За дело Ленина, 1983, № 118

ОРГАН СЕВЕ Р НОГ О РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАР ОДНЫХ Д ЕПУТАТОВ НОВ ОСИБ ИР СКОЙ ОБЛАСТИ Выходит по вторникам, четвергам и с убботам. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Газета основана 20 июля 1935 года Л* 1 1 8 ’ (5 5 5 8 ) Су б б о т а I ОКТЯБРЯ 1983 года Цена 2 коп. 2 ОКТЯБРЯ — ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ Служение во имя комунистического будущего Сердечное поздравление ■пРо ф ^ о ана1ЧшГпрТаВз°дник.ТРаНЫ С° ВеТ° В ° ™еЧаеТ СВ0Й взл ете Г н о п п , ™ Свершениях и Успехах, стремительном взлете к вершинам знании и культуры огромная д о л я гру- „ а народных учителей советской школы воспитавших миллионы преданных Родине людей. ' воспитавших Т р \ д учителя стоит в р я д у зам еч ател ьных подвигов героев, отсто явших з а в о е в а н и я О к тяб р я , поднявших хозяй ство из руин, покоряющих науку , штурмующих космос В Д е н ь уиителя мы сердечно приветствуем Вас духов ных наста вников наших детей, ж е ла ем б о л ь ш и х ' успехов в обучении и коммунистическом воспитании молодой смены строителей нового мира. Огромное спасибо и низкий поклон з а лю бовь к детям душевную чистоту, з а мудрое терпение и нравственный пример. РАЙКОМ КПСС РАЙИСПОЛКОМ \ Дни ударной работы Через судьбу к а ж д о г о из нас об яз ате л ьн о прошел учи- ! гель. Он не только научил j читать и писать. Учитель в о спитал наши сердца, над елив нас добротой и любовью к людям. К а ж д о е утр о мы о т п р а в л я ­ ем ребят в школу с тем неповторимым чувством. в которое вкладыв аем все с а ­ мое светлое и высокое: о г ­ ромное у в аж е н и е к тр у д у учителя , сознание в ажности всех з а б о т и обязанностей, которы е он в з я л на свои п лечи. Коммунистическая п артия и Советское п равительство д о ­ верили школе воспитание нашей смены, воспитание гр аж д а н и н а , который с честью понесет дальше великое з в а ­ ние строителя нового общ ества. Почетное это доверие имеет под собой прочный фундамент: Конституция н а ­ шей страны гар анти р у ет св о ­ им юным г р а ж д а н а м право на всеобщее среднее о б р а з о ­ вание, пр ед о ставл яе т все в о з ­ можности р а зв и в а т ь способности в любой области н а ­ уки и искусства, выбрать для себя профессию и раб о ту по призванию. К ак школьник воспользуе т ­ ся этими правилами, наск оль ­ ко серьезно сумеет определить свою жизненную д оро ­ гу, прежде всего зависит от учителя . Вот почему г л а в ­ ным в его работе было, есть и будет идейное воспитание подрастающего поколения. ^ читель д олж ен воор ужи ть своих питомцев марксистско- ленинским пониманием зак о - нов общественного развития , формировать их сознание в духе высокой убежденности , воспитать у школьников чув ­ ство глубокого патр иотизм а, высокую моральную стойкость. Это священный долг к а ж д о г о учителя , независи ­ мо от того, какой предмет он преподает — физику или л и т ературу , историю или м а ­ тематику, ведет уроки труда , черчения или пения. Все мы сейчас живем на едином трудовом подъеме, реш ая зад ач и , поставленные XXVI съ ездом партии и последующими Плен умами ЦК. Эти требования выполняет и школа, неуклонно совершен ­ ствуя учебно - воспита тель ­ ный процесс. Сегодня мы можем н а з в а т ь десятки передовых учителей района, к о т о ­ рые на своих урока х достигли больших творческих высот. Среди них зас луж ен ны е учителя республики А. П. Г лама здин — директор Ос- танинской восьмилетней школы, и Е. П. Путин — препод а в а т е л ь истории Биазинской средней школы, учительница Веселовской начальной школы Г. В. ААокроусова, п р еп о д а ­ в атель русского языка Вевх- Красноярской средней школы .3. Н. Овсянко, п р еп о да ва - З А Б Ы В А Т Ь тель математики Северной средней школы Н. К. А л ехина, п р еп о да в а тел ь немецкого язы к а Ново - Троицкой средней школы Г. А. Коче- решко и многие другие, у р о ­ ки кото рых отл ичаю тс я истинным педагогическим м а с ­ терством. В конце августа прошла районная учите льск ая конф еренция, на которой р аб о тн и ­ ки просвещения внима тель ­ но и г л убок о п р о ан а л и зи р о ­ вали свои успехи и просчеты в учебно - во сп ита тел ь ­ ном процессе, поделились опытом т рудового в о сп итания и профориент ации школьников. Районный педсовет обсудил и наметил пути решения главной проблемы о б ­ ще обра зова тельной школы: как над о р а б о т а т ь учителю, ч то ­ бы к аж ды й урок способствовал разв итию п о з н а в а т е л ь ­ ных интересов у ребят, поб у ж д а л их самостоя тельно пополнять знания. Школьный учитель — д о ­ веренное лицо общ ес тва в воспитании наших детей. Истоки многих г р аж д а н с к и х качеств, тех знаний, которые долгие годы с л у ж а т человечеству. н ераздельн о связа ны с Работой школьных учителей. Так ую высокую ОПен- КУ их ппизияния и поли д а л июньский (1983 г.) П л е ­ нум ЦК КПСС. С праздником , дорогие учителя! У Ч И Т Е Л Е Й 23 сентября коммунисты к о л ­ хоза имени М. Горьк ого с о б р а ­ лись, чтобы об судить с о з д а в ­ шееся положение на х л е б о у бо р ­ ке, определить д ля себя з а д а ­ чи на б лиж айш ее будущ ее, н а й ­ ти возможности более э ф ф е к ­ тивного использования техники ч механизмов в дни осенней страды. Безу словно, все сходи ­ лись на том, что сентябрь ск ая непогода тормози т все полевые за боты, что из - з а д ож дей врываются графики обмолота хлебов, уборки соломы, в спаш ­ ки зяби. Но отмечали, что механизаторы колхоза стремятся использовать к а ж д ы й погожий час для дела, что все полны решимости уб р ать зерновые и силосные во что бы то ни стало, за сыпать семена, подго ­ товить землю пол посев я р овых в следующем году. А буквально через день вы ­ далась отличная погода. Н а но- дях вновь за кипела привычн ая !