За дело Ленина, 1985, № 120

ГТГ77ТУ угггуу У. сЗА ДЕЛО ЛЁНИНА) У'Г/УУ~ГПГУ/'- ^ГГ/->Гг > № 120 (5876) 5 октября 1985 года ВСТРЕЧАЯ ПРАЗДНИК В нашей стране стало тра­ дицией ежегодно, в первое воскресенье октября, отме­ чать День учителя. . Вместе с наставниками мо­ лодого поколения радость этого замечательного празд­ ника разделяют все советские люди, каждая наша семья, ведь школьное дело — дело общепартийное, всенародное. Содержание школьного тру­ да наиболее полно стало отвечать потребностям разви­ того социалистического обще­ ства, успешно идет переход на новые программы, нача­ то. в порядке эксперимента, обучение детей с шестилетнего возраста. Следуя почину московских учителей, педагоги нашего района стремятся научить всех и воспитать каждого, ведут настойчивую работу по повышению эффективности каждого урока, всего учеб­ ного процесса, по преодоле­ нию формализма в оценке качества знаний учащихся. В соответствии с планом мероприятий по реализации основных направлений ре­ формы общеобразовательной и профессиональной школы в основном завершен пере­ ход ко всеобщему среднему образованию. Практически все школьники, окончившие 8 классов, продолжают обра­ зование в различных сред­ них учебных заведениях. Ежегодно выполняется план набора в 9-е классы, все учащиеся своевременно за­ канчивают 10 классов. В те­ чение последних 5 лет нет отсева из 1— 8 классов. Улучшаются бытовые ус­ ловия в пришкольных интер­ натах, ежегодно выполняется план набора в группы прод­ ленного дня. Укрепляется материальная база школ, со­ вершенствуется кабинетная система обучения. Большин­ ство учителей района попол­ нили свои педагогические ла­ боратории творческими раз­ работками уроков и внеклас­ сных мероприятий. Проведена определенная работа по превращению школы в центр воспитатель­ ной работы в микрорайоне, укрепились связи школ со всеми заинтересованными ор­ ганизациями. Активизирова­ лась работа сельских биб­ лиотек, при всех ДК. клу­ бах организована работа кружков, агитбригад. Работа организована в соответствии с единым координационным планом. Разработанное еди­ ное расписание работы всех учреждений позволило охва­ тить кружковой работой бо­ лее 97 процентов учащих­ ся. Улучшилось состояние тру­ дового обучения, воспитания и профессиональной ориента­ ции учащихся. Во всех сред­ них школах в 9— 10 клас­ сах введена углубленная тру­ довая подготовка. для этого выделен специально один день в неделю. Завершает­ ся переход на новые прог­ раммы по трудовому обуче­ нию в 1— 8 классах. Увели­ чился охват учащихся обще­ ственно полезным трудом, воз­ росла его значимость в вос­ питании и результативность. Создали рабочие места в школьных мастерских, каби­ нетах обслуживающего труда, на производстве. На рабочих местах школь­ ники выполняют обязанности доярок, телятниц, слесарей- ремонтников, швей. Все шко­ лы имеют подсобные хозяй­ ства, дети сами себя обес­ печивают картофелем и ово­ щами. Всем этим успехам обяза­ ны учителю. Ведь абсолют­ ное большинство учителей правильно понимают идеи реформы, имеют личные твор­ ческие планы, широко прак­ тикуют проведение в старших классах уроков - лекций, се­ минарских занятий, конфе­ ренции. стремятся усилить практическую направленность преподавания, повышают вос­ питывающую роль предмета как на уроках, так и во внеурочное время. Сейчас у нас в районе трудятся два заслуженных учителя школ РСФСР — А. П. Гламаздин — дирек­ тор Останинской восьмикет- ней школы и Н. Т. Ильиных учительница начальных классов Северной средней школы, 6 старших учителей, учитель - методист, 38 от­ личников народного просве­ щения. На каком бы участ­ ке ни трудился человек, но если он отдает все силы, если еженедельно, ежечасно добросовестно выполняет свой долг, труд его непременно будет замечен и оценен. Сре­ ди награжденных немало учителей, которые составля­ ют авангард нашего учитель­ ства. В Северной средней шко­ ле преподает математику Алехина Надежда Койдрать- евна — ветеран педагогичес­ кого труда. Примечательно то. что она вооружает