За дело Ленина, 1985, № 95

2 «ЗА ДЕЛО ЛЕНИНА» т к а т г г т г г г г г г г г г г г г г г ? :- - № 95 (5851) ф 8 августа 1985 года На XII Всемирном фестивале молодёжи и студентов Фестивальный факел в ру­ ках делегатов фестиваля сле­ саря - сборщика объединения «Уралмаш» лауреата премии Ленинского комсомола Павла На снимке: одна из хозяек Ратникова и аспирантки Мос- нынешнего фестиваля — ва­ ковского института народного ша Катюша — москвичка Га- хозяиства имени Т. В. Плеха- ¥л нова Галины Гагариной. лина Кочетова> принявшая от го форума, его Москва. Праздничное шест- своей сверстницы с Острова вол — голубя, вне к Центральному стадиону Свободы, где проходила пре- Большая спортивная арена имени В. И. Ленина, — про- дыдущая встреча юных, эста-Центрального стадиона имени лог фестивального торжества, фету всемирного молодежно- В. И. Ленина. живой сим- на снимке: во время жественного открытия тор- все- мирного форума юности. Фотохроника ТАСС В учреждениях культуры +■ К предстоящему смотру В ноябре нынешнего года в районе начнется смотр тру­ довых коллективов, посвя­ щенный XXVII съезду КПСС. Смотр втанет своеобразным1, подведением итогов деятель­ ности предприятий в один­ надцатой пятилетке. Рассказ о лучших производственни­ ках, условиях труда и быта, мирокдимате в коллективе, успехах и Недостатках сле­ дует подать “ череЪ агитбрига­ ду. Могут возникнуть вопросы. Что такое агитбригада? Как Лучше подать ее программу? Какие требования ей предъ­ являются? Чтобы разрешить все эти вопросы, работники отдела культуры и Дома культуры считают необходи­ мым начать этот разговор на страницах газеты. г Под предложенной рубри­ кой будут помещаться мате­ риалы, рассказывающие о подготовке клубных учрежде­ ний к предстоящему смотру, об опыте работы художест­ венных коллективов, об уда­ чах и сложностях работы в этом направлении. Что взять за основу? Агитбригады (стали неотъ­ емлемой частью культурно- просветительной работы на Наш Бергульский Дом куль­ туры ' и библиотека широко известны своей работой с мо­ лодежью, детьми, труженика­ ми сельского хозяйства. Худо­ жественная самодеятельность Дома культуры по праву счи­ тается одной из лучших в районе. Ее участники неодно­ кратно завоевывали право за­ щищать честь района на раз­ личных смотрах и конкурсах. Большую__работу проводит сре­ ди читателей и библиотека. Все это способствует тесной связи с массами. Свою работу сельский Дом культуры и библиотека строят в соответствии с делами и за­ ботами сельских тружеников. В рериод особого трудового напряжения: весеннего -сева, сенокоса, уборочной культ- просветучреждения становятся оперативным штабом по под-, ведению итогов работы за каждую пятидневку. Выпус- селе. Их называют боевыми отрядами художественной са­ модеятельности. Некоторые считают, что набрав несколь­ ко номеров и посвятив их лучшим людям колхоза, и есть выступление агитбрига­ ды. Но это далеко не так. Выступление агитбригады — это целое театральное представление, объединенное темой ц идеей. В ее основу должны* войти подлинные со­ бытия, факты, злободневный местный материал. А идея должна выражаться через художественные образы. Агит­ бригады воспевают человека труда, пропагандируют реше­ ния партии и правительства, агитируют за выполнение оче­ редных хозяйственных и по­ литических задач. Непремен­ но включает в себя сатиру и юмор. У этих коллективов есть одно весомое право — это критика. Важно не толь­ ко показать лучшее, но мет­ ко и беспощадно бить по недостаткам на производстве и в быту. Как нигде, в агит­ бригаде уживаются несколько сценических жанров: танец, художественное слово, песня. Они удачно используют в по­ даче материалов кинокадры, слайды, броские плакаты. каем «Молнии», «Боевые листки». На производствен­ ных 'участках вывешиваются мобилизующие лозунги, пла­ каты: «Юбилейному году — сев по - гвардейски!», «На весеннем срве дорог каждый час», «XXVII съезду — дос­ тойную встречу!». В библио­ теке оформляются книжные выставки, организуются радио­ выпуски «Вести с полей». Прямо в поле лучшим меха­ низаторам вручаются красные флажки. Агитбригада посвя­ щает им свои песни, стихи, куплеты, например, такие: Ясные зори горят над страной, Песни звенят, как весеннее эхо! Мы вас поздравить спешим с посевной, И пожелать в работе успеха! С полной отдачей сил тру- агитбригад Нередко возникают споры, что больше позволено агит­ бригаде. Если много песен, то это больше подходит вокаль­ ному или хоровому коллекти­ ву. Много пляшут — танце­ вальный ансамбль. Если пред­ ставление построено на сце­ нах и интермедиях — театр миниатюр. При работе над сценарием нужно найти такой художест­ венный прием, который бы мог объединить разножанро­ вые номера, слить их в одно целое. Приведу несколько при­ меров. Праздничная повозка: прежде чем сесть и поехать на праздник, каждый дол­ жен отчитаться за свои дела. Агитбригады могут посвя­ щаться выбору профессии, где выпускники обходят произ­ водственные участки, .