За дело Ленина, 1983, № 35

Пролетарии всех стран, соединяйтесь! i i v y i u Газе та основана 20 июля 1935 года № 35 ( 5 4 7 5 ) В Т О Р Н И К 2 М А Р ' 1983 года Цена 2 коп. О Р Г А Н С Е В Е Р Н О Г О Р А Й К О М А К П С С И Р А Й О Н Н О Г О С О В Е Т А Н А Р О Д Н Ы Х Д Е П У Т А Т О В Н О В О С И Б И Р С К О Й О БЛ АСТИ Выходит по в торникам , четвергам и субботам. Весне навстречу Г О Т О В И М С Я К О Первые весенние ветры приносят з е м ­ ледельцу радость н в то ж е время т р е ­ вогу: все ли гото во к посевной, не п од ­ в едет ли те хника, качественны лн се м е ­ на? Д у м а ю т об этом и хлеб оробы к о л ­ хоза «З а$§ты Ильича» . Ч т о к а с а е т с я семенного фонда , то здесь не все благополучно. Ч а с т ь овса и пшеницы отп равлен а в Куйбышев на обмен и до сих нор он не произведен . Хотя не за горами распу ти ц а , а гам ц посевная. Р а з г о в о р о технике сл ед у ет н ачать с зерноуборочных ко м байнов, н есмотря на то, что до уборки ещ е д ал еко . Мы запп- "маемся их ремонтом зимой, потому что летом д л я это го нет времени. Всего в ко л х о з е четы рна дц ать комбайнов. Шесть из них отход или всего по одному сезону, т а к что только подтехннчим и поставим на линейку готовности. Д в а — новые. А вот оста льны е шесть ремонтировали в районном объединении «Сел ьхозтехника» . Один пока до сих пор там. Г л а в н а я наша сила- во, время посевной - - т р а к т о р а всех марок . Вот поэтому н постара лис ь отрем онтиров ать капи тальн о четыре т р а к т о р а . Вмес те со сп ец и а л и с т а ­ ми из «Сельхозтехники» над их воеста- йеюлением трудились наши механиза торы И, Т. Терешонок , А. В. Ту болев , В. В. В аш та ев , С. А. Ив анов . Теперь об но в л ен ­ ные машины ж д у т св оего часа вы е зда на поля. * В ма стерс кой районного объединения «Сельхозтехника» н а х о д я т с я сейчас еще д в а колхозных т р а к т о р а . В одном з а м е ­ няет изношенные д е т а л и Н. И. Д о лго в . Второй, К-700, поручено подгото вить К. Д . С ереде и В. М, Григорьеву. Они проверяют к а ж д ы й у з е л на совес ть , ведь мощной маш и не предстоит хорошо п о р а ­ ботать на весновсп ашке. Всего в х о з я й ­ ств е на поля выйдут три «Кировца». Но пока для одного из них пег коробки перед ач . П р а в д а , мы надеем ся в конце м а р та получить нужный узел. На к а ж д ы й из этих т р а к т о р о в у ж е сейчас назначены по д ва сменных м е х ан и з а т о р а , что позволит и з б е ж а т ь простоев. Вывозка леса в х о зяй с т в е почти з а ­ кончена, те хника о с в о б о ж д а е т с я . 11 о с т а в ­ шиеся три гусеничных т р а к т о р а п ройдут техосмотры и регулировку д о середины ап реля . К тому времени мы поставим па линейку готовности п весь сельхоз - пнвентарь. Уж е сейчас бороны о тл аж ены , но дело с то и т за тем, что нет ж е ле з а д л я сцепки. И с пр а вл я е м ста р о е , посколь ­ к у нового пока «С ельхозтехник а» нс обещает. П роверены и исп рав лены д е ­ сять из три н а дц а т и сеялок. Особую тревогу вы зы в аю т к у л ь т и в а т о ­ ры. Н ет д л я них стоек. Это, п ож алуй , беда всех колхозов . Сколько могли, исправили. А г д е в з я т ь ост альные? Нужны нам нынче и к у л ь тив а то ры д л я б е з о т ­ вальной о б р аб о тки земли. Ш и р о к о з а х в а т ­ ные (9 м е т р о в ) , они намного уск оряю т процесс об раб отки почвы п улучшают его качество. В прошлом году мы применили этот а г р е г а т впервые и получили М П Л Е К С Н О хороший эффект. Нынче к посевной п р и ­ обретем в Купинском районе еще несколько куль тив а торов. Кроме подготовки техники у ж е теперь подбираем кадры м е х ан из а то р о в . Ведь от людей, в конечном итоге, з а в и си т все: и сроки н качество. Возделыванию силосных к у ль тур будет дове рено звену П. П. Кочерешко. З а ним в прошлом году была з а к р еп л ен а земля . И весь процесс: от предпосевной о б р а ­ ботки почвы до уборки у р о ж а я вып ол ­ нял о одно звено. Р е з у л ь т а т ы были н а л и ­ цо: у р о ж а й силосных превысил з а п л а н и ­ рованный. II нынче, у ж е имея опыт, механизаторы го т о в я т с я к битве за у в ел и ­ чение продуктивности поля. Посев п вы р ащ и вани е зерновых к у л ь ­ тур, овса и пшеницы, бу ду т вести зв енья К. Л . Середы, которого мы готовим сейчас для приема к а н д и д а т о м в члены КПСС, п ком сомольца В. М. Григорьева. Они и и минувшем году п о к аз а л и себя настоящими хозяе вами земли. Не о с т а ­ вили на поде ни одного колоск а. Не п о д ­ недут н нынче. В. М, Григорь ев , к а к победитель уборки у р о ж а я 1982 г о д а с р е ­ ди , комсомол!.