За дело Ленина, 1981, № 89

П р о л е т а р и и всех стран, с о е д и н я й т е с ь ! ОРГАН СЕВЕРНОГО РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ Выходит по вторникам, четвергам и субботам. т а в л i l H / I V Га зета о с н о в а н а 20 и ю ля 1935 £ о д а _ № 89 (52171 С У Б Б О Т А 25 июля 1981 г о д а Цена 2 коп. Бюро Северного райкома партии, исполком районного Совета народных депутатов, президиум райкома профсоюза работников сельского хозяйства подвели итоги рабо- ■ты доярок, скотников дойных и откормочных гуртов и телятниц за шесть месяцев 1 98 1 года и признали победителями в социалистическом соревновании: Усову Е. Я. — доярку колхоза имени XXII съезда КПС , надоившую по 1 6 5 0 килограммов молока на фуражную корову; Ковган П. М. — доярку колхоза «Путь к коммунизму», надоившую по 1647 килограммов молока от коровы; Капорикову М. П. — доярку колхоза «VII съезд Советов», надоившую по 1 63 9 килограммов молока от коровы; Щербакову А. Р. — доярку колхоза «Память Ленина», надоившую от фуражной коровы по 1 6 1 3 килограммов молока; Асанову М, Ф. — доярку колхоза «Путь к коммунизму», надоившую по 1 57 6 килограммов молока от коровы; Ковган М. Е. — доярку колхоза «Путь к коммунизму::,, надоившую ■по 2 5 2 3 килограмма молока на первотелку; Иванову А. А. — доярку этого же колхоза, получившую по 2 4 9 6 килограммов молока на первотелку; Лаврову А. Е. — доярку этого же колхоза, надоившую на первотелку по 2 3 5 3 килограмма молока; Ложкина Е. В., Скасырского С. П. — скотников дойного гурта колхоза имени XXII съезда КПСС, обеспечивших надой молока по 1 4 6 4 килограмма от каждой закрепленной за ними коровы; Степанову Г. В. — телятницу колхоза «Путь к коммунизму», получившую среднесуточный привес молодняка с начала года по 9 5 0 граммов на голову; Нескорову А. Е. — телятницу колхоза «Память Ленина», получившую среднесуточный привес молодняка с начала года по 8 6 2 грамма на голову. ш ★ ★ ★ _______ и В и н н и ц к а я область . К а ж д ы й г е к т а р п а с т б и щ а в к о л х о з е и м е н и Ч а п а е в а В и н н и ц к о г о р а й о н а о б е с п е ч и т г о д о в о е п р о и з в о д с т в о 7 0 ц е н т н е р о в м о л о к а и 5 ц е н т н е р о в м я с а . К о л х о з я в л я е т с я о п о р н ы м х о з я й с т в о м У к р а и н с к о г о Н И И к о р м о в . З д е с ь с о з д а н о и н т е н с и в ­ н о е к у л ь т у р н о е п а с т б и щ е , к о т о р о е с т а л о г л а в н о й к о р м о в о й б а ­ з о й к р у п н е й ш е г о в о б л а с т и м о л о ч н о г о к о м п л е к с а . Н о в а я т е х н о л о г и я , р а з р а б о т а н н а я в Н И И , о б е с п е ч и в а е т п о л у ­ ч е н и е п о ч т и с т а ц е н т н е р о в к о р м о в ы х е д и н и ц с к а ж д о г о г е к т а р а . В о с н о в е а г р о т е х н и к и , п о в ы ш а ю щ е й и н т е н с и в н о с т ь к у л ь т у р н о г о п а с т б и щ а , — с б а л а н с и р о в а н н ы й п о д б о р т р а в в з а в и с и м о с т и о т их п и т а т е л ь н ы х к а ч е с т в , д о з и р о в к а а з о т н ы х у д о б р е н и й , о п т и м а л ь ­ н ы й р е ж и м о р о ш е н и я . З а п е р в ы й у к о с с к а ж д о г о и з 4 0 0 г е к т а р о в с н я т о п о 2 0 0 ц е н т ­ н е р о в з е л е н о й м а с с ы , к о т о р а я п о ш л а н а п р и г о т о в л е н и е с е н а ж а , с и л о с а и в и т а м и н н о й м у к и . Д о к о н ц а с е з о н а б у д е т п р о в е д е н о е щ е т р и к о с о в и ц ы . У р о ж а й о б е с п е ч и т з а к л а д к у н а з и м у д л я к а ж д о й к о р о в ы ч е т ы р е х т о н н с о ч н ы х и т р е х ц е н т н е р о в с у х и х к о р м о в . Н а о с н о в е о п ы т а к о л х о з а и м е н и Ч а п а е в а и н т е н с и в н ы е п а с т б и ­ щ а с о з д а ю т с я в о м н о г и х х о з я й с т в а х о б л а с т и . Н а с н и м к е : з а в е д у ю щ и й л а б о р а т о р и е й л у г о в и п а с т б и щ Н И И П. С . М а к а р е н к о ( с л е в а ) , н а у ч н ы й с о т р у д н и к Е. П . К о в т у н и з а м е с т и т е л ь п р е д с е д а т е л я к о л х о з а В, В. М о с т и ц к и й п р о в е р я ю т к а ч е с т в о т р а в о с т о я н а п а с т б и щ е . К А Ж Д Ы Й П О Г О ЖИ Й Ч А С - З А Г О Т О В К Е К О Р М О В ! ---- ft_-________ ______ — В райкоме КПСС, р а й и с п о л к о м е ^ райкоме п р о ф с о ю з а = Л ИДЕ Р ОСТ АЕТ СЯ П Р Е ЖН И Й Б ю р о С е в е р н о г о р а й к о м а п а р ­ т и и , и с п о л к о м р а й о н н о г о С о в е ­ т а н а р о д н ы х д е п у т а т о в и п р е з и ­ д и у м р а й к о м а п р о ф с о ю з а р а б о т ­ н и к о в с е л ь с к о г о х о з я й с т в а р а с ­ с м о т р е л и и т о г и с о р е в н о в а н и я к о л х о з о в н а з а г о т о в к е к о р м о в п о с о с т о я н и ю н а 2 0 ц ю л я 1981 г о д а и п о с т а но в и л и : П р и з н а т ь п о б е д и т е л е м в с о ­ р е в н о в а н и и к о л х о з и м е н и М . Г о р ь к о г о ( п р е д с е д а т е л ь А. Н. С а в ч и ц , с е к р е т а р ь п а р т о р г а н и з а ц и и Г. Е. А л е н с к и й , п р е д с е д а т е л ь с е л ь с о ­ в е т а П . Ф . Т и м к и н , п р е д с е д а т е л ь п р о ф к о м а В. М . М а к с и м о в , с е к ­ р е т а р ь к о м с о м о л ь с к о й о р г а н и з а ­ ц и и М . Т а р а к а н о в а , г л а в н ы й а г ­ р о н о м Н. А . П а н а р и н ) , з а г о т о ­ в и в ш и й 7 0 , 9 п р о ц е н т а с е н а к п л а н у , и л и 3,5 ц е н т н е р а к о р м о ­ в ы х е д и н и ц н а у с л о в н у ю г о л о в у . О с т а в и т ь к о л