За дело Ленина, 1984, № 115

» ОРГАН СЕВЕРНОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НО ВОСИБИ РСКОЙ ОБЛАСТИ Выходит по вторникам, четвергам и субботам» Пролетарии всех стран, соединяйтесь» Газета основана 20 июля 1935 года № 115 (5 7 1 1 ) ВТОРНИК 25 С Е Н Т Я Б Р Я 1984 год а г ; - , : .,-аргяр Ц е н а 2 коп. ш в а < £ > < ш Совет РАПО и президиум рай к ом а профсоюза р а б о т н и ­ ков се льского х о з я й с т в а рассмотрели итоги социалисти ­ ческого соре внов ания к олхозов и транспортно - уборочных звеньев на уборке у р о ж а я с 17 по 24 сентября и постановили: Первое место присудить к о л х о зу «П а м я т ь Ленина», у б р авш ем у зерновые на 65 п роцентах к уборочной п л о щ а ­ ди, силосные — на 95, выполнившему план засыпки се. мян на 50 процентов, сд ачи х леба г о су д ар с тву — на 41 процент. Второе место присудить к о л х о з у имени М. Горького, уб р авш ем у зерновые на 45 п роцента х к уборочной п л о щ а ­ ди, силосные — на 100, выполнившему план засыпки семян ца 39, план сдачи з е р н а го су д а р с т ву — на 104 процента. Третье место присудить к о л х о з у им. XXI I с ъ е з д а КПСС, убравшем у зе рновых на 54 процента х к уборочной площади, силосные — на 58 п роцентов, выполнившему план за сыпки семян на 64, сдачи хлеба го су д а р с т ву — на 47 процентов . Среди * уборочно - транспортных звеньев первое место присудить звену Д. П. Ничкова из к о л х о з а «П а м я т ь Л енина » , н амолотивш ему 12252 центнера зерна при выра ботк е на ком байн 2450 центнеров. Второе место присудить зв ену В. И. Сидоров а из к о л х о з а им. К алинина, н амолотивш ему 9719 центнеров зерна при выра ботк е на одного члена зв ен а 2430 центнеров. Третье место присудить зв ен у В. А. Ш ау р к о из ко л х о з а им. X X I I с ъ е з д а КПСС, н амолотивш ему 17457 центнеров зерна при в ы р а б о т к е на одного члена звена 2182 центнера. Сообщают из к о л х о з а « З а в е т ы Ильича» Убрали Подсолнечник в кол х о з е о б е , щал у р о ж а й н о с т ь выше прош ­ логодней . И предварительны е расчеты о п р ав да л ис ь : получили мы с г е к т а р а по 160 цен тнеров зеленой массы, а в прошлом го д у—по 147. П оэ тому и п о ­ тр у д ить ся м е хан и з а т о р ам приш ­ лось н ап р яж е н н о , чтобы сп р а ­ виться с уборкой до з а м о р о з ­ ков. Но теперь мы уверенно можем с к а з а т ь , что силос б у ­ дет хорошего к а ч е с т в а , т а к к а к к у к у р у з а и подсолнечник у ж е скошены и у т р ам бо в ан ы в буртах . Четыре ком байна р а б о т а л и на по лях , з ан я ты х силосными, причем три из них — в Ново- троиДкесилосные В К а н а т а х было с о з ­ д а н о свое звено, в к о ­ тором один комбайн, один т р а к т о р и д в е ав томашины. Отличную в ы р а бо т к у на к о м ­ бай не п о к а з а л С. А. Ив анов . Он из общего количества з а ­ готовленного на зиму силоса скосил и о тп р авил к б уртам три тысячи тонн зеленой м а с ­ сы. Всего в К а н а т а х з а л о ­ ж ено д в а бурта. Хозяйство план ир о в ал о з а ­ л о ж и т ь 10500 тонн зеленой м ассы , и слово свое м е х ан и ­ з а т о р ы с д е р ж а л и . Они не толь- ко справилис ь с з а д а н и е м , но перевыполнили его, у т р а м б о в а в 11800 тонн. П Р О Д О Л Ж А Е М Следом з а уборкой зе рновых началось в кол х о з е скирдов ание соломы. Его в е д у т почти без о т . рыва от хлебоуборочных звеньев д в а стогометчика В. Г. Ванченко и Ф. В. Изю ров . К р ом е того, в звене четыре то л к аю щ и х в о л о ­ куши. М ех ани з ато ры у л о ж и л и в скирды 4200 центнеров рж а н о й соломы из п лан а 12 ты сяч ц ен ­ тнеров. Одновременно со скирдов ан ием С К И Р Д О В А Н И Е соломы п р о д о л ж а е т с я и з а г о т о в к а се на . Н а этом участк е с н а ч а л а сенокосной стр а ды р а б о т а е т звено Г. Е. Н овиков а . Погодны е у е л о , вия не позволили полеводам см е ­ т а т ь необходимое количество г р у ­ бого корм а, но они и сейчас ведут подбор- скошенного. В Новопок- ровке остаю тся не убранными се яные т р а в ы на 419 гек тарах . ' ВИЛЬШКЕРСТ, главный аг роном. Х озя й с т в а К р а сн о д а р с к о го к р а я в ед ут п р о д а ж у х л е б а госуд ар ств у . Кореновский э ле в а т о р принимает з а су тки до 8 тысяч тонн з ер н а . В основном идет си л ьн а я и т в е р д а я пшеница. На снимке: с е к р е т а р ь п артбю ро Кореновского э л е в а т о р а В. Каменный и а г и т а т о р ы С. Кутин и В. Федченко оф орм ляю т стенд пресс -центра. Фото П, Янсля (Ф о т о х р о н и к а Т А € С ) П О М Н И , Х Л Е Б О Р О Б ! Уронил пять зёрен на метре пути — . не довёз до элеватора 10 килограммов зерна. О Б Р А Щ Е Н И Е К КОМБАЙНЕРАМ, ТРАКТОРИСТАМ, ШОФЕРАМ, РАБОТНИКАМ ТОКОВ, ЗЕРНООЧИСТИТЕЛЬНЫХ И СУШИЛЬНЫХ ПУНКТОВ, к о ВСЕМ КОЛХОЗ НИКАМ, s РАБОЧИМ И СЛУЖАЩИМ П Р