За дело Ленина, 1981, № 105

ОРГАН СЕВЕРНОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Выходит по вторникам , четвергам и субботам. Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Газета основана 20 июля 193S года N2 101 (5233) С Р Е Д А 4 2 СЕНТЯБРЯ 1981 г о д а Це на 2 коп. ГОТОВИТЬСЯ К ЗИМЕ Т р у ж е н и к и ферм колхозов «Восход» , имени М. Го р ько ­ го, « V I I съезд Советов» нынче намерены раньше обычного перевести скот на стойловое содержание. Зто позволит не допустить спада его прод уктивно сти . В первой половине сентября будет поставлен в капитальные помещения весь молодняк, во второй половине — дойное стадо. С первых дней намечено кормить ж и в о т н ы х по полным нормам, ч то ­ бы не допусти ть с ниж ен ия удоев и привесов в переходный период, создать условия для наращивания производства и продажи государству прод укц ии животноводства. К этому должны стремиться все колхозы . Сейчас в самые коро т ­ кие срони надо провести окончательную пр оверку всех ферм, обследование скота, в ы яс н ит ь запасы сена, силоса, сенажа. На зернотоках н у ж н о п о - х о з я й с к и отнестись к отходам, очистить их еще раз, что будет хорошим подспорьем к фуражу. Пусть механики по животн оводству еще раз проверят все механизмы и оборудование. Конечно, главное условие успешного проведения зимовки скота — это достаток полноценных кормов. По сравнению с прошлым годом дела по заготовке гр убы х кормов идут лучше. Например, нолхозы «Память Ленина», имени М. Горького и «Восход» уж е справились с заданием. Расход нормов, н а к и здоровье ж и в о т н ы х , их пр од уктив - ! ность, во многом зависят от микроклимата в жи вотн оводче с ких помещениях: зимовка скота должна быть не только сытной, но и теплой. Необходимо быстрее закончить строи ­ тельство но вых, р е к о н с т р у к ц ию и ремонт имеющихся п о ­ мещений, принять меры по утеплению построек, особенно телятн иков, проверить вентиляционные системы, привести в порядок электролинии, теплоснабжение, на копит ь т о п ­ ливо. Это касается в первую очередь колхозов «Заветы Ильича» , « П у т ь к ком му н изм у » , имени К . Маркса. Особое внимание н у ж н о обратить на профилактории и родильные отделения. ’ В передовых хоз яйствах бригады ремонтников утепляют сейчас потолни, оконные и дверные проемы, делают там- 1 буры. Большой эффект дает и та кой простой прием, к а к j установка вторых о конны х рам, з а т я н у ты х полиэтилено- j вой пленной. Та к делают в некоторых хоз яйств ах наI шей области. Если хорошо утеплить помещение, то можно j вполне обойтись без подогрева. К тому же сократятся . эксплуатационные расходы, затраты электроэнергии и топлива. Следует обратить внимание на благоустройство приферм- сних территорий, особенно подъездных путей . А го в иных хозяйствах дождливой осенью ни силос из траншей, ни сено из стогов невозможно было подвезти по образовавшимся трясинам. Крайне важно наладить и устойчивое водоснабжение ферм и комплексов. Надо у ж е сейчас привести в порядок все водозаборные с к в а ж и н ы , башни и водопроводы, отремонтировать насосы и моторы. Хорошо подготовить фермы к зиме — значит , не только привести в полный порядок все механизмы, но и добиться бесперебойной их работы, высокоэффективного ис- * пользования. А для этого н у ж н ы надежная служба э к с п л у ­ атации и наладки, ч еткая работа ремонтных бригад, х о ­ рошо обученные кадры животноводов-механизаторов. Т р у ж е н и к и кол хо зны х ферм широко развернули соревнование за увеличение производства и продажи государству прод укц ии высокого качества. Одно из главных условий успеха их напряженной работы — своевременная и всесторонняя подготовка живо тн овод че ски х помещений. Зима — суровый экзаменатор, она--строго спросит с к а ж ­ дого, к то проявляет сейчас неразворотливость. j А Г И Т Б Р И Г А Д А НА ПОЛЯХ Агитбригрда Дом а культуры под века. Звено намолотило уже бо_ руководством ,директора В. П. лее 7 тысяч центнеров зерна. Смык и художественного руков о - На отвозке хлеба работают шо- дителя Г. С. Кейль побывала у феры Владимир Алейников и механизаторов с ко нцертом. Сергей Суглобин. Приехали во время обеденного Секретарь партийной органи- перерыва. Первая встреча была зации А. И. Воробьев провел несо звеном Мельникова. О р ган и зо - большую беседу и псовел итоги жатвы. Затем участники агит- ванно, дружно, с первых дней на- бригады показали механизаторам чала уборки работает звено к о м - концерт муниста В. И. Мельникова. Кол- р лектив небольшой — три чело- Л. УСТЬЯНЧИК. ВЫШЕ ТЕМПЫ ПОЛЕВЫХ РАБОТ! Я ЗВЕНЬЯ СОРЕВНУЮТСЯ ЗВЕЗДА ТРУДОВОЙ СЛАВЫ- ЗАЖЖЕНА В ЧЕСТЬ ЗВЕНА А. П. НИКОЛАЕВА ИЗ КОЛХОЗА ИМЕНИ М. ГОРЬКОГО, ОТПРАВИВШЕГО ОТ ЧЕТЫ-’ ) РЕХ СИЛОСОУБОРОЧНЫХ КОМБАЙНОВ НА КОНСЕРВИ-1 РВВАНИЕ 7 5 0 9 ТОНН ЗЕЛЕНОЙ МАССЫ. МЕХАНИЗАТОРЫ! НЕ ОСК Л А Б Л Я Й Т Е н а п р я ж е н и е! | Н А ЗАГОТОВНЕ КОРМОВ! В звене М. Е. Аниброева, за ­ н я т о г о на убо р к е зе р н о в ы х , т р у ­ дятся о п ы т н ы е «комбайнеры, для к о т о р ы х н ы н е ш н я я жаТРа не пе рва я . Они хорошо зн аю т особен н ос ти к а ж д о г о поля, работают ^ с л а ж е н н о . Все это позвол яет М. Е. Ан и б ро ев у и е го т о в а р и ­ щам добиваться в ы с о к и х - р е з у л ь ­ т а то в . С начала у бо ро ч но й с т р а ­ ды ими намолочено 8 4 2 0 ц е н т ­ неров зерна. С о р ев н ую т с я меха ­ н и з а т о р ы со звеном В. К . Смер- тева, которое намоло тило 7 0 9 9 ц е н тн ер ов хлеба. Силы э т и х к о л л е к т и в о в пр име р но р а в н ы , к о с о ­ в и ц у ведут 4 ко м ба й н а , зад е р ж е к с а вт о м а ш и н а м и не бывает . Р е г у л я р н о до с тавл яю т зер ­ но на с у ш и л к у А. А. Сидоров, С. В. М ама ков , А. Афанасьев , С. А . Халява. В трудовом со п е р ­ н и че с т в е в ы я в и т с я с и л ь н е й ш и й , а • обязательства перед началом ж а т в ы з венья брали равны е — нам о л о ти ть по 9 0 0 0 ц е н т н ер ов хлеба. И слово свое к о м б а й н е р ы дерлсат к р е п к о . Сейчас они п о л ­ н ос ть ю убрал и на 5 6 0 г е к т а р а х р о ж ь , з а с ы п а л и в за к ро м а 7 0 3 4 це н т н е р а зерна. Я чм е н ь с ж а т на 6 2 г е к т а р а х . Намолот его с о с та ­ вил 1 2 4 8 ц е н т н е р о в . 2 8 а в г у с ­ та к о л х о з им. К . М а р к с а н а ч а л к о с о в и ц у овса, к о т о р ы й занимает 3 5 0 г е к т а р о в . П р од о лж ае т с я с к а ш и в а н и е и обмолот п ш е н и ц ы . Зерно нов ого у р о ж а я у ж е собрано с 3 5 6 г е к т а р о в . К о мб ай н е ры намо л о ти л и 7 2 5 8 ц е н т н ер ов пгае н и ц ы . Всего ж е по х о з я й с т в у к о ­ лосовые с к о ш е н ы на 1 1 5 0 , у б ­ р аны —- на 9 7 8 г е к т а р а х . Общ и й намоло т равен 1 5 5 4 0 ц е н т ­ нерам. У р о ж а й н о с т ь — 1 9 , 5 ц е н т н е р а с г е к т а р а . М. ГОЛУБЦОВ, с е к р е т а р ь п а р т и й н о й о р г а ­ н и з а ц и и . Дл я населения П л а н т о в а р о о б о р о т а ' р о з н и ч ­ н о й т о р г о в л и р а й о н н ы м п о т ­ р е б и т е л ь с к и м о б щ е с т в о м з а с е м ь м е с я ц е в т е к у щ е г о г о д а п е р е в ы п о л н е н не 3 2 4 т ы с я ч и р у б л е й . Н а с е л е н и ю п р е д а н о т о в а р о в п о в ы ш е н н о г о с п р о с а и п е р в о й н е о б х о д и м о с т и на ш е с т ь м и л л и о н о в 9 6 9 т ы с я ч р у б л е й , р о с т п о о т н о ш е н и ю к э т о м у ж е п е р и о д у п р о ш л о г о г о д а с о с т а в и л 2,3 п р о ц е н т а . Ч у т ь л и н е в ,цва р а з а б о л ь - ж е п р о д а н о к о в р о в ы х и з д е ­ л и й . В ы р у ч к а с о с т а в и л а 77 6 т ы с я ч р у б л е й . Ж и т е л и р а й о н а п р и о б р е л и 28 6 х о л о д и л ь н и к о в , 164 с т и ­ р а л ь н ы х м а ш и н ы , 88 м о т о ц и к ­ л о в и м о т о р о л л е р о в , 143 р а ­ д и о л ы , 80 т е л е в и з о р о в , 2 8 м а г ­ н и т о ф о н о в , 31 л е г к о в о й а в т о ­ м о б и л ь , н а 2 0 2 , 8 т ы с я ч и р у б ­ л е й . п р о д а н о м е б е л и . Звено Г. Г. Курцев,а и з к о л ­ хоза «Нова я ж и з н ь » * уби р ае т хлеб н а п р я м у ю и ведет к о с о в и ­ ц у . С начала ж а т в ы э тим к о л ­ л е к т и в о м с к о ш е н о 1 2 0 г е к т а р о в з е р н о в ы х , намолочено 1 4 3 4 ц е н т ­ нера зерна. С большой о тв е т с т ­ в е н н ос ть ю т р у д я т с я к о м б а й н е р ы И. А. Еремеев, В. М. Е горов , 10. В . А в е р ч е н к о . После у б о р к и р ж и они п р и с т у п и л и к свал у п ш е н и ц ы . В с о ц и а л и с т и ч е с к о м с о ре в н ов ан и и звено Г . Г. Н у р ­ иева зан им а е т первое место. Be на много о тстает звено М. А. Седакова , в соетавр А. А. Матвеева, М. А. П о р тн о в а , В. В. Д ю ж о в а . Они обмолотили хлеба на 9 5 г е к т а р а х и з а с ы п а л и в закрома 1 1 1 7 ц е н тн ер ов . Сейчас п р и с т у п и л и к с к а ш и в а н и ю п ш е ­ н и ц ы . Ч а с то бы ваю т у полеводов са ­ мод еятельные а р т и с т ы , проводят к о р о т к и е п о л и ти нф о рм а ци и , в ы с ­ т у п а ю т с ко н ц е р т а м и . Р у к о в о д я т всеми м ер о п р и я т и ям и библиотек а р ь В . Г. К у р ц е в а , х у д о ж е с т ­ в е н н ы й р у к о в о д и т е л ь В. В. Дед- кова , д и р е к то р Дома к у л ь т у р ы Е. В. К р ас н о в а и чл е н к о м и т е т а комсомола В . А. М и х а й л о в а . С э н ту зи а зм ом и уд о в о л ь с т в и е м у ч а с т в у ю т в к о н ц е р т а х 1 з а в е д у ю ­ щая у ч а с т к о в о й бол ьн и цей В . Я. Д ь я ч у к и М. А в е р ч е н к о — з а в ­ хо з. Два раза в день на п о л я до с тав л яю т ся г о р я ч и е обеды. Все это с п о с об с тв у е т у в е л и ч е н и ю п р о ­ и з в о д и т е л ь н о с ти труд а м е х а н и з а ­ торов , з а н я т ы х на у бо р к е . Г. ИЛЬИНА, э к о н о м и с т . А В Г У С Т О В С К И М П Е Д С О В Е Т На снимке: п р е з и д и у м ко нфе р е н ци и .

