За дело Ленина, 1984, № 120

П р о л е т а р и и все х с тра н , с о е д и н я й т е с ь ! ОРГАН СЕВЕРНОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НО ВО СИ БИ РСКО Й ОБЛАСТИ Выходит по вторникам, четвергам и субботам. Газета о с но в ан а 20 ию л я 1935 го д а № 120 (5 7 1 6 ) СУББОТА 6 ОК ТЯ Б РЯ 1984 года Ц е на 2 к о п . Издательство «Плакат». Фотохроника Т А С С Плакат х удожника С. Жмуренкова ОСНОВНОЙ ЗАКОН Н о в а я Конституция С СС Р з а ­ крепила построение р а зв и то го соц и али сти чес кого общ ес тв а , со зд ан и е первого в мире о б щ е ­ нар одного г о су д ар с тв а . Главное ее н ап р ав л ен ие — расширение и углубление социалистической д ем о к р а т и и , все более широкое участие г р а ж д а н в управлении дел ам и г о с у д а р с т в а и о бщ ес тв а , повышение активности о б щ е с т в е н ­ ных ор г ан и з ац и й , уси ления н а ­ родного ко н т р о л я , укрепления правовой основы го с у д а р с т в е н ­ ной и общес твенной жизн и, расширение гласности, п о с т о ян ­ ный- учет обществ енного мнения. И д ействите льно , все мы я в ­ л я е м с я сви де телям и большой а к ­ тивности н а р о д а в управлении дел ам и г о с у д а р с т в а и о бщ ес т ­ ва. Т а к , все советские люди приняли уч астие в о бсуж дении проекта з а к о н о д а т е л ь с т в а о т р у д о вы х к о л л ек тив ах , реформы школы. В нашем районе было проведено 80 собраний т р у д о ­ вых к о ллек тивов по о б с у ж д е ­ нию этих вопросов, в которых приняло участие 1636 человек, было внесено много поправок , изменений в проекты этих д о ­ кументов. Широкой волной по всей ст р а н е проходит всегда п о д го т о в к а и проведение в ы б о ­ ров в местные, об ла стны е и. верховные органы г о с у д а р с т в е н ­ ной в ласти . Р аб очи е , к о л х о з н и ­ ки, с л у ж а щ и е , пар тийны е и беспартийные, ко м сомоль гы принимаю т активное участие в р а б о те и збирательных к ом иссий. На прошедших в 1982 г о ­ л е вы б о р а х в Н овосибирской о б ла сти и зб р а н о около 20 т ы ­ сяч д е п у т а т о в , среди них б о ­ лее 10 тысяч рабочих, около 3 тысяч к о лхозников , 6 тысяч представи телей иителл иген ции . В со с тав е д еп у т а т о в нашего района 357 человек, из них 231 рабочий и колхозник, 126 с л у ­ жащих. Эти цифры о т р а ж а ю т подлинно народный х а р а к т е р , социальную с т р у к т у р у нашего общества . Советский н а р о д не тольк о в л а с т в у е т , он я в л я е т с я с о з и д а ­ телем м а т е р и а л ьн о . технической б азы коммунизма . Вместе с т р у д ящ и м и с я всей страны свой посильный в к л а д в это вносят т р у ж е н и к и нашего района. З а минувший период этого года план по п р о и зв о д с т в у п р о ­ д укции промышленными п р е д ­ п р ия тия м и р ай о н а выполнен на 103,8 процента , что выше у р о в ­ ня прошлого года на 4,9 п р о ­ цента . П лан реа ли з аци и п р о д у к ­ ции за этот же период вып ол ­ нен на 105,9 процента . Сверх п л а н а ре а ли зо в ан о продукции на 317,6 тысячи рублей. Н аш район се ль с к о х о зяй с т ­ венный, а потому о сн о в на я п р о ­ и зво д и м а я продукция — молоко и мясо. Годовой план по п р о и з в о д с т в у молока выполнен на 87 проценто в, что составило 114832 центнера. Е ж е г о д н о р а й ­ он п р о д а ё т свыше 17 тысяч цен тнеров мяса. «Г о с у д а р с тво з а б о т и т с я об улучшении усл овий и охраны труда» . .. — зап и сан о в ст. 21 Конституции СССР. В этой с т а т ь е о т р а ж е н ы к а к реальные д о с т и ж ен и я , т а к и персп ектива д ал ьн ейш и х усилий го су д ар с тва в данной области. Из года в год у в е л и ч и в а е т ­ ся выпуск машин, механизм ов, приборов, сп ециальной о д еж д ы , п редназначенных д л я улучшения условий т р у д а и техники б е з ­ опасности . П остоянно растет уровен ь з а р а бо тн о й платы. Так , если в 1965 году в Новоси- бпрской области совокупным д о ходом на одного члена семьи свыше 100 рублей в месяц р а с ­ п о л а г а л о тольк о 4 процента насе лени я , то сейчас почти к а ж ­ д а я в т о р а я семья. По п л а н у 11 п ятилетки д е ­ н ежны е д о х о ды на д у ш у н а с е ­ ления п о вы с я т с я на 17,5 п р о ­ цента . С р ед нем ес яч на я - з а р а б о т ­ н а я п ла та т р у д ящ и х с я в о з р а с ­ тет на 14,4 п роцента и с о с т а ­ вит 216 рублей, о п л а т а т руда кол х о зн и к о в п овы ш а е т с я на 20 п роцентов, вы п л а та пенсий и пособий на 17 процентов , в ы ­ пла т а стипендий на 11 п р о цен ­ тов. Советской Конституцией впе р ­ вые п редусмотрено п р а в о на ж и л п л о щ а д ь . Только з а п р о ­ шедшую п я т и л е т к у в о б ла сти введено о к оло 5 млн. к в а д р а т ­ ных метров ж и л ь я , в новые к в а р т и р ы поселилось более 400 тысяч человек. В нашем районе за годы i l п я ти л етки на строи тель ств е ж и л ь я осв оен о 11494 тысячи рублей. Введено в строй 21800 к в а д р а т н ы х метров ж и л о й п л о ­ щади. Всеми вид ам и обучения у нас в стране охвачено 93 м и л л и о ­ на человек. По обла сти более 300 тысяч детей у ч а т с я в 1465 ш к о ла х системы н а р о д н о ­ го о б р а з о в а н и я . Школы р ай о н а от к ры в аю т двери 2032 школьник ам . 