Е ДП Р ИЯ Т ИЙ , ВХОДЯЩИХ В РАЙОННОЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОЕ О Б ЪЕ ДИ НЕ Н ИЕ Н а п олях колхозов района в полном р а з г а р е с т р а д а ч е т ­ вер то го года 11-й пятилетки. И д ет обмолот зерновых , к ко нцу подх о д и т уборка силосных, п р о д о л ж а ю т с я в сп аш к а з я ­ би, скир д о в ан ие соломы, п р о ­ д а ж а хлеба государству . Н а п р я ж ен н ы й тр уд м е х а н и з а ­ торов, водителей ав том аш и н , работник ов т о к о в , зерн о о ч ис ти ­ тельных и сушильных пункто в приносит свои плоды: почти на 11 ты сяч ах г е к т а р а х о бм о л о чены зерновые, 161 ты сяч у ц ен т ­ неров зерна намолотиЛи к о м ­ байнеры с н а ч а л а уборки, с 6382 г ек таров убраны силосные, всыпаются ««меда п о д у р о ж а й будущего года. Успешно в ы ­ полняется план хлебосдачи. Но работы еще- пре дстоит много. О б ъ я в л е н н а я с 23 се нт я б р я у д а р н а я неделя д о л ж н а ста ть решающей в проведении всего комплекса полевых работ. К аж д ы й час рабочего д н я д о л ­ жен быть и спользован с н а и ­ большей отдачей. Сейчас не время д л я простоя техники , д л я разб о л тан н о сти , д ля д а ж е м и ­ нутного послабления . Су дьб а РАЙКОМ КПСС З а д а н и е на ударную неделю зерновых , всп ашке зяб и и у р о ж а я -8 4 — в р у к а х з е м л е ­ дельцев , в ру к а х тех, кто в эти страдны е дни приш ел к ним на помощь. Сегодня з а д а ч а партийных, профсоюзных, ком сомольских о р ­ ганизаций , советски х и х о з я й ­ ственных органов , р у к о в о д и т е ­ лей колхозов ■ и предприятий, входящих в состав РАПО , специалистов сельского х о зяй с т в а , всех тр уж е н и к о в села п р и л о ­ жить максимум усилий д л я т о ­ го, чтобы у р о ж а й был убран быстрее, без потерь , чтобы п р ед сто ­ я щ а я з и м о в к а крупного рогатого скота была сытной, позволяющей ж и в о т н о в о д ам р ай о н а справитьс я с годовым планом про изво д ств а и п р о д а ж и г о с у д а р с т в у п р о д у к ­ ции колхозных ферм. Р ай к о м КПСС, районный исполнительный комитет Совета н ародных д еп у т а т о в призывают всех хлеборобов района, всех з а н я т ы х на у б о р к е хлебов, на з а г о т о в к е к о рм о в, на в спашк е з я б и п р и л ож и т ь м а к сим ум уси ­ лий к тому, чтобы выращенный у р о ж а й был уб ран полнос тью, чтобы з а д а н и я у дарн ой недели были выполнены. РАЙИСПОЛКОМ к о л х о з а м р ай о н а по уборке сдаче зер н а госу д ар с тву • К олхозы О б м о л о т и т ь з е р н о в ы х га В сп а х а т ь з я б и га С д а т ь з е р ­ на г о с у д а р ­ с т в у ц ен т . Н аш а Р одина 700 350 2000 П а м я т ь Ленина 1100 500 4000 им. XXII с ъ е з д а КПСС 500 400 2000 им. Калинина 500 400 1500 Восход 700 500 3.000 Н о в а я жизнь 500 350 1000 За в е ты Ильича 900 450 4000 им. М. Горьк ого 700 400 — П уть к коммунизму 800 500 500 Бо р ь ба , з а мир 700 400 2000 V II с ъ е з д Советов 500 350 -- 1 им. К. М а р к с а 800 400 2000 По р ай он у 8400 5000 22000 ШШтт Показатели работы звеньев на уборке зерн овых н а 24 се нт я бр я Ф. , И . , О . з в е н ь е в о г о О б щ и й н а м о л о т ( ц е н т ^ Н ам»- л е т на 1 кем - Н аша Р одина Тукаев А. Г. 7826 1957 Гуммер В. В. 4258 1065 П а м я т ь Ленина Сметанин А. Н. 9969 1994 Пещерский Ф. В 7427 1485 Ничков Д . П. 12252 2450 им. XX I I с ъ е з д а КПСС Ш ау р к о В. А. 17452 2182 им. Калинина С идоров В. И. 9719 2430 С лободчиков И. М. 3476 1738 Восход А фанась ев В. Ф. 5732 1146 Блинов Г. В. 4147 829 Н о в а я жизнь Курцев Г. Г. 3985 996 Еремеев Н. А . 3880 97 0 З а в е т ы Ильича Урсаев В. Ф. 4327 1442 Шаев В. Н. 3564 1188 К р асн о в И. А. 4609 1536 им. М. Горького Архипов И. А. 14088 1409 Путь к к оммунизму Харитонов Г. И. 6844 1369 И в ан чен ко М. Н 4620 1540 С идоров В. Г. 5634 1878 Б о р ь б а з а мир Пешков С. А. 7211 1803 Кочергин О. И. 3099 775 V II с ъ е з д Советов Ганич В. П. 7300 811 им. К. М ар к са Аниброев М. Е 4833 967 М олоков Г. Д . 3440 688 Колхозные новостройки К о лхоз « Н аш а Р о д и н а » — м о ­ лодое х озяй ство в районе. Оно то л ьк о нач инае т с о з д а в а т ь и у к ­ р еп л я ть свою п роизводств енную базу. Особое внимани е з д е с ь у д е л я е т с я стр о и т е л ь с т в у ж и л ь я . Скоро будут сд аны тр и д в у х к в а р ­ ти рных дома в кирпичном и сп о л ­ нении д л я р аб о тн ик о в ж и в о т н о ­ водс тва . С п р а в я т н овос ель е д о я р к а ко л х о з а Н. В. К о н о в а л о в а б р и ­ гадир д о йного г у р т а Н . А. ’ Кыш - тымов , т е л я т н и ц а Т. К ы ш ты м о в а Один д омик о с т а н е т с я в р е з е р в е д л я специалистов . С тр о и т е л ь с т во о б ъ е к т о в в ед у т наем ны е б р и г а ды , в о з г л а в л я е м ы е А. А б у б а к а р о в ы м и 3 . М. А х м а т о ­ вым. Г. ПЕТРОВА.

