ОРГАН С Е В Е РНО ГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НО ВО СИ БИ РСКО Й ОБЛАСТИ Выходит по вторникам, четвергам и субботам* П р о л е т а р и и все х с тран, с о е д и н я й т е с ь ! Газета о сн о в а н а 20 и ю л я 1935 г о да № 105 (5 7 0 1 ) СУББОТА 1 С Е Н Т Я Б Р Я 1984 год а Ц е на 2 к оп. НА ПО РО ГЕ УЧЕБНОГО ГОДА Издалека ощущается светлое, обязывающее волнение этого дня, который мы по праву называем праздником знаний. З а годя собирают в семье ранец первоклассника. В школьных з д а ниях наращиваются темпы ремонтных работ, и люди обеспокоенно следят за календарем: к первому звонку должны успеть. Отгруженные издателями учебники вовремя получены школами. На прошедшей августовской педагогической конференции учителя и работники профессионально - технического образования с общественностью обсуж дали , как совершенствовать свою работу в наступающем учебном году. На пороге сентября мы снова и снова осознаем: нам есть чему радоваться, чем гордиться. Более ста миллионов граждан — школьников, учащихся ПТУ, студентов, людей разных возрастов — отправились сегодня в поход за знаниями. А уже теперь на одну тысячу трудящихся у нас приходится около девятисот человек, имеющих высшее и среднее образование. Масштабы поистине огромны. Педагогические коллективы всех звеньев советской системы образования направляют свои усилия на осуществление задач, выдвинутых XXVI съездом КПСС, главнейшая из них — повышать качество обучения и коммунистического воспитания молодежи. Для любого наставника юности — учителя, мастера производственного обучения и пионервожатого — рабочей программой действий служат сегодня документы апрельского (1 9 8 4 г.) Пленума ЦК КПСС, принявшего основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Успехи продвижения нашей школы в будущее, первые шаги практического осуществления реформы определяются сегодня. «Теперь надо думать о том, чтобы идеи реформы были полностью воплощены в жизнь, не остались на бумаге, — отметил на апрельском Пленуме товарищ К. ' У. Черненко. — Главное здесь — подвести под всю работу по преобразованию школы прочную материальную и организационную базу». Именно эта цель — материально - техническое обеспечение процесса обучения и трудового воспитания учащихся проходит красной нитью через все последующие постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе. Наступивший новый учебный год будет своего рода общественным смотром возможностей и резервов, достижений и недостатков школы. Предстоит совершенствование народного просвещения в соответствии с требованиями жизни. Под особым вниманием должна быть работа педагогов - новаторов, сумевших найти и успешно испытать на практике методы интенсификации обучения, пути повышения эффективности трудового воспитания учащихся. Широкую поддержку нашли указания правительства о зн ачении уроков производительного труда, как действенного средства формирования трудолюбия у юной смены, профессиональной ориентации учащихся. Д а , наш идеал — гармоническое воспитание личности. Но есть ведущие черты, фокусирующие в себе многие качества характера. По тр уду судит общество о человеке. И в юном поколении хотим мы видеть преж де всего трудовую добросовестность, готовность разделить и принять на себя заботы общества. В нашем районе мы имеем немало хороших примеров постановки трудового обучения и профессиональной ориентации. Д о б рые отношения сложились у старшеклассников Северной ср ед ней школы с рабочими коллективами кирпичного завода , коммунального предприятия, МПМК. Учащиеся младших классов приобретают практические навыки работы с землей на опытном участке, обеспечивая свою столовую картофелем и овощами. В течение зимы, в определенные дни, успешно трудятся на молочнотоварной ферме девочки Биазинской средней школы. На о б ластном