За дело Ленина, 1983, № 66

ICHIIillllllll llllllll III И1К llll lllllllltlllllllHItllHIIIIllMII «ЗА ДЕЛО ЛЕНИНА* MlHIlllililiillliUliHlllllillllii Быть полиграфистом почётно № 66 (5506) ф 2 июня 1983 года Компас выпускника МОЯ ПРОФЕССИЯ Советский ученый А. С. Си­ доров писал: «Книга, как про­ изведение искусства, является продуктом полиграфии». Наше оружие — книга и газета. Здесь куют оружие это. (В. МАЯКОВСКИЙ). Искусство издания книги — большое искусство. Оно совер­ шенствовалось в течение многих столетий. Выть полиграфистом почетно. Книга требует, чтобы в ней участвовал талант, вдохновение, мастерство. Это самоотвержен­ ный труд многих работников раз­ ных специальностей. Моя профессия — наборщик на наборных строкоотливных машинах. Работу наборщика на клавиа­ турной наборной машине мож­ но сравнить с игрой пианиста на клавиатуре рояля или пиани­ но. В обоих случаях каждый кла­ виш клавиатуры имеет свое назначение. При ударе по кла­ вишу пианино возникает звук определенной тональности, при нажатии ha клавиш -клавиатуры машины выпадает матрица оп­ ределенного знака. Проигрыва­ ние музыкальной фразы сопро­ вождается ударами по строго определенным клавишам. Набор текстовой фразы , также сопро­ вождается ударами по опреде­ ленным клавишам. Чтобы быть хорошим пианис­ том, недостаточно иметь музы­ кальные способности — нужен упорный и долгий труд. Такой же труд, внимание к работе, особенно и период освоения кла­ виатуры, должен приложить уча­ щийся, чтобы стать хорошим на­ борщиком,- Работа наборщика на машине высокоинтеллектуальна, она тре­ бует от человека большого комп­ лекса специальных знаний и художественного вкуса. Набор­ щик должен быть грамотным, т. е. знать грамматику русского языка, а также латинский и греческий алфавиты, построение слов и фраз на иностранных ^языках, построение и основной смысл разнообразных формул, различных технических обозна­ чений и т. и. Кроме того, внешний вид соз­ даваемой наборной формы и от­ тиск с нее влияет на восприя­ тие читателем содержания на­ писанного. Например, красиво и правиль­ но расположенные строки стихо­ творения читаются легко, сво­ бодно, а это помогает доносить до читателя замысел автора. Даже простой текст можно набрать по-разному. Большое профессиональное мастерство требуется от набор­ щика на наборных строкоотлив­ ных машинах при создании так называемых сложных видов на­ борной формы: объявлений, за­ головков, пригласительных би­ летов, словарей и т. д. Действи­ тельно, ведь, например, объяв­ ление можно набрать так, что читатель не увидит того глав­ ного, о чем хотели рассказать. Наборщик - линотипист — это человек который буква за бук­ вой набирает текст будущей книги. Эта специальность — одна из сложных в полиграфии. В процессе обучения линоти­ пист в совершенстве овладевает техникой набора всех видов по­ лиграфической продукции, изу­ чает устройство машины, учит­ ся устранять неполадки. Наборщики - линотиписты, ин­ тересующиеся механикой, могут получить специальность механи­ ка. ПЕЧАТНИК ВЫСОКОЙ ПЕЧАТИ Печатник высокой печати осу­ ществляет печать книжно-жур­ нальной продукции, иллюстра­ ций, обложек, афиш и других работ. Печатник должен знать тех­ нологический процесс изготовле­ ния книжно - журнальной, га­ зетном, иллюстрационной продук­ ции. Печатник должен знать, как правильно подобрать крае- ки при печати красочных работ, умело расположить их, чтобы продукция после печати была красивой, яркой, нарядной. В процессе производственного и теоретического обучения печат­ ник высокой печати должен в совершенстве освоить не только технологию печати всех видов издаваемых работ, но и уметь работать на различных машинах высокой печати. Каждый, кто вступает в ряды полиграфистов, должен в совер­ шенстве овладеть своей профес­ сией. На современных предпри­ ятиях производственные про­ цессы (подача бумаги, нанесе­ ние краски, создание давления ч вывод листа), в основном ме­ ханизированы и автоматизиро­ ваны. Для данной профессии обязательны внимательность, ко­ ординация движений, наблюда­ тельность, быстрая и точная оеакцня, твердые знания всех школьных предметов, хороший эстетический вкус и высокая культура. Печатник первым видит поли- рафнческую продукцию в том виде, в каком она должна вый­ ти и «свет». Красивая книга — дело рук квалифицированного печатника. Секретарь- машинистка В любом учреждении