маль­ чишек и девчонок не только математическими, но и общи­ ми учебными навыками, та­ кими, как организация позна­ вательной деятельности, ра­ бота с учебником, с книгой, другими источниками инфор­ мации, культура устной и письменной речи!. «Проблем­ ные вопросы, исследователь­ ские методы помогают детям на ее уроках более осознан­ но и вместе с тем прочно усвоить материал именно на уроке. Голубева Зинаида Нико­ лаевна и Карюкина Людмила Борисовна — директора школ Чувашинского сельского Со­ вета. Это ответственные лю­ ди. В той и другой школе чистота, порядок, требова­ тельность к учащимся и большая забота о них. Чут­ кие, отзывчивые. они не замыкаютсй рамками школы, активно участвуют в общест­ венной жизни села. Кемелева Галина Фоми­ нична — учительница русско­ го языка и литературы Се­ верной средней школы, глу ­ боко зная свой предмет, уме­ ло может заинтересовать, увлечь своих школьников. Глубоких и прочных зна­ ний v учащихся добиваются старший учитель Северной средней школы Гридина У л ь ­ яна Павловна и отличник народного просвещения стар­ ший учитель Веселовской малокомплектной школы Мок­ роусова Галина Васйльевна, учитель физики Северной средней школы . Петрова Славамира Онисифоровна. ветеран педагогического тру­ да, математик Биазинской средней школы Светлана Ана­ тольевна Зиновенко, учитель географии, директор Ново­ троицкой средней школы Вла­ димир Леонтьевич Ковалев, учительница английского язы­ ка Галина Васильевна Цып­ лакова и многие многие дру­ гие. Признанными мастерами педагогического труда, актив­ ными общественниками, са­ мыми близкими помощника­ ми родителей в воспитании детей является учитель - ме­ тодист, отличник народного' образования Галина Дмитри­ евна Багрова, орденоносец Анна Александровна Устьян- чик, Зинаида Петровна Гру- енко — отличник народно­ го просвещения. Мария Емель­ яновна Ковалева — ударник 10-й пятилетки, отличник на­ родного просвещения, Мария Николаевна Петрова — ве­ теран педагогического труда, Нина Афанасьевна Легачева, Зинаида Николаевна Овсян- ко. Ведут по стране пионерии ребят ‘ старшие пионерские вожатые. Роза Владимировна Мамакова - вожатая Биа­ зинской средней школы. Она накопила огромный методи­ ческий и практический мате­ риал, часто на семинарах вожатых делится опытом сво­ ей работы. По итогам обще­ ственно - потилической ат­ тестации 1981 года Розе Владимировне' присвоено зва­ ние «Вожатый - инструктор». Совсем недавно работают во­ жатыми Светлана Юдина — • Верх Красноярская сред­ няя школа. Светлана Бата­ лова — Северная средняя школа, Надежда Максимова — Биазинская вспомогатель­ ная школа - интернат. Но уже сейчас с большой теп­ лотой отзываются о них в коллективе, к работе относят­ ся добросовестно, с увлече­ нием. Особого уважения заслу­ живает труд педагогов, вос­ питателей интернатных и до­ школьных учреждений. С материнской любовью и заботой относятся к детям Ирина Ивановна Савастеева, Вера Павловна Ивашкевич, Мария Терентьевна Савино­ ва, Галина Александровна Чаплыгина, Софья Михайлов­ на Черношвец. Любовь к детям, добросо- вествое выполнение обязан­ ностей, понимание, что им от­ дано самое дорогое — дети, характеризует учителей, вос­ питателей из Биазинской вспомогательной школы-ин­ терната. Наша партия высоко це­ нит советского учителя, как активного борца идеологичес­ кого - фронта, активного об­ щественника. Каждый чет­ вертый учитель района — коммунист, среди молодых большинство комсомольцы, многие избраны депутатами местных Советов. Задачи, возложенные на советскую школу, высокоот­ ветственны, ведь от того, как мы воспитаем молодое по­ коление, зависит будущее страны. Они настолько вели­ ки, что мы не имеем права плохо работать. Будет пра­ вильно. если все мы, каж­ дый из нас запретим себе какую бы то ни было рас­ слабленность. Современный этап разви­ тия страны выдвигает пе­ ред советским учительством новые задачи. Предстоит сформировать молодое поко­ ление, способное воплотить в жизнь программные уста­ новки партии по совершен­ ствованию развитого