х о з у и м е н и М . Г о р ь к о г о п е р е х о д я щ е е К р а с ­ н о е з н а м я р а й к о м а п а р т и и , р а й ­ и с п о л к о м а и р а й к о м а п р о ф с о ю ­ з а р а б о т н и к о в с е л ь с к о г о х о з я й ­ с т в а . В т о р о е м е с т о п р и с у д и т ь к о л ­ х о з у « З а в е ты Ильича» ( п р е д с е д а т е л ь В. Н. Б а б и ч е в , с е к р е т а р ь п а р т ­ о р г а н и з а ц и и Ф . Л. К у д р я ш о в , п р е д с е д а т е л ь с е л ь с о в е т а Д . Т. А р ы к о в , п р е д с е д а т е л ь п р о ф к о м а И. Г. Т и м о ф е е в , с е к р е т а р ь к о м ­ с о м о л ь с к о й о р г а н и з а ц и и А . Ф е ­ д о р о в , г л а в н ы й а г р о н о м В. Я. В и л ь ш к е р с т ) , з а г о т о в и в ш е м у 5 8 п р о ц е н т о в с е н а к п л а н у , и л и 2,3 ц е н т н е р а к о р м о в ы х е д и н и ц н а у с л о в н у ю г о л о в у . Т р е т ь е м е с т о п р и с у д и т ь к о л ­ х о з у и м е н и X X I I с ъ е з д а К П С С ( п р е д с е д а т е л ь А . А . З а й ц е в , с е к ­ р е т а р ь п а р т к о м а А . И. В о р о б ь е в , п р е д с е д а т е л ь с е л ь с о в е т а Ю . П . К о л я з о в , п р е д с е д а т е л ь п р о ф к о м а С . Д . М и з е в , с е к р е т а р ь к о м с о ­ м о л ь с к о й о р г а н и з а ц и и А . К р у - ч и н и н , г л а в н ы й а г р о н о м Н . В. Т е р е х и н ) , з а г о т о в и в ш е м у 5 4 , 3 п р о ц е н т а с е н а к п л а н у , и л и 2,1 ц е н т н е р а к о р м о в ы х е д и н и ц н а у с л о в н у ю г о л о в у . К о л х о з ы , з а н я в ш и е к л а с с н ы е м е с т а , з а н е с т и н а р а й о н н у ю д о с ­ к у П о ч е т а . О т м е т и т ь п о л о ж и т е л ь н у ю р а б о ­ т у н а з а г о т о в к е к о р м о в к о л х о ­ з о в « П а м я т ь Л е н и н а » , и м е н и К. М а р к с а и « Н а ш а Р о д и н а » . В с е с и л ы на выполнение задани я Д л я о б е с п е ч е н и я о б щ е с т ­ в е н н о г о ж и в о т н о в о д с т в а н а п р е д с т о я щ у ю з и м о в к у г р у б ы ­ м и к о р м а м и н а ш е м у к о л х о з у н е о б х о д и м о з а г о т о в и т ь 1 7 7 0 0 ц е н т н е р о в с е н а . О б ъ е м р а б о ­ т ы б о л ь ш о й . О т т о г о , к а к х о з я й с т в о с п р а в и т с я с н и м , б у д е т з а в и с е т ь п р о и з в о д с т в о и п р о д а ж а п р о д у к т о в ж и в о т ­ н о в о д с т в а в о в т о р о м г о д у о д и н н а д ц а т о й п я т и л е т к и . Н е д о с т а т о к к о р м о в в п р о ш ­ л у ю з и м о в к у о ч е н ь р е з к о с н и ­ з и л п р о д у к т и в н о с т ь о б щ е с т ­ в е н н о г о с т а д а , ч т о о т р и ц а ­ т е л ь н о п о в л и я л о н а э к о н о м и ­ к у к о л х о з а . П о э т о м у п р а в л е ­ н и е , п а р т б ю р о , п р о ф к о м и с п е ц и а л и с т ы х о з я й с т в а с з и ­ м ы э т о г о г о д а п р и н и м а ю т м е р ы д л я с о з д а н и я д о с т а ­ т о ч н о г о з а п а с а к о р м о в н а п р е д с т о я щ у ю з и м о в к у . С в о е в р е м е н н о и к а ч е с т в е н н о п о д г о т о в л е н а к о р м о у б о р о ч - ч а я т е х н и к а , с о з д а н ы и у т ­ в е р ж д е н ы к о м п л е к с н ы е з в е н ь я н а з а г о т о в к е с е н а , к о т о р ы м д о в е д е н ы к о н к р е т К Ы е з а д а ­ н и я . Р а з р а б о т а н ы у с л о в и я с о ­ ц и а л и с т и ч е с к о г о с о р е в н о в а н и я , г д е п р е д у с м о т р е н ы м е р ы м о ­ р а л ь н о г о и м а т е р и а л ь н о г о п о ­ о щ р е н и я з а д о с т и г н у т ы е у с ­ п е х и в в ы п о л н е н и и з а д а н и й и в з я т ы х с о ц и а л и с т и ч е с к и х о б я з а т е л ь с т в . М е х а н и з а т о р а м и л ю д я м , р а б о т а ю щ и м н а л у г а х , с о з ­ д а н ы н о р м а л ь н ы е у с л о в и я : с в о е в р е м е н н а я д о с т а в к а и х к м е с т у р а б о т ы , о б е с п е ч е н и е г о р я ч и м и о б е д а м и , с в е ж е й п и т ь е в о й в о д о й . Р е г у л я р н о В З А Д А Н Н О М РИТМЕ Б рян ск . Д р у ж н о в е д у т ж а т ­ в у м е х а н и з а т о р ы с о в х о з а « В а ­ с и л ь е в с к и й » С т а р о д у б с к о г о р а й о н а . У б о р о ч н ы й к о м п л е к с б л а г о д а р я т о м у , ч т о з а р а н е е б ы л и с д е л а н ы о б к о с ы , р а з б и ­ т ы з а г о н к и , а т е х н и к а х о р о ­ ш о п о д г о т о в л е н а к ж а т в е , с п о д в о д я т с я и т о г и с о р е в н о в а ­ н и я . О т р у д о в ы х д о с т и ж е н и ­ я х з в е н ь е в и о т д е л ь н ы х з а г о ­ т о в и т е л я х к о р м о в ш и р о к о р а с с к а з ы в а е т с я в « Б о е в ы х л и с т ­ к а х » , « М о л н и я х » , п о м е с т н о ­ м у р а д и о в е щ а н и ю . С п е р в ы х д н е й с е н о з а г о ­ т о в к и в с о ц и а л и с т и ч е с к о м с о ­ р е в н о в а н и и п е р в е н с т в о у д е р ­ ж и в а е т з в е н о ч л е н а п р о ф к о ­ м а Г е н н а д и я Е ф и м о в и ч а Н о ­ в и к о в а . В з в е н е — 16 ч е л о ­ в е к , о н и р а б о т а ю т с л а ж е н н о , с б о л ь ш и м с т а р а н и е м . С е ­ г о д н я к о л л е к т и в б л и з о к к в ы ­ п о л н е н и ю з а д а н и я . З в е н о з а ­ с к и р д о в а л о 7 4 0 0 ц е н т н е р о в с е н а , п р и п л а н е 8 т ы с я ч . Н е п л о х о т р у д я т с я з в е н ь я п о д р у к о в о д с т в о м И. П . К о ч е - р е ш к о и С . А . И в а н о в а . М ы ч а с т о о р г а н и з о в ы в а е м в о с к р е с н и к и . Н а н и х с м е т а н о в р у ч н у ю б о л е е д в у х т ы с я ч ц е н т н е р о в . Н