ОРГАН СЕВЕРНОГО РА Й КОМ А КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НА РО ДНЫ Х Д Е П У Т А Т О В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Выходит по вто рникам, четвергам и субботам. Пролетарии всех стран , со единяй тесь! О Б Р А Щ Е Н И Е участников слета передовиков полеводства к о в с е м м е х а н и з а т о р а м и з е м л е д е л ь ц а м р а й о н а Дорогие товарищи! Исторический X X V I съезд Коммунистической пар тии Совет ского Союза определил грандиозные задачи по производству сельскохозяйственной продукции в одиннадцатой и двенадцатой п я т и л е т к а х . В ы с т у п а я на съезде, Генеральный секретарь Ц К КПСС Л . И. Брежнев говорил: «Первая задача — поднять производство т е х видов с е л ь ско хозя йств ен ной продукции, -нехватк а ко торы х вы зы в а е т особенно ощутимые перебои в снабжении. Я имею в ви ду прежде всего мясо и другие п род укты ж и во тно во дств а» . К а к минимум, определены контрольные цифры: довести производство мяса к 1 9 8 5 году до 1 8 , 2 миллиона тонн в год. 0 Но чтобы решить э т у задачу , нам , хлеборобам, предстои т значительно у в е л и ч и т ь сбор зерна на фуражные цели, доведя его до 2 3 8 — 2 4 3 миллионов тонн в среднем за год. Наряду с э ти м , конечно, надо постоянно уве ли ч ив ат ь производство гр у бы х и сочны х кормов. Па призыв родной Коммунистической пар тии и Советского п р ави тельства тр уж е н и к и ко л хо зны х и со вхозны х полей о т к л и к н у л и с ь широко развернувшимся со циалистическим соревнованием, которое идет под девизом: « Р аб о т а ть эффективно и к а ч е с т в е н н о ! » . В постановлении Ц К К П С С , Совета Министров С С С Р , ВЦ СП С и Ц К ВЛКСМ «О Всесоюзном социалистическом соревновании за успешное выполнение и перевыполнение заданий * одиннадцатой п я т и л е т к и ) сказано , что на основе хозяйс ко го отношения к общественному добру, умелого, эффективного использования всех имеющихся ресурсов добиваться вы со ки х р езуль тато в при наименьших з а т р а т а х . А если говорить о с е л ь с ко х о з я й с т венном производстве, то задача сводится к дальнейшему росту производства и улучшению к а ч е с тв а продукции земледелия и живо тноводства, к ^успешному решению продовольственной программы, к увеличению в ы п у с к а продукции с каждого г е к т а р а п аш н и . Решая эти задачи, земледельцы Северного района в первом году одиннадцатой п я т и л е т к и в ы р ас ти л и в среднем по 1 3 , 3 центнера зерна с г е к т а р а . При условии за сушливого л е т а нынешнего года эта урож айность может с ч и т а т ь с я неплохой . Р я д колхозов района, в ч а с тн о с ти , колхо зы « П а м я т ь Л е н и н а » , « З а в е т ы И л ь и ч а » , имени М. Горького, « П у т ь к комм у н и зм у » , имени К . Маркса собрали с каждого г е к тара пашни по 1 6 центнеров зерна. Это говорит о том, что и в т а к и х с л ож н ы х погодных у с л о в и я х мы можем вы ращивать хорошие урожаи зерновых к у л ь т у р . Заботясь о сы тной зимовке ско т а н аш и х колхозов, мы приложили немало уси л и й для того , чтобы в ы р ас ти т ь н е плохой урожай с и л осны х к у л ь т у р . И мы рады том у , что наш тр у д у ве нч а л ся у с п е х ом . Б о г а т ы й ур ож ай , обеспечивший достаточный запас сочны х кормов, дали к у к у р у з н ы е и подсолнечные п л ан т а ции в ко л хо за х имени М. Горького, имени К . Маркса и ряде д р у г и х . Уборка нынешнего года п о к а з ал а , что для ее успешного проведения важно не только иметь т е х н и ч е с к и исправные се л ь ско хозя йств ен ные машины , не только квалифицированные кадры механизаторов, но и современную организацию тр у д а . Применяя прогрессивные методы организации раоо- т ы на уборке хлебов и заготовке г р у б ы х и сочных кормов, мы , тр ак то р и с ты и комоаинеры, смогли за п асти достаточное количество сена, сен аж а , силоса для предстоящей^ зимовки колхозного с к о т а , смогли быстро ск оси т ь и с м о л о т и т ь озимые и яровые зерновые, см етать солому, которая при надлежащем приготовлении к скармливанию такж е дасг хорошую прибавку к р ац и о н у , животным. Теперь , ко гда на полях колхозов закончилась уборочная страда, перед