За дело Ленина, 1982, № 119

ОРГАН СЕВЕРНОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕП УТАТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ В ы х о д и т по в т о р н и к а м , ч четверга м и субботам. Самая почётная профессия З а в т р а учите ль ство С траны С о в е т о в трад и ци о н но отме^ чает свой п роф ессион альный п р а з д н и к — Д ен ь учителя . Вместе с н а с т а вн и к ам и моло д о го поколения р а д о с т ь этого з а м е ч а т е л ь н о г о п р а з д н и к а р а з д е л я ю т все советские люди, к а ж д а я наша се мья. Ведь школьное , а зн ачит, уч и ­ тель ское дел о — дел о общ еп ар ти й но е , поистине в сен ародн ое . Л ен и н с к о е гл у бо к о е у в а ж е н и е к т р у д у учите ля , з а б о т а о нем ста л и в нашей с т р а н е госу д ар с твенн о й полити кой, д оброй тр адицией . З а годы пятилеток под р у к о в о д ств ом партийных о р г а н и ­ заций, местных! С о ве то в при ак тивн ом участии о б щ е с т в е н ­ ности в. районе многое с д е л ан о по улучшению условий ра боты в школе, внешкольных и дош ко л ьны х уч реж д ен и й , но д а л ьн ей ш е м у с о в ерш ен ство ванию учебно -воспи тате льн ого процесса . В. основном з ав ерш ен переход к в сео бщ ем у с р е д ­ нему о б р азо в ан ию . В этом г о д у план приема в 9-й к л а с с . в ы п о л н е н ' н а 103,7 процента . С о к р а т и л о с ь в торогодн и че ство . С о д е р ж а н и е 4 школьного курс а с т а л о более полно с о о т в е т с т ­ в о в а ть потребнос тям р а з в и т о г о соц и али сти чес кого общ ес тва . Пе да гоги ч еские ко л л ек тивы школ в е д у т насто йчивую р а б о т у но с о в ерш ен ство ванию орг ан и з ац ий учебного процесса с таким рассветом, чтобы он с о д е й с т в о в а л максимальному р азв и тию и н т е л ле к т а р ебенка . Н а иб о л е е успешно реш аю т эти з а д а ч и ко л л ек тивы Останинской, Чувашинекой , К о б - К ордонов ской , О с т яц к о й , Г р а ж д а ки ев ск ой восьмилетних, Сев ерной, Н о во -Трон ц кой , Би а зи н с к о й , В ё р х -К р а с н о я р с к о й средних. В еселовской , И ч к ал и н ск о й , Витинской м а л о ­ к ом плек тных н ачальны х школ. В ш к о ла х р ай о н а р а б о т а е т 227 учителей. К а ж д ы й ч е т в е р ­ тый из. них — коммуни ст , среди мол о дых — большинство комсомольцы. Многие и збр а ны д е п у т а т а м и местных Советов. С ей ча с у нас в р ай о н е т р у д и т с я д в а . з аслуж енны х у ч и т е ля Р С Ф С Р .— А. П. Г л а м а з д и и , н а г р аж д е н н ы й о р д е ­ ном О к т я б р ь с к о й Революции , и Е. П. Путин. Д е н ь учите ля — п р а з д н и к б о льш о го о т р я д а р аб о тн ик о в дош ко л ьны х у чреж дений. Этот у ч а с т о к р а б о ты т р еб у ет к себе в с е „ б о л ь ш е г о внимания со стороны о рганов нар о д но го о б р а з о в а н и я . Большую лю бовь к д е т ям , з а б о т у об их з д о ­ ровье и воспитании п р о я в л яю т в о сп ита тел и детских с а д о в н яслей. Н а пороге 60 -л етия о б р а з о в а н и я С С С Р особую з н а ч и ­ тельное™. п р и о б р е т а е т проблем а воспитания п о д р а с т аю щ е г о поколения . Р ай о нны й отдел нар о д но го о б р а з о в а н и я , рай ком п р о ф с о ­ юза р аб о тн ик о в просв ещения горячо п о з д р а в л я ю т всех п е д а г о г о в с их п р а зд н и к ом — Д н е м у ч ите ля , ж е л а ю т всем творче ских успехов в р а б о т е , к репк ого з д о р о в ь я , личного счас тья . Л . Ю Р Е В И Ч , з а в е д у ю щ а я РОН О . П л а к а т х у д о ж н и к а М. Л у к ь я н о в а «С п раздником вас, дорогие учителя !». И з д а т е л ь с т в о «П л а к а т » . Ж и вот н о во д ст во — у д а р н ы й фронт ЗАКАНЧИВАЕТСЯ П А С Т Б И Щ НЫ Й ПЕРИОД В к о л х о з а х р ай о н а з а к а н ч и в а ­ ется летн е-п ас тб ищ ны й период. О б с т а н о в к а в ж и в о т н о в о д с т в е в это время у с л о ж н я е т с я . На вы п а с а х почти нет тр а вы , и надои сн и ж аю т с я . К том у же , ч асть до йн о го с т а д а идет в з ап у ск , что т а к ж е вл и я е т на п р о изв о д с т в о м о л о к а . Н апример , в ко л х о з е имени К. М ар к са с у ­ точные н ад о и сейчас равны 4.5 ки лограмм а . Н ам ного лучше они на 1[чкалнпечой ферме, где от ф у р а ж н о й коровы п олучаю т в су тки по 5,8 ки л о г р ам м а п р о д у к ­ ции. На Бергу.пьекой ферме в с р е д ­ нем от коровы н а д а и в а ю т по 4,2 к и л о г р ам м а молока. С наступлением холодных дней дойны е гурты па обеих ф ерм ах к о л х о з а с т а в я т па ночь в к о р ­ пуса, ко то рые, в основном, подгото влены к зи мнему со д е р ж ан ию животных . Нынче дойный г у р т х о з яй с т в а пополнится п ервотелкам и . -< Р а б о т а ю т в Животноводстве опытные м а с т е р а машинного д о ­ ения, которы е см о гу т произв ести пр авил ьный р а з д о й н у х о д за этим пополнением. Одна из них Анна С теп ан о вн а М а м а к о в а . Она б р а л а о б я з а т е л ь с т в о н ад о ить з а год от коровы по 23 цен тнера молока. Но у ж е се го дн я з н а т н а я д о я р к а мож ет р а п о р т о ­ в а т ь о досрочном выполнении св оих о б я з а т е л ь с т в . Н а до й от к а ж д о й коровы ее группы д о с т и ­ гает 26 центнеров. По п р е д в а р и ­ тельным подсчетам этот п о к а з а ­ тель к концу года б у де т равен .2900 к и л о гр амм ам мо л о к а от коровы. С д е р ж а л а свое с л о в о и Д а р ь я В асильевна ПоДъява, д о я р к а Ичкалинской фермы. Хорошо р а б о т а е т мастер машинного д о ­ ения из Б ё р г у л я А г аф ья Осиповна 11етрова. Большую роль в увеличении продук тивности ж и вотны х и г р а ­ ет добросовестный т р у д с к о т н и ­ ков. В Пикало их о б я з а н н о с т и выполняют II П. Б а л к и н а . X. И. Халя ва ,, М. Б. Аксенов. Дойный гурт кчее.