За дело Ленина, 1983, № 112

I «ЗА ДЕЛО ЛЕНИНА» • miiiiiiiiiimimiihiihiiihhuuw ; № 112 (5552) ф 20 сентября 1983 года В ДЕЛОВОЙ ОБСТАНОВКЕ Отчеты и выборы в комсомоле В нынешнем году отчеты и выборы в комсомоле прохо­ дят в преддверии юбилей­ ной даты — 65 . летия Ле­ нинского комсомола. В свя­ зи с этим отчеты комитетов комсомола, секретарей пер­ вичных организаций являют­ ся своего рода рапортами о проделанной работе. Хочется отметить, что от­ четно - выборные собрания проходят в деловой обста­ новке, высказываются ценные предложения и критические замечания. Они уже прошли в комсомольских организаци­ ях финансово - банковской системы, быткомбнната, меж- колхозлесхоза. На хорошем счету комсо­ мольская организация детс­ кого сада: немногочисленная, по очень сплоченная. Не случайно здесь все меро­ приятия проходят организо­ ванно, в дружеской обста­ новке. Комсомольцы прини­ мают активное участие во всех районных мероприяти­ ях, регулярно организуют субботники. На собраниях они рассматривают актуаль­ ные вопросы, поддерживают инициативы райкома комсо­ мола. Так, например, в мае здесь прошло собращзе с повесткой дня: «Благоустрой­ ству села — комсомольскую Программой воспитания в детском саду прежде всего предусмотрено формирование у детей правильных представ­ лений и понятий о жизни и деятельности людей, уваже­ ние к труду взрослых. Дети должны понимать смысл труда в нашем обществе. Су- хомлинский писал: «Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, по­ тому что без труда во всей его сложности и многогран­ ности человека нельзя воспи­ тывать». Каждый воспитатель, рабо­ тающий в сельской местнос­ ти, стремится научить детей уважать нелегкий труд хле­ боробов. При знакомстве до­ школьников с трудом хлебо­ робов особенно важно посте­ пенное, систематическое рас­ ширение детских представле­ ний о поле, о хлебе, о лю­ дях труда. Дети очень любознательны. Наблюдая за работой ком­ байнеров, доярок, они зада­ ют множество вопросов. На хлебном поле дети по­ бывали несколько раз, при­ чем в разное время года: весной, летом и в начале осени. Так, осенью воспита­ тель Г. И, Маляревич сво­ дила всех детей на поле, где убирали хлеб. Там они под­ бирали колоски. бегали по скошенному полю и замети­ ли, что скошенное поле очень колет ноги. Все дети с вос­ хищением наблюдали как по полю идет комбайн и из его бункера сыплется желтое зерно в кузов автомобиля. заботу», на котором было решено следить за порядком на приусадебном участке детского сада и раз в два месяца проводить субботни­ ки. Комсомольцы заработали на них и перечислили в фонд солидарности двадцать руб­ лей. Надо сказать, что секре­ тарь комсомольской органи­ зации деткого сада Галина Кулакова проводила боль­ шую работу. Она сумела увлечь своих комсомольцев. Все это время она относи­ лась' к своему поручению с большой ответственностью, с душой. За хорошую рабо­ ту она награждена Почетной грамотой райкома комсомо­ ла. Было о чем отчитываться на собрании и секретарю комсомольской организации финансово - банковских уч­ реждений Раисе Смелов^!. У них за отчетный период прошло семь комсомольских собраний. Все члены этой организации были участника­ ми Ленинского зачета. По их инициативе организации райцентра оказали посильную помощь ребятам Биазинской школы - интерната. На хо­ рошем уровне проходили в этой комсомольской органи­ зации занятия политической учебы. В. — заведующая Бергульским Ребята попробовали его на вкус и заметили, что зерно в ладонях пахнет хлебом. Здесь же на поле провели беседу о том, какой длин­ ный путь проходит зерно, что­ бы попасть на стол в виде хлеба. Дети внимательно слушали объяснения воспита­ теля, видели, как ловко уп­ равляют своими машинами трактористы и комбайнеры. После этого они ходили на зерноток. Ребяха смогли по­ наблюдать за работой пог­ рузчика, потрогать золотис- ные, твердые зерна пшени­ цы. Им рассказали сколько труда нужно затратить, прежде чем хлеб, булочка попадет к нам на стол. Возле детского сада нахо­ дится приусадебный участок. На нем посажены бобы, лук, чеснок, морковь, свекла, по­ мидоры и капуста. Посев се­ мян воспитатель проводит вместе с