За дело Ленина, 1983, № 105

г ЯИМИМММШНШ1М111ШНтНШ<1НН1Н<ШН1ННН1111ЖШИ« « ЗА Д Е Л О Л Е Н И Н А » * » тм ти н иш |и и н н 11 мш*т № 105 (5545) ф 5 сентября 1083 года С августовского совещания учителей Воспитательная работа со школьниками летом БАГРОВА Г. Д. — ОРГАНИЗАТОР ПО ВНЕКЛАССНОЙ Организация воспитательной работы с учащимися в летний период — одна из актуальных проблем в жизни любой школы, в том числе и нашей Цель в данном случае единая: не вы­ пускать из поля зрения подо­ печных, помочь им попробовать себя в серьезных делах, почу­ вствовать вкус настоящего тру­ да, расширить кругозор и дать увидеть в туристических поезд­ ках насколько прекрасна наша Родина, позаботиться о физичес­ ком развитии ребят и о содер­ жательной и интересной жизни на оздоровительной площадке и в работе сводных разновозраст­ ных отрядов Задач, на самом деле, куда больше. Я называю лишь некоторые из них. В июле в партийной жизни нашего района прошло важное событие г*-' XIII Пленум район­ ного комитета партии. В его постановлении, в частности, го­ ворится: «Парторганизациям, хозяйственным руководителям, районо повышать престиж и авторитет учителя, заботиться о создании надлежащих усло­ вий для работы и отдыха Пол­ нее использовать возможности школы в трудовом и физическом воспитании учащихся Районо принять необходимые меры по оборудованию и содержанию ра­ боты Северной средней школы по всем направлениям учебно- воспитательного процесса как школы базовой»., А нам, вероят­ но, до базовой, то есть образцо­ вой, еще далековато по многим показателям, одним из которых является организация воспита’- тельной работы с учащимися в летний период. Нельзя сказать, что педагоги­ ческий коллектив, насчитываю­ щий 60 человек, в их числе 24 коммуниста, остался в стороне от этой важной задачи Конеч­ но, нет Планы на лето по раз" ным видам деятельности утверж­ дены на открытом партийном соб­ рании Мы чувствуем, что мо­ жем делать гораздо больше, но здесь имеются субъективные и объективные причины. Наш кол­ лектив, в основном, состоит из стажистов, а это значит, что не всегда в добрых начинаниях нас поддерживает здоровье. С годами оно становится не союз­ ником, а врагом номер один С этим хочешь не хочешь — прихо­ дится считаться Не менее серьезны, но. к сча­ стью, поправимы, причины, объек­ тивные, которые заключаются в следующем: плохая работа тех организаций села, которые по долгу своему и чести своей должны рука об руку идти со школой в вопросе всесторон­ него воспитания подрастающего поколения Это —* Дом культу­ ры и Дом пионеров, киносеть и спорткомитет, ДОСААФ и музыкальная школа. И я уже не говорю о неработающем пед- отряде базового предприятия. Отсюда и «трудные» Как нам нужен совет села по организа­ ции не только летнего отдыха учащихся, но и разумного испо­ льзования свободного времени в течение всего учебного года! Этот вопрос поднимался Се­ верной средней школой неодно­ кратно' на разных уровнях. И вот, наконец-то, в мае совет был создан Но — увы! — толь­ ко на бумаге. А жаль, ведь бы­ ли утверждены планы работы всех заинтересованных органи­ заций, но дело до конца не до" ведено. Там же стоял вопрос о цент­ ральном парке, который должен был быть приведен в порядок в июне А пятая сессия район­ ного Совета народных депутатов специальным постановлением отметила, что все восстановите­ льные работы будут выполнены до . 15 октября. А дети так на него надеялись! И еще На мой взгляд, сейчас вопросы идеологической работы в районе нельзя решать без коллектива Северной средней* школы, составляющего почти тысячу человек. Одной из основных задач в данный момент перед советской школой стоит задача совершен­ ствования трудового воспитания и трудовой подготовки учащих­ ся, соединения обучения с на­ стоящим, нужным обществу производственным трудом. Сис­ темы в данном вопросе в рай­ оне нет Нет четкого анализа возможностей школы в отдель­ ности и перспективы развития на будущее Ведь это не одно и то же — чья школа, где она расположена, — в райцентре или на территории колхоза Этот вопрос — вопрос трудового обу­ чения и профориентации — мы поднимали год назад на пленуме райкома- партии. Каким же производительным трудом в летнее время занима­ лись наши дети? Прохождение 'производствен­ ной практики — то есть финал завершения учебной программы Июнь. Девятиклассники, изу­ чающие автодело, должны бы­ ли отработать по ремонту и тех­ ническому обслуживанию авто­ мобилей в райсельхозтехнике и «Транссельхозтехнике», в автобазе райпо по 20 часов на каждого, полностью привести в порядок автоклассы и отремонтировать наглядные пособия, провести бе­ тонирование полов