ОРГАН СЕВЕРНОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НОВОСИБ ИР СКОЙ ОБЛАСТИ Выходит по вторникам, четвергам и субботам. Пр о л е тарии в сех стран, соедин яйте сь! ! лело м Газета основана 20 и ю л я 1935 года № 118 (6186) С У Б Б О Т А 3 о к т я б р я 1987 года Ц е н а 3 к о п . 4 П РА ЗДНИ К ВСЕГО НАРОДА Сегодня , как и во всенародный Д ень знаний, ос о б е н н о щ е д рыми красками осенних цветов полыхают школьные дворы . И вновь, независимо от капризов октябрьской погоды., прозрачным светом окрашен день — профессиональный праздник Учителя. Вся стр ан а , взрослые и дети , чувствуют себя причастными к нему. Д о р о г у в жизнь выбирает кажды й свою, но начинается она для всех одинаково: у школьной доски. Со школьных |лет на всю жизнь остается во взрослом человеке привычка и п отреб ность видеть в учителе нравственный и д е а л . Легко ли нести бремя такой ответственности? Д л я н астоящ его (учителя это так ж е естеств енно как дышать. Сила личного примера — его «рабочий инструмент». Этот т р у д замечают и высоко ценят люди. Много добрых слов м ожн о сказа ть в адр е с учителей В е р х -К р а сно я р ско й , Чу»ашинс!»ой, Остацинской, Г р аж д а н ц е в - ской, Веселовской и других школ. Социальная значимость т р у д а учителя -огромИд. Ему д о в е рены дети у — завтрашний д ен ь . Завтрашняя слава и честь страны. Эту з а д а ч у учителя района выполняют д о стой н о и на уроке и вне его. Редкий из учителей не пропагандист, не член общ ества «Зн ани е» . Они отв етственно — а это о дн а из замечательных черт учительского х а р а к т е р а — р а б о т аю т в постоянных комиссиях исполкомов. Есть с р еди них депутаты районного и сельского Советов. Быть впереди , быть ориентиром — сама специфика педагогического тр у д а дикт ует э т у ж и з н е н ную позицию, выдвигает учительство в число передовых отрядов советского общ ества . Труд учителя высоко оценен Родиной . В наших школах работ ают з а сл уж енны е учителя школ РСФСР А. П Гламаздин — директор Останинской восьмилетней школы, и Н. Т. Ильиных — учительница начальных классов Северной средней школы Большой ряд учителей носит почетное звание отличника на р о д ного просвещения. Среди них Л . Б. Корюкина и Л . И. Вороб ь е в а ( К о б . К о р д о н ) , 3 . В. Г олубцова (Б ер г у л ь ) К. И, Д р е - бенцова (О ст а н и нк а ) , 3 . Н. Голубева ( Ч у в аш и ) , С ' О Петрова Г. Ф. Кемелева , Г. Д . Ба гр о в а . У. П. Гридина, 3 . ’ П .' С а з о н о в а H. К. Алехина из Северной средней школы. Т. Ф. Гусева, I . И. Смык, А. М. Юдин и други е учителя школ района — старейшие учителя. А. П. Гламаздин н а гр аж д ен о р д е н о м «Знак Почета» и Октябрьской революции, многие учителя отмечены м едалями. К. В, П у д о в у к медали « З а боевые за с л у г и » за ратные подвиги в годы Великой Отечественной войны была вручена медал ь «:3а т р у д о в о е отличие». Учительница начальны классов Северной средн ей школы А. А. Устьянчик н а гр а ж д е н а орденом Т рудового Красного Зн амен и . Л . Б. Корюкина и Л И. В о р о б ь е в а , Н. А. Смык, М. Д . К узн ецова, А. Ф. Ятис имеют |р а м о т ы Министерства просвещения. Некоторые из наших учителей отмечены грамот ами о бл он о . По т р у д у и гчестъг говорят в н а р о д е , но по чести и спрос, к, профессиональном у м астерству к личности учителя сегодня п р едъявл яю т ся очень высокие тр ебов ания . Труд предстоит ответственный и сл ожны й . « Р е ф о р м а — это мы!» — говоря у ч м а л я , И в этом проявля ется замечательная учительская привычка спрашивать п р е ж д е всего с себя. Вдумчиво, учитывая накопленный опыт , приступили к п е р е стройке в своей ра б о т е учителя Северног о района. 1л ядя с высоты профессионального праздника на п р е д с т о я щую работу» ж ел а ем Вам, товарищи учителя, зд о р о в ь я и vc пехов. А что такое учительский успех? Это в конечном счете уверенност ь в своем ученике, в прочности его знаний, в его трудолюбии, в итоге — в е г о нравственном облике. Д о р о г и е товарищи! Сердечно поздр авл я ем Вас с праздником — Дн счастья* ° аМ творческих Успехов, з д о р о в ь я , большо учителя! личногс План выполнили З а девять месяцев к олхоз «Память Ленина» д о л ж е н был про дать госу д а р ств у 11730 цен тнеров молока. У ж е на с е р е ди ну сентября э то з а д а н и е было превышено: из хозя йства тогда подтупил 11781 центнер п р одукции . И д е т с в ех д л а н с , вое мол око и сейчас, при этом качество его всегда х о рошее. На ф ермах колхоза тр у д я т ся прекрасные до я р к и , с р еди которых самые высокие показат ели имеет Г. Ф, Осипова, надоивш ая Ът коровы б о л е е 21 центнера молока. Успешно р а б о т а ю т Т. Ф. Ч ер еп анов а , Т. Г. Мазурина, Е. С. Л о м - ская, Н. Б. Б а л а х о н о в а . В о бщ е е д е л о вложили свой