За дело Ленина, 1982, № 111

Г а з е т а ор нована 20 июля 1935 года № 111 (5 3 9 5 ) С Р Е Д А 15 С Е Н Т Я Б Р Я 1 9 8 2 года Цена 2 коп. ОРГАН СЕВЕРНОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ Д Е П УТ А Т О В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Выходит по вторникам, четвергам и субботам. Верность традициям Готовясь отметить высокими трудовыми д о с т и ­ жениями 60 летие об ра з о в а ни я СССР, трудящиеся страны развернули социалистическое соревнование за достойную встречу знаменательной даты. В первых рядах соревнующихся идут трудовые коллективы столицы. Б о л е е 550 тысяч москвичей участвуют в этом движении. В преддверии юбилея Советского государства ряд передовых коллективов столицы выступил с инициативой провести 18 д ек а б р я в Москве коммунистический субботни к , посвященный 60-летию об ра зо в а ни я СССР. Митинги и собрания состоялись па многих предприятиях, стройках и организациях города- Юбилейной д а т е Советского государства москвичи посвятили высокие социалистические об я за тел ь с тва . Предстоящий праздник труда явится важным вкладом в их реализацию , д о с р о ч ­ ное выполнение за д а ни й второго года о д и н н а д ц а ­ той пятилетки. (ТАСС) В р а й к о м е КПСС Х л е б - в закрома Родины Состоялось з а с е д а н и е бю ­ ро районного комитета КПСС, которое рассмотрело вопрос «Об организованном завершении уборочных работ на полях района и досрочном выполнении за д а н и я по п р о д аж е зерна государству». Бюро райкома КПСС соз- *-*>далр штаб по ор ган и зован н о ­ му проведению этих работ. На пальником штаба у твержд ен секретарь райкома партии A. В- Федулов, членами: B. М. Ивашкевнч^-главпый государственный инспектор по заготовкам и качеству сельскохозяйственных п ро ­ дуктов,, А. П- З а й ц е в — главный агроном с ел ь хо зуп р ав - ления, А. Е. А н др е ев— р е дак ­ тор районной газеты, А. Я- Кошкин— начальник Р О В Д , А. Т. Марченко—директор транспортного предприятия ч<Гпанссельхозтехника», В. К В а си л ь ев—директор х л е б о ­ приемного предприятия. Руководство с о здан н ой автоколонной поручено д и ­ ректору хлебоприемного предприятия В. К. В а си л ь е ­ ву, главному инспектору по заготовкам и качеству В. М. Ивашкевичу, главному агроному сельхозуправления А. П. З а й ц ев у . По хозяйствам утверждены ответственные в лице членов бюро райкома КПСС, исполкома райсовета и епсциалнс- t o j с е л ь х о з у п р а в л е н и я ,к о т о ­ рым вместе с партийными комитетами и бюро, правле ­ ниями колхозов и неполно мами сельских Советов народных деп утатов поручено организовать своп коллективы на успешное решение уборочных работ, сдачи з е р ­ на государству , и своев р е ­ менную подготовку ж ив отн о ­ водческих помещений к предстоящей зимовке. Новосибирск. Сибирское о т д е ­ ление ВАСХНИЛ объединяет 4 2 научно-исследовательских учреж дени я , многочисленные опытно-конструкторски е бюро, 65 экспериментальных опытных х о ­ зяйств, размещенные в 22 о б л а с ­ тях, к р а ях , авто номных республ ик ах З а па дн о й и Восточной Сибири, Д а л ьн е го Востока. Г лавная з а д а ч а си биря ков — р азви тие и внедрение научно- технического прогресса в а г р а р ­ ный комплекс крупного промышленного региона ст раны. Сейчас научные и п р о и зв о д с т ­ венные ко ллек тивы СО ВАСХНИЛ в едут исследования в со о тв етс т ­ вии с требов аниями П р о д о в о ль ­ ственной программы СССР . Председатель Сибирского отделения ВАСХНИЛ, директор НИИ растениеводства и селекции, академик ВАСХНИЛ П. Л. Гончаров в содружестве с другими селекционерами создал двенадцать сортов кормовых культур. Широкое распространение получили сорта люцерны, костра, вики, донника. Фото А. Полякова (Фотохроника ТАСС) СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СВЯЗЬ СЕМЬИ, ШКОЛЫ И ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА Как уже сообщалось, состоялся VIII пленум районного комитета КПСС. С докладом «Задачи партийных организаций района в дальнейшем совершенствовании взаимодействия семьи, школы, и трудового коллектива по воспитанию подрастающего поколения в д у х е морального кодекса строителя коммунизма» выступила второй секретарь рай-1 онного комитета партии В. Т. Боровская. Ниже мы публикуем изложение доклада и выступления. В Конститу ции С СС Р впервые з аписаны т р е б о в ан и я о р г а н и з а -i нии совместной раб о ты школы, семьи и общественности , а к т и в ­ ного у ч асти я государ ственных предприятий и учреждений, к о л ­ хозов и совхозов в разв итии нар одного о б р а з о в ан и я , в в о спита тельной работе школ, д о ­ школьных и внешкольных у ч р е ж ­ дений, в укреплении их учебно- материальной базы. Партийными о р ганизациями нашего района накоплен некото ­ рым положите льный опыт в этой работе. Вопросы воспитания п о д ­ рас тающего поколения. в з а и м о ­ связи школы и п роизводств а, роли руководите лей и специалистов в постановке воспита тельного процесса, профессионал ьной о р и ­ ентации регулярно р а с с м а т