ь ■довольно большой — 308 голов. З н ач ит з а б о т и х л о ­ пот х в а т а е т . С Переводом ■с к о т а па стойловое с о д е р ж а н и е они долж ны б у д у т полностью обеспечить ко р о в кормами. О. УХОВА. Задание должно быть выполнено М н о г и е х о з я й с т в а о б л а с т и ц е л о м с д а н о у ж е б о л е е п о л о в и н ы у с п е ш н о в ы п о л н и л и з а д а н и е п о „ - „ у с т а н о в л е н н о г о к о л и ч е с т в а з е р н а п р о д а ж е х л е б а г о с у д а р с т в у . В 7 ^ C / J A 4 A ЗЕРНА К О Л Х О З А М И Р А Й О Н А НА 30 СЕНТЯБРЯ (в ц е н т н е р а х ) С К У К У Р У З Н Ы Х П Л А Н Т А Ц И Й К р а с н о д а р . Почти по 55 ц ен т ­ неров сп е л о го з е р н а д а ю т к у к у ­ рузные п лан тац ии в к о л х о з е «П о б е д а » У с т ь -Л а б и н с к о г о р ай о ­ на. В ы с о к о п р о и з в о д и т е л ьн о т р у ­ д я т с я на их у б о р к е водители к о м б а й н о в «Хереонец-7» В. Не стеров и Е. Б у р л я е в . К а ж д ы й из них с о б и р а е т початки и л и с то сте бс дь н ую массу, использу ем ую дуги силосования, с 2,7—3 г е к т а р о в при норме 2,4 г е к т а р а . К уб о р к е початков приступили все ко л х о зы , совхозы и м еж х о - зяйствешты е о бъединения Кубани. К у к у р у з а на зерно в к р а е з а ­ нимает 346 тысяч г е к т а р о в . Н а 250 ты с яч а х она в о з д е л ы в а л а с ь по индустриальной технологии. СЛОВО С Д Е Р Ж А Л И Уфа. У дарно . т р у д я т с я на полях хлеборобы многих р а й о ­ нов Б аш ки рии , реш ившие в ы п о л ­ нить в с е н т я б р е планы п р о д а ж и зерн а г о с у д а р с т в у . Т р у ж е н и к и 11е кмагу|цевского , Б а л т а ч е в с к о г о , Кнгииского, Б е л о к а т а й с к о г о , Мит и н с к о г о р ай о н о в у ж е .выполнили свои з а д а н и я . О т г р у ж а я хлеб го с у д а р с т ву , п еред овы е х о з я й с т в а и районы од новрем ен но з а б о т я т с я о с о з д а ­ нии полноц енных семенных ф о н ­ дов н ф у р а ж а . И* честь з е м л е ­ д ел ьц ев И л и ш е в с к о г о . района, з а с ы п а в ш и х в з а к р о м а 98,6 т ы ­ сячи тонн з е р н а при плане 80 тысяч и успешно выполнивших социалистические о б я з а т е л ь с т в а , в столице ав тономной республики п одн ят ф л а г т р у д о в о й славы . г а н м е п о в а н и е к о л х о з о в Н а ш а Р о д и н а 700 П а м я т ь Л е н и н а 5000 и м . XXII с ъ е з д а КПСС 5000 В о с х о д 2500 Н о в а я ж и з н ь 1700 З а в е т ы И л ь и ч а 800 и м М Г о р ь к о г о 4700 П у т ь к к о м м у н и з м у 3500 Б о р ь б а з а м и р 1100 и м . К, М а р к с а 5000' И т о г о п о р а й о н у 30000 И з п р и в е д е н н о й т а б л и ц ы в и д н о , ч т о т о л ь к о д в а к о л х о з а в ы п о л н и л и б о л е е п о л о в и н ы з а д а н и я и п я т ь п р и с т у п и л и i,< с д а ч е К о л х о з ы ж е « Н а ш а Р о д и н а » , и м . X X I I с ъ е з д а К П С С . « П у т ь к ' к о м м у н и з м у » и н е д у м а л и е щ е о т п р а в л я т ь з е р н о н а п р и е м н ы й п у н к т Н и з к и м о с т а е т с я ’к а ч е с т в о з е р н а : и з 7 3 2 3 ц е н т н е р о в з а ч т е н о с о р т о в ы м т о л ь к о 7 3 0 т о е с т ь , 10 п р о ц е н т о в . А и з ' к о л х о з о в и м . К . М а р к с а и « З а в е т ы И л ь и ч а » н е с к о л ь к о м а ш и н с з е р н о м б ы л о в о з в р а щ е н о о б р а т н о и з - з а н е с о о т в е т с т в и я е г о Г о с у д а р с т в е н н ы м с т а н д а р т а м . З е р н о п о с т у п а е т на х л е б о п р и . е м н о е п р е д п р и я т и е о ч е н ь н е р а в ­ н о м е р н о : 3 — 5 м а ш и н в д е н ь . 1963 39.3 183 7,3 280 16,5 49 6.1 3374 71,8 733 66,6 741 14,8 7323 24,4 В о с н о в н о м е г о д о с т а в л я ю т в о в т о р о й п о л о в и н е д н я , ч т о д е з о р . г а н и з у е т р а б о т у п р е д п р и я т и я и в ы н у ж д а е т в е с т и е е в д в е с м е н ы Н е п о л н о с т ь ю у д о в л е т в о р я ю т с я з а я в к и к о л х о з о в « Т р а н с с е л ь х о з т е х н и к о и » п о п р е д о с т а в л е н и ю м а ш и н н а в ы в о з к у з е р н а Ч т о б ы у с т р а н и т ь н е д о с т а т к и , н а д о п о ­ к о н ч и т ь с н а с т р о е н и е м в ы ж и д а н и я и и ж д и в е н ч е с т в а , р е а л и з о в а т ь в н у т р е н н и е т р а н с п о р т н ы е р е з е р . в ы о р г а н и з о в а т ь р а б о т у , т а к ч т о ­ б ы з е р н о ш л о т о л ь к о с о р т о в ы м Н е о б х о д и м о в ы п о л н и т ь з а д а н и е п о п р о д а ж е х л е б а г о с у д а р с т в у к д е с я т о м у о к т я б р я В. И З А Ш К Е В И Ч , г л а в н ы й г о с и н с п е к т о р п о з а г о т о в к а м и к а ч е с т в у с е л ь х о з п р о д у к т о в . РИТМ З А Д АЮ Т С М Е Ж Н И К И Ш ахан ( К а р а г а н д и н с к а я о б ­ л а с т ь ) . Р а д о с т н а я вес ть з а с т а л а проходчиков на глубинном г о р и ­ зонте шахты « М о л о д е ж н а я » : б р иг а до й В. З а в е д е е в а п ройден тысячный метр горных в ы р а б о т о к св ерх годового п ла н а . П о к а з а т е л ь — лучший в о б ъ ед и нени и «К й р а - г ан д а у го л ь» . Смен у ремонтников з д е с ь р а з - ' делили на д в а с п е ц и а л и з и р о в а н ­ ных t3Bena. П е р во е го то в ит к выемке новую с е кц ию з а б о я , сл ед и т з а д о с т а в к о й м е т а л л и ­ ческой крепи, т р у б д л я во д о - и в о з д у х о п р о в о д о в , о с т а л ь н о г о о б о ­ р у д о в а н и я . О дн овремен н о д р у г о е звено н а л а ж и в а е т технику. Все оп ер ации вып о л н яю тся с оп е р е ­ жением или точно и срок . Не п р о с т аи в а е т ; .