ОРГАН С Е В Е Р Н О Г О РАЙКОМА КП СС И РАЙОННОГО С О Р Е Т А Н АРОДНЫХ Д Е П У Т А Т О В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Вы х о ди т по вторнинам, четвергам и субботам. I Газ ета основана 20 июля 1935 года М? 7 |5291) С У Б Б О Т А 16 Я Н В А Р Я 1982 года Цена 2 ноп. Пример . . . . . . . . Многими яркими событиями о с та н е т с я памятен для нас ушедший 1 9 8 1 год, первый год новой п я т и л е т к и , год перв ы х успехов в реализации решений, намеч енных X X V I съездом п ар ти и . Ещ е не до конца подвели с т а т и с т и к и итоги года, а т р у д я щ и е с я уже намечают новые рубежи. Верным и точным ориентиром в этом стремлении с т а н е т пример л у ч ш и х из л у ч ш и х — передовиков и новаторов, з а с л у ж и в ш и х высокое признание Родины , отмеченных прави тельственными наградами, грамотами, премиями. Такой чести удостоены строители и тр ан сп о р тн и ки , полеводы и животноводы, врачи и у ч и т е л я . Они за чинате ли великого движ ения — социалистическо го соревнования. Г ен ер ал ь ный секрет арь ЦК КП С С тов арищ Л . И. Брежнев отмечал : «Бесценное достояние нашего социалистического строя , один из источников его си лы — опыт передовиков. У н а с должны всюду — и в центре, и на местах — по- хозяйс ки о тноситься к этому б о г а т с т в у , принимать все меры к тому, чтобы полнее и эффективнее использовать его в интересах всего общ еств а» . В первом году новой п я т и л е т к и еще одна гр уп п а и н и циаторов и правофланговых со циалисти че ско го соревнования была отмечена прав и те л ьствен ными наградами. Это — доярки С . М. Каш ка да ров а , В . И. Аверченко, Г . Ф . Бережн а я , Е . А . Н а р е ц т я , 3. С . Кр аснов а , ск о т н и к А . Ф . Соболев, агроном Н. А . Панари н , комбайнер М. К . В а с и л ь ев, животновод 3 . И. Б а л к и н а , сл е са р ь Я . А . Лаансоо, работники народною образования А. П . Гламаздин и Л . А . Николаева , медработники Т . В . Ли твинова и Р . Г . Лина- ровская и др у ги е . Бронзовой медалью В ДН Х отмечен гл а в н ы й агроном колхо за « П а м я т ь Ленина» В . М. Шрейдер. В . М. Дрючину из колхоза имени X X I I съезда НПСС присвоено почетное звание « З а с л у ж е н н ы й механизатор сельского х о з я й с тв а Р С Ф С Р » . I В этом важном государс твенном анте с новой силой прояви лась примеч ательная особенность нашего советского образа жизни — уважение и всенародная приз на тел ь ность н человеку тр у д а , творцу и создателю всех материа л ь н ы х ценностей и благ на земле. Со школьной скамьи помним мы горьковские слов а : «Именно в тр уде , и только в труде , велик человек, и чем горячей его любовь н т р у д у , тем более величеетвенен вам он, тем п р о д у к т и в нее, красивее его работа». О многих передовиках г а з е т а р а с с к а з ы в а л а раньше, о д р у г и х напишет в этом г о д у . Но что сближ ает э т и х людей р аз ли ч ны х профессий? Чем дорог и х пример? Прежде всего беззаветной преданностью своей рабочей профессии, своему трудовому до л гу . Е с т ь еще т ак л е люди: отработал смену « о т » и « д о » , норму вы полнил , твердый заработок гарантирован — и спокоен. «А что мне еще н адо?» — вот и х позиция. Передовики же подобные в з г л я д ы о тв ер г аю т . Никогда не потеряет своего з н а че ни я мудрое ленинское суждение о самом трудном героизме — героизме повседневной будничной работы. Изо дня о день подниматься со с т у п е н ь к и на с т у п е н ь к у профессионального м астерства , зн а н и й , у м е н и я , с о верш ен с тво в а ть с я на собственном рабочем месте — дело многотрудное. Именно такими п у т я ми шли н своим до стиж ениям м е ха н и за то р ы В . И. Мельников , А. Е . Гер л иц , Н. С . К и р и л л о в , А . П . Николаев , шофер А . Н . Ви ноградов , токар ь А . Е . Скоробогатов , до- г р к и А. А . Иванова, А . С . Маманова и многие др у ги е . Мы не имеем права з а к р ы в а т ь г л а з а на то, что рядом с передовиками ока зыв аю тся о т с т а ю щ и е . Что мешает им повыш а ть уровень своих з н а н и й , к в а л и ф и к а ц и ю , перенимать опыт и н ав ы ки л у ч ш и х ? Нет у нас , п о ж а л у й , т а к о го предприятия и ко л хо за , где бы не забо тились о профес- сионалвной и экономической учебе. З н а ч и т , все дело в лучшем использовании э т и х возможнее тей профессионального роста . Нужно до би в а т ься , ч тобы девиз « Н и одного отстающего рядом!» п о д кр еп л ял с я п р а к т и ч е с к и м и делами. Хороший пример заботливой “передачи накопл,энного опыта показыв ает токарь р а й с е ^ ь х о з т е х н и к и Ан атолий Емельянович Скоробогатов. Почти: все токари ко л хо зн ы х м а стерских — его бы вш и е у ч е н и к и . В борьбе за подъем п р о и з в о д с т в а нам н уж но , учил В . И. Ленин, «опереться на м а с с у , обучая ее через передо ви ко в » . Славный год ш е с т и д е с я г и я э т и я СССР