р и в а ­ ются на партийных собраниях , па з а с е д а н и я х партийных бюро и парткомов. Это можно отм е ­ тишь в партийных о р г ан и з ац иях ко лхозо в «П ам я ть Ленина», им. К а р л а • М аркса. «VII съ езд Советов», им. М. Горького и некоторых других. Много в н и м а ­ ния ст а л о о б р ащ а т ь с я на повы ­ шение роли семьи к а к первичной ячейки социалистического о б ­ щества в нрав ственном с т а н о в ­ лении молодых людей, ибо основы нра вственности з а к л а д ы ­ в аю тся здесь и получаю т д а л ь ­ нейшее развитие н шкоде, в трудовом коллективе. С троя р аб о т у в семьях, п а р ­ тийные организации , в первую очередь д о лж ны определить ее воспитательный потенциал , то есть оп редели ть комплек с у с л о ­ вий и средств, среди которых в ажнейшими являю тся м а т е р и ­ ал ьные и бытовые условии, численность и стр у к ту р а , идейно- нравственный и эмоционально- психологический клим ат , х а р а к ­ тер отн ошения м е ж д у ее ч ленами, производств ен н ая д е я т е л ь ­ ность родителей и т р у д о в а я атм осфера , жи зн енный и п рофессиональный опыт, к у л ь т у р н о ­ о б р а зо в а т е л ь н ы й уровень в зр о с ­ лых членов семьи, наличие у •них св ободного времени и х а р а к ­ тер орган и зац ии д осуга, семей ­ ные тради ци и , а в т о р и т е т и личный п ример родителей , в о з м о ж ­ ности и сп о л ь зо в ан и я средств массовой информации и к у л ь т у ­ ры, си стема и х а р а к т е р в н у т р и ­ семейного общения и общение семьи с о кр уж ающ ей средой, уровень педагогической куль туры взрослых членов семьи (в первую очередь мате ри и о т н а ) . р а с п р е ­ деление м е ж д у ними в о сп и т а ­ тельных функций и др. К ак п о д т в е р ж д а е т жизн ь, к а ж ­ дый компонент воспитательного потенциала семьи о к а з ы в а е т на детей своеобразн ое и нте гральное воздействие . Семця, к а к Социально-психологическая общность, п р е д с т а в л я е т собой особого рода воспитательный к о л л ек тив , у р о ­ вень р а з в и т и я к о т о р о г о , к а к степень п едагогического вл ияни я на детей , м ож е т быть различным. Среди многих ф а к т о р о в ф о р ­ мирования личности в аж н о е значение имеет общение. Если общение родителей с детыми происходит з а просмотром т е л е ­ передач, это одно, а общение в совместном производительном труде, в с а д у и на огород е, на рабочем месте, посещение к у л ь ­ турно-просветительных у ч р е ж д е ­ ний, совместные прогулки на природу, общие игры — эъо совсем другое . Ребенок видит непосредственно отношение к т р у д у родителей, приемы т р у д а , с т а р а е т с я п о д р а ж а т ь им, что способствует р азвитию са м о с т о ­ ятельности . В любых н о рм а * общения в ином свете перед детьми предстают и са ми р о д и т е ­ ли, м е ж д у ними в о зн и к а е т более высокий уровень м е ж л и ч ­ ностных отношений, накопленный опыт, жизненные ценности р о д и ­ телей перед аю тс я своим детям . Именно та к и е внутрисемейные отношения р ож д аю т трудовы е династии, как династия Клегцен- ко из ав тотранспортного п р е д ­ приятия, Котелкиных и Ничковых из колхоза « П а м я т ь Ленина», Корняковых и П о д ъ я в а из к о л ­ хоза нм. К. М аркса, В них сложились целые ко ллек тивы шоферов, м е хан из а торов, ж и в о т ­ новодов. Если общение родителей и детей насыщено глубоким с о д е р ­ жанием и осущ ествл яе тся в процессе их р а знообразной с о в ­ местной деятельности , , то оно сильно м неповторимо влия ет на передачу детям идейно-п олитических, нра вственно-эстетических, интеллектуальных и эм оци ­ он ально-психологических ценностей, на поведение и всестороннее ра звитие п одрастающего человека в целом. Волыним социальным з а в о е в а ­ нием я в л я е т с я то, что наши труженики имеют два выходных дня . Идя на этот шаг, п р е д у ­ см атр и ва ло с ь использовать их д ля широкого з ан я т и я техническим и художественным тво р че ст ­ вом, для з а н я т и я ф и зкуль турой и спортом, туризм ом и т. д. И за всем этим с то я т материальные гарантии. Мы имеем широко ра зветвленную сеть культурно- просветительных уч реждений. В последние годы ста ли вплотную решать вопросы с о зд ан и я м а т е ­ риальной базы д л я з анятий зимними и летними видами спорта. В р ай о н е в едется широкое произв одственное и культурно- бытовое ст роительство , на г л а ­ з а х хорошеют п пр ео б р аж аю тся наши села. В плане более полной реализации воспитательного потенциала семьи партийным . о р ­ ганизациям через общественные организации необходимо исп ользо в а т ь новые формы ак тивизации данной работы. Хорошо з а р е к о ­ мендовали себя ста рты «Папа, м а м а и я — сп орти вн ая семья», совместные прогулки в природу, проведенные рядом орг ан и зац ий райцентра в прошедшую зиму и лето. Необходимо серье зно п о дум а т ь над еж егодным -пров едением на местах по ш к о лам конфер енций отцов о их роли в воспитании детей. Установлено, что школьники, независимо от пола , н у ж д а ю т с я во влиянии родителей , т