О Р Г А Н С Е В Е Р Н О Г О Р А Й К О М А Н П С С И Р А Й О Н Н О Г О С О В Е Т А Н А Р О Д Н Ы Х Д Е П У Т А Т О В Н О В О С И Б И Р С К О Й О Б Л А С Т И Выходит по вторникам, четвергам и субботам. Газета основана 20 и юля 1935 года № 2 4 15308| Ч Е Т В Е Р Г 25 Ф Е В Р А Л Я 1982 г о д а Ц е н а 1 ко п. Знаменательное событие Центральный комитет КПСС принял постановление «О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик». В постановлении подчеркивается, что 60-летие СССР — знаменательное событие в жизни советского народа, свидетельство торжества ленинской национальной политики КПСС, исторических достижений социализма. В эту славную годовщину Советский Союз предс т а е т перед всем миром как дружная семья равноправных республик, совместно строящих коммунизм. Монолитно социально-политическое и идейное единство нашего общества. Нерушима сплоченность советского народа вокруг родной Коммунистической партии, ее Центрального Комитета во главе с верным продолжателем великого ленинского дела товарищем Л. И. Брежневым. История не знает государства, отмечается далее в постановлении, которое в кратчайшие сроки сделало бы так много для всестороннего развития наций и народностей, как СССР — социалистическое Отечество всех наших народов. На собственном опыте народы Страны Советов убедились: сплочение в едином союзе умножает их силы, ускоряет социально - экономическое р а з витие. Мы вправе гордиться тем, что в общем строю с трудящимися всех наций страны народы бывших национальных окраин, обреченные прежде на вековую отсталость, уверенно шагнули в социалистическое будущее, минуя капитализм, и достигли высот социального прогресса. В совместной борьбе за новый, справедливый мир возникли великое братство людей труда, чувство семьи единой, сложилась нерушимая ле нинская дружба народов — неисчерпаемые источники созидательного творчества масс. Встречая 60-летие образования СССР, советский народ по праву гордится своими достижениями, той революционной исторической миссией, которую с честью выполняет наша Родина, идущая в первых рядах борцов за мир, независимость, свободу и счастье народов. Р е шения XXVI съезда КПСС вдохновляют трудящихся всех наций и народностей Советского Союза на новые трудовые свершения во имя торжества коммунизма. Задачи, выдвинутые партией на одиннадцатую пятилетку и* на весь период 8 0 -х годов, говорится далее в постановлении ЦК КПСС, отвечают жизненным интересам советского народа. И он настойчиво борется за их решение. В развернувшемся социалистическом соревновании, посвященном 60-летию СССР, труженики всех республик, краев и областей показывают з а мечательные примеры ударной работы, делают все для успешного выполнения плана 1982. года. Постановлением Центрального Комитета КПСС всем партийным организациям поручено широко развернуть организаторскую и идейно - воспитательную работу по подготовке к 6,0-летию образования Союза Советских Социалистических Республик. Одобрена инициатива передовых коллективов Москвы, Ленинграда, всех союзных республик, развернувших социалистическое соревнование за достойную встречу 60-й годовщины СССР, успешное выполнение и перевыполнение плана экономического и социального развития на 1 9 8 2 год, заданий одиннадцатой пятилетки. Приумножать славные традиции соревнования, создавать в каждом трудовом коллективе обстановку творческого поиска новых резервов, товарищеской взаимопомощи, высокой ответственности за выполнение заданий и обязательств по поставкам продукции, непримиримости к недостаткам, нарушениям трудовой дисциплины. Соревнование призвано стать действенным средством мобилизации трудящихся на претворение в жизнь решений XXVI съезда партий, укрепление экономического и оборонного могущества нашей социалистической Родины. ■ Подготовка к юбилею СССР должна способствовать дальнейшему улучшению идейно - политического, патриотического и интернационального воспитания трудящихся, их классовой з а калки. В постановлении ЦК КПСС подчеркивается значение Конституции СССР, Конституций союзных и автономных республик в упрочении последовательного социалистического демократизма в области национальных отношений, во всех сферах жизни общества, указывается на миролюбивый, интернационалистский характер ленинской внешней политики КПСС, общность коренных интересов советского народа и трудящихся братских социалистических стран, международного рабочего класса, н а родов развивающихся стран в борьбе против империализма, за мир, демократию, национальную независимость и социальный прогресс. Учитывая, что национализм является одним из главных средств в подрывной деятельности империализма против реального социализма, говорится в постановлении, необходимо вести последовательную, наступательную борьбу с попытками разжечь националистические предрассудки у отдельных людей, решительно выступать против любых отклонений от ленинских принципов национальной политики. Партийным организациям предложено усилить патриотическое и интернациональное воспитание молодежи; пропагандировать революционные, боевые и трудовые традиции Коммунистической партии, советского народа, героические свершения Вооруженных Сил СССР; формировать у каждого советского человека убежденность в пр а воте и непобедимости социализма, политическую бдительность, готовность к. защите Родины, завоеваний социализма. ЦК КПСС обратился к коммунистам, комсомольцам, т р у дящимся всех наций и народностей .