л я хлеборобов раб о та : о б ­ молот овса повели оба убовоч- во - транспортных звена. В первое звено, которым ov- човодпт Иван Алексеевич Архипов. собраны комбайны СК-4. Уже дав но есть более с о в р е ­ менные комбайны, более производительные и усовершен ствованные, а эти еще с л у ж а т в едой и правдой. На них. « старичках», добиваю тся высокой выра ботки и сам звен ьевой, и Анатолии Вдовин, и Виктор Ясенков, и А лександр Л ег ач ев . и Владимир Золотухин. Во втором звене — «Сибиряки». Звеньевой — А. И. М и ­ хайлов. Зд ес ь р аб о таю т А. В а ­ сильев, И. Я ковлев , которого недавно приняли к а н д и д а т о м в члены партии. Н. П е ту х о в . Д . Шерстобитов. З а погожие дни, выпавшие в конце месяца, р е б я т а скосили 160 г е к та р о в овса и н а м о л о т и ­ ли 1150 цен тнеров з е р н а . Т е ­ перь оба зв ен а п ереедут на семенные участки о в са , р а с п о ­ лож ен ны е в Сургутовской б р и ­ гаде . П ре дв а р и т е л ь ны е данные обещаю т у р о ж а й с этих полей по 12— 15 цен тнеров зерна с- г е к т а р а . Хорошо в эти дни п о р а б о т а л и шоферы и трак торис ты на о т ­ возке зерн а от ком байнов П. И. Яшин, Н. И. Т а р а к ан о в , В. П, Ясенков, В. П. Хрущев, A. 1>. Д ы д и к о в — с е к р ета р ь к о м с о ­ мольской организации. Н. Г1у- зырев, И. Медведев , М. А г а л а ­ ков. Бесперебойно р а б о т а л а з е р н о ­ сушилка. И в этом б о л ьш а я з а с л у г а машинистов - о п е р а т о ­ ров сушильного комплекса В л а ­ д им ир а З а й ц е в а и Виктора П а ­ нарина , шофера, ра б о т аю щ е го на току , Александра Вловина. Г. А Л Е Н С К ИЙ . Н Е С М Е Й Т Е Не смейте забывать учителей. Они о нас тревожатся и помнят. И в тишине задумавшихся комнат Ждут наших возвращений и вестей. Им не хватает этих встреч нечастых. И сколько бы ни миновало лет, слагается учительское счастье из наших ученических побед. А мы порой так равнодушны к ним: под Новый год не шлем им поздравлений. А в суете иль попросту из лени Не пишем, не заходим, не звоним. Они нас ждут. Они следят за нами. И радуются всякий раз за тех. Кто снова где - то выдержит экзамен На мужество, на честность, на успех. Не смейте забывать учителей. Пусть будет жизнь достойна их усилий. Учителями славится Россия. Ученики приносят славу ей. Не смейте забывать учителей. А. ДЕМЕНТЬЕВ. Б у д у т почвы п л о д о р о д н е е ЭТОТ ТРУДНЫЙ Х Л Е Б Москва. Специалисты Всесоюзного научно - исследовательского института механизации сельского хозяйства (ВИМ) ведут широкие комплексные исследования по повышению плодородия почв, разрабатывают новую сельскохозяйственную технику и оборудование, средства механизации технологических процессов производства различных культур, изучают влияние удобрений на почву. Ученые и инженеры института в со др у ­ жестве с конструкторскими организациями Минсельхозмаша и Минживмаша разработали самоходную машину высокой проходимости на базе трактора Т-150К (на снимке). Она предназначена для внесения удобрений в почву и обладает высокой производительностью при поверхностном - и внутрипочвенном внесении удобрений. Благодаря широкопрофильным шинам обеспечивается практически неограниченная проходимость в низкое удельное давление на почву. Особенно это важно при подкормке озимых — не п р о и с х од и т повреждения посевов. Фото В. Япины (Фотохроника ТАСС) Среди длите льного ненасть я неожиданно выдались несколько солнечных дней. Руководители колхоза «VII съ е зд Советов» не ста ли вы ж и д а т ь пока у стано в и т ­ ся хорошая погода, а бросили клич о проведении экстренного субботника , основная цель к о то ­ рого — спасти гибнущий на полях хлеб. Эту инициативу поддерж али школьники, жители села. Д в а дня с одиннадцати утра и до семи вечера с а м о о т в е р ж е н ­ но трудились на полях люди. Они продвигались цепочкой, п од ­ нимая с земли валки , а следом з а ними мерно д вигались к о м ­ байны. Хотелось бы отме тить , что хо ­ рошо работали все без исключения, но особенно ст а р а л и с ь р е ­ б я т а - школьники. Ведь это было по сути д е л а первое с е р ь ­ езное испытание, п р о ве р ка на работоспособность и выносли ­ вость. А сд ел ал и р е б я т а вместе, со взрослыми нем ало: п о дн я т о 90 г ек тар о в валков . Зн ач ит , с т о л ь ­ ко ж е спасено хлеба. Но уж е обмолоченное зерн о н уж н о с охрани ть . З н ач ите л ьн о возросла н а г р у з к а на з е р н о с у ш и л ­ ку, ведь т у д а в рек о р дн о к о р о т ­ кое время п оступило большое ко ­ личество в л а ж н о г о зерн а. И оно все п р о д о л ж а е т поступать . П р а в ­ лением к о л х о з а было решено о р ­ г а н и з о в а т ь жителей села на р а ­ б о т у на зерното ке. С о зда л и специальный шта б. И теперь днем и ночью кипит на току р а б о ­ та. В. УЗКИХ. парторг.