нами, ме ханизаторами , стои т задача обеспечить хороший урожай второго года одиннадцатой п я т и л е т к и . Для этого мы должны поднять более 1 8 т ы с я ч г е к таров зяби , обеспечив тем самым весенний сев будущего года добротно обработанной землей. Мы справимся с этой задачей. Почетна профессия механизатора . Он сейчас ст а но ви т ся главной фигурой на селе. Всем у району известны имена передовиков полеводства В . И. Мельникова из колхоза имени X X I I съезда К П С С , И. И. Ко вя зи на и А . Е . Гер- лица из ко лхоза « П а м я т ь Л ен и н а» , И. К . Тр у к ш и н а из колхоза « П у т ь к к о м м у н и з м у » , И. А . Архипова, комбайнера колхо за имени М. Горького. Этот список можно продо лжи ть , т а к к а к в районе немало т а к и х трак тористов и комбайнеров. * Во время за готовки кормов и уборки урожая в звеньях и уборочно-транспортных отрядах рядом с ветеранами к о л хозного производства работала молодежь, только чго начавшая свой п у т ь земледельца. Получив хорошие теоре- ■тические зн ания в Северном среднем С Н Г У - 2 1 , молодые механизаторы приобрели опыт практической работы на т р а к то р ах и комбайнах . Нам, более опытным , проведшим за рычагами тракторов и штурвалом комбайнов не один сезон, н адлежи т с т а т ь н ас та вн и ками молодежи, помочь ей скорее приобрести н а в ы к и работы на новейшей сельскохоз я й с тв ен н о й 1 т е х н и к е . В ы со ки й урожай се л ь с к о х о з я й с т в е н н ы х к у л ь т у р во многом зави си т от н ас , механизаторов. Опыт передовиков п о ка зы в а е т , что там , где к земле отно сятся п о - хоз яй ски , где соблюдают требования к возделыванию к у л ь т у р , сроки выполнения с е л ь с ко х о з я й с тв е н н ы х работ и агроприемы, там урожай значительно выше-, а себестоимость продукции ниж е . Следовательно, от нас тр еб у е т ся не только в ы р а с т и т ь бо гатый урожай , но и позаботиться о том, чтобы з а т рат на ед иницу продукции было к а к можно меньше. Заводы страны обеспечили нас первоклассной т е х н и к о й . На поля х н аш и х колхозов работают т ак и е мощные машин ы , к а к комбайны « Н и в а » , тракторы «Ки р о в ец » . Этой т е х никой мы можем все основные се л ьскохозяйственные работы производить в срок и с хорошим качеством. Наша же задача — бережно о тноситься к доверенной т е х н и к е , своевременно и ка чественно ее ремонтиров ать ,т ак к а к от этого з а в и с и т успешное проведение всего ци кл а полевых работч Но от нас з а ви си т не все. Мы обращаемся к сп еци али стам се льскохозяйственного производства, к инж енерно-технической и агрономической с лужб е : сделайте все от вас зависящ ее, чтобы мы смогли вовремя и с хорошим к а ч е с т вом подготовить т е х н и к у к предстоящим работам, к 1 марта 1 9 8 2 года, чтобы мы вели сев высокосортными семенащь чтобы посевы с е л ь с ко х о з я й с тв ен н ы х к у л ь т у р были чистыми от сорняков, чтобы каж ды й колос_ был полновесным. Наша родная Комм ун исти че ская пар тия и Советское прави тельство проявляю т огромную заботу о т р у ж е н и к а х сельского х о з я й с т в а . В ответ на э т у заботу мы, земледельцы Северного района, должны ответить самоотверженным т р э дом и выполни ть задания одиннадцатой п я т и л е т к и .по продаже зерна г о с у д а р с тв у . Газета основана 20 июли 1935 года № 119 (5247) С У Б Б О Т А 3 О К Т Я Б Р Я 1 9 8 1 г о д а Цена 2 коп. Большой с о в е т хлеборобов Обращение принято на районном с о Е е д а н и и работников по л е в од с тва . 2 9 сентября в районном Доме к у л ь т у р ы с о стоялс я с л е т передовиков полеводства . С де к а д о й вы с т у п и л н ач а л ьн и к у п равления сельского хо з я й с тв а М. Ч у р к и н . Проанализировав итоги прошедшей за готов ки кормов и уборки у рож ая , он заострил внимание со бравшихся механизаторов, председателей колхозов, г л а в н ы х сп еци ал и стов , руководителей среднего звена на з адач ах , с т о я щ и х перед т р у ж е никами полей в 1 9 8 2 го д у . С л е т приветствов али у ч ащ и е ся' С С П Т У - 2 1 . Они от имени молодых хлеборобов преподнесли \л’ еб-соль. Он был передан одному из л у ч ш и х комбайнеров района, мастеру уборки у р о ж а я - 8 1 , Андрею Ег оровичу Г ер л и ц у . Под з в у к и барабана и горна а зал вошли пионеры. Их встретили сто я . Звонко зв учали слова п р и в е т с т в и я . Юные л енинцы чают « ю в о бы ть похожими в т р у де ' и учебе на своих отцов, с л а в н ы х тр уж е н и к о в ко л хо зн ы х полей. С л е т принял рапорт м е хани заторов колхоза имени М. Горького, который о гласил председатель передового х о з я й с тв а , награжденного на слете переходящим Красным знаменем райкома КП С С , " райисполкома и пАйкоца профсоюза работников сельского х о з я й с тв а . - На слете в ы с т у п и л и заведую- чшй- Веселовским производствен- " ы м участком колхоза « П у т ь к . коммунизму» А. Е . А к а т ь е в , г л а в н ы й инженер колхоза име- чи X X I I съезда КП С С А. Т . \д ен н и к о в , звеньевой колхоза «В о с хо д» Н . "А. Петров, г л а в ный агроном колхоза имени Матисса Т . Т . Г н у т о в , заве- т тю щ и й Вер х -Ер ас н о яр с к им производственным у ч ас тк ом ко л хо за « П а м я т ь Ленина» Н. А. Л и т в я - к « в , у ч ащ и й с я Северного сель- 'ч'.ого проф те хучилища А . ПТап- к и н . , Слет принял обращение кц всем механизаторам района. Большой группе у ч а с т н и к о в сл ета были вруч ены Поче тные грамоты и ценные подарки. Вы со к и е надои П ередовые доярки совхоза «Базовский» Чулымского района В. 'Лютикова, А . Боровских, Е. Гончарова , Е. Майорова, Г. Ша Бунина, М. Манишина с начала года надоили от каждой к о р о вы своих групп по 22— 25 центнеров молока, внеся весомый вклад в выполнение хозяйством девятим есячно го плана по продаже молока го сударству . С е й ч а с среднес уточные надои в их группах составляют по 9 и б ол ее килограммов молока от коровы.
2 1111111111111f11i 111111111111111111111111111J1111111111! 1111111111111111141И НАРОДНЫЙ УЧИТЕЛЬ- « ЗА ДЕЛО Л Ё Н И Н А » i M i i i i i i m i i i i i i i M i i i i m i i i H i i i i n № 1 1 9 ( 5 2 4 7 ) + 3 онтября 1991 года ГОРДОСТЬ СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА,.. ВЫСОКОЕ За последние годы советская общеобразовательная шко ла добилась серьезных у с п е хов в обучении и во спитании подрастающего поколения. За вершение перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи, возрастание восп ита тельной ф у нкци и ш ко лы , повышение эф фективности учебного процесса, у л у ч ш е ние трудового обучения , восп и т а н и я и профориентации школьников — т ак о в ы зримые черты нашего продвижения вперед. В ш ко л ах района выполн я е т с я восьмилетний всеобуч. Все в ы п у с к н и к и восьмых кл а с с о в продолжают п о л у ч а ть среднее образование. У л у ч ш а ются бытовые у с л о в и я в шко л а х , и нт е р н а т а х и г р у п п а х продленного д н я , более серьезное внимание стало уд ел я т ь с я горячему п и т а н ию , у к р е п л я е т с я материально -технич е ск ая база. Большин с тво шко л перешло ' на кабинетную с и с т е м у , что позволяет дава т ь уч ащ им ся более г л у бокие и прочные зн а н и я . Ур о к — вс егда творчест во. Он требует тща тельной подготовки , эмоционального подъема, мобилизации всех сил у ч и т е л я . Именно это и можно о тн ести ко многим у ч и те л ям н а ч а л ь н ы х классо в района: Г . В . Мокроусовой, И. Т . И л ь и н ы х , У . П . Гр и диной, А . А . У с т ь я н ч и к , М. Н . Петровой, А . И. Семеновой, К ) . М. А н тип и ной , И . А . Ле- гачевой, О. М. Молоковой, К . И . Дребенцовой, И. А . Зайцевой. Особенность любого урока э т и х уч и те л ей — бо гатство содержания , н а с ы щ ен но ст ь, разнообразие методи ч е с ки х приемов, умение з н а т ь каждого у ч е н и к а . Комсомолка Г а л и н а В а с и л ь евна Мокроусова работает у ч и те л ь н и ц е й н а ч а л ь н ы х к лас сов Веселовской малокомпл е к тно й ш к о л ы . С т а ж ее н ев е л и к , но за э т и годы Г а лина В а с и л ь е в н а д о к а з а л а , что бы ть педагогом — ее призвание . С в я з ь обучения с жизнью ,, исп ользование разнообразных методов и приемов, направл е н н ы х н а р азви тие поз на в а т е л ь н ы х и т в о р ч е с к и х способностей детей — вот что хар а к тер н о для уч и те л ей р у с с к о г о я з ы к а 3 . ' Н . Г о л у бевой, Р . М.