приумножит ряды передовиков, новаторов. героев т р у д а . ОБЛАСТНОЕ СОВЕЩАНИЕ 60-ЛЕТИЮ ОБРАЗОВАНИЯ СССР — ДОСТОЙНУЮ В С Т Р Е Ч У Н а с т у п и в ш и й г о д принесет новые успехи У коммунистической партии и нашего го с у д а р с т в а нет более важной заботы, чем забота о бла госостоянии советских людей, повышение материального и культурного уровня жизни народа, укрепление могуществ а социалистической Родины. Этим целям служат утвержденные сессией Верховного Совета С С С Р пятилетний план экономического и социального ра зви тия страны, план и • бюджет на 1982 год. Этим целям будет служить и гйан э ко н о м и ч е а э- го и социального развития района, утвержденный последней с ессией райсовета. В одиннадцатой пя тилетке намечается о с у ществить крупные мероприятия по улучшению продовольственн о г о снабжения населения. Выполнение этой задачи зависит от вклада каждого труженика, живущего^на селе . Необходимо эффективно вести производство, давать стране больше продукции, не допу скать ее потерь. Наш колхоз «Путь к коммунизму» стар а е тся лучше исполь- гзбвать достижения науки и пе- 1редового опыта, полнее использовать резервы . Возьмем прошедший год. Высокая агр о те х ника, самоотверженный труд колхозников позволили провести все с ельскохозяйств енные кампа нии качественно и быстро. Получен сравнительно неплохой урожай зерновых и силосных; для общ ественного стада з а г о товлено 18 тысяч центнеров с е на, 8113 тонн — силоса, 2700 центнеров — витаминно - травяной муки, 500 згонн — сенажа. Имеется в до ста тке соломы. Животные обеспечены 15,5 центнерами кормовых единиц на у с ловную голову. За 1981 год валовой надой .■молока составил 22231 центнер, ч|то выше годового плана и вы- iues валового надоя, полученного |в 1980 году. На 740 центнеров (больше планового продано молока. За первосор тное и охлажденное молоко колхоз получил около семи тысяч рублей д о полнительной прибыли. Прибавка за повышенную жирность с о с т а вила 176 центнеров. Более 2500 центнеров мяса отправлено колхозом, 90 процентов из него признано высшей и средней упитанности. За сдачу скота высоких кондиций колхоз д о полнительно получил свыше 11 тысяч рублей. Годовой удой молока от ф у ражной коровы — 2114 килограммов. Э то — второй р е зультат по району. Больше нас надоили только в колхозе «Память Ленина». Такое до сти гнуто бла годаря д о б ро со зе с тном у т р у ду доярок П. М. Ковгап, 3. Е. Антипенок, М. И. Буевич, М. С . Яковлевой, М. К. Евдокимовой, Т. Н. ^ С о б о л е в о й ; <скотников дойного гурта, которые получили по 23— 25 центнеров молока. Доярки селекционного двора А. А. Иванова; Т. Е. Кульпина, А. Е. Лаврова, М. Е. Ковган надоили от первотелок от 3000 килограммов молока и выша. Анна Артемовна Иванова дос- тигла небывалого в нашем районе надоя — 3482 килограмма от коровы. Большое внимание уд еляется в колхозе жилищному с т р о и тельству. В прошедшем году у нас заложены фундаменты под три двухквартирных дома, зда ния восьмилетней и средней школ. Всех раду ет открытие и Биазе яслей-сада на 50 мест. Велось у нас и дорожное строительство. Улучшилась т а ким образом связь между д е ревнями сельсовета . Подиями дорожное полотно и в самой Биазе. В наступившем году наш кол лектив б удет стремить ся к т о му, чтобы добиться лучших р е зультатов в полеводств е и животноводстве, продолжать с трои тельство как промышленных, так и социально-культурных объектов. Первоочередными мы считаем школы, так как забота о детях обязательно обернется улучшением экономического с о с тояния колхоза в целом. Н. О СТАН И Н , с екретарь парткома колхоза «Путь к коммунизму». ЗАКОНЧИЛИ В Ы В О З К У СЕНА Большую работу выполнили механиглторы колхоза «Новая :жизнь». Сейчас можно сказать с уверенностью, что все скирды сена доставлены к месту .хранения. Конечно, многие колхозы район а справились с этой задачей е щ е в д е к а б р е , но известно, что в «Новой жизни» с е н о к о с ные угодья находятся на р а с с т о янии 30— 80 километров от центральной усадьбы . — Это , конечно же, у сложняет вывозку сена. И тем отраднее , что она в данный момент полностью зав ершена. 5200 центнеров сена вывезли из Ново-Королево. На этой работе были заняты трактористы Василий Широков, Владимир Владимиров, Дмитрий Егоров, Михаил Портнов. Для того, чтобы трактора могли раньше выйти в рейс, йх на ночь оставляли в теплом помещении мастерской. Э то экономило час — полтора при з а пуске двигателей. В вывозке сена помогли и с о седи, механизаторы колхоза «Заветы Ильича». Их силами вывезено около тысячи центнеров. Г. К У ЗЬМ И Н А . П Новосибирске состоялось областное совещание директоров совхозов и председателей к о л хозов, посвященное итогам ра- ооты совхозов и колхо зо в в 1981 году и задачам на 1 9 8 2 год в свете требований ноябрьского ( 1 9 8 1 г . ) Пленума ЦК К П С С . На совещание были т а к же приглашены н а ч а л