т р у д и другие животноводы. Справились с планом девяти месяцев и работники ферм к ол хоза имени XXII с ъ е з д а КПСС, сдавш ие г о с у д а р с т в у 8 4 9 3 центнера молока вместе, 7990. О сво евременном выполнении плана рапортовали колхозы « В о с х о д » , имени Калинин а . «VII с ъ е з д Советов», «Н а ша Р о ди н а » . В о е эти х о зя й ства стремятся и к б е з у с л о в ному завершению годовых з а даний О. УХОВА. октября — День учителя С Е Р Д Е Ч Н О Е П О З Д Р А В Л Е Н И Е Районный комитет партии, исполком рай- ortnoro С о в е т а н а р одны » д е п у т а т о в , - /районный комитет комсомола горячо и сердечно п о зд р а вл я ю т учителей, воспитателей дошкольных у ч р еж д е н и й , йсех работников та,родного о б р а з о в а н и я с замечателыным праздником ■- Д н ем учителя. Нынешний г о д . г о д 70-летия Великого Октября , п р о х о д и т в услови ях реализации решений XXV I I с ъ е з д а партии и Основных направлений реформы о бщ е о б р а зо в а т е л ь н о й и професс ион а льно й школы. С первых дн ей с в о е г о р о ж д е н и я Советская власть относилась к учительству с отеческой з а б о т о й . Страна в озлагала на учителя свои главные н а д еж ды , ведь именно от него з а висел:, построим ли мы заводы, с о з д а д и м ли колхозы , возведем ли электростанции и. Чтобы выстоять, чтобы победить, нам нужны были грамотные лю д и новой формации. И мы победили! Низкий поклон т е б е , Учитель. Роль учителя в сегодняшней жизни в о з росла еще больше. Вот почему наше общест:' РАЙКОМ КПСС у д е л я е т Просвещению и просвещ енцам т а к о е с, ромное внимание. В от почему с о в е т с к и ’ учитель п одня т партией на н ебывалую высо гу. Свидетельством т о м у с тал а н овая рефо ма школы, г д е в з а к о н о д а т е л ь н о м порядк е оДним из главных пунктов зап и сана всена родная з а б о т а об учителе. Учитель — ваятель д у х о в н о г о мира юной личности, д о в ер ен н о е лицо общ е с т в а , к отор ом у оно вверяет с а м о е д о р о г о е , с а м о е ценное детей, свою н а д е ж д у , с в о е б у д у щ е е . Эт: бл агороднейшая и тр уднейш ая профессия требует от человека, посвятившего ей жизнь , иостоянногС| творчества,, неуст ан ной р а б о п мысли, огромной душевной щ ед р о сти . любг к д ет я м , безграничной верности д е л у . Примите, Учитель, у в а ж е н и е , признание и бл а г о д а рн о ст ь людей: рабочих. колхозников, и нж ен ер ов , рук оводи телей , врачей . . . В они — Ваши ученики. Д о р о г и е товарищи! В этот т о р ж е ст в ен ль день ж е л а е м Вам доброго/ здор ов ь я , новь усп ех о в в Вашем благородие,м тр у д е , б о л ь шого личного счастья! РА Й КО М ВЛКСМ РАЙИСПОЛКОМ В СОВЕТЕ РАПО И РАЙКОМЕ ПРОФСОЮЗА ПОБЕДИТЕЛИ Совет РАПО и райком п р оф сою за работников агро- прома рассмотрели итоги с о циалистического • соревнования, колхозов , звеньев на у б о р к е у р о ж а я по состоянию на 28 с ент ября и признали п о б е д и телем коллектив колхоза имени Калинина, убравший 100 процентов яровых к ул ьт у р , выполнивший план с д а чи зерн а г о с у д а р с т в у на 112,2 процента, вспахавший 650 гектаров зя б и . В честь к ол хоза поднят флаг тр у д о в о й славы. В т о р о е м ест о присуж дено коллектив у к ол хоза «Борьб, з а мир», у бр авш ем у 100 процентов яровых куДугур, выполнившему план сдачи зерн а го су д а р ств у на 115.1 процента, вспахавш ему 876 гектаров зяби . В хозя йстве полностью засыпаны семена. Третье место п р и суж д е н о коллективу колхоза «Путь к коммунизму», убравш ем у 93,5 процента яровых культур, СОРЕВНОВАНИЯ выполнившему план сдачи зе рна государству на 149,1 процента, в спахавш ему 1120 гектардв зшби. В социалистическом с о р е в новании среди звеньев п е р венство при суж д ен о коллективу звена Г. Ф. Харитонова из колхоза «Путь к коммунизму», намол отившему 85 7 5 центнеров зе рна. Выработка на один комбайн составила 4 2 8 7 центнеров, Среди зв еньев на у б о р к е силосных культур первенстве, при суж ден о коллективу звена Н. С. Р у д е н к о из колхоза имени Калинина, уб р а вш ем у 100 процентов' силосны х и з а л о ж и в ш е м у 7000 тонн з е леной массы и 1200 тонн с е н а ж а . Выработка на один комбайн состави л а .4100 тонн. Коллективы, п о б еди т ел и с о - | циалистического со ревнования | на у б о р к е у р о ж а я занесены ! на районную Д о с к у почета , у ч р е ж д е н н у ю в районной г а з е т е « З а делс> Ленина». Новая встреча — во вторник Как вы помните, 12 февраля 1987 года в р айонном Д о м е культуры села С еверное п ро шел вечер вопросов и о тв ето в . Тогда ж е было решено п р о в о ди ть такие встречи регулярно. Очередная встреча р у к о в о д и телей р ай он а , с тр удящимися рай центра п р ю й д е т п о д д еви зом «Н ам с ъ е з д о м точный д а н маршрут» . Встр ечу