- Ва си ль е в о й , А . Т . М а х н ы т к и н о й , Т . И , Г р и ш и н о й , . М. М. Мишкиной. Особого внимания з а с л у ж и вает работа у ч и т е л я Би а зи н - ской средней ш ко л ы Л . А , Николаевой, чей т р у д отмеУ В А Ж А Ю Т ! Н и н а Ефимовна Никифорова! у ж е 2 3 года работает в Ново- Н и к о л ь с к е . За это время у нее j было 1 2 6 у ч ен ик ов . У Нины Еф им овны своих трое де те й. И она у с п е в а е т за н им а т ь ся и х восп и т а н и е м , у п р а в л я т ь с я с домашн им хозяйством и н а работе поддерживать образцовый по- рядЛс . В шко ле У нее вс егда ч и с т о , у ю т н о , теп л о . В э т о м ; году в ш коле за н им ае т ся только ПРИЗВАНИЕ чен высокой правительственной наградой — медалью «За трудовую доблесть». Ее опыт изучения орфографии за сл уж и в а е т большого внимания со стороны словесников. Словесники Северной средней школы Т . М. Коновалова , Г . Д. Багрова , А . Е . Новикова , Г . Ф. Кемелева, Г . А. Виноградова проводят уроки в хорошем темпе, логично, эмоционально и четко объясняю т новый материал. У с пешно используются на уроке приемы самостоятельной работы у ч ащ и х с я . У ч и т е л я 3. П . Сазонова, К . В . . Якимова, О. С. Данченко, Л . Б . Карюкина , М. И. Бурцева , В . С. Я ковле ва , Л . И. Воробьева, В . Л. Ковалев, Т . А . Вербицкая , Т . Н. Крюш кина , А. С . Лаврова, М. Д. Кузнецова, К . А . А к - сеньева, Ф. П . Миронова, Е . Д. Колмакова и другие по-настоящему влюблены в свое дело. Работоспособность, творческий поиск наиболее эф ф е к ти в ны х приемов и методов обучения — таковы х а рактерные черты э т и х педагогов. Жажда де ятельности , пож а л у й , главное в характере ветеранов педагогического тр уда — Н . М. и А . М. Юдины х , Т . В . Ш и ш к и н а , Е . Д. Колмаковой, М. С. Любимовой, У . И. Степиной, 3. П . Гр уен ко , Н . М. Паниной, Е . С . Копытовой, М. Е . Ковалевой, У . К . Маркович, Дети в н и х ви дя т чутко го и ■ доброго д р у г а , старшего умного советчика, требовательного во сп и т а те л я . Человек без дела стареет телом и душой, а поэтому н аш и у ч и т е л я работают и буд у т работать , сколько будет с и л . К а к по-доброму не позавидовать и х душевной молодости, преданности своему д е л у . Современный у ч и те л ь — это умелый во спита тель, пол и ти ч е с ки й боец, зна ток своего предмета, владеющий и с к усс тв ом доходчиво препода ть нау чные и с т и н ы , собственной жизнью и трудом утверждающий среди молоде- ; ж и моральные принципы ком мунизма. Задачи , возложенные на советск ую ш к о л у , высокоотв е т с т в е н н ы . Ведь от того, к а к мы воспитаем молодое , поколение, за ви си т будущее Г с тр ан ы . Они нас только вели- : к и , что мы не имеем права плохо работать, ведь у ч и т е л ь по праву назван первым Цомощником п ар ти и . И Н А С Е Л Е один н адц а ть детей, но основная с л о ж н о с т ь малокомплектной школ ы , в т о м , что один у ч и те л ь рабо т ае т с детьми , у ко торых разный возраст, а зн ачи т и и н т е ресы у н и х различные. Но Н и на Ефимовна каждому уд е л и т внимание, поговорит, найдет то ■единственное, нужное слово, которое поможет ребенку понять главное , важность и необходимость у ч е н и я . А к а к у нее П ЕД А ГО ГА Родина высоко ценит гамо- отверженный его тр у д . Гой- чае у наг в районе два з а с луж енны х уч и те л я Р С Ф С Р — Е . П. П у гин и А. П . Гламаз- дин, который недавно награжден орденом Октябрьской революции. В районе тр у д и т с я двадца ть восемь отличников н а родного образования, многие у ч и теля награждены значком «У д ар н и к социалистического соревнования» , Почетными грамотами Министерства просвещения Р СФ С Р и С С С Р , грамотами облоно, райкома КПСС и райисполкома, районе и райкома ВЛКСМ . Е с т ь у нас и еще орденоносцы — 0 . Е . Скороходова и А . А . У с т ь я н ч и к . 