За дело Ленина, 1983, № 40

2 ИИИИ1М1Н1Ш!МШШНШШ11МН1Ш1Ж<1НЖН1111Н11||11ШИ* «ЗЛ ДЕЛО ДЕНИНА» КЛЛЕНДЛГЬ А. М. Горький (1868—1936 гг.) Родоначальник советской ли­ тературы, Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде (ныне г. Горький) в семье мастерово­ го - краснодеревщика. Эпоха огромных революцион­ ных потрясений определила жизненный путь иисателя-граж- данина. Пафосом революционных идей проникнуты дооктябрьские про­ изведения Горького, самое из­ вестное из которых — роман «Мать» — воспринято было как поэма о новых героях истории. В книгах послеоктябрьских лет он славил раскрепощенную созидательную силу людей, ис­ торическое творчество свободно­ го народа, гордое могущество освобожденного труда, воспи­ танного революцией Человека. Жизнь Горького была озаре­ на личной дружбой с В. И. Лениным, который горячо любил его, помогал идейному и твор­ ческому росту. Первым создав в мировой ли­ тературе произведения, отмечен­ ные чертами нового творческо­ го метода, Горький явился ос­ новоположником литературы социалистического реализма, ор­ ганизатором литературных сил, руководителем советских писате­ лей. Великое творческое наследие Горького и поныне остается для человечества мощным призывом к революционному преобразова­ нию жизни, к счастью, к све­ ту. • • • На снимке: А. М. Горький (Москва, 1928.). (Фотохроника ТАСС) iiiMMiiHiiiHtuiiiiiiiiiiiiiiiHii- ,\« 40 (5480) 2 апреля 1983 года Патриотическое воспитание школьников Большую роль н интернацио­ нальном воспитании школьников сыграли славные даты этого учебного года: 60 : летне об­ разования Союза ССР, 65-я го­ довщина Великого Октября, 60 - летне Всесоюзной пио­ нерской организации, XIX съезд ВЛКСМ. Хорошую инициативу во всех мероприятиях проявили ребята пашей пионерской дружины имени Зон Космодемьянской под руководством старшего пионер­ вожатого А. П. Анилина. Все отряды дружины, комсомольцы и учителя участвуют в экспе­ диции «Моя Родина — СССР». Много внимания патриотичес­ кому и интернациональному вос­ питанию уделяется на уроках. Например, Н. А. Зайцева обу­ чает ребят не только матема­ тике, русскому языку, чтению, но и любви к Родинё, воспи­ тывает Су детей чувство гор­ дости за успехи и достижения всех- братских республик стра­ ны. Ценный вклад в формирова­ ние у школьников чувства соци­ алистического интернационализ­ ма вносит преподаватель рус­ ского языка и литературы Н. В. ,Чуйкова. На ее уроках отчет­ ливо прослеживается огромная роль советской литературы, ее мастеров в формировании, рос­ те и развитии культуры, в частности, литературы братских республик. Сопоставляя твор­ чество писателей разных наро­ дов, 'ребята убеждаются, что лучших представителей различ­ ных национальностей волновали общие проблемы: создание со­ циалистической экономики, фор­ мирование нового, всесторонне развитого человека. Когда школьники готовились к юбилею страны, они вновь обращались к Лениниане. Ра­ дует, что учителя нашей школы стремятся донести до каждо­ го ребенка опыт жизни п борь­ бы В. И. Ленина. Каждый класс и каждый уча­ щийся имели задания в связи с юбилеем Родины. Коридор школы ребята украсили стен дамп: «Жизнь и деятельность В. II. .Тенина», «Союз неруши­ мый», «Счастливое детство». В каждом классе готовили ма­ териал для общешкольной выс­ тавки, посвященной празднику. Широкий размах получил кон­ курс на лучшее сочинение на темы, связанные с юбилеем. В нем приняли участие 7—8 клас­ сы. В школе были проведены клас­ сные часы п пионерские сбо­ ры на темы «Моя Родина — СССР», «В семье единой», «Люблю тебя, моя Россия», «Горжусь успехами твоими, моя vAAAAAA AAAAA AAAA AAA/V AA ЛAA AA/VAА» Делятся опытом «ААЛ ЛЛАЛЛ ЛЛЛЛЛ ЛЛЛАЛАЛ АЛЛ ЛЛЛЛ Л / советская страна», где школьни­ ки знакомились с историей об­ разования СССР, гербом, фла­ гом, Гимном нашего государст­ ва, совершали заочное путе­ шествие в прошлое националь­ ных окраин и сравнили его с нынеишим расцветом экономики и культуры братских союзных республик. Выли проведены интересные конкурсы на лучший рисунок «СССР 60 лет», на лучший национальный костюм, чтецов. Ребята читали стихи поэтов разных национальностей. Накануне праздника был ор­ ганизован трудовой десант, во время которого школьники обя­ зались собрать тысячу килограм- мов макулатуры. Учащиеся пятых восьмых классов подготовили и провели литературно - музыкальную ком­ позицию «В семье единой». В ней шла речь о великой силе дружбы народов, а также