За дело Ленина, 1983, № 104

Г а з е т а о сн о в ан а 20 июля 1935 г о д а 1 СЕ НТЯ 1983 года Цена 2 ОРГАН С Е В Е Р НОГ О Р АЙКОМА КПСС И РАЙОННОГ О СОВЕТА НА Р О Д НЫХ ДЕПУТАТ ОВ НОВ ОСИБ ИР С КОЙ ОБЛАСТИ Выходит по вторникам, * четвергам и с уббот ам. Пролетарии всех стран , соединяй т е с ь! П л а к а т х у д о ж н и к а Е. В ер то гр ад о в а . И зд ате ль ство «П лак ат» . У к а ж д о г о пр азд ни к а — свои приметы, радости , тр адиции Сегодня на улицах мы встречаем первоклассников. Вот он, маленький человек, в а ж н о шагающий на первый школьный урок. В ру к а х — ' й ^ г ы , з а спиной — новенький ран ец , полный кр аси вых и з аг а до ч ных книг. А в сияющих г л а з а х — ожи д ан ие неи зве дан ­ ных впечатлений. Великое счас тье — быть спокойными з а суд ьбу своих детей — мы особо ощ ущаем этим первосентябрьским утр ом. З а н о в о осознаем значение человеческих п р ав и гарантий , прочно у т в е р ­ дившихся в нашей дей ствительности и з аписанных в Конституции GCCJP. Перед юным поколением у нас в районе распа хнулись сегодня двери пяти средних и девяти восьмилетних школ, школы-и нтерната и се ль ­ ского^ профтехучилища . Они приняли в свои классы и а у д и т о ­ рии более двух тысяч учащихся По установивш ейся традиции 1 сентября — подлинный праздник знании. Он волнует и детей , и родите лей , которые вы р а ж аю т народному учителю искреннюю б ла го да р н о с т ь . И вот истекают последние минуты то ржественной части, и в силу вступает р а с ­ писание зан я ти й . Учебное время дорого: школа д о л ж н а спешить в ногу с нашим стремительным веком Ь новом году педагогическим коллективам предстоит поодол- жи ть борьбу з а р еа ли з ацию требований , выдвинутых XXVI съ е з ­ дом КПСС и июньским (1 983 г. ) Пленумом ПК. Главное из них д альнейшее совершенствование всей о бщ еобразов ате льн ой системы, и в первую оч ередь средней школы. Д л я современного учебн о ю за в е д ен и я х а р а к т е р н о стремление вести обучение на научных основах Теперь в школах о св аи в аю тся единые перспективные планы учеоно-в оспита тельной работы . Это по зво л я ет объединить все зв енья пед агогического т р у д а в продуманную , цел ен ап рав ленную систему формирования тичности. обеспечив единство идейно-политического, т рудового и нрав ств енного воспитани я. Но, говоря об общенародной, государственной за б о т е о воспитании подра стающ его поколения, каж дый из родителей д о лж ен четко п р е д с т а в л я т ь себе и меру личной отв етственности з а то каким с т ане т в аш ребенок. Д е т и р а с т у т в семье, возл е от ц а и матери, д о бры х д е д уш е к и бабушек , старших брать ев и се стер именно а тм о сф е р а семьи больше всего формирует человека Нивой воспитания зовем мы о б р азн о процесс становления молодого г р а ж д а н и н а . А нива, все мы зн аем , требует тепла, к а ­ чественной пахоты, с т а р ан и я и, конечно}, хороших семян. Нива человеческого поля тр е б у е т все э то в еще большей мере. Потому чго сами по себе р а с т у т тольк о сорняк и. И ту т нет нужды д о к а з ы в а т ь , сколь ответственно дело учите ля , сколь горяч о Должно быть его слово и чист его к а ж д ы й шаг и поступок. Добрый путь, больших успехов вам , учащиеся и учителя , в новом учебном году! ДНЕВНИК ПОЛЕВЫХ РАБОТ У борка у р о ж а я — самый ответств енный период се ль ск о х о ­ зяйственных работ. В к о л х о з а х нашего р ай о н а п р ед сто я л о у б р а т ь зерн овых с п лощ ади 20548 г е к ­ т а р о в , из них озимой р ж и 5783 г е к т а р а . Н а 29 а в г у с т а в б о ль ­ шинстве х о з яй с т в о зим ая рожь| обмолочена , оста лось у б р а т ь 725 г ек тар о в , в 'том числе в кол х о з е имени Калинина — 294, « З а в е т ы И л ьич а» — 200, им. М. Горького — 65, «VII с ъ е з д Советов» — 166 г е к т а р о в . Хоз я й с т в а обмолотили зе рновых на 5708 г е к т а р а х или 28 процентов к убранной п лощ ади. При этом получено по 12,8 