О Р Г А Н С Е В Е Р Н О Г О Р А Й К О М А К П С С И Р А Й О Н Н О Г О С О В Е Т А Н А Р О Д Н Ы Х Д Е П У Т А Т О В Н О В О С И Б И Р С К О Й О Б Л А С Т И Выходит по вторникам, четвергам и субботам. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Газета основана 20 июля 1935 года № 120 ( 5 8 7 6 ) С У Б Б О Т А 5 О К Т Я Б Р Я 1985 г о д а Цена 3 коп. В о сьм ая неделя ударной вахты „ X X V I I с ъ е зд у К П С С - 27 уд а р ны х н е д е л ь " посвящается VI I I с ъ е з д у РКП (б). V I I I с ъ е з д партии с о с т о я л с я в ра з г а р гр ажданской войны и иностранной военной интервенции. Б этих невероятн о т р у д н ы х у с л о в и я х н е о бх оди м о б ы л о реш ать не т о л ь к о вопросы ведения войны, но и д р у г и е вопросы жизни страны, д е я т е л ь н о с т и партии, н ам еча ть п о ли тик у и стратегию, организационные ф о р мы е е работы. Д л я решения этих н а с ущ н ы х п р о б л е м н Т>ыл созван V I I I с ъ е з д Р К П ( б ) . С ъ е з д пр ох о ди л в М о скв е , в К р е м л е , в К р у г л о м з а л е здания бывших С у д е б н ы х у с т а н о в л е н и й (ны н е С в ер длов ский з а л здания Совета Мини стр ов С С С Р ) . На с ъ е з д пр ибы ли 301 д е л е г а т с реш ающим г о л о с о м и 102 — с со в ещ а т е л ь н ы м , пр ед ста в лявш ие 3 1 3 7 6 6 ч лен ов партии. В повес тку дня с ъ е з д а б ы л и в клю ч ены с л е д у ю щ и е вопросы: 1) отчет Ц е н т р а л ь н о г о Ком и т е т а ; 2 ) П р о г рамма Р К П ( б ) ; 3 ) со зд ание К о м м ун и с ти ч е ск о го И н тернационала; 4 ) военное п о ло ж ен и е и военная п о л и тика; 5 ) р абот а в дер евне ; 6 ) организационные в оп ро сы; 7 ) выборы Ц е н т р а л ь н о г о Комитета. Р а б о т о й с ъ е з д а р у к о в о д и л В. И. Л ен ин . Он в ы с т у п а л с О тч ет ом Ц К , с д ок л а д ам и о П р о г р ам м е Р К П ( б ) и о р о б о т е в деревне, а такж е произнес в с т у п и т е л ь н у ю I ечь, речь но в оенн ому воп ро с у на зак ры т ом з а с е д а нии с ъ е з д а и з а к л ю ч и т е л ь н у ю р е ч ь при закрытии с ъ е з д а . Им б ы л и п о д г о т ов л ен ы все основные части проекта П р о гр ам мы партии и проект р е з о лю ц и и об отношении к ср е д н е м у к р ес тьян ств у . Важнейшим д е л о м с ъ е з д а б ы л о принятие новой, второй П р о г р ам м ы партии. П е р в а я П р о гр ам м а партии, принятая на I I с ъ е з д е Р С Д Р П , б ы л а выполнена вл ас т ь прочно пе р еш ла в р у к и ра б о ч е г о кл а с с а . П е р е д п р о лета ри ат ом и е г о партией в ста ва ла новая задача — н е с тр о ение со ц и а ли с ти ч е ско го общ ества . От имени комиссии, со зданной на V I I с ъ е з д е Р К П ( б ) , В. И . Л е н и н пр ед с т а ви л V I I I с ъ е з д у проект, который п о с л е обс уж дени я е г о в комиссии и на пле - г а р н ы х зас ед ания х б ы л ут в ер ж д е н с ъ е з д о м в к а ч е с т ве новой П р о г р ам м ы партии. Н о в а я Пр о гр ам ма о п р е д е л я л а задачи партии на в е с ь переходны й период от * капитализма к с о ц и а л и з м у . В аж н ое место в р а б о т е с ъ е з д а з а н я л военный воп- рос. Р а з р а б о т а н н ы е Л е н и н ы м основные п о лож ени я военной политики партии з а к л ю ч а л и с ь в том, ч то бы со з д а т ь совр ем ен н ую р е г у л я р н у ю армию, сп особную защитить соци а л и с ти ч е ски е завоевания от внешних н внутренних врагов. В решении по п а р тийном у с т р о и т е л ь с т в у с ъ е з д п р и з н а л н е о бх оди мы м об р а з о в а т ь в составе Ц К П о л и ти ч е с к о е бюро, Ор ганизац ионное бю ро и С ек рета рнат Д е я т е л ь н о с т ь эти х к о л л е г и а л ь н ы х органов Цент- т т Г л \ Г° К о ми тета вед ет сво е н а ч а л о от V I I I с ъ е з д а С ъ е з д по р у чи л Ц е н т р а л ь н о м у К о м и т е т у вниматель- по с л е д и т ь з а с о ц и а л ьны м со став ом партии, с б о л ь ш е й 1рг»н в а т е л ь н с с т ь ю по дх оди ть к пр иему в партию тех , кто не относится к ч и с л у ра бочи х и крес тьян . В ц е л я х у л v e n t e r ия по дготовки партийных кадров с ъ е з д вы- ска. а л е я за со здание высшей партийной ш к о лы пои "*• а также п о р у ч и л Ц е н т р а л ь н о м у К о м и т е т у о р г а ни зовать издание еж е н е д е ль н и к а « И з в е с т и я Ц К » д л я о св ещ ения вопросов партийной жизни. Б ы л о решено провести регистрацию всех ч л е н о в партии. Она бы л а о \ ш ес тв лена п о с л е с ъ е з д а и фактиче ски в ы л и л а с ь в чистку партии. На з а к лю ч и т е л ь н о м зас едании с ъ е з д а б ы л избран Ц е н т р а л ь н ы й К о м и т е т во г л а в е с В. И. Л е н и н ы м в составе 19 ч лен ов Ц К и 8 кандидатов в ч л ен ы Ц К Рг р и" ионная комиссия в составе 3 ч е л о в е к . \ Ш с ъ е з д и м е л о г р ом н о е знач ение в жизни Р К П ( б ) . П г г н я т а я им новая, вторая П р о гр ам м а партии я в и л а с ь программой построения с о ц и а л и с ти ч е