За дело Ленина, 1986, № 104

О Р Г АН С Е В Е Р Н О Г О РАЙКОМА КПСС И Р АЙОННОГО С ОВ Е Т А Н А Р ОД Н ЫХ Д Е П У Т А Т О В Н ОВ ОС ИБИР С КОЙ ОБЛАСТИ Выходит по вторникам, четвергам и субботам. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Газе та основана 20 июля 1935 года № 1 0 4 ( 5 0 1 6 ) С У Б Б О Т А 30 А В Г УС Т А 1986 года Цена 3 коп. С Н О В А В Ш К О Л У Мы на пороге нового учеб ного года. Завтра гостеприимно распахнутся школьные д в е ­ ри, коридоры огл ася тся шумом детских голосов , повсеместно пройдут торжес твенные линей ки, и каждый из нас мысленно скажет: «Здравс твуй , школа!» Новый учебный год будет проходить под знаком претвоСегодня нас беспокоит отношение к этому вопросу директоров школ, которые пока и не думают о пристройках к школам, о материальной базе. В решении этого вопроса, помимо школ, должны принимать участие и базовые предприятия, торговля, общественное питание во гл аве с исполкомами сельских Советов. рения в жизнь решений партии и правительства. Об этом шел серьезный раз говор на прошедшем а вгустовском педсовете, у которого было о со ­ бое назначение, он' ст ал с в о е ­ образным стартом в новое к а ­ чество школьной работы, дал « зарядку » всем педагогическим коллективам района по реализации требований, п о с т а в ­ ленных перед народным образованием X X V I I съ е зд о м партии, школьной реформой. В прошедшем учебном году достигнуты определенные р е ­ зу льта ты по совершенствованию учебно - воспитательного процесса в школах, дошкольных и внешкольных учреждениях. Большинство школьников, окон чивших восьмой к л а с с . продолжают образование в различ ных средних учебных з а в е д е ­ ниях, растет число учащихся, своевременно оканчивающих восемь кл а с со в от числа поступающих в первый к л а с с во ­ семь лет назад , .увеличивается число учащихся, которые с в о е ­ временно заканчивают 1 0 цлассов. Особенно значительных успехов в осуществлении всеобщего среднего образова ­ ния добились коллективы Ос- танинской, Чувашннской, Коб.- Кордоновской восьмилетних школ. Из года в год не выполняется план комплектования С П Т У -9 1 , и сейчас необходимо разобраться с каж ды м учеДва года работы в у сло виях школьной реформы, ес т е с т ­ венно, дали педагогическим коллективам новый опыт, но «на конвейер» продолжают пост авляться стандартные, о т ­ кровенно скучные, неглубокие уроки. Перестройка особенно <ярко высветила практику р а ­ боты тех учителей, которые задолго до звонка с урока сползают на краешек стула , чтобы с первыми его трелями покинуть к л а сс . Е}ш!е не научились мы искусству преодолевать собственный стиль р а ­ боты, который уже сформировал ся , но не отвечает требованиям дня. Иные утратили сп о ­ собность критически относить ся к своему профессиональному багажу. Многие д у м а ­ ют, чт.о дотянут до пенсии на старой методической телеге. Значительная часть учителей медленно улучшает качест во преподавания. Много недостатков у учителей начальных кл ассов . Реформа школы требует от каждого учителя х о ­ рошей подготовки к каждому уроку. Движение з а то, чтобы учителя объявили свои уроки открытиями, должно набирать силу, крепнуть год от года, д а в а т ь положительные ре зультаты. Пример в этом должны показать руководите- тели школ, старшие учителя, учителя - методисты!, ком м у ­ нисты. было охвачено 9 8 , 4 процента учащихся, работали оздоровительные площадки. Во всех школах организовали работу на пришкольно - опытных уча ­ с т к а х с пользой для д ел а , вырастили хороший урожай ово ­ щей. Многие ребята были з а ­ няты производительным трудом: в к о л х о з а х — ухаживали за молодняком крупного рогатого скота. работали на с е ­ нокосе. в райцентре — на ремонте и благоустройстве школы, на кирпичном заводе, выполняли з а к а з ы по пошиву спецодежды. Надо с к а з а т ь и о том, что в организации трудовой четверти были и существ енные н е ­ достатки. Не везде смогли своевременно и качественно подготовиться к трудовому л е ­ ту ; заключить договора с хозяйствами, выделить в д о с т а ­ точном числе воспитателей и наставников, организовать надлежащий контроль з а работой детей, провести разъяснитель ную работу с родителями. Очень слабый контакт между школами и базовыми поед- приятиями. Часть руководителей предприятий, колхозов, будучи не ознакомлена с со о