н ам е чено провести 6 о к т я б р я 1987 г ода в 2 0 .0 0 часов в районном Д о м е культуры. Ж д ем ваших вопросов, у в а ж а ем ы е товарищи. Воп росы м о ж н о п о д а в а т ь в письменном ви де в ящик для в о п р о со в , который н аходит ся в ф ойе Д о м а культуры, или по т елеф онам 2 1 - 1 6 8 и 2 1 -2 6 7 . Н а первой , февральской, встрече ж ит ел ей Северн ого интересовали вопросы т о р г о в о го . культурного. • бытового о б служивания . На многие в о просы дали ответы В. В. Юнаков, П. Н. Андрейчик, Ответили на вопросы первый секретарь райкома партии П. С. Великодный, п р е д с е д а тель райисполкома А. В, Ф е д у л о в , п р е д с е д а т е л ь РА П О Г. Г, Зырянов . С У Б Б О Т Н И К В Р А Й О Н Е Вы у ж е з н а ет е , что ввиду о сложнившихся погодных у с ловий, су б б о тн и м 'в районе проводился не в один день, и некоторым орг ан изаци ям к предприятиям е г о еще п р едсто ит 1фовести . Н ацелена работа главным о б р а з о м на помощь к ол хозам в завершении у б о рочных р абот . Как нам сообщил п р е д с е д а тель колхоза имени М. Горького Николай Петрович Б уг а ев, в э то хозя йство 24 с е н тября выехало из Северного 80 человек от коллективов ре- м оятоо-теяническогг, п р е д п р и я тия, автобазы'. «Агропромс д а б а» и аппарата райкома партии. В с е тр удились на у б о р ке к о рнеплодов и под п о сто янно моросящим д о ж д е м раб о т а л ор ганизованно. Но, к с ож ал ен ию . поработат ь пришлось не весь день: немало времени ушло на д о р о г у . На уборке турнепса ра ботали и учащиеся ф едор овской восьмилетней школы. И все-таки, у б рать у д а л о с ь только три гектара турнепса из двадц ати . Как видите, помощь еще потр еб у е т с я . Убранный и очищенный турнепс —! это ок оло 50 0 центнеров у — подвезен к ферме и сейчас включен в рацион кормления скоту. 30 0 центнеров турнепса з а готовили за день в к о л х о з е «Наша Р одина» , 50 0 — - в к о л х о з е «В о с х о д » , 4 90 — в колх о з е «Путь к. к омм ун изм у» Самую больш ую п р и б а в к у в за готовке кормов обе спечили в к о л х о з е «П ам я ть Ленина». З д е с ь убраны в се лучшие участки — э т о около двадцати г ектаров , И сейчас местные р а ц и о н а л и за т о ры дум аю т над м ехани че ск ой ре зкой дл я корн е п л о д о в и дл я приготовления из них корма, лучше п о е д а е м о го животными. С о г л а с н о данным районного и|нф ор!ма ц! ио!Нн> 01-вычислительного бю р о в с у б б о т н и к е приняли у ч а ст и е 3921 человек. Вместе с о взрослыми трудились и д е т и . ^ Учащимся Северной с р е д н е й школы, например, п р е д с т о и т уб рать пять гектаров' корнеплодов в к о л х о з е « В о с х о д » . Н ач ал о п о л о ж е н о . Часть заработанных на с у б ботнике средств, 6 5 4 3 р убля решено перечислить на * р а с четный счет Биазинекой шко- •Tbf-интерната П. ГАЛИЧ.
2 &^zzz&£csocccccceaxccccccccet^^ Д Е Л О Л Е НИНА » тссаосойзссосаосссаосссс^^ № 118 ( 6186) ф 3 октября 1987 года. 'z z x c c a z z z z z -c c a x z z z z x z z z z a a x c c c a s ^ ^ -г г г у ^ к г т ^ ^ г г т т т о ^ т ? ? Велика з начимость учительского труда. Доверенным лицом общества в N воспитании подрас тающей смены на зыва ем мы учителя, педагога, подчеркивая его n высокую миссию: в его руках будущее, творческий потенциал общества. От N бог атства ума и зндний, щедрости сердца воспитателя з ависит становление рабо- р чих, ученых, врачей, агрономов, инженеров , художников — словом, целого й поколения, способного да т ь ускорение социально - экономическому ра з вит ию е страны. У ^^а а и ^с а о о о а а с с о с с гу : с с с с а э т ггх у гт гт т т гг г т г т -гс ггп п ггл о с с с а с с о с с а х с х х х х с с а х х х х х х э ^ ^ Учиться новому, учить по-новому П р е ж д е чем в ы с к а з а т ь свое мнение по во пр о с у « П о ч е м у « б у к с у е т » реформа?», х о ч е т с я с ка за т ь в о т о чем. Будущее Р о д и н ы б у д е т з а ви с е т ь о т тех, к т о с е г о д н я с иди т за ш к о л ьн о й п арто й . Недаром г о в о р и т с я : « С е г о д н я — дети , завтр а — н аро д » . Какие з н а н и я , д у х о в н у ю и ф и зи че с к ую з а к а л к у мы им дадим, т а к у ю смену и п о л у чи м . Т а к в о т , о « п р о б у к с о в к е » . П р и ч и н ы и о б ъ е к т и в н ы е , и суб ъ е к т и в н ы е о ч е н ь с е р ье з н ы . В о - п е р в ы х , нет материальной б а з ы , с о о т в е тс т в у ю щ е й н овым тр е б о в а н и ям . В о - в т о р ы х , т р е б у е т времени и п с и хо л о ги че с ка я перестройка не т о л ь к о у ч и т е л ь ства; н уж н о , ч т о б ы все п р о н и к лис ь м ы с л ь ю , ч т о п о д г о т о в к а нашей смены — дело не т о л ь ко ш к о л ь н о е . ' В - т р е т ь и х , т р е б у е т пересмотра п е да го ги че с к ий вс е о б у ч р о д и т е ле й . В - ч е т в е р т ы х , на д о л ж н ы й у р о в е н ь необход им о п о с та ви т ь п о д г о т о в к у с о т р уд н и че с т ва с ними. Прис та вка « С О » о б о зн а ч а е т общнос ть . Та к в о т : общие цели и общий т р у д по воспитанию подрастающего п о к о л е н и я ' В - п я т ы х . В дан н ый момент на недос та точном уро вне нахо ди т с я м е то ди чес ка я работа. Это наша нас тоящая беда. Е с т ь у к о г о у ч и т ь с я п р а к т и чески по всем предметам: LLI. А. Амонашвили и С. Н. Л ы - сенкова, В. Н . Ш а та лов и Е. Н. И л ь и н , и мно гие , многие д р у гие у ч и т е л я - н о в а т о р ы , ч ь е слов о в о б у ч е н и и д ете й о ч е н ь ве ское: р е з у л ь т а т ы о б у ч е н и я у л у чш а ю тс я на 50 — 80 процен т о в . Т а к с « б л а г о с л о в е н и я » Академии п е д а г о г и ч е с к и х наук и Минпроса в к л а д э ти х у ч и т е лей п ра к ти ч ески п о л н о с т ь ю и г н ор ир у е тс я . Н е т ни м е то ди чес к и х ра зработок , ни пособий, ни семинаров. И е д у т за т ы с я ч и к и л о м е тр о в со всего С ою за у ч и т е л я к ним самостоя т е л ь н о , ч т о б ы н а у ч и т ь с я самим, а затем н а у ч и т ь детей. Э то т о п ы т необходим сейчас у ч и т е л ь с т в у как в о з д у х . И в этом плане районный м е то д и ч е с к и й ка бинет д о лж е н з а н я т ь т в е р д у ю п о з и ц и ю по ознакомл е н и ю у ч и т е л е й района с о п ы том л у ч ш и х у ч и т е л е й страны. К а к - т о старается нам помочь Ц е н т р а л ь н о е те л е в и д е н и е и « У ч и т е л ь с к а я г а з е т а » , а в о т м ето ди чес ки е ж у р н а л ы мол ча т . Н е д а вн о прочла в « У ч и т е л ь ской г а зе те » заметк у Я к о ва Моисеевича Фр адкова, в прошлом у ч и т е л я словесности. М н о го он работал над повышением грамотности учащихся и, к а ж е т ся, нашел в ы х о д . О ш и б о к стало в д во е меньше. Ма териа лы передал в Академию, и н с т и т у т русско го я з ы к а , в п е д и н с т и т у т имени В. И. Ленина. В о т в е т — т о л ь к о восто рженные о т з ы в ы и — никакой помощи. А Минлрос по этому вопросу молчал 30 л е т . Т о л ь к о недавно о т в е т и л , ч т о считает нецелесообразным использование данного опы та в школах. Я нашла адрес Я к о ва Моисеевича, написала письмо с просьбой ра зреш ить мне приехать и переписать эти матер и а л ы , ч т о б ы потом распрос тр анить их среди наших у ч и те лей. И еще а адрес нашего ме- тодкабинета. В начале и ю н я п риве зла и з областного инс ти т у та усовершенствования у ч и те лей хороший материал по Н О Т директора ш к о л ы . У х в а т и т ь с я 6)и м е то дкаби не т у за него, распечатать за л е то и д а ть директорам. В о т это и б ы ла бы практическа я помощь! Э то т у че б н ы й г о д д о лж е н б ы т ь не просто о ч е р е д н ы м в перестройке ш к о л ы . Он д о л жен б ы т ь переломным, та к как в 1988 г о д у состоится В сесою з н ый с ъ е з д у ч и те л е й , с к о то р ы м у нас с в я за н о м но го надежд , а у чи те л ям -к о м м у ни с там пред стоит проверка перед Всесоюзно й партийной конференцией. Ч т о сделал т ы в своей школе, в своей партийной организации, ч т о б ы уск ор и ть процесс перестройки? И еще. Н у ж н о во с п и т ы в а т ь в себе ощущение радости о т общ ения с д е тьм и и ощущение с ча с ть я поиска и п р ео до л ен и я ошибок. Поменьше бы в школе о т р и ц а те л ь н ы х эмоций. В е д ь це л ь нашей рабо ты — защ и ти т ь ученика успехом, в ы р а с ти т ь и з него прежде всего человека , воспитав в нем че с тно с ть , скромность, добро ту , к о л л е к т и ви зм . На этих качествах основ ы в а е т с я все остальное. Всегда бо л ь н о , ко гда т ы ошибся, а над то бо й смеются. К а к в о с п и т ы в а т ь умение радов а т ь с я ч у ж о й радости, о г о р ч а т ь с я ч у ж о м у горю? Как нау ч и т ь р еб я т снимать, а не создавать острые ситуации? В реформе ш к о л ы есть в о п росы, к о то р ы е можно решить , п р о я в и в л и ч н у ю инициати ву, а к др у гим нужен государственный п од хо д , к о т о р ы й п р и вед е т быстрее и лучше к нуж ному р е з у л ь т а т у . Во всем в и д е т ь разумность вопреки не всегда оправданным ж и з н ь ю ц и р к у л я рам. В одном и з писем в « У ч и т е л ь с к у ю г а з е т у » я прочла, на мой в з г л я д , ве р н ую мысль о том, ч т о кабинетная система насаждалась насильственно даже там, гд е не б ы л о д л я это го н и к а к и х условий . А ка бинетов - то в школе н у ж н о не так у ж и много! Зато с охра н ятс я классные комна ты , поистине родной дом д л я р е б я т , за к о то р ы й они несут п олнейш ую о т в е т с т венность . Хо те ло с ь бы к о с н у т ь с я в о п роса о роли кр а е ве де н и я интернационал ьно го во сп и та н и я в ! школе. Этой проблеме у д е л я е - j тс я сейчас большое внимание. | Нас порадовало в ы