теперь те х н и к а , не т ер яю т времени рабочие . - Д Л Я Г А З О П Р О В О Д А У Р Е Н Г О Й - У Ж Г О Р О Д Орел. Вып у с к а ем а я о б ъ е д и н е ­ нием « Л й в г и д р о м аш » про ду к ци я п о л ь з у е т с я большим спросом не то л ьк о в н ародном х о зяй с т в е пашей ст раны, но и д а л е к о за ее п р е д е л ам и . В с т а в на у д а р н ую в а х т у в честь 6 0 -л е т и я о б р а з о в а ­ ния С С С Р , к о л л е к т и в д в е н а д ц а ­ того цеха э того п р е д п р и я т и я и з го т о ви л очередную п артию н а ­ сосов д л я с т р о я щ е г о с я г а з о п р о ­ в о д а Уренгой — У ж го р о д . Г и д р а в л и ч е с к и е м а ш и н ы . д л я в а ж н е й ш е й стройки с тр аны про ­ и з в о д я т и д р у г и е цехи о б ъ е д и н е ­ ния. В Совете Министров СССР Совет Министров ССС Р п оста- воскре сень я 10 о к т я б р я 1982 г. на повил перенес ти день о т д ы х а с п ятницу 8 о к т я б р я 1982 г.

2 <iiiiiiiiiiiiiiiiilitl!litilliji(lillilliiililliiiiiiiiiiijiititijiinrimft « З А Д Е Л О Л ЁН И И А» iiiiiiiiiiiiiHiiiiiiiiiiiiiiiimiuini Д® 119 ( 5 4 0 3 ) ф 2 октября 1982 года Н А Р О Д Н ЫЙ УЧИТЕЛЬ — Г ОР Д ОСТ Ь СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА. . . ПАР 1 ТИЯ ВЫСОКО ЦЕНИТ ИДЕЙНУЮ УБ Е ЖД Е НН ОС Т Ь , САМООТВЕ РЖЕН- | НЫЙ Т Р У Д УЧИТЕЛЯ, ЕГО В Е Л И К И Й В К Л А Д В ФО Р МИ Р О В А Н И Е НОВОГО ЧЕ ЛОВ Е КА . Л И. Б Р Е ЖН Е В . I Воспитываем патриотов Н. К. К р у п с к а я о д н а ж д ы вы ск а з а л а с ь по п о во д у к р а е в е д че с ­ кой работы : «Нам н уж н о зн а т ь свои к р а й не то л ьк о потому, что это интересно, • а потому, что з н ан и е к р а я пом о г ае т изменить его облик, увеличить п р о изв о д и ­ т ел ьн о сть сельского х о зяй с т в а , п о д н я т ь промышленность , по- новому построить ВСЮ ж и з н ь населения». Она счи тала , что к а ж д о м у учителю необходимо в о о р у ж а т ь с я ме тодами и зучени я , о к р уж аю щ ей дей ствительности , учите ль д о лж ен быть, в сущности. краев едом . Ведь любовь к родине привива ется через ее изучение, знание. А наш к р а й б о г ат революционными, т р у д о вы ­ ми тр ад и ци ям и . О них идет речь на ур о к а х истории СССР, им у д е л я е т с я д о с тато ч н о е внимание но вне классной работе. Большое в о спитательное зн ачение приоб ­ рели встречи с очевидцами с о ­ бытий борьбы с б е л о г в а р д е й ц а ­ ми, с ко л ч ако вц ам и , встречи с ветеранами Великой О течеств ен ­ ной войны, т р у д о во го подвига односельчан в советском ты лу , в годы посл евоенных п ятилеток, пер ед овиками п р о изв о д ств а — м е ­ х ан и з ато р ам и и ж и в о т н о в о д ам и кол х о з а имени К. М арк са . Б ергуль ски е следопыты г о р д я т ­ ся тем, что н их селе ж и л , вел революционную де я т е л ьн о с т ь в годы г р а ж д а н с к о й войны с о в е т ­ ский пис атель П. П. Б а ж о в . Он т у т у ч ите ль ств о в ал . Ж и в ы еще его ученики. Они д е л я т с я - своими восп оминаниями о П а в л е Петровиче, о том, в к а ки х у с ­ л о в и я х приходилось т о г д а з а н и ­ м а тьс я . Т есна я с в я з ь п о д д е р ж и ­ в а е т с я с т о в а р и щ а м и П. П. Б а ­ ж о в а — пис ателем Б . С. Р яб и - ниным и М. И. С тупаковым — участн иком п а р ти з ан ск о го д в и ­ ж е н и я ’в нашем кра е . В д е р е в н е И ч к а л а , что в шести километрах от школы, есть п ам я т н и к п а р т и з ан ам , казненных к о л ч ак о в ц ам и . Р е б я т а у з н а л и от с т а р о ж и л о в о р аспр а в е , учиненной к а р а т е л я м и , у зн ал и о д а л е ­ ких теперь собы тиях из первых уст. И р а з в е не з ап о м н я т они этй р а с с к а зы ? З а п о м н я т н а д о л ­ го, потому что д л я многих — это р а с с к а з о родных и близких лю дях , которых п ом н ят в семьях . И нтересно * прошел школьный вечер «Сыновьям — о ратных подвигах отцов», Гото вили его ученики шестого класса. З а р а н е е продумали со став приглашенных, концертную програм ­ му. Провели конкурс сочинений об участниках Великой Оте чественной войны, конкурс рисунков па э ту тему. Все это было пред ­ ставлено на выставке, которую с интересом осмотрели п р игл а ­ шенные фронтовики. Пояснения к эксп онатам д а в а л и сами у ч а ­ щиеся. Д. В. Белов, О. Ф. Е г о ­ ров и другие участники встречи рас ска зали о своем боевом пути, а р ебята д л я них исполнили песни военных лет, прочли стихи о мужестве бойцов. За к о н чи л а с ь та встреча чаепитием. В етер анам ученики преподнесли сувениры, сделанные своими руками. Об этом вечере долго вспоминали и бывшие фронтовики, и ш к о л ь ­ ники. Такие встречи, я уверена, д е ­ лают горазд о больше, чем мн о ­ гочасовые, но скучные лекции о любви к Родине, о воспитании пат риотизм а. Хотя, безусловно, их воспита тельное значение нельзя у м а ля ть . Общение учащихся с в е т е р а н а ­ ми колхоза имени К. Маркса помогае т ближе познакомить ся с их трудом на благо Родины. С первых дней основания к о л ­ хоза р а б о та е т в нем Олимпий Федорович Егоров, награжденный орденом Трудового Красного Знамени. Он большой друг н а ­ шей школы. Ему есть что р а с с к а ­ за т ь : пройдена б о льш а я и т р у д ­ ная жизнь. Ученик П. П. Б а ж о ­ ва, «участник Великой Оте чественной войны, восстановления народного хозяйств а , укрепления колхоза Олимпий Федорович часто встречается с нашими учениками, р а с с к а зы в а е т о пережитом. Встречи с передовиками к о л ­ хозного произв одства, специалистами сельского хозяйств а р о ж д а ­ ют гордость з а свой колхоз, свое село, деревню. Пройдет несколько лет, и нынешние уч еники вольются в трудовой к о л ­ лекти в, будут выращива ть хлеб, р а б о т а т ь на молочнотоварной ферме, будут крепить экономику колхоза , п р е о б р аж а т ь землю, на которой выросли. 