1 с е н ­ т я б р я это го года мы впервые отмечали Д ен ь знаний. Этот ф а к т еще р а з п о д т в е р ж д а е т неустанную з а б о т у партии . и го су д ар с тв а о п о д р а стающ ем поколении. Эта ж е мысль п р о ­ н изыв ает постан о вл ен ие а п р е л ь ­ ского (1984 г.) П л ен ум а П К КПСС «Об основных н а п р а в л е ­ ниях реформы о б щ е о б р а з о в а ­ тельной и профессиональной школы». Обучение в наших ш к ола х , тех н и к ум а х , в у з а х бесплатное, х о тя обучение т о л ьк о 1 ш к о л ь ­ ника о б х о ди тся г о с у д а р с т в у б о ­ лее 250 рублей. П р а в о на о х р ан у зд о р о вь я обеспечива ется к в а л и ф и ц и р о в а н ­ ной б есплатной медицинской помощью. Врач ей у н ас больше, чем в любой другой стр а н е м и ­ ра — на 100 ты сяч населения их более 330. Ширится сеть медицинских у чреж дений, с о ­ в ершенствуется о б о р у до в ан и е , у к р епл я ется м а т е р и а л ь н а я б а з а . Н о в а я К онституция не в н о ­ сит ка ких - либо п ри н ц и п и а л ь ­ ных изменений в осн овные ч е р ­ ты сов етского г о с у д а р с т в а , п о ­ ск о льк у они себя полностью о п р а в д а л и , но п о дч ер к ив ае т возр а с т а ю щ ую роль и зн ачение союзного го с у д а р с т в а в д о с т и ­ жении полного единс тва , у к ­ реплении д р у ж б ы , тесного с о - ■оудничества т р у д ящ и х с я всех наций и н ароднос тей СССР . И сейчас , к о гд а мы д р у ж н о й семьей идем н ав стр еч у 40 - ле- тню Победы в Великой О т е ч е ­ ств енной войне, еще яснее ч у в ­ с тву етс я п р а в о т а , в ерность и нерушимость основного за к о н а нашей жи зн и , з а к о н а жизн и к а ж д о г о сов етс кого чел овека Т. Н А З А Р О В А , з ав . отд ел ом пр о па г ан ды и аги тац и и рай к ом а КПСС. Сердечное поздравление --------- Т руд ящ и ес я всей нашей страны т о р ж е с т в е н н о отмечают профессион альный п р азд ни к р а б о т н и к о в н а р о д н о го о б р а з о ­ ван ия — Д е н ь учителя! Н а р о д чествует людей б ла г о р о д н о г о и с л о ж н о г о т р у д а , чей поиск, воля , энергия и настойчивость с л у ж а т в о с п и т а ­ нию подра стающ его поколения , бу дущ его пашей страны . Раб о тни ки просвещения вместе со всем сов етским н а р о ­ дом вносят огромный в к л а д в общее дел о к о м м у ни ст ич еского строи тель ств а . И сегодня, н ак ану н е п р а з д н и к а , мы сердечно п р и в е т с т в у ем ' вас, славных н а с т а вн и к о в наших д етей , ж е л а е м . больших успехов в их обучении и п р е т в о р е ­ нии в ж и з н ь реформы школы. Верим, что вы с честью о п р а в д а е т е высоко е п р а в о быть учителем. Р А ЙК О М К П С С Р А Й И С ПО Л К О М С трудовой победой Секретарю партийной организации И. И. З А К А М С К О МУ . Председателю правления колхоза М. С. С О Р О К И Н У Председателю профкома А. Н. П А Н А Р И НУ Секретарю комсомольской организации Т. Ш А Р Ы Г Е Коллективам уборочно - транспортных звеньев, специалистам колхоза им. Калинина. Дорогие товарищи! Р ай к ом КПСС , р ай и сп о л ­ ком п о з д р а в л я ю т В а с с з ам еч ател ь но й победой — выполнением п л а н а по сдаче зерна го су д ар с тву . Н а с е г о д ­ ня вами его отп р а в л ен о 9100 цен тнеров, или 107 п роцен ­ тов к плану. З а л о г о м успеха яв ились в ы ­ с о к а я отв етств енн о сть к а ж ­ дого з а о бщ ее дело, д о б р о ­ совес тный т р у д , п р оф ессио ­ нальное м а стер с тво м е х ан и ­ з а т о р о в зв еньев В. И. С и д о ­ рова и И. М. С лободчи ко - в а, водителей х о з я й с т в а и С еверного а в т о т р ан сп о р т н о г о п р ед пр и я ти я , ко то ры е не с ч и таяс ь со временем, в сл о ж н ы х погодных у с л о в и я х д е л а ю т все в о з м о ж н о е д л я успеш ного з а в е рш ен и я у б о ­ рочных работ. От всей душ и ж е л а е м В ам , д о р о г и е т о в а р и щ и , д о бр о го з д о р о в ь я , сч а с т ь я , новых т р у ­ д о вы х успехов на б л а г о Р о ­ дины. На предпраздничной в а х те -► Н аш е Сев ерное а в т о т р а н с ­ портное п ре д п р и я т и е в о с ­ новном обесп ечи ва ет н уж ды района в ав т о п е р е в о зк а х . Это — строительный м а тер и ал , уголь, неф теп родукты и м н о ­ гое д ругое , но основные г р у ­ зы — сельскохозяйственные . С разв ерты в ан и ем в аж н ы х с е льхозкампаний в районе — з аго то в к а кормов, уборка у р о ж а я — осн овна я часть а в т о п а р к а пр ед пр и яти я ра бо- б отает в к о л х о з а х . В н а с т о я ­ щее время 68 ^ в т о м о б и л е й з а н я т ы п еревозкой з ер н а , з е ­ леной массы подсолнечника и к у к у р у зы , обеспечивают раб о ту Л В М Н а к ан у н е п р а з д н и к а — Д н я Конституции С СС Р — мы можем г о р д ить ся р а б о ­ той наших водителей. Из 4194 тонн з ер н а , сданного ко л х о з ам и г о с у д а р с т в у , 2 тысячи п ерев езено на хлебо- приемное п р е д п р и я т и е т р а н с ­ портом «Т р ан с с е л ь х о з те х н и ­ ки». 