За дело Ленина, 1980, № 107

Illlilllillllllllllllllllinilllliiiiiiiliiiiiliiliiiiliiiiiiiiiiliilii ЗА ДЕЛО ЛЕНИНА» lililiiiiliiiliiiiiiiiMiiiiiimiiii № 107 (5079) 4 19 сентября 1980 года СЕЛЬСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ. Есть на станции Козьмо- демьянск дом, мимо которого не прошел равнодушно, по­ жалуй, ни один человек. Струящимся кружевом резьбы ук­ рашены балкон, крыльцо, наличники. Все богатое убранство сделал своими руками хозяин дома Николай Павлович Ме­ льников, тракторист треста „Спецстроймеханизация". На снимке: Н. П, Мельников у своего дома-терема. Фото Б. Серепцева (Фотохроника ТАСС) = = Человек и его дело — ----- МУЗЕЙ ДЕДА ПУШКАРЯ Школа создает самое цен. ное, что только есть на свете, что дороже любых материаль. ных благ, — будущую смену. От учителей во многом зави­ сит, какими будут наши воспи танники. Буду^ ли они людь. ми добрыми, с широко разви. тыми духовными потребности, ми. интересами. Будут лк они подготовлены к труду, к жиз. ни, сумеют ли находить удов, летворение от сознания хоро. шо исполненной работы, смо. гут ли в будущем внести свой трудовой вклад в процветание социалистической Отчизны. Мир детской души... Прос­ той и знакомый с первого взгляда, а в действительности очень сложный и неизведанный. В нем уже своя первая ра. дость или первая горечь, пер. вая правда или первая ложь. Почему? Кто виноват? Кто оставил первый добрый или злой след? Учитель, ты — наставник и друг учеников, су мей найти на все ответ. Посту чись в этот мир — и пусть тебе откроют. Пусть тебе пове рят, поведают, что радует и что гнетет. Заслужи это! Сво им сердцем, тактом и внима. нием. Любовь к учителю — это любовь к школе, любовь к учебе, ко всему светлому, что окружает ребенка в школьной жизни. Жизнь предъявляет с каждым годом все более слож ные требования к общеобразо вательной школе. В помощь учителю Северная библио­ тека предлагает следующую литературу. ЗАСЛАВСКАЯ С. Г. Пер. вые шаги. Итак, дети пришли в 1 класс. Какие они все разные, разоб­ щенные. Ссорятся, дерутся, ’бесконечно жалуются друг на друга даже по пустякам. И пер вейшая забота учителя — сплотить эту разрозненную массу детей в единый дружный коллектив. Забота всех о каж­ дом и каждого обо всех — это показатель правильно вое питанного, дружного коллек­ тива. Уже в 1-ом классе в жизнь детей должны входить забота о Родине, о всей стране. Этому надо их научить. Уже в 1 классе перед учителем стоит задача воспитания у де­ тей идейной убежденности, патриотизма, самоотвержен- 'ности и мужества. Книга предназначена для учи телей начальных классов. СЕМЫКИН Н. П. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся в сель, ской школе. Пособие для учи­ телей. В книге раскрываются воп­ росы трудового воспитания и профессиодалвной' ориентации школьников в процессе учеб­ ной и внеклассной работы, по­ казаны роль и значение произ водительности труда в реше­ нии поставленных задач. Ре- К р у г ч т е н и я у ч и т е л я шительный 'поворот школы к улучшению подготовки молоде жи к труду в сфере материаль кого производства, к обосно­ ванному выбору выпускниками профессий — важная задача нашего времени. В книге показано, что эффек тивность трудового воспитания и профессиональной ориента­ ции возрастает, если максима льно используют материал всех изучаемых дисциплин; прово­ дят педагогическую консульта цию; широко пропагандируют рабочие профессии; включают учащихся в общественно-полез ный труд. КОВАЛЕНКО 3. В. и ЯЩЕН КО М. М. Формирование идей ной убежденности старшеклас. сников в процессе обществен, но.