ы е я н з а Вы . ка Н уч . С и е т И в е е л с р а ьПочетными грамотами районного отдела народного т о м е б и л р я и а м з и о м в е а т н н о а и д г я и р ч аж е и с д к е д и н е х ыне о ж б н ъ р ы е у д м к и и о н в е о п н д р и и е й Г. М . С м е л о в а , Н . г . Е гор ов и д би ру в г ш и и е е , ся а н т а а и к б ж о е льшуч и и х тел у я с , пех д о о в в своей работе. Среди них Л ва . , А . Г Н . икол аева , С . О . П е т р о Г. Соломатин а , Т . И . Крапивина и другие. Г. М . С а з о н о в а , о бучавш ая в этом году самых маленьких — шестилеток — в Г р аж данц ев - ской школе, нагр аж ден а четной грамотой и путевкой П н о а отдых в Сочи . к но а П г з о а р л о а о ш , б е р д ч а шт зо о а в я а п н р и к о я о б н л ф в ем ер ц е е н у л ц о и м н я ар и о п д о у учителей района очень много. Одним педагогам решить их нж е ны под ст с а и т л ь у . з З а а б б о о т т а ыми шк в о с л е ы х . д Э о т л о подтверждает и выработанное в ходе конференции решение. Р. О С И П О В А . ал Н ис а ты сн 3 и . мк Ф а . х : Ак м и о л л и о н ды а , е с Е п . ец Н и . Очиров и С . А . Крестьянова бу дут работать в Ударницкой восьмилетней школе; Н . К-' Я се н к ов а , завуч Федоровской восьмилетней школы, в этом году успешно закончила очное отделение Н Г П И . з а Фото С . Ф едорова , НА НОВОЙ ШКОЛЕ В Г р а ж д а н ц е в о строится школа . Е е стены у ж е л ве и д с е ь н , ы ул в о н ж у е т н р ы енн п и е е рек ст р е ы н т ы и , я п , г о о д в т н о о я з в спортз ал , котельная. Проделан а большая ра бо т а . О своено 240 тысяч рублей. Н о вот что ск аз а л по этому п о в о д у главный инженер М П М К « Северн ая» С . С . Кон- драшкин. ча С Б к р о и р г о а б д о а га А т н о а в т а ол р и а я бо И т в а а л н а о в н и а с о ь б м ъ и ект м е ес х я о ц р е о в шо с . пра С ви п л л а а с н ь. ом в о И по сути дела ее можно хвалить. Н о ведь она могла сделать н больше. Годовой план по школе — 350 тысяч рублей. Д о конца года мы освоим всю эту с у м м у , но могли бы освоить И ли бы нам п в я ы т д ь е с л от или ты и с х я , ч. то Е с и т н п е а е л ч ь е н н н иыи х е е мм— ыате б б р ы ыи с а т л п р ыо е л . е у Л ч р и у а л ч б иш о е т с а т о . р б о е и с А т р о вал в и едь на н н а ов м о е е ся з ц да б н р и и е га С д П у Т У о т о и совсем безболезненно для ш к о лы: там нельзя было работать, потому что то одного нет, то др уг ог о . С е й ч а с нет т р у б , нет столярных изделий, которые должен нам поставить Пашин- с з к о и в й ать з с а я в о д п . ос А лед в н е и д м ь и над л о етн п и о м ль и днями, сухой погодой и хорошей дорогой. О сенняя распутица не даст возможности завезти стройматериалы. А . К А С Т Е Р И Н . У Ч И Т Наставление К звездам улетать Н а корабле, В будущее Вглядываясь смело, И растить пшеницу НК а а ж з д е о м м л у е н —айдется В жизни дело. Выбирай себе Любимый путь, Д о л ж е н ты К великому стремиться. Н о любому делу — Н е забудь — НОс а н д о о вательно учиться* Просто так К у с п е х у не прийти, И другим Д о с а д н а я помеха, Если камнем Л я ж е т на пути К цели коллектива Н еу м е х а . УП у с к т о а г я о голова, Что свершить, с к аж и , Сумеет в мире? Ныне мало знать. Что д в аж д ы два — Э т о у ж , как водится, Четыре. Оглянис ь внимательно Вокруг: Если ты ск уч ал Н а задней парте, Н е вникая В таинство наук, — Непременно будешь В арьергарде. Если двойки С к а ч у т в дневнике, То дела