страны с призывом встретить 60-летие Союза ССР новыми достижениями в осуществлении исторических решений XXVI съезда КПСС. Центральный Комитет выразил у ве ренность, что советские люди еще теснее сплотят свои ряды вокруг ленинской партии коммунистов, проявят еще больше инициативы и творчества, с а моотверженности и упорства, сознательной дисциплины в борьбе за построение коммунизма в нашей стране и упрочение мира во всем мире. (ТАСС). ПО СВЯЩ ЕННО Е ДНЮ СОВЕТСКОЙ АРМИИ 23 ф е в р а л я в р а й о н н о м Д о м е В р а б о ч е м п р е з и д и у м е п а р - м и р н о г о т р у д а н а р о д а » в ы с т у п и л к у л ь т у р ы с о с т о я л о с ь т о р ж е с т в е н - т и й н ы е , с о в е т с к и е и х о з я й с т в е н - р а й о н н ы й в о е н н ы й к о м и с с а р н о е з а с е д а н и е п р е д с т а в и т е л е й н ы е р у к о в о д и т е л и , у ч а с т н и к и В П Л е в ч у к . п р е д п р и я т и й , о р г а н и з а ц и й , В е л и к о й О т е ч е с т в е н н о й в о й н ы , У ч а с т н и к о в т о р ж е с т в е н н о г о у ч р е ж д е н и й и к о л х о з о в р а й о н а , в е т е р а н ы т р у д а , п е р е д о в и к и з а с е д а н и я п р и в е т с т в о в а л и п о р а - п о с в я щ е н н о е 6 4 -й г о д о в щ и н е п р о и з в о д с т в а , п р е д с т а в и т е л и д о в а л с в о е й п р о г р а м м о й к о л - С о в е т с к о й А р м и и и В о е н н о - М о р - к о м с о м о л а и м о л о д е ж и , л е к т и в х у д о ж е с т в е н н о й с а м о - с к о г о Ф л о т а . j С д о к л а д о м « Н а д е ж н ы й с т р а ж , д е я т е л ь н о с т и р а й п о : На новую ступень С О Ц И А Л И С Т И Ч Е С К И Е О Б Я З А Т Е Л Ь С Т В А Т Р У Ж Е Н И К О В К О Л Х О З А И М Е Н И X X I I С Ъ Е З Д А Н П С С Н А 1 9 8 2 Г ОД Т р у ж е н и к и к о л х о з а , г о р я ч о о д о б р я я а г р а р н у ю п о л и т и к у п а р т и и , р у к о в о д с т в у я с ь р е ш е н и я м и X X V I с ъ е з д а К П С С и н о я б р ь с к о г о (1981 г.) П л е н у м а Ц К К П С С , и д я н а в с т р е ч у 6 0 - л е т и ю о б р а з о в а н и я С С С Р , а к т и в н о в к л ю ч и л и с ь в с о ц и а л и с т и ч е с к о е с о р е в н о в а н и е ч з а д а л ь н е й ш е е у в е л и ч е н и е п р о и з в о д с т в а и у л у ч ш е н и е к а ч е с т в а с е л ь с к о х о з я й с т в е н н о й п р о д у к ц и и , з а д о с р о ч н о е в ы п о л н е н и е п л а н о в и з а д а н и й в т о р о г о г о д а о д и н н а д ц а т о й п я т и л е т к и и п р и н я л и н а 1982 г о д с л е д у ю щ и е с о ц и а л и с т и ч е с к и е о б я з а т е л ь с т в а . У с п е ш н о п р о в е с т и з и м о в к у с к о т а . О т к а ж д о й ф у р а ж н о й к о р о в ы н а д р и т ь п о 235 0 к и л о г р а м м о в м о л о к а . П р о д а т ь г о с у д а р с т в у не м е н е е 17500 ц е н т н е р о в м о л о к а , 200 0 ц е н т н е р о в м я с а С р е д н и й с д а т о ч н ы й в е с к а ж д о й г о л о в ы д о в е с т и д о 350 к и л о г р а м м о в П о л у ч и т ь и с о х р а н и т ь 91 т е л е н к а на 100 к о р о в и н е т е л е й . К к о н ц у г о д а и м е т ь 2664 г о л о в ы к р у п н о г о р о г а т о г о с к о т а , в т о м ч и с л е к о р о в 850 и н е т е л е й — 212. Н а о с н о в е д а л ь н е й ш е г о п о в ы ш е н и я к у л ь т у р ы з е м л е д е л и я , у л у ч ш е н и я и с п о л ь з о в а н и я о р г а н и ч е с к и х и м и н е р а л ь н ы х у д о б р е н и й п о л у ч и т ь с к а ж д о г о г е к т а р а п о 15,2 ц е н т н е р а з е р н о в ы х и п о 160 ц е н т н е р о в с и л о с н ы х к у л ь т у р - З а г о т о в и т ь по 18 ц е н т н е р о в к о р м о в ы х е д и н и ц н а О д н у у с л о в н у ю г о л о в у к р у п н о г о р о г а т о г о с к о т а . Д л я ч е г о п о с е я т ь 3442 г е к т а р а з е р н о в ы х и 1000 г е к т а р о в с и л о с н ы х к у л ь т у р В а л о в о й с б о р з е р н а д о в е с т и д о 52,3 т ы с я ч и ц е н т н е р о в , п р о д а т ь г о с у д а р с т в у 19 т ы с я ч ц е н т н е р о в , з а с ы п а т ь 9,4 т ы с я ч и ц е н т н е р о в д о б р о к а ч е с т в е н н ы х с е м е н п о д у р о ж а й 1983 г о д а и 14,2 т ы с я ч и ц е н т н е р о в наг з е р н о ф у р а ж . Д о в е с т и в ы р а б о т к у на э т а л о н н ы й т р а к т о р д о 1500 г е к т а р о в , на з е р н о в о й к о м б а й н — 180 г е к т а р о в у б о р о ч н о й п л о щ а д и В ы р а б о т а т ь п о а в т о п а р к у 900 т ы с я ч т о н н о - к и л о м е т р о в . С э к о н о м и т ь г о р ю ч е - с м а з о ч н ы х м а т е р и а л о в 2 п р о ц е н т а