ск о го общества ч нашей стране. Р е ш е н и я с ъ е з д а сп о с об с т во вал и у т верждению С ов етской власти, у к р е п л е н и ю военно-по л и ти ч е с к о г о сокыа п р о л е т а р и а т а и кр ес тьян ства р о с т у б г е еп о со б н о с ти Кр асной А р м и и . Они в о од уш еви ли на ■юрьс v г абочий к л а с с и ко мм ун и с ти ч е ск и е партии - а т у б е ж н ы х стран. С высоким качеством О М С К . С ов хо зы и к о л х о з ы о б л а с т и . в сжаты е ср оки завершив у б о р к у , активно • вы п о л н яю т п е р вую зап ов ед ь х л е б о р о б о в . Еж едн евн о на э л е в а т о р ы д о с т а в л я е т с я почти 5 0 — 56 тысяч тонн зерна. Т о л ь к о си л ь н о й пшеницы п о с т у пи л о 4 5 2 тысячи тонн. В ы п о л н е н также годовой план пр одажи тв ердой пш е ни цы. Н а и б о л ь ш е е ' ко ли ч е с т в о з ерна с содержанием к л е й ковины от 28 пр оцентов и выше отп равили О д е с ский, Па в логр ад ск ий , Ш е р - б а к у л ь с к и й , Таври ческий и Р у с с к о . П о л я н с к и й районы. 6 о к т я б р я - Д е н ь у чит С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ ПЕДАГОГИ! Завтра — Д е н ь у ц и т е л я — всенародный праздник. С ов е т с ка я страна чес твует л ю дей ответственной, сл ож н о й , б л а г о р о д н о й профессии, л ю д е й , к о т оры е в е л и к у ю ц е л ь « з н а н и я — н а р о д у » п о м о г ли с д е л а т ь реа л ь н о с т ь ю нашей жизни. С ам о е ценное сво е б о г атс тв о — подр ас тающ ее п околение д о в ер и л народ у ч и т е лю , н а д еж н ому пом ощ ник у партии в ее в о спи тате льной д е я т е л ь н о с т и . У нас в стране высоко ценят г| ажданский подвиг учи т е лей . Вы с ок ая оценка у ч и т е л ь с к о г о т р у д а им еет своим ис током л ен ин ск о е отношение к наставникам и в о спи тате ля м м о л о д о г о поколения. Выросший в с е м ь е у ч и т е л я , В. И Л ен и н хорошо з н а л , у важ а л , ценил н е л е гк ий педагогический т р у д . Он призы в а л партию, по стоянно за б о т и т ь с я о на р од н о е пр освещении, об у ч и т е л е . Б о л е е д в у х с о т ч е л о в е к насчиты вает в своих рядах армия рай онн ого у ч ите льства . К аж ды й год она п о п о л н я е т с я м о ло ды м и си лами . В э т о м г о д у в л и л о с ь семь начина 10 ЦНХ педаго гов. П р о й д у т годы , и они с б л а г о д а р н о с т ь ю б у д у т вспоминать своих с т а гш н х к о л л е г , ко т оры е щ ед р о д е л и л и с ь с ними опытом. А таких у ч и т е л е й , к о т о рым е с т ь чем п о д е л и т ь с я , у нас много . У ч и т е л ь - у в аж а ем ы й ч е л о в е к на с е л е . Он не т о л ь к о педагог, в оспи тате ль , но и н е утомимы й эн т у зи а с т - общ ественник. Р а з л и ч н ы е л ек т ор и и , ч и т а т е ль с к и е ко нф еренции, встречи и бе с еды — все это з ач а с т ую д е л о р у к наших у ч и т е л е й . П а рти я и г о с у дарство пр ояв л яю т по стоя нн ую з а б о т у о ш к о л е , у ч и т е л я х . За з а с л у г и в д е л е о б у чения и воспитания д етей t м ногие у ч и т е л я на гр аждены орденами и м е д а л я м и , у д о с т о ены вы сок ого звания з а с л у ж е н н о г о у ч и т е л я ре сп у б ли к и , значка « О т л и ч н и к на р одн о го п р о с в ещ е н и я » , В отве т на з а б о т у го с у д а р с т в а у ч и т е л я отдают все с и л ы и знания о б у ч е ни ю и в о с питанию детей , с т р ем я т с я к т о м у , чтобы каждый у р о к б ы л м а к с и м а л ь н о п о л е з е н . У ч и т е л и м ного ра бо т аю т над со бой , р а с ширяют свой к р у г о з о р . Сей час перед у ч и т е л я м и п о с т а в л е н ы но вые зада> и. В аж н ейш е й из ни х я в л я е т с я подготовка ш к о л ьн и к о в к активной т р у д о вой и общ е ст в ен н о й д е я т е л ь н о с т и . П е да го г и ч е ски й к о л л е к т и в ра й она у п о р н о т р у д и т ся г а д вы п о л н ен и ем задач , в ы д в и н у т ы х пашен партией в д е л е д а л ь н е й ш е г о развити я н сов ерш е н с т в ован и я н а р одн о го о бразовани я, воспитания у м е л ы х , идейно з а к а л ен н ы х м о л о д ы х лю д ей . С пр аздником вас, д ор о г и е у ч и т е л я ! З Е Р Н О В Ы Е У Б Р А Н Ы 2 се н т я бр я к о л х о з имени Ка лин ин а з а к о н ч и л у б о р к у зерн овы х . Они о б м о л о ч е н ы на всех 1 2 6 8 ге ктарах. Н а м о л о ч е н о б е з м а л о г о 13 т ы сяч 2 0 0 центнеров. У р о ж а й но сть п р евы си л а 10 ц е нтн еров. К а к и в п р ош лы е год ы , з д е с ь р а б о т а л о звен о В л а д и м и ра Ивановича Сидор ова. Он, как и ч л е н ы его звена, — из С ев ерно го : из « С е л ь х о з - х и м и и » , м а с ло з а в од а , д р у г и х предприятий — И. М . С л о - бодчнков, П. И . В а с и л ь е в , я Ра тников . В. Сандзюк, П. Ч ерношвец . Х о р о ш о р а б о т а л и в о д и т е л и « Т г а н с с е л ь х о з т е х н и к и » под р у к овод ств ом Н . И. Ц ы п л а кова — М , К о рм а ч е в , Н . Р у денко И . Санников, В . А к и мов, Н . Смык. Н а снимках: зв ен ь евой В И. Сидоров ; на п о с л е д н и х гектарах . ^ Ф о т о А . Ш м а е н к о в а .