т ­ ветствующими нормативными документами. не обеспечивает воспитывающую и профориентационную направленность детского производительного труда, видит в нем лишь нехватку рабочих рук на том или другом узком участке производства. Серьезную тревогу в ы з ы в а ­ ет совместная работа школ и базовых предприятий. Не со зданы пока в нашем районе учебные цехи и участки для работы школьников, плохо организованы рабочие места. Реформа школы настоятельно требует значительного улучшения технического творчества, юнатской работы среди учащихся. Серьезное внимание всеми педагогическими коллекти вами в наступающем учебном году должно быть обращено вопросам физического воспитания, совершенствования постановки преподавания физической куль туры. Новый учебный год должен ст ать переломным в д в и ж е ­ нии школы к новому к а ч е с т ­ ву. Предстоит дальнейшая реализация установок реформы по всем направлениям. А это значит — работа должна захвати ть учителей, учащихся, их родителей. Как этого добиться, что предпринять — обо вс ем предстоит сообща подумать учителям, всем, кто причастен к делу народного просвещения. ником - восьмиклассником, про верить , как и где он определился. С 1 сентября начинается перестройка с т р у к т у р ы . школы в с в я з и с постепенным переходом на одиннадцатилетний срок обучения. Вводится новый учебный план, новые учебные дисциплины, требующие к себе особого внимания руководителей школ, органов народного образования, всех учителей. Начинается массовое обучение детей шестилетнего возраста. Обучение шестилетних особо важное дело: что посеем осенью, то будем пожинать не только л е ­ том, но и многие последующие годы. Теп ерь мы з а к л а ­ дываем фундамент школы б у - ' дущего, школы, которая станет работать на рубеже второго и третьего тысячияеятий. Р а з го в ор ы о воспитании со з нательной дисциплины, о нрав ственно - правовом воспитании учащихся надо подкреплять конкретными делами. Но решить это в одиночку, без опоры на широкую общест ­ венность, учреждения к у л ь ­ туры, спортивные организации, будет не под силу. В а ж ­ ное место в этом д е л е отво ­ дится школьным ком сом о л ь ским организациям. Этот учебный год должен ст а т ь годом перестройки по улучшению ученического . самс(управле) ния, повышению роли комсо ­ мольских и пионерских организаций. Трудовое обучение школьников стало неотъемлемой ча стью учебно - воспитательного процесса. Организационными формами летнего труда и отдыха в нынешнем году о и н и г л и и , президиум райкома профсоюза р а б о т ­ ников агропромышленного комплекса рассмотрели итоги социалистического соревнования ко лхозов , звень- при, ад АВМ на заго то вк е кормов по состоянию на 2 5 августа 1 9 8 6 года и постановили: Признать победителем коллектив ко лх оза «П амя ть Ленина» (председатель В. М. Шрейдер, секретарь парторганизации Я. Д. Дьячук, председатель сельского с о в е т а В. М. Пасько, председатель профкома В. Г. ирагова , секретарь комсомольской организации Ю. Б а - к.\н, главный агроном А. В. Клещенко), заготовивший но 9 .1 1центнера кормовых единиц на условную голова скота. - вто р о е место присудить коллективу колхоза «П уть к коммунизму» (председатель Н. А. Ипатьев, секретарь парторганизации Н. Ф. Останин, пр ед седател ь сельского с о в е т а Г. Н. А катьев , председатель профкома Л. Ф. Сидорова, главный агроном М. Д. Ковшар, сек- . ретарь комсомольской организации Н. С а в а ст е е в а ) заготовившему по 6 , 9 центнера кормовых единиц па условную голову скота. Третье место присудить коллективу ко л х о за «В о схо д » !|рсдседатель В. И. Драгам, секретарь парторганизации м . и . |рибуналов, пред седатель с ел ь ско го Совета С А Краснов, председатель профкома С. К. Волокитин, он же главный агроном, се кретарь комсомольской организации л . Трибуналова ), заготовившему по 5 * 5 7 центнеров кормовых единиц на условную голову скота. В социалистическом соревновании среди з в е н ь е в на заго то вк е сена признать победителем коллектив звена и . А. Сергеева из ко лх оза « В о с х о д » , заскирдовавшего 8 3 9 0 центнеров сена, или 11 8 процента к плану. В социалистическом соревновании среди бригад А В М признать победителем коллек тив бригады А . М. Ша- « а из колхоза «Память Ленина», заготовивший ом, ,,тонны витаминно - травяной муки, что со с т а вля е т 2 2\ , л процента к плану. ★ ★ В небольшой деревне Алексеевне, одной из бригад колхоза «Память Ленина», живет и трудится Нина Федоровна Колмакова, доярка с большим стажем работы в животноводстве. С внедрением в производство коллективного метода, забот у Нины Федоровны прибавилось: товарищи выбрали ее звеньевой. Действительно, кандидатура Н. Ф. Колмаковой была самой подходящей. И сама работать умеет с огоньком, и другим подскажет, как наладить дело. Шестеро животноводов трудятся в коллективе и все они с уважением отзываются о своей звеньевой, для которой работа — главное. На снимке: Н. Ф. Колмакова. Фото А . Шмаенкова,