3 ты сячи тонн зер н а д о с т а в л е н о о т ком байн ов на ток, пер ев ез ена 51 ты сяча тонн зеленой массы. В нынешнюю уборочную с т р а д у мы пр о ду к тив н о и с ­ п оль зуем больш е гр у зны е К амА Зы . И з 11 р аб о тающ их в колхозе , 8 з а н я т ы д о с т а в ­ кой зер н а на э л е в а т о р . О с о ­ бо хочется о тме тить в о д и т е ­ лей М. Е. П а р ш а к о в а , Ю. И. I а н е е в а , А. Ф. Щ е р б а к о в а , В. А. Д у д и н с к о г о , которы е умело и п р о изв о д ит ел ьн о э к сп л у а т и р у ю т машины. Н е о бх о д им о с к а з а т ь и о б еп з о во з ч и к а х та к и х , к а к В. Ф. З а х а р о в , В. М. С а в и ц ­ кий, Д . М. Р ы ж к о в , А. О. Х а л я в а , В. В. Конышев, Л. Ф. Клещенко , Ю. А. Перцев, к о ­ торы е в сложных погодных и д о р о ж н ы х у с лови ях б е сп ер ебойно обеспечивают х о з я й с т ­ ва горючим и см азочным м а ­ териалом. Э. М А Р Ч Е Н К О , э кономист. На т о к у —школьники И д е я р одилас ь у биазин- ских шк ольник ов: в горячие дни ст р а ды р а б о т а т ь после з ан я т и й на колхозном току. Мысль комсомольцев - с т а р ­ ше классников п о дд е рж а л и коммунисты - учителя . На собрании было решено, что к а ж д ы й из учителей в о з г л а ­ вит группу в 7—8 человек, что р аб о т а т ь б у ду т с ' 6 в е ч е ­ ра д о 11 часов ночи. Р асчет был на учеников 9— 10 клас сов , но па то к п р и ­ ходили и семиклассники , восьмиклассники. П р и х о д ил и до бр о в о л ь но и р а б о т а л и от души. А ведь и в п р а в д у там , на т о к у , бы л о нелегко. К а ж д ы й ц ен тне р з е р н а п р и х о ­ д и л о с ь п е р е л о п а ч и в а т ь не менее тр ех р а з . З а в р ем я ж е своей р а б о т ы шк ольники прин яли 1400 ц ен тне р о в с е ­ менной р ж и и 2000 ц ен тнеро в семян ов с а . П о м о г а ю т к о л х о з у «Путь к к о м м у н и з м у » и уч ащ и ес я Б и а з и н с к о й школы _ и нтер ­ н а т а . Они ор г ан и зо в а л и д в у х е м ен к у : часть ребят р а ­ б о т а е т на т о к у д о обеда, а ч асть — после обеда. Им д о в е р е н а п о д р а б о т к а ф у р а ж ­ ного зерна. А. КА С Т Е Р ИН .

2 S m Z Z 2 2 Z Z Z 2 Z Z 2 Z Z Z Z iaZ Z Z 2 2 2Z Z Z Z 2Z 22 2 Z 2 2 22 27 rK ,7 ? 7 5 «ЗА ДЕЛО Л Е Н И Н А » Э5асаазэсссг/1гпгг77~гг? ?'• № 120 (5716) ф 6 октября 1984 года ' г \ Л Л Л ЛА Л Л А А А Л А А Л Л А Л A A A / V A /V N A A A A A A / V V V V N A A A A A A A A A A A A A A / N /W V V V N / V / V / V A / V A A A A A / V V / ^ | Наша д ем ократи я по сути с в о е й —демократия дейс твующ ая , j р а бо тающ ая . Её расширение , соверш ен с тв овани е всей совет- I ской г о с у д а р с т в е н н о с т и —важ н о е направление поступ а т ельн о го ^ движ ения нашего общ ества . К. У. Черненко. < ^ ч Л А А Л У \ Л / \ Л А А А А А Л / \ Л Л / Л Л Л Л А А Л А Л Л / ^ \ Л У \ А Л Л А А А / ' ^ А Л А Л А Л А А А Л А Л А Л А Л А А А А А А Л Л Л А Л У ,У \ Л Л Л А Л Л Л Л Л Л Л Л / \ А Л Л / \ Л / \ А Л Л Л Л ^ • Выполняю наказы избирателей «. .. депутаты р еш аю т вопро- работе, но и сельского Совета в выполняю их запросы , сы г о су д ар с тв енн о го , х о з я й - целом. Большого внимания требует и ств енного и соц и альн о - куль - З д ес ь же , на собраниях , ре- товарищеский суд, председате- т у р н о г о с т р о и т е л ь с т в а , о р г а- шаю тек ущие вопросы, р а з ъ я с - -лем которого я яв ляюсь. Все низуют проведение решений няю з а д а ч и хозяйственной дея- поступающие от г р а ж д а н з а я в - Советов в жизны». дельности колхоза . Т а к , по на- ления рас сма трив аем своевре- (С т а т ь я 103. к а з ам изб ирателей , в селе Ур- менно и принимаем по ним не- К онституция С С С Р ) . гуль было поднято д о р о ж н о е обходимые меры. полотно, сделано уличное осве- Д еп у т а ты провели большую Б ы т ь народным д еп у татом — щение, наведен порядок с про- организационную раб о ту по в ы с о к а я честь и б о льш а я отв ет- д а ж е й населению дефицитных бла гоустрой ству села. Поэтому ств енность . Е го д о л г — содей- тов аров . мы можем с уверенностью с к ас т в о в а т ь претворению в ж и з н ь Многие нака зы у ж е выполне- зать , что н ем а л а я д о ля их тру- п р е д на че р тан ий п артии по д а л ь - Ны. В частности, отремонтирова- д а влож ена в то , чтобы Остяц- нейшему повышению могущест- Ны колодцы в селе Ургуль. кий сельский Совет з а н я л пер- ва нашей Родины. Д у м а е м , что до конца года бу- вое место в смотре - конкурс е Всей своей деяте льностью я, дет пробурен еще один коло- с соревнующимся Ос танинскпм к а к д е п у т а т О с тяц к о го сельско- дец. Очень ж д у т жители на- сельсоветом. го С о в е та , с т а р аю с ь о п р а в д а т ь ших сел и обещанный началь- Мы всегда помним, что через д о в е р и е и зби р ате л ей , быть на ником с е льхозуправленйя А. М. Советы народных депутатов у