За дело Ленина, 1983, № 130

4 MIMMIIIIHIHIIMliniMIIIHMHIMUIltllilllllllllilJlillliW «ЗА ДЕЛО ЛЕНИНА» № 130 (5570) ф 29 октября 1983 года К И Н О ОДНОЛЮБЫ Центральная студия детских и юношеских фильмов имени М. Горького. Однолюб — человек, кото­ рый любит лишь однажды, но на всю жизнь, не меняя своих привязанностей, не увлекаясь праздничной мишурой сиюми­ нутности. Таковы и герои этого фильма, фильма о любви. И пусть вас не смущает тот факт, что им давно за шесть­ десят. Они молоды той моло­ достью души, которая не зави­ сит от возраста. Бабка Вера и дед Максим. Бабка Алена и дед Лаврушка. Четверо стариков. Две избуш­ ки. Огород. Кусочек мира, в котором царят совет да лю­ бовь. Старики мирно копают­ ся в огороде, вечерами соби­ раются вчетвером перекинуть­ ся в картишки, пошутить, по­ смеяться, вспомнить молодость да попеть старинные, протяж­ ные, берущие за душу песни. А рядом, - буквально в двух шагах, бурлит совсем другая жизнь — строится ферма, по вечерам гремят транзисторы стройотрядовцев, переустраива­ ется село, которое и селом-то назвать можно уже с трудом: стоят в ряд кирпичные дома и со всеми удобствами, в кото­ рых живут стариковские дети и внуки. Возможно, и дальше бы мир­ но сосуществовали эти два мира — мир уходящий, почти патриархальной старины и мир строящийся, новый, стремящий­ ся вперед, если бы... Если бы в один прекрасный день не прикатил вместе с приезжей архитекторшей председатель колхоза Степка, как по при вычке звал его дед Максим, и не объявил бы огорошенным старикам, что пришло время сносить их избы — они меша­ ют строящейся ферме. И хоть умом понимали старики, что негоже сопротивляться новой жизни, но — на то они и од­ нолюбы — не могли вот так, сразу, отказаться от родных домов, в которых прошли и молодость, и зрелость, и ста­ рость, от кусочка земли, кото­ рому сызмальства была отдана любовь их теперь состаривших­ ся сердец... Автор сценария и режиссер Гавриил Егиазаров. Роли исполняют: Иванов — Александр Михайлов, Люба — Ирина Купченко, Маша — Екатерина Васильева, Петруша— Вася Кривун, Настя — Женя Булакова, шофер — Джамал Залов, старший лейтенант — Михаил Кислое, усатый капитан — Николай Маликов, офицер — Юрий Мартынов, майор — Ни­ колай Сморчков. «Мосфильм». Картина, снятая по рассказу Андрея Платонова «Возвраще­ ние», рассказывает о том, как людям, прошедшим огонь и смерть, приходится заново учиться жить непривычной мир­ ной жизнью. Алексей Алексеевич Иванов возвращается с войны домой. Отзвучали шумные проводы, выпита с фронтовыми друзья­ ми прощальная чарка, и впер­ вые за несколько лет он оста­ ется один. Позади сотни кило­ метров пройденных дорог, мо­ гилы товарищей, а впереди — •эодной дом, где его ждут жена и дети. И как последний всплеск той Жизни, которая прошла за эти четыре года, как доказательст­ во самому себе, что жив, что не убит, уцелел в страшной мясорубке — мимолетный ро­ ман со случайной попутчицей, тоже возвращающейся домой из армии. Два дня провел ка­ питан Иванов с Машей в ее родном городке, а затем от­ правился дальше домой, увозя в сердце легкую грусть о том, что никогда больше не уви­ дит эту молодую, красивую девушку. ДОМОЙ А дома произошли большие перемены. Не по годам взрос­ лым стал сын Петя. Худень­ кий, большеглазый подросток вряд ли хорошо умеет читать и писать, зато прекрасно зна­ ет, что такое продовольствен­ ные карточки, где надо достать дрова, где — валенки, как надо вести хозяйство, чтобы выжить. Он — мужчина в до­ ме, глава семьи. С удивлени­ ем, а потом и с раздражением слушает Иванов совсем недет­ ские разговоры своего сына. Он еще не осознает по - нас­ тоящему, что здесь, в тылу, было немногим легче, чем на фронте. Иванов узнает, что ЛкЗба бы­ ла ему неверна. И хотя случи­ лось это всего один раз, ког­ да у нее уже совсем не оста­ лось сил и надежды для бес­ конечного ожидания, когда страх и тоска захлестнули ее, когда она «детей своих уже не могла любить», — душа Алексея остается глуха. Он воспринимает все лишь через собственную боль и обиду. Оскорбленный в лучших сво­ их чувствах, он решает уехать в другой город, к Ма­ ше. . Собрав нехитрый солдатс­ кий скарб и вещмешок, он са­ дится в поезд и с подножки вагона в последний раз оки­ дывает взглядом свой город, не успевший стать ему снова родным. И кто знает, как бы сложилась его жизнь, если бы он не узнал в маленьких фи­ гурках, из последних сил бе­ гущих вслед уходящему поез­ ду, спотыкающихся, падающих и снова поднимающихся, — своих детей, старшего Петю и младшую Настеньку. КАРАКУМЫ, 45 В ТЕНИ «Туркменфильм». Сорок пять градусов... В те­ ни! Только где ее взять, эту тень? Кругом на много десят­ ков километров пустыня. Зна­ менитые Каракумы. Нет ни стро­ ения, ни деревца, под которым можно укрыться от немило­ сердно палящего солнца. А закаленные строители газопро­ вода упорно роют траншеи, укладывают трубы, обматыва­ ют их изоляцией и покрывают гудроном. Нитка газопровода Карамургаб — республикй За­ кавказья должна быть сдана в срок. Она жизненно необходи­ ма для братских республик. И строители хорошо это знают. В разгар работ на основной скважине начался пожар. Спе­ циально направленная в этот район спасательная партия до­ вольно быстро его ликвидиро­ вала. На несколько минут. По­ том он вспыхнул с новой си­ лой. Испытанные способы не- давали накаких результатов. Гигантский факел, казалось, ночью доставал до звезд, а днем расплавлял и блеклую го­ лубизну неба, и песок вокруг. Из Ашхабада руководить ра­ ботами по ликвидации пожара и спасению газового место1- рождения приехала сюда на­ чальник Газпрома Туркмении Гозель Довлетовна Довлетова, уроженка здешнего аула, став­ шая знаменитым на всю рес­ публику и уважаемым челове­ ком. Тем временем ситуация ухудшалась час от часу. По пустыне тут и там вспыхивали небольшие огненные цветы — грифоны, побочные воспламе­ нения газа, грозящие новыми пожарами и взрывами. На од­ ном из таких взрывов подор­ валась часть отары чабана Дов- лета, отца Гозель Довлетовны. Трудно старику и таким же, как он, старым людям, понять всю важность и значимость пере­ мен, пришедших в пустыню. Он укоряет Гозель Довлетовну во всех несчастьях, а потом рас­ сказывает ей старую местную легенду о землетрясении, спас­ шем людей от какой - то страш­ ной черной жижи. грозившей поглотить их дома. Этот рассказ наталкивает Го­ зель на мысль о подземном атомном взрыве, с помощью которого удастся разрушить ствол, перекрыть выход газу и таким образом спасти место­ рождение. Фильмы п РДК 1— 2 Каракумы, 45 в тени 3— 4 Спокойствие отменяет­ ся 5— 6 Родился в Сибири 7— 8 Дыхание грозы 9— 1C Такой лжец 2 серии 11 Возвращение Баттерфляй 12— 13 Дикая охота 2 серии '<ф 14— 15 Магистраль 16— 17 Он начинает сердить­ ся 