За дело Ленина, 1983, № 12

4 (IIII il 1111)11 1 11111i 11 11 1 1111] 1 1 11i I !1 1 1 11 1 )i i 1!11111111i и 1i I i !11ji « З А Д Е Л О J I E H Й H А » . 1 H III 11 11 1 1 11 1 ■ i 1 1 1 11 1 11 1 11 и 1 111 к № 12 ( 5452 ) 27- января 1983 года К ' 1 0 4 - й г о д о в щ и н е с о д н я р о ж д е н и я П . П . Б а ж о в а V JV классны й час В эти дни отмечается 104-я годо вщ ина со дня рождения писателя П. П. Бажова. В на­ шей ш кол е в честь этой даты п р о в од ято! самые различные м е ро при я ти я Ребята иллю стри­ р ую т сказы Бажова, ставят ин сцениро вки по ним. А в вось­ м ом «а» прош ел классный час на тем у «Бажов - журналист». На него к нам пришел ж у р н а ­ лист районной газеты «За дело Ленина» А . Г. Ш арапинский. Мы хорош о знаем, что Па­ вел Петрович — писатель, что е го повести и сказы неодно­ кратно публиковались в раз­ личных изданиях. Знаем из е го биограф ии, что он всю св ою сознательную ж и зн ь рабо­ тал в газетах, таких ка к «О ко п ­ ная правда», «Уральский рабо­ чий», «Красный путь», «Кресть­ янская газета». Но вот в чем заключалась работа Павла Пет­ ровича ка к журналиста, как он сем писал для газеты, — мы это­ го не знали- А р ка д и й Георгиевич рассказал нам об основных особенностях работы редактора, журналиста, о требованиях, ко то ры е предъ ­ являлись в те годы к рабочим и сельским корр е сп онд е нтам . Ведь в те годы м н о ги е ж и ­ тели деревни не знали гр ам о ­ ты, или тол ько - тол ько учи­ лись писать. А в свою газету «Крестьянку» они верили: она и совет даст, и в беде поможет. У газеты был свой актив, свои по стоянны е корр е сп онд е н ты . Для них - то и были написаны статьи: «Как писать в газету», «15 ре­ дакторов из деревни», «Глубже поднимать пласты сам окрити­ ки» и некоторы е другие. В этих статьях Павел Петрович учил тому, как писать в газе­ ту так, чтобы любой материал был ценным, чтобы его проч­ ло ка к м о ж н о больше читате­ лей. Советы Павла Петровича просты и в то ж е время мудры . Он требовал от селькоров, что­ бы они видели не только пос­ тупки людей, но могли найти и объяснить их причину. чтобы за каж дым событием новой жизни они, селькоры , видели и те изменения, которы е п р о ­ исходят в сознании людей- Пи­ сатель требовал, чтобы каждый факт, о ко то р ом пишет селькор в газету, раскрывал душ у кресть­ янина, его настроение, харак­ тер. Мы, м ож е т быть, не станем селькорами, журналистами, но советы Павла Петровича пр и го­ дятся и нам, ш кольникам . Ведь если мы в своих сочинениях будем им следовать, то см о ­ ж е м ответить на те вопросы , ко торые выдвигает тема сочине­ ния. Классный час прошел инте­ ресно. Мы узнали м н о го ново­ го для себя, а рассказ А р ка ­ дия Георгиевича был очень ув­ лекательным. Ваня КОВАЛЕВ, ученик 8 «а» класса Север­ ной средней школы. В школьном КИНОЗАЛЕ В ш кольном кинозале Север­ ной школы прошел классный час, посвященный жизни и тво р ­ честву П. П. Бажова. Его под ­ готовили пионеры 5 «б» класса под руковод ством классного руководителя Г. Д Роговой. О со­ бенно нам понравились выс­ тупления Жени Симоновой, На­ таши С коробогатовой, Марины Ивониной, Сергея Лямцева. От них узнали, что Павел Петро­ вич Бажов родился на Урале в городе Сысерти в -семье ра­ бочего. Он с детства любил слушать рассказы взрослых о каменных дел мастерах, о тай­ нах Уральских гор, где спрята­ но зем ное богатство. Узнали мы и о том, что бу­ дущий писатель хорош о учился, что сам двадцать лет препода­ вал русский язы к и литерату­ ру. Павел Петрович учил ребят уважать старших, помогать им во всем, добивался прочных знаний. С ним заниматься бы ­ ло интересно. А вот сказы свои стал писать тогда, когда ему было почти шестьдесят пет. За них он получил Госу­ дарственную премию , а за ли­ тературный труд был награж ­ ден орденом Ленина Затем пятиклассники просл у­ шали грам запись сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» и посмотрели диафильм «Си- нюш кин колодец». Лена ВИНОГРАДОВА, Света БУЛАВКО, ученицы 5 «а» класса. На сцене— «Серебряное копытце» Со сказом П. П. Бажова «Се­ ребряное копы тце» первоклас- ники познакомились на уроках внеклассного чтения. И вот ре­ бятам предстояла новая встре­ ча с его героям и : ученики 8 «б» класса инсценировали этот сказ. Помогла им в этом кла с­ сный руководитель В П. Деева. Д етям было интересно все: и сцена, и декорации, и даже то, что открывался и закрывался занавес. Слышалось ребячье: «А елки - то настоящие!,.». Спектакль начался. Малыши с восхищением смотрели на ис­ полнителей и вместе с ними переживали все события. Радо­ вались за Д ар е н ку и деда Ко- кованю , за,. их судьбу. Сразу ж е после спектакля они поде­ лились со мной впечатлениями. — Лучше всех Лиса — ед ино­ душ но признали первоклассни­ ки- Эту роль играла Марина Павлова. Понравился ребятам и К о ко - ваня, «потому что он добрый». И Б ур унд учок вызвал их сим­ патии. От имени первоклассников благодарю И р у Демчихину, Валю Масибут, Олю Ж уравле­ ву, Свету Л об коёу, Лену Сав­ ченко, Лену Кольину, Таню К раюш кину, Толю Баталова. Г. КУЗНЕЦОВА, учительница 1 «в» класса. Наши интервью ВСЕГДА В ПОИСКЕ С кол ько раз бываю в музее Северной средней школы, сколь ко раз о б хо ж у и осматриваю его витрины и стенды, и всег­ да с восхищением и благодар­ ностью дум аю о тех мальчиках и девочках, которы е участвова­ ли в сборе этих ценных мате риалов,- Поиск по определен­ ной теме ведут все классы ш к о ­ лы. С таршеклассники обраба­ тывают материалы, и они впос­ ледствии переходят к экс ку р с о ­ водам, которые доносят до посетителей м узея их со д е р ­ жание. В м узее работает 14 экскурсовод ов. Эта ответствен­ ная миссия возложена на уча­ щихся 6 «в» класса. Ежегодно м узей посещает более 600 че­ ловек- На днях у нас с ребятами состоялся разговор, касающий ся работы музея, учебы, увле­ чений. Некоторы е вопросы и ответы из этой беседы мы пред­ лагаем вниманию читателя. — Расскажите, какую работу в м узее вы проводите в насто­ ящее время! Олег К оробейни ко в: У нас проходят экскурсии по теме «Они погибли за Родину», где рассказывается о наших зем ля­ ках — участниках Великой О те­ чественной войны.. Наташа Маляревич: Сейчас в ш коле идет новая поисковая экспедиция по теме: «Вы пуск­ ники ш колы — передовики п р о ­ изводства района». Но, работая по д р угим темам, мы не ос­ тавляем тему о Бажове. Имен­ но с нее начался наш музей. В прош лом году мы провод и ­ ли экскурсии по теме: «Делать ска зку своими рукам и прихо­ дил сюда Павел Бажов». Также прошел у р о к внеклас­ сного чтения по повести Ба­ жова «Зеленая кобылка». В этом году организовали к о н ­ ф еренцию по материалам ураль­ ских газет: «О Бажове пишут газеты» Володя С коробо гато в: Мы у з ­ нали, каким признанием в на­ роде пользовался Бажов. Он вел больш ую общ ественную ра­ боту, был депутатом. — Чему учит вас поисковая работа и с к а ко го времени вы занимаетесь ею ! Женя Сафонов: С м узеем свя­ заны третий год. Первая наша самостоятельная экскурсия — «Гражданская война на те р р и ­ тории С е верного района». Мы, конечно, зд о ро в о волновались, когд а проводили ее. Теперь привы кли. Чувствуем себя сво­ боднее. Работая в музее, мы учимся грамотно говорить, пи­ сать заметки. Приходится пос­ тоянно запоминать большие тексты, поэтом у развивается память Д аж е любое стихотво­ рение мы сейчас заучиваем быстрее. Наташа Маляревич: Учимся общаться с незнаком ой ауди­ торией. В м узее проходят встречи с интересными лю д ь­ ми- У нас в гостях побывали выпускники ш колы Николай Ермолаевич Самуш кин, Ф е д о р Иванович Нилов, бывший парти­ зан Макар Игнатьевич Ступа- ков, уральский писатель Борис Степанович Рябинин. Они п о ­ дарили м узею свои книги. О со ­ бенно часто интересные экспо­ наты привозит и присылает Ф е д о р Иванович Нилов. Мы переписываемся с ребятами из поселка Северный К омм унар Перм ской области. Ездили по приглашению в М оскву, Пермь, Свердловск. Некоторы е из р е ­ бят путешествовали по Волге. Андрей Звягин: Поездки о б о ­ гащают нас. Мы все больше у з ­ наем о своем крае, о Роди­ не. Эти знания нам помогаю т на уроках, особенно по литера­ туре, географии, истории Наташа Маляревич: М атериа­ лы м узея такж е используются на уроках. — Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее. Наташа Маляревич: Изучает ся бажовская