о т н о р м ы . П о с т р о и т ь ш е с т ь д в у х к в а р т и р н ы х ж и л ы х д о м о в , г а р а ж в д е р е в н е У д а р н и к . Д о с т р о и т ь л е т н и й л а г е р ь д л я т е л я т на 400 г о л о в , к о р о в н и к на 200 г о л о в в У д а р н и к е и н а 150 г о л о в в М а л и н о в к е В ы з ы в а е м на с о ц и а л и с т и ч е с к о е с о р е в н о в а н и е т р у ж е н и к о в к о л х о з а « П а м я т ь Л е н и н а » . О б я з а т е л ь с т в а о б с у ж д е н ы и п р и н я т ы на о б щ е м с о б р а н и и к о л л е к т и в а х о з я й с т в а . Р А С Т Е Т Б У Д У Щ Е Е С Т А Д О В ч е т ы р е х к о р п у с а х В и т и н с - к о й б р и г а д ы н а х о д и т с я 797 г о л о в м о л о д н я к а О т с ю д а и д е т п о п о л н е н и е д о й н о г о ста да , з д е с ь и д е т и о т к о р м ж и в о т н ы х д л я с д а ч и г о с у д а р с т в у . О д н о из п о м е щ е ний в ы д е л е н о д л я с а м ы х м а л е н ь к и х т е л я т С о б с т в е н н о г о в о р я , о т с ю д а и н а ч и н а ю т с я п р и в е с ы и б у д у щ а я п р о д у к т и в н о с т ь к о р о в К о р п у с с у х о й и т е п л ы й Р а б о т а ю т з д е с ь т р и п о я р к и : М а р и я И в а н о в н а П е т р о в а , М а р и я М а р к о в н а П р о х о р о в а и Ф е д о р а Г а в р и л о в н а Л е о н т ь е в а . С р а з у с л е д у е т с к а з а т ь , ч т о т р у д о в о й с т а ж н а ф е р м е к а ж д о й из них с о с т а в л я е т о к о л о 20 лет. П о э т о м у о п ы т а и м н е з а н и м а т ь З а я н в а р ь п о я р к и д о б и л и с ь с р е д н е с у т о ч н о г о п р и в е с а п о 700— 800 г р а м м о в на т е л е н к а ; У ж е п р и в х о д е в п о м е щ е н и е ч у в с т в у е т с я , ч т о р а б о т а ю т з д е с ь н а с т о я щ и е х о з я й к и . Ж е н щ и н ы б ы с т р о и с п о р о у б и р а ю т в к л е т к а х , не з а б ы в а я в н и м а т е л ь н о о с м а т р и в а т ь п и т о м ц е в : в се ли з д о р о в ы . В г р у п п е у Ф . Г. Л е о н т ь е в о й с е й ч а с 45 телят. О т е л н а ф е р м е п р о д о л ж а е т с я , т а к ч т о с к о р о н а б о р б у д е т п о л н о с т ь ю о с у щ е с т в л е н . Ф е д о р а Г а в р и л о в н а г о в о р и т : — П о к а о н и м а л е н ь к и е и в р о д е хилы е , а в о т ч е р е з м е с я ц с т а н у т к р а с и в ы е . О н а т а к и с к а з а л а : « К р а с и в ы е » З н а ч и т , т е л я т а д л я п о я р к и не п р о с т о ж и в о т н ы е , а в с е р а в н о , что д е т и м а л ы е . И м н у ж н ы з а б о т а i f л а с к а , т о г д а о н и п о п р а в я т с я . Ф . Г Л е о н т ь е в а п р о д о л ж а е т : — В н а ч а л е м ы п о и м их м о л о к о м , п о т о м п е р е в о д и м н а о б р а т . В о т э т о т - т о п е р и о д с а м ы й т р у д н ы й ' У т е л я т н а ч и н а ю т с я б о л е з н и . С т а р а е м с я и с п о л ь з о в а т ь н а с т о и ц е л е б н ы х т р а в , ч т о б ы н е б ы л о п а д е ж а . В р а ц и о н в х о д и т и м у к а , к о н ц е н т р а т ы . М ы з а п а р и в а е м их в м е с т е с о б р а т о м , д е л а е м м е ш а н к у , к о т о р у ю ж и в о т н ы е х о р о ш о п о е д а ю т . И д а ж е т а к и м м а л е н ь к и м д а е м с е н о С о в с е м н е м н о г о , т о л ь к о с в е жее. О с о б е н н о л ю б я т о н и с е я н ы е т р а в ы : к о с т е р , т и м о ф е е в к у , — Р а б о т а т ь п о я р к а м т е п е р ь ле гче , ‘— п р о д о л ж а е т Ф е д о р а Г а в р и л о в н а , — м е х а н и з и р о в а н п р о ц е с с н а в о з о у д а л е н и я , в к о р п у с е е с т ь в о д о п р о в о д , м о ж н о б ы с т р о с о г р е т ь в о д у З а д в а д ц а т ь л е т , - к о н е ч н о , и з м е н и л и с ь у с л о в и я т р у д а И х о ч е т с я , ч т о б ы к н а м на с м е н у п р и ш л и м о л о д ы е , с т а р а т е л ь н ы е к а д р ы .
2 i t i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i t i i i i i i i i H i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i u m «ЗА ДЕ ЛО ЛЕНИНА) » HiiiiMiNiiiilllmiiiiiimiimnn № 24 (5308) ♦ 25 февраля 1 9 8 2 года Воспитанию — комплексный п о д х о д ■+■----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ЧТО ОТ НАС ТРЕБУЕТСЯ ) XXVI съ е зд КПСС, всесторонне о бсу дивший в ажнейшие з а д а ч и , стоящие пер е д страной в один н адца той пятилетке, у д е л и л большое внимание вопросам идеологической, политико - воспитательной работы . В отчетном д о к л а д е ЦК КПСС оп ред ел ены ее ближайш ие и перспективные з а д а ч и , подчеркнута необходимость постоянного ее совершенств ования . Е д и н о душную п о дд е рж к у , полное и горячее од обрение получили у т р у д ящ и х ся р еш ения ноябрьского (1981 г.) Пленума ЦК КПСС, который я в л я е т с я прямым, непосредственным продолжением идей XXVI с ъ е з д а нашей партии. Речь Л. И. Б р е ж н е в а на Пленуме с т а л а программой политической, о р г ан и з а то р с к о й и иде о ло гической деят е л ьн о с т и партийных ком итетов. Н е о д н о к р а т н о Л . И. Б р еж