конкурсе юного дояра ученица этой школы Валя Иванова заняла второе место. При каждой школе создаются ремонтные бригады. Настало время прекратить игру в труд, начиная с первого класса труд должен быть производительным. Поэтому справедливы требования — иметь одно рабочее место на четыре ученика в 8 — 10 классах и одно на пять учеников — в 5—7. Школа может значительно улучшить трудовое обучение и воспитание, опираясь лишь на трудовые коллективы, базовые предприятия. Оснащение учебных кабинетов оборудованием, снабжение материалами, стационарные полевые станы производственных бригад, техника, земля — без всего этого нельзя построить нормальный учебный процесс. Это не просто, но возможно. Примеры понимания шефских связей предприятий со школой мы имеем. Ряд предприятий и организаций райцентра приняли активное участие в оборудовании классных комнат в Северной средней школе. Но помощь шефов нуж на не только в этом, а преж де всего она нужна в оснащении уроков труда добротными станками, материалами, конкретными заказами. Пусть уроки производительного труда станут органической частью учебно- воспитательного процесса, полигоном для практического испытания знаний и способностей, школой социального взросления учащихся. Растет авторитет профессионально - технических училищ. Молодежь ценит предоставленную возможность п о л у ч и т ь среднее образование вместе с перспективной профессией. Ребятам по душе и принцип рабочей педагогики, сочетающей доверие с высокой требовательностью. Но нужна еще умелая пропаганда и использование преимуществ ПТУ при их комплектовании. Символичен старт школьной реформы — сегодня мы торж ественно отмечаем День знаний. И лучший подарок к этому большому всенародному празднику — отличные условия для нового родъема школьного дела. Комбайны не долж ны стоять Д в а года н а з а д на В л а д и м и ра Пимен овича Ганича из к о л х оза «VII с ъ е з д Советов» б ы ла в о з л о ж е н а о тв етств енность за р аб о т у не просто м е х а н и з а торов, а ко л л е к т и в а людей, решивших по - новому в ы р ащ и в ать хлеб. Так в х о з яй с т в е б ы ло с о з д ан о звено. И теперь пришла пора третьей ж а т вы . Тр удными были предыдущие годы, но не л е г ч е ' вы д а л а с ь и нынешняя с тр а да . Р о ж ь о б ещ а ет д а т ь добрый у р о ж а й , к а к о г о д а в н о не быв ало : по 20 центнеров с г ек тара смогут с о б р ать зем ле де льцы . О д н а к о непросто н ал и то й колос с поля п ереправить в з а к р о м а . В толь дороги т ян е т с я хлебна я нива Поспела она к уб о р к е п р я мым ком байн и ровани ем . Д а только ^ полегла нынче «вятка » , попробуй, подними с зем ли этот плотный ковер. К т о м у же , п о года не б а л у е т ме .хаиизато -' ров. Но вот в один из дней установилась по - летнему с о л нечная т е п л а я п о го да , и звено В л а д им и р а Пименовича в ы в е ло агр е г аты на поля . Еще и зда ли видн о , к а к вдо л ь п о лосы медленно, словно, пйы- вут ком байны , о с т а в л я я позади ровную щ е тку жн и вь я . Срез вы е о ко в ат , но иначе нельзя — т р а в о й з а б и в а е т б а р а б а н . На одном из к ом байн ов — сам звеньевой. Труд х л е б о р о ба н ик огда не был легким.И одна у борочн ая отрада не п о х о ж а на другую. Вот и у нынешней — свои особенности. Комбайн идет медленно, п р и о с т а н а в л и в а я с ь , а то и сдае т н а з а д : н у ж н о з а х ватить все стебли, что л е ж а т на земле. — В д ва р а з а меньше о б ы ч ного проходит а г р е г а т з а см е ну, •— говорит В ладим и р П и менович. — С амое большое пять г ек таров мож но скоси гь. П ок а еще то л ьк о 16 г е к т а р о в убрали. Н амо л о тил и 327 цен т неров зе рна. В р о де бы совсем н ед ав но выводило зв ен о В. П. Ганича на эти ж е поля т р а к т о р а . Т о г да м е х ан и з а т о р ы начинали