с т у п л е н и е , в « У ч и т е л ь с к о й г а з е т е » п е р в о г о j секретаря Ц К компартии Г р у - ; зии Джумбера И л ь и ч а Падиаш- | вили, в котором он поднимает , вопрос об интернациональном воспитании р еб я т . В частности, он сказал: « А к а к б ы л о бы п о л е з но , ч т о б ы ш к о л ь н и к и м о г ли ле том о т д о х н у т ь вместе со своими сверстниками в пионерских л а г е р я х д р у го й республики. О ч е н ь важно, ч т о бы рож д енн а я в де тс тве дружба во в з р о с л ы е г о д ы помогла нам лучш е з н а т ь и понимать д р у г друга . . . П о е з д к и детей — это ж и во й материал про йд енно го на ур о ка х л и т е р а т у р ы , истории, географии, о бщ е с т во ве д е н и я . П у т е ш е с т в о в а т ь по родной стране о че н ь важно . Надо у в и д е т ь ее масштабы своими гла зами, надо п о н я т ь ее з а б о т ы ч е р е з лично е ощущение ». В е ж е г о д н ы х п о е з д к а х мы убеждаемся в этом. Как нас хорошо п р и н я л и на республиканской детской т у р и с ти че с ко й станции! М о ж н о п о у ч и т ь с я т е п лу, радушию, го сте приимству! Д и р е к т о р станции Амиран Ш а л в о в и ч Ганза с похвалой о т о з вался о наших д е т я х и п р и гл а сил в их лице старшеклассник о в д р у г и х школ района при ехать на о т д ы х в с то ли цу А д жарии. Ч т о ж , этим приглашени ем, по-моему, следуе т в о с п о л ь з о в а т ь с я . Г . Б А Г Р О В А , п р е п о д а в а т е л ь С е в е р н о й средней ш колы. На августовской конференции учителей работало два « к р у г л ы х стола». О д и н и з них бы л посвящен насущным жи лищ ным , бытовым проблемам учите лей, ш кол . Вел его председатель райисполкома А. В. Ф е д у л о в . Б ы л о задано м н о го вопросов , высказано просьб. Часть и з них требовало н ем ед л ен но го развития, д л я исполнения дру гих — время. Решено, что подобные « к р у г л ы е столь;» будут проводиться на всех совещаниях учителей района. Ф о т о А . Шмаенкова. Работает Светлана А н а тол ье вн а З и н о - венко у ч и т е л ь с т в у е т д е с я т ы й го д , и все это врем я работает в одной школе — Биа зинской средней. Преподает она математику. Предмет т р у д н ы й , но Све тлану А н а т о л ь е в н у о тл и ч а е т о т в е тс т в е н н о с т ь за дело, а поэтому она работает т в о р ч е с к и . У нее ес ть чему п о у ч и т ь с я начинающим педагогам. Во т она в е д е т урок. З в у ч а т ч е т к и е , продуманные, интересно пос та вленны е во про с ы . Д е л ово й , тр е б о в а т е л ь н ы й , и в то же врем я спо ко й ны й то н , за п ол ненность каждой м и н у ты п о л е з ным делом — все это п о с то я н но ж и в е т на урока х математики. Особенно интересно у С в е т ланы А н а т о л ь е в н ы пол у ча е тс я анализ зада ч, об ъяснение н о в о го материала методом беседы. творчески Ее вопросы за с т а в л яю т з а д у маться ка ж д о го . В ходе о б ъ я с н ени я на доске п о я в л я ю т с я графики, пла каты, ко то р ы е помогаю т п о н я т ь материал. М ы иногда обижаемся за д в о й ки на у ч и те л е й , но т о л ь к о не на Светл ану А н а т о л ь е в н у , п о т о му ч т о она ТСЭгда скажет, за ч т о поставила п л о х у ю оценку. И мы понимаем ее. ■ЛЙЩЛ В Д е н ь у ч и т е л я о т . д ^ И благодарим С. А. З и н о в е н к о за на п р яж е н ны й , т в о р ч е с к и й тр у д , желаем ей п о с то я н н о г о роста п е д а г о г и че с к о г о мастерства. О л я Потапова, Оксана Борисова, у ч е н и ц ы 9 класса. На снимке: С. А. З и н о в е н к о . Ф о т о Олега О г о р о д н и к о ва ученика 10 класса. Мастер производственного обучения Мн о го е дает у ч и т е л ь . Это и знани я, и т в е р д о с т ь в освоении т р у д н ы х вершин у ч е б н ы х про грамм, и радость общения с миром. А в о т Ни ко лай А н д р е е в и ч Тарабаров у ч и т р е б я т прим е н я т ь п о л у ч е н н ы е зна ни я на п р а к т и к е . Он — мастер п ро и з в о д с т в е н н о г о о б у ч е н и я в С П Т У - 9 1 . Д о в е р е н ы ему т р и д цать п ы т л и в ы х , делающих первы е шаги к избранной профессии, р е б я т . Сейчас они на втором курсе, че р е з го д , после го с у д а р с т ве н н ы х э кзам е но в у й д у т в ж и з н ь . И Ни ко лай А н д р е е в и ч кр о п о тл и в о у ч и т их о в ла де н ию навыками практи ческой работы на те х н и к е . Ч е л о в е к с п о к о й н ы й , у р а вн о ве шенный, он умеет найти с ре б я тами общий я з ы к . Они ему д о в е р я ю т и у важ аю т . Ни к о л а й А н д р е е в и ч з а к о н ч и л К у й б ы ш е вс к и й с е л ь х о з т е х н и к у м , хорошо знает т е х н и к у и л ю б и т ее. Это же старается п р и в и т ь и ребятам. В распоряжении гр у п п ы тракто р , а втом обил ь, комбайн, с е л ь хо з и н в е н та р ь . И учащиеся не т о л ь к о и з у ч а ю т машины, они на них рабо тают. Н ы н ч е в т о р о к у р с н и к и п од р у к о в о д с т в о м Н. А . Тарабарова п р и н я л и самое а к ти вно е участие в обрабо тке у ч х о з о в с к о й земли и уборке урож а я, А летом, ко гда учащиеся нах о д я т с я на практ ике в к о л х о зах, мастер пос то янно в ы е з ж а е т на места, к о н т р о л и р у е т усл о в и я и х тр уда , помогает советом и делом. Он ч у в с т в у е т б о л ьш ую о т в е тс т в е н н о с т ь за то , ч т о б ы и з стен С П Т У в ы х о д и л и настоящие механизаторы. На снимке: Н , А, Тарабаров. с учащимися. Ф о т о А. Шмаенкова.