w+tn 111111111111111111111111111[ I n 11111111111111111111 ( I « З А Д Е Л О Л Е П И Н А » i i i i t i i i i i i i i i i i i i i i i i i i t t m i t i n m n N ? 1 0 5 ( 5 2 3 3 ) ф 2 сентября 1 9S1 года I I J К О Л Ь Н И К УЧИТЬ И ВОСПИТЫВАТЬ Г Р А Ж Д А Н И Н А (И з доклада завед ующей районо Л. П. Ю п ев и ч ) . К а ж д о г о у ч и т е л я т р о га е т то н и и г р у п п на н о в ы й у ч е б н ы й р о го д н и к о в п е д к о л л е к т и в ы Ос- в н и м а н и е , с ко т о р ы м п а р т и я и Г0Д н у ж н о уч ес ть это обстоя- т а н и н с к о й , Г р а ж д а н ц е в с к о й , Ч у - и> Ц е н т р а л ь н ы й К о м и т е т о т н о - тел ьство и больше мест п р е - в а ш и н с к о й , Сре д н еи чи н с ко й , Ос- с я т с я к его т р у д у . Я у верена, до ставлять для детей среднего т я ц к о й , Коб. К о рд о н ов с ко й во - ч то в ы р а ж у общее мнение, если возраста, особенно это к а с а е т - с ь м и л е т н и х ш к о л . Причем на с к а ж у , что у ч и т е л ь с т в о района ся Северной средней ш к о л ы , « 4 » и « 5 » здесь у ч а т с я боль- с п о ним а н и ем в о зл о ж е н н ой на г Де Д° с и х пор не о р г а н и з о в а - ше п о л о в и ны у ч а щ и х с я . Этим него о т в е т с т в е н н о с т и , долга п е - |,а г р у п п а для ш е с т и к л а с с н и к о в , усп е хам , в пе рв ую очередь, с п о - ред п а р т и е й и народом в о с п р и - р у к о в о д и т е л и ш к о л п о - п р е ж н е - собствовали хорошо о р га н и з о в а н - няло те в а ж н ы е зад ачи , к о т о - МУ мало уделяют в н и м а н и я ма-н ы й к о н т р о л ь и р у ков од с тв о со рые предстоит р еш и т ь в облас- термальной базе г р у п п , созда- стороны д и р екторов ш к о л , и х ти народного образования, а нию в н и х необходимых у с л о в и й си с т е м а т и че с ка я работа по со- и м ен н о : дальнейшее со в ерш е н - Для обучения и в о с п и т а н и я у ч а - в е рш енс твованию преподав ания с тв о в а ни е о б у ч е н и я , в о с п и т а н и я Щ и хся , всестороннего и х р а з в и - у ч е б н ы х д и с ц и п л и н , много образ- у ч а щ и х с я и п о д г о т о в к и и х к т и я - Н ряде ш к о л за г р у п п а м и н ая по содержанию в о с п и т а - т р у д у . пр одл енного дн я не за к р е п л е н ы тел ьн а я в н е у р о чн а я работа с П е д а г о г и ч е с к и е к о л л е к т и в ы к о м н а т ы для ^ з а н я т и й , нет и г - у ч ащ и м и с я . ведут п о с т о я н н у ю рабо ту по с о х - р в в ы х и К ! Г ВеДУЩее МеСТ0 В далвнейшем н и ю , у л у ч ш е н и ю к а л л и гр а ф и и бывз н а н и я по математике у уча р а н е нию к о н т и н г е н т а у ч а щ и х с я не в ™ ТР7 * Z L Z 7 Пи ° В Ы Ш Ш \ УровНЯ учебн о ' во с‘ п и сьма , р а з в и т и ю речи -ш к о л ь - щ и х с я Коб.К о рд о н ов с ко й , Чеп е р в ы х - в о с ь м ы х к л а с с о в . П р а к - вовлечение детей и з небла гопо - п и т а т е л ь н о й работы при на дл е - ников> решенИю задач, приоб- ба ко в с к ой , Федоровско й в о с ь м и - т н ч е е к п птееия п ч ти х к л я г г я х л у ч н ы х семей и детей, с к л о н - ж и т п е д а г о г у . Именно он п р и з - р . ,, „ п т и ч е с к и п гс е в а в э т и х к л а с с а х д ' гасппи ип ретению а риф м е ти ч ес к и х в ы ч и с - л е т н и х , Ь е р г у л ь с к о и и ВерхИ(*т v * f p ня ПППТЯЖРНИИ пяля НЫХ К п р а в о н а р уш е н и я м . Ь С Т Ь ва н УЧИТЬ ШКОЛЬНИКОВ, ПРООУЖ- T I ' г •• I T нет уже на п р о т я ж е н и и ряда * л и т е л ь н ы х н а в ы к о в . Необходимо К р а с н о я р с к о й средних ш к о л . Из лет. Но зато в этом го д у д о - сЩе и т а к и е ш к о л ы > г Де пло_ дать в н и х ж а ж д у з н а н и и , стрем п п в ы г и т . требования к пррпо- 1 0 5 7 у ч а щ и х с я 4 — 1 0 к л а с - пУ ш е н отсев и з 9 __ 1 0 к л а с - хо веДется у ч е т посещаемости ление г л у б ж е и з у ч а т ь о сно вы ^ ^ - 07Q и >1 цен 01 сев и з j i v к л а с " * ~ V w * * д аванию м у з ы к и , изобра зитель - сов, в ы п о л н и в ш и х работу, 3 7 3 « * « * » « « • школы » « “ »• Воспитанием подрастаю- J 1 ^ и ч е с и Г к у л ь « . допустили выиислитс- ( п и т ь ч ел о в е к ) . Около « в у д п р о - "<>™ Д™- щ его п о ко л ен и и в районе з а н я - „ ' ' ’ „ б у ч е н и я льиы е о ш и б к и . Это по зволяе т це н т о в с о с та в и л а у б ы л ь в стве случаев здесь сводятся то 2 0 0 у ч и те л е й .« У р о к , — г о - ■ „ соб чувствуют себя сделать вывод что пе д а го ги еще С 0 П Т У - 2 1 П п и ч и н я у б ы л и r v - т ол ь к о к п о д го то в ке у р о к о в , ч то ворил В. А. С у х о м л и н с к и й , — 110 0CC00Mi ту г t i у т с д - Д, Д Л1. п р и ш н а у о ы л и су „ „ , „ о тв е т с т в е н н ы м и за нравственное плохо у ч а т ш к о л ь н и к о в п р и м е ­ т е п р и я г п г и ч р г у я я- хпп нш тр р - о тр ица тельно с к а з ы в а е т с я на это зерка ло оощеи и п е д а г о г и - i j u a п е д а г о г и 1е с к а я . х р о н и ч е с * „ р „ „ „ „ „ „ „ „ „ „ щ А в о с п и т а н и е г р а ж д а н у ч и т е л я р у с н ению р а ц и о н а л ь н ы х пр иемов I ’ Iг,I п т р т я п я н н я у ч я ш и у р я n v tr p— здоровье детей. В г р у п п а х в о е - ч е с к о й к у л ь т у р ы у ч и т е л я , м с - -п » и п о т с т а в а н и я у ч а щ и х с я в у ч е • ’ с к о г о я з ы к а и л и т е р а т у р ы . В н и - в ы ч и с л е н и и , а это создает добр о т с у т с т в и е и н д и в и д у а л ь н о г о п и т а т е л и обязаны больше в н и - рило его и н т е л л е к т у а л ь н о го бо - 1 п п п й п и п т т ш > u i t j i L i n n c и п д и и и д у а л ь н и ! и j м ания в этом н а п р а в л е н и и зас- по л н и тел ь ны е т р у д н о с т и п р и подходя v у ч р н и к я