н е в по д чер ки в ал мысль о необходимости более осн о в а т е л ь н о подходить к проблем ам ком мунистического воспитания , полнее учиты в а т ь возр осший ур овен ь куль туры и р а з н о сторонний х а р а к т е р з ап росов советских людей. З а д а ч и улучш ения всего д е л а коммунистического воспитания нашли о т р а ж е ние в постан овлении Ц К КПСС «О д альнейшем улучшении идеологической, политико - воспитательной работы». Как отмечалось на XXVI съ е зд е партии, это постан овление , в котором определены основные нап р авл ен ия перестройки воспи т а т е л ьн о го процесса, я в л я е т с я докумен том долговрем енного действия . Б о л е е - 50 чел овек у нас изучают д о к у менты с ъ е з д а и Пленумов Ц К в системе парти йной и комсомольской учебы, экономического образов ания . В трудовых к о л л е к т и в а х п роводятс я беседы, политинформации. Неуклонно в о з р а с т а е т зн ачение массово- политической раб о ты по месту ж и тел ь ст ва. На терри тори и нашего села , Верх- К р а сн о я р к и , 12 о к ругов , а это значит, что 12 ч е л о в е к р а б о т а ю т у н ас по месту ж и т е л ь с т в а . Восемь их них имеют с р е д нее спец и альн ое об р а зо в ан и е , д в а — высшее. Э тот уровень о б р а з о в ан и я д ает нам п р аво говорить о том, что люди могут хорошо р а б о т а т ь с массами. Но у нас э то то л ьк о с лов а , а на самом у;еле нашй а ги тато ры хорошей работой не отличаются. Из 12 человек я могу смело с к а з а т ь о добросовестной р аб о те одного из них, Это — агитатор по месту ж и тельства, ответственный з а идеологическую работу своего учреждения, член бюро общества «Знание» Л. А. Смык. Ж ители ее округ а у ж е д а в н о знакомы с материал ами ноябрьского П ленума , с л у шали беседу « З а бо т а о семье — дело государственное». И люди охотно идут на встречу со своим агитатором , они з а р а н е е знают, что у слышат от не что-то новое, интересное. ' Н е з а б ы в а е т она и о своем рабочем ко ллективе — детском саде . Только з а последние три месяца были проведены беседы: « Е ж е годный основной отпуск», «Не только д а т ь жизн ь» — Л. А. Смык, «П р а ва ч обязанности членов детского учреждения» — В. Н. Маляревич, «Инфекционные з аболев ан и я п их пре дупреждение» — И. В. Горлиц. Д в а р а з а пытались собрать жителей округа № 5 А. Ф. Соловьева н М. А. Маркович, но напрасно. Ни р а зу не была па своем округ е Е. А. Че рвяткина, Л. А Ш аламов а , Л. В. Краснова, Г. И. К о м к о ва, Т. И. Слободчпкова. Эти агитатор!)' считают, что их работа состоит только в том, чтобы оповестить жителей об отчете д еп у тата на округе. Как показывает опыт, хорошо н а л а ж е н ная лекционная пропаганда влияет на все стороны деяте льности т рудового к о л лекти ва: растет его морально - п о л и т и ческая зрелость , лучше выполняются государственные з а д а н и я , повышается э ф ф е к тивность работы. На пр ед пр и яти ях и а орг ан и зац иях нашего села р а б о т аю т семь полити нформаторов. Среди них можно выделить п олитинформатора торгового предприятия Н. Е. Черношвец ; Р е гу л яр н о д ва р аз а в месяц выступает она перед работниками торговли. И ни р а з у нс было случая , чтобы полити нформация сорв ал ас ь по ее причине. По материалам ноябрьского (1981 г.) Пленума Ц К КПСС выс тупали се крета рь парткома Я. Д. Д ь я ч у к , агроном В. М. Шрейдер — в Алексеевне, председатель колхоза М. В. Л у к а ш о в — перед сп ец и алистами хозяйства и членами правления . Ведется учеба с ме ханиза торами и р а б о т никами жи вотноводств а . Зоотехником В. Н. Мичуриным прочитана беседа «Жи вотповодство — ударный фронт». М е х а н и заторы прослушали лекцию «Система земледелия» и «Технология возделывания сельск охозяйственных культур» . Наша орг ан и зац ия общества « З н ан и е ' — с а м а я многочисленная в районе. Тем атика выступлений л е кторов сос тавляетс я с учетом производственных потребностей к олхоза , з а д а ч коммунистического воспитания жителей села , з ап р о со в и интере сов наших слушателей. Ежегодно агита торам и читается до 280 лекций. Несмотр я на то, что определенная р а б о та но пропаганде знаний, и проводится, но справедливости ради надо заметить , что р аб о т а т ь можно и нужно лучше. Активными лекторами у нас являютс я А. М. Юдин, У . К. Маркович, Я. Д. Д ь я чук, Р. М. Васильева, Н. Г. Смык. Огромная роль ’в дальн ейшем совер шенствовании воспитательного процесса п ринадлежит системе народного о б р а з о вания. Учителя.