За дело Ленина, 1985, № 108

2 «ЗА ДЕЛО ЛЕНИНА» rzzrz i!rrr:ГГ1 ГГ л /г г/ № 108 (5864) ♦ 12 сентября 1985 года Ш ко ла : шаги реформы ■+■ Трудовая В народе говорят, что ученье и труд рядом идут. И в этой многовековой мудрости, как в зеркале!, отражается смысл народной' педагогики: хочешь, чтобы твой сын или твоя дочь не слыли вокруг белоручкой, никчемным чело­ веком - учи дитя свое не толь­ ко грамоте, но и мастерству, И то, и другое всегда ценилось высоко. Л если говорить о днях сегодняшних, то ценность зна­ ний и уменья возросла мно-‘ гократно. Достаточно напом­ нить, что нынешним произ­ водством, будь это современ­ ный цех современного завода или же колхозное поле, без специального образования ру­ ководить, вести его невозмож­ но. Но и невелик толк от руко­ водителя, от рядового работни­ ка, если к делу у него душа не лежит, если он, говоря опять же пословицей, словно тот волк, которого сколько ни корми, а он в лес смотрит. Следовательно, нужен такой работник, чтобы для него и четверть подростки о мозолях! от ру­ коятки конного плуга или от стоговых вил.' Ну и мы не спе­ шим по - хорошему, по - оте­ чески, без нотаций и носталь­ гии, раскрыть себя. Гораздо чаще готовы с тоном упрека сказать: Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя... И забываем при этом, что бу­ дет время, когда то же самое смогут сказать нашим щнукам их отцы, их матери. В Федоровне школьники ны­ нешним летом белили клетки для телят, красили трубы автопоения и доильных устано­ вок, помогая взрослым гото­ вить животноводческие поме­ щения к зиме. Пустяк? Нет, конкретное дело, работа, за которую оплатил колхоз. Во­ семь ребят принесли в семью свой рубль, доставшийся с каплями пота, с усталостью в пояснице, с заботами в серд­ це. Вася Закамский, ученик Коб Кордоновской восьмилетки, на РЕФОРМА ШКОЛЫ ПО САМОЙ СВОЕЙ СУТИ ТРЕБУЕТ МАКСИМАЛЬНО ШИРОКОГО, НЕ ОГ РАНИЧЕННОГО ВЕДОМСТВЕННЫМИ РАМКАМИ ПОДХОДА. НЕ СЛУЧАЙНО АПРЕЛЬСКИЙ (1984 Г.) ПЛЕНУМ ЦК КПСС ОПРЕДЕЛИЛ ЕЕ КАК КРОВНОЕ | ДЕЛО ВСЕЙ ПАРТИИ И НАРОДА, КАК ГОСУДАР СТВЕННУЮ ЗАДАЧУ ПЕРВОСТЕПЕННОЙ ВАЖ НОСТИ. (Новосибирский агитатор № 16) место, где он появился на свет, было поистине родным, и поле, па котором отец пер­ вую борозду проложилу род­ ным, и дело семьи, рода свое­ го тоже родным, близким на всю жизнь. Близость же эта, любовь, если хотите, зак­ ладывается в годы отрочест­ ва, юности. И именно это уч-. тоно и закреплено важнейшим документом советской! педаго­ гики — Основными направле­ ниями реформы общеобразова­ тельной и профессиональной школы. Итак, наши дети должша трудиться. В меру своих сил, возможностей умственных и физических. Так, как труди­ лись мы, их отцы и матери, когда нам было столько же лет. как нынешним семиклас­ сникам, как нынешним выпуск­ никам средних школ. Далеко не всегда у нас спрашивают все каникулы уехал в Мали­ новку, где живут родные, и пас телят колхоза имени Ка­ линина. Заработал пятьсот руб. лей. И вновь: конкретное дело, работа, оплаченная по взрос­ лому тарифу и чисто бухгал­ терски, но ведомости на зар­ плату, и чисто физически: под­ росток трудился. Или еще пример. Учащиеся Чебаковской восьмил!етней школы под руководством, наставников - взрослых, конеч­ но, в течение всей минувшей пмы ухаживали за группой телят. Вырастили их, падежа lie допустили. И снова хочу сказать: не пустяк это, а пятьдесят телят, которые под­ няты заботами школьников. Три примера. Это малая то­ лика того, что делали уча- щцо-’ч средних и восьмилет­ иях школ района к своей трудовой четверти. Может, Важным фактором ускорения научно - технического прог­ ресса становится компьютерный всеобуч. В ближайшие годы ЭВМ будет рабочим инструментом людей самых разных специальностей. О том, что делается в нашей стране для компьютеризации обучения, рассказывает открывшаяся недав­ но на ВДНХ СССР выставка «Электронно - вычислительная техника в народном образовании» (на снимке). Представлен­ ные здесь новейшие электронные машины и устройства пред­ назначены для дошкольного воспитания до систем повы­ шения квалификации специалистов народного хозяйства. Фото Г Хамельянина (Фотохроника ТАСС) Ключевой вопрос реформы школы коренное улуч­ шение трудового воспитания и обучения подрастающего поколения. Реформой выдвинуты высокие рубежи, и она требует