о достижениях каждой республи­ ки в отдельности. Каждый класс совершил заочное путешествие по союзной республике и офор­ мил альбом. Итогом работы по ознаком­ лению е братскими союзными республиками, с жизнью их на­ родов было оформление ком­ наты интернациональной друж­ бы В ней разместили плакаты о мире и дружбе всех наро­ дов планеты, стенды «Мой ад­ рес Советский Союз», «Дос­ тижения РСФСР за 60 лет», оформили выставку детского технического творчества, выстав­ ку кукол в национальных кос­ тюмах, газеты, альбомы, детс­ кие рисунки, лучшие сочинения, разработки классных часов и многое другое. Все эти материа­ лы будут в дальнейшем исполь­ зованы на классных часах, пио­ нерских сборах, родительском университете, на встречах с ветеранами Великой Отечествен­ ной войны. Лучшие традиции продолжили наши комсомольцы. Они отлич­ но подготовились к Ленинскому зачету. , В течение предыдущего года ребята активно участвовали в сборе макулатуры, березовых почек, работали на пришколь­ ном участке, заготавливали ве­ точный корм для скота. Все школьники активно включились в операцию «Миллион — Роди­ не». Воспитывать у школьников патриотизм и интернационализм .— это значит так организовать жизнь учащихся, чтобы они постоянно участвовали в об­ щественно - политических де­ лах. Но, прежде всего, это вос­ питание осуществляется в про­ цессе обучения. Особенно вели­ ко при этом значение гумани­ тарных предметов. Именно они формируют коммунистическое мировоззрение, вооружают школь­ ников знаниями законов об­ щественного развития, выраба­ тывают классовый подход к’ анализу общественных явлений, воспитывают глубокую и созна­ тельную любовь к социалисти­ ческому Отечеству. Свою зада­ чу мы видим в том, чтобы от восхищения подвигом подвести учащихся к пониманию необхо­ димости готовиться к нему. М. КУЗНЕЦОВА, директор Гражданцевской восьмилетием школы. Вологодская область. Концерт­ ные бригады Дворца культуры и спорта «Юность», расположен­ ного в поселке Куркино Воло­ годского района, выступают пе­ ред сельскими тружениками рай­ она. В программе концертов самодеятельных артистов — пес­ ни и танцы народов СССР, Во­ логодского края, во многих но­ мерах используется местный ма­ териал из тех хозяйств, еде идут выступления. На снимке: выступает агит­ бригада «Молодые голоса» Дворца культуры и спорта «Юность». Фото С. Метелицы О людях хороших СЕМЕЙНАЯ ПРОФЕССИЯ Владимир Александрович Ор­ лов — старейший шофер кол­ хоза «Память Ленина». Он с большой ответственностью отно­ сится к любой работе, которая ему поручается. Летом, как правило, он доставляет доярок на дойку. Это только внеш­ не может показаться, что здесь нет ничего особенного, а если вдуматься, то поймешь, что старому шоферу поручается от­ ветственное задание. Ведь дой­ ка должна проводиться стро­ го по расписанию, ' к этому при­ учены животные, этого требует зоотехническая служба. Дойку нельзя перенести даже на час, чтобы не потерять молоко. И Владимир Александрович испол­ няет свое дело с точностью. Ма шина его всегда на ходу. К порядку и прилежности приучил он н своего сына Оле­ га. Тот в 1979 году -закончил Верх - Красноярскую среднюю школу, а годом позже ССПТУ-21. Пока учился, то па каникулах всегда колхозу помогал. В ар­ мии тоже зарекомендовал себя только с хорошей стороны, В 1982 году вернулся под родной кров. И нескольких дней не отдохнул — Олег стал водителем колхозного бензовоза. Тут вро­ де н родители не настаивали, не лишали его отдыха. Просто парень привык трудиться, н отсиживаться в жаркие июньс­ кие дни считал для себя уни­ зительным. С этого времени он и стал обеспечивать горючим колхозный транспорт. Ни одного рейса по своей вине не сорвал. Я удивляюсь напористости этого парня. Пом­ ню, в осеннюю распутицу толь­ ко часам к 12 ночи добрался он до колхозной нефтебазы. А тут к цистернам, чтобы слить горючее, подобраться невозмож­ но. II к слову сказать, когда только в колхозе всерьез зай­ мутся устройством подъездных путей к нефтебазе? Олег, на­ пример, здесь по 2—3 часа те­ ряет драгоценного времени. За­ частую О. Орлов без отдыха снова уходит в рейс. Недавно у нефтебазы я снова встретил­ ся с Олегом. Настроение у не­ го хорошее. Дорога пока поз­ воляет беспрепятственно ппоо- долевать расстояние до Бара- бпнека и обратно. Чтобы вы­ полнить соцобязательства, Оле­ гу необходимо за год сделать тысяч тонмо - километров. Задача эта не из легких, но он '^считывает