18— 19 У опасной черты 20 Домой 22— 23 Грипп Кинг - Конг 2 серии 24— 25 Баллада о доблестном рыцаре 26— 27 Тырновская царица 29— 30 Однолюбы Детские 7— 8 Я умею прыгать • 12— 13 Умные вещи 19— 20 На графских развали­ нах 26— 27 12 месяцев Документальные -- 3— 4 Высшая награда Родины 5— 6 Год 41 16— 17 Союз нерушимый Фильмы для села Каждый третий Таможня Люборь моя, печальная До-последней минуты Последний день зимы Падшая Эмине Орленок Незабываемый день Поздние свидания Дорога на Рюбецаль Случай в квадрате 36— 80 Владивосток, год 1918 Свидание с молодостью Укол зонтиком Хочу, чтоб он пришел Частная жизнь «Табаго» меняет курс Начало пути Сельскохозяйственные Новая технология мясного скотоводства Молочный комплекс колхоза Документальные А. Довженко ТЮ З с утра до полуночи ВОЗВРАЩЕНИЕ БАТТЕРФЛЯЙ Автор сценария — Валерия Врублевская, режиссер — Олег Фиалко. Киностудия имени А. До в­ женко. Фильм посвящен выдающейся украинской певице Соломин Крушельницкой. Мировая кри­ тика сравнила исполнительское мастерство Крушельницкой с искусством Ф . Шаляпина, Э. Карузо. М. Баттистини. О б ­ ладательнице голоса необычай­ ной красоты и феноменальной силы восторженно аплодирова­ ли слушатели Европы, Амери­ ки', Африки.» Творческая друж ­ ба связывала певицу со мно­ гими выдающимися деятелями искусства и литературы. Кар­ тина основана на реальных фактах жизни С. Крушельниц­ кой и построена как ее воспо­ минания. Детство Соломин прошло в селе на Тернопольщине в семье сельского священника. Затем — годы учебы в Львов­ ской консерватории, где она (. первых же шагов стала делать большие успехи и получила возможность выступать в пар­ тиях меццо - сопрано в Львов­ ской опере. Однако талант не только дает право, но и дик­ тует определенные, часто су­ ровые обязательства. Соломия поняла это очень рано. Имея возможность стать женой мо­ лодого, красивого и обеспечен­ ного адвоката, во имя сцены она отказалась от любви и се­ мейного счастья. «Отними у меня любовь, друзей, семью, я буду страдать, но запрети мне петь, я умру» — в этом приз­ нании Крушельницкой, в то время еще совсем юной. проя­ вились ее твердый характер и сила воли, которые помогли ей впоследствии выстоять и по­ бедить в выпавших на ее долю житейских и творческих дра­ мах. Итак, выбор был сделан. Начался новый, самый значи­ тельный и длительный период жизни певицы — она поехала учиться в Италию. И тут приш­ лось начинать все сначала, так как выяснилось, что львовские профессора допустили ошибку: у Крушельницкой — лирико-дра­ матическое сопрано. Снова класс, будни, напол­ ненные изнурительным трудом, жесточайшим режимом, лише­ ниями. И тут происходит встре­ ча, во многом повлиявшая на дальнейшую творческую жизнь актрисы. Крушельницкая знако­ мится с Джакомо Пуччини, уже известным композитором, авто­ ром новой оперы «Манон Лес­ ко». Он предлагает ей партию Манон в Кремонской опере. К певице приходят всеобщее признание и успех. Она едет домой, но вскоре покидает Галицию, забрав с собой в Италию одну из пяти младших сестер — Нусю, об­ ладающую прекрасным голосом и подающую большие надеж­ ды. Однако горячее желание помочь сестре оборачивается трагедией. Девушка влюбляется страстно, самозабвенно и ради любимого решает бросить уче­ бу. Уверенная в своем праве вмешаться в дела сестры, за­ ботясь только о ее карьере, Соломия разрушает эту любовь. Нуся