За дело Ленина, 1985, № 129

Т Г Т Т Т Т Г Г Т Т У Т У Т Г У Г Г Г ГТГТгГУ У ГГГГ ГГП ГГ ТУ Г7 «ЗА Л ЕЛО ЛЕНИНА. »"*'>•> rV* № 129 (5885) 26 октября 1985 года С ЗАБОТОЙ О ЛЮДЯХ В июне 1984 года на бюро районного комитета партии рассматривался воп­ рос «О состоянии массо­ во - политической работы, культурного, торгового ' и бытового обслуживания в малочисленных селах», где были отмечены серьезные недостатки в постановке этой работы, намечены ме­ ры и конкретные сроки по исправлению создавшегося положения. Прошло больше года. За этот период на стра­ ницах нашей газеты не­ сколько раз появлялись, материалы под рубрикой "Лицом к малой дерев­ не». В них можно найти строки, комментарии к котбрым не нужны: «Де­ ти подрастают, в школу надо, а школы нет. В интернат ребенка отдашь вся душа изболится». «На магазин здесь не надеют. ся, надеются на свои си­ лы», «Уедем, — говорит Нина Митрофановна Зуб­ кова. — Последнюю, шес­ тую свадьбу сыграем и уедем. Не под силу здесь жить». Это речь идет о Михеевне. А подобных Ми­ хеевне деревень много. Вели к ним, действитель­ но, не повернуться лицом, го их ожидает участь Украинки, Ичи, Образцо­ во, Курчавой. Тайчинки и ряда других. некогда существовавших и живших полнокровной жизнью де­ ревень. Там растили хлеб, ^изводили мясо. А ка- веселые свадьбы там гуляли под русский баян. А • теперь, как об этом сказал наш земляк Петр Иванов, тишина и покой. И лишь кукушка По лесу разносит об утраченном счастье печаль. Если ме- ото ня обвинят нет да. В этот в лирике. то горькая прав- прошедшем месяце вопрос вновь стал предметом обсуждения на бюро. Что же изменилось па этот период? В част­ ности, по бытовому обслу­ живанию в информации было . отмечено, что план (ио валу) РПУ бытового обслуживания населения выполняет, но план выда­ чи бытовых услуг населе­ нию нс выполняется. Ког­ да то на Доме быта ви­ села вывеска с перечнем оказываемых услуг и их было за десяток. Здесь * и пастьба скота, и ремонт квартир, кладка и ремонт печей и так далее. Для того, чтобы сейчас появи­ лась такая вывеска, не­ обходимо иметь матери­ альные и организацион­ ные гарантии. Практичес­ ки же Нет возможности комплексно обслуживать населенные пункты. Воп­ рос упирается в. транс­ порт. На 1986 год преду­ смотрен. планом сверх^ рост к уровню 1985 года на 15 процентов, но пока это ни чем не подкрепле­ но. Из - за отсутствия кадров не работает ряд комплексных приемных пунктов. Проблем много. Где же выход? В целях улучшения бы­ тового обслуживания с июля прошлого года в от­ расли проводится эконо­ мический эксперимент, на­ правленный на расширение хозяйственной самостоя­ тельности и усиление за­ интересованности в более полном удовлетворении по­ требностей людей в услу- iax. В новых условиях ра­ ботают коллективы объе­ динений, фабрик, ателье, мастерских в ряде респуб­ лик, краев и областей. И как отмечала. центральная почать, опыт удался. Осуществление мер по повышению заинтересован­ ности и ответственности побуждает коллективы пред­ приятий службы быта улуч­ шать качество, точно со­ блюдать сроки исполнения заказов, расширять объем услуг, пользующихся повы­ шенным спросом у населе­ ния. С первого октября этого го­ да наше РГ1У бытового об­ служивания населения прак­ тически работает в усло­ виях экономического экспе­ римента. Главное, над чем будет*трудиться коллектив РГ1У, стало ясно из инфор­ мации: необходимо доби­ ваться ускоренного разви­ тия сервиса на селе. Ра­ боты здесь непочатый край. Значительно бы сокра­ тился поток жалоб и на­ реканий на всех уровнях, если бы ремонт телера- дноаппаратуры. бытовых приборов и машин был на­ лажен непосредственно на дому. сокращен повтор мын ремонт и переделки. Раз печь