За дело Ленина, 1985, № 49

сггггпгжгт уугууггугггггуу^ ^ «ЗА ДЕЛО ЛЕНИНА* К 115-й годовщине со дня рождения В. И. Ленина В Центральном музее В. И. Ленина ГГГГГГГт С ГУ Г7ГГГГГГГ/г № 49 (5805) ф 23 апреля 1985 года Шаги школьной реформы Воспит ание Москва. Поистине уникаль­ ную возможность приобщить­ ся к ленинскому идейному наследию, соприкоснуться с величием жизненного подви­ га В. И. Ленина — гени­ ального мыслителя и пла­ менного революционера — предоставляет Центральный музей В. И. Ленина. В его 34 залах разместилась бога­ тейшая экспозиция, включа­ ющая более 12 тысяч экспо­ натов. Среди них фотокопии ленинских рукописей, первые издания произведений Влади- С Лениным в сердце В самые важные и ответ­ ственные моменты своей iicj торин наш народ неизмен­ но обращался к Ленину, его бессмертным заветам. И в трудное время испытаний 1941—45 годов советские лю­ ди ковали победу над вра­ гом с именем Ильича в сердце. Одно из многочис. ленных свидетельств тому — две Книги отзывов в Доме- музее В, И. Ленина в Улья­ новске, заполненные в годы Великой Отечественной вой­ ны. Тогда в родном городе Ильича жило много эвакуи­ рованных, лечились в здеш. них госпиталях раненые бой­ цы. формировались новые воинские соединения. Они и были основными посетителя­ ми музея В. И. Ленина, ос­ тавляли здесь идущие от всего сердца отзывы. Под многими из этих отзывов неразборчивы подписи, не указаны точные адреса, но главное — в них ощущается тревожный дух времени, глу­ бокая вера в победу над врагом. Вот одни из отзы­ вов, записанный командиром дивизии Н. П. Адашевым и его товарищами 29 июня 1941 года: «Накануне отъез­ да на фронт были здесь. Со­ храним воспоминания об этом доме. Мысль о Владимире Ильиче вселит в нас еще большую твердость в борьбе за победу». О том же. пи­ шут курсанты Ульяновского училища связи Н. Щерба­ ков и другие: «С чувством революционной гордости и огромного гнева к зарвав­ шемуся врагу уходим из этого дома. Нас вдохновля­ ет на борьбу с фашистами великий образ Ленина». Кля­ немся, победим — вот сло­ ва, которые наиболее часто встречаются в Книгах отзы­ вов. Это и понятно: ведь военная зима 1941—42 го­ дов была очень тяжелой для нашего народа. Но и в са­ мое трудное время не исся­ кала его вера в победу. «В эти дни Великой Отече­ ственной войны, — пишут 7 сентября 1941года офицеры Царьков, Иванов, — мы бу­ дем такими же страстными и непреклонными в борьбе, как наш вождь, наша со­ весть и знамя — наш Л е­ нин. * Ленинский музей в годы войны, как и прежде, являл­ ся центром политико вос­ питательной работы. Особен­ но часто сюда приходили группы раненых бойцов из ульяновских госпиталей. Каж­ дая экскурсия в музей при­ давала нм новые силы. «Обе­ щаем, что после выздоров­ ления будем с удвоенной энергией громить немецких гадов», — пишут раненые из госпиталя № 1847 К. Дюр- дин, А. Сазыкин, Н. Данил­ кин. «Скоро опять буду на фронте! Отдам все свои силы па разгром проклятых фашистов. Мы, Ленина вну­ ки, отстоим тебя, Родина- мать! Отучим врага раз и навсегда посягать на наше счастье, на иаше завоевание — социализм». Эти слова записал старший лейтенант A. Н,_ Гаевский. Горячее же­ лание быть па переднем крае борьбы с врагом видно во всех отзывах посетителей домика Ильича. «В эти дни. когда над нашей Родиной нависла опасность, мы до последней капли крови' будем бить фашистов. Я очень ра­ да, что скоро поеду на фронт к друзьям, отцу и брать­ ям», — пишет студентка Мос­ ковского медицинского ин­ ститута Лиля Григорьевна Коваленко 7 тон? 1942 го­ да. Нельзя без волнения чи­ тать отзыв учащихся ФЗО ,\"j 24 Кацкина, Попова, Гай- нуллова, Матюшина за тот же год: «Мы все готовимся стать рабочими промышлен­ ности, чтобы ковать победу над врагом. С. именем доро­ гого Ильича мы станем у станков н будем работать не покладая рук». Они были еще детьми, но мыслили и чувствовали уже зрело, как настоящие защитники Роди­ ны. Опасность как никогда объединяла молодых и ста- пы'х, большие и малые на­ ции нашей великой Родины. Вот что пишет об этом млад шин лейтенант Москалик: «Я украинец и очень рад. что мне удалось посетить дом B. И. Ленина в то впемя, ког­ да все народы СССР борют­ ся за идеи Ильича. Это да- pi мне еще больше сил». Под многими подобными от­ зывами стоят такие, папгж- мер, подписи: «капитан Ай­ вазян Мкртич Арннахович из Армении», «артиллерист ,'Фуад Утяхов, сын узбекского на­ рода». «красноармеец К уксов из Тамбовской области», или просто: «Игнатенко из мира Ильича, его письма, материалы партийных съез­ дов, документальные фото­ графии и кинокадры. Каж­ дый документ — страница жизни и титанического тру­ да В. И. Ленина, свидетель­ ство героической .