а в о с к р е с н и к а х о т л и ч и л и с ь к о м м у н и с т Н. Д . В е р б и ц к и й и А . И. Л е щ и н с ­ к и й . О н и с о с в о и м и в е р ш и л ь - щ и к а м и Г а л и н о й Ч у я к о в о й и Л ю б о й К а п и т о н о в о й з а м е т ы ­ в а л и в с т о г а д о 1 00 ц е н т н е ­ р о в с е н а . В с е г о п о к о л х о з у з а с к и р д о ­ в а н о 112 8 1 ц е н т н е р с е н а . В н а с т о я щ е е в р е м я к о с о в и ­ ц а т р а в п р о д о л ж а е т с я в р а й ­ о н е б о л о т а Ч и м г а н и н а 4Б о л ь - ш и х с о л о н ц а х . Т р а в о с т о й н е ­ в е л и к , н о п л а н о в о е з а д а н и е п о з а г о т о в к е с е н а в ы п о л н и м . Ф . К У Д Р Я Ш О В , с е к р е т а р ь п а р т б ю р о к о л ­ х о з а « З а в е т ы И л ь и ч а » . п е р в ы х ж е ч а с о в д о с т и г з а ­ д а н н о й п р о и з в о д и т е л ь н о с т и т р у д а . Б о л ь ш е в с е х у л о ж и л з е р н о в ы х в в а л к и В. П и с а ­ р е н к о . О н п е р е в ы п о л н я е т н о р ­ м у в п о л т о р а р а з а . В ы ш л и в п о л е у б о р о ч н о ­ т р а н с п о р т н ы е к о м п л е к с ы в П о г а р с к о м и К л и м о в с к о м р а й ­ о н а х . СУТОЧНЫЕ НАДОИ молока на корову 24 и ю л я 1981 г о д а (в к илограммах) К о л х о з ы 1981 г. 19 8 0 г. Б о р ь б а з а м и р 10,0 10,1 П а м я т ь Л е н и н а 9,5 8 ,2 П у т ь к к о м м у н и з м у 9,3 8 ,7 V I I с ъ е з д С о в е т о в 8,6 10,4 и м . X X I I с ъ е з д а К П С С 8,6 8 ,7 и м . К. М а р к с а 8 ,2 7 ,0 и м . М . Г о р ь к о г о 7,6 7 ,0 Н о в а я ж и з н ь 7,3 6 ,8 Н а ш а Р о д и н а 7,2 В о с х о д 6,9 7,8 З а в е т ы И л ь и ч а 5,6 6,4 П о р а й о н у 8,1 8 , 0 П о д а н н ы м н а 2 4 и ю л я п р о - и з о ш л о у в е л и ч е н и е н а д о е в н а ф у р а ж н у ю к о р о в у в к о л х о з а х « Б о р ь б а з а м и р » , и м е н и М . Г о р ь к о г о , « З а в е т ы И л ь и ч а » , « Н а ш а Р о д и н а » , г д е н а д а и в а ю т с о о т в е т ­ с т в е н н о п о 10, 7,6, 5,6, 7 ,2 к и л о ­ г р а м м а . И в с е - т а к и э т о м е н ь ­ ш е , ч е м в п р о ш л о м г о д у н а д а н н ы й п е р и о д . В к о л х о з е ' « П а ­ м я т ь Л е н и н а » с е й ч а с п о л у ч а ю т п о 9 ,5 к и л о г р а м м а п р о д у к ц и и в д е н ь , а 21 и ю л я н а д о и б ы л и в ы ш е — 9,7, Т о ж е с а м о е в « В о с х о д е » , и м е н и X X I I с ъ е з д а К П С С , « П у т ь к к о м м у н и з м у » , « V I I с ъ е з д С о в е т о в » , п р о д у к ­ т и в н о с т ь к о р о в з д е с ь с н и з и л а с ь . Х о з я й с т в а м н е о б х о д и м о и с ­ п о л ь з о в а т ь л ю б у ю в о з м о ж н о с т ь , ч т о б ы п р е к р а т и т ь с п а д н а д о е в ,

2 u K i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i l i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i i M i i i i i i i i i i i i « З А Д Е Л О Л Е Н И Н А » . ................................... ти п № 89 (5217) ф 25 июля 19Й1 года П о д с о б н ы е х о з я й с т в а п р е д ­ п р и я т и й , о р г а н и з а ц и й , о к о ­ т о р ы х т е п е р ь г о в о р я т д о с т а ­ т о ч н о ч а с т о , д е л о н е н о в о е : в т я ж е л ы е г о д ы в о й н ы и н е ­ к о т о р о е в р е м я п о с л е н е е п р и б о л ь н и ц а х , ш к о л а х , д е т с к и х с а д а х , р я д е п р е д п р и я т и й м е с т н о й п р о м ы ш л е н н о с т и р а й о н а с у щ е с т в о в а л и о г о р о д ы , н т к о т о р ы х в ы р а щ и в а л и с ь о в о ­ щ и , к а р т о ф е л ь , к о е - г д е и м е ­ л и с ь н е б о л ь ш и е с в и н о ф е р м ы , о б е с п е ч и в а ю щ и е д е ш е в ы м м я с о м с т о л о в ы е , б у ф е т ы и т. п. П о т о м в с е о к а з а л о с ь п о ч е м у - т о л и ш н и м . П р и ш л и в з а п у с ­ т е н и е з е м е л ь н ы е у ч а с т к и , к а к н е р е н т а б е л ь н ы е , п р е к р а т и л и с в о ю ж и з н ь ф е р м ы . К а з а л о с ь , ч т о ц е н т р а л и з о в а н н о е о б е с п е ­ ч е н и е п р о д у к т а м и п и т а н и я — е д и н с т в е н н о п р а в и л ь н ы й п у т ь . Н о э т о , к с о ж а л е н и ю , о к а з а ­ л о с ь н е с о в с е м т а к . П р о б л е м а о б е с п е ч е н и я п р о д у к т а м и п и т а н и я в п о с л е д н и е г о д ы в н о в ь о б о с т р и л а с ь . Н е т , м ы н е с т а л и м е н ь ш е п о л у ­ ч а т ь о в о щ е й , у р о ж а и к а р т о ­ ф е л я п о - п р е ж н е м у в е л и к и , н е с т р а д а ю т н а ш и д е т с к и е с а д ы и ш к о л ы - и н т е р н а т ы о т с у т с т в и ­ е м м я с а . Д е л о н е в э т о м . Р е ч ь и д е т о д р у г о м : п о д с о б ­ н о е х о з я й с т в о м о ж е т о б е с п е ­ ч и т ь о р г а н и з а ц и ю - в л а д е л ь ц а н а и б о л е е д е ш е в о й п р о д у к ц и ­ е й , п р и н е с т и е й о п р е д е л е н - Подсобное - не н ы й д о х о д , у л у ч ш и т ь п и т а н и е д е т е й , с о т р у д н и к о в . Э т а м ы с л ь — р е ш е н и е в б л и ж а й ш е е б у д у щ е е п р о б л е ­ м ы п и т а н и я — н а ш л а с в о е п р я м о е п р о д о л ж е н и е н а п р о ­ ш е д ш е м н е д а в н о о ч е р е д н о м ф о р у м е к о м м у н и с т о в н а ш е й с т р а н ы в ф е в р а л е э т о г о г о ­ да . В с п о м н и м с л о в а Г е н е р а л ь н о г о с е к р е т а р я Ц К К П С С Л. И. Б р е ж н е в а , с к а з а н н ы е и м н а X X V I с ъ е з д е п а р т и и : « О с ­ н о в о й с о ц и а л и с т и ч е с к о г о с е л ь с к о г о х о з я й с т в а б ы л и и о с т а ­ ю т с я к о л х о з ы и с