e c c ex cca zca xc cc cG sca zzz^^ «ЗА Д Е Л О Л ЕН И Н А » В к ом сом оль ск ой политсети -------------------------------------- 1Ю \ O i I I ) ^ К П Е Р В О М У З А Н Я Т И Ю З а к о н ч и л о с ь к о м п л е к т о в а ­ ние сети комсомольской п о ­ литучебы. Н а 1984— 1985 учебный г о д сп л ан и р о в а н а р а б о т а 19 ш к о л , гд е б у д у т з а н и м а т ь с я 402 челове ка . П о ср авнению с п рошлым годом их к о л и че ст ­ во о ста л о сь прежн им . В шести ш к о л а х б у д е т прочи тан курс по р а з в и т ию соц и ал и сти чес ко ­ го с о р е в н о в а н и я и к ом м у ни ­ стическ ого отн ош ен и я к т р у д у . П о э той теме б у д у т р а б о т а т ь п р о п а г ан д и с ты В. В. П а лкин из к о л х о з а им. М. Горького, М. Ф. С т а р к о в из к о л х о з а им. К. М а р к с а , П. К. В а ­ сильев из «Н ашей Родины» и другие . И з б р а н и е д анной темы о б у с л о в л е н о н е о б х о ди ­ мостью с о з д а н и я на п р о и з в о д ­ ст в е Комсомольске . м о л о ­ д е ж н ы х к о л л е к т и в о в и в н е д ­ рения к о л л е к т и в н ы х форм о р г а н и з а ц и и т р у д а . Шесть д р у гих шк ол б у д у т р а б о т а т ь по п р о г р а м м е «С о ­ циа лис тический о б р а з жи знщ и м о л о д е ж ь » . Ч е ты р ем ш к о ­ л а м п р е д л о ж е н а т ем а «Основы коммунистической м о р а ­ ли» и о с т а вш им с я тр ем — «Учений, п р е о б р а з у ю щ е й мир». Е ж е м е с я ч н о буде т п р о ­ х о д и т ь у ч еб а п р о п а г а н д и с т о в по секциям : общ ес твенн о - политических и экономических знаний. Улучшился качественный состав п ропа г ан ди стов . Все 19—члены партии. Трое из них руководители колхозов М. С. Сорокин, А. А. З а й ­ цев, М. Ф. С тарков , Н. Ф. О с ­ танин — секретарь п а р т к о м а к о л х о з а «Путь к коммунизму» Г. Г. Зы р ян о в — у п р а в л я ю ­ щий райсельхозтехникой. 164 комсомольца б у ду т за- нимать'ся в системе п ар ти й ­ ного политп росв ещ ения. Д р у ­ гими формами учебы о х в а ­ ты ва ется 1190 ч е лове к , и только 237 человек по р а з ­ личным причинам не о х в а ­ чены учебой. В п лан е р а б о ты р айком а ком сомола особо выделен р а з ­ дел по о к а з ан ию помощи в р аб о те политшкол. Оформлен уголок п р о п а г ан д и с т а , н а ­ мечено проведение открытых п о ли т з аня тий в райпо ■— п р о ­ паг ан д ис т П. К. Костин, в к о л х о з е «П уть к ком м у н и з ­ му» — Н. Ф. Останин , в р а й ­ больнице — С. П . Костин. В д е к а б р е б у д е т п р о ве дена а т ­ т е с т а ц и я п р о па г ан ди сто в . З а ­ п лан ир о в ан о на за с е д ан и и бюро р ай к о м а ком сомола рас см отре ть вопрос о в л и я ­ нии политической и экономи ­ ческой учебы на д ей ств ен ­ ность социалистичес кого с о ­ ревнования и у крепления т р у ­ д о во й дисциплины в к ом с о ­ мольской ор г ан и з ац ии к о л х о ­ з а « П ам ять Ленина». П р и ­ чем, 1при п р о ве р ке д а н н о г о вопроса п л ан ир у е тся п р о в е ­ рить р а б о т у всех форм учебы молодежи. В д е к а б р е методическим советом б у д е т рас смотрен вопрос о р а б о т е п ро п а г ан ди с ­ т а Г. В. Г у л яев о й по п о вы ш ению ка че ств а учебы и у к р е п ­ лению ее с в я з и с ж и зн ью в свете решений июньского (1983 г.) П л ен ум а Ц К КПСС В я н в а р е сл едующего года идеологической комиссией р айком а партии будет г о т о ­ вить ся вопрос «О повышении к а ч е с т в а и р езультативности; комсомольского политпросв ещения и повышении его роли в развитии политической и т р у д о во й ак тивности м о л о д е ­ жи в комсомольской о р г а ­ низации «Сел ьхозтехника» . Методический совет р а й к о ­ ма ком сомола п р о ан а л и зи р у ­ ет р а б о т у политического с а ­ м о о б р а з о в а н и я в колхозе « З а в е ты Ильича» , п рове де т выездное з а с е д а н и е на п о л и т ­ з а н я т и е в кол х о з е «Н о в ая жизн ь», рассмотрит итоги первых поли т заня тий и о б о б ­ щит опыт лучших к о м с о ­ мольских пропа гандистов . Л. ШУРШЕВА, первый с е к р е т а р ь рай к ом а ВЛКСМ . К 40 -л е тию Великой Победы С Н О ВА Н А МАРШЕ С о с т о я л о с ь очередное з а ­ с е д а н и е рай о н но го сов ета пионерской о р г ан и з ац ии . Н а з а с е д а н и и были намечены з а ­ д а ч и с о в ета на новом э тап е В сесою зного пионерского М а р ш а «Салют — П об ед а!» в с в е т е т р е б о в а н и й , п р е д ъ я в ­ л я е м ы х шк ольн ой реформой. Этот М а р ш п о в е д е т р а й о н ­ ную пионерскую о р г а н и з а ­ цию к в ели кой д а т е — 40- летию П о б е д ы с ов етс кого н а ­ ро д а в Великой Отечествен ­ ной войне. Все д е л а , н а з в а н ­ ные в его м а р ш р у т а х , п о с в я ­ щены 40 . летию П обеды и X I I В семирному фес тивалю м о л о д еж и и студентов в Москве. З а с е д а н и е у тв ер д ил о состав бюро из семи челове к и план р а б о ты совета на 1984— 1985 учебный год» Г. ДМИТРИЕВА. С ЛЮ Б О В ЬЮ К ДЕТЯМ Хочу р а с с к а з а т ь о своей о д н о с е л ьч ан к е М ар и е В а си л ь , евне Тимкиной. З а к о н ч и л а она ме ду ч ил ищ е в