м « 1 н ш ш 1 н ш 1 1 и и ш м и м ш 1 н ( м т ш ш 1 ш 1 1 1 ш 1 1 ш ш н н м « З А Д Е Л О Л Е НИНА » № 118 ( 5 5 5 8 ) ф 1 октября 1983 года Н А Р О Д Н Ы Й У Ч И Т Е Л Ь . \C aX ZZZX Z2^20aX ZX C C C ^3X ZX X G C C C C aX ZO ^C C O O C a3y^aC C G O O C ZX X ZZZZZZX ZZX ZZZX ZZZZZX Z2ZC C i C C C C U ZZZZ2ZZZZ& 2C ’J ПОИСТИНЕ НЕСРАВНЕННА ЖИЗНЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ УЧИТЕЛЬСКОГО ТРУДА, 3 $ МИССИИ ПЕДАГОГА. ЕГО УСИЛИЯМИ УМНОЖАЕТСЯ ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ j 3 ОБЩЕСТВА, ВОЗРАСТАЕТ МОГУЩЕСТВО РОДИНЫ. БИОГРАФИЯ УЧИТЕЛЬСТВА — 3 ЭТО ЧАСТИЦА БИОГРАФИИ ВСЕГО НАШЕГО НАРОДА: ВО ВСЕХ СВЕРШЕНИЯХ И kI N УСПЕХАХ СТРАНЫ — ОГРОМНЫЙ ВКЛАД УЧИТЕЛЯ ТРУДАМИ ШКОЛЫ ФОРМИРУЕТСЯ ГЛАВНЫЙ КАПИТАЛ СТРАНЫ — МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ. УЧИТЬ Ж И З Н И , УЧИТЬ ТРУДУ Формиров ание правильных идейных и нрав ств ен ны х устое в п одрастающего п околен ия 1— одна из самых в а ж н ы х з а д а ч , ст оящих перед п е д а г о г ам и с т р а ­ ны. Э то еще р а з п о дч е р к и в а ­ лось в д о к у м е н т а х июньского (1983 г.) П л ен ум а Ц К КПСС. Сейчас особенно остро в с т а ­ ют пер ед нами вопросы: как ул учшить в о спитание учащихся, з а к а л и т ь их, п ре в р а т и т ь знания, полученные в школе. в стойкие у б еж д ен и я ; к а к вырастить лю ­ дей политически активных, любящих тр уд и умеющих р а б о ­ тать . всегда готовых к защите Родины. Ж и з н ь у ж е у бедила: сколько бы усилий не п р ил а га л п е д а ­ гогический коллектив в воспитании учащихся , ж е ла ем о го р е ­ зу л ь т а т а можно д о би ть ся т о л ь ­ ко в том случае. к о г д а а к т и в ­ но помогаю т родители и сами учащиес я. Об этом говорил Антон Семенович М а к а р ен к о ^ что семейное хо зяй ство п р е д с т а в л я ­ ет собой очень удобное поле д ля воспитания многих очень в а ж н ы х особенностей х а р а к т е ­ ра г р а ж д а н и н а . Н аш педагогический коллектив много лет т р у д итс я над тем. чтобы улучшить систему р а б о ­ ты с родителями учащихся, с та р аетс я строить ее на науч ­ ной основе и, опираясь на в з а и ­ мосвязь школы, семьи и о б ­ щественности, д о би в ать ся с о ­ вершенствов ания всей воспитательной работы. Педагоги прежде всего изу ­ чают материальные, нрав ств ен ­ ные, психологические условия воспитания детей в семье, микроклимат. П р о в о д я т беседы с учащимися , с родителями. Все это д а е т учителю необходимый материал для определения м е ­ тодов педагогического в оздействия на школьников и способов работы с родителями. Большое значение в воспитании имеет педагогическая п р о ­ п аганда. Зд ес ь и т щ а т е л ьн а я подгото вка к родительскому с о б ­ ранию, к з ас ед ан иям родительского комитета, и организация встреч с передовиками сельскохозяйств енного производства. Классные руководители чащ е используют пример родителей : семейные традиции д ля т р у д о ­ вого воспитания и профессиональной ориентации учащихся . У нас выступают перед школьниками механизаторы. доярки . скотники. И это, конечно, д а ­ ет свои резуль таты . Так . з а последние де с я т ь лет 56 вы ­ пускников пришли в с е ль ск охо ­ зяйственное производство. а в нынешнем го д у из восьми вы ­ пускников, п я т ь ч поступили в сельскохозяй ственный техникум. В прошедшем году вопросы воспитания и профориент ации о б суж д ал и сь на партийном соб ­ рании и сессии сельского С о ­ вета. Хочется отметить еще. что общес твенность постоянно про ­ я в л я е т з а б о т у о том, чтобы в свободное время школьники могли з ан я т ь с я полезными и интересными делами . спортом, художественной с а м о д е я т е л ь ­ ностью. Н аш педагогический к о л л е к ­ тив вы р а б о т а л единство дей ст ­ вий в воспитании и обучении. Думаю , что очередной учебный год будет отмечен новыми достижениями в коммунистическом воспитании, в подготовке школьной молодежи к жизни. общественно - полезному труду. А. ГЛАМАЗДИН, директор Ос танинской восьмилетней школы, з а с л у ж е н ­ ный учитель республики. В сё отдано детям У Ч И Т Е Л Ь И К О М М У Н И С Т Я хочу р а с с к а з а т ь о с т а ­ рейшей учительнице Северной средней школы Лапиной Л у к е р ь е Лукьяновне . Она родилась ,и жи л а в. Горноалтайской или к а к она тогда н а зы в а л а с ь Айротской автономной о бласти . Отца они лишились рано, еще в 1935 году. После него о с т а ­ лось трое детей. Д е т с т в о v Л у к е р ь и Л у к ь ян о в ны было т я ж е л о е , — время т о гд а т а ­ кое было. После семилетки решила учиться д а л ьш е в Г орноалтайске , где окончила среднюю школу и оста лась в ней р а б о т а т ь учителем. В скоре н а ч а л а с ь Великая Оте