За дело Ленина, 1985, № 9

2 С а 'Г ^ П Г Г Г Г Г П 'У У ^ У У Г У '^ ^ Г Г Г П Г Г Т ^ -ГТ Т Г7~ГГГГ7-ГГ7 -П •ЗА ДЕЛО ЖЕНИНА* X m o a o o o o rzrrrr r r r y r r r j ' Школа— Как уже сообщалось, не­ давно в районе прошла январ­ ская учительская конференция, на которой работники школ под­ вели итоги педагогической Дея­ тельности, обменялись опытом, обсудили предстоящие задачи в деле воспитания подрастаю­ щего поколения. Сегод'ня мы предлагаем ва­ шему вниманию доклад заве­ дующей районным отделом^на­ родного образования Л. П, Юре- вич на пленарном заседании. Апрельский .(1984 г.) Пленум ЦК КПСС и первая сессия Верховного Совета СССР один­ надцатого созыва приняли и утвердили Основные направле­ ния реформы общеобразователь­ ной и профессиональной шко­ лы. Именно поэтому текущий учебный год для нас, учителей, является особенным. Новая ре­ форма предлагает решить педа­ гогическим коллективам такую кардиальную проблему, как превращение школы в центр воспитательной работы в мик­ рорайоне. Именно здесь руко­ водители школ, учителя, воспи­ татели, классные руководители должны проявить творческий подход к делу. Школа должна стать центром объединения вос­ питательных усилий семьи, производственных коллективов, пионерской, комсомольской ор­ ганизаций, общественности. Сей­ час, как никогда раньше, об­ ращается внимание на серьез­ ную перспективу воспитатель­ ной работы с учащимися после уроков. Реализуя это направле­ ние реформы, педагогические коллективы школ уже продела­ ли некоторую работу в этом плане. Так, в текущем учебном году значительно возросло чис­ ло учащихся, охваченных круж­ ковой работой непосредствен­ но в школах. В них организо­ вана работа 88 кружков, в которых занимаются 1620 уча- щихся. В кружках тбхничбско- го творчества занято 90 уча­ щихся, в кружках художествен­ ной самодеятельности — о07, в спортивных секциях 291, в кружках научно - познава­ тельного направления 252 школьника. Но этим совсем не исчерпываются возможности школ. И следует изыскать до­ полнительные резервы и уве­ личить количество кружков, особенно технических и пред­ метных. К этой работе следу^ ет шире привлекать родителей и общественность, как это де­ лается в Верх - Красноярской, Остяцкой, Останинской шко­ лах. Сельские Советы через общественные организации долж­ ны помочь школе в этом воп­ росе. Среди пап и мам всегда найдутся способные чему - то научить наших детей. Важное место в воспитании школьни­ ков во внеурочное время за­ нимают внешкольные учрежде­ ния. У нас такая роль принад­ лежит Дому пионеров и школь­ ников. В настоящее время в нем занимается 280 кружков­ цев. Но слабая материальная ->а не позволяв® поставить "отжный уровень кружковую работу. И хотя в текущем году кое - что приобретено, это да№ 9 (5765) + 19 января 1985 года центр воспитательной работыв микрорайоне леко не исчерпывает его много­ численных потребностей. Ведущую роль в организации досуга детей во внеурочное время должны сыграть Дома культуры, клубы, сельские биб­ лиотеки, особенно в период лет­ них каникул. Работа детских кружков организована в Верх- Красноярском, Северном, Ново­ троицком, Гражданцевском, Коб,- Кордоновском Домах культу­ ры. Но, к сожалению, не все руководители школ наладили прочные связи с работниками культуры. Не приглашают их на педсоветы, где обсуждают­ ся вопросы школьной реформы, с помогают им спланировать работу с детьми. Но ведущее место в организации этой ра­ боты принадлежит учителю. За последнее время среди чащихся школ возросло чис­ ло преступлений. И это дале­ ко неслучайный факт. На учете в детской комнате милиции сос­ тоит 21 школьник. Как выяс­ нено педагогическими расследо­ ваниями, все преступления со­ вершаются подростками в сво­ бодное время, то есть тогда, когда дети предоставлены сами себе. Воспитательная работа с детьми в микрорайоне долж­ на быть перестроена коренным образом. Поэтому будет повы­ шена роль и ответственность классных руководителей, воспи­ тателей, организаторов вне­ классной и внешкольной рабо­ ты, старших пионервожатых, учителей физической культуры, начальной военной подготовки. В организации внеурочной работы с детьми и подростка­ ми следует активнее использо­ вать учительские коллективы, комсомольские и пионерские ор­ ганизации, органы самоуправле­ ния. Намечая перспективы в трудовой деятельности пионе­ ров, мы не должны забывать о Всесоюзной пятилетке трудо­ вых пионерских дел. Сегодня со всей самокритичностью не­ обходимо сказать, что для многих школ пятилетка оста­ лась лишь новой вывеской, прикрывающей давно устарев­ шие формы и методы воспита­ ния. Серьезной перестройки ждет и пионерское лето. Всем вместе нам следует подумать, как наполнить его новым со­ держанием, производительным общественно полезным трудом, В минувшее лето эта задача не­ плохо была решена в Верх- Красноярке, Биазе, Коб. - Кор­ доне, Гражданцево. Старшие пионервожатые этих школ уме­ ло сопоставили принципы пио­ нерской игры с производствен­ ным трудом. Одной из главных причин, вызвавших реформу об­ щеобразовательной школы, яв­ ляется необходимость коренно­ го улучшения трудового вос­ питания, обучения и профессио­ нальной ориентации школьни­ ков. Пополнились необходимым борудованием в инструментами Северная, Биазинская средние, Федоровская, Чувашинская вось­ милетние школы. Имеются три кабинета обслуживающего тру­ да, два кабинета профориента­ ции, в пяти малокомплектных школах оформлены планшеты для ручного труда. 