политической работы. Какой учитель не задумы­ вается над тем, с чем выходят в жизнь его питомцы? Готовы ли они постоять за коммуниста ческие взгляды и убеждения- ставшие для нас всех, советс­ ких людей, настоящим жизнен ным ориентиром? В книге на основе обобщения передового опыта школ расска зывается о содержании, фор­ мах и методах деятельности комсомольской организации по формированию идейной убеж­ денности старшеклассников. Авторы книги, рассматривая разнообразные формы участия школьников |в деятельности комсомольской организации (диспуты, теоретические кон­ ференции, политинформации!), излагают актуальные проблемы формирования ' идейной убеж­ денности школьной молодежи, показывают пути и средства их решения. Книга адресована учителям, цомсомольским работникам и всем, кто интересуется данной проблемой. КОНДРАТЕНКО А. Е. Се. льская общеобразовательная школа на современном этапе. (Вопросы трудового воспитания учащихся). В условиях социального, на учно-технического прогресса в нашей стране все более воз растает роль общеобразователь ной системы, и в первую оче­ редь средней школы, в ком­ мунистическом воспитании мо лодежи, в подготовке юношей и девушек к активному, твор ческому труду в народном хо зяйстве. Важным звеном в си стеме воспитания и обучения подрастающего поколения яв ляется сельская школа. В книге рассматриваются научно-педагогические проблё мы совершенствования учебно- воспитательного процесса в се льской общеобразовательной школе в условиях развитого социализма. Автор исследует вопросы формирования у школьников устойчивых интересов к науч­ ным основам сельского хозяй­ ства. умений и навыков сель­ скохозяйственного труда. 'Опи раясь на передовой опыт тру­ дового воспитания, автор раз­ рабатывает систему трудового воспитания и профессиональной ориентации в сельской обще­ образовательной школе. Книга адресована учителям и руково дителям сельских школ. ЕЛЬНИКОВ Д. П. и ХАНИН М. Б. Воспитание школьников в процессе трудового обучения. Воспитание молодого поко­ ления, подготовка его к жизни путем передачи опыта и зна­ ний, накопленных предшеству ющими поколениями, составля ло и составляет неотъемлемую часть трудовой дёятельност^ людей каждого общества. Труд всегда был, есть и будет основ ным средством человеческой жизни, создания благополучия и богатства страны, ее куль­ туры. В книге обобщен опыт ра­ боты автбров, а также учите­ лей труда некоторых школ Москвы по идейно.политическо МУ- трудовому и нравственно­ му воспитанию учащихся в процессе трудового обучения. В пособии рассмотрены пути и средства совершенствования школьников в свет;е решений XXV съезда КПСС; некоторые психолого-педагогические вопро сы воспитания на уроках тех­ нического труда; роль материа льно-технической базы в тру довом воспитании; роль учите ля труда как организатора во спитательной работы. А. ЯРМАН, методист ЦБС. Художник Николай Никито­ вич Пушкарев — не волшеб­ ник, но удивить гостя может многим. — Знаете, что это за вещи­ ца?-— спрашивает он, подводя к свисающей с потолка трубе из холста, к которой подве- шана на проволочках металли­ ческая решетка. — То-то! А ведь это светильник — им здешние жители пользовались еще лет • семьдесят назад. Нижняя решетка — для лучи­ ны. Нашел его у старьевщи­ ка. Правда, пришлось взамен отвезти пуда два тряпья, но выменял. А вот сундук,— по­ казывает хозяин на массив­ ный, окованный железом де­ ревянный ящик, — привезли из одной деревни сами жите­ ли. Обратите внимание на роспись. Очень ценная вещи­ ца. Множество деревень прое­ хал и прошагал Николай Ни­ китович, чтобы отыскать сот­ ни старинных предметов быта людей Полесского края. Ни славы, на житейских благ не требует за свой труд увле­ ченный человек. Хочет одно­ го: собрать воедино, сохра­ нить для потомков ценнейшие произведения творчества. Многое ему удалось осуще­ ствить. В собственной мас­ терской, потеснив себя в ма­ ленькую комнатку, он создал замечательный музей. И хотя сегодня этот музей еще не значится в справочниках, до­ мик невдалеке от Припяти и его хозяина — „Деда Пушка­ ря" — знают все жители Мо­ зыря. Совсем недавно г.