твои, Признаться, плохи — Ты застрять рискуешь В тупике З Н а а м ш е е ч й ательной эпохи. Ты пойми, Ч т о истина сама В поговорке Золотом искрится: Свет — ученье, Неученье — тьма. Стоит ли, подумай с ам , Лениться? ! С . М А К А Р О В . ЦИФРЫ И ФАКТЫ Учебный год в советских школах начинается с У р о к а м п м р и е е р р д а е а , н н и н е ч ы т м о ра и с п т д о и е д т а ч ь л е а р м к ю и н в м о а ишет р е а с , т н в н о а е знающим войн и о р уж и я . X X X п н н ыу о С б мй о л у з и к д к о а а о м н н б и с р т к а е е и з д т й о и в н С а ы С н й и С Г юР о с , с о у п юд о а з р н н с о а т - р в р о е е н д снивший прежни е в е до о м бъ ст е в д а и , занимавшиеся просвещением, профессиональной кой, высшей школой п . о дго то в X X X Различными видами чения у нас охвачено ок о о б л у о П О млн. человек. Обучение д в о е в дет с с т я ран н ыа . 39 языках н а р о Х Х х В школах всех ступеней и т п о р й офи и леймаст о е в р л с а т д в е о в м а , ю т про г х р о а д м я о т курс наук 57 млн. у чащ и хс я и студентов. X X X За годы Советской власти ч л г в о и и т х с о у т , ч в о е л в с б е в н н ы с о ы ш о х е о к ср о 3 з е л 5 а д о в н е и д 7 м м 0 е л н н м и . и л ях н с . п е р п ц а о и б д о а более 2н 2ием м* лн. с высшим о б р а з о в а X X X В стране имеется 137570 обещобразовательных ш к о л , о н к ы о х ло уч 4 е 5 б 0 н 0 ых сре з д а н в и ед х ен с и п й ец . иаль X X X Общеобразовательная ш ко ла насчитывает более 43 млн. учащихся.
3 1 сентября 1988 года. + № 105 (6329) дааж а а здз га з а^ ^ « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А » т п г г г т т т г г г м г г г г т г А Д О Р О Г О Й З Н А Н И Й И Т бы 1 ш 0 ев л с е к т ого после о п к е о д н а ч г а о н ги и ч я ес К ко у г й о училища работает в Г р аж д а н - цевской восьмилетней школе Галина Михайловна С а з о н о в а . Была она учителем начальных классов, воспитателем- группы пш р е о м дл г е о н д н у ого вп д е н рв я ы , е а р в або п т р а о л ша ед с нш и е с с т т р и а л ц е и т я кам ши к . ол Д ы л я и ни п х рав а л д енм и и е колхоза постарались со зд ать максимум условий. до В ван д ы етс к к о о м м нат с ы а д у дл б я ыл за и ня о т б и о й р у и отдыха . Весь год во второй н м п не и о о л е м о а М в л т и и р с н я у х е а д й н в л о д о о е н с в п я н и — е та с т п н е р а л р у е ь е ч д . б и с я т т т А о ь а я м л и м о Г а а л л з с ы и а а шей правильно держ ат ь ручку ш (э о т й о, т о р к у а д з !) ы в и ает в с ыя , вод т и о т ж ь е пе б р о в л ы ь е буквы, складывать слоги и слова ж к З у а . няти и я о с си ш ли е т с ь тил п е е т р к в а у м ю и к т н р и ебуют особого подхода , такта , терпения от педагога. Н у ж н о хорошо знать психологию тей, их физические особенн д о е с т т м ы и у . в ая Гал э и то н , а ст М ар и а х л а а й с л ь ов к ич , к а ж у ч д и о ученику подобрать свой ключик, выявить его но Н ст а и. занятиях Г. М . С н а а з к о л н о о н н во т йы, пр и е с о п б о л л а ь д зо ал в и ала игр у о ч в и ы т е ель м н о и м ц е а р м ын —е ог К о из н го а с г т о л о ж я в а д и л н л е ы а н х и с ю а п , мос а о д . б л и я й, з к а о н т я от д и а й ктиш ч е е с с т к и о л г е о ток м о а ч т е е н р ь ал м а , ало в д с и е приходилось делать с а м о й ,— рассказывает Г . М . С а з о н о в а . —Э т о , наверное, с ам а я большая трудность для всех учителей начальных классов . А ребятиш" ки у меня были