еще большего напряжения сил, постоянной организаторс­ кой, мобилизующей и контролирующей работы пар­ тийных комитетов. (Новосибирский агитатор № 16) учащихся не совсем верен показатель — заработная плата, может, сле­ довало бы взять за измерение количество выпущенной про­ дукции или другой какой, но в дни августовского сове­ щания учителей района неод­ нократно звучало именно это: заработал, заработано. Так вот, в общей сложности школьни- меньше по-прежнему выращи- обеспечить себя многим. Не­ ками заработано 11 тысяч вают колосовые, сдают их мудреные полочки для цве- колхозу, по-прежнему, получив тов, ручки для напильников и специальность, остаются верны другого ручного инструмента, хлеборобскому делу. Но. те- шарниры, крючки, дверные иерь они, верхкрасноярцы, не накладки... Многое из дерева одиночки: попытки создать и металла изготовлялось ра- ностоянные ученические брига- нее в Северной средней шко- Потом было объявлено ряшним занятием, а по сути лы. Разве вот Бергульская дела, — приносящим лишние школа и колхоз имени К. Мар- хлопоты руководителям шко- кса никак це могут найти об- ЛЬ1 н результате теперь за щин язык. все приходится платить руб- Благодаря стараниям пре- лями_ а раньше шло из шко- подавагеля Биазинской сред- Льной мастерской. Промах? ней школы I Д. Обрезановой j{g только. Точнее, блиэору- г1ы В которой ребята обра- “ачат0 обучение девочек про- к0сть ЖИЗнь одним днем, ы, В nuiuyjn. UIJ фессин мастера машинного до- Нп т,я тпгп чтобы ТОЧИТЬ батывали восемь гектаров зем- J я Оплгопапя пукпп О чи Т р - >- Мо для. Т0Г0' чтооы гочит“ •ш вынашивая все необходи- еш!я,а олагодаря руководите болты, гаики, нужен токарный ли, выращивая все неиихид ( колхоза н доярок Биа- гтанок „ ятличныр чрпки мет- мое для столовой интерната, и . й мопочнотовао- С1аиок’ Различные лерки, ме1 ........ ...................— л ----- зинсьои милочноювар , чики> измерители. рублей. На чем же еще, кроме пастьбы скота, подго­ товки животноводческих по­ мещений, откорма телят,: были заработаны эти тысячи. Коб-Кордоновские мальчишки ^„=,OH^r"sr,™rr;o Ж хг 0: г получено более ста рублей. - Д Р Д -Р Триста рублей принес школе металлолом, сбор которого при­ влек всех учеников - от первоклашек до выпускников- восьмиклассников, 2400 руб­ лей заработали ученики Бйа- зинской вспомогательной шко в котором живут. А еще они - ф е р МЫ девчата проходят йн'стпументы н у ж н ы д л я н зг о заготовили 200 центнеров се- н 1 п ™ рг ,,1 и Г , п „ я пне моменты нужны для изго Станки и па для лошадей школы, за наели 300 кубометров дров. товления ручек или _скалок нужны тиски и инструменты ! Без этого ничего не сделаешь^ практику непосредственно на ферме. В последнее время появи А вот сообщения из других лось новое: девушки - стар- следовательно,'’ настало''время школ. Ребячьими руками вы- шеклассницы Северной средней вёерЬез заняться оснащением точено 700 ручек для лопат, школы начали шить постель- ШК0;1ЬИЫХ .мастерских обору- в 550 новых скворечниках ны- ное белье, ночные сорочки. Ржанием да не токарным пешней весной поселились мо- И не только для себя, но и станком «ДИП - 200» на ко- лодые скворцы. Ученики ши- па продажу, что выгодно и т ых в военные" годы рабо- ли голицы, постельное белье, школе, и населению, и пред- тая11 заводские ‘токари а сколько приятию, от которого выполни- совреме-нцым, удобным в ' уп- и помо- стоя заказ. равлении. Короче говоря, стоило где- д лЯ того, чтобы старшеклас- почные сорочки... А ребят нынешним летом гало отцам в заготовке кор- мов, сколько работало на кир- то кому-то проявить инициати- СН1',ВЖ‘ выращивали "хлеб Роди _ пичном заводе, в комбинате ну, затем настойчивость и уме- не нужна опять же техника коммунальных предйриятий и, пне убедить, увлечь детей и ц ’ опятв благоустройства, на других' взрослых, как дело сдвинулось вПолне предприятиях Северного. с точки. ' Короче говоря, руки маль- г Но сяолько е1Де, , сде‘ чишек и девчонок не боятся 1^шеоубЯбесхитростная гаи труда, и наши школы делают Д У - корСобкаР с бумагорй для заметок. Выпускает эту продукцию из отходов Новоси­ бирское издательство «Совет-! екая Сибирь». Стоимость — 24 копенки. Безделица? Как 14 мастера машинного доения, организаций* такиеПРИкоообочки свой машинный двор, попросту - доярок. Для