ь н и ки р ай онных управлений сельского х о з я й с т в а , объединений « С е л ь х о з т е х н и к а » и « С е л ь х о з х и м и я » , работники о б л астны х с е л ь с к о х о з я й с т в е н н ы х организа ций, у ч е ные . С докладом в ы с т у п и л замест и т е л ь председателя облисполкома I I . П. Г р иш н я е в . От нашего района1 в работе совещания приняли у ч а с т и е : н а ч а л ь н и к управления сельского х о з я й с тв а А . М. Ч у р к и н , председатели колхозов Н. А. И п а т ь ев ( « П у т ь к ко м м у н и з м у » ) , А . А . Зайцев ( и м . X X I I съезда К П С С ) , В . К . Салмин (« Б о р ьб а за м и р » ) , В . В . Федоров ( « З а веты И л ь и ч а » ) , М. В . Л у к аш о в ( « П а м я т ь Л е н и н а » ) , А . Н . Сав- чиц (и м . М. Г о р ь ко го ) , председатель « С е л ь х о з х и м ц и » А . С. К у л и к о в , г л а в н ы й инженер « Р а й - с е л ь х о з т е х н и к и » А. П. С у гл о - бов. СУ ТОЧНЫ Е НАДОИ молока на корову на 15 января 1982 года (в к илограммах ) «- U К о л х о з а оо ~ &> tr. Наша Родина 1,6 2,1 Память Ленина 3,4 4,7 |м. XXII съезд а К П С С 3,5 4,3 Восход 3,0 2.1 Новая жизнь 1.7 2,3 Заветы Ильича 1.7 0.5 им М. Горького 3,5 2,5 Путь к коммунизму 3.2 4,1 Борьба за мир 3.1 1,9 VI I съезд Советов 3,2 2,0 им. К. Маркса 4.3 2,6 По району «2.9 2,9 Прошедшая рабоча я неделя говорит о том, что продуктив ность дойного с тад а не сколько возросла: теперь среднесуточный надой от коровы с о ста вл я е т 2,9 килограмма — на 200 граммов больше, чем было неделю на зад. Зам етную прибавку дали колхозы «Память Ленина» и имени К Маркса : если на 8 число здесь получали по 2,8 и 3.7 килограмма от коровы в средн ем за сутки, то т е п е р ь — по 3,4 и 4,3. На тр и с та— четыреста граммов больше надаивают и в остальных хозяйствах, кром е «Нашей Родины» и «Новой жизни»: в первом колхозе стали надаивать на сто граммов больше, а во втором по-прежнему — 1,7. 17641033
| | | | | | |111ш м!1Ш11111111Ш11!П111И111111111111Ш11!ш ш!111М !Ш * «ЗА Д Г.Л О ЛЕНИНА* i i i i i i i i i i n i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i t i i № 7 ( 5 2 9 1 ) ♦ 16 января 1 9 8 2 года У воспитанников высшей школы Минская высшая школа МВД С С С Р готовит специалистов уголовного розыска, следствия и службы профилактики преступлений. Ее воспитанники получают прочные знания основ марксистколенинской философии и научного коммунизма, политической экономии, оперативно-розыскной и профилактической деятельности, овладевают приемами самбо, дзюдо, каратэ, изучают общую и судебную фотографию, обучаются управлению различными видами транспорта. В распоряжении слушателей— прекрасная уч еб ная база. А практика в общественных пунктах правопорядка и в органах внутренних дел дает им первую профессиональную закал- КУ. На снимке: слушатели 4-го курса рядовой И, Су дорогин (слева) и старшина А, И. Алексеев проводят в лаборатории экспертиз/ документов. Ф ото В.. Шубы (Фотохроника Т А С С ) Ж Е Л А Е М Д О Л Г О Л Е Т И Я Ж И В ЕМ Исполком Чебаковского сельского Совета у делял ранее н продолжает у д е л я т ь большое внимание дальнейшему развитию колхоза « В о с х о д » . Па с е с с и я х , на за сед а н и я х исполкома не раз рас сма три вались вопросы сель скохозяйственного производств а . Вот, например, несколько повесток д н я : «О производственно-финансовом плане разви ти я колхоза « В о с х о д » , «О мерах по улучшению эффек- тинного использования и сохранности м а н п т н о - тр ак тор ного п а р к а » , «О ходе зимовки с к о т а » , « В комплексной готовности колхо за к весенне-полевым работам». Интересовали нас использование и охрана земли в колхозе, воспроизводство и сохранность ско т а и другие вопросы. В процессе рассмотрения д а н ны х вопросов и контроля за выполнением решений сессий и заседаний исполкома активное у ч ас ти е принимали многие члены пос тоянн ы х комиссий, члены г р у п п ы народного контроля. И в рез у л ь т а т е целенаправленной работы всего ко л л е кти в а ко лхоза , в . том числе и народн ы х д е п у та то в , хозяйство справилось с планом продажи мяса го с у д а р с т в у , запасло в до статке сена, за сы пало с е мена под посев нынешнего года, полностью вспахало зябь . Многие н аш и товарищи работали по-ударному. Т а к , звено члена исполкома сель- * совета I I . А . Петрова значнЗ А Б О Т А М И тельно перевыполнило план скирдования сена: вместо 1390(1 центнеров оно поставило 1 Ш Н ) . Мастер зерносушительного комплекса д е п у та т В . I I . Р а т ников подготовил для колхоза к л а с с н ы е , ег.