ОРГАН СЕВ Е Р Н О Г О РАЙКОМА КПСС И РАЙОННОГО С О В Е Т А НАРОДНЫ Х Д Е П У Т А Т О В НОВОСИБИРСКОЙ ОБ Л АС ТИ Вы ход ит по вторникам, четвергам и субботам. Г а з е т а о с н о в а н а 20 июля 1935 г о д а № 114 ( 5 0 8 6 ) С У Б Б О Т А 4 О К Т Я Б Р Я 1980 года Цена 2 коп. 5 о к т я б р я — Д е н ь у ч и т л я м т т г ч т т т - ВСЕНАРОДНОЕ ттшшт Г ОР ДОС Т Ь СОВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В первое воскресенье октября каждого года советский народ отмечает День у ч и т е л я — празд ник трехмиллионной армии людей, чей тр уд и талант посвящен формированию духовного обли ка детей и молодежи. Ведущее место в дальнейшем по в ыш ении уровня учебно-воспитательной работы принад лежит учителю- Именно он призван пробуждать у ш к оль ников ж а ж д у знаний, стремление глуй же и з уч а ть основы на ук. Сейчас в районе трудится 121 учитель, из кото рых 63 имеют высшее образование, два з а с л уж е н ны х учите ля Р С Ф С Р — А. П. Гламаздин и Е . II. П ут и н , 27 отличников народного просвещения, старший учитель — Н. Т. И л ьины х - Многие учи теля награждены зн ачком « У д а р н и к социалистичес кого соревнования», почетными грамотами облоно, обкома партии, райкома КП С С , РОНО и райкома ВЛ К СМ . Е с т ь у нас и орденоносцы — 0 . Е. 1л ущенко и А. А. У с т ь я н ч и к - В нашей стране о к о л ь н ы й учите ль — это одна из са мы х по ч етны х , с а м ы х уваж ае мы х профессий. Верно говорят, что человек своим "рудом исцеляет природу, но тр уд учи теля тем ценен и прекрасен, что он формирует самого человека. И кем бы он ни стал в жи зн и : рабочим или ученым, космонавтом или механизатором, — каж ды й с чувством благодарности вспоминает •своего первого учителя, свою школу. Не знаю, сколько учеников прошло через руки А- А. У с т ь я н ч и к , Т. М. Бабкиной, М. С. Любимовой, Н. И. Мискевич , М. Н. Петровой, И. Е. Никифоровой, В. М- Арыковой, Н. А. Лега чевой за все годы их работы. Наверное, им бы ло бы тесно, вздумай они собраться вместе. Но знаю твердо, что все они нашли свое место в жи зни. Знание и н ди вид у ал ь ны х особенностей каж дого ребенка и классного коллектива, сочетание фронтальных, г р у п п о в ы х и ин ди вид у ал ь ны х форм обучения с жи знью , использование разно образных методов и приемов, на правленных на развитие познавательных и тво р ческих способ ностей детей — вот что характерно для Г. В. Мокроусовой, у ч и т е л ь н и ц ы Веселовской начальной школы, А. П. Семеновой — учи т е л ь н и ц ы Биа зинской средней школы, У . 11. Гридиной из Северной средней школы . Г В. Дмитриевой из Чебаковекой восьмилетней школы. Гл у б о ки х зн ан ий добиваются на своих уро к а х Л. А. Николаева и Р. И. Акатьева , учите ля ру сско го я зы к а и л и тер атуры Би а зи н с к о н сред ней ш колы , Р. М- Васильева из В ерх -Краснояр ской средней ш колы , 3. II. Голубева из Ч у в а ш и и екой, Н. Ф. Власенко из Гр ажданцевской, А. Т- М а х н ы т к и н а из Останинской. Т. И. Гришина из Коб. Кордоновской восьмилетних школЧеткость ведения урока, объяснение темы, цели, задач, которые должны ра зрешиться на нем, ло гические переходы от одного этапа урока к другому, подведение итога — вот что харак терно для работы эт и х учителей. Опыт ный и с и л ь н ы й для успешного реше иия задач обучения и во сп и тания у ч а щ и х с я коллектив словесников Северной средней ш колы — Т. М. Сазонова, Т. М. Коновалова, ! • Д. Багрова, Г. Ф. Кемелева, А. Е. Новикова, Г. А. Виноградова. Проводят они у роки г. хоро шем темпе, логично, эмоционально и четко объясняют новый материал. Умение использо вать на уроке приемы самостоятельной работы, осознанного усвоения новой т е м ы ' каждым уче пиком помогает формированию прочных навыков у учащ их ся . У ч и т ел я 3. П. Сазонова, К. В. Я к им о ва , Е. Д. Колмакова , М. И. Кур ц ев а, Г. И. Савина, Р. А. Я ковлева, Л. И. Воробьева, Т. Н. Крюш кина, К! А. Аксен тьева, Ф. П. Миронова, М- Д. Кузнецова, М. М. Ш и ш к и н а , Л. И. Ш урш е ва . 