о прось­ бе земляков создатель музея выставил здесь собственные работы. Николай Никитович работает в своем излюблен­ ном жанре — скульптуре ма­ лых форм. Материалом слу­ жит обычная глина. Смотришь на такие композиции, как „Свадьба", „Гусляр", „Братья- белорусы", „Прошлое Поле­ сья" и думаешь: вот что пи­ тает вдохновение старого ху­ дожника — история, быт, тра­ диции народа. Добрая улыбка, словно кусочек солнца, осве­ щает каждую фигуру. Николай Никитович не про­ пускает ни одной ярмарки. Он подолгу рассматривает де­ ревянные ложки, привезенные дедом из далекой деревушки, слушает, как гончар хвалит свои горшки, постукивая по ним палкой. Услышанное и увиденное запишет и зарису­ ет. А потом появляется новая работа художника, которая ук­ расит интерьер городского Дворца бракосочетаний или заводского профилактория, кафе или столовой, станет экспонатом музея или выс­ тавки. И З Д Е Н Д Р А Р И И - Н А У Л И Ц Ы 'Обновлению зеленого наряда городов и курортных мест Приморья способствует дея­ тельность горнотаежной стан­ ции Дальневосточного научно­ го центра. Коллектив выпол­ нил ряд интересных научных работ, вырастил и передал в производство свыше миллиона саженцев таежных растений. Уникальным музеем мировой флоры стал дендрарий станции, в котором собрано более 1300 видов растений из различных уголков земного шара. Глав­ ное место среди них занимает богатейшая коллекция дальне­ восточных древесно-кустарни­ ковых и лиановых пород. На экспериментальных уча­ стках специалисты изучают приживаемость и способы раз­ множения наиболее ценных видов дальневосточной флоры, перспективы их распростране­ ния в других районах страны. Ученые станции на основе многолетних исследований выя вили около 300 видов таежных растений, пригодных для пар­ кового строительства в про­ мышленных центрах Приморья. По их рекомендациям в скве­ рах и на улицах Владивосто­ ка, Уссурийска, Арсеньева, Спасска высадили такие дре­ весно-кустарниковые породы, как амурский бархат, манч­ журский орех, черноплодная рябина, японская айва, барба­ рис, рододендрон. Сейчас для ускоренного по­ лучения посадочного материа­ ла наиболее интересных видов дальневосточной флоры, кото* рые могут украсить улицы, создаются новые крупные пи­ томники. А. ГУЛЯНСКИЙ. В Никарагуа успешно проходит кампания по ликвидации не­ грамотности. 130 тысяч учителей-добровольцев разъехались по стране, чтобы научить писать и читать все население старше 10- летнего возраста. Текущий год объявлен годом ликвидации не­ грамотности — тяжелого наследия, оставленного свергнутым ре­ жимом 52 процента населения — неграмотны. тела. На снимке: занятия в одном из селений провинции Фотохроника ТАСС Хино- корр. ТАСС. Редактор А. Е. АНДРЕЕВ. КУЙБЫШЕВСКОЕ ССПТУ-18 объявляет дополнительный прием учащихся на 1980-81 учебный год по специально­ сти ПОВАР на базе Ю клас­ сов. Срок обучения 1 год. Принятые обеспечиваются питанием, стипендией. При поступлении необходи­ мо иметь: ДОКУМЕНТ О Ь ОБРАЗОВАНИИ, СВИДО® ТЕЛЬСТВО О РОЖДЕНИИ, СПРАВКУ С МЕСТА ЖИ­ ТЕЛЬСТВА, СПРАВКУ О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ, 4 ФОТОКАРТОЧКИ z разме­ ром 3x4. Адрес училища: 632350, г. Куйбышев, Новосибирская область, ул. Краскома, 5. НАШ АДРЕС И ТЕЛЕФОНЫ: Индекс 632380 с. Северное, улица Ленина, 22, Редактор— 91-434, зам. редактора — 91-187, сельхозотдел отдел писем — 91-283, бухгалтерия — 91-345, корректор — 91-375, типография — 91-595. 9М56. Индекс 52979 Северный филиал полиграфического объединения «Простор» г. Куйбышев, НСО Тираж 2470 Зак. 633 Объем 1 п. л. Высокая печать,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2