чес тв енна я война. В то тр у д но е д л я страны время шк ола не п е р е с т а в а л а р а б о ­ та ть . Учителя вмес те с р е ­ б я т а м и ремонтировали ее. Мужчин не было, т а к что д а ­ ж е самую т я ж к у ю работу приходилось, выполнять с а ­ мим. «Пришлют нам какого- н иб у д ь ста рич ка - мастера, — г о в о р и т Л у к е р ь я Л у к ь я н о в ­ на. — вот он и командует нами , и д а е т в с я к ую н ауку по плотницкому д а сл е с а р н о ­ му делу. Я н а у ч ил а с ь в л а ­ д е ть то пором не х у ж е любого мужчины ...». К р о м е того, приходилось п омогать к о л х о з у убирать зерно , а по ск о л ьк у людей не х в а т а л о — носили з ер н о на себе: младшеклассники — по пять килограмм ов, старшие р е б я т а — по п я т н а д ц а т ь или д в а д ц а т ь . Н е было дров, х о ­ дили в лес, з а г о т а в л и в а л и и о п я т ь ж е на се бе приносили их в деревню. В со р о к втором го д у Л у ­ к е р ь я Л у к ь я н о в н а чуть был о не погибла. Ей, к а к се кр е т а р ю комсомольской о р г а ­ низа ции, поручили привезти семена ячменя из комсомольского ф о н да . Вмес те с ней поехали то л ьк о двое чело ­ в ек: п ятн ад ц а т и ле т н и й м а л ь ­ чишка и инструктор район ­ ного комите та комсомола Зо я Молчалова. Н ужн о было е х а ть в р ай ­ он, а до него — 35 километров по осенним горным дорогам. Л и л сильный дождь, который вскорости перешел в снег. В о звр ащ а я с ь обратно с семенами, они подошли к речке, к о т о р а я у ж е в збух ­ ла, местами бурлила. В брод ее нельз я было перейти, а ■в обход далеко , да и доро ­ га не п озволя ла вернуться н аз ад . Почти со всех сторон были отвесные круты е с к а ­ лы. Погода п р о д о л ж а л а неистовствовать . Эту ночь они п р о ­ вели на берегу. З о я тяж е л о заб о л ел а и через три дня умерла . Когда речка немного veno-. коилась, Л у к е р ь я Л у к ь я н о в ­ на решилас ь перейти ее в брод сама, потому что быки боялись холодной воды. Она вошла в ледяную воду, конечно, было страшно, но она п р о до лж а л а вести бы ­ ков. Так она сохранила эти дорогие семена. После войны она п родол ­ ж а л а р аб о тать в своей р о д ­ ной школе, потом вышла з а ­ муж. М ужа направили в Северный район. Через год, вслед з а ним, приехала сю ­ да и Л у к е р ь я Л у кь ян о вна с трем я детьми. С 1957 года по 1973 она пр еп о да ва л а в Северной средней школе. Тридцать четыре года — так ов ее п е д а ­ гогический стаж . Р а б о т а л а она хорошо, и к огда уходила на пенсию — рас с т а в ан и е со школой, с р е ­ б я там и было трудным. Ведь по сути дела вся жизнь посвящена им. Д л я Л . Л. Л а ­ пиной воспитание детей — это цель, и смысл жизни. Лиля ПЕТРОВА, член комите та комсомола школы. Григорий Архипович Нилов родился в 1921 году. Д етство у него было т яж ел о е . М ал ен ь ­ кий Гриша уж е с семи лет стал помогать старшим, узнал , что так о е н у ж д а , голод, нищета. Учиться Гриша Нилов н а ­ чал тольк о в 11 лет , а родись он на пять — десять лет р ан ь ­ ше то, наверное, грамоты не з н ал бы вообще. Гриша очень хотел учиться. Он полюбил географию, л ит ературу , но о с о ­ бенно ему нравилась и стория. Только успел Григорий о к о н ­ чить 9 клас сов, к а к н ачалась Великая Оте чес тв енная война. Фашисты вероломно напали на пашу Родину. С первых же дней войны Григорий Нилов уходит воевать . п о п а д а е т на Волховский фронт. Три года он был неуязвим д ля пуль и снарядов. Но вот в 1944 году получил очень т я ж е л у ю к он ту ­ зию. Д о лго лежал, в гоститале, а когда вылечился. — война уж е подходила к концу. Через год после окончания войны Григорий Архипович стал р а б о т а т ь учителем в Северной средней школе. П р е п о д а в а л историю, которой та к увлекался будучи школьником. С тех пор прошло много времени, и м н о ­ ж е ство детей обучил он истории. Не только знания п р еп о д а ­ вал Григорий Архипович школьникам, но и весь свой богатый жи зн енный опыт. П оэ тому не з а б ы в а ю т его бывшие ученики. Со всех концов страны п р и х од я т к нему письма со словами б ла года рнос ти . От имени всех сегодняшних учеников Северной средней школы хочу п о бл аго д ар и ть с т а ­ рейшего учителя . участн ика Великой Отечественной войны, коммуниста Григория Архиповича Нилова з а то. что столько сил и энергии о т д а л он своим воспитанникам . Ваня КОВАЛЕВ. 