3 октября 1987 года. ф № 1.18 ( 6186) occoocazzzzzzzcccacGcaooc^ «ЗА Д Е Л О ЛЕНИНА» ZZ3XZZZZZZZOSCCOOQCZZZZZZZZXQOCGOa33XZ£ZXZ^^ З А К О Н Ч И Л С Я урок". Г д е -Vo в школьном к ори доре послышались ребячьи голоса, чьи-^о быстрые ноги промчались мимо учительской, и все стихло. Через м « н у т ы - д в е в учитель» скую, вошел парень с классным ж у р н а л о м . Стройный молодой юноша, немногим с тарш е тех, кто только что прон есся мимо окон шкблы дом ой, был уч и телем физкультуры. Он на- згИлся Дмитрием Н и к щ а е в и - чем Махныткиным. — Махныткины в Останинке живут . Так ты — здешний? Ну д а ! Р о ди л ся здесь, вырос, школу эту окончил. — ответил он, сохр ан яя серьезность во взгл яде , в лице Подум алось: однако еще и в армии не был. „— ' Не был. Н о скоро п ойду Мне — в ос ем надц ать . — Вернешься? О б я з а т еЖ н о ! Тут — мой дом , моя школа. Д а и ребята хороши?. Три года н а з а д Дмитрий М а х н ы т к т окончил вгуемь Классов, п оступ ил в К^йбы- шеве в училище, стал п р е п о д а ват елем физкультуры, а в школу все еще х о д я т те, с Кем он училс5|. П р а в д а , они подросли, стали с т а р ш е к л а с сниками. Но ведь д л я многих он г д е -т о в д у ш е Д имка . Но зо в у т как и п о л ож е н о , по имени-отчеству . — Дмитрий, разница в год а х у ,вас и р е б я т -ст а рш ек л а с - ников невелика. Это не мешает? — П о ж а л у й , нет. Мне в чем-то и легче, “что мы пс,чти ровесники. М о л о д о й учитель, начинаю- .с в о й педагогический путь, Анатолий Павлович Г ламаз- дин, который учил его отца и мать. Д в о е из одной школы. д в о е о д н о г о учительского коллектива. Смена поколений. Вероятно . стат ь училзлем Д и м а , извините, Дмитрий Николаевич решил п отому, что рядом были и Анатолий Пав лович, и Галина Ивановна Ка- лорикова и все те. кто .учил е г о быть человеком, г р а ж д а нином, патриотом своей р о д ной деревни, своей родины. —Д ми т рия Николаевича у нас ребята любят — сказала д о ж и л и ан к ет у . «Ученик об учит еле» . Несколько сот о т в е тов на вопросы: «Что т е б е нравится в твоих учителях, что не нравится? На кого из учителей ты хотел бы п о х о дить?» И с к а з а л о с ь , что д е тям от учителя н уж н а д о б р о т а , справедливость , строгость , т е р пимость к мальчишеским и дещчО'Нючьлм н ед о ста тк ам и проказами., с д е р ж а н н о с т ь , с м е лость,, г о р д о с т и принцнпиалъП Р И З Н А Н И Е Галина Ивановна. — Н е д а в н о на пришкольном участке к а р тошку копали. Сели о т д о х н у т ь . Девочки ту т ж е к нам п о д с е ли, а мальчики — к Дмитрию Н и к о л а е в и ч у .В с е (та.к.1 и д о л ж н о быть: у них, мальчишек, свои заботы , свои разговоры Они тянутся к нему. И зн аете , ■ с е й ч а с многие из ' мальчиков соби р аю т ся идти в педучилище, стать учителем физкультуры. Как их Дмитрии Николаевич Так ведь в этом и есть при зн ание в любви! Не б у д е ш ь с т р е м И/т 1>о я п о в т о рить с у д ь б у человека, если он т е б е нелюбим, если в нем не видишь и д е а л для себя! А з а что мы любим учите- • лей? Единого, однозначного ответа нет и быть не м ож ет . Это ясно. Но есть критерии, кто- рые общи для в с ех случаев, д л я всех школ, учителей и учеников. Смелый эксперимент провели в школах района в конце прошлого учебного года: пред- 'ность, вежлив о,ггц отзывчивость. Много это? Оказалось, нет не все. Совсем не безразлично ученику, как учитель ставит « д в ой к у» , пусть и з а р а б о т а н ную. В от когд а «весело с т а вит» е е . . то тогда остается м ест о д л я мысли: «Я — не последний ещ е человек !» И очень хочет ся им, ребятам , юношам и д е в уш к а м , ст а рш е классникам и тем, кто по- младдне, чтобы .учитель зн ал , чем интере суется е г о ученик. В е д ь ему гак порой хочется поговорить п о с е к р ет у с ним о сокровенном , о чем, м о ж е т быть, д ом а и не поймут, И, б е з у с л о в н а , учитель д о л ж е н любить свой пр едм ет . Лю бит ь одухотворение», бе с п р ед ел ь н о , чтобы любой урок был овеян романтикой новых открытий. Дмитрий Николаевич Ма х - ныткун пришел в школу нед а в н о . Нынешний учебный год дл я него первый. А к нему тянутся р е б я т а , е г о — любят. На него хотя т быть п о х ож и м и . А вот ,в Гр.