Г Т Г 7 7 Т У у г г г у у У. сЗА ДЕЛО ЛЁНИНА) У'Г/УУ~ГПГУ/'- ^ГГ/-> Г г > № 120 (5876) 5 октября 1985 года ВСТРЕЧАЯ ПРАЗДНИК В нашей стране с т а л о т р а дицией еж е годн о , в п ерв о е в о с к р е с е н ь е октября, о т м е ч а т ь Д е н ь у ч и т е л я . . В м е с т е с наставниками м о л о д о г о п о к о л ен и я р а д о с т ь э т о г о з а м е ч а т е л ь н о г о п р а з д ника р а з д е л я ю т все советские л ю д и , каждая наша с е м ь я , ведь ш к о л ь н о е д е л о — д е л о общ е п а рти йн о е , всенародное. С од ерж а ни е ш к о л ь н о г о т р у да н а и б о л е е п о л н о с т а л о от в е ч ат ь п о т р е бн о с т я м развит о г о с о ц и а л и с ти ч е ск о го о б щ е ства , у с п еш н о идет п е р е ход на новые пр огр ам мы , н а ча то. в п о ряд ке эксперимента, о б у ч е н и е д е т е й с ш е с т и л е т н е г о возраста. С л е д у я почину м осковских у ч и т е л е й , педаго ги нашего района ст р ем ят с я научить в с е х и воспитать каждого , в ед ут настойчивую р а б о т у по повышению эффективности к а ж д о г о у р о к а , все го у ч е б но го пр оцесса, по п р е о д о л е нию ф о р м а л и з м а в оц енке качества знаний у ч ащ и х ся . В со ответс твии с пл а н о м мероприятий по р е а л и за ц и и о с н овн ы х на п ра в ле ни й р е ф ормы о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й и п р оф е с с и о н а льн ой ш к о л ы в основном з а в е р ш е н п е р е ход ко в с е о б щ е м у с р е д н е м у образованию. Практиче ски все ш кольник и , ок ончившие 8 кл а с с ов , п р од о лж аю т о б р а зование в р а з л и ч н ы х с р е д них у ч е б н ы х заведениях. Е ж е год н о вы п о л н я е т с я п л а н набора в 9-е кл а с сы , все у ч а щ и е с я сво евременн о з а канчивают 10 к л а с с о в . В т е чение п о с л е д н и х 5 л е т нет о тс ева из 1 — 8 кла сс ов . У л у ч ш а ю т с я бы т о вы е у с л о в и я в п р иш к о л ь н ы х и н т ер натах, еж е г о д н о вы п о л н я е т с я п л а н набора в гр уп пы п р о д л е н н о г о дня. У к р е п л я е т с я м а т е р и а л ь н а я ба за ш к о л , с о в е р ш ен с т в у е т с я кабинетная си стема о б у ч е ни я . Б о л ь ш и н ство у ч и т е л е й района п о п о л н и л и свои п е д а г о г и ч е ск и е л а б ор ат ории твор ч е с к им и ра з ра бот ками у р о к о в и в н е к л а с с н ы х м ероприятий. П р ов ед ен а оп р е д е л е н н а я работа по превращению ш к о л ы в центр в о с п и т а т е ль ной ра бо ты в микрорайоне, у к р е п и л и с ь свя зи ш ко л со вс е м и заинтересованными о р ганизациями. А к т и в и з и р о в а л а с ь р абот а с е л ь с к и х б и б л и о т е к , при в с е х Д К . к л у ба х организована р а б о т а кр уж к ов , агитбригад. Р а б о т а организована в соответствии с единым координационным п л а н о м . Р а з р а б о т а н н о е е д и ное расписание ра б о ты в с е х учреж де ни й п о з в о л и л о о х в а т и т ь к р уж ковой р а б о т о й б о л е е 97 процентов у ч а щ и х ся. У л у ч ш и л о с ь со стоя ни е т р у д ового о б у ч е н и я , воспитания и п р оф е с с и о н а ль н о й о р и е н т а ции у ч а щ и х с я . Во в се х с р е д ни х ш к о л а х в 9 — 10 к л а с с а х введена у г л у б л е н н а я т р у дова я п одготовка . д л я эт о го в ы д е л е н с п е ц и а л ь н о один д е н ь в н е д е л ю . З а в ерш а е т ся п е р е х о д на новые п р о г р ам мы по т р у д о в о м у о б у ч е нию в 1— 8 к л а с с а х . У в е л и ч и л с я ох в а т у ч а щ и х с я о б щ е ственн о п о л е з н ы м т р у д о м , в о з р о с л а е г о з н а ч и м о с т ь в в о с питании и р е з у л ь т а т и в н о с т ь . С о з д а л и р а б о ч и е м еста в ш к о л ь н ы х м а с терски х , к а би н е т а х о б с л у ж и в а ю щ е г о т р у д а , на производстве. Н а р а б о ч и х м е с т а х ш к о л ь ники в ы п о л н я ю т обя занн ости д о я р о к , т е л я т н и ц , с л е с а р е й - ремонтников , швей. В с е ш к о л ы имею т п о д с обн ы е х о з я й ства, дети сами с е б я о б е с печивают к а р т о ф е л е м и ово щами. В с е м этим у с п е х а м о б я з а ны у ч и т е лю . В ед ь а б с о л ю т но е б о л ьш и н с т в о у ч и т е л е й п р а в и л ь н о по нимают ид еи реф о рмы , им ею т л и ч н ы е т в о р ч е с к и е пл а ны , широко п р а к ти кую т пр оведени е в ст а рш и х к л а с с а х у р о к о в - л ек ц ий , с е м и н а р с к и х зан ятий , к о н ф е ренции. ст р ем я т с я у с и л и т ь практич ескую направленность преподавания, повышают воспитывающую р о л ь предмета как на у р ок ах , так и во в н еурочн о е время. Сейчас у нас в районе труд я тся два з а с л у ж е н н ы х у ч и т е л я школ Р С Ф С Р — А . П. Г ла м а з д и н — д и р ек т о р Останинской восьмикет- ней ш ко лы и Н. Т . И л ь и н ы