За дело Ленина, 1983, № 12

2 ■nwiiHiiiiiitiiiiititiiniiiiiiniijiiiHiiiihiiiiiHiiiiiiiiiiiiiiiitt' •ЗА ДЕЛО ЛЕНИНА» iiiiniiliHiiniiiliiiimiiiiiiinwii М 1^ (5452) ф 27 января 19&3 года Воспитывать дисциплину учащихся В проце ссе воспитания и са­ мовоспитания у наших ш ко л ь ­ ни ко в ф о рм и р ую тся сила воли, принципиальность, скром ность, честность; отзывчивость, ини­ циативность, ди сциплиниро ван­ ность. Единство слова и. дела у большинства выпускников становится повседневной н о р ­ мой поведения- К омм ун и сти ­ ч е ско й морали, нравственности, ее н орм ам учит не отдельный у р о к или занятие, а весь уч е б ­ но - воспитательный процесс. Как показы вает опыт, эта ра бо­ та требует ум е л о го и спользо­ вания всех в о зм ож н о сте й у р о ­ ка, по вседневного, вдумчиво го труда всего пе д а го ги ч е ско го коллектива, гл у б о ко го знания пси хо ло го - ф и зи ол о ги че ско го развития учащихся на том или ином в озра стном этапе, дифф еренци­ р о ва н но го подхода. И склю чительно особая роль в этом принадлеж ит учителям 1— 3 классов. Детей, впервые переш агнувш их по ро г ш колы , надо- приобщ ать к ре гул ярной учебе, воспитать в них п о н и ­ мание необходим ости соблюдать п о р я д о к и ди сциплин у дома, в ш кол е, в общ ественны х м е с­ тах, суметь воспитать в них ответственность за свои п о ступ­ ки пе ре д ко л л е кти в ом о к т я б ­ рят, пионеров, родителям и и учителями. О соб о е внимание следует уделить выработке п р и вы че к и д о ве д е н ию навыков правильно го поведения до ав­ том а ти ч е ско го их исполнения. И м е н н о здесь нем аловажное значение приобре тает ка к зн а ­ ком ств о детей с Правилами п о ­ ведения для учащихся, так и по след ующ ая работа над за­ кр еп л е н ием этих навыков. И зде сь следует отметить п л о д о ­ тв о р н ую работу большинства учителей начальных классов. О сущ ествление целей по вы­ ра бо тке привы чек немыслимо б е з участия семьи Родители че тко д о лж ны знать ка кие ка ­ чества воспитываю тся у уча­ щ ихся в ш кол е. И той ш коле, ко то р а я первостепенное значе­ ние придает систематической, х о р ош о ор га ни зов анной работе с роди телям и , легче решать задачи воспитания. Вот что м о ж н о услышать от ди р е кто ра О станин ской восьмилетней ш к о ­ лы А . П. Гламаздина: «У нас вошло в тра ди цию в начале учеб н о го года на ро ди тел ьском собрании обсудить очередны е задачи ш колы , всего пе д а го ги ­ ч е ско го коллектива. П о д ч е р ки ­ ваем, что о со б ое внимание б у ­ д ем уделять воспитанию созна­ тельной дисциплины учащихся. Почему? П р актика показывает и уб еж д а е т нас в том , что со зн а ­ тельная дисциплина ш кол ьни ко в основы вается на понимании св о ­ е го гр а ж д а н с ко го Долга, им е н ­ но в повседневной учебной работе, на сознании чувства ответственности за каж д ое сло- ЮРЕВИЧ Л. П. — заведующая во и по ступок перед товари­ щами, ш колой, общ еством . Не секрет и то, что домашний моральный климат, бывает, нейт­ рализует больш ую работу п е ­ да го ги че ско го коллектива. Вот почем у наши учителя постоян­ но ищут и находят язы к с семьей- Был такой случай. Уче­ ник 8-го класса стал пассив­ ным, перестал принимать учас­ тие в общественно - полезной ж и зн и ш колы . Успеваемость его заметно снизилась. Пришлось неодн о кра тн о беседовать с родителям и мальчика, а из пос­ леднего ра зговора с матерью ученика выяснилось, что отец сказал сыну, дескать, для того, чтобы быть трактористом , не обязательно хорош о знать все предметы». После ра зговора с д и р е кто р ом ш колы отец понял свою ош иб ку, но исправить ее было уж е поздно. П род олжая рассказ об этой ш коле, следует сказать, что ее ученики имею т хорош ие знания по всем предметам , ни­ когд а не опазды ваю т на заня­ тия, не п р опускаю т уро ки . Ро­ дителей здесь посвящают во все: зна ком ят с