мсиа. Успешно справились с обязательствами доярки Г. Блинова и Л. А. Антипова , которые т акж е являю тся избранниками народа. Д Е П У Т А Т И ■П Р О И З В О Д С Т В О Но мы, д е п у т а т ы , отлично видим и недо статки , которые придется и с п р а вл я т ь в н а с т у пившем году . Необходимо довести до планового поголовье с к о т а , ликвидировать или же, в крайнем с л у ч ае , зн а чительно сн и зи т ь надеж , повы си т ь продуктивность дойного стада , поднять трудовую дисциплину в ко ллективе . Большое внимание мы придаем дальнейшему развитию зернового и кормового производства для общественного с к о т а . Под зерновые и силосные к у л ь т у р ы вносим органически е и минеральные удобрения, усовершенствуем си стему обработки почвы, что положительно ска зы в ае т ся на урожайность. Расширяем посевы многолетних трав на сено. В 1 9 8 1 году мы за готовили по 1 6 , 5 центнера кормовых4 единиц на условную голову . Это значительно больше, чем было запасено корК О Л Х О З А мои в предыдущем году. Но этого мало: кормообеспечен- ность со ставляет 70 75 процентов к потребности. Следовательно, нам надо увеличив а т ь за го тов ку всех видов кормов с тем , чтобы скот получал полновесный рацион к а к по ко л ич е ств у , т а к и по к а ч е с т в у . Для этого надо" у л у ч ш а т ь ботанический сост ав н аших лугов и осушен н ы х болот, полностью освоить Чебаковское болото на у ч а с т ке Е л м а с к а — Подскребыше- во, где на 6 0 0 ге к та р ах срезаны кочки, но нет водоотводных каналов, а старый прокоп весь зарос травою и з а т я н у т землей. После же проведенных работ мы могли бы с вышеуказанного болота получа ть 9 — 10 т ы с я ч центнеров сена. Сейчас же берем в пределах полутора — дв у х т ы с я ч . В целях повышения проду ктивности животноводства специалистами ыолхоза при содействии членов постоянной комиссии по сельскому хо з я й с тв у разработаны мероприя тия по дальнейшему у к реплению кормовой базы, повышению породности крупного рогатого с к о т а , рациональному использованию кормов. Задачи перед полеводами и животноводами колхоза « В о с ход» с то я т большие, и в выполнении их заметную роль б у д у т и гр а т ь народные, де п у т а т ы . С. волонитин, предгедатоль Чебаковского сельского Совета. В январе нашей маме и бабушке Е к атерин е Ивановне П ул ковом исполняется 7 7 ле т . Она вырастила и воспитала восемь детей, которые ж и в у т и работают в разных у г о л к а х нашей страны . Мы любим, уважаем и благодарны ей за то, что в трудные поенные годы она вы сто ял а , забывая о себе, отдавала своим детям и л а с к у и тепло. П у с т ь у нас не было вдоволь хлеба, зато мы всегда знали, что рядом с нами родной и самый близкий человек — н а ша мама. Сейчас она т акж е заботливо * относится к своим внукам . Дорогая мама, желаем Вам крепкого здоровья, счастливого долголетия. А ваши в н у к и обещают, что всегда будут с л у ш а т ь с я Вас. Г . Ч У Я К О В , Ф. Ч У Я К О В , Л . ИЗЮРОВА. Говоря т участники январской учительской конференции У р о к — основная форма уч ебн ы х занятий Р. А. ЯКОВЛЕВА — заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ново-Троицкой средней школы Средний всеобуч. .. Эти слова стали для нас привычными, обыденными .Э то фундамент «образовательного потенциала» с т р а ны, который играет важную роль в повышении производительности и культуры труда во всех отраслях народного хозяйства, в формировании научного мировозз рения, идейной убежденности , развития общественной и политической активности молодежи. А это означает, что, прежде всего, надо соверш енствовать урок, ибо он остается основной формой обучения и воспитания учащихся. Говорят, что каждое поколение поет свои песни. «Песни» сего дняшней школы — активизация познавательной дея тельности учащихся. Что нужно для того, чтобы провести эффективный урок? Во-первых, наличие квалифицированного, творчески работаю щего учителя с хорошей дидактической подготовкой. Хорошие учебные и наглядные пособия, соответствующее помещение, присутствие благоприятного «психологического климата» отношений между учащимися и учителями, основанных на взаимном уважении, чуткости и требовательности п е д а го г а к своим питомцам. Одн ако и при одинаковых общепедагогических усл о виях могут быть разные по качеству уроки. Если цель учителя — з а с т а вить ученика выучить стихотворение, формулу, теор ем у и т. д., ученик, выполняя т р е б о вание учителя, выучит и вос произведет заученное, даже е с ли это ему неинтересно. Но может ли ученик самостоятельно «открыть» закон, правило, если он не увлечен, не переживает процесса поиска, если у него нет интереса к знанию? Нет, не может. К. Д. Ушинский отмечал, что учение, лишенное всякого интереса, взятое только силою принуждения, убивает в ученике охоту к учению. Эмоциональное восприятие материала и со зн а тельное е го усвоение в ходе собственной мыслительной дея тельности есть непременное у с ловие превращения знаний в убеждения. Нельзя добиться эф фективности урока не учитывая индивидуальных особенностей и с п о собностей ученика. Зная правило правописания не и ни, уче ник может тем не менее д е лать ошибки на это правило, если не имеет соответствующего навыка. Отсут