а к к а к отец и м а ть до по л н яю т друг д р у г а в воспитании детей. Р а в ­ ное у частие родителей в воспитании обеспечивает р а зн о с т о р о н ­ ность влияний, без этого семья не выполняет своих функций. Воспитание в семье п роис ходит в более ес тественных у с л о в и я х , ребенку мало з ам етны п р е д н а ­ меренные в оздейс твия и он р а с ­ ков ан , активно п р о я в л я е т с е б я в сам остоя тельн ой деяте л ьн о сти . В семье педагогические в о з д е й ­ стви я на детей и ндивидуальны , родите ли больше учитывают их во зр астны е и и нд и ви д у ал ь ны е особенности, используют ж и з н е н ­ ные ситуации. Х а р ак те р ны м и особенностями семейного в о с п и ­ т ан и я явл яю тс я непрерывность и п р одолжи тельн ость , влияни е родственных, социальных уз и особой эмоциональности с е м ей ­ ных отношений, людей р а з н о г о пола , в о зр а с т а , с различным жизненным опытом и п р оф ессио ­ нальными интересами. В целях повышения п е д а г о г и ­ ческой куль туры родителей п а р ­ тийным о р г ан и з ац и я м совместно с районным отделом нар одного о б р а з о в а н и я при средних и в о с ь ­ милетних шк о ла х необходимо о р г ан и зо в а т ь к р у ж к и п е д а г о г и ­ ческого всеоб уча д л я родителей , шире использов ать пед агогические возможности общес тв енных о р г а ­ низаций. I о в о р я сегодня о воспитании п одра стающ его поколения н семье, школе, т р у д о вом к о л л е к ­ тиве, каждый компонент нельзя р а с с м а т р и в а т ь в отры ве д р у г от д р у г а . В нашем социалистическом обществе семенное и о бщ еств енное воспитани е, со всей их спецификой и достоинством, д ополняю т друг д р у г а и со з д аю т б лагоприятны е услови я д л я ф о р ­ мирования в сесто ронне р азв и то й личности. Ш к о л а р а с п о л а г а е т большими возм ожн остям и в деле в о с п и т а ­ ния подра стающ его поколения , формиров ания и* мировоззрения . В насто ящее время наши школы уком плек тованы вы с о к о к в а л и ф и ­ цированными подготовленными к а д р а м и учителей, могущих со знанием д е л а , аргументиров анно преподнести учебный м а тер и ал . Но в век научно-технической революции уж е н евозможно д е л а т ь главную с т а в к у па у с в о ­ ение определенной суммы ф а к ­ тов. В аж н о п риви ва ть умение с ам остоя тельн о пополнить своп зн ан ия , о р и ен т и р о в а т ь с я в с т р е ­ мительном пото ке научной и политической информации . П о ­ этому школьники о б я з ан ы « н а у ч ­ но работать», а в самой школе до лж ен ц арить «научный поиск». З а к а н ч и в а я .ш к о л у , юноши и девушки много д у м аю т о первом самостоя тельном шаге в жизн и. П чтобы сов ерш ис ь со знательный безошибочный ш а г в тр у д о вую жизнь,, молодой человек д о лж ен о б л а д а т ь зн ачительным и з н ан и ­ ями, достаточным культурным кру го зо р ом , иметь активную ж изненную позицию. П о д г о т о в к а к в а л иф и ци р о в ан но ­ го рабочего д л я современного п р о и зв о д с т в а — сл ожное дело. Р аб о чи й насто ящ его и будущего — это об р а зо в ан ны й человек, в сов ерш ен ств е владеющий ^своей профессией. О б щ е о бр а зо в а тел ьн ая ш к о л а т а к и х профессионалов в ып у ск ать не м ож ет и не д о л ж ­ на. З а д а ч а школы — трудовое воспитание, идейная , н ра в с т в ен ­ н ая , психологическая подгото вка уч ащ ейс я молодежи к жизни, и конечно же, известные зн ан ия и умения, которы е п о зво л я т выпускнику средней школы приступишь непосредственно к профессион альному обучению. (Окончание на 2-й стр .)

....... .. « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А » t i i i l l i l f i l l l l l i t I l i l i l ..... miiim4ro.Ns 111 ( 5 3 9 5 ) — ■ СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ СВЯЗЬ ^ 15 сентября 1982 года СЕМЬИ, (О к о нч ан и е . Нач. н а 1-й стр .) ■— Вопрос «О р аб о те районного о тд е л а н ародного о б р а зо в ан и я по совершенствованию тр удового обучения в шк олах района р а с с м а т р и в а л с я на бюро р айон ­ ного ком итета партии. При вы ­ полнении принятого п остан овления в д ан но й работе произошли зам е т н ы е сдвиги. В настоящее время в большинстве в о сь м и ле т ­ них и средних ш к о ла х имеются х орошо об о р у до в ан ны е м а с т е р ­ ские д л я ра боты с металлом и д еревом. З д е с ь подростки могут по -настоящем у по чу в ство в ать с е ­ бя взрослыми. Они р аб о таю т с настоящими инс трументами, с т о ­ я т у настоящего ста нк а . Они и з го то вл яю т полезные вещи. В этом можно было убедиться , посетив вы с тав к у , к о т о р а я была о р г ан и з о в а н а в Северной средней школе в дни ра боты а в г у с т о в ­ ского с о в ещ а н и я учителей. Вся во сп и т а т е л ь н а я р а б о т а учебных мастерских осущ е с т в л я е т с я путем ориентации на т р у д взрослых. П р и в и в а я подрос ткам т а к и е к а ­ ч еств а , к а к т рудолюбие и н астойчивость, необходимо воспиты ­ в а т ь их на пример е передовиков и новаторов п роизводств а . С