За дело Ленина, 1988, № 57

Газета основана 20 июля 1935 года № 57 (6281) ЧЕТВЕРГ 1 2 МАЯ 1988 года Цена 3 кои. ОР ГАН СЕ В Е Р НОГ О Р АЙКОМА КПСС И Р АЙОННОГ О СОВЕТА НА Р ОД НЫХ Д Е ПУТАТ ОВ НОВ ОСИБ ИР С КОЙ ОБЛАСТИ Выходит по вторникам, четвергам н с убботам. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! л е л о Тринадцатая конференция Москва. 16 — 18 Конф ер енц ия была со звана д л я обсуждения очередны х зад ач в области экономической политики и партийного строительства, а т а к ж е для подведения итогов дискуссии, н а в я з а н ­ ной партии Троцким. На конференции присутствовали 128 делегатов с р ешающим и 222 делегата с совещательным голосом. РКП(б) я н в а р я 1924 г. Порядок работы: 1) Очередные зад ачи экономической политики; 2) Вопросы партийного строительства; 3) Международное положение. Кроме решений по вопросам, поставленным в порядок дня, конф ер енц ия при ня л а т а к ж е резолюции: 1) Об итогах дискуссии и мелкобуржуазном уклоне в партии; 2) Приветствие ДО — «Правде». Из резолюций конференции ОБ ОЧЕРЕДНЫХ ЗАДАЧАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ При решении очередных вопросов хозяйственной поли т и ки па р ти я должна исходить из своей основной д л я данного исторического периода задачи: осуществл ен и я на деле союза пролет ари а та и крестьянства, смычки города и деревни, национализированной промышленнос ти и к р е с т ь я н с ­ кого хозяйства. Сельское хозяйство П ар тия поставила на оч ередь дня помощь к р е с т ь я н ­ ству в деле повышения технического у р о вн я его хозяйства, введения более интенсивных культур, у в е ­ л и ч ен и я оборотных средств крестьянского хозяйства, обновления его инвентаря ■ Щ Ь "р- первую очередь д олж ­ на быть улучш ен а организ а ц и я государственных х л е ­ бных з акуп ок и государственного экспорта, пониж е н ы н а кла дн ы е расходы в этой области, максимально сокращены роль и доходы Государственная Государственная промыш ­ ленность з а истекший год ■значительно р азви ла сь , ув ели чи ла свою продукцию и ул учш и л а кач ество товаров, причем рост произво ­ дства шел из м есяца в меся ц без р е з к и х колебаний и скачков. Однако ошибочно с точки зр ен и я со циалистического строительства, когда в цены продуктов, сверх себестоимости и необходимой минимал ьной прибыли, вклю чаю тс я р асходы на в хлебной торговле в с я к о ­ го рода посредников и скупщиков. Советская вл асть может и должна прийти на помощь крестьянству т а кж е усилением его оборотных средств путем; а) о р г ан и з а ­ ции дешевого сел ьскохо зяй ­ ственного кредита (организ а ц и я С ельскохозяйственного банка); б) предоста влени я крестьянству на услов и я х льготного кредита 'сел ьскохо зяйствен ных о ру ­ дий и машин; в) поддержки сельской кооперации и т.д. промышленность такое быстрое восстановление и расширение основного к ап итал а , которые я в ­ но не под силу в данный момент основной массе н а ­ селения страны. Необходимо в дальнейшем в гор аз ­ до большей степени согласовывать политику цен с г л авн ейш им кр естьянским рынком и темп р а зви ти я промышленности согласовывать строже, чем до сих лор, с общим ходом р а сш и ­ рен ия емкости кр е с т ь я н с ­ кого рынк а . Намечены конкретные плацы В процессе подготовки к XIX Всесоюзной партийной конференции пар ти йн ая орган и з ац и я колхоза «Борьба за мир» пе рестраивает свою работу в соответствии с т р е ­ бованиями XXVII съезда КПСС. Стало больше внимани я уд ел ят ь с я вопросам экономики, личной ответственности коммунистов з а дело. На п а р ти й н ы х собраниях, за с е д а н и я х бюро з а с л уш и в а ­ ют отчеты членов КПСС. Заи нтересованный разговор состоялся о внедрении в колхозе «Борьба з а мир» новой системы хозяйствования . Экономист Л. Ф. Бун ь ков а сделала ан ал и з деятельн о с- сти х о зя й с т в а и н а ме ти л а з а ­ дачи по совершенствованию системы хозрасчета. В колхозе внедряется коллек т и вн ы й подряд. С этой целью в полеводстве создано два з в ен а — по вы р а щ и в а ­ нию зерн овых и кормовых культур. В зяты повышенные обяза тельства в честь Всесоюзной партийной конф е р ен ­ ции по досрочному выполнению планов. Возможности для этого есть. С планом продажи молока з а пе рвый квартал , колхоз сп р авил ся на 104 процента, а по продаже мяса у ж е перекрыто полугодовое задание. И. ГЛАМАЗДИН. 