3. В. Голубцова умеют ра с к ры т ь детские души. Влюбленность в свое дело, работоспособность, целеустремленность , т ворческий пои ск наиболее эффективных приемов и методов обучения — таковы ха рактерные черты этих педагогов. ц Ж аж да деятельности , полезной людям, пожа лун, главное в характере старейших учителей М- М. С мы ка , Т. П. Савастеева, Т. В. Ш и ш к и н а , К. В. Дребенцовой, Н. М. Юдина, А. М ЮдинаОбязанность всех педагогов — повыш а ть эффективность урока — основной фермы орга низа ции учебно-воспитательного процесса, — добиваясь, чтобы к аж ды й обеспечивал глубокие и прочные знания ш к ол ь н и к о в , вырабатывал у них п р ак тич е ск ие умен ия и навы ки , форми ровал к ом м у ни стич е ски е черты личности. Соверш енствовать всеобщее среднее образо ванне — важн ейш ая задача школы. Это граж да н ск ий долг учи тельства , в этом его самая большая ответственность перед партией, перед народом. У ч и т ь всех и у ч и т ь хорошо — вот к чему должен стреми ться к аж ды й учитель. Он должен ^быть для подростка примером богатства духо вн ой жи зн и . Л иш ь при этом у сл ов ии он имеет моральное право восп и ты ва ть . У ч и т е л ь — человек, чей труд, чья ж и з н ь посвящены служе нию народу, в ч ь их р у к а х будущее ст р аны — дети. В с т р ет и т ь в ы с ш и й форум парти и дальнейшим повышением эффективности и качества всей деятельности — вот задача, которая стоит перед каж ды м работников просвещения. С празднином Вас, дорогие у ч и т е л я ! Новых Вам творческих успехов! Л - Ю Р Е ВИ Ч , зав. РОНОСердечное поздравление Районный комитет партии и исполком районного Совета народных депутатов сердечно поздравляют у ч и те л е й , воспи тателе й дошкольных у ч реждений, всех работникоз народно го образования района с замечательным праздником — Днем у ч и т е л я . • Героизм учи те л е й , скромный и будничный, проявля ется в повседневном кропотливом труде , в постоянном горении, в умении отдать весь жар своего сердца детям. Нелегко дается ему у с п е х : ценой т руда , терпения, раздумий, ра дестей и огорчений. Но п у т ь у ч и т е л я прекрасенУ сп е х и советской школы предопределены неустанной заботой Номмунистической партии и Советского государс тва о совершенствовании начества и эффективности обучения и воспитания, об у ч и те л е — своем надежном помощнике в воспитательной деятельности . Педагогическими коллективами района в союзе с общест венностью немало сделано д л я выполнения решений X X V съезда КПСС , последующих постановлений партии и правительства о народном образовании. Ширится патриоти ческое движение « О т творчески работающего у ч и т е л я — к творчески работающему к о л л е к т и в у » , живет и де й ств уе т - почин волгоградцев, подхваченный многими педагогически ми коллективами района, « К а ж д о м у у р о к у — о т л ич н ую под го тов к у , современные методы, высокое к а ч е с т в о » . У ч и т е л ь продо лжает себя в уч е н и к а х . Р е з у л ь та ты его труда — в судьбах учеников. Дорогие товарищи! В э то т торжественный день район ный комитет К ПСС , исполком районного Совета народных депутатов желают вам доброго здоровья, новых успехов в вашем благородном труде , большого ли чного сча ст ь я ! Райком КПСС Райисполком З а с ы п а е м Гражданцево (по телефону). Как. сообщил секретарь па рткома колхоза имени X X I I съезда К П С С А. И. Воробьев, здесь успешно прошла з а с ы п к а семян озимой ржи- 1 3 6 8 центнеров ее прошло первую обработку. Засы п ано с е м е н а 2 7 4 5 центнеров семян овса. Для полной нормы необходимо еще о,коло 1 5 0 0 центнеров. В колхо з ный закром отправлено 1 7 0 0 центнеров семян пш ен ицы . Это — почти половина плана. о я о ь н а ш е т е м В колхозе «Восхо д» несмотря на то, что план взмета зяби вы