весь цикл по выращиванию з е р новых. П а х а л и , сеяли, п р о в о дили необходимые агроприемы. Все жили од ной з а б о т о й о судьбе б удущ его у р о ж а я . И сейчас, на з а в е р ш аю щ е м э т а пе,, ра д у е т с я сердце х л е б о р о ба, когда возьм ет он в руки т у гой колос. Одно его тр е в о ж и т : как м о ж н о быстрее у б р а т ь выращенное, чтобы т р у д не п р о п а л ” д аром и в поле не о с т а л о с ь ни зернышка . Но не все пока л а д и т с я в звене. В т а к о й ясный день, что редкость в нынешнюю с т р а д у , на , полосе р а б о т а л о всего три к ом ба йн а : зв еньевого , П. Д. Мо- сиявича и В. И. Е кимк ова . Оста льные, к а к выяснилось. ., в мастерской. — Всего у н ас в звене числит ся де с я т ь ко м байнов, говорит В. П. Ганич. — Но в полном сос т а в е мы еще практически не раб о тал и . А ведь у б ир а ть только одной ржи пред стоит 350 г е к т а р о в . Д а при этом придется п е р е к лю чать ся на горох, что посеян на семена, на гречиху. Оп ять п о теря времени. Сто г е к т а р о в пшеницы ж д у т своей очереди. О с н о в н а я причина простоев ком байн ов — н е х в а т к а п р и водных ремней. Г л авны й и н ж ене р к о л х о з а Б. Н. Зи н чен ко поясняе т : — Мы еще с_ прошлой осени д е л а л и з а я в к у в « С е л ь х о з т е х нику», но д о сих пор в о пр о с не решен. О т в е т один — нет ремней. Вот н ач ал и сами р е ко нструкцию у зл о в п р о и з в о дить , м о ж е т быть, сумеем кое- ка ки е приспособления у с т а н о вить. М е х а н и з а т о р ы х о з я й с т в а не первый год р а б о т а ю т звеном П р е ж д е всего, они оценили коллек тивный п о д р я д потому, что он п о з в о л я е т уск орить т е м пы, сосредоточить тех н и к у в н ужном месте, о р г а н и з о в а т ь труд. И тем д о с а д н е е все с р ы вы, которы е т о р м о з я т уборку. Н а помощь х л еб о р о б а м х о з я й с т в а п рие хали шефы из Н о восибирска. Они прив ели в п о р я д о к с к л а д с к и е п омещ ения , п рин яли на с уш и л к у первые центнеры з ер н а . К а к и п о т о м ств енных зем ле де л ьц е в , их т р е в ож и т и во л ну е т сейчас од но — чтобы хлеб шел н еп р е ры в ным потоком, то л ьк о в р е з у л ь т а т е совместных усилий на нашем столе в сегда б у де т п о л новесный к а р а в а й . Это д о л ж н а п о ня ть и «С ельхозтехник а» . О. УХОВА. На снимках: комбайны на поле; звеньевой В. П. Ганич ( с п р а в а ) , В. И. Екимков и П. Д . Мосиявич. Фото Ю. Фадеева.
2 яаэс& ю хсссесо^ ^ «ЗА Д Е Л О Л Е Н И Н А » № 105 (5701) ф 1 сентября 1984 года Новый этап развития общеобразовательной Л. П. ЮРЕВИЧ — заведующая районе (Изложение доклада на августовском совещании учителей) С его д ня в ц ен т р е внимания учителей, воспита телей , всей п е д аго ги чес к о й общес твенности — основны е н а п р а в л ен и я реф о рмы о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й и п р оф ессио н ал ьн о й школы, о д о б ренные ап р ел ь ским (1984 г.) П л ен ум ом Ц К КПСС и В е р х о в ным Сове том С СС Р , О тдел н а р о д н о г о о б р а з о в а н и я , п е д а г о гические к о л л е к т ивы школ в тесном Взаимодействии с п а р т ийны ми , сов етскими, к о м с о мольскими , профсоюзными о р г а н и з а ц и я м и постоянно с о в е р ш енс тво в ал и обучение и во сп и тан и е учащихся , в р е з у л ь т а т е чего улучшились все основные п о к аз а тел и , Н а и б о л е е крупным д о с т и ж е нием я в л я е т с я с т а б и л ь н о е о с у ще ствление в сео бщ е го с р е д н е го о б р а з о в а н и я . Особенно з н а чите льных успехов в этом д о б и лись ко л л е к т и вы Останинск ой, I р аж данц ев ск сщ , Н овотроицк ой, Б и а з и н с к о й школ. Н о у с п о к а и в а т ь с я н ельз я : д о п у с к а е т с я еще вы бы т и е уч ащ и хся из о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы х ш к о л д о п о л у чения ими в осьмилетнего об р а з о в а н и я . И з го д а в го д не вып о л н я е т с я п ла н к о м п л е к т о в а н и я групп с восьмилетним о б р а з о в а н и е м в Северном ССПТУ-21. Н е н ап р а в л яю т с я выпускники - восьмиклассники целевым н ап р а в л ен и е м , к а к э того т р е б у е т р еш ение майс ко го (1982 г.) П л е н у м а Ц К КПСС. Есть случаи, к о г д а в той или иной шк оле ч асть окончивших 8 к л а с с о в о с т а ю т с я не о х в а ч е н ными всеобучем. Именно те-( иерь н у ж н а ещ е р а з проверить к а к и. где оп редели ли сь в о с ь м и кл ас сн ики , у ч а т с я ли они д е й с т вительно , и если кто о т с и ж и в а етс я д о м а , н ем е для сл ед у ет в м еш а т ь с я в т а к у ю рудьбу и оп р е д е л и т ь на учебу, либо в ш к о лу , либо на УКП и д а л е е д е р ж а т ь т а к о г о ученика под строгим к он тролем . Уж е с н а ч а л а учебного г о д а надо д е л а т ь все в о з м о ж н о е , чтобы в о вр е м я с о р и ен т и р о в а т ь св оих в о с ь м и к л ас сн ик о в на более р а ц и о н а л ь ный путь д а л ьн ей ш е го о б р а з о в ан и я . С в о е вр е м ен н а я и ц е л е н а п р а в л е н н а я р а б о т а по п р о ф ори ен тац ии , н астр о й по др о с тк о в на получение среднего о б р а з о в а н и я оп р е д е л и т сохранность к о н ти нг ента с т а рш ек ла ссн и к о в . Д а л е е д о к л а д ч и к о с т а н а в л и в а е т с я на р а б о т е вечерне - з а очной шк олы , на р аб о те УКП , З а истекший учебный го д п о л ное сре днее о б р а з о в а н и е п о л у чили 59 человек. Успешно в е д е т с я обучение в зр о с л ы х на Че- б а к о в с к о м , Н о в о т р о и ц к о м , Коб. - К о р до н о в с к ом , Б и а з и н с к о м УКП , Н о вмес те с тем н а д о отм е тить , что в е ч е р н я я ш к о л а п р о д о л ж а е т о с т а в а т ь с я н аи б о л е е с л о ж ным к а н а л о м получения с р е д него о б р а з о в а н и я , в котором в е л и к отсев у ч ащ и х с я , низки у сп е в а е м о с т ь и посещаемость . Улучшились бы т у ч ащ и х ся в п р иш к о л ьны х и н т е р н а т а х , о р г а н и з а ц и я го р яч его п итани я , р а б о т а групп п р одленного д ня . Н о н а д о , чтобы они р а б о т а л и п о сто ян н о и в к а н и к у л я р н о е в р е м я , и в воскресные дни. П р и н им а ю т с я ме ры к у л у ч ш е нию ф и з к у л ь т у р н о - о з д о р о в и тельной р а б о ты со ш к о л ь н и к а ми на продленном дн§. Н о при к о м п л е к т о в а н и и групп на новый учебный го д б ольшинство мест н у ж н о о т д а т ь д е т ям сре днего в о з р а с т а , у д е л я т ь больше в н и м а н и я с о зд ан и ю м а те р и а л ьн о й ■базы групп, о б о р у д о в а т ь и г р о вы е к о м н а ты , п л о щ а д ки . С 1986 г о д а н ач не тся п о степенный п ереход к обучению д е т ей с ш е сти ле тн его в о з р а с т а . В р ай о н е у ж е есть опыт р а б о ты с ш е сти ле тк ам и . Д в а г о д а п о д р у к о в о д с т в ом п е д а г о г о в А. А. У сть янчик и Н. М. П а н и ной р а б о т а е т нуле вой к л а с с в С ев ер н о й сре дней школе. П о с т е пенно т а к и е .к л а с с ы б у ду т о т к р ы в а т ь с я и в д р у г и х ш к ола х . С р о к з а в е р ш е н и я э то го п е р е х о д а — 1990 год. У к р е п л я е т с я м а т е р и а л ь н а я б а з а ш к о л , сов ерш ен с т в у е т с я к а б и н е т н а я си стем а обучения. М н о го е с д е л ан о д л я э того в С ев ерн ой , Н о в о тр о и цк о й , Б е р - гу л ь с к о н , Ч у в аш и н с к о й , Коб, - Кордоновской школах, о чем св идетельствует проведенный смотр - конкурс учебных к а б и нетов. О д н ак о в целом по ■айону очень медленно идет накопление м а т е р и а л а в у ч е б ных ка би н етах . Большие н е д о с та т к и имеются в этом отношении