7 м а я в красном уголке райснного у з л а с вя зи собрались почтальоны, Телефонисты, телеграфи сты , операторы, э л е к ­ тромонтеры, водители, н а ч ал ь н и к и цехов и участков, н а ч а л ь ­ ники отделений с вя зи и другие работники. Ден ь радио, праздник работников всех отраслей связи ко л л ек т и в в с т р е ­ тил достойно. Узлу связи в районном соревновании среди предприятий сф еры о б сл уж и в а н и я присуждено первое место по итогам первого к в а р т а л а . Б ольш ей в к л а д в общее дело внес цех эл ектро связи , который в о з г л а в л я е т А. П. Гламаздин. Н а собраний кол л ек т иву ц е х а были в р у ­ чены переходящее Красн ое з н а м я и П очетн ая грамота. На снимке; н а ч а л ь н и к у з л а связи М. М. Ры л ьс к и й в р у ­ ча е т з н а м я А. П. Гламаздину. Фото С. Федорова. РЕАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ Из года в год ум еньш ается в районе количество скота на л и ч н ы х подворьях г р а ж ­ дан. И х о т я при нима ется н е ­ мало хороших решений и резолюций, процесс этот н е ­ уклонно продолжается. Р е з о ­ люциями , к а к известно, коров не накормишь. А вот в Витинске пошли по другому пути, наш л и вы ход простой и необходимый. Зд е с ь по весне выбирают на общем сходе пастухов. Колхоз «Восход» вы д ел я е т им в бесплатное пользован ие лошадь. И люди работают на совесть. Летом к аж д ы й человек имеет возможность накосить сено, а хозяйство поможет с его вывозкой. Т а к а я общая заинтересованность в со х р а ­ нении л и ч ны х хо зя й с т в способствует тому, что в селе почти в каждом дворе содерж и т с я по одной — две коровы, молодняк, овцы. С. СЕМЕНОВА. Готовить фермы к зиме Совет районного агропромышленного объединения и президиум райкома профсоюз а работников АПК при няли постановление о проведении районного с м о т р а - к о н к у р с а «За (.лучшую организацию подготовки животноводчески х ф ерм 1с зим е и у л у чш е ­ н и е Социально-бытовых условий работников животн оводства на производстве». Смотр проводится с 1 июня по 1 ок т ябр я 1988 года. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СМОТРА В суютре принимают уч а с ­ тие все кол л ек т и вы ж ив о т ­ новодческих ферм. Колхозам в период смотра необходимо создать на ф ерм ах : —гардеробную; —комнату для при ем а п и ­ щи; —суш ил ку д л я сп ецод еж ­ ды; —санузлы; —буфет; —комнату бытового обслу- ж и в ан и я ; —кр а сн ы й уголок; —медпункт или п р о ф и л а к ­ торий. Произвести очистку ж и в о т ­ новодческих помещений и территорий ф ерм от н а в о з а с одновременной планировкой; сдел ать кормоплощадки, построить при ф ерм еки е дороги. Обеспечить бесперебойную подачу воды, эл ек т р о эн е р ­ гии. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ Итоги будут подведены к 10 ок т ябр я 1988 года совместным постановлением совета РАПО и р а й к о м а проф сою ­ за. Учреждено три к л а с с н ы х места с вручением Почетных грамот и д е н е ж н ы х премий в сумме 250, 150 и 100 рублей. . На первое полугодие ж и ­ вотноводы н а ме ти ли руб еж— сдать государству 58950 ц е н т ­ неров молока. Исходя из имеющегос я поголовья коров, это вполне р е а л ь н а я ци ф р а . Однако на деле обстановка с к л ады в а е т с я н а п р я ж е н н а я . З а ч етыре прошедших м е с я ­ ца государству отправлено 25792 центнера , то есть п л ан полугодия выполнен на 43,8 процента. Причем, темп сд ачи продукции заметне с н и ­ ж ен к уровню прошлого года и составляет от него 98,3 процента. Причин этому немало. А г л авны е из них — н е х в а т к а кормов и недостаточная сел е ­ кц и о н н а я работа. Особенно трудно з а к а н ч и в а е т с я з и м о ­ вка. Мало кормов в к о л х о ­ з а х «Новая жизнь» , имени XXII съезда КПСС и неко ­ торых других. Поэтому з а последние полмесяца сдача снижена по сравнению с предыдущим на 1715 ц ентнеров. Впереди в осуществлении намеченной программы кол ­ хоз имени Калинина, где з а ­ дание шести месяцев вы п о л ­ нено на 57,8 процента. Х о з я й ­ ство нынче н а р ащ и в а е т т е м ­ пы продажи по сравнению с прошлым годом. На п ри ем ­ ный пун к т отсюда о т п р а в ле ­ но 1747 центнеров молока из 3020 центнеров. Впереди еще два м е с я ц а н а п ряж ен н ой р а ­ боты, ко т о ры е покажут, смогут ли животноводы сдать еще 1273 центнера. Неплохо идут дела в кол ­ хозе «VII съ е зд Советов». Животноводы хо зяйства продали государству 2384 цент ­ нера молока. Это 57 процентов к плану. З а прошедшие полм есяца сдач а продукции увеличила сь . Колхоз «Память Ленина» об яза н продать в первом полугодии 7400 центнеров молока. Им сдано 4155 ц ентнеров — 56,1 процента. Продаж а по срав нению с данным периодом прошлого года соста вл я е т 113,1 процента. Более половины з а д а н и я выполнил еще один колхоз — «Восход». В остальных х о з я й с т в а х з а ч етыре месяца р еали зов ано молока меньше, чем на 50 процентов к плану. А т ак и е колхозы, к а к имени К. М аркса, «Новая ж изнь» , имени XXII съ е з д а КПСС пока справились с наме че н ны м на 33,5 — 30,2 процента, Но еще н и ж е п о к а з а т е л ь в колхозе «Зав еты Ильича», где государству продано всего 916 ц е н ­ тнеров молока, что со с т а в л я ­ ет 16,5 процента. Совсем другое положен ие с з а к у п к а м и мяса. Жи во тн о ­ воды могут гордиться тем, что они сп р а ви ли с ь с план ом досрочно, продав государству 5383 це н т н ер а мяса. З н а ­ чительно п ер евы полн или н а ­ дсеченное кол х о зы « П а м я т ь Ленина», имени К алин ин а , «Восход», «Путь к ко м м у н и ­ зму», «Борьба з а мир». Совсем немного до з а в е р ш е н и я пл ан а осталось продать м я ­ са колхозам «VII с ъ е з д Советов», имени К. Маркса, имени М. Горького. Они смогут это сделать в б л и ж а й ш е е время. > ^ - < > ^ О Ч > < Ь О К > Ч М > ~ 0 - < > Ю - < > - 0 ~ 0 “ 0 -0 “ < > '0 “ 0 - 0 - 0 0 ~ 0 '0 0 - 0 ~ < > - 0 ~ 0 ~ 0 - О СООБЩАЕТ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ СТАТНОМУ