2 5 лет посвятила себя дел у воспитания педагог Новб- Троицкой средней школы Р . А . Я к о в л е в а . Она у ч и т е л ь , она н а с та в н и к молодежи, она замечательный пропагандист . Сколько у в аж ен и я к этому э н т у з и а с т у в партийной организации и на селе за ее душевную щедрость, н е у то мимость в общественной работе. Большую общественную работу ведут Н . М. Юдин и А . М. Юдин, К . В . Пудов, Л . Н . Ля хнович, А . С . Лаврова, В . Г . Борисов, А . И. Очиров и др у ги е . У ш л и на пенсию М. М. Смык, Т . М. Б а б ки н а , Н . Н . Егоров, но они по-прежнему а ктивные лекторы. Большие и ответ ственные задачи следует решить в новом учебном году и в целом в одиннадцатой п я т и л е т к е . Должна быть продолжена и завершена работа по совершенствованию кабинетной си стемы преподавания. Главное — это н ау ч и т ь школьника у ч и т ь с я , н ау чи т ь самостоятельно п ос ти гат ь огромный мир знаний. Это довольно сл ожная и трудная работа, ее нельзя вы полнить одним росчерком пера. Но обучение и воспитание в средней школе всегда было и будет нелегким делом. Можно быть уверенным, что у ч и тельство района выполнит те задачи, которые определены X X V I съездом партии, а именно: дальнейшее совершенствование обучения, восп и т а н и я у ч а щ и х с я и подготов ки и х к т р у д у . С праздником . вас, дорогие у ч и т е л я ! Н ов ы х вам творческ их у с пехов! Л . Ю Р Е В И Ч , заведующая районо. проходят уроки т р у д а ! Ка ки е краси вые поделки делают ребята из картона и бересты, из пластелина и колосьев. Ими просто за любуешься . Много сделано вышивок . Все это представлено в у гол ке т р у д а , который очень красиво оформлен в шко ле. Н и н у Ефимовну у в а ж а й т на селе, прислушиваю тся к ее сов е т у , сч и т аю т ся с ее- мнением. Е. П Е Т У Х О В А , с. Верх-Красноярка. Будем помнить всегда У ж е давно; в нашей стране День уч и те л я ст а л всенародным праздником. Он, этот день, в одинаковой степени дорог и взрослым и детям,- Нотому что у каждого человека есть свои дорогие сердцу воспоминания о прекрасной ученической поре, своя школа, свой кл а с с , своя первая учи те л ь н и ц а . Е й , первой^ уч и те л ь н ице , и посвящают строки своего сочинения у ч а щиеся 7 « ай кл а с с а Северной средней школы . “ * * * С первых дней в школе нас ст ала у ч и т ь Вера М ихай ловна Арыко ва . Вместе с ней мы учили б у к в ы , у ч и лись с ч и т а т ь , п и с а т ь . Поначалу мы не совсем осознавали , что такое учеба, а Вера Михайловна объя сн яла : « У ч е ба — это кл ад з н а н и й » . В е ра Михайловна вложила в нас очень много т р у д а . . . Коля Болтышев. Вера Михайловна добрая, м я г к а я , но в то же время требовательная и справедливая у ч и те л ь н и ц а . К а к сейчас помню, ее уроки всегда были такие интересные, з а х в а т ы в а ющие. К а ж е т с я , с л у ш а л бы и с л у ш а л . Особенно мне нравились уроки природоведения. Вера Михайловна т а к и н те ресно р ас ска зы в ала о том, почему идет дождь, сн е г , почему проходит день и н а с т у п а е т ночь, что урок прол е тал незаметно, и было очень ж а л ь , когда звенел звонок и нужно было идти на перем е н у . . . В итя Мамаков. У меня в пам яти остался то т день, когда нас приняли в ок тяб ря та . Мы вернулись из школьного актового зала на урок , Вера Михайловна спросила: «Почему, ребята, наш к л а с с с т а л таким св е т л ы м ? » И сама о тветила : «От о к т яб р я т с к и х звездочек». Она была с нами всегда и всюду . Мне навсегда запомн и л с я спокойный и ласковый голос моей первой у ч и тельни цы . Дима Багров. Мы ходили с нею в походы , и она уч ил а нас разным играм, р ассказывала и н те ресные истории . Однажды в походе нас за с т а л дождь. Мы все вымокли. Тогда мы разожгли костер , обсушились . За это время погода прояснилась , и мы снова ст а ли и гр а т ь . Валера Абрамов. Да, Вера Михайловна н а учила нас многому, а г л а в ное — ввела нас в т у колею ж и з н и , по которой нам с у ж дено идти де сять л е т . . Много пришлось ей пережить, прежде чем 'мы с т а л и четверокл а ссн и ками . Ирина Тимофеева. От Веры Михайловны н а чинаются мои первые разд у м ь я : что такое долг перед Родиной, к а к дарить людям душевное тепло, ценить ч р- стную дружбу. Она знает ответы на все мои вопросы. Сергей Харитонов. Вера Михайловна Арыкова — человек с добрым и о т з ы в чивым сердцем. Наш к л а с с прошел вместе с ней три года. Это человек, отдающий свою жизнь для нас , уч ен и ков. Каждый год в ее классе с т о я т букеты цветов. При встрече Вера Михайловна р а с