полнен, работы по всп аш ке по лей продолжаются- Отлично работают на этом у ча стк е пр оизв одства механиза торы Г. Голубев и Е . Зарубин. Сезонное задание ими выполнено соответственно на 1 1 5 и 1 3 0 процентов. Н. С Е М Е Н О В А . Т е х н и к у н а зи м не е хр Зако нч ил и сь уборочные рабо ты на полях нашего колхоза- Сейчас забота механиза торов— подготовить всю уборочную тех н и к у к зимнему хранению, отре монтировать ее к следующей страде. Несмотря на то, что комбайне ры И. А. Арх ипов , Г. А. Колпа щиков, А. А- Вдовин и В. И. Зо л о т у х и н после завершения уборки зерновых в своем хозяй стве по могли колхозу имени X X I I съез да К П С С , все к омбайны помыты , с н я ты цепи, рем ш и теперь ве д у тся работы i/o по ста новке и х на л и н е й к у хр анения- Два ком байна — на ремонте в мастер ской, Поставлена на зимнее храпе пне часть сеноуборочной т е х н и ки: поперечные и валковые граб ли, толкающие во л о куш и . Т р а к т о ри стам и маш ини стам , кото рые э к с пл у а тир о ва ли э т у т е х н и к у , не обходимо у с к о р и т ь п о с т а н о в к у механизмов на л и н е й к у готовнос ти до на с т у п л е н и я холодов. Н. Б У Г А Е В , г л а в ны й инженер колхоза им М. Го рько го. - а !
2 i i i i i i i i i i i i i i i i i i ! i i i i i i i i i i i i t : i i i i i i i i i i i i i i i i ! i ! i i i i i i i i i i i i i i i i i i f i i i i i i , ЗА Д Е Л О Л Е Н И Н А » 1111!! IIJ11Н11 i 11! 11111П11 i 111111 № 114 (5 0 8 6 ) ♦ 4 октября 1980 года Мы высоко ценим подвиг героев, которые отстояли завоевания Октября на поле брани, поднимали из руи н разрушенное войнами хозяйство, создавали наше экономическое могущест во, штурмовали твердыни науни и покоряли космос. В ряде э тих замечательных подвигов с т о и т и т р у д у ч и т е л я — скромный, но требующий постоянного напряжения всех духовных с и л , мудрого терпения и великой любви к детям, 'любви н народу, к своему де лу , Л . И. Б Р Е Ж Н Е В . П Р И З В А Н И Е ! Е с л и внимательно вглядеться в фотографию этой ж е н щ и н ы , то по ней можно понять, что прошла она не л е гк и й ж и зн е н ны й путь . Седина, морщины, ск л ад ки у рта. Эти, ви димые всем и к аж дому пр иметы возраста скры вают и оттеняют други е, о кото рых Ольга Евдо к им о вн а Г л ущ е н к о в разговоре ста рается умал чивать . Но я считаю, нелишне ска з а ть о том, что Ольга Е вд о ки мовна за свою педагоги ческую деятельность награждена юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 1 0 0 -л е т и я со дня рождения В. И- Ленина» , Почетной гра мотой Новосибирского обкома профсоюза работ ников просвещения вы сш ей школы и научных учреждений, знаком «О тличник народного про свещения», орденом Трудового Красного Знамени. .Скупые данные автобиографии, взятые из личного дела, так зн акомят нас с началом ее жизненного пути . « . ..В 1 9 4 0 году окончила О стяцкую неполную среднюю школу. В 1 9 4 3 году получила аттеста т о среднем образовании-..» За этими стр очками незримо встают беспечнодетские мечты и раздумья о смысле жи зни. Трудно сейчас уже сказать, что помогло Ольге Евдокимовне в конечном итоге выбрать профессию педагога. Но, если сейчас мысленно о ки н у т ь весь ее трудовой пу ть, — можно с уверенностью сказать: она не ошиблась. Призвание. Возможно оно пришло к ней тогда, в мае 1 9 4 3 года, когда придя в качестве во спитательницы в Б и а з и н с к и й детдом, она впервые увидела своих первых, смотрящих с немым ожиданием учеников . И сразу же, не откладывая свое решение в долгий ящ и к , 0. Е- Гл ущенко поступает на заочное отделение К у й бышевского педучилища. В августе 1 9 4 4 года районо переводит ее 'заведующей Морозовской начальной школой, относящейся к Би а зи н с к о м у сельскому Совету- Есл и раньше приходилось т о л : к о дума ть о том, к а к лучше построить урок, качественнее препо дать знания, то теперь т яж ел