4 учащийся Северной I* средней школы. Москва. Первоклассники 117-й школы Света Тилина, Катя Евтушенко и Толя Селенов со своей учительницей Натальей Ивановной Городилиной. Фото О. Булдакова (Фотохроника ТАСС) В ДОБРЫЙ ПУТЬ, МОЛОДОЙ П Е Д А Г О Г ! Вот у ж е целый месяц зв енят школьные звонки: идут з а н я ­ тия. И столько ж е дней в к л а с ­ сы п риходят учителя . Везде приходят. В Северном и Коб,- Кордоне, в Фед оровке и в Больших Куликах, в Веселой и Ичкале... — Садите сь , -— говорят они детям . — Начнем урок. С его д ­ ня мы изучим тему... — И нач инается р а б о т а . Обычн ая уч и ­ тель ска я р а б о т а , в которой ученики и слушатели, и помощники. и судьи, и свидетели. Ш естнадцать молодых учителей пришло нынче в школы района. Бо льшинство из них окончили Новосибирский п ед ­ институт, получили назначение г восьмилетние и средние школы. В Остяцкую восьмилетку пришли Н а д е ж д а П а вловна П о т а ­ пова и П а в е л Николаевич На- приенко. М а т е м а т и к и п р еп о д а ­ в атель т р у д а и Фи з к у л ь т у р ы. Учительницей начальных к л а с ­ сов Верх - Красноярской с р е д ­ ней школы с т а л а Т а т ь ян а И в а ­ новна Мен ько ва, в Среднеичин- ской восьмилетней школе п р е ­ по да ет историю и географию новосибирец Игорь В ладимиро ­ вич Бронников, а в Г р а ж д а н - цевской школе в едет русский язык и л ит е р а ту р у Р а и с а В л а ­ димировна Осипова. И т а к — все новички, все только нач инающие свой путь на п едагоги ­ ческом поприще. Но рабочие будни еще не заслонили собой торж е ство а в ­ густовской встречи с учителями- вет еранамн. К ак же это было? Прос торный кабинет первого се крета ря р айком а партии В а ­ лентины Тимофеевны Боровской. Бывший педагог, она са ма з н а ­ ет, что за чувства овладев аю т человеком в подобные минуты. Волнение в озникает само по себе, без спроса, без р а зр еш е ­ ния. И т рудно сосредоточиться, т рудно собрать ся с мыслями. А партийный руководитель говорит о районе, о его з а м е ч а ­ тельных т руж ени ка х : з ем ле де л ь ­ цах и животноводах , детей к о ­ торых теперь они будут учить. Говорит о перспективах п р о ­ мышленного и Ъельскохозяиет- венного разви тия , о социальных изменениях, к о т о р ы е произойдут в район е в ближайшее время. Очень хорошо. — слышат молодые учителя голос В ал ен ти ­ ны Тимофеевны. — что большинство из вас родились и выросли здесь, v нас. в С ев ер ­ ном районе. Выпускники наших школ, вы будете пр о до лж а ть традиции. кото рыми жили в годы своего ученичества. И к а ж д ы й сидящий в к а б и ­ нете педагог вспомнил, как п р о ­ водились пионерские слеты, к а к шумно было на комсомольских собраниях , к а к болела спина после трудового десанта на колхозное поле, как веселились на школьных вечерах и КВНах . П одн ялась одна из с т а р ей ­ ших .учителей района, ныне в о спитатель интерната при Ново- Троицкой средней школе М ари я Емельяновна К о ва л ев а . — Я родилас ь в Ново - Тр о ­ ицке, училась там в школе, о т ­ туда и в Куйбышевское нед-,. училище пошла. Окончила, п ри ­ шла на зас едание комиссии по распределению. Н а х ва ли в аю т мне Северный район. Д еск ать , там и то хорошо, и второе, и третье. «Я, — говорю, — са ма все х орошо знаю: родом оттуда». Заведующим районо в ту д а л е ­ кую пору Шакинко был. Он ч направил меня в Ново - Троицк. С трашновато было: ведь там меня всякий мальчишка зн ал, а не то что взрослый. По д е ­ ревне слух пошел: «Манька учитеЛКой ста ла , наших п а ц а ­ нов учить будет». А надо, ч т о ­ бы нас не Маиьками звали . а но имени да отчеству. А это. со временем приходит. с а в т о ­ ритетом. Он же, авторитет, т р у ­ дом достается. Не з амык айтесь в себе, д ев ча та , идите смелей, в народ, будьте с ним в о а д о с - ти и в горе — вот и почет будет, и ув ажение. Н е забылись слова и И в ан а Никифоровича Пнпчукова. Р а з ­ меренно так , взвешивая к а ж ­ дую фразу он советов ал м о л о ­ дым: Если вы хотите оставить с л е д ' в ребячей душе, в ваших учениках, ■— они должны в е ­ рить в вас. Б у д ь т е хо зяе вам и своего слова: обещали — пусть камни с неба сыплютс я. а его с д е р ж а т ь вы обязаны. И к а к мож но меньше жалуйтесь: прой ­ дет время, и все трудности вам п о к аж у тся не такими у ж с у ­ щественными. Конечно, это очень приятно, к огда все такие д о б р о ж е л а ­ тельные, когда чувствуешь, что к а ж д о е слово, обращенное к тебе, идет от души, от с е р д ­ ца. И тогда самому хочется о т ­ ветить тем же . И это с д е л а л а з а всех Л а р и с а Анатольевна Петухова — молодой п р еп о д а ­ в атель русского языка и ли т е ­ ратуры. — Мы будем работать ч ест ­ но. — закончила она отв етное слово. И это прозвучало к л я т ­ вой на верность школе, на вер- ноеть учительству. А. ШАРАПИНСКИИ. В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ Лишь первых познаний блеснет тебе свет, Узнаешь — предела познаниям нет. ФИРДУОСИ. Нет оружия более сильного, чем знания. А. М. ГОРЬКИЙ.