ровне их треб ов ан ий . П о э том у Чуркиным авто бус. Тогда будут осущ ествляе тся государ ств ен- в повседневной р а б о те поддер - выполнены все н ак а зы избира- пая в л асть , поэтому отдаем все ж и в аю с в я з ь _ со своими изби- телей. силы этой в а ж н о й работе, р а т е л ям и . Д в а р а з а в год про- Р а б о т а я секретарем партий- В. К А ПО Р ИК О В , в о ж у со б р ан и я , на которых от- ной орг ан и зац ии веду прием д еп у та т О стяцкого сельсчитываюсь не то л ьк о о личной избирателей и по возможности ко го Совета. З А К О Н 0 С Е М Ь Е Семья находится под защ ито й г осударс тва . (И з статьи 53 Консти ­ туции ССС Р ): Семья начинается с б р а ­ ка. З а к о н тр ебует, чтобы б р а к был з арегистриров ан органами записи а к тов г р а ж ­ данского со сто яния . Это форма , но основа б р а к а — со гласие м уж чины и ж енщ и ­ ны, необходимое и д о с т а ­ точное усл овие регистрации брака . В нашем районе с начала этого года з аре гис триров ан о 78 супруже ских пар . Они созд ал и новые семьи. Семью принято н азы в а ть ячейкой о бщества , и это справедливо: ведь в ней р о ж д аю т с я , и воспитываю тся дети, те ко м у п р и н ад л еж и т будущее. Особой заботой окруж ены у нас мать и ребенок. О пользе вве дени я пособий и льгот д л я женщин - ма терей го в о р я т цифры: если в 1980 году в районе родилось 274 ребенка, то в 1983 году у ж е 348. К о г д а после школы пришлось выбирать к у д а пойти раб о т а т ь , К а т я Р у ч к и н а д олго не и с к а л а — то р го в ля нравила сь , т у д а и пошла. И в выборе не ошиблась . Тепло и д о б р о ж е л а т е л ь н о приняли ее в коллек тив е райпо. После т р е х лет р а б о ты рев изором п редлож или место п р о да вц а в о т д е л е готового п л а т ь я . К а т я со гласилась и р а б о т а е т п р о да в ­ цом у ж е д е с я т ь лет. В прошлом году зак о нч и ла заочно к о о п ер а тивный техникум. Со дня о т к р ы т и я у н и в е р м а г а она - з а в е д у ю щ а я отделом. В о б я з ан н о с т и Е катерины Андреевны входит составление отчетов з а сем и дн евку , отбор то в ар о в . З н а ю т и у в а ж а ю т ее покупательницы. К аж д о й из них она пос о в е т у е т ка к ую в ещь купить , п ом ож е т выбрать и примерить. П лан третьего к в а р т а л а о тдел выполнил и в этом з а с л у га Е. А. Ручкиной . Фо^о Ю. Ф адеева . Более деся ти лет н а з а д Мария Р ом ан о в на Калинина впервые пришла в этот цех, где произв одится с а м а я н еобходимая п р о ­ д у кц ия — хлеб. Пришла, д а т а к и о ста лась на комбинате, xqjJSf условия т р у д а были т о гд а не из легких. Д а ж е сейчас до полной ав том а т и з а ц и и п роизвод ств а еще д ал еко , поэтому быть п ек а р ем— зн ачит умело выполнять любую операцию по выпечке хлеба. Можно с уверенностью с к а з а т ь , что там , где трудитс я М а ­ рия Р ом ан о в на , все буде т сделано на совесть. Опыт и знание технологии всего цикла производств а продукции помог ают ей в нелегкой профессии. А если случаетс я так , что во вторую смену не х в а т а е т в цехе рабочих рук, М. Р. Калинина о тк л и к ае тся на просьбу выйти на р а б о ту . Она понима ет , что утром жителям р ай о н а будет нужен хлеб и долг ее бригады — обеспечить им людей. Мария Р о м ан о в н а охотно делится опытом с молодыми п екарями . На снимке: М. Р. Калинина. Фото Ю. Ф адеева . Р А Б О Т А Ю Т Д еп у т а ты Чув ашинского с е ль ­ ского Совета принимаю т а к т и в ­ ное участие в п р о и з в о д с т в ен ­ ной жизн и предприятия и к о л ­ хоза «Н о в ая жизнь», р а с п о л о ­ женных на территории Совета . Они ор ганизуют социалистическое со ревнование на различных участк ах , борются з а у к р е пл е ­ ние тру д о во й дисциплины, повышение к ачества продукции. Д е п у т а т А. К. М амонова р а ­ б отает д о я р к о й на ферме. Здесь ее знают к а к принципиальную, тр удолюбивую ж е н щ и ­ ну. Она не только всегда имеет хорошие произв одственные п о к аз а тел и , но и ведет активную общес твенную работу . ПримеА К Т И В Н О ром ^добросов естного о т н о ш е ^ н Г к своим депутатским о б я з а н ­ ностям может служить и п р о ­ д а в ец Н. Н. Малышева. З а первое полугодие имена этих д еп у т а т о в были занес ены в книгу рудовой Славы Совета . Исполкомом сельского Совета е ж е к в а р т а л ь н о анали зи руется р а ­ бота всех предприятии. О р г а ­ низации, з ан я вш ей первое место, вручается переходящее К р а с ­ ное зн ам я . В честь лучших п о д ­ нимаетс я ф л а г Тр удовой С л а ­ вы. Сейчас з н а м я вручено л е с ­ промхозу. Ф. ФИЛИППОВ , председатель исполкома. Ц И Ф Р Ы Й Ф А К Т Ы Конституция СССР юридически з ак р еп ил а п р а к т и к у н а к а з о в избирателей . Теперь Советы к а ж д о г о созыва получают п ри ­ мерно 800 тыс. н ака зов. В развитии социалистической д емок ратии большую роль и граю т т р у д о вы е коллек тивы — основные ячейки социалистического общества . В СССР насчитыв ае тся более 2,5 млн. ко л л е к т и ­ вов