г о р о д е К у й б ы ­ шеве и р а б о т а е т в с е ле Г р а ж - д а н ц е в о в д е т с а д е со д н я его о т к р ы т и я . Д о б р о й , л а с к о в о й улыбкой встречает- М а р и я В аси л ь е в на де т ей к а ж д о е у т р о . И они ее очен ь л ю б я т . С большой охото й бегут в гр у п пу д а ж е самы е к а п р и з н ы е . К а ж д о м у из них медсестра М а р и я В асильевна д а с т вкусн ую витами нк у , п р о ­ с л у ш а е т дыхани е , поставит г р а ­ дусник , Ее белый х а л а т м а лы ­ шей вовсе не пуг ает , к а к это обычно бы в а е т , а н а о б о р о т — притягивае т- Н е смотря на молог д о сть , М а р и я В аси ль евна чело, век о тв етств енный, знающий. З а эти к а ч е с т в а и з а д о б р о , ж е л а т е л ь н о с т ь у в а ж а ю т ее и односельчане. Н, ЛОПУХОВА, Новые книги П р а в о вести з а собой. В книге собраны х у д о ж е с т ­ венно . д о к у м е н т а ль н ы е очерки о коммунистах , которы е р у к о в о ­ д я т решающими зв ен ьям и п а р ­ тии—городскими и районными комитетами. О т их а в т о р и т е т а , компетентности и умения вести з а собой лю дей во многом з а ­ висит успех наше го социально- экономического строительства. Герои книги т р у д я т с я на главны х стройка х нашей страны: на БАМе и К ам А З е , на У р ал е и в С р е д ­ ней Азии, на К а в к а з е и в Н е ­ черноземье. Н а их п рим ерах ав то ры п о к а зы в аю т п р е ем с т в ен ­ ность лучших нрав ств ен ны х т р а ­ диций пар ти и, рабочего к л а с с а в д е л е ’ воспитания новы х п о к о ­ лений борцов з а св етлое б у д у ­ щее человечества. Р у д е н к о И. П. К р атч айш ее рас стояние. В своей новой работе и зв е с т ­ н а я ж у р н а л и с т к а Инна Р у д е н к о р а зм ыш ля е т н ад про бл ем ам и воспитания в людях высоких чувств любви и г у м ан и зм а , п р е ­ обр азующ и х человека и мир в о к р у г него. Эти ч увс тва , в о з ­ в ыш ая личность, п о б у ж д а ю т к б ла городны м д е л ам и поступ ­ ка м , к активной борьбе с л ю д ь ­ ми, п роявлен иями э го и зм а , мещ а н с т в а , бездушия в нашей жизни. Герои книги — реа льны е люди, наши молодые со в р ем ен ­ ники. Он зак ончил войну в небе н а д Берлином . Это был 387-й вылет м а й о р а Н и к о л а я Х у д я к о в а — Героя Советского Союза. Боевое крещение молодой лейтенант принял в тревожн ое воскресенье 22 июня. М е ж д у началом войны и дал еким т о г д а маем сорок п ято го г о д а Николай Васильевич много р а з с ъ ч л на к а р т у свою жизнь в с х в а т к а х с фаш истскими ас ам и . И Х с ё их выиграл. 28 военных пилотов р ей ха , сеявших смерть на н а ­ шей зем ле , са ми н ашли гибель в поединках с героем. Попробуем п р ед став и ть се бе хотя бы один бой. ...Шел 43-й год. Шесть истребителей под ко м андованием с т а р ­ шего л ей тен ан та Х у д я к о в а с о п р о в о ж д а л и 12 наших штурм овых «ИЛ ов» . При переходе линии ф р о н т а летчики за м ети ли боль?- шую группу ф аш истских сам о л е тов, летевших к позициям н а ­ ших войск. 36 б ом б ард ировщ и ков «Ю-87» и 18 истребителей. Решение пришлось принимать нелегкое — и свои ш турм ови ­ ки з ащ и щ а т ь , и с р ы в а т ь вр аж е с к у ю б омбардировку . О т д а в п р и ­ к а з а н и я , Х у д я к о в со своим ведомым Милашенко принял на себя а т а к у шести «мессеров». Все д альнейшее было сплошным к а л е й ­ доскопом д лившихся мгновения м ане вров , но ценой любого из них м о г л а ст а т ь жизнь. Прикрыв свои ш турм овики , истребители с о р в а л и б ом б а р д и ­ р о вку советских позиций. Враг п о т е р я л 8 машин. Наши из з того боя вернулись все. Бо ев ой пут!» летч ик а - г ер о я , пришедшего в авиацию по п у т е в ­ ке к ом сом о л а в 1931 г оду , отмечен т а к ж е д ву м я о рденами К р а с ­ ного Зн ам ени , орд ен ом А л е к с ан д р а Невского, м е да лям и , в чфи числе « З а о св о б ож д ен ие Праги», « З а в зятие Берлина» . Н а снимке: Герой Советского Союза Н. В. Х у д я к о в с м о л о ­ дыми л етчик ами - с л у ш а т е л ям и Военно - воздушной и нж ен е р ­ ной а к ад ем и и имени Н. Е. Ж у к о в с к о го . Фото Н. Акимов а (Ф о т о х р о н и к а ТАСС) О т з о в и т е с ь , однополчане! Совет в е т е р а н о в 119-й ордена С у во р о в а ст релковой дивизии о б ­ р ащ а е т с я ко всем однополчанам с просьбой о т о з в а т ь с я и н ап и ­ с а т ь о себе, своей с л у ж б е в нашем соединении, о боевых т о ­ в а р и щ а х , п авш и х и жи вы х , а т а к ж е просим прис лать свои ф о ­ т о гр аф и и военного времени, в ы ­ резки из фронтовых г а з е т и д р у ­ гие реликвии, р а с ск а зыв ающ ие об истории дивизии. 