3 . ГОЛУБЦОВА, директор Бергульской средней школы. Скажем спасибо ' «классному» Кто научил нас, сереньких, Чувствовать мир прекрасного, Де л а т ь свои « э в р и к и » ? — Это з а б о т а «клас сного». Кто убе ре г неопытных Нас от шага опасного? Это его хлопоты, Это тревоги «классного». Или часами долгими Тре бовал слога ясного. Эти упреки строгие — Т о ж е работа «классного». И, рас с таваясь со школою. Словно у знамени Красного, Выше подняв голову, Скаже м с пасибо «клас сному». И. МИР ОНОВ . Старший товарищ] В 1973 г о д у з а к о н ч и л а я Н о в о . Т р о и ц к у ю ш к о л у £ ь й ч а с у ж е т р е т и й г о д р а б о т а ю в н е й с а м а . П о п а с т ь я ! к о л л е к . т и в м о и х б ы в ш и х у ч и т е л е й м н е к а з а л о с ь : с л и ш к о м с т р а ш н о . Э т о т о л ь к о в н а ч а л е т а к б ы л о . Я б ы с т р о в л и л а с ь в р о д н о й к о л л е к т и в . В е т р е , т и ш ь с я с т р у д н о с т ь ю — л ю . б о й и з к о л л е г п р о т я н е т р у к у п о м о щ и . О с о б е н н о ч у т к а к п р о с ь б а м Л и д и я И л ь и н и ч н а В о р о б ь е в а М н о г о л е т р а б о т а е т о н а в н а ш е й ш к о л е , п р е п о д а е т х и ­ м и ю и б и о л о г и ю . У р о к и е е н е о б ы ч н ы и и н т е р е с н ы . И з л о . ж е н и е м а т е р и а л а п о н е в о л е з а с т а в л я е т с л у ш а т ь , з а л о м и , н а т ь . Ч а с т о р е б я т а в с т р е ч а ю т ! , с я с п р о ш л ы м и в с л е д з а е е с л о в а м и у х о д я т в б у д у щ е е . П о э ­ т о м у о н а в с е г д а в к о н т а к т е с р е ­ б я т а м и . С р е д и н и х о н а к а к с т а р ш и й т о в а р и щ . , Л и д и я И л ь и н и ч н а __ о т л и ч . н и к н а р о д н о г о о б р а з о в а н и я Л. НОВИКОВА , п р е п о д а в а т е л ь Н о в о - Т р о и ц к о й ш к о л ы Справедливая, мудрая, славная Д е н ь у ч и т е л я о т м е ч а е т с я ' к а ж д у ю п е р в у ю с у б б о т у о к т я б р я . В э т о т д е н ь м о ж н о у с л ы ш а т ь м н о г о т е п л ы х с л о в о л ю д я х , к о т о р ы е н а в с е г д а о с т а н у т с я в п а м я т и с в о и х в о с п и т а н н и к о в К а ж _ д ы й и з н а с в с п о м н и т ч е л о в е к а о т д а в ш е г о н а м ч а с т ь с в о е й д о б р о т ы и т е п л о т ы с е р д е ч н о й . В ш е с т о м к л а с с е , п о с л е ш к о л ь н о й л и н е й к и , у с л ы ш а л и м ы с п о к о й н ы й г о л о с В а л е н т и н ы Н и . ’к о л а е в н ы И с а к о в о й : __ Я б у д у в а ш и м к л а с с н ы м р у к о в о д и т е л е м С т е х п о р о н а в с е г д а б ы л а с н а м и . В м е с т е п р и д у м ы в а л и ч т о - т о к с б о р а м , л и н е й к а м . И к а к - т о н е з а м е т н о с к а ж д ы м д н е м к р е п л а н а ш а д р у ж б а в к л а с с е М а л ь ч и к и с т а л и в н и м а т е л ь н е е , ч т о п о т я ж е л е е б р а л и н а с в о и п л е ч и . Н а с м о т р е « П о л и т и ч е с к о й п е с к и » н а ш к л а с с з а н я л п е р в о е м е с т о . К а к р а д о в а л и с ь м ы э т о м у ! Р е б я т а п р и г о т о в и л и н а м в е ч е р к 8 м а р т а , а д е в о ч к и и м к 2 3 ф е в р а л я . Б ы л и з а п и с и - п о ж е л а н и я н а м а г н и т о ф о н н о й л е н т е : С е р г е ю Б о л т ы ш е в у __ и з о б р е с т и т а к у ю ш п а р г а л к у , ч т о б ы н е з а м е т и л а е е д а ж е Г а л и н а З а х а р о в н а С т е п а н о в а ; С а ш е Д о ц е н к о — н а й т и о б щ и й я з ы к с З и н а и д о й П е т р о в н о й С а з о н о в о й п о п р о в е р к е т е о р и и ф и з и к и ; В а л и к у О в ч и н н и ­ к о в у — с т а т ь х о р о ш и м с п о р т с м е н о м . П о с л е в ы п у с к н о г о в е ч е р а р а з ъ е х а л и с ь п о с т р а н е м а л ь ч и ш к и и д е в ч о н к и . С л у ж а т в р я д а х С о в е т с к о й А р м и и В о л о д я А р м а н ч е в , С е р г е й Б о л т ы ш е в , В а л е н т и н О в ч и н н и к о в , С е р г е й С и . м о н е н к о , В о л о д я Б а г р о в Д е в о ч к и у ч а т с я в т е х н и к у м а х , и н с т и т у т а х , р а б о т а ю т Б ы л а у н а с в с т р е ч а в Н о в о с и б и р с к е у О п е р ­ н о г о т е а т р а . С а ш а Д о ц е н к о с к а з а л : — К а к а я в с е - т а к и х о р о ш а я у н а с В а л е н т и н а Н и к о л а е в н а К о г д а м ы п р и е з ж а е м в р о д н о е С е в е р н о е о п я т ь ж е и д е м к н е й , к н а ш е й у ч и т е л ь н и ц е Р а с с к а з ы в а е м е й о н а ш и х п о б е д а х и п о р а ж е н и я х , р а д о с т я х и о г о р ч е н и я х О н а п о м о г а е т н а м и с е й ч а с , к о г д а т р у д н о Б л а г о д а р я В Н И с а к о в о й м н о г и е п о л ю б и л