2 « З А Д Е Л О Л Е НИНА » 235^ZZZZZZZZZZ2Z2237ZZZZZ22223^ № 57 ( 6 2 8 1 ) ф 12 мая 1988 года революционного обновления Клю чевой вопрос К ак у ж е сообщалось, 26 ап р ел я 1988 года состоялся один надца ты й пленум районного комитета партии, где был рассмотрен вопрос «О з а д а ч а х районной парти йной орган изац ии , вы т ек аю щ и х из решений ф е в р а л ь с ­ кого (1988 г.) Пленум а ЦК КПСС «О ходе перестройки средней и высшей школы и з а д ач ах партии по ее осуществлению». Ниже мы публикуем доклад, с которым выступил второй секре тарь районного комитета п а р ­ тии В. М. МИХАИЛЕЦ. Ф е вр ал ь ски й Пленум ЦК КПСС рассмотрел и принял решение по одному из к л ю ­ ч е в ы х вопросов революционного обновления перестройки средней и высшей школы. Пленум отметил, что слож и в ш а я с я система образовани я не о твечает потребностям р а з в и т и я советского общества. Необходимость ее перестройки в ы з в а н а огромными пе ременами, происшедшими в обще- ственнной ж и з н и страны. Проблемы народного образов ан и я были про а н ал и зи р о в а ­ ны в с вя зи со всей идеологической деятельностью п а р ­ тии. Осмысление п р а к т и к и перестройки, сод ержащее ся в р е ­ чи М. С. Горбачева, по звол я ­ ет глубже пон ять непростую политическую и идеологическую ситуацию, сл ож ившую ­ ся в обществе. Документы Пленум а ЦК содержа т широкую программу деятельности па р ти и по подготовке к XIX партийной конференции. П риня то пос тановление об о р г а н и з а ц и и еоюзно-реепуб-" л и к ан ско го Государственного комитета СССР по народному образованию. Нам сегодня предстоит р а с ­ смотреть и осмы слить з а ­ дачи народного образования района. Определить н а п р а в ­ л е н и я идеологической работ у . В 28. ш кол ах , 14 дет садах, С-ПТУ работает 230 учителей, 110 воспитател ей . Это те лю ­ ди, от которых з а в и си т у с ­ пех перестройки. Половина учителей имеют высшее обр азование , 20 ч ел овек учится . заочн о .И з воспитателей в сего 3 ч ел о в ек а с высшим образованием . На оч ны х отд е л е н и я х пединститута у ч и ­ тся 44 н аш и х вып у скни к а , в педу ч и л ищ а х — 42. Среди учителей р айона 22 процента коммунистов. 17 — н а г р а ж ­ дены з н а к а м и «Отличник народного прос вещения», 19 — грамотами Министерства просвещения РСФСР, шести — присвоено зв ан и е «Старший учитель», двое — я в л яю т с я з а с л у ж е н н ы м и учителями школ РСФСР. З а последнее в р е м я несколько у л у чш и л а с ь работа по укр еп ле н ию материальной базы школ, дош коль ны х уч ­ р ежд ен ий . И если в одиннадцатой п я т и л е т к е были построены всего одна Верх- Кра сн ояр с к а я ш кола и один детсад, то уже в двен адцатой пятилетке введено 2 ш колы, строится СПТУ, Граж - д анц ев ск а я школа, будут з а ­ л ож ены Б и а з и н с к а я и Ви- т и н ск а я школы. Открыт детсад в Б ольш и х Куликах , построено новое здание в Верх- Красноярке , начато строительство детских садов в Северном и Коб. Кордоне. Район ным отделом народного образования, кол л ек ти ­ вами школ з а последние два года р азвернута работа по повышению качества знаний учащихся , оказанию методической помощи, демократизации жизни школьных коллективов. Избрано на собраниях 4 директора. Проводятся творческие отчеты школ перед населением, смотры художественной самодеятельности. Ра сш и р я е т с я объем работ, вы п олн яе м ы х у ч ащ и ­ мися в летний период. Р е б я ­ та проводят я р м а р к и солидарности, трудятся в ученических бригадах. В большинстве комсомольских организаций школ в ы ­ боры проходят с широким обсуждением. Из предложенных 2—3-х и более кандидатур секретарей избираются самые достойные. Отдельные учителя, пройдя курсы при институте усовершен ствования. используют в своей р а ­ боте методику учителей-нова- торов Шаталова, Шацкого и ДРПартийные организации, исполкомы сельских Советов и д аж е отдельные руководители стали больше уделять вн имани я н уж д а м и проблемам школы. Но сделанное не вы зы в а е т удовлетворения, поскольку недостатков и н е ­ р ешенных зад ач во много р а з больше. Главная ф иг ур а в школе — учитель. При всей своей образованности в большинстве своем достаточно консерв ативна я категория. Как убедить, н а у ч и ть , за с т а в и т ь учителя работать по-новому — вот основная проблема. Ведь нет секрета , что многие в школе, да и не только в школе, сейчас растерялись. Не могут найти ответов на вопрос, а что делать, к а к работать? Ж д а л и Пленума Центрального Комитета па р ­ тии. Но на нем определены основные направлен ия и дан широкий простор для самостоятельной д ея те ль н о сти, творчества. А к этому мы ок а зали с ь во многом не готовы. Мы настолько отучили людей думать и творить, что сейчас сразу так просто