119-я с т р е л к о в а я д и в и зи я была сф о рм ир о в ан а на б а з е 161-й о тдельной к урс антской с т р е л к о в о й б р иг а ды в апреле 1943 года на тульс кой земле. Н а ш и стр е л ко вы е а р т и л л е р и й ­ ские полки: 365, 421, 634, 349 ДНИ ЛИТЕРАТУРЫ Урга л. П ро з аик и и пвэты из Москвы , К иева , д р у гих г оро ­ дов страны , а т а к ж е местные л и т е р а т о ры были гостями с т р о ­ ителей и * ж е л е з н о д о р о ж н и к о в Восточного у ч а с т к а БАМа. Они выступили на в ечерах п ер ед рабочими горно - о б о г а ­ тительного ко м б и н а т а , ш а х т е р а - о с в о б о ж д а л и те рритории К а ­ л уж с к о й , Смолен ской , П с к о в с ­ кой об ластей, а т а к ж е р еспубли ­ ки: Белоруссию, Л а т в и ю , Л и т в у в со с тав е 21-й и 4-й у дарных армий. Е ж е го дн о 9-го М а я ветераны дивизии встречаются в городе Москве. Просим однополчан н а п р а в л я т ь письма на имя ч л е ­ на совета в етер а но в дивизии К о ж а р и н а Алек сея Антоновича. Его адрес: 397600, город К а л а ч В оронеж ск ой о бласти , улиц а Мира, дом 12, к в а р т и р а 10. Д о ­ машний телефон 2-47-76. Уполномоченный с о в е т а в е т е ­ р ан о в 119 стре лковой дивизии , старший сержант М. МИННИКАЕВ. ми У рга ла , лесоз аготовите лям и . Ознакомились с успехами т р у ­ жеников в п рибамовском районе к р а я . Нынешние дни л и т ер ату ры п о ­ священы 40 - летию Победы в Великой Оте честв енной в о й ­ не и предстоящ ей у к л а д к е п о с ­ леднего, зо лотого звен а на БАМе. Р о л ь м узе я в воспитании ш к о л ь н и к о в И з г о д а в год неуклонно р а с т е т в нашей стр а н е число ш к о л ь ­ ных м узе ев . Б о л ь ш и н с т в о и з них с т а л о в а ж н ы м з в ен ом п е д а ­ гогичес кого процесса . П о с в о е ­ м у с о д е р ж а н и ю и х а р а к т е р у ш к о ль н ы е музеи различны , но цель любого из них — со д ей с т ­ в о в а т ь ком м у ни ст ич еск ом у в о с ­ питанию п о д р а с т а ю щ е г о поко- . лен и я , повышению э ф ф е к т и в ­ ности учебно „ в о сп и т а т е л ь н о го п р оцесса . 15 л е т н а з а д о т к ры л с я музей бо ево й и т р у д о в о й с л а вы в С е ­ в е р н о й ср едней шк оле , и все э ти го ды его а к т и в насто йчиво ищет новы е ф ормы работы и с о в е р ш ен с т в у е т с т а ры е . О дним из п ервых р а з д е л о в м у з е я я в и л ­ ся р а з д е л о жизн и и тв о р че с т ­ ве пис ателя - коммунист а, ав - * т о р а «Малахитовой шкатулки», л а у р е а т а го сударственной п р е ­ мии, д е п у т а т а В ерховного С о ­ вета ССС Р П а в л а Петровича Б а ж о в а , п а р т и з ан и вш е го в ф е в ­ р а л е — ап р ел е 1919 года в д. Б е р г у л ь Сев ерного района. С чего н ачинался музей? К о ­ нечно, с поиска, чтения б а ж о в - ских с к а зо в и повестей , вы с ту п ­ лений по местному радио, э к ­ скурсий по б аж о в с к им местам, встреч с б е р гу л ьц ам и — первыми учениками П а в л а Петровича, проведения у тренник ов и с б о ­ ров. И совсем скоро мы поняли, что музей — б ольш ой п ом ощ ­ ник не то л ьк о во внеучебной раб о те , но и в проведении у р о ­ ков вне клас сного чтения по т в о р че с т в у П. П. Б а ж о в а в 4—8 к л а с с а х , а т а к ж е в р аб о те н а д сочинениями по б а ж о в с к о й тем атике. Д о сто й но встретили р е б я т а 100-летие со дня р о ж д ен и я П. П. Б а ж о в а . Р а б о т а б а ж а т была о тмечена Почетной г р а ­ мотой г а з е ты «П и о н ер ск ая п р а в ­ д а » и п о е зд к о й в Бо л ьш о й т е а т р Союза С С Р на п р а з д н о в а н и е юбилея п ис ател я . О м у з е е р а с ­ с к а з а л и ж у р н а л ы « Л и т е р а т у р а в школе», «Урал», г а з е ты «П и ­ о н ерск ая п р а в д а » , «Учительс к а я г а з е т а » и другие. Ч т о ж е нового п о я в и л о с ь в его р а б о т е з а последние н я т ь л ет? В о-п ервых, р асш и рилас ь т е м а т и к а эксп ози ций, появились новые р а зд е л ы : « Г р а ж д а н с к а я в о й н а на территории Северного рай о н а» , «Они погибли з а Р о ­ дину» и р а з д е л «Выпускники Сев ерной ср едней школы — передовики п р о и зв о д с т в а .» А о т ­ сюда новый поиск, в котором у ч а с т в у е т в ся шк ола , новые в стреч и, п о д г о т о в к а экску р с о во до в по новым т ем ам и проведение э кскурси и , уроки внеклассного чтения и п о езд ки по городам С ове тского Союза . В а ж н о е место в р аб о те музея з ан и м а ю т экскурсии. Юные э к . с к урсоводы с о с тав л яю т зн а ч и ­ тельную ч асть му зейного а к т и ­ ва, н их подготовке уделяется б о л ьш е е внимание. П р е ж д е всего р е б я т а у ч атся четко, я с ­ но и выра зите льно говорить , эмоционально ч ита ть стихи , тренируют п ам я т ь при р а б о т е с большими тек стам и , в ы р а б а ­ ты в а ю т спокойствие и н еп р и н у ж ­ денность в и злож ении устного м а т е р и а л а , умение р а б о т а т ь с экспозицией и д е р ж а т ь с я пер ед незнакомыми людьми, следить з а осанкой и своим внешним видом. Р а б о т а в м у з е е формирует о р ­ г ан и з ато р ск ие навыки у ш к о л ь ­ ников. Вот некоторы е т о м у п р и ­ меры. Многое в район е с в я з а н о с именем П а в л а П е тровича Б а ­ ж о в а . Уже не первый его ю б и ­ лей о тмечается у нас. В честь 105-ой годовщины со д н я р о ж ­ д ен и я п и с ател я по инициативе а к т и в а м у з е я пр о изош л о з н а ­ мена тельн ое со б н т и е : в селе