ско - мо л о д еж ны х зв еньев, был н а г р а ж д е н туристической путевкой во Францию. В я н в ар е он т ам побыв ал . Сплоченность звеньев, качественно о т ­ р ем онтиров анная техника, четко н а л а ­ женное о б с л у ж и в а н и е п о з в о л я т провести сев в срок п с хорошим качеством . С. И ЗЮ Р О В , главный инжен ер ко л х о з а . Ж и в о т н о в о д с т в о — ударный фронт С К О Т С Д А Н С Х О Р О Ш И М В Е С О М В первом к в а р т а л е те кущего года животноводы колхоза «"Восход» план ир о в ал и п рода ть г о с у д а р с т в у 570 центнеров г о ­ вядины. Откорм молодня ка д л я сдачи был поручен ск отнику Николаю Дмитриевичу Б а р а б а ­ нову. Уверенно в з я л с я он за дело. И у ж е в ф е в р а л е р е з у л ь ­ таты о ткорм а п о к а з а л и , что даж 'е при ньшешцем рационе, когда с к а зы в а е т с я н е х в а т к а к о р ­ мов, можно д о б и в а т ь с я х о р о ­ ших п о к аз а тел ей . Н у ж н о толь- <‘ло р а б о т а т ь на совес ть , точно вып олн яя р а с п о р я д о к дня . С р е д ­ ний вес одной головы молодкяСостоялась 19 м а р т а в Северном со стоя л а с ь научно - п р акти ч еск ая к о н ­ фер енция по темам «Методы улучшения куль туры з ем ле де лия , повышения у р ож а й н о с т и з е р н о ­ вых культур» , «Формы научной орг ан и зац ии и повышения п р о ­ изводительности т р у д а на период полевых работ». Н а конференции п р ис у тств о ­ вали научные сотрудники СнбНП П '3. В. О р л о в а , " А- И А ржаных , В. Т. П екшев , Л . Г. К ашппына, кинорежисс ер З а - падно - Сибирской студии к и ­ нохроники В. Н. Кл о бу к о в. В з а л е находились п р е д с т а в и ­ тели р ай к ом а КПСС , сп ециалисты у п р а в л ен и я се льск ого х о ­ з я й с т в а , р уководите ли и сп ец и алисты РАПО , п ре д с е д а т е л и и специалисты к о л хозов , р у к о в о ­ дители промышленных п р ед пр и ­ ятий. Д л я присутствующих были прочитаны д о к л а д ы : «П р о гр ессивные формы и ме тоды о р г а ­ низации и оплаты т р у д а в р а с ­ тениеводств е» , « О р г ан и з ац и я исп о ль зо в ан и я техники в посевных ком плек сах» , «Научные р а з ­ ка превысил 340 кил о гр амм о в. В х о зяй с т в е сейчас сд ан о 143 животных. И з них выше с р е д ­ ней упитанности — 100. Всего па мя сокомбинат отправлено 518 центнеров говядины. Трудны е условия зимовки- не п озволяю т поставить еще одну группу молодня ка на интенсивный откорм, поэтому з а д а ч а по выполнению полугодового плана будет р еш ать ся в летние месяцы. Н а гу л и откорм ж и ­ вотных поруча т Н. Д . Б а р а б а ­ нову .и Н. А. П а вл о в у . Н. АНТИПИН, главный зоотехник. конференция работки и передовой опыт в орг ан и зац ии ко рм о п р о и зв о д с т ­ ва», «Экономическая оценка с е ­ в ооборотов Северо - Б а р а б и н с - кой зоны». Г лавный агрон ом у п р а в л ен и я се льского х о зяй ств а А. П. З а й ­ цев д а л рекомендации по п р а к ­ тическому применению з о н а л ь ­ ной системы в повышении у р о ­ ж айн о сти сельск охозяйств енных куль тур . Г лавный агроном к о л ­ хоза имени М. Г о рьк ого Н. А. П а н а р и н , п оде ли лся опытом внедрения научно - о босн ован ­ ных форм в едения з ем ле де л ия . В. Я. Косс, главный экономист к о л х о з а «V I I с ъ е з д Советов», в своем выступлении а к ц е н т и ­ р о в а л а внимание на о р г а н и з а ­ ции т р у д а зв еньев, з а н я т ы х в ы ­ р ащ ив анием корм овы х куль тур . У пра вляющ ий Сев ерной «С ель ­ хозт ехникой» Г. Г. З ы р я н о в п о ­ д е л и л с я опытом о р г ан и з ац ии о б ­ с л у ж и в а н и я машинно - т р а к т о р ­ ного п а р к а в у с л о в и ях научной технологии з ем леделия . В зак лючение участн ики к о н ­ ференции посмотрели фильм по се льск охозяйств енной тем атике. Латвийская ССР. Коллектив Риж ского Головного спец и али зи ­ рованного кон структорского бюро по комплексу машин д л я ферм крупного р о г ато го с к о т а передал машиностроителям д о к у м е н т а ­ цию на п роизводство 32 машин и приспособлений. Здесь постоянно ведется поиск оптимальных решений, позволяющих сделать технику удобной и надежной в эксплуатации, на уровне лучших мировых образцов. В нынешнем году конструкторы бюро подготовят к государственным испытаниям еще 18 наименований новых и модернизированных агрегатов. На снимке вверху: испытания молочных насосов проводит инженер М. Аболиньш. На снимке внизу: ведущий конструктор А. Хаврич ( сле ва) и инженер - конструктор У. Баутрис у опытного образна резервуара непосредственного охлаждения молока РНО-2,5. Такой резервуар потребляет в два раза меньше электроэнергии по сравнению с серийно выпускаемыми. Фото Б. Колесникова (Фотохроника ТАСС) Веста из к о л х о з а „Новая ж и зн ь “ Р е м о н т и р у е м т е х н и к у В колхозе 28 т р а к т о р о в , из них 14 гусеничных и три К-700, о ста л ьны е М ТЗ и Т-25, Около 90 процентов т р а к т о р о в исп равные: к о л е с ­ ные с т о я т на линейке г о т о в ­ ности, а большинство г у с е ­ ничных и «Кировцы» р а б о т а ­ ют па з а г о т о в к е и в ы в о зк е строи тельн ого леса . Б стадии з а в е р ш е н и я р е ­ монта М Г З -80 В, С. Н е гла - тюкова. Он в о с с т а н а в л и в а е т его в р айеельхозтехнике . И один гусеничный т р а к т о р т р е ­ бует замены з а д н е г о моста. К а к йояенпл главный и н ж е ­ нер Ни колай П е трович К р а с ­ нов, что э ту р а б о т у они п р о ­ в ед ут в своей ма стерс кой и д л я выполнения ее п о т р е б у ­ ются б у к в а л ьн о ^ с чи т ан н ы е ч а ­ сы. 1Ien.’ioxo по д го то вл ен п а р к се ль ск о х о зяй ств ен ных машин и прицепного и нв ен тар я . С еялки, к у л ь т и в а т о р ы о т ­ рем о нти р о в ал и сами т р а к т о ­ ристы, кто р а б о т а л на них, ещ е с осени, А