автогаражей и предгаражных площадок, ремонт в здании Надо было провести определенное количество заня­ тий с учащимися по практичес­ кому вождению. Вся это довольно объемная работа ложилась на плечи двух преподавателей автодела, но один из них ежегодно отзывается на работу в пионерский лагерь Результат — программа выпол­ нена наполовину. К тому же из-за отсутствия бензина вож­ дение не велось совсем. Это бе­ да нас, взрослых А как же дети? На мой вопрос члену комите­ та комсомола Жене Алексееву что ему дала практика, он от­ ветил: — Мы работали в сельхозтех­ нике на разборке, мойке и раз­ носке моторов. Это помогло нам детально изучить различные уз­ лы дизельных двигателей, так сказать, пощупать все своими руками Это, как видите, нужно Если с мальчиками вопрос хоть как-то решался, то с де* И ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЕ вочками, которые учатся кройке и шитью, не решается совсем. Швейный цех Дома быта по очень многим причинам не может организовать им никакой про" изводственной практики Девчата летом почти полностью выбели­ ли школу. Работали, как ска­ зала секретарь комитета комсо­ мола, весело и дружно. Посадили и обработали 4 гек­ тара картофеля В июле многие устроились работать на разные предприятия райцентра Сейчас нет точных данных на какую сумму выполнен объем работ, но за прошлое лето она соста­ вила 7 тысяч рублей. Второй год мы поддерживаем связь с мен^колхозлесхозом Но если в прошлом году ребята неплохо там поработали, то в этом заболел их наставник Петр Иванович Иванов, инже­ нер лесного хозяйства. Й мы ока­ зались больше никому не нуж­ ными Многое дает пионерам 4—7 классов работа на пришкольном участке. Мне хочется привести высказывание Лены Меликовой из 7 «в» класса. - С четвертого класса мы уже знаем как садить лук. огур ­ цы , картофель, правильно обра­ батывать землю В пятом — са­ дили капусту, помидоры, свеклу, закладывали опыты. В шестом — учимся вносить в почву удоб­ рения, знакомимся с особенно­ стями злаковых культур. Этф1 годы для меня и моих товари­ щей не прошли бесследно Тео­ рия, изученная на уроках!, оа новательно подкреплялась на практике, а совместные уроки биологии и труда научили нас быть хозяйками на земле, гордим­ ся тем, что у нас получается не хуже, а даже лучше, чем у наших мам. И действительно, по-хорошему завидуешь этим девочкам, когда видишь результаты их труда на выставке, которая ежегодно про­ ходит в здании нашей школы Наверняка, спустя много лет, они добрым словом вспомнят своих наставников, научивших' их главному в жизни, — хоро­ шо трудиться: В. М Арыкову, М Г. Лукомскую, О Р Семе­ нову. Работала при школе оздоро­ вительная площадка. Я могла бы с точки зрения взрослого человека проанализировать все проблемы в этом вопросе, но обращусь к мнению маленького человека — третьеклассницы Натащи Берчук: — Нам было очень интересно Интересно под музыку прово­ дить утреннюю гимнастику, раз­ учивать новые игры. песни, учиться танцевать Интересно читать книги и проводить физ­ культурные соревнования: ведь победителем обязательно вру­ чались подарки С детской биб­ лиотекой мы подготовили спек­ такль и выступили с ним в клу­ бе. Встретились с участниками Великой Отечественной войны Роговы^ и Шушаковым Конеч­ но же, занимались посильным трудом — ухаживали за комнат­ ными растениями и содержали в чистоте территорию школы Главным нашим руководителем была Нина Михайловна Панина. Все лето в селе работало 13 СЕВЕРНОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ сводных отрядов-, командирами которых были комсомольцы Ре­ бята занимались* общественно полезным трудом, ходили в -по­ ходы, проводили " Веселые стар­ ты» и смотрели кино, следили за порядком на своей улице п играли в футбол, проводили диспуты по книгам и кинофиль­ мам: отметили праздник Непту­ на и День рыбака; участвовали в викторине по правилам до­ рожного движения. Помогалй, ветеранам войны и труда Ра­ ботали на прополке школьного картофеля п помогали молодым мамам Провели соревнования по волейболу и пионерболу. Встречались с ребятами, побы­ вавшими в различных городах Советского Союза. Собирали ме­ таллический лом. Оказывали помощь библиотеке Ходили на рыбалку Буквально на днях командиры отчитались о своей работе пе­ ред комитетом комсомола И все' же На два месяца была отклю­ чена от этой работы старшая вожатая. Не оказали никакой практической помощи Дом пио­ неров и Дом культуры, спорт­ комитет и ДОСААФ Техничес­ ких кружков для мальчишек не было. По туристическим путевкам по городам Новосибирск, Брест, Вильнюс ездило 90 человек- Секретарь комитета комсомола Светлана Манушкина была на учебе