ми нашей школы за д ва месяца прочитано 32 лекции. Цифра н е м а л а я , по в основном эти беседы прово дились в школе на родите льских с о б р а ниях, классных часах и политзанятиях. Очень редко мы видим' учителей в Д ом е культуры. Решения XXVI с ъ е з д а КПСС требуют от пас качественно нового подхода к организации агитационной работы. П о л о жительно оц енивае тся единый нолитдень Ценность единых политдней в том, что они позволяют привлечь к выступлениям р у ководящ и е кадры, ко то рые информн руют широкие круги тр у д ящ и х ся по вопросам внутренней и внешней политики партии, , хозяйственного и культурного строительства. В а ж н а я з а д а ч а , ко торая стоит сейчас перед нами, улучшить ме то дическую работу политического просвещения, индивидуальную р аб о т у с п р о п а г а н дистами. Идейно - воспита тельна я рабо та _ дело живое, творческое, постоянно рож д ающ ее новые приемы и методы. Она д о лж н а быть чутка, как барометр , глубоко проникнута заботой о человеке, его духовном , ’ идейно - нравственном совершенствовании, разв итии социальной активности. Г. П О Д Ж У Н А С , з а в е д у ю щ а я кабинетом политп росв ещения на общественных н ач ал ах при партийной организации колхоза « П ам ять Ленина». В расписании — ТРУД Многие родители не придают ур окам т руда д а л ж н о г о з н а ч е ния, а на оценку по т р у д у не обращают ни малейшего в н и м а ния. О днако всегда н ужно помнить, чему бы ребенок не учился на урока х тр уда в ш к о ле. он учится трудиться . Р а з в е плохо, когда девочка сумеет с е бе св я з а т ь берет, кофто чку или сшить юбку, платье? В нашей школе д л я этого есть все условия. К абинет о б служивающего т р у д а хорошо оборудов ан . В нем зан имаю тс я девочки с четвертого по восьмой классы. Мальчики могут с д е л а т ь неплохие вещи из дерев а. Они хорошо работаю т на станк ах по обработке древесины. Этому их учит В. Н. Кондаков. Старшекл ас сники изучают Сельскохозяй ственное производ ство: юноши — ' т р а к т о р , девушки — ап п ар аты машинного доения , правила кормления и со д е рж ан ия крупного рогатого скота, о п р е деление чистоты молока, процен та его жирности, плотности и кислотности. В первом полу го дии школьницы ознакомились с теорией. Сейчас проходят производственную практи ку на ф е р мах» колхоза «Путь к к оммунизму». Свой богатый опыт передают учащимся М. К. Евдоким ова . Г. Г. Дворянш на , Е. Ф. А с т а ф ь ева, С. В. Блинова, М. М. Бу- иеева, П. М. Ковган, А. М. Рыль ска я , В. А. Ситникова,. А. Д . Кре стьянова, Т. Г. Никитина. В ал я Васильцова и Л ю ба Стснпикова помогают своим мамам у х а ж и в а т ь з а теля тами . Мы хотим видеть наших д е тей д о бры м и , 'че с т н ы м и и т р у д о любивыми. Именно это и д а е т трудовое воспитание, , к о то р о е В. Сухомлииский н а з в а л « г а р монией трех понятий: н ад о , трудно, прекрасно». Т. О Б Р Е З А Н О В А , препода ва тель тр удд. Подготовка к службе в армии В наши дни советский воин, принимая прис ягу , т орж е ств ен но к л я не тся быть честным, храбрым , дисциплинированным.. ., с д о с т с у- инством и честью з ащ и щ а т ь свою Р одину . В этих с л о в ах о п ре делено г л а в н о е — классовое революционное понятие чести з а щитника страны , ст авшей си м в о лом и проо бр а зом св етл ого б у дущего . И советский воин о п р а в д а л и о п р а в д ы в а е т свое высокое предна зна чение , неизменно о с т а етс я гордостью Родины, по стр о ившей общес тво р а зв и то го с о ц и а л и з м а н строящей коммунизм. Эти высокие ка че с т в а , черты" х а р а к т е р а поегштываются v п а шен м о л о д еж и еще до призы ва на военную с л у ж б у , в период подготовки к выполнению этой почетной о б я з ан н о сти . В школах , проф ессион альн о - технических училищах , т е х н и к ум а х и других уч ебных з а в е д е н и я х ведется к р о п о т л и в а я полити ко - во сп и т а т е л ь н а я р а б о т а с призывной и допр и зы вн о й молодежью . В х о д е обучения, проведения ма ссовы х ме ропри яти й , а т а к ж е кр опотливой инд и ви д уальной р а боты с к а ж д ы м юношей у ч е б ные ор г ан и з ац ии восп иты в аю т б у дущ их с о л д а т и м а тросов в д у х е высокой д исци п л ин и р о ван ности, орг ан и зованн ости , любви к военной с л у ж б е , верности боевым т р ад и ци ям Советски х В о о р уж енны х Сил.. П о итогам смотра - кон курс а по п о д го т о в к е молодежи к воен ной с л у ж б е лучших р е зу л ь т а т о в д о б и л а с ь Верх - К р а сн о я р с к а ^ с р е д н я я школа ,. где имеются практически все элементы у ч е б но - м а те р и а л ьн о й базы. Биа- з и н с к а я и Н о в о - Г р о и ц к а я с р е д ние школы т а к ж е провели б о ль шую р а б о т у в этом направлении . З д е с ь военно - патриотичес кому воспитанию придается п е р в о степенное значение . Н а р я д у с этим серьезные у п у щения имеются в ССПТХ-21, хотя здесь есть все в о зм ож н о с ти не о т с т а в а т ь от' других. Р у к о водителям следует немедленно изменит!, сложившееся п о л о ж е ние. Необходимо „вовлечь у ч а щихся в социалистическое со р е в нование за высокие достижения в учебе, нацеливать на з а в о е в а ние прав а быть удостоенным нагрудного зн а к а « З а отличную учебу». Особенно важно, использо в а т ь воспитательную роль сор е в н о в а н и я , его влияние на сплочение коллек тива. Н а дежны й помощник в воспитании — ак тив школьного коллекти ва. Комсорг, агнтатоп, ред а к т о р стенной печати п р и п р а