z x ic e z jo c c c o c a x z z x c c c c c o s s c a x o o x x z z x a x z ^ 3 25 сентября 1984 года ^ № 115 ( 5 7 1 1 )-tzcsccGccccczzszcc^ «ЗА Д Е Л О ЛЕНИНА» СТАЛА ДЕВУШКА ДОЯРКОЙ О лю д я х х о р ош и х Семья Пов еткиных, что ж и ­ вет в Остяцке, хорошо известна в колхозе «Борьба з а мир» ак одна из трудолюбивых. Г лав а ее, А лександр Яковлевич , с четы рна дц ати лет начал р а б о т а т ь в хозяйств е . Д а л и ему т о гд а бык а, п о к а з а л и , к а к п а х а т ь на нем землю, боронить, сеять хлеб. С тех пор и стал п олно ­ правным членом к олхоза . П о ­ том, к огда определили парня в з ап р авщ и ки , чтобы обеспечив ал т р а к т о р а горючим, п о т я ­ нуло А лек сан дра Яковлевича к технике. К аж д ы й день видел перед собой эти мощные м а ­ шины и з а в и д о в а л м е х ан и з а т о ­ р ам , ко то рые т а к , уверенно сп равляли сь с ними. Настойчивым был, с м е к а л и с ­ тым, хоть и довелось окончить всего четыре к л ас са , а п роф ессию т р ак то р ис та все . т а к и освоил. Д о л г о р а б о т а л на гусеничных. З а т е м появились на с#.те «Кировцы», и А. Я. По- веткин, т о гд а у ж е семейный человек , п о к а з а л детям еще одиь пример тр удолюбия: п рив ез с курсов удостов ерение, в к о то ­ ром его зн ан ия по всем дисциплинам оц енивались одной о т ­ меткой — «отлично». С тех пор дв е н а дц а т ь лет р а б о т а е т на «К-700». Весной и летом , зимой и осенью — в поле. Г л я д я на о тца и младший сын, восьмиклассни к С аш а , заинтерес ова лся : техникой. Водит т р а к т о р к а к зап р а в с к и й м е хан из а тор . . И мечту имеет определенную в жизн и — пойти учиться в ССПТУ. Выросли и остальные дети Поветкиных. Нина — здесь же , в Остяцке, воспитатель детского *сада, З о я т о ж е о ста лась в к о л ­ хозе, Светлана — ветврач в Но- вотроицке. Т а т ь я н а — там ж е учительницей. А нынче з а к о н ч и ­ ла среднюю шк олу и послед ­ няя из дочерей , Галина . Училась она в Б и а з е , где р аб о т у по профориентации в ед ет Таисия Д м и тр ие вн а Обреза но- ва. Когда прошли девушки т е ­ оретическую часть ку рса по ж и ­ вотноводству, наступило, п о ­ ж а лу й , самое главное, п р а к т и ­ ка. Н а ферме Галина быв ала и раньше, но ту т пришлось брать ся з а дело самостоятельно. П р а в д а , наста вницей у нее была одна из лучших д о яр о к Биа- зинской фермы — Лю бовь М а ­ ка р о вн а Крестьянова. Спокойн ая , уравновешенная ж енщ ина, она и са м а трудитс я с душой, и от Галины не таи л а секретов м а стерства . Немалую роль сы ­ г р а л а Л. М. Кресть янов а в том, чтобы понра ви лас ь ее молодой помощнице профессия доярки. Галина вспоминает с б л а г о ­ дарностью о своей старшей п о ­ друг е. И в свидетельстве о п олу ­ чении специальности мастера машинного доения , который в р у ­ чили деся тик лассницам вмес те с а т т е с т а т о м , у Г. Поветкиной, т а к ж*, к в к и у ета д к о гд а - т о , стоя т тольк о пятерки. В этом есть з а с л у г а Л . М. Крееть ян овой. — Потом вышло так , — р а с ­ с к а зы в а е т мать Гали , Мария Леон ть евна , т о ж е много лет о т ­ д а в ш а я колхозному п р о изв о д ст ­ ву, — уш л а в отпуск Любовь А лександровна Е вдоким ова , одна из д о я р о к Остяцкой фермы .И з а в е д у ю щ а я Све тлана М ихай ­ л о в н а ' Ш ап о в а л о в а посето- в а л а , что не х в а т а е т рабочих рук, некому группу передать. Попросила Галю. И не о ж и д а л а С. М. Ш ап о ­ в а л о в а , что д евуш ка придет. А вечером видит, доит Галина к о ­ ров. П о к а зы в а е т ей группу М а ­ рия М ак аркина . Т ак и пошло дело. А т р у д а дети Поветкиных не б оятся . М а р и я Л ео н ть ев на говорит: — Р ан ьш е м ы , п о три коровы имели. Д а и все остальное х о ­ зяй ств о было. И в сегда р е б я ­ тишки помогали у п р ав л ять ся . Т а к что и сейчас Г ал я с п р а в и ­ тся. В прошлом году она м е х а ­ н иза торам летом обеды г о т о ­ вила , в детском са ду р а б о т а л а няней. Когда ж е я спросила, что сейчас самое трудное для нее, д е ­ вушка ответила не зад ум ы в а я с ь : — В с тав ать приходится очень рано. Не привыкла еще. Д а и группа, можно с к аз ать , чужая . Коровы в основном старые. Они свою х о з я й к у пре красно знают. Но теперь и меня стали понимать. Н а дои сейчас снижаются-: осень. Но пока гурты на п а с т ­ бищ ах , идет по д го то вк а к п е ­ рев оду их в помещения. Тогда- то и д у м а е т Галина н а б р а т ь группу нетелей. Это ж е со в е т у ­ е т ей и м а м а , М а р и я Л е о н т ь е в ­ на. Она сама з а н и м а л а с ь р а н ь ­ ше разд о ем первотелок. А т е ­ перь де л и т с я опытом с д о ­ черью: — Они л аск о вы е , нетели-то, т ольк о к к а ж д о й свой подход нужен. А у ж к а к привыкнут к те бе, т а к е д в а , увидят, и з д а л и мычать начинают. Бери группу, Г а л я , я помогу. Так и ж и в у т в семье П о в е т ­ киных: в тру д но с тях и р а д о с ­ т я х — все вместе. Поэтому и дети выросли достойными, умеют р а б о т а т ь на совес ть 6 . УХОВА. На снимке: Галина Поветкина. Ф«то Ю. Фадеева, С в е р д л о в с к а я о б ла сть . К р а с ­ ноа рмейский -' ко не з аво д з а н и м а ­ ется