инициативу не вызовешь. Для этого, на наш взгляд, нужно, в первую очередь, чтобы к аж д ы й учитель, воспитател ь понял цели и з а ­ дачи перестройки, глубоко уверовал в то, что сейчас дел ается — д елается п р а в и л ь ­ но в интересах людей и н а ­ шего будущего. Это главное. Надо помочь учителю изб ави ться от страха, к а к бы чего не вышло? Это во многом з ави сит от ад м и н и с т р а ­ ции школ и лично ди р ек т о ­ ра. Каждый коллектив должен обрести свое лицо, иметь общую цель, интересное дело. Крупицы опыта должны н е ­ медленно стан овиться достоянием всех. А это работа аппарата районо, его методического кабинета, к а к г л а в ­ ного з в ен а в оказании помощи учителям . А мы пока все еще не можем решить вопрос о том, чтобы переместить наш методкабинет ближе к центру, создать там необходимые условия для работы. Это вы зы в а е т справедливое нарекание учителей, дир ек то ­ ров школ. Но хотя преподаватели — люди и ответственные, но одними убеждениями дело не решишь. Поэтому, на наш взгляд, с будущего учебного года, пока может быть в 1—2 школах, нужн о н а ч а т ь вво ­ дить д ифф ер енц иров ан ную оплату в зависимости от р е ­ зультатов труда. Могут создаться большие трудности в морально - психологической обстановке в коллективах . Но начинать это надо там , где в достаточном количестве обеспечены кадрами. Ведь на сегодняшний день н е х в а ­ т к а кадров составляет около 30 человек. Уроки ведутся , но у многих преподавател ей оче! к. большие н а г р у з к и , особенно Ц восьмилетних школах. Уж какое там творчество, если 25 — 30 часов математики в неделю. Надо больше р ебя т н а п р а в л я ть в пединституты, училища. В этом году договорились н а п ­ р ави ть 23 человека, поступило 14 ребят, восемь ж е по различным причинам бросили учебу. Нужны серьезные выводы и к а р д и н ал ь ны е меры. Ведь в некоторых школах не в е ­ дутся ф и з к у л ь т у р а , иностранный я з ы к , рисование, в Федоровской школе — матем атика в старших классах. В этом большая недоработка заведующей районо Г. Д. Ф е ­ доровой и меня, к а к с ек р е ­ таря . Из "16 директоров школ за последние 2—3 года сменилось 9, и р а з ры в а п р а к т и ­ чески нет. Это одна из с ер ь ез ­ нейших проблем. В этом году уходят еще ряд опытных руководителей . Отдельные школы выпускают ребят с низким уровнем знаний , особенно малокомплектные. Мы имеем высокую заболеваемость среди ш к о л ь н и ­ ков и з - з а слабой физической подготовки. Больше половины ребят, п р и зы в а ем ы х в армию, не могут сдать нормы ГТО. В некоторых школ ах процветает сквернословие, выпивки среди детей. Р ебята выпускаются не готовыми к трудностям, не понимают смысла жизни. В колхозных д етских с а ­ дах воспитатели в большинстве не имеют специального образования, им мало районо ок а зы в а е т методической помощи. А ведь они готовят ребят к школе. В детских с а ­ дах у нас сейчас находится 936 детей. З а годы существования н а ­ шего СПТУ-91 из его стен выпущено около ты с я чи у ч а ­ щ и х с я с профессиями сель ­ ского механизатора. Проблем у кол л ектива много, часть из них р ешится после ввода нового здания. Некоторые учителя болезненно реагируют на р а сш и р я ­ ющуюся демократию среди ребят, сдерживают, не дают р а з в и в а т ь с я самоуправлению. Т а к а я ж е р е а к ц и я и н а у си ­ лив ающ и й с я общественный интерес к делам школы. А это надо разви в а т ь и в с я ­ ч ески поощрять. Недаром ЦК КПСС рекомендует созд авать советы школ, районо. Успех будет при тесном единстве школы, родителей, базового предприятия , общественности. Проблем у ш колы очень много и им одним и х не решить. Нужно, в первую очередь, наше с вами понимание, что школа — это перестройка в будущем. Я н а ­ помню слова В. И. Ленина из работы «Странички из дневника», что «народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может ст оять в буржуазном обществе». Остро в районе стоит вопрос укр еп ле н и я м а т е р и а л ь ­ ной базы школ. Необходимо строительство нового корпуса Биази нской школы -интерн ата . Пр ак тич ески ни одно здание восьмилетних школ, а т а к ж е Новотроицкой средней не соответствует современным т р е ­ бованиям. А вопросы проектирования и нового строительства школ руководство колхозов «Борьба з а мир» — тов. Капориков, «Наша Родина» — тов. Х р у ­ щев, ■«Заветы Ильича • — тов. Окунев и другие не ставят. Но если не новое здание, то хотя бы пристройки, как к тому обязыв ает решение райисполкома. Не ок а зы в а е т с я помощи школам в строительстве навесов, гар аж ей , сп ортивных п л ощ а ­ док. Коммунисту А. Н. Сав- ч ицу необходимо строже сп р аш ивать з а выполнение решений райисполкома. В аварийном состоянии находится 6 из 12 мал окомпл ектных школ. Мы давно ведем р а з ­ говор о начале строительства в малых селах совмещенного цариагЛ'а ш кЬла-д етсад - ясли. Но пока только р а з ­ говоры, нет д аж е проекта. З а т я н ули мы с началом строительства Биазинской средней школы. Заморожена стройка детсада в Северном. Трудно мы о тзываемся на' просьбы людей откры ть д е т ­ ские сады. В том, что произошло в д. Веселая, когда сгорели два ребенка, ви новаты в первую очередь бывший председател ь колхоза, i M t b r 1 райкома КПСС, коммунист Н. А. Ипатьев, а т а к ж е А .