За дело Ленина, 1983, № 64

2 ■*я#мт 1 < 1 шшшшнштшншшш 11 н< 1 ншшшш 1 шт* «ЗА ДЕЛО ЛЕНИНА» HiiiiiiiiiiiiiiiiiiHimimiiiiHui № 64 (5504) ф 28 мая 1983 года 28 мая — День пограничника Плакат художника В. Фекляева. Издательство «Плакат» Надёжно охраняя рубежи нашей Родины Днем и ночыо, в жару и стужу, в будни п праздники несут свою нелегкую вахту советские пограничники на рубежах нашей Родины, Пограничные войска. соз­ данные по ленинскому дек­ рету, отмечают в этом году свое 65 - летне. В боевую историю советских войск ими вписаны многие яркие стра­ ницы. В предвоенные годы воины пограничных войск громили бандитские шайки Они первыми приняли- удары гитлеровских войск в годы Великой Отечественной вой­ ны. Советский народ на­ всегда сохранит благодарную память о воинах - погранич­ никах, героях Брестской кре­ пости и других застав. Ныне советские погранич­ ники несут свою службу в условиях обостренной между­ народной обстановки. Они совершенствуют свое воинс­ кое мастерство и бдитель­ ность. Пограничные войска в нас­ тоящее время качественно преобразились: На границу пришла современная техника, совершенное оружие, повыси­ лось качество политической н боевой подготовки личного состава. С марта этого года в на­ шей стране введен в дейст­ вие Закон СССР о Государ­ ственной границе СССР. Но­ вый Закон направлен на обеспечение надежности ох­ раны границы "Советского Союза и послужит дальней­ шему совершенствованию де­ ятельности пограничных войск, государственных органов. в обязанности которых входит охрана границы. Закон СССР о Государст­ венной границе СССР явля­ ется новым свидетельством заботы Коммунистической пар­ и т и Советского государст­ ва о создании необходимых условий для мирного созида­ тельного труда советского народа, успешного продвиже­ ния нашей страны по пути к коммунизму. Новыми успе­ хами в воинской службе встречают пограничники свой традиционный праздник. Слово об учителе ЖИЗНЬ, ПОСВЯЩЕННАЯ ДЕТЯМ Совсем недавно коллектив Северной средней школы про­ водил на заслуженный отдых воспитателя интерната Зинаиду Петровну Груенко. Почетной профессии учителя и воспитате­ ля подрастающего поколения отдала она 36 лет своей жизни. А началась она в селе Малая Данилонка Тамбовской области, где жили в то время родители Зинаиды Петровны. Были они крестьянами. Отец участвовал в коллективизации, боролся с ку­ лаками, всей душой тянулся к повой, светлой жизни. П пове­ рили ему односельчане: выбрали первым колхозный председате­ лем, а затем — председателем сельского Совета. Мать же не только присматривала за боль­ шой семьей, где было восемь тетей, но н работала в колхозе. Рано начали трудиться и дети. А в 1941 году, когда отец и трое братьев ушли на фронт, стало еще труднее. В тот год выпал ранний осенний снег. н мать простудилась. копая кар­ тофель. В 1943 году ее не ста­ ло. Хозяйкой в доме осталась старшая из сестер — .Наталья. Линия фронта придвинулась к селу. В 30 километрах греме­ ли орудия н взрывы. Жители не спали по „ночам, с тревогой прислушивались, не приближа­ ется ли бой. Но наступление немцев было остановлено Крас­ ной Армией. Осенью ребятишки не занима­ лись в школе. Наравне со взрос­ лыми работали в колхозе: вя­ зали снопы, возили их к скир­ дам, ночами молотили хлеб. 11ногда и спали прямо в поле, не в силах дойти то дома. Са­ мой тяжелой была уборка са­ харной свеклы. Дети с трудом выдергивали ее, отчищали от земли и бо 1 вы и увозили на лошадях на сахарный завод. Занятия возобновлялись в ноябре. В истопленную, холод­ ную 'школу приходили ребята. Они хотели учиться. В 1943 году Зинаида Петровна окон­ чила семь классов. Старшая сестра не могла прокормить семью, н младшая осталась в этой же школе — стала учи­ тельницей. Так была выбрана профессия. А еще через год по­ ступила молодая учительница в педагогическое училище, Каж­ дый день ходила она на заня­ тия пешком, отмеривая 10 кило­ метров в одну сторону, да столь­ ко же в другую. Весной 1948 года после сда­ чи экзаменов отправилась Зи­ наида Петровна в Новосибирс­ кую область, в Северный рай­ он, к месту назначения. И вот первые уроки русского язы­ ка и литературы в Биазинской семилетней школе. Директором здесь был тогда Евгений Пав­ лович Путин. О нем и об Алек­ сандре Лаврентьевиче Бугаеве она вспоминает с особой теп­ лотой. Они своей заботой н советами помогли девушке стать настоящим учителем. Но через несколько лет. те­ перь уже вместе с мужем, Вла­ димиром Михайловичем и сы­ ном Анатолием переехала в Подмосковье, И на новом .