выращиванием русских т я ­ же ло во зо в . Из всех л ош ад ей этой породы ураль ски е — самые маленькие, но по тягловой силе они но у сту п аю т грузовик у : с ме ста т я ж е л о в о а т р о г а е т вес^ в 24 тонны. На снимке: главны й з о о т е х ­ ник з а в о д а В. Фролов выводит на п рогулку русских т я ж е л о в о ­ зов. Фото А. Г рахов а. (Фотохроника TAG6) Н а ч н ё м Н а майском Плен уме Ц К КПСС, прошедшем в 1982 году, была п р ин ята П р о д о в о ль ­ ственная п р о гр амм а СССР, н а ­ метившая д альнейшее ра звитие сельского х о з я й с т в а вплоть до 1990 го д а , до конца д в е н а д ц а ­ той пятилетки . Среди ее г р а н ­ диозных з а д а ч п о ставлена и з а ­ д а ч а перевода на промышленную основу семеноводства зе рновых к у ль тур и многолетних трав . Колхозы и совхозы покупают элитные семена и семена п е р ­ вой репродукции н епосредственно в научно - и сс л е д о в а т е ль ­ ских учреждениях и уч еб но -о пы т ­ ных хо зяйствах. Н аш к олхоз п е ­ риодически п роизводит сортооб- новленне семян пшеницы, ов са, озимой ржи. Получаем вы с о к о ­ сортные семена, которы е р а з ­ множаем потом на весь яровой клин данной культуры. У р о ж а й с семенных участков мы исп ольз уем тольк о д л я семенных целей. В нашем х о зяй ств е в послед ­ нее время идет сортосмена. Так, например, ран ьше сеяли овес сортов «золотой дождь» , «п обеда» , «львовский», а теперь пысеваем новый, более урожайный сорт «нврымский*. Д у м м м х в а ­ та т ь семена пшеницы сорта «иртышанка». Высеваем озимую рожь сорта «чулпан». К а к п о к а ­ жут, себя новые сорта « в аш и х условиях , п о к а ж е т будущее. Но ка ки е бы хорошие сорта зерновых мы не внедряли, от нас всех за ви си т их судьба . Д о л ж н а полностью соблюдаться передов ая технология в о з д е л ы ­ вания зерн овых куль тур , и в первую очередь — на семенные цели. При длительном в о з д е л ы ­ вании сорта в хозяйств е , а о с о ­ бенно при низкой агротехнике , без соблюдения п р авил семеноводства , т е р я е т с я чистосорт - ность, сн иж ае тся и у стойчиво ­ сть сорта к болезням и в р е д и ­ телям , ухудшаю тс я д ругие к а ­ чества семян. А в нашем к о л ­ хозе о тсутствует систематическ а я , ц е л ен ап р а в л ен н а я работа) по выращиванию и подготовке собственных высококачествен ­ ных семян. При планировании на текущий год обычно в сегда пред у см а тр ив ае тся лишь о б щ а я потребность в се менах, баз учета сорта , репродукции, к а т е ­ гории сортовой чистоты и д р у ­ гих п оказателей . Д л я получения доброк ачеств енных семян их< н ужно вырастить в хороших у сл о ви ях , воврвжгя у б р в т ь и п о д . р а б о т а т ь , умело хран и ть д о п о ­ сева. Семенные уч астки зерн овых необходимо р а з м е щ а т ь на чип-1 тых, уд обренных минер ал ьными уд обрениями п л о щ а д я х , с о з д а т ь необходимый агрофон. А у нас в ко л х о з е в большинстве с л у ­ чаев это не выд е рж и в а е т с я . Качество семян т а к ж е з а в и ­ сит о т наличия, сос тояния м а ­ тери альн о - технической б а ш семен оводства. У нас в н а с т о я ­ щее время имеются зе р н о с у ­ шильные комплексы , которы е с семян п озволяю т очистить, отсортиро ­ вать, а в необходимых сл у ч аях и просушить семенной ма териал , и в р е з у л ь т а т е получить семена не ниже первого и второго класса. Получение хороших семян з а ­ висит и от ра боты мастеров зерноочистительных комплексов, от работы агронома и з а в е д у ю ­ щего складом. Ведь к а к мы о т ­ несемся к семенам в процессе уборки, подработк и и х р а н е ­ ния, т а к о в будет и последую ­ щий конечный р езу л ь тат — у р о ­ ж а й след ующего года. В первую очередь следует сорти ров ать зе рно по в л аж н о с т и , по к у л ь ­ т у р е с у бранных семенных у ч а с т ­ ков, т а к к а к сы рое и мелкое зе рно д а е т самы е плохие семена. К то му ж е они в процессе х р а ­ нения п о р а ж а ю т с я грибковыми и бакте риа льным и спорами, в р е з у л ь т а т е чего с н и ж а е т с я у р о ­ жайность . Д л я этого необходимо проводить п р о тр ав л ив ан и е семян, что у н а с не всегда д е л а е т с я , прежде^ всего, потому, что нет типовой протравочной техники. Об этом стоит п одум ать не т о ­ льк о главном у агроному или гл ав ном у инж енеру к о л х о з а , но и в районном уп равлен ии с е л ь ­ ского хо зяй ств а . Д л я того, чтобы мы могли в д о с т а т к а з а ц а е т и минеральны»! удобрения и потом их исп ольз о в а т ь при посеве зерновых, нам необходим с к л а д д л я цх хранения в Ч е б а к о в с к о й б р и г а ­ д е , а в Витимской — н а стл а ть пол в имеющемся ск ладе . Д л я увеличения п р о и зв о д с т в а 1 молока и м я с а нам необходимо постоянно п о выш а ть обеспечен ­ ность животных всеми видами кормов. Д л я э т о г о необходимы нам выс окопродук тивные сено косы и п астбища. А у нас их по су ти д ел а нет, во в сяком случае, их явно не х в а т а е т О с т а е т с я один / в а р и а н т : п р о и з - ' .