х у ч и т е л ьни ц а на ча льны х кл а с с ов Северной средней ш колы , 6 старших у ч и т е л ей , у ч и т е л ь - методист, 3 8 о т личников народного п р о с в е щения. Н а каком бы у ч а с т ке ни т р у д и л с я ч е л о в е к , но е с л и он отд ает все с и л ы , е с л и еж е н е д е ль н о , еж ечасно д обр осов е стн о вы п о л н я е т свой д о л г , т р у д е г о непременно будет зам еч ен и оценен. С р е ди награжденны х н е м а л о у ч и т е л ей , ко т оры е с о с т а в л я ют авангард нашего у ч и т е л ь ства. В Северной ср едней школ е преподает математику А л е х и н а Надежда Койдрать- евна — ветеран п е д а г о г и ч е с ко го труда . П р и м е ч а т е л ь н о то. что она в о ор уж ае т м а л ь чишек и девчонок не т о л ь к о математическими , но и о бщ и ми у ч ебн ы м и навыками, т а кими, как ор ганизация по зн а ва тельной д е я т е л ь н о с т и , р а бота с учебник ом , с книгой, д р у ги м и источниками инфор мации, к у л ь т у р а устной и письменной речи!. «П р о б л е м ные вопросы, и с с л е д о в а т е л ь ские м етоды помогают детям на ее у р о к а х б о л е е ос о зн а н но и вм есте с тем прочно у св ои т ь м ат е р и а л именно на урок е. Г о л у б е в а Зинаида Н и к о л аевна и Карюкина Л ю д м и л а Борисовна — директора школ Ч уваш ин ск ого с е л ь с к о г о Совета. Это ответственные л ю ди. В той и д р у г о й ш к о л е чистота, порядок , т р е б о в а т е л ь н о с т ь к у ч ащ и м с я и б о л ьш а я забота о них. Ч у т кие, отзывчивые. они не замыкаютсй рамками ш ко лы , активно у ч а с т в у ю т в о б щ е с т венной жизни с е ла . К е м е л е в а Г а л и н а Ф о м и нична — у ч и т е л ь н и ц а р у с с к о го я зы к а и л и т е р а т у р ы С е в ер н о й средней ш ко лы , г л у б ок о зная свой пр едме т , у м е л о м ож ет з а интересова ть , у в л е ч ь св оих ш кольников . Г л у б о к и х и прочных з н а ний v у ч а щ и х с я добиваются старший у ч и т е л ь Северной средней ш к о лы Гри дина У л ь яна П а в ловна и отличник народного пр освещ ения с т а р ший у ч и т е л ь В е с е л о в с к о й м а л о к о м п ле к т н о й ш к о лы М о к ро ус ова Г а л и н а В ас й л ь ев н а , у ч и т е л ь физики С ев ерной ср едней ш колы . П е трова Славами ра Онисифоровна. ветеран п ед аго гич е ск ого т р у да, математик Биазинской ср едней ш ко лы С в етла на А н а т о л ь е в н а Зиновенко, у ч и т е л ь географии, директор Н о в о троицкой средней ш к о лы В л а димир Л ео н т ь ев и ч К о в а л е в , у ч и т е л ь н и ц а а нглийск о го я з ы ка Г алин а В ас и ль евн а Ц ы п лак ова и многие многи е д р у гие. Пр изнанными мастерами п е д а го ги ч е ск о го тру д а , активными общ е ств енни ками , с а мыми б л и з к и м и по м ощ н и к а ми р о д и т е л е й в воспитании д етей я в л я е т с я у ч и т е л ь - м етодис т , о т л и ч н и к на р о дн о г о ' обр азовани я Г а л и н а Д м и т р и евна Багрова , орденон ос ец А н н а А л е к с а н д р о в н а У с т ь я н - чик, Зинаида П е тровн а Груенко — отличник на р одн о го пр освещения. М а р и я Е м е л ь яновна К о в а л е в а — ударник 10-й пя тилетки, отли чник народного просвещ ения, М ари я Николаевна П е трова — в е теран пе д а го ги ч е ск о го тру д а , Нина А ф а н а с ь е в н а Л е г а ч е в а , Зинаида Ник олаевна Овсян- ко. В ед у т по стране пионерии ре бя т ‘ старшие пион ерски е вожатые. Р о з а Владим ир овна Мамакова - вожатая Б иа зинской ср едней ш колы . Она накопила огр ом ны й м е т од и ческий и практический м а т е риал, часто на семинарах вожаты х д е л и т с я опытом своей работы. По итогам о б щ е ственно - по ти л и ч е ск ой а т тестации 1981 год а Р о з е В л а д и м и р о в н е ' пр исвоен о з ва ние «В о ж а т ы й - и н с т р у к т о р » . Совсем недавно р абот аю т вожатыми С в етла на Юдина — • Верх К р ас н о ярс ка я ср ед няя ш кола . С в етла на Б а т а л о в а — С еверная ср ед н я я школа, Н адежда Максимова — Биазинская в с п о м о г а т е л ь ная школа - интернат. Но у ж е сейчас с б о л ь ш о й т е п л о т о й о т зы ваю т ся о них в к о л л е к т и в е , к р а б о т е отн о ся т ся добр осове стн о, с у в л е ч е нием. О с о б о г о уваж ени я з а с л у живает т р у д педагогов , воспитателей интернатных и д о ш к о л ь н ы х учреждений. С материнск ой л ю б о в ь ю и забо той отн ося тся к детям Ирина Ивановна Савастеева, Вера Па в л ов н а Ивашкевич, М а ри я Т е р е н т ь е в н а С авинова, Г а л и н а А л е к с а н д р о в н а Ч а п лы г и н а , Софья М и х а й л о в на Черношвец . Л ю б о в ь к д етям , добросо- вествое вы полнение о б я з а н ностей, понимание, ч т о им о т дано самое д ор о го е — дети, х а р а к т е р и з у е т у ч и т е л е й , в о с пи тателей и з Биазинской в с п ом о га т е л ьн о й ш к о лы -ин терната. Наша партия высоко ц е нит со в етско го у ч и т е л я , как акти вного борца и д е о л о г и ч е с ко