тремление ребят д е л а т ь все своими руками необходимо н а п р а в л я т ь в нужную колею. Д у м а е т с я , о п р а в д а л о бы себя с о з д ан и е б р и г а д из с т а р ш е к л а с ­ сников д л я ремонта школ, мебели в период лета , д ля о б о р у д о в а н и я городков « З д о ­ ровья». Подобных примеров мож но привести много. В ряде рай онов обла сти с та р ш е к л а с с н и ­ ки под р уководством - учителей фи зк у л ь ту ры и военного дел а построили кры ты е стрелковые тиры. Учащимися Ново-Троицкой средней школы нашего р айона построены прачечн ая , х о з я й с т ­ венный с а р ай , сви на р ни к д л я подсобного х о зяй ств а . С о д р у ж е с т в о школы и п роизв о д с т в а , пример жи зн и зн атных лю дей, начавших свой трудовой пуць в т р у д о вы х к о л л е к тив а х и д о б и в ш и х с я п ризнания , имеют б о льш о е зн ачение в трудовом воспитании м о л о д еж и . У нас в р ай о н е немало школ, где х о р о ш о п оставлено тру д о во е обучение, воспитание и п роф есс и о н а л ь н а я ориентация . В Ф е д о ­ ровской и Останинск ой в о с ь м и ­ ле т и я х шк олах оформлены у г о л ­ ки п р о ф о р иент ац ии ,' изготовлены ст енды « З н а т н ы е люди колхоза » . Специалисты и р уководите ли — час тые гости в школе. П р о в о ­ д я т с я в ечера встречи с п ер ед о ­ в и к ам и п р о и з в о д с т в а , с в е т е р а ­ нами т р у д а . Н а приш кольном у ч а с т к е р е б я т а з ан и м аю т с я опытничес твом , в ы р а щ и в а ю т овощи, к а р т о ф е л ь . Выпускники этих шк ол о хотн о и дут в с е ль ск охо ­ з я й с т в е н н о е п роизвод ство , р а б о ­ т а ю т м е хан и з а т о р ам и , ж и в о т н о ­ в о д а м и , о к а н ч и в а я учебные з а в е д е н и я , в о з в р а щ а ю т с я в р о д ­ ные се ла . Б о л ь ш а я р аб о та в этом плане пр о во д и тся в С е в е р ­ ной средней школе. П о д готовлено 68 шоферов з а 1981—82 год, многие из к о торы х р а б о т аю т на п р е д п р и я т и я х и в ор г ан и з ац ия х . О т к л и к а я с ь на решения майского (1982 г.) П л ен ум а Ц К КПСС, к о л л е к т и в школы решил обеспечит^ св ою сто л о вую нужным количеством овощей и к а р т о ф е ­ лем . Н а всех о п ер ац и ях зд есь были з а д е й с т в о в а н ы школьники. Р ай о н н о м у о т д е л у народного о б р а з о в а н и я необходимо им о к а ­ з а т ь помощь в строительстве о во щ е х р а н и л и щ а . П р о ф е с си о н а л ьн а я ориентация у ч ащ и х с я — о р г ан и ч е с к а я часть у ч е б но -во с пи тате ль н о й работы о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й школы . Н а ­ и более эффективной формой ори ен тац ии шк ольник ов на с е л ь ­ ск о х о зяй с т в ен н ы е профессии с т а ­ ли ученические производственные б р и г а ды . П о л ожи тел ьны й опыт р а б о т ы мы имеем в В ерх-К рас- н о я р ек о й средней школе. З а шк олой з а к р еп л ен о 40 гек таров пашни, где вы р ащ и в а ю т с я з ер н о ­ вые к у л ь ту ры . Весь цикл пр о во ­ д и т с я учащимися под ру ко во д ­ ством опытнейшего учителя Викт о р а М и х ай ло в и ча Смыка , кроме того, на 0,7 га вы р ащ и в а е т с я к а р т о ф е л ь и овощи, которы е р е а ли зую т с я в с т о л о вы е колхоза п детск о го с а д а . То л ьк о з а послед ни е 3 года зд е с ь п о д г о т о в л е ­ но 22 тр ак то р ис та , 9 из которых работают в колхозе . Школа имеет приличную базу п о ' т р у : довому обучению, хорошо о б о ­ рудованный спенкдасс. И как резуль тат этой работы ■— хозяй. ство ряд лет не испытывает н едостатка в механизаторских к а дра х . Все главные специалисты хозяйств а выпускники этой школы. Д о бры е начинания сделаны в Бе ргульской средней школе. К ак средняя , эта школа мо лодая, но у ж е в текущем году была ск омплектов ана ученическая бри ­ г а д а , за которой з акреплено 60 га пашин. Д а ж е в условиях нынешнего сухого леТа получен у р о ж а й пшеницы по 12 центнеров с г е к т а р а , что нисколько не х уж е средних п оказателей по колхозу. Члены этой бригады проходят зд есь школу трудовой жизни, серьезной ответственности за порученное дело, приобретают ценнейший опыт то варищеской взаимопомощи, са модеяте льности, инициативы, опыт участия в социалистическом соревновании. Р уководи телям х о зяй ств а , п а р ­ тийной организации эти добрые начинания, ж и в о е приобщение молодежи к конкретному делу необходимо всячески поощрять и всемерно поддерж ив ать . Совсем по другому обстоит дело в партийной организации и хозяйств е « Заветы Ильича». Вопрос о школьной п роизвод ст ­ венной бригаде не решен до конца. И з у ч а я положение дел в вопросах т рудового обучения в школах, постановки профессиональной ориентации и роли в этой р аб о те партийных органа-! зацнй, приходишь к выводу, что у нас нет стройной системы, а н аблю дается компанейский п о д ­ ход к решению этих важных з адач . Вопрос с оздания м е ж к о л ­ хозного учебно-производственного ком би н ата своевременен. Партийным организациям в своей повседневной р аб о те необходимо воспиты