сходит с ума. Потеряв близкого человека, певица пе­ реживает глубокое потрясение. Оно усугубляется еще м тем, что одновременно рушится ее с таким трудом построенная жизненная теория отказа от себя во имя искусства. Тяже­ лое душевное состояние Кру­ шельницкой совпадает с вре­ менем долгой и напряженной работы над заглавной партией в опере Пуччини «Мадам Бат­ терфляй», которая станет вер­ шиной творчества певицы, Опе­ ра, провалившаяся при первой постановке с другой исполни­ тельницей, принесет ей неслыханный успех. ОН НАЧИНАЕТ СЕРДИТЬСЯ Скромный преподаватель ма­ тематики в женском колледж же Пьер Дюруа, отнюдь ‘ не может пожаловаться на избы­ ток свободного времени. Кро­ ме своих прямых обязаннос­ тей, Пьер обременен повин­ ностью сочинения предвыбор­ ных речей для своего отца — мэра. Мэр Дюруа известен непримиримостью в вопросах морали, поэтому создавать для него речи — задачавовсе не из легких, особенно если учесть, что Пьеру приходится параллельно писать пикантные статейки в отдел светской хроники местной еженедель­ ной газеты вместо своего дру­ га, репортера Патрика. Но до поры до времени бедняге вполне удавалось сочетать эти плохо совместимые занятия, и да­ же быть на хорошем счету у ди­ ректора колледжа. Насколько Пьер Дюруа лич­ ность в городке неизвестная, настолько популярна кинозвез- 1да первой величины Джеки Логан, приехавшая сюда на съемки. Интерес к ней подо­ гревается еще и невероятной скрытностью звезды — легче взлететь на Луну без ракеты, чем взять интервью у Джеки Логан или хотя бы сфотогра­ фировать ее в домашней об­ становке. Но репортеру Патри­ ку, другу Пьера, удается не­ возможное — сделать фотогра­ фии Джеки. Кто же должен написать к ним комментарии? Конечно же, Пьер. А очеред­ ную речь для мэра по вопро­ сам строгости морали? Тоже Пьер. И срочно проверить важ ­ ные контрольные работы в кол­ ледже — снова Пьер! И он бы, конечно, справился со всеми этими срочными заданиями без приключений, если бы неЛ* его величество случай. Именно случай руками шаловливых школьниц перепутал три папки и направил их совсем не по тем адресам. Папа Дюруа чуть было не обнаружил в разгар предвы­ борного митинга, что вместо гневной речи в его папке па­ кет с весьма фривольными фото юной кинозвезды, и только в последнюю секунду Пьеоу удалось спасти положение. По­ гоня за второй папкой, с контрольными работами, при­ водит его на съемочную пло­ щадку фильма с участием Д ж е ­ ки Логан. В результате испор­ чен дубль, повторить который невозможно. Спасаясь от прес­ ледующего его разъяренного режиссера, после целого ряда приключений, Пьер попадает ь-рг строго охраняемый особняк кинозвезды. Сенсации в маленьком го­ родке разносятся со скоростью звука (что сердит нашего ге­ роя не на шутку). Жизнь скром ­ ного математика резко меня­ ется. Ему приходится нести бремя скандальной популярнос­ ти возлюбленного кинозвезды, бремя только незаслуженное. Адрес И телефоны Индекс 632380 с. Северное, улица Ленина, 22. Редактор-21-434, зам. редактора—21-187, сельхозотдел-21-984, редакции И типографии отдел писем — 21-156, бухгалтерия — 21-845, о тв ет ст секретарь — 21-87З^тип^огд^фия_-- 21-679----------- ~ K . u u « 5297# Cepepв«1 филиал пплкграФк^скогв объедении «Просто»» ». Куйвмше.. НСО Зак. 698Тираж 2769 Объе* 1 а а Високав печать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2