м н р п п я в и л ь мания уделять з а н я т и я м по н и - га т с т в а , по ка за т ел ь его к р у г о з о - 1 ™ аир „ „ , у подхода, к у ч е н и к а м , н е п р а в и л ь „ „ „ nnmiin v 13 л у ж и в а е т работа у ч и те л е и -с л о - в ы п о л н е н и и раоот п р а к т и ч е с к о - ные в за и м о о т н о ш е н и я у ч и т е л е й гересам ' к р у ж к о в о й и сп о р т и в - ра, э р у д и ц и и » . I ч и т ь всех и л * Н и колаевой Р М го х а ра ктев а с у ч а щ и м и с я . Злоупо требл ение но-массовой работе. Одним и з у ч и т ь хорошо , вот к ч е м у до л- р ' jj в Ш упЩ е в о й о тд ел ь ны х у ч и те л е й « д в о й к а м и » Условий у с п е ш н о г о об уче н и я и ж н ы с тремиться все у ч и т е л я и , ‘ „ V, д г ’ Мно ги е у ч и т е л я м а те м а ти ки п р и в о д и т к, р а в н о д у ш и ю у ч е н и - в о с п и т а н и я у ч а щ и х с я я вл яе т ся прежде в се го, у ч и т е л я н а ч а л ь - ' г ,г; д ‘ т ослабили работу с с и л ь н ы м и На снимке: в зале заседания. в н и м а ни я вы ра бо тк е > н а в ы к о в к а зал и зн а ч и т е л ьн ы е недостат- гр амнтного п и с ь ма , беглому, осоз к и в м а тематичес кой п о д го т о в - н а н н о м у и вы ра зите л ь н ом у ч т е - ке ш к о л ь н и к о в . Особенно сл ао р г а н и з а ц и я г о р я ч е го п и т а н и я , н ы х к л ассо в , ибо о н и , в пер обеспечивающего вы п ол н е н и е в у ю очередь, за к л а д ы в а ю т у вой , Г. Ф. Кемелевой, Т. М. у ч ащ и м и с я . В н е кл а с с н а я работа f К о новал овой , Т. М. Сазоновой. £ ^ Г н е п р о в е с а В пос в о змож к о в , н е ж е л а н и ю у ч и т ь с я . О сущ ес твл ение всеобщего обН- “ Г о х - и а п ш х с я ‘ ' 1 ) ? н д а м е н Г " г л у б о к и х 0 н и ШИР°К0 и с п о л ь з у ю т ледние годы в рай о нно й физи. за т е л ь н о го среднего о бра зов ания р а и у ЗД0р0вья в последнис г о . и п р о ч н ы х з н а н и й , именно о ни по с ти л и т е р а т у р ы для формирова к о . математической олимпиаде молодежи требуе т д а л ь н е й ш и х э то т вопрос в ш к о л а х р а й . ВВОдЯТ детей в мир П а в к и К о р - н и я 1 ^ ч а щ и х х я ч у в с т в а совет ш к о л ь н и к о в п р и н и м а ю т уч а с т и е у с и л и и в р еш е н и и э л ем е н тар - она ] а е т с я б л а го п о л у ч н о . чагина> у ли Громовой , Олега с к о г о п а тр и о ти зм а и с о ци ал и с - 3 _ _ 4 ШК0ЛЬ!. Поэтому к о - н ы х , но в то ж е время п р и н ц и - Еж еднев н0 п о л у ч а ю т г о р я ч и й К ошевого . Они у ч а т п и с а ть п е р - т и ч е с к о г о и н тер н ац и о н а л и з м а , ма на областную олимпиаду п и а л ь н ы х в о п ро с о в : у л у ч ш е н и я : обед иеся О с та н ин с к ой , Ос- вые слова «мама», « Р од и н а» , п о н и м а н и я н ера зры в ной с в я з и к о м п л с к т у е т с я то л ь к о и з у ч а _ оыта у ч а щ и х с я в п р и ш к о л ь н ы х т я ц к о й Чув аШ и н с к о й , К о б - К о р - Именно т а к и м и у ч и те л я м и в иародом’ со в е р ш е н с т в ую т ра- Северной средней, и н т е р н а т а х , обесп ечивание и х д о н о в с к о й ) С ре д н еи ч и н с ко й , я в л я ю т с я Г. В. М ок ро усова и з боту п0 и з у ч е н и ю л е н и н с к о г о подвоза и з о тд ал е н ны х деревень Больше К у л и к о в с к о й ) Северной Веселой, Н . Т. И л ь и н ы х , У . И. т е о р е т и ч е с к о го наследия в об- Хорошие з н а н и я теории к у р - в ш к о л у , о р г а н и з а ц и и г о р я ч е г о ш к о л _ Г р ид ина, А. А. У с т ь я н ч и к и з л а с ти л и т е р а т у р ы и и с к у с с т в а . са м а тематики , у ч е б н ы х п р о г - п и т а н и я и работы г р у п п п р о д - Северного, М. И. Пе трова и з Вы сш им п е д а г о г и ч е с к и м мае- рамм и о б ъ я с н и т е л ьн ы х з а п и с о к л е н н о г о д н я - У к р е п л я е т с я материальная ба- ЧувашеЙ5 А п Семенова и з Б и - те рством , единством об уче н и я и к ним , тщ а те л ьн а я п о д го т о в к а В и н т е р н а т а х н аш е го района, а з ы ’ Ю - м - А н т и п и н а и з В и т и н - Б оепитания у ч а щ и х с я о тл и ч а ю т - к у р о к у , с и с т е м а т и ч е с к и й у ч е т ж и в е т 2 8 8 у ч а щ и х с я . В о ч е н ь в в в н и м а н и я к а б и н е т ломо- с к а ’ Н ' А ‘ Лега чева и з Федоров- Ся у р о к и и с т о р и и у А. И. Гла- пробелов в з н а н и я х у ч а щ и х с я и ветхом з дании р а с п о л о ж е н и н ~ а , : т в а _ Би п ч и н г к п й г п м н е й К и ’ ° - М - Молокова и з Б е р г у л я , маздина и Е . И. П у т и н а — зас- своевременное и х ус тра н ен и е те р н а т Северной средней ш к о - т Г ' П А п м * ™ ™ ) «п» К - и - Дребенцова из О с т а н и н к и , л у ж е н н ы х у ч и те л е й РСФСР, Р. А. п о звол яю т у ч и те л я м м а т е м а т и к и ЛЫ, х о т я здесь, благодаря з а - к а б и н е т естество зна - 11' А ' Зайцева из г Ра ж Да н Цсв о. Я ко в л е в о й , А. М. Юдина, К , В. Н. Г. Слепцовой и Т . А. В ерби - боте во сп и т а т е л е й , п о д д е р ж и в а - н и я в Г р а ж д а н ц е в с к о й , к а б и - Много у ч е н и к о в в о с п и т а л и Пудова , 3. В. Голубцовой , Н. П. ^ к г ' ии н Т л « ’ е тся у ю т и ч и с т о т а . П ерепол - биол о ги и в Федоров- у ч и те л я н а ч а л ь н ы х кл ас с о в Н. И. Миронова, JI. Б . К о р ю к и н о и . Они Л. 1. К а р п и с о н о в о н и Н. Ь. До ней и н т е р н а т п р и Б и а з и н с к о й с к о й ( у ч и те л ь Е д К о л м а к о - М и с к е в и ч , Р. И. Н и к у л и н а , Н . Е. умело вы д ел яю т и п о д ч е р к и в а - л е н ч у к ( О с т а н и н с к а я в осьмил е т - средней , н е т н а д л е ж а щ и х у е л о - в а ) 0 в а к о в целом п0 р а й о н у Никиф орова, В. М. А р ы к о в а . За ют те и с т о р и ч е с к и е ф а к ты , к о - н я я ), 1 . 