2 'iiiiiiiiiiiiiliiiiiiiliiiiiiiiilfiiiiliiiiiiliiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiii «ЗА Д Е Л О ЛЕНИНА» iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiifliiiiiiiiuiiHiJft 104 ( 6 0 1 6 ) ф 30 августа 1986 года Лето пионерское —-лето трудовое ГДЕ МЫ БЫЛИ Ту р б а за « Л о то с » на зва ­ на именем редкого по кра ­ со т е цветка, являющ егося украшением приазовских ли- манов* а расположена она на окраине кубанского го ­ родка Приморска » А х т а р с ­ ка. Славен он своими рево ­ люционными, боевыми и трудовыми традициями. В граж дан скую войну з д е с ь формировался красный Ах-: тарский полк, в Великую Отечественную отсюда в бой уходили морские д е сан ­ ты со ветских воинов, тут активно д ействовали партизаны . Сейчас это город р ы ­ баков, пищевиков, строите лей. Р абот ает Дворец к у л ь ­ туры , краеведческий ' м у ­ зей , ест ь в нем жел езнодо ­ рожный и автобусный вокз а л , аэропорт. Работники с ел ь ско го х о з я й с т в а района собрали в этом году (там хлеба у ж е убраны) по 5 0 центнеров пшеницы с ге к ­ тара . Много с ад о в , виноград ников, а т а к ж е овощей, фруктов. Р ад ую т г л а з по- хозяй ски ухож енны е поля- стогектаркИ, отделенные друг от друга ровными р я ­ дами лесополос . Асфальтированные дороги соединяют не то лько большие населенные пункты, но и подходят к фермам. Район среди с е ­ мидесяти с лишним районов Краснодарского кр а я п о с ­ тоянно находится в первой пятерке. Уютные домики и к о т ­ теджи Всесоюзной туриста ческой базы « Л о то с » р а с ­ кинулись на берегу соленого А хтарского лимана, образованного А зовским морем. Б а з а принимает и т е х , кому по душе отдых с е м ь ­ ей, — родителей с д е т ь ­ ми. Д л я этого з д е с ь е с т ь в с е условия: столо вая , д у ­ ш евая , пункт проката, кинотеатр, игровые а в том аты . Прекрасны цветущие розы , тенистые аллеи, вечнозел ены е кустарники. Р а з д о л ь е зд е с ь мальчиш кам и девчонкам: жаркое южное солнце, Удобный пляж, теплое море, д е т ск а я пло ­ щадка. Да и взрослым ск у ­ чать не приходится: спортивные игры, аттракционы, экскурсии, лекции... и с в е ­ жий морской воздух способствуют отличному отдыху. Очень интересен восьмидневный маршрут «По лиманам Приазовья». Перед тем, как выйти в поход, туристы учатся умению грее ти и управлять лодкой, го ­ товясь к дальнему плаванию. Места з д е с ь заповедные, посмотреть и узнать можно многое. Известны они с в о ­ ими широкими лиманами, прозрачными заводями, плантациями индийского лотоса, знаменитой рыбалкой в плавнях: ведь по продуктивности Азовскому мо рю нет равных на планете — белуга и осетр, севрю ­ га и рыбец, шемая и судак, тарань и чехонь, лещ и камбала* бычки и селдь — вот только некоторые из множес тва рыб, обитающих в нем. Сколько племен и народов передавали из века в век Легенды о море, что светится, искрится точками огня! Сколько богов и богинь вышло л з его гл у ­ бин, чтобы навсегда опоэтизировать его стихию в в о ­ ображении людей! Слава о богатстве А з о в ­ ского моря родилась в древ ” ие времена. Из древней Эллады на утлых суденышк а х под парусами шли к берегам А зов а аргонавты в поисках «золотого руна». Но не смогли его найти. Нашли они живое серебро. то есть рыбу, которая счит ал а сь пищей редкой, тонкой и относилась к пище особ высоких, к пище богов. Азовское море! Йспокон веков было оно д ля м е с т ­ ных жителей кормильцем и причиной бед. Его наступление на сушу к а з а л о с ь неотвратимым. Словно с к а ­ зочное чудовище поглощало оно кромку берега , ежего д ­ но отнимая у города почти пятиметровую полосу. А сейчас морские волны бьют с я о бетонную набережную. Во время знакомства с