о в х о з ы . Н о э т о в о в с е н е о з н а ч а е т , ч т о м о ж н о п р е н е б р е г а т ь в о з м о ж ­ н о с т я м и л и ч н ы х п о д с о б н ы х х о з я й с т в . . . П р и н а д л е ж а щ и е т р у ­ д я щ и м с я с а д ы , о г о р о д ы , п т и ­ ц а , с к о т — э т о ч а с т ь н а ш е г о о б щ е г ^ б о г а т с т в а . . . В с е м е р н о й п о д д е р ж к о й д о л ж н ы т а к ж е п о л ь з о в а т ь с я п о д с о б н ы е х о ­ з я й с т в а п р о м ы ш л е н н ы х п р е д ­ п р и я т и й » . В о т . с э т и х п о з и ц и й и с л е д у е т р а с с м а т р и в а т ь п о с ­ т а н о в л е н и е Ц К К П С С и С о в е ­ т а М и н и с т р о в С С С Р « О п о д ­ с о б н ы х с е л ь с к и х х о з я й с т в а х п р е д п р и я т и й , у ч р е ж д е н и й , о р г а н и з а ц и й » , п р и н я т о е 4 д е ­ к а б р я 1 9 7 8 г о д а . К э т о м у в о п р о с у в и ю л е с. г. о б р а т и л и с ь б ю р о р а й к о ­ м а п а р т и и и и с п о л к о м р а й ­ о н н о г о С о в е т а н а р о д н ы х д е ­ п у т а т о в . Ч т о ж е в ы я с н и л о с ь ? Б и а з и н с к а я в о с ь м и л е т н я я в с п о м о г а т е л ь н а я ш к о л а и м е е т 2 5 г е к т а р о в з е м е л ь н ы х у г о д и й , второстепенное з д е с ь с о з д а н о п о д с о б н о е с е л ь с к о е х о з я й с т в о , к о т о р о е з н а ч и т е л ь н о у л у ч ш и л о о б щ е ­ с т в е н н о е п и т а н и е у ч а щ и х с я . З а с ч е т м я с а , в ы р а щ е н н о г о в п о д с о б н о м х о з я й с т в е ш к о л ы , п о т р е б н о с т и в н е м у д о в л е т в о ­ р я ю т с я н а 2 8 — 3 0 п р о ц е н т о в . З д е с ь в ы р а щ и в а е т с я 4 0 о в е ц , 3 5 с в и н е й . О п ы т в о с ь м и л е т н е й в с п о м о ­ г а т е л ь н о й ш к о л ы г о в о р и т о т о м , ч т о п о д с о б н ы е с е л ь с к о ­ х о з я й с т в е н н ы е ц е х и — н е в т о ­ р о с т е п е н н о е д е л о , ч т о о н и д о л ж н ы з а н я т ь в э к о н о м и к е п р е д п р и я т и й д о с т о й н о е м е с т о . О д и н н а д ц а т а я п я т и л е т к а , с л е д о в а т е л ь н о , м о ж е т с т а т ь п о в о р о т н о й в о т н о ш е н и и к п о д с о б н ы м с е л ь с к и м х о з я й с т ­ в а м . Ш и р о к у ю п р о г р а м м у п о с т р о и т е л ь с т в у п р о и з в о д с т в е н ­ н о й б а з ы и п о д с о б н ы х х о ­ з я й с т в н а м е т и л и С е в е р н ы й л е с п р о м х о з и з а г о т к о н т о р а С е в е р н о г о р а й п о . Д л я э т о г о в ы д е л е н а д о п о л н и т е л ь н а я т е х н и к а п о п р о и з в о д с т в у к о р ­ м о в , р е ш а е т с я в о п р о с о в ы ­ д е л е н и и з е м е л ь н ы х у ч а с т к о в . З а д а ч а т е п е р ь с о с т о и т в т о м , ч т о б ы о с у щ е с т в л е н и е н а м е ч е н н о й п р о г р а м м ы н е р а с т я н у ­ л о с ь н а г о д ы , ч т о б ы в б л и ­ ж а й ш е е в р е м я п о д с о б н ы е с е л ь с к и е х о з я й с т в а п р е д п р и я ­ т и й з а я в и л и о с е б е в о в е с ь г о л о с , к а к о х о з я й с т в а х р е н ­ т а б е л ь н ы х , д а л е к о н е в т о р о ­ с т е п е н н ы х . А. АР К А Д Ь ЕВ . К 1 5 0 -л е тию с о дня р ож д ени я И. Н. Ульянова Н а у к а — тепличному овощеводству О НАРОДНОМ ПРОСВЕТИТЕЛЕ В о Д в о р ц е к н и г и и м е н и В. И. Л е н и н а г о р о д а У л ь я н о в с к а о т к р ы т а в ы с т а в к а , п о с в я щ е н н а я 1 5 0 - л е т и ю с о д н я р о ж д е н и я в е л и к о г о р у с с к о г о п е - д а г о г а - п р о с в е т и т е л я И л ь и Н и к о л а е в и ч а У л ь я н о в а . Ж и з н ь и д е я т е л ь н о с т ь э т о г о з а м е ч а т е л ь н о г о ч е л о в е к а б ы л а о ц е н е н а е г о с о в р е м е н н и к а м и , и т е м и , к т о и з у ч а л и о п и с ы в а л и с т о р и ю р а з в и т и я н а р о д н о г о о б р а з о в а н и я в г у б е р н и и в к о н ц е п р о ш л о г о — н а ч а л е н ы н е ш н е г о в е к а и с о в е т с к и м и и с с л е д о в а т е л я м и . З д е с ь н а в ы с т а в к е , п е р в а я н а у ч н а я б и о г р а ф и я И. Н. У л ь я н о в а , н а п и с а н н а я е г о м л а д ш е й д о ­ ч е р ь ю М а р и е й И л ь и н и ч н о й п о д о к у м е н т а м , м а ­ т е р и а л а м и в о с п о м и н а н и я м и з в е с т н ы х к т о м у в р е м е н и . П р е д с т а в л е н ы н а в ы с т а в к е м о н о г р а ф и и р я д а у ч е н ы х , п о с в я щ е н н ы е д е я т е л ь н о с т и И. И. У л ь я ­ н о в а , и з д а н н ы е в 4 0 7 0 г о д ы О т д е л ь н ы м и р а з д е л а м и п о к а з а н а ж и з н ь и у ч е б а И. Н. У л ь я ­ н о в а в А с т р а х а н и и К а з а н и , п е д а г о г и ч е с к а я д е ­ я т е л ь н о с т и в П е н з е и Н и ж н е м Н о в г о р о д е , ф о р ­ м и р о в а н и е е г о и д е й н ы х и п е д а г о г и ч е с к и х в о з ­ з р е н и й в э т и п е р и о д ы . О с о б е н н о п о д р о б н о п о к а з а н а р а б о т а И. Н. У л ь я н о в а п о н а р о д н о м у о б р а з о в а н и ю в С и м б и р ­ с к о й г у б е р н и и н а . п о с т у и н с п е к т о р а , а з а т е м д и р е к т о р а н а р о д н ы х у ч и л и щ . Н а в ы с т а в к е д е ­ м о н с т р и р у ю т с я р е д к и е и з д а н и я , е ж е г о д н ы е о т ­ ч е т ы о с о с т о я н и и н а р о д н ы х у ч и л и щ г у б е р н и и , с т а т ь и , о п у б л и к о в а н н а я п е р е п и с к а И л ь и Н и к о л а ­ е в и ч а , е г о о т н о ш е н и я , п р е д л о ж е н и я , п р о ш е н и я , о б р а щ е н н ы е к з е м с к и м у ч р е