вот рем он ­ том борон з а н и м а л и с ь сл е с а - пн В. Т. П о ш а л о в п С. Н. Быков. Все 155 борон о т р е ­ мон тированы _ нмп к а ч е с т в е н ­ но. П р а вл ен и е и п артбю ро к о л ­ х о з а н адею тся , что техника в период несение - полевых р а б о т не подвед ет . А. АЛЕКСАНДРОВ . „ М о л н и и " с о о б щ а ю т В кра сном уголке Ч у в а - шинской м о л о ч н о т о в а р н о й фермы висит несколько к р а ­ сочно оформленных «М ол ­ ний» и «Боевых листков», которы е сообщ аю т о д о с т и ­ ж е н и я х лучших ж и в о т н о в о ­ дов за ф е в р а л ь и призыв аю т всех р а в н я т ь с я на них. Молодые теля тни цы Т а м а ­ ра Тырышкина и Нина Б ы ­ кова добились по 875 г р а м ­ мов среднесуточного привеса от к а ж д о г о тел е н к а , не д о ­ пустили п а д е ж а . Э то д о с т и г ­ нуто б л а г о д а р я к р о п о т л и в о ­ му т р у д у , высокой дисциплинированности и х о зяй с к ом у отношению к порученному делу. Н е см о т р я на ск удный р а ­ цион к о рм ле н и я хороших рез у л ь т а т о в добились скотники отк орм очного гу р та В. М. Б а р с у к и Н. В. Ксенофонтов. К а ж д ы й бычок еж ед не вн о п р и ­ б а в л я е т в в есе около п я т и ­ со т грамм ов. А вот еще одна «Молния», к о т о р а я п р о с л а в л я е т п ер ед о ­ вых д о я р о к и сообщает, что в ф е в р а л е В. И. Аверченко от за к реп лен ной з а ней гр у п ­ пы (25 ко р о в ) н ад о ил а 2852 ки л о г р ам м а м о л о к а , а М. Л, М а к а р о в а от 21 коровы — 2415 килограмм ов. Д а , действительно , ж и в о т ­ но во д ам ко л х о з а есть на к о ­ го р а в н я т ь с я , есть с кого б р а т ь пример, А. АНДРЕЕВ .

2 нкнжн11111<1и|||1жж1жи!жжш!нн1н1пш1ш1шншне «ЗА Д ЕЛ О ЛЕНИНА» iiiiiiiii!iiiiit!iiiiiiiiiiiiiiiiti<ii<.. № 35 ( 5 4 7 5 ) ♦ 22 м а р т а 1983 г о д а ЕСЛИ ЛЮБИШЬ СВОЁ ДЕЛО Неизмеримо в елика роль д еп у т а т а в р азви тии колхозн ого произв одства. Н а ­ родные избранники работаю т на всех в едущих участк ах , своим примером в д о х ­ н о вл я я на ударный т р у д других. Они непримиримы к недостатк ам , душой болею т з а порученное дело. В Алсшинской бригаде ко л х о з а «Новая жи зн ь» ж и в е т Нина Мак симовна ДЮжо- в а — д е п у т а т Чувашинского сельского Сове та . В хозяйств е , пож ал у й , ни одной зимовки не было легкой, постоянно с к а ­ з ы в а е т с я н е х в а т к а кормов. Но Нина М ак сим о вна вместе с другими доярками п р и л а г а е т все усилия, чтобы закончить этот трудный период без потерь. Нелегко приходится коллективу ф е р ­ мы. На строгий учет нужно взять все сено, солому, силос. Именно поэтому с о з ­ дан депутатский пост. Кроме Н. М. Дк>- жовой в него входит еще один деп утат: Нина Николаевна Малышева. Они пров еряю т к а к доярки и скотники расходуют к о рм а , р ационально ли их используют. Конечно, при скудном р а ц и о н е - д о в о л ь ­ но трудно добить ся высоких показа те лей, но Н. М. Д ю ж о в а не опускает рук. Своим пред став ителем в орган народной власти односельчане избрали ее впервые, и она оправдыв ает их доверие. Ведь депутат не может быть равнодушным к делам производственным. Р а б о т а на ф е р ­ ме, показатели всего ко ллектива давно уж е стали близкими д л я Нины М акси ­ мовны. Вот и дум а е т она, к а к увеличить продуктивность к а ж д о й коровы не только в своей группе, но и в группах других доярок. Люди, подобные Н. М. Д юж овой, скрепляют коллектив, помогают ему с честью выйти из любых испытаний. Есть такие мастера машинного доения и на Чувашинской ферме. Достаточно н азв ать имя Н. П. Гордеевой, которая за 1982 год получила от к а ж д о й коровы з а к р еп ­ ленной з а ней группы больше других молока. Основной костяк ко ллектива составл яю т Т. II. Архипова, В. 11. Аверчен ко, М. Н. Голубева, А. Н. Мамонова. Б л а г о д а р я их т р у д у зимовка идет без потерь. Но все - такн с к азы в а ется скудность рациона. Суточные надои не превышают в среднем от коровы пяти килограммов. Однако на ферме не все благополучно и с трудовой дисциплиной. От этого ст р а да е т произв одство, ух\ ша ется санитарное состояние фермы. Аграфена Николаевна Мамонова прор аб о тал а здесь не один деся ток лег , поэтому и - г л у б о к о трогаю т ее нарушения. Она, к а к деп утат , разбираетс я в причинах х алат ного отношения некоторых членов коллектива к своим обязанностям. Часто на ферме случаются поломки иа- возоуборочных механизмов, а значит, скот стоит грязный, в помещении не убрано. Недавно Аграфена Николаевна выступила на сессии сельского Совета с речью, где вскрыла недостатки. Упрек был высказан н в ад рес специалистов среднего звена, которые иногда равно ­ душно проходят .