вать у нашей молодежи активную жизненную позицию. А что это т ак о е , а к т и в ­ ная жи зн ен на я позиция д ля сельского п аренька или д е в у ш ­ ки? Д у м а е т с я , это п р еж д е всего з аинтересованное отношение к земле, к общественному х о з я й ­ ству. И воспитывать эту з а и н ­ тере сов аннос ть нужно с раннего детств а . Систему профессионал ьной ориентации наших учащихся мы долж ны ра с см а т р и в а т ь как комплекс мероприятий, осущ ест ­ вленных школой, семьей и о б ­ щественностью в тесной связи педагогики с политикой нашего государс тва в области народного обр азо в ан ия , с экономикой, вы ­ являющей новые потребности в общей и политической подгото вке к а дров , а т а к ж е с марксистско - ленинской этикой, ставящей одной из главных з а д а ч воспитание коммунистического отношения к тр уду. А к е м м е ч т а ю т с т а т ь н а ш и ш к о л ь н и к и ? А р т и с т а м и , в р а ч а м и , л е т ч и к а м и . И х п р и в л е к а е т р о м а н . , т и к а , п о п у л я р н о с т ь п р о ф е с с и и , в с е о б щ е е у в а ж е н и е к е е п р е д с т а в и т е л я м И о ч е н ь р е д к о о т с е л ь с к и х р е б я т у с л ы ш и ш ь : « Х о ч у б ы т ь ж и в о т н о в о д о м » , « М е ч т а ю р а б о т а т ь д о я р к о й » . М е ж д у т е м , р о д и т е л и , р о д с т в е н н и к и , с о с е д и э т и х р е б я т , к а к п о ч т и в с е в з р о с ­ л ы е , з а н я т ы в с е л ь с к о м х о з я й ­ с т в е . И р о д н о м у с е л у ч е р е з к а к и е - т о 8 — 10 л е т п о н а д о б я т с я м о л о д ы е у м е л ы е р у к и . ■ П о ч е м у ж е р е б я т а н е д у м а ю т о б э т о м ? Н е п о т о м у л и , ч т о и д о н а с т о я щ е г о в р е м е н и м н о г и е р о ­ д и т е л и н а с т о й ч и в о и м в н у ш а ю т : « Н е б у д е ш ь у ч и т ь с я — п о й д е ш ь на ф е р м у » . Д а и в ш к о л е н е д о с т а ­ т о ч н о п р о п а г а н д и р у ю т н у ж н ы е с е л у с п е ц и а л ь н о с т и . Н а в с т р е ч у с у ч а щ и м и с я п р и г л а с и л и в р а ч а , р у к о в о д и т е л я , п о с а ­ д и л и и х в п р е з и д и у м , а д о я р к у т е т ю М а ш у с п р я т а л и з а и х с п и н ы , б о и м с я п о к а з а т ь е е н а т р у ж е н н ы е р у к и , р у к и , к о т о р ы м и г о р д и т ь с я н у ж н о И н е о б ъ я с н и м р е б я т а м , ч т о е с л и м ы н е в ы р а с т и м х л е б , н е н а д о и м м о л о к а , н е п р о и з в е д е м м я с а , т о и а р т и с т у б у д е т н е д о в е с е л ь я . К о г д а п о я в и л и с ь п е р в ы е у ч е н и ч е с к и е п р о и з в о д с т в е н н ы е б р и г а д ы , т о н е т о л ь к о с р е д и р е б я т , н о и с р е д и у ч и т е л е й р а с п р о с т р а н я л о с ь т а к о е с л о в е ч к о « о т р а б о т а т ь п р а к т и к у » « О т р а б о т а т ь » — у к о г о , д л я к о г о ? М о ж н о л и т у т г о в о р и т ь о н а с т о я щ е й п р о ф е с с и о н а л ь н о й о р и е н т а ц и и ? А г о в о р и т ь о н е й н е о б х о д и м о Н а п о л я и ф е р м ы п р и ш л а н о в а я т е х н и к а , т р е б у ю щ а я г р а м о т н ы х , п о д г о т о в л е н н ы х к а д р о в , х о з я й с т ­ в а м и п р е д п р и я т и я м н у ж н ы с в о и с п е ц и а л и с т ы . П р о ц е с с и н д у с т р и а л и з а ц и и с е л ь с к о г о х о з я й с т в а н е о б р а т и м , А э т о н е ч т о и н о е , к а к м е х а н и з а ц и я и а в т о м а т и з а ц и я , п л а н о в о с т ь и п р о г р а м м и р о в а н и е в с е х в и д о в р а б о т . Н а и д е й н о - н р а в с т в е н н о е с т а н о в л е н и е л и ч н о с т и п о д р о с т к а р е ­ ш а ю щ и м о б р а з о м в л и я е т ф а к т е г о с о в м е с т н о й ! т р у д о в о й д е я ­ т е л ь н о с т и с о в з р о с л ы м и . С а м у а т м о с ф е р у с о з и д а т е л ь н о г о т р у д а р я д о м с о п ы т н ы м и с т а р ш и м и т о ­ в а р и щ а м и , в о з д е й с т в и е и х л и ч ­ н о г о п р и м е р а н а ф о р м и р о в а н и е у р е б я т л у ч ш и х ч е р т с о в е т с к о г о р а б о ч е г о к л а с с а и к о л х о з н о г о к р е с т ь я н с т в а т р у д н о п е р е о ц е н и т ь Б о л ь ш о е в л и я н и е на ф о р м и р о в а н и е в з г л я д о в , у б е ж д е н и й ю н о й с м е н ы о к а з ы в а е т н е т о л ь к о т р у ­ д о в о й к о л л е к т и в , н о и с а м а а т * м о с ф е р а т р у д о в ы х б у д н е й . К с о ж а л е н и ю , в н е к о т о р ы х о р г а н и ­ з а ц и я х с л а б о к о н ц е н т р и р у е т с я в н и м а н и е на т о м , ч т о б ы в с е т р у ­ д о в ы е к о л л е к т и в ы с т а н о в и л и с ь п о д л и н н ы м и ц е н т р а м и в о с п и т а н и я н о в о г о ч е л о в е к а , у т в е р ж д е н и я к о м м у н и с т и ч е с к о г о о т н о ш е н и я к т р у д у , с о ц и а л и с т и ч е с к о й с о б с т ­ в е н н о с т и , в ы с о к и х н р а в с т в е н н ы х о т н о ш е н и й м е ж д у л ю д ь м и . П о к а н е у д а е т с я д о б и т ь с я н е п р е р ы в н о ­ с т и у ч а с т и я ш к о л ь н и к о