вильной постановке работы могут о к а з а т ь большую помощь в изучении особенностей х а р а к т е ров ребят, причин каки х-либо н е у р я д н ц . и л и же срывов. Особого внимания з а с л у ж и в а ют т а к н азываемы е «трудные», те, с кем преподавателю , м а стеру или учителю приходится повозиться , прежде чем уд а с тс я налади-ть с ними контакт. Г л а в ное в таких случаях — не рубить с плеча, не п о дд ав ать ся р а з д р а жению, а со всей серьезностью и кропотливостью выясн ять причины тех или иных, проступков допризывника. Н е обходимо помнить всем, кто зан и м а е тс я подготовкой молодежи к военной с л уж б е , что к а ж дый отлично подготовленный призывник, к а к правило, на воинской с л у ж б е становится отличником боевой и политической подготовки . В этом к он кретный в к л а д учебных ор г ан и заций в выполнении решений XXVI с ъ е з д а КПСС по д а л ьн ей шему повышению обороноспособности нашей Родины. В. Л ЕВ ЧУ К , райвоенком. и н с к и е . Г о р ы , Н и з о в ь я о з е р а , л е с а , п а р к и и 1х а й л о в с к о г о , Т р и г о р с к о г о , {ОГО, С в я т о г о р с к и й М О - с м о г и л о ю П у ш к и н а с о б о р а . . . Т ы с я ч и п о с е щ а ю т е ж е г о д н о э тот у г о л о к п с к о в с к о й з е м л и , с т а в ш и й к а к б ы м е м о р и а . л о м в е л и к о г о р у с с к о г о п оэта. Ш е с т ь д е с я т л е т н а з а д , 17 м а р т а 1922 г о д а , п о с т а н о в л е н и е м С о в е , т а Н а р о д н ы х К о м и с с а р о в Р С Ф С Р эти м е с т а б ы л и о б ъ я в л е н ы Г о с у . д а р с т в е н н ы м з а п о в е д н и к о м . К а ж д ы й п р и е з д п о э т а в М и х а й л о в с к о е о с т а в л я л г л у б о к и й с л е д в е г о т в о р ч е с т в е , В т и х о м М и х а й л о в с к о м б ы л и з а д у м а н ы и н а п и с а н ы « Б о р и с Г о д у н о в » , т р е т ь я , ч е т в е р т а я и н а ч а т а с е д ь м а я г л а в а « Е в г е н и я О н е г и н а » , « Г р а ф Н у л и н » , с т и х о т в о р е н и я « Д е р е в н я » , «К м о р ю » , «Я п о м н ю ч у д н о е м г н о в е н ь е » , « В а к х и ч е с к а я п е с н я » , «19 о к т я б р я » , « З и м н и й в е ч е р » , « П е с н я о С т е п а н е Р а з и н е » , « П р о р о к » — в с е г о с в ы ш е ста п р о и з в е д е н и й . Б е р е ж н о с о х р а н я е т с я в з а п о в е д н и к е все, ч т о с в я з а н о с ж и з н ь ю и т в о р ч е с т в о м в е л и к о г о с ы н а Р о с с и и Н а с н и м к а х : д и р е к т о р з а п о в е д н и к а С е м е н С т е п а н о в и ч Г е й ч е н к о ; у д о м а А . С . П у ш к и н а ' в М и х а й л о в с к о м ; р а б о ч и й с т о л п о э т а . Ф о т о Ю Б е л и н с к о г о ( Ф о т о х р о н и к а Т А С С )
№ 2 4 ( 5 3 * 8 ) ♦ 25 ф е в р а л я 1982 г о д а iMi i i l l i l l i i l i l l l l i i i i i i i l t i l l i i l i i i o. «ЗА Д Е Л О Л Е Н И Н А » l l l l l l ! l l l l l l | | | | | | | | | | l ! | | | | | | | ! l i i l i l i j | i l l | | | | | l l I | | | | | | ! ! l l l l l l l l | | | | | | j l l j ] | D С Л Ю Б О В Ь Ю К Л Е С У А и л па селе обыкновенный парниш ка, рос и учился к а к и многие другие мальчишки. И, пож а л у й , только одним отличался Анатолий Б о н д а р е в от своих свер стников: страстной л ю бовью к лесу. II не п р о с т о - о н любил, а понимал его, з н а л к а ж д у ю тропинку в чаще, к а ж дый звериный след. О б сто я тел ьс тв а сложились так , что д о с л у ж бы в армии не приобрел Толя специальности. После т яж е л о й болезни ушел из жизни отец, и не смог парень оста вить м а ть одну, без помощи. Поэтому-т о призыв в ряды Советской Армии явился д л я Ан атоли я нач ал ом большой учебы. С л у ж и л А. Б о н д а р е в на востоке страны. Был . ОН з ав и дн о го т елос лаж ен п я и о б л а д а л крепким зд оровь ем . Но в армии пришлось еще много п отрудиться, преж де чем стать настоящим вои ном. Политическая и б оев ая подготовки т р е б о вали дисциплинированности , ж е л а н и я достичь хороших р е зуль татов . И молодой сибиряк учился на совесть. В ернулся он в Б и а зу , где родился и вырос, в прошлом году. И недели не прожил без работы . Анатолий с р а з у ж е пошел с бригадой лесорубов готовить лес для ко лхозного с т р о и т е л ь с т в а . ^Потом и совсем в о звр а т и лс я на стезю, о которой мечтал еще в школе: с т а л бывший с о л д а т лесником в м еж к о л х о зл е с х о з е и о д н о временно поступил з ао ч н о у читься н Тогучинс- кнй лесхоз - техникум, ср ару на третий курс. Теперь Анатолий з а к а н ч и в а е т учебу и по- прежнему предан лесу, который с та л его д о б рым другом на всю жизн ь. Он в лесу и зимой, и летом , и д ож д ли в о й осенью. Ведут его сюда не тольк о п роверка Делян н д ругие сл уж е бны е д е л а , спешит м о л о дой лрсиик в лес, к а к к д о бр ом у тов арищу , который п ом ож е т преодоле ть с лабост ь , плохое настроение. Его д уш а н ер азры в но с в я з а н а с к а ж д ы м д еревом, к а ж д ы м кустиком. Поэтому нет сомнения в том, что