центнера с г е к ­ т а р а . Хороший у р о ж а й озимой рж и получен в к о л х о з е «П а м я т ь Л е ­ нина» — по 20 центнеров с г е к ­ т а р а , «Путь к коммунизм у» — по 17, им. Калинина — по 15,5. Низкий у р о ж а й озимой р ж и п о ­ лучен в кол х о з е «Б о р ь ба з а мир» — 6,7 центнера с г е к т а р а , им. К- М а р к с а — 8,8, « Н о в а я жи зн ь» — 9. Медленно в е д е т с я у б о р к а з е р ­ новых в к о л х о з е «V II с ъ е з д Советов», где обмо лочено 20' процентов к уборочной п лощ ади, им. М. Горьк ого — 22, «Восход» — 22, « З а в е ты И льича» — 20 процентов. С ентябрь о ж и д а е т с я д о ж д л и в ы м и при уб о р к е зерн овых н ад о исп о ль зо в а ть к а ж д ы й погожий час. Овес почти во всех х о з яй с т в а х с подгоном, поэтому другой т е х н о ­ логии уборки к а к р а з д е л ь н а я не следует примен ять. Она сохранит и солому, и зерно. Н а д о с в ал и ть весь овес в первой д е к а д е се нт я б р я и при ненастной погоде готовиться к п ер ев о р о ту в а л к о в боковыми г р а б л я м и . В озм ожн о придется о р г ан и з о в а т ь помощь населения на перевороте в ал к о в , чтобы сохранить зерно и солому, т а к к а к при прямом ком байниро- вании овса с подгоном солома сгорит, зерно на семена не вы ­ делишь д а и на ф у р а ж н ы е цели его сохранить трудно. Все х о зяй ств а выполнили план посева озимой рж и с в о е в р е ­ менно, а колхоз « Н о в а я жизнь» на 27 ав густа нед осеял до плана еще 28 гектаров. Решением РАПО было установлен о во всех х о з я й ­ ств ах посеять озимой р ж и на кормовые цели по 150 гек таров . Большинс тво х о зяй ств отнеслись к этому решению со всей о т в е т ­ ственностью, но колхозы «З а в е ты Ильича» , «Н о в ая жизнь», « Б о р ь ­ ба з а мир», «Восход» не п о с е я ­ ли д л я этой цели ни одного г е к ­ т а р а . В целом по рай ону посеяно озимой р ж и на кормовые цели 1199 г ек тар о в . К уборке силосных большинство хозяйств приступили 14 — 15 а в ­ густа . Н а 29 ав г у с т а они были уб раны с площ ади 2911 г е к т а ­ ров или 40 процентов к у б ороч ­ ной площади. Хорошими темпами в едут у б о р к у силосных к у ль тур колхозы им. К алинина, гд е у б р а ­ но 65 процентов к уборочной пло ­ щади , им. XXI I с ъ е з д а КПСС — 63, им К. М а р к с а — 50, « Н о в а я жи зн ь» — 50 процентов. Медленно вед ут у б о р к у в кол х о з е «VII съ езд Советов», гд е у б р ан о 19 процентов к уборочной п лощ ади, «З а в е ты Ильича» — 20, «П уть к коммунизму» — 30 процентов . У рожайность силосных с у б р а н ­ ной площади с о с т а в л я е т а с р е д ­ нем 198 центнеров с г е к т а р а , а колхоз им. М. Горького получил по 401 центнеру , «Путь к к о м ­ мунизму» — по 261, «Восход» — по 205 центнеров. Н и з к а я у р ож айн о сть силосных в колхозе «VII с ъ е з д Советов» — 118, «П а м я т ь Ленина» — 122, « Н о в а я жизнь» — 125 центнеров. На уборке этих культур в н а с ­ тоящ ее вр ем я необходимо м а к ­ симально и сп о л ьзо в ать комбайны, машины, т р а к т о р ны е т е л е ж к и , с тем, чтобы с о к р ати ть потери до минимума Чем больше з а т я н е т с я их у б о р к а , тем больше буде т потерь. Медленно в едется в сп аш к а зяби. Н а 29 а в г у с т а в сп а х ан о всего 2334 г е к т а р а или 13 процентов к плану. Н е приступали к этой р а ­ боте в к о л х о з е « Н аш а Ро ди н а» . Н е о р г ан и з о в а н а он а п о -н а с т о я ­ щему в колхозе « Н о в а я ж изнь» , где в сп ах ан о всего 65 г е к т а р о в «Б о р ь ба з а мир» — 70, V I I с ъ ­ е з д Советов» — 93 г е к т а р а . Неплохо о р г ан и зо в ана р а б о т а по вспашке зяби в ко л х о з е им. XX I I с ъ е з д а КПСС, гд е в сп а х ан о 334 г е к т а р а или 24 пр о цента к плану. В кол х о з е « П а м я т ь Л ен и н а » п о д ­ н ято 355, «П уть к ком м уни зм у» — 364 г е к т а р а . Многие х о з я й с т в а з а с ы п а л и с е ­ мена п ереходящ его ф о н д а о з и ­ мой р ж и . О д н ак о к олхозы «Н о ­ в а я жизнь», « Б о р ь б а з а мир», «П уть к ко ммунизму» до сих пор не з а л о ж и л и на хранение н еобходимое ко личество семян озимой ржи . К з а с ы п к е семян я р о в ы х з е р ­ новых х о з я й с т в а еще- не присту п ал и . И х о тя при ненастной погоде б у д у т большие сложности при з а с ы п к е семян , о д н а к о иметь собственные семена н еобходимо. Т а к а я во зм о ж н о с т ь во всех х о ­ з я й с т в а х имее тся. Всем руково- О т е л я м , сп ециалистам н ад о тв ер д о помнить, что з а с ы п к а семян — это з а л о г будущ его у р о ж а я Поэтому ме х ан из а то ры долж ны приложи ть , максимум усилий в уборке у р о ж а я и с о к р а ­ тить потери до минимума. А. З А Й Ц Е В , гл. агрон ом у п р а в л ен и я с е ль ­ ского х о з я й с т в а . Ж А ТВ А В Н а период уборки у р о ж а я звено полеводов Б о л ьш е к у л и ­ ковской бригады в о з гл ав ил Н. 3. Федоров. Первой поспела р о ж ь . С нее и н ачали земледельцы жатшу 1983 г о ­ д а . А сейчас н а ' с ч е т у звена 3900 центнеров намолочерного хлеба. Н е ле гко он д а л с я . Р о ж ь у р о д ил ас ь выс окосте бе льная , полегла. Пришлось комбайны водить на пониженных ск о р о ­ стях, что, ес тественно, с д е р ­ ж и в а л о темпы Но получили они по 13 центнеров з е р н а с г ек тар а . Р ж а н о е поле х о з я й с т в а р а с ­ кинулось на 485 г е к т а р а х . С ей ­ час эти массивы покрыты р о в ­ ной щетиной ж н и вь я : хлеб обмолочен, в з а к р о м а з а с ы п а ­ но 6325 центнеров з е р н а . А чтобы с д а т ь его г о с у д а р с т в у качественным, все пропустили через сушилку . В р е з у л ь т а т е в л аж н о с т ь з е р н а п онизилась д о 14 процентов . И ск оро н а ч ­ нется его в ы в о зк а на хлебо- приемное предприятие. С т а р а т е л ьн о р а б о т а е т м о л о ­ д еж н о е звено С. Р . У ш а к о в а из Н овоникольской ’ бригады Пусть в н а ч а л е в нем не все л ад ил о с ь , но опыт приходит со временем. А ж е л а н и е тру - д ить ся отлично у молодых к о м б а й н е р о в есть . После уб о р ки р ж и зв енья н ач ал и с в а л овса. Сейчас он у л о ж ен в в а л к и на 155 г е к ­ т а р а х , п о до б р ан — со 115. РА З ГА Р Е Косовицу в едет четыре к о м ­ байна. С этой куль турой возникли сл ожности Полеглось о т с у т с т ­ вует, но б о л ьш а я з а с о р е н ­ ность, т ян етс я подгон. А это зн ач ит — прямым комбайни- ров анием ж а т ь нел ьзя. Мы планируем не менее 80 п р о ­ центов овса скосить в в ал ки д ля раздельной уборки . Пшеницу т а к ж е будем к о ­ сить на св ал , х о тя она не п о р ад о в а л а у р о ж а ем . Д ействиями всего зе р н о у б о ­ рочного о т р я д а руководит а в ­ томеханик А. П. Федоров. В случае необходимости он обеспечивает техническое о б с л у ­ жив ание . Д л я этой цели с л у ­ ж и т у к о м п л е к т о в а н н а я н ео б ­ ходимым о б орудов анием и сварочным ап п ар атом машина те х о б с л уж и в ан и я . О поломке механизаторы сообщают по р а ­ диотелефонам, установленным на ком байн ах зв енье вого и связ ан ны х с ремонтной м а с ­ терской, зе рнотоком . Итоги раб оты на полях п о д ­ в о д я т с я регу л яр н о , через к а ж ­ дые пять дней. З а первые д е ­ ся ть дней уб о р ки о п л а т а к о м ­ байне рам д в о й н а я . А зв ено, з ан я в ш е е первое место в с о ­ циалистическом соревновании, получает з а п ят и дн е в к у д е ­ нежную премию. С. Т У РО В Е Ц , гл. агроном. На у б о р к е подсолн ечника Выращиванием и у боркой силосных к у л ь т у р в ко л х о з е «VII съ е з д Сове тов» з а н и м а е т с я механиз и р о в а н н о е зв ено В л а д им и р а А р ­ сентьевича К о р ж о в а . Комбайнеры П. О. Х а р лам л о ви ч , В. Н. Н о в и ­ ков и сам зв еньевой ведут с к а ­ шивание подсолнечника. А о т в о ­ з я т зеленую м а ссу к бурту шоферы Н. К- Н а во л о ц ки й , А. В. В и ­ н оград ов, П. И М осиявич и С С. Д о ленч у к . Вмес те с ними на т р а к т о р е МТЗ-5 0 д о с т а в