ствие навыков применения имеющихся знаний — основной тормоз самостоя тельной познавательной д е я тельности ученика и причина формализма знаний. Может ли ребенок учиться б ез отметок? Может. Но оценивать его работу надо и, если возможно, положительно — это поощряет, стимулирует . деятельность школьника, дает ув еренность в своих силах. Какая же результативность урока представляет достаточную основу для последу ощей у сп еш ной учебной деятельности? Это — усвоение, в основном, главного содержания темы на самом уроке . Иногда учащиеся кое-как слушают ра сска з, совсем не работают на уроке , оправдывая свою позицию спасительным доводом: «По учебнику выучим дома». Намерения эти обычно бывают самыми искренними, но, как часто, невыполнимы. Школьник не может предвидеть всего объема и сложности домашнего задания, и дома вдруг обнаруживает, что кое-что в учебнике непонятно. Самый простой выход в данном случае — механическое заучивание... Так начинается отставание, которое может постепенно нарастать. Иногда и учитель не сумел доступно объяснить основную тему урока или дал задание: «Самостоятельно выучите по учебнику». Так возникает психологическая установка, принижающая роль и возможности первичного усвоения материала. Можно ли в массовой школе, где нет отказа от домашних заданий, достигать усвоения основного и главного содержания темы на уроке? Опыт многих учителей позволяет сказать р е шительное «Да!». Для этого нужно стремиться использовать соответствующую методику и не рассматривать домашние задания как «лошадку», которая все вывезет. В свое время В. И. Ленин писал, что мало довольствоваться умением, которое выработал в нас прежний наш опыт, надо идти непременно дальше, добиваться большего, п е ре ходить от более легких задач к трудным. Эта ленинская мысль стала девизом учителей нашей школы в реализации задач, поставленных партией. Ценно то, что проблемой коммунистического воспитания в процессе обучения на уроках заняты не отдельные учителя - энтузиасты, а практически весь коллектив школы. Что ни учитель — то индивидуальность. И характер, и подготовка, и мастерство — все разное. Пришла в школу молодая учительница. Опыта у нее еще нет, а работа прямо спорится: в глазах свет, радость, ребята льнут к ней. На уроках всеобщая активность, ученики отвечают, слушают учительницу с удовольствием, идут в поход всем классом, все участвуют в коллективных играх. Чем берет этот учитель? Увлеченностью, умением заинтересовать, . н е посредственностью. Учительница химии Лидия Ильинична Воробьева непросто изучает тему, формулы, законы, она шаг за шагоЖ, проникая в творческую лабораторию уч еных, расска зывает, к.зк родилось открытие, какие были ошибки, сомнения, споры. Учительница с большим знанием дела рассказывает и дальнейшие перспективы развития науки. Не боится пофантазировать, помечтать. Ученики Лидии Ильиничны влюблены в химию. Бывшие ее ученицы Наталья Георгиевна Панова и Галина Николаевна Павлова стали учителями, преподают химию и биологию. Талантливые учителя бывают строгие и мягкие, подвижные и щ флегматичные, веселые и гру стные — не в этом дело. Главное — в умении привлечь и увлечь детей и самому жить их жизнью, радоваться труду и приносить радость другим. Есть учителя — Жестера своего дела. Такой у нас является учительница математики Таисия Алексеевна Вербицкая. Она владеет классом, умеет всех привлечь к работе, не жалеет времени на индивидуальные задания и их проверку! Это т р е б о вательный учитель. Умело учит аудированию Галина Аркадьевна Кочерешко. На уроках немецкого языка с 4 по 10 класс учащиеся слышат только иностранную речь. Разнооб разные упражнения помогают правильному овладению языком. Антонина Лукинична Зверева учит ребят работать, отдыхать, играть, выполнять поручения. Не просто рассказывает, а именно учит по этапам, вырабатывая умения и навыки. Терпеливо и настойчиво она обучает детей и чтению, и письму, и счету. В каждом учителе должно быть главное — подлинная забота о детях. Кропотливая работа по формированию знаний и интереса к предмету, к у р о ку. «Главное сегодня в том, чтобы повысить качество обучения, т РУД'ового и нравственного воспитания в школе, изжить ф ор мализм в оценке результатов труда учителей и учащихся, на деле укрепить связь с жизнью, улучшить подготовку школьников к общественно полезному труду», — подчеркнул XXVI съезд КП С С . В этих словах, о б ращенных к работникам проев* щения, содержится четкая программа деятельности.