3 . Степановой, I E И. ви н в Ч е б а к о в с к о м , Б е р г у л ь с к о м . перех0 на к а б в н е т н у Ю систему э ти годы все они н аш л и свое торые и г р а ю т п е рв о с т еп е н н ую Радьковои , В . В. Л и т в Як о в о и и В п о в е с т к а х п е д а г о г и ч е с к и х с о - о сущес твл яе т ся медленно Тол ь- место в ж и з н и . Но еще далеко роль в в о с п и т а н и и к о м м у н и с т а - Н. К . А л ех и н о й (Северная сред ветов , с о в ещ а н и й о т с у т с т в у ю т К0 ‘ на 6 0 проц ен тов он о х в а т ы - не все у ч и т е л я н а ч а л ь н ы х к л а с - ч е с к о й у б е ж д е н н о с т и у ч а щ и х с я , н я я ) п о с то я н н о у л у ч ш а т ь рев о п р о с ы п о работе и н т е р н а т а . вает средниеР ш к о л ы где име. Сов стремятся к дальнейшем у П р о в е р к и з н а н и й у ч е н и к о в в з у л ь т а т ы своего труд а, в ы р а - Нет т е с н о го к о н т а к т а в п р о ц е с - ется восемь и более' у ч е б н ы х Ц И о в ы ш е н и ю к а ч е с т в а у р о к а . Не- течение у ч ебн о го года, к о н т - ба тыва ть п р о ч н ы е н а в ы к и у уч а се у ч е б ы в о с п и т а т е л я и у ч и т е - ка б и н е т о в К а би н е т н а я система ^ к о т о р ы е , н апример , не у деляю т рольныерабо ты , э кз а м е н ы по - щ и х с я . ля. Созданы у с л о в и я , б л и з к и е к до п о м о га е т наиболее полно и э ф - " м аш н и м , в и н т е р н а т а х Н о в о - Т р о - фе к т и в н о и с п о л ь зо в а ть обучение и ц к а , Г р а ж д а н ц е в о , Б и а з ы , О с - Б ней не т о л ь к о сосредоточены т а н и н к и , Ч у в а ш е й . Т еп л ы е и д р у ж н ы е о тн о ш е н и я здесь дост и г н у т ы м ежд у в о с п и т а н н и к а м и т е х н и ч е с к и е средства , но и созданы м а к с и м а л ь н ы е у с л о в и я для т в о р ч е с к о й р а б о т ы и в о с п и т а т е л я м и . Б л и з к и м и дру eg и у ч е н и к о в . з ь я м и для детей с тал и Е. С К о - 5п ы т у б е я д а № что переход на п ы т о в а , М _Е К о вал ева , Л . А . новые п р о гр ам м ы и у ч е б н и к и , Н а зарова , А . К . М а р к о в и ч , . . ВВедение ка б и н е т н о й системы Профору к , В. И . Д е р га ч е в а , . . об уче н и я по звол яю т давать у.чаК с е ноф он то в а . 5 м е н и е с о ч е т а т ь щ им ся более гл у б о к и е и п р о ч - т е п л о т у , д о б р ож ел а т е л ьн о с т ь , ные знанйЯ в ШКОЛь н ы х биб- в н и м а н и е с р а з у м н о й в з ы с к а - л и о т е к а х имеется большое к о - т е л ь н о с ты о - основа и х о т н о - , личрств0 к н и г для в н е к л а с с н о - щ е н и й с д е тьми . го ч т е н и я . Общий фонд у ч е б н и - В г р у п п а х п р од л ен н о го д н я ш у в е л и ч и л с я на п о л тор ы т ы - з а н им а е т с я 8 2 8 у ч а щ и х с я . П л о - г я ч и ‘ з к з е н п л я р 0 в х о то , ч то б о л ьш и н с т в о и з н и х у ч е н и к и 1 — 3 к л а с с о в , а 1 9 8 0 - - 8 1 у ч е б н ы й год с в п о м о щ и и к о н т р о л е больше п о л н ой успеваемостью з а к о н ч и - в с е го н у ж д а ю т с я д е ти 4 — 7 к л а с ли 2 3 ш к о л ы из 2 0 . Послед- с о в . П о э то м у п р и к о м п л е к т о в а - , ни е т р и года работают без в т о - На снимке: делегатов к о н ф е р е н ц и и п р и в е т с т в у ю т п и онеры .

№ 105 (5233) + 2 сентября 1081 года o i i i iu i l ill ill ill lll lll lil ll ill lll lli li «ЗА Д Е Л О Л Е Н И Н А » U lli iii iii iii iii ii iii iii iiiii iii iii iii iii iii iin iii iii ii iiin tiii iii if ii iii ii iii ii Т Р У Д О В У Ю И Н Р А В С Т В Е Н Н У Ю з В прошлом учебном году п р о ­ до лжалось у с ил ение в о с п и т а т е ­ льной н ап р а в л е н но с ти преподава н и я геогр афии . М но ги е у ч и те л я этого предмета пр а в и л ьн о п о н и ­ мают воспитательное значение предмета. У р о к и В. Л . Ковалева, Т . Н. К р ю ш к и н о й , М. И. К у р ц е в о й , Т. В. З ав а л ь н и к о в о й отмечаются в ы с о к о й п а р т и й н о с т ь ю . У ч и т е л я х и м и и и биологи и Т. Г. Вр аго ва , Ф. I I . Миронова, Т. В. И и к и т и н .1, Л . И. Воробь ­ ева, Е. Д. Колмакова , п р и в и в а я ин терес и своему предмету, го ­ т о в я т у ч а щ и х с я к труд ов о й дея тел ьн о с ти . Влюбленность в свое дело, работоспособность, целеу с тремленнос ть . т в о р ч е с к и й , по ­ и с к наиболее эффе ктив ны х п р и ­ емов и методов об учения — х а ­ р а к т е р н ы е ч ер ты э т и х педаго го в . Говоря о всеобщем обязательном среднем образовании, мы всегда Долж ны п о м н и т ь , что на п р е д п р и я т и я х , в к о л х о з а х еще т р у д я т с я молодые люди, к о т о ­ рые п о к а не имеют среднего образо ван и я . Нами поддерж ан п о ­ ч и н « К а ж д о м у молодому т р у ­ ж е н и к у — среднее образование». Следует отметить, ч то во т у ж е н е с к о л ь к о лет подряд п о л о ж и ­ тельно работают в этом н а п р а в ­ л е н и и у ч е б н о - к о н с у л ь т а ц и о н н ы е п у н к т ы в Биазе, Ч у в а ш а х , Сред- н е и ч и н с к е , Б ер г у л е . У ч и т е л я по дд е рж и ваю т т е с н у ю св я зь с родителями у ч а щ и х с я , п р а в л е н и ­ ями к о л х о з о в , п а р т и й н ы м и и к о м с о м о л ь с к и м и о р г а н и з а ц и я м и . За п я т ь лет и з 11 к л а с с а в ы п у ­ щено 1 1 3 ч ел о в е к , в том ч и с ­ ле за 1 9 8 1 год — 2 6 . В у с л о в и я х всеобщего обязат ел ьно го среднего обра зования растет роль труд ово го об у че н и я , в о с п и т а н и я и профессиональной о р и е н т а ц и и у ч а щ и х с я . Пр и че ­ т ы р е х с ред них ш к о л а х по строе ­ н ы к а б и н е т ы маш инов едения с г а р а ж а м и для х р а н е н и я т е х н и к и , 68 в ы п у с к н и к о в этого года сдал и к в а л и ф и к а ц и о н н ы е э к з а м е н ы . Из н и х 3 4 по т р а кто рн о м у , делу и 3 4 и з Северной средней по автоделу. 