За дело Ленина, 1983, № 118

м«1ншш1нш11иишмимш1н(мтшш1ш111ш11шшннм «ЗА ДЕЛО ЛЕНИНА» № 118 (5558) ф1 октября 1983 года Н А Р О Д Н Ы Й У Ч И Т Е Л Ь . \CaXZZZXZ2^20aXZXCCC^3XZXXGCCCCaXZO^CCOOCa3y^aCCGOOCZXXZZZZZZXZZXZZZXZZZZZXZ2ZCCi CCCCUZZZZ2ZZZZ&2C’ J ПОИСТИНЕ НЕСРАВНЕННА ЖИЗНЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ УЧИТЕЛЬСКОГО ТРУДА, 3 $ МИССИИ ПЕДАГОГА. ЕГО УСИЛИЯМИ УМНОЖАЕТСЯ ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ j 3 ОБЩЕСТВА, ВОЗРАСТАЕТ МОГУЩЕСТВО РОДИНЫ. БИОГРАФИЯ УЧИТЕЛЬСТВА — 3 ЭТО ЧАСТИЦА БИОГРАФИИ ВСЕГО НАШЕГО НАРОДА: ВО ВСЕХ СВЕРШЕНИЯХ И kI N УСПЕХАХ СТРАНЫ — ОГРОМНЫЙ ВКЛАД УЧИТЕЛЯ ТРУДАМИ ШКОЛЫ ФОРМИРУ­ ЕТСЯ ГЛАВНЫЙ КАПИТАЛ СТРАНЫ — МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ. УЧИТЬ ЖИЗНИ, УЧИТЬ ТРУДУ Формирование правильных идейных и нравственных устоев подрастающего поколения 1— одна из самых важных задач, стоящих перед педагогами стра­ ны. Это еще раз подчеркива­ лось в документах июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС. Сейчас особенно остро вста­ ют перед нами вопросы: как улучшить воспитание учащихся, закалить их, превратить знания, полученные в школе. в стойкие убеждения; как вырастить лю­ дей политически активных, лю­ бящих труд и умеющих рабо­ тать. всегда готовых к защите Родины. Жизнь уже убедила: сколько бы усилий не прилагал педа­ гогический коллектив в воспи­ тании учащихся, желаемого ре­ зультата можно добиться толь­ ко в том случае. когда актив­ но помогают родители и сами учащиеся. Об этом говорил Ан­ тон Семенович Макаренко^ что семейное хозяйство представля­ ет собой очень удобное поле для воспитания многих очень важных особенностей характе­ ра гражданина. Наш педагогический коллектив много лет трудится над тем. чтобы улучшить систему рабо­ ты с родителями учащихся, старается строить ее на науч­ ной основе и, опираясь на взаи­ мосвязь школы, семьи и об­ щественности, добиваться со­ вершенствования всей воспита­ тельной работы. Педагоги прежде всего изу­ чают материальные, нравствен­ ные, психологические условия воспитания детей в семье, мик­ роклимат. Проводят беседы с учащимися, с родителями. Все это дает учителю необходимый материал для определения ме­ тодов педагогического воздейст­ вия на школьников и способов работы с родителями. Большое значение в воспита­ нии имеет педагогическая про­ паганда. Здесь и тщательная подготовка к родительскому соб­ ранию, к заседаниям родительс­ кого комитета, и организация встреч с передовиками сельс­ кохозяйственного производства. Классные руководители чаще используют пример родителей: семейные традиции для трудо­ вого воспитания и профессио­ нальной ориентации учащихся. У нас выступают перед школь­ никами механизаторы. доярки. скотники. И это, конечно, да­ ет свои результаты. Так. за последние десять лет 56 вы­ пускников пришли в сельскохо­ зяйственное производство. а в нынешнем году из восьми вы­ пускников, пятьч поступили в сельскохозяйственный техникум. В прошедшем году вопросы воспитания и профориентации обсуждались на партийном соб­ рании и сессии сельского Со­ вета. Хочется отметить еще. что общественность постоянно про­ являет заботу о том, чтобы в свободное время школьники мог­ ли заняться полезными и ин­ тересными делами. спортом , художественной самодеятель­ ностью. Наш педагогический коллек­ тив выработал единство дейст­ вий в воспитании и обучении. Думаю, что очередной учебный год будет отмечен новыми дос­ тижениями в коммунистическом воспитании, в подготовке школь­ ной молодежи к жизни. обще­ ственно - полезному труду . А. ГЛАМАЗДИН, директор Останинской вось­ милетней школы, заслужен­ ный учитель республики. Всё отдано детям УЧИТЕЛЬ И КОММУНИСТ Я хочу рассказать о ста­ рейшей учительнице Север­ ной средней школы Лапиной Лукерье Лукьяновне. Она родилась ,и жила в. Горноалтайской или как она тогда называлась Айротской автономной области. Отца они лишились рано, еще в 1935 году. После него оста­ лось трое детей. Детство v Лукерьи Лукьяновны было тяжелое, — время тогда та­ кое было. После семилетки решила учиться дальше в Горноалтайске, где окончила среднюю школу и осталась в ней работать учителем. Вскоре началась Великая Отечественная война. В то трудное для страны