мимо нарушений производственной и технологической дисциплины. Перед хозяйством сто ят большие з а д а ­ чи. Решить их можно тольк о тогда, когда весь ко ллектив животноводов будет т а к ж е заинтересован в укреплении этой отрасли, как деп утаты А. Н. Мамонова и II. М. Д ю ж о в а . Ф. ФИЛИППОВ пред седатель исполкома Чувашинского сельского Совета. Э ТИ КНИГИ ЧИ ТАЕ Т ВЕСЬ М ИР Москва. Биография К ар л а Маркса и труды основоположника научного коммунизма печ атае т Московская ордена Трудового Красного Знамени типография «Искра революции» — специализированное предприятие по выпуску лит ературы на иностранных языках . Можно ск азать , что почти весь мир читает груды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина , произведения русских, советских и з ар у б еж ны х классиков, которые выходят из этой типографии в переводе на 60 языков и поступают в 101? страны. На снимке: произведения К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И'. Ленина , выпущенные типографией «Искра революции». Фото В. Великжанина (Фотохроника ТАСС) ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ НА СЕЛЕ В Северной средней школе о б у ча ется более 800 учащихся, и многие из них нашли себе з а н я т и я по душе. Р е б я т а з ан и ­ маются в к р у ж к а х , ф а к у л ь т а ­ т и в а х , спортивных секциях. Тесные контакты с общественностью, совместная д е я т е л ь ­ ность школы и семьи по ком ­ мунистическому воспитанию у ч а ­ щихся — вот на чем осн овыв ает учебно - воспитательную р а ­ боту наш педагогический к о л ­ лекти в. Школа серье зно р а б о ­ т а е т во вопросу: «Каждому, кл ассу — полезное дело!». Инициативой комсомольцев 10 «б» и их кл ассного руководите ля Славомиры Онисифоровиы Петровой явилось со зд ан и е клуб а «Азб ука д л я двоих». Его з а д а ­ чей ' я в л я е т с я д а т ь выпускникам н ач ал ьны е зн ан ия о будущей семейной жизн и. Большую помощь о к а зы в а е т центральная р а й о н н а я библиотека в лице М. А. Лопуховой . З д е с ь читают лекции юристы («Личность и общес тво» , «С емья и за к о н » ) , п р о во д я т беседы врач и («От чего хотелос ь бы убер еч ь» ), о р г а ­ низуются веч ера («Пусть л ю ­ бовью мир н ап о л ни тся» ), д и с ­ путы («Поговорим откровенно»), со с т о я л а с ь в стреч а с экономистом («Семейный бю дж ет» ) и обзор л и т е р а т у р ы «Бу д ущ им м о лодо ­ женам»." Б е з в сяк о го сомнения эти з а н я т и я принесут большую поль зу ре б я т а м . Полезным начинанием я в л я е т ­ ся и нициатив а 9 «в» и его кл ас сн о го р у ковод ите ля Е. К. П етровой : эстети ческое в о сп итание пос редством музыки. Здесь большую помощь о к а зы в ае т м у зы к а л ь н а я школа . Р е б я т а в т о ­ рой го д п о сещ аю т м у зы к а л ь - . ный ф а к у л ь т е т 3-х годичного унив ерсите та культуры. П а их словам, они стали лучше р а з ­ б ира тьс я в серьезной музыке. Ими отмечены з а н я т и я : « Р а с ­ цвет м узы ка льных к у л ь ту р н а р о ­ дов СССР», «М узыка в борьбе з а человечество» , «Сергей П р ок оф ье в — великий советский компози тор», «Симфоническое т ворче ство Шостаковича» , «К о ­ в ал ев ск ий и дети» и р я д д р у ­ гих. Второй год на б а з е межко.т- х о зл е с х о з а р а б о т а е т школьное лесничество. Это является полезным делом 8 «б» п его к л а с ­ сного руководите ля В. П. Д е ­ евой, Наставник ребят — Негр Иван ович Иванов — инженер лесного хозяйства . Главными з а д ач ам и лесничества являю тс я: воспитание любви к природе родного края, формирование трудовых умений и навыков по охране, использованию и воспроизводству природных ресур ­ сов. При школе р а б о т а е т юная д обровольна я п о ж а р н а я дружпг о в а ) . Его за дачей является расширение кругозора посредством пропаганды лучших детских фильмов, В подборе методического м а ­ тер и ал а помощь о к а зы в ае т методист кнчосетн Г. П. Людвиг. П р о д о лж а е т ра боту школьный музей. Л е к т о р с к а я группа 6 «в» в этом году проводит экскурсии по повой теме: «Вспомним всех поименно!» (о северянах Героях Советского Союза и наших з ем ля к ах , не вернувшихся с полей Великой О т е ­ Делимся опытом на на базе 7 «а» (классный р у ­ ководитель В. В. Литвинова , наставник — начальник ВДПО В. С. Р о нж и н ) . Н а теоретических н практических з ан я ти я х ребята учатся мужеств у и н а х о д ­ чивости, бережном у отношению социалистической собствен ­ ности, у ч атся проводить про ­ филактическую работу по предупреждений) пожаров. Под руководством инспектора по делам несовершеннолетних раб о тае т опергруппа при комитете комсомола школы. В ее обязанности входит д еж у р с тво на школьных вечерах, детских киносеансах. Р е б я т а являютс я шефами «трудных» подростков. Несколько лет п о др я д школьным круж ком интернациональной д р уж бы , основанном на б а ­ зе 6 «а» к л ас са , руководит В. Н. Исакова. К р у ж о к имеет свой уста в и подробный план р а б о ­ ты, Его за с едан ия проходят живо и увлекательно. П ровод ит ­ ся обширная переписка с многочисленными адресатам и, з а о ч ­ ные путешествия по союзным республикам и странам со ц и ализма. Р е б я т а собирают подписи в защиту прогрессивных д е ­ ятелей Чили и П а р а г в а я , у частвуют в конкурсах политической песни и политического п л а к а ­ та. На базе 5 «б» клас са р а б о ­ та ет школьный кинотеатр ( к л а с ­ сный рук оводите ль Г. Д. Т о - чественной войны). Экскурсия явилась итогом большой поисковой работы пионерской и комсомольской о р г ан и з ац ий н а ­ шей шкоты. Сейчас р еб ята в е ­ дут новый поиск: «Выпускники Северной средней школы — передовики производства села». Хочется с к а з а т ь о