Уставом общ е ­ образовательной ш колы , с Пра­ вилами поведения для учащ их­ ся. Х ор ош о налажена в ш коле работа ро ди тел ьского ун и ве р ­ ситета. Вошел в практи ку обм ен опы том среди родителей по вопросам воспитания. Но, к сож алению , такая тес­ ная связь ш колы с родителя­ ми далеко не везде У ж е в младших классах д о л ­ ж н о придаваться большое зна­ чение развитию инициативы и самостоятельности учащихся. Опытные учителя избегаю т да­ вать детям готовые решения. Они в. соответствии с возрастом учащихся дают в озм ожность им проявлять самостоятель­ ность, самим оценить поступок. Если в 1— 3 классах еще соб ­ людается некоторая преем ст­ венность де тско го сада и ш колы , то воспитание со зн а ­ тельной дисциплины у учащ их­ ся 4— 6 классов приобретает свою специф ику и в силу из­ менения возрастных о со беннос­ тей ш кольни ко в, и в связи с тем, что учащиеся 4 класса, пере ходя на предм етное о б у ­ чение, занимаются со м ногим и учителями. Опытные классные р уковод и тели п о дд ерж иваю т стремление учащихся к сам о ­ стоятельности, к труд у на о б ­ щ ую пользу, вклю чаю т их в к р у ж к и , клубы , органы учени­ ч е ского самоуправления, в пио­ н ер скую работу. Из 1977 учащихся ш кол на­ шего района 1326 охвачено кр у ж к о в о й работой. Это — 67 процентов. Но требуется, что­ бы каж ды й р е б е н о к нашел се- районо. (Изложение доклада бе занятие по интересу, чтобы он с пользой, в первую оче­ редь для себя, см о г провести свое свобод ное врем я. Плохо, что совсем нет у нас техничес­ ких к р у ж к о в Нет их и при районном Д о м е пионеров. Ру­ ководят ж е теми, что есть, учителя, а хотелось бы, чтобы руковод или люди с п р о и зв о д ­ ства, опытные специалисты. А таких, если захотеть, м о ж н о отыскать в любом селе нашего района. В соответствии с требовани­ ями Устава средней ш колы де­ ятельность учени ческого к о л ­ лектива организуется на основе самоуправления. В Постановлении ЦК КПСС и Совета М инистров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащ их­ ся общ еобразовательны х ш кол и п о д готов ки их к труду» го ­ ворится: «Признано целе сооб ­ разным создание в 8-летних и средних школах ученических комитетов как действенного средства идейно - нравственно­ го воспитания личности». У нас накоплен богатый опыт ра бо­ ты ученических комитетов. На­ пример, в Ново - Т роицкой и Биазинской средних школах в работе комитетов принимаю т участие не тол ько самые ди с­ циплинированные, по льзующ ие­ ся авторитетом ш кольники, но и ребята малоактивные. Они д еж ур я т по классу, активно участвуют в трудовых десантах, помогая кол хозу, ветеранам войны. В работе сам оуправ­ ления обеспечивается гласность, каж д ое решение учком а , ко м и ­ тета ком сомола, совета пио­ нер ской д р уж и ны доводится до всех учащихся Подлинными хозяевами ч ув­ ствуют себя в ш коле и чле­ ны ученического комитета О с­ танинской, Чувашинской, Граж - данцевской, О стя цкой восьми­ летних ш кол. Неплохо налаже­ на работа органов сам оуправ­ ления в Северной и Верх- К ра сн о я р ской средних школах В школах района насчитыва­ ется 890 пионеров, которы е объ ­ единены в 15 д р уж и н . Инте­ ресная, плодотворная ж и зн ь у них. Но всегда важной ф игу­ рой в организации работы с пионерами был и остался клас­ сный руководитель во главе со старшим пионервожатым . Пос­ ледние гл уб о ко уб еж д е ны в несомненных воспитательных возможностях п и о не р ско го к о л ­ лектива, в силе его воздейст­ вия на каж д о го пионера, в реальной перспективе воспита­ тельного эффекта пионерской самодеятельности ка к важней­ шего средства ф орм ирования сознательного отнош ения ш коль ников к реш ению мно ги х за­ дач обучения и воспитания. на учительской конференции! Основываясь на этом, больш ую и интересную работу проводит классный руководитель 4 клас­ са Верх - К расноярской сред ­ ней ш колы 3 Н О всянко. О со ­ бое место в ее работе с клас­ сом занимают пионерские сбо­ ры. К аж д ом у из них предш ест­ вует прод уманная система воз­ м ож ны х мероприятий , цель ко ­ торых включить всех пионеров . в активную по д го то в ку к сб о ­ ру. М н о го интересных дел на счёту пионеров Северной, Но­ во - Т роиц кой, О станинской, Ч увашинской, Гражданцевской ш кол. В 7— 8 классах работа по вос­ питанию сознательной ди сц ип­ лины углубляется. Учащиеся шире зна ком ятся с нравствен­ ными категориями, учатся пос­ тупать в соответствии с н орм а­ ми морали. Именно в этот пе­ риод происходят серьезные изменения ф и зического, ум ст­ венного, нравственного и соци ­ ального развития подростков, пере строй ка организма, сам о­ сознаний, отнош ений с товари­ щами и взрослыми, появления новых интересов, способов де­ ятельности. П одростки п р оя в ­ ляют больш ую социальную ак­ тивность, повышенный интерес морально - этическим пр об л е ­ мам, стремятся к сам о вы р аж е ­ нию. В эти годы крайне важ ­ ны объективная оценка пове­ дения подростка, внимание к его д ухо вном у миру, создание условий для активного учас­ тия в труде, спорте, общ ест­ венной работе Разнообразная работа по вос­ питанию идейной уб еж д е н н о с­ ти старш еклассников провод ит­ ся в Биазинской средней ш ко ­ ле. Здесь организована «Ш ко ­ ла вступающ его в ком сомол». Темы бесед, прош едш их в ней, самые ра знообразны е: «Так нам Ленин завещал», « К ом со ­ мол — надежны й пом ощ н и к партии и ее боевой резерв», «Уходили ком сом ольцы на гр а ж ­ дан скую войну» и другие. Заслуживает внимания опыт под готовки политинформаций, для которы х использую тся ма­ териалы газет, в том числе и районной. Важной составной частью вос­ питательной работы педа гоги ­ ческих коллективов со старш е­ классниками по - п р еж н е м у ос­ тается в оенно - патриотичес­ кая. И здесь надо отдать д о л ж ­ ное нынеш ним вы пускни кам Н о­ во - Т рои ц ко й средней ш колы , ко торы е под руко в од ством Л. И. Воробьевой вот у ж е 7 лет ведут поиск по теме «Учи­ тель на войне» И сделано мно гое : составлены альбомы о ф ронтовиках - педагогах, есть иллю стрированный стенд «П од­ виг твой переживет века», налажена перепи ска с 25-ю учителями, участниками Вели­ кой Отечественной войны, най­ дены адреса родственников 10 погибших учителей и фамилии еще 40 учителей, но судьба их ещ е неизвестна. Встречи с учи­ телями - воинами приносят свои плоды : улучшается успеваемость, поведение учащихся Большое впечатление на ребят пр о и зв е ­ ло вручение им ком сом ольс ких билетов. В этот час зачи­ тали телеграмму, присланн>ч<^^ проф ессором из Белорусской сельскохозяйственной акаде­ мии, бывшим учени ком этой ш колы Ф и л и п п ом Васильевичем И гиатенком : «П ож и зненно род ные дети Сибири, мои д р узья- земляки. С больш ой радостью поздравляю вас с вступлением в ком сом ол. Вы повторяете пути моей ю ности, Надеюсь, что будете сильными, справед ­ ливыми и добрыми, как наша могучая Сибирь. Н апряженно накапливайте знания Желаю вам ярких успехов на ж и з н е н ­ ном пути». Реальным показателем нрав­ ственной зрелости наших ш ко л ь ­ ников является их труд на бла­ го Родины. И задача ш колы состоит в том, чтобы в со д р у­ жестве с прои звод ством и общ ественностью приобщить всех учащихся к творческой, сознательной деятельности. О со ­ бое внимание необ ходим о у д е ­ лять труд о в ом у воспитанию старш еклассников. Они хотят участвовать в делах более слож ных и, естественно, охотно включаются в такую работу, которая соответствует их воз­ растным силам, знаниям, дает возм ож ность утвердить себя, показать свою зрелость. Така-* возм ож ность наилучшим об р а ­ зом предоставляется им в уче­ нических производственны х б ри ­ гадах. Коб. - К орд оно вская восьми- -летняя ш кола находится на территории леспром хоза. В ней