ы м грузом легли на плечи хозяйственные заботы: заготовка дров, обеспечение ш колы наглядными пособия ми, побелка и покра ска помещения. Незаметно пролетало время. С годами накап ливался опыт, совершенствовалось педагогичес кое мастерство. По ряду причин пришлось вна чале перейти в Би а зи н с к ую ш к ол у учи тельни цей начальных классов, затем в Остяцкую, ну а потом в Б е р г у л ь с к у ю на т у же должность. Все это помогло ей понять внутренний мир своих учеников, перенять для себя все лучшее из опыта преподавания в ра зных школах. Л это так необходимо для учи теля , ведь на стоящий педагог — это творец человеческих душ. А. Ш ИШ К И Н . На снимке: О- Е . Гл ущенко. Фото Б. Королева. мое родительское слово Результа т своего труда учи толь может увидеть только че рез годы. Труд педагога не срав нить ни с каким другим. День за днем ведет он за собой тех, кто потом будет нужен и поле зон обществу, отдавая им все лучшее, что когда-то заложили в него такие же добрые замеча те льные учителя. Многие педагоги моей школы уже видят плоды своего труда. Не зря они прожили жи знь: вое питали много хо роших и чест к ы х людей, многим помогли най ти место в жизни. А некоторые у чени ки последовали их приме ру и теперь уча т детей в своей же школе, отдавая знания и силы. во спиты вают достойную смену . Сегодня, в День у чи теля , мне хочется сказать несколько добрых, т е плы х слов в адрес всех учителей Северной средней школыПрошло 25 лет, как прозвучал для меня последний звонок, к а к я расста лась со своим классом и учителями. Но и сегодня- при встрече с ними, я ч ув ствую се бя как -то иначе, чем с остальны m i l знакомыми и близкими мне людьми. Я ч ув ств ую себя перед ними ученицей и до сих пор. К а к сегодня, помнится торже ственная лин ейка, где нам, вы п у с к н и ка м , было уделено много внимания со стороны учителей, родителей и старших товарищей. Б этот день от них мы слышали напутственные слова, которые запомнились навсегда: «Кем бы вы ни были, где бы вы ни были, мы хотим, чтобы вы всегда оста вались людьми и твердо знали, с чего на чинать свой завтраш иий день». — Такой на каз да вал нам Иван 'Н икифорович Пин чуков, провожая нас в самосто ятельную жизн ь. И вот сегодня я говорю спа с ибо всем учителям за их благо родный труд. Говорю огромное спасибо с у п р у г а м Маевским, П инч уко вы м . Юрьевым- Они учили меня и моих дочерей. Вдвойне вам спаонбо. -Спасибо за то, что вы вложили ч а сти ц у своего доброго сердца в нас, ва ших учеников. Е . ОСИПОВА, вы п у с к н и ц а Северной средней ш колы 1 9 5 5 года. Д О Б Р О Е П О Ж Е Л А Н И Е Прежде чем это письмо попало на страницу нашей газеты, оно проделало длинный пу ть. Прислал его б ы вш и й у че ни к Се верной средней школы , а ныне советский воин, в ы п ол н яющ ий далеко от родных мест свой и н т е рн ац ио н ал ь ны й долг. Небольшой те кст его наполнен те плыми словами и пожеланиями в адрес учителей в с вя зи с их профессиональным праздником. Вот оно. «Дорогая редакция, я с л у ж у за границей .Н о когда был дома, то всегда поздравлял своих родны х и учителей с их традиционным праздником. И сейчас хочу пожелать к р е п кого здоровья и большого сч а с тья в жи зни Нине Терентьевне И л ь и н ы х , во спитателям ясл и -са да Марии Терентьевне Савиной , Галине Алексеевне Зарубиной. А еще поздравляю моих дорогих учи телей Зинаиду Петровну Г р у - енко, Галину В а сил ье вн у Ц ы п л акову». Юрий С М Е Т А Н И Н . 