л я е т массу к месту х р ан ен и я и В И. Мосиявич. Р а б о т а идет с л аж ен но . Е ж е д н е в ­ ная п р иб ав к а силосной массы в среднем с о с т а в л я е т 500 цен тнеров. По п лану х о з я й с т в о д о л ж н о з а г о т о в и т ь 75 ты сяч ц ен тне р о в силоса К концу а в г у с т а в бурты у л о ж е н о 17618 цен тне р о в. Н а у р о ­ ж айн о сти п о д с о л н е ч н и к а ' с к а з а ­ лось з а с уш л и во е лето , поэтому , д а ж е несм отря на хороший у х о д з а посевами, возьм ем в среднем по 100 центнеров с г е к т а р а . Н а некоторых у ч а с т к а х э т о т п о к а з а ­ тель д о с т и г а е т 150 центнеров. Б о л ь ш о е зн ачение м е х а н и з а т о ­ ры п р ид аю т ка че с т в у и ср о к ам з а г о т о в к и ценного к о рм а . Огщ с т р е м я т с я не т о л ьк о выполнять , дневную норму, но и п ер евы по л ­ н я т ь ее . Техника идет без з н а ­ чите льных поломок, что т а к ж е способствует св оеврем енном у з а ­ вершению р а б о т , В. КОСС, экономист. ч

2 «вш}инмий41<1н1нннш11ж и1жшншнни(11н1жнн(«й « ЗА Д Е Л О Л Е Н И Н А » й1мми№шжжжжш|ж;и*, № 104 (5 5 4 4) $> 1 сентября 1983 года С август овского совещания учит елей Дальнейшее совершенствование учебно-воспитательного процесса— главная задача В р е з у л ь т а т е дальнейшего со ­ в ершенствования учеб но -воспи тательного процесса в школах, дошкольных и внешкольных у ч р еж д ен и ях в 1982— 1983 учебном году улучшились все основные п о к а з а т е л и в народном о б р а ­ зо вании района. С табильно о су ­ щ е с т в л я е т с я всеобщее с р е д н е е ' об р а зо в ан и е . Пра ктически все школьники, окончившие восьмо?, кл асс, п р о д о л ж а ю т о б р а зо в ан ие в ра зл ичных средних учебных 'з а в е д е н и я х . Особенно зн ачите * льных успехов в осуществлении всеобщего среднего о б р а зо в ан и я добились ко ллек тивы Останинской, Чувашинской, Г раж д ан ц е в с к о й восьмилетних, Биазинской средней школ. Но у сп о к аив ать ся нел ьзя. Мы не добились сокращения убыли по 1—8 классам , не выполняем план направления восьмиклас сников в наше ССПТУ-21. Есть случаи , когда в той или иной школе ч ^сть восьми ­ классник ов н ео х в а ты в а е т с я всег обучем. Ш к о л а не д о лж н а усп о ­ к а и в а т ь с я , пока у нее нет т в е р ­ дой ув еренности в том , что с у д ьба ее ученика с л ож и л ас ь хорошо, что он п р о д о л ж а е т о б у ­ чение. В шк олах р ай о н а своевременно за кончили восемь классов только 95,4 процента учащихся , поступивших в свое время в первый клас с. Н е м ож е т не вы зв ать тревогу , что из го д а в го д т е ­ р яю т ученикоц 9— 10 классов коллективы СевернЛй, Б ергуль- ской средних), Бо лы ие к у л ик о в- Ской восьмилетней школ. И среди р а з н о о б р а з н ы х причин, в е д у ­ щих к у х оду из школы, — с л а ­ бые зн ан ия . Вот почему в а ж н о своевременно п о з а б о т и т ь с я о к а ж д о м , не о с т а в л я т ь без внимания ни одного отстающего или т рудного ученика, н а л ад и ть индивидуальную раб о ту с теми, кто в этом н у ж д а е т с я . В течение учебного года нельз я з а б ы в а т ь о тех, кто пришел в восьмой клас с. Оценива я итоги прошлых лет< руководителям, школ полезн о еще р а з п р о а н а ­ л и з и р о в а т ь успехи и npOMaxVi, с д е л а т ь все в о зм ож н о е , чтобы в оврем я с о р и ен ти р о в а ть своих восьмиклассников на более ра,- циональный д ля к а ж д о г о из них путь д а л ьн ейш е го о б р а з о в а н и я . С во е вр е м ен н ая и ц е л ен ап р а в л ен ­ н а я р а б о т а по профориент ации, настрой п о др о с т к а па п р о д о л ­ ж ени е о б р а з о в а н и я в конкретг ном ср еднем учебном з а в е д ен и я о п р е д е л я е т успех сохранности кон ти нгента старшеклассников.; Только кропотливое , и нд и ви д у ал ьн о е изучение к а ж д о г о ученика, умение, вникну-ть и р а з о б р а т ь с я в н а стр о ени ях его семьи помогают п р а в ил ь н о выб р ать д орогу в профессию. 