Приморено - Ахтарском мы увидели памятник взметнув ­ шемуся в небо краснозввезд ному истребителю. К аж ется , пройдет мгновение — и с а ­ молет в зл ети т к облакам, в синеву. Это памятник пер вому испытателю реактив ­ ных самолетов, уроженцу станицы Бриньковской Григорию Яковлевичу Бахчи- ванджи, погибшему в 1 9 4 3 году при испытании новой машины. Гордятся в крае своим прославленным арктическим летчиком А. В . Л я ­ пидевским и заслуженным летчиком - испытателем В. К. Коккинаки. Кубанская з е м л я вскормила ко с ­ монавтов С С С Р В. В. Гор- батко и В. И. Севастьянова . Много интересного узнали ребята в этой поездке. Но главное — они хорошо от- дохцули. И это благодаря тем, кто помог нам побывать на турбазе: пр ед сед а ­ телю Приморско - А х т ар ского райисполкома Влади ­ миру Ивановичу К озлову и директору турбазы « Л о ­ тос» А л е к сею Федоровичу Мамаю. Спасибо им! Мы не прощаемся с А зов ским морем, а говорим ему: «До новых встреч!». Г . Б А Г Р О В А , руководитель м у зе я Северной средней школы. Н А Ш Д Р У Г - И З М О З А М Б И К А Приходит к нам однаж. ды Галина Дмитриевна Б а г ­ ро ва и говорит: « Р е б я т а , хо тите познакомиться со с т у ­ дентами и з Мозамбика?» Ко нечно, этого захотели в с е и в с е вмиг выбежали из до ­ мика, в котором жили. . И вот мы стоим рядом. Сибирские мальчишки и д е в чонки и он. парень из н еи з ­ вестной нам африканской страны. Поздоровались, назв али свои имена, он св о е : Т о м а с Убер. Высокий, строй ный парень. Неплохо го в о ­ рит по - русски. Первые минуты зн ак ом с т ­ ва , конечно, были бестолковыми: не знаем о чем гово ­ рить, а потом в с е наладило с ь . Мы р а с ск а зы в а ли Т о м а су о себе — кто мы, где учимся, где живем, кто наши родители. А он — о се б е . О ка з а л о с ь , что его родной город Мапуто — столица го сударства. Роди ­ тели его — люди простые, не знатные. Мать — учительница, отец — портной. Они постарались, чтобы сын окончил колледж , а вот у нас в стране он получит высшее образование: ведь Мозамбику, его народа очень нужны специалисты для в с е х отраслей народного хозяйства . Мы пригласили Томаса к себе, показали, как нам ж и в е т ся на турбазе. Конечно, р ас сказали о т о м , чем занимаемся, чем у в л е ка е м с я тут, в «Л о то с е » . Короче, мы быстро подружились. Т о м а с познакомил нас со своим другом, который учит ся вместе с ним и, как и он, скоро окончит ву з и уед ет на родину, — ' с Ма- тиашем Франсишку. Мы вместе гуляли в о зл е моря, играли в волейбол. Новые наши друзья подарили нам открытки с видами столицы Мозамбика. И подписали каждому в отдельности. Во т , например д ля Светы .Ивониной: «Дарю эту открытку С в е т е Ивониной на память о мозамбикском дру ге Томаше Убере. Приморско - Ахтарск. 2 . 0 8 . 8 6 » . А на открытке ночной город, в огнях рекламы. В тот день, когда мы у е зж а л и , Томас был занят , но в с е ж е нашел время примчаться на в о к з а л з а несколько минут до отхода поезда, чтобы попрощать- i ся , п о ж ел а т ь нам доброго пути. Интересно, как сложится у наших новых друзей жизнь. Получить бы от них письмо... Адресами мы обменялись. Андрей З В Я Г И Н . На снимке: столица Мозамбика — город Мопуто. Е Д Е М , Е Д ЕМ К МОРЮ Мы решили: в дни летних каникул обязательно отдохнем на море. Галина Дмитриевна Багрова обещала нам: «Покупаемся в Азовском море» . А ведь мы там никогда не были! И вот мы едем. На а в то ­ бусе — из Северного, поездом «Иркутск — Симферополь» почти до места. Три дня в дороге. Три дня з а окном в а ­ гона — наша страна. Красива^, неоглядная. Вйдел^ —( правда, издали, Мамаев курган Волгограда и огромный монумент на нем — женщина с мечом в руках — символ Матери - Родины, призывающей вст а ть на защиту отчизны от врагов. Приехали в Краснодар. Тут нам пересадка на автобус, на «Икарус» — и до Приморска- Ахтарска. Решили немного осмотреть краевой центр — с т о ­ лицу Кубани. Ну, что с к а ­ жешь? Очень красивый город. Улицы — в зелени, тихие, всюду цветут розы. Мы все были восхищены тем, что уви ­ дели. Отдыхали на турбазе « Л о ­ то с » . И з д е с ь так много з е ­ лени, цветов. Рядом плещется море. В те дни, когда мы были там, оно было спокойным, ласковым. Говорили нам. что незадолго до нашего приезд а оно штормило. Двенадцать дней нашего о т ­ дыха пролетели быстро. Мы там