4r+ //* /S + //-k //-k //-k //-k //-k /7+ / / :k //- k //- k //- k //- k /Г-к /У-к /г * « У ч и т е л ь , перед именем твоим по зволь смиренно пр еклонить кол ени » . Позволь, учитель, по к л о н и т ь с я тебе за то, что ты был всегда со мной: в детстве и отрочестве т ы у ч и л меня, в зр елости моей у ч и л детей, что я привел к тебе первого сентяб ря 1 9 . . . года. Позволь покло н и т ь с я тебе за то- что т ы был всегда с моим народом, был ря дом в радости и в горе, в мин у т ы то рж ес тва и в годы т яж ел ы х и с п ы т а н и й В е л и к о й Отечествен ной войны. К а к тебя зо вут, мой учи тель? Я помню тебя к а к Людмилу Д м и т р и е в н у (прости, за тр идцать с ' л и ш н и м лет, к а к мы расста лись- я забыл фдмилию), как А в г у с т у А ндреевну Окольздаеву, Н адеж ду П авл о вн у Ш к у р к о , Пав ла С тепано ви ча Стрепетова. В ы все у ч и л и ме ня в Н овосибирске, в той ш коле , которую я кончил весной 1 9 5 0 года- Я знаю имя твое, по т о м у что ты у ч и л мою дочь. Я знаю им я твое, потому, что м ы часто встречаем ся с то бой на у л и ц а х Северного. В о т т ы идешь , учи тель , точ нее — у ч и те л ь ниц а . Н и зе нь ка я , в о чк а х , немного с с у т у л и в ш а я с я . Г а л и н а М иха йл о вн а Маевская. — З др ав с т в у й т е . Г а л и н а Ми х а й л о в н а , — говорю я. — Здравствуйте, — отвечЬ ете В ы . И мы расстаемся- Так было вчера, неделю н а за д , ' год. И вдруг старые газеты, газеты во енных лет, открыли В а с иную , непривычную . Помните, к а к на чалась война? Помните, в к аж дом сердце зв уч а л призыв «Все вещевой лотереи, ежемесячно от числяю в фонд обороны свой однодневный заработок. Теперь я с радостью подписываюсь на -Во е нный заем и даю вз аймы го с у д а р с т в у 5 5 0 рублей, что рав но моему пя ти недельному зара ботку. лы, вся наша работа, вся наша ж и зн ь безраздельно отданы делу обороны Родины. Все для фронта, все для дорогих н а ш и х сынов и братьев-воинов! В первом номере газеты за 1 9 4 2 год читаем: «В фонд обороны страны еда К омандировка в прош л ое ------------- ------------------------------------- ...ПЕРЕД ИМЕНЕМ ТВОИМ для фронта, все для победы!» Все — значит теплую одежду и обувь, молоко и мясо, деньги на п о к у п к у и строи тельство тан ков и самолетов. Все — значит и свой повседневный труд В апреле 1 9 4 2 года В ы . Га лина Михайловна, в ы с т у п и л и в районной газете «За болыпевист ские к ол х о зы » . Тогда В ы ска за ли: — Я счастлива тем, что по могаю Родине громить врага- Я собрала и послала на фронт п о сы л к и с комплектом теплой одежды, полностью обмундирова ла бойца. Сдала в фонд обороны на 3 5 0 0 рублей облигаций Г о с у дарст венны х займов, приобрела на 1 3 0 рублей билетов денежноВ ы тогда, Галина Михайлов на, заведовали кур сам и райзо, учи л и председателей колхозов, бухгалтеров, бригадиров, учили тех, кто занял -эти посты, заме нив уш едших на фронт топа рищей. И та к по ступал и многие. Р> сентябре 1 9 4 1 года в Северной средней школе проходило собра ние, на котором вы с т у п и л а учи тельница Алекса ндра Тарасовна Теменева. — Товарищи, — ск азала она тогда, — партия и правительст во пр оявляют постоянную забо т у о бойцах, за щ ищ аю щ и х н а ш у Ро дину. Но в то же время и мы, т рудящиеся , не должны оставать ся в стороне- Все наши помыс но облигаций на 2 4 3 5 8 5 рублей. Н ал ич ны м и — 39 2 7 4 рубля. С большим успехом проходит подписка на денежно-вещ евую лотерею. Общая су мма к 3 0 де кабря 1 9 4 1 года составила 1 19 6 6 5 рублей. В счет оплаты билетов — 2 5 ты ся ч рублей». Но не только для армии были н у ж н ы деньги, одежда, продук ты пи тания- Для нее нуже н был к р е п к и й ты л, к оторый смог бы обеспечить фронт, оборонную промышленность питанием, сы рьсм. Сотни, т ы с я ч и подростков, дев уш ек , ж е н щ и н село за учеб ни ки машиноведения, стали ов ладевать сп ециальностями трак то риста. маш ини ста, комбайнера. человек организовали та кой к р у жок. Новое для себя дело о с в а и ' вали у чи теля Салуянов, Сумяше вокий , Малентьева, Олейник, Свекло, Федорова, Алтышева. А в колхозах района не прек ращалась работа, напряженная, -каждодневная. В середине мая 1 9 4 3 года девять пахарей сель хозартели «Северная заря» за первые дни посевной подняли 37 гектаров. Примером в работе