уча- Безусловно, для эт< много для профессиональной ориентации учащихся. Доста­ точно сказать, что за послед­ ние три года в средних школах подготовлено 156 тра­ ктористов, ,125 шоферов, же не развалюха, а современный, с кон­ вейера, трактор, комбайн, сенокосилка, культиватор. А дать их должн# РАПО. Толь­ ко оно у нас может снабдить школы всем необходимым. Че­ рез колхозы, конечно, но целе­ вым направлением — для де­ тей. Это чтобы председатели колхозов не спутали, чтобы ненароком не поставили на щихся 5- классов создано бумагой оказались нужны. Может, и у нас их изготовлять 240 рабочих мест в школьных конечно поелта- -------------- —....... —г ----- --- мастерских и классах обеду- т 'и п ’ ‘,* ГОВоп'ить v.na- ? азве деЛ°- если . Д и к то р ого надс изменить отношение к трудх школьников самим взрослым. рительно все обговорить, ула- с соответствующими ор- Верх - Красноярской школы еще в начале года, выступая .кивающего труда. В минувшем учебном году было открыто ' оиганизаниями В ме- •981 мест на производстве для . .. ' ь Нашлись бы ма общем колхозном собрании учащихся 8 - 1 0 классов. Наш- ‘™ходы ' ги « « * с- ожидается еще -9 мест, j . j ли та же теплица, о ко- оичем из этих 67 мест 33 - не0Д110КратН0 Ц уже пи­ ка молочнотоварных фермах. саРось в “азетР. Недь Уее мож. Итак, если сравнить с ре- но пустить. Даже нужно! А кой, то на льду, ее сковываю- ребята бы выращивали рассаду щем, появились первые раз- овощей и цветов, выращивали водья. Но до ледохода еще бы сами цветы, которые мож- ссть время. Его хватит и для по было покупать у них на правильной оценки происшед- свадьбы и дни рождения, для шего, и для обсуждения -дабимых, мам и жен. дальнейшего пути. Даже небольшая практика школе трактор для занятий, для ра­ боты ученической бригады, поскольку имеющийся даже не" подлежит ремонту, а до сих пор нет ни трактора, ни точно означенного срока, когда он будет. Нет, не дело, когда такие просьбы директо­ ров школ подобны голосу, вопиющего в пустыне. Но ко всему тому, что было Что произошло? Некогда, ^которых школ показала, что ^ ^Гш к о д е ,°? а к совсем недавно в общем - то, ^ ^ и з г о т о в л ^ н и Г ^ е т и з ^ - средней, так и восьмилетней, на щит славы поднимали од- ,ам изготовление метизов чх единственную ученическую крепежного материала, оез ко- •Производственную бригаду Т0Р0Г0 НР обходится ни один нужны кадры «трудовиков». Причем, если мы хотим пос- гайки, шайбы, а то несколько рядов выше, чем оно ведется сейчас, нам нуж- Вёрх - Красноярской школы, ' ДЛЯ KOTOpOll КОЛХОЗ «П аМ Я Т Ь _ и д и о с д с и .л , щ ч я , аш п у л у Ленина» выделид участок в ” штифты шпонки нужны ны каДрЫ учителей - профес- 60 гектаров, трактор, комбайн 'ювеюдх. Вероятно, при жела- ----------- — .. прицепную технику и от кото рой получил не только выео то с у. , пни можно и закаливать их. сноналов, специально обучен­ ных .знающих и слесарное де- Как было сказано, в школь- .то. и психологию ребенка не коначественное зерно, но и хо- пых мастерских создано 240 по принципу «так дедушка рошее пополнение механизато- рабочих мест для учащихся учил», а по - настоящему, по­ ров, «присохших» к земле. 5—7 классов. Ведь это — "современному. Значит, их на Ребята и теперь имеют учас- сила! При умелой организации до готовить. Значит, надо наи- ток, правда, почти наполовину ребячьего труда школы могут равнять в вузы. Но, чтобы не ждать, когда откроет двери директорского кабинета дипло­ мник - учитель, чтоб не те­ рять времени, надо, видимо, >же сейчас иметь под рукой учителя - производственника, практика. Короче говоря, трудовая чет­ верть школьника 'окончилась, чтобы продолжаться на уро­ ках груда, чтобы начаться будущим летом. До ее начала осталось 240 дней. Надо спешить встретить ее во все- Объединить и направить усилия, определить цели и средства каждого коллектива, взять под неослабный контроль всю работу по осуществлению реформы — такую программу деятельности иаметил областной ко­ митет партии. Главным в этой работе стала мобилиза­ ция усилий партийных организаций на создание мате­ риально - технической базы, подготовка кадров, раз­ работка новых методик и форм педагогической практики. (Новосибирский агитатор № 16) оружии. А. ШАРАПИНСКИЙ. журналист

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2