замечательные: трудолюбивые', любознатель-/ ные, все схватывали на лету. Очень любили уроки математики. В с е подружились с книгой. и С ли, уд к о о в н ол ст ь р ст у в и и р е о м вали леп н и а ли у , р о к к л а е х т р у д а . У спешно закончили учебный год все дети. Л у ч ш е др уги х з т а а н л и и мй али С сь а й Дц , и м аЮ л А я ндр Т е и ев м , ки В н и а , О х а л н е о с в я а . С М а з н о е н о ж в а а , л ь Са р ц а и с т с а тав Шат и ь ш ся с моими ре бятами. А радует то, что с ними будет работать Лда . А го А г . . сам Ш а а л а Г м ал о и в н а , а о М пы и т х н а ы й й лов п н е а дм в в и ы ат е э ь т с с о н с я м о ло в г а с г и о . д пш у е е р с в в т ы н и е о л в е ь т б к у а б к м у в и д ы . ет и В з п а п е н е р и р е Р . М А К С И М О В А . >0 0 - 0- О О -О -О -О -О -О - { Слово начинается со слога о-< ннкккннни> -о У Ч И Т Е Л Ь Ф Р А Н Ц У З С К О Г О ТУРИСТСКИМИ МАРШРУТАМИ В крае Саянских гор Ш У Ш Е Н С К О Е Н а снимке: Ш уш ен с кое . Памятник В . И . Л енину . Мне запомнилась экскурсия в се ло Ш уш ен с к о е . Там 3 года ссылки пробыл наш вождь — Владимир Ильич Ленин . Э т о место д тче а о . мро , г б о ра в л с и ем сь с з о а ве т т е ски п мред л м ю е д т я ы м , . к Мот ы ор с ые во б л ы н л е и ни п е р м и х В о л д а и д л и и ми п р о е к Ио мл ь н и а Мы побывали в доме крестьянки Петровой , в избе Зыряновых . д В а и р д Э о е т к л о и Л б т е ы у н л и о с н а у т м а у к Ню а и д н з е е т жл е е р д н е а у сн ю К о о л и н а с м т у п в ан л у , е т к и к а н о т о т е в о л н р ь а у н ю о К у р п в у р и п и д с в е к е т а з ь я л . а св с ои с м о и бой гла в за п м о и то, что видел ко гд а-то Ленин . Л А Р И С А К О Р Ю К И Н А , ученица 8 клас са . Ансамбль «Вечная слава» Д в а д ц а т ь дв а года назад в Северной средней вилась мо лодая , толш ь к к о о ле п ч о т я о окончившая Новосибирский л п к ь е о —н д л и а а М г ц е о а в е г н н и я а ч ф , е — р с з к а о ин в й ц у у т з и с В к н о с а т г л и о е т н у т я т и з н ы а у к ч а и . Н т и е отрекомендовала о н н и а кам с . во С им тех сам п ыор м от пер у в р ыок м а у ч е к у ск р о о й ку в г е р л а а мм о а н т а ик и е х , по с фта р р а а н л ц а у с з ь к п у рив Р и о т н ь са л р юа бо и вь Гю к го р , од Р н о о л м л у а н я а зы и Б арбю с а и ра до в а л а сь , если видела у них ность, чувствовал з а аин с т тр ер ем ес л о е в н а и н е узнать больше, чем дает урок . ски Н й о ! А поч т е а м к у сл и у м ч е и н л н о о сь. ф р а н П ц о у с з - т л в т у о е у р н е п ыи а — е л , а - р а т и у о н с о с т с к у В т о т р а г л а о н е о н н б я т ыр з и ы а х н з к а о я а в з а ы и н л к а о о л с в ь и . о т т е В н д р о о е а т и пошла т у д а . К ст а т и , она из само го первого выпуска этого отделения. д м у а М мнт о о и л к к о . и до В й а и ле у н к ч т о и и л т н о е а с л с ь ал Н ь п и н о к ыл о о х л н аев р з н о а а не исключение. Н о дв ад ц ать д н в о — а ше Ш н г и к о е о д л а а к н ш— е ко и э л з т е м о . ен н и е л ч и то ее вы о с о т кое, почетное,— считает он а . ни А е в к от ш з к а ол э е то у вр р е о м д я ит о е т л н ей о , ше а потом у ж е и детей изменилось. И очень заметно. П о чем у ? —М ы делали многое такое, что делать не должны были бы. н В е е е дь де в сят п и о л сл е е т д и н я и , е по г т о е д р ы я , ла а с т в о оюч ценность отметка — главный показатель качества знаний