го - фрон та, а кти вного о б ществ енника. К аж дый ч е т вертый у ч и т е л ь района — коммунис т , ср еди м о л о д ы х б о л ьш и н с т в о к о м с о м о л ь ц ы , многие избр аны д епутатами м естны х Советов. Задачи, в о з л о ж е н н ы е на со в ет скую ш к о л у , вы сок оо тветств енны, ведь от того , как мы воспитаем м о л о д о е пок о ле н и е , зависит б у д у щ е е страны. Они н а с т о л ь к о в е л и ки, ч т о мы не им е е м права п л о х о работ ать . Б у д е т п р а ви льн о . е с л и все мы, каж дый и з нас зап ре тим себе ка кую бы то ни б ы л о р а с с л а б л е н н о с т ь . С ов р е м е нн ы й этап р а з в и тия стр аны выдвигает перед советским у ч и т е л ь с т в о м новые задачи. Предстоит сф орми рова ть м о л о д о е поколение , сп особно е в оп ло ти т ь в ж изнь п р о гр ам м н ы е у с т а новки партии по со в е рш е н ствованию ра звитог о социа л и с т и ч е с к о г о о бщ е с т в а . сказано в О сновных н а п р а в л е ниях реформы ш к о л ы . Это ко м н о г о м у нас о бя зы ва е т . Д о р о г и е товарищи! От всей души , от в с е го се рдца п о зд р а в л яю в се х с всенародным праздником — Дн ем у ч и т е л я . Ж е л а ю творчес тва, креп кого здор ов ья, л и ч н о г о счастья . Новыми у сп ехами встретить X X V I I с ъ е з д К П С С . Л . Ю Р Е В И Ч . ' з а в е д у ю щ а я районо. У Ч И Т Е Л Ь С К И Й Т Р У Д — В А Ж Н Е Й Ш Е Е З В Е Н О | О Б Щ Е С Т В Е Н Н О Й Ж И З Н И . Б Е З Ш К О Л Ы , Б Е З | У Ч И Т Е Л Е Й Н Е В О З М О Ж Н О П Р Е Д С Т А В И Т Ь Р А З - <? Е И Т И Е П Р О И З В О Д И Т Е Л Ь Н Ы Х С И Л И С О Ц И А Л Ь - I Н Ы И П Р О Г Р Е С С С Т Р А Н Ы . У М Н О Ж Е Н И Е f Д У Х О В Н О Г О П О Т Е Н Ц И А Л А . Е Е Д О Б Р А Я П А М Я Т Ь П о прошествии не одно го деся тка л е т память хранит воспоминания о моих первы х у ч и т е л я х . П е р в о е сентября 1953 года б ы л о х м у ры м , не с о от в е т ст вова ло нашему настроению, и б о в это утро мы с братишкой о тп р а в л я л и с ь первый раз в жизни в ш к о л у . В х о л щ е в о й с у м ке одни учебники на двоих, к о т о ры е мама хр анил а все л е т о на дне неб о л ь ш о г о сундучка. По д о ро ге встретили сво его сверстника и товарища И л ь ю Сазонова. В о т это и бы л наш первый к л а с с из тр е х человек. Б ы ва л и мы и раньше в этой ш к о л е , расп о л ож ен ной на кр аю с е л а в бы в шем к у л а ц к о м доме. В ед ь школа б ы л а единственным у чреж де ни ем со ц иа льно к у л ь т у р н о г о назначения — к л у б а у нас не бы л о . Сейчас мы ш ли туда с осо- ,бым ч увством — мы п е р воклассники. В с т р е т и л а нас наша первая учи т е льни ц а М а р гарита В л ас ов н а В лас енк о . Все в это д ен ь б ы л о необычным. П о т ом ш к о л ь ные будни. Д л я нас 1953 год б ы л тем годом, о котором сейчас по ется в детской песенке: « Б у к в ы разные писать тонким перышком в т е т р а д ь . . . » И так ч е ты р е года... Вот мы и пя ти к ла с с ни ки. С е м и л е т н я я Граждан- ценская ш кола , ее к о л л е к - тим у ч и т е л е й , ученики, ко т оры е не у м е щ а л и с ь в ч е т ы р е х к л а с с а х в две смены, не шли ни в какое ср авнение с нашей Кур- чавской. П е р вы е дни мы ж а ли сь у стен, как - никак из провинции. А потом по ка за ли на что и мы способны. Г о д ы у ч е б ы в Граждан- ценской ш к о л е оставили д о б р ую память об у ч и т е л я х . Примером строгости, справедливости и ч е л о в е ч ности д л я меня и сейчас я в л я е т с я М и х а и л Ми ха й лович Смык, тогд а д и р ек тор школы , у ч и т е л ь и с то рии. Его (уроки по д р е в н е греческой мифоло гии у нас не вы зы вали сомнения в том, что он л и чн о з н а ком с Г еф естом , в с т р е ч а л ся с Зевсом, н а с т о л ь к о они б ы л и яркими и у б е дительными . Х о зя й ко й в стр огом мире цифр, а л г еб р а и ч е с к и х выражений мы поправу считали Т а т ь я н у С ер г е е в н у Мизе ву. Она искренне о г о р ч а л а с ь нашим н е у д а чам и ра д ова ла сь , когда п о с л е о б ъ я с н е ни я нового видела на наших л и ц а х нечто осмы с л ен н о е . Вот т е самые б у к вы ра зные писать... в тет радь , но т о л ь к о писать п р а в и л ь но у ч и л а Нина Фи липповна Влас енко. Она нас никогда не р у г а л а , бы л а у р а в новешенной, но мы е е б о я лись. Что г р ех а таить, вед ь и сейчас среди учеников с ущ е с т в у е т градация по отношению к у ч и т е л я м . С М а ри ей Ивановной Корчигиной мы х о д и л и по а зи м у т у , з а н им а л и с ь с ъ е м кой местн ости, р а з г л я д ы вали в микроск'оп к л е т к и кожицы л у к а , н а б л ю д а л и как ра б о т ае т сердце у препарированного окуня. И ещ е много интересного у з н а л и от нее. Как г л а с и т народная м уд р о с т ь « С м и р у по н и т к е . . . » А из у с лыш а нн ого и увиденно го — знания. Т а к т ер п е л и в о они вк л а ды в а л и в нас зна ния. и мы б л а г о д а р н ы им за это. В