« З А Д Е Л О Л Е Н И Н А » 3 1 октября 1983 года ф Ав 118 ( 5 5 5 S ) jiHiHiiMiiiiiiiiiiiniiiHmHe Г О Р Д О С Т Ь С О В Е Т С К О Г О У В Л Е Ч Е Не р а з на районном смотре- конкурсе детской х у д о ж е с т в е н ­ ной сам од еяте льн ости северян покорял грамотным, эмоцио ­ нальным исполнением песен хор Биазинской средней школы. По праву з а н и м а е т он п р и з о в ь т м е с т И если выйдут на сцену бад1$гЛ|ы этой ж е школы, то в их игре чувс твуе тся х орош а я п од ­ готовленнос ть . д а ж е мастерство. А вы с окая оценка жюри прин а д л е ж и т не тольк о ребятам, исполняющим сложные м у зы к а л ь ­ ные произведения. но и учителю пения Владимиру И в ан о в и ­ чу И в анову . В молодости не мечтал он о .профессии учите ля . Увлечен был музы кой, на слух подбивал и н аи гры в а л на баян е простые ^мелодии, потом з акончил к у л ь ­ турно - просветительное училище. А к огда вошел впервые в клас с, чтобы научить детей поним ать и любить песню, увидел л е с ^ ш любопытных веселых и грустных детских гл аз , то п о ­ нял, что его место здесь. Увлеченно р а б о т а е т Владимир Иванович. Ведь совсем неп росто р а з в и т ь в ребенке м у зы к а л ь ­ ные способности, ПОВЫСИТЬ '"'0 тв орческую ак тивность во время зан я ти й . И г л а в н а я зас л у га в этом — терпение и помощь учителя . Владимир Иванович умеет о р г ан и зо в а т ь уро к так . что .сорок пять минут п роле таю т т л- з ам етно : р еб ята ж и в у т в мире чудесных звуков . Они не только получаю т основы общего м у зы ­ кального о б р а з о в ан и я , но и стан н о с т ь новятся добрее, внима тельнее друг к другу. И это неудивительно. Перед ними пример учите ля . З а т р и ­ н а д ц а т ь лет работы в школе В. И. Иванов ни р а з у не о с т а ­ новил р асшалившегося ученика окриком. Всегда у р а в н о в еш ен ­ ный в обращении с учащимися , он их незаменимый советчик и помощник во всех мальчишеских делах. Н а ур о к а х груда, кото ­ рые он вел, мастерили р ебята различные поделки. А если потребуется к п разднику красочно оформить стенга зету , то тут Владимир Иван ович — первый помощник. Главное, чем пр итя гив ае т к себе учитель — это его увлеченность любимым делом. В л а д и ­ мир Иванович идет на у р о к не просто, чтобы д а т ь детям определенные знания , он ж и в е т их миром. понима ет ребячьи сердца. потому и т ян у тся они к нему. что способствует м у зы к а л ь ­ но - эстети ческому воспитанию ребят. Р а б о т а я с учащимися , педагог постоянно повышает уровень з н а ­ ний, иначе нев озможно , т а к д и к ­ тует темп современной жизни. Несколько лет н а з а д Владимир Ив анович поступил в Н о во си ­ бирский педагогический институт, *и теперь он с т у д е н т - з а о ч ­ ник Физического Ф ак ульте та, з а ­ канчи ва ет четвертый курс. Учеба отнимает много вр ем е ­ ни, но В. И. И в ан о в принимае т активное участие в общественной жизни. О. СЕМЕНОВА. 12 лет работает с младшими классами учительница Верх - Красноярской средней школы Александра Федоровна Соловьева. Она дает своим октябрятам не только хорошие и глубокие знания предмета, но и развивает у них любознательность, учит любить природу и уважать труд, знакомит их с правилами поведения в школе и в общественных местах. Классная комната, в которой занимаются ребята Александры Федоровны, всегда красиво и аккуратно оформлена. Побывав в ней можно без объяснения понять, какими делами заняты октябрята, как проводят они учебное и свободное время. На снимке: А. Ф. Соловьева в кругу своих воспитанников. Текст и фото В. Васильева. П о - п р е ж н е м у в ш к о л у в л ю б л ё н . . . • Нелегкую эту дорогу он выбрал из сотен дорог. Смущенный, волнуясь немного, Пришел он на первый урок. Не все было ровно и гладко. Но он полюбил навсегда и робкие строчки на школьных тетрадках, и трудные эти года... Под осень в грядущие дали. Непрошенных слез не тая. Как птицы из гнезд, вылетали Его молодые друзья. К о г д ^ ж фронтовые метели Огнем подожгли горизонт Наш скромный учитель в солдатской шинели ушел добровольцем на фронт С войны он вернулся контужен. По - прежнему в школу влюблен... Все так же стучится в окошко , Под вечер к учителю клен. Настольный огонь освещает Нетающий снег седины. И письма питомцев учитель читает. Как летопись нашей страны. В. СВИРИДОВ. * ЦИФРЫ И ФАКТЫ Е ж е г о д н о ряды учительства пополняю т около 100 тыс. в ы ­ пускников пединститутов и у н и ­ верситетов и более 80 тыс. пи ­ томцев педучилищ. Б о л ьш и нс т ­ во из них ныне н а п р а в л я е т с я в село. С ельское учительство активно у ч аств у ет в реа ли з аци и П р о д о ­ вольственной программы: с о в е р ­ шенствуется деяте л ьн о сть у ч е ­ нических производственных б р и ­ г а д и- других т р у д о вы х о б ъ е д и ­ нений учащихся , настойчиво в о с ­ п и ты в а е т с я любовь к земле , н а ­ выки работы на ней. П О Д О Л Г У И П Р И З В А Н И Ю В эти предпраздничны е дни все ч аще и чаще л о ж а т с я на ред ак ционный стол письма .с рас с к а з ам и об учителях, с теп ­ лыми и душевными п о ж е л а н и я ­ ми в их адрес. «От сл ова «учитель» веет теплото й и мудростью. — так н ач ал свое письмо Виктор Ма- маков, ученик Северной с р е д ­ ней школы. — К учителю м о ж ­ но пойти с любым ВОПРОСОМ и на все получить ответ, ясный и понятный». И д ал ьш е м а ль ­ чик р а с с к а з а л о ста рейшем учителе нашего рай она Кирилле Васильевиче Пудове. Р о ди л ся он в 1926 году в деревне М а ­ к а рово . Кыштовского района. А с 1943 года Кирилл Васильевич н ачал р а б о т а т ь в школе. Учительское крещение, т а к с к аз ать , прошел в Бергульской семиле т ­ ней школе. П р е п о д а в а л м а т е м а ­ тику. З а т ем была д ей ств ите л ь ­ ная с л у ж б а в Армии. а после демобилизации К. В. П уд ов вновь в о з в р ащ а е т с я на учитель ­ скую работу . Несколько лет он учительствовал в Остянке. п о ­ том был директором Северной вечерней школы, а последние годы преп одает историю в С е ­ верной средней. С 1946 года Кирилл Васильевич носит з в а ­ ние коммунист а, выполняет о т ­ ветственные общес твенные п о р у ­ чения. В этом году исполняется сорок лет его п р е п о д а в а т е л ь с ­ кой деятельности». А это письмо нап ис ал Ж е н я Алексеев. Он п ове да л о своем дедушке Д а в ы д е Григорьевиче Бурмистрове. Больш е со рок а лет насчитывает его педагогический стаж . «...Мой дедушка очень д о б ­ рый и отзывчивый, он много зн а е т и умеет. любит м а с т е ­ рить. Многое пережил и интересно обо всем рас с к а зы в а е т . . .» Д а , нелегкие годы выпали на долю Д а в ы д а Григорьевича . Р о д и л с я он в 1910 году. п о ­ этому его п ам я т ь сохрани ла все революционные п р е о б р а зо в ан и я в России. Трудно п р иж и в а л о с ь новое. Много было голодных и холодных зим. но б л а г о д а р я революции Д а в ы д Г ригооьевич ПОЛУЧИЛ возможн ость учиться . Когда ему было 18 л е т , с больной матерью и младшей сестренкой он приехал из П о ­ в о л ж ь я в Сибирь. Но и здесь ничего р ад о стн о го его не о ж и ­ дало . Он наним ался в р а б о т н и ­ ки, кормил семью. В Ь Ш году его пригласили р а б о т а т ь с е к ­ р етарем Сургутовс кого сельского Совета, а год спустя в к р у ж к е л ик бе за он с та л учить грамот е взрослых. 7V потом многие годы Д а в ы д Григорьевич был д и р е к ­ тором Ф едоровской восьмилет- пей школы. Сейчас он на з а с ­ луженном отдыхе». Интересно с л о ж и л а с ь оудьба и ст арейшей учительницы Т а м а ­ ры Михайловны Лишневской. Интересно в том смысле. что она не п р е д с т а в л я е т д л я себя другой профессии. которую до сегодняшнего дня считает с а ­ мой главной на земле. Р о д и л а с ь и выросла она в городе Перми, успешно з а к о н ­ чила среднюю школу. а затем Томский учительский институт. Год н а ч а л а войны с т а л годом ее трудовой деятельности. Было очень трудно. Зан и м а л и с ь в холодных к л а с с а х , не х в а т а л о учебников, тетр а дей , чернил. Д етиш ки были голодными , пло ­ хо одетыми. Н о это не сломило дух молодой учительницы - ком ­ сомолки. Вместе е учениками старших к л ас со в она з а г о т а в ­ л и в а л а д р о в а . Осенью. чаше ночью, р а б о т а л и в к олхозе . А днем снова шли в ш ко лу. За годы войны Т ам а р а М и х ай ло в ­ на н ау ч ил ас ь многому: ж а т ь и в я з а т ь снопы, пилить д рова . 