мес­ те жительства 3. П. Груенко продолжала учительствовать. Од­ нако Сибирь по - прежнему тя­ нула к себе, и семья вновь вер­ нулась на родину Владимира Михайловича, в Бназу. 11 здесь Зинаида Петровна учила гра­ моте деревенских 'ребятишек, открывая нм новый неизведан­ ный мир букв и цифр. В 1966 году 3. ГГ Груенко стала воспитательницей в груп­ пе продленного дня Севере средней школы. А через к. сколько лет стала выполнят,, эти же обязанности в интерна­ те. Вкладывая в работу мно­ голетний опыт педагога, знания и глубокие душевные качества, она неизменно добивалась ус­ пеха в своем нелегком труде. Была Зинаида Петровна за­ седателем в народном суде, из­ биралась депутатом ' Биазпнского сельского Совета. Член общест­ ва «Знание», она выступает с лекциями и беседами перед ро­ дителями и жителями села. Вы­ полняет и другие обществен­ ные поручения. II на все у нее хватает времени. За добросовестный труд 3. П. Груенко награждена знаком «Победитель социалистического соревнования», грамотами рай­ онного отдела народного обра­ зования и школы. Вручена ей и Грамота Министерства прос­ вещения РСФСР. В торжественный день про­ водов на пенсию заслуженную учительницу поздравили коллек­ тив педагогов, учащиеся Север­ ной средней школы и пожелали ей крепкого здоровья, успехов в работе. Т. КОНОВАЛОВА. 4 Ни дороги, ни транспорта Мы живем в д. Алешипке в 15 километрах от центральной усадьбы колхоза «Новая жизнь» и в 45 — от Северного. Наши де­ ти учатся в Чувашинской вось­ милетием школе, в 9—10 клас­ сах — в Северной средней и ССПТУ-21. Добраться от дома до места учебы целая пробле­ ма. . В колхозе есть автобус, но в осеннюю и весеннюю распу­ тицу он до нас не доходит — бездорожье. В нашей же бри­ гаде есть одна машина, которая может пройти по грязи, но ,н она в настоящее время стоит па ремонте. Поэтому наши де­ ти дома бывают редко, а если нм удается доехать или дойти пешком, то после выходных они обязательно опаздывают на за­ нятия. С этим вопросом мы обраща­ лись к председателю колхоза А. А. Яковлеву, к парторгу Т. Ф. Аверьянову. Так они ответили: «Пусть на выходные не ездят домой, остаются в Северном и Чувашах». Они и так не при­ езжают доУой по 2—3 недели, но ведь детям нужно помыться н переодеться. Да и нам взрос­ лым, невозможно выехать из деревни. Наши дети •— будущие ме­ ханизаторы, шоферы, работники животноводства. И мы думаем, что подобным отношением к мо- -лодежн никогда не решить проб­ лему с кадрами на селе. С. ВЛАДИМИРОВА. В. ТИХОНОВА, Р. АНТИПОВА, В ЛАЗАРЕВА. A. ЛУШОВА. B. ДЮЖОВ, Н. МАЛЫШЕВА и другие. д. Алешинка. Если заглянуть в завтра ПО ПОВОДУ СОВЕЩАНИЯ ПРИ ССПТУ-21 ПОИСК ПРОДОЛЖАЕТСЯ Обслуживают К О Л Х О З Ы С начала этого учебного года наш 6 «а», как и другие стар­ шие классы школы, принимал участие в поиске «Выпускники Северной средней школы — пе­ редовики производства». Мы работали в «Сельхозэнерго». Начали с того, что узнали обо всех, кто закончил десять клас­ сов нашей школы. Нам пореко­ мендовали встретиться с двумя нз них: шофером Александром Юрьевичем Зыковым и инже­ нером - энергетиком Юрием Петровичем Алексеевым. Они являются передовиками произ­ водства. Их работа связана с частыми разъездами, поэтому нам долго не удавалось встре­ титься с ними и побеседовать. Но все - таки день такой насту­ пил. Мы узнали многое о про­ фессии электрика, электромон­ тажника. Ю. П. Алексеев пос­ ле окончания Северной средней школы в 1969 году учился в Колыванском техникуме и теперь знает все тонкости этой про­ фессии, Рабочие «Сельхозэнер­ го» обеспечивают бесперебойную работу электрооборудования и электромеханизмов внутри жи­ вотноводческих помещений, зер- нотоков и жилых домов в кол­ хозах района. А. Ю. Зыков доставляет электриков по месту назначения. Он закончил нашу школу в 1972 году. Его маши­ на всегда находится в образцо­ вом порядке. Алеша ГОРУЦКИИ. ученик 6 «а» класса. 