идет о хозяйст­ венной самостоятельности, то необходимо продумать ‘вопрос о максимальном ис­ пользовании возможностей работы с деревом. Раньше этот опыт был. Столярная мастерская выполняла за­ казы Не только индиви дуальные, но также пред­ приятий и организаций на разные изделия. И каче­ ство было отменное — ис­ пользовался отборный и просушенный материал. Сейчас индивидуальному застройщику нет возмож­ ности заказать дверные полотна, оконные рамы и многое другое. Это приво­ дит к «левым» заказам в' МПМК и межхозяйствен­ ном лесхоз. Предприимчи­ вый хозяин давно бы уже наладил производство раз­ ных по объему кадушек. Наша сосна не хуже томс­ кой. Черенки для лопат и другого домашнего инвен­ таря можно было бы по­ купать со штампом Север­ ного быткомбината, а не То™чинского лесхоза. Если отработать изуче­ ние спроса и предложить дизайнерски продуманные образцы, то найдутся же­ лающие для индивидуаль­ ного ■оборудования кухонь и отделки комнат. Тем бо­ лее что эти работы не требуют остродефицитных материалов. можно обхо­ диться местными. Для организации более полного обслуживания тру­ жеников сел района служ­ бе быта необходимо опи­ раться на помощь мест­ ных Советов, партийных организаций. От создания нормальных культурно - бытовых условий на мес­ тах они не должны стоять в стороне: выделение и оборудование помещений под комплексные (прием­ ные пункты, подбор кад­ ров, встречные предложе­ ния ио внедрению и ока­ занию дополнительных ус ­ луг й подкрепление их определенной помощью. И от того. как партийные организации, Советы. хо­ зяйственные руководители будут проявлять об этом заботу, дело' только выиг­ рает. Вопрос о проведении экономического экспери­ мента в системе бытового обслуживания населения рассмотрен на исполкоме районного Совета на­ родных депутатов. При­ нято соответствующее ре­ шение. где предусмотре­ ны меры. рассчитанные на успех дела. Утвержде­ на специальная комиссия. К. ИВАНОВ. Школа: шаги реформы _ Изменяется привычный облик школы. В ней по­ являются классы, напоми­ нающие больше заводские цеха или научные лабора­ тории. Теперь уже не костяшки счетов, а кноп­ ки микрокалькуляторов по­ могают ребятам в вычис­ лениях. Не только клас- ная доска и мелок, но и экран дисплея позволит школьникам представить сложные физические про­ цессы и химические прев­ ращения. А в мастерских, где были лишь молотки, рубанки и пилы. зарабо­ тает .современные станки. Такие новые приметы принесла в школьную жизнь реформа. Идет вто ­ рой год ее осуществле­ ние На качественно но­ вы)! уровень выходит на­ родное образование. Это ощущается и в крупных центрах. и в небольших городах, и в сельских шко­ лах Например, r городке Га­ лям на Полтавщине каби­ нет вычислительной техни­ ки оснащен не хуже, чем в иной столичной школе Найти общий язык с ЭВМ ребятам здесь помогают диапроекторы. видеомагни­ тофон. макеты и стенды. Кабинет оборудован с по мощью родителей и ше­ фов. У школы заключен договор с пятью колхова- Псковская область. На осушенных болотах Пыталовс- кого района посланцы братской Белоруссии построили по­ селок нового совхоза «Белорусский». В домах — много­ этажных и коттеджах — удобные квартиры со всеми ком­ мунальными удобствами. В центре поселка — школа, дет­ ский сад. Дом культуры, предприятия торговли и службы быта. В настоящее время белорусские строители готовят поселок к сдаче государственной комиссии. На снимках: центр поселка; быстро н вкусно можно пообедать в совхозной столовой. Фото Г Калачьяна (Фотохроника ТАСС) ПОМ.Г КОЛХОЗ Встретила меня на днях наша престарелая колхозни­ ца Надежда Яковлевна Ти- шечко и попросила написать в редакцию благодарность всем, кто помог в ее нуж­ де. Эта просьба и взволно­ вала меня и обрадовала. А дело заключалось в следу­ ющем. Домик, в котором жи­ вет Н. Я . Тишечко, пришел в ветхое состояние. Думала она. взвешивала и все не решалась пойти в правление за помощью. Знала, как труд­ но в колхозе с людьми, техникой, год - то трудный вышел. И все - таки нужда заставила. пошла к предсе­ дателю колхоза М. В. Лука­ шову, а тот принял ее прос­ то, по - крестьянски, выслу­ шал внимательно, посовето­ вался с бригадиром, и воп­ рос о ремонте тут же реши­ ли. Предоставили пенсионер­ ке строительный материал, причем бесплатно. Бригадир •Верх Красноярской брига­ ды Н. А. Лигвяков вы­ делил для работы А. Ф. Ти­ шечко и А. И. - Балахонова. Причем, последний трудился не за наряд, а из желания помочь человеку. А в это время на его тракторе рабо­ тал К. И. Сандзюк. —. Вот, — говорит Н. Я. Тишечко. — благодаря ду­ шевности этих люден, моей беды как не бывало. Вот и хочется мне их за сочувст­ вие и доброту сердечно от­ благодарить. В. ВИГИЛЯНСКИЙ, селькор. де союзных республик мно­ гие школы, особенно вось­ милетки. не имеют даже учебных мастерских. Та­ ких школ, которые, по су­ ществу, не могут решать задачи. поставленные ре­ формой, еще немало. Осо­ но связано с экономичес­ ким образованием. Улуч­ шить его поможет новый предмет «Основы произ­ водства», который стали изучать старшеклассники. Началось в этом учебном году изучение и другого К У Д А З О В Е Т З В О Н О К ми и. совхозами, которые выделяют необходимые ма­ териалы, средства для за­ купки оборудования. А школьники — ухаживают за посевами. участвуют в уборке урожая и шефст­ вуют над детскими сада­ ми этих хозяйств. Такое сотрудничество приносит взаимную пользу и еще раз показывает, что школьная реформа — общее дело. Развивается сеть меж- школьных учебно - произ­ водственных- комбинатов. К концу нынешнего учеб кого деда их будет в стране свыше трех тысяч. Но вместе с тем, в ря­ бенно велико их число в Таджикистане и Туркме­ нии. Между тем. с 1986 го­ да на общественно полез­ ный. производительный труд дополнительно отве­ дено 1120 часов. Чтобы с толком использовать это время, школа должна иметь все необходимое для организации трудового обу­ чения. Для этой цели в нынешнем учебном году школьники получат тыся­ чи автомобилей, тракторов, десятки тысяч . станков, на­ боров различных инстру­ ментов. швейных машин. Трудовое воспитание тес- иового курса — «Основы информатики и вычисли­ тельной техники». Конеч­ но. не все школы получат сразу вычислительную тех­ нику. Еще только пред­ стоит наладить массовое производство и поставку компьютеров в школы. Но курс построен так. что его можно изучать и не имея ЭВМ. Важен для вступающих в самостоятельную жизнь и такой новый школьный предмет. как «Этика и психология семейной жиз­ ни». На таких уроках идет разговор о морали, о нрав­ ственных ценностях, о нор­ мах человеческих отноше­ ний. Здесь многое зависит от умения педагога умно и тактично повести с юно­ шами и девушками разго­ вор на такую сложную те­ му. Впрочем, столь же вы­ сокие требования к учите­ лю предъявляет реформа и в преподавании других предметов. Велика ответ­ ственность учителя. Но значительна и забота го­ сударства о нем. Сейчас идет второй этап повыше­ ния зарплаты работников народного образования. В прошлом году дополнитель­ ные расходы государства на это составили 374 миллиона рублей, а в ны­ нешнем — 850 миллио­ нов рублей. Сейчас главное — ко­ нечный результат: чему учитель научил своего уче­ ника. какую личность вос­ питал. Современная школа должна выработать у под- пастающего поколения лю­ бознательность. желание мыслить. действовать по- новому. Л. ЧЕРНЕНКО корр. ТАСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2