на­ шей страны обязательно ра­ ботает секретарь. Потоки вхо­ дящей п исходящей инфор­ мации не должны задержи­ ваться ни на одном из участ­ ков делопроизводственной службы аппарата. Значитель­ ный объем работ по изго­ товлению, передаче, хранению документов, наведению спра­ вок, выполняемый секрета­ рями, делает чрезвычайно ответственной их роль в уч­ реждениях. Рабочие места секретарей — узловые пункты докумен­ тооборота аппарата управле­ ния. Трудно представить в нас­ тоящее время работу учреж­ дений без машинистки. Че­ рез ее руки проходит вся печатная продукция страны. Работа машинистки трудна, но она и интересна. Вот что сказала окна из выпускниц ПТУ № 126 горо­ да Москвы: «Мне нравится моя работа. Когда я за машиной, я чув ­ ствую себя маленькой типо­ графией». Тем. кто решил стать по­ лиграфистом, необходимо оо- ратиться за направлением в Северную типографию. КОРРЕКТОР Слово «корректура» означает вправление. Все напечатанное [ли написанное служит для ле­ ндами мысли от одного чело- ека другому. И очень важно, тобы передача была точной, тобы читатель мог увидеть на- ечатанным именно то, что на- исал автор. По разным причинам даже в ексте, напечатанном самим яв­ ором, появляются ошибки, ис- ажения. Их число увеличивает- я в процессе воспроизведения размножения текста, напрн- iep, при переписывании, пере- ечатке на машинке. То же отно- ится и к воспроизведению ти- ографским способом. Для того, чтобы таких иска- <еннй не было, и нужна кор- ектура. Но не только для это- з. Кроме описок, пропусков, пе- естановок и других техничес- их ошибок, в тексте, пред- азначённом для печати встре- аются ошибки орфографичес- ие н пунктуационные, неоправ- анные отклонения от действу- >щих грамматических норм, [оправление этих ошибок — то- се корректура. Очень по - разному бывают формлены в тексте однород- ые или повторяющиеся элемен- ы (названия, имена, сокращен­ ные слова), а это мешает, чте­ нию. И поэтому при подготов­ ке произведений к печати ста­ раются привести эти элементы к единообразию и утвердивше­ муся в печати оформлению. Это — тоже корректура. Мешает чтению и неаккурат­ ный, технически плохой набор. Устранение всех технических не­ совершенств набора (неодинако­ вых по рисунку букв н знаков, неравномерных промежутков между словами) — также кор­ ректура. Таким образом, корректурой называют процесс исправления грамматических и технических ошибок и недостатков в тексте, подготовленном для размноже­ ния типографским способом. Знаменитый французский пи­ сатель Виктор Гюго называл корректоров «скромными учены­ ми, которые наводят блеск на перо гения». Общее образование корректо­ ра должно быть в объеме сред­ ней школы. Особенно важны познания в истории. географии, русской и советской литерату­ ре. Корректор должен быть обра-- зованным, передовым, культур­ ным человеком, находящимся в курсе всех важнейших текущих событий. • (олиграфнческая промышленность становится более механизированным производством, ользующпм высокопроизводительную технн- требующую от людей, ее обслуживающих^, боких знаний, высокой профессиональном готовки. Внедрение технологии ' повышает изводительность труда, эффективность про- одства, качество продукции. Пополнение рабочего класса отрасли осущест­ вляется за счет выпускников профессионально- технических училищ и подготовки их непосред­ ственно на производстве. Ежегодно в типографиях страны подготавли­ вается до 10—11 тыс. квалифицированных специалистов. Наборное дело Каждая книга н даже каждаФ полоса набора имеет свои осо­ бенности. она неповторима и должна быть выполнена не только с соблюдением всех су­ ществующих технических.-правил, но и художественным вкусом •как и всякое произведение ис­ кусства. Электронная машина, склады­ вающая стихи, никогда не заме­ нит поэта. Точно также самые совершенные наборные машины никогда не- заменят творческой мысли и рук наборшика. Ручные наборщики должны постоянно совершенствовать свои знания, развивать худо­ жественный вкус, отлично знать принципы оформления полигра­ фической продукции и техничес­ кие правила набора, быть гра­ мотными. Уметь набрать текст художественной и другой лите­ ратуры, стихи и басни, пригла­ сительные билеты, афиши и пла­ каты, оформить страницы газе­ ты. Вот что сказал народный художник Кибрик: «Превосход­ но изданная книга — это обра­ зец, вершина современной