предприятий, учреждений и организаций. З а б о т о й о г р а ж д а н а х , их благосостоянии и интересах п р о ­ никнуты ста тьи Конституции о п р а в е на труд, отдых, о х р ан у з д о р о в ь я , социальное обеспечение, на жилищ е, о б р а зо в ан ие и п оль зов ан и е достиж ен и ями ку льту ры. о д нок ратн о зан оси лся на до ску последнее вр ем я з а в е д у е т кол- что и мл адш и й сын НпколаеПочета, был занес ен в Книгу хозной гостиницей, а летом вых, Олег, четвероклассник хоПочета к о л х о з а , п олучал п а м я т - еще и п о в а р и т — готовит обе- рошо уч ится, участвует в ные подарки. П ом о г а л осваи- ды д л я м е х ан из а то р о в, р а б о т а - школьной, д а и в клубной савать ранее брошенные и целин- ющих в поле. модеятельности : под аккомпаные земли. Но тяж е л ы й недуг Нина — главный зоотехник цемент отц а, играющего на баяКр естьян ски е д инас тии ---------------------------- : ------------------------------------ - В Д О В И Н Ы В Ф е д о р о в к е все хорошо з н а ­ ют Анну И в а н о в н у Вдовину. Д о л г о е время была она п р о ­ д а в ц о м м а г а з и н а промышленных т о в а р о в . Но вот у ш л а на п ен ­ сию, а д о м а не уси дела . П р и ­ ш л а в к о н то р у к о л х о з а и п о ­ п роси ла п р ин я ть ее на р аботу . Т а к Анна И в а н о в н а с т а л а к а с ­ сиром, . инспектором по к а д р а м и машинистк ой одноврем енно. В середине п яти де ся ты х г о ­ дов Анна И в а н о в н а с м уж ем , Алексеем Ни к о л а е ви ч ем , п р и е х а ­ ла в Сибирь из д а л е к о й М о р ­ довии. П р и е х а л а с детьми: д о ­ черьми Галиной и Ниной и сы ­ ном Анатолием. А у ж тут, в Н ово - Е л и з а р о в о , где п о сел и ­ ла с ь семь я , родились Александр, В ал ен ти на , Т а м а р а , Н а д е ж д а , Л ю дм и л а . Гос теприимный дом В д о в и ­ ных с т о я л на берегу тихой р е ­ чушки Ичи. А во к р у г т а к о й простор, т а к и е вып ас а , сено к о ­ сы, лес! И р а б о т а х о р ош а я . С а м а х о з я й к а с т а л а в деревне с л и в к о о тд ел ите л ем , а Алексей Н и к о л ае ви ч —- трак то р ис том . Б о ­ лее 1 5 - л е т т р у д и л с я он на Д Т -54 . И еж е г о д н о д о б и в а л с я высокой вы р а бо т к и , за что п е ­ на восемь лет пр ик о ва л его к постели, а в 1982 году он ушел из жизни. Ново - Елизарово была х о р о ­ шей деревней, но пришлось п о ­ кинуть ее: подросли дети, надо было п еребирать ся поближе к школе. Анатолий и Александр о т ­ сл ужили в р я д а х Советской Армии, окончили один Б а р а - бинское, а второй — Северное СПТУ, ста ли мех ан из а то р ам и , к а к отец. Анатолий и сейчас р а б о та е т т р ак то р ис том , к о м б а й ­ нером. А лександр — шофер. Гали на , окончив 7 классов, пошла р аб о т а т ь почтальоном . к о л х о з а , член пар тбюро. Н а д я , к а к и Нина, зак ончила К у й б ы ­ шевский сельскохозяйственный техникум. В а л я —. в детском са ди ке няней. З д ес ь же , в д е т ­ са ди ке в о сп ита те л ям и Т а м а р а и Л ю д а , о кончивша я медучилище. Все у ж е ж и в у т своими с е м ь я ­ ми. Д в е н а д ц а т ь внучат у Анны И в а ­ новны. Д о ч ь Галины Л ю дм ил а — студен тка третьего ку рса Н овосибирского п ед ин сти ту та , учится на историко - ф и л о л о г и ­ ческом ф ак ульте те . Это ли че радость б абушке , ма тери , отцу, Николаю Н и к о л а е ву , т р а к т о ­ ристу к о л х о з а . Не радостн о ли, не, поет песенку про ку к лу , не желающую ходить по ниточке. У Анатолия и Галины, б у х ­ г а л т е р а ' се ль сов е та , р ас ту т Л е ­ на и Алеша, у Саши и Л ю д м и ­ лы, техника - стр о и тел я , — Ю л я с Виталием, У Н а д е ж д ы — Танюшка, у Вали — Андрей и Сергей, у Там ары и Лю ды — Н а т а ш а и Д и м к а . Короче го в о р я , все Вдовины, к а к и м а т ь , Анна И в ан о в на не искали лёгкой жизни, все проч ­ но о босн ова лис ь в селе. Шесть семей Вдовиных получили в к о л х о з е к в а р т и ры . И к кому бы из своих детей ни з аш л а Анна И в ан о в н а , она всегда ж е ­ ланный гость в доме, советчик и наста вник. Все доброе, хорошее у В д о ­ виных ун аследов ан о от о тца и матери. Труд д л я них с т а л д е ­ лом чести. С этих семей мож но б р а т ь пример. Александр не тольк о хороший семьянин, но и хороший шофер, победитель в социалистическом с о р е в н о в а ­ нии: Скромная д о лж н о с т ь з а в е д у ­ ющей гостиницы, но Г ал и на Алексеевна т о ж е у в аж а ем ы й на селе человек. Ведь надо понять , что значит приютить к о м а н д и ­ рованных из Северного или еще о т к у д а - то, 50—60 человек накормить з а в т р а к о м , об ед ом, ужином, да еще о тправить еду в поле. С утр а она в хл опотах. Й ведь дома их, хлопот, п о л ­ но: надо сына в школу о т п р а ­ вить, подум ать о дочери: все ли она в зя л а с собой, у е з ж а я в институт... Смотришь на Вдовиных и д у ­ маешь: вот такими семьями, такими д инас тиями и сильны мы, колхоз, село, ст рана . Г. А ЛЕ НС К ИЙ се кретарь п артбюро ко л х о з а имени М. Горького.

