За дело Ленина, 1983, № 17

2 ШМН1Ш1Ш1Ш111Н1Ш1ШШ1ШШШ!1ШинННШ1ШШПШН* [ЗА ДЕЛО J1 Ё И Й i IA i iiniiiiiiHiiHiiiiiiiiiiiniiiiiiuMi № 17 (5457) ♦ 8 февраля 19811 года Советы за работой В поисках нового П ровед ение заседаний испол­ ком а — важное мероприятие р а спо ряд и те ль н о го органа. И чтобы его провести на вы соком о р га н и за ц и о н н ом уровне. мы уд е ля ем д о лж н о е внимание под­ готовительной работе. Заседания проходили по дав­ но сложивш ейся форме. Пос­ тоянная ком и сси я готовила воп­ рос. Членам и сполком а и д р у­ гим лицам , которы е имели от­ нош ение к о б суж д а ем ом у воп­ росу, рассылали извещения. Заслушивался до кл ад или от­ чет, затем выступал сод оклад ­ чик, замечания и предлож ения высказывали члены исполком а. П р актика и опыт работы п о д ­ сказали, что эту ф орм у надо чем - то дополнять, чтобы по­ высить качество проведения заседания. И мы начали ис­ кать новые, более действен­ ные ф ормы . Для этого, в пер­ вую очередь, использовали наш ж урнал «Советы народных де­ путатов» и д р у гую специаль­ н ую литературу. Все приемле­ м ое стали применять у себя. Так, за последнее врем я мы чаще стали обращаться за по­ м ощ ью в отделы райи спол ко­ ма, к д р угим ор гани зациям рай­ центра в по д го то в ке вопросов на заседания исполком а. На этом не остановились. Теперь у ж е пр осим руковод и телей от­ делов выступать в качестве д о к ­ ладчиков Так, на последней сессии по в опросу <,<0 выпол­ нении Закона о всеобщем ср е д н ем образовании» у нас выступила с д о кл а д ом за в е д ую ­ щая отд елом народно го обра­ зования Л. П. Ю ревич. Сейчас мы ввели ещ е одно новшество: расширили состав лиц, участвующ их в по д го то в ­ ке вопросов, за счет депутатс­ ких гр уп п и народных ко н тр о ­ леров. Практически это выгля­ дит так. Д опустим , постоянная ком и сси я изучает хозяйствен­ н ую стор он у выдвинутого к о б с уж д е н ию вопроса, депутатс­ кая гр уппа — социально - куль­ тур н ую , народный контроль см о три т на то, ка к решались задачи эффективности, сохран­ ности использования резервов и т. д. Затем все эти общ ест­ венные организации готовят справки и представляю т их в по стоянн ую ком и ссию . На ос­ новании этих справок и готовит­ ся содоклад. П р ое кт решения составляем за день - два до заседания В его по д го то в ке принимают участие д о кл ад чи к и все, кто был причастен в подготовке вопроса. Д о начала заседания зн а ком им с пр о е ктом решения ~ г?™ ~ — ф " „ „л и т о в НИЯ'пред седа тель Ч уваш инского сел ьско го Совета, СЛОВО. ОБ У Ч И Т Е Л Е В Северной средней ш ко ­ ле состоялась торжествен­ ная линейка, посвященная проводам на заслуженный отдых старейшей учительни­ цы. Учащиеся приглашенных классов подтянулись и зам ер­ ли в строю . Под звуки «Ш кольно го вальса» директор школы Т. М. Коновалова объявила: «В зал приглаша­ ется Анна Александровна Устьянчик». Всплеск аплодисментов за­ полнил зал. Лица учителей, гостей, учащихся обращены в кон ец зала, откуда в соп­ ровождении мальчиков и девочек четвертого, седь­ мого, десятого «а» классов вошла Анна Александровна Взволнованная общ им внима­ нием, детской признатель­ ностью , она прошла через зал, туда, где ей предло­ жили почетное место. Н е во зм ож но спо койно пе­ режить эти трогательные минуты. В президиуме, р я ­ д ом с А нной А л ександр ов ­ ной, бывший дир е кто р Граж- данцевской восьмилетней школы М. М. Смык, старей­ шие учителя Северной сред ­ ней А Д . Квакуш онок, А. И Крупницкая, В. Е. Шуршева, супруги Юрьевы, родные, первые ученики. В зале звучат теплые, проникновенны е слова об учителе, отличнике народно­ го образования. «...Всю свою сознательную ж и зн ь Анна Александровна Устьянчик посвятила делу воспитания и обучения под ­ растающ его поколения, — го ­ ворит* Тамара Михайловна Коновалова. — Вам, дети, она отдала свои лучшие 32 года...». «Анна Александровна ни ­ когд а не жаловалась на больш ую нагрузку. Она б ра ­ лась за любое * дело и отлично справлялась с ним Вела больш ую обществен­ ную работу. Любила спорт, художественную сам одея­ тельность. 