куль­ туры, это редкостное драгоцен­ ное явление, которым вправе гордиться и тот, кто создал книгу, и странаТ которой эта книга принадлежит». В созда­ нии таких книг одна из глав­ ных ролей принадлежит набор­ щикам ручного набора. Наборщик должен знать хо­ рошо шрифт по рисунку и раз­ меру. Наборщик должен быть грамотным, владеть всеми ос­ новными правилами оформления книжных полос, уметь набрать формулы, а для этого' должен знать латинский, теческий и другие алфавиты. Он должен -зто искуство уметь набирать иностранный, драматический текст, оформить его. На улицах Вы видите афи­ ши, плакаты, объявления — это дело рук ручного набщйцика, на­ борщик может работать техни­ ческим редактором в издатель­ стве, корректором, выпускающим газеты, технологом, диспетче­ ром и др. Многие известные- писатели и поэты начинали свой путь в типографии — М. Горький, К. Симонов, М. Светлов, С. Есе­ нин. Многие журналисты начи­ нали свой путь с наборщика. Полиграфическая промышлен­ ность резко изменилась, техни­ ческая оснащенность полиграфи­ ческих предприятий позволяет за 1 мин. выпустить около 3 тыс. экз. книг, а за день — 3,5 млн. экз. Книга сопровождает нас с раннего детства до глубокой старости Быть полиграфистом почетно, но стать им не так-то просто. Нужно не только учить­ ся, полюбить свою профессию, но и понимать всю важность и ответственность выполняемой ра­ боты. В полиграфической промыш­ ленности появляются новые вы­ сокопроизводительные машины, автоматизированные линии, ухо­ дят в' прошлое впедные краски, лаки, металлы. Им на смену приходят современные материа­ лы, улучшающие качество пе­ чатной продукции. Если кто-ни­ будь из Вас выберет одну из полиграфических профессий де­ лом своей жизни, помните, что любой печатный экземпляр, ка­ ким бы ни был его тираж, — это труд всех работников типо­ графии. Наладчик оборудования Наладчик полиграфического оборудования занимается нала­ живанием и регулировкой на­ борных, печатных машин и пе­ реплетного оборудования. В свя­ зи с техническим прогрессом и совершенствованием иолиграфп веского производства наладчику необходимо знать устройство и взаимодействие узлов. правила обслуживания линотипов, книж­ но - журнальных и переплетных машин. Полиграфические машины — высокосложное оборудование, об­ служивание которого требует больших знаний и умений. Точ­ ная наладка машин способству­ ет повышению производительнос­ ти и качества выпускаемой продукции. По окончании училища налад­ чику присваивается 6 разряд тарифной сетки. Редактор А. Е. АНДРЕЕВ. Техническое училище № 4 объявляет прием юношей" и девушек с образованием 10 классов, а также воинов, уволенных из рядов Советской Армии, для обучения по специальностям: наборщик сложного ручного набора; наборщик машинного набора (линотипист); печатник высокой печати; наладчик полиграфического оборудования; корректор; секретарь- машинистка. По окончании училища выпускники будут работать в областных, городских и районных типографиях на выпуске газет, журналов, книг, бланочной и рекламной продукции. Срок обучения — 2 года, для корректоров, секретарей- машинисток — 1 год. Выплачивается стипендия 30 руб. с доплатой (40 руб.) от предприятия, направившего на учебу. Иногородним предоставляется бесплатное благоустроен­ ное общежитие. В период производственной практики выпла­ чивается 33 процента от заработанной суммы. Для поступления необходимы документы: аттестат об окончании средней школы; справка с места жительства; медицинская справка (ф. № 286); 3 фотокарточки (раз­ мером 3x4); паспорт и военный билет предъявляются лично. Для лиц, направленных на обучение, предъявляется путевка от типографии. Без направления путевка не требуется тт Адрес училища: 630048, г. Новосибирск-48, ул. Немирови­ ча-Данченко, 102/1. Телефоны: 44-62-33, 48-63-48. Проезд трамваями № 4, 9, 10. 12, 22, троллейбусами № 3, 4 , 8. 13; автобусами № И, 15, 26, 43, 45. до остановки «Вертковская». А дрес и телефоны редакции и типографии Индекс 52979 Северный Индекс 632380 с. Северное, улица отдел писем — 21-156, бухгалтерия Ленина, 22. Редактор-21-434, зам. редактора-21-187, сельхозотдел- _ 21-845, ответств. секретарь — 21-875, типография 21-6/9__ филиал полиграфического объединения «Простор» г. Куйбышев, НСО Зак. 412 Тираж 2771 Объем 1 п. л Высокая 21-984, печать.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2