специальность в ы б р а на верно и буде т единственной на всю жизнь. Хорошую з а к а л к у прошел Анатолий в армии, II теперь все’ ка че ств а с о л д а т а п ригоди лись ему на р аботе. А. Б о н д а р е в очень с е р ь е з но, с большой ответственностью отн оси тся к выполнению своих обязанностей. У него всегда полный порядок с оформлением документов, пет нарушений при з а г о т о в к е древесины. «С таким добросовестным отношением- к делу, когда п р ак ти к а п о дк р еп ля етс я теоретическими з н а н и я ми, из парня выйдет прекрасный специалист», — та к о во мнение дирекции ме ж к о л х о зл е с х о з а . Е. ФИ Л И П П О В А , селькор. Записки натуралиста ЗАЯЧЬЕ Б р е д у на л ы ж а х по заячь ей ст е ж к е , наметанной косым ночью — на жировке . Л ю б о пытно: ка к о во зимой его меню? ^ След з ай ц а я в з я л у ст арой л еж к и — под верши ной поваленной осины. В А т л и ч и е от сосны, к о т о р а я в п а д а е т в бурю плашмя , вы в о р а ч и в а я с корнями землю, осина, к а к правило, з а л а м ы в аетс я в нижней части с т в о ла и под ее опрокинутой в е р шиной после снегопада о б р а зу е т с я п р о д о л г о в а т а я ниша. Ни один з а я ц не о т к а ж е т с я от т а к о го д а р о в о г о ж и лья . З а чем рыть в с н е г у ' н о р у , е с ли под осиной — г о т о в а я —• с сухой травой д ля п одс тил ки? И лакомый корм ряд ом. П о гл ож е т зайчишка г о р ь к о в а тую, - сочную кору осины — и на боковую. Но всему п ри ходит конец, и коре на моло дых ветках — т ож е . Теперь, чтобы подзакусить , надо побегать , попетл ять по ерникам и логам. Следы у в о д я т на поляну с густою порослыо б е р е з н я ка. Н а молодых п обегах о д ного д е р е в ц а увидел св еж ие и ровные срезы. П е р в а я д о г а д к а — кт о-то с р е з а л ветки д л я метлы. Присмотревшись, з ам е ч аю — срезы не такие у ж чистые — с б ороздк ам и , • к а к от щ е р ба то го л езви я . На снегу — огрызки прутьев. Зн а ч и т , з а я ч ь я р а б о т а . То ч но т а к и е ж е срезы и огрызки о б н а р у ж и л возл е к у с та б о я рышника. А вот ветки черемухи з а я ц не погрыз. Горьки, в я ж у т во рту? Остались нетронутыми и МЕНЮ редкие кустишки шиповника, хотя вокруг некоторых, судя по следам , з а я ц топ тался . Н е у ж е л и он п обоялся шипов? Но ту т о бращ аю внимание вот па что: кусты, к которым не подходил косой, обвешаны красными язы чками, а на о т меченных следам и плодов пет. Значит, съ ед ены? Так и есть: на снегу под кустом ост атки пира — усики от ягод. З а к о н чи л с я обед в т а л ь н и ке. II не то л ьк о у «моего» з ай ц а . Зд ес ь все истоптано, ту т и там погрызы коры. П р у т ь я поглоданы с одной стороны, весной они оживут . Я у ж е р а з д у м ы в а л о м у д рости з а я ч ь е г о инстинкта, оберегающего тальник от гибели, пока не приметил о б ратного: кора дву х с а м ы \ кр упных стволов объедена вкруговую. Эти талины з а сохнут. Что ж , выходит, и зайцы иногда «рубят сук, на котором сидят»? Когда я р а с с к а з а л об этом огорчительном, как мне п о к а з ал о с ь , случае одному- л е с нику, он, подум ав, с д е л а л противоположный вывод: — А по-моему, это своего рода «рубка ухода» . П о с у ди те, какой прок з ай ц у от вы сокой талины? П р у т ь я — не достанешь, да и кора через год — другой з а д у б е е т . К тому ж е деревце другим мешает расти. Вот з а я ц ее и око л ьце ва л . Эта т а л и н а — верно, зас о х не т , з а т о от к о р ня прыснут сочные густые побеги. То, что и н у ж н о з а й цу! Следы на снегу В ы п а в ш и й в т и х у ю , б е з в е т р е н н у ю н о ч ь м я г к и й п у ш и с т ы й с н е г — п о р о ш а — д а е т . в о з м о ж н о с т ь н а б л ю д а т ь и и з у ч а т ь п о в а д к и л е с н ы х о б и т а т е л е й . О м н о г о м м о г у т р а с с к а з а т ь с л е д ы н а с н е г у . Д а л е к о в п о л е в и д н ы б у г о р к и с н е г а В о з л е о д н о г о и з них с в е ж е в ы р ы т ы е ям к и , и о т них ц е п о ч к о й и д е т с т р о й н ы й с л е д . Н е т р у д н о д о г а д а т ь с я , ч т о з д е с ь о х о т и л а с ь л и с и ц а . То т а м , т о з д е с ь в и д н ы с л а б о з а м е т н ы е б о р о з д и м , о с т а в л е н н ы е п у ш и с т ы м х в о с т о м . А в о т в о з л е с а м о й д о р о г и о т к у с т о в и в н я к а п р о т я н у л и с ь к р о х о т н ы е с л е д о ч к и К т о - т о м а л е н ь к и й к р а л с я к з а с о х ш е м у р а с т е н и ю . Э т о м ы ш ь к о р м и л а с ь с е м е н а м и т ы с я ч е л и с т н и к а . Н е р е д к о р я д о м с м ы ш и н ы м с л е д о м м о ж н о у в и д е т ь о т п е ч а т к и л а п г о р н о с т а я ил и л и с и ц ы , о х о т и в ш и х с я з а г р ы з у н а м и . А т у т з а я ц хи тр и л . В о т о н с д е л а л п е т л ю , п р о ш е л р я д о м с о с в о и м с л е д о м и в д р у г д а л е к о п р ы г н у л в с т о р о н у З н а ч и т т у т н е п о д а л е к у з а я ц з а л е г на д н е в к у Ч и т а я на с н е г у л е с н ы е а в т о г р