в Б о льш ек ули ков ск ой , Среднеичинской, Че ба ков ской , Ос тяц кой , Би ази н ск о й школах. Б о л е е 38 ты сяч учебников имее тся сейчас в школьных библиотеках. Ими о б еспечиваются ученики 1—10 клас сов. Библиотеки п р о во д я т большую р аб о т у с учащимися . Но надо больше у д е л я т ь внимания р а б о те библиотек, по ощ р я ть лучших библиотекарей . В а ж н а я з а д а ч а школы — дальн ейш е е совершенствование учебно - воспитательного п р о цесса в целом. Учителя, восп и тат е л и школ района глубоко п родумыв аю т пути повышения ка че ств а учебно - в о сп ита те л ь ного процесса, сов е рш ен с т в о в а ния форм, методов и средств обучения и воспитания у ч ащ и х ся, стр е м я т с я усилить п р а к т и ческую н ап равлен нос ть изучения дисциплин, умело о т б и р а я г л а в ное, доходчиво и з л а г а я о сн о в ные научные понятия. Сегодня весь учебный п р о цесс д о лж ен с т а т ь носителем мировоззренческого со д е р ж ан и я , ф о рм и р о в ать у учащихся марк- систско - ленинскую у б е ж д е н ность, способность к са м о с т о ятельному , тв орческом у мышлению. О слабление т ребов аний к оценке зн аний в ед ет не тольк о к снижению их у р о в ня , но и п о р о ж д а е т безответственность , плохо влия ет на прилеж ан ие , трудолюбие. С д р у г о й стороны, наш в р а г — либер а л изм в оценке зн аний учащихся . Не н ужно б о я т ь с я , что уж е с т о ч е ние тр еб о в ан ий приведет на первых по р ах к снижению успеваемости . Но вмес те с тем и у в л е к а т ь с я не стоит, а то под видом борьбы с «процентоманией» н екоторые учите ля могут снизить каче ство о б у чения. З д е с ь к д е л у н а д о п о д ходить честно, д о р о ж и т ь своим п р естиж ем , д о б и в а т ь с я интереса к предмету, восп иты в ать в р е б я т а х трудолюбие, у влечен ность. Р еш ающ ей силой успешного выполнения з а д а ч воспитания и обучения нового человека я в л яю тс я ка дры ; Хорошо понимая это, о тдел н а р о д н о го о б р а з о в ания в центре внимания д е р жи т вопросы \ повышения их о бщ ео б р а зо в а т е л ьн о г о у р о в ня , профессионального ма стерс тва , идейно - теоретического у р о в ня, в св я з и с чем у лучш ается качественный со став учителей района. В этом го д у успешно зак ончили пединститут Н. М. Степина, Г. Н. П а в л о в а . Успешно у ч атся на з аочном о т делении В. И. И в ан о в , В. И. Виноградов, В. Ю. У ш ак о в а , А. И. Хлопотова . В р ай о н е с л ож и л ас ь о п р е д е л ен н ая система повышения к в а л иф ик ации руководителей школ: проблемные и теоретически е се минары, творческие отчеты. Еж е годн о п р о во д и т с я 4—5 п р а к тических семинаров д л я р у к о водителей школ, т е м а т и к а ко торых р а зн о о б р а зн а . Повышение научно - теоретического у р о в ня и методического м а стер с тва осущ е с т в л я е т с я через курсовую п ер еп о д го то вк у в областном институте усов ерш ен ствовани я учителей. З а 1983 год п о бы вали на к у р с а х 74 учителя , з а летний период 1984 года — 41. Успешно выступили на о б лас тных педчтениях Т. В. М а монова, Г. Д . Б а г р о в а . Ее д о к л а д на тем у «Ф о р м и р о в а ние активной жизненной п о зиции уч ащ и хся в процессе о б ще ственно • полезн ого т р у д а с и спользованием в о зм ож н о с те й школьного музе я» прошел на Всероссийские педчтения. З а с л у жи в аю т внимания раб оты У. П. Гридиной из Северной средней, Р. М. В асиль евой — Верх- К р а сн о яр с к о й средней. П о л у ч и ли высшую оценку д о к л а д ы Т. Д . О брезановой — п р е п о д а в а т е л я о б с л у ж и в а ю щ е г о т р у д а Би ази н ско й средней, Л . И. В о робьевой — из Новотроицк ой средней школ. В св язи с реформой о бщ е о б р а зо в а т е л ьн ы х шк ол н а м е ч а е т ся к о р е н н а я п ерестройк а в