кр уж к е «Умелые руки», работающем на баз е 7 «в» класса (классный руководите ль М. Г. Л уком с - к а я ) . Все без исключения р е б я ­ та (и мальчики, и девочки) с огромным увлечением зан и м аю т ­ ся кулинарией , и д а ж е мамы могут им п о з ав ид о в ать в и з го ­ товлении чудесных тортов. Под руководством С. П. Гриб- ковского мальчики средних к л а с ­ сов собирают картины. С большой нагрузкой р а б о т а ­ ет наш спортзал. Здесь п р ак ти ­ чески никогда не бывает тихо. Он открыт почти д л я всех желающих. И в этом з а с л у га А. Ф. Ятис и А. П. Краснова. Им ока зыв аю т помощь р е б я т а - ста ршеклассники . ведущие се к ­ ции с т ю н е р а м и . Т а к ж е необходимо отметить работу к р у ж к а по изучению произведений В. И. Ленина ( р у ­ ководитель К. В. П у д о в ) . Посещают наши дети круж ки при Доме куль туры и Доме пионеров. Д л я координации всей внешкольной воспитательной р а б о ­ ты необходимо с оздать совет села при районном исполкоме Советов народных депутатов. Об этом д а в н о ведется речь па страницах многочисленной методической литературы. Совет, без сомнения, о к а з а л бы ощутимую помощь в о р г а н и з а ­ ции т р у д а и отдыха детей в течение учебного года. и во время каникул. Несколько лет н а з а д школа обр ащ а ла с ь в райисполком к В. М, Груенко с подробным предложением, но не получила поддержки. Очень мало технических к р у ж ­ ков для наших мальчишек, о со ­ бенно «трудных». По п о л о ж е ­ нию при Д о м е пионеров д о л ж ­ на из всех имеющихся круж ков половина быть техническими, И здесь опять не обойтись без помощи Совета , Общими силами при р у к о ­ водстве сонета можно отлично планировать работу клуба вы ­ ходного дня. Хорошим примером в данном вопросе яв л я е тся Г орьковская область , где при областном, городских и районных исполкомах Советов народных д еп у ­ тато в действуют советы по р а ­ боте с детьми, которые р у к о в о ­ д я т всей внешкольной воспитате льной работой. К работе с детьми привлечены более 16,5 тысячи пред став ителей т р у д о ­ вых ко ллек тивов, спортсменов, ученых, в етеранов войны и т р у д а . Около 6 тысяч из них являю тся руководителями о т р я ­ дов по месту житель ств а , более 2,5 тысячи на обществ енных н ач ал ах р аб о таю т во внешкольных учреждениях, 4,5 ты ­ сячи являю тся индивидуальными шефами. Б о г а т опыт советов по привлечению родителей к о р г а ­ низации к р у ж к о в различного направления . Н ам хотелось бы большую помощь получить от п е д о т р яд а нашего базового предприятия. Чтобы были не только экскурсии, встречи, у р о ­ ки м уж еств а , но и и нд и ви д у ал ь ­ н а я р аб о та с «трудными» п од ­ ростками. Г. БАГРОВА, организатор внеклассной р а ­ боты Северной средней школы. 21 МАРТА — 100 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ (1 883—1909) В. А. АНТОНОВА-ОВСЕЕНКО, СОВЕТСКОГО, ПАРТИЙНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО ДЕЯТЕЛЯ. АКТИВНОГО УЧАСТНИКА ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ Владимир Александрович Антонов - Овсеенко родился 21 марта 1883 года в Чернигове. В 1902 году вступил в Р СД Р П . В. А. Антонов - Овсеенко — един из славных бойцов ленинской гвардии, вся жизнь которого была неразрывно с в я з а н а с историей революционного движения России 1902—1917 годов, г р а ж д а н ­ ской войной и становлением Советской власти. Замеч ательные качества организатора , пропагандиста, бойца проявились в дни Великой Ок тябрьской социалистической революции. Он б'ыл одним из руководителей штурма Зимнего д ворц а , аре ста Временного правительства. В годы граж данс кой войны проявился стра теги ­ ческий т а л а н т В. А. Антонова - Овсеенко. Как революционный полководец он освобож д ал Украину, Дон, Крым от интервентов и войск внутренней контрреволюции, о т ­ д а в а л все силы строительству новой жизни. В декабре 1919 года В. А. Антонов - Овсеенко был избран председателем Т ам бов ­ ского губисполкома и возглавил партийную ор г ан и з а ­ цию губернии. Осенью 1921 года Антонов - Овсеенко — в Самаре, он — председатель губисполкома. Разв ернул энергичную деяте льность по борьбе с голодом и по хозяйствен ­ ному строительству. Возглавил Комиссию помощи голо ­ дающим. С 1922 года Антонов - сеенко с большой о т в етст ­ венностью выполняет раб о ту по строительству Красной Армии, С фев рал я 1924 годЛ . до осени 1937 года был на дипломатических постах: пол ­ предом СССР в Чехословакии, Польше, генеральным консулом в Ба рселоне во время борьбы республикан ской армии Испании с ф аш измом. Его имя всегда будет ж и т ь в благодарной памяти советского народа. (Фотохроника ТАСС) Слава трудовым династиям КИРОВ. В совхоз е «Слободской» есть л есо з аго то ви ­ тел ьная бригаг*а. Четв еро лесорубов в ней — Мошкины. К л авди я Алексеевна и Алексей Филиппович воспи ­ та ли десятерых детей, все они продолжаю т дело своих родителей. Мошкины не единственная т р у д о в а я д и ­ настия в совхозе. На н е д а в ­ них то р ж е с т в а х по случаю чествов ания ветеранов т р у д а памятными подарками был отмечен ударный тр уд нескольких дес ятков семей, бри ­ гад, звеньев, экипажей .