и п р о ф е с с и ю у ч и т е л я . Т а н я Ф и л и п п о в а у ч и т с я в Н Г П И на ф а к у л ь т е т е и н о с т р а н н ы х я з ы к о в , Т а м а р а И л ь и н а н а ш к о л ь н о м о т д е л е н и и . Я в е д у у р о к и и с т о р и и в . Ф е д о р о в с к о й ш к о л е , п о с т у п и л а з а о ч н о в п е д и н с т и т у т Е с л и ч т о - т о н е п о л у ч а е т ­ с я , я в с е г д а д у м а ю , ' к а к о й б ы в ы х о д и з п о л о ­ ж е н и я н а ш л а В а л е н т и н а Н и к о л а е в н а с т а р а ю с ь , к а к и о н а , у в и д е т ь и п о н я т ь к а ж д о г о и з м о и х у ч е н и к о в с е г о д о с т о и н с т в а м и и н е д о с т а т к а м и В э т о т д е н ь о т в с е г о б ы в ш е г о 10 «а» х о ч у с к а з а т ь б о л ь ш о е с п а с и б о н а ш е й к л а с с н о й р у к о в о д и т е л ь н и ц е за е е д о б р о т у , ч у т к о с т ь и в н и м а т е л ь н о с т ь 'к у ч е н и к а м , к л ю д я м . Д л я в с е х н а с о н а с а м а я с п р а в е д л и в а я , м у д р а я , с л а в н а я . Н, ЛОСЕВА, в ы п у с к н и ц а 1 9 80 г о д а Т ам а р а Викторовна Пономарева — недавня я выпускница Северной средней школы. Незаметно прошли студенческие годы в Новосибирском государственном педагогическом институте. И вот Тамара Викторовна снова в стенах родной школы. Теперь она — учитель начальных классов. Эти- симпатичные и л ю б о зн а ­ тельные первоклассники ст а л и ее первыми учениками. И то, что с уж дено п рожить им вмес те ,— р а д о с ти , огорчения — это пока ь будущем. А сегодня мо лодого учителя радует первый урок, п е р ­ вый са мостоятельный отв ет к а ж д о г о ее воспитанника. - Фото А. Шмаснкова. Умножать Молодым учителям Ф е д о р о в ­ ской восьмилетней школы, м о ж ­ но с к а з а т ь , здо р о во повезло. В том отношении, что рядом с ними есть старшие и опытные то варищи, которы е всегда о к а ­ ж у т помощь в организации педагогической деяте льности. Я, в общем -то, не считаю себя молодым учителем. П я т ь лет р аб о таю тольк о директором школы. О дн ако за эти годы ни одного решения не приняла без с о в ета ТрнфОна Васильевича Шишкина. Это старейший наш учитель, 34 года он о т д а л школе. Замечательный математик . Наши тесные взаимоотношения, н а в е р ­ ное, сложились еще и потому, что я тож е преподаю м а т ем а т и ­ ку, и Трифон Васильевич во всех вопросах — мой старший д р у г и наста вник. Он добив аетс я знаний математики от к а ж д о г о ученика, внушает любовь и у в а ­ жение к своему предмету. Д л я тех, кто не у св аи в ает материал , Трифон Васильевич не ж а л е е т времени. Он з ан и м а е т с я с ними после уроков, исчерпает все возможны е варианты объяснений, пока ученик не с к аж е т : «Я все понял». Трифон Васильевич почти всегда последним уходит из школы. Только так , а не иначе, нужно отн оси ться к делу, которому решил п освятить свою жизн ь. П о д т в е рж д ен и ем этих сл ов с л у ­ жи т и п едагогическая работа Екатерины Дмитриевны Колмы- ковон . 32 го д а она п реподает биологию. Б л а г о д а р я ее с т а р а ­ ниям, к а би н ет биологии нашей школы я в л яе тся одним из лучших в районе. З д е с ь собран богатый м а тер и ал по р а зд е л а м зоологии, ботаники, природоведения . В к а ­ бинете очень много цветов. У х аж и в аю т з а ними сами дети. Они ж е со бирают гербарии т р а в , цветов, насекомых, обитающих в нашей местности. Больше д в у х деся тков лет педагогический с т а ж Нины Афанась ев ны Легачевой — учительницы начальных клас сов. Она р а б о т а л а в Сургутовской школе, а вот у ж е четыре года в едет третий и четвертый классы традиции в Федоровке. У Нины Аф ана сь ­ евны дружеский Контакт с д е т ь ­ ми. Вроде бы д а ж е и ’ нет дис танции м еж ду учителем и учеником, а, в то ж е в р ^ ^ дисциплина на урока х безукоЩт-1 пенная. Нина Афанасьевна умеет увлечь детей. Через трудолюбие, искренность и д о бр ож ел ател ьн о сть наших старших учителей, приобретают свою собственную лицию д е я ­ тельности молодые. Вот, например, Ж а н н а Л ю д в и ­ говна Во.тцнцевнт. Она уч илас ь в нашей школе. Д е с я т ь клас сов з а к ан ч и в а л а в Ново-Троицке. И вот уже три года р а б о т а е т в ко ллективе учителей своей родной школы. Заочно учится па третьем курсе Новосибирского пединститута. Можно с к аз ать , магма воспитанница по дн ял а сь на ступен ьку учителя . И мы все знаем , что работа учителя д ля Ж а н н ы Людвиговны — призвание. Еще, учась в школе, она была сн а ч а л а в пионерском а к т иве^ потом в комите те комсомол?? Р ебятишки тянулись к ней, з а ­ р а ж а л и с ь ее идеями. Учитывая организаторские способности молодого учителя , мы поручили Ж а н н е Людвиговне и сейчас вести пионерскую работу в ш к о ­ ле. И не ошиблись. Наши р е б я ­ тишки живут интересной жизнью. В школе работаю т органы с а м о ­ управления , проводятся вечера, -сборы, походы, вед ется со р е вн о ­ вание среди клас сов за у сп е в а ­ емость и дисциплину. Пионеры зак лючили тру д о во е соглашение с работниками ж и в о тно в о д ств а . Они пообещали д р у г другу, что одни будут хорошо учиться, другие — хорошо трудиться . П это д а е т свои положите льные результаты . Р е б я т а п о д т я г и в аю т ­ ся, д а ж е взрослеют. Есть у нас и еще одна м о л о ­ д а я учительница, о которой с ув аж ением о тзываю тся в к о л л е к ­ тиве,— это Н а т а л ь я Ген н адие в ­ на Б агров а . Думаю , что все вместе мы и д ал ьш е будем