ж д е н и я м п о п о в о д у в ы д е л е н и я с р е д с т в н а ш к о л ы , н а о к а з а н и е п о ­ м о щ и у ч и т е л я м , п о р а с ш и р е н и ю , п о с т р о й к е о т - • д е л ь н ы х у ч и л и щ и м н о г и м д р у г и м н а с у щ н ы м в о п р о с а м . Н а в ы с т а в к е е с т ь м а т е р и а л ы , п о к а з ы в а ю щ и е р о л ь И. Н. У л ь я н о в а в с о з д а н и и ш к о л ь н ы х б и б ­ л и о т е к , а т а к ж е е г о д е я т е л ь н о с т ь в с о с т а в е к о ­ м и т е т а С и м б и р с к о й о б щ е с т в е н н о й К а р а м з и н - с к о й б и б л и о т е к и . Б о л ь ш о й р а з д е л в ы с т а в к и о б И л ь е Н и к о л а е в и ч е — о т ц е , в о с п и т а т е л е с в о и х д е т е й о т к р ы в а е т с я в о с п о м и н а н и е м А н н ы И л ь и ­ н и ч н ы , Д м и т р и я И л ь и ч а и М а р и и И л ь и н и ч н ы У л ь я н о в ы х . И т о г и п л о д о т в о р н о й д е я т е л ь н о с т и И. Н. У л ь я ­ н о в а , э т о г о р ы ц а р я н а р о д н о г о п р о с в е щ е н и я - д е я т е л я « Р а з у м н о г о , д о б р о г о , в е ч н о г о » п о д в е ­ д е н ы а в т о р а м и в з а к л ю ч и т е л ь н о й г л а в е « И з в е с ­ т и й в с е й Р о с с и и » . В н е й о т м е ч а е т с я - ч т о с е ­ г о д н я и м я И. Н. У л ь я н о в а — с р е д и с а м ы х п а ­ м я т н ы х н е т о л ь к о в и с т о р и и п р о с в е щ е н и я , н о и и с т о р и и О т е ч е с т в а . Н а ш и с о в р е м е н н и к и в н и м а ­ т е л ь н о и з у ч а ю т б и о г р а ф и ю И. Н. У л ь я н о в а , е г о п е д а г о г и ч е с к о е н а с л е д и е . Д у х о в н ы й м и р э т о г о т а л а н т л и в о г о ч е л о в е к а , е г о п р я м о й ц е л е у с т р е м ­ л е н н ы й п у т ь в с е г д а б у д е т п р и м е р о м я р к о г о и б е з з а в е т н о г о с л у ж е н и я н а р о д у . Н. ЛЯПИН, ' к р а е в е д . Армянсная ССР. Широкое развитие получило в республике тепличное овощеводство. Зимние теплицы дают 4 0 процентов урожая в декабре — марте. — * Почти все тепличные хозяйства республики пользуются рекомендациями Института земледелия Министерства сельского хозяйства Армянской ССР. Его научные сотрудники разработали технологию возделывания основных овощных культур в зимних теплицах. Выявлены лучшие площади питания растений в зависимости от сорта, формы куста и удобрений. Уточнены оптимальные сроки посева семян и высадки рассады в грунт. В институте было изучено более 100 сортов помидоров и огурцов, девять из которых рекомендованы сейчас для промышленного разведения. В последние годы сотрудники института отобрали из мировой коллекции сорта дыни, фасоли и перца, которые могут дать в тепличных условиях 6 — 7 килограммов на одном квадратном, •метре площади. На верхнем снимке: в теплице Института земледелия заведую щий отделом овощеводства, доктор биологических наук, профессор А. Авакян (слева) и старший научный сотрудник, кандидат сельскохозяйственных наук Г. Асланян. На снимках внизу: в тепличном хозяйстве Института земледелия получен нынче хороший урожаи перца и крупногабаритной зеленой фасоли. Фото Р. Акопяна (Фотохроника ТАСС) Эти слова я однажды прочел в газете. Задумался. Они, показались мне, выражали основную мысль ситуации, которую приходилось встречать в самых различных уголках района, области. Действительно, между школой и колхозом существует самая тесная связь. Но дело в том, что не везде ее понимают одинаково, не везде к школе относятся равно. Ситуация такова: - на фермах и в поле не хватает рабочих рук, руководителям хозяйств их приходится искать где угодно, соглашаться принимать на работу ненадежных люлишь в том, что одни не полагаются на молодежь, так как видят в ней не столько смену старшим, сколько некую обузу себе и другим. Дескать, пусть она где угодно приобретет навык работать, а потом уж мы посмотрим: брать ее в колхоз, Вот мы были...». И забывают о том, что мы, поколение сорокалетних отцов, мы были детьми войны, когда взрослеть приходилось и в десять лет. Времена прошлые — далеки, и восьмидесятые годы не похожи на годы сороковые, пятидесятые. Изменилась жизнь, изменилось отношение к крестьянскому труду вообще, а к труду земледельца, животновода — в частности. Конная сенокосилка на колхоз ном поле — беспробудный ано- хронизм (разве что для личных нужд и возьмут ее), лобогрейку — так ее и на картинке в современном учебнике по сельскохозяйственной технике не увидишь, клейтон — помнит ли среднее поколение это слово? Гораздо чаще теперь от шести- леток-огальцов слышишь про «кировцы» и «нивы», про мощные сушильные установки и очистительные машины. Это — в полеводстве. В животноводстве — свой переворот. Взамен ручному труду доярок пришли легкие в эксплуатации вакуумные аппараты доильных установок самых различных марок. На фермы поступают и устанавливаются транспортеры по уборке помещений и раздаче кормов, черные чашечки автопоилок давно «выжили» ведра и колоды, которыми издавна пользовались доярки, намереваясь поить скот. Ветераны труда признаются: работать бы да радоваться, а тут возраст свои препоны ставит. И тут же озабочено: кто придет после нас? Кто? Это далеко не риторический вопрос. А правда, кто завтра или послезавтра возьмет в руки рычаги трактора, доильный аппарат, кто станет выращивать телят, кто построит новый дом на селе? За ответом на все эти и другие подобные вопросы следовало бы идти и в правление колхоза и в школу. Хотя бы в лишь бы в данный час не вались недоенными коровы, ь бы к первому снегопаду как закрыть крышу в дав- и безуспешно ремонтируемом iyce. В школе же в это вре- крепнут молодые рабочие ру- жаждующие труда. Неувязка или нет. Другие же готовы с распростертыми объятиями ветре тить молодое пополнение, дать ему старую, поработавшую несколько сезонов технику, чтобы в какой-то момент развести руками и сказать: «Никуда не способна нынешняя молодежь. Пог ов орим о нашей смене 1. КОЛХОЗ НАЧИНАЕТСЯ СО ШКОЛЫ