М. Болдырев и Г. Н. Акатьев. Подобное чуть не случилось и в Коб. Кордоне. В з а п у щ е н ­ ном состоянии находится детский сад в с. Витинск, колхоз «Восход» (председатель тов. В. И. Драган). В большинстве детских с а ­ дов не хва т а е т игрушек, мебели, ковров, спортивного и н ­ вентаря. Снабжение п родуктами пи тани я плохое, нет соков, не вы д ел я ется сл ивоч ­ ное масло. В ш кол ах допускаются перебои с горячим питанием. Совсем оно отсутствует в Чебаковской, Б е р г у - льской школах. Продукты продают с наценкой. И это несмотря на множество шений, п ри нима емых и с п о ^ комами сел ьски х Советов i f райисполкомом. Коммунисту Н. А. М акаро ­ вой нужно ответственней подходить к решению этих на сущ ны х проблем. В стесненных условиях р а ­ ботает Северная ср едн яя школа. И кроме того, вот уж е на протяжени и р я д а лет не р ешается вопрос с н орм а ­ л ь ны м теплоснабжением н а ­ селения р ай цен тр а , школы, больницы, детского сада. З а этот участок персонально от ­ вечает коммунист Г. Д. Ма- ляревич . Прощание с«Азбукой» У шестилеток Коб. Кордо- новской средней ш ко л ы прошел о т кры ты й урок. Дети этого возрас та обучаются в н аш е й ш коле пе рвы й год. На у р о к е присутствовали п р и г л аш ен н ы е учительницей В. Л. Тихоновой родители, учителя. В селе нет детского сада и многие дети к н а ч ал у учебного года не ум ели ч и ­ тать. На уроке они пока зали, что н а у ч и ли с ь ч и т а т ь все. П омогали В ал ен ти н е Леонтьевне в проведении «Путеш е с т ви я в азбуку» Буратино, Н е з н а й к а и К ар ан д аш . Их п р е д с та в л ял и ш е ф ы — девоч ки 7 кл а с с а — Н а т аш а А п а ­ рина, Л а ри с а Корю кин а и Дина Ту к м ак о в а . Урок этот проходил к а к игра. Дети ост ал и с ь очень д овольны им. Потом В ал ен ти н а Леонтьевна п о з н а к о м и л а детей с кн и г а ­ ми, с которыми им придется з а н и м а т ь с я . Т. КРАПИВИНА, завуч . ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В канун 118-й годовщины со дн я р ож д ен и я В. И. Ленина в Северной средней ш коле провели Ленинскую неделю. М ероприятия по своей т ем атик е были интересными и разнообразными. Невозможно охвати ть с р а зу всю Ленинскую неделю, поэтому остановлюсь на одном дне. Это было 22 ап реля. В этот день в школьном кинозал е на пе р еры в ах проходил конкурс чтецов с 4 по 10 классы . З а л р ебя та оформили га зетами, вы пущенными специально к этому дню. В них поместили свои сочинения, написанные на уроках литературы. К а ж д а я газета была на определенную тему, но все вместе они вырисовывали образ Ильича. В сочинениях ребята делились вп еча тл ен и ям и о прочит а н н ы х книгах о Ленине, р а с ­ с к а зы в а л и что нового, интересного они у з н а ли о вожде, писали о тзывы о книгах. Все сочинения ребят были очень интересными, но хотелось бы отметить работы учеников 6 «б» и 4 «в» классов. Ч у в ­ ствовалось, что преподаватели русского я з ы к а и л и т е р а ­ туры основательно поработали над выбранной темой со своими учени ками . Смогли н а ­ править их мысли в нужном направлении, заинтересова ть их. Каждое сочинение я в л я ­ лось к а к бы продолжением предыдущего, новым у в л е к а ­ тел ьным рассказом о вожде революции. Вот в этом, празднично оформленном зале и проходил конкурс чтецов. По очереди ребята поднимались на сцену и ч и т а л и стихотворения, а ж ю р и решало, кто стан ет победителем. К этому ж е дню ученикам д е с я т ы х классов предложили пор а с суж д а ть над необычной темой сочинения «В чем в ы ­ р а ж а е т с я истинная любовь к Отечеству». И надо ск аза ть , что эта тем а действительно о к а з а л а с ь необычйой и немного трудной. Ведь в д в у х -т р ех словах не ответишь на этот вопрос. И ответ н е л ь з я н а й ­ ти в книге или списать у соседа по парте. Надо н а п и ­ сать т олько свое мнение. А д л я этого стоило кое о чем по р а змы ш л я ть . Необычной она была еще и тем, что когд а-то эту ж е тему писал гимн азис т Володя Ульянов. А теперь над ней р а зм ы ш л яю т сегодняшние школьники. Предлагаем несколько в ы ­ д ерж ек из сочинений. Лена Филиппова: Истинная любовь к Родине вы р аж а е т с я в т ак и х ч ер т ах советского человека , к а к патриотизм, гордость з а свою Родину, лю ­ бовь к природе, в гр аж д ан с ­ ком долге, но, прежде всего, в стремлении сделать свою Родину лучше и краше, а т а к ж е в стремлении со х р а ­ нить мир во всем мире. Н аташ а Петракова: В чем в ы р аж а е т с я истинная любовь к Отечеству? По-моему, п р е ­ жде всего она в ы р аж а е т с я в любви к тому месту, где ты родился и вырос, где впервые произнес свое первое слово — мама, познал дружбу. Сергей Ковган: Я прожил на свете семн адцать лет, и с к аж дым годом все больше и больше понимаю, что л у ч ­ ше нашего Отечества нет. И куда бы человек ни у ех ал , где бы он ни был, его все вр ем я тянет домой, на ро ­ дину. Наше Отечество богато, и только своим достойным трудом мы будем делать его Ленинская неделя