познакомились с ребятами из других областей страны, которые тож е отдыхали на б е ­ регу Азовского моря. Теперь у нас есть новые друзья. У езжали мы домой в е ч е ­ ром пятого а в гу ст а . И очень ж ал ь было р а с с т а в а т ь с я с морем. В с е тогда решили, что побываем з д е с ь еще. Люда АСАНОВА. К ак собирали яблоки Никогда бы не подумал, что буду купаться в Азовском море, а вот пришлось: с ребятами из д евятого « в » отдыха вм есте на турбазе «Л о то с » . Поселили нас, мальчишек: в отдельном домике в о зл е центрального корцуса турба ­ зы. Море — рядом, оно так и манит. Вода и солнце — вот что было с нами в с е д в е ­ надцать дней, проведенных там, на юге. Накупались, на- загорались так, что надолго запомнится приазовский пляж. Но мы не только отдыхали. Удалось нам и немного поработать: ездили мы в с е на уборку яблок в колхоз имени Ленина. Это одно из самы х крупных хо зяйс тв района. Зд е сь собирают богатые уро- ?каи пшеницы. А сады занимают много гектаров. В них и яблоки, и другие фрукты. Таких больших садов мы еще не видели. Колхоз часто обращается з а помощью к отдыхающим на турбазе: время горячее, урожай надо собрать быстро, в" такую пору к а ж д а я пара рук дорога. Мы, конечно ж е согласились . Выделили нам участок, о б ъ я с ­ нили, что от нас требуется, пожелали успех а. И вот тут пригодились наши сеточки, ко ­ торые мы взяли из дома с продуктами: в них мы и собирали яблоки. Вообщем, д е л а ­ ли так. Т е мальчишки, кото ­ рые половчее и похудее з а л е ­ зали на яблоню, с т ар а я с ь , ко ­ нечно, не повредить дерево, и складывали яблоки в сеточки, а потом у ж перекладывали их в ящики. Т е ж е , кто о ст а в ал ся на земле, с р а зу складывали фрукты на место. Ящики обыч ные, в каких к нам привозят фрукты. Безу словно , прежде всего мы отведали сами яблоки с каждого дерева . Что и говорить, таких не пробовали ни р а з у Вкусны е , сочные, сами во рту тают. Работали мы с десяти часов утра до часу дня, собрали по три ящика на ч е ­ ловека. Нам сказали , что это очень хорошо. Х от елось еше поработать в саду, д а только у ж е не пришлось: мы в о з в р а ­ щались домой. Сергей КОВГАН . Идём в гости в ш колу Приглашение посетить школ у № 1 8 мы приняли с радостью: интересно ж е знать •как живут наши сверстники на Кубани. Она открылась в 1 9 7 8 году; в ней обучается более тысячи ребят . В этот год з д е с ь два д е ся т ы х к л а с с а . В коллективе учителей, как нам рассказали, три старших учителя , четыре отличника народного пр ос в е ­ щения, ест ь учителя - методисты. Директор школы — заслуженный учитель Р С Ф С Р . В планах воспитательной работы каждого к л а с с а о б я з а ­ тельно е ст ь разд ел к раеведческой работы. В школе нам показали большой Ленинский зал . хорошо оформленный з а л Боевой сл авы . Комсорг д есятого к л а с с а Наташа Л атышева р а с ск а з а л а о работе по темам «Моя семья в судьбе страны» (о дедушках и бабушках , о Великой Отечественной войне) и «П арти ­ занские тропы Кубани». К аж ­ дый год, начиная с четвер то ­ го к л а с с а , они проводят походы и экскурсии по местам, где проходили бои. Большой материал собран об учителях- фронтовиках. Особенно з а ­ помнился р а с ск а з об Иване Трофимовиче Зоненко — учит е л е и поэте. Он много печатается . Вышло более д е ся т к а сборников его стихов. В школе вед ется большая патриотическая работа. К аж ­ дый год 1 0 — 1 5 выпускников поступают в военные училища. Профессиональная подготовка организована на предприятия х города. Д е в я т ь из них имеют учебные к л а с сы по одиннадцати специальностям. К а ж ­ д а я школа имеет базовое предприятие. В станицах маль чики 7 — 1 0 к л а ссо в получают профессию тракториста - ма ­ шиниста трет ьего к л а с с а , а д е ­ вочки — оператора машинного доения. Гд е нужны строители, готовят строителей. В програм ме обучения по профессии два часа теории, четыре — практики. При школе сущ ествует л а ­ герь труда и отдыха на ба зе колхоза имени Ленина, в ко ­ тором одновременно работа ­ ют и отдыхают 3 0 — 5 0 чело ­ век. Мы с интересом в с е это вы ­ слушали, посмотрели, а потом наши Тан я Гламаздина и Т а ­ ня Крестьянова р а с ска зал и о том, как работает наш музей. Показали ал ьбом с фотографиями и подарили новым друзьям книгу - сувенир о Новосибирске. Света ИВОНИНА.