30 августа 1984 года Совет Министров СССР утвердил По­ ложение о базовом предприятии общеобразовательной школы. Такие предприятия должны участвовать в создании мате­ риальной базы трудовой подго­ товки школьников, в обеспече­ нии безопасных и здоровых условий для общественно по­ лезного производительного тру­ да, должны предоставлять шко­ ле необходимые инструменты, материалы, техническое обору­ дование, выделять квалифици­ рованных инженерно - техни­ ческих работников, предостав­ лять спецодежду, организовы­ вать производственное обуче­ ние школьников, производить оплату их труда. В обязаннос­ ти же школы входит обеспе­ чение педагогического руковод­ ства производительным трудом. Согласно этому положению у нас спланирована совмест­ ная работа школ и базовых предприятий. Для учащихся 5—7 классов создано 240 ра­ бочих мест в школьных мас­ терских и кабинетах обслужи­ вающего труда. Для учащихся 8— 10 классов имеются рабо­ чие места на производстве. Общественно полезным про­ изводительным трудом учащие­ ся были заняты в 9 ученичес­ ких производственных бригадах и звеньях, в трех лесничест­ вах, в 14 ремонтных бригадах, в 14 отрядах по благоустрой­ ству и озеленению. За летний период выращено 42 тонны картофеля, 15,2 тонны капус­ ты, 9 центнеров моркови, 18 — свеклы, 4 — помидоров, 6 — лука. Заготовлено 600 цент­ неров свинины. До восьми гек­ таров земли ежегодно обраба­ тывают школьники Биазинской школы - интерната. Старшие ребята кроме того занимаются ремонтом школы, заготовкой дров, сена. Силами ребят про­ изведено продукции на 4400 рублей. В районе 200 школьников работали самостоятельно дояр­ ками, телятницами, скотниками. Только 66 учащихся Бергульс- кой средней школы выработа­ ли 900 человеко - дней и зара­ ботали 4 тысячи рублей. В те­ чение всего лета трудились дети Верх - Красноярской сред­ ней школы. Всего учащимися района за летний период было заработано более 30 тысяч рублей. Практикуется совмест­ ная работа учащихся с роди­ телями на комбайнах, тракто­ рах. Эффективность трудовой под­ готовки в школах района в минувшем учебном году соста­ вила 41 процент, в Биазинской средней — 60 процентов. Мож­ но привести пример плодотвор­ ного содружества Федоровской восьмилетней и колхоза имени М. Горького. Составлен план совместных мероприятий по улучшению трудового воспита­ ния. В этом году для 'укрепле­ ния учебно - материальной ба­ зы школы от колхоза выделе­ но 5 тысяч рублей. Заключе­ ны договоры на изготовление ребятами несложных деталей для ремонта, определены нас­ тавники. Но в общей сложности в районе связь школ с базовыми хозяйствами еще слаба. А по­ этому и материальная база по трудовому обучению не соот­ ветствует современным требова­ ниям. Нет мастерских в Ос­ тяцкой и Чебаковской школах. Не располагают надлежащим оборудованием и материалами мастерские школ в Больших Куликах, Коб. - Кордоне, сред- неичинске, Ничто так не способствует дисциплинированности, усидчи­ вости, точности, сообразитель­ ности, как вовлечение ребенка с раннего возраста к посиль­ ному физическому труду. По­ ра наших школьников научить ценить трудовой рубль, нау­ чить их четкому представлению о таких понятиях, как план, режим, экономика, производи­ тельность труда, себестоимость, хозрасчет. Организовать встре­ чи с руководителями хозяйств, передовиками производства, спе­ талистами, поставить на долж­ ный уровень экономическое вос­ питание учащихся. Воспитать каждого школьни­ ка патриотом, высоконравствен­ ным и любящим труд, физичес- .