у м н ож а ть добры е традиции школы. Н. АРХИПОВА , директор школы. О Т З Ы В Ч И В Ы Й Ч Е Л О В Е К Т а м а р а В а с и л ь е в н а Т р и б у н а л о в а о к о н ч и л а К у й б ы ш е в с к о е п е д у ч и ­ л и щ е . В о с е м ь л е т р а б о т а л а у ч и . т е л е м н а ч а л ь н ы х к л а с с о в , п о э т о м у V< п р а з д н и к у , к о т о р ы й о т м е ч а е т з а в т р а н а ш е с о в е т с к о е у ч и т е л ь с т в о , о н а и м е е т п р я м о е о т н о ш е н и е , х о т я в п о с л е д н и е г о д ы р а б о т а е т н е в ш к о л е , а в д е т с к о м с а д и к е . К а к в с е г д а , с т р е м л е н и я у ч и т е л я и в о с п и т а т е л я о д и н а к о в ы . О н и ф о р м и р у ю т о с н о в ы м и р о в о з з р е н и я п о д р а с т а ю щ е г о п о к о л е н и я . С е й ч а с Т а м а р а В а с и л ь е в н а з а в е д у е т Ч е б а к о в с к и м д е т с к и м с а д о м О н а о ч е н ь ч у т к и й и о т з ы вч и в ы й ч е л о в е к , л ю б и т д е т е й . Ей б л а г о д а р н ы р о д и т е л и и м ы , в о с п и ­ т а т е л и , О т в с е й д у ш и « -ж е л а е м Т В. Т р и б у н а л о в о й с е м е й н о г о б л а г о ­ п о л у ч и я , у с п е х о в в р а б о т е , д о б р о ­ г о з д о р о в ь я В. ГОРНАСТАЕВА, п о п о р у ч е н и ю к о л л е к т и в а д е т с к о г о с а д а

V j о к т я б р я 1 9 8 2 г о д а ♦ J\fe 1 1 9 ( 5 4 0 3) i i i i i i n j H t t l i l i H l i i i t i l i i H l i i i H i M « З А Д О С ) Л Ё Н И Н А » i i l i l i i l l l l l l l l l l l l i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i d i i i i t i i i i l l l i l t l l l l l i l l l l i l t l f i » - 3 Ж и в о т н о в о д с т в о — у д а р н ы й фронт _________________________________________ ___________________________________ __ __________________________________________ ____________________________________________________________ ■ На летней дойке д о ж д ь льет на головы дояркам . Грязь. Р а б о т а т ь в таких условиях они отка зываются. Д а и н ев о зм ож ­ но. Легко простыть, за ’болеть. Этак мы и д о я р о к потеряем, и коров загубим, А ведь сколько труда затрачено для обновления стада , сколько средств на ветер илкн надо крепить к стойке снаруж и, а председатель колхо за Ф. Е. Д ребенцов потребова л крепить их вовнутрь, то есть, над кормушками. Мнения р а з о ш ­ лись, бригада из колхо за у е х а ­ л а . А ведь надо было бы д е т а л ь ­ но разо б р ат ь ся на чьей стороне правда . ГОТОВЬ САНИ ЛЕТОМ ... Добрый хозяин именно т а к и поступает: готовится к зиме з а ­ ранее, чтобы холода и вьюги не з астали врасплох. К ак ж е обстоят дела v нас, если говорит ь о подготовке к зимовке скота? Животноводче ские помещения во всех хозяй ствах района нс готовы принять скот на полн о е зимнее содержание: то о д ­ ного нет, то другого. Д а ж е новые з д а н и я не могут быть приняты к сдаче в эксплуатацию. Вина, в основном, ПМК по механизации животноводства. Эта о р гани зация з а д ерж и в ае т монтаж оборудования. А ведь до снегопадов остается очень мало в ремени. В колхозе «Восход» з ак ан ч и ­ вается подготовка жив отнов од ­ ческих помещений, но все т о р ­ мозит отсутствие матери алов для кровли. Почти под открытым небом о к а з а л а с ь Б и а зи н ская ферма колхоза «Путь к коммунизму». Положени е сложилось тяж елое. Вот что по этому поводу говорит заведующий фермой А. М. Болдырев: пойдет. Я прошу разрешить стави ть скот в новый коровник. Впрочем, т у т впору требовать , а не просить. В некоторых хозяйствах монт а ж оборудования идет медленно из-за того, что оно неукомплек- товано, а в колхозе «VII с ъ е з д Советов» — по другой причине. Сюда все доставили, а когда стали монтирова ть, р азно гл аси я вышли. Согласно схеме автопоПредсед ател ь ко л х о за «П амять Ленина» М. В. Лукаш ов : — Н а д о у ск о р ят ь м он таж оборудовани я. Все-таки в том, что помещения не готовы к зиме, есть вина ПМК. Новое ж и в о т н о ­ водческое помещение у нас было построено еще летом, а к м о н т аж у до сих пор не п ристу ­ пили. Нет кровли. Еще одно «узкое» место во всем районе — водоснабж ение . Не подведен водопровод к к о р ­ пусам ни наружный, ни внутренний. В Больших Куликах, на первой молочнотоварной ферме колхоза «Наша Роди на», строения старые, ветхие; водопровод в помещениях есть, только он уж е не пригоден к эксплуатации. Его просто-напросто перекрыли. Не лучшее полож ение , и в колхозе «Н о в ая жизнь». В Але- шинке, например, не готовы к зиме. Новое з д ан и е не сд астся до д екабря . Если оставить тел я тни к на Кордоновской ферме таким , к а ­ ков он есть, то зи м о в ат ь в нем буде т опасно: он в ав арийном состоянии. В остальном ж е скот в колхозе «Путь к коммунизму» поставлен на зимнее содержание. Если конкретно , то из 24 ко р о в ­ ников, имеющихся в колхо зах района, восем н а дц ат ь не готовы. Есть свои сл ож ности и у ПМК по м еханизации ж и в о т н о в о д с т в а . П р еж д е всего, тем колл ек тив ом , что имеется в рас по р яж ен и и А. Г. Ш адрин а, почти н е в о з ­ можно что-либо сд е л а т ь вовре мя и качественно. Зд есь всего восемь человек, а недостатки, н ед о д е л ­ ки, м он таж нового обо р у до в ан и я необходимо произвести в од ин ­ надцати хозяйствах. И еще: все ск ап ли в ае т ся к осени, н ик ак в х о з яй ст в а х не учтут такого положения , не п о з а б о т я т с я о своевременной подготовуе ж и в о т ­ новодческих помещений под монтаж. Отсюда