Ns 80 (5217) 3 ♦ 25 июля 1981 года i M i i i i i i i i i n i i i i i i i i i i i i i u i i i i H i m i t « З А Д Е Л © Л Е Н И Н А » iniiii iiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiiimiiniiiiiiiiniiiiiiiiitiiii Накануне уборки у р о ж а я О л ю д я х х о р оши х ♦ — Водтиеил готовятся к страде К уборке урожая готовятся не только хлебороба, но и все организации района, от которых зависит обслуживание механизаторов, занятых на осенней страде. В «Транссельхозтехнике» состоялось партийное собрание, наметившее мероприятия по оказанию существенной по мощи труженикам колхозов. В частности, в хозяйства района будет направлено 4 8 грузовых автомобилей и еще двенадцать — в соседний Татарский район. Автомашины уже сейчас полностью оснащены палатками для укрытия зерна, производится ремонт кузовов во избежание утечки хлеба. Словом, водители готовятся основательно к этому ответственному периоду. Двенадцать шоферов авто - мобилей «Урал-377» будут водить автопоезда. Это, значит, что за один рейс с тока на элеватор можно будет доставить около 13 тонн зерна. Планируется организовать двухсменную работу на большегрузных машинах. Важно не только отправить грузовой транспорт в хозяйства, но и наладить его бесперебойное техническое обслуживание. Поэтому шесть бензовозов будут регулярно производить заправку автомобилей горюче - смазочными материалами. Кроме того, на случай поломки предусмотрен выезд передвижной мастерской, укомплектованной всеми необходимыми запчастями и сварочным аппаратом. Два слесаря А. Д. Похлебин, Сергей Гудимов и электросварщик 10. И. Платонов постараются устранить неисправность в кратчайший срок. Уже сейчас четыре автомобиля из «Транссельхозтехники» заняты на заготовке .витаминно - травяной муки в колхозах «Путь к коммуниз му» и «Память Ленина». Водители депутат районного Со вета А. К. Виноградов, В. Ф. Клещенко, братья Алексей и Александр Щербаковы работают с полной отдачей сил вместе с комплексными бригадами по приготовлению питательных гранул. Предполагается направить автомобили в колхозы «Память Ленина», «Путь к коммунизму», «Наша Родина», имени М. Горького. Во главе каждого из звеньев, сформированных на этот период, станут опытные шоферы-коммунисты: депутат районного Совета Н. И. Циплаков, В. Г. Телегин, В. А. Дудинский, А. Ф. Питюков, П. И. Узких и другие. На собрании не было равнодушных, ибо речь шла о хлебе. Заинтересованно обсуж дали присутствующие ^условия социалистического соревнования, разработанные на уборочную страду. В них отраже ны меры морального и материального поощрения водителей, которые отправятся в колхозы. Во-первых, подведение итогов трудового соперничества намечено проводить через каждые десять дней. Во- вторых, на доску Почета пред приятия будут занесены имена лучших шоферов, в честь них будет подниматься флаг Трудовой славы. И что не менее важно, прямо на местах работы победителям будут тор жественно вручаться премии. По окончании уборки выявятся водители, занявшие три первых места. Их ждут награды: Почетные грамоты и денежные премии. Завоевать первенство не так-то просто, здесь мало только добиться высокой выработки, нужно избежать травматизма, хорошо знать противопожарные мероприятия. Поэтому на предпри ятии проводятся занятия по технике безопасности, изучаются противопожарные меры. Особое внимание обращено па быт командированных шоферов. Колхозы обязались создать для них необходимые бытовые условия, выделить общежития или гостиницы, обеспечить питанием, что, ко нечно, сыграет немаловажную роль в правильной организации труда и отдыха. В свою очередь коллектив «Транссельхозтехники» приложит все усилия, чтобы зерно нового урожая было засыпано в закрома Родины без потерь. М. ПОХЛЕБИН, секретарь парторганизации. П о з н а к о м и л и с ь м ы с н е й и ю н ь ­ с к и м ж а р к и м д н е м , к о г д а д о в е ­ ч е р н е й д о й к и о с т а в а л о с ь ч а с а д в а с в о б о д н о г о в р е м е н и . М а р и я С е ­ м е н о в н а Я к о в л е в а х л о п о т а л а п о х о з я й с т в у : з а н и м а л а с ь у б о р к о й , с т и р а л а б е л ь е , г о т о в и л а у ж и н . В с е н а д о у с п е т ь , — г о в о р и л а о н а . — С р а б о т ы п р и д е ш ь в д е ­ с я т ь - о д и н н а д ц а т ь в е ч е р а . Т ут и м у ж ч и н ы м о и с с е н о к о с а в о з в р а т я т с я , и м п о у ж и н а т ь н у ж н о , о т ­ д о х н у т ь . « М о и м у ж ч и н ы » — т а к с н е ­ с к р ы в а е м ы м п о ч т е н и е м н а з ы в а е т М а р и я С е м е н о в н а с в о е г о м у ж а Я к о в а В а с и л ь е в и ч а и с ы н а д е в я ­ т и к л а с с н и к а , н а р е ч е н н о г о т о ж е Я к о в о м , в ч е с т ь о т ц а . Г л а в а с е м ь и — п е р е д о в о й т р а к т о р и с т , в о з г л а в л я е т м е х а н и з и р о ­ в а н н о е з в е н о н а з а г о т о в к е к о р ­ м о в . К с л о в у с к а з а т ь , в В е с е ­ л о в с к о й б р и г а д е н е с к о л ь к о л е т н е и с п ы т ы в а ю т н у ж д ы в к о р м а х . 