6 октября 1984 года ф № 120 (5716) гЗА Д Е Л О ЛЕНИНА» asaazaaaaseтзеажсхтееоааЬ Н А С Ч А С Т Ь Е П Р А В А Есть в нашем З а ко н е такие слов а, Которым стареть не дано! Они, п редъяви в на бессмертье прав а, Несут в себе свет и добро, Д а р ую т нам правду и мудрость свою И силой нас полнят земной. П рообраз грядущего в них узнаю, Ч и т а я З а к о н Основной! Труд! Р ав енство ! Братство! Сквозь отсветы лет По гулким дорогам земли, Дгрм„я перед яростным веком отв ет , Мы эти слова пронесли. К а к б р ать я , смыкали мы наши ряды В часы испытаний не раз. Был солнечный пламень кремлевской звезды зШ д. ой путеводной д ля нас! Вчитайся! Склонись н ад любою главой — В ней пульс и дыханье страны , Р а з м а х в седерж авной стра ды т р \ ловой, Победная поступь весны. В пей — д а л ь н я я даль , нео гл яд на я высь, Просторов родных синева... Вчитайся в З а ко н , У тверждающий жизнь, Д ающий на счас тье права! Осман С А Р Ы В Е Л Л И . Осуществленная мечта Третий год Александр П е т ­ рович Акилин преподает и сто ­ рию в Г раж д ан ц ев ской восьмилетней школе. Молодой учитель в школьном коллек тив е давно не редкость. Почти ежегодно они пр ие зж аю т к нам по р а с ­ пределению после окончания вузов или училищ. Но р а с с к а ­ з а т ь я хочу именно об Алек сандре Петровиче. И потому, что он бывший ученик и вы ­ пускник нашей школы. А. П. Акилин родился и вы ­ рос в Г р аж д ан ц ев о . В школе о тличался любознат ельностью, прилежным отношением к учебе. Он в сегда был первым помощ ­ ником клас сного руководителя, ак тивн о р а б о т а л в пионерской дружи не , а позднее в ш к о ль ­ ном комитете комсомола. К о гда после окончания Северной средней школы А л е к ­ сандр Петрович решил п о с т у ­ пить в Новосибирский пединсти ­ тут, все мы, его бывшие,., учит ел я , одобрили так о й выбор. Конституция СССР г а р а н т и ­ рует право на выбор п роф ессии, рода з ан я ти й и работы в соотв етствии с призванием , сп особностями и профессиональной подготовкой. А у Саши Акилина были все основания ста ть хорошим уч ите лем .’ Но особую рад ость он достави л нам то г д а , когда после окончания института приехал учительствовать в свою родную школу. Мне не р а з приходилось бы ­ в ать на его уроках. Не трудно зам ети ть , что р е б я т а вним а тел ь ­ но сл ушают объяснение учител я , ак тивно работают. Все это говорит о том, что нм интересен* этот предмет , и они ст р е ­ мятся пополнить свои знания . А о б я з а т е л ьн о е условие полнов данном слу- профессиональ- и к у л ь ту р а моценного урока чае — высокая п а я подготовка лодого учителя . Александр Петрович п роводи т беседы с родите лями и р а б о т ­ никами животноводств а на т е ­ мы воспитания детей . Его у в а ­ ж аю т односельч ан е и коллеги. Д в а первых года в школе учите ль р а б о т а л с пионерами, был их старшим вож аты м . В этом году Александр Петрович у т ­ в ержден зам ести телем д и р е к т о ­ ра школы по учебной части. И еще. мне хочется с к а з а т ь , что наше го су д ар с тво п р е д о с т а в ­ ля е т возможн ость к а ж д о м у м о ­ л о дом у человеку реально о с у ­ ществить свою мечту. Н уж н о лишь п р о яв ить настойчивость в овладении знаниями , учиты вать общес твенную п о т р е б ­ ность, ч у в с тво в ать ответствен ность перед людцми, ко то рые открыли тебе д о р о г у в будущее. М. К У З Н ЕЦ О В А , директор Г раж д ан ц е в с к о й восьмилетие:! школы. < Ш е с т и л е т к и у ч а т с я с ч и т а т ь З а дверью к л ас са шел урок. Ребячьих го ­ лосов не было слышно: в эти минуты они с т а ­ рательно рас кр аш ив ал и ор анж е вы м и к а р а н д а ­ шами н фломастерами круж очки . Их было несколько. А еще был котенок , была елочка, был домик. И все — из круж очков , т реугольни ч ­ ков, кв а д р а т и к о в . И Анна Алек сандровна, учительница группы шестилеток — учеников С еверной средней школы, внимательно следила за тем , чтобы ее детишки выполнили з а д а н и е без ошибки. — Хорошо, дети, а теперь посмотрите на этот рисунок, — с к а з а л а А. А. Устьянчик. — Н а елочку. Ее веточки надо покрасить з е л е ­ ным цветом. Н айдите зеленый к а р а н д а ш или фломастер. Нашли? Н а чали красить. И вновь ребячьи головы склонились над т е т ­ радями. Интересны они, эти те тр а ди д л я ш е стилетних учеников. Вот стилизованны е рисунки. По ним р еб ята учатся ра зл и ча т ь геометрические фигуры. Вот рисунок вполне соотв етс твую ­ щий времени, рисунок, словно бы из альбом а д л я р ас к р аш ив ан и я : в лесной школе учитель- медведь в ед ет урок математики, а учениками У