31 год п р о р а б о т а л а она учителем истории и 28 лет из них — в Северной ср едней школе. Она н а г р а ж д е н а медалью з а д о б ­ лестный ТРУД. Обо всем этом мы у зн ал и из письма ученицы 9 «б» к л ас са На сти Игнатьевой. В н а р о д е почитаемы любые профессии, но пож ал у й большей популярности, чем т а . что п ри ­ з н а е т с я з а профессией учителя , оты с к а т ь трудно. К о гда учитель р яд о м с нами, мы восп ринимаем это к а к д о л ж ­ ное, и т о л ьк о при рас став ан и и со всей ясностью начинаем п о ­ нимать цену того, что имели. Многим ж и тел я м нашего села хорошо знаком о имя Н и к о л а я Меркурьевича Юдина . В 1937 году он окончил БиазинеКую семилетку, а з атем — п едагоги ческое училище. Николай Меокурь- евич — участник Великой О т е ­ чественной войны. С л у ж и л на флоте. Уже после д ем о б и л и з а ­ ции окончил партийную школу п р а б о та л в ап п а р а т е р айком а партии. Но через несколько лет вернулся на учительскую р а б о ­ ту. 10 лет Николай Меокурье - вич был директором Болынеку - лпков ской школы, потом преподавателем Северной средней. В последние годы он р а б о т а л директором вечерней школы. Ни колай Меркурьевич яв л я е тся бессменным лекто р ом - м е ж д у ­ народником рай он ного общества «Знание». С большой теплотой Оксана Иващенко р а с с к а з а л а о своей первой учительнице Е л и з а в е т е Семеновне Копытовой, ко то р а я о т д а л а школе свои лучшие 42 года. З а тр у д она н а г р а ж д е н а медалями и значком «Отличник просвещения». Е л и з а в е т а С еменовна гордится своими учениками, многие из них стали в р а ­ чами, инжен ер ам и, учите лями. «Вот и нам посчастливилось быть ее учениками, — в сп ом и нает Окса,на. — Е л и з а в е т а С еменовна сумела с ' первого клас са з а в о е в а т ь н аш у искреннюю р е ­ бячью любовь и привяз анность, это она повела нас по дорог е ши ». ак вы у ж е заметили , письма тт р а с ск а зы в аю т об учите- педагогический с т а ж кото - со с та в л я е т сорок и более К ним относятс я Там ап а ьминична Ш у ш а к о в а На- >я И в ан о вна Б у г а е в а . АнФи- Филипповна Могутова, Ма- А ф ана сь евна Г е р а сим о в с к ая женщины р аб о т а л и учите- и в самые тр у д ны е военные , 1. Это были люди, которы е ш на село свет. к у л ь т у р у - эсть общения. Они не скло- 1 голову перед т р у д н о с т и - Выстояли и помогли высто- другим. Г. СУНЯЙКИНА. НАГРАДА — ЗА ТРУД Л ю д м и л а Б о р и с о в н а Корюки- иа р а б о т а е т в К о б . -К о р д о й о в с - кой школе с 1972 года. Т е о р е т и ­ ческую п о д го т о в к у п р о х о д и л а одновременно с практикой : у ч и ­ лась з аочно на и с т о р и к о - п е д а г о ­ гическом ф а к у л ь т е т е в институте . Отличают Л . Б. Корюкину т р у . ' долюбие и доброс ове стн ость , п о ­ этому и п р о х о дя т сорок пять м и ­ нут живо, интересно. В мир прошлых столетий уводит учительница своих питомцев. Вмес те с народными г ероями у ч а с тв ую т они в освободительной борьбе от гнета и порабощения , в о с с т а н а в ­ л и в а ю т р азруш енное з а в о е в а т е ­ лями. Восприятию м а т е р и а л а с п о ­ собствует и оформление к а б и ­ нета истории, ко то рое выполнено чо з ам ы с л у Лю дм илы Борисовны. П о з н ан и я р е б я т об истории своей страны не з а к ан ч и в аю т с я уроками . Они п р о д о л ж а ю т с я в большой кр а ев ед че ск о й раб о те , проводимой под руко во д ством Л . Б . Корюкиной. В шк оле г о т о ­ вятся вечера истории, где р е б я ­ та получаю т много новых и н т е ­ ресных знаний. Н а д о л г о з а п о ­ минаются учащимся и т у р и с т и ­ ческие поездки по ленинским местам. На урока х му'жества. на в с т р е ­ чах с передовиками п р о и зв о д с т в а и в етер анам и войны, к о то ры е н е ­ ут омимо, с эн т у з и а з м о м о р г а н и ­ з у ет и проводит Л ю дм и л а Б о р и ­ совна, дети воочию у ч а т с я ц е ­ нить и любить н аш у ро дную з е м ­ лю, беречь ее о т в р а го в и у к р а ­ ш а т ь своим тру д ом . П р о и з в о д с т ­ в енная б р и г а д а Коб. - Кордонов - ской школы — одна из лучших в районе. В посл едние годы Л ю дм и л а Бо р и с о в н а — д ир е к то р школы. А это — дополнительны е о б я з а н ­ ности. Но ее ча с т о мож но у в и ­ д еть среди раб о ч их лесп р ом х о з а , чодителей. Она чита ет лекции на разли чны е темы. Д е п у т а т с е л ь с ­ кого С ове та , член о бщ ес тв а « З н а ­ ние», Л. Б. Корюкина з а свой доброс овестный т р у д н а г р а ж тепа Почетной грамот ой Министер- " т в а просвещения Р СФ С Р . О. САМУШКИНА.

RkJQdWJsaXNoZXIy