канун Дн я у ч и т е л я я ж е л а ю моим д обр ым наставникам -^хорошего з д о ровья, от ли чн о го н а с т р о е ния, счастья . В с е м у к о л л ек ти в е у ч и т е л е й Граждан- цевской в о с ьм и ле тн е й ш к о л ы у сп ех о в в т р у д е , педагогических находок, х о роших учеников. А . К О Н О В А Л О В ЦИФРЫ И ФАКТЫ Д л я о с ущ е с т в л е н и я Перехода к обучению д етей с 6 - л е т - него возраста идет подготовка кадров у ч и т е л е й и воспитател е й , в том ч и с л е д л я обуч ени я в д е т с ад ах по Прогр амме 1-го к ласса. Страна высоко ценит у ч и т е л ь с к и й труд. О к о л о 25 0 у ч и т е л е й , м ас теров производс твенного обучени я, р у к о в о д и т е л е й ш к о л и П Т У уд о с т о е ны звания Г е р о я С о ц и а л и с т и ч е с ко го Т р у д а . П ервок лас сница . Ф о т о А . Ш м а ен к о ва .
5 октября 1985 года ф № 120 (5876) Lzzxzz^ccaxm axzszazzzztzi «ЗА ДЕ Л О Д Е Н И Н А » ■ г zzzzxzzzzxzxzzzxzzzzzjxxLzzxxzTzzzzTXXxXzXzxXjx ' /v W W V W W V A A A A / W W W V A A A A / W W V A A / " к Л Л Л Л / \ Л / \ Л Л Л Л Л Л / \ Л Л Л Л Л Л Л Л / \ Л Л Л Л / \ / \ Л / \ Л Л Л / \ Л / Ч Л / \ Л Л / ! ^ \ / у \ Л Л Л . ' Ч Л Л А Л А Л л /\ л . ' -уЛ Л А Л Л ' Н А Р О Д Н Ы Й У Ч И Т Е Л Ь — В А Я Т Е Л Ь Д У Х О В Н О Г О М И Р А Ю Н О Й Л И Ч Н О С Т И . Д О В Е Р Е Н Н О Е Л И Ц О О Б Щ Е С Т В А В В О С П И Т А Н И И П О Д Р А С Т А Ю Щ Е Г О П О К О Л Е Н И Я , Н А Д Е Ж Н А Я О П О Р А П А Р Г И И В А Г И Т А Ц И И И П Р О П А Г А Н Д Е , Г О В С Е Й И Д Е О Л О Г И Ч Е С К О Й Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И . / V V V V \ A y \ / \ A A / \ A ^ \ A 'V X / V V V V V V X / V V V V V V V ^ . A W ^ W W \ A A A A A A A / W V V V W \ A A A A A / W V W ^ A ч Л / \ / У ^ У \ / \ Л / \ / С ^ Л Л / У а / \ / \ Л / \ А ' V ^ ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ Заботы директорские Наши интервью Г раж да нц ев ск ая вос ьми ле т- к я я ш ко ла . О ней г о в о р я т на а в гу с т ов с к ом . со вещании у ч и т е л е й , на е е опыт ра б о ты п р еп од а в а т е л ь с к о го и у ч ен и ч е с к о г о к о л л е к т и в о в с с ы л а ются, когда р е ч ь заходи т о патриотическом воспитании ю но го по ко ления , е е отм еча ют на р а з л и ч н ы х выставках, гд е ученики пр ед с т а в л яю т на с у д з р и т е л е й свои картины, вы п о лн ен ны е выжиганием по д е р ев у ... К о р о ч е гов о р я , у ш к о л ы е с т ь традиции, е с т ь авторитет. В о т с э т о г о в о п ро са — в ч ем ж е з а к л ю ч а е т с я автори тет ш к о л ы — н а ч а ла с ь б е с е д а с е е директор ом М а тп ен о й Дмитриевной К У З Н Е Ц О В О Й . — Н а мой в з г л я д , авторитет ш к о л ы п о лн о с т ь ю зависит от к о л л е к т и в а у ч и т е л е й , к о торый в ней работ ае т . В е д ь нас ом ечают за то, что мы у сп ев а ем с д е л а т ь з а уч ебн ы й год и л и какой - т о д р у гой с р ок . ' На а в г у с т о в с к у ю конференцию мы п р и в е з л и а л ь бом ы по истории к о л х о з а имени X X I I с ъ е з д а К П С С , нашей ш к о л ы и н е м а л о д р у ги х ф о т о а ль б о м о в . И тогд а с л ы ш а л и у д и в л е н н ы е вопросы: « К о г д а вы все у с п е л и с д е л а т ь ? » . А у нас так все д е л а л о с ь : у ч и т е л ь п о л у ч а л з а дание и в ы п о л н я л ег о, в м е с те с к л а с с о м , конечно, с у ч е никами. А ещ е авторитет ш к о лы зависит от нас самих, от т ого . как мы живем, как ведем себя. — М а т р е н а Дмитриевна, вы давно р а б о т а е т е в ш к о л е . Р а с с к а ж и т е , х о т я бы вк р ат це о тех , с кем начинали свою п е д а г о г и ч е ск ую д е я т е л ь но сть, с к е м сейчас д е л и т е у ч и т е л ь с к у ю с у д ь б у . — Я р абот аю т в ш к о л е 26 л е т и все эти д вадцать шес ть л е т — в Граж данц ев - ской ш ко ле . Т е х , с кем начи н а ла у ч и т е л ь с т в о в а т ь , у ж е нет: кто у ш е л из жизни, кто в ы ш е л на пенсию. В о т т о л ь ко одна Л и д и я А д а м о в н а Н а за р ова и о с т а л а с ь . Она по сей д ен ь ра б о т ае т в ш к о л ь ном ин тернате в о спитателем. И з тех , с кем работаю сейчас, я бы о тм е ти ла Н и н у А л е к с а н д р о в н у Зайцеву. Она у ж е шестнадцать л е т — у ч и т е л ь н а ч а л ь н ы х классов . С ем ь л е т , как с е м ь я п е р е е х а л а в Граж^- данцево, пабо тает в нашей ш к о л е . “ Я б ы о т м е т и ла , что она к к а ж д о м у у р о к у подходит творчески, д е т ям с ^ ней, как и ей с ними, инте- ресно. Нина А л е к с а н д р о в н а — наш профорг. О ч ен ь ин тер есны й п ед аго г и Л и д и я А н д р е е в н а Ш а л а м о ва. — В вашей ш к о л е м н о го м о л о д ы х педагогов . Х о р о ш о л и это и л и п л о х о ? — Да, у нас из д еся ти у ч и т е л е й шес теро м о л о д ы х , т о л ь к о что начинающих свой педаго гический путь . Б е з у с л о в н о , с у ч и т е л я м и со с таж ем р а б о т а т ь л е г ч е : ’ у ни х