истории КПСС и Советского госу­ дарства. Из разных уголков стра­ ны продолжают поступать документы, связанные с име­ нем Ильича. Сейчас в фондах музея хранится свыше 800 тысяч различных реликвий, которые являются идейным наследи­ ем вождя мирового пролета­ риата. Каждый день в музее зву­ чит многоязычная речь. От­ дать дань уважения В. И. Ленину приходят все, кому дорого дело свободы, мира и счастья народов. На снимке: в залах му­ зея. Фото В. Будана (Фотохроника ТАСС) Ростова», «Аляев из Хаба­ ровска», «Муравкин из Вла­ димира». За время Великой Отечественной войны Дом- музей В. И. Ленина в Улья­ новске посетило более 300 тысяч человек. В записях, которые они оставляли в Книге отзывов музея, звучит пера в победу над фашиз­ мом, клятва Ильича защи­ тить завоевания Октября. И счастливый день Победы на­ ступил! Радостно читать за­ писи посетителей музея за 1945 год, победные отзывы защитников Родины. «Мы пришли с санитарного по­ езда посмотреть дом нашего дорогого вождя, который учил нас, как надо бить врага. И вот вчера кончилась вой­ на! Сегодня, когда вся стра­ на празднует Победу. мы имеем большое счастье уви­ деть домик любимого Иль­ ича. Тюкова Бабкова, До- оыгапь». С гордостью за свой народ пишет в Книге отзывов 20 мая 1945 года лей­ тенант А. Стороженко: «При­ быв в Ульяновск, я сразу поспешил в дом, где жил Ле­ нин. Мы разгромили немцев и отдаем должное великому советскому народу, великой Квасной Армии. великому Ленину». В книгах отзывов музея за послевоенные годы, в ос­ новном. записи о трудовых достижениях советских лю­ дей, необходимости защищать мир на земле. Но н в наши дни встречаются отзывы, ко­ торые вновь напоминают нам о грозных годах Великой Отечественной войны. Вот один из них, под которым стоит уже знакомая нам под­ пись А. Н. Гаевского, те­ перь полковника, нз Киева: «Сегодня с волнением док­ ладываю. что клятву и заве­ рения. данные в этом святом для всех советских людей доме. я с честью выполнил вместе со всей Советской Армией. Я возвратился тог­ да на фронт. Дошел до Берлина. В мирное время к боевым наградам добави. лась награда за труд. Вос­ питал двух сыновей. Сейчас я по - прежнему в боевом ст пою». Под этими словами с чис­ той совестью мог бы под­ писаться любой из ветера­ нов войны и труда — все они с честью пронесли зна­ мя Ленина сквозь огонь и битвы Великой Отечествен­ ной, показав будущим поко­ лениям пример великого му­ жества, самоотверженности. Н. ЖУРКОВ. молодых кадров Известно, что для многих колхозов довольно острой проб­ лемой является пополнение мо­ лодыми кадрами. Как обстоят дела в этом отношении в кол­ хозе «Память Ленина»? За последние годы здесь про­ водили на пенсию более шес­ тидесяти человек, но общее ко­ личество трудоспособных не уменьшилось. Часть выпускни­ ков, заканчивая Верх - Красно­ ярскую среднюю школу, оста. ется работать в Колхозе. Мно­ гие возвращаются в родное се­ л о после вузов и техникумов. Так, В. М. Шрейдер работает главным агрономом, В. В. Смык автомехаником, М. Е. Под- жунас — механиком по эксплуа­ тации тракторов и сельхозма­ шин, Г. И. Кайгородов — за­ ведующий машинным двором, В. И. Бакун — инженер по строительству, .С. А. Воробье­ ва ветфельдшер, Т. И. Кар- мач -г- бухгалтер. Словом, главные специалисты и специа­ листы среднего звена являются выпускниками местной школы. Некоторые нз них в свое время были колхозными специалиста­ ми. Охотно приезжают в кол­ хоз и воины, уволенные в за ­ пас. Например, работают меха-' низаторами бывшие воины Алек­ сандр Кармач, Сергей Кайго- оодов. Виктор Лушов, братья Владимир, Алексей и Иван Сандзюк, Тимофей Ничков, ко­ торый при выполнении своего интернационального долга • в Афганистане был награжден медалью «За отвагу». Таким образом, пй смену ветеранам колхозного труда идет грамот­ ное молодое пополнение. Сей­ час только в Верх - Красно­ ярке механизаторов больше, чем их было в те годы, когда здесь существовала машинно- тракторная станция. Большинст­ во из них окончили десятилет­ ку, а затем ПТУ. Некоторые юноши и девушки продолжают учиться заочно в разных учеб­ ны.'; заведениях или в вечерней школе. Обеспечение хозяйства но­ вым полноценным пополнением — следствие повседневной и разносторонней работы с сель­ ской молодежью. Для закрепления молодых людей на селе важнейшее зна­ чение имеет организация пра­ вильного трудового воспитания подрастающей смены. Учителя средней школы делают все для того, чтобы дети получали проч­ ные знания. глубоко усваива­ ли нравственные нормы, обще­ ственные ценности. которые ут­ вердились ..