водить коренное за л уж е н и е . П о ­ ка ж е из -з а н е д о с т а т к а посевов многолетних т р а в мы з а г о т а в ­ ливаем сено низк ого качества. Н ам необходимо б у де т еж его д но з а с е в а т ь и о б н о в л я т ь о к оло 400 гектаров. Тогда мы см ож ем з а к ­ л а д ы в а т ь с енаж , готовить в и т а . минно - т р а в ян у ю м у к у из многолетних т р а в , и не портить д ля э того посевы зерн овых к у ­ льтур . у нас хорошо р а с т у т донник, люцерна , клевер, тимо феевк а, костер, пырёй П оэ тому перед собой поставили цели ' з а се ять семенные участки т р а в широкорядным способом и Получить свои семена. В этом го д у у ж е посеяли 15 г ек тар о в смеем люцерны и клевера . З а л о ж и л и участок донника в 20 гектаров. К сож алению , и з - з а п е р еу в л аж н ен и я почвы на Российском болоте в этом го д у не у д а л о с ь з а го т о * « г ь семена ко стра. Только имея свои семена, мы см ож ем в б лиж а йш ее в р ем я полнос тью обеспеч ить к о л х о зн о е с та до д обротными корм ами. С. ВОЛОКИТИН, главный агроном к о л х о з а «Восход» появилась улица, к о т о р а я носит имя Б а ж о в а . Много с в о и х • книг п ода рил музею писател ь Евгений Ан дреевич П е рм я к , с которыми р ебята познакомились в Москве. Среди них есть книга «Азбука нашей жизни», по ко торой был п р о ­ веден у р о к внекл ас сн ого чтения с учащимися 4 клас сов. Урок про ходил в музее. Бы л а оф о р м ­ лен а в ы с т а в к а книг, стенд с портретом п исателя и и л лю с тр ации к его произведениям, в ы ­ полненные ребятами . И большой п л а к а т : «Только т р у д д е л а е т маленького человека большим, только т р у д приносит человеку счастье, почет и радость». Н а у р о к е р аз го в о р в елся пе четырем различным темам . П е р в а я тем а — о ма териальны х и д уховных п отребностях чело ­ века. Учащиеся пр их о д ят к вы ­ воду, что только трудом жив человек. Они р а с с к а зы в аю т о своих увлечениях: кино и м у ­ зыке, телевидении и книгах , з а ­ н я ти ях в к р у ж к а х и п оходах по родном у краю. Р е б я т а р а з ­ бирают т а к и е термины, к а к о р у д ия п р о изв о д ств а и п р о и з ­ водительность т р у д а . Узнают, з а счет чего их родители п о лу ­ чили второй выходной день, р а с ск а зыв аю т , к а к п р о во д я т его в семье. Они вмес те с учителем приходят к выводу, что сво б о д ­ ное время нужно проводить р а ­ зумно и интересно. «Человек позна ется в работе, а р а с к р ы в а ­ ется в отдыхе», — говорил Е. А. Пермяк. В то р ая тема — тема п р ом ы ш ­ ленности. Учащиеся узн аю т , что т я ж е л а я промышленность и г р а ­ ет ведущую роль, что м а ш и н а - э то творение ума человека и его рук. О полной зам ене человека машиной не может быть и р ечи. П оэ тому нужно многому учить ся , чтобы у п р а в л я т ь с о в . ременной техникой. Д а л е е они отвечают на вопросы о р а з л и ч ­ ных в и д а х тран сп о р та и его необходимости в современной жизни. Третья тем а — тем а се ль ­ ского х озяй ств а . Учитель с та ви т д е т ям вопросы: «Что т а к о е с е л ь с ­ к о х о зя й с т в ен н а я техника? К а ­ кие машины работаю т в наших к о л х о з а х ? К а к и е зерновые к у л ь ­ туры в ы р ащ и в а ю т в i нашем р а й ­ оне?» Д е т и ж и в у т на се ле , а поэтому знаю т , что р а с т е т ’ на колхозных п о л я х , чем о б р а б а т ы ­ в аю т землю, к а к ее удобряют. Р а с с м а т р и в а я тем у «Наше г о су д ар с тво » , д ети п р и х о д я т к. выводу: в нашей стране все б о ­ гатству и в л а с т ь п р и н а д л е ж а т н ар о д у , и н аш е б лагополучие з а в и си т от то го , к а к быстро рас тет экономическая мощь страны , к а к мы будем в б у д у ­ щем сами трудить ся . В заключении ур о к а они п о ­ делились мы слям и о том , к а к п р ед став л яю т се бе ж и з н ь при коммунизме. «К оммунизм — это то в р ем я , к о г д а мы будем т р у ­ д ить ся на совес ть , к о гд а т р у д ст анет не просто о б я з ате л ьны м , а рад остным и необходимым, к огда среди н ас не б у де т ни одного нечестного чел овека, когда люди з а б у д у т , что так о е война и болезни». Так ой урок д а е т многое д е ­ тям в п озна ва тельном от ношении, а т а к ж е воспитывает у них у в аж и тел ьн о е отношение к т р у . ДУ. Н аши планы: в этом году и на следующий мы будем р а б о ­ т а т ь по темам: «История к ом со ­ мола района» , «Герои живут рядом» (о лю дя х н а гр аж де н н ы х орден ами Ленина и О к т я б р ь ­ ской р еволю ци и ), р а с с к а ж е м в первых целинниках района. Р а б о т а в школьном муз ее в о с ­ п иты в а е т из р е б я т хо роших о б ­ щественников. Она требует о г ­ ромных усилий и со стороны детей, и со стороны учителя , но о к у п а е т себя полностью. Первые активисты музе я не тольк о в ы ­ полняют и перевыполняю т нормы на своих рабочих местах, но и яв л яю тс я з ап ев ал ам и всех . о б ­ щественных д е л на п роизводств е. Не м ож е т т р у д о во е в о спитание быть эффекти вным без в о сп и ­ тания ак тивной жизн енной п о ­ зиции учащихся Г. БАГРОВА. руководите ль шк ольного м у з е я . Редактор А. И. КОНОВАЛОВ,

RkJQdWJsaXNoZXIy