него бельчата , е ж а т а , лягушонок. Конечно же , все они уж е раскрашены. Вообще - то урок м атематики шел у шести ­ леток. Они считали, сколько было круж о чк о в , треу гольничков, к в ад р ати к о в . Но т у т ж е они учились и ра зл и ча т ь цвета . А о к а зы в а е т с я , что это не т а к . то легко. Хотя бы то т ж е о р а н ­ жевый цвет. Он и на кр асный чем - то похож, и на желты й. Анна Александровна спраш ивает: • А ну - ка , дети, где у нас сп р я т а л с я о р анж е вы й цвет? И начинае тся игра: кто зам ети т • о р анж е вы й корешок учебника , кто о б н а р у ж и т среди и г р у ­ шек белку, кто поднимет высоко над головой о р анж е вы й теплоход: вот, мол, нашел! Урок у шестилеток короткий — по 35 минут. А х в а т а е т его и на з а н я т и я , и на физкуль- ]урную минуту, и на игру. Например, только что учительница объ ясни ла новое число его надо запомнить . Она говорит: А что, если мы научим считать до десяти наших кук ол? И начинае тся урок, в к о т о ­ ром учителями ст а н о в я т с я все ее ученики А их у Анны Алек сандровны Устьянчик 26: Алеша С аколов , Оля Щ е р б а к о в а , Алена М у р а в ь е ­ ва, Алеша Яковлев, Ж е н я Аверченко, В алера * ОМННО3... Много было у Анны Алек сандровны учеников. Н е да вн о к ней приходили студенты Н о в о ­ сибирского мединститу та Олег Н а з а р о в , Л и к а Смел ова, другие р е б я т а , приехавшие на ден ек ~~ ДРУГ011 в родное село. Р а з г о в о р о в х в ати л о бы на часы. Д а и т а к просидели долго. II ведь будет время, когда и эти дев чушки эти мальчики станут взрослыми. (Жаль, что годы не те, не молодые Вот бы довести их до деся того к л а с с а , посмотреть какими они вырастут, — мечтает А. А. У с т ь ян ­ чик. Лишь бы о них люди говорили одно хорошее, чтобы они полезными людьми в ы р о с ­ ли — вот о чем я сейчас думаю . Анна Алек сандровна Устьянчик з а много чет - нюю добросовестную пед агогическую д е я т е л ь ­ ность н а г р а ж д е н а орденом Трудового Красного Знамени юбилейной медалью « З а доблес тный труд. В ознаменование 100 - летня со дня р ождения В. И. Ленина». Она — отличник н а ­ родного просвещения. А. А Р К А Д Ь Е В . На снимке: идет урок. Фото Ю. Фадеева. I, ||| Г||] , 0* # ' y V V / V W W V W X A / V V V X ' W W ' У Ч А А А А /V ^ /V V W V W X . A /V V >y NuA /V VV '\AA / Многомиллионный отряд советского учительства — гордость нашей страны, н а д еж н ая о п о р а партии в воспитании м ол одеж и . (О сновны е нап р авл ен ия реформы общ ео б р азо в ате л ьн о й школы ). ? /x /y A /V A /V V V V V V V \А Л А Л А Л Л А / \А Л /\ Л А А / ,-- Л А Л /\ У \ А А А А ЛА Л /\ А Л /' У\ А Л/ \Л Учитель автодела Эшелон шел на восток. Шел ли часами сидеть за специаль- долго, с частыми остановками ными учебниками, бесконечно в осенних полях и рощах, по- ж д а т ь своей очереди на вож- н ачалу соп ровождаемый истре- дение. бите лями на случай н ап ад ен ия — Теперь о щ у щ а е т с я спад фаш истской авиации. Только так ого ж е л а н и я . И это потому, где - то з а Кировом оп асность мне к а ж е т с я , что почти у к а ж - бомбеж е к минова ла , но и тог- дого, есть или мопед , или д а скорость его не очень - то мотоцикл, или о т ц о в с к а я авто - увеличилась. В коричневых его машина . Т а к что есть в о з м о ж - в агонах кем . то к о гд а - то ность в любой час п о к о п а ть с я окрещенных теплушками , ^еха- с ж е л е зк ам и , — т а к о в о мнение ли люди — муж чины , женщи- IO. А. П р о к оф ье в а по э тому ны, дети. Ехали рабочие Крас- поводу. ногорского з а в о д а имени Лени- Ну, а з а годы, пока айто де- на. К у д а ехали, сколько им ло преп ода ется в Северной быть еще в пути, — никто не средней школе , около 500 юно- з н а л этого. Говорили об Урал е, шей получили п р а в а на в ож д е - что там , д еск ать , а на Камеи- ние автомобилем. И ср еди них ном поясе , будет обосн овывать- немало парней из Ч у в аш ей , ся з а в о д . Но У рал . встретил Коб. - Кордона , У д а р н и к а , Ма- эШелон отвесными с к а л ам и , линовки, Ч е ба к о в , Г р аж д ан ц е - на кото рых порой д еж у р и л и во. С еверян , конечно, больше, орлы, и проводил его лесисты- Но вот то , что в ш к о лу шли ми восточными склонами гор. учиться д а ж е из О с т яц к а , Ос- П отянулас ь Сибирь. Н а д в а д - таиинки, Б е р г у л я , хотя там цать вторые сутки эшелон при- рядом Б и а з и н с к а я ср е дн яя шко- был в Новосибирск. Здесь и ла, говорило о том, что ку р с было с уж дено прнборостроите- ав тодела п о л ь зо в а л с я авто рите- лнм н ачать жи ть , р аб о т а т ь без том. И не то л ьк о у подрост- смеп н выходных, без отпус- ков, но и у их родителей, ков, р аб о т а т ь д л я фронта , д л я Официально а в т о к л а с с в Се- победы, к о т о р а я виделась свет- верной средней о тк ры л ся 10 лым, ярким праздником , днем, лет н а з а д . И де с я т ь лет под- когда можно буде т спокойно р яд Юрий Анатольевич о б ъ яс - отдохнуть . няет своим ученикам принциУ Юрия Анатольевича Про - пы работы четырехтак тного кофьева на этом з а в о д е рабо- Дви гателя , устройство коробки т а л отец, опытный ме ханик , переменных передач, других уз- оптик. Через деся ть лет , лов автомашины.