2 0 д е в уш е к и з Б иа- ^ и н с к о й средней освоил и д в у х ­ г о д и ч н у ю п р о гр а м м у «Основы ж и в о т н о в о д с т в а » . У с п е ш н о о с у ­ щ ес тв л я е т с я обучение д е в уш е к в Северной средней ш к о л е т е х ­ н о л о г и и обработки т к а н е й . В этом м ож н о н агл яд но убедить ся , п обывав на в ы с т а в к а х . У к р е п ­ л яе т ся материальная база у ч е б ­ н ы х м а с т е р с к и х . Хорошие маст е р с к и е с д о с та то чным оборудованием имею т ся п р и Северной, Б е р г у л ь с к о й , В е р х - К р а с н о я р с к о й , Б и а з и н с к о й ср едних ш к о л а х . М но го сил и с т а р а н и я отдают тр у д о в о м у о бучению у ч и т е л я : Г. И. Федоров, П. П. Б аландин, Б. Н. К о н д а к о в , М. А. Боровск и й , С. П. Г р и б к о в с к и й , к о т о ­ рые со св оими у ч е н и к а м и и з ­ го та в л и в а ю т полезные вещ и д л я о ф о р м л е н и я и оборудования у ч е б н ы х к а б и н е ­ тов, м а с т е р с к и х , н а гл я д н ы е п о ­ собия для ш к о л ы и и н т е р н а т а . Р у к о в о д и т е л и ш к о л в т е к у ­ щем у чебном го д у больше в н и ­ мания с т а л и уд ел ять тр у д о в о м у в о с п и т а н и ю с т а р ш е к л а с с н и к о в . И это п о н я т н о , ведь тру д , к о т о ­ р ы й у в л е к а е т у ч а щ и х с я в младш и х к л а с с а х , часто перестае т интересова ть и х в 8' кл ас с е и тем более 9 — 10. Они х о т я т у ч а с т в о в а т ь в делах более с л о ж ­ н ы х и , естественно , о х о тн о в к л ю ч аю т с я в т а к у ю р або т у т к о т о р а я со о тве т с твуе т и х во зросшим с и ­ лам, з н а н и я м , дает в о змож нос ть у тв е рд и ть свою зрелость, у в и ­ деть плоды своего труд а . Поэтом у не с л у ч а й н о ко р е н н ы м образом изменилась прогр амма т р у дового о б у че н и я в с е л ь с к и х ш к о л а х . Н а ч и н ая с 6 кл асса вводится и з у че н и е сельхозмаш и н . Р, 8 кл ассе выделено 7 0 часов на и з у ч е н и е комбайна, в 9 — 10 кл а с с а х кр оме т р а к ­ торов п о с т и г а ю т с я те х н о л о ги я м е х а н и з и р о в а н ны х работ и основы а г р о т е х н и к и . Па эти цели за счет со к р а щ е н и я д р у г и х предметов выделено по 4 ч аса в н е ­ делю. Летом этого года создано шесть п р о и з в о д с т в е н н ы х бригад. С по л о ж и т е л ьн о й стороны зарекомендовала себя производ ­ с твенная бригада Б и а з и н с к о й вспо м о га тел ьн ой ш к о л ы - и н т е р ­ ната. Ребята обрабатывают до 8 г е к т а р о в земли и полностью обеспечиваю т себя овощами, к а р ­ тофелем. Звено по ж и в о тн о в о д ­ с тв у в ы р ащ и в ае т св и н е й , овец, заго тав л и ва е т до 4 0 0 це нтнеров сена. По это м у в последние го ды о о к р а т и л и с ь . _ п р а в о н а р у ш е н и я в школе, х о т я п о с т у п а ю т сюда з а ч а с тую « тр у д н ы е » п о д р о с т к и . Хорошо п о т р у д и л и с ь дети Б е р г у л ь с к о й средней ш к о л ы . Де в я т и к л а с с н и к и з анимал ись в ы ­ ращ иванием корм о во й к у л ь т у р ы — рапса. Б ы л и созд аны брига ды р е м о н т н и к о в . Всего за лето п р о ­ изведено с т р о и т е л ь н ы х работ на с ум м у 4 9 6 3 рубля. Всего летним трудом было охвачено 1 8 8 0 ш к о л ь н и к о в . Е с ть еще н ед о с т а т к и в работе по п р оф ориентации у ч а щ и х с я . К а б и н е т ы по п р оф ориентации не я в л я ю т с я це нтром всей в о с п и ­ та те л ь но й работы. Профессионал ьн а я о ри е н т а ц и я — не к р а т к о ­ временная к а м п а н и я . Она долж н а в е с ти с ь п о с то я н н о , к р о ­ п о тл и в о , объединяя у с и л и я ш к о л ы , семьи, общ еств енности . Сегодня, к а к н и к о г д а ранее, н у ­ ж е н с т р о г и й го с у д а р с т в е н н ы й подход к п о д го т о в ке т р у д о в ы х ресурсов?- Наш до лг — добиться с л а ж е н н о с т и в работе с местным п р оф тех у ч и л ищ е м . Чтобы обеспечить общество г а р м о.н и ч н о р а з в и т ы - ми л и ч н о с т я м и , с к р е п к и м здоровьем, го т о в ы м и к т р у д у и защите с о ц и а л и с т и ч е с к о й Родины, надо п о с т о я н н о со верше нс тво ­ в а т ь * физическо е в о с п и т а н и е . Б о л ь ш и н с т в о у ч и те л е й ш и р о к о и с п о л ь з у ю т в о з м о ж н о с т и в н е к ­ л а с с н ой работы по ф и зи че с ко й к у л ь т у р е и с п о р т у . Однако, к а к п о к а з ы в а ю т и т о г и и с т е к ш е г о г о ­ да, ряд ш к о л д алеки от у с п е ш ­ н о го р еш е н и я п о с та в л е н н ы х задач, д о п у с к а е т с я формальное п л а н и р о в а н и е учебной и в н е кл а с сной работы по к о м п л е к с у ГТО. П о с т о я н н о го в н и м а н и я треб у ­ ют^ в о п р о сы д и с ц и п л и н ы , р а з ум ­ ной о р г а н и з а ц и и досу га ш к о л ь ­ н и к о в с уче то м в о з р а с т н ы х особенностей. П р а к т и к а в н е д рения в ш к о ­ лах у ч к о м о в я в л я е т с я одним из в а ж н ы х средств р а з в и т и я общ ес тв ен н ой а к т и в н о с т и , н р а в ­ с тв е н но го в о с п и т а н и я у ч а щ и х с я . Е сл и бы в к а ж д о й ш к о л е работа о р ганов с а м о у п р ав л ен и я была п о с тавл ена на д о лж ном у р ов н е , то сегодня не г о в о р и л и бы о т а к о й к а т е г о р и и детей, к а к « т р у д н ы е » п о д р о с т к и . Во мног и х ш к о л а х о т с у т с т в у е т работа с д а н н ы м к о н т и н г е н т о м детей. Не веде тся и н д и в и д у а л ь н ое шефство . Мало в о в л е