30 августа 1086 года + № 104 ( 6 0 1 6 ) ii«itiiiiiiiitiiiifiiiiiii»«iittti#iitimn «ЗА Д Е Л О ЛЕ НИНА» 3 Была полпреодм советских железнодорожников 2 1 мая 1 9 4 1 года приехала в Новосибирск из Северного района девушка. Имела она специальность зоотехника и ус пела поработать в ко лхозе . Но у ж больно хо телось ей стать проводницей вагонов. Поэтому и пришла она в управление железнодорожного транспорта устраиваться на работу. Стоит перед начальником ‘ отдела кадров вы со кая , стройная, на голове коса венком уложена, черты лица правильные, глаза большие, темные. Посмотрел он на нее внимательно и спрашивает: «К то т а к а я ? » «Ефросинья Бурова» — о т в е ­ чает . «Н у нет, милая, ты не Ефросинья, ты — Е в г е н и я !»— и начальник многозначительно поднял палец. По - видимому, он считал, что красивой может быть только Евгения. С его легкой руки (или я з ы ­ к а ) как пошло Евгения да Евгения, так и по сей день. С того же дня стала она ж е ­ лезнодорожницей. А ровно через д в а месяца началась война. Проводницей в санитарном поезде она е х ал а на Ленинградский фронт. Полтора месяца поезд шел до места назначения, а пед Ленинградом его разбомбили. Оставшие с я в живых проводники вернулись в Новосибирск. В сю войну проработала на железнодорожном транспорте Евгения Григорьевна без единого выходного. В ерн ется из многонедельной поездки, н е ­ сколько часов отдыхает — и снова в путь. Пассажиров в вагон набивалось — жуть ! Один зайдет по билету, а в окошко н ескольких " затащит. Военные пистолетами машут, грозят з а ­ стрелить, если их не возьмешь. Летом пассажиры и крышу, и тамбура — ве сь со с т а в облепят, как пчелы. Зимой в вагонах было н е ­ уютно. З а всю долгую войну пассажирские вагоны не ремонтировались, были избиты и изодраны, ц, самое главное, промерзали по всем углам. Угля д ля отопления в пункте формирования отпускалось очень мало. Вот и приходилось девчонкам - проводницам на станциях бежать с ведром, чтобы где - нибудь раздобыть его. Не раз, убегая, они с л ы ­ шали вслед брань: у гля в е з ­ де не хватало. Кончилась война. Работы на железнодоржном транспорте прибавилось. Молодость Е в ­ гении была источником ее сил и энергии. В 1 9 4 6 году « з а хорошее санитарное состояние вагонов и вежливое обращение с пассажирами» Управление объявило ей благодарность с занесением в трудовую книжку. В этом же году ей предложили ехать работать в Кра ­ ков. Когда оформлены были выездные документы, пройдена строгая медицинская к о ­ миссия, Евгения узнала , что место ее назначения — Б е р ­ лин. Заметки о б о з р е в а т е л я Началось ее путешествие не совсем удачно. Приехала в Москву, пришла в Министерст во путей сообщения, и п ер ­ вый, встретившийся еще в ко ­ ридоре подполковник, ср а зу узнал в ней представительницу Томской (тогда так н а з ы ­ вали) железной дороги. На ней было очень ве тхое обмундирование и такие ж е старые ботинки. «Придется е хать д о ­ мой, Москва пока в с е х одеть не может» , — с к а з а л офицер. Т ак и случилось. Вернулась она в Новосибирск. А там скл ады тоже почти пустые. Выдали, правда, килограмм мыла, огромные ботинки на толстой ц^дошвц фабрики «Скороход». Шинели не о к а зало с ь * гимнастерку и юбку зака зал и шить в мастерскую. На второй раз Евгения Бурова благополучно добрал а сь д о Белорус ско го в о к з а ­ ла и через бронь-кассу в зя л а билет до Берлина. И сейчас, через сорок лет, зримо видит Евгения Гри горь ­ евна в е с ь свой тогдашний путь Смоленск, Минск, Б а р а ­ новичи, Б р е с т — ве зд е р а з ­ руха и голод. Ни одной ст ан ­ ции, ни одного полустанка не было без развалин, без обгоревших изб и сиротливо торчащих печных труб. К подходящему поезду бежали сотни беспризорников, ребятишек осиротевших, оставшихся без родителей и крова , как могли, спешили инвалиды. В с е просили подаяния. Лишь редкая старушонка предлагала ку ­ пить соленого огурчика или моченого яблочка. Только пе ­ ресекли границу — картина совершенно изменилась. Не так разорены и опустошены были польские крестьянские ху то ­ ра, как деревни на западе СССР . Хутор а стояли крепкие, под ст ать им и хо з я е в а . Мужики и бабы бежали к поездам, как на б азар , с с а ­ лом, картошкой, колбасами, сметаной. В с е эго они предлагали купить. Позднее, когда Е. Г. Б у р о ­ ва работала на маршруте Берлин — Б рес т , пр оезжая Польшу, она на все имеющиес я деньги стремилась набрать продуктов, чтобы там, в Б р е с ­ те раздать их голодным р ебя ­ тишкам. Когда в Берлине т о ­ варищи спрашивали: «Ну, где твои продукты?» ( В Германии с ними было плохо ), она тол ь ­ ко разводила рукам: - чтобы набрать продуктов на обратную дорогу, денег у ж е не было. Берлин встретил их (из с е м ­ надцати оформляющихся р а ­ ботать за границей, ст рогая комиссия отобрала только чет верых), теплом. Евгении до поздней осени не понадобилась шинель. Со дня окончания войны прошло немногим б о л ь ­ ше года. Ещ е Берлин был р а з ­ делен на союзнические с е к ­ торы, но жизнь в городе нор мализовывалась. Разбирались з а в а л ы и разрушения. Чистотой сверкали стеклянные витрины и окна. По выметенным, без единой соринки', мостовым по выходным прогуливались горожане. С большим у в а ж е ­ нием они относились к русским людям. И сейчас, сцус тя с о ­ рок лет , Евгения Григорьевна силится вспомнить хот'ь одну злобную вы ходку в отношении русс ких и не может . Д ва с лишним года она видела тол ь ­ ко уважение. Не с т р а х перед победителями, а уважение к освободителям. В первые дни познакомил ее с Берлином шофер из тран спортного управления Рудольф. Он пять часов возил ее по городу и с заметным акцентом р а с ск а зы в ал о истории города. Позднее она у знал а , как в е ж ­ ливы и внимательны немцы. Как бы ни был переполнен общественный транспорт, русской фрау всегда уступали место. В 1 9 4 9 оду Е. Г. Бурова вы ех ал а в Советский Союз. За во семь л ет работы на ж е ­ лезнодорожном транспорте без единого отпуска она с и л ь ­ но соскучилась по своей д е ­ ревне, уволилась и у е х ал а д о ­ мой. Сейчас Евгения Гри горьев ­ на на пенсии, но до сих пор, как в юности волнуют ее гудки и стук колес и о том своем шаге, когда оставила любимую работу, она немножечко ж а л е ­ ет. Г . Д И РИ Н А . К О Ч Е Г А Р - П Р О Ф Е С С И Я В А Ж Н А Я Единственны й к р и т е р и й - качество Сегодня трудно найти сферу жизни наших односельчан, в которой бы ни участво вала служба коммунальных предприятий и благо ­ устройства . и т коллектива этого предприятия, от того, как он трудится и стремится к улучшению условий жизни на селе, во многом зависи т настроение людей, их работоспособность и производственные успехи. Разнообразны работы и заботы предприятия. Ремонт изгороди, жилья , водопроводной системы, строительство дорог, тротуаров, все это входит в обязанности коллектива. В райцентре бесперебойно работает гостиница, которая имеет годовой план 1 2 8 0 0 рублей. Такой ж е план доводится и до общественной бани. З а прошедший год этот план был выполнен, что говорит о нормальной организации труда в коллек тива х, обслуживающих данные участки. Работают зд е с ь люди внимательные, понимающие, насколько нужны они на своем месте . Пусть их профессии ск р о м ­ ны, но выполняют они нужное дело. Можно со всей ответственностью ск а за т ь , что кочегар, работающий в бане, — это главное лицо, от которого зависи т бесперебойная служба банного хо з я й с т в а . Подача горячей воды, пара — все дело рук к о ч е г а ­ ра. Поэтому и нужны з д е с ь люди о тветс твен ­ ные, трудолюбивые, такие как В. А. Соко ­ лов. Р аб от а е т он в комбинате коммунальных предприятий и благоустройства вот у ж е 11 лет. Труд кочегара нелегкий. Вручную з а г р у ­ ж а е т с я уголь , вы б р а сы в а е т с я из топки шлак и при этом необходимо чутко следить з а показаниями приборов* з а ритмичной работой всей отопительной системы. Во время д еж у р ­ с т в а В. А. Соколова все бывает в порядке, не с л у ч а е т ся поломок. Добросовестно относ я т ся к делу и Н. В. Теплинский и старший кочегар Е. П. Поляченко. Небольшой к о л ­ лектив не раз становился победителем социалистического соревнования. На снимке: В . А, Соколов. Фото А. Шмаенкова . МОБИЛЬНЫЙ П О СЁЛ О К Реконструировать до кон ца года службу т е хн и ч е ского контроля предстоит организаторам нашей промышленности. К этому их о б я зы в а е т постановление ЦК КПСС и Совета Министров С СС Р «О мерах по