спрашивает меня о ш ко л ьн ы х и домашних д е ла х . Я ей все охотно р ассказываю . Андрей Лушов. * * * К а к а я награда для у ч и т е л я может быть выше в сравнении с этой откровенной ребячьей призна тель нос тью. У э т и х мальчиков и девочек еще впереди и радости, и огорчения. Б у д е т все, но никогда не повторится для них то, о чем они н аписали здесь. Это останется в п ам я т и , которая своим теплом и светом будет согревать и х всю жизнь . Азербайджанская С С Р . Первый свой урок Заид Шоюбов провел четыре де ся ти ле ти я назад , но уч и те л ь с тво в а ть пришлось совсем недолго, всего около года — началась война и молодой преподаватель ушел на фронт. Во йн у закончил в Бер лине. Сейчас Заид Шоюбов — н а родный у ч и т е л ь С С С Р , возг л а в л я е т среднюю ш к о л у села Халдан Е в л а х с к о го района. 6 5 учителей в Ха лданской школе и 5 0 из н и х — бывшие ее восп и тан н ики . В о сп и т а т ь подростков пат риотами, хозяевами своей родной земли, привить любовь к т р у д у , стремление сд е л ат ь мир прекрасным — вот цель, которой добиваются Заид Шоюбов с ученицами Ай гюль Гусейновой и Шалале Абдуллаевой. Фото 0 . Литвина (Фотохроника Т А С С ) .
Ns 1 1 9 ( 5 2 4 7 ) ф 3 октября 1 9S 1 года i m i i i i i i m i i m i u i i i i i m i m m i i m « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А » ....................................................................................... .. у себя Г Р А Н У Л Ы ИЗ СОЛОМЫ Нынешним летом механизаторы колхозов района заготовили немало сена, заложили в дост а т к е силоса, запасли для скота сенаж. Теперь же они заканчиваю т скирдование овсяной и пшеничной соломы — дополнительного грубого корма для общественного стада на предстоящую зимовку. Пи т а те л ь н ая ценность соломы н евелика . Но ее можно уве ли ч и т ь , сделать из соломы корм, который будет хорошо поедается животными. Предлагаем вам, товарищи животноводы, специалисты сельского х о з я й с тв а , применить опыт, сложившийся в Т а т а р ском районе нашей области, тем более, что для нас он вполне приемлем. В связи с серьезными тр у д ностями , сложившимися в районе с обеспечением животноводства нормами, руководители и специалисты хозяйс тв и зы с ки в а ют дополнительные возможности для накопления кормов и рационального их использования. Например, в совхозе «Северо- Т а т а р с к и й » готовили гр ан улы из подсолнечника и к у к у р у з ы . В настоящее время на складах совхоза находи тся более 5 2 0 тонн высо ко качеств енных гранул из подсолнечника и к у к у р у з ы . Тр уж ен ики племзавода «Первомайский» имеют самую высокую нормообеспсченность в районе. Тем не менее они продолжают и зы с ки в а т ь дополнительные резервы. Здесь стали готови ть гр ан улы из соломы. Бригада рабочих во главе с механизатором- Николаем Архиповичем Поваром установи ла дозатор для добавления в соломен^ ную массу зерноотходов ( 3 0 процентов к массе соломы). Солома измельчается на К С К - 1 0 0 . На дв ух а гр е г а т ах ( А В М - 1 ,5 и А В М - 0 , 6 5 ) первомайцы получают в с у т к и до 10 тонн гран у л . Подкармливание ими молодняка дает пренрасные ре-' з у л ь т а т ы . По подсчетам специалистов управления сельского х о зя й с тв а , в районе есть реальная возможность увеличить кормообес- печенность примерно на 2 0 процентов и довести ее до 1 3 , 5 центнера кормовых единиц на условную голову. Э ту возможность надо использовать, что позволит сохранить поголовье скота в предстоящую зимовку и получ ить плановую продукцию. » Г . КОНОНЕНКО, редактор та т а р ско й районной газеты «Л ен и н с ка я т р и б у н а » . ( « С о в е т с к а я Сибирь» .V» 2 2 1 от 2 0 сентября 1981 год а) . И з у ч а е т с я с е м е й н ы й б ю д ж е т X X V I съездом КПСС на одиннадца тую п я т и л е т к у намрчена широкая программа повышения материального благосостояния и к у ль т урно го уровня жизни народа. Эта программа охва тывает все стороны жизни со ветских йдсй: потребление и жилье , к у л ь т у р у и отдых , условия т р у да и бы та . Чтобы иметь достаточно верное представление об уровне материальной обеспеченности той или иной г р у п пы населения и планировать его дальнейшее повышение, нужно получа ть информацию об уровне жизни семей. Сбором такой информации занимаются органы гос ударственной с т а т и с т и к и . Р а з ум е е т ся , организовать с т а ти с ти ч е с к ую отчетность со всего населения страны пр актич ески невозможно. Поэтому и споль зуется такой метод с т а т и с т и ч е с к о г о наблюдения, каю выборочное обследование. С 19-32 года в Новосибирской области заложена постоянная выборочная с е т ь , при помощи которой ежемесячно и зучаю тс я доходы и расходы более т ы с я ч и семей колхо знико в, рабочих и сл.