в нашей стране. На­ ряду с этим они уже давно ориентировали школьников на овладение сельскими профес­ сиями, заботились о выработке у них устойчивых трудовых на­ выков. А тут после принятия новой школьнойреформы, как говорится. и карты в руки. Во всей этой работе посто­ янную и действенную помощь оказывают партийная организа­ ция и правление колхоза. Парт­ организация колхоза насчиты­ вает 80 человек. В школе дей­ ствует цеховая партийная ор­ ганизация, объединяющая шесть членов партии. Коммунисты двух партийных коллективов повседневно координируют свои усилия. когда дело касается воспитания молодежи. Комму­ нисты колхоза н школы часто встречаются, советуются и об­ щими усилиями разрешают возникающие проблемы. Воп­ росы трудового воспитания школьников рассматривались на партийных собраниях или засе­ даниях парткома и раньше. Состоялось общее собрание и тогда, когда шло обсуждение проекта «Основные направле­ ния реформы общеобразова­ тельной и профессиональной школы». В феврале этого года прошло еще одно партийное собрание, которое заслушало школу о претворении в жизнь данной реформы. На этих соб­ раниях и на парткоме рассмот­ рена вся постановка трудового воспитания учащихся. Шел раз­ говор и о дальнейшем укрепле­ нии шефских связей колхоза со школой* Производственной бригадой школьников по-преж- нсму руководит в прошлом опытный механизатор колхоза. В. М. Смык. Частыми гостями в школе бывают руководители колхоза. специалисты. передо вики полей и ферм. Колхоз предоставил для старшеклас­ сников двенадцать мест на жи­ вотноводческом комплексе для обучения профессии доярки. Три рабочих места выделено в ремонтной мастерской. Для производственной бригады школь­ ников колхоз передал гусенич­ ный и колесный тракторы, се­ ялку, новый зерноуборочный комбайн. К началу весенних полевых работ- школьный ма­ шинный двор ПОПОЛНИТСЯ vjjm несколькими почвообрабатыва­ ющими орудиями. Учащимся выделено 40 гектаров пашни, на которой они будут выращи­ вать зерновые и овощные к у л ь ­ т у р ы . Являясь самостоятельной производственной единицей, бри­ гада приносит колхозу ощу­ тимую помощь. Есть и при­ быль. но главное не в этом Главное в том. что дети по­ знают радость созидания. ощу­ щают творческий процесс сель скохозяйственного труда, про­ никаются ЧУВСТВОМ любви к земле. подпой природе. П усть ие все нз ребят останутся на селе. но приобретенные с юных лет трудовые навыки пригодят­ ся им. где бы они в дальней­ шем ни работали. И наставник В. М. Смык, и руководители школы и колхо­ за, да н все взрослые люди уважительно относятся к делам юных земледельцев, по досто­ инству оценивают их трудо­ вые успехи. На торжествен­ ных линейках отличившимся в труде школьникам вручаются грамоты, подарки. Правда, по­ ка это делает только школа. А как было бы здорово, если на этих линейках в дальней­ шем будут присутствовать ру­ ководители колхоза. специалис­ ты, лучшие труженики. И тот же председатель колхоза от имени правления вручит ребя­ там свои грамоты. • свои подар­ ки, да еще назвал бы имена тех школьников. которые за ­ носятся на доску Почета кол­ хоза. Важно всемерно повышать в глазах подрастающего (Поколе­ ния значимость сельскохозяйст­ венных профессий. Учитывая это, партком, школа, учрежде­ ние к у л ьт у ры многие массовые мероприятия проводят так. что­ бы колхозники приходили на них семьями. Дети видят, как чествуют победителен социалис­ тического соревнования, как че­ ствуют трудовые династии. Занимаясь вопросами вовлече­ ния подростков в сферу об­ щественно полезного труда, коммунисты колхоза и школы с ответственностью стали под­ ходить и к организации их здорового, содержательного от­ дыха. На том поле, где рабо­ тают школьники, в прошлом году пробурили скважину. А коль есть вода, то нынче там будет построен летний лагерь труда и отдыха, оборудуют душ и обустроят. Для ребят приобретен цветной телевизор. В полевом доме разместится библиотечка. Подготовка молодых квали­ фицированных кадров колхоз­ ного производства позволяет хозяйству динамично развивать свою экономику. П. СМЕЛОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2