были Ва силий С а м уш к и н и Кои стантин Башков, перевыполнив шие дневные нормы- Об этом узнали все благодаря беседе у чи тельницы А. А. Ощепковой. У чи тель -агит атор организовала детей на сбор колосьев. Она час то приходила на поля, читала сводки Совинформбюро, расска зывала о боевых действиях Красной Армии, о трудовых под в и г ах односельчан, колхозников др у ги х артелей. Она в ы п у с к а л а < стенные газеты. И все это — для фронта, для победы, которую ждали 1 4 1 8 дней-.. Идет по се лу учитель. С та ры й учи тель. Поклонись ему, това рищ. И поздравь с Днем учителя. Он за служ ил этого. А. Ш А Р А П И Н С НИ Й . ' + //-к / / * //-к / / i t //+ //-к / / * //+ / / + / / * / / * / / * / '+ //+ /S * //+ / / * //-к //Ъ //-к //Ъ //-к / / * / / * //-к / / i tW b / / * / / * / / * / / * //Ъ / / * / / + / / * //- к / /* / / - к / / i t //-к / / + / / * / /
ЗА Д Е Л О Л Е Н И Н А » i i i i i l l i i l i i i l l l i l l l i l l l i i l i l t l l l l t i l l l l l i l i l l l l i l i l i i i l l i l i f l l l l l l l l l l l i i l l l l l l l l l 3 4 октября 1980 года + № 114 ( 5 0 8 6 ) i n i i i i i i i i i l l i l l i l l i i l l l l i i l i i i i i M i l I l l К о ш т у н м с т ^ п е д а г о г В текущем году методическим кабинетом Северного рано но был обобщен опыт работы преподавателя Веселовской школы Галины Васильевны Мокроусовой по теме: «Специфи ка проведения уроков в малокомплектной школе». Педагогический стаж Г алины Васпл ь е в п ы сравнительно небольшой, но она за сл уж ил а право делиться своим опытом. Действительно, умелый подбор учебного и вспомогательного материала, организация урока и методика его проведения, аффективное использование времени позво ляют ей вести занятия на очень высоком уровнеУчеников у нее, к а к правило, около двадцати. И больше половины из них учатся только на «4» и «5». В дальней шем, по окончании третьего класса и переходе в Биазин окую среднюю школу, ее у ченики показывают глубокие и прочные знания. Недавно Галина Васильевн а стала коммунистом. Что ж, ^ p j P i t i a достойна быть в первых рядах строителей коммунизма. На снимке: занятия ведет Г. В- Мокроусова. Фото Б. Королева. Как п е р ед д о м о м м ат ери Октгбрь , как в детстве, к асит позолотой Края Hi бес, л^са и даль нолей. К нам снова сквозь всечасные заботы Приходит светлый День учителей. Как счастлив я, что ты живешь на свете, J t o i l самый верный, ^ настоящий друг! Уже темно, стучит в окошко вет^р, 11 на тетрадках лампы светлый круг. Опят ь до ночи шелестят страницы В твоих усталых ласковых руках... Пусть наша жизнь не может повториться, Вся жизнь т в о я—в твоих учениках. П пусть аэропорты и вокзалы Уводят нас от светлых школьных лет-— Жива в нас память актового зала, Жив выпускного бала дальний свет... Наполовину пройдена дорога, Что пролегает через жизнь мою. Стою опять у школьного порога Как перед домом матери стою. В. ФЕДОСЕЕВ. С ч Л. «Зинаида Петровна очеш уме ло преподносит новый материал. Приводит примеры из повседнев ной жизни, касающиеся нас са мих , даже непосвященный пой мег, о чем идет речь. Прекрас шли у ч и т е л ь » — Марина Войнова. « У нас, по-моему, все любят физику. У меня это вообще лю бимый предмет» — Павел Юрьев. «П амять о школе — это память о Зинаиде Петровне» — Света Зарубина. Эти слова о 3. П. Сазоновой, учителе физики Северной сред ней школы . Они говорят о мно гом. И для учителя — самая большая награда, когда его ува жают, ценят, помнят о нем, еле дуют его примеру. И можно сме ло сказать, что в этом отношении Зинаида Петровна счастл и вы й человек. При ее мягком характере, она может быть и строгой, и требо вателыюй- Но никто за двадцать три года, проведенных в школе, не видел ее в плохом настрое нии- А на уроке Зинаида- Петров на преображается, забываются С Т л И все посторонние дела. И остают ся только внимательные глаза у че ни к ов , кл а