№ 1 ( 5 2 0 1 ) ♦ 1 6 января 1 9 8 2 года i i i l l l l l l l l l l l l l l l l l i l l l l l i H i i i i Решения X X V I с ъ е з д а К П С С — в ж и з н ь ! V С новым успехам в сельском хозяйстве Одиннадцатая пятилетка станет периодом дальнейшего развития сель< кого х о з я й с т в а районе. Ст ли среднегодовая реализация миттока в десятой пятилетке ( о с тавила 121,2 тысячи центнеров то в 1-962 году планируется сдать 12 i 6 тысячи, а на конечный год пщйЛёТки намечается продать 129 тысяч центнеров Рост реализации молока составит более шести процентов. Иа 15 процентов -возрастет сдача мяса государству, то есть она достигнет 17 тысяч центнеров против 14,8 сре дн е го довых в минувшей пятилетке В десятой пятилетке по сравнению с девятой все колхозы ув еличили производство молока на 26 9, мяса— на 28 процентов Однако за последние два года (1980— 1981) произошло сокращение реализации молока по сравнению со среднегодовым показателем предыдущих лет на шесть тысяч центнеров в среднем за год. Причины этого известны. Сейчас принимаются меры по увеличению поголовья коров в колхоза-, имени М. Горького. «Восход». «Борьба за мир» и в ряде других. Ставится задача уже в текущем году довести общее их поголовье до 6600, а в 1983 году иметь семь тысяч коров. . Главной задачей в полеводс-ве остается дальнейший рост урожайности, повышение валовых (боров зерна и кормов за счет максимального использования всех земель В связи с этим перед руководителями специалистами и механизаторами колхозов поставлена большая и ответственная задача по введению и освоению новых севообор о то в,' всемерному подъему культуры земледелия Если среднегодовое производство зерна в десятой пятилетке было 236.6 тысячи центнеров, то в текущем планируется получать 320— 330 тысяч ежегодно В минувшей пятило <е нашим полеводам пришлось преодолеть серьёзные трудности, связанные с неблагоприятными погодными и другими специфическими условиями нашей зоны Вместе с тем к объективным причинам, отрицательно повлиявшим на рост производства зерна и кормов безусловно, добавились организационные и агротехнические недостатки. Пестрота в урожайности при равных агроклиматических условиях колхозов как в благоприятные, так и в неблагоприятные годы. Мы неоднократно, н.з всех уровнях совещаний, отмечали и отмечаем, что низкие урожаи зерновых и кормовых в колхозах.— это прямое следствие низкой культуры земледелия, серьезное упущение в технологии и организации производства Вот почему ставится первоочередная задача научиться самим руководителям, специалистам, а также научить механизаторов всем агротехническим и технологическим приемам Управление сельского хозяйства по указанию областного комитета КПСС ставит задачу провести в нынешнем году аттестацию всех главных агрономов колхозов при областном управлении сельского хозяйства В м арте— апреле намечено провести научно-практическую конференцию с руководи телями. специалистами и механизаторами по агротехнике земледе лия в нашем районе Поставленной! задачи должны бон о решены потому, что нам необходимо выработать коллективное решение и освоении своей системы земледелия Без знания передового опыта и практики достигнутых в районе, б ез знания научных исследований, проведенных и апробированных по освоению севооборотов, без приспособ ленной к местным условиям тех нологии производства и организации труда, о росте производства зерна и кормов не может быть и речи. Практика убеждает, что там. где специалисты с ерьезно занимаются освоением своего разработанного агрокомплекса, производственные результаты постоянно растут Вот наглядные тому примеры. В колхозе имени М. Горького заканчивают освоение единого общехозяйственного севооборота. Здесь разработана севооборотная технология выращивания зерновых и кормовых культур. В результате в десятой пятилетке по сравнению с девятой рост производства зерна соадавил 40.7 процента, силосных— 55. Такое же можно сказать и о колхозах «Борьба за мир» и име, ни К Маркса. И в то же время из-за неправильного использования земли нарушения агротехники и техноло гических процессов в производстве допустили сокращение производства зерна в десятой пятилетке по сравнению с предыдущей в колхозе имени XXII съезд а КПСС на 15 процентов — на 35 тысяч центнеров Большое снижение валового сбора зерна наблюдается и в колхозах «Заветы Ильича» и «Путь к коммунизму» Поэтому на руководителей и специалистов этих хозяйств накладывается боль шая ответственность за допущенные промахи Долг же специалистов управления разработать в сложившейся обстановке соответствующие мероприятия и помочь колхозам преодолеть отставание Первостепенной задачей земледельцев нашего района в одиннадцатой пятилетке Является освоение научно разработанных севооборотов В связи с этим во всех колхозах необходимо экономически правильно, по-хозяйски расчитать структуру посевных площадей обратив при этом особое внимание наиболее урожайным культурам Руководители специалисты колхозов и управления сельско го хозяйства считают, что посевы овса в структуре зерновых должны занимать не менее 40 процентов При соблюдении всей а гр о техники наилучшие урожаи дает ячмень. Так. в минувшем году даже при жестокой засухе, в колхозах имени М Горького и К Маркса его взяли на 8— 10 центнеров с гектара больше, чем пшеницы и