и нервотрепка, и обоюдные ж алобы , претензии. И к а к бы там ни было, а скот на днях д олж ен быть поставлен на зимнее сод ерж ание во всех колхозах. Это — г л ав н а я з а д а ч а , поставленн ая перед всеми вспомогательными служ б ам и района и непосредственно перед колхозами. А. НАГИБИНА. А г р а р н а я политика КПСС—в действии С ур ож а ем В у с т о й ч и в о с т и у р о ж а е в — с а м о е н а г л я д н о е о т р а ж е . мие х л е б о р о б с к о г о м а с т е р , с г в а . П о с е в н ы е у г о д ь я к о л х о . з о в и с о в х о з о в А п а н а с е н к о в Р Л ^ ф ^ о г о р а й о н а С т а в р о п о л ь я — т а м , г д е р о ж д а ю т с я с т е п н ы е с у х о в е и О д н а к о м е с т н ы е з е м л е д е л ь ц ы е ж е г о д н о — с п о л н о в е с н ы м к о л о с о м . Т а к , в п р о ш л у ю с т р а д у к а ж д ы й г е к т а р п ш е н и ц ы д а л 32 ц е н т , н е р а с и л ь н о г о ц е н н о г о з е р н а . П о и т о г а м п е р в о г о г о д а п я . т и л е т к и р а й о н у д о с т о е н п е . р е х о д я щ е г о К р а с н о г о З н а м е . ни Ц К К П С С , С о в е т а М и н и с т р о в . С С С Р . В Ц С П С и Ц К В Л К С М Н ы н ч е м н о г и е м е с т н ы е к о л х о з ы и с о в х о з ы в н о в ь о т г р у ж а ю т х л е б на э л е ­ в а т о р ы с в е р х п л а н а . — Р о с т у р о ж а й н о с т и м ы в з н а ч и т е л ь н о й с т е п е н и с в я з ы ­ в а е м с т е м , ч т о на п е р и о д ж а т в ы п р и в с е х у б о р о ч н о . т р а н с - п о р т н ы х к о м п л е к с н ы х о т р я . ... д а х с т а л и с о з д а в а т ь с п е ц и а . *4 0 . . и э и р о в а н н ы е з в е н ь я п о о с ­ в о б о ж д е н и ю п о л е й о т с о л о , м ы и н е з а м е д л и т е л ь н о й п а х о . т е с р а з у в с л е д за о б м о л о т о м , — р а с с к а з ы в а е т н а ч а л ь н и к р а й о н н о г о п р о и з в о д с т в е н н о г о у п р а в л е н и я с е л ь с к о г о х о з я й ­ с т в а А А . Д ж у р о в — П о д . б о р п ш е н и ч н ы х в а л к о в и п о д ­ г о т о в к а п а ш н и п о д у р о ж а й б у д у щ е г о г о д а у н а с з а в е р ­ ш а ю т с я т е п е р ь п о ч т и о д н о в . р е м е н н о | А г р о т е х , Н и ч е с : < и й п р и е м « к о м б а й н с п о л я , п л у г в б о . р о э д у » , н е н о в Н о ф о р м и р о . в а н и е в к о м п л е к с а х н а р я д у с к о м б а й н о в ы м и з в е н ь е в п о с л е ­ у б о р о ч н о й о б р а б о т к и в ы с в о . б о ж д а ю щ и х с я м а с с и в о в д а е т д о п о л н и т е л ь н ы е п р е и м у щ е с т . в а . П р е ж д е в с е г о , п о д н и , . м а е т с я п р о и з в о д и т е л ь н о с т ь п а х о т н ы х а г р е г а т о в . П о я в и ­ л а с ь в о з м о ж н о с т ь о с у щ е с т ­ в л я т ь и х т е х н и ч е с к о е о б с л у ­ ж и в а н и е , о п е р а т и в н ы й р е м о н т каждый год н е п о с р е д с т в е н н о на п о л о с е с и л а м и т е х ж е м а с т е р о в . н а л а д ч и к о в , к о т о р ы е о т в е . ч а ю т за б е з о с т а н о в о ч н у ю э к с п л у а т а ц и ю о б м о л а ч и в а ю щ и х х л е б а к о м б а й н о в В р е з у л ь т а ­ т е т е м п ы в с п а ш к и , к а к и у б о р к и , у в е л и ч и л и с ь на т р е т ь — Р а н о п о д н я т у ю б о р о з д у м ы , с т е п н я к и , н а з ы в а е м п о л у , п а р о м . П о н а м о л о т а м о н а п р и б л и ж а е т с я к ' п а р о в ы м у ч а с т к а м . С е к р е т п р о с т : п о ч . ва д о з а д е л к и с е м я н у с п е в а е т б о л ь ш е н а к о п и т ь в л а г и о ч и . щ а е т с я о т с о р н я к о в , в с х о д ы д а е т к р е п к и е , д р у ж н ы е . В у с л о в и я х ч а с т о п о в т о р я ю щ и х с я з а с у х э т о — в а ж н ы й р е з е р в , — в с т у п а е т в р а з г о в о р П А В а ш т о в о й , Г е р о й С о ц и а л и с т ! ! , ч е с к о г о Т р у д а , т р а к т о р и с т и з в е с т н о г о в а п а н а с е н к о в с к и х с т е п я х к о л х о з а « П у т ь к к о м . м у н и з м у » С т а в р о п о л ь с к и е п о л е в о д ы о б я з а л и с ь ужеъ- к к о н ц у т е к у ­ щ е й п я т и л е т к и у с т о й ч и в о д о ­ в е с т и у р о ж а й н о с т ь к о л о с о в ы х д о 24 ,5 — 25 ц е н т н е р о в с г о к г а р а . П р и м е р п е р е д о в и к о в — л у ч ш е е д о к а з а т е л ь с т в о р е а л ь н о с т и н а м е ч е н н о г о . М е с т , н ы е х л е б о р о б ы в с е р е ж е п р и ­ ч и с л я ю т с в о и с т е п н ы е п р о с ­ т о р ы к з о н а м р и с к о в а н н о г о з е м л е д е л и я С о в с е м ж е н е . д а в н о о н и в с е р д ц а х , с л у ч а . л о с ь , у т о ч н я л и : « Н е р и с к о ­ в а н н о г о — н а п р а с н о г о » П о о п ы т у а п а н а с е н к о в ц е в с п е ц и а л и з и р о в а н н ы е п а х о т н ы е з в е н ь я в у б о р о ч н о - т р а н с п о р т ­ н ы х к о м п л е к с а х с о з д а н ы к о л х о з а м и и с о в х о з а м и б о л ь ш и н с т в а р а и о н э в к р а я С о в е р ш е н с т е о з а м и е м е т о д о в . и с п о л ь з о в а н и я т е х . н и к и , в з м е т р а н н е й б о р о з д ы с р а з у п о с л е у х о д а с п о л я к о м б а й н о в д а е т д о п о л н и т е л ь ­ н о 3 — 4 ц е н т н е р а з е р н т на г е к т а р е . н . с т я ж к и н , к о р р Т А С С Техника для кормопроизводства З а в е рш и т ь комплексную механизацию производства к о р ­ мов намечено П р о д о в о л ь ст ­ венной программой. М аш ино ­ строители перейдут в текущей п ятилетке в