12 ч е л о в е к с т а в я т в с к и р д ы п о д е с я т ь с п о л о в и н о й т ы с я ч ц е н т ­ н е р о в с е н а и з м н о г о л е т н и х и о д ­ н о л е т н и х т р а в , о б е с п е ч и в а ю т з и м о в к у о б щ е с т в е н н о м у с т а д у . К а ж д о м у п о н я т н о , ч т о т а к о й о т ­ в е т с т в е н н ы й у ч а с т о к р а б о т ы н е д о в е р я т н е н а д е ж н о м у ч е л о в е к у . З в е н ь е в о й д о л ж е н н е т о л ь к о з а к о л и ч е с т в о и к а ч е с т в о в ы п о л н е н ­ н о й р а б о т ы о т в е ч а т ь , н о и з а з д о р о в ы й м и к р о к л и м а т в м а ­ л е н ь к о м к о л л е к т и в е . В п о л н о м с о г л а с и и ж и в у т в э т о й с е м ь е с т а р ш и е и м л а д ш и е . В о т и с ы н а с п я т о г о к л а с с а с с о б о й в о з и т . К р а б о т е п р и у ч а ­ ет . — П у с т ь и о н к к р е с т ь я н с к о м у т р у д у п р и в ы к а е т . В ж и з н и в с е г ­ д а п р и г о д и т с я . Я в ы с к а з а л а п р е д п о л о ж е н и е , ч т о н а к а н и к у л а х с ы н у , н а в е р н о е , и о т д о х н у т ь х о ч е т с я , д а и Я ш а с о в с е м е щ е п о д р о с т о к , м о ж е т б ы т ь , т р у д н о е м у ? — Т р у д н о , г о в о р и т е ? — в о з р а ­ з и л а М а р и я С е м е н о в н а . — Д а р а з в е п р и с т а л о т а к о м у п а р н ю п о д е р е в н е б е з д е л а х о д и т ь ? М н е и д е в ч о н к и в с е г д а н а ф е р ­ м е п о м о г а л и . В с п о м н и в д о ч е р е й , М а р и я С е ­ м е н о в н а , н е с к р ы в а я о з а б о ч е н ­ н о с т и , в з д о х н у л а ; V W V A A / W W W W N / W W V W W W W W V N . С в о и м примером ^ А А А Л А Л Л Л А Л Л А А Л Л А Л Л Л А Л Л Л Л Л А Л А Л А Л / — С т а р ш а я , Л ю д м и л а , у ж е о т о ш л а о т д о м а . Г о д , к а к у ч и ­ т е л ь с т в у е т в О с т я ц к е . И м л а д ­ ш а я , Л ю б а ш а , т о ж е ш к о л у з а ­ к о н ч и л а , м о ж е т у ч и т ь с я к у д а п о е д е т . Т р у д н о м н е б у д е т б е з н е е . Б ы в а л о , в о с к р е с е н ь е и л и к а н и ­ к у л ы в ш к о л е , а м н е о т н е е п о ­ м о щ ь . В и з б е п о р я д о к н а в е д е т , и н а ф е р м е е й в с е з н а к о м о . И р у к а м и п о д о и т ь у м е е т , и а п п а ­ р а т п о д к л ю ч и т ь . Т у т у ж е й п о д ­ с к а з ы в а т ь и н а п о м и н а т ь н е н а д о . М о ж е т б ы т ь , д е т и в с е м ь е Я к о в л е в ы х и н е с т а н у т в б у д у ­ щ е м м е х а н и з а т о р а м и и л и д о я р ­ к а м и — п о к а н е и з в е с т н о к а к о й п у т ь и з б е р у т о н и д л я с е б я , н о о д н о м о ж н о с м е л о с к а з а т ь , ч т о в с е г д а о н и б у д у т ц е н и т ь и у в а ­ ж а т ь т р у д , п о т о м у , ч т о х о р о ­ ш и м и н а д е ж н ы м у р о к о м п о с л у ­ ж и т и м р о д и т е л ь с к о е н а с т а в ­ л е н и е и л и ч н ы й п р и м е р . В о д н о м д о м е с Я к о в л е в ы м и ж и в е т и х м а т ь , — с в е к р о в ь М а ­ р и и С е м е н о в н ы . И ч т о п р и м е ч а ­ т е л ь н о : о ч е м б ы н и з а ш е л р а з ­ г о в о р , М а р и я С е м е н о в н а у ч а с т л и в о о б р а щ а е т с я к с т а р у ш к е з а с о в е т о м , з а п о д с к а з к о й . В е д ь 2 3 г о д а о н и ж и в у т н е р а з л у ч н о . 1— Д а е с л и б ы н е м а м а , р а з ­ в е с м о г л а б ы я д в а д ц а т ь л е г д о я р к о й п р о р а б о т а т ь , — г о в о ­ р и т М а р и я С е м е н о в н а . -— В е д ь н а д о й к у к а ж д ы й д е н ь в п я т ь ч а с о в у т р а у х о д и ш ь . А о н а д е ­ т е й в ш к о л у п р о в о д и т , н а к о р ­ м и т их, х о з я й с т в о д о с м о т р и т . У м е н я с е й ч а с е щ е п я т и л е т н я я д о - ч у р к а р а с т е т , а я н а р а б о т у у х о ­ ж у с о с п о к о й н о й д у ш о й . З н а ю , ч т о д о м а у м е н я в с е в п о р я д ­ ке. Б е с с п о р н о , р а б о т а д о я р к и с в я з а н а с о с о б ы м и т р у д н о с т я м и . Х о л о д и л и д о ж д ь , а к о р о в н у ж ­ н о в о в р е м я п о д о и т ь , н а к о р м и т ь . О н и в е д ь т о ж е к р а с п о р я д к у п р и в ы к а ю т и д о я р к и н и к о г д а н е н а р у ш а ю т э т о т п р и в ы ч н ы й р и т м . И п р е д с т а в л я е т с я м н е м и р н а я , с о н н а я д е р е в е н с к а я т и ш и н а . Н а д р е к о й п о д н и м а е т с я г у с т о й у т р е н ­ н и й т у м а н , и п е р в ы е л у ч и с о л н ­ ц а т о р о п л и в о с л и з ы в а ю т е г о н а о т к р ы т ы х п о л я н а х . Т о л ь к о в о д в о р а х , г д е ж и в у т д о я р к и , с л ы ­ ш а т с я т о р о п л и в ы е ш а г и , х л о п а ю т к а л и т к и . В м е с т е с д р у г и м и и д е т п о п у с т ы н н ы м у л и ц а м с е л а М а ­ р и я С е м е н о в н а Я к о в л е в а , с п е ­ ш и т н а ф е р м у . М ы с л е н н о п р е д ­ с т а в л я е т н а с т у п и в ш и й т р у д о в о й д е н ь , ч т о - т о р а с с ч и т ы в а е т , п л а ­ н и р у е т . С к л а д ы в а е т с я о н в р о д е б ы и з п р и в ы ч н ы х и з н а к о м ы х д е л , н о , в м е с т е с т е м , в н е м в с е г д а е с т ь ч т о - т о н о в о е . О д н о з а с т а в л я е т р а д о в а т ь с я , д р у г о е — о г о р ч а т ь с я . И б е з э т о г о н е м о ­ ж е т с о с т о я т ь ж и з н ь . М а р и и С е м е н о в н е н е в ч е м с е б я у п р е к н у т ь . З а х о р о ш у ю р а ­ б о т у о н а м н о г о р а з н а г р а ж д а ­ л а с ь П о ч е т н ы м и г р а м о т а м и о т п р а в л е н и я к о л х о з а . В е с е л о в с к а я ф е р м а н о с