знако­ мятся с тружениками, их де­ лами. Можно подавать мате­ риал в 'форме сказки, свадь­ бы. Очень интересна прог­ рамма, если в ней есть острые по теме и яркие по средст­ вам выражения номера. Они должны сохранять свою са­ мостоятельность, но и разви­ вать ход действия. В прог­ рамме обязательно должен быть конфликт или неожидан- дились на посевной комсо­ мольцы братья Иван и Ва­ силий Аниброевы, Иван и Анатолий Петровы, Василий и Геннадий Ивановы, Влади­ мир Аверьянов, заведующий мастерской В. К. Смертев, практиканты Северного про­ фессионального училища Алек­ сей Пшеничный, Иван Савас- теев, Иван Трофимов, Виктор Ряписов. Из - за переувлажнения поч­ вы выходила из строя тех­ ника. Случилась серьезная поломка у трактора А. А. Пе­ тухова и А. Пшеничного. Молодые механизаторы Васи­ лий Иванов и Николай Хло- потов несмотря на то, что отработали свою смену, оста­ лись и помогли трактористам. Этот факт тоже не остался незамеченным. Придать глас­ ности успехи полеводов — вот главная цель агитбрига- ный поворот. Особенно инте­ ресно, когда здесь использу­ ются куплеты, частушки. Не­ обходимо повернуть факт не­ ожиданной его стороной, что­ бы зритель увидел за ними больше, чем предполагал. Выступление агитбригады может быть и агитационным спектаклем, и театрализован­ ным представлением, и тема­ тическим эстрадным концер­ том. В программе могут иметь место лозунги, цифры, ци­ таты из газет, но использо­ вать их надо умело, а не превращать представление в производственно - хозяйствен­ ные отчеты. Одна из опасностей, подсте­ регающая коллектив при под­ готовке представления, это потеря чувства меры, худо- жественного вкуса. В таких случаях сценариста нередко захватывает обилие собранно­ го материала и он стремит­ ся «втиснуть» его весь в свою программу, из - за че­ го часто теряется вес и зна­ чимость выступления. Современное агитпредстав- ление — это острое, точное, активное отражение жизни; яркими выразительными худо­ жественными средствами. Г. ЦИРКИНА, режиссер народного теат­ ра районного Дома куль­ туры. ды. Передовикам производст­ ва посвятили агитбригадники песни «Море золотое», «Хле­ бушко —- всему свету дедуш­ ка», «Вишневая метелица», «Хлеб — всему голова», «Мос­ ковская кадриль». Не оставляют они" без вни­ мания и нерадивых. Хлесткой частушкой пропесочат про­ гульщиков. Активно вмеши­ ваются и выявляют все, что препятствует нормальному хо­ ду полевых работ участнйки агитбригады Ирина Аниброе- ва, Аня Савастеева, Лариса Борисенко, Наташа Старкова, Наташа Скороходова. Меха­ низаторы всегда очень тепло встречают самодеятельных ар­ тистов. В короткие минуты отды­ ха заведующая библиотечным филиалом проводит книжный обзор или знакомит их с делами в районе, раздает свежие газеты, журналы. С. ОСИПОВ, директор Бергульского Дома культуры. ТОЛЬКО' НА ПОЛЬЗУ Совсем недавно я верну­ лась с областных курсов ру­ ководителей агитбригад. Они оставили очень хорошее впе­ чатление. И хотя у меня спе­ циальное клубное образова­ ние, а в училище нас зна­ комили с принципами созда­ ния агитбригад, все - таки пополнить свои знания ни­ когда нелишне. ‘Тем более, что в последнее время уде­ ляется особое внимание соз­ данию этих мобильных кол­ лективов. Занятия с нами проводил руководитель молодежного кол­ лектива из Москвы. Вместе с ним мы готовили сценарий агитбригады по противоал­ когольной пропаганде. В сце­ нарии прослеживается путь человека, взявшего в руки первую стопку, страдания, которые приносит он близким людям и самому себе. Пред­ ставление длится около 30 минут: яркое и поучительное по своему содержанию. Уже по приезде из Новосибирска мы размножили сценарий и разослали в сельские Дома культуры. Если в каком - то из клубов не будет возмож­ ности полностью подготовить этот сценарий, то художест­ венные руководители смогут взять из него любой понра­ вившийся отрывок и исполь­ зовать его в своей агитбрига­ де. Следует сказать и о том, что некоторые клубные ра­ ботники, не имея достаточно­ го опыта, не откликаются на предложения поехать на кур­ сы или семинары. У них на­ ходится масса отговорок и причин. Вот пример для срав­ нения. Руководители Бергуль­ ского, Гражданцевского, Верх- Красноярского Домов культу­ ры систематически посещают семинары, интересуются но­ выми формами клубной рабо­ ты, поэтому и культурно- массовая работа здесь ‘ на должном уровне. Совсем иное отношение к своим обязан­ ностям -у директора Федоров­ ского Дома культуры Г. Г. Муравьевой. На семинары ее не дозовешься, планы и отче­ ты от нее никогда не посту­ пают вовремя. Е. ЛАВРОВА, методист районного Дома культуры. П Е С Н Е Й И С Л О В О М

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2