30 лет назад я дал ей первую ре ком е нд а­ цию для вступления в чле­ ны партии. Берите пример со своих учителей. Старай­ тесь во всем и всегда быть по хож им и на них». Эти слова сказал Михаил Михайлович Смы к — первый ди р е кто р , с ко торы м нача­ ла свою работу в ш коле А н ­ на Александровна. П о здра­ вили учительницу ее первые ученики В. И. Ш а ур ко : Работа учи­ теля — самая ответственная и самая почетная. Я знаю А нн у Александровну с 1950 года. Совсем ю ной пришла она к нам в Гражданцевс- кую семилетку. П реп ода ва­ ла математику. В нашем п я ­ том классе были одни пере ростки. Учительнице нелег­ ко было с нами. Но ее строгость. требовательность помогли нам стать ученика­ ми. О собенно запомнилось, как мы вступали в ко м с о ­ мол. Нас повезли в Север­ ное. Какая у нас тогда бы­ ла одежда. Кирзовые сапо­ ги, телогрейки и то не все имели. Но мы всю д о ­ р о гу шутили, смеялись и не могли узнать свою учи­ тельницу Такой веселой и счастливой показалась она нам. Глаза ее светились^ ра­ достью . Н. Т. Зарубина: В детстве трудно осознать, почем у нас тянуло к нашей учительни­ це. Но по прошествии лет мы понимаем : это была Ваша любовь, Ваше о гр о м ­ ное желание видеть в нас хороших людей. Я давно знаю А нн у Александровну и вижу, ка к изо дня в день готовится она к своим у р о ­ кам И то, что она н а гр аж ­ дена ор де ном Трудового Красного Знамени, — это ее заслуженная награда за 3? - летний труд. Н е во зм ож но учесть и оп ­ латить огром ны й труд учи­ теля. Пусть простят мне это небольшое отступление, но по воле счастливой судьб >1 Анна Александровна была и моим первым учителем. Я помню нашу Гражданцевс- кую ш колу, которая после пожара была наскоро соб- • рана из нескольких домов И в та ком виде служила м но го лет. Утрами в ш коле часто не горел свет, поэто­ му зимой, пока не рассе­ ются ранние сум ерки , п р и ­ ходилось заниматься при ке ­ росиновых лампах. Они по­ ходили на летучий фонарь, с такой ж е длиннфч р учкой для удобства, чтобы м о ж ­ но было их подвесить Ре­ бятишки старших и млад­ ших классов собирались к середине корид ора, где до начала уро ко в заводили иг­ ры, хороводы . Д еж ур ны й учитель обычно был ор га ни ­ затором коро тки х развлече­ ний. Но я почем у - то п ом ­ ню именно А нн у А л е ксанд ­ ровну. Она всегда предла­ гала интересные игры. А как она хорош о пела! П р е к­ расно читала стихи. На у р о ­ ках мы заслушивались ими. Руководила ш кольным хо­ ром А наши ф изкультурные и танцевальные номера всегда проходили на за к­ лючительный концер т детс­ кой олимпиады . Прекрасными были эти годы, поэтом у и не стирает­ ся о них память. Я часто бывала У Анны Александровны и всегда удивлялась, как это она все успевает. Двое маленьких детей - двойняш ек, целый день в ш коле, а в доме чис­ тота и порядок. Мы и сейчас часто встре­ чаемся с Айной Александ­ ровной. Говорим о жизни, о делах. Но чего бы ни касался наш ра зговор он несомненно сводится к ш ко ­ ле В последний раз Анна Александровна сокрушалась по поводу того, что многие родители желаю т отдать сво­ их детей старому учителю, полагаясь на его опыт, зна­ ния. — Меня такое мнение оби ­ жает, — говорит она. — Я всегда стараюсь убедить, что методика преподавания у всех учителей на од ном уровне. И если у старого учителя есть опыт, то у на­ чинающ его — энергия, м о ­ лодость, ко то р ую ничем нельзя заменить. Он только открывает себя для детей. Старается вложить в них все, на что способен. Ведь это же так замечательно А вот мне как - то п р е д л о ж и ­ ли ребятиш ки: «Поиграйте с нами. Д огоните нас». Я п о ­ нимаю их состояние. У них детство. Им хочется д в и ж е ­ ния, легкости. Но мне. в моем возрасте совсем не просто выполнить их пр ось­ бу. Поэтом у я всегда утве р ­ ждаю : из старых учителей выходят хорош ие методис­ ты, инспекторы У них опыт, знания, которые они могут применить по сущест­ ву. А молоды е должны ра­ ботать в ш коле, когда не велика разница в возрасте когд а они полны сил и энер­ гии». Мне кажется, в этом воп­ росе с А нной А л ександр ов ­ ной нельзя не согласиться. В нем есть свое рациональ­ ное зерно, обеспечивающ ее гарантии для обеих сторон. Н уж но до конца использо­ вать знания, жизненный ' опыт, авторитет старого учи ­ теля. Я была уверена, что хо ­ рош о знаю свою учительни­ цу. Знаю как принципиаль­ ного, отзывчивого, д о б ро го человека Но вот на ш коль- • ной линейке Тамара Михай­ ловна Коновалова рассказала о детбтве и юности Анны Александровны . о ее ро д и ­ телях. «...