коренному повышению к а ­ чества продукции». В этом документе содержится много принципиально новых тр е ­ бований, реализация которых позволит в двенадцатой пятилетке удвоить выпуск продукции высшей к а т е г о ­ рии качест ва . Технический контроль в нашей индустрии — это поч ти миллион рабочих и сп е ­ циалистов. Они я вл яю т с я последней преградой на пу ­ ти дефектной продукции к ■потребителям. Проверка ка чест ва выпускаемых и зде ­ лий, их соответствия требованиям нормативно - т е х ­ нической документации сос т а в л я е т главную, но не един ственную заботу ОТК. Пред ставители этой" с л у ж бы в ы ­ являю т причины появления брака, выполняют другие работы по обеспечению вы ­ пуска продукции заданного качест ва . В зарубежной промышлен ности, как. впрочем, и в нашей, е ст ь фирмы и предприятия, работающие пр актически б е з технических контролеров. Финишные операции выполняются непосред ственными изготовителями продукции. Т а к а я организация производства ве сьм а эффективна. И все - таки на большинстве предприятий Западной Европы, СШ А и Японии контрольный аппарат остается значительным, на е го содержание и техническое оснащение расходу ­ ются большие ср едства. В нашей промышленности технических контролеров в сво е время отнесли к вспомогательному персоналу, а их руководителей— к управленческому. Теперь в с е видят ошибочность т а ­ кого решения. « В сп о м о г а ­ тельный и управленческий» — это категория работников, з а счет которых можно сокращать штаты. Т ем временем дефектная продукция беспрепятственно шла потребителям. В итоге народное хозяйство терпело убытки, размер которых в сотни раз превышает экономию, получаемую на со д ер ­ жании контрольного аппарата. Теперь такому отношению к техническому контролю пришел конец. Центральный Комитет партии и Советское правительство обязали руко водителей в с е х рангов в с е ­ мерно поддерживать ак ти в ­ ную позицию ОТК по выявлению и предотвращению брака, нарушений технологи ческой дисциплины, поднимать в трудовых коллективах авторитет работников контрольного аппарата, выполняющих почетную и ответственную обязанность по защите интересов го суд ар ст ­ ва и чести заводской марки. Контрольным службам теперь предоставлены боль ­ шие права и широкие полномочия. Одновременно р е ­ шено существ енно повысить оплату труда рабочих - конт ролеров, контрольных м а с т е ­ ров и И Т Р . И что особенно важно: труд работников ОТК теперь будет оплачив а т ь ся вне зависимости от хозяйственной деятельности предприятий. Единственным критерием оценки д е я т е л ь ­ ности контрольного аппарата ст анет качество выпу скаемой продукции. В . Б Е Л Я Е В , обозреватель ТА С С В с е г о за два — три дня можно построить в глуши го ­ родок д л я сотен жителей. И не просто д а т ь людям кров и тепло, но и обеспечить их столовой, клубом, детским с а ­ дом, бассейном. В считанные дни поселок может быть д е ­ монтирован, чтобы вновь в ы ­ расти на другом необжитом месте. Т ак «кочуют» строители. Им и адресованы эти з д а ­ ния контейнерного и сборноразборного типа. Поближе с ними познакомиться можно на демонстрационном поле В Д Н Х С С С Р , где открыта выставка «Лучшие образцы мобильных зданий, сооружений, у с т ан о ­ вок для строительно - монтажных организаций». Блок - контейнер «С тавро ­ полец», например, разработан ный Госагропромом и Гос- гражданстроем, пред ставляет собой уютный домик, в котором могут жить трое. В к о м ­ нате — встроенная м ягкая мебель. Е с т ь кухня, душевая, туалет. Дом из трех комнат можно собрать из блок - Контейнера «Пионер», созданного специалистами Минэнерго. И з го то в ­ лен он из цементно - с т р у ж е ч ­ ных плит, которые хорошо сохраняют тепло и надежно з а щищают от сырости. Т ак о е зда ние можно использовать как общежитие, красный у голок , детский сад. Интересна си ст ема « М о ­ д у л ь » . Она пр ед ст а вл я е т со%й упакованные в пак еты набору деталей, и з которых легко но собрать жилой дом, щ у ф бассейн. На в ы с т а в к е представлен, < более 8 0 0 экспонатов, отража ющих достижения в проекту, ровании, зав одском и з г о то в ­ лении и применении мобильных зданий и сооружений. (Корр. Т А С С )

RkJQdWJsaXNoZXIy