ажданцево ученики любят и хотят «делать жизнь» с Александра Петровича Анилина. П о том у , что они любят историю, предмет который он в е д е т , п о т ом у , что он у м е ет шутить, п отом у , что он строг с учениками. — Мне нравится Таисия Алексеевна В ер би цк ая , потому что у нее характер добры й, ~— признается ученица Нсузотронц- кой средней школы, — Мне нравится в А л ексее Трифон овиче его т р е б о в а т е л ь ность, то, как интересно он ,рас с!назы вает на у р о к е истории. Мне нравится в В а л е н тине В л а ди м и р о вн е е е стп о - гость и тр ебовательность. Мне не нравится в Валентине В а сильевне то, что она п овторяет слова одни и те ж е несколько р а з — пишет в ан ке те ученица из Остя цка. И тут вернс, подмечено: учитель д а ж е в своей речи д о л ж е н быть учителем. В е д ь ученику н у ж е н идеал и в этом . Когда н а с т у п а е т у т р о , в школах з а ж и г а ю т с я >бгни. В ■.освещенных окнах пгпвляются cinxpacTbie головы мальчишек, украшенные б а н т ам и 1голЬгу;и дегЦушей. М л адш и е в с е г д а о п е р еж а ю т старшеклассников. А те идут по сельской улице неспеига, почти степенно. Но вот прозвенел звонок, начался урок, и звучит привычное: — З д р а в с т в у й т е , дети Садитесь . . Мы встречаем учителя стоя не только п отому. что он взрослый . Он — учитель. И этим с к а з а н о все. И все-таки: Учитель, перед именем твоим П озв оль смиренно преклонить колени. В знак любви к тебе, А. ША Р АПИНСКИЙ . С. М А К А Р О В Здравствуй, школа! В о т о п я т ь з в е н и т Над крышей ш к о л ы М о ло д о й З а л и ви с т ы й з в о н о к , И ребята Ста йкою веселой С нетерпеньем мчатся Ма урок. З д р а в с т в у й , школа! Лето пролетело С песнями, С кострами у реки. Снова принимаются За дело, В класс родной п р и д я , У ч е н и к и . Ш е л е с т я т У ч е б н и к о в страницы, В н о в ь о т к р ы та Ш к о л ь н а я те тр а д ь — М н о го м у п ридетс я Н а у ч и т ь с я , С т о л ь к о И н тересного у з н а т ь ! П о морям И океанам знаний Самою прекрасной И з д о р о г Т о ч н ы м курсом поиска, Дер за ни й П о в е д е т Лю б и м ы й п е да го г ! Если а л ы за г л я н е м В наше завтра, Т о увид им Вместо ш к о л я р о в Токарей, поэтов, Космонавто в, П р о д а вц о в , д о я р о к , Д о к т о р о в ! Ш кола! С ло во емкое, большое, В аж н о с тью наполнено Ж и в о й . Зд ес ь в зр о с л е ю т Ю н ы е душою И характер З а к а л я ю т свой. Все, ч т о нам и д орого , И с в я т о В г л у б и н у сердец В п и та т ь д о л ж н ы Ш к о л ь н и к и — О б ы ч н ы е ребя та, М о л о д ы е граждане С тр а ны ! Ш Е С Т И Л Е Т К И М ы уже не раз рассказывали о д е т я х , об у чающ и хс я в Северной средней школе с шести летнего возраста. Расска зы вали , как они у ч а т с я , как о т д ы х а ю т , как ус троены их и гр о в а я и спальная комна ты . И о б я з а т е л ь но отмечали, ч т о на полу есть палас, и гр уш ки — в шкафах, ц в е т ы — на п о д о к о н н и ка х . И в комнатах — т е п л о , чисто, у ю тн о . Да, шестилеткам в школе ж и в е т с я н еплохо. А дети ч у т ь постарше, и з соседних классов, забе гаю т сюда, на по л о вин у , о т в е д е н н у ю д л я малышей, и с лю б о п ы т с т во м * и нескрываемой з а в и с т ь ю наблюдают за ними. И н е в о л ь н о думается: а если бы во всех классах б ыло бы так, если бы д л я детей, х о т я бы нача льной школы б ы л и соз даны такие условия? В о т т о г да бы мы могли п о л о ж и т е л ь н о о т в е т и т ь на вопрос, хорошо ли р е б е н к у в школе. А в е д ь именно в нача льной школе за к л а д ы ваю тс я основы л и ч н о с ти , формируется отношение ребенка к учебе . Н о п овышенное внимание к д е т ям нача льной ш к о л ы лишь м е ч т ы , устремленные в б у д у щее. А пока у ч и т е л ь н ынешних шести леток Тамара Ви к то р о вна Пономарева не мож е т б ы т ь п о л н о с т ь ю у д о в л е т в о р е н а п о л о жением свои х малышей. И х у нее 26. И х о ч е т с я у ч и т е л ю , ч т о бы у детей б ыли о т д е л ь н ы е ком на ты д л я з а н я т и й и д л я игр. К а к можно решить этот вопрос п р им ен и те л ь но к усло в и я м Северной средней школы? — О т г о р о д и т ь т у ча сть к о р и дора, гд е ра зм ещ аю тс я шестил е т к и . П у с т ь ка к о й - т о декора т и в н о й п е р е гор о д ко й . Т о г д а можно б у д е т эту площадь приспособить д л я о т д ы х а . Перенести сюда и гр уш ки, т о т же ь о в е р ,— т а к счи тает Тамара В и к то р о вна . И, по сути, она права, сделать это н е тр у д но , а д л я детей расширится п о л е з н а я те р р и т о р и я . Не все еще б л а г о п о л у ч н о с те хн и ч еским и средствами об у ч е н и я . Б ы л п р о и г р ы в а т е л ь у п р о ш л о г о д н и х шес ти леток . П о чему в этом г о д у , ко гда они перешли в следующий класс, д о л ж