Анна Александровна р о ­ дилась и выросла в Чеба- ках, в семье крестьянина. О тец работал в кол хозе кузн ец ом . Был отличным мас­ тер ом своего дела Мать труженица, лучшая в колхозе вязальщица снопов, стаха­ новка. Родители привили старшей дочери любовь и уважение к крестьянском у труду, к людям деревни. Весной 1941 года она окончила 5 классов, а в июне началась Великая Отечествен­ ная война. Отца взяли в труд овую армию на военный завод. Анна Александровна во всем помогала матери: доила коров, боронила ко л ­ хозные поля. Вместе с ней работала на сенокосе, на жатве. А зимой с братьями на саночках возила из леса дрова ...Еще в Чебаках она м н о ­ го помогала своей учитель­ нице Л укерье Степановне Д обры ги ной . Ей хотелось быть похожей на нее, быть такой же строгой, доброй и внимательной к детям. Уж е тогда _о н а сделала свой вы­ бор. . О сенью 1946 года стала студенткой Куйбыш евс­ ко го педа гогического учили­ ща. Училась хорош о, п р о я ­ вила большие способности к математике При ра спре­ делении, в 1950 году, была направлена учителем по это­ му предмету. За большие заслуги в деле обучения и воспитания подрастающ его поколения Анна Александ ­ ровна награждалась Почет­ ными грамотами областного и районного отделов на­ р о д н о го образования. В 1978 году ей присвоено зва­ ние «Отличник народно го образования» В о зн ам ен о ­ вание 100 - летия со дня рож д ения В И. Ленина на­ граждена юбилейной м е ­ далью «За доблестный труд». В 1978 году — ор д е ном Тру­ до во го К расного Знамени. Сегодня я и скренно зави д ую тем ребятиш кам из ну^Р левого класса. с которым и занимается Анна А лександ­ ровна. Если бы м ож н о было вернуть назад школьные го ­ ды, мы были бы, наверное, самыми послушными, самы ­ ми прилежным и учениками. Ни плохой оценкой, ни ша­ лостью мы не посмели бы обидеть вас, наши учите­ ля Учащиеся 4 «а» класса поздравили свою первую учительницу стихами, сем и ­ классники преподнесли ей торт, десятиклассники п о ж е ­ лали ей неиссякаемой э н е р ­ гии, радости, счастья ее де ­ тям и внукам, м ирного неба. «Частичку Вашего тепла, сказала Лика Смелова, — мы всегда будем хранить в се­ бе». Я хочу присоединиться к этим пожеланиям и от себя добавить: «Спасибо Вам, Анна Александровна, за ту Ш К О Л Ь Н У Ю Т Р О П И Н КУ , ПО KOi торой Вы выводили нас жизнь». Г. СУНЯЙКИНА. > Школьная жизнь НА КЛУБНОЙ СЦЕНЕ На зимних каникулах ш ко л ь н и ко в в районном Д о ­ м е культуры состоялся фес­ тиваль детской худож е ств ен ­ ной самодеятельности, пос­ вященный 60 - летию обра­ зования СССР. В нем при ­ нял участие и коллектив самодеятельности Северной средней ш колы . Чем отличалось выступле­ ние северян, что стоит о т­ метить в под готовке п р о г­ раммы и ее представлении на суд зрителей? П рограмм а была строго тематической, отвечала духу фестиваля 15 классных кол ­ лективов представили тв о р ­ чество сою зны х республик: песни, танцы. Специально для этого шились костюмы , украшались национальным о р ­ наментом. Наиболее удачны ­ ми признаны грузинские, украинские, узб е кски е и молдавские костюмы . К аж ­ дый класс подготовил чтеца, на долю ко то р о го выпала честь познакомить зри те ­ лей с поэтическим тво р ­ чеством республики, ко то ­ р ую он представлял. В об ­ щей сложности о кол о ста че­ ловек участвовало в п р о г­ рамме. На заключительный ко.н- церт было отобрано ко м и с ­ сией 16 ном еров из двад­ цати шести Это говорит о том , что наши ребята хо­ рош о подготовились к фес­ тивалю. Из года в год хорош о выступают наши акробаты. И на этот раз успех сопутст­ вовал Лиле Петровой и Наташе Савастеевой: их а к­ робатических этюд был пр е д ­ ставлен на заклю чительном концерте. С ю р п р и зом явилось для нас выступление ш кольного вокальнб - инструментально­ го ансамбля «Рассвет». Большую помощ ь в п о д ­ готовке фестиваля оказали ю ным артистам работники районного Д ома культуры : баянист Александр Ш м аен - ков .и руководитель танце­ вального кр у ж ка Галина З е ­ ленина. В репертуаре, представлен­ ном ш кольниками Северного, отразилось м но гоо бра зи е советского м но гонационально­ го искусства. Н. ТУРОВЕЦ, ученик 10 «б» класса На сним ке: выступает во кально - инструментальный ан­ самбль «Рассвет» Северной средней ш колы . Ф о то А. Ш маенкова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2