ссн ая доска, где она быстро записывает уравне ние, постоянно общаясь с клас сом. Зинаида Петровна любит свой предмет и делает все, чтобы его любили другие. На память ей приходят несколько фамилий бы вш и х в ы п у с к н и ко в , которые по святили себя физике: В а силий Кудряшов, Андрей Лн тв яков, Ирина Мизева, Зинаида Тара сенко. И среди сегодняшних уче ников есть ее надежда и опора: Саша Л икаровский , Света Карю кинаКабинет физики- На стенах портреты Коперника, Ломоносова, Ленца, Галилея, шкала электро м а гни тны х колебаний, приборы для проведения опытов — все, что помогает в работе преподава телю. Скажите , Зинаида Петровна, обращаюсь к ней, согласны ли В ы с та ки м мнением, что учитель, который несколько лет ведет свой предмет, на уроке говорит по заученному? - t \ В ж м — Конечно, глубокое знание предмета очень помогает. Но прежде, чем объяснить новый материал, каждый учитель зна ет сильные в классе у че ни к и или нет. И если не надеется, что все сказанное они быстро усвоят, старается дать матери ал очень подробно, раскладывая его, что называется но полон к'ам. При этом заставляешь де тей самих вспоминать ранее пройденное, стараешьс я сосредо точить их внимание на главномДействительно, если побыть ла уроке физики то можно по пять, что развитие самостояте льности и ин ициативы учащих ся, включение их в акти вную поисковую деятельность, учет возрас тных особенностей и уров ня знаний — Зинаида Петровна считает основными требованиями. В традиционный учи тельский День, хочется присоеди ни ться к пожеланиям, которые говорят ей ее ученики- Здоровья Вам, уважа емая Зинаида Петровна, счастья, плодотворной работы. Г . С У Н Я Й К И Н А . не так давно в нашей газете стали появляться ста тьи под руб рикой «Командировка в прош ?». Читая их , одни мысленно еносятся в далекое время своей молодости, другие с удив лением и радостью узнают под робности жи зн и родных и близ к их , третьи получают богатый материал для исследовательской работы. Р а вно д уш ных нет и не может быть, так как с газетных полос перед ними открывается живая история районаСегодня я бы хотел продолжить рассказ одной из «командировок», помещенной в газете .№ 10 1 от 6 сентября 1 9 8 0 года. Речь шла о первом сентября 1941 года, когда Антонина Ивановна Круп ницкая встречала у школьного крыльца пришедших у чи т ь с я ма 2Шньких первоклашек. ™ — Кто они были и к а т ело жилась их дальнейшая судьба? — обратился я к находящейся ныне на пенсии учительнице. — Трудно даже сейчас ска зать. — Антонина Ивановна смотрела на меня и, как бы раз говаривала сама с собой. — В то время директором Северной средней ш колы был Лев Никола свич Солуянов, большой души человек. Вот вместе с ним и встречала я тогда своих учени Д А Л Ё К О Е И Б Л И З К О Е ков: А л еш у Буянова , Валентина Выдрина, Алексея Гр ипковско го, Нетто Антипина, Валю И ко нии у, Валю Степаненко, Н и н у Макаро ьу, Валеру Данилова- Остальных, кто пришел тогда в первый класс, уже и не помню. Собеседница развела руками , к а к бы извеняясь за свою забыв чпвость, неспешно продолжала: — 0 дальнейшей судьбе их к ак -то не приходилось иьтересо ваться. Знаю лишь, что Алеша Б у я но в работал вначале ирепо давателем в школе, затем заве дующим сельскохозяйственным отделом в редакции. Петя Анти пи н — начальник райотдела милиции , Валера Данилов — ста ночник на заводе. — Антонина Ивановна, рас скаж ите , п о ж а л у й с та , немного о том, как работала школа во время войны. — Н у , тяжело, конечно, бы ло* в этом я. вам Америки не от крою. И дрова для ш колы заго тавливали сами, и в колхозе на суш ил к е работали, и в две сме ны с учениками занимались- По сорок с лишним учебных часов в неделю вели. (Цифра впечат ляет, если учесть , что на гру зка нынешнего учителя составляет всего 18 часов). Для нормального ведения за нятий не хватало учебников, поп т и совсем не было