^X X Z X X X O X Z X OjOC ZZ ZZ O X ZZ ZZX ZX Z « З А Д Е Л О ЛЕ НИНА » 12 мая 1988 года ф № 57 ( 6 2 8 1 ) Ключевой вопрос революционного обновления В районе нет пионерского лагеря, отсутствует стадион, отучили мы ребят играть зимой в хоккей — нет коробок. 9 учителей остро н уж д а ­ ются в кварти рах , 30 — необходимо улучшение ж и ­ лищ ных условий. Большинство парти йных организаций, а особенно исполкомы сельских Советов, часто сейчас рассматри вают вопросы деятельности школ, детских садов. Но в основном спрос учиняется только со школы, а остальные подразделения остаются в стороне: базовое предприятие и его р у ­ ководство, культура , родители. Наверное, все-таки лучше обсуждать вопросы помощи школам и ч аще во звр ащ ать ­ ся к принятым решениям. А то ведь на всех уровн ях п р и ­ нято решение о выделении рабочих мест, а во многих местах, к ак говорится, воз и ныне там. Школу же проверя ть — очень много ж ел аю ­ щих. Нужно им поубавить желание. И не дергать школу. Больше им доверять, не отвл ек ать на разные мероприятия. Районному отделу народного образования необходимо больше требовательности и главное — творчества в р а ­ боте. Нужно настойчиво претворять в жи зн ь решения а в ­ густовских конференций, смелее идти на внедрение новых форм и методов в практику . Нужно сократить школам письменную отчетность, ко ­ личество проверок, регулярно проводить з а н я т и я методических объединений. Р еком ен ­ довать школам вводить вы ­ боры классных руководителей в старших классах, и з ­ бирать в состав педсоветов больше общественности, у ч а ­ щ их ся — это и будет совет школы. Возможно, попробовать где-то начальны е кл а с ­ сы перевести на 5-дневную неделю, на работу без домашних заданий. Может, нам в старших кл ассах нужно отменить дневники, а ввести зач етны е книж ки . А с нового года н ачать работу по дифференцированной оплате труда учителей. То есть творчество и еще раз творчество. И требование результата. Но это во многом зависит и от кол л ектива школы. А создать коллектив — обязан ­ ность директора. Антон Семенович Макаренко говорил, что лучш е иметь пя т ь с л а ­ бых учителей, объединенных в коллектив, воодушевл ен ных одной мыслью, одним принципом, работающих едино, чем десять хороших педагогов, которые работают в одиночку, кто к ак хочет. Е этом отношении у нас нездоровая обстановка в Новотроицкой школе (директор Иванов), Федоровской (директор Колпащикова), самоустранился от работы, ждет при зы в а в армию ди ­ ректор Больше-Куликовской школы тов. Литвинов. Нет у нас коллектива в Северной средней школе. Коммунисты школы в утвержденной на директора х а ­ рактеристике наряду с положительными моментами у к а ­ зали, что Е. А. Багров недостаточно внимания уделяет учебному процессу, мало посещает уроки. Не удалось ему сплотить вокруг себя к ол л ек ­ тив учител ей , малоинициативен. Р я д вопросов, з а которые он отвечает, пущены на самотек. В то же время н е л ь з я сегодня не отметить и творчески работающие коллективы Гражданцевской, В ер х -К р а с - нэ яр ской , Чув ашинской и других школ. Недостаточно работает со ш колами комитет по ф и з к у л ь ­ туре и спорту, (т. Шаврук). В некоторых местах нет тесной связи работников к у л ь ­ туры и просвещения. Не вы ­ д ерж и в ает никакой критики деятельность детской к омнаты милиции. Много нареканий к педиатрической службе райбольницы (т. Костин). Слабо мы готовим молодежь к службе в р я д а х Вооруженных Сил. Низко влияние райкома комсомола на общественную ж и з н ь школ. И в целом р а й ­ кому нужно серьезно з а д у ­ маться над изменением стил я своей работы. З а последнее время мы сократили прием учителей в партию. И сейчас третья ча с т ь из них — пенсионеры. В 10 школ ах всего по 1 — 2 коммуниста, а в Больше-Ку" ликовской школе их вообще нет. Откуда будет исходить наше влияние? Ведь большинство из учителей — это преданны е своему делу, н а ­ шей стран е люди. Высокообр азов анны е и идейно убежденные. А мы продолжаем ограничивать их прием. Пленум ЦК осудил такую практи ку . Нам необходимо поставить задачу в б л и ж а й ­ шие 2 — 3 года во всех сред ­ них и восьмилетних школ ах р айона иметь партийные орг ан изац ий или партгруппы. Для координации усилий всех организаций в деле коммунистического воспитания подрастающего поколени я необходимо избрать на самых д емократичных н а ч а ­ л ах , к а к нам и предлаг ает ЦК КПСС, районный Совет. Много проблем с трудовым воспитанием, с организацией пр ак ти ки уч ащ и х с я СПТУ-91, особенно сейчас, когда п р и ­ ближается л е т н я я трудовая четверть. Принято решение райисп олкома об организации летнего труда и отдыха у ч а ­ щихся. Необходим строгий контроль за его выполнением. З а последнее время мы все острее ощущаем необходимость изменений в сложившейся системе народного