озимой ржи Нам необходимо конкретным образом пересмотреть всю систему и технологию выращивания озимой ржи, этой главнейшей зерновой культуры нашей зоны В структуре посева зерновых в ДЕНЬГИ новых севооборотах она будет мелиорация земель. У нас с о зд а т занимать 25 проценюа площади на своя станция «Мелиоводстрой» Значит, мы ежегодно будем сеять С ее помощью мы освоили в с е на семи тысячах гектарах. При районе 9699 гектаров суходолов средней урожайности 15— 16 осушили 5392 гектара- болот. Это центнеров мы сможем получать нам позволило расширить посевы 100— 120 тысяч центнеров зерна, кормовых, увеличить заготовку что вполне обеспечит ежегодное сена, улучшить пастбища Но выполнение плана реализации, этого мало В 11 цдтилетке пла- тем более, что его нам на 11 нируется осушить 2454 гектара и пятилетку установили в пределах на 6000 гектарах богарных земель 70 тысяч центнеров в год. провести культуртехнические ра Практика передовых хозяйств боты. Осушение болот будет показывает. что урожай озимой проводиться в основном в колхо- ржи у нас можно получать по зах «VI I съезд Советов» и «Наше 16— 20 и более центнеров с тек- Родина». Для колхоза «Наша Ро тара. Так например, в 1981 го д у дина» необходимо срочно зака- колхоз «Память Ленина» получил зать проект. Культуртехнические с каждого из 560 гектаров посе- работы будут выполняться только вов этой культуры по 17,1 цент- за счет осветления и расширения нера зерна В отдельные годы полос, выравнивания конфигура ее урожай в целом по району Ции границ. Для этого тоже сле- составлял по 16 центнеров С е б е - дует заказать проекты стоимость озимой ржи всегда В районе создана «Сельхозхи ниже, чем яровых зерновых. мия». С помощью этой организации мы стали ежегодно удобрять Но стоит обратить внимание на 35— 40 процентов посевных пло- такой факт. У нас ежегодно щадей Но это нас сейчас не гибнет и подлежит пересеву от устраивает 10 до 40 процентов посевов оэи- Без по «Сельхозхимии» мых. По данным отчетов за ми- нам не о6ойтись и проведе нувшее десятилетие погибло и ______ J было списано для пересева около н__и_ и____ х_ и__м__п_ р__о_п_ о_л_ки г- на весьма за . . н г соренных полях. Ставится задача 14 тысяч гектаров то есть мы 1|ТЛ^ , _ * г * чтобы эта организация взяла на как бы два года не имели посе- ____ „ - себя и. проведение уже в теку- вов этой культуры Колхозам был 11Л 7 1 нанесен гоомадный убыток А щем ГОДу п° А коРм ки озимых и ^ Д у £ силосных вести протравливание произошло это потому, что грубо г 1 1 семян защищать посевы от вре нарушается агротехника возделы- * * - ^ Г, - дителеи и болезней Но пока вания озимой ржи без учета ^ * п 7 что наша «Сельхозхимия» рабо особенностейместных иклимати- - г тает плохо Очень медленно ческих условии готовятся пары м - г * строитсяпроизводственная база нарушаются сроки сева. По дан- ^ к « ным обследования из 7486 гекта- почти не Р астет СОСТдв меудниза ров ржи в зиму 1982 года ТОР ОВ- не У д а е т с я состав спе' девятьсот гектаров ушло слабь.ми чиалистов. Здесь еще много и 2 6 0 0 - с р е д н и м и всходами. слУчаиных люДеи - Следовательно, те 900 гектаров Несмотря на то, что за годы придется весной пересевать , а десятой пятилетки по сравнению вторые подкармливать Но и тот- с девятой в районе увеличилось да урожай тут будет невысок И производство сена, силоса, других опять в числе отстающих колхоз видов кормов, их заготавливается имени XXI I съезда КП СС где еще недостаточно: не более 16 лишь 200 гектаров удовлетвори- центнеров кормовых единиц на тельных посевов ржи. Плохая условную голову Отдельные же рожь в колхозах «Заветы Ильича», хозяйства как, например колхозы «Новая жизнь» «Путь к комму- «Заветы Ильича», «Борьба за низму» Опять те же колхозы! мир», «Восход», имея хорошие Немаловажный фактор в подье сенокосные угодья и пашню в ме урожаев— посев сортовыми отдельные годы остаются без семенами высокоурожайных кули- кормов тур. К сожалению, нам приходит- , , - _ На текущую пятилетку разрабо ся констатировать, что в подав- ’ ’ / н гс- _ _ ____ таны новые мероприятия по соз- ляющем большинстве колхозов, " ' _ - данию кормовой базы. За счет района еще высеваются да твно- ом своения болот в колхозах имени списанные сорта зерновых. Так “ . . ' М. Горького «Заветы Ильича», например овес «золотой дождо» , н _ • _ ' в посевах до 1981 года занимал <<Новая иП<эь,>- “ПУТЬ к коммУниз- 80 процентов всей посевной Г У” Увеличены "окэсные Угодья, площади этой культуры, озимая Есть возможность увеличить . сенокосы и в других хозяйствах, рожь «вятка» высевается повсе- _ т э т ___ , * Кормовые займут почти 12 тысяч местно с 1932 года А этот сорт ^ ' не переносит засуху. полегает гектаР ов Сейчас на сменит им пришли дру- р.