комсомольских! аекрета- рей общеобразовательных школ в Москве Для школьного музея ребята привезли из Бреста зем­ лю и ржавые кусочки колючей проволоки, пролежавшие в зем­ ле более 40 лет. Из семи разделов состоит на­ ша работа с ребятами летом Что-то удается больше, что-то меньше, но осйбенно тревожным остается один вопрос: неучастие многих ребят, особенно восьми­ классников, в общественно по­ лезном труде Не хватает сове­ та села, не хватает опыта, не хватает заинтересованности v нас со стороны разных пред­ приятий. Прошел год, а обещание рай­ оно съездить поучиться v вен- геровцев, посмотреть, как обстоят дела по данному вопросу v кыш- товцев, — остались на бумаге Что это? Текучка? Инертность или не совсем серьезное отноше­ ние к давно назревшей проблеме? На страницах педагогической печати несколько раз прбмельк- нули заметки о том, что ребя­ та из городов и сел Сибири. Дальнего Востока и Крайнего Севера по специальным догово­ рам едут помогать н обработке и уборке овощей и фруктов в южные районы страны. Их там ждут Не надо заботиться ни о питании, ни о крыше над голо­ вой Они — нужны. Директора предприятий, совхозов сами обращаются в школу за помощью Мы же нужны . в райцентре буквально единицам. Как тут не позавидовать студенческим строительным отрядам! Хочется надеяться, что ни одна школа будет биться над этой проблемой Нужен добрый, хороший разговор на равных всех заинтересованных товари­ щей. Пустые хлопоты Село наше большое Про­ должает расти и дальше. И мы радуемся всему, что ук­ рашает его. Но вот ночью, особенно посторонние, вряд ли смогут заметить, что здесь находит­ ся населенный пункт Потому что на его улицах нет ни единого огонька. Я это го­ ворю к тому, что село наше не освещено Наступает осень, ночи становятся длинными и темными И в такое время вполне можно угодить Цв какую-нибудь яму или в ка­ наву и получить травму. Очень плохо ранним утром ходить на работь нашим дояркам Обращались мы по поводу освещения улиц в сельский Совет, по все пока безрезуль" татно Пустые хлопоты по­ лучаются Н ЗАХОВАЙЛО. с. Биаза Непонятное упрямство Работаю я бригадиром в Алексеевской бригаде колхоза «Память Ленина» И вот ко мне, каж к руководителю этого коллектива, постоянно обращаются сельчане с прось­ бой помочь им в ремонте телевизоров, холодильников и других электробытовых това­ ров. Привезти их на ремонт в Северное мы не можем’ из-за отсутствия транспорта. И мастера к нам не выезжают Надо сказать, что работники службы быта в этом году у нас еще не были Я решил побеспокоить руководителей районного управления быто­ вого обслуживания: звоню им время от времени уже в те­ чение двух месяцев. Но пока все %напрасно. Упрямство какое-то . А. БЕННЕР. В МИРЕ МУДРЫХ МЫСЛЕЙ Коммунизм выполняет исто­ рическую миссию избавления всех людей с*т социального неравенства, от всех форм уг­ нетения н эксплуатации, от ужасов войны и утверждает на земле Мир. Труд, Свобо­ ду, Равенство, Братство и Сча­ стье всех народов. Из Программы Коммуни­ стической партии Советского Союза « * * Надо научиться соединять вместе бурный, бьющий ве­ сенним половодьем, выходя­ щий из нсех берегов, митин­ говый демократизм трудящих­ ся масс с железной дисцип­ линой по время труда, с бес­ прекословным повиновением — воле одного лица, совет­ ского руководителя, во вре­ мя труда. В И ЛЕНИН. ТАНКИСТЫ МИХЕЕВЫ Историю братьев Михеевых знают многие, немала о них на­ писано в газетах и книгах, рас­ сказывающих о Великой Отечест­ венной войне. ...Узнав из газет, что японские самураи нарушили границу на­ шей страны, Дмитрий Федорович Михеев — житель села Вощное Ульяновской области, движимый высоким чувством патриотизма, написал маршалу Блюхеру, ко­ мандовавшему Тогда Особой Дальневосточной армией: «Отдаю своих старших сыновей под Ваше начало И пусть они вместе с нашими людьми бьют зарвав­ шихся самураев». В 1937-м году четыре старших сына из девяти Михеевых — Павел, Федор, Иван и Владимир образовали первый оемейный данковый экипаж. В годы Великой Отечественной войны в армию пошли Михаил, Семен и Петр. На личные сбе­ режения отец попросил построить для сыновей новый танк для образования второго боевого экипажа. Младшие сыновья — Александр и Виктор — влились в армейскую семью по всена­ родному призыву и тоже стали танкистами. Все Михеевы проя­ вили отвагу во многих боях с фашистскими захватчиками Владимир, ставший командиром танкового полка, участвовал в К урской битве На снимке: участник Курской битвы В Д. Михеев беседует с молодыми танкистами одного из подразделений ордена Ленина Московского военного округа Фотохроника ТАСС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2