социа­ листического общества. ска­ зано в Основных направле­ ниях реформы школы. Это ко многому нас обязывает. Дорогие товарищи! От всей души, от всего сердца поздравляю всех с всена­ родным праздником — Днем учителя. Желаю творчества, крепкого здоровья, личного счастья. Новыми успехами встретить XX V II съезд КПСС. Л. ЮРЕВИЧ. ' заведующая районо. УЧИТЕЛЬСКИЙ ТРУД — ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО | ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. БЕЗ ШКОЛЫ , БЕЗ | УЧИТЕЛЕЙ НЕВОЗМОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ РАЗ- <? ЕИТИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ И СОЦИАЛЬ- I НЫИ ПРОГРЕСС СТРАНЫ . УМНОЖЕНИЕ f ДУХОВНОГО ПОТЕНЦИАЛА. ЕЕ ДОБРАЯ ПАМЯТЬ По прошествии не одного десятка лет память хранит воспоминания о моих первых учителях. Первое сентября 1953 года было хмурым, не со­ ответствовало нашему на­ строению, ибо в это утро мы с братишкой отправля­ лись первый раз в жизни в школу. В холщевой сум­ ке одни учебники на дво­ их, которые мама храни­ ла все лето на дне не­ большого сундучка. По до­ роге встретили своего свер­ стника и товарища Илью Сазонова. Вот это и был наш первый класс из трех человек. Бывали мы и раньше в этой школе, расположен­ ной на краю села в быв­ шем кулацком доме. Ведь школа была единственным учреждением социально­ культурного назначения — клуба у нас не было. Сей­ час мы шли туда с осо- ,бым чувством — мы пер­ воклассники. Встретила нас наша первая учительница Мар­ гарита Власовна Власенко. Все в это день было не­ обычным. Потом школь­ ные будни. Для нас 1953 год был тем годом, о ко­ тором сейчас поется в детской песенке: «Буквы разные писать тонким пе­ рышком в тетрадь...» И так четыре года... Вот мы и пятиклассни­ ки. Семилетняя Граждан- ценская школа, ее коллек- тим учителей, ученики, которые не умещались в четырех классах в две смены, не шли ни в какое сравнение с нашей Кур- чавской. Первые дни мы жались у стен, как - ни­ как из провинции. А по­ том показали на что и мы способны. Годы учебы в Граждан- ценской школе оставили добрую память об учите­ лях. Примером строгости, справедливости и человеч­ ности для меня и сейчас является Михаил Михай­ лович Смык, тогда дирек­ тор школы, учитель исто­ рии. Его (уроки по древне­ греческой мифологии у нас не вызывали сомнения в том, что он лично зна­ ком с Гефестом, встречал­ ся с Зевсом, настолько они были яркими и убе­ дительными. Хозяйкой в строгом ми­ ре цифр, алгебраических выражений мы поправу считали Татьяну Сергеевну Мизеву. Она искренне огорчалась нашим неуда­ чам и радовалась, когда после объяснения нового видела на наших лицах нечто осмысленное. Вот те самые буквы разные писать... в тетрадь, но только писать правиль­ но учила Нина Филипповна Власенко. Она нас никог­ да не ругала, была урав­ новешенной, но мы ее боя­ лись. Что греха таить, ведь и сейчас среди учеников существует градация по отношению к учителям. С Марией Ивановной Корчигиной мы ходили по азимуту, занимались съем­ кой местности, разгляды­ вали в микроск'оп клетки кожицы лука, наблюдали как работает сердце у препарированного окуня. И еще много интересного узнали от нее. Как гласит народная мудрость «С ми­ ру по нитке...» А из ус­ лышанного и увиденного — знания. Так терпеливо они вкладывали в нас зна­ ния. и мы благодарны им за это. В канун Дня учителя я желаю моим добрым наставникам -^хорошего здо­ ровья, отличного настрое­ ния, счастья. Всему кол­ лективе учителей Граждан- цевской восьмилетней шко­ лы успехов в труде, пе­ дагогических находок, хо­ роших учеников. А. КОНОВАЛОВ ЦИФРЫ И ФАКТЫ Для осуществления Перехода к обучению детей с 6-лет- него возраста идет подготовка кадров учителей и воспитате­ лей, в том числе для обучения в детсадах по Программе 1-го класса. Страна высоко ценит учительский труд. Около 250 учителей, мастеров производственного обучения, руководи­ телей школ и ПТУ удостоены звания Героя Социалистичес­ кого Труда. Первоклассница. Фото А. Шмаенкова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2