в в о б щ е с т ­ в е н н о п о л е з н о м т р у д е , П р а к т и ч е с к и в с е с р е д н и е и в о с ь м и л е т н и е ш к о л ы р а й о н а и м е ю т с в о й п о с т о я н н ы й о б ъ е к т д л я т р у д а — п р е д п р и я т и е , х о з я й с т ­ в о . П р а к т и к а ш е ф с т в а т р у д о в ы х к о л л е к т и в о в н а д ш к о л а м и с е б я п о л н о с т ь ю о п р а в д ы в а е т . Е с л и на п е р и ф е р и и ш е ф с к и е с в я з и ш к о ­ л ы с х о з я й с т в о м п о д д е р ж и в а ю т с я и р а з в и в а ю т с я , т о С е в е р н а я с р е д н я я ш к о л а , б а з о в а я ш к о л а р а й о н а , п р а к т и ч е с к и н е и м е е т ш е ф о в , х о т я ю р и д и ч е с к и в 19 78 г о д у р е ш е н и е м и с п о л к о м а р а й с о в е т а з а ш к о л о й з а к р е п л е н о д в е ш е ф с т в у ю щ и е о р г а н и з а ц и и — р а й с е л ь х о з т е х н и к а и а в т о т р а н ­ с п о р т н о е п р е д п р и я т и е . А н у ж д а в э т и х с в я з я х б о л ь ш а я Ш к о л а и с п ы т ы в а е т с е р ь е з н ы е з а т р у д н е н и я в ф о р м и р о в а н и и у ч е б н ы х к а б и н е т о в , в о б о р у д о в а н и и г о р о д н е з д о р о в ь я , и м е е т с л а б у ю и д о в о л ь н о с т а р у ю м а т е р и а л ь н у ю б а з у п о т р у д о в о м у о б у ч е н и ю , g ч а с т н о с т и п о м а ш и н о в е д е н и ю . В ш к о л а х р а й о н а м н о г о у д е ­ л я е т с я в н и м а н и я н е п о с р е д с т в е н ­ н о м у у ч а с т и ю ш к о л ь н и к о в в к о н к р е т н о м т р у д е . К р о м е 1 0 0 г е к т а р о в , г д е в ы р а щ и в а ю т с я з е р н о в ы е в В е р х - К р а с н о я р с к о й и Б е р г у л ь с к о й с р е д н и х ш к о л а х , в ы р а щ и в а е т с я к а р т о ф е л ь на 5 г е к т а р а х , п р и л и ч н ы е п л о щ а д и з а н я т ы п о д о в о щ а м и . Ш к о л ь н и к и о х о т н о о т к л и к а ю т с я на н у ж д ы х о з я й с т в а и п р е д п р и я т и й . В н ы ­ н е ш н е е з а с у ш л и в о е л е т о у ч а щ и е с я в с е х ш к о л п р и н я л и у ч а с т и е в з а г о т о в к е в е т о ч н о г о к о р м а , з а г о ­ т о в л е н о е г о 3 7 2 ц е н т н е р а . Э т о о щ у т и м а я п р и б а в к а к р а ц и о н у ж и в о т н ы х . М н о г и е ш к о л ы о к а з ы в а ю т п о м о щ ь П М К « М е л и о в о д - с т р о й » в о ч и с т к е р а з р а б а т ы в а е ­ м ы х п л о щ а д е й о т к о р н е в ы х о с т а т ­ к о в . Т а к у ч а щ и е с я В е р х - К р а с н о . я р с к о й с р е д н е й ш к о л ы о ч и с т и л и п л о щ а д ь 70 г е к т а р о в В н а ч а л ь ­ н ы й п е р и о д у б о р о ч н ы х р а б о т б р и г а д ы и з с т а р ш е к л а с с н и к о в р а ­ б о т а ю т на з е р н о т о к а х п о п е р е ­ р а б о т к е з е р н а Г о в о р я о т р у д о в о м в о с п и т а н и и ш к о л ь н и к о в , р о л и в э т о й р а б о т е т р у д о в о г о к о л л е к т и в а , с а м о г о п р о и з в о д с т в а , н е о б х о д и м о п о м ­ н и т ь , ч т о э ф ф е к т б у д е т т а м , г д е п р о и з в о д с т в о х о р о ш о о р г а н и з о ­ в а н о . г д е ц а р и т б о е в о й н а с т р о й , ч у в с т в у е т с я т р у д о в о й р и т м , в ы с о ­ к а т р у д о в а я д и с ц и п л и н а , г д е в е с ь к о л л е к т и в р а б о т а е т к а к е д и н ы й м е х а н и з м А п л о х о о р г а н и з о в а н ­ н о е п р о и з в о д с т в о н е н е с е т в с е б е в о с п и т а т е л ь н о г о м о м е н т а М ы у ж е м н о г о г о в о р и л и о ф о р ­ м а х и о п ы т е п о о р г а н и з а ц и и р а б о т в П е р и о д о т в е т с т в е н н ы х с е л ь х о з к о м п а н и й в к о л х о з е « П а м я т ь Л е н и н а » З а э т и м к р о е т с я б о л ь ­ ш о й к р о п о т л и в ы й о р г а н и з а т о р ­ с к и й т р у д . Р е з у л ь т а т ы н а л и ц о , С в о е в р е м е н н о е п р о в е д е н и е в с е г о к о м п л е к с а р а б о т с в ы с о к и м к а ч е с т в о м . В з а и м о к о н т р о л ь и в з а и м о в ы р у ч к а , к а ж д ы й з а и н т е ­ р е с о в а н в к о н е ч н ы х р е з у л ь т а т а х т р у д а , а на в о с п и т а т е л ь н о м эф ф е к т е м ы у ж е о с т а н а в л и в а л и с ь Р а с с м о т р и м д р у г о й п р и м е р . Х о з я й с т в а н а ш е г о р а й о н а с т а л и п е р е х о д и т ь на е д и н ы й с е в о о б о ­ р о т , э т о с д е л а н о и в к о л х о з е и м е н и X X I I с ъ е з д а К П С С О з и м а я р о ж ь с о г л а с н о с е в о о б о р о т у р а з ­ м е щ е н а на п о л я х М а л и н о в с к о й б р и ­ г а д ы . П о м и м о т о г о , ч т о н е о п р а в д а н н о з а т я г и в а л и с ь с р о к и п о с е в а , з е м л я о б р а б а т ы в а л а с ь п л о х о , п о л я н е в ы р а в н е н ы , а и з - з а е ж е ­ г о д н о й в с п а ш к и в р а з в а л в с е п о л я п р е в р а щ е н ы в к о р ы т а , п л о д о р о д ­ н ы й с л о й с м е щ е н на к р о м к и . С т р а д а е т т а к ж е и к а ч е с т в о с е в а , д о п у щ е н о м н о г о о г р е х о в и з - з а п о р о ж н