образования. Перестрой1са в стране только начинается и основная т яж е с т ь преобразований л яж е т на подрастающее поколение. И именно они должны у нас вырасти иници ативными, творчески думающими, с устойчивыми жизненными принципами. А того наша школа пока не дает. Да и к а к ук а зы в а ло с ь в докладе члена Политбюро Е. К. Лигачева на Пленуме ЦК, мы не имеем главного— концепции средней общеобразовательной школы, то есть нет определенной позиции: а кого должна она готовить? Р аботники просвещения ежегодно получают сотни приказов и инструкций, к ак надо работать. И за долгое время при вы кли ж ить по у к а з к е . О каком творчестве может идти речь? Сейчас мы все понимаем, что д ал ьш е т ак работать нельзя . ; Что мы сейчас н а ­ блюдаем. Во-первых, резко е падение интереса к обучению. ‘Ребятам должно быть интересно зан и м а т ь с я на уроках , общественной работой, производител ьным т ру ­ дом. Во-вторых, у трети ш ко л ь ­ ников отмечаютс я о тчетливые невротические изм ен е ­ ни я психики , у многих имеются отклонения в состоянии здоровья, слабое ф и з и ­ ческое р азвитие, не з а к а ­ л ен н а я воля. Перегрузки эти от несовершенства программ. В -тр еть их , большой бедой я в л я е т с я ‘у ч и т е л ь с к а я а в т о ­ ритарность. Чувство угн е те ­ ни я для ребят значительно невыносимее, чем д л я в зр о ­ слых. К сожалению, есть у нас ф а к т ы грубости у ч и ­ телей. И еще. в школе на ур о к ах ребятам о бъя сн яю т преимущества со ц иализм а , ведется разговор о чести, сп р а в ед л и ­ вом распределении по т р у ­ ду. А в ж изн и ученик порой видит обратное, отсюда воспитывается двуличие, ложь, р азви нч ив аю тся такие п о н я ­ тия. к а к совесть, долг, честь. Вот здесь и должны в полную меру понимать свою роль родители, а мы — осущ ес т вл ят ь контроль з а воспитанием детей. Организованно проводить родительский всеобуч. На многие вопросы должен дать ответ предстоящий Всесоюзный съезд учителей. И мы до л ж ны понимать, что учитель способен обновить школу при условии: — если получит новую технологию *обучения (учебные программы, планы, учебники); — если будет учтен н а ­ коп л ен ны й народом духовный потенциал , если школа будет опираться на мудрость семьи и общественности; — если будет создана соответствующая база 'обуче ­ ния. Но ж д ать сложа руки всего этого нельзя. А что можно сделать уж е сейчас? Наша р айонна я га зе та «За дело Ленина», ■ н а наш взгляд, впервые т ак хорошо поработала по подготовке к настоящему пленуму. Отк р ы т а рубрика: «Навстречу пленуму райкома КПСС, под ней было опубликов ано 6 материалов на р а зн ы е т е ­ мы школьной жизни. Газета должна быть к а ­ мертоном перестройки в районе. Особенно сейчас, ко ­ гда во всей стране и У нас в районе сложилась н е ­ прос тая и д ео л о г и ч е с к а я ситуация. Во-первых, у многих лю ­ дей нет ясности целей и зад ач перестройки. Постоянно можно слышать недоуме" вающие вопросы, зач ем все это з атея ли , только навели неразбериху. Вот з д есь н у ­ жна терпе ли в а я идеологическая , р а з ъ я с н и т е л ь н а я р а ­ бота на п о ли тзан яти ях , в беседах агитаторов , до кл ад ­ чиков. В каждой партийной ор ганизации, в первую очередь, нужно р азобраться во всем к о м м у н и с т а м . Предварительные итоги политических за н я т и й п о к а з а ­ ли, что в большинстве школ они проходили н а высоком идейном уровне. Пройден прог раммный мат ериал, и зу ­ чены документы Пленумов ЦК КПСС. Но есть и недостатки. Слабо ведет з а н я т и я проп аган ­ дист Н. И. Лещинский — из колхоза имени М. Горького, И. В. Штрауб — из колхоз а «Зав еты Ильича», самоустранились от пров едения з а ­ нятий пропагандисты А, Н. Дан ченко — из колхоза имени К. Маркса, П. И. Васильев — и з леспромхоза и другие. Не проходили поли тзан яти я а Федоровской, Б -К ули ков с- кой школах, последнее время не проводились з а н я т и я в РОВД. К ак п о к а з ал смотр, слабо поставл ена массово-полит и ч е ск а я работа в к о л х о з ах «Наша Родина», имени К ал и ­ нина, имени К. Маркса. С ей ­ час идет такой смотр среди предп риятий и о р ган изац ий райцентра* .Ра зъ я снен ие сущности п е р е ­ стройки — гл а вн а я з а д ач а всех п а р ти й н ы х ор ганизаций. Во-вторых, это па р ти йн о е влияние на проведение в ж и з н ь экономической р е ­ формы. Здесь главное — все должны получать з а конечный результат. Важн о словом и делом поддержать созданные КИТы, а т а к ж е подрядные з в ен ья . Поддерж и в а т ь новаторство, учить работать созданные советы трудовых коллективов. Подумать над организацией соци алистического сор е в н ов а ­ ния в этих кол л ек тив ах , соз ­ дать партийные, па р ти й н о ­ комсомольские группы. Добиться выполнения о б я з а ­ тельств, которые звеньевые, агрономы от имени колхозов подписали на районном совещ ании получить у р о ж а й ­ ности выше нормативной на 25 — 30 процентов. В третьих , р а зв е рну ть ш и ­ рокую демократию и гласность. Назначение руководителей всех рангов проводить только выборным