С тольк о же осенью 1951 года и он, восем- >’чит их вождению, стремясь к надцатилетний, переступил по- ™ У * чтобы м а “ “ уШ,аЛ Ь рог проходной, п о к а з а л пропус к кр епнувших рук п р е " цеховому в ах тер у и ста л при- тсш подходит д ' ■ боростронтелем. Сейчас, г л я д я с ь волнении за нихз а себя, кадры теле р еп о р т аж ей переда- П о д х о д ит и ч с р чи «С л уж у Советском у Сою- “ Сенчас " Р“ , зу», он иногда видит приборы, Х03, придашь н _ ^ которые некогда выпуск ал сам. предприятие ев р ’ ' В Ч т и минуты всп оминается У ж и к о в встречаешь. Везде они Голубой з а л — огромный з а л , РДботают. ■ ’ ^ высокий, многооконный, где Х0Р0ШИХ водителей, мастеров , рас по л а г а л а с ь м а с т е р с к а я , вспо- Приятно, конечно. минается учитель - сб орщ и к Из года в год шякола Г 0 ’ Анатолий Криволоцкий. Вспо- г ае т соседним к о л х о з а м в уборминается многое. И теперь, че- ке УРо ж а я . n o c“ f * ЮрИ, я А" а ' 1 тольевича П р о к оф ье в а с его рез годы, становится ясным, что q к автомашиной Вот и в нынешз авод д а л так ую хорошую , _, „ „ „ „ „ „ 3 v 3- т о ю у б орку он р а б о т а л сначатр удовую з а к а л к у , что и сои- - J ла в «Восходе» , а последнее час действ ует безотказно . ’ „„ ___ _ „ . 3 время , в колхозе имени К ал и - Юрпи Анатольевич в з я л от (1£ на и р а б о т а л похвально , отца, Анатолия Н и к о л ае ви ч а , б е зо т к а зн о . Впрочем, это и по- главное беспокойство меха- нятно: плохо не привык. С тех ника, умение мастерить . Поэто - ПОр Пр Иу Чен д е л а т ь все хоро- му лодки своей конструкции, Ш0) к а к заводским рабочим стал, на кото рых пер евози л тонны в едь те приборы, которы е он грузов , когда р а б о т а л в Верх- выпуск ал , д о лж ны были быть красноярском ьсельпо. П о э том у отличного качества. Они и бы- к а т а м а р а н «Турист», ко торый Валн отличного качества: ли лне одно лето сл у ж и л ему пла- fl0e клеймо не п о зво л я ло де- вучеи базой . Поэтому — аэ ро- л а т ь б рак сани, поднимающие вихри сне- -щчас он в Виктором Алек- га, сенокосилки, которы е помо- сандровичем Ятисом, вторым гают ему в сенокосную пору... преподавателем а в т о д е л а , о з а б о - От матери , К л авди и Андре- це ц тем, как и куда т р у д о - евны, в зя л Юрий Анатольев ич устроить своих учеников. При- любовь к д е т ям , доброту . А мятне последней сессией Верпоэтому стал учителем. По ховного Совета С СС Р основ - ГРУДУ> к а к неудачно г о в о р я т пых направлений реформы обсперь. А то ч н е е — по слесар- щ е обра зова тельной ш к о л ы станому делу . г я т большие з а д а ч и по т р у д о - ш к о л ь н а я м а с т е р с к а я была ному обучению ш к о ль н и к о в Их ювелика. Но д е с я т к а д в а боль- можно решить т о л ь к о совмест- ших, настоящих тисков, свер- ными усилиями с п р е д п р и я т н я - чильнын и то карный станки в Ми. где бы м а льч иш ки прочо- чеи были. II мальчишки учи- лили п р а к т и к у , з а к р - п л я л и т е р ­ лись д е р ж а т ь напильник, из щю. к о торую д а ю т учителя па -руоои з аготовки д е л а т ь плос- ш о к а х , н а ' конкретном теле огуоцьт, молотки. Ремонтиро- Хочется п р е п о д а в а т е л я м чтобы *али и изготовляли шарниры в этом во всем их п о д д е р ж а л а и д п а р т - р у к о в о д и т е л и «Тран сс ел ьхозА потом произошла п ереква- те хники» „ «С ельхозтехники», лификация: в школе начали д р у г и х пред пр и яти й Северного п р еп о да в а ть а в тодело , и Юрии Ведь д о л ж н о заб о ти ть и их Анатольевич с та л одним из к а к о е пополнение придет в мастеров производ ственного о б у . к о л л е к т и в через год — два . чеиня. Ну, q пока Пока мальчиша селе без шофера не ки — нет юноши, с а дя тся за ’ооигись. Впрочем, без него шк ольны е столы, на которых на- не обойтись и в городе. Н у ж - рисована схема уличного п ер елай профессия. И молодые пар- к рестка , и начинается v d ok. ни стремятся к ней, готовы бы- А. Ш А Р АПИН С К ИЙ .

RkJQdWJsaXNoZXIy