е г о п р о х о д а с е я л о к , . В о т в а м д в а п р и м е р а к в о п р о с а м х о з я й с т в о в а н и я на з е м л е . Е с т е с т ­ в е н н о , п р и т а к о й , п о с т а н о в к е д е л а х о р о ш е м у ч е м у - л и б о н е н а у ч и ш ь м о л о д е ж ь . Н е к а ж д ы й т р у д о в о й к о л л е к т и в м о ж н о р а с с м а т р и в а т ь с т о ч к и з р е н и я в о с п и т а т е л ь н ы х в о з м о ж н о с т е й , Ч т о г р е х а т а и т ь — е с т ь у. н а с е щ е с л у ч а и н а р у ш е н и я т р у д о ­ в о й д и с ц и п л и н ы , т а к и е , к а к п ь я н ­ с т в о в р а б о ч е е в р е м я , п р о г у л ы и д р у г и е н е г а т и в н ы е я в л е н и я , И в е д я р а з г о в о р с е г о д н я о в о с п и т а н и и п о д р а с т а ю щ е г о п о к о л е н и я , н е о б ­ х о д и м о о с т а н о в и т ь с я на н р а в с т ­ в е н н о м в о с п и т а н и и в о о б щ е . X X V I с ъ е з д К П С С , п о с т а н о в л е ­ н и е Ц К п а р т и и о т 26 а п р е л я 19 79 г о д а в с е с т о р о н н е р а с с м о т р е л и п р о б л е м ы д а л ь н е й ш е г о у л у ч ш е н и я и д е о л о г и ч е с к о й , п о л и т и к о - в о с п и ­ т а т е л ь н о й р а б о т ы . Н а р я д у с о б ­ щ е й о ц е н к о й с о с т о я н и я и п е р с п е к т и в и д е о л о г и ч е с к о й р а б о т ы на с ъ е з д е п о д ч е р к н у т о , ч т о в с в я з и с у с л о в и я м и , в к о т о р ы х м ы ж и в е м и р а б о т а е м , п о с у щ е с т в у р е ч ь и д е т о п е р е с т р о й к е м н о г и х у ч а с т к о в в с ф е р е и д е о л о г и ч е с к о й р а б о т ы . Э т а п е р е с т р о й к а и с о в е р ш е н с т в о в а н и е и д е о л о г и ч е с к о й д е я т е л ь н о с т и п р и о б р е т а ю т о с о б о е з н а ч е н и е в р а б о т е п с н р а в с т в е н н о м у в о с п и т а н и ю . « Н а м , — г о в о р и л т о в , Л , И : Б р е ж н е в на X X V I с ъ е з д е К П С С , — п р е д с т о и т б о л ь ш а я р а б о т а п о с о в е р ш е н с т в о в а н и ю с о ц и а л и с ­ т и ч е с к о г о о б р а з а ж и з н и , п о и с к о р е н е н и ю в с е г о , ч т о м е ш а е т ф о р м и р о в а н и ю н о в о г о ч е л о в е к а » . В ы п о л н я я э т и т р е б о в а н и я , п а р т и й н ы е о р г а н и з а ц и и в с в о е й п р а к т и ч е с к о й р а б о т е с т р е м я т с я п р е в р а т и т ь п р и н ц и п ы к о м м у н и с ­ т и ч е с к о й м о р а л и и н р а в с т в е н н о с т и в п о в с е д н е в н у ю н о р м у п о в е д е н и я л ю д е й , ф о р м и р о в а т ь у н и х а к т и в н у ю ж и з н е н н у ю п о з и ц и ю , с о з н а т е л ь н о е о т н о ш е н и е к о б щ е с т в е н н о м у д о л г у . Н е и с ч е р п а е м ы е р е з е р в ы н р а в ­ с т в е н н о г о в о с п и т а н и я т р у д я щ и х с я з а л о ж е н ы в с о ц и а л и с т и ч е с к о м с о р е в н о в а н и и . В р а й о н е с л о ж и л а с ь с и с т е м а р а з р а б о т к и с о ц и а л и с т и ч е с к и х о б я з а т е л ь с т в , к о н т р о л я за их в ы п о л н е н и е м . о р г а н и з а ц и и с о р е в н о в а н и я с р е д и т р у д о в ы х к о л л е к т и в о в и о т д е л ь н ы х р а б о ч и х , п р о в е д е н и и т р у д о в ы х в а х т . П о в ы ш е н и ! в о с п и т а т е л ь н о й р о л и с о р е в н о в а н и я в з н а ч и т е л ь н о й м е р е с п о с о б с т в о в а л и у с п е ш н о м у в ы п о л н е н и ю р а й о н о м п л а н о в и с о ц и а л и с т и ч е с к и х о б я з а т е л ь с т в . И т е м н е м е н е е р а й к о м К П С С , п е р в и ч н ы е п а р т и й н ы е о р г а н и з а ц и и в т е к у щ е м г о д у н е д о с т а т о ч н о р а ­ б о т а ю т н а д в ы п о л н е н и е м з а д а ч п о п о в ы ш е н и ю э ф ф е к т и в н о с т и п р о и з в о д с т в а и к а ч е с т в а р а б о т ы . Б о л ь ш о е з н а ч е н и е в ф о р м и р о ­ в а н и и в ы с о к и х и д е й н ы х и дух о в н ы х п о т р е б н о с т е й т р у д я щ и х с я , в ы р а б о т к е у н и х а к т и в н о й ж и з ­ н е н н о й п о з и ц и и п р и д а е т с я с и с т е м е м а р к с и с т с к о - л е н и н с к о г о о б р а . з о в а н и я , Д е я т е л ь н о с т ь ш к о л ы и с е м и н а р о в п р о п а г а н д и с т о в н а ц е л е н а н а т о , ч т о б ы п о л и т и ч е с к о е о б р а з о в а н и е с п о с о б с т в о в а л о у л у ч ­ ш е н и ю н р а в с т в е н н о г о в о с п и т а н и я К о м м у н и с т ы и з у ч а ю т л е н и н с к о е у ч е н и е о к о м м у н и с т и ч е с к о й н р а в с т в е н н о с т и , п р о б л е м ы с о ц и а . л и с т и ч е с к х э г о о б р а з а ж и з н и , п р о и з в е д е н и я В, И Л е н и н а . В с и с т е м е н р а в с т в е н н о г о в о с п и ­ т а н и я с е р ь е з н о е в н и м а н и е у д е ­ л я е т с я а г и т а ц и о н н о - м а с с о в о й и л е к ц и о н н о й р а б о т е . С л о в о п а р т и и в м а с с ы н е с у т с в ы ш е 30 0 л е к т о р о в д о к л а д ч и к о в и п о л и т и н ф о р м а т о ­ р о в . В п р а к т и к у р а б о т ы м н о г и х п а р