ученика. Ведь «три» пишем —- х к « о д о л в в : о а г » и «Н я в ич у и е м г е о р . , о А д н и а т п е о в л э т е т о й о р , м ой у и г и у о ч д е п н с н и и е оставят , вытянут». Во т и «до- с в н т ыо в с т а т я ь г , у и ч в а г а рщ л а и и м с х ь о с » т я - н , , о а с ч т т ь з о ат у ем о б б р р о а а л з б ь о о шв ч а и и н н х , колхозников, да и т н о я в я. т « о Д ж в е о , е к м » ягк н о ам го с в т о с а р п в я е и , ц т и ь с а р л е и н д с е запрещали , но настоятельно требовали «вл ожить в ученика все » , чтобы «двойки» все ж е д б н ы е е н б н б ы е ы л л о о . к ст а У а з в а ч и т и ь т т с ь е я ль «т б р и ж о т й е ы к м у в » ы , в н с ч е у т м ж о и педагогическими инстанциями з ш а ен В г . т р о е р х а и я , в бе к д о а т (, о ', ры ко х то о р н ая не пр г \ р и е -1 вела к падению престижа р р ш а и к б с о о т л а т ыки , г — о рш а о з д фд е е о н р е а ж в н ы а и ш я л е . и В аг е т р д р о ь а н к о т з м о а а или инженера . Т а к было не один год. А люди-то взрослые х в о и д д и ел л и и к это в , ы о во ц д ен у: ива о л б и раз и о ва п н р и и е — лишнее, без него легко обойтись можно . Тем более, что стать умелым! трактористом, л шм о и о с л ф ь е е т р к т о и о м . лк А а м т о ь ж ве н к д о ь а ж и д н о ам п г о осл п в е ри д х в о е о д в с и я ь тый класс . Д а ж е тех , кто не хотел учиться. л р а о Е е й в с н т с ь а к . а и з а О л т н а р а ет В ь — я але б н е в т д и а н т , а ом о , Н к и о ч к т т о о о т г м в о е и о м л ш ж ь ь е . , т н е но С п т е р и о й и л ч н ь м а е к с н с о т о и г о н у г и р о н к о а о к н г о е о у м р д - о н м о к е б о ь н е у у о шд ч л и и о ь с я . Во всяком сл учае сейчас нужны на урок и электрофон, и п н л о а с с т т и и , нк к и а , к и гов к о а р к я и т е-т в о ском кругу . Н о то одно у н г ч а о и гл те я н л д е ь т , то др угого , то что-то придет с д о е п н о а з . дан К и о е р м о , че , ко с г е д й а ча т с ема учи п т р е о л йю н ужно многое для того, чтобы е т г о о нн у ы р й о . к у н с е ып п л о я х ю о щди и л й н р а ас м ск о а н з о » Ведь надо учесть, что ученик д м а н ч ого т е елев м и о д ж е е н т ия, вз р я а т д ь ио и , з уз п н е а р т е ь из газет. Информация всегда о с в еж а е т с я , пополняется, пусть и м ямой н и е . о ц З с е н о л з а ь н ч ю и ан т н , о о б , у о ч г п и а у т щс е т е л ь н ь и н я е д с з о н л п а ж н р е и я н знать больше, чем может знать ученик. В школе как-то са м о собой сл ожилось , что в предметной «табели о р ангах» иностранный язык, а значит и французский , относят к второстепенным. Мво ы д с ч л и я к т ом так п : ри я н п е рав б и у т д е у льс п т е в р е е !, не мечтаю о дипломатической карьере, не намерен читать на я н з ы ы х ке а о в р т и о г р и о н в а , ла ни ни те с м о вр б ем ол е е н е с М ки о п й а с з с н а н ат а ь , а на п « о х се о мро у шо ф » р а в н о ц в у с з е не обязательно . Н о ведь так можно договориться до того, что раз я мечу в трактористы, то мне не обязательно знать синтаксис и орфографию. Д а и муки Раск ольникова ни к чему. ц н у и — з к с а к Я о в го с т т о р нм е е , мл ч л ют и о с ш ь и не з у е н б ,—а е н д и и е т г ь о ф во р у р а ч и н е т л г В о а . ть ф Н р э . а т н о И цу с в з а с с к е к о и в с й а л . о—ж в н е П е р . С а е в Д в д е л а р я , но д ч м е е ? х П о о д -м о к е м о у б , уче н н у и ж ю ен д и р н у