i l l H H I H H H I I I I H t M M I I I U ' H I t l i t * «ЗА Д Е Л О Л Е Н И Н А » 22 м арта 1983 года 4 № 35 (5475) З Д Е С Ь ГОТОВЯТ К А Д Р Ы Д Л Я СЕЛА 8 ’яасссссссссссссг? 'Z :,C U ^ C C ^ C C C O JC ^ Z Z X G O £ C C C C C C Z X . ЭКОНОМИКА ЗРЕЛОГО СОЦИАЛИЗМА ТРЕБУЕТ ОТ РАБОЧЕГО ЧЕЛОВЕКА ШИРОКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КРУГОЗОРА, НОВАТОРСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ, РАЦИО- НАЛ ИЗАТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА, АКТИВНОЙ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ, ЧУВСТВА ХОЗЯИНА ПРОИЗВОДСТВА. У НАШЕЙ ПРОФТЕХШКОЛЫ БОГАТЫЙ ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ ТАКИХ ТРУЖЕНИКОВ. П е р е д о в а я «Правды» з а 17 д е к а б р я 1982 года. zzzzzzzzzzzzzzzzz* .\ Всегда, когда бываю в Северном ССПТУ-21, то с р а ­ достью отмечаю про себя, что ребята , обучающиеся здесь, многим отличаютс я от с т а рш е ­ клас сников средней школы, х о ­ тя они, в общем-то, одного в о зр аста . Возьмем д а ж е чисто внешнюю сторону. Все к у р с ан ­ ты п р и х о д я т на з а н я т и я в форме, вы г л я д я т подтянутыми , аккуратными . Д а ж е после з в о н ­ ка с урока . здесь не шумная, а ожи в ле нн а я , д е л о в а я атм осфера . Ч ув ствуется , что ребята считают себя на ступеньку взрослее , чем в средней школе. Они не тольк о изучают общ е о бр а зо ва тел ьны е дисциплины, по и приобретают специальность, готовят себя к тр уду. Они — наша р а б о ч а я смена, будущие механиза торы, строители. С о р а з ­ мерно этому требов анию в ед ет ­ ся в училище уч ебная, производственная н воспитательная работа. При раз го во р е со мной з авуч училища Н. В. Виноградова спросила: «Вы знаете , чем мне нравится наш п реп ода ва тель ский коллектив?» — 11 са ма ж е отв етила на этот вопрос: — «Тем, что у нас к а ж д ы й преп о д а в а т е л ь относится с любовью к детям . Учитывает их в о з р а с т ­ ные особенности. С тар ае тся найти в к а ж д о м учащемся что-то хорошее, и за счет этого помочь подростку сам о у тв ер д ить ся в коллек тиве, поверить в себя и в окружающих» . Действ ите льно, как это в а ж ­ но, к о гд а тебе доверяю т, даю т тебе возможность «удивлять ся , гл яд я в собственную душу». Мне вспомнились эти слов а ки ­ ноактрисы Чуриковой, и эти, где она говорит, что воспитание безнрав ственности начинается то гд а , когда шлепок означает окончание спора. К а к это в ер ­ но, пусть д а ж е шлепок не в прямом, а в переносном смысле, потому что в н атуральном виде применять его ко взрослым не всегда можно, хотя некоторые горе - воспитатели и этим пользуются. Но ч аще резкое сл о ­ во, Нетактичность или просто равнодушный в з гл яд д оставляю т еще больше огорчения. Что греха таить , в наше училище иногда п риходят дети с низкой педагогической подготовкой'. 11 когда они из у г л о в а ­ тых и ершистых ст а н о в я т с я уравновешенными, это происходит не вдруг. П о э том у вполне закономерно, что все хорошие изменения в своих воспитанниках преподаватели и мастера впра ве отнести на свой счет. Но убедительнее всего об этом р ас ск а зы в аю т сами ребята. Володя Вишняков: — Я живу в Г р ажд ан ц ево . Учился в ста рших к лас сах слабо. После восьмого класса пошел сюда, чв училище. Со стороны родителей т о ж е не было никакого препятствия. У меня механиза то - Определить свой выбор ром был отец: р а б о та л пока по зво л я ло здоровье. Старший браг т о ж е имеет эту сп ециальность. Д теперь кот и я. В этом году за канчиваю училище, в степах ко то рого находился почти грн года. Прошлой осенью самостоятельно работал на комбайне в звене Сандзю ка. Это была моя производствен ­ ная практика , работать было интересно. При расчете получил 500 рублей. Д е л о не в деньгах, с к аж е те вы. М ожет быть. Но д л я Б о ­ л о т эго первый с а м о с т о я т е л ь ­ ный в к л а д в семейный бюджет. А получать деньги, з а р а ­ ботанные собственным трудом, в сегда приятно. Володя Вишняков — за м еститель с е к р ета р я комсомольской организации училища. Очень откров енный парень. Хорошо учится. Д а ж е в мыслях не п ре д с т а в л я е т себя вне училища. Подобное могут р а с с к а з а т ь о себе и другие, с кем пришлось мне беседовать. Например , Сергей Веселов из Остяцка, Анатолий Малышев из Ново- Троицка, Серьезнее , с та л относиться к зан я т и я м Валерий Аксенов из Ичкалы и Андрей Алешкин из Северного. Все они еще в дет стве соп р и к а с а ­ лись с техникой, и училище — это осуществление их же лани я и возможности р а б о т а т ь на земле. Первый год учитс я в ССПТУ-21 С аша Михалевич. Он т о ж е из Г р аж д ан ц ев о . У него очень хорошая х арактеристика со школы. И в училище он с р а зу ж е обратил на себе внимание сдерж анностью и п р и л е ж ­ ным отношением к зан яти ям . Р е б я т а - однокурсники избрали его ста ростой группы. Видно, как С аш а серье зно п ереж ив ае т за успеваемость и посещаемость. - С амое большое число пропусков, — р а с с к а з а л он, — приходится па субботу и понедельник. II все из-за а в т о б у ­ са. В унисон, наперебой р а с с к а ­ зывали р еб ята о том, что к о л ­ хозные ав тобусы у х о д я т в та к о е время , когда з а н я т и я еще не закончились , а под р аспи ­ сание училища никто не п о д ­ с т р аив ае тся , да и отд ельно в о ­ зить курсантов никто не с о г л а ­ сится. А побывать дома хочется к а ж д о м у . Отсюда и пропуски 11 неуспеваемость. Особенно она зам етн а у ребят из Фе доровки н Остинка. В других же хозяйствах руководители б о ­ лее сговорчивее , считаются с просьбами и требованиями препо шпателей училища, II еще хочется мне р а с с к а ­ з ать о Л ен е Васильевой. Она из Верх - Красноярки, з а к о н ­ чила десять клас сов и п о ж е л а ­ ла с т а т ь водителем ав т о м о б и ­ ля. Как с л ож и тся ее судьба в дальнейшем? А пока Л е н а д у ­ мает р а б о т а т ь в родном к о л х о ­ зе. И гл яд я на Лену , слуш а я о том, как уверенно говорит она о машине, вполне можно д о п у с т и т ь, что современной техникой м о гу т у п р а в л я т ь и девушки. В училище ведется большая сп ортивная р а б о т а , есть своя с толов ая , общеж ити е. Курсанты находятся на полном г о с у д а р с т ­ венном обеспечении, успев аю ­ щие подучают стипендию. И все - та ки, к а к говорят сами ребята , хотелось бы, чтобы к а ­ бинеты были лучше о б о р у д о ­ ваны наглядными пособиями, чтобы была возможность т е о р е ­ тический м а тер и ал с р а з у ж е за к реп ить на практике , чтобы активнее велас ь культурно- массовая работа среди к у р с а н ­ тов, а к тив и зир о в а ла свою д е я ­ тельность ком сомоль ска я о р г а ­ низация. И, наверное, будет это в недалеком будущем , потому что з ап л ан и р о в а н о стр о и тел ь ст ­ во нового училища, гд е будет спортивный з а л , современные кабинеты, з а л д ля отдыха . и о б я з а те л ьн о б у ду т юноши и ловушки. которы е п о ж ел аю т стать м е х ан из а то р ам и широкого профиля. Г. СУНЯИКИНА. ЗАКРЕПЛЯЕТСЯ НА ПРАКТИКЕ Производственное обучение в профессионально - техническом учебном заведении — это п л а ­ номерно ор ганизо ванный п р о ­ цесс под руководством м а стера, направленный на о в л а д е ­ ние профессиональными знаниями, а т а к ж е на всестороннее р а з ­ витие умственных и физических способностей уч ащихся . К а к правило, в профессиональном училище внимание уд е л я е тс я теоретическому обучению. и особенно практическому. В н астоящее время в нашем ССПТУ-21 преподается в о ж д е ­ ние на. ав томобилях и т р а к т о ­ рах. 'Учащиеся первого курс а о с в а ­ ивают новый колесный трак тор МТЗ-82 и гусеничный ДТ-75. Р е б я т а второго и третьего курсов п р о х о дя т в ож д ен ие на ав том о б и лях З И Л - 157 и ГАЗ-53А. З а последнее время зн ачи ­ тельно пополнилась м а т е р и а л ь ­ н а я б а з а училища. М ас тера производственного обучения, а т а к ­ ж е ку рсанты имеют в своем распоряжении К-701, Т-150К, зерновой комбайн «Колос», а в ­ томобиль «Урал-377». М астера произв одственного обучения Г. Г. R o p o n a e B . Н. А. Т а р а ба - ров, В. И. З а к ам с ки й имеют большой с т а ж работы и ст р е ­ м ятся привить к у р с ан т ам любовь к избранной профессии. С этой целью на з а н я т и я х много говоритс я об опыте работы зн атных м е хан иза торов, тех колхозои . г т е ж и в у т учащиеся, п р о во д я т с я встречи с в е т е р а н а ­ ми т р у д а и выпускниками н а ­ шего училища. Еж е г о д н о о р г ан и зу ется т р а ­ диционный конкурс « Лучший по профессии». Р е б я т а , з а н я в ­ шие классные ме ста в соревнованиях. н ап р ав л яю тся па о б ­ ластной конкурс, где п о к а з ы в а ­ ют свое маст ерство и д а ж е там занимают призовые места. Д л я применения своих т е о р е ­ тических и практи ческих з н а ­ ний ку рсанты .выпускных групп в нач ал е м а я будут н а п р а в ­ лены на за ключительную п р а к т и ­ ку в колхозы нашего рай она, где они бу ду т з ащ ищ а т ь свою к в алификацию и зн ан и я , п о лу ­ ченные в нашем училище. А. ХРАМУШИН, старший мастер . * * * Д л я проведения з ан яти й по специальным дисциплинам в училище имеются три к а би н ета: по т р а к т о р а м , ав томобилям, п р ав ил ам д о р ож н о го движ ения , л а б о р а т о р и я для проведения практических з ан яти й по пред ­ мету «тр ак то ры». Все у к а з а н н ы е кабинеты о с ­ нащены необходимым м а т е р и а ­ лом и оборудованием, имеются п ла каты , макеты з а в о д с к о го и собственного изгото вл ения, ки ­ ноустановки , диапроекто ры. Все это п о ш о л я е т у ч ащ им ся в полном объем е получить з н а ­ ния,- необходимые нм для р а б о ­ ты н з ак р еп ить их. В. БОГОМОЛОВ, п р еп о да в а тел ь сиен. дисциплины. Наши ц ел и и з а д а ч и Северное СПТУ-21, как среднее, сущ ествует всего 4 года. З а это время было д в а выпуска: в первом — 33 человека, во втором — 43. Большинство выпускников сейчас проходят действительную с л уж б у в р я д а х С о в е т ­ ской Армии и поэтому пока мы не можем н а з в а т ь х о ­ роших производственников из числа этих выпускников, но если брать весь период с у ­ ществования училища, то р е д ­ ко встретишь механизатора, который бы не учился в его стенах. • З а четыре года проделана очень больша я раб о та . С а ­ мое главное — это сф о рм и ­ ров ался постоянный п р еп о д а ­ вательский состав по п р е д м е ­ там общ ео б р азо в ате л ьн о го цикла н специальным п р е д м е ­ там. Наши препода ва тели о б ­ л а д аю т педагогическим м а с ­ терством н большой любовью к четям. Большую помощь в ком плектовании педсоста ва о к а ­ з а л а нам з а в е д у ю щ а я р