системе раб о ты н а р о д н о го о б р азо в ан и я . Д л я э того п о т р е б у ются учителя большой к в а л и фикации, широкой эрудиции. В тек ущем го д у п о да ли з а я в л е ния в Н Г П И 18 выпускников средних ш к о л и 15 чел овек в педучилище на б а з е 8— 10 к л а с сов. Но, тем не менее, есть м н о го н е д о статк о в в р аб о те с пед- ка др ам и . Не уком плек тованы к а д р а м и с высшим о б р а з о в а нием Верх - К р а с н о я р с к а я и Б е р г у л ь с к а я средние, низо к к а чественный состав п ед аго ги ческих к а д р о в в Среднеичинской, Б о льш ек ули ков ек ой , Ф ед о р о в ской восьмилетних школах . С л а бо п о с т а в л ен а р а б о т а по ор и ен тации на учительские п рофессии в Северной средней школе. А это б а з о в а я шк о ла в районе. Н аш а о б щ а я з а д а ч а — к 1986 году полностыб у к о м п л е к т о в а т ь шк олы , особенно восьмилетние, к а д р а м и с высшим о б р азо в ан ием . Д л я реа лизации поставленной з а д а ч и в к а ж д о й школе р а з р а б о т а т ь конкретный план по вовлечению учителей в систему заочного обучения. В соответствии с у к а з ан и я м и июньского (1983 г.) Пленума Ц К КПСС , п олож ен иями «Основных нап равлен ий реформы о б щ е о б р а зо в а т е л ьн о й и п роф ессиональной школы» в районе у си лено внимание к идейно -полити ческому, и нтернациональному , военно -патриотическ ому воспи танию. В шк о ла х сложились р а з н о о б р а зн ы е формы т р у д о в о г о о б у чения. З а последние три года ш к олами района подготовлено 139 т р а к т о р и с т о в - машинистов I I I кл а с с а , 108 шоферов, 38 ма стеров машинного доения. К а ж д о е л ето дети принимают ак тивное у частие в общес твен но полезн ом труде: в ы р а щ и в а ют к а р т о ф е л ь , овощи , о х р а н я ют прир о д у , рем онти руют ш к о лу, принимают у частие в з а г о т о в к е корм ов, у х а ж и в а ю т за тел я там и . Во всех средних шк о ла х созд аны п р о и зв о д с т в ен ные бр иг а ды , при восьмилетних — производств енные звенья . Вместе с тем н а д о с к а з а т ь , что п о д г о т о в к а уч ащ и хся к т р у д у д а л е к о не о тв еч ает с о в ременным т р еб о в ан иям . И г л а в н а я причина — б ы л а и есть с л а б а я м а т е р и а л ь н а я б а з а . Ни о д н а с р е дн я я ш к о ла , особенно это н уж н о д л я Сев ерной с р е д ней, не имеет л а г е р я т р у д а и отдыха . Ч е ты р е г о д а с ущ е с т в у ет с р е д н я я Б е р г у л ь с к а я школа , но д о сих пор не имее? а в т о к л а с с а и г а р а ж а д л я х р а п е ния техники , не созд аны у чеб но - ме тодические кабинеты п р офориент ации , нет кабинетов ручного т р у д а д л я нач альных классов. Д л я уст р а н е н и я этих н е д о : с т а т к о в в развитии м а т е р и а л ь ной базы , а гл а в н о е д л я вы полнения всех сл ож ны х з а д а ч , поставлен ных реформой, в к а ж дой шк оле н еобходимо р а з р а ботать комплексные п р о г р а м мы, включающие формы т р у д овой подготовки. И н ачинать ее решение следует с п ересмотра по к а ж д о й ш к о ле перечня профессий, по которы м будут о буча тьс я учащиеся, начин ая с 8-го к л а с с а . Н а д о п о д ум а т ь об об о р у до в ан и и рабочих мест из расчета I место на 4 у ч е ника 8— 11 классов и одно место на 5 учеников 5—7 классов. Н а д о максимально и сп о л ь зо в а т ь д л я этих иелей школьные мастерские. Срок окончания этой раб о ты — 1 се нт я бр я 1986 года. Н а с т а л о время пр екр а тить игру в т р у д , Н а ч и н а я с 1 к л а с с а т р у д д о лж ен быть п р о и зводительны м : пусть э то игруш к а д л я детск ого с а д а или п р о изво д ство простой мебели учащимися 5—7 классов, но это уж е т р у д . Но школа мож е т улучшить тр у д о во е обучение и воспитание, опираясь лиш ь на тр у д о вы е ко