ка ю т с я э ти дет и в г р у п п ы пр одл енного дня , к р у ж к и по интересам, п роизвод ­ с тв е н ны е зв е н ья . Ш к о л а — о р г а н и з а ц и я идеол о г и ч е с к а я . Она не мож е т с то ­ ять вне ж и з н и . I I мы, у ч и т е л я , обязаны а к т и в н о приобщ а ть у ч а ­ щ и х с я к м а р к с и с т с к о - л е н и н с к и м идеям, в о о р у ж а т ь молодежь з н а ­ н и ям и . I I чтобы и д т и вровень с ж и з н ь ю , неизменно пользоваться у в а ж е н и е м и а в тор и те ­ том к а к у у ч а щ и х с я , т а к и у родителей, у ч и те л ь обязан , п р еж Де всего, т в о р и т ь самого себя. Сов ременный у ч и те л ь — это умелый в о с п и та те л ь , п о л и т и ч е с ­ к и й боец, з н а т о к своего предмета, вл адеющий и с к у с с т в о м дох о д чи в ос ти преподать н а у ч н ы е и с т и н ы собственной ж и з н ь ю и труд ом , у т в е р ж д а ю щ и й среди молодежи моральные п р и н ц и п ы ко м м у н и зм а . • • • В своем в ы с т у п л е н и и д и р е к ­ тор Ч у в а ш и н с к о й во сьмиле тней ш к о л ы 3. Н. Голубева р а с с к а з а ­ ла о работе с е л ь с к о й в о сьм и ­ л е т к и , о ее задачах и проблемах. В ч а с т н о с т и , она о тме ти ­ ла, ч то н ем а л о в а ж н а я роль в р еш е н и и зад ач , п о с та в л е н н ы х ! X X V I съездом п а р т и и перед на ­ родным образованием, п р и н а д ­ л е ж и т с е л ь с к и м во сьм и л е тн им ш к ол а м , к о т о р ы е я в л я ю т с я фундаментом в о с у щ е с т в л е н и и всеобще го среднего обра зов ания . Имен ­ но отсюда, и з восьм и л е то к , у ч а ­ щ иеся и д у т в старшие к л а с с ы общеобразовательных ш к о л в Г П Т У , в ОП ТУ . У ч и те л я м с е л ь с к и х в о с ь м и ­ л е т н и х п р и х о д и т с я п р и к л а д ы ­ вать у с и л и я к том у , ч то бы не т о л ь к о в о о р у ж и т ь у ч а щ и х с я п р о ч н ы м и з н а н и я м и основ н а у к , но и в о с п и т ы в а т ь в н и х твер ­ дую и д е й н ую у бежд еннос ть н р а в с т в е н н о с т ь , любовь к Родине и г о то в н о с т ь к защ и те ее, а т а к ж е к о м м у н и с т и ч е с к о е о т ­ н ош ение к т р у д у . Селу н у ж н ы рабочие р у к и , н у ж н ы образов а н ны е , хорош о з нающ ие свое дело ^ с п ец и ал и с ты . Задача сов е т с к о й се л ь с к о й ш к о л ы — р а с т и т ь к а д р ы для села. Больш и н с т в у ш к о л эта задача под с и л у . Т а к , за и с те кш е е п я т и ­ летие ш к о л у о к о н ч и л о 120 ч ел ове к. Все о н и п о л у ч и л и сред нее образование; 6 0 челове к работают в сельском х о зя й с тв е , и з н и х 1 0 с п е ц и а л и с т о в . Это и н ж е н е р ы к о л х о з а , т е х н и к и - с тро и тел и , м е х а н и к и , зоо - и ве т - р а б о т н и к и , с п е ц и а л и с т ы л есного х о з я й с т в а . З н а ч и т , в о с ьм и ­ ле тним ш к о л а м под с и л у реша ть и пр облему среднего обр а зо в ан и я , и пр облему кадров для села. Вче раш н и е ш к о л ь н и к и с т а н о ­ в я т с я н а с т о ящ и м и мастерами своего дела. Этому с п о с о б с тв у ­ ет п о с т а н о в к а пр оф о ри е нта ци о н ­ ной работы в ш к о л е : п о с т о я н ­ ные в с т р е ч и со с п е ци ал и с та м и и т р у ж е н и к а м и села, э к с к у р с и и на п р о и зв о д с тв е н ны е к о м п л е к ­ с ы ; этом у сп о с о б с тв ую т и те ­ м а т и ч е с к и е вечера «Хвала р у ­ к а м , ч то п а х н у т хлебом», « Л ю ­ ди р а с т и л и хлеб, це л и н а р а с т и ­ ла людей», этом у способ с тв ует помощь к о л х о з у во в с е х т р у д о ­ в ы х пр оц ес с а х . В ы п о л н я я девиз « На к о м м у ­ н и с тов равняем ш а г » , 8 3 у ч е ­ н и к а н аш ей ш к о л ы собрали две т о н н ы м а к у л а т у р ы , п я т ь т о н н металлолома, 2 3 к и л о г р а м м а бе резовых п о ч е к . У ч а щ и м и с я ш к о л ы заработано в и н д и в и д у ­ альном и к о л л е к т и в н о м труд е 5 0 0 рублей. К о нечно , большое значение в том, ч то н аш и в ы п у с к н и к и остаются работать в селе, имеют те перемены, ко тор ы е п р о ­ и зош л и в настоящее время в деревне, в районе в целом. Село растет, хорошеет, с о о р у ж а ­ ются современные пр ои зво д с т ­ венные к о м п л е к с ы , ч то обле гчает т р у д с е л ь с к о го т р у ж е н и ­ к а . Строятся новые ж и л ы е дома, над к а ж д ы м по д н им аю тся телев и з и о н ны е а н т е н н ы , заметно у л у ч ш а е т с я бытовое о б с л у ж и в а ­ ние населения. Ж и з н ь сельчан п а л а д уховно бо гаче, насы -. •ценней. Выросла наша ш к о л а и ее ка д р ы . Из старого п о к о с и в ш е ­ гося здания мы переехали в светлое просторное помещение со с п о р т и в н ы м залом, с к а б и ­ нетами. Два о т л и ч н и к а народного образования т р у д я т с я в н а ­ шей ш к ол е , трое у ч и т е л е й н а г ­ р аж д е ны з н а к а м и «Победитель с о ц и а л и с т и ч е с к о г о соревнов а ­ н и я » , два н а ш и х т ов ар ищ а — грамотами М и н и с т е р с т в а п р ос в е ­ щ е н и я РСФСР и ВЦСПС. — М н о г и х н а ш и х у ч и т е л е й т ру д но п р е д с та в и ть вне к о л л е к ти в а . И в этом о тн о ш е н и и мне х о че т с я отдать должное В . С. Я ко в л е в о й , — п р одолж ае т 3. Н. Голубева.