основном на вы ­ пуск оборудов ан и я и м е х ан и з ­ мов, составляющих единые технологические комплексы д л я за г о т о в ки кормов. Преду-* смотрено с о з д ат ь и ввести в действие мощности по выпуску еж егодно 40 тысяч с а м о ­ ходных и прицепных к о р м о ­ уборочных комбайнов, а так - ж по п роизводству с а м о х о д ­ ных косилок-плющилок и д р у ­ гих машин. Выставка «Передовой опыт за г о т о в ки кормов с и спользованием новой высокопроизводительной техники» проходит на открытой площ адке п ав и л ь ­ она «Механи зация и э л е к т р и ­ фикаци я сельского хозяйства» ВДН Х СССР. В числе машин — подбор- щики -сто гообра зователи , ру ­ лонные прессподборщики, широ ко за х ва тны е поперечные грабли д л я сгребания естественных низкоурожайных трав , а т а к ж е копновозы, изм ел ь ­ чители рулонов, оборудование для п ереработки р а з н о о б р а з ­ ных видов грубых и сочных кормов. (Корр. ТАСС) Одесса. Коллектив о тд ел а се ­ лекции пшениц Всесоюзного се ­ лекционно-генетического института под руководством Героя Социалистического Труда, л а у р е а т а Ленинской и Государственной премий СССР, а к ад ем и к а ВАСХНИЛ Ф. Г. Кириченко со зд ал качественно новый сорт озимой твердой высокобелковой пшеницы «парус». По урожайности он превосходит на 15—20 центнеров ранее с о з ­ данны е отделом твердые пшеницы. В нынешнем году на сорто ­ уч астках юга Украины «парус» д ал урож а й 60—80 центнеров с г ек тара. На верхнем снимке: авторы новых сортов озимой твердой пшеницы «парус» и «коралл» к а н ­ д и д а т биологических н а у к . В. М. Пыльнее ( с л е в а ) и к а нд и д а т сельскохозяйственных -наук А. И. Палам арч ук осм атриваю т посевы озимой твердой пшеницы в х о ­ лодильной к а м ер е станции ис-| кусствениого клим ата . В фи тотроне селе кционеры снимают д в а у р о ж а я в год. На нижнем снимке: о тп р а в к а в хо зяй ст в а семян нового сорт а озимой твердой пшеницы «парус» на размножение. Фото И. Павл енко (Ф отохроника ТАСС) Наука —сельск о м у х о зя й ст в у УГЛЕКИСЛОТА ДЛЯ КОРМОВ После первых ж е испытаний карбокеилина на фермах " о нем заговорил к а к об одном из с а ­ мых дешевых средств повышения продуктивности ж ивотноводства. Со зданный в резул ь т ат е совм естных поисков исследователей Института биохимии Академии паук УССР и Украинской с е л ь ­ скохозяйственной Академии, п р е ­ п арат ср а з у ж е . д о к а з а л свою способность уск орят ь привес с к о ­ та. повышать надои и жирность молока. Уже ^само название точно о п ­ редели,то механизм .его действия: карбоксидн рование — обогащение углекислотой. А углекислота, как подтвердили многочисленные э к с ­ перименты, проведенные в био ­ химических л аб о р ат о р и я х , я в л я ­ ется одним из важнейших «действующих лиц» всех обменных процессов. Она выполняет роль .регул ятора, при биосинтезе б ел ­ ков, жиров, углеводов. С л е д о в а ­ тельно, с ее помощью можно существенно ак тиви зиров ать ре- акцнн, от которых за ви си т интенсивность роста животных, у с ­ воение ими кормов. Кроме .самой углекислоты — бикарбоната натрия, то есть обычной соды, в состав карбок- силниа Вошли сернокислые соли магния, марганца и пинка. Их ионы активизируют действие ферментов, способных ускорять реакции карбокенли роваиия. Введение карбокеилина в р ац и ­ он д а е т 7— 12 рублей прибыли на каж дый рубль расходов, связанных с его применением. Тем временем в институте биохимии п р одолж аю т ся н аблю ­ дения за действием преп арата . Выяснилось, что реакции- карбок - сплирования способны стимули ­ ровать усвоение в организме а зо т а аммонийных солей (то есть небелкового а з о т а ) . Р о ди л ась идея объединить уж е прим еняемые соединения с аммонийным азотом как зам енителем б елко ­ вых веществ корма. В ре з у л ь т ат е д л я ж в ач ных животных созданы новые, более эффективные , чем карбоксили н , препараты М П - 15 и МП-30. Первый из них включа ет в себя все компоненты карбокеилина и аммонийный азот. Во втором, предна значенном для кормов с особенно большим дефицитом белка, сод ерж ится еще и мочевина. — Новые доба вк и уж е испытаны в ряд е , хо зяй ст в ,— р а с с к а ­ зы ва ет руководитель и ссл ед о в а ­ ний ак а д е м и к АП УССР М. Тул и й .— Особенно эффективны они при жомовом типе откоом а: покрывают до 30 процентов с у ­ точной потребности в белке, а т а к ж е компенсируют д ефицит фосфора в рационах. При этом нс тол ьк о увеличиваются с р е д н е ­ суточные привесы, по и п р е д у ­ п реж д а е т с я заб ол ев ан и е , которое нередко разви ва ет с я у ж ив отны х через 80—90 дней откорм а на кислом жоме. Теперь так ой о т ­ корм м ож ет п р о д о л ж а т ь с я 120— 180 дней. На Украине уж е в ыпуск ается за год 27 тысяч тонн карбокси- лина и созданных на его основе новых кормовых добавок . В б ли ­ ж айш ие годы их выпуск п л а н и ­ руется довести до 100 тысяч тонн. Г. ТО РЖ Е В С КА Я , корр. ТАСС Новая модель трактора «Казахстан» Выпускаемые П авлодарским т рак т орны м заводом имени В. И. Ленина т р ак горы « К а з ах с т ан » пост ав л яю т с я в 60 областей и краев С С С Р , экспортируются в Монголию и на Кубу На снимке: (с л е в а н а п р а в о ) инж енер-исследователь А. Сущин- скии, и нж ен ер-конструктор А. Маринко и начальн ик конструкторского бюро кабин Б. Д р о з д о в у опытного о б р а з ц а новой модели т р а к т о р а с облегченной каркасной кабиной. (Фотохроника ТАСС)

RkJQdWJsaXNoZXIy