время школа не переставала рабо­ тать. Учителя вместе с ре­ бятами ремонтировали ее. Мужчин не было, так что да­ же самую тяжкую работу приходилось, выполнять са­ мим. «Пришлют нам какого- нибудь старичка - мастера, — говорит Лукерья Лукьянов­ на. — вот он и командует нами, и дает всякую науку по плотницкому да слесарно­ му делу. Я научилась вла­ деть топором не хуже любого мужчины...». Кроме того, приходилось помогать колхозу убирать зерно, а поскольку людей не хватало — носили зерно на себе: младшеклассники — по пять килограммов, старшие ребята — по пятнадцать или двадцать. Не было дров, хо­ дили в лес, заготавливали и опять же на себе приносили их в деревню. В сорок втором году Лу­ керья Лукьяновна чуть бы­ ло не погибла. Ей, как сек­ ретарю комсомольской орга­ низации, поручили привезти семена ячменя из комсомоль­ ского фонда. Вместе с ней поехали только двое чело­ век: пятнадцатилетний маль­ чишка и инструктор район­ ного комитета комсомола Зоя Молчалова. Нужно было ехать в рай­ он, а до него — 35 кило­ метров по осенним горным дорогам. Лил сильный дождь, который вскорости перешел в снег. Возвращаясь обратно с семенами, они подошли к речке, которая уже взбух­ ла, местами бурлила. В брод ее нельзя было перейти, а ■в обход далеко, да и доро­ га не позволяла вернуться назад. Почти со всех сторон были отвесные крутые ска­ лы. Погода продолжала не­ истовствовать. Эту ночь они про­ вели на берегу. Зоя тяжело заболела и через три дня умерла. Когда речка немного veno-. коилась, Лукерья Лукьянов­ на решилась перейти ее вброд сама, потому что бы­ ки боялись холодной воды. Она вошла в ледяную воду, конечно, было страшно, но она продолжала вести бы­ ков. Так она сохранила эти дорогие семена. После войны она продол­ жала работать в своей род­ ной школе, потом вышла за­ муж. Мужа направили в Северный район. Через год, вслед за ним, приехала сю­ да и Лукерья Лукьяновна с тремя детьми. С 1957 года по 1973 она преподавала в Северной средней школе. Тридцать че­ тыре года — таков ее педа­ гогический стаж. Работала она хорошо, и когда уходила на пенсию — расставание со школой, с ре­ бятами было трудным. Ведь по сути дела вся жизнь пос­ вящена им. Для Л. Л. Л а­ пиной воспитание детей — это цель, и смысл жизни. Лиля ПЕТРОВА, член комитета комсомола школы. Григорий Архипович Нилов родился в 1921 году. Детство у него было тяжелое. Малень­ кий Гриша уже с семи лет стал помогать старшим, узнал, что такое нужда, голод, нище­ та. Учиться Гриша Нилов на­ чал только в 11 лет, а родись он на пять — десять лет рань­ ше то, наверное, грамоты не знал бы вообще. Гриша очень хотел учиться. Он полюбил географию, литературу, но осо­ бенно ему нравилась история . Только успел Григорий окон­ чить 9 классов, как началась Великая Отечественная война. Фашисты вероломно напали на пашу Родину. С первых же дней войны Григорий Нилов уходит воевать. попадает на Волховский фронт. Три года он был неуязвим для пуль и снарядов. Но вот в 1944 году получил очень тяжелую конту­ зию. Долго лежал, в гоститале, а когда вылечился. — война уже подходила к концу. Через год после окончания войны Григорий Архипович стал работать учителем в Северной средней школе. Преподавал ис­ торию, которой так увлекался будучи школьником. С тех пор прошло много времени, и мно­ жество детей обучил он исто­ рии. Не только знания препода­ вал Григорий Архипович школь­ никам, но и весь свой богатый жизненный опыт. Поэтому не забывают его бывшие ученики. Со всех концов страны прихо ­ дят к нему письма со словами благодарности. От имени всех сегодняшних учеников Северной средней школы хочу поблагодарить ста­ рейшего учителя. участника Великой Отечественной войны, коммуниста Григория Архипови­ ча Нилова за то. что столько сил и энергии отдал он своим воспитанникам. Ваня КОВАЛЕВ. 