т и й н ы х о р г а н и з а ц и й п р о ч н о в о ш л и е д и н ы е п о л и т д н и , о б щ е с т ­ в е н н о - п о л и т и ч е с к и е ч т е н и я , ц и к л ы , т е м а т и ч е с к и е в и к т о р и н ы , б е с е д ы « з а к р у г л ы м с т о л о м » , в е ч е р а в о п р о с о в и о т в е т о в , д и с п у т ы Е ж е м е с я ч н о в е д и н ы й п о л и т д е н ь в т р у д о в ы х к о л л е к т и в а х в ы с т у ­ п а е т г р у п п а д о к л а д ч и к о в р а й к о м а К П С С , р у к о в о д и т е л и п р е д п р и я т и й . В р а й , к о м е п а р т и и в е д е т с я у ч е т п р е д л о ж е н и й и к р и т и ч е с к и х з а м е ч а н и й , в ы с к а з а н н ы х т р у д я щ и м и с я на п о л и т д н я х , п о н и м п р и н и м а ю т ­ с я к о н к р е т н ы е р е ш е н и я . П о д о б н а я р а б о т а п р о в о д и т с я и р у к о в о д и т е ­ л я м и т р у д о в ы х к о л л е к т и в о в . Э т о в н е м а л о й с т е п е н и с п о с о б с т в у е т о з д о р о в л е н и ю м о р а л ь н о - п с и х о л о г и ч е с к о г о к л и м а т а в р а й р н е , С е г о д н я н е л ь з я за р ы в а т ь г л а з а и на т о , ч т о к а к а я - т о ч а с т ь н а ш и х л ю д е й п р о д о л ж а е т о с т а в а т ь с я в т е м н о й с к о р л у п е м е л к и х с т р а с т б И ^ э г о и с т и ч е с к и х р а с ч е т о в и к о р ы с т ­ н ы х з а б о т , с в я з а н н ы х с п р и о б р е ­ т а т е л ь с т в о м , ч т о н е р е д к о у в о д и т и х о т с о з и д а т е л ь н о г о т р у д а к с т я ж а т е л ь с т в у , п р е с т у п н о с т и . К о е у к о г о ж е л а н и е и м е т ь ч е г о - т о б о л ь ш е д р у г и х , б о л ь ш е , ч е м п о т р е б н о , с т а н о в и т с я м е р и л о м ж и з н и ( м о д а на к н и г и , з о л о т о , к о в р ы , г а р н и т у р ы и т. д . ) , И э т о т к р и к м о д ы п р и о б р е т а е т в р я д е с л у ч а е в у р о д л и в у ю ф о р м у , п р е в ­ р а щ а е т с я в т а к н а з ы в а е м ы й в е ­ щ и з м . В б о р ь б е с а н т и п о д а м и к о м м у , н и с т и ч е с к о й м о р а л и н а м ч а с т о н е х в а т а е т т в е р д о с т и , п р и н ц и ­ п и а л ь н о с т и и п о с л е д о в а т е л ь н о с т и . В п о в с е д н е в н о й р а б о т е с л а б о р у ­ к о в о д с т в у е м с я п р и н ц и п и а л ь н ы м и л е н и н с к и м и п о л о ж е н и я м и , Е щ е в я н в а р е 1918 г о д а в р а б о т е « К а К ^ * о р г а н и з о в а т ь с о р е в н о в а н и е » В. И, Л е н и н т р е б о в а л о т н о с и т ь с я н р а з р я д у г л а в н ы х в р а г о в с о ц и а л и з ­ м а ж у л и к о в , т у н е я д ц е в , п ь я н и ц , н а з ы в а л их « п а р а з и т а м и » , « н а с е к о м ы м и » . Н а с т а л о в р е м я , и э т о г о т р е б у ю т п р е ж д е в с е г о ч е с т н ы е т р у ж е н и к и , п о д х о д и т ь с в ы с о к и м и м е р к а м и н а ш е г о о б щ е с т в а к т а к и м л ю д я м . С и л ь н ы м и , з н а ю щ и м и , д у х о в н о б о г а т ы м и х о т я т в и д е т ь с ы н о в е й и д о ч е р е й в с е р о д и т е л и . Н о ч т о ­ б ы д е т и с т а л и т а к и м и , н у ж н ы н е т о л ь к о б л а г и е н а м е р е н и я , н у ж н о п р е ж д е в с е г о с о з д а т ь в д о м е х о р о ш и й м и к р о к л и м а т , в о с п и т ы ­ в а т ь л и ч н ы м п р и м е р о м . У к р е п л я я а в т о р и т е т с е м ь и , ч а с т и ц ы н а ш е г о о б щ е с т в а , в о с п и т ы в а я ю н ы х г р а ж ­ д а н п а т р и о т а м и , и н т е р н а ц и о н а л и с ­ т а м и , а к т и в н ы м и с т р о и т е л я м и к о м м у н и з м а , м ы з а б о т и м с я о б у д у щ е м Р о д и н ы . Н е о б х о д и м о г о р а з д о б о л ь ш е у д е л я т ь в н и м а н и я о р г а н и з а ц и и с в о б о д н о г о в р е м е н и т р у д я щ и х с я У ч а с т и е в х у д о ж е с т в е н н о й с а м о ­ д е я т е л ь н о с т и д о л ж н о б ы т ь м а с ­ с о в ы м , а э т о т р е б у е т п е р е с м о т р а о р г а н и з а ц и и р а б о т ы у ч р е ж д е н и й к у л ь т у р ы . М а к с и м а л ь н о и с п о л ь ­ з о в а т ь и м е ю щ и е с я в о з м о ж н о с т и в з а н я т и и с п о р т о м , В в о п р о с а х в о с п и т а н и я п о д р а с ­ т а ю щ е г о п о к о л е н и я , т р у д о в о г о : в о с п и т а н и я м ы д о л ж н ы р у к о в о д ­ с т в о в а т ь с я у к а з а н и я м и В, И . Л е ­ н и н а о т о м , ч т о т о л ь к о в т р у д е с р а б о ч и м и и к р е с т ь я н а м и м о ж н о с т а т ь н а с т о я щ и м и к о м м у н и с т а м и . П р и м е н и т е л ь н о к в о с п и т а н и ю ю н о ш е с т в а т р у д э т о т в с о в р е м е н ­ н ы х у с л о в и я х т р е б у е т о с о б о й о р г а н и з а ц и и и п о в с е д н е в н о й з а б о т ы , С о з д а в а я э т у с и с т е м у , и о б о б ­ щ а я п о к р у п и ц а м н а к о п л е н н ы й о п ы т , м ы д о л ж н ы п о м н и т ь о г л а в н о м — р а с т и т ь ю н у ю с м е н у д о с т о й ­ н о й в ы с о к о г о з в а н и я с т р о и т е л я к о м м у н и з м а ,

RkJQdWJsaXNoZXIy