б о л ь ш о й проф е с с и о на льны й опыт, у них м а с т ер ство веденця у р о к а . Н о у м о л о д ы х — б о л ь ш е энергии, они как - т о б л и ж е к р е б я там. Н а до у ч е с т ь и то, что м о л о д ы е м о г у т б о л ь ш е в р е мени у д е л я т ь д е т я м , что , б е з у с л о в н о , и г ра ет п о л о ж и т е л ь н у ю р о л ь . Т а к ч т о д л я ш к о л ы в ц е л о м л у ч ш е , к о г да в к о л л е к т и в е е с т ь и с т а ры е . педаго ги, и м о л о д ы е . — М ы все — бывшие ученики. И иногда гово рим Д гор д остью , с л ю б о в ь ю : « М о й у ч и т е л ь » . К а к и м д о л жен быть педагог, ч т о б ы ч е р е з д е ся ти л е т и е п о с л е о к о н чания ш ко лы можно б ы л о так о тозва ться об у ч и т е л е ? — Уч ени ки обы чн о по м нят и чащ е вспоминают т е х у ч и т е л е й , к о т о ры е т р е б о в а т е л ь н ы к ним; ученикам , и к с е б е , пе д а го гу . П о с л а б л е ний. сюсюканья , с т р е м л е н и я п о д л а ди т ь ся под ре б ен к а д е ти не принимают. В и х о т ношениях — у ч и т е л я и у ч е ника — т р е б о в а т е л ь н о с т ь д о лж н а б ы т ь и сп раведливой . Б е з этого а в тори тет у ч и т е л я б ы с т р о сойдет на нет. И к о нечно ж е. п е д а г о г у нуж н ы знания. Сей час е с ть такая в оз м ож нос ть п о л у ч и т ь информацию, как никогда раньше : радио, га леты . тел е ви д ен и е , книги. В с е это д оступно л ю б о м у у ч ен и к у . Т а к ч т о Педагог д о л ж е н б ы т ь в к у р с е в се го нового, ч т о е с т ь по его п р е д мету. Сей час й требования к у р о ку иные, ч ем б ы л и н е с к о л ь ко л е т назад, особенно к таким, как история, ге ограф ия, л и т е р а т у р а . ■Е с л и педаго г п о л ь з у е т с я т о л ь к о уч ебн и к ом при о б ъ я с н е н и и у р ок а , он не может расчитывать на у сп е х . М н е хоче тся с о с л а т ь с я на у р о к и нашего м о л о д о г о у ч и те д я I истории А л е к с а н д р а Пе трови ча А н и л и н а . Его у р о ки ин тер есны всегд а тем, что они основаны на . и с п о л ь з о вании д о п о л н и т е л ь н о й л и т е р а туры . — К аким, на ваш в з г л я д , д о л ж е н бы ть у ч и т е л ь в и д еа л е ? В о о б щ е - то и д е а л ь н ы х л ю д е й нет... Но... у ч и т е л ь в и д е а л е . . . П о - м оем у , он д о л ж е н б ы т ь вы с о к о э р у д и ро ванным ч е л о в е к о м , п р еж д е все го по с в о е м у . п р ед м е т у . Затем он д о л ж е н б ы т ь у в а ж и т е л ьны м ко всем, не йа- висимо от возраста и чина. Н у , и конечно, б е з у п р е ч н ы м в поведении, в о б р а з е ж и з ни. — А ч т о забо тит вас, М а т рена Дмитриевна , как д и р е к тора ш к о л ы ? — Т е п л о . Да , т е п л о д л я школы . И з года в год в э ч ' ос еннюю п о р у у м еня одна звбота : т о п л и в о и ко чегары . Т о одно го нет, т о д р у г о г о . А е с л и и е с т ь , то и л и дров или у г л я м а л о . то кочегары — проп ойцы. Это — правла, я н е ц о г уж и й вы м ы с е л . Н а с т у п л е н и е з им ы забо тит меня и се годня . Б е с е д у в е л А . Ш А Р А П И Н С К И И . Н а снимке: дир ектор Г р а ж - данпевекой во с ь м и ле т н е й ш к о л ы М . Д . К у з н е ц о в а . Ф о т о А . А р к а д ь е в а . Его имя всегда рядом М н о г о воспоминаний о д о б р ы х , ч у т к и х 1 в то же время с т р о г и х у ч и т е л я х Север- юй ср едней ш к о лы приходит ко мне, когда г пр ои зн ош у или читаю с л о в о « у ч и т е л ь » . Два год а назад я п р иш л а в 9 « а » к л а с с этой ш ко лы . К л а с с н ы м р у к о в о д и т е л е м ' у гас б ы л а д обр ы й , отзы вчивы й п е д а г о г — Э ль га Р о м а н о в н а Сем енова. Свое д уш е вн о е т е п л о , л ю б о в ь и энер- -ию она отд а вала своим воспитанникам. Эпа у ч и л а нас б ы т ь сп р а в ед л и вы м и , ч е с т - 1ЫМИ, т р у д о лю б и вы м и . Н е м а л о хор ош их качеств в оспитали ^ в т с Н адеж да К о н д р а т ь ев н а А л е х и н а , Сла- замнра Онисифоровна П е трова , Т а м а р а Зладими ровн а Никитина, К и р и л л В а с и л ь е вич П удов , В ал е н ти н а Н и к о л а е в н а И с а к о ва. Ч а с т о вспоминаю я у ч и т е л я р у с с к о г о я зы к а и л и т е р а т у р ы В а л е н т и н у П а в л о в н у Д е е в у . Она с у м е л а привить нам у важ ени е к св о ем у Предмету . Я с детства с т р е м и л а с ь ст а т ь у ч и т е л е м . У ч и т е л ь б ы л д л я м е н я и д е а л о м . И я п о с т у п и л а в пединститут. В канун Д н я у ч и т е л я я п о зд р а в л яю п е да го гич е ск ий к о л л е к т и в ш ко лы с п р о ф е с си о н а л ьн ы м праздником. Ж е л а ю крепкого з д о р о в ь я , у с п е х о в в н е л е г к о м , но б л а г о р о дн ом т р у д е , хор ош и х учеников. Б о л ь ш о е Вам спасибо! С в е т л а н а С О Р О К И Н А , с туд ен тка I к у р с а Н ов о с и б и р с к о г о г о с у д а р с т в е н н о г о пед а г о г и ч е ск о г о института. От т о г о л ь , что сам у ч