у ж ащ и х почти вс ех отраслей народ ного х озя йс тв а и даже-некоторая ч асть неработающих пенсионеров. Эти материалы широко использую тся плановыми органами, научно-исследовательскими инс т и т у т а м и и другими организациями, занимающимися проблемами жизни людей. Аналогичные обследования производятся в социалисти че ски х и р а з ви ты х к а п и т а л и с ти ч е с к и х стр ан а х . Однако в современных услов и я х , в св язи с возрастающими потребностями людей, такой информации оказывае тся недостаточно. Поэтому, по поручению пр ави тельства , органы государственной с т а т и с т и к и примерно один раз в три года проводят дополнительные выборочные обследования по более широкой программе, с охватом большого ч и с л а ' обследуемых семей. В 1 9 8 1 году повсеместно провод и т с я уже шестое по с ч е т у в ы борочное обследование доходов населения за сентябрь. В целом по РСФ СР будет обследовано 1 6 8 т ы с я ч семей, в том числе 1 4 1 т ы с я ч а семей рабоч их и с л у ж а щ и х , 2 0 т ы с я ч с е мей колхозников и 7 т ы с я ч с е мой неработающих пенсионеров. Каждое очередное обследование я в л я е т с я дальнейшим ша-' гом в совершенствовании программ ст а тистичес кого наблюдения в изучении вопросов народного благосостояния. В программе обследования в текущем году большое значение отводится получению информации о доходах населения в разрезе отдельных источников: д ь ходов по т р у д у и доходах, . п о л уч аем ы х из общественных Фонд о в потребления (пенсии,' с т и пендии, пособия, дотации на со- -держание детей в д е тс ки х дошко л ьны х уч реждения х, на и спользуемые п у т е в к и в санатории, дома отдыха и д р . ) доходов от личного подсобного х о зяйс тв а и т . п . Б у д у т и з у ч а т ь ся такж е жилищные условия семей, благоустройство квартир, обеспеченность предметами к у л ь т у р ы , быта и другие вопросы. Одновременно с изучением доходов населения будет проведено обследование куль турно го уровня населения , которое должно характеризовать особенности потребления д у хо в н ы х ценностей населения различных соц и ал ь ны х групп и и х с т р у к т у руВ нашей области выборочным обследованием доходов будет охвачено 3 1 2 4 семьи р а бочих, с л у ж а щ и х и колхозников, в том числе 1 6 0 9 семей в г . Новосибирске. Обследование п р о в о д и т с я с 7 по 17 октября 1 9 8 1 года путем посещения семей и заполнения опросных листов специально подготовленными счетчиками из числа работников предприятий, организаций и колхозов. С та туправление обращается к рабочим, служащим , колхозни кам и пенсионерам, чьи семьи обследуются, доброжелательно вс тр е ти т ь счетчиков, правильно ответить на все вопросы. Помните , что информация, получ енн ая на основе материалов обследования, должна быть достоверной, т а к к а к она и споль зуется для разработки мероприятий по дальнейшему улучшению ж и зненного уровня советского ^народа. Отдел с т а ти с т и н и бюджетов О блстатуправления . Омская область . Государственная комиссия с высокой оценкой приняла в эк сп лу атацию вторую очередь ЧунаевшГого сви- нокомбината и племенной фермы в Новом ху то р е . При достижении проектной мощности предприятие будет п ос тавл я ть стране 2 0 т ы с я ч тони мяса к год. У ж е сегодня здесь содержится болре 8 0 т ы с я ч свиней . К концу года поголовье будет увеличено до 1 2 5 т ы с я ч . На снимке : общий вид Чуна- евского свинокомбината. Фото А. Чрпурко (Фотохроника Т А С С ) Используя внутренние р е зервы Ви н н иц к ая область. В н ы нешнем сезоне Немировский са харны й завод будет перераб а тыв ать в с у т к и на 5 0 тонн свеклы больше, чем в прошлом