детьми, знакомит их с семенами, какой они фор­ мы, цвета. Старшим детям разрешается садить мелкие семена, более крупные садят малыши. Затем дети наблю­ дают за их ростом. На про­ тяжении всего года приуча­ ем детей помогать старшим в уборке овощей, в сборе семян, в прополке грядок и поливке. Во время целевых прогулок мы объясняем де­ тям смысл работы на ого­ роде, обращаем внимание на значимость этого труда. Знакомим мы детей и с трудом животноводов. Ходи­ ли с ними на животновод­ ческую ферму, где наблюда- На отчетном собрании каж­ дый комсомолец отчитался за порученный участок, по­ делился своими мнениями. Лучшие из них были отме­ чены. В частности, грамотой райкома комсомола награж­ дена секретарь комсомольс­ кой организации финансово­ банковских учреждений Раи­ са Смелова. Вновь избранным секрета­ рям комсомольских органи­ заций детсада и финансово­ банковских учреждений На­ дежде Захаровой и Надеж­ де Ясенковой нужно исполь­ зовать опыт своих предшест­ венниц и продолжить сло­ жившиеся традиции. Очень бурно прошло соб­ рание в комсомольской орга­ низации быткомбнната, в хо­ де которого были вскрыты причины недостаточной рабо­ ты комсомольской организа­ ции. Много говорилось о производственных делах. Вы­ яснилось, что до сих пор не оборудованы, как поло­ жено, некоторые рабочие места, в частности, телемас­ терская. Об этом уже неод­ нократно говорили руководи­ телям, но до сих пор никаких изменений нет. Когда речь зашла о суб­ ботниках, то услышали сле­ дующее: «Мы все откликну­ лись на предложение провес- детским садом ли за работой доярок. До­ ярки приветливо встречали ребят, рассказывали, как на­ до кормить корову, чтобы она давала много молока. Так, мама Максима Афанасьева по­ казала детям как подклю­ чают доильный аппарат и как молоко поступает в би­ доны. Детям показали тех­ нику, которая помогает об­ служивать животных: автопо­ илки, транспортеры, автодо- нльные аппараты. Труд доярок тесно связан с трудом телятниц. Профес­ сия интересна тем, что в процессе ознакомления с ней можно наглядно показать отношение человека к своему труду, сформировать v детей представление о том, что зна­ чит хорошо работать. Ребят мы водили к телятнице Ан­ не Яковлевне Циркнной. Она показала маленьких телят. После всего дети выступили с концертной программой пе­ ред работниками фермы. Впечатления, полученные на экскурсиях, закреплялись, до­ полнялись, систематизирова­ лись на занятиях в детском саду. В течение года мы знако­ мим детей с разными видами сельскохозяйственного труда. Ранней весной дети наблю­ дали за работой трактора и посевных агрегатов, зимой мы провели несколько экскурсий в ремонтную мастерскую, где подготавливают сельскохозяй­ ственные машины к весенне- полевым работам. Ребята уз­ нали, что после уборки уро­ жая машины сразу отправ- ти благоустройство своей территории и провели его, но к сожалению, кучи мусора так и остались лежать, так кФк машина, обешенная ди­ ректором товарищем Юди­ ным, не пришла ни в тот день, ни на следующий, ни через неделю. В результате этот мусор вновь растащи­ ли». Обсудив все достоинства и недостатки, комсомольцы решили: считать главной за­ дачей комсомольской органи­ зации — воспитание мо­ лодежи на своем личном при­ мере в труде, поведением в общественных местах. Не до­ пускать нарушений трудовой дисциплины, не быть рав­ нодушными к бракоделам, расточителям. Так что новому составу бюро комсомольской органи­ зации быткомбнната есть над чем подумать и порабо­ тать. Подведя итог, хочется вы­ разить уверенность, что ком­ сомольцы района достойно встретят годовщину Ленинс­ кого комсомола. И. ДЬЯКОВА, заведующая организаци­ онным отделом райкома комсомола. ляются на ремонт. Здесь^ они познакомились с работой то­ каря, слесаря, сварщика. Мы стараемся поддержи­ вать у детей интерес к сель­ скохозяйственному труду. В беседах с ними используем художественную литературу, например, «Лисичкин хлеб» Пришвина, «Хлеб» Глинской, «Хлеб» Винокурова, « Р уки человека» из книги «Рожь поет» и другие. Проводили беседы по серии картин «Как хлеб на стол пришел». На занятиях воспитатели рас­ сказали о том, как заботят­ ся партия и