слаба материальная база по труд о в ом у обучению , нет при ­ ш кол ьного опы тнического участ­ ка. Но все же, начиная с пер­ вого класса, учителя ведут к р о ­ потливую работу по проф ес­ сиональной ориентации, ф ор­ мированию активной ж и з н е н ­ ной позиции. Большое распространение п о ­ лучили экскурсии на п р е д п р и я ­ тия, имеющ ие своей целью, пр еж д е всего, проф ессиональ­ ную направленность Учащиеся посещаю т главные объекты производства, их привлекает тр уд тракториста, шофера, рам ­ щика, крановщ ика. Часты в ш коле встречи с передовиками производства. Вошло в традицию соревнование учащихся и пере­ довых рабочих. И как ре зул ь­ тат, вы пускники остаются в / родном селе, все трудятся здесь же, и среди них немало тех, кто вошел в число лучших людей поселка. Помарская средняя школа — одна из лучших в Марийской АССР. Со школьной парты ребятам прививают любовь к родной земле, к крестьянскому труду. Многие воспитанники школы ' по - ударному работают в колхозе «За коммунизм» Волжского района, на территории которого расположено село Помары. На снимке: урок биологии ведет старейший преподаватель Помарской средней школы Н. А. Софронова Фото Е. Логвинова [Фотохроника ТАСС! Клуб интернациональной дружбы В нашей ш коле у ж е нескол ь­ ко лет существует к р у ж о к ин­ тернациональной д р уж бы . Он состоит в осно вном из учащ их­ ся 6 «а» класса. Мы работаем под девизом «Д р уж б а всего д о р о ж е » . На заседаниях утвердили устав КИДа, где говорится, что его члены — ю ны е б о р цы за мир, они обязаны хор ош о учиться и трудиться, д о лж ны внимательно следить за политической ж и зн ью в стране и за р у б е ж о м , читать газеты, слушать радио, вла­ деть иностранным язы ком . Чле­ ны к р у ж к а переписываю тся с ребятами различных республик и социалистических стран У нас есть альбом переписки ш кол ьн и ко в . Тема работы в этом году — 60 - летие образования СССР В пе рв ом полугодии соверш а­ ли заочные путешествия по ре спубли кам . Более двадцати ребят пере­ писываются с пионерами из Болгарии, некоторы е — из ГДР. О соб е нн о часто получают пись­ ма Люда Асанова, Оля К арто- венко, М арина Исакова. Света Похлебина и другие. Мы узнали м н о го н ов ого о ребятах Болгарии. Они с чет­ вертого класса изучаю т • рус­ ский язык. Лучшие о ц е н ки у них — пятерки и шестерки. Д еньги называются стотинками Очень интересны имена, напри ­ мер, Милка, Величка, Ели, Хусейн, Цветана, Стоян, Д и ­ митр, Ангел, Емилия, З ве зд е- лина. И нтересно образую тся бол гарские фамилии и отчества Фам илии — по имени отца, а отчества — по имени деда Пионерская организация в На­ родной Республике Болгарии организована 23 сентября 1944 года. Чавдарчата, ю ны е п и о не ­ ры первых и вторых классов, носят светло - голубы е галсту­ ки. Пионеры - димитровцы , ш кол ьни ки третьих-- и восьмых классов — красные. Дети Болгарии живут активной ж и зн ью , ездят на соревнования и отдых по своей стране и в д р уги е социалистические стра­ ны. М оя подруга Ваня увлекается теннисом. Этим летом она ездила в герм анский го р о д Ф р а н кф у р т- на - О дере. Участвовала в соревнованиях в Русе, Разгра- де, Софии В Разграде она за­ воевала первое место и стала ре спубл и канской ч ем п и он кой по теннису. В. ноябре мы провели о ткры ­ тое заседание КИДа, п о свящ ен ­ ное д р уж б е советских и фран­ цузских воинов - авиаторов в годы Великой О течественной войны, п ри уроченное к 40-ле­ тию приезда в нашу страну п е р ­ вых ф ранцузских летчиков - доб ровольцев, составивших впос­ ледствии авиаполк «Нормандия — Неман». Нам хочется побольше узнать о жи зни ф ранцузской м о л о д е ­ жи, совершить заочное путе­ шествие по этой стране, п ом о ­ гать взрослым в борьбе за мир. Марина ИСАКОВА, ответственный секретарь КИДа Северной средней ш колы -

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2