а й ­ оне Л. II. Юревич. По ее рекомендации у нас раб отае т молодой, специалист, м а т е м а ­ тик В. В. Кудряшов. З а эти годы оборудовали кабинеты химии, истории, о б ­ ществоведения, физики. Нам очень необходим и к а би н ет лит ературы. Начинали почти с нуля, и сейчас к а ж д ы й кабинет имеет киноустановку «Украина» или. «Школьник», колоскоп, диапроекто р, проигрыватель , есть все необходимые те хнические сре дс тва , наглядны е пособия н л аб о р ато р н о е о б о ­ рудование для про ведения современного ур ока и для изучения программного м а т е ­ риал а. С какими ж е трудностями мы с та л кив а ем ся ? Ведя р а ­ боту по профориент ации молодежи, понимаешь, что ро ­ дители, не зн ая настоящего положения дел, очейь п ове рх ­ ностно с у д я т о жизни училища, о педагогическом к о л ­ лективе, о р ебятах , ко то рые у нас обучаются. Поэтому много приходится объясня ть , К о г о мы В современных условиях возникает необходимость в том. чтобы осн овная масса молодежи была з а н я т а в сфере м а териального п р о и з ­ в о дс тва и о б сл уж и в ани я н а ­ селения. Выполнению этой з а д а ч и с л у ж а т уч илища, где мо л о д еж ь из числа выпускников восьмых классов за три учебных года проходит полный курс средней школы и программу всеобуча. В Северном ССПТУ-21 кх'рсанты получают п р а в а тр а к т о р и с т а - машиниста широкого профиля, т р а к то р ис та- машиниста треть его к л а с с а и водителя а в том оби ля . О б щ е ­ о б р а зо в а т е л ь н ы е предметы в училище т о ж е способствую т профессиональной п о д го то в ­ ке учащихся. Кабинеты для теоретических з ан яти й оборудов аны техническими средствами о б у ­ чения. Ими с л у ж а т д и н ам и ­ ческие п ла к аты , кино, д и а ­ фильмы. тр ен аж еры и т. д. Практические з а н я т и я прох о д я т в л а б о р а т о р и я х , ма стерских, на полигоне и в учебном хозяйстве . В учебном х о зяй с т в е и на полях колхозов учащиеся пашут, сеют, у б и р а ю т у р о ­ ж а и ” Все это способствует более прочному усвоению изучаемых предметов. Д л я разви тия технической мысли, физической з а к а л ки н культурного досуг а молодежи имеется библиотека, дей ствуют круж ки техннчесу б е ж д а т ь ро дителей, через к о то ры х ра с пр о с тр ан я е тс я п р е в р а т н о е мнение об училище. Но еще обиднее слышать т а к о е о т уч ите лей школ рай-, она. Н е о бд ум ан н о поступил, наприм ер , учитель Коб.-Кор - доновской восьмилетней школы, к лассный р у ковод ите ль 8-го к л ас са . А в едь ему-то н у ж н о было д а в н о побыв ать у н ас в училище, увидеть все своими г л а з ам и , понять наши цели и з а д а ч и . П р а в д а , со многими ш к о ­ лам и района у нас н а л а ж е н хороший контакт. С пониманием н отв етственностью р а ­ ботаю т с нами п р е п о д а в а т е ­ ли Чувашинской . Чебаков с- кой. Больше - Куликовской , Г р аж д ан н е в с к о й восьми л е т ­ них, Бергу.чьско'й, ' Н ово-Т ро- ицкой средних школ. С Северной средней в этом году мы провели и нтересные совместные вечера: «Х в ала ру кам, что пахн ут хлебом», «Не каж д ом у дано гак щедро жить, на п ам я т ь лю дя м , города дарить». Все клас сы , начиная с 7-х, п о бы ­ вали на экскурсиях у нас в училище. Наши р е б я т а в отв етном визите посетили школьный музей. Хотелось бы ул учшить взаимопонимание с Остяцкой, Фед оровской восьмилетними школами. Н а базе групп с тр ех го ­ дичным срок ом обучения мы п одготовили д л я «Борьбы з а мир» одного, «Новой жизни» — 7, «Восхода» 13, «VII с ъ е з д а Советов» — д ву х , нм. М. Горького двух , им. X X I Г с ъ е зд а КПСС — ' одного м е х ан из а то р а . Нам к а ж е т с я , что многие хозяй ств а район а вскоре п о ­ чувствуют н ед о стато к в м е ­ х ан и з ато р ск их к а д р а х , если не изменят свое отношение к комплектованию у ч ащ и х ­ ся. К а к и в к а ж д о м к о л л е к ­ тиве, у нас есть своп н ер ешенные проблемы, над к о т о ­ рыми мы работаем . В. ВИНОГРАДОВА, завуч . Г О Т О В И М кого творчества, , р егу л яр н о п роводятс я соре внов ания по различным видам спорта. Производственны е к о л л е к ­ тивы , где ку рсанты п р о х о дя т п рактику , должны о к а зы в а т ь на учащихся воспита тельное во здейс твие береж ного о т н о ­ шения к технике, д о би в ать ся от них качественного в ы п о л ­ нения работы. Бу д ущ и й тр а к т о р и с т - м а ­ шинист получает в училище необходимые зн ан ия и п р а к ­ тические навыки работы на гусеничных и колесных т р а к ­ т о р а х . зерновых , си л о с о у б о ­ рочных к ом байн ах , а в т о м о ­ билях и на других се ль ск о ­ хозяй ственных машинах. Он м ож ет н алади ть д л я раб о ты плуг, сеялку , ко м байн . Он сам проводит первичный р е ­ монт машины, ее техническое о бслуживание . Н а 1983—84 учебный го д училище п л а н и р у е т о р г ан и ­ з о в а т ь прием и подготовку ма стеров машинного доения д л я кол х о зо в района. Специалисты этой п рофессии будут зн а т ь физиологию и анатомию животных, н а у ч ­ ные основы кормления ск ота , механизмы и оборудование, применяемые на фермах. Выпускники этой п р оф ессии в сельском х о зяй ств е б у ­ дут решать основную з а д а ч у выполнение П р о д о в о л ь с т ­ венной программы. Ф. САЗОНОВ, зам. д и р е к т о р а по производственному обучению.

RkJQdWJsaXNoZXIy