путем. Советоваться с коллективом по всем в аж н ы м вопросам ж и з ­ ни предприятий, ор ганизаций. Организовывать отчеты руко ­ водителей з а определенный период работы. Все это п р и ­ д а в а т ь широкой гласности. В -ч е т в ер ты х , необходимо больше п р о я в л я ть заботы о н у ж д а х людей, оперативнее реш ать вопросы бытового обслуживания, благоустройства. м ехан и зац и и трудовых процессов. В - п я т ы х , проблема, котор а я еще долго будет одной из осн овных — это борьба с пь янством и алкоголизмом. К сожалению, мы сегодня констатируем тот ф а к т , что сдали позиции по всем н а ­ пр а вл ени ям и р е з у л ь т а т с р а ­ зу ж е ск а за лс я : больше с т а ­ ло преступлений, опять пошли массовые п ь я н к и и у ж е на производстве. Два м е с я ц а осталось до о т к ры т и я X IX Всесоюзной партийной конф ер енц ии . Это большое событие в жизн и па р ти и , всего народа. Идет ш и р о к а я к ней подготовка. Коммунисты вн осят много предложений по улучшению нашей внутрипартийной ж и з ­ ни. Перестройка — дело к а ж ­ дого коммуниста, па три оти ­ ческий долг каждого г р а ж ­ данина. еще красивее, еще богаче. Таня Федулова: ...Любовь к своему Отечеству п р о я вл я е т ­ ся прежде всего в труде. Только трудом можно умнож ить славу Родины, только трудом можно добиться, чтобы твоя страна стала могучее, не объятнее и п р е к р а с ­ нее. Истинная любовь к Роди ­ не вы р аж а е т с я т а к ж е в п а т ­ риотизме советских людей. Сергей Трофимов: Родина. Отечество. Мысли об этом возникают у всех людей, тол ь ко у кого раньше, а у кого и позже. Любой человек, з а д у м ы в а я с ь над этими словами, не может дать однозна чн ы й ответ, ответить к а ­ кой-нибудь шаблонной ф р а ­ зой: Просто не к аж ды й глубоко задум ы в а е тс я над этими словами. А надо бы... Я тоже не могу однозначно ответить. Как я считаю, любовь к Отечеству это нечто такое в одно и тоже время и простое, и сложное. Она, любовь, может в ы р аж а т ь с я в Глубокой преданности делу народа и партии, в готовности в любой момент в зя ть с я з а оружие , чтобы з ащ итить его. Ирина Пашалова: Что же такое Отечество? Это место, в котором родился, родная стран а, ее народ. Что з н а ­ чит любить Отечество? Это з на чи т любить все, что его составляет , беречь его, сл у ­ ж и т ь ему. Нет любви к Родине без любви к Отечеству. Света Федосеева: В ы р а ж е ­ ние любви к Отечеству — это, прежде всего, п а м я т ь о его прошлом. Ведь наша страна прошла трудный и долгий путь к тому, чтобы ж и з н ь с т ал а такой, к а к сегодня. Н ел ьзя быть настоящим патриотом не з н а я боев в дни революции, г р аж д а н ­ ской войне, Великой Отечественной, когда наши отцы, деды боролись за к аж д ы й клочок земли, чтобы мы ж и ­ ли счастливо. З н а я прошлое страны, мы понимаем, в каком неоплатном долгу перед Отечеством. Потому мы долж ны всеми силами ст ар а т ь с я сохранить мир на земле. Т ак им образом, человек, любящий свое Отечество, н а ­ делен чувством гордости з а свою Родину, ее народ, з а вклад, который она внесла в ж и з н ь людей всего мира, преданнос ть делу коммуни зма, любовь к природе, ее богатствам, ставшими достоянием всего народа, борьба за мирное сосуществование государств, а т а к ж е з а у с т а ­ новление социалистического строя. И еще надо отметить, что ученики 10 «а» класса подготовили и провели очень интересный классный час на тему «Самый человечный человек». Помогла в подборе материала ребятам о р г ан и з а ­ тор по внеклассной работе Людмила Титовна Филиппу к. Если говорить откровенно, кл ассный час прошел исклю ­ чительно хорошо. Приглашенны е на него у ч ител я и у ч е ­ н и ки поблагодарили всех выступающих з а интересный, содержа тельный р а с с к а з о гении революции. А в субботу были подведены итоги прошедшей Ленинской недели. И вот его результаты . Среди чтецов л у ­ чшими признаны: Дима Га- шш и Люда Павлова из 5 «в»; Юля Васюнина и з 4 «б»; Т ан я Чернобаева из 4 «в»; Лариса Трофимова из 6 «б» и Н аташа Кисел ева из 8 «а». Этих ребят наградили Почетными грамотами. Остал ь ны х , при нявш их активное участие в конкурсе, отметили памятными открытками. В конкурс е на лучшую газету победили все четвертые классы , среди п я т ы х—5 «а» и 5 «в»; среди шестых — 6 «б» и среди седьмых — 7 «а» и 7 «б». 10 «а» н а г р а ж ­ ден Почетной грамотой з а активное участие в Ленинской недели. У ребят н а ч а л ь н ы х классов тоже прошел конкурс чтецов. Победителями его были Т а н я Охрименко , Наташа Копытова, Оля Андреева, Оля Борисова, Н аташа Охрименко , Оксана Зен и - на, Ж е н я Киселева, Марина Киселева, Ира Лобкова и Оксана Белова. С. АРХИПЕНКО. Белорусская ССР, Серийный выпуск модернизированных травяных косилок для мини-трактора «МТЗ-0,5» о с ­ воен на заводе «Светлогорск - корммаш» производственного объединения «Томсельмаш». Они пре дназначены д л я р а ­ боты на приусадебных участках . На снимке: инж енер -кон структор А. Ерш демонстрирует работу косилки. Фото И. Юдины (ТАСС)

RkJQdWJsaXNoZXIy