тема. Об этом уже говорилось. К ром е того, провели целевые уро ки по кн и ­ гам: Б Рябинина «Друг, воспи­ танный тобой», П. Дедова — «С казание о М айке Парусе», Борисова — «Они повторили подвиг Сусанина», Е. П ерм яка— «А збука нашей жизни», М И Ступакова — «За советскую правду». Отвечали на этот вопрос б у к ­ вально все. Один называл ав­ тора, второй — книгу, третий — рассказывал о ее содержании. Чтобы не спутать что - либо в этой беседе, я решила сделать небольшое обобщение. Все ма­ териалы, поступающие в м у ­ зей, используются в школьной- программе. Очень интересно проходили уроки, посвященные в ож дю на­ шего государства В. И. Лени­ ну Из Ш уш е нского в дар м у ­ зею поступил альбом И. И. Ф о - риса с богатым иллю стратив­ ным и текстовым материалом. Потом на уроках учащиеся по каждой фотографии в альбоме составляли рассказ, подкрепляя его знаниями из прочитанных книг, повествующих о Ленине Были использованы книги Г. К рж иж а н о в ско го «Ш у - Шу», Владимирова «Ленинские м ес­ та в Сибири», книги К р уп ско й т уш и н с ко го периода, д о кум е н ­ ты и письма из книги «Ленин встречает ХХ-й век». И, конечно же, в том, что сегодня школьный м узей с у ­ ществует и действует, н ео це ­ нимая заслуга его руководите ля Г. Д Багровой. Человека беспокойного, увлеченного, нас­ тоящ его энтузиаста. Н е в о зм ож ­ но рассказать о муз%е, о деле, которым заняты здесь и дети, и учителя в той подробности, ко ­ торая предстанет перед вами, если вы сами его посетите. Г. КУЗЬМИНА О НЕМ ПИШУТ ГАЗЕТЫ Этот у р о к внеклассного чте­ ния у нас провела Г. М. С м е ­ лова в ш кол ьн ом м узее — Имя Павла Петровича Ба­ ж о ва зн а ком о не только в на­ шей стране, но и за р уб е ж о м ,— начала она свой рассказ о пи­ сателе. — Его сказы из «Мала­ хитовой ш катулки» печатаются на разных язы ках мира. — Павел Петрович — мастер слова, — п р од олж ае т Света Ви­ ноградова. Он сумел воспеть д уш у и тр уд простого на­ рода. Лена Чернышова рассказыва­ ла, к а к Бажов д обро вольцем ушел на фронт. Белогвардейцы бросили его в 'тю р ьм у, но ему удалось совершить побег. А по­ том приходилось скрываться и работать учителем, чтобы ка к- то оправдать свое нелегальное положение. Женя Карельский говорит о том, что П П. Бажов был прав­ див, учил познавать жизнь, уметь видеть и отличать до бро и зло. • М ного нового мы узнали из рассказа Наташи Савастеевой. Бажов, говорит она, был ду­ шевным человеком , благодар­ ным к тому, кто ему помогал. Поэтом у - то его признание как человека и писателя было все­ народным , а вся жизнь — ур о к человечности для других. А ндрей Звягин раскрыл др у­ гую сторону ж и зн и П. П. Бажо­ ва — его работу ка к народно­ го депутата. Сам Павел Петро­ вич об этом говорил : «Триста тысяч избирателёй выбрали не писателя, кон стр укто ра, тракто­ риста, учителя, они выбрали депутата, которы й долж ен знать, см ож е т или не см оже т пронес­ ти это вы сокое звание». И Ба­ ж о в исполнил этот долг Люди шли к нем у в любое время, и он никогда не отказывал им в приеме. Марина- Похлебина рассказа­ ла о том , ка к П. П. Бажов был связан с за в од ом * «Уралмаш», как он любил встречаться с его коллективом . . Женя Сафонов, Саша П одбо­ рное, Володя Власенко в сво­ их выступлениях рассказывали о том, что советские люди чтут П П. Бажова, помнят его п р о ­ изведения. Ведь даже после смерти человека дело его не умирает- Люба Петрова продолжает на­ шу конф е р е н ц ию по публика­ циям в различных газетах, к о ­ торые отмечали юбилей П. П. Бажова: — Павел Петрович был тр у­ долю бивым , скром ным , госте­ приимным , простым человеком . Он занимал несколько общ ест­ венных постов и всюду стре ­ мился к тому, чтобы все выпол­ нять добросовестно. * Затем мы посмотрели диа­ фильм «Золотой волос», создан­ ный по сказу П. П. Бажова. А ктивно участвовали в п р о ­ ведении необычной читательс­ кой конференции Володя С ко ­ робогатов, Ю ра Вертей, Ф ед я Крестьянов, А ндрей Смирнов, Сережа Терещенко, Олег К о ­ робейников. Наташа МАЛЯРЕВИЧ, ученица 6 «в» класса Север­ ной средней школы Редактор А. Е АНДРЕЕВ. 52979

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2