4 . Настоящее и будущее училища Вот уже почти двадцать лет существует наше профтехучи­ лище как самостоятельное учеб­ ное заведение. Отпочковавшись в 1964 году от Барабинского ПТУ, оно день ото дня. год от года крепло, обзаводилось тех­ никой, необходимой для обуче­ ния парней самым главным сельскохозяйственным профес­ сиям: тракториста, комбайнера, шофера. С 1978 года оно ста­ ло давать своим выпускникам не только квалификацию, но и среднее образование. То есть с той поры для молодежи путь к профессии и аттестату зре­ лости сократился, Но одновре­ менно усложнился весь процесс обучения, к преподавателям и мастерам производственного обу­ чения повысилась требователь­ ность, возникли новые проблемы. — Хотя училище и расстрои­ лось с тех пор, как стало само­ стоятельным, но мы по - преж­ нему ощущаем острую нехват­ ку учебных помещений, У нас сейчас семь кабинетов по про­ фессиональной подготовке, четы­ ре класса по основным обще­ образовательным предметам, од­ на лаборатория по тракторам. Этого недостаточно для пере­ хода на кабинетную систему обучения — говорил на совеща­ нии по профобразованию дирек­ тор училища В. В. Летецкий. Вспоминается по этому пово­ ду Колыванское сельское проф­ техучилище, в котором посчаст­ ливилось побывать в марте это­ го года. Там что ни аудитория, го последнее слово оборудова­ ния, технических средств обу­ чения. В лаборатории по трак­ торам (в классе, где изучается их устройство) — «Беларусь», v которого благодаря разрезам все на виду, все доступно для изучения. Да и сам макет — что ни на есть настоящий трак­ тор, в масштабе один к одно­ му, и по желанию преподавате­ ля может повернуться любым своим боком на специальной стойке, лишь стоит преподава­ телю нажать электрокнопку. Есть в училище класс, где лю­ бую команду для автоматичес­ ки действующего оборудования можно подать на расстоянии, по радио. Колыванское училище сущест­ вует с тридцатых годов, наше — молодо. И можно рассчиты­ вать на то, что лет через трид­ цать н оно будет образцовым. Но не слишком ли долгим век покажется? Надо ускорить про­ цесс обновления училища. Нель­ зя ждать десятилетия на осна­ щение новейшей техникой, сов­ ременным оборудованием. на строительство подобающих учеб­ ных, бытовых и культурных зда­ ний, нет времени откладывать в долгий ящик п решение тако­ го вопроса, как обучение деву­ шек животноводческим профес­ сиям: «импульсы». пришедшие на смену старым доильным ус­ тановкам, требуют совсем иной квалификационной подготовки от доярок. Но тут возникает проб­ лема: а где взять базу для та­ кого обучения? Ответ на это дал председатель колхоза имени XXII съезда КПСС А. А. Зай­ цев: — Такой базой могла бы стать Северная молочнотоварная ферма. Но ее в таком случае надо строить по всем ныне су­ ществующим правилам. со все­ ми видами механизации трудо­ вых процессов, с новейшим обо­ рудованием и современными ус­ ловиями работы животноводов, без каких бы то ни было отступ­ лений от проекта. Пожалуй, в предложении ру­ ководителя одного из ближних к районному центру хозяйств есть смысл: Ферма плюс учи­ лище давали бы колхозам рай­ она хороших специалистов. При училище недавно созда­ но учебное хозяйство. Цель его дать возможность учащимся пройти производственную прак­ тику непосредственно в поле, на своем поле. Но посевная площадь пока очень мала. а полей многовато — 96. Самое большое —• 64 гектара, самое маленькое — 0,15. Мелкополо- сица не позволяет в полную силу использовать технику, про­ водить по всем правилам аг­ ротехники обработку почвы, сев. уборку урожая, другие сельско­ хозяйственные работы. Следова­ тельно, училищу, а точнее са­ мим ребятам, предстоит нема­ ло преодолеть трудностей, пока в учебном хозяйстве будет на­ веден надлежащий порядок. Ко- лыванское училище со св о еЯ г '* ч учетного хозяйства имеет до­ ход, достаточный для того, что­ бы на вырученные за продажу государству зерна деньги при­ обретать телевизоры и кино­ проекторы. постоянно обновлять Наглядные пособия. Короче го­ воря, училище укрепляется за свой счет. Северное ССПТУ тоже может стать таким же бо­ гатым и меньше зависеть от государственной дотации. если ему уже сейчас создать необ­ ходимые условия для развития учебного хозяйства, если пойти ему навстречу в строительстве нового учебного корпуса. хо­ рошего общежития. столовой и прочих помещений. — Нашему училищу, — гово­ рил В. В. Летецкий, — помога­ ет колхоз «Восход» и прежде всего его председатель В. И. Драган. Но нам самим пора иметь собственное зерн охр аи ^^^ лище, другие в сп ом р гате лдИ » помещения. Надо и более прос­ торное, лучшее общежитие, со всеми удобствами. Необходим и спортивный зал, так как преж­ ний зал средней школы ветхий. Сейчас выделено сто тысяч руб­ лей^ для строительства нового учебного корпуса. С его пуском многое изменится в процессе обучения, во всей жизни учи­ лища. II мы все ждем того Дня, когда этот корпус примет нас. Но хочется, чтобы этот ра­ достный час не откладывался на долгие годы. А. ШАРАПИНСКИЙ. (Окончание. Начало см. в №№ 61—63).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2