ллективы, б азо вы е п р ед пр и яти я . Это непросто , но во зм ожн о , нужны то л ьк о тесные св я зи с п роизводством , чтобы все ученики участвов али в общественно полезном , производительном т р у де. П роф о р и ен тац и о нн ая работа в ш к о ла х д о л ж н а вестись посто янно, кропотливо, о б ъ ед и ня я уси лия школы, семьи и общ ественности. Сегодня , к а к нико г д а , н уж ен строгий, г о с у д а р ственный п одход к подгото вке тр у д о вы х ресурсов — о р и е н т а ция на профессию х л е бороба , ж и в о тно в о д а . Н аш д о лг — д о биться к а к м ож но быстрее с л а женности в работе с местным профтехучилищем и выполнить доведенный и утв ерж денный исполкомом райсов ета план н а бо р а в ССПТУ-21. З а д а ч а д н я — а к т и в и з и р о в а т ь р аб о т у всех ученических коллек тивов по п р о изв о д с т в у сель ск охозяйств енных п р о д у к тов. С ф о рм и р о в а т ь у к а ж д о г о школьника коммунистическое отношение к т р у д у , привить прочные т р у д о вы е навыки, г о товность т р у д и т ь с я там , где больше всего н ужны молодые ра бочие руки. О д н а к о в работе п<? о р г а низации летнего т р у д а и о т д ы х а есть и трудности . Не все подростки 7—9 клас сов в о в л е чены в н аиболее ц е л е с о о б р а з ные формы общественно п о л е з ного тр у д а . Р у к о в о ди тел и школ по - п р еж н ем у с л а б о а н а л и з и руют пед агогические р е з у л ь т а ты летних практических р а бот учащихся , не в полную м е ру еще р а б о т аю т сводные пионерские о тряды . И в этом нап равлен ии не выполняют свои функции и школа и Д ом пионеров. Органической частью си стемы воспитания и о б р а з о в а н и я детей я в л я е т с я физи ческое в о с питание, к о то р о е с л у ж и т целям в сесто роннего р а зв и т и я ш к о л ь ников, их подготовки к жизн и, т р у д у и з ащ ите Родины. В школьных ко л л е к т и в а х ф и з к у л ь туры п р о во д и тся оп ределен н ая р а б о т а по повышению м а с с о вости з а н я т и й физической к у л ь т у р о й и спортом среди у ч ащ и х ся. И з го д а в год укр епл я ется м а т е р и а л ь н а я б а з а д л я з а н я т и й ф и зкуль турой. В ср авнении с предыдущим учебным годом з н а ч и т е л ь но улучшены п о к а з а т е л и по физичес кому воспитанию в Ч е баков ск ой, Фед оровской, Ко5.- Кор до н о в ско й восьмилетних, Б и ази н ск о й , Новотроицкой с р е д них шк олах . С л е д у е т отметить большую р а боту руководителей ш а х м а т н о го к р у ж к а А. Н. Д ан ч е н к о из Коб. - Кордонов ской 8-летней школы и А. В. К олотили на из Д о м а пионеров , в р е з у л ь т а т е к о то р о й их воспитанники у сп еш но выступают на о бластных со р ев н о в ани я х за честь района, еж его д но зан и м аю т призовые места. В ц е л я х сов ерш енствования физи ческого воспитания ш к о ль ников в 1984—85 учебном году необходимо подн ять исп олнительскую дисциплину, повысить тр е б о в а т е л ь н о с т ь и отв етств ен ность р уководите лей и п е д а г о гических к оллек тивов , добить ся р езу л ь тати в но с ти внутришколь- ного к о н т р о л я з а выполнением постан овлен ия Ц К КПСС и С о в ета Министров СССР «О д а л ь нейшем п одъ еме массовости ф и зической к у ль туры и спорта ср еди учащихся». Ш колами района накоплен некоторый опыт по идейно - п о литическому и нравственному воспитанию уч ащихся . В с в я зи с этим з а с л у ж и в а е т в н и м а ния система изу чения л енинско го те оретического наследия. В в оспитательной работе з н а чите льно больше внимания с т а ло у д е л я т ь с я ознакомлению шк ольников с государственными символами СССР . Учащиеся акШКОЛЫ тивно участвуют во Всесоюзном походе комсомольцев и м о л о д е жи по местам революционной, боевой и трудовой славы в поисковых о т р я д а х кр асных с л е допы тов с целью