13 выполнении З а к о н а о с р е д ­ нем всеобуче существ енную роль и гр ает в е ч е р н е -з а о чн а я ш к о л а . 34 процента получающих среднее о б р а з о в ан и е — выпускники школ взрослых. Хорошей успеваемости д о б и в аю т с я пед агогически е к о л ­ лективы Ч е б а к о в с к о г о у ч е б н о ­ к он суль тац и онн ого пункта (дн-; р е к т о р школы Г. В. Г о р ч а к о в а ) . Б и а з и и с к о г о (В. Г .Б о р ис о в ) , Коб. Кор до н о в ск о го (Л . Б. Ка- рю к н н а ) , Б е р гу л ь с к о го (3 . В. Г о л у б ц о в а ) . Эти УКП из года в го д вып олн яю т о б я з а т е л ь с т в а по' обучению работающ ей м о ­ л о д е ж и , д е р ж а т тесную с в я з ь ' с п р ав л ен ия м и колхозов , п а р т и й ­ ными и комсомольскими о р г а н и ­ з а ц и я м и , с сельскими Советами. Но вместе с тем еще в елик о т ­ сев у ч ащ и х с я из В е р х -К р а с н о я р ­ ского У КП (д иректор Н. А. Смык, з а в у ч Т. Г. В р а г о в а ) , Федоровского! (Н. В. А р х и п о в а ) , Б о л ь ш е к у ли к о в с к о го (К. А. Ак- с е н т ь е в а ) и О с тяц к о го УКП (Т. Н. К рю ш ки н а ). В большин ­ ств е учебно-консультационных' пунк тов н и зк а посещаемость , уров ен ь знаний многих вечерни ­ ков и з а о ч н и к о в о т с т а е т от с о в ­ ременных требований 870 у ч ащ и х ся 1—8 клас сов (51 процент) посещают группы про дл ен н о го д ня . П р а в д а , в к а ­ никулы и воскре сень я не в сегда п е д а го ги ч е с к и х коллективов ЮР ЕВИЧ Л. П. — З А В Е Д УЮЩА Я Р АЙОНО они работали . Улучшается ф и з ­ культу р но -о здо р о ви тел ьна я р а б о ­ та со школьниками из групп продленного дня. Но большинство воспитанников — учащиес я 1—3 классов, а в псЛстоянных помощи и контр оле больше всего н у ж д а ю т с я ученики 4—7 к л а с ­ сов, поэтому при комплектовав нии групп на новый учебный год значительное число мест нужно о т д а т ь д е т ям среднего ш к оль ­ ного в о зр аста . Особенно это к а ­ с а ется средних шк<1л. Н ем ал о и других недостатк ов в работе групп продленного дня. В выполнении решения обли ­ сполкома «О мерах по з а в е р ш е ­ нию о рганизации горячего питан и я в сельских школах» с д е ­ лан о у нас многое. Улучшилась м а тер и ал ьн ая б а з а столовых. З а счет реконструкции старых помещений с 1981 года д о п о л ­ нительно введено 162 п о сад о ч ­ ных места. 96,3 процента всех учащихся получают горячее питание. С вводом в эксплуатацию нового зд ан и я В ерх-К раснояр- ской средней школы все у ч а ­ щиеся района б у ду т иметь в о з ­ можность пит аться л школах. Все школы имеют земельные участки, где выращиваются для школьных столовых ка ртофель , капуста и другие овощи. В б о ­ льшинства из них ведется о т к о р м свиней. Но в р яд е школьных столовых нет электр оплит, а вышедшие из строя — не р е ­ монтируются. Н у ж н о больше/ у д е л я ть внимания столовым, контролировать их работу , з а ­ ботиться о качестве п р иго то в ­ ляемых там блюд. В мае 1982 года прошел см отр-конкурс учебных к а б и н е ­ тов. Он показал , что многое сд ел ан о по оборудованию ка би н етов п • их содерж анию в С ев ер ­ ной, Новотро)щкон средних. Ф едоровской, Чувашинской, Коб!, Кордоновской и Остяцкой вось- милетних школах. О дн ако в н е - ■ лом по району очень медленно осуществляется переход на к а ­ бинетную систему. Пора д и р е к ­ торам Биазинской средней. Б о л ь ­ шекуликовской и Среднеичин- скон восьмилетпих школ понять, что ка бинетная си стема помогает наиболее полно и э ф ф е к ­ тивно использовать зал ож енны е в новых программах принципы развивающего и воспитывающего обучения, усилить воспита тельное значение урока. В рай оне с о зд ан о 38 ф а к у л ь ­ тативных групп с 488 у ч ащ и ­ мися, в р е з у л ь т а т е чего возр осла о б щ а я у сп ев аем о сть .