|а заготоВке кормов улучшает- гие, более урожайные сорта зер- ся 0 р Ганизация труда приходит новых. Сорт овса «нарымский» новая техника более произооди- дает урожай на 3 4 ^центнера твльнще силосные комбайны, больше, чем «золотой дождь» меняется технология. Однако Весной 1982 года этим сортом над 0 еще многое сделать, что- будет занято более 65 процентов наши колхозы имели кормов посевной площади овса, а в 1983 бйльше, в достатке, отличного году мы должны полностью |;аце,.тап. Тогда мы сможем до- перейти на посев ^ этим биться более высоких показа- сортом. Из сортов озимой ржи телей а животноводстве, к чему для нас наиболее преемлем сорт и будем стремиться в одинмад- «чулпан». Завезли его в район ц{|ТОд пятилетке. 200 центнеров, рассчитываем, что к концу пятилетки он займет А. ЧУРКИН, основное место в посевах озимых начальник районного управ- О громное значение имеет пения сельского хозяйства. ( м а ш в г 7 ГА ш ш и з и н П я т ь лет без капитального ремонта отработал тр ак тор , у п равляемый В . Ключниковым из объединения «Первомайское» Приозерского района. Более щести т ы с я ч часов безотказно прослужила ему « Б е л а р у с ь » , pejjum вождения которой подсказали специалисты Центрального научно - исследовательД И А Г Н О З Т Р А К Т О Р А М с кого и конструкторского и нсти т у т а топливной аппаратуры а в то тр а кторны х и стационарных двигателей ( Ц Н И Т А ) . Добиться не только надежности, но и высокой экономичности работы т е х н и к и — т ак ую цель поставили ученые. Поля хозя йс тв а они сделали своеобразным полигоном, где создан опорный п у н к т техническо го обс л уж и в а н ия топ л и вны х систем тракторов и комбайнов. Т щ а те л ьны й контроль за работой наиболее у я з ви м ы х систем позволил заблаговременно с т а ви ть точный диагноз дизелю. Передвижная лаборатория, смонтированная на автомобиле «М осквич» , регулярно выезжает к месту базирования машины . Ученые помогают в ы я в и т ь возможную неисправность, оперативно проводить регулировку аппаратуры с помощью стендов, смонтированных на совхозной сервисной ст а нци и . В р е з у л ь т а те сбереженного в период с т р а ды горючего достаточно для работы т е х н и к и .в течение недели. Обобщенные материалы вошли в типовые . и н с тр у к ц и и для хоз я й с тв Российской Федерации. Со трудники и н с ти т у т а намет и л и комплексную программу «Б ер еж л и во ст ь» но оказанию научно - технической помощи с е л у . Л. ФРОЛОВ, корр. ТА С С г . Приозерск, Ленинградская область 1 Минувший год —- з а с у ш л и вый и малоурожайный колхоз имени X X I I съезда КП СС Оренбургского района закончил все же е прибылью. Правда, - сумма э т а в несколько раз меньше той , что получают в обычные годы. Тем не менее, ф а к т примечат е л ь н ы й . Оттого, что х о з я й с т во здесь ведется рачительно и экономно, богатеет • колхоз из года в год. На его счету в Госбанке более трех миллионов рублей. Хозяйство не пользуется ссудой, живет на собственные средства, заработанные трудом всего коллект и в а . Прежде чем потр а ти ть средства, правление колхоза тщательно взвешивает все « з а » и «про ти в» . Не секрет , что иные х озяйс твенники готовы приобрести (ч асто за сч ет с с у д ы ) даже ненужную т е х н и к у : «может, гДе и приг о д и т с я » . А в этом колхозе и д у т по другому п у т и : на примере л у ч ш и х механизаторов у ч а т всех беречь т е х н и к у , исполь зую т ее в две гм ены , добиваются высокой производительности. ■ Т р а к т о ры, комбайны, автомобили с л у ж а т гораздо дольше, чем предусмотрено технической х ар а ктерис ти ко й . В селе Городище есть даже грузовик с 2 5 -л е тн им с т аж ем ; только недавно он поставлен на хра нение в качестве музейного эк с п о н а та . Экономично ведет ся н ж и вотноводство. На территории ко лхо за расположена межхозя йс твен н ая механизированная площадка по откорму скота. Один оператор у п р а в л я е т с я со стадом в 2 0 0 голов скот а . Каж ды й центнер мяса дает 7 0 рублей чистой прибыли. Е с т ь в хозяйс тве и .старые животноводческие помещения. Ломать и х не спеш а т , а р еко н стр уир ую т и .м еханизируют. Ко лхо зн и ки хорошо знают: корове н е обязателен дорогостоящий « д в о рец» из бетона, главное-**- - п и т а те л ьн ы й корм и теплое, су хое помещение. Хорошие условия для ж и в о т н ы х , мех ан и з а ц и я трудоемких- процессов в е д у т к высо кой прод у к т и в н о с т и , росту производи тельности тр у д а . 'П ри этом сн и ж а е тс я себестоимость. Ж и вотноводство стало рентабельной отраслью. Большую прибыль приносит полеводство: за счет высокой агр о техн и ки колхоз собирает урожаи в ы ше; чем соседи. Д р уж а т в этом колхозе с экономикой. Пред седателя К . Т у л и н ц е в а н ель зя у п р е к н у т ь в с к у п о с т и . Бер еж ли во, расчетливо, с выгодой ведя основные о тр а сл и , правление ко лхоза в то же время щедро выд е ляе т деньги на благоустройство се л а , вы дает с с у д ы молодым семьям на строи тельство личных домов. В . Ш И Р Я Е В , корр. ТАСС
RkJQdWJsaXNoZXIy