с ней справиться. Работоспособность Олега — са­ мое большое тому подтвержде­ ние. Олег любит машину также, как и его степ. В. ВИГИЛЯНСКИТ 1 , селькор. взяли Заволокпны для своего второго сборника. Хорошо у нас в колхозе, Электричество везде: В поле, в доме, в огороде И в колхозной борозде. Трудно сказать, сколько лет этой частушке, но, вероятно, Под окошком лужа, лужа Широка и глубока. Пойду вынесу скамейку Для ватоли - игрока. Частушка рождается как бы Черна туча, черна туча Гитлер с Запада идет, Наша Армия могуча Эту тучу разобьет. У всех этих частушек сама собой. Основой ее чаще авторы. не одно место бывают не реальные события, си. По разговор о разные запи- новон настроение души. Такова еще книге братьев Заволокиных на- ИЗ ГЛУБИН ДУШИ НАРОДНОЙ r22ZZZ2ZZZ22222ZZZZ2ZZZZ22%2ZZZ222Z222222ZZZ2ZZZ2222Z22ZZ22%22ZZZZZZZ2ZZ2Z2222222Z2ZZ; И мена Александра и Ген­ надия Заволокиных, моло­ дых новосибирских композито­ ров. собирателей сибирских час­ тушек и прекрасных их испол­ нителей, в Северном районе хо­ рошо известны. Они бывали у нас неоднократно. Ездили по деревням п селам. Давали кон­ церты, сами слушали и записы­ вали то, что народ поет. Ре­ зультатом этих встреч стали сборники частушек. Первый из них вышел в свет несколько лет назад, второй, названный ими «Частушки Западной Сибири»; совсем недавно был на прилав­ ках книжных магазинов. Имен­ но был, потому что его уже не купишь: все распродано в считанные дни. Интерес к народному музы­ кальному творчеству велик. Ну, а если среди авторов — хоро­ шо знакомые, а порой и род­ ные люди, то уж заиметь такой сувенир — престиж покупателя. В новом сборнике братьев За­ волокиных таких имен — зна­ комых не по наслышке —- не­ мало. Одна из них — Анна Максимовна Белова, организатор й бессменный руководитель женского фольклорного хора села Бергуль. Четырнадцать частушек Анны Максимовны она родилась в те годы, когда в районе шла электрификация, когда в начале 50-х годов хо­ зяйки начали убирать в кла­ довки керосиновые лампы, ког­ да отпала необходимость су­ шить лучину для светцов. Впро­ чем, она вполне могла родить­ ся п в наши дни, когда элект­ ричество широко вошло в жизнь колхозников. А сколько песен - коротышек создано о любви! В сборнике в общей сложности П00 частушек, и большинство из них — о любимом человеке, о счастье быть с ним рядом. II слова для него находятся особые, и склад песни особый. Вот при­ мер: одна частушка А. М. Бело­ вой: Я на печке сижу — Слезы капают, Никто замуж не берет — Только сватают. В «Частушках Западной Си­ бири» нет четкого тематическо­ го и временного разграничения. А двухстрочные стихотворные заставки - заголовки скорее при­ мерный ориентир для читателя. Так, например, раздел «Вышла замуж — не на радость, загу­ била свою младость» собраны частушки вроде: Не ходите, девки, замуж — Ой, совсем не сладко там уж: Лучше б в девках я сидела И весь век свой песни пела. чат с Бергуля, с частушек А. М. Беловой. В авторы «Час­ тушек» вошли и другие житель­ ницы этого села: М. Т. Гайду­ кова, К. М. Савастеева, 3. Й. Сидорова, К. Е. Осипова. К. Е. Осиповой — 58 лет, К. М. Савастеевой — шестьде­ сят. Многое пережито ими. И рождение колхозов они виде­ ли, л на фронт родных и близ­ ких провожали, и новую колхоз­ ную жизнь строили. А вот по­ ют «про любовь». На гармошечке играет Коля - ягодиночка. Раз спасибо, два спасибо. Третий раз спасибочко! Дайте прялку, дайте лен, Дайте сорок веретен. Буду я попрядывать, На милого поглядывать. Разговор о сибирской частуш­ ке можно вести бесконечно. Ведь братья Заволокпны объез­ дили за нею Томскую, Омскую, Новосибирскую области. Побы­ вали в сотнях сел и деревень. Только по разделу «Новоси­ бирская область» можно пред­ ставить каким сложным был путь собирателей народного творчества: город Новосибирск, деревня Лукошино Купинского района, село Баклуши Дово- ленского, село Подольск Баган- ского, город Бердск, рабочий поселок Колывань, село Шар- гино Сузунского и т. д. Поется частушка. Поется вез­ де. Под нее легче пляшется, легче грустится. Она поможет сказать любимому о большом чувстве лучше, чем сотни дру­ гих слов. Так что, если прочтя одно из И 00 четверостиший, скажете, что%оно про вас и в какую - то минуту споете ее. как свою, значит, цель сборника достигнута: частушка нашла своего второго хозяина, вошла в его душу. А от этого он стал богаче, А. ШАРАПИНСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2