^ — Мать д в у х малень к и х детей, она усп е вае т соверш и т ь с у ч е н и к а м и э к с к у р с и ю на ферму, п р ов е с ти К В Н , сбор и ко м сомоль с кое собрание. К р о ­ ме то го , она с т у д е н т к а п я т о г о к у р с а п е д и н с т и т у т а . М. К у д р я в ­ цева приобщ ил а детей к в ы ­ п у с к у с т ен н о й г а зе т ы , к х у д о ­ ж е с т в е н н о й самодеятельности. Она у ч и т и х быть а к т и в н ы м и в больших и малых делах. Г. А . Де дко ва — старшая в о ж а т а я , в шестой раз н а гр а ж д е н а алой лентой Ц К В Л КСМ и Ц е н т р а л ь ­ ного Совета Всесоюзной п и о ­ н е р с к о й о р г а н и з а ц и и имен и В. И. Л е н и н а . К ад ры р а с т у т , но в наше время, к а к справедлив о замечает Л . И. Б ре ж н е в , требования к работе у ч и т е л я все более во зр ас таю т, ч то обязывает нас п о с то я н н о обогащать свои зн а ­ н и я , п о в ы ш а т ь п е д а го ги ч е с к о е мастерство, овладевать передовы ми методами о б у ч е н и я . А времени у с е л ь с к о го у ч и те л я мало, п о то м у , ч то он и п р о п а ­ га н д и с т , и а ги т а т о р , и р у к о в о ­ ди тель л е к т о р с к о й г р у п п ы общества « З н а н и е » , и у ч а с т н и к х у д о ж е с т в е н н о й самодеятельност и . Нет в н а ш и х с е л ь с к и х ш к о ­ лах к в а л и ф и ц и р о в а н н ы х ка д р ов по тр у д о в о м у о б уче н ию , м у з ы ­ к е , р и с о в а н и ю . Отсюда, не мож е т быть поставл ено на соврем ен ны й ур о в е н ь э с т е ти ч ес ко е и трудовое в о с п и т а н и е , не в ы ­ п о л н я ю т с я п р о гр ам м ы . С ущ ес т в у е т еще одна пр облема, х а р а к т е р н а я , наверное, и (ля с ред них ш к о л . Мало у нас м у ж ч и н - у ч и т е л е й , ч то о т р и ц а ­ тел ьно с к а з ы в а е т с я на в о с п и т а ­ н и и м а л ь ч и к о в . К о м у к а к не м у ж ч и н е ув л еч ь « т р у д н о г о » п о д ­ р о с т ка и фотоделом, и т е х н и ­ ч е с к и м моделированием. Необходимо в е с т и о ри е нт а ц и ю н а ­ ш и х у ч а щ и х с я - ю н о ш е й на педаг о г и ч е с к у ю работу. Еще одна общая проблема — малая нап о л н я е м ос ть к л а с с о в , особенно н а ч а л ь н ы х . Обучение у ч а щ и х с я в к л а с с а х - к о м п л е к т а х с н и ж а е т к а ч е с т в о и х з н а н и й , р а с х о л а ж и в а е т н е р а д и в ы х , не ­ д и с ц и п л и н и р о в а н н ы х . П о и с ти не н у ж е н т в о р ч е с к и й п о и с к , н у ж н а о гро м на я э р у д и ц и я , ч то б ы р а з ­ де лить 4 5 м и н у т на т р и к л а с ­ са, в о о р у ж и т ь у ч а щ и х с я п р о ч ­ н ы м и з н а н и я м и , в о с п и т а т ь н ас ­ т о я щ и х г р а ж д а н . В р еш е н и и этой проблемы есть в ы ход . П у с т ь будет в 1— 3 к л а с с а х 1 4 — 1 9 у ч а щ и х с я , но это будет два к о м п л е к т а , но не один. Проблем н е р е ш е н н ы х много , но ^ там , где к о л л е к т и в с п а я н ­ н ы й , д р у ж н ы й , т в о р ч е с к и и щ у ­ щ и й , и х м ож но р еш и т ь . Работа ш к о л ы по о с у щ е с р л е я и ю всеобщего среднего образ о в а н и я — тема в ы с т у п л е н и я д и р е к то р а Б и а з и н с к о й средней ш к о л ы В. Г. Борисова. — В ы п о л н я я з а к о н о в с е ­ общем среднем обра зов ан и и , к о л л е к т и в Б и а з и н с к о й средней ш к о л ы добился н е п л о х и х ре ­ з у л ь т а т о в , — г о в о р и т т о в . Б о ­ р и с о в . — На п р о т я ж е н и и п о с ­ л е д н и х п я т и лет в ш к о л е не т отсева и з ч и с л а у ч а щ и х с я 1— 10 к л а с с о в . Все ребя та, о к о н ч и в ­ шие 8 кл а с с о в , п р о д о л ж аю т у ч и т ь с я и л и в общеобразовател ьн о й ш к ол е и л и в с р ед н и х у ч е б н ы х зав ед ен и я х . Т а к и е ре ­ з у л ь т а т ы , к о н е ч н о , не п р и ш л и сами собой. К п е р в о м у сентя б ря ш к о л а вместе с с е л ь с к и м Советом составля ет с п и с к и у ч а щ и х ­ ся. П оэтом у , все д е ти ш к о л ь н о ­ го в о зра с та бе ру т ся на у ч е т и п е р в о го сентя б ря садятся за п а р т ы . У ч и т е л я ш к о л ы , прод о лж ае т в ы с т у п а ю щ и й , с большой о т ­ в е т с т в е н н о с т ь ю о тн о с я т с я к сво ­ ему делу — в о с п и т а н и ю и о б у че н ию молодого п о к о л е н и я . Есл и раньше с р ед няя ш к о л а г о ­ тов и л а молодых людей к п о с ­ т у п л е н и ю в в ы с ш и е и л и средние учебны е зав ед ен и я , то т е ­ перь перед н ам и с т о и т д р у г а я задача — вместе с а тте с та то м в ы п у с к н и к д о л ж е н п о л у ч и т ь док у м е н т о п р и с в о е н и и рабочей с п е ц и а л ь н о с т и . Ш к о л а д о л ж н а г о т о в и т ь к в а л и ф и ц и р о в а н н ы х ра б о чи х . Ю н ош и 9— 10 к л а с с о в и з у ч а ю т т р а к т о р , д е в у ш к и — основы ж и в о т н о в о д с т в а . В этом го д у был сделан п е р в ы й в ы п у с к операторов м а ш и н н о г о д о ен и я . Экзам ены п о к а з а л и , ч то д е в у ш ­ к и хорошо п о д го т о в л е н ы теорет и ч е с к и , и ум ею т рабо тать с а п п а р а т а м и . М ы ведем большую работу по п р оф ориентации у ч а щ и х с я , Л з 2 3 в ы п у с к н и к о в 8 к л а с с а ч е т ­ веро б у д у т у ч и т ь с я в С С П Т У - 2 1 , один — в м ед учи л ищ е , о с т а л ь ­ ные п о й д у т в д е в я т ы й к л а с с . На базе н аш ей ш к о л ы работает уч ебно - к о н с у л ь т а ц и о н ­ н ы й п у н к т для р або тающ ей мол о д еж и . За семь ле т работы У К П среднее обра зование п о л у ­ ч и л и около 6 0 м ол оды х людей. В прош едш ем у ч еб н о м го д у среднее образование п о л у чи л о д евять че л о в е к . С к а ж д ы м годом работать в У К П с т а н о в и т с я труд не е . Одним у ч и т е л я м не под с и л у п р и в ­ лечь л и ц , не и м ею щ и х среднего о бра зов ан и я . Работу в этом н а п р а в л е н и и м ож но о ж и в и т ь в том с л учае , если р у к о в о д и ­ тел и п р е д п р и я т и й и председател и ко л х о з о в б у д у т заинтерес о в а н ы в п о в ы ш е н и и общеобразов а те л ь но го у р о в н я с в о и х р а ­ б о ч и х . (П ро д о лж ен и е на 4 - й с т р . ) -

RkJQdWJsaXNoZXIy