о г с о т й ранн п ыо д м я н з ы ы й к . ам, О ж б и ол д е а е е т с ги я б , ки ч й то и р к а а з к у о мй- н н у и т буд и ь зуч и а н т о ь ст в ран д н ет ы с й ком язы с а к д у н . ач Я —чине п , ро п т р и о в ти э в т , ог ч о т . о П о дал т ь ой ней п ш р е и е обучение им в школе явно не будет подкрепляться мой. Ведь сейчас в че п т р в о е г р р т а о м м классе у меня четыре ч ас а в т н о е м дел и ю, в сед п ь я м т о омм —— тр д и в , а , в ш а е с в старш их к л а с с а х — по одному ч ет а с с я у , в н чт е о делюбу . ду В щ о и т й и с п т о у л д у е ч н а т к пм у р е . а н к а т м иче п с о ки ф н р е анц го у т з о с в ком к у э я к з з ы а У Валентины Николаевны за годы ее работы в школе было немало хороших учеников, но вот Светлана Гридина и Галина н т т И ь е и в л с т а я ь с шя к в у е с в с в е е и и г й д д ч ч е а а л . т с а е , В , б т о у е н х д и у к х т о у т ч о п е в р р н с ы е и п п х к о о о м д в п и а , о н в м а а о которых всегда мечтает учи-{ тель: серьезных, усидчивых, ч в е л мю , бле о н н н и ых хор в ош п о ред у м ч е и т л . ис В ь п р н о е только по французск ому языку . И как-то так по лучалось, что лидерами они стали не только в учебе, но и в общественной ч ж а и е зн к и ом шсо к м ол о ыль . ск В а о я в р с а я б к о о т м а с ш л л у а д п ыо С д е ж й и ч и х а в с о ру т к и о ов и и о н д т с д е т р е в л е о с о м но с . в лы т ш е иш г ь о : т д л п о е е р в н р о а т а б т и . л ь н е А а м в а его с шк н к о а а л д д е о р , а и м с с ч и к и , а т т а ь н ет е и т п В л е и а с Николаевна . Н о тут такое положение: чащ е всего верховодят в школе девчонки. Мальчишки остаются в тени. жмВ и и н д ее и с м л о о н , ж а н э е т ч е о то- п т р о о а т б о о н м т а у а п , т р ь а ч , в т и о и т х ь с , с л н в о о и щвл е ечь н в а о пр ч а т в о л -т я о ю . т П р и а в д в а о , в о л н е и ка ч ю а т сами с е б я , И хотя бы поэтому, в школе д о л ж н о быть больше к с п т а р и е т п н у о е т д ы а и . в д а у т В т е о л в т е - й п е д м п у о у ч я ж и в ч л и и и л н с щ . я а Н н и о ов и п ы н о й факультет, на который охотнее т и мн е д и у л у , ю е т й ,— чт п о а р п н н и о о и, т — э у т т т р о у , о б д н л о в и в и г о ж д о м е и т у м ов к о и , т т о е п б х у о у н ч т ч и и о е ке. К а з а л о с ь , что раз Валентина с ш Н м к е и и и н е к й н о о л п я а р з е ч о ы в и и н к т з а , в а е е т т д п о е р н е н т и п а а о я к да ф е у н т р ж е а м е н ф ц р у н а н з н о е с в п ц к е р у и й е з х к п н о и ц е с у а з т с б е к ы л о л е й о й, л в ч и и т п т е е а р р е а т в т ы у к е р л ы а г с . о с д и ыНку о п ф ос т р л а а е и н п а и нс сы тиН в т а и у е к т т о а л . « а Н е С в у е н в й а е ч л а ь с е д жж е е е г Мод В о н а с о л к е у н » в , т ыи а с с б к л о е у — т , ч и а С т е с е п т я й о с : ч к я а у с п о б а н ы е а д т в о а ч т в « ь ь Ю м о в б ан Н и о э т в т е о о » м с . иб и з р а Новосибирск е учится. Т а к что газетами я о ти б « н е М с а п о е с ч Н к е и о н к в а о с , к —л и ае е в у н л н а ы . о б в а о е с т т с и я » В а л е н н а юф т ран и цу н зс е к к о о м торыяз е ык у е чен в и ы ки п . исы Э в т а о —в м а о н с и т т ь я р : еб мп о р н в о о а г г н р и и а е е мм те ыу м ч ы ит и ел д я н л , е я об т х р э о е к д б з и о а менов бе рутся отсюда . Д а и читая газеты, ученик расширяет с м л а о Д е в т в е