и т е л ь , И л и ш к о л у так л ю б л ю . „ Ч т о хо ти т е гов о ри те, Р а д у ю с ь я ок тябрю . О сень в сю д у х ор ов од и т , Д н и с т о я т ч у д е с н ы е . Д е н ь у ч и т е л я подходит. Пр аздни к но п р офессш . Эт у тр удную работу М ы по сердцу выбрали. Т р у д о в о м у рад я поту. Ч т о уроки выжали. П у с т ь забо т у нас несчетно, М ы же просветит ели . Это так, д р у з ь я , почетно, Б ы т ь в . стране у ч и т е л е м . И . М И Р О Н О В , Научить тому, что в ж и з н и п р и го д ит с я У ч и т е л ь — э т о ч е л о в е к особенный. О со б ен ны й в том с м ы с л е , ч т о п о д х о д я к ш к о л е , он д о л ж е н свои л и ч н ы е д е л а , п л о х о е с а мочувствие, н а с троени е о с т а в л я т ь за е е Порого м. Он д о д ж е й б ы т ь о т д о х - " нувшим, в е с е л ы м , с о с р е д о точенным, начитанным, г о товым к акти вному о б щ е нию с детьми. И е с л и это т неполный пе р е ч ен ь п е д а го г ич е ски х требований у д воить, то б у д е т у ж е б л и же к у ч и т е л ю - м ла дш и х классов . а е с л и у т р о и т ь , то это б у д е т гд е - то р я дом с о бя за нн о с т я м и у ч и т е л я - в о с пи т ат е ля детей- ш е с ти л е т о к н у л е в о г о к л а с са. Он д о л ж е н з а б о т и т ь ся о них, как старшая сестра, лю б и т ь и оп ек ать , та к мама, учить , п о д д е р живать и на с т ав лят ь , как бабушка. Все эти к а ч е с т ва б л и з к и х р е б е н к у л ю д е й д о л ж н ы концентрироват ься в педаго гиче ск ом м а с т е р стве у ч и т е л я - в оспи тател я . П о т о м у что нет такой темы, ко торо й бы ни к а с а л ся он со своими воспи- 'ичншками в т еч ени е дня. Как п р а в и л ь н о сн ят ь и у л о ж и т ь свои вещи, как вести с е б я за с т о л о м , д е р жать в и л к у , л о ж к у , ~ как об р ащ а т ь с я с т оварищами , б е р е ч ь игрушки, л ю б и т ь домашних животных, природу и много е, м н о го е д р у гое. И з та ких н е о б х о д и мых м е л о ч е й в общ ении с д е т ьм и ск л а д ы в а е т с я р а бочий д ен ь Т а т ь я н ы В а си л ь ев н ы Мамоновой. В о т с е г о д н я з а обедом она р а с с к а зы в а л а своим р е б я ти ш к а м о х л е б е , о его ц е нн о сти , о том. с к о л ь к о ч е л о в е ч е с к о г о т р у д а в л о ж е но в н е г о , и как нужно б е р е ч ь х л е б . Н е э к он о м ить, а б е р е ч ь . Ч т о б ы ни од ин к у с о ч е к , ни одна кр ош ка не у п а л а со с т о л а . Н о в е д ь э т о г о м а л о р а с с к а з а т ь , н у ж н о за кажд ы м з а в т р а к о м и о б е д о м п р о с л е д и т ь , ч т о б ы так и б ы л о . Ч т о б ы р е б я ти ш к и и п о ч у в с т в о в а л и и у я с н и л и это п р а в и л о на в сю жизнь . И так во всем. В е д ь это. к а к ую р а б о т у н у ж н о п р о вести, ч т о б ы и г р у ш к а в к л а с с е с о х р а н и л а с ь в т е чение т р е х л е т . И Т а т ь я н а В а с и л ь е в н а н а х о ди т к о н такт с д е т ьм и , как и у ч и т е л ь н у л е в о г о к л а с с а А н на А л е к с а н д р о в н а У с т ь я н - чик. Т . В. М а м о н о в а н а г р а ж д а л а с ь П о ч е т н ы м и г р а м о тами р а й о н н о г о о т д е л а н а р о д н о г о о б р а з о в а н и я за ч у т к о е о тн ош ение к д е тям , за х о р о ш у ю п о с т а н о в к у у ч е б н о - в о с п и т а т е л ь н о г о проце сса в г р у п п е п р о д л е н н о г о дня. И это пр ав ом ерн о , п о т о м у что Т а т ь я н а В а с и л ь е в н а о ч е н ь о тв етственный и о ч е н ь д о бр ы й п о н а т у р е ч е л о век. Г . К У З Ь М И Н А . Н а снимке : пока в г р у п п е со н - час Т . В. М а монова по д б и р а е т игры, к о т о р ы е пр ов е де т с д е т ь ми на св еж ем в о з д у х е . Ф о т о А . Ш м а е н к о в а Ц И Ф Р Ы И Ф А К Т Ы О В системе Мини стерс тва п р о с в ещ ен и я С С С Р р а бо т а е т о к о л о 6 млн . ч е л о в е к . Т о л ь к о в о б щ е о б р а з о в а т е л ьны х ш к о л а х у ч и т е л е й — 3 м лн . о У ч и т е л е й г о т о в я т в 68 у н и в е р с и т е т а х , 201 п ед а го г ич е ском ин ститгте и 3 3 5 у ч и л и щ а х . Ежегодно р я ды у ч и т е л ь с т в а п о п о л н яю т о к о л о 100 тыс. выпускников педин с ти т ут о в и уни в ер си т е т ов и б о л е е 80 тыс. пи том цев п е д а г о г и ч е с к и х у ч и л и щ . < Д л я пр ов е д е ни я в ж изнь р еф о рмы ставится з а дача п о л н о с т ь ю о б е с п е ч и т ь о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы е ш к о л ы , п р о ф т е х у ч и л и щ а , ср едни е сп ец иа льны е у ч е б н ы е з ав едени я , д о ш к о л ь н ы е и вн еш к о л ьн ы е у ч р е ж д е н и я педаго гами, в о с п и т а т е ля м и , мастерами п р о и з в о д с т в е н но го о б у ч е ни я , развивать инжен ерно . п е д а г о г и ч е ск о е о бр аз ова ни е , го т о в и т ь у ч и т е л е й д л я в с е х зв е н ь е в п р о св ещ ения т о л ь к о с высшим пе д а го ги ч е ск им о б р а з ованием.
RkJQdWJsaXNoZXIy