а ф ы , м о ж н о у з н а т ь н е м а л о и н т е р е с н о г о о ж и з н и з в е р е й и п т и ц . П . С И Б И Р Ц Е В . ПРИМЕТЫ И ПОСЛОВИЦЫ Ф е в р а л ь с ш и б а е т р о г з и м е Ф е в р а л ь м е с я ц л ю т ы й , с п р а ш и в а е т , — к а к о б у т ы й В р а г п р и р о д ы тот, к т о л е с а не б е р е ж е т . Л е с ( з и м о й ) — в т о р о й т у л у п . И п о з а я ч ь е м у с л е д у д о х о д я т д о м е д в е ж ь е й б е р л о г и Б е з о в р е м я л е с г у б и т ь — не и з ч е г о б у д е т и з б у р у б и т ь В с и л ь н ы й в е т е р в л е с у ти х о , а на п о л е лихо . Ю. Ч Е РН О В Книжная полка В к н и ж н ы й м а г а з и н с е л а С е в е р н о г о п о с т у п и л 38 в ы п у с к а л ь м а н а х а « О х о т н и ч ь и п р о с т о р ы » А л ь м а н а х з н а к о м и т п и т а т е л е й с р о д н о й п р и р о д о й и ж и в о т н ы м м и р о м С п е ц и а л ь н ы е р а з д е л ы п о с в я щ е н ы в а ж н е й ш и м п р о б л е м а м с о в р е м е н н о й о х о т ы , у в е л и ч е н и я ч и с л е н н о с т и о х о т н и ч ь е й ф а у н ы и о х о т н и ч ь е м у т у р и з м у . С т а т ь и с о д е р ж а т с о в е т ы м о л о д о м у о х о т . н и к у , р а с с к а з ы в а ю т о н о в и н к а х с п о р т и в н о й о х о т ы в нашей с т р а н е и з а р у б е ж о м . Чтобы стать охотником В своем письме в редакцию группа жителей деревни Алек- сесвки спраш ив ае т ка кие н у ж ны документы д л я вступления в члены охотобщества . Т а к ж е они п росят р а зъ я сн и т ь где и когда можно продлить билет. На их вопросы отв ечает охотов ед р ай о н а А. В. Войнов. Членами общества охотников и рыболовов могут быть г р аж д а н е , дости гшие 18 лет Вступ ающие д олж ны иметь письменные рекомендации дву х членов общ ес тва со с т а жем не менее трех лет , х а рак тери сти ку с места работы пли учебы, д в е фотокарточки 3x4 см. Будущие охотники до в ступления в члены об щества п р о х о д я т годичный канди да тски й с т а ж . Д е п у т а ты Совето в н ародных д еп у т а т о в от к а н д и д а т с к о г о с т а ж а о с в о бож даю тся . Члены общ ес тва о б я з ан ы выполнять т р е б о в ан и я У став а , соблюдать п р а в ил а охоты и рыбной ловли, пож арной б е з опасности в лесах, а т а к ж е правила приобретения, хр ан е ния, п о ль зо в ан и я и р е г и с т р а ции охотн ичьего о р у ж и я ; вести б орьбу с б раконь ерством . Охо тн ики о б я з ан ы с в о е в р е менно у п ла чи в а т ь членские взносы п госпошлину д о июля тек ущ его года. Л и ц а , с в о е временно не у п ла ти вш ие в з н о сы, выбы ваю т из о бщ е с т в а и могут в ступить вновь тольк б па общих о снов ания х . Вновь в ступающие уп ла чи в аю т : в с т у пительные — 10 рублей, в з н о сы — 5 рублей, госпошлина — один рубль . Охо тн ики п л а т я т : взносы 10 рублей и один р у б ль госпошлины. Р а з мер взносов у становлен с этого года. . Вступить в общество, о ф о р мить документы и упла тить взносы можно неп осредств ен но в Н ово -Трои ц ке у егеря А. С. Аникина . Он ж е в ы е з ж а е т к а ж д ы й в торник в С е верное и в ед ет оформление до кум енто в в ка би н ете о х о т о веда. НЕ ТОЛЬКО ЛОВИТЬ , , НО И З А Щ И Щ А Т Ь С к а ж д ы м разом все б о л ь ше станови тся же лающих о т д охнуть в выходные дни, к а к мы говорим, па природе. П у тей много. Среди них и ры б а л к а — д а в н е е сре дс тво о б щения с природой. Р ы б о л о в с т во сейчас отн осят чуть ли не к одному из видов спорта . Возьмите зимнюю рыбалку. В поисках рыбьих троп р ы бо лову приходится крепко по р аботать пешней или л ед о б у - ром, пройти не один ки л о метр по снежной целине. Хоть и труд на зи м н я я р ы б а л ка, но з а т о она источник д о б рого настроения и средство физической з а к а л к и . Рыболовы еще и з а щ и т н и ки рыбных богатств. Чтобы выловить из-подо л ь д а рыбу, н ужно пробурить лунку. Ч е рез лунку поступает кислород. Так что рыбаки у ж е этим сп ас аю т рыбу от з а м о р а , п р авда , п роис ходит это б ессозн ательно. Можно, но н нужно, сп а с а т ь рыбу и с о з н а тельно. З а м о р в первую очередь о х в а т ы в а е т тр а в ян и с ты е озера . Ча сто о б р а з у ю т с я о т дельны е зам о р ны е участки на озере, имеющем большое з е р кало. З а м о р ы вполне ус транимы. Самый простой и и сп ы т а н ный метод — в с т а в л я т ь в прорубь или л у нк у пучки тр о стн и ка или к а м ы ш а , копны которых д о л ж н ы т о р ч а т ь над поверхностью льда. Чем д а л ьш е в зиму, тем меньше станови тся под т о л с тым слоем л ь д а и снега ж и вите льного ки с л о р о д а , тем менее ак т и в н а и рыба. Если ' д а ж е в я н в а р е в лунк е не было видно ник аких «букаш ек» , то сейчас их в л у н к а х мож но видеть в большом количестве. П оя влен и е н асекомых в п р о руби — первый п р и з н а к н а чала з ам о р а . П. СМ ЕЛ О В , член секции по охране ж и в о тны х при районном общ ес тве охраны природы. Зимний п ей з аж . Фото А. Шу май л on а.
RkJQdWJsaXNoZXIy