4 учащийся Северной I* средней школы. Москва. Первоклассники 117-й школы Света Тилина, Катя Евтушенко и Толя Селенов со своей учительницей Натальей Ивановной Городилиной. Фото О. Булдакова (Фотохроника ТАСС) В ДОБРЫЙ ПУТЬ, МОЛОДОЙ ПЕДАГОГ! Вот уже целый месяц звенят школьные звонки: идут заня­ тия. И столько же дней в клас­ сы приходят учителя. Везде приходят. В Северном и Коб,- Кордоне, в Федоровке и в Больших Куликах, в Веселой и Ичкале... — Садитесь, -— говорят они детям. — Начнем урок. Сегод­ ня мы изучим тему... — И начинается работа. Обычная учи­ тельская работа, в которой уче­ ники и слушатели, и помощни­ ки. и судьи, и свидетели. Шестнадцать молодых учите­ лей пришло нынче в школы района. Большинство из них окончили Новосибирский пед­ институт, получили назначение г восьмилетние и средние школы. В Остяцкую восьмилетку при­ шли Надежда Павловна Пота­ пова и Павел Николаевич На- приенко. Математик и препода­ ватель труда и Ф изкультуры . Учительницей начальных клас­ сов Верх - Красноярской сред­ ней школы стала Татьяна Ива­ новна Менькова, в Среднеичин- ской восьмилетней школе пре­ подает историю и географию новосибирец Игорь Владимиро­ вич Бронников, а в Граждан- цевской школе ведет русский язык и литературу Раиса Вла­ димировна Осипова. И так — все новички, все только начи­ нающие свой путь на педагоги­ ческом поприще. Но рабочие будни еще не заслонили собой торжество ав­ густовской встречи с учителями- ветеранамн. Как же это было? Просторный кабинет первого секретаря райкома партии Ва­ лентины Тимофеевны Боровской. Бывший педагог, она сама зна­ ет, что за чувства овладевают человеком в подобные минуты . Волнение возникает само по себе, без спроса, без разреше­ ния. И трудно сосредоточиться, трудно собраться с мыслями. А партийный руководитель го­ ворит о районе, о его замеча­ тельных тружениках: земледель­ цах и животноводах, детей ко­ торых теперь они будут учить. Говорит о перспективах про­ мышленного и Ъельскохозяиет- венного развития, о социальных изменениях, которые произойдут в районе в ближайшее время. Очень хорошо. — слышат мо­ лодые учителя голос Валенти­ ны Тимофеевны. — что боль­ шинство из вас родились и выросли здесь, v нас. в Север­ ном районе. Выпускники наших школ, вы будете продолжать традиции. которыми жили в годы своего ученичества. И каждый сидящий в каби­ нете педагог вспомнил, как про­ водились пионерские слеты, как шумно было на комсомольских собраниях, как болела спина после трудового десанта на колхозное поле, как веселились на школьных вечерах и КВНах. Поднялась одна из старей­ ших .учителей района, ныне вос­ питатель интерната при Ново- Троицкой средней школе Мария Емельяновна Ковалева. — Я родилась в Ново - Тро­ ицке, училась там в школе, от­ туда и в Куйбышевское нед-,. училище пошла. Окончила, при­ шла на заседание комиссии по распределению. Нахваливают мне Северный район. Дескать, там и то хорошо, и второе, и третье. «Я, — говорю, — сама все хо ­ рошо знаю: родом оттуда». Заведующим районо в ту дале­ кую пору Шакинко был. Он ч направил меня в Ново - Троицк. Страшновато было: ведь там меня всякий мальчишка знал, а не то что взрослый. По де­ ревне слух пошел: «Манька учитеЛКой стала, наших паца­ нов учить будет». А надо, что­ бы нас не Маиьками звали. а но имени да отчеству. А это. со временем приходит. с авто­ ритетом. Он же, авторитет, тру­ дом достается. Не замыкайтесь в себе, девчата, идите смелей, в народ, будьте с ним в оадос- ти и в горе — вот и почет будет, и уважение. Не забылись слова и Ивана Никифоровича Пнпчукова. Раз­ меренно так, взвешивая каж­ дую фразу он советовал моло­ дым: Если вы хотите оставить след' в ребячей душе, в ваших учениках, ■— они должны ве­ рить в вас. Будьте хозяевами своего слова: обещали — пусть камни с неба сыплются . а его сдержать вы обязаны. И как можно меньше жалуйтесь: прой­ дет время, и все трудности вам покажутся не такими уж су­ щественными. Конечно, это очень приятно, когда все такие доброжела­ тельные, когда чувствуешь, что каждое слово, обращенное к тебе, идет от души, от серд­ ца. И тогда самому хочется от­ ветить тем же. И это сделала за всех Лариса Анатольевна Петухова — молодой препода­ ватель русского языка и лите­ ратуры. — Мы будем работать чест­ но. — закончила она ответное слово. И это прозвучало клят­ вой на верность школе, на вер- ноеть учительству. А. ШАРАПИНСКИИ. В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ Лишь первых познаний блеснет тебе свет, Узнаешь — предела познаниям нет. ФИРДУОСИ. Нет оружия более сильного, чем знания. А. М. ГОРЬКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2