правительство о тружениках села, что Ро­ дина славит людей за их трудовые подвиги, награжда­ ет орденами и медалями. Часто воспитатели с детьми ходили на прогулки по ули­ цам села, наблюдали рабо­ ту бульдозеристов. Все. что дети видели на экскурсиях, отражалось в рисунках, в рассказах, в пожетно - ро­ левых играх. Например, на занятиях по родному язы­ ку дошкольники составляли рассказы на темы «На кол­ хозной ферме». «Родное по­ ле». Мальчики любят в иг­ рах выполнять рол« шофс ров, трактористов. И когда зашел разговор кем бы они хотели стать, то многие по­ желали быть трактористами, шоферами. Дети подготови­ тельной группы, особенно мальчики, без труда назы­ вают марки машин, тракто­ ров. Таким образом, ознакомле­ ние детей с сельскохозяйст­ венным трудом взрослых да­ ло возможность привить до­ школьникам определенные трудовые навыки, помогло расширить их знания .и пред­ ставление о нем. Человек и его дело Берегущие хлеб Признанием больших трудо­ вых заслуг старшего мастера зерносушения Бийского элева­ тора Алтайского края, Героя Социалистического Груда Н. Тур- ченкова стало учреждение пре­ мии советских профсоюзов его имени. За нее в этом году со­ ревнуются тысячи работников элеваторов страны. — Многому я научился v-от- ца, всю жизнь проработавшего с хлебом, — рассказывает Ни­ колай Степанович. — Но тех­ ника становится сложнее, тео­ ретических знаний не хвата­ ло. Без отрыва от производ­ ства окончил Бийский механи- ко - технологический техникум. Учусь и сейчас: читаю специ­ альную литературу, стараюсь v себя внедрить лучший опыт, на­ копленный на других элевато­ рах. Первая запись в трудовой книжке Турченкова была сде­ лана 15 мая 1941 года. Имен­ но тогда, за месяц с неболь­ шим до начала Великой Оте­ чественной войны, пришел он работать на Бийский элйватор. Потом война. С боевыми наг­ радами вернулся солдат в род­ ные места. Вскоре назначили его сменным, а еще через год — старшим мастером зерносу­ шения. Николая Степановича не на­ до убеждать, что хлеб — свя­ тыня, что нет цены хлебу. И говорит он о нем, как о су­ ществе живом: «Главное в нашей работе — не убить зер­ но». Зерносушение — сложный технологический процесс. Техни­ ка будет действовать безотказ­ но лишь в том случае, если ее вовремя и высококачественно подготовить к работе. Мелочей тут быть не может. Тонкос­ тей — тысячи. Все нужно учесть, все проверить. После ремонта Николай Степанович бывает спокойным лишь тогда, когда проверит все зерносушил­ ки под нагрузкой и окончатель­ но отладит механизмы. Конечно. успех дела опреде­ ляют люди. Мастер сам гото­ вит кадры для каждой зерно­ сушилки, проводит техминимум по технологическому процессу, устройству техники, эксплуата­ ции механизмов. Сотни пере­ довиков зерносушения, работаю­ щих на Алтае, в Волгоградской, Саратовской. Курганской облас­ тях, прошли «школу Турченко­ ва». Только на Бийском эле­ ваторе знатный мастер воспи­ тал более 30 высококвалифи­ цированных специалистов. Дна с лишним миллиона тонн зерна обработал за эти годы Турченков. Внедренные им усовершенствования позво­ лили улучшить технологию суш­ ки, повысить мощность агрега­ тов на 10—15 процентов. Об­ разцово налажен учет зерна, израсходованного топлива и элек­ троэнергии. После каждой смены бригада знает не толь­ ко о количестве просушенного хлеба, но и о затратах энерго­ ресурсов. Коллектив, возглав­ ляемый Турченковым, добился самого высокого в отрасли коэффициента использования сушильных мощностей, наивыс- шей производительности труда при наименьших затратах. В. ПАВЛОВ, корр. ТАСС .. С августовского совещания учителей Растим работников полей и ферм КУЗЬМИНА А. На окраине небольшого стан­ ционного городка Любани, в семидесяти километрах от Ле­ нинграда стоит деревянный узорчатый терем. Соорудили его Михаил Пет­ рович Петров, ветеран труда, бригадир Любанского дерево­ обрабатывающего комбината, и его сын Анатолий, слесарь вы­ сокой квалификации совхоза «Агротехника». На снимках: дом Петровых; трактор, собранный умельцами Петровыми, незаменим на сено­ косе, при обработке садового участка. Фото И. Куртова

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2