использования революционного прошлого св о его к р а я . Хорошо и продум анно поставлена э та р аб о та в С е в е р ной, Новотроицкой средних, Ч / - вашинской, Г р аж д ан ц е в с к о й л Останинской восьмилетних ш к о лах . Р е з у л ь т а ты военно - п а т риотической работы о т р а ж а ю т с я в ал ьбом ах , стендах , стенной печати, в у го л к ах боевой и трудовой славы, муз еях . П и о неры и комсомольцы Северной средней школы во главе с р у ководителем школьного м у з е я Г. Д . Б а г р о в о й ' со брали б о г а тый м а тер и ал по теме: погибли з а Родину» — о севе-' р ян ах , не вернувшихся с В ели кой Оте чественной войны. У чащиес я Новотроицкой средней школы под ру ководством Л. И. Воробьевой на п ротяжении р я д а лет ведут поисковую р аб о т у по теме: «Учитель на войне». Совершенствуется н а ч а л ьн а я во- о н на я п одготовка уч ащихся , как в аж н ей ш а я часть всей системы подготовки м олодежи к с л у ж б е в В ооруженных Силах СССР. З а д а ч и идейно - политического, нрав ственного, тру д о во го , эстетического и физического воспитания вместе со шк олами реш аю т районный Д ом п ио н еров и м у зы к а ль н а я школа. 64,4 процента учащихся з ан им аю тс я в к р у ж к а х , организованных школах. О х в а т уч ащихся , з й Я в мающихс я в к р у ж к а х Д о м а п ио неров , посещ ающих музыкаль-1 ную школу, со с та в л я е т 15,6 п р о цента . В последние годы э та циф ра возр а с т е т д о 30,9 п р о цента . Третий год на б а з е м у зы кальной школы р а б о т а е т м у зы кальный ф а к у л ь т е т нар одного универ сите та куль туры, с л у ш а тел ям и которого явл яю т с я 30 чел овек из Северной средней В шк ола х отмечаютс я все дни Красного к а л е н д а р я , о р г а н и з у ются тематические л и т е р а т у р ные вечера, дискотеки, вечера отдыха . Традицион ными стали в районе смотры х у д о ж е с т в е н ной сам одеятельности учащихся шк ол района, выставки детск ого и зобра зит ельн ого творче ств а , в кото рых сам ое активное у ч а с тие принимают Б е р г у л ь с к а я , Б и а з и н с к а я , С ев ер н ая средние, Ч у в а ш и н с к а я , Г р а ж д а н ц е в с к а я восьмилетние и Б и а з и н с к а я ш к о л а-и нтернат. Но тем не менее, в п о с т ан о в ке всей воспита тельной работы ещ е много нерешенных проблем . Отдельные учителя не обесп ечивают еди нс тва учебной и внеклассной работы , не исп оль зую т воспитательны е в о з м о ж ности урока . Снизи лся о х в ат учащихся предметными к р у ж ками , ф а к у л ь т а т и в ам и в о с п и т а те льного х а р а к т е р а . Н и з к а п о сещаемость к р у ж к о в в Д о м е пионеров и школьников. Д л я э того необходимо повысить роль школьного ком сомола, о р ганов ученического с а м о у п р а в ления. Д и р е к т о р а м школ с л е д у е т с т р ож е сп р аш ив ать с уч и телей, к л ас сных руководителей з а дисциплину и п о р яд о к в школе. И в этом вопросе а к тивным помощником д о лж ны высту пить комсомольские и п ио нерские организации. Р а б о т а с пионерами — дело сложное, кр опотливое , и склю чительно ответственное, т р е б у ю щее высокого пед агогического ма стерс тва , глубоких знаний , большой души и сердца. П о э т о м у пионерским в о ж а ты м н а д о систематически пополнять свои зн ан ия , обмен и ва тьс я о пы том с к о л л ег ам и , о б с у ж д а т ь н о вое в работе. Школа — о р г ан и з ац и я и д е о логичес кая . Она не м ож е т с т о я т ь вне жизни. И мы, учите ля , о б я з ан ы ак тивн о п риобщ а ть учащихся к ма рксистс ко - л е нинским идеям, в о о р у ж а т ь м о л о д е ж ь зн ан иями . И чтобы идти вровень с жизнью, неи зм ен но п о ль зо в а т ь с я ав тори тетом и у в аж ени ем к а к у учащихся , т а к и у родителей , учитель о б я з а н п р е ж д е в сего творить самого себя .
RkJQdWJsaXNoZXIy