году. Это достигнуто благодаря реконструкции и совершенствованию т е хно л о ги че ски х процессов. Без малейших задержек будет проходить теперь разгр у з к а автомашин. Предприятие переработает более 1 8 4 т ы с я ч тонн свеклы и произведет 2 0 6 4 0 тонн сахара. На снимке : проверка работ ы цен триф у г в продуктовом цехе . Фото 0 . Гордиевича (Фотохроника Т А С С ) МЕД И ЕГО КАЧЕСТВО Пчеловодство, к а к отрасль, и нашем районе развито крайне слабо. Только в колхозе «Память Ленина» имеется небольшая п ас е ка , не дающая товарного меда. Однако приусадебные пасеки имеются повсеместно, и на заготовительные п у н к т ы поступает некоторое количество ценной продукции. Пчелиный мед представляет собой сиропообразное вещество, вырабатываемое пчелами из нектара растений, пади, медвяной росы. Падь и медвяная роса — это сладкие выделения на л и с т ь я х и стеблях рас тений. Иногда пчелы собирают сладкие соки в садах с перезревших плодов и ягод, кроме того, им нередко • скармливают сахар . Различные сорта меда значительно отличаются по цвет у , аромату, г у с т о т е и в к у с у . Цвет его колеблется от водянисто-белого до темноянтарного, почти черного. В к усовые и лечебно-пищевые качества не за ви с я т от цвет а . По в к у с у некоторые меды, к а к , например, ки прейный , представляют просто сладкую, малоароматную жи дкость . Мед, собранный с разнотравья , очень приятен, но бывает и наоборот, особенно если он с большой примесью пади. Пчелы собирают нектар , который содержит до 5 0 процентов и более воды. Превращение жидкого нектара в г у с т о й мед происходит уже во время лета пчелы и продолжается в самом у л ь е . При созревании его у д а л я е т ся л ишняя вода, а скормленный пчелам сахар инверти- п у е т с я в смесь виноградного ( г лю к о з а ) и плодового (Ф р укто з а ) сахаров. Совершенно; зрелый мед пчелы запечатывают восковыми крышечками. Он содержит 1 8 — 2 0 процентов воды. Нередко владельцы па- .. .сек, не давая меду созреть в у л ь я х , откачивают его. Т а кой мед может про к и с н у т ь . Ч то б ы , со хранить незрелый водянистый мед от брожения, его необходимо подвергнут ь вызреванию вне у л ь я . Н у ж но держать в открытой посуде в течение некоторого времени и несколько раз перемешать его. Е щ е лучше сохпанить так о й мел добавлением небольшого количества закристаллизованного меда. При хранении он способен не только п о д сы ха т ь , отдавая свою в л а г у окружающему в о з д у х у , но и наоборот, поглащать в л а г у из воздуха . Поэтому мед надо х р а н и т ь в с у х и х , вентилируемых помещ ен и я х в за кры той посуде. Для хранения берется посуда, изготовленная из нержавеющей с т а л и , алюминиевых сплавов , с т е к л а , эмалированная посуда и дерево, кроме дуба, осины и хвойны х пород. Затем происходит к р и с т а л лизация меда. Она не у х у д шает качества продукции. Скорость кристаллизации бывает разной и зависи т от водности меда, температуры окружающей среды и д р у г и х факторов. Перед сдачей меда на заготови тельные п у н к т ы или перед продажей его на рынк и , пробы пос туп аю т в ветеринарную ■лабораторию для ветеринарно - с а н и т а рны х и сследований. В лаборатории определяют цве т, аромат, в к у с , г у с т о т у , а т а к ж е его удельный вес и процентное содержание в нем в л а ги . Иногда подвергают более сложным физическим, биохимическим и микроскопическим исследованиям, в ходе ко торых вы я вл яю т наличие искусс твен но добавленного сахара , воды, ж е л а ти н а , к р а х мала и м у к и , а т а к ж е механ ич е ски х примесей. В н а т у ральном меде содержится большое количество цветочной пы л ь ц ы , при фальсификаци и же пы ль ц ы н е т , поэтому легко уст а нови т ь фальсификацию меда любым продуктом , в том числе и во- -дой. По ветеринарному законода те л ь с тв у за прещается продажа меда при н е со о тветствии тар ы , отклонений цве та , аромата, в я з к о с т и , в к у с а , содержании воды более 21 проц е н т а , брожении, наличии м е ха н ич е ск их примесей, кроме цветочной п ы л ь ц ы , фальси фи ка ц ии . А. Н Р А С Н О Л У Ц Н И Й , директор Северной ветеринарной лаборатории. Зам. редактора П . А . СМЕЛОВ.
RkJQdWJsaXNoZXIy