а с д н я ц ы з а ый т к ь . з д а в п а а с , го л д у а чш в е о п д о н н о и й нш о к м оле ко —ллек э т т и о ве, и п р о а з б н о а т н а ие в е о г д о. Сейч ас в Северной средней школе немало преподавателей и л оп аны т т л н и ы в х ы , х, и с у и в л а ь жныа е х м ы н х е , т и оль т к а о в умении обучать , но питывать, к тому ж е хор и ош в и о х с , добры х , честных людей. К таким Валентина Николаевна' з о о т н н о ос в и у т , З п и р н еп а о и д д а у ват П е е л т я ро в ф н и у зи С ки а , и ров Му , а р и и ю сто К р о и н к д а. рат И ь м ев , ну сч С и и та д е о т о те н л а Н е , е м с , к и о б л о н ь л а к ь д о шо е д б н ны е и л й к о ем н . с а т з а а т д ь уч з и а кончилось августовское щание учителей. лентине Николаевн Н е а н И е с м ак с о о в В в о е а й был вручен почетный значок «Отличник народного щл но а е с н н т т и и а я , » к . м В а ш с к т о э е т л р о е с м тва с п , е р л и ь п з с н р к а и о н в г п и о е р е р о ж у с е ч т в н и е а тел Б я о . лее д в ух десятков лет с детьми. Ч т о ж е изменилось в е ш е е —н в и О з и г н л и я к де н ст и а м н л ? а и н б и о х л , ее в е р е азв о и т т н ы о л м а и, н б а ол э е т е от зн в а о ю п щр и ос ми ,—Вал о е т н в т е и т н и а Н и к о л а е в н а .— З а эти годы я только больше стала любить дет С е е й го . дня — первый день з н т а о и н в й я и . т л и В а й с а ь . ле С н и е т г и о к н д а ня н Н е и — м к у о : л Д а в е е е н в д н ь ь а зн г е о а й предстоит встретиться с у ч е -J никами, которых она поведет по неизвестному для них пути французск ого языка. А. Ш А Р А П И Н С К И Й . т н с а я П . о н С се е в л д я о а щ л к е е н к У н о с у т юо ь т - А п б г а а о м к р я а о т н д ь а н А х а р б х а о а н к д я и а т труженики У ст ь -А б а к а н с к о г о ч р е а с А й т о н в н с е а а н м н б о о л й ь ге в р « о о Вй я н е х ч ы н . а В я ели с к л о а й в а » О т — е ж и вая память, э х о минувшей л в ь о н й у н юы. д а В т у сл —авн в ую день зн а 3 м 0- е л н е а т т и е я Победы советского на рода над л н ф о о а С с г шь о о и о е с р м т г у о с е ж к м о е о о н й т р к и и р е а ы Г л е т ь р э и н м т е о о а . г г н о о и ей п а у м н с я и о т к с н т а и о л к я ь а к д в н и и е и л . л к о ии с Р ь а к б и о м о м ч е з м т и а о е у р д н п о и к л м с о а т л т и н л у ч а е е р к с о т к д и и н в е о ы й с п у ст б р р б о о о в й о т перечисляли в комсомольскую копилку на н ст е р р о ы ит и ель ш с к т о в л о ьним к е и мо с р о и б а р л а а л . и П с и от о - _ ни тонн металлолома. Деньги поступали от пенсионеров, вет н е ы р М х а е н м о к о в о р н и в ц о а е й л р н тоы р в а . и сп т о р л у о д ж а е , н от в п ц л е а н т т т р р а а л , ьно з й ани ч м а а ст ет и р п а л й о о щ н а н д о ь го 2 ц 5 е 0 н 0 квадратных метров. з е з и т а с е ж я а э в т д о а г е н о д н и о н п й о а ммя м т е с н с о и т е н к д а о и с н т е С и н з в и а о и к е л о юб п р е ч й а а л ьефа . В музее установлен танк и , к р о е торый принимал участие в бо ях под Стал ин гр ад ом , на Курской ду г е , в освобождении Украины , с а ко в й ап о р п е е л р е ац 1 и 9 и 4 . 5 г Э о к д с а к у в р с Б и е юрли п н о музею под открытым небом нам проводил ветеран войны комиссар мемориала М . М . Пи счаев. Мне надолго запомнится этот с т в ы о м еоб н р е а б з о н м ы . й музей под откры Д И Н А Т У К М А К О В А .
RkJQdWJsaXNoZXIy