и здоровым и развитым че­ ловеком — такова одна из главных проблем, которую при­ званы решить работники прос­ вещения. Основные направления ре­ формы предусматривают и комп­ лексную программу физическо­ го воспитания подрастающего поколения. В 10 школах рай­ она из 14 имеются спортивные залы. За последние три года на приобретение спортивного оборудования и инвентаря из­ расходовано 6800 рублей. Во многих школах до начала за­ нятий проводится утренняя гимнастика. ■ 69,9 процента школьников занимаются в школьных спортивных секциях. Но нередко во многих школах по время каникул и по воск­ ресным дням спортивные залы пустуют. Спортивные площадки в летнее время имеют неухожен­ ный вид, никто из взрослых не поможет детям построить хсккейную коробку. Союзником школы в комму­ нистическом воспитании уча­ щихся всегда была и остает­ ся семья. И очень валено как можно шире привлекать роди­ телей, особенно отцов к рабо­ те с учащимися активизиро­ вать деятельность родительских комитетов, улучшать пропаганду педагогических знаний. Вспом­ ним слова Карамзина: «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все усилия школы. Один отец по­ рой сделает больше, чем все учителя». И пусть не поймут нас плохо наши замечательные педагоги. Думается, каждый из них представляет себе, как не­ достает порой доброго и во­ левого мужского влияния каВ в семье, так и в школе. В некоторых школах у нас накоплен немалый опыт ра­ боты с родителями. Хорошими помощниками является роди1 тельская общественность Оста1 нинской, Гражданцевской, Чу- вашинской школ. Проводятся беседы на воспитательные те­ мы на общешкольных роди­ тельских собраниях, в трудо­ вых коллективах. В наши дни действитель­ ностью стал прогноз Ф. Энгель­ са: «С победой социализма уход за детьми и их воспита­ ние станут общественным де­ лом».. Всем нам понятно, что проблема педагогической запу­ щенности детей и предупреж­ дение правонарушений не мо­ жет быть решена только сила­ ми учителей. Однако в прак­ тике работы наших школ это не стало системой. При неко­ торых школах не созданы со­ веты содействия семье и шко­ ле, а если и есть, то они без­ действуют. Не созданы советы общественности, куда могли бы войти руководители депу­ татских групп, представители партийных, комсомольских, проф­ союзных комитетов, директора и организаторы внеклассной работы, работники культуры. Не несут должной ответствен­ ности за воспитание своих детей родители, чьи дети пос­ тоянно нарушают дисциплину и порядок в школе. Требует значительного улучшения и ра­ бота с неблагополучными семь­ ями. 4 Мы живем в сельской мест­ ности, поэтому роль сельских Советов в решении вопроса о превращении школы в центр воспитательной работы несом­ ненна. К сожалению, мы мо­ жем назвать лишь несколько фамилий председателей сельс­ ких Советов, которые всегда готовы помочь школе в ее делах. Это — Ф. Е. Филиппов — председатель Чувашинского сельисполкома, и И. Г. Гламаз- дин — председатель Остяцко­ го сельсовета. Большие возможности по ор ­ ганизации воспитательной ра­ боты с детьми имеет группа продленного дня, где занима­ ется около 880 человек. Осо­ бое внимание развитию трудо­ вых навыков, спортивно - оз­ доровительным мероприятиям в группах уделяют К. И. Дре- бенцов из Останинки, В. П. Краснов и Г. Д. Багрова из Северного. Но в основном ра­ бота групп продленного дня слабо наполняется содержатель­ ными занятиями по интересам, в них не создаются условия, приближенные к домашней об­ становке. Новая школьная реформа определяет меры, направленные на совершенствование деятель­ ности комитетов комсомоле, усиления их роли в осуществле­ нии комплексного подхода к воспитанию юных граждан. Воспитание — беспрерывный и неделимый процесс, ибо все в нем взаимосвязано. взаимо­ зависимо, Воспитательная ра­ бота це . терпит ни затишья, ни пробелов, ни зигзагов, ни увле­ чения всякого рода массовы­ ми мероприятиями в ущерб групповой и индивидуальной ра­ боте. В руководстве коммунис­ тическим воспитанием важно неукоснительно выполнять ука- шние партии о комплексном подходе. Присяга на верность Родине Ленинградский военный округ. Ровными рядами, повзводно выстроились воины Н-ской части. Один за другим выходят из строя молодые солдаты для принятия военной присяги: «Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь...», В верности коммунистической партии, Советскому правитель­ ству и народу поклялись молодые воины. Так началось для вчерашних рабочих и колхозников выполнение одной из основ­ ных статей Конституции: «Защита Отечества — священный долг каждого гражданина СССР». На снимке: вчерашний хлопкороб ид Узбекистана, рядовой Атабек Шадманкулов принимает присягу. Правнук прославлен­ ного хлопкороба трижды Героя Социалистического Труда Хам- ракула Турсункулова Атабек готов и в ратном деле быть в числе передовиков. Фото А. Овчинникова (Фотохроника ТАСС) ЧЕСТВУЮТ ГЕРОЕВ Курган - Тюбе (Таджикская ССР). Свой полувековой юби­ лей отметил клуб интернацио­ нальной дружбы в колхозе «Москва» Вахшского района. Он был создан представите­ лями более чем тридцати на­ циональностей, принимавшими участие в начале 30-х годов в строительстве стокилометрового ирригационного канала, давше­ го жизнь прежде пустынной Вахшской долине. Нынешнее поколение членов клуба, верное идеалам отцов, ведет переписку с друзьями из братских республик, зарубеж­ ных стран, организует встречи, вечера дружбы, чествует героев труда, шефствует над истори­ ческими памятниками своего края.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2