тетрадей. Вмес то них выдавали курительную бумагу, которую предварительно разлиновав, сшивали в толстые пачки. Чернила счита лись рос кошью, и изготовлением их зани мались сами ребята. Исходным материалом для этого служила сажа . Целая проблема возникла из- за света- Гото вились к урокам при сосновой лучине . Зимой не редко сл у ч а л и с ь перебои с тон ливом. П риходилось заниматься в ш а п к ах и вареж ках, отогре вать самодельные чернила за пазухой. — Дети, дети. Как быстро они взрослели в то время! — Антонина Ивановна потерла вис Ки, словно торопя одной ей из вестные воспоминания. — Бы ла я однажды в комиссии: учителей се л ь ск их школ награждали. А тут , как назло, занятия с р ы ваются- Директор и говорит: « Ты иди, а я посмотрю за твои ми...» Сам он в соседнем клас сс у ро к и вел. Ну, что делать? Написала я им задание на дос ке на все четыре урока и сама ушла. Все время пока заседали, места себе не находила. Только освободилась — бегом в школу- Сп рашиваю у директора — к ак ? А он руками разводит: забыл, дескать, не за гля н ул ни разу я в кл асс . Сидят мои ученики, первоклассники, перьями скри пят. Везде порядок, чистота. Де ж у р н ы й побежал, костюмчик одергивает, докладывает, что и как сделано. Он докладывает, а у меня слезы на глазах. Милые, думаю, хорошие вы мои! Вам бы поесть вдоволь, поиграть, да все проклятая война перевер пула, рано повзрослеть застави ла.-. Долог педагогический путь А н т о ни ны Ивановны К р у п н и ц кой . В 1931 году шестнадцати летней девушкой пришла она первый раз к своим ученикам (это было в деревне Платоновке), а в 1 9 7 1 ушла на з а сл уж е нны й отдых. Но не стареет душой че ловек, но-н астоящему чув ств ую щий свою ответственность за все происходящее. А. ТРИФОНОВ. П Е Р В О М У У Ч И Т Е Л Ю Давно окончена мною школа, прошло семнадцать лет -Позади далекое детство, но в памяти ос талось прекрасное воспоминание о школе и первой учительнице. Сейчас я вновь вместе со своей дочерью ж и в у делами и заботами третьего «б» класса. А класс, можно сказать , труд ный. И порой задумываешься, как ое же надо иметь умение в подходе к ним, терпение, настой чпвость, чтобы так умело управ лять этой, гудящей на перемене, ватагой. В Тамаре Федоровне Гусевой этих качеств вполне достаточно. Большой стаж работы, знания, опыт помогают ей во всем- И ребята замирают на уроке, в сл уш и вая сь в ровную, уверен ную речь педагога. Милая Тамара Федоровна, как стыдно порой становится за ре бейка, своего или чужого , когда он чем-то обижает Вас, в боль ишнстве случаев, конечно, неосо знании, по-ребячьи. И я увере на, пройдет время, дети станут взрослыми, а в памяти своей пронесут по жи зн и В аш образ, как самое дорогое воспоминание прекрасной поры детства. Простите и тех родителей, ко торые не понимают всей серьез ности дела обучения детей, не стр емятся чем-то помочь Вам. День учите ля — В аш самый большой праздник . Я уверена, что ребята всех поколений пом пят и не забывают Вас. К ом у -то В ы помогли исправи ть характер, кого-то на тол кнул и на мы сль о выборе полюбившейся потом про фесси, а кто-то Ваше доброе ело во о нем не забудет всю жизньИ в этот осенний день разре шите поздравить Ва с, уважав мая Тамара Федоровна с Днем учителя. Счастья Вам и крепко го здоровья. Н. КОРОТКОВА . «День учите ля» установ лен У ка зом Президиума Вер ховного Совета С С С Р от 29 сентября 1 9 6 5 г- Ираздну ется в первое воскресенье октября. * « # Общая численность армии со ветских у чи те л ей — 4 , 5 млн. человек, почти миллион из н и х — классные ру ково дители. * * # Важное место принадлежит заочному педагоги ческому об разованшо: здесь обучается 3 7 0 тыс. студентов. • • За 4 года десятой пятилет ки в ш к олы и другие учебно- воспитательные учреждения пр ишло 4 1 4 ты с . молодых специалисто в с вы сш и м обра зованнем и 2 6 6 тыс- — со средним специальным.
RkJQdWJsaXNoZXIy