н ы оставать ся без него? А он необходим у ч и т е л ю и д л я п р о ве д е н и я классных часов, и внеклассных з а н я т и й . З н а ч и т , школе н уж н о иметь х о т я бы по одному п р о и гр ы в а т е л ю на по т о к . Н е у ю т н о и в ш к ол ьн о й с то ло вой. Такая обстановка не п р и б а в л я е т аппетита, скорее — наоборот. И сон д е тей п р е р ы ваетс я, потому ч т о в спа льную комнату л е г к о проника ет шум. По ка ес ть неудобства. И и з б а в л я т ь с я о т них н у ж н о быстрее, п о с к о л ь к у есть и сложившееся мнение п оле зно с ти о б у ч е н и я с шес ти летнего возраста. П р о грамма о б у ч е н и я рассчитана на г о д ы , поэтому Fee временное д о л ж н о и зм е н и ть направление мысли, дела, о тнош ени я. О преимуществах о б у ч е н и я детей с шес ти летнего возраста говорила Т . В. Пономарева. В о - п е р в ы х , дети п р и в ы к а ю т к шк ол ьном у режиму, в о - в т о р ы х , з н а ю т счет, а зб у ку , у ч а т с я анал и з и р о в а т ь те к с т и т . д. Тамара В и к то р о в н а л ю б и т свое д е ло и ве р и т в него . Она не сразу пришла в школу. П о надобилось врем я д л я то го , ч т о б ы Тамара В и к то р о вн а п о н я ла, ч т о ее место т о л ь к о за у ч и т е л ь с к и м столом. Г С У Н Я Й К И Н А На снимке: идет урок. Ф о т о А, Шмаенкова. На всё хватает, времени В к о л л е к т и в е у ч и т е л е й Н о в о т р о и ц к о й средней ш к о л ы Галина Ар ка д ь е в н а Фед оро ва ( К оч ер еш ко ) п о я ви л а с ь в 1963 г о д у . Это и б ы л о началом ее п е да г о г и ч е с к о й д е я т е л ь н о с т и . П р е п о д а е т Галина А р к а д ь евна немецкий я з ы к , та к как з а к о н ч и л а И р к у т с к и й государс т в е н н ы й и н с т и т у т иностран н ы х я з ы к о в . Н о не т о л ь к о з н а н и я дае т она д е т ям . На первом плане у нее — воспитание Ч е л о в е к а . С д е тьм и ра зно го во зраста ’ н а х о д и т Г. А. Коч ереш ко общий я з ы к . В прошлом г о д у , например, ушли в ж и з н ь ее в ы п у с к н и к и , а н ы н ч е н е п о с е д ы - ч е т в е р о классники т р е б у ю т п р е д е л ь ной о тд а чи , т в о р ч е с т в а и в з а имопонимания. Галина А р ка д ье вн а стрем итс я б ы т ь в гуще всех дел и с обы ти й р е б я ч ь е й ж и з н и , д е р ж и т и п о с т о я н н у ю с в я з ь с р о д и т е л я м и , с общ ест венно - с т ь ю . На все у нее х вата ет врем ени : и оформить свой ка бинет , и п о д г о т о в и т ь д и д а к т и ч е с к и й материал, и п р о вести и н те р е с н ы й классный час, и в ы п о л н и т ь о б я за н н о с ти п р ед седа те л я профкома. А ijEjdMa ж д у т в н им а н и я трое де тей . Все это и есть б у д н и и п р а з д н и к и Г а л и н ы А р к а д ь е в н ы К о ч е р еш ко . С. С Е М Е Н О В А . Моя любимая учительница Д е н ь у ч и т е л я д а в н о в нашей стране стал всенародным праздни ком . Он о д и н а к о в о д о р о г и в з р о с л ы м и д е т ям , потому ч т о у к а ж д о г о ч е л о века сохранились д о р о ги е сердцу во споми нани я о пре - кпасной у ч е н и ч е с к о й поре, школе, классе, любимом у ч и теле. Такой у ч и т е л ь н и ц е й д л я меня была и осталась Валентина П а вло вна Деева. Д обр а я, о т з ы в ч и в а я , но в то же врем я тр е б о в а т е л ь н а я и всегда справ е д л и в а я . Как сейчас помню ее уро ки . Они всегда б ы л и интересными, з а х ва ты ва ющ им и . Валентина П а вл о вн а не т о л ь ко прививала нам л ю б о в ь к литера туре , русскому я з ы к у , но всегда была р я д о м : г о т о в и лис ь ли мы к пионерскому сбору, к смотру х у д о ж е с т ве н но й с амо де яте л ьно с ти или к п о х о д у . Она д л я нас была д р у го м и помощницей во всех дела х наших. Н а д о л г о с охра н ятс я в памяти классные часы и ш к о л ь н ы е вечера, к о то р ы е м ы г о т о в и л и вместе. Главное д л я нее — это науч и т ь ш к о л ьн и ка у ч и т ь с я , науч и т ь с ам о с то я те л ьн о п о с ти га т ь о гр ом н ы й мир знаний . За г о д ы рабо ты в школе В. П. Д еева п о н ял а , ч т о б ы т ь педа го гом — ее призвание . П е о в ы е ее в ы п у с к н и к и уже в з р о с л ы е , с ам о с то я те л ьн ы е л ю д и . М н о ги е стали хорошими специалистами. Вален тина Павловна г оа- д о с т ь ю встречается с б ы в ш и ми своими учениками, и н т е ресуется их судьбами. Семь л е т была она у нас классным р у ко во ди те л ем . М н о г о е п р и шлось ей п е р е ж и т ь , п о к а мы стали десят иклассниками. Все эти г о д ы б ы л и и остались д л я нас еветл>.1м.| ^неповторимым воспоминанием о ш к о л ь н ы х годах. О т имени б ы в ш и х ее у ч е н и к о в с е р д е ч н о п о з д р а в л я ю В а л е н ти н у П а в л о в н у с пр а з д никам . Н и з к и й Вам п ок ло н . Светлана Л О Б К О В А . Редактор А. И. КОНОВАЛОВ.
RkJQdWJsaXNoZXIy