и т з в а н и е « К о л л е к т и в к о м м у н и с т и ч е с к о г о т р у д а » . И в э т о м ч а с т и ц а е е с е р д ц а , е е п о ­ н и м а н и я п р и ч а с т н о с т и к о б щ е ­ м у д е л у . Г. С У Н Я Й К И Н А . Г р у з и н с к а я С С Р . О г р о м н ы е п л о щ а д и з а н и м а ю т в р е с п у б л и к е ч а й ­ н ы е п л а н т а ц и и . С о т р у д н и к и В с е с о ю з н о г о н а у ч н о - и с с л е д о в а т е л ь ­ с к о г о и н с т и т у т а ч а я и с у б т р о п и ч е с к и х к у л ь т у р ( В Н И И Ч С К ) п р е д ­ л о ж и л и к ш и р о к о м у в н е д р е н и ю в п р о и з в о д с т в о н о в ы й с о р т ч а я « к о л х и д а » . О н о т л и ч а е т с я в ы с о к и м и к а ч е с т в а м и : с т о й к и м а р о м а ­ т о м , н е ж н ы м п р и я т н ы м в к у с о м , я р к и м ц в е т о м н а с т о я , х а р а к т е р н ы м ' . д л я ч а я , в о з д е л ы ­ в а е м о г о в г о р н ы х р а й о н а х И н ­ д и и . П о у р о ж а й н о с т и «’к о л х и д а » , в д в о е п р е в о с х о д и т с у щ е с т в у ю ­ щ и е с о р т а . К р о м е т о г о , у р а с т е ­ н и я к р у п н ы е л и с т ь я , о б л е г ч а ю ­ щ и е м е х а н и з и р о в а н н ы й и р у ч ­ н о й с б о р . П р и о ц е н к е п о д е с я т и б а л ь - н о и с и с т е м е « к о л х и д а » п о л у ч и ­ л а 5 , 7 5 - А 6 , 2 5 б а л л а , в т о в р е ­ м я , к а к л у ч ш и е с о в е т с к и е с о р т а « б у к е т Г р у з и и » , « б у к е т А з е р ­ б а й д ж а н а » , « б у к е т К р а с н о д а р а » о ц е н и в а е т с я в 5 — 5,5 б а л л а . В о д и н н а д ц а т о й п я т и л е т к е н о ­ в ы м с о р т о м ч а я б у д е т з а н я т о 2 5 0 0 г е к т а р о в . Н а с н и м к е : в о р а н ж е р е е и с ­ к у с с т в е н н о г о т у м а н а Ч а к в с ' к о г о п и т о м н и к а , г д е в ы р а щ и в а ю т с я , с а ж е н ц ы « К о л х и д ы » . Ф о т о Н. А н а с т а с ь е в а ( Ф о т о х р о н и к а Т А С С ) правление колхоза имени XXII съезда КПСС и п Гражданцевс- кую восьмилетнюю школу. Колхоз — одно из крупных сельскохозяйственных -предприятий района. Отсюда государству ежегодно отправляется сотни тонн молока, десятки тонн мяса, зерна. Его автотракторый парк — это 47 различных марок тракторов, 23 — автомобиля; хлеб здесь убирают комбайнами, сено — самой современной техникой, способной в день уложить в скирды сотни, тысячи центнеров. И все же есть в кол хозе проблемы, которые все острее поднимают вопрос: а что же дальше? Действительно, что будет через несколько лет, если уже сей час ощущается в колхозе дефицит механизаторских кадров, если уже сейчас с тревогой смотрят на ферму: кто завтра придет сюда работать? Надежда вся на молодежь. Надежда, обоснованная теоретичес ки больше, чем практически, если брать во внимание именно колхоз имени XXII съезда КПСС. Что это так, следует обратить свой взор на школу. На последней сессии сельсовета директор школы М. Д. Кузнецова говорила: — Общеизвестно, что работа с кадрами начинается в школе, с воспитания у юношей и девушек любви к селу, к труду земледельца и животновода. Эту задачу мы сможем решить толь ко при обоюдном, согласованном действии. Колхоз должен оказывать всемерную помощь школе в укреплении материальной базы, в пропаганде сельскохозяйственного труда. Я считаю, что члены правления и парткома колхоза, его специалисты, руководители среднего звена должны находить время и чаще бывать в школе, интересоваться учебой не только своих детей, но и детей колхозников, присутствовать на родительских собраниях, пионерских сборах и комсомольских собраниях, не только в нашей, Гражданцевской школе, но и в Северной средней, так как там учится немало наших выпускников, наших детей. Почему бы нам не организовать слет выпускников восьмилетней и средней школы, в котором бы приняли участие и передовики производства колхоза? Любовь к труду, в том числе и к крестьянскому, прививается исподволь, не приказом по школе или приказом родителей. Любое такое издание бессильно сделать мальчонку трудолюбивым, готовым видеть в зеленом ррстке ржи радость созидателя. И последние годы накоплен богатейший опыт организации трудового воспитания школьников. Есть он и в нашем районе. Его только надо обобщить и сделать достоянием всех школ. Почему бы, предлагает М. Д. Кузнецова, не создавать на лето производственную бригаду из учащихся 9 — 10 классов, окончивших Северную среднюю школу. В ней бы, в этой бригаде, юноши и девушки под руководством наставников осваивали так необходимые колхозу специальности тракториста, комбайнера, животновода. От кадрового дефицита можно избавиться. Для этого необходимо привести в действие все методы воспитания, все каналы освоения молодежью сельскохозяйственных профессий: ученические производственные бригады, работа на пришкольном огороде, где бы выращивались овощи, обучение в профтехучилище, освоение профессии у опытных наставников методом индивидуального обучения и так далее. Но для всего этого нужны конкретные решения, чтобы была ясной картина, что хочет и может колхоз, что требуется от школы, что ждать от семьи. У Некрасова есть такие строки: «Поэтом можешь и не быть, а гражданином быть обязан». Ведь это как раз о том, что совсем не главное, какую должность, специальность ты имеешь, а главное заключается в том, какую пользу ты приносишь людям, обществу. Мы же, со мною, по-моему согласятся все, ждем от наших детей именно гражданского отношения к жизни, к труду. А. ШАРАПИНСКИЙ.

RkJQdWJsaXNoZXIy