больше ст а л о отличников и хорошистов. Прочных и осозн анных знаний учащихся д о би в аю тся коллективы Северной средней, Останинской, Коб. Кордоновской, Ч у г аш и нс к о й , Гр аж д а н ц е в с к о й восьмилетии^ . Веселовской и Ичкалинской м а ­ локомплектных нач альных школ Й Северной средней школе хо ­ рошо поставлена р а б о т а пионерской и комсомольской о р г а н и з а ­ ций. Поэтому не случайно в пионерской д ружине имени П а в ­ лик а Морозо ва шести о т р яд ам из десяти присвоено зв ание п р а в о ­ фланговых, 23 пионера н а г р а ж ­ дены значком Центра льного С о ­ в ета Всесоюзной пионерской о р ­ ганизации имени В. И. Ленина « З а активную раб оту ». Н емалую трудность п р е д с т а в ­ л я е т р у к о в о д ств о н ау ч но -м ето ­ дическим ростом учителей в тех школах, где н аб лю д ае тся т е к у ­ честь к а дров . Ру к о во ди тел и Н о ­ вотр оицкой, В ер х -К р асно яр ск о й , Федоровской школ принизили тре б о в а т е л ь н о с т ь к учителям, не совершен ствуют контроль з а сос тоянием п р еп о да в ани я основ наук. Но этого не с к аж еш ь об Останинской восьмилетней школе (директор А. П. Г л а м а з д и н ) , где постоянный, сплоченный, д р у ж ­ ный коллектив п едагогов из года в год д о би в аетс я успехов в обучении и воспитании детей. Р я д учителей района си стем атически не ж е л а ю т пополнять свои теоретические зн ан ия и м а г ло уд еляю т внимания ( со в ер-1 шенствованию пед агогического мастерства , а поэтому не знают возможности ребят , слабо и зу ­ чают действительный уровень их знаний, выс тавляю т оценки на основе лишь поурочного б а л ­ л а , злоупотребляю т различными Формами фронтального опроса . В этом — осн овная причина того, что в старших кл а с с а х v детей интерес к учебе принижен* Все школы райс)на у к ом пл ек ­ тованы дире кторам и и их з а м е с ­ ти телями с высшим о б р а з о в а ­ нием. Высшее о б р а зо в ан и е имеют трое учителей нач альных к л а с ­ сов, 73,5 процента учителей основных предметов 4 —10 классов. Учатся заочно 38 п р еп о д а в а т е ­ лей. З а последние . д в а года поступило на заочные отделения педагогических учебных з а в е д е ­ ний 18 человек. Трое п р еп о давателей в тек ущем году з а к о н ­ чили вузы. Успешно заочно у ч а т ­ ся В. И. Иван ов , В. И. Виноградов. В. И. Васильев , Н. К. Л осе ва , Ж . Л. Волонцевич, Н. Г. Портнова. В Коб. Кордоновской восьмилетней* школе пять учителей с высшим о бразов ан ием , еще пятеро учатся заочно, трое из них поступило в этом году. Из Чувашинской восьми четки учатся тр о е преподавателей. В р айоне с л ож и л а с ь о п р е д е ­ ленная система повышения к в а ­ лификации учителей: проблемные и теоретические семинары, т в о р ­ ческие отчеты. Е ж е го дн о п р о ­ водя тся 4—5 практических с е ­ минаров по самой р а з н о о б р а з ­ ной тематике. Р а б о т а ю т 22 р ай ­ онных, 3 межшкольных методических объединения при Б и а ­ зинской, Северной н В ер х -К р аснояр ской средних школах. С т р е ­ мимся п ревратить их в центры коллективной мысли, живого? обмена опытом. В а ж н а я з а д а ч а школы — д а ­ льнейшее совершенств ование учсбмо1воспитательного п роцесса в целом, но у рок — испытан ­ ная и проверенная форма о р г а ­ низации учебной деятельности школьников. Он требует т щ а ­ тельной подготовки , эмоциональ" ного подъема, мобилизации всех сил учителя. Учить всех и учить хорошо — нот к чему должны стремиться псе -учителя и прежде всего учите ля начальных классов. Уроки многих из них — это интересная, творче ска я работа учителя и учеников. Четкост ь, ясность целей п з а д а ч изучения темы, послед овательность и логичность Изложения м а т е р и а л а — х а р а к т е р ­ ные черты пед агогического почерка Г. В. Мокроус овой, Н. Т. Ильиных, У) П. Гридиной. Ю, М. Антипиной, В. И„ Вин о гр ад о в а , К. И. Дребенцовой .’ О. М. Молоковой, Н. А З а й ­ цевой. Учителя русского язы к а и л и т ер ату ры по-особому чу вствуют себя отв етственными за н р ав ств ен но е в о спитание буду!» щи х г р а ж д а н , используя д л я ’ это го худож ес твенн ую л и т е р а - туру. Н а у р о к а х Т. М. К о н о в а ­ ловой, Л . А. Николаевой , Т. И. Крапивиной, Р. М, Васильевой, Г. Ф Кемелевой, Г. Д . Б а г р о ­ вой школьники у ч атся читать и а н а л и з и р о в а т ь х у д о ж е с т в е н ­ ные произведения в единстве со ­ д е р ж а н и я и формы. Широко прим еняют краеведческий м а т е ­ риал. Большую раб о ту по выра ботк е орфографической зо р к о с ти у ч а ­ щихся, по комплексному подходу к обучению русскому языюу* в ед у т Л . А. Н и к о л а е в а , А. Е. Н о в и к о в а ,3 . Н. Ов сянк о и р я д других учителей русского язы ка . Высоким пед агогическим м а ­ стерств ом, единством обучения и воспитания учащихся о т л и ­ чаются уроки истории у з а с л у ­ женных учителей школ РСФЙР А. П. Г л ам а зд и н а и Е. П. П у ­ тина , у М. К. Сидоровой. Н. П, Миронов а, Л . Б / Корюкиной, А. М, Юдина , К. В. П у д о в а , 3. В. Голубцовой З а с л у ж и в а ю т высокой оценки уроИи учителей м а тем а т ик и и1 физики Г. 3 . Степан овой, В В. Л и т в я к о в о й , Н. К. Алехиной, С О. Петровой, 3 . П. С а зо н о ­ вой, Н. Г. Слепцовой, Т. А. Вербицкс/й, 3 П. Богуто , молодого учителя Г ражд ан ц ев ской восьмилетней школы В. Т. Са- вастеевой. Успешно р еализуется уч ебная п рограмма в 6 классе по геометрии по новому учебному пособию А В. Погорелова. С пред лагаемыми контрольными раб отам и сп равляю тс я з н а ч и т е ­ льное большинство учащихся данного клас са. Влюбленность в свое дело, работоспособность, ц елеустрем ­ ленность, творческий поиск н а ­ иболее эффективных приемов и методов обучения — т а к о вы х а ­ рактерные черты учителей иностранного язы к а Г. В. Циплако- Boii, В 11. Исаковой, Г. А. Ко- черешко, 11. М. Кузиной. На их ур о к а х широко используется ка ртин н ая и предметная н а г л я д ­ ность, фланелеграф , грамзаписи Речевые з а р я д к и нап рав лены на расширение к р угозора и идейнополитическое воспитание уч ащ и х ­ ся. З а н я т и я продуманы так , что все 45 минут д ля всех уч ащихся насыщены нелегким д е ­ лом познания. Но нынешний ур овен ь работы нач альных классов р я д а школ пас удовле твори ть не мож ет и з :за низкой усп еваемости . О тдель ­ ные уч ите ля 1 — 3 классов по- прежнему слабо о т р а б а ты в аю т у школьников прочные г р ам м а т и ­ ческие и математические навыки, не у д е л яю т д о лж н о го ' внимания технике чтения, приобретению практических навык ов р а б о ты с книгой. Слабым местом в работе учителей это го звена я в л я е т с я недостаточное внимание к обучению детей приемам сравнения, обобщения , д о к а з а т е л ь н о г о р а с ­ суж дени я . В нынешней п яти летке п р ед ­ стоит р еш а т ь принципиально н о ­ вые з а д а ч и , связанные с переходом к обучению детей с шестн- летнего в о з р а с т а . Пример в этом у ж е есть: в минувшем учебном году 20 ребятишек это го в о з ­ р а с т а успешно выполнили прогр амму подгото вительного клас са в Северной средней школе, В этом направлении н уж н о вести р а б о т у всем пед агогическим коллек тив ам , с о з д а т ь необхо ­ димые условия д л я ра боты групп продленного дня , в течение сент я б р я построить при всех школ а х игровые площадки. Все это позволит в ближ айш ие годы по д ­ готовиться к массовому пер еходу на обучение детей с шестилетнего во зр а с т а . Беспок оит нед остаточный у р о ­ вень куль туры устной и письменной речи учащихся , неумение ан а л и зи р о в а т ь , о б о бщ ать , выд ел я ть г л а в н о е в выступлениях или в письменных р а б о т а х . В сочинениях школьников м а л о с а ­ мостоятельных суж дений . Д ети м а л о читаю т , испытывают -затруднения в р а б о т е с учебниками. Учителя иностранного я з ы к а ослабили внимание к обучению) школьников ста рших клас сор у с ­ тной иностранной речи. Возросло число учеников, плохо понимаю-* щих иностр анную речь на слух. Н а э к з а м е н а х ч асть уч ащ и хся не могла ч ита ть иностранный ^ ек ст с непосредственным пониманием прочитанного, а стремилась переводить к а ж д о е предлож ение . Ученики з а т р у д н я ю т с я п е р ед ать своими словами со д е рж ан и е т е к ­ ста . Причина недостатков в том, что преподавание иностранного язы к а , особенно в восьмилетних школах, вед ут выпускники педучилищ. Сейчас в Новосибир ­ ском пединституте открыт ф а к у ­ ль т е т иностранного языка , но ци один учитель не п ож е л а л учиться на нем заочно. Не все благополучно у части учителей истории с современной методикой преподавания, зн ания многих школьников сл абы е, не точные, они плохо знают терм и ­ нологию. В школах недостаточно ведется р а б о т а по изучению л е ­ нинского теоре тического н асл едия- На у р о к а х основ советского го су д ар с тв а и п р а в а не используетс я текст Конституции СССР , недостаточно п ривлек аетс я материал периодической печати . В истекшем учебном го д у хот я несколько повысился ур овен ь подготовки учащихся по м а т е м а ­ тике, физике, химии, биологий по -п режнему остается низким уров ень вычислительных навыков. Слабым звен ом п р о д о л ж а е т о с т а в а т ь с я внеклассная р а б о т а по предметам. З а ча с т ую к р у ж к о ­ в а я р а б о т а подменяется д опол ­ нительными за н яти ям и . Сегодняшний подросток з а годы учения не т ольк о у с в а и в а е т основы наук, но и приобрета ет некоторые политехнические з н а ­ ния и трудовы е навыки, необходимые д л я правильного выбора профессии. В пяти восьмилетних школах дети осв аи в аю т д ер ево - о б р аб о тк у , в остальных — о б р а ­ б о т к у тйаней. Д л я у ч ащ и х ся 9 — 10 классов Северной средней школы п реподается а в тодело , д л я дев очек Биазинской — основы ж и вотноводств а , в о с т а л ь ­ ных средних школах изучают сельхозмашины и агротехнику. И з года в год ук р е пл я е тс я м а т е ­ ри ал ьно - техническая б а з а т р у ­ довой подготовки . В средних школах оборудов аны ка бинеты производственного обучения, есть г а р а ж и д л я хранения т е х ­ ники. 160 учащихся в истекшем году об учалось специальнос ти м е х ан из а то р а сельского х о з я й ­ ств а и шофера , 24 девочки Биазинской средней школы и з у ­ чали основы ж и в о тно в о д ств а . Успешно идет обучение д е в у ш е к ■ Северной средней школе т е х н о ­ логии о бработки тканей. З а последние годы несколько п одн ялс я ур овен ь тр у д о во го обучения в 4 — 8 классах, усилилась о бщественно поле зная направленнос ть з анятий по тр у д у . Это — з а с л у г а С. П. Грибковского, М. А. Б о ­ ровского, В. Н. Кондакова* Н. Г. Егорова, В. А. Ятиса, Ю. А. П р о к оф ье ва , Т, Д . Обре- зановой, М. Г. Л укомс кой . Н а д л еж ащ и м образом п о ставить тру д о во е обучение и воспитание в школе можно то л ьк о в союзе с колхозами, с базовым и предприяти ями, опираясь на их помощь. Л етом было с о з д ан о 13 про изв одственных бригад с общим охватом 509 школьников; Д етьм и посаж ено около 20 гект а р о в ка р т о ф е л я и пять — к а п у с ­ ты. Три года успешно воспитывает х о зя е в земли Б е р г у л ь с к а я с р е д ­ н я я школа . Первый год р е б я т а выращи ва ли рапс и з а лето 1981 года з а р а б о т а л и око л о 7 ты ­ сяч рублей. В тек ущем г о д у з а школой зак репили . постоянный земельный участок в 60 г е к т а ­ ров . Колхоз выделил необходи ­ мую технику. Р е б я т а ста рших классов р аб о т а л и во вр ем я сед о к о с а р яд о м с отцами-м еханиэ з а т о р а м и , В июле э того года на областном конкурс е юных пах ар ей р е б я т а из Б ергуль ской школы з ан я л и второе место. В числе лучших ученических производственных б р иг а д—б р и г а да В ерх -К расноярской средней школы , которой вот у ж е много л е т р у ­ ководит